Самоанализ фронтального логопедического занятия

Самоанализ индивидуального логопедического занятия

Петрова Светлана
Самоанализ индивидуального логопедического занятия

Самоанализ индивидуального логопедического занятия

учителя-логопеда МДОУ д/с №45 ф. 1 Петровой С. А.

Занятие проводилось с ребенком старшей группы c заключением ОНР III уровня. Девочка зачислена в группу компенсирующей направленности в сентябре 2019 года. За этот период была проведена подготовительная работа, направленная на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, фонематического восприятия, а также по постановке звука [Ш]. В настоящее время идет работа по автоматизации данного звука, продолжается работа по развитию фонематического восприятия. Данное индивидуальное занятие по автоматизации поставленного звука занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, составлено в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционном – развивающей работы.

Определение цели и задач занятия, планирование его содержания, методов и приемов логопеди-ческого воздействия осуществлялось с учетом возрастных, характерологических и речевых особенностей ребенка.

На занятиибыла поставлена следующая цель: формировать навык правильного произношения звука [Ш] изолированно, в слогах.

На занятиибыли поставлены следующие задачи:

– Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

-Учить чётко произносить звук [Ш] изолированно, в слогах.

– Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш] по схеме.

– Развивать мимические мышцы,артикуляционную моторику через упражнения: «Бегемот», «Блинчики». «Чашечка», «Бублик», «Теплый ветерок».

– Формировать длительный ротовой выдох с использованием наглядного материала «Осенняя полянка».

– Развивать фонематический слух: узнавать звук [Ш] из ряда гласных и согласных звуков, слогов.

– Развивать мелкую моторику с помощью Су-Джок терапии.

– Развивать ориентировку на плоскости

– Воспитывать самоконтроль за речью.

– Воспитывать стремление говорить красиво и правильно.

Цель занятия была доведена до ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали его возрасту и были подобраны с учётом его индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко.Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение наглядных опор (слайдов презентации). Занятие было построено по технологии игрового обучения. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны. Соблюдался переход от одного этапа к другому.

Орг. момент помог сконцентрировать внимание и активизировать в памяти лексический материал темы. Использование сюрпризного момента (появление ежа в осеннем лесу) помогло вызвать желание у ребенка работать на этапе введения в тему занятия, повысить внутреннюю мотивацию воспитанника к коррекционно – образовательному процессу.

С целью развития мимических мышц, артикуляционной моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика. Особое внимание уделялось правильному дыханию, которое было необходимо для выработки длительной плавной воздушной ротовой струи. Также в процессе занятиябыли использованы следующие приемы: для развития мелкой моторики рук была проведена здоровьесберегающая технология – Су-Джок терапия; для развития фонематического слуха была использована аудиозапись; для обучения ребенка давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш] была использована схема анализа звука [Ш]; для автоматизации звука [Ш]были выполнены задания: изолированное произношение звука, проговаривание прямых и обратных слогов.

На протяжении всего занятия у ребенка поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, появление на экране ноутбука новых заданий, работа с наглядным материалом. На занятии старалась создать благоприятный эмоциональный фон, положительную мотивацию к выполнению задания дополняла поощрением. Ребенок проявил положительный эмоциональный настрой и достиг поставленных задач. Речь ребенка была правильной, чёткой, эмоциональной.

Проводя самооценку занятия после просмотра видео,были выделены следующие моменты:

1.После проведения артикуляционной гимнастики я забыла задать дополнительный вопрос: «Какой звук мы услышали?». Это возможно было сделать, так как звук ребенком был про-изнесен.

2. Не был до конца отработано умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш] по схеме. Необходимо было закрепить данное умение у ребенка посредством самостоятельного повторения, а также в конце занятия.

3. В речи услышала неправильно произнесенные мною слова (случилося – случилось; пододвигайся-подвинь стул; ручка, мизинчик, пальчик, ротик – рука, мизинец, палец, рот). Необходимо следить за качеством собственной речи.

4. Занятие в целом соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья, единственное, по длительности превысило 15минут (длительность занятия 18 минут). Необходимо ускорить темп занятия, по возможности сократить задава-емые вопросы.

Считаю, что в целом занятие прошло успешно, поставленные задачи были реализованы. Необходимо продолжить работу по умению давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш], по развитию фонематических процессов, по автоматизации звука [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях и самостоятельной речи, а также особое внимание уделить дифференциации звуков [Ш] и [С].

Положительный результат занятия подтвердил эффективность подобранных мною методов и приемов. Подводя итог, я положительно оценила деятельность ребенка на занятии.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [ш]» Тема: звук [ш]. Цель: автоматизация звука [ш] в слогах и словах. Задачи: закрепить изолированное произношение звука;.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Тема: «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильного изолированного произношения звука [л]. Задачи: Развитие фонематического восприятия.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков «[С] — [Ц]» Цели. • Коррекционно-образовательные: Уточнение и закрепление кинестетических образов звуков «с», «ц» Формирование навыков акустико – артикуляционной.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Цель. Постановка звука [Л]. Задачи. 1. Коррекционно – обучающие: – знакомство со звуком [Л], его артикуляционным укладом; – постановка звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильное произношения звука [л] в изолированной позиции. Задачи: Развитие фонематического восприятия и фонематического.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдостимягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Транспорт» Конспект открытого индивидуального занятия с детьми 6-7 лет с ОВЗ по теме «Транспорт» разработала : учитель—логопед, Стасишена Елена Николаевна,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [ш]» Цель: постановка звука [ш]. Задачи: Коррекционно-образовательные: постановка звука [ш] с механической помощью и по подражанию.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Р]» Тема: звук [Р]. Цель занятия: постановка звука [Р]. Задачи: – развитие артикуляционной моторики; – развитие фонематического восприятия;.

Самоанализ индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Данное индивидуальное занятие по автоматизации поставленного звука составлено в соответствии с индивидуальным планом коррекционной работы,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков «[С] — [Ц]» Цели. • Коррекционно-образовательные: Уточнение и закрепление кинестетических образов звуков «с», «ц» Формирование навыков акустико – артикуляционной.

Самоанализ фронтального логопедического занятия

1. Образовательные задачи: закрепить знания детей о зиме, ее признаках, зимних развлечениях детей;

САМОАНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Примерный самоанализ фронтального логопедического занятия по теме “Фразеологизмы”.

Важным элементом педагогической деятельности являются анализ и самоанализ своего занятия. Это – одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.

САМОАНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Логопедическое занятие, проведенное мною в четвертом классе, было направлено на формирова ние знаний о фразеологизмах и особенностях употребления их в речи.

Коррекционно-образовательные:

Закреплять знание о понятии «фразеологизмы».

Продолжать учить определять лексическое значение фразеологизмов.

Совершенствовать умение отличать фразеологизмы от других речевых единиц.

Обогащать пассивный и активный словарь обучающихся фразеологизмами.

Коррекционно-развивающие:

Развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.

Развивать словесно – логическое мышление.

Развивать слуховое внимание.

Развивать навык правильного подбора фразеологизмов – синонимов к фразеологизмам.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Поставленные тема, задачи занятия, подбор речевого материала соответствовали возрасту обучающихся и тематике рабочей программы. Цель и задачи занятия сформулированы логично и последовательно.

К началу занятия мною были подготовлены оборудование, наглядный и дидактический материал.

Обучение строилось как увлекательная проблемно-игровая деятельность. Путешествуя по станциям, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

Каждые последующие части занятия были направлены на развитие речевых и неречевых функций. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности. Переход от одной части к другой осуществлялся четко и последовательно.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчи­нены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость. В занятие была также включена физкультминутка, которая отражала тематику занятия. Длительность занятия составила 40 минут.

Занятие соответствовало тематическому планированию курса «Курс развития устной и письменной речи» в 4 классе. Различные виды заданий способствовали поддержанию интереса и активизации мыслительной деятельности обучающихся.

В ходе занятия обучающимся оказывался дифференциальный и индивидуальный подход. Это проявлялось в том, что разные по степени трудности задания адресовались разным обучающимся, сопровождались комментариями, а иногда «авансовой» похвалой и поддержкой. На всех этапах занятия я старалась контролировать произношение, словарный запас и грамматический строй речи каждого ребенка, систематически выявлять ошибки и трудности, оказывать своевременную помощь в разных формах – подсказки, наводящие вопросы. Практиковала групповые ответы – они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Занятие было насыщенным, проделан большой объем работы, коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме. Р ефлексия показала, что цель была достигнута.

Коррекционно-образовательные:

Самоанализ фронтального логопедического занятия.
план-конспект по логопедии на тему

Дифференциация гласных У–Ю, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных.

Самоанализ фронтального логопедического занятия.

Самоанализ фронтального логопедического занятия

Анализ и самоанализ логопедического занятия

Важным элементом педагогической деятельности являются анализ и самоанализ своего занятия. Это — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.

Схема анализа логопедического занятия

Город (район) ДОУ № дата

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Возраст, количество детей

1 Место данного занятия в системе занятия по теме.

2. Место данной темы в общей системе логопедической работы.

3. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.

4. Анализ целей и задач занятия:

соответствие содержанию занятия;

единство коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задач;

способы постановки и доведения до детей (ребенка);

5. Анализ структуры и организации занятия:

— соответствие теме, цели, задачам;

— основные этапы, их логопедическая последовательность и взаимосвязь,

—четкость перехода от одного этапа к другому,

— целесообразность распределения времени между этапами занятия,

— наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом,

—продолжительность занятия и его этапов,

— соответствие фактического кода занятия запланированному,

— отступления от конспекта, их причины

6 Анализ этапов занятия

— содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу,

— соответствие учебного материала программе, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей),

— адекватность выбора речевого материала задачам занятия;

— методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия,

— реализация дидактических принципов обучения,

— эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и ТСО,

— степень усвоения нового материала,

— подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка)

7 Оценка коррекционной направленности занятия

— смена видов деятельности.

— своевременное и качественное проведение физкультурных пауз,

— посильность речевого и дидактического материала,

— разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и

— соответствие использованных методов и приемов возможностям детей (ребенка),

— включение заданий с опорой на несколько анализаторов,

— индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми,

— доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда,

— упражнения на развитие – общей и тонкой моторики

8 Анализ работы и поведения детей на занятии

— общая оценка работы группы (ребенка),

— активность детей (ребенка) в процессе занятия,

— устойчивость внимания в начале занятия и на основных этапах,

— особенности речевой и неречевой деятельности детей (ребенка),

— формирование у детей (ребенка) общеучебных и специальных умений и навыков,

— степень сформированное™ структуры деятельности,

— выполнение единых требований,

— качество выполнения заданий детьми (ребенком),

— умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях,

— степень овладения практическими навыками

9. Личность логопеда:

знание материала занятия;

владение методами и приемами работы на занятии;

осуществление коррекционных приемов обучения;

умение использовать методические пособия;

речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);

соотношение речи логопеда и детей (ребенка);

— мастерство педагогического общения.

10. Оценка самоанализа , сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные
проверяющим.

11. Результаты занятия:

достижение цели, задач занятия;

оптимальность обучающих действий логопеда;

тенденции в речевом развитии и коррекции детей (ребенка);

оценка занятия в соответствии с возможностями детей (ребенка);

— качество знаний, умений,
навыков, полученных детьми (ребенком).

12. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов;

13. Недостатки занятия:

предложения по их устранению;

14. Общие выводы и предложения;

Схема самоанализа логопедического занятия

1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

3. Характеристика логопедом ребенка (группы).

4. Мотивировка отбора материала для данного занятия.

5. Психологическая и педагогическая оценка системы заданийи упражнений, выполненных

детьми на занятии.

6. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.

7. Удовлетворенность или не удовлетворенность логопеда занятием (его отдельными частями).

8. Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.

9. Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.

10. Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.

Этот перечень вопросов, конечно, нельзя назвать исчерпывающим. На наш взгляд, возможно проведение анализа и самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой логопед. Важно только, чтобы самоанализ проходил сразу после занятия, под влиянием свежих впечатлений. Он лежит в основе начала подготовки к новому занятию.

7 Оценка коррекционной направленности занятия

Текст “Самоанализ индивидуального логопедического занятия”

Самоанализ нализ : И ндивидуального логопедического занятия при школьном логопункте проведенного учителем – логопедом Бушиной О.А.

Тема занятия: Мягкий з вук [ Л `] во фразовой речи

Для показа я выбрала и продемонстрировала индивидуальное логопедическо е занятие со второклассником , направленное на коррекцию и закрепление звука [ л `] во фразовой речи . Поэтому основной мое й задач и , как учителя – логопеда, является исправление дефекта звукопроизношения, своевременно выявить и предупредить нарушения чтения и письм а.

При планировании данного логопедического занятия была поставлена следующая цель: Закрепить навык четкого произношения звука [ Л `] в скороговорках, чистоговорка, фразовой речи. Реализуя цель занятия, я выполнила коррекционные, развивающие, воспитательные задачи.

На мой взгляд, поставленная цель и задачи логопедического занятия были достигнуты. Учащи йся справились с предполагаемыми заданиями.

Считаю, что в логопедическом занятии следует выдерживать чёткую структуру построения. Т. к. каждая часть занятия выполняет свою определённую цель.

В логопедическом занятии мной был сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на закрепление знаний о звук е Л ` .Нельзя на логопедическом занятии не обратить внимание на хар актиристику и артикуляцию звука. С этой целью мной использовался приём рассказа самого ученика о артикуляционной позе данного звука. Нужно было уточнить кинестетические представления о звук е [ Л `] по положении губ, языка, рта, где большое значение имело мышечное ощущение, возникшее при артикуляции данн ого звук а . Таким образом, зрительное восприятие артикуляции послужило опорой при развитии фонематического слуха.

Также в своём занятии я использовала упражнение « где какое место в слове » Считаю, что данный приём целесообразно использовать с ребенком , т.к. он направлен на «решение интеллектуальн ой задач и » и профилактику «специфических ошибок», определение местоположения букв ы по отношению к другим буквам в слове.

Считаю, что невозможно представить современное занятие без использования информационных-коммуникационных технологий. На мой взгляд, ИКТ повышает качество и результативность учебно-коррекционного процесса. В связи с этим я определила для своей работы целесообразность использования ИКТ на логопедическом занятии, как способ оптимизации процесса коррекции устной речи. Считаю, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. (Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе, поэтому активно включаю в процесс использование ИКТ в своей практике). Для реализации поставленных коррекционных задач использовала слайды для просмотра т.к. д служит одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Как показывает опыт, использование ПК на логопедических занятиях позволяет проследить степень усвоения материала, представленного на заключительном этапе закрепления полученных знаний. Кроме того это развива ет зрительную память и внимание, которые необходимы для успешной учёбы начальной школе. Также на занятие с целью профилактики нарушений зрения и физ. минутки была проведена гимнастика для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий.

Читайте также:  Игры по формированию грамматических категорий, отражающих пространственные отношения

И наконец, одной из основных задач в коррекции дефекта звукопроизношения я использовала произнесение чистоговорок, скороговорок и поговорок. Исходя из выше сказанного, в процессе обучения, а далее и закрепления я использовала текст с пропущенными буквами . Такая форма работы, на мой взгляд, позволяет добиться устойчивого внимания и восприятие звук а механически. Использование данного наглядного материала целесообразно в работе по закреплению звук а во фразовой речи. Предлагая данный вид работы, я шла от простого к сложному.

Необходимо отметить тот факт, что работа с текстом вызывает интерес к занятиям у детей-логопатов, а это немаловажно

На занятии я старалась использовать разнообразные приёмы. Мною были отобраны следующие: образец речи педагога, вопросы, речевые пояснения к действиям, использования информационных-коммуникационных технологий. На занятии я старалась выстроить личностно – ориентированное взаимодействие с ученик ом : слуша ла ребёнка, созда вала ситуацию успеха для него, говорила поощрительные слова .

В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память.

В ходе логопедического занятия ребенок был ориентирован на общение с педагогом: они слыш ит задания , удержива ет словесную инструкцию, работа ет в заданном темпе.

Коротко скажу о достижениях личной цели. Я постаралась продемонстрировать свою профессиональную компетентность, преодолела психологический барьер, связанный с волнением.

Делая вывод, хочу обратиться к мнению Константина Дмитриевича Ушинского, который считал, что для прочности навыка требуются время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность. Следуя установкам педагога-классика, я в первую очередь должны была заинтересовать сво его ученик а , донести до его информацию в той форме, в которой он способ ен воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использовала разнообразные приёмы на логопедическом занятии.

Считаю, что в логопедическом занятии следует выдерживать чёткую структуру построения. Т. к. каждая часть занятия выполняет свою определённую цель.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Покажем кошке: (Психогимнастика).

Логопедические сказки и скороговорки

Четкое произношение звуков тесно связано с постановкой хорошей дикции. У многих детей старшего дошкольного возраста наблюдается проблема с дикцией. Речь часто смазанная и неясная. Причина этому — вялые движения губами, неэнергичное движения языком. Нижняя челюсть малоподвижна. Из-за того, что рот недостаточно открывается — гласные звучат нечетко.

Все эти дефекты речедвигательного аппарата можно исправить с помощью игр на звукосочетание. Проще это сделать у детей младшего возраста. У дошкольников с малоподвижными губами, процесс приучения проходит значительно сложнее. Логопед, показывая как нужно произносить звуки, делает четкие движения ртом и слегка протягивает гласные.


Важно! Фронтальные занятия являются окончательным этапом в логопедическом обучении. Подгрупповые и индивидуальные занятия — подготовка к фронтальным.

Самоанализ логопедического занятия

Тема: Звуки С, Сь, буква С.

– закрепление правильного произношения звуков [С], [С’];

– знакомство с буквой С;

– различать звук и букву;

совершенствовать навыки звуково­го анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).

2. Развивающие:

учить правильно произносить звуки [С], [С’], выделять их в начале, середине и в конце слов;

– продолжать формировать понятие «согласный звук»;

– закрепить навыки различия и четкого произношения звуков [С], [С’];

– учить контролировать свое произношение;

– развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, творческое мышление; мелкую и крупную моторику;

– развивать длительный плавный выдох.

3. Воспитывающие:

– прививать позитивные социальные навыки в процессе работы в группах (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению);

– воспитание творческого отношения к учению;

– воспитывать в детях чувство доброты, честности, сопереживания, взаимовыручки к окружающим, любви и бережного отношения к природе.

Тип занятия: коррекционно-развивающее, изучение нового материала.

Вид занятия: занятие-путешествие.

Группа, с которой проводилось занятие – это ученики 1 класса, имеющие логопедическое заключение нарушение чтения и письма, обусловленные фонетико – фонематичеким нарушением речи. Занятие проводится во второй четверти, в ходе изучения темы «Зимующие птицы».

Тема «Звук и буква С».

Форма организации – фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Данное занятие проводится с детьми в форме занятия-путешествия: на нем дети отрабатывают умение договариваться; навыки взаимодействия; сотрудничества; самоконтроля. Такое «занятие-путешествие» вызывает у детей интерес. На занятии дети выполняют задания в парах, играют в игры, в которых учатся думать, видеть, запоминать.

Тип занятия – коррекционно-развивающее, комбинированное.

Время реализации – 45 минут;

Количество детей – 6;

На занятии была представлена разработанная мною презентация в программе PowerPoint (14 слайдов), применение которой позволяет повысить мотивационную и познавательную активность детей.

Цели и задачи сформулированы в совместной деятельности с учетом субъективного опыта обучающихся. Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществлялся с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная. На протяжении занятия просматривались межпредметные связи.

Весь демонстрационный и раздаточный материал (предметные картинки на заданные звуки, сигнальные кружки, звуковые и слоговые схемы) используемый на занятии, соответствует теме и поставленным задачам.

Для повышения мотивационной активности, создания благоприятной эмоциональной обстановки, и для включения школьников в игру использовалась игровая ситуация, спасение животных, птиц, насекомых и людей. Данная игровая ситуация проходит через все этапы занятия, вызывая у детей желание активно работать и выполнять все виды заданий.

В течение всего занятия сменяются виды деятельности, проводилась логоритмическая разминка. Каждое задание было продолжением предыдущего.

На занятии использованы следующие технологии:

– развитие интонации и силы голоса;

– игровая (игра «Наоборот»;

– здоровьесберегающая (видеотренажер, упражнения на развитие плавного выдоха).

Использованные на занятии здоровьесберегающие технологии, благотворно влияют не только на физическое, но и на психическое здоровье детей в целом.

Мотивация развивающей деятельности достигалась не только путём использования наглядного материала, художественного слова в играх, но и словесной похвалой.

Основной этап был подчинён главным задачам развивающей деятельности. В ходе игр и упражнений, реализованных мною в этой части занятия, были достигнуты все поставленные цели:

– развитие артикуляционного аппарата (Упражнение «Трубочка», «Блинчик», «Снежинка» и др.); артикуляционная гимнастика проводилась с использованием зеркал (дети могли видеть правильность выполнения упражнений; каждое упражнение сопровождалось произношением стиха, что добавляло интерес у обучающихся;

– развитие познавательных процессов ((элементов логического мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, связной речи (Как найти животных, птиц и зверей на снегу? Вспомните, под каким номером чьи следы? Подберите картинки к схеме и т. д. )).

– закрепление изученного материала (работа в паре) обведение картинок соответствующим цветом (синим или зеленым).

Отгадывание загадки вызвало интерес и желание помогать животным;

– упражнение на развитие силы голоса, выразительности (произношение заклинания «Наши сани едут сами») заинтересовало обучающихся;

– последнее задание имело профилактический характер оптической дисграфии (соедини человечков с их тенью).

Использованный в конце занятия метод формирования элементарных навыков самооценки «Рефлексия» помог детям самостоятельно и адекватно оценить свою деятельность и успешность на занятии.

Заключительная часть позволила закрепить полученное детьми в ходе занятия эмоционально-положительное отношение друг к другу.

Таким образом, я считаю, что содержание развивающего занятия, использованные методы и приёмы, технологии, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности – позволило обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению его результативности и успешному решению поставленных задач.

Затруднений в ходе проведенного занятия не выявлено по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным психофизиологическим особенностям детей. Занятие носило высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.

Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности. В конце занятия дети самостоятельно сделали выводы, дали полную характеристику звукам и букве, отсюда я делаю вывод, что цель занятия достигнута, поставленные задачи решены.

Тема занятия: «Звуки [З-З] и буква З»

Цель:

-Формировать умения дифференцировать звуки по твердости и мягкости; читать слоги со стечением согласных с буквой З.

-Закрепить знания детей о согласных звуках, развивать навыки звукового анализа и синтеза.

-Развивать фонематическое восприятие.

-Тренировать в чтении слогов, слов со звуком [З-З]. Обогащать словарь детей словами с буквой «З»

-Развивать мышление; зрительное воображение, память, внимание, мелкую моторику рук.

Оборудование:

слоговая таблица, загадка, стишок, сказочный персонаж « Незнайка»,

таблицы, зеркала, картинки.

Карточки со словами для чтения и зрительного восприятия.

– здоровьесберегающая (видеотренажер, упражнения на развитие плавного выдоха).

Самоанализ фронтального логопедического занятия

Разработала учитель-логопед

Равчеева Марина Викторовна

МАОУ «СОШ № 30 города Йошкар-Олы»

Цель: Закрепить навык различения звуков [ч] – [т’] у детей с НВОНР.

Задачи:

1. Отработать четкое произношение и различение звуков [ч] – [т’] в слогах, словах и фразах.

2. С целью пропедевтики упражнять детей в подборе родственных слов.

3. Работать над звуко-слоговым анализом и синтезом слов.

4. Развивать логическое мышление детей на примере отгадывания загадок, решения логических задач.

5. Развивать фонематический слух детей на примере восприятия и различения слогов, слов, предложений, содержащих звуки [ч] – [т’].

6. Воспитывать в детях внимательное отношение к речи педагога, сверстников, к собственной речи.

Оборудование: игрушка Чебурашка, мяч, схема характеристики звуков, картинки с изображением людей труда, выполненные из бумаги цветы, предметные картинки, карточки -символы звуков.

План занятия

1. Организационный момент. (1 – 2 минут)

2. Введение в тему занятия. (4 – 5 минут)

3. Практическая работа по теме занятия. (30 минут)

а) Выполнение устных упражнений. (15 – 20 минут)

Физкультминутка.

б) Выполнение упражнений в тетрадях. (10 – 12 минут)

4. Итог занятия. (2 – 3 минуты)

Ход занятия.

1. Организационный момент.

– Ребята, сегодня к нам в гости пришел Чебурашка. Давайте дружно произнесем « Чебурашка».

– Какой первый звук в этом слове? [ч]

– Посмотрите, Чебурашка что-то с собой принес. Что это? (Да это же телеграмма)

– Дружно произнесем « телеграмма».

– Какой первый звук в этом слове? [т’]

« Дорогой Чебурашка, побудь сегодня у ребят на логопедическом занятии, посвященном звукам [ч] -[т’]. К сожалению, я не смогу прибыть на сегодняшнее занятие, но я по почте обязательно пришлю всем детям подарки. Твой друг – Крокодил Гена.»

2. Введение в тему занятия.

– Итак, наше занятие посвящено звукам [ч] – [т’].

– Давайте произнесем звук [ч]

При его произнесении язык находится за верхними зубами, а губы принимают форму трубочки.

– Дадим ему характеристику. (Согласный, глухой, мягкий, причем всегда мягкий)

– А теперь произнесем звук [т’].

При его произнесении язык ударяется о верхние зубы, а губы находятся в улыбке.

– Охарактеризуем его. (Согласный, глухой, мягкий).

3. Практическая работа по теме занятия.

– Ребята, Чебурашка приготовил для вас загадки. Назовите 1-й звук в слове – отгадке.

Чудо ящик – в нем окно,

а в окошечке кино… (телевизор).

Мы ночь не спим,

Мы день не спим,

И день и ночь стучим, стучим… (часы).

Белая птица над морем кружится… (чайка).

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка… (тетрадь).

Ты упала мне под ноги,

Растянулась по дороге,

И нельзя тебя поднять.

И нельзя тебя прогнать,

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лежа… (тень).

Закипит- исходит паром, и свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

-Эй, сними меня! – кричит…. (чайник).

– А сейчас повторите за мной чистоговорки, содержащие эти звуки.

Чу – чу – чу – молоточком я стучу.

Ча – ча – ча – мы увидели грача.

Чо – чо – чо – греет солнце горячо.

Чи – чи – чи – вкусны пироги в печи.

Те – те – те – отложили мы шитье.

Тюм – тюм – тюм – подарили нам костюм.

Тик – тик – тик – купим кукле бантик.

– У нашего Чебурашки очень много друзей из разных сказок. Я сейчас произнесу их имена, если в слове встретится звук [ч] – поднимите карточку с буквой Ч. Если встретится звук [т’] – карточку с буквой Т.

(Буратино, Наф-Наф, черепаха Тортилла, крокодил Гена, колобок, Чипполино, обезьянка Чи-Чи, поросенок Фунтик, Крошечка-Хаврошечка, Карлсон, Мальчик с пальчик, Шпунтик и Винтик, курочка Ряба).

– Ребята, наш Чебурашка очень любит играть. Давайте мы вместе поиграем с мячом в игру, которая называется « Измени слово».

В названном мною слове поменяйте звук [ч] на звук [т’].

– Ребята, а что такое печка? (Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи)

– А кто такой Петька? (Это имя мальчика)

– Какой может быть печка? (Горячей, жаркой, пламенной, электрической, плавильной)

– А какой может быть Петька? (Озорной, веселый, шустрый, добрый, разговорчивый)

– Можно ли так сказать: «электрический Петька?» (Нет)

– А так: « разговорчивая печка?» (Нет)

– Составьте предложение со словом «печка» (Бабушка растопила печку.)

– Составьте предложение со словом «Петька» (Ребята звали играть в футбол Петьку.)

– Можно ли сказать так: « Бабушка растопила Петьку.» (Нет)

– А так: «Ребята звали играть в футбол печку». (Нет).

Вот как может поменяться смысл сказанных вами слов и предложений в зависимости от смены всего лишь одного звука в слове.

– Ребята, Чебурашка не только любит играть, но и любит трудиться, и с большим уважением относится к людям труда.

Я вам сейчас покажу картинки, на которых изображены люди разных профессий. Определите профессию человека и скажите, какой из изучаемых звуков присутствует в слове-названии профессии.

( Показываю картинки: врач, пограничник, ….)

– Ребята все вы знаете, что Чебурашке очень хотелось учиться. Слово учиться образовано от слова учить.

А на каком месте находится звук ч в этом слове? (На 2-ом)

А какой звук на последнем месте?

Ответьте мне на следующие вопросы:

– Как называют человека, обучающего детей в школе? (Учитель)

– А если это женщина? (Учительница)

– Мальчик, обучающийся в школе? (Ученик)

– Девочка, обучающаяся в школе? (Ученица)

– Большое количество детей, обучающихся в школе? (Учащиеся)

– Сам процесс приобретения знаний? (Учение, учеба)

-Тетрадь, по которой учатся дети какая? (Ученическая)

Как вы считаете, какая общая часть во всех этих словах? (УЧ)

Это, ребята, корень всех этих слов. Подробнее о корне слов вы узнаете в следующем учебном году.

В школе ученикам приходится выполнять множество заданий, вот одно из них.

Прочитайте предложения, вставляя вместо точек или букву Ч, или букву Т.

1. К окну приле.ела сини.ка.

2. Де.и открыли форто.ку и сини.ка вле.ела в комнату.

3. П.и.ка стала клева.ь хлебные крошки на столе.

4. Всю зиму сини.ка жила у де.ей.

5. Весной де.и выпус.или п.и.ку.

Физкультминутка.

– Ребята, в школе дети не только учатся, но и отдыхают, играют на переменах. Вот и мы с вами немножко отдохнем. Повторяйте все движения и слова за мной.

Тики-так, тики-так – так часики стучат.

Теки-так, теки-так-так – колеса стучат.

(Поочередно правой и левой рукой)

Тюки-ток, тюки-ток – так стучит каблучок.

Выполнение упражнений в тетрадях.

– А сейчас откройте свои тетради. Я буду вам диктовать предложение, а вы записывайте в тетрадь или букву Ч, если она есть в словах данного предложения, или букву Т. Каждое предложение с новой строчки.

1. Весной к нам прилетели грачи.

2. Белье погладили горячим утюгом.

3. Костя сломал свои часы.

4. На болоте появилась зеленая тина.

5. Ветер раскачивал качели.

6. Витя разговаривал по телефону с Костей.

Читайте также:  Конспекты занятий по коррекции ФФНР у умственно отсталых младших школьников

7. Верочка повесила тюль.

8. Под черемухой спал теленок.

– Ребята, наш Чебурашка торопиться в гости, а вот к кому догадайтесь сами, для этого составьте из слогов слова:

  • па, ре, ха, че
  • нок, ре, тиг

– Правильно, это черепаха и тигренок.

4. Итог занятия.

– Какой первый звук в слове «черепаха»?

– Какой первый звук в слове «тигренок»?

– Что общего в этих звуках? (Оба согласные, глухие, мягкие)

– Чем они отличаются? ([ч]- всегда мягкий, [т’] – имеет парный твердый звук [т]).

– Наше занятие подошло к концу. И по почте для вас, ребята, крокодил Гена передает вот такие прекрасные подарочки – цветы тюльпаны, каждому из вас в память о нашем занятии. А Чебурашка многому научился на нашем занятии и обязательно продолжит свое обучение в школе.

До свидания, до новых встреч, дорогие ребята.

Самоанализ открытого занятия

Задачи, стоящие перед данным занятием в своей основе были выполнены. Активность детей была высокой и поддерживалась на протяжении всего занятия. Использование логических заданий на занятии способствовало не только развитию мышления детей, но и поддерживало их интерес к занятию. На занятии была решена пропедевтическая задача – знакомство с корнем слов, решение данной задачи поможет детям в будущем более быстро и легко усвоить тему: «Родственные слова, корень слов». Кроме того было уделено внимание развитию словарного запаса детей через выполнение упражнения по называнию профессии людей, через выполнение упражнения по подбору имен прилагательных к словам. Содержащим звуки [ч] – [т’], а также составление предложений с данными словами. В целом занятие цели достигло. Дети научились различать звуки [ч] – [т’] в устной речи и соответствующие буквы в письменной.

3. П.и.ка стала клева.ь хлебные крошки на столе.

–>Зинарева Алла –>

Самоанализ занятия учителя-логопеда Зинаревой А. К.

Тема:_____ Дифференциация звуков С – Ш. _

Цель_____ На занятии были поставлена следующая цель: совершенствование навыка звуко-буквенного анализа слов у детей с ОНР, которая достигалась путём решения следующих задач:

– закрепить характеристику звуков С – Ш.

– повторить понятия и термины, их обозначающие: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, твердый и мягкий звуки;

– закрепить представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове;

– формировать умение делить слова на слоги, анализировать звуки;

– актуализировать изученную ранее номинативную лексику по теме «Мебель».

– уточнить акустические сходства и различия звуков; развивать фонематическое восприятие (операции звукового анализа и синтеза, фонематический слух);

– развитие мышления, через умение анализировать звуки и давать им характеристику;

– развитие воображения, мелкой моторики, коммуникативных умений;

– развитие навыков звукового анализа и синтеза, через опору на зрительные и слуховые анализаторы;

– развитие мелкой, общей моторики.

– воспитывать активность на занятиях:

– воспитывать желание говорить красиво и правильно.

С интеграцией областей: социализация, коммуникация, познание.

Харктеристика группы Занятие проводила с подгруппой детей 7 человек подготовительной группы, посещающих логопедическую группу, с диагнозами Дизартрия (И), Подкорковая дизартрия ОНР 2 уровень (М), Псевдобульбарная дизартрия ОНР 3 уровень (В, С), Бульбарная дизартрия (Д), Лёгкая дизартрия по бульбарному типу (Г), Стёртая форма дизартрии ОНР 3 уровень (И). У большинства детей отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревания ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур. При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.

Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии была использована методика «Речецветик», что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно – образовательному процессу.

Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями детей и задачами занятия. На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались и были реализованы на занятии следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип индивидуального подхода. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости).

Наглядный материал был подобран в соответствии с речевыми и возрастными особенностями детей. Речевой материал соответствовал целям и задачам занятия. Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор, демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

Была проведена большая подготовительная работа – по мере изучения гласных и согласных звуков дети знакомились со звуками – девочками и мальчиками из «Речецветика», давали характеристику каждому звуку, рассматривали перед зеркалом артикуляцию, составляли схемы сначала слогов, затем односложных и двусложных слов.

Для закрепления характеристики звуков С – Ш дети работали с профилями. Для совершенствования навыка звуко-буквенного анализа была проведена речевая игра «Поможем продавцу выставить мебель». Для развития слогового анализа была проведена игра «Подпиши ценники». Для закрепления представления о линейной последовательности звуков в слове и для формирования умения делить слова на слоги, анализировать звуки использовалась зрительная опора – разноцветные лепёшечки из пластилина, а также человечки из методики «Речецветик». Для работы над согласованностью речи и движения было обыграно стихотворение «Мебель». Для обучения детей образовывать относительные прилагательные использовалась игра «Из чего – какой?»

На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовали динамика занятия, наглядные пособия для каждого ребёнка – картинки с изображением продавца, мебели, ценники, профили С и Ш, наборы из пластилина, человечки из методики «Речецветик». Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон, так как считаю, что создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья

Считаю основным показателем успешности занятия то, что дети смогли справиться со всеми заданиями, проводили звуко-буквенный анализ, давали характеристику звукам, работали с желанием. Я получала удовлетворение от занятия, наблюдая, с каким удовольствием дети помогали продавцу, превращали слово «Стол» в «Стул», открывали коробку с гостинцами.

Мне очень нравится методика «Речецветик», благодаря которой даже дети со сложными речевыми диагнозами и серьёзными нарушениями фонематического восприятия начинают в игровой форме постигать звуко-буквенный анализ и синтез. Буду продолжать использовать данную методику в своей работе и в дальнейшем.

Наглядный материал был подобран в соответствии с речевыми и возрастными особенностями детей. Речевой материал соответствовал целям и задачам занятия. Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор, демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

Анализ фронтального логопедического занятия, проведенного учителем – логопедом на логопункте СОШ №2

Занятие проводилось в классе на логопункте СОШ №2.

Тема урока: «Дифференциация предлогов и приставок».

Материал занятия соответствует программе, речевым и возрастным особенностям детей. Используемый материал доступен для детей. Цели занятия поставлены правильно. Методы и приемы подобраны продуманно, учитывая специфику каждой задачи обучения.

На занятии присутствовало 10 детей. Использовалось много различного оборудования, наглядных пособий: предметные картинки, игра «Собери слово», ребусы. Использование игровых моментов создало у детей хороший эмоциональный настрой.

В занятии были использованы словесные, наглядные, игровые приемы.

В занятии можно выделить три основных этапа:

. Оргмомент и постановка целей урока. Этот этап включал в себя настроить детей на урок и сообщить им цели и задачи урока.

. Работа по теме. На этом этапе шло изучение нового материала, а затем закрепление его с помощью выполнения различных заданий и упражнений. На этом же этапе проводилась физминутка, она дала возможность детям отдохнуть. Далее проводилась игры – ребусы. Детям они понравились.

. Итог занятия. Подведение итогов урока, чему научились, что нового узнали.

Логопед внимательно следила за речью детей, артикуляцией звуков. Замечания делала спокойно и тактично. В занятии использовала различные словесные приемы речевой образец, повторение, объяснение, указания, вопросы. Хорошо владеет коллективом детей, умело организовала их для работы. Ее речь доступна для детей, выразительна, эмоциональна.

Цели данного занятия были достигнуты. Во времени занятие выдержано.

Конспект фронтального логопедического занятия для 3 класса, проведенного учителем логопедом на логопункте СОШ №2

Тема: Дифференциация предлогов и приставок.

1. Упражнять учащихся в различении предлогов и приставок, в правильном их написании и употреблении в речи.

. Активизировать наблюдательность и внимание.

. Совершенствовать навыки самоконтроля.

. Формировать полноценные навыки общения.

Оборудование: таблицы, карточки, игра «Слово распалось», ребусы.

Ход занятия

Оргмомент и постановка целей урока

– Сегодня мы будем различать предлоги и приставки, правильно их писать и умело пользоваться ими в речи.

Вспомним, что такое предлог? Какие вы знаете предлоги? Как пишутся они со словами? Что такое приставка? Какие вы знаете приставки? Как они пишутся со словами?

Вы заметили, что приставки и предлоги очень похожи друг на друга: по произношению, по звучанию, но разница их в написании. Предлог пишется отдельно, приставки – слитно со словом. Иногда дети допускают ошибки в написании предлогов и приставок.

А теперь, послушайте сказку, которая называется «Предлоги и приставки».

Работа по теме

1) Придумать и записать словосочетания. Обратить внимание, что с данными предлогами соотносятся определенные глагольные приставки.

Выделить предлоги, приставки: доехал до остановки, пройти под полоз по снегу.

) Списать предложение, вставить подходящие по смыслу слова из скобок. Объяснить, где – предлог, где – приставка.

Теплоход (отплыл, подплыл) к причалу. В стакан (залили, налили) молоко. Дети (уехали, съехали) из лагеря. В лагерь они (пробыли, прибыли) две недели.

) Устно: исправить ошибку в словах, подобрать к выделенным словам подходящую по значению приставку:

Картинку нужно вклеить на картон. Попробуй слезть на это дерево. Комар подлетел в комнату.

А теперь, скажем так или не так?

Дед в печи, а дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепешки.

Овечки в речке, а караси у речки.

) Графический диктант: предлог выделяем, а приставку: Стоит в лесу дерево. На верхушках шелестят засохшие листики. Дуб не успевает сбросить к зиме всю листву. Мороз убивает листья дуба прямо на деревьях.

) Игра «Слово распалось» – разобрать слова по составу: поплыла, нашёл, поела, отплыл, влезла.

) Комментированное письмо: вставить между предлогом и словом подходящие по смыслу слова.

Поезд подошел к (ближней) станции. Солнце скрылось за (темной) тучей. Ребята хорошо отдохнули в (пионерском) лагере. Тропинка привела к (маленькому) дому лесника.

) Самостоятельная работа по карточкам.

) Работа у доски: вставить нужные предлоги и приставки:

Всадник …вязал лошадь …дерева. Легкий ветерок …дувает пыль …дороги.

Весело …бежали ручьи …оврагам.

) Игры – ребусы. Немая игра.

Заключение

Основной задачей логопедической практики является ознакомление с организацией логопедической работы в образовательных учреждениях, с документацией логопеда и оборудованием логопедического кабинета.

Логопедический кабинет оформлен просто и эстетично, содержит лишь ту информацию, которая в данный момент нужна для коррекционного процесса. В оформлении кабинета нашли отражение коррекционно-воспитательная работа, материалы по пропаганде логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Кабинет помогает учителю – логопеду расположить ребенка к занятиям.

В кабинете имеется все необходимое оборудование для проведения полноценной коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, оформлены уголки в помощь учащимся, педагогам и родителям. Для постоянного использования в кабинете есть магнитофон, компьютер, что значительно облегчает работу учителя – логопеда.

Логопедический кабинет отвечает следующим требованиям:

Наличие достаточного количества дидактического материала и наглядных пособий;

Соответствие содержания дидактического материала возрасту детей и характеру речевых нарушения учащихся;

Систематизация дидактического материала в соответствии с основными разделами:

Соблюдение единого формата дидактических пособий;

Правильное хранение дидактических пособий и эстетичность их оформления.

Основой организации логопедической работы в школе является годовой план работы логопеда. В нем отражены следующие основные вопросы:

– наличие анализа итогов работы за минувший год с указанием тех недостатков, устранение которых станет первоочередной задачей логопеда в новом учебном году;

– четкая формулировка основных задач учебно – воспитательной и коррекционной работы на новый учебный год и определение путей их реализации;

– организационно – педагогические мероприятия по осуществлению коррекционно-воспитательной работы.

Кроме годового плана у учителя – логопеда имеются и перспективные планы работы для каждой группы учащихся. При анализе этого вида планирования выяснилось:

– группы укомплектованы правильно – учтена степень и структура дефекта, соблюден возрастной принцип;

– полно дана характеристика проявления речевого дефекта, обоснована последовательность работы с этой группой;

– правильно подобраны наглядно – методические пособия.

Важнейшей задачей своевременной организации коррекционной работы с детьми является правильно организованный, точный, полный и своевременно проведенный учет детей, имеющих нарушения речи. Данные вопросы находят свое отражение в «Журнале учета детей с недостатками речи», «Журнале учета посещаемости логопедических занятий», в правильном комплектовании групп.

Подведение итогов деятельности логопеда отражается в годовом отчете. В нем отражено:

– состояние материально – технической базы логопедического пункта за отчетный период;

– учебно-коррекционная работа: охват учащихся логопедической помощью,

– итоги коррекционной работы логопедического пункта;

– мероприятия по пропаганде специальных логопедических знаний;

– формы самообразования и повышения квалификации.

При наблюдении и проведении занятий выяснилось, что цели логопедических занятий определены четко. Предлагаемый детям речевой материал соответствует теме занятия, возрасту детей и уровню их речевого развития. Приемы, используемые логопедом, способствуют достижению коррекционных целей занятия. Дидактический и наглядный материал соответствует целям и задачам занятия. Учащиеся активно участвуют в процессе обучения. На занятиях осуществляется индивидуальный подход к ребенку, основанный на знании его психофизических особенностей.

Список использованной литературы

1. Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: Организация и содержание работы. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007.

4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М., 1991.

5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.

. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогической комиссиях. – 2-е изд. М., 1984.

7. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

8. Логопедия/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2- х книгах. – М.: Просвещение, Владос, 1995.

9. Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. – М., 1975.

10. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.

. Правдина О.В. Логопедия: Учеб. пособие для студ. дефектологических ф-тов пед. ин-тов. – М., 1973.

12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Книга для логопедов. – М., 1997.

13. Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. – М., 1994.

. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. и др. Основы логопедии. – М., 1989.

15. Флерова Ж.М. Логопедия. – Ростов н/Д, 2000.

. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М., 1989.

. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. М., 1989.

Читайте также:  Оформление портфолио учителя-логопеда

18. Фотекова Т.А. Тестовая диагностика младших школьников: методическое пособие для школьных педагогов/ Т.А. Фотекова. – М.: Аркти, 2003.

. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1984.

. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательной школе (основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией)/ А.В. Ястребова Т.П. Бессонова – М.: Когито – Центр, 1996.

Тема: Дифференциация предлогов и приставок.

Анализ и самоанализ логопедического занятия

Анализ и самоанализ логопедического занятия

Важным элементом педагогической деятельности явля­ются анализ и самоанализ своего занятия. Это — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Ка­чество анализа и самоанализа зависит от многих факто­ров и прежде всего от привычки учителя-логопеда к реф­лексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести

Ф.И.О. логопеда __________________________

Город (район) ___ ДОУ № ______ дата ________

Цель посещения __________________________

Этап работы ____________________________

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Возраст, количество детей __________________

1. Место данного занятия в системе занятия по теме.

2. Место данной темы в общей системе логопедиче­ской работы.

3. Подготовленность данного занятия предыдущим обу­чением и связь с последующим.

4. Анализ целей и задач занятия:

— соответствие содержанию занятия;

— единство коррекционно-развивающей, образователь­ной и воспитательной задач;

— способы постановки и доведения до детей (ребенка);

5. Анализ структуры и организации занятия:

— соответствие теме, цели, задачам;

— основные этапы, их логопе­дическая последовательность и взаимосвязь;

— четкость перехода от одно­го этапа к другому;

— целесообразность распреде­ления времени между этапами занятия;

— наличие плана занятия и организация его выполнения ло­гопедом;

— продолжительность занятия и его этапов;

— соответствие фактического хода занятия запланированному;

— отступления от конспекта, их причины.

6. Анализ этапов занятия:

— содержание этапов, подготов­ка детей к предстоящему этапу;

— соответствие учебного мате­риала программе, перспективно­му плану работы, речевым и воз­растным особенностям ребенка (группы детей);

— адекватность выбора рече­вого материала задачам занятия;

— методы и приемы, исполь­зуемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия;

— реализация дидактических принципов обучения;

— эффективность использова­ния наглядных пособий, дидак­тического раздаточного материа­ла и ТСО;

— степень усвоения нового материала;

— подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка).

7. Оценка коррекционной на­правленности занятия:

— смена видов деятельности;

— своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;

— посильность речевого и ди­дактического материала;

— разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и приемов обучения;

— соответствие использован- и ных методов и приемов возмож­ностям детей (ребенка);

— включение заданий с опо­рой на несколько анализаторов;

— индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;

— доступность и четкость ин­струкций, эффективность помо­щи логопеда;

— упражнения на развитие общей и тонкой моторики.

8. Анализ работы и поведения детей на занятии:

— общая оценка работы груп­пы (ребенка);

— активность детей (ребенка) в процессе занятия;

— устойчивость внимания в на­чале занятия и на основных этапах;

— особенности речевой и нерече­вой деятельности детей (ребенка);

— формирование у детей (ре­бенка) общеучебных и специаль­ных умений и навыков;

— степень сформированности структуры деятельности;

— выполнение единых требо­ваний;

— качество выполнения зада­ний детьми (ребенком);

— умение детей (ребенка) при­менять знания в различных си­туациях;

— степень овладения практи­ческими навыками.

9. Личность логопеда:

— знание материала занятия;

— владение методами и при­емами работы на занятии;

— осуществление коррекционных приемов обучения;

— умение использовать мето­дические пособия;

— речь логопеда (ясность, точ­ность, выразительность, эмоцио­нальность);

— соотношение речи логопеда и детей (ребенка);

— мастерство педагогическо­го общения.

10. Оценка самоанализа, сде­ланного логопедом в ходе отве­тов на вопросы, поставленные проверяющим ______________

11. Результаты занятия:

— достижение цели, задач за­нятия;

— оптимальность обучающих действий логопеда;

— тенденции в речевом раз­витии и коррекции детей (ребен­ка);

— оценка занятия в соответ­ствии с возможностями детей (ре­бенка);

— качество знаний, умений, навыков, полученных детьми (ребенком).

12. Элементы творчества, зас­луживающие изучения и внедре­ния в практику работы других логопедов;

13. Недостатки занятия:

— предложения по их устра­нению;

14. Общие выводы и предло­жения;

15. Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений.

Схема самоанализа логопедического занятия

1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

2. Обоснование целей и выпол­нение намеченного плана заня­тия.

3. Характеристика логопедом ребенка (группы).

4. Мотивировка отбора мате­риала для данного занятия.

5. Психологическая и педаго­гическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.

6. Мотивировка выбора мето­дов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содер­жанию занятия.

7. Удовлетворенность или не­удовлетворенность логопеда заня­тием (его отдельными частями).

8. Меры, намечаемые логопе­дом по устранению отмеченных недостатков.

9. Оценка и обоснование дос­тигнутых на занятии результатов.

10. Самооценка как одно из условий творческой работы лого­педа.

Тэги: тема, цели, этапы

— упражнения на развитие общей и тонкой моторики.

Схема самоанализа логопедического занятия.

Анализ и самоанализ логопедического занятия.

Важным элементом педагогической деятельности являются анализ и самоанализ своего занятия. Это — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.
Предлагаемые схемы предназначены для логопедов, работающих в ДОУ.
Схема анализа логопедического занятия
ФИО логопеда
Город (район) ДОУ № дата
Анализирующий
Цель посещения
Этап работы
Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)
Тема
Возраст, количество детей
1 Место данного занятия в системе занятия по теме.
2. Место данной темы в общей системе логопедической работы.
3. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.
4. Анализ целей и задач занятия:
правильность постановки;
соответствие содержанию занятия;
единство коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задач;
способы постановки и доведения до детей (ребенка);
степень достижения.
5. Анализ структуры и организации занятия:
— соответствие теме, цели, задачам;
— основные этапы, их логопедическая последовательность и взаимосвязь,
—четкость перехода от одного этапа к другому,
— целесообразность распределения времени между этапами занятия,
— наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом,
—продолжительность занятия и его этапов,
— соответствие фактического кода занятия запланированному,
— отступления от конспекта, их причины
6 Анализ этапов занятия
— содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу,
— соответствие учебного материала программе, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей),
— адекватность выбора речевого материала задачам занятия;
— методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия,
— реализация дидактических принципов обучения,
— эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и ТСО,
— степень усвоения нового материала,
— подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка)
7 Оценка коррекционной направленности занятия
— смена видов деятельности.
— своевременное и качественное проведение физкультурных пауз,
— посильность речевого и дидактического материала,
— разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и
приемов обучения,
— соответствие использованных методов и приемов возможностям детей (ребенка),
— включение заданий с опорой на несколько анализаторов,
— индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми,
— доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда,
— упражнения на развитие – общей и тонкой моторики
8 Анализ работы и поведения детей на занятии
— общая оценка работы группы (ребенка),
— активность детей (ребенка) в процессе занятия,
— устойчивость внимания в начале занятия и на основных этапах,
— особенности речевой и неречевой деятельности детей (ребенка),
— формирование у детей (ребенка) общеучебных и специальных умений и навыков,
— степень сформированное™ структуры деятельности,
— выполнение единых требований,
— качество выполнения заданий детьми (ребенком),
— умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях,
— степень овладения практическими навыками
9. Личность логопеда:
знание материала занятия;
владение методами и приемами работы на занятии;
осуществление коррекционных приемов обучения;
умение использовать методические пособия;
речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);
соотношение речи логопеда и детей (ребенка);
— мастерство педагогического общения.
Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные
проверяющим.
Результаты занятия:
достижение цели, задач занятия;
оптимальность обучающих действий логопеда;
тенденции в речевом развитии и коррекции детей (ребенка);
оценка занятия в соответствии с возможностями детей (ребенка);
— качество знаний, умений,
навыков, полученных детьми (ребенком).
Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов;
Недостатки занятия:
диагностика причин;
предложения по их устранению ;
14. Общие выводы и предложения;

Схема самоанализа логопедического занятия.

1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.
2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.
3. Характеристика логопедом ребенка (группы).
4. Мотивировка отбора материала для данного занятия.
5. Психологическая и педагогическая оценка системы заданийи упражнений, выполненных
детьми на занятии.
6. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.
7. Удовлетворенность или не удовлетворенность логопеда занятием (его отдельными частями).
8. Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.
9. Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.
10. Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.
Этот перечень вопросов, конечно, нельзя назвать исчерпывающим. На наш взгляд, возможно проведение анализа и самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой логопед. Важно только, чтобы самоанализ проходил сразу после занятия, под влиянием свежих впечатлений. Он лежит в основе начала подготовки к новому занятию.

Анализ и самоанализ логопедического занятия.

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Качество и эффективность логопедического урока или занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогической деятельности является анализ и самоанализ своего занятия.) Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалифика­ции специалиста. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к ко­торым они привели или могут привести.

Анализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со стороны, оценить собственные силы, увидеть достижения и недостатки своей работы. Анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога. С этим нельзя не согла­ситься, т.к. содержательная сторона процесса самообразования учителя-логопеда в зна­чительной мере формируется на основании выводов педагогического анализа его занятий. Пробелы в дидактическом, методическом, профессионально-содержательном образовании логопеда, обнаруженные руководителем образовательного учреждения или коллегами в ходе посещения и анализа занятий, должны быть восполнены логопедом путем самопознанания на основе полученных рекомендаций.

Значение педагогического анализа занятия состоит еще и в том, что он является средством развития у логопеда способности оценивать свой труд и свое поведение. Именно педагогический анализ формирует умение оценивать свою работу по конечному результату. Это одно из важнейших качеств педагога, однако, чтобы приобрести его, логопед должен быть не только исключительно внимательным к своему труду, но и обладать обостренным чувством самокритичности. Последнее необходимо не только воспитать в себе, но и постоянна поддерживать и развивать.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока. При множестве этих подходов отсутствуют единые требования к проведению анализа логопедического занятия, Поэтому хотелось бы предложить оптимальную, на наш взгляд, схему анализа и самоанализа логопедического занятия.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Город (район)_____________ ДОУ____________ дата______

Этап работы ________________________________________

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Возраст, число детей__________________________________

1. Анализ целей занятия:

• соответствие целей занятия особенностям учебного материала;

• место данного занятия в системе занятий по теме;

• место данной темы в общей системе логопедической работы;

• уровень подготовленности группы (ребенка);

• постановка и доведение целей занятия до детей (ребенка).

2. Степень достижения целей занятия:

3. Анализ структуры и организации занятия:

• соответствие структуры занятия его целям, продуманность выбора типа занятия, его структуры;

• логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия;

• четкость перехода от одного этапа к другому;

• продолжительность занятия и целесообразность распределения времени между эта­пами занятия;

• рациональность выбора форм обучения;

• наличие плана занятия и организация его выполнения;

• соответствие фактического хода занятия запланированному;

• отступления от конспекта, их причины;

• рациональность организация работы логопеда; реализация дидактических принци­пов обучения — от простого к сложному.

4. Анализ содержания занятия:

• соответствие содержания занятия требованиям Государственных программ, перспек­тивному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей);

• полнота, достоверность доступность изложения;

• степень нравственного влияния логопеда, воспитательная направленность занятия;

• связь занятия с жизнью;

• подведение детей к восприятию новых знаний;

• формирование новых понятий;

• актуализация опорных знаний;

• организация самостоятельной работы детей;

• характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей);

• инструкции и помощь логопеда;

• степень усвоения нового материала (эффективность);

• согласованность данного занятия с предыдущим обучением и связь с последующим;

• повторение (организация, формы приемы, объем);

• подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка).

5. Оценка коррекционной направленности занятия:

• развитие понимания речи;

• воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности;

• формирование практических навыков словообразования и словоизменения;

• формирование правильного произношения звуков;

• развитие фонематического слуха и восприятия;

• закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;

• контроль за внятностью и выразительностью речи;

• подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;

• обучение самостоятельному высказыванию;

• усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении;

• включение заданий с опорой на несколько анализаторов;

• упражнения по развитию высших психических функций;

• упражнения по развитию общей и мелкой моторики.

6. Анализ методики проведения занятия:

• определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения

• соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка);

• разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом;

• эмоциональность подачи материала;

• доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда;

• эффективность использования наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала, ТСО;

• оценка методической компетентности и педагогической техники логопеда.

Анализ работы и поведения детей на занятии:

• общая оценка работы группы (ребенка);

• внимание и прилежание в начале занятия и на его основных этапах;

• интерес к занятию;

• активность детей (ребенка);

• формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков;

• выполнение единых требований;

• индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;

• качество выполнения заданий, умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях и степень овладения практическими навыками;

• глубина, осознанность и прочность знаний;

• умение детей применять знания в различных ситуациях;

• степень овладения практическими навыками;

• характер проверки логопедом знаний детей;

• работа над ошибочными ответами.

8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия:
• температурный режим;

• физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

• профилактика утомления и переутомления;

• смена видов деятельности;

• своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;

• соблюдение детьми (ребенком) правильной рабочей позы;

• соответствие мебели росту ребенка;

• создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания;

• посильность нагрузки речевого и дидактического материала;

• целесообразное ослабление напряженности в конце занятия.

9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленных проверяющим.

10. Результаты занятия:

• оптимальность обучающих действий логопеда;

• достижение целей, задач занятия;

• качество знаний, умений, навыков, полученных детьми;

• тенденции в речевом развитии и коррекционном процессе в целом;

элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов.

11. Недостатки занятия:

• предложения по их устранению.

Личность логопеда:

• собранность и внимательность логопеда на занятии;

• самообладание и самоорганизация;

• стиль и тон в работе;

• речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);

• соотношение речи логопеда и детей (ребенка);

• доброжелательное отношение к детям;

• соблюдение норм педагогической этики;

• мастерство педагогического общения;

• знание материала занятия.

13. Общие выводы и предложения:

14. Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений:

Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы

• степень овладения практическими навыками;

Ссылка на основную публикацию