Конспект НОД по логопедической ритмике Музыка весны

Конспект НОД по логопедической ритмике Музыка весны

Колотова Юлия Валерьевна – Музыкальный руководитель МДОУ детский сад №13 г. Рыбинск, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 30.05.2017г.

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «МУЗЫКА ВЕСНЫ»

Цель: расширение представлений детей о разных музыкальных образах весны посредством приобщения их к полихудожественной деятельности.

  • Развивать музыкальную память, звуковысотный и мелодический слух; активизировать артикуляционный аппарат, работать над дыханием;
  • Развивать творческое воображение и способности к построению ассоциативных аналогий;
  • Совершенствовать музыкально – ритмические и танцевальные движения;
  • Закрепить представления о музыкальной форме произведений;
  • Расширить эмоциональный словарь эпитетов;
  • Развивать навыки коммуникативного и социального поведения;
  • отношение другк другу.
  • Воспитывать художественныйвкус.

Предварительная работа:

1. Чтение и заучивание стихов на весеннюю тематику, заучивание песен и танцев;

2. Индивидуальная работа с одаренными детьми.

3. Наблюдение за весенними явлениями в природе; рассматривание иллюстраций.

4. Проведение артикуляционной гимнастики.

5. Подбор картинок к распевке для составления мнемотаблицы.

Оборудование и материалы:

1. Музыкальный материал:

  • «Весна» (музыка Г. Свиридов);
  • Муз-ритмические движения «Весенняя прогулка» (р.н.м.);
  • «Голубая вода» (музыка П.Мориа);
  • Песня «Солнечная капель» (муз.С. Соснина);
  • Песня «Мамин праздник» (Муз. Ю. Гурьева);
  • Распевка «Сосульки»;
  • Игра «Ищи» (муз. Т. Ломовой);
  • Танцевальная композиция «Весна – красна» (муз. Т. Морозова);
  • Каталог Элькина «Блаженство».

2. Раздаточный материал, ТСО:

  • Банты-резинки «подснежники», проталины – круги из ковролина, ДМИ (колокольчики, муз. треугольник, муз. коробочки, свистульки, бубен) и пластиковые бутылки.
  • Музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, фонограммы произведений.

Оформление зала: зал оформлен, как лесная поляна, на полу разложены «проталины» – круги из ковролина, в центе зала – «сугроб» (короб с музыкальными инструментами, задрапированный тканью), гелиевый воздушный шар с письмом.

Ход занятия:

Дети входят в зал под фоновую музыку П. Мориа «Голубая вода», приветствуя музыкального руководителя «ладошками». Образуют круг (слайд №1).

МУЗ.РУК: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! По небу плывут облака, и одно облачко прилетело к нам. Ребята, посмотрите, здесь письмо.

«Шагает красавица,
легко земли касается,
идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку»

– Ребята, о чем эта загадка?

ДЕТИ: О весне (слайд №2).

МУЗ. РУК: Правильно это весна – самое загадочное время года. Время пробуждения природы, которое все ждут с нетерпением и ласково называют «Весна-красна». Ребята, почему про весну так говорят?

ДЕТИ: Красна, значит красивая, прекрасная (другие варианты ответов детей).

МУЗ.РУК: Весна прекрасна, как музыка. Для того чтобы весну услышать и почувствовать мы отправимся на прогулку в лес. А поведет нас туда музыкальная тропинка (слайд №3).

Музыкально-двигательное упражнение «Весенняя прогулка» (р.н.муз.)

(Дети выполняют знакомые виды ходьбы и танцевальные движения под музыку.)

«Все шагаем не спеша, ногу ставим мы носка (танцевальный шаг).

По тропинке мы пойдем и притопывать начнем (приставной шаг в сторону с притопом).

Врозь носочки, пятки вместе, потанцуем мы на месте («гармошка», «ковырялочка в сторону»)

Что устали? Отдохнем! С перекатом мы пойдем (пружинящий шаг)».

(Слайд №4. Подходят к «сугробу» – короб с ДМИ, задрапированный тканью.)

МУЗ.РУК: Посмотрите, вот мы и в лесу. Как здесь красиво! Какие изменения произошли с природой? (ответы детей о приметах весны) Прислушаемся. Какие звуки весны мы можем услышать?

ДЕТИ: Звуки капели, ручья, пение птиц, шум ветра (другие ответы детей)

МУЗ.РУК: А как мы можем их изобразить? (спеть, движением, нарисовать, сыграть на ДМИ) Нарисуем звуковую картину весеннего леса. Какими инструментами можно изобразить звуки капели, ручья, пение птиц, шум ветра (открывает полотно). Посмотрите, под волшебным сугробом лежат музыкальные инструменты, которые нам помогут оживить картину весны.

Звуковая картина с ДМИ

«Закончилась зима, пригрело ласковое солнышко: закапали сосульки (треугольник) и зазвенела солнечная капель (колокольчики) в ажурной ледяной лужице… С пригорка побежал веселый ручеек (бубен). Он своим радостным журчанием разбудил птиц, и лес наполнился звонкими птичьими голосами (свистульки). Но тут вдруг солнце закрыли тучи, налетел ветер (бутылки, муз. коробочки с наполнителем), завыл, закачал деревья и весь весенний лес погрузился в сказочный сон…и только темные проталины напоминали о музыке весны… (слайд № 5)

– Надо спасать музыку! Согласны?

– Располагайтесь на весенних проталинах. (Дети садятся на круги из ковролина)

– Представьте, что мы с вами композиторы и сочиняем музыку весны. Какая она будет?

ДЕТИ: Светлая, чистая, прозрачная, веселая, задумчивая.

МУЗ.РУК: Послушайте, как композитор Г. Свиридов рассказал о весне музыкой. Проверим, кто же прав?

Слушание музыки Г.Свиридова «Весна»

МУЗ.РУК: Какая это музыка? О чем она вам рассказала?

– Правильно, произведение «Весна» Г.Свиридова рассказывает нам о приближении весны, её первом дыхании, поэтому музыка такая чистая, просветленная, нежная. Послушаем пьесу ещё раз и нарисуем картину весны так, как вам подсказывает музыка. Возьмите волшебную кисточку (повторное слушание + свободное дирижирование).

– Ребята, мы с вами познакомились с музыкой весны. (Слайд №7)

«И вдруг пошел пушистый, белый,

Холодный мартовский снежок».

– Ребята, вставайте, ловите снежинки (дети встают, поднимают руки вверх, потягиваются – ловят воображаемые снежинки)

«Он падал, заносил дорожки,

Погреем мы свои ладошки»

Дыхательная гимнастика «Греем руки» на фоне музыки (сб. Элькина)

1. Делаем вдох через нос, выдох через «трубочку».

(Выдох на ладошки, артикуляция звука «у»)

– Ребята, согрелись ладошки (Нет) Почему? (Ветерок холодный).

Попробуем подышать по – другому. Делаем вдох, выдыхаем через «колёсико»

(Выдох на ладошки, артикуляция звука «о»)

– Ребята, теплые ладошки (Да – нет) Почему? (Ветерок стал теплее).

Еще раз подышим на ладошки, выдох через «Окошечко»

(Выдох на ладошки, артикуляция звука «а»)

– Нагрелись наши ладони.

МУЗ.РУК: (слайд №8) От нашего теплого дыхания и сосульки на деревьях согрелись, а проталины превратились в лужицы (переворачивает круги из ковролина на другую сторону). Ребята, соберем их в один ручей. (Дети подходят к воспитателю, отдают круги и садятся на стулья у фортепиано.)

«Нас капли слушать не хотели,

Капли капали, звенели,

Мы их в порядок приведем,

Голос распевать начнем»

Споем знакомую распевку «Сосульки».(Слайд №9)

Распевка «Сосульки» (с использованием мнемотаблицы)

«Прозрачные стекляшки, (5…)
Узорные висюльки, (5543211)
На проводах и крышах (5…)
Веселые сосульки» (5543211)
МУЗ.РУК: Как сосульки поют в песне «Солнечная капель»

ДЕТИ: Динь-дон. (включается слайд №10-11)

МУЗ.РУК: Оля, напомни песенку капели (одаренный ребенок показывает образец исполнения). Смотрим на изображение и поем вместе (дети с педагогом поют припев песни «Солнечная капель» а капелла). (Слайд № 12)

– В ручей капли собрались, в одну песенку слились (слайд № 13).

