Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Зима. Зимние забавы».
Конспект НОД подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Зима. Зимние забавы».
Цель : Обобщение и систематизация знаний детей о зиме, зимних забавах.
Коррекционно-образовательные задачи : Актуализировать и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы». Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображённом на ней. Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже). Совершенствовать навык чтения слов. Автоматизировать произношение и дифференцировать сонорные звуки.
Коррекционно-развивающие задачи : Развивать связную речь, мышление, все виды восприятия, тонкую и общую моторику.
Воспитательные задачи : Воспитывать эмоциональный отклик на изображённое на картине, инициативность, самостоятельность.
Оборудование : Настоящий снег и лёд на подносе, снеговик-игрушка, карточки со словами, карточки с цифрами, картина «Зимние забавы».
1 . Логопед. Ребята, к нам на занятие пришёл снеговик и принёс карточки. На карточках написаны слова. Давайте прочитаем их и узнаем, о чём мы будем сегодня говорить.
Дети читают слова: СНЕГ, ЗИМА, ЛЫЖИ, САНКИ, ЛЁД.
К какому времени года относятся эти слова? (К зиме). Сейчас мы продолжим говорить о чудесном, интересном времени года – зиме!
2 .А что вы любите делать зимой? (Я люблю зимой кататься на лыжах. Я люблю зимой лепить снеговика. И т.д.)
3 . Как вы думаете, ребята: Какая зима? (Зима снежная, белая, красивая, морозная, весёлая и т.д.)
Давайте посмотрим, потрогаем и сравним снег и лёд (лежат на подносах)
Какой зимой снег? (Белый, липкий, пушистый, мохнатый, красивый…)
Какой зимой лёд? (Твёрдый, скользкий, блестящий, холодный, гладкий…)
4 . Пальчиковая гимнастика.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с гор, (Всеми пальцами проводят сверху
Мы любим забавы холодной поры! (Сжимаем и разжимаем кулачки)
5 .А сейчас вы составите рассказ по картине «Зимние забавы». Используйте такой план:
-Какое время года изображено на картине.
-Кто вышел гулять на улицу.
-Какое у них настроение.
– Что делает каждая группа ребят.
-Как относятся дети к зиме.
Дети рассказывают рассказ по частям.
(На этой картине нарисована зима. Дети вышли на улицу гулять. Им весело. Мальчишки играют в снежки. Они прячутся за снежную крепость. Маленькие детки слепили весёлого снеговика. Вместо рук они воткнули ветки. Вместо носа – морковку. Вместо шапки на голову надели коробку. Мальчик мчится с горы на санках. Другие ребята свалились с санок в снег. Девочка хочет на лыжах скатиться с высокой горы. Мальчик уже съехал на лыжах с горки. Он радостно машет девочке руками. Хорошо детям зимой! )
6 .Физкультрная пауза. (Подвижная игра с движением.)
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.
7 . Упражнение «Поиграем – посчитаем». ( Логопед показывает цифры от 1 до 10)
Мы не ели, мы не пили, мы снеговиков лепили.
Посмотрите и сосчитайте сколько весёлых снеговиков слепили дети.
Мы не ели, мы не пили, целый день снежки лепили .
Посмотрите и сосчитайте сколько крепких снежков слепили дети.
Мы не ели, мы не пили, а снежинки мы ловили.
Посмотрите и сосчитайте сколько красивых снежинок поймали дети.
8 . Снеговик предлагает поиграть в последнюю игру «4 лишний». Назовите, что лишнее и почему.
Лыжи, мак, санки, коньки.
Пальто, кормушка, шуба, шарф.
Лето, зима, вторник, весна.
9 . Итог занятия.
Логопед спрашивает детей, о чём сегодня говорили, что понравилось делать, что было сложным. Затем, оценивает работу детей.
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением ОНР
Залина Кайтукова
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением ОНР
Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности».
– Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Школа. Школьные принадлежности».
– Совершенствование грамматического строя речи.
– Совершенствование навыков составления и чтения слов, звукового анализа, анализа предложения.
– Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности.
– Развитие связной речи, всех видов восприятия.
– Развивать у детей умение рассказывать по плану;
– Развивать воображение и творческие способности детей;
-Воспитывать у детей аккуратность и чувство ответственности.
Оборудование: картинки с изображением школьных принадлежностей, игрушек, картинка- Растеряшка, Незнайка, настоящий портфель и набор школьных принадлежностей, карточки с предложениями, схемы предложений на доске, подарки от Незнайки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
– Ребята, скоро в вашей жизни произойдет очень важное событие – вы пойдете в 1 класс. Чтобы учится на отлично в школе, необходима хорошая подготовка. В детском саду вы готовились к школе целый год, учились выкладывать слова, составлять рассказы, отгадывать загадки, петь, рисовать и еще многому другому.
К нам сегодня пришел гость – Незнайка. Он тоже хочет пойти в школу, но он не знает, что необходимо для школы. Поможем Незнайке собраться?
Чтобы собрать необходимые школьные принадлежности, надо выполнить задания. За каждое правильно выполненное задание получаем 1 предмет.
2. Основная часть.
1.А вот и первое задание: Отгадайте загадки про школьные принадлежности.
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из класса в класс.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней
По черному белым
Пишут то и дело.
(Школьная доска)
Кто я, если прямота
Главная моя черта?
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
– С заданием вы справились, получаете первый предмет – ПОРТФЕЛЬ.
