Домашние задания логопеда по теме Зимние забавы

Задание на выходные по лексической теме “Зимние забавы и развлечения”
картотека (старшая, подготовительная группа)

Материал для занятий дома по лексической теме “Зимние забавы и развлечения”

Скачать:

ВложениеРазмер
Лексическая тема “Зимние забавы и развлечения” Материал для занятий дома138.91 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

1.Какое сейчас время года? Назови признаки зимы – что бывает зимой? В какие игры на прогулке мы можем играть только зимой? Что можно сделать из снега и льда зимой на улице? (снежки, снеговика, снежную горку, снежную крепость, крепость, снежный город, ледяные фигуры, каток). Правильно ответить тебе поможет такое упражнение:

Горка из снега (какая?) — снежная. Фигурка изо льда – …

Погода с морозом — …

2. Объясни значение слов «снегопад, гололёд». Придумай предложения с этими словами.

3. Закончи предложения одним и тем же словом «снеговик» в нужной форме:

Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос-морковку нашему … (снеговику).

Мы показали соседям нашего … (снеговика).

Мы играли со … (снеговиком).

Мы рассказали о … (снеговике).

4.Упражнение «Подбирай, называй, запоминай».

На санках Ваня к горке подъехал.

На горку . (въехал) . Вокруг горки . (объехал) .

С горки . (съехал). Из парка . (уехал) .

5. Упражнение «Четвертый лишний».

Определи, что лишнее и почему:

Лыжи, санки, коньки, василек.

Зима, весна, декабрь, снег.

6. Выбери, назови и обведи в кружок предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице.

«Снежок»
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого

Мы с тобой снежок слепили. «Лепят» ,меняя положение ладоней
Круглый крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони

И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз подбросим. Смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок

Два поймаем. «Ловят», подставляя ладони.

Три уроним Роняют воображаемый снежок.

И сломаем. Топают ногой.

Лепит детвора зимой

Чудо с круглой головой.

Ком на ком поставят ловко,

Щепка – рот, а нос – морковка

Обведи по контуру и раскрась отгадку:

Эти загадки ты тоже легко отгадаешь:

Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой)

Если дым столбом стоит,

Под ногами снег скрипит,

Если мерзнут щеки, нос,

Что на улице?(мороз).

Ой, насыпало снежка!

К горке я коня веду,

С горки вниз на нем лечу,

А назад его тащу. (санки).

Покружились звездочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке. (снежинки)

Прочитайте ребенку и выучите сним стихотворение:

Всюду снег, в снегу дома -Славят зиму снегири.
Привезла его зима. Дед мороз, как маленький,
К нам спешила поскорей, Пляшет у завалинки.
Привезла нам снегирей. И я тоже могу –
От зари и до зариТак плясать на снегу!

ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

1.Какое сейчас время года? Назови признаки зимы – что бывает зимой? В какие игры на прогулке мы можем играть только зимой? Что можно сделать из снега и льда зимой на улице? (снежки, снеговика, снежную горку, снежную крепость, снежный город, ледяные фигуры, каток). Правильно ответить тебе поможет такое упражнение:

Горка из снега (какая?) — снежная. Фигурка изо льда – …

Погода с морозом — …

2. Закончи предложения одним и тем же словом «снеговик» в нужной форме:

Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос-морковку нашему … (снеговику).

Мы показали соседям нашего … (снеговика).

Мы играли со … (снеговиком).

Мы рассказали о … (снеговике).

3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

« Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, – загибают пальчики, начиная с большого.
Мы во двор пришли гулять. – «идут» по столу указательным и средним пальчиками.
Бабу снежную лепили, – «лепят» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили, – «крошат хлебушек»
С горки мы потом катались, – ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.
А еще в снегу валялись.- кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.
Все в снегу домой пришли. – «отряхивают» с одежды.
Съели суп – движения воображаемой ложкой.

и спать легли – руки под щеку.

Лепит детвора зимойКом на ком поставят ловко,

Чудо с круглой головой.Щепка – рот, а нос – морковка.

Лексическая тема «Зима. Зимние забавы»

    Эдуард Лишин 3 лет назад Просмотров:

1 Лексическая тема «Зима. Зимние забавы» Предметы: Зима, снег, снежинка, пурга, метель, лѐд, сосульки, холод, снегопад, мороз, холод, ветер, узор, иней, метель, стужа, вьюга. Забавы, развлечение, игры, гуляния, хороводы, подарки, коньки, санки, лыжи, палки, клюшка, шайба, каток, горка, лыжник, конькобежец, хоккеист, снежки. Признаки: Пушистый, ледяной, ледовый, прозрачный, белый, лѐгкий, холодный, зимний, морозный. Весѐлые, задорные, игровые, снежный, радостный, санный, хоккейный, лыжный, праздничный Действия: Замерзать, кружиться, идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, кружиться, леденеть. Дарить, играть, забавляться, лепить, кататься, строить Выполните задания 1. «Какой может быть?» Снег (белый, пушистый) Зима – (тѐплой, суровой, холодной) Мороз – (сильный, слабый, трескучий) хоровод (большой, дружный, красивый, весѐлый) снеговик ( большой, белый, холодный, весѐлый, снежный) 2. Игра «Что делает?» СНЕГ: идѐт, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьѐтся. СНЕЖИНКА: тает, падает, идѐт, кружится, ложится, вьѐтся. ЛЕД: трещит, тает, ломается, плывѐт. ДЕТИ ЗИМОЙ (что делают?) играют, бегают, катаются, лепят, скатываются 3. Назови ласково: зима зимушка снег снежок санки

2 ѐлка – снеговик – горка – 4. Один много (множественное число): хоровод хороводы подарок – хоккеист снежок праздник – лыжник горка – клюшка – ѐлка – 5. Посчитай одна гирлянда, две, три, четыре, пять; один снежок, два, три, четыре, пять. одна снежинка, две, три,четыре.пять.. один сугроб, два, три. четыре, пять. 7.«О чем можно сказать?» Замерзает река Наступает – зима Кружатся – снежинки Летят – снежинки Надели – шапки, шубы Обули сапоги, валенки 8.«Продолжи предложения» Зимой люди ходят в (шубах, шапках ). Зима приносит (снегопады, морозы) Зимой замерзает вода на (реках, озерах ) Я люблю кататься зимой на (коньках, лыжах ). 9. «Что лишнее и почему?» Панама, шапка, ушанка. Сапоги, валенки, сандалии. Август, декабрь, февраль 10. «Придумай слово» образование родственных слов Снег снежок снежочек снежинка снегопад снеговик снеговичок снежки снегоход снегокат снежный заснежило снежище снегурочка снегирь белоснежный Белоснежка подснежник. 12. Нарисуй или вырежи картинки с изображением зимних забав и вклей их в тетрадь. Какие зимние виды спорта ты знаешь? Что нужно этим спортсменам? 13. Исправь ошибку:

3 Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость. 14.Пересказ рассказа «Гостья-Зима». «Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лѐд. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А ещѐ можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это зимние забавы. Мы очень любим зиму.» Вопросы для пересказа Кто пришѐл к нам в гости? Какое время года было до этого? Чем зима накрыла землю? Что делает метель, вьюга, ветер, мороз? Какие подарки принесла зима? Для чего людям нужны эти подарки? Что такое зимние забавы? 15. Прочитайте детям А.С.Пушкин, «Зима! Крестьянин торжествуя» И.З.Суриков, «Детство» С.Черный, «Мчусь, как ветер, на конках» В.Одоевский, «Мороз Иванович» (Сказка) А.А.Фет, «Мама, глянь-ка из окошка» К.Бальмонт, «К зиме» Д.Хармс, «Что это было?» Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» 16. Выучите считалку. Снего-снего-снегопад, каждый очень-очень рад, Будут лыжи и коньки, будут санки и снежки. 17. Загадайте загадки Всѐ лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры Помчались с горы. (Санки) Нелегко иногда забираться туда, Но легко и приятно Прокатиться обратно. (Снежная горка) Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый год я главная! (Ёлка) Жил я посреди двора,

4 Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (Снеговик) Во дворе с утра игра, Разыгралась детвора. Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» – Значит там игра. Хоккей Бегут по дорожке Доски да ножки. (Лыжи) Я катаюсь на нем До вечерней поры. Но ленивый мой конь Возит только с горы. А на горку всегда Сам пешком я хожу И коня своего За веревку вожу. (Санки) Этой палкой бей смелее, Чтоб удар был, как из пушки, Эта палка для хоккея И она зовется (Клюшка) Меня хлопали лопатой, Меня сделали горбатой, Меня били, колотили, Ледяной водой облили. И скатились все потом С моего горба гуртом. (Ледяная горка) До чего же повезло Сколько снегу намело! Выходим спозаранку Кататься мы на (Санках) 18.Чтение чистоговорок: Ма-ма-ма вот пришла зима, Инка-инка-инка падает снежинка, Обы-обы-обы высокие сугробы. Роз-роз-роз узоры рисует мороз, Пад-пад-пад зимой один снегопад, Вик-вик-вик дети лепят снеговик, Баба-баба-баба красуется снежная баба, Ёд-ѐд-ѐд лежит на речке лѐд.

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

1. Рекомендую родителям спросить у ребенка, какое время года сейчас, в какие игры любит играть малыш зимой, что нужно для зимних игр.

2. В качестве экскурсии сходите с малышом на зимний стадион (парк), где следует обратить внимание на то, какими видами спорта заняты дети.

3. Упражнение “Кому что нужно?” на употребление существительного в винительном падеже.

    Лыжнику нужны лыжи, хоккеисту – . фигуристу – . саночнику -. и т.д.



4. Упражнение “Исправь ошибку” на логическое мышление.

    Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны санки. Хоккеисту нужны лыжи.

Зимой дети катаются на лыжах, прыгают через скакалку, играют в хоккей, играют в футбол, лепят снежную бабу, загорают, строят снежную крепость.

5. Выучить стихотворение.

    Мчусь, как ветер, на коньках
    Вдоль лесной опушки.
    Рукавицы на руках,
    Шапка на макушке.
    Раз-два! Вот и поскользнулся.
    Раз и два! Чуть не кувыркнулся.
    (Саша Черный)

Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.

Покатились санки вниз,
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади –
Там канавка впереди.
Надо ездить осторожно,
А не то разбиться можно.

6. Упражнение на координацию речи с движением.
(ребенок имитирует лепку зайчика из снега)

    Мы слепили снежный ком,
    Ушки сделали потом.
    И как раз
    Вместо глаз
    Угольки нашлись у нас.
    Кролик вышел, как живой!
    Он с хвостом и с головой!
    За усы
    Не тяни –
    Из соломинок они!
    Длинные, блестящие,
    Точно настоящие!
    (О. Высоцкая)

1. Рекомендую уточнить у ребенка, какое сейчас время года. Попросить назвать все зимние месяцы.

2. Спросите у ребенка, в какие игры можно играть зимой, а в какие нельзя и почему (учим малыша устанавливать причинно-следственные связи).

3. Спросите, какие зимние виды спорта знает ребенок, какой инвентарь нужен для этого.

4. Упражнение “Почему так назван?” на словообразование, в том числе и на образование сложных слов.

    Конькобежец – потому что бегает на коньках,
    саночник – .
    лыжник – .
    сноубордист – .
    хоккеист – .
    фигурист – .

5. Упражнение “Кому что нужно?” на употребление дательного падежа существительного.

    Лыжи нужны . (лыжнику),
    клюшка нужна – .
    коньки нужны – .
    санки нужны – .
    сноуборд нужен – .
    шайба нужна – .

6. Связная речь. Составить рассказ из личного опыта на темы: “Как я лепил(а) снежную бабу”, “Как я играл(а) зимой”.

7. Выучить стихотворение (по выбору).

    Детство
    Вот моя деревня;
    Вот мой дом родной;
    Вот качусь я в санках
    По горе крутой.
    Вот свернулись санки,
    И я на бок- хлоп!
    Кубарем качуся
    Под гору в сугроб.
    И друзья-мальчишки,
    Стоя надо мной,
    Весело хохочут
    Над моей бедой.
    Всё лицо и руки
    Залепил мне снег.
    Мне в сугробе – горе,
    А ребятам смех!”
    (А. Суриков, 1866)

Работница
Мы слепили бабу снежную,
Бабу снежную, потешную,
А зима сказала ей:
“Стань работницей моей!
У тебя в руках метла,
Ты б дорожки замела.
Раздели со мной заботы
И старайся дотемна”.
А уволила с работы
Бабу снежную весна.
(В. Шварц)

Уточните у ребенка, почему “уволила с работы весна” (учим устанавливать причинно-следственные связи).

8. Упражнение на координацию речи с движением.

    Раз, два, три, четыре, пять,
    (загибать по одному пальчики)
    Мы во двор пошли гулять.
    (идут по столу указательным и средним пальцами)
    Бабу снежную лепили,
    (лепят комочек двумя ладонями)
    Птичек крошками кормили,
    (крошащие движения всеми пальчиками)
    С горки мы потом катались,
    (ведут указательным пальцем левой руки по ладони правой)
    А еще в снегу валялись.
    (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

9. Познакомьте ребенка с произведениями живописи.
Картины:
П. Грузинский “Масленица”,
В. Кустодиев “Зима. Масленичные гуляния”,
В. Суриков “Взятие снежного городка.

Расскажите о художнике (кратко). Рассмотрите картину (если есть возможность) или репродукцию. Побеседуйте с ребенком о том, что изобразил художник (какое время года, какие зимние забавы). Расспросите ребенка, что изображено на переднем плане картины, а что на заднем плане, красками, каких цветов он пользовался (подбор определений к существительному).

Комментарии к статьям
Развитие речи. Январь.

нам с доченькой очень нравятся ваши советы! спасибо! 24.01.2007, 12:22
Марика

Мы готовимся к школе, а ваши советы нам помогают составить план занятия. Спасибо большое! 02.02.2007, 16:35
Рамиля

Очень подробные занятия. Отлично использовать для логопедов в работе с родителями. 03.02.2007, 21:45
Ольга

Работаю логопедом в детском саду.Жаль, поздно нашла ваш сайт. Отличные рекомендации для родителей. Буду использовать в работе сама и порекомендую родителям! 18.02.2007, 16:51
Александра

Спасибо, хорошее методическое пособие для проведения занятий по подготовке к школе. 16.09.2007, 23:44
Алла Тафий

Очень хорошие методическое пособие!
я сразу стала по нему заниматься с сыном.
Мальчику очень нарвится заниматься. Спасибо! 11.01.2008, 12:07
ирина

спасибо 20.01.2008, 10:43
Маргарита и Даня

Огромное спасибо за помощь и прекрасные советы. 11.02.2008, 22:11
светлана

интересно читать о развитии речи но может быть будут новые уроки например о цветах сказках качествах людей это было бы неплохо с детьми я незанимаюсь читаю для себя 22.01.2009, 10:43
ольга

спасибо. очень нравится ваши занятия,занимаемся регулярно.но хотелось бы еще упражнения для развития фонетического слуха. 03.03.2009, 15:03
Бойко Ирина Леонидовна

Использую некоторые элементы на уроках с 1 классом. Интересно. Занимательно. 29.01.2011, 19:39
Лидия

Спасибо большое за материал и рекомендации.Начну заниматься с внучкой 4г8мес-ОНР 2йстепени Занимаемся 3раза в неделю с логопедом уже 2йгод Прогресс большой,но хочется побыстрее догнать 02.12.2011, 03:05
Татьяна

Огромное спасибо! 28.01.2012, 07:52
Ольга

Спасибо большое за ваш труд. 26.11.2012, 10:24
джафар

Логопедическое занятие в старшей группе на тему: «Зима. Зимние забавы».

автор: Жуликова Оксана Борисовна

учитель-логопед МКОУ СОШ МО Славный

Логопедическое занятие в старшей группе на тему: «Зима. Зимние забавы».

Логопедическое занятие

в старшей группе на тему: «Зима. Зимние забавы».

Цель : обогащение и активизация словаря по теме зима.

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи Развитие синтаксической стороны речи. Развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого дыхания, связной речи, фонематических представлений, навыков фонематического анализа, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Развитие предметного словаря, словаря относительных прилагательных и глагольного словаря. Развитие навыка образования уменьшительно-ласкательной формы.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: тематические изображения, карандаши, презентация по теме, папки детей для занятия, листы для индивидуальной работы.

(создание благожелательной атмосферы, знакомство с темой занятия)

Знакомство с темой.

Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Ребята, назовите мне признаки зимы.

( Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша). Молодцы!

Для того чтобы красиво правильно и четко говорить нам с Вами нужно сделать зарядку для наших органов речи.(дети сами называют упражнения и выполняют перед зеркалом).

Артикуляционная гимнастика по теме «Зима».

1.Упражнение на дыхание:

«Снег идет»— И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх.

1-плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

  1. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.

«Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)

«Ветер свистит» [сссссссссссссссс] (громко, тихо)

«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)

«Лошадка на санях детей катает»

Поцокать широким язычком.

«Погреем ладошки» [хххххххххххх] (сильно, слабо).

3.Для челюсти «Окошко» «Окошко открывается и закрывается» — спокойное открывание и закрывание рта.

4.Упражнение для губ и щек

«Снеговики радуются снегу и морозу». Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

5.Упражнения для язычка:

«Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

«Санки-ледянки». Сделать язык «чашечкой».

«Горка для спуска». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

«Саночки». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку». Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

(опросы по картинкам на фланелеграфе).

Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты:

— Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

— Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

— Если метет метель, то погода какая? (метельная)

— А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

— Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)

  • Игра «Какой? Какая? Какое?» (развитие словаря прилагательных)

Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпча­тый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте. (Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома , Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт , Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт, Имитируют

Мы катаемся на санках , Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся

Ловко бегаем на лыжах, Имитируют

И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

3.Дидактическая игра «Подбери слова» (развитие глагольного словаря)

зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад.

Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются

(координация речи с движениями)

Раз, два, три, четыре, ( Загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили, ( «Лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий, ( Чертим руками круг )

Очень гладкий, (Одной рукой гладим другую )

И совсем, совсем не сладкий.( Грозим пальчиком )

  1. Выполнение заданий на закрепление словаря по теме: ЗИМА.

Презентация на компьютере.

  1. Игра «Назови ласково» (развитие навыка образования уменьшительно-ласкательной формы)

Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька – сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка – горочка

Лёд- ледок Холод- холодок

Зима- зимушка Санки- саночки

  1. Работа с тематическими изображениями. (развитие мелкой и тонкой моторики)

(работа детей на листах индивидуального задания)

(Звучит мелодия для работы)

Учитель-логопед: А сейчас я Вам предлагаю каждому красиво дорисовать снеговика символа нового года и зимы (дети раскрашивают снеговиков и готовые рисунки крепятся на доску).

Сегодня Вы все хорошо работали многое мы с вами повторили и много узнали. Спасибо наше занятие окончено.

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы»

Конспект занятия в старшей логопедической

по лексической теме «Зима .Зимние забавы»

Тема: «Зима. Зимние забавы».

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних играх.

Актуализация словаря по теме “Зимние забавы». Обогащение словаря прилагательными и однокоренными словами.

Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже).

Коррекционно-развивающие. Развитие речевого дыхания, голоса, общей и тонкой ручной моторики, координации речи с движением. Развитие зрительного, слухового внимания и логического мышления.

Воспитание инициативности, самостоятельности, любви к зиме и зимним явлениям. Формирование навыка сотрудничества.

Оборудование: предметные картинки, игрушка –снеговик, мяч . Искусственные снежинки.

Дети входят, здороваются, становятся в круг Логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное…читает стихотворение «Пришла зима» (Ирина Черницкая).

Логопед: «Ребята, я хочу начать наше занятие со стихотворения Ирины Черницкой « Пришла зима» .

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается!

Знакомство с темой.

Логопед: « Ребята ,как вы думаете о каком времени года говорится в стихотворении?»

Логопед: «Скажите, пожалуйста, какое время года описано в стихотворении? (Зима , выставляю картинку с изображением зимы)

– Ребята, вы любите зиму? (можно ответить хором).

– Я тоже люблю зиму, и сейчас мы с вами постараемся объяснить, почему же для многих из нас зима — любимое время года.

(Логопед показывает ребятам СНЕЖОК.)

– Посмотрите, что я вам принесла? Это — волшебный снежок! Давайте будем передавать снежок по кругу и по очереди отвечать на вопрос «Почему я люблю зиму?»

(Логопед: – Я люблю зиму, потому что мне нравится кататься на коньках .)

(Выслушиваются ответы детей.)

Образование относительных прилагательных.

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

– Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

– Если метет метель, то погода какая? (метельная)

– А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

– Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)

Логопед- Ребята, давайте с вами вспомним, какое время года было до зимы?

А будет после зимы?

– Назовите зимние месяцы!

– А сейчас у нас какой зимний месяц?

(Ответы детей, дети садятся за столы)

Логопед- Мы с вами на сегодняшнем занятии будем выполнять много интересных заданий, играть, читать стихотворения. А все эти упражнения для вас приготовил. Сейчас вы узнаете, кто! Слушайте загадку!

Меня не растили — из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки — угольки, ручки — сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (снеговик)

– Правильно, ребята, к нам сегодня в гости пришел Снеговик.Он очень просит вас ему помочь, его нарисовал художник . Но подул сильный ветер и вся картина у снеговика разлетелась .Давайте поможем снеговику собрать картину. Но для этого на нужно выполнить волшебные задания.

-Посмотрите, какую коробку принес Снеговик! А в коробке — наши задания.

(Логопед по очереди достает из коробки Снеговика конверты, читает задания, написанные на конвертах).

-Берем первый конверт! (конверт№1)

Конверт №1 « Рассказать о зиме».

Логопед-Ребята, посмотрите ,снеговик принес в конверте картинку!

-Обратите внимание, какое время изображено на картине?

-Чем заняты дети?

-Что делают дети на горке?

-А что ещё делают дети (лепят снеговика ,играют в снежки)

-Как вы думаете ,нравится детям на прогулке? Почему вы так думаете?

Логопед- Придумайте свой рассказ по картине.

Расскажите ,какой был день, когда дети вышли на прогулку.

Расскажите, как они играли.

Подумайте, где дети гуляли.

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Логопед: “- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем на снежинки

– Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед: « Молодцы ,у вас получился красивый танец снежинок».

Логопед: «Ребята, давайте посмотрим с вами какое задание нас ждет в следующем конверте?»

Конверт №2 «Зимние забавы» Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

– Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. ( Коньки)

– Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. ( Лыжи )

– Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. ( Санки)

– Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? ( Снеговик )

Логопед: « Ну, а теперь, ребята ,назовите в какие игры можно играть зимой?»

(Ответы детей: «Кидать снежки, кататься на санках, ледянках, коньках, снегокате, сноуборде, лыжах, лепить снеговика, строить ледяные дворцы) (Дети отвечают»).

А сейчас поиграем в игру «Зимние забавы» (игра-пантомима). Логопед поручает детям разные роли: одни имитируют катание на лыжах или на коньках, другие имитируют игры в «снежки», а третьи отгадывают, чем они занимаются.»

Логопед: « Ребята, как вы думаете ,лучше всего играть в один предмет или много?»

Игра «Один- много»

Логопед: «Лыжи-много Чего? –лыж. Одна клюшка- много чего?-клюшек. Одна лыжня-много чего?-лыж.

«Кому что нужно». Употребление дательного падежа ИС.

Клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны…; санки – …; лыжи – …; шайба – «Исправь ошибку». Развитие логического мышления, слухового внимания.

Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость.

Логопед- Молодцы, ребята! Открываем следующий конверт№3

Конверт №3 Логопед предлагает ребятам переместиться в игровую зону группы . Игра с мячом.

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? ( Зимушка).

А теперь давайте подвигаемся!

( Дети встают в кружок)

« Наконец пришла зима,(Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идет, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метет, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперед)

Пишем на катке круги, (Руки за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах ,(Имитируют)

И играем все в снежки.(Лепят и бросают снежки)

Логопед: «Молодцы ребята!

(Логопед приглашает детей на свои места).

Конверт №4 « Одинаковые слова».

Образование родственных слов самостоятельно.

Задание: Подобрать похожие слова к словам:

Зима – (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.);

Мороз – (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);

Логопед- Дети, у нас остался последний конверт. Кто хочет открыть конверт с заданием?

Логопед: «Молодцы ребята. Вот мы и собрали все части картины. Давайте с вами посмотрим, что нарисовал художник?»

Снеговику ,вас благодарит. Он хочет сказать спасибо за то, что вы его сегодня порадовали своей хорошей работы».

Итог и окончание занятия.

Логопед: « Ребята давайте вспомним, что мы сегодня делали на нашем занятии? О чём говорили? Какие задания вам понравились, что было трудным, что лёгким?

Портал педагога

Автор: Александрова Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель логопедической группы с тнр
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с “Дюймовочка”
Населённый пункт: г. Советский, ХМАО–Югра, Тюменская область
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи в средней группе с ТНР
Тема: “Зима. Зимние забавы”
Дата публикации: 11.01.2019
Раздел: дошкольное образование

Конспект логопедического занятия по теме

«Зима. Зимние забавы».

(старшая логопедическая группа)

Лакина Алина Владимировна,

“Детский сад “Малыш”

Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных

«Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по

исправлению деформированного предложения).

навыка словоизменения и словообразования (образование относительных

прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего

времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование

уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-

ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном

падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

Развитие речевого слуха.

Развитие диалогической речи.

отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и

Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение

слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление

к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

снежок» (ватный комочек).

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.

2. Знакомство с темой.

Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа,

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая

погода может быть зимой?

– Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

– Если метет метель, то погода какая? (метельная)

– А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

– Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа,

студено, то погода какая? (студёная)

4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени

женского рода с приставкой «за».

Дидактическая игра «Что наделала зима?»

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я

проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же наделала

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково

называем как? (Зимушка).

6. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на

снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите,

пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При

выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку. Снежинка лежит на

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют»

7. Образование родственных слов.

Игра «Доскажи словечко».

давайте поиграем со словом «снег».

(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю . (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

На дорожки, на лужок

Всё снижается . (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее . (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в . (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — . (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой . (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил . (Снег.)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним

родственные слова. (Дети называют.)

Логопед: Дети все в кружок вставайте,

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома, Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт, Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт, Имитируют

Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно

Ловко бегаем на лыжах, Имитируют

И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав

она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их

– Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

– Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

– Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

– Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

10. Употребление существительных в родительном падеже.

Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Ребята, кто нарисовал снеговика?

Дети: Снеговика нарисовал художник,

Логопед: Правильно, художник, который очень любил рисовать зимние

картины. Но как-то раз художник решил нарисовать братьев снеговичков, но

поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику – дорисуем

снеговичков и расскажем об этом.

Садитесь за стол и выбирайте картинки.

«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Логопед хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.)

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы

сегодня делали, о чём говорили?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.

Конспект занятия в старшей группе

Тема: « Ой зима , ой зима, игры да забавы»

Образовательная область: «Ребёнок и природа»

Программное содержание: уточнить представления детей о зимних забавах (катание на

санках, на лыжах, умение слепить и украсить снеговика); закрепить знания детей о зиме.

Развивать умение составлять описательный рассказ о зиме, развивать зрительное, слуховое

восприятие, внимание, память, мелкую моторику, координацию движений с речью, активность;

формировать навыки диалогической связной речи.

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; воспитывать усидчивость, умение

выслушивать ответы товарищей.

Оборудование: иллюстрации “Зимние забавы”,кукла Снеговик, призы, картинки – снежинки,

Рассматривание серии иллюстраций о зимних явлениях в природе, предметных картинок,

сюжетные и зимние пейзажи.

Наблюдение на прогулках за явлениями природы, за катанием на лыжах школьников.

Проведение познавательно – исследовательской работы со снегом. Знакомство детей с

качествами и свойствами снега.

Чтение художественной литературы по теме.

Психогимнастика: «Дружно за руки возьмемся…» (М. Ю. Картушина)

Дружно за руки возьмемся

И почувствуем тепло.

Словно наше солнышко.

Мы ребята дружные – да – да – да.

Мы совсем не скучные – да – да – да.

Настроение – отличное – да – да – да.

Все к занятиям готовы – да – да – да.

Ну, тогда уже приступим – да – да – да.

Восп-ль: На занятии прошу вас говорить внятно и понятно,стараемся правильно выговаривать

2. Организационный момент.

В-ль : Ребята, к нам сегодня пришёл гость, но Матушка -Зима заколдовала его. А чтобы его

расколдовать, надо отгадать загадку.

Что за нелепый человек, пробрался в 21 век

Морковкой нос, в руке метла

Боится солнца и тепла, кто это?

-Здравствуйте, ребята! Я узнал, что вы сегодня будете говорить о зимних играх и забавах вот

– Ребята, Снеговик прав, мы сегодня будем говорить о зимних играх и забавах.

– А из чего сделан снеговик? Ответы детей.

Словесная игра «Какой снег?»

(Цель: подобрать слова-определения)

-Что можно сказать о снеге, какой он? (дети передают снежок из рук в руки, называя

– Знаете, снеговик принёс нам картинки о зиме, но злая Зима решила вас запутать, добавив

лишние. Помогите снеговику, выберите только те картинки, которые относятся к зиме.

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Дети выбирают нужные картинки и составляют рассказ о зиме.

-А почему вы выбрали эти картинки, Расскажите. ( Ответы детей.)

Зимой солнце светит редко и мало. На небе тёмные тучи. Дует холодный ветер. Земля

покрылась снегом. Деревья стоят голые. Реки и озёра покрылись льдом. Мороз. Люди

надели тёплую одежду. Дети катаются на санках, лыжах и коньках.

-А ещё зима –это время детских игр и забав. Наш гость Снеговик хочет узнать, что вы знаете о

зимних развлечениях. Принёс вам забавные картинки, но посмотрите, они ведь тоже

заколдованы. Это всё проказы зимы. Но мы её не боимся, потому что мы умеем правильно

дышать, когда холодно. Давайте покажем, как это делается.

На улице холодно и поэтому надо дышать правильно (через нос), потом покажем, как

нельзя дышать на улице в морозную погоду (дышат через рот) и в заключение подуем как

сильный зимний ветер и сдуем колдовство зимы.

-А сейчас, ребята, давайте посмотрим, что же хотел показать нам Снеговик и поговорим о том

как, какие зимние забавы ждут нас зимой.

Но для этого надо разгадать загадки:

Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза – угольки, руки – сучки.

Холодный, большой, кто я такой?

-Кто нарисован на картине?

– Что делают дети?- Какой получился снеговик?

-С горки сами вниз летят,

А на горку не хотят,

Надо в горку за веревку

Каждый раз тянуть назад.

– Посмотрите на картинку,что делают ребята?

– Как вы думаете, нужно ли соблюдать осторожность при катании с горы?

( С горы на санках надо осторожно кататься, чтобы не упасть и ничего себе не повредить., не

-Тяжело нам в них ходить

По асфальту летом,

Но легко по льду скользить

Нам зимой при этом.

– Посмотрите картину, кого вы видите на картине?

– Как одеты ребята?

– Что делают дети? Где можно кататься на коньках?

(Чтобы кататься на коньках, нужна специальная площадка.) Чем должна быть покрыта эта

площадка? А ещё скажите, какие виды спорта вы знаете, где можно кататься на коньках?

-Деревянных два коня

Вниз с горы несут меня.

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней, их жалко.

– Правильно, это лыжи.

– Посмотрите на эту картину, кто нарисован на картине?

– Как одеты ребята? Что делают ребята?

(Ребята надели спортивную одежду, чтобы удобно было кататься на лыжах.)

А какие виды спорта есть, связанные с лыжами?

Мы зимой в войну играем,

Из снега крепость воздвигаем.

А чем же будем воевать? Каждый воин должен знать!

Угадай и ты, дружок. Шарик кругленький … (снежок).

Да, зима – время весёлых детских игр и забав. И мы сейчас с вами поиграем, разомнём наши

Физминутка “Мы бабу снежную лепили…”

Мы бабу снежную лепили (Дети показывают в воздухе три

Чтоб краше не было её (пальчиком проводят по лицу)

Лопатами весь снег собрали ( показывают движения лопатой)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали ( показывают большой круг)

И плотно этот ком прижали.

Второй поменьше был размером ( «рисуют» круг поменьше)

На первый он уселся смело ( приседают)

А третьим голова была ( показывают голову)

И участи своей ждала ( подпирают голову руками)

Лицо украсили морковкой ( изображают морковку)

Прорисовали ротик ловко ( трогают рот)

Смотрели в профиль и анфас ( повороты головы)

На голову ведро надели ( движения двумя руками сверху

Украсили его пером ( одну руку вверх)

Метлу воткнули для порядка

Трудились дружно всем двором ( взяться за руки).

– Снеговик, нам так весело, а почему ты такой грустный?

– Да потому что злая Зима заколдовала моих друзей, снеговиков.

– Не переживай, Снеговик, мы тебе поможем, расколдуем.

Игра «Собери снеговика»

Цель: развитие мышления, мелкой моторики.

– Ребята, надо используя геометрические фигуры изобразить снеговика.

-Посмотри, Снеговик, наши ребята справились с колдовством Зимы, а на прогулке мы ещё из

снега слепим тебе друзей.

Вот и рухнули проказы Матушки-Зимы.

-Ребята,посмотрите какая-то снежинка вдруг у нас появилась, так она с письмом. Зима, просит

прощения за свои поступки , но ей грустно оттого, что мы говорили про неё обидные слова,

считаем её холодной, хмурой и колючей. Но зимой же весело? Почему?

Дети: Зимой весело, потому что можно кататься на горке, на коньках, на лыжах, на санках.

Зимой можно играть в разные игры, снежки, лепить снежные постройки, снеговиков.

-Да,мы много говорили об этом сегодня на занятии. Чем мы ещё сегодня порадовали нашего

гостя ( играли, собирали снеговичков, вспомнили как правильно дышать на морозе,

– Да, веселое время года – Зима. Бодрит и веселит нас она. Чтобы Зима нам поверила, что мы

ей рады, давайте прочтём стихотворения.

Саньке – санки, Лизе – лыжи,

Кольке – клюшки и коньки.

Наступили для детишек

Снег в лесу и на аллеях,

И река покрылась льдом.

И на улицу бегом!

Блестят коньки, блестит каток,

Пушистый снег искрится,

Надень коньки свои, дружок,

Пускай тебя щипнет мороз –

Смотри, не испугайся.

Пусть заморозит он до слез –

Ему не поддавайся!

Не отступай, скользи вперед,

Лети быстрее птицы.

Мороз сердитый отстает

От тех, кто не боится!

Предлагаю детям под музыку небольшую разминку.

– Вот и подходит к концу наше занятие. Предлагаю вам подарить Зиме свои снежинки-

настроения. Посмотрите внимательно, они разные – весёлые и грустные. Подумайте, какое у

вас настроение, какую снежинку вы хотели бы ей подарить.

(Дети выбирают снежинки.Крепят их к доске в форме горки)

-Посмотрите, у нас получилась настоящая весёлая снежная горка!

Читайте также:  Конспект занятия по автоматизации звука (С)
Ссылка на основную публикацию