– Какое настроение у этой песни? (веселое, радостное, светлое) Поэтому мелодию песни нужно петь прозрачно, светло, словно озорная капелька.
а) разучивание мелодии куплета (пение в медленном темпе хором, приёмом «Эхо»)
б) исполнение 1 куплета и припева со словами хором, стоя около стульев, с музыкальным сопровождением

Песня «Солнечная капель» (муз.Соснина)

МУЗ.РУК: Молодцы, ребята, вы пели легко, подвижно, но есть и другая музыка весны. Я вам загадаю музыкальную загадку (узнавание по вступлению).

ДЕТИ: Песня «Мамин праздник»

МУЗ.РУК: Правильно, эта песня про маму (слайд № 14). А как её исполнить, чтобы она понравилась вашим мамам.

ДЕТИ: Ласково, нежно, спокойно.

МУЗ.РУК: Для того чтобы песня стала ещё более яркой, красочной, мы последнюю фразу припева споем с замедлением. Послушайте. (Исполнение музыкального руководителя). Теперь споем припев вместе. (Дети поют припев вместе с педагогом под аккомпанемент). Исполним выразительно всю песню от начала до конца (слайд №15).

Песня «Мамин праздник» (муз. Гурьева)

ВОСП: Молодцы, ребята, такая песня понравится всем мамам. (Слайд №16)

МУЗ.РУК: Пойдемте искать подснежники на лесной поляне. А поможет нам в этом игра «Ищи». Кто напомнит правила этой игры? (один ребенок напоминает основные правила) Сегодня девочки – подснежники будут начинать игру. (Девочки надевают на запястья банты – резинки) Выбирайте себе пару и вставайте по кругу. (Ребенок, оставшийся без пары, становится водящим)

ВОСП: Ребята, внимательно слушайте музыку, старайтесь не наталкиваться друг на друга во время поиска пары.

Игра «Ищи» (муз. Ломовой)

ВОСП: А теперь поменяемся местами (Дети передают атрибуты, играют второй раз).

– Молодцы, вы были все внимательны и играли дружно.

МУЗ.РУК: Ребята, посмотрите, сколько всего красивого в природе весной!

– Как мы об этом узнали? (увидели вокруг, услышали в музыке, изобразили в пении и движении.)

«Смотрите, погода тепла и ясна.

И, правда, красавица наша весна!»

(Звучит вступление к танцу «Весна-красна» Т. Морозовой)

«Слышите, волшебные звуки весны,

Куда приглашают вас они?» (потанцевать)

– Верно, вы узнали – это музыка к танцу «Весна-красна». Движения танца вам хорошо знакомы. Во второй части танца вы выполняете кружение «лодочкой», а сегодня я предлагаю вам придумать своё кружение в паре. Посовещайтесь друг с другом.

Танец «Весна- красна» (муз. Т.Морозовой) (слайд № 17)

ВОСП: Молодцы, вы замечательно танцевали, каждая пара придумала свое движение (отмечаем наиболее оригинальные варианты)

МУЗ.РУК: Отличное у всех настроение, и сейчас мы поделимся своей радостью со всеми.

Психогимнастика «Лучик» (слайд № 18)

«К солнцу потянулись, (руки через стороны вверх)

Лучик взяли, (соединяем руки вверху, ладонями к себе)

К сердцу прижали, (соединенные руки, опускаем до груди)

Людям отдали (разведение рук в стороны – вперед)».

МУЗ.РУК: Ребята, чем мы ещё можем поделиться с нашими друзьями? Чтобы вы рассказали своим родителям о нашем путешествии? (ответы детей) (слайд №19)

– Нам пора возвращаться в группу. Попрощаемся нашей песней «До свидания»

Музыкальное занятие с элементами логоритмики «В гости к Весне»

Ирина Невалёнова
Музыкальное занятие с элементами логоритмики «В гости к Весне»

Цель: Закрепить умения и навыки в музыкальной деятельности.

1. Через песни, танцы, игры отобразить любовь к природе и ко всем живым существам.

2. Формировать у детей певческие умения и навыки, способствующие правильному и выразительному пению.

3. Продолжать обучению игре на ДМИ.

4. Воспитывать интерес к классическим произведениям, культуру поведения слушания.

5. Развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации.

Ход занятия

Дети входят в зал, встают в полукруг.

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей в музыкальном зале, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям и поприветствуем друг друга!

Музыкальная распевка «Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости»

М. Р. (показывает «загадочное письмо», которое пришло по почте и предлагает его прочитать)

Я раскрываю почки в зелёные листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движением полна. Зовут меня … (Весна)

Приглашаю в гости вас!

Собирайтесь, в добрый час!

Логопед

Что бы отправится в гости к весне, нужно знать, как она выглядит.

Ребята, посмотрите, перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времён года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И расскажите, почему вы так думаете?

(Дети отвечают. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения по картинке, называют признаки весны, логопеддобивается полного ответа: «это вена, потому что тает снег… с сосулек капает вода…. Прилетели птицы….дети надели весеннюю одежду и. т. д.)

Игра «Дополни народные приметы»

Логопед

Вспомним народные приметы весны:

– Увидел грача – весну встречай

– Вода потекла, весну принесла.

– Без первой ласточки весна не обходится.

Весна красна цветами, а осень снопами.

– Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

– Кто спит весною – тот плачет зимою.

– Март с водой, апрель с травой.

– Апрельский цветок ломает снежок.

– Май леса наряжает, лето в гости ожидает

-Коли в мае дождь, будет и рожь.

Логопед

Прежде, чем мы отправимся к весне в гости, нам нужно сделать гимнастику для язычка.

Дети садятся на места.

«История весёлого язычка»

Логопед

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую).

От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком).

Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы. Ку-ку, ку-ку!- куковала кукушка высоко с ели (звукоподражание).

«Д-д-д!» – стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков

(звукоподражание).

Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка язычок на чудесную полянку («лопатка»).

Сел язычок на пенёк («грибок»)

И огляделся («часики»).

На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть, выполнить 5 раз).

Язычок поспешил домой,к маме.

Ну а теперь пора в путь, навстречу Весне – матушке. Весна-красна идёт в наш край, стужу холод уводит, тепло и солнышко приводит. Будем хороводы водить, в игры играть, песни распевать да матушку Весну прославлять.

Хороводный танец «Весна»

Дети садятся на места.

Фонограмма стука капель дождя.

Ребята, слышите, начинается дождь. Но он тёплый, весенний. Давайте поиграем с капельками дождя. (М. Р. проводит логоритмическое упражнение –игру. 2 раза).

Логоритмическая игра «Капля – раз».

Капля – раз, каля – два,

Капля медленно сперва.

Стала капля ударять,

Капля, каплю догонять. (ритм постепенно убыстряется).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом! (быстро стучат или прохлопывают ритм в соответствии с текстом)

Логопед

Посмотрите, ребята! А ведь из тучки капали волшебные капельки, с буквами. Наверно, из этих капелек можно составить весенние слова. Давайте попробуем!

ИГРА «Тучка»

(Составление весенних слов из букв).

Логопед

С тучкой поиграли, ей пора лететь дальше, но без ветерка она не сможет улететь. Давайте мы подуем на неё вместо ветерка.

Упражнение на дыхание «Ветерок»

Логопед

А вот прилетел и ветерок. Он поможет нас перенести на полянку.

Немного помечтайте. (звучит нежная, спокойная музыка)

С ветерком я подружусь,

На полянке окажусь. (дети кружатся)

Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка нам открылась.

Прекрасное время года – весна! Весна – начало жизни, пробуждение природы от зимнего сна. Весна всегда вдохновляла поэтов, художников, композиторов. Композиторы описывали увиденное с помощью музыки. Давайте и мы послушаем музыку и увидим весенние пейзажи.

Дети садятся на ковёр в произвольном порядке. Слушают пьесу.