2. Следующее задание «Собери слова».
Используется пособие «Цветик- семицветик».
Дети «отрывают» по одному лепестку, на обратной стороне которых в произвольном порядке написаны буквы, соответствующие названиям школьных принадлежностей, отгадывают и записывают названия.
– За это задание вы получаете ТЕТРАДЬ.
3. Игра «Растеряшка» (Выставляется картинка с изображением Растеряшки)
– Растеряшка всегда всё теряет и вечно что-нибудь забывает. Пришла Растеряшка в школу. Все ребята достали учебники, а у неё нет (чего). Дети открывают тетради, а у Растеряшки нет (чего). У всех в пенале ручка, а у неё нет (чего). Дети достают карандаши, а у неё нет (чего). Как вы думаете, чего ещё нет у Растеряшки?
– Молодцы! Справились с заданием, ответили правильно, заработали ПЕНАЛ.
4. Подвижная игра «В школу». Импровизация движений в соответствии с текстом.
Скоро в школу мы пойдём,
И портфель с собой возьмём.
В школе будем мы читать,
Будем ручками писать.
На «отлично» все стараться!
Дети получают РУЧКУ.
5. Составление загадок-описаний.
Каждый ребенок, не глядя, вытаскивает картинку. Задача – рассказать о предмете, не называя его. Описать его внешний вид, для чего он необходим.
Дети получают КАРАНДАШ.
6. «Подбери схему к предложению».
Дети вытаскивают из «веера» карточку с предложением, читают его и прикрепляют карточку к подходящей схеме.
Дети получают ЛИНЕЙКУ.
7. Пальчиковая игра «Переменка»
Переменка! Переменка! Ритмичное сжимание-разжимание кулачков на обеих руках.
Отдохните хорошенько: Движения расслабленными кистями рук вверх-вниз.
Можно бегать и шуметь,
Танцевать и песни петь, Попеременное сгибание пальчиков обеих рук в кулачки.
Можно сесть и помолчать, Пальцы рук образуют «замок».
Только – чур! – нельзя скучать! Движения указательными пальчиками обеих рук вправо-влево.
Дети получают РЕЗИНКУ.
8. А теперь последнее задание «Собери портфель».
Необходимо по команде выбрать необходимые предметы и сложить в портфели. (Каждый ребенок собирает свой портфель).
Дети получают БУКВАРЬ.
Коллективное выкладывание звуковой схемы слова БУКВАРЬ.
3. Заключение.
– Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, показали готовность к школе, помогли Незнайке. У него теперь есть все необходимые принадлежности для учебы, но самое главное – это знания, которые он получил сегодня на нашем занятии и желание учится.
За помощь Незнайка благодарит вас и дарит вам памятные подарки.
Конспект логопедического подгруппового ООД в подготовительной к школе группе «Путешествие по зоопарку» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» «Путешествие по зоопарку» (конспект логопедического подгруппового.
Конспект интегрированного психолого-логопедического подгруппового занятия с детьми-логопатами в подготовительной группе Цель: Активизация энергетического потенциала организма ребенка и улучшение всех жизненно важных процессов. Повышение уровня самооценки и.
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР «Осень. Деревья осенью» Цель: Речевое и познавательное развитие детей в рамках работы по лексической теме «Осень. Деревья осенью» Задачи: Коррекционно-образовательные:.
Конспект логопедического занятия с детьми с ОНР в подготовительной группе «Зоопарк» Подготовила учитель-логопед Андреева С. А. Задачи: Коррекционно-образовательные: • Активизировать в речи детей названия животных Севера,.
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Прогулка по осеннему лесу» Лексическая тема: «Осень» Коррекционно-образовательные цели: -Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря,.
Конспект открытого подгруппового занятия с детьми подготовительной группы с диагнозом ОНР по развитию фонематического анализа Конспект открытого подгруппового занятия с детьми подготовительной группы с диагнозом ОНР по развитию фонематического анализа и синтеза.
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы «Звуковая полянка» Цель: Совершенствовать правильное произношение звуков Ш, Л в слогах, словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепление.
Конспект подгруппового логопедического занятия по преодолению ОНР у детей старшей группы «Звук [Н], буква Н» Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с ОНР Фонетическая тема: Звук [Н], буква Н. Лексическая тема: Фрукты.
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Письмо из Простоквашино» Форма учебного занятия: подгрупповое логопедическое занятие по дифференциации звуков [с], [ш] с использованием ИКТ Образовательная область.
Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня «Приключения в зимнем лесу» Подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня «Приключения в зимнем лесу». 1. Лексическая тема: “Зима”.
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: “Дикие животные”
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ
ПО ТЕМЕ “ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ”
Тема занятия: Дикие животные наших лесов.
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
– упражнять в образовании существительных именительного падежа единственного и множественного числа, существительных в родительном падеже множественного числа (много чего);
– согласование существительного с числительными 2 и 5;
– закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (образование названий детёнышей животных);
– упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.
Развивающие:
– расширять, обогащать и активизировать словарь по теме;
– способствовать развитию просодической стороны речи;
– способствовать развитию фонематического восприятия;
– развитие навыка связной речи;
– развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
– формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;
– воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Коробка-сундучок, домик, Пальчиковые куклы, предметные карточки «Дикие животные», «Детёныши животных».
Ход занятия:
Организационный момент. (Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия.)
Логопед: Сегодня необычный день, друзья, а потому что Маша к нам пришла, загадки принесла и попросила, чтоб мы их разгадали и сказочных героев из сундучка достали. (Логопед показывает детям пальчиковую куклу Машу, затем достаёт из коробки конверты с загадками.)
Кто ломает бурелом,
Очень просто мне ответь –
Кто зимой холодной
В лесу ходит злой, голодный!
Телят, ягнят ищет.
Сестрица волка, хитрая, ловкая,
В рыжей шубке-обновке,
Охотница за зайцами, курами, яйцами,
Проделки её сплетены небылицами.
А летом серенький,
Никого не обижает,
А сам всех боится.
До ушей зеленый рот.
В камышах она живет.
И в болоте хохотушка
Влезла ночью на мешок.
Позвала к себе детей.
Пусть крупою пошуршат!
Пошуршать бы пошуршали!
Только кошки помешали…
Логопед: Теперь, когда загадки отгадали, зверюшек в руки взяли, пришёл черёд дрессировать лесной народ.
Логопед проводит пальчиковую гимнастику:
Бурый мишенька зимой
Крепко спал в берлоге.
Весною он проснулся,
Зевнул и потянулся:
«- Здравствуй, серенький волчонок!
– Здравствуй, беленький зайчонок!
– Здравствуй, рыжая лисичка!
– Здравствуй, зелёная квакушка!
Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
Проделать то же самое с левой рукой.
Логопед: Ну вот, друзья, зверюшки наши все готовы, послушаем мы Машу снова:
В день рожденья Маша всех друзей к себе позвала, пригласила и сказала: «Приходите в дом ко мне, постучите в дверь извне. Кошка выйдет на порожки, подскажите ей немножко, как ответить на вопросы, на загадки, на стихи, что оставил гномик Пи. Если мы узнаем, все ответы отгадаем, значит праздник мы справляем и сюрпризы получаем.
Логопед: В путь-дорогу мы идём в дверь стучимся, ждём.
1-ый ребёнок (Мышка): Стучится в дверь домика (тук-тук).
Возле дверей логопед ставит кошку.
Логопед: В дом пущу тогда, если назовёте дом лисы, волка, медведя, зайца, мышки и лягушки. Где живут в лесу зверушки?
Дети отвечают (поочерёдно каждый за своего зверька): Лиса живёт в норе, волк – в логове, медведь – в берлоге, заяц – под кустом, мышка – под полом, лягушка – на болоте.
2-ой ребёнок (Лягушка): Стучится в дверь домика (тук-тук).
Логопед: В дом пущу тогда, если скажете зверь один и звери, много зверей мне стучатся в двери.
Дети: лиса – лисы – много лисиц, волк – волки – много волков, медведь – медведи – много медведей, заяц – зайцы – много зайцев, мышка – мышки – много мышей, лягушка – лягушки – много лягушек.
3-ий ребёнок (Заяц): Стучится в дверь домика (тук-тук).
Логопед: В дом пущу тогда, если назовёте 2 ежа и 5 ежей, каждый всех своих зверей.
Дети: 2 мыши, 5 мышей, 2 лягушки, 5 лягушек, 2 зайца, 5 зайцев, 2 лисы, 5 лисиц, 2 волка, 5 волков, 2 медведя, 5 медведей.
4-ый ребёнок (Лиса): Стучится в дверь домика (тук-тук).
Логопед: В дом пущу тогда, когда назовёте ласково зверят – мышку и лягушку, зайку и волка, медведя, лису и всю у зверят детвору.
Дети: Мышь – мышка, лягушка – лягушечка, заяц – зайчик, лиса- лисичка, волк – волчонок, медведь – мишка.
У мышки – мышонок, у лягушки – лягушонок, у зайца – зайчонок, у лисы – лисёнок, у волка – волчонок, у медведя – медвежонок.
5-ый ребёнок (Волк): Стучится в дверь домика (тук-тук).
Логопед: Л: В дом пущу тогда, если угадаете, чьи это лапы, уши, хвосты, скажу вам одно они не мои.
Дети: Лапы мыши – мышиные, лягушки – лягушачьи, уши зайца – заячьи, хвост лисы – лисий, волка – волчий, уши медведя – медвежьи.
6-ой ребёнок (Медведь): Стучится в дверь домика (тук-тук).
Логопед: В дом пущу тогда, когда назовёте вы эти сложные слова.
Дети: Если у мыши хвост тонкий, то она – тонкохвостая,
У лягушки брюхо жёлтое – желтобрюхая,
У зайца уши длинные – длинноухий,
У лисы хвост рыжий– рыжехвостая,
У волка зубы острые – острозубый,
У медведя короткий хвост – короткохвостый.
Если у мыши – хвост, хвостище, у мышонка – хвостик,
то у лягушки – лапы, у жабы – лапищи, у лягушонка – лапки.
у зайчихи – уши, у зайца – ушищи, у зайчонка – ушки.
у лисицы – хвост, хвостище, у лисёнка – хвостик.
у волчицы – усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики.
у медведицы – лапы, у медведя – лапищи, у медвежонка – лапки.
Логопед: Ну вот и открылись нам двери, достигли мы нашей цели. День Рождения пришёл вот и Машин дом. Звери весело гуляли, пели, ели, танцевали. Много радости, ребята, получили все зверята. Потому благодарят и спасибо говорят.
Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: “Дикие животные”»
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ
ПО ТЕМЕ “ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ”
Тема занятия: Дикие животные наших лесов.
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.
Образовательные:
– упражнять в образовании существительных именительного падежа единственного и множественного числа, существительных в родительном падеже множественного числа (много чего);
– согласование существительного с числительными 2 и 5;
– закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (образование названий детёнышей животных);
– упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.
Развивающие:
– расширять, обогащать и активизировать словарь по теме;
– способствовать развитию просодической стороны речи;
– способствовать развитию фонематического восприятия;
– развитие навыка связной речи;
– развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
– формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;
– воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Коробка-сундучок, домик, Пальчиковые куклы, предметные карточки «Дикие животные», «Детёныши животных».
Ход занятия:
Организационный момент. (Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия.)
Логопед: Сегодня необычный день, друзья, а потому что Маша к нам пришла, загадки принесла и попросила, чтоб мы их разгадали и сказочных героев из сундучка достали. (Логопед показывает детям пальчиковую куклу Машу, затем достаёт из коробки конверты с загадками.)
Кто ломает бурелом,
Очень просто мне ответь –
Кто зимой холодной
В лесу ходит злой, голодный!
Телят, ягнят ищет.
Сестрица волка, хитрая, ловкая,
В рыжей шубке-обновке,
Охотница за зайцами, курами, яйцами,
Проделки её сплетены небылицами.
А летом серенький,
Никого не обижает,
А сам всех боится.
До ушей зеленый рот.
В камышах она живет.
И в болоте хохотушка
Влезла ночью на мешок.
Позвала к себе детей.
Пусть крупою пошуршат!
Пошуршать бы пошуршали!
Только кошки помешали…
Логопед: Теперь, когда загадки отгадали, зверюшек в руки взяли, пришёл черёд дрессировать лесной народ.
Логопед проводит пальчиковую гимнастику:
Бурый мишенька зимой
Крепко спал в берлоге.
Весною он проснулся,
Зевнул и потянулся:
«- Здравствуй, серенький волчонок!
– Здравствуй, беленький зайчонок!
– Здравствуй, рыжая лисичка!
– Здравствуй, зелёная квакушка!
Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
Проделать то же самое с левой рукой.
Логопед: Ну вот, друзья, зверюшки наши все готовы, послушаем мы Машу снова:
В день рожденья Маша всех друзей к себе позвала, пригласила и сказала: «Приходите в дом ко мне, постучите в дверь извне. Кошка выйдет на порожки, подскажите ей немножко, как ответить на вопросы, на загадки, на стихи, что оставил гномик Пи. Если мы узнаем, все ответы отгадаем, значит праздник мы справляем и сюрпризы получаем.
Логопед: В путь-дорогу мы идём в дверь стучимся, ждём.
1-ый ребёнок (Мышка): Стучится в дверь домика (тук-тук).
Возле дверей логопед ставит кошку.
Логопед: В дом пущу тогда, если назовёте дом лисы, волка, медведя, зайца, мышки и лягушки. Где живут в лесу зверушки?
Дети отвечают (поочерёдно каждый за своего зверька): Лиса живёт в норе, волк – в логове, медведь – в берлоге, заяц – под кустом, мышка – под полом, лягушка – на болоте.
2-ой ребёнок (Лягушка): Стучится в дверь домика (тук-тук).
Логопед: В дом пущу тогда, если скажете зверь один и звери, много зверей мне стучатся в двери.
Дети: лиса – лисы – много лисиц, волк – волки – много волков, медведь – медведи – много медведей, заяц – зайцы – много зайцев, мышка – мышки – много мышей, лягушка – лягушки – много лягушек.
3-ий ребёнок (Заяц): Стучится в дверь домика (тук-тук).
Логопед: В дом пущу тогда, если назовёте 2 ежа и 5 ежей, каждый всех своих зверей.
Дети: 2 мыши, 5 мышей, 2 лягушки, 5 лягушек, 2 зайца, 5 зайцев, 2 лисы, 5 лисиц, 2 волка, 5 волков, 2 медведя, 5 медведей.
4-ый ребёнок (Лиса): Стучится в дверь домика (тук-тук).
Логопед: В дом пущу тогда, когда назовёте ласково зверят – мышку и лягушку, зайку и волка, медведя, лису и всю у зверят детвору.
Дети: Мышь – мышка, лягушка – лягушечка, заяц – зайчик, лиса- лисичка, волк – волчонок, медведь – мишка.
У мышки – мышонок, у лягушки – лягушонок, у зайца – зайчонок, у лисы – лисёнок, у волка – волчонок, у медведя – медвежонок.
5-ый ребёнок (Волк): Стучится в дверь домика (тук-тук).
Логопед: Л: В дом пущу тогда, если угадаете, чьи это лапы, уши, хвосты, скажу вам одно они не мои.
Дети: Лапы мыши – мышиные, лягушки – лягушачьи, уши зайца – заячьи, хвост лисы – лисий, волка – волчий, уши медведя – медвежьи.
6-ой ребёнок (Медведь): Стучится в дверь домика (тук-тук).
Логопед: В дом пущу тогда, когда назовёте вы эти сложные слова.
Дети: Если у мыши хвост тонкий, то она – тонкохвостая,
У лягушки брюхо жёлтое – желтобрюхая,
У зайца уши длинные – длинноухий,
У лисы хвост рыжий– рыжехвостая,
У волка зубы острые – острозубый,
У медведя короткий хвост – короткохвостый.
Если у мыши – хвост, хвостище, у мышонка – хвостик,
то у лягушки – лапы, у жабы – лапищи, у лягушонка – лапки.
у зайчихи – уши, у зайца – ушищи, у зайчонка – ушки.
у лисицы – хвост, хвостище, у лисёнка – хвостик.
у волчицы – усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики.
у медведицы – лапы, у медведя – лапищи, у медвежонка – лапки.
Логопед: Ну вот и открылись нам двери, достигли мы нашей цели. День Рождения пришёл вот и Машин дом. Звери весело гуляли, пели, ели, танцевали. Много радости, ребята, получили все зверята. Потому благодарят и спасибо говорят.
Подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников с ОНР (подготовительная группа) “Составляем рассказ о себе”
Разделы: Логопедия
Цель: совершенствование грамматического строя и развитие связной речи.
Задачи:
- обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;
- развивать логическое мышление и память;
- развивать умение составлять распространенные предложения;
- развивать умение строить высказывание, опираясь на зрительную схему.
Оборудование:
- нарисованные детьми автопортреты;
- иллюстрации с изображением детей;
- большое настенное зеркало;
- текст стихотворения Р.Сефа «Еще одно эхо;
- план-схема составления описательного рассказа о себе.
Предварительная работа:
- чтение и анализ художественной литературы по теме;
- беседа об индивидуальных внешних особенностях и внутреннего мира каждого человека (в т.ч. применительно к каждому из участвующих в занятии ребенку);
- беседа о семье, закрепление знания адреса;
- рисование автопортрета.
1. Оргмомент
Дети стоят в кругу.
Логопед: На занятии мы будем говорить о вашей внешности, поэтому первое задание будет на внимательность: пусть сядет тот, у кого (называются особенности внешности детей)
- длинные волосы
- карие глаза и др.
2. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Логопед: предлагаю вам сыграть в игру «Скажи наоборот», а поможет нам мячик. Далее логопед называет прилагательное, а ребенок – антоним.
Молодой – старый
Сильный – слабый
Взрослый – маленький
Толстый – худой
Веселый – грустный
Добрый – злой
Высокий – низкий
Умный – глупый
3. Рассматривание нарисованных участниками автопортретов и изображений других детей
Беседа по вопросам:
– Кто изображен?
– Какого он/она роста (высокий – средний – низкий)?
– Какого он/она возраста (ребенок – взрослый – старик)?
– Какого цвета и формы у него:
- глаза (большие – маленькие, карие – голубые – зеленые – серые, хитрые – добрые – серьезные …)
- брови (густые – тонкие, прямые – изогнутые…)
- нос (большой – маленький, округлый – острый…)
- губы (пухлые – тонкие…)
- волосы (темные – светлые, прямые – кудрявые, короткие – длинные, какая именно прическа…)
– Где он живет (в городе – в деревне, одноэтажном – многоэтажном доме)?
– Где живете вы (см. выше + адрес)?
– С кем вы живете (перечисление членов семьи и их краткое описание по желанию детей)?
– Чем вы любите заниматься (рисовать красками, играть в конструктор, читать книги, мыть посуду…)
В ходе беседы логопед периодически подчеркивает индивидуальность каждого человека, его непохожесть на других.
4. Дидактическая игра «Ответь правильно»
Дети садятся перед большим настенным зеркалом так, чтобы каждому ребенку было видно собственное отражение. Предъявляется план-схема составления описательного рассказа о себе
Логопед знакомит детей со схемой, поясняет значение каждой корточки. Затем предлагает детям в индивидуальном порядке ответить на вопрос в соответствии с предъявленной карточкой.
– Света, у тебя волосы длинные или короткие?
– Сережа, ты живешь в городе или в деревне?
– Оля, у тебя глаза голубые или карие? И т.д.
5. Физкультминутка
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Эй, ребята, не ленитесь,
На зарядку становитесь!
Справа – друг, и слева – друг!
Вместе все в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова поклонись! (И. Лопухина)
6. Образец рассказа
Логопед говорит что ему понравилось, как дети отвечали на вопросы. Затем еще раз напоминает, как можно составить рассказ с помощью опорной схемы (выставляет элементы на фланелеграф и поясняет)
ИМЯ, ПОЛ ––> РОСТ, ВОЗРАСТ––> ВНЕШНОСТЬ ––> МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ, АДРЕС ––> СОСТАВ СЕМЬИ ––> ИНТЕРЕСЫ
В качестве примера составляет рассказ о ребенке по одной из предложенных иллюстраций.
Это – девочка Лиза. Лиза высокого роста, ей 7 лет, она школьница. У Лизы большие карие глаза, маленькие рот и нос, тонкие брови. Волосы у Лизы темнее и длинные. Лиза заплетает их в 2 косы и оставляет челку. Лиза живет в городе, в многоэтажном доме с мамой и папой. Девочка любит читать книги и рисовать.
7/ Составление рассказа (по цепочке)
Логопед: Сейчас Сережа сядет перед волшебным зеркалом, я начну рассказ, а вы продолжите.
МЕНЯ ЗОВУТ… (дети говорят по одному предложению, при необходимости логопед задает наводящие вопросы, уточняет формулировки). Далее логопед предлагает каждому ребенку составить рассказ о самом себе, при необходимости – оказывает помощь.
8. Рассказы детей
9. Подведение итога занятия
Логопед: Сегодня мы с вами говорили о том, что все люди отличаются внешне, у каждого их нас свои интересы. С помощью опорной схемы и волшебного зеркала вы научились составлять рассказ о самом себе. Я хочу похвалить каждого (дает индивидуальную оценку работы каждого ребенка).
Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе ОНР
Разработала: учитель – логопед Сергеева Елена Андреевна
МБДОУ “Детский сад №42” г. Псков
Цель: закрепить умение употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.
Задачи:
а) образовательные:
- активизация, обогащение и закрепление словаря по теме «Транспорт»;
- совершенствование умения подбирать слова-антонимы;
- совершенствование умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- обучение полным ответам на вопросы.
б) коррекционно-развивающие:
- развитие мышления (обобщения, классификации);
- развитие зрительного и речеслухового внимания;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие ориентировки в пространстве;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие длительного целенаправленного речевого выдоха.
в) воспитательные:
- воспитание активности и инициативности;
- воспитание умения работать в коллективе;
- воспитание навыков сотрудничества.
Оборудование: кепка, двусторонние предметные картинки с изображением транспортных средств, аудиозапись «Песенка друзей», капелька, облачко, дорога, мольберт, стол, магнитная доска, ламинированные предметные картинки с недостающими деталями, контейнеры с водой, лодочки из бумаги, наклейки, «подзорные» трубочки из картона (по количеству детей), сумка.
I. Орг. момент.
Логопед заходит в группу, на его голове кепка, на плече сумка.
Логопед: Ребята, вы хотите вместе со мной отправиться в путешествие?
Логопед: Тогда я приглашаю вас в путешествие, а на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
II. Основная часть.
1. «Скажи наоборот»
Логопед: Чтобы ехать на автобусе, нужно заплатить за проезд – сказать наоборот.
Логопед: Наш автобус маленький или…
Логопед: Наш автобус медленный или…
Логопед: Наш автобус короткий или…
Логопед: Наш автобус узкий или…
Логопед: Наш автобус грязный или…
Логопед: Ну вот, мы можем отправляться. Занимайте места в автобусе. Кто вы теперь?
Логопед встает вперед «держит руль», дети встают за ним по одному. Логопед включает «Песенку друзей»
2. Мимические упражнения. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Посмотрите вправо. Солнышко ярко светит. Зажмурьте крепко глазки. Посмотрите влево, там нам улыбаются прохожие — улыбнитесь и вы им.
3. «Один – много».
Логопед останавливается с детьми около доски, на которой находятся предметные картинки с изображением транспорта.
Логопед: Приехали! Выходите из автобуса. Вот и первая остановка: «Музей» Логопед предлагает детям присесть на стульчики.
Логопед: Посмотрите, сколько здесь разных картинок. Назовите их (дети называют по одной картинке).
Дети: самолет – много самолетов, поезд – много поездов, автобус – много автобусов, велосипед – много велосипедов, лодка – много лодок, грузовик – много грузовиков.
Логопед: Назовите все эти предметы одним словом.
4. «Чего не стало?»
Логопед: Давайте узнаем, кто из вас самый внимательный. Внимательно посмотрите на эти картинки. Я спрячу одну из них, а вы скажите – чего не стало?
Логопед просит детей закрыть глаза (прячет картинку, затем дети открывают глаза и отвечают на вопрос).
Дети: Не стало самолета, не стало лодки, не стало поезда.
5. «Какой это транспорт?»
Логопед помещает на доску капельку, облачко и дорогу.
Логопед: Вспомните, какой бывает транспорт?
Дети: воздушный, наземный, водный.
Логопед: Возьмите по одной картинке со стола и найдите ей место: если это воздушный транспорт, то поместите картинку к облаку, если водный – к капельке, если наземный – к дороге.
Логопед складывает картинки с транспортом в свою сумку.
Логопед: Прежде чем ехать дальше давайте разомнем пальчики.
6. Пальчиковая гимнастика.
Едем-едем мы домой (делают «крышу» из пальчиков)
На автобусе с тобой, (сжимают-разжимают кулачки)
Въехали на горку: хлоп. (сжимают-разжимают кулачки, хлопают в ладоши)
Колесо спустилось: стоп. (сжимают-разжимают кулачки, хлопают в ладоши)
Логопед: Молодцы, едем дальше.
7. «Чего не хватает?»
Логопед с детьми останавливаются у мольберта с ламинированными картинками.
Логопед: Кажется, у нашего автобуса лопнуло колесо. А вот и мастерская перед нами, в ней ремонтируют транспорт. Чего здесь много? (достает из сумки по одной картинке и показывает детям).
Дети отвечают по одному: здесь много автобусов, лодок, велосипедов, грузовиков, самолетов, поездов.
Логопед: Пока у нашего автобуса меняют колесо, предлагаю помочь мастеру – найти, чего не хватает у транспорта.
Каждый ребенок дает по одному ответу и дорисовывает маркером недостающую деталь.
Логопед: Автобус без чего?
Ребенок: Автобус без колеса
Логопед: Самолет без чего?
Ребенок: Самолет без крыла
Логопед: Грузовик без чего?
Ребенок: Грузовик без кузова
Логопед: Лодка без чего?
Ребенок: Лодка без носа
Логопед: Велосипед без чего?
Ребенок: Велосипед без руля
Логопед: Поезд без чего?
Ребенок: Поезд без вагона
Логопед: Пока вы помогали мастеру, нам поменяли колесо. Едем дальше. Занимайте свои места.
Едут под песенку.
8. Дыхательная гимнастика.
Логопед с детьми останавливаются около столов, на которых стоят контейнеры с водой, а в них плавают лодки. Рядом с контейнерами лежат «подзорные» трубочки.
Логопед: Остановка «Берег». Выходите из автобуса.
Логопед: Много чего вы видите?
Дети: Много лодок
Логопед: Лодки стоят у берега и никак не могут отплыть – ветра нет. Давайте поможем лодкам и сделаем ветерок. Вдохните через носики, вытяните губы вперед, дуйте плавно, щеки не надувайте.
Логопед: Какие вы молодцы, помогли лодкам
9. «Большой – маленький»
Логопед: А теперь представьте, что вы плывете в этих лодках, берег далеко и предметы, которые находятся далеко, кажутся маленькими. Что поможет нам увидеть предметы, которые находятся на берегу?
Дети: Подзорная труба
Логопед: Правильно. Возьмите по одной подзорной трубе (синие – для мальчиков, красные – для девочек) и посмотрите в нее. Я буду называть большой транспорт, который ездит по берегу, летает по воздуху, ходит по воде, а вы называйте такой же, но маленький.
Логопед: в небе летит самолет
Логопед: По дороге едет автобус
Логопед: По берегу едет велосипед
Логопед: По рельсам едет поезд
Логопед: По воде плывет лодка
Логопед: По дороге едет грузовик
Логопед: Весело с вами путешествовать, но пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места.
Едут под песенку.
III. Итог.
Логопед: Вот мы и приехали. Что мы сегодня делали? На чем мы ездили?
Что вы видели? Вам понравилось путешествие? Спасибо вам за интересное путешествие, возьмите эти билеты на следующее путешествие (логопед дарит детям наклейки).
Конспект НОД подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «День Защитника Отечества».
автор: Котова Светлана Юрьевна
Учитель-логопед МБДОУ №40″ДРУЖБА»
Конспект НОД подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «День Защитника Отечества».
Конспект НОД подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «День Защитника Отечества».
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о Дне Защитника Отечества.
Коррекционно-образовательные задачи: Актуализировать и активизировать словарь по теме «День Защитника Отечества». Закрепить представления о российской армии, профессиях военных, о почётной обязанности защищать Родину. Развивать фонематический слух. Совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление глаголов движения с приставками, употребление предлогов, согласование числительного с прилагательным и существительным). Совершенствовать навык звукового и слогового анализа слов и анализа предложений.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать связную речь, мышление, память, фонематический слух, тонкую и общую моторику, навык звукового и слогового анализа слов и анализа предложений.
Воспитательные задачи: Воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, навыки сотрудничества, инициативность, самостоятельность.
Оборудование: Пилотки, магнитная доска, маркер, сюжетные картинки по теме, раздаточный материал для звукового анализа слов и предложений, бумага белого цвета и фломастеры (на каждого).
Логопед. Ребята, скажите,
Кто летает на вертолёте? (вертолётчик)
В разведку ходит? (разведчик)
Ездит на танке? (танкист)
Служит в пехоте? (пехотинец)
Прыгает с парашютом (парашютист)
Служит на подводной лодке? (подводник)
Ребята, какой приближается праздник?
Дети. День Защитника Отечества.
Логопед. А что такое Отечество?
(Отечество-это наша Родина!)
Логопед. Правильно. Тот, кто первый ответил на вопрос, что такое Отечество, будет командиром команды. А другие ребята – солдатами, подчинёнными. (Логопед помогает детям одеть на головы пилотки).
Командир строит команду и командует: «Налево!» «Направо!» «Направо!» «Кругом!» «Направо!»
Логопед раздаёт детям карточки с военными профессиями и предлагает поиграть в игру «Кто у меня есть и кого нет».
Дети.
1 ребёнок. У меня есть моряк.
2 ребёнок. У меня нет моряка, но зато есть пограничник.
3 ребёнок. У меня нет пограничника, но зато есть десантник.
4 ребёнок. У меня нет десантника, но зато есть танкист.
1 ребёнок. У меня нет танкиста, но зато есть моряк.
Логопед. Давайте представим, что мы шифровальщики. Командир, напишет на доске шифровку. Остальные-попробуют её расшифровать.
Командир пишет на доске шифровку типа:
… __ . __ __ ..__ __ __ … ___
и просит расшифровать её звуком [Ш] (Дети произносят звук кратко и длительно).
Логопед. Какими должны быть солдаты? (Сильными, смелыми, ловкими…)
Логопед. Возьмите цифры в руки (1,2,5,10) и давайте посчитаем по этим цифрам словосочетания:
Смелый моряк;
Отважный лётчик;
Храбрый танкист;
Сильный пограничник.
(Один смелый моряк, два смелых моряка, пять смелых моряков, десять смелых моряков и т.д.)
Физкультурная пауза.
Логопед. Ребята, разведчикам нужно незаметно пробраться в тыл к врагу, а вокруг поле. Как им нужно передвигаться? (Им нужно ползти). Давайте покажем, как ползут разведчики.
Посмотрите, мины! Что можно сделать, чтобы не взорваться? (Перешагнуть мину, перепрыгнуть мину, обойти мину). Давайте покажем, как мы перешагиваем мины (показывают), как перепрыгиваем мины(показывают). Как мы обходим мины (показывают-идут «змейкой» друг за другом).
Логопед. А теперь, мы будем сигнальщиками. Если, вы услышите слово, которое начинается на гласный звук-то поднимаете красный кружок. Если слово начинается на согласный-твёрдый, то поднимаете синий кружок. Если слово начинается на согласный-мягкий, то поднимаете зелёный кружок.
(Ракета, пилотка, каска, автомат, танк, гимнастёрка, фляжка, бинокль, инструкция…)
Логопед. Чем управляет танкист? (Танком). Вложите схему слова ТАНК и проверьте друг друга. (Дети выкладывают схему и делают слоговой и звуковой анализ слова).
Логопед. Измените слово ТАНК так, чтобы в нём было два слога (ТАН-КИ)
Логопед. Посмотрите на картинку и составьте по ней предложение. (Пограничник с собакой охраняет границу). Сколько всего слов в предложении? (Пять). Какое мы слышим короткое слово в этом предложении, слово-предлог? (С). Какое это слово по счёту? (Второе). Напишите это слово на бумаге и поставьте в нужном месте в нашей схеме.
(По такой же схеме логопед с детьми работают со вторым предложением:
Парашютист спускается на парашюте. )
Логопед подводит итог занятия. Уточняет о чём сегодня говорили на занятии, чем занимались, что особенно понравилось, что было труднее всего. Затем хвалит и благодарит детей.
Индивидуальное занятие «Дифференциация звуков [с] – [ш]»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №26
Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [с] – [ ш ] »
подготовила учитель-логопед Викторова Елена Сергеевна
- Формировать умения образовывать относительные прилагательные от имен существительных.
- Закреплять образование уменьшительно-ласкательной формы слова имен существительных.
- Закреплять согласование прилагательного с существительным вмуж., жен. Р., ед. ч., Им.п.
- Закреплять согласование числительного с существительным в жен.р., ед.ч., И.п.
- Дифференцировать звуки [с]-[ш] в словах и фразах.
- Формировать правильное речевое дыхание.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, фонематическое восприятие
- Развивать мелкую моторику.
Оборудование: предметные картинки, счетные палочки.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Посмотри, у нас сегодня гости, поздоровайся.
Логопед: Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко, говорим
И никогда мы не спешим!
Логопед: Скажи, какое сейчас время года?
Ребенок: Сейчас время года осень.
Логопед: Верно. Давай вместе со мной, выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)
Ветер листики считал: (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)
Ветер бросил на тропинку.
Дыхательная гимнастика.
Логопед: Листья с деревьев опали. На улице становится холодно и идет снег. Давай покажем, как дует ветер. Вдыхаем через нос, не поднимая плеч, выдыхаем ртом, не надувая щек. (дыхательная гимнастика, дуем на ватку)
Логопед: Молодец. А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Услышь звук» (развитие слухового внимания).
Я буду произносить разные звуки, когда услышишь звук [С] – хлопай в ладоши, а когда услышишь звук [Ш] – поднимай руки вверх.
Логопед произносит звуки: а, у, ш, и, с, о, ш, з, сь, с, д, х, ш. Слоги: ма, са, ко, ву, ша, мы, зо, шу, бы, сэ. Слова: нос, рука, шапка, собака, сыр, вата, шуба (с закрытой артикуляцией).
Дифференциация звуков [с] – [ш]в словах и фразе.
Упр. «Живое – неживое»
Логопед: Посмотри и найди картинки с изображениями живых предметов и положи их справа (сова, собака, сом, лиса), а картинки с изображениями неживых предметов положи слева (машина, шуба, шишка, шкаф). Назови их.
Ребенок: Справа я положил картинки с изображением совы, собаки, сома и лисы. Слева я положил картинки с изображением машины, шубы, шишки, шкафа.
Игра «Какой? Какая? Какое?» (образование относительных прилагательных от существительных, согласование прилагательного с существительным)
Логопед: Подумай и скажи, стакан из стекла, это какой стакан?
Ребенок: Стеклянный стакан.
Логопед: Поднос из пластмассы, это какой поднос?
Ребенок: Пластмассовый поднос.
Логопед: Кастрюля из железа, это какая кастрюля?
Ребенок: Железная кастрюля.
Логопед: Чашка из фарфора, это какая чашка?
Ребенок: Фарфоровая чашка.
Упр. «Четвертый лишний» (закреплять обобщающие понятия)
Логопед: Посмотри внимательно на картинки и скажи кто лишний? (кошка, стакан, поднос, кастрюля)
Ребенок: Лишняя кошка, это домашнее животное, а стакан, поднос и кастрюля это посуда.
Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным)
Логопед: Молодец. Давай сосчитаем, сколько кошек? (кошки расположены на листе в произвольном порядке, ребенок считает)
Ребенок: Одна кошка, две кошки, три кошки, четыре кошки, пять кошек.
Упр. Чего не стало? (развитие зрительного внимания, памяти)
Логопед: А теперь посмотри на картинки (ананас, кувшин, компас, камыш, самокат, шляпа). Назови их. Посмотри еще раз и запомни. Закрой глаза. Открывай, скажи, чего не стало? (игра проводится несколько раз)
Ребенок: Не стало ананаса.
Не стало самоката.
Не стало кувшина.
Игра «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы слова)
Логопед: Послушай внимательно, я тебе назову большой предмет, а ты мне назови маленький. Самолет.
Развитие мелкой моторики.
Логопед: Молодец. Выложи домик мышки ( выкладывает шнурком норку мышки по контуру).
Итог занятия.
Логопед: на этом наше занятие заканчивается. Ты молодец, справился со всеми заданиями!