Фонограмма пьесы П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник», просматриваются слайды на тему «Весенняя природа».

Ребята, скажите, какое произведение сейчас прозвучало? А кто его написал? Какое настроение передаёт музыка? (Дети отвечают.)

Действительно, в музыке слышно, как набирая силу весна вступает в свои права и на первых проталинках появляются первые цветы… Какие?

(Дети отвечают.)

Давайте и мы с вами покажем, как распускаются подснежники!

Логоритмическое упражнение «Белые цветы»

Наши белые цветы распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши белые цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

(Дети выполняют движения.)

Как тепло и светло стало вокруг, чувствуется приближение Весны. Вся природа просыпается. Ребята, а кто из животных просыпается весной, после долгой зимней спячки? (Дети отвечают.)

Правильно, медведь. А давайте с вами споём песню про медведя по имени Типи-тап.

ПЕСНЯ «Типи-тап»

Дети садятся на места.

Что-то не идёт к нам в гости Весна. (за дверью слышится «А-а-а»)

Ребята, вы слышали? Весна-Красна! (за дверью – «А-а-а»)

Ничего не понимаю! Что за шутки?

Логопед

Ой! А я знаю, кто это! Это лесной дедушка Эхо! С ним разговаривать просто потеха!Крикнем все: «А-у!»

Логопед

Скажем все, иди сюда!

Под спокойную музыку входит Эхо.

Я в лесу живу, целый день кричу,

Отвечаю тут и там, самым разным голосам.

Зачем пожаловали в мой лес?

Читайте также:  Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей

Дети отвечают, что идут в гости к Весне.

Да Весна тут совсем недалеко, рядом. А я так давно не видел детей! А я ведь тоже когда-то был ребёнком! Но, хотя мне много лет, я очень люблю играть. А вы бы хотели со мной поиграть? У меня есть мяч, но играть с ним я не умею.

Логопед

Да мы научим тебя играть с мячом. Сейчас я вам буду называть слова, а вы ловите мяч и говорите это слово ласково.

ИГРА «Скажи ласково»

(слова: ручей, солнце, капля, трава, ветер, птица, цветок, облако)

Ай да молодцы! Ребятки, а у меня тоже есть любимая игра – она необычная, музыкальная, хотите поиграть со мной?

Музыкальная игра «Эхо»

Дети берут дугу с цветами, встают коридором, в руках цветы.

Весенние месяцы к нам пришли,

И Весна-красна придёт,

Через ворота пройдёт,

Ворота высокие, ворота прекрасные!

Придёт матушка Весна, пройдёт через ворота,

С нею март придёт, апрель с маем приведёт.

А за мартом и апрель отворит окно и дверь,

А уж как придёт наш май – солнце в терем приглашай!

Весна проходит под дугой, по «коридору».

Пришла матушка Весна, прошла через ворота!

Ярче солнышко сияй, птиц к нам в гости приглашай!

Звучит фонограмма пения птиц.

Весна

Я – Весна, Весна красная!

Пришла к вам с радостью, с великой милостью,

Со льном высоким, с корнем глубоким,

С хлебом обильным.

Здравствуйте, люди добрые! (кланяется)

Дети образуют круг вокруг Весны.

Логопед

Весна, разреши тебе сделать комплимент!

Дидактическое упражнение «Комплименты»

(Ты такая душистая, как запах ландышей, яркая, как солнышко)

Весна

Спасибо, ребята, порадовали меня. А хотите поиграть? У меня есть яркий платочек.

ИГРА «Гори ясно»

Весна

Молодцы, ловкие ребята! Но мне пора, ждут дела. Желаю вам расти здоровыми, умными и счастливыми. До свидания!

Беседа о весне с элементами художественно-творческой деятельности Цель: закрепить представления детей о признаках наступления весны. Задачи: – учить детей эмоционально воспринимать художественное слово,.

Дистанционное музыкальное занятие «В гости прилетел к нам друг-Воробушек» для детей младшего дошкольного возраста Дистанционный конструкт непрерывной образовательной деятельности с детьми возраста от 3 до 4 лет. С целью реализации музыкальной деятельности.

Музыкальное занятие с оздоровительными упражнениями «Едем в гости к кошке поиграть немножко» (Звучит гудок “паровоза”, под песню” чух, чух, паровозик” в зал въезжают дети младшей группы, выполняют ритмические движения по тексту песни,.

Конспект НОД по рисованию «В гости к весне» Конспект НОД по рисованию Тема: «В гости к весне» Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физкультурное.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Логопедическое занятие с элементами логоритмики «В гостях у сказки» Логопедическое занятие “В гостях у сказки”.Цель:* обобщать знания о сказках; * развивать умения узнавать сказки и их героев; * развивать.

Конспект НОД по логопедической ритмике Музыка весны

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Конспект занятия по логоритмике в группе с ОНР. Тема занятия: «В осеннем лесу».

Статья:

Неречевые цели:

• развитие координации движений, ориентации в пространстве;

• развитие слухового внимания, памяти;

• формирование умения работать в коллективе;

• развитие чувства ритма;

• развитие фантазии, творческих способностей;

• воспитание музыкального слуха;

• нормализация мышечного тонуса.

Речевые цели:

• развитие речевого дыхания;

• развитие мимической и артикуляционной моторики;

• развитие координации речи с движением;

• развитие интонационной выразительности речи;

• активизация словаря по темам «Лес», «Дикие животные».

Оборудование: картина «Осенний лес», игрушечные елочки, муляжи грибов. Игрушки — ежик, медведь. Деревянные ложки, трещотки.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята.

Наступил новый день.

Заниматься нам не лень.

Вас в лес сегодня приглашаю

И новых встреч всем обещаю.

Закройте глаза и вместе со мной произнесите волшебные слова: «Здравствуй, здравствуй, чудо-лес, полный сказок и чудес!»

Звучит музыка. Дети открывают глаза. Появляется картина «Осенний лес».

Упражнение на развитие координации движений, ориентации в пространстве.

Логопед. Самая радостная и красивая осень — в лесу. В городе хмуро и сыро, а в нашем волшебном лесу осень все раскрасила яркими красками. Мы на опушке леса. Посмотрите, между деревьями бежит тропинка. Она нас манит, зовет.

Справа — елка, слева — елка,

Березка и осинка.

Дети топающим шагом идут между расставленными елочками. Звучит музыка.

Логопед. Как здесь много грибов! Давайте их собирать.

Музыка — любой марш, размер 4/4.

Утром дети в лес пошли, Энергичный шаг на месте.

По дороге гриб нашли. Наклоны вперед. Руки на поясе. Ноги в коленях не сгибать.

А за ними — посмотри… Руки на поясе. Наклоны вправо-влево.

Показались еще три.

Дети очень поспешили Бег на месте.

И грибы все уронили. Всплеснуть руками, опустить голову.

Логопед. Вы набрали много грибов. Они такие разные. А теперь давайте посмотрим, какие грибы вы положили в корзинки.

Логопед загадывает загадки. Дети отгадывают и достают из корзинки муляжи грибов.

Под березкой я живу,

Крепко с деревом дружу.

Логопед. Ну а я дружу с осинкой.

Положи меня в корзинку.

Логопед. Я — рыжий маленький

Залезу быстро в кузовок.

Есть у меня сестричка -Хитрая…

Логопед. На ножке крепкой я стою,

Травку мягкую люблю.

К восхищению привык

Логопед. Кто-то спрятался в корзине и хвалит себя:

«Я красивый, в красной шляпе.

В горошек белый вся она.

Нарядней нет грибка на свете.

Меня берите, детвора!

Удивлю я вас узором,

Логопед. Какие грибы мы оставим в корзинке? Какие грибы нельзя есть? Почему?

Упражнения на развитие слухового внимания. Звучит музыка.

Логопед. Вы запомнили, какие грибы можно собирать?

Дети. Подберезовик, боровик…

Дети под веселую музыку идут по залу. Когда слышат название съедобного гриба (лисичка, подосиновик и т. д.), приседают и «кладут гриб в корзинку», а когда слышат название ядовитого (мухомора, поганка) — топают ногами и быстро машут перед собой кистями рук.

Упражнение на развитие координации речи с движением.

Логопед. Солнце поднимается все выше и выше. Просыпается лес. Просыпаются лесные обитатели.

Утро настало, Руки, прижатые к груди ладонями

Солнышко встало. внутрь, медленно развести в стороны.

Затем кулаки сжать, большими пальцами совершать круговые движения.

Яркое, лучистое, Руки поднять вверх, пальчики разве-

Очень-очень чистое. дены.

Первый лучик протянуло — Сцепить большие пальцы — «голова

Птичка из гнезда вспорхнула, птички». Пошевелить остальными пальцами — «птичка машет крыльями».

Второй лучик спозаранку Сжать пальцы в кулак, выставив ука-

Разбудил трусишку-зайку. зателъный и мизинец.

Зайка улыбнулся, Встать на носки, потянуться, подняв

К солнцу потянулся. руки вверх. Посмотреть на пальцы.

Ушками похлопал, Имитировать движения.

Третий луч пробрался в дом, Скрещенные руки над головой. Паль-

Ежонка разбудил потом. цы расправлены.

А четвертый, шалунишка, Имитация движений медведя.

Разбудил в берлоге мишку.

Упражнение на развитие дыхания.

Звучит музыка (вальс).

Логопед. Глубоко вдохнул, потянулся могучий дуб.

Прижать руки к груди — вдох. Задержать дыхание. Длительный выдох: «хэ!» Руки развести в стороны, плавно опустить.

Пошевелили веточками березки-красавицы.

Руки вверх — вдох. Задержать дыхание. Выдох: «ха!»

Немного грустно зашелестели ивы.

Руки на уровне плеч, кисти опущены — вдох. Руки плавно опустить, шевеля пальчиками. Выдохнуть, произнося: «хо».

Камыши на берегу чуть слышно вздохнули: «ш-ш…»

Плавно поднять руки вверх, опустить, пошевелить пальчиками.

Упражнение на развитие выразительности движений средствами общей моторики.

Логопед. Каждое утро в лесу начинается с зарядки. Звучит музыка (для разных персонажей мелодии исполняются в разных темпе и регистре).

Раз — прыжок, Подпрыгнуть.

Два — присядка. Присесть.

Это заячья зарядка. Ладошки на голову — «ушки на макуш-

ке». Прыжки на месте.

А лисята как проснутся, Кулачками протереть глаза.

Любят долго потянуться. Потягивание с отводом рук.

Обязательно зевнуть, Зевнуть, прикрывая рот ладонью.

Ну и хвостиком вильнуть. Движение бедрами из стороны в сторону.

А волчата — спинку выгнуть Прогнуться в спине вперед.

И легонечко подпрыгнуть. Легкий прыжок вверх.

Ну а мишка косолапый, Руки полусогнуты в локтях, ладошки

соединены ниже пояса.

Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.

То одну, то обе вместе, Переступание с ноги на ногу.

Долго топчется на месте. Раскачивание туловища из стороны в

А кому зарядки мало — Развести руки в стороны на уровне

Начинает все сначала. пояса ладонями вверх.

Логопед. Поднялось солнце высоко! Все жители леса спешат по своим делам. Вот пробежал ежик.

Упражнение на развитие просодической стороны речи.

(По методу В. Емельянова.) Звучит музыка.

Логопед. Частым лесом тупы-тап,

Мчался ежик со всех лап.

Дети бегут на месте легкими семенящими шагами. Локти прижаты к бокам, мягкие ладони опущены. Встряхивая кистями, произносят: «ф, ф!»

Ежик, еженька, постой.

Дети стоят, обхватив голову руками, качаются впра¬во-влево, произносят нараспев: «ой… ой. »

Ежик лапками — туп! туп!

Хлопают по коленям, произносят на энергичном выдо¬хе: «п! п!»

Ежик глазками — луп! луп!

Энергично сжимают и разжимают ладони, поднятые на уровень глаз, энергично произносят звукоподражание.

А вокруг покой и тишь.

Подносят указательный палец правой руки к губам: «ш…»

Лишь елозит в листьях мышь.

Кистями рук «отгоняют мышку», произнося: «кыш!»

Ежик в листьях — тапу-тап.

Медленно идут, «загребая ногами листья».

Ежик мышку лапкой — цап!

Делают руками хватательные движения, произнося: «an!»

Но попался за хвосток

Лишь березовый листок.

Дети двумя руками осторожно поднимают «листок», внимательно его рассматривают, тяжело вздыхают: «ох».

Побежали к речке умываться.

Только медвежонок не захотел.

Дети выполняют движения, проговаривая текст стихотворения.

Утром звери просыпались,

Чисто звери умывались.

Мишка лишь не умывался,

Неумытым он остался.

Тут все звери закричали,

Мишку в воду затолкали…

Стали мыть его, купать,

С головою окунать.

Упражнения на развитие силы голоса.

Дети пропевают чистоговорку по ступеням до-мажорной гаммы, постепенно увеличивая силу голоса.

Да-да-да — в речке чистая вода. Медленно и плавно руками де-

лать волнообразные движения.

Ой-ой-ой — окунаем с головой, Обхватывать голову руками.

Ды-ды-ды — Погрозить указательным паль-

жить нельзя нам без воды, цем правой руки.

Ой-ой-ой — Руки на поясе.

не будем мы дружить с тобой.

Упражнение на развитие интонационной выразительности речи, мимической моторики.

Логопед. Лес наполнился разными звуками: кто-то шуршит, а кто-то фыркает.

В очень громких сапогах…

Дети. Ходит по лесу Ба-бах!

Дети произносят звукоподражание в низком регистре. Сердито топают.

Логопед. И, заслышав этот звук.

Дети. В ветках спрятался Тук-тук.

Звукоподражание произносят настороженно. Стучат кулачками по коленкам.

Логопед. На сосну взбежал…

Произносят звукоподражание в восходящем движении, энергично сжимая-разжимая кулачки.

Логопед. В чащу кинулся…

Произносят звукоподражание испуганным голосом в нисходящем движении, ударяя пальцами правой руки по ладони левой.

Логопед. Чик-чиришка в листья…

Испуганно «машут крылышками».

Логопед. Шебуршонок в норку…

Легко «пробегают» пальчиками правой руки от кисти к плечу.

Вместе. Тихо-тихо все сидят

И, хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

Приседают, улыбаются, прислушиваются.

Упражнение на развитие чувства ритма.

Логопед. А в лесу начался настоящий концерт. У каждого лесного жителя свой инструмент: Застучал своим длинным клювом дятел… Забарабанил лапками по пню маленький зайчишка… Залязгал зубами голодный волк… Затопал по своим делам шустрый ежик…

Логопед задает ритмический рисунок, а дети повторяют: хлопают руками, топают ногами, стучат деревянными ложками, трещотками и т. д.

Упражнение на развитие творческих способностей.

Звучит музыка (русская народная песня «Ах вы сени, мои сени»).

Дети. Ай дили, дили, дили —

Мы кого-то видели.

Ай дили, дили, дили —

Мы кого-то видели.

Дети идут по кругу, взявшись за руки. Ребенок-водящий движется в середине круга в противоположную сторону.

Он сидел под кустом,

Громко щелкал языком.

Выполняются движения в соответствии с текстом.

Очень зло на нас глядел,

Съесть, наверное, нас хотел.

Дети мимикой и пантомимикой передают характер персонажа.

Логопед. Может, это был кабан?

Машут руками от себя.

Логопед. Может, это серый волк?

Машут руками от себя.

Логопед. Может, это был медведь?

Дети. Не смогли мы разглядеть. (Обращаются к водящему.)

Ты нам немножко подскажи,

Водящий выразительными жестами изображает животное, а дети отгадывают. Затем под музыку танцуют все вместе. Игра повторяется несколько раз.

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса рук, ног, корпуса.

Логопед. А в это время медвежонок Миша, умытый и веселый, проголодался. Он решил полакомиться сладкой малиной. Набрал он целую корзину ягод.

Мишка нес домой малину —

Ягод целую корзину.

А дорога так длинна,

А корзина тяжела.

Руки сильно напрягаем

Из рук ее не отпускаем.

Руки твердые… Понятно,

Это очень неприятно.

Как веревки руки стали.

Всем становится понятно

Встать прямо, слегка развести руки и сжать пальцы в кулак, сосредоточив внимание на напряжении в мышцах рук, корпуса. Опустить руки, расслабить.

Устал медведь, на пень присел,

Сладких ягодок поел.

Ноги сильно напрягаем,

Выше, выше поднимаем.

А потом их опускаем.

Сесть на коврик. Руки в упоре. Поднять ноги. Каждая мышца напрягается, становится очень твердой. Ноги опустить. Расслабиться.

Упражнение на развитие фонематического восприятия.

Логопед. В лесу еще кто-то живет. У него нет ни рук ни ног. Это эхо.

Выбирается водящий, который стоит в конце зала спиной к детям. Остальные участники игры берутся за руки и, медленно приближаясь к водящему, поют:

Ира (имя ребенка), ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка глазки открывай,

Кто позвал тебя — узнай.

Один из детей произносит имя: «Ира».

Водящий должен по голосу узнать говорящего. Если угадает, присоединяется к группе детей.

Логопед. Вам понравилось в лесу? С кем вы познакомились?

Дети. Понравилось! Мы познакомились с медведем, волком…

Логопед. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Конспект НОД по логоритмике для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР

Содержимое публикации

Конспект НОД по логоритмике в группе для детей с ЗПР

Тема: «Лесные животные».

Цель: Развитие речевых и моторных навыков.

Учить согласовывать слова и движения.

Развивать фонематический слух.

Развивать переключаемость движений, мелкую моторику.

Закрепить знания по теме «лесные животные».

Развивать мышление, внимание, память.

Улучшать навыки коммуникации детей между собой.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, музыкальные композиции, картинки с символами звуков леса, игрушки (медведь, паучок, гриб), кукла на руку (волк), шапочки на голову (зайчик и ежик), парашют.

Ход занятия:

Ручки-ручки просыпайтесь, здравствуйте!

(Потирают ладошку о ладошку)

Ласковые ручки наши, здравствуйте!

(Гладят ладошкой по левой руке, затем по правой руке)

Пальчики сердитые, здравствуйте!

(Соединить растопыренные пальцы, ударять по очереди пальцем о палец)

И ладошки, наши крошки, здравствуйте!

(Хлопают в ладоши перед собой)

Наши ушки, наши щечки, здравствуйте!

(потирают ушки и гладят щечки)

Наши локоны и кудри, здравствуйте!

(Гладят по голове).

Вы друг другу улыбнитесь, здравствуйте!

(Улыбаются соседу слева, потом справа)

И головкой поклонитесь, здравствуйте!

Танец Чударики «Самолет».

Логопед: «Сегодня мы отправимся в путешествие в лес. И полетим мы туда на самолете».

Игра «Звуки леса».

Логопед: «Давайте сядем на коврик и послушаем звуки леса. Я раздам вам картинке, слушайте внимательно и тот, у кого картинка с этим звуком, поднимает карточку и называет звук».

Логопед раздает картинки и включает звуки леса (пение соловья, ветер, вой волка, рык медведя, крик лося, дождь, уханье совы, крик кукушки).

Читайте также:  Как построить новый дом - конспект

Физкультминутка «Смелые грибники»:

Логопед: «Мы прилетели в лес. Смотрите, что это растет на поляне? Гриб. Давайте поиграем».

По тропинке грибники, топ, топ, топ, топ. (Топаем в такт словам)
А в руках – корзиночки, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. (Хлопаем в такт словам)
На полянке – боровик, ой, ой, ой, ой. (Качаем головой)
Это чей красивый гриб? Мой, мой, мой, мой! (Показываем на себя)
Вдруг из леса серый волк, ры, ры, ры, ры. (Показываем коготки)
Он на нас зубами щёлк, щёлк, щёлк, щёлк. (Показываем двумя руками как зубы щелкают)
Испугались грибники, ай, ай, ай, ай! (Качаем головой)
Разбежались, кто куда, ну-ка догоняй! («Волк» догоняет детей)

Артикуляционная гимнастика «Мишка».

Логопед: «Смотрите, кто к нам пришел? Медведь. Давайте про него стишок выучим и будем повторять движения».

Мишка в домике живет (широко открыть ротик),
Очень любит мишка мед (облизать губы),
Щеки полные набьет (надуть щеки)
И жует, жует, жует (изображать жевание).
А как мед поест Мишутка,
Чистит щеточкой он зубки (язычком провести по верхним, а затем нижним зубам — вверх-вниз, вправо-влево).

Логопед: «мы оказались на поляне с цветами. Какие цветы вы знаете? Посмотрите на картинки. Сейчас мы будем водить хоровод».

Пальчиковая гимнастика «Паучок» (под музыку Железновой Е.).

Педагог: «Посмотрите, кто к нам спустился с веточки? Правильно, это паучок. Сейчас он научит нас новому танцу».

Паучок ходил по ветке, Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью
А за ним ходили детки. а затем по плечу другой руки.
Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение
Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки, «Паучки» ползают на голове.

Чтобы погулять на ветке.

Логопед: «А теперь пришло время отгадать загадки! Нужно животное отгадать и скорее показать!» (Дети отгадывают загадку и имитируют под музыку повадки животного)

-Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)

-В лесу обитает, дичью питается,

Да в курятник забирается,

Хитрым зверем называется! (Лиса)

-Что за зверь лесной.

Встал, как столбик под сосной.

И стоит среди-уши больше головы? (Заяц)

-В сосне дупло, в дупле тепло,

А кто в дупле, живёт в тепле? (Белка)

-Вперевалку зверь идёт по малину и по мёд

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны? (Медведь)

8) Подвижная игра «Ежик».

Логопед: «Давайте поиграем в игру «Ёжик».

-Сейчас с помощью считалки выберем ежа! (Одеваем водящему шапочку зайчика)

-Вышел зайчик погулять,

Ёжика дружка искать! Где ты, где ты мой дружок,

Выходи скорей в кружок! (Выбираем ребёнка, надеваем на него шапочку ёжика)

-Это, что за колобочек,

Покатился под кусточек,

То клубком свернулся ёж

Лучше ты его не трожь!

(Дети стоят в кругу взявшись и подняв их вверх, ребёнок – ёжик бегает между детьми. На последние слова, дети опускают руки и ловят ежа в круг.)

9) Танец «Паровозик» (под музыку Железновой Е.)

Логопед: «Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться из леса. Мы сядем на поезд и поедем домой».

Дети становятся друг за другом, идут по кругу и выполняют движения под музыку.

Релаксация с парашютом

Педагог: «Наше путешествие закончилось и нам нужно отдохнуть. Нужно лечь на ковер и дышать спокойно».

Дети лежат на ковре, педагог с воспитателем держат парашют за края и медленно поднимают вверх, опускают вниз под спокойную музыку.

Конспект НОД (образовательная область «Музыка») в средней группе с элементами логоритмики

Конспект НОД (образовательная область «Музыка») в средней группе с элементами логоритмики

Конспект НОД (образовательная область «Музыка») в средней группе с элементами логоритмики

Игровая интегрированная деятельность с детьми 4-5 лет «Весёлое путешествие»

Автор: Гарифулина Ольга Ильинична, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 96 «Светлячок» Кемеровская область, г. Прокопьевск

Позвольте представить Вам конспект НОД «Весёлое путешествие» в средней группе с элементами логоритмики и использованием дидактических игр. На занятии в игровой форме развиваются музыкально-сенсорные способности.

Конспект НОД в средней группе «Весёлое путешествие»

Цель: формирование двигательных навыков и умений, развитие музыкальных и сенсорных способностей детей.

Задачи:

– развивать слуховое внимание, память, зрительно-пространственную ориентировку, координацию движений, чувство ритма;

– развивать чувство цвета, умение называть и узнавать основные цвета;

– развивать тактильные ощущения.

– обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности: тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух;

– закрепить умение детей изменять движения в соответствии с формой музыкального произведения.

– воспитывать дружелюбные отношения в детском коллективе.

Игровой материал: домик, игрушки Заяц и Петушок, куб, на гранях которого изображены разные животные, куб с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты (бубен, дудочка, барабан, погремушка, колокольчик, металлофон), таз с водой, матрёшки в разных сарафанах (лоскутные куклы, надеваемые на руку), плоскостное дерево, домик тётушки Матрёши.

Дети заходят в зал под запись пьесы Э.Грига «Утро» (классическая музыка для детей «Музыка о природе)

Дети, что вы говорите, когда приходите в гости? (ответ детей)

Я тоже здороваюсь везде – дома и на улице,

Даже «Здравствуй» говорю я знакомой курице.

Давайте поздороваемся вместе со мной.

Произносят текст вместе с выполнением движений:

Здравствуй, солнце золотое – поднятые руки скрещены, пальцы растопырены

Здравствуй, небо голубое – руки подняты, ладони раскрыты кверху

Здравствуй, вольный ветерок, – качание руками вверху

Здравствуй, маленький дубок – руки справа, одна выше, другая ниже, ладони раскрыты кверху

Мы живём в родном краю – развести руки в стороны

Всех я вас приветствую! – помахать руками над головой

Музыкальный руководитель:

Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети: Да, любим!

Музыкальный руководитель:

Сегодня мы с вами отправимся в гости к тётушке Матрёше!

Путь не близкий будет, что же, не беда!

С музыкой нам весело, хорошо всегда!

Музыка нам будет помогать дружно бегать, ездить и шагать.

А для тётушки подарок соберём, шаль пуховую в мешочке повезём,

Чтобы в зимний вечерок согревал её платок!

(Берёт мешочек с шалью, вешает через плечо)

Ну что, готовы в путь-дорогу? Зашагаем дружно в ногу,

Бодрый марш поможет нам и весёлый…

Дети: Барабан!

Звучит «Марш деревянных солдатиков П.И. Чайковского. Музыкальный руководитель отстукивает на барабане ритм музыки. Дети шагают по кругу. В средней части марша отстукивают ритм пальчиками, затем имитируют игру на трубе.

Музыкальный руководитель:

Оборвалась здесь дорожка, мы прокатимся немножко.

Все за мною становитесь, друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз, ничего, что нет колёс!

Топотушками пойдём, за вагончиком вагон.

Под музыку «Мы едем, едем, едем» М. Старокадомского дети двигаются топающим шагом за ведущим, имитируя руками движения колёс. На припев выполнят движения: три хлопка справа, три хлопка слева, сжимают и разжимают кулачки – 4 раза, показывают «хвостик» руками сзади, показывают стойку «собачка», показывают «крылышки» – 4 раза, взмахи ладонями перед собой – 4 раза, наклон вперёд с разводом рук в стороны – 2 раза.

Музыкальный руководитель:

Вот и остановка – деревня Сосновка.

Что такое? Что за чудо? Домик взялся здесь откуда?

Кто из вас, ребята, знает, кто в том доме проживает?

(дети высказывают свои предположения)

Что ж, не будем мы гадать, можно взять и постучать.

(стучит в дверь, показывает Зайчика)

Этот домик на опушке, домик зайки Длинноушки.

Смотрит заинька в окно: не идёт ли в гости кто?

В гости к зайкиной избушке идут разные зверюшки!

Вы хотите узнать, кто спешит к зайке в гости?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель:

У меня есть весёлый кубик, он поможет нам узнать, кто спешит к зайке в гости.

Описание игры: дети стоят в кругу, под весёлую музыку «Ах вы, сени» передают кубик друг другу со словами:

Ты беги, весёлый кубик, по ладошкам, по рукам.

У кого весёлый кубик, тот покажет нам…

Ребёнок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в центр круга. Педагог спрашивает, кто изображён на верхней грани кубика. Дети отвечают. Затем дети должны изобразить образ и повадки изображённого животного.

Музыкальный руководитель:

Зайчик обрадовался, что так много гостей к нему пришло, и заплясал на полянке. Давайте и мы поиграем с зайчиком.

Игра «Зайцы и ветерок», И. Бодраченко, «Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет»

Музыкальный руководитель:

Поиграли с зайчиком, но нам опять пора в дорогу.

На чём дальше поедем?

Дети: На лошадках!

Музыкальный руководитель:

Правильно, на лошадках, как смелые наездники!

Звучит пьеса «Смелый наездник». Дети скачут прямым галопом по кругу. В средней части останавливаются, бьют «копытом» на месте.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД (образовательная область «Музыка») в средней группе с элементами логоритмики»

Конспект НОД (образовательная область «Музыка») в средней группе с элементами логоритмики

Игровая интегрированная деятельность с детьми 4-5 лет «Весёлое путешествие»

Автор: Гарифулина Ольга Ильинична, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 96 «Светлячок» Кемеровская область, г. Прокопьевск

Позвольте представить Вам конспект НОД «Весёлое путешествие» в средней группе с элементами логоритмики и использованием дидактических игр. На занятии в игровой форме развиваются музыкально-сенсорные способности.

Конспект НОД в средней группе «Весёлое путешествие»

Цель: формирование двигательных навыков и умений, развитие музыкальных и сенсорных способностей детей.

1. Развивающие:

– развивать слуховое внимание, память, зрительно-пространственную ориентировку, координацию движений, чувство ритма;

– развивать чувство цвета, умение называть и узнавать основные цвета;

– развивать тактильные ощущения.

2. Образовательные:

– обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности: тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух;

– закрепить умение детей изменять движения в соответствии с формой музыкального произведения.

3. Воспитательные:

– воспитывать дружелюбные отношения в детском коллективе.

Игровой материал: домик, игрушки Заяц и Петушок, куб, на гранях которого изображены разные животные, куб с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты (бубен, дудочка, барабан, погремушка, колокольчик, металлофон), таз с водой, матрёшки в разных сарафанах (лоскутные куклы, надеваемые на руку), плоскостное дерево, домик тётушки Матрёши.

Дети заходят в зал под запись пьесы Э.Грига «Утро» (классическая музыка для детей «Музыка о природе)

Дети, что вы говорите, когда приходите в гости? (ответ детей)

Я тоже здороваюсь везде – дома и на улице,

Даже «Здравствуй» говорю я знакомой курице.

Давайте поздороваемся вместе со мной.

Произносят текст вместе с выполнением движений:

Здравствуй, солнце золотое – поднятые руки скрещены, пальцы растопырены

Здравствуй, небо голубое – руки подняты, ладони раскрыты кверху

Здравствуй, вольный ветерок, – качание руками вверху

Здравствуй, маленький дубок – руки справа, одна выше, другая ниже, ладони раскрыты кверху

Мы живём в родном краю – развести руки в стороны

Всех я вас приветствую! – помахать руками над головой

Музыкальный руководитель:

Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети: Да, любим!

Музыкальный руководитель:

Сегодня мы с вами отправимся в гости к тётушке Матрёше!

Путь не близкий будет, что же, не беда!

С музыкой нам весело, хорошо всегда!

Музыка нам будет помогать дружно бегать, ездить и шагать.

А для тётушки подарок соберём, шаль пуховую в мешочке повезём,

Чтобы в зимний вечерок согревал её платок!

(Берёт мешочек с шалью, вешает через плечо)

Ну что, готовы в путь-дорогу? Зашагаем дружно в ногу,

Бодрый марш поможет нам и весёлый…

Дети: Барабан!

Звучит «Марш деревянных солдатиков П.И. Чайковского. Музыкальный руководитель отстукивает на барабане ритм музыки. Дети шагают по кругу. В средней части марша отстукивают ритм пальчиками, затем имитируют игру на трубе.

Музыкальный руководитель:

Оборвалась здесь дорожка, мы прокатимся немножко.

Все за мною становитесь, друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз, ничего, что нет колёс!

Топотушками пойдём, за вагончиком вагон.

Под музыку «Мы едем, едем, едем» М. Старокадомского дети двигаются топающим шагом за ведущим, имитируя руками движения колёс. На припев выполнят движения: три хлопка справа, три хлопка слева, сжимают и разжимают кулачки – 4 раза, показывают «хвостик» руками сзади, показывают стойку «собачка», показывают «крылышки» – 4 раза, взмахи ладонями перед собой – 4 раза, наклон вперёд с разводом рук в стороны – 2 раза.

Музыкальный руководитель:

Вот и остановка – деревня Сосновка.

Что такое? Что за чудо? Домик взялся здесь откуда?

Кто из вас, ребята, знает, кто в том доме проживает?

(дети высказывают свои предположения)

Что ж, не будем мы гадать, можно взять и постучать.

(стучит в дверь, показывает Зайчика)

Этот домик на опушке, домик зайки Длинноушки.

Смотрит заинька в окно: не идёт ли в гости кто?

В гости к зайкиной избушке идут разные зверюшки!

Вы хотите узнать, кто спешит к зайке в гости?

Музыкальный руководитель:

У меня есть весёлый кубик, он поможет нам узнать, кто спешит к зайке в гости.

Описание игры: дети стоят в кругу, под весёлую музыку «Ах вы, сени» передают кубик друг другу со словами:

Ты беги, весёлый кубик, по ладошкам, по рукам.

У кого весёлый кубик, тот покажет нам…

Ребёнок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в центр круга. Педагог спрашивает, кто изображён на верхней грани кубика. Дети отвечают. Затем дети должны изобразить образ и повадки изображённого животного.

Музыкальный руководитель:

Зайчик обрадовался, что так много гостей к нему пришло, и заплясал на полянке. Давайте и мы поиграем с зайчиком.

Игра «Зайцы и ветерок», И. Бодраченко, «Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет»

Музыкальный руководитель:

Поиграли с зайчиком, но нам опять пора в дорогу.

На чём дальше поедем?

Дети: На лошадках!

Музыкальный руководитель:

Правильно, на лошадках, как смелые наездники!

Звучит пьеса «Смелый наездник». Дети скачут прямым галопом по кругу. В средней части останавливаются, бьют «копытом» на месте.

Конспект НОД по логоритмике «Путешествие в осенний лес» в старшей логопедической группе для детей с тяжелым нарушением речи

Конспект НОД по логоритмике «Путешествие в осенний лес» в старшей логопедической группе для детей с тяжелым нарушением речи.

Составили и провели: учитель-логопед , воспитатель , музыкальный руководитель .

Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.

1. Оздоровительные:

укреплять костно-мышечный аппарат;

развивать фонационное дыхание;

развивать общую и тонкую моторику, мимику;

воспитывать чувства равновесия, правильной осанки;

снижать психологическую закрепощенность, снимать эмоциональное напряжение, нормализовать мышечный тонус.

2. Образовательные:

формировать двигательные умения и навыки;

развивать пространственную организацию движений;

развивать ловкость, выносливость, переключаемость, координацию движений;

развивать чувство ритма;

учить детей координировать речь и движения;

развивать метроритм, упражнять в правильном и точном пропевании мелодии;

закреплять умение детей эмоционально передавать характер песни.

3. Воспитательные:

обучать правилам поведения в различных видах деятельности;

воспитывать выразительность и грацию движений;

формировать умения создавать и поддерживать воображаемую ситуацию и умение перевоплощаться;

формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность;

формировать умение работать в коллективе.

4. Коррекционные:

развивать слуховое внимание;

воспитывать переключаемость с одного поля деятельности на другое;

формировать, развивать и корректировать слухо-зрительно-двигательную координацию;

развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков;

развивать плавность движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением;

развивать интонационную выразительность речи;

активизировать словарь по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды».

Оборудование:

Украшение зала под осенний лес.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом.

Логопед: ребята, у нас сегодня необычное занятие, так как к нам пришли гости. И мы не можем его начать, не поприветствовав наших гостей. Давайте поздороваемся с гостями «Здравствуйте, гости». Ну а друг друга мы поприветствуем в игре.

Читайте также:  Автоматизация звука (Ш) в открытом слоге

Коммуникативная игра – приветствие «Здравствуй, друг!».

Зашагали ножки прямо по дорожке, – движения по тексту

Повстречали друга маленькие ножки.

Здравствуй, здравствуй, милый друг! – пружинка, пожать руки

Здравствуй, здравствуй, милый друг!

Мне ты улыбнись! – руки к лицу, покачать головой

И головкой поклонись! – поклон

Побежали ножки прямо по дорожке, – движения по тексту

Повстречали друга маленькие ножки.

Здравствуй, здравствуй, милый друг! – пружинка, пожать руки

Здравствуй, здравствуй, милый друг!

Мне ты улыбнись! – руки к лицу, покачать головой

И головкой поклонись! – поклон

Логопед: ребята, какое сейчас время года? (осень) Какие приметы осени вы знаете? Ребята, что осенью происходит с листьями (листопад)? Давайте разлетимся по залу как листочки.

Дыхательное упражнение “Ветер”.

Логопед: дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у у» (Тихо). Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильным ветер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко). Листочки сильно закачались (активно двигаем пальчиками). А если мы заблудимся в лесу, как мы будем кричать? «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Муз. руководитель: дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

(Дети поют хором)

Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:

Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:

Двигательное упражнение «Прогулка в лес».

Логопед: ребята, давайте отправимся с вами в осенний лес.

В лес отправимся гулять. – маршировать

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали – бег на носках

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем – ходьба высоким шагом

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке – маршировать

Мы весело шагаем.

Игра с палочками.

Логопед: ребята, посмотрите, что появилось на пенечках? (палочки) Палочки принесли нам лесные жители, чтобы показать как они готовятся к зиме.

Как белочка готовится к зиме? Что она делает? (запасы) Куда она их кладет? (в дупло).

Взяли палочки в руки. Вытянули руку с палочкой. Белка забирается на дерево. (Проводим пальцами правой руки вверх по палочке).

Теперь бельчонок забирается на дерево. (Проводим пальцами левой руки вверх по палочке).

Белка увидела дятла на дереве. Зачем дятел стучит по дереву? (ловит жучков, лечит дерево). Давайте постучим вместе с дятлом:

Тук, тук, тук, тук, раздается всюду стук. (Проговариваем с отстукиванием на каждый слог, 2 раза).

Белка посмотрела вниз и увидела зайца. (Показали зайчика). Что любит зайчик? (Морковку). Покажем, как зайчик грызет морковку (Защипываем пальцами правой руки, потом левой). Вкусная морковка (Погладили палочками по животу).

Давайте скажем СПАСИБО всем животным (с отстукиваем на каждый слог).

Пальчиковая игра “Ежик”.

Воспитатель: ребята, давайте поиграем с ежиком.

Мячик-ежик прокачу и соседу я вручу (поочередно прокатывают мячик между ладоней, затем передают его соседу, называя его по имени (громко-тихо)).

Мячик-ежик мы возьмем, -подбрасываем мячик наверх

Покатаем и потрем. – прокатываем между ладоней

Вверх подбросим и поймаем, -подбрасывают мячик

И иголки посчитаем – пальчиками мнем иголки мячика

Пустим ежика в ладошку -кладем мячик на ладошку

И прижмем его немножко -ручкой прижимаем мячик

И немножко покатаем -катаем мячик

Потом ручку поменяем. -меняем руки

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко

Ежик нам ладошки колет,

Ручки к школе нам готовит.

(поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки).

Артикуляционная гимнастика «Дождь в лесу».

Логопед: ребята, пока вы играли с ежиком, тучки закрыли солнышко и закапал дождик.

Мы ходили по грибы,

Забирались под дубы. (“Присоска”)

Вдруг-дождь! Да какой. (“Пулеметчик”)

Стала просека рекой! (“Иголочка”)

Я гляжу из-под плаща,

Как, треща и трепеща,

Гнутся ветки на весу. (“Часики”)

Дождь в лесу! Дождь в лесу! (“Пулеметчик”)

Нету больше тишины.

Мы стоим оглушены:

Ливень с ветром пополам

Бьёт по веткам, по стволам! («Пулеметчик»)

Ветер, ветер захлестал, (“Листочек” , дуем по середине листочка)

Листья все перелистал.- (Толстый язык на верхнюю (нижнюю) губу)

Дождь в лесу! Дождь в лесу! (“Пулеметчик”).

Не грибы домой несу – (“Присоска”)

Одни дождинки на носу.

Логопед: Давайте с вами споем песенку про дождик.

Песня «Дождик»

Осень к нам пришла опять

Мне так хочется гулять.

Всех друзей увидеть но, но.

Дождь стучит в окно.

Припев 2 раза: Дождик, дождик, не стучи,

Ты немножко помолчи,

Лучше ты со мной давай

В прятки поиграй.

Массаж спины “Дождь”.

Логопед: давайте поиграем с дождиком, встаем в круг

(Дети встают в круг друг за другом “паровозиком”).

Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам. –Хлопки ладонями по спине
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек. –Поколачивание кулачками
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят. –Постукивание пальчиками
Только мой братишка в луже –Поглаживание спины

ладошками
Ловит рыбу нам на ужин.

Подвижная игра “Кто скорее возьмет грибок”.

Воспитатель: осенью после дождя вырастает много грибов. Какие грибы вы знаете? Давайте их соберем.

На полу лежат два обруча. Внутри каждого обруча – три гриба. Вокруг каждого обруча стоит по четыре ребенка. Дети идут по кругу и произносят слова:

Мы идем, идем, идем,
Мы грибы сейчас найдем –Идут по кругу.
Под листочком под травинкой,
На пенечке под осинкой.
Вот и гриб, не зевай, –Выпрямляют руки вперед;
И быстрей его хватай. Хлопают в ладоши.

(По окончанию слов дети должны быстро взять гриб из круга. Игра продолжается, пока дети не закончатся все грибы).

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса.

Логопед: мы набрали полные корзины грибов, пора нам нести их домой.

Подняли тяжелые корзинки (напрягли руки) и идем, тяжело переставляя ноги; пришли и поставили корзинки (расслабили руки). Покажем, как много грибов мы принесли (напрягли руки — подняли тяжелую корзину), затем поставили ее на пол (расслабили руки).

Упражнение на развитие мимических мышц.

Логопед: ребята, а что еще растет в лесу? (Ягоды)

– Какие лесные ягоды вы знаете? (ответы детей)

– Что можно приготовить из ягод?

– Давайте сварим варенье из малины (Дети мешают воображаемой ложкой и держат кастрюлю).

Варенье из малины (какое?) малиновое. Попробовали воображаемой

ложкой (какое оно?) сладкое — улыбнулись

из клюквы (какое?) клюквенное. Попробовали (какое оно?) кислое —

земляники, земляничное, сладкое — улыбнулись

брусники, брусничное, горькое — сморщились

Логопед: Ребята, где мы с вами были? Что делали? Кого встретили? Что собирали в лесу? (ответы детей)

Логопед: Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать.

Но пока не все умеют

Мы с вами потрудились. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Проходим и ложимся на ковер. Вы лежите на мягком, красивом волшебном ковре.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают.
Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляются.
Дышится легко. ровно. глубоко.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем.
Потянуться!

Итог занятия.

Логопед: какие вы сегодня молодцы! Столько дел переделали! И пели, танцевали, играли. Вам понравилось путешествие в осенний лес? Ребята, за то что вы так старались, лесные жители принесли вам угощение. А нам пора попрощаться с гостями и возвращаться в группу.

Создание рукописной книги с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Создание рукописной книги с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.

Свою работу по развитию речи детей я решила посредством экологического воспитания. Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Природа Севера – неиссякаемый источник духовного обогащения детей, знакомство с ней способствует развитию образного мышления, наблюдательности, вниманию, активизирует речь детей. В условиях Крайнего Севера, где из-за климатических особенностей ограничены возможности общения с природой в естественных условиях, становится сложнее знакомить детей с природой родного края. Поэтому наша задача – раскрыть ее многообразие в различных видах деятельности.

Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, где проблема развития речи стоит наиболее остро, являясь предметом особо пристального внимания педагогов.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Итак, дети с задержкой психического развития имеют не только речевые нарушения, но и недостаточно развитые психические процессы, а также эмоционально-волевые нарушения. Указанные особенности у большинства детей с ЗПР оказываются скорректированными в ходе работы специалистов и воспитателей.

Однако у части детей нарушения в той или иной степени остаются и в дальнейшем ведут к школьным трудностям. На первое место выходят проблемы, связанные с обучением письму и чтению. Дисграфия и дислалия, в свою очередь, ведут к отставанию по большинству предметов. В результате формируется стойкое отрицательное отношение к школе, социальная дезадаптация, девиантное поведение.

Продумывая организацию дополнительной помощи, я разработала совместно с воспитателями коррекционной группы проект создания рукописной книги, который соответствует целям и структуре коррекционной работы, интересам и потребностям детей дошкольного возраста.

Вид проекта: Творческий, групповой, долгосрочный.

Длительность: 1 учебный год (октябрь-апрель)

  • Дети, родители, воспитатели, учитель-логопед.
  • Рукописная книга «Азбука. Обитатели Кольского края».
  • Коррекция речевых проблем у детей с задержкой психического развития, а также формирование предпосылок успешного обучения в школе.

1. Закрепление образа букв алфавита. Развитие фонематических процессов.

2. Расширение словарного запаса. Развитие эмоциональной выразительности речи.

3. Развитие воображения, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации.

4. Установление тесного сотрудничества между родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

5. Познакомить детей с обитателями родного края.

6. Развитие познавательного интереса к миру природы.

Этапы работы:

Подготовительный этап

  • Дети рассматривали фотографии, иллюстрации обитателей Кольского полуострова;
  • Мы с детьми беседовали: о животных севера занесенных в красную книгу; о том, как им приходится трудно в холодное время года.

В итоге на этом этапе мы с воспитанниками совместно с воспитателями решили создать рукописную книгу «Азбука «Обитатели Кольского полуострова». Также на этом этапе составлялся план работы, информировали родителей, подбирался необходимый методический материал.

Основной этап

  • Каждую неделю знакомила детей с новым звуком и буквой, проводила игры на развитие фонематических процессов и закрепление зрительного образа букв;
  • Проводила разнообразные игры: «Найди по описанию», «Посели в свой домик свое животное», «Опиши, я отгадаю», «Назови животного на букву…», «На что похожа буква?», «Найди пару», «Допиши букву», «Найди неверно написанную букву», «Подбери правильно», «Назови животного на определенный звук», «Изобрази букву» и т.д.
  • В НОД планировала творческое рассказывание детей, коллективный рассказ об обитателях Кольского полуострова; заучивание стихов.
  • Выполняли артикуляционную гимнастику;
  • Выполняли пальчиковую гимнастику «Животные Севера»;
  • Создавали образа буквы из палочек, из природного материала, выкладывали буквы из камней, шишек, веток и т.д.

Воспитатели так же проводили свою работу по созданию рукописной книги: рассматривали с детьми картинки с изображением животных, птиц, рыб на пройденный звук, побуждали к созданию собственных рисунков, организовывали изобразительную деятельность, знакомили детей со стихами, информацией об обитателях родного края и т.д.

Проектная модель, ориентируясь на совместную деятельность детей и взрослых, предполагает активное участие в ней родителей, поэтому взаимодействие педагогов с семьёй важнейшее условие эффективности нашего проекта. Родители активно поддерживали детей в этом начинании. Они помогали детям отбирать доступный материал по темам, иллюстрации, стихи и загадки, необходимый энциклопедический материал, если это требовалось для оформления определённых страниц.

Всё найденное в процессе поиска фиксировалось, сортировалось. Отбиралась наиболее интересная информация и значимая для создания рукописной книги.

Когда иллюстрации к книге были готовы, мы все вместе оформили красочную обложку.

Заключительный этап

В рамках проекта создания рукописной книги «Азбука «Обитатели Кольского полуострова» были проведены тематические занятия по развитию речи, обучению грамоте, по художественно-эстетическому развитию. Организованы выставки детских работ. Воспитанники совместно с родителями посетили краеведческий музей, где познакомились с животными и птицами севера, рассмотрели внешний вид, среду обитания, слушали голоса птиц.

В литературном уголке была организована выставка детских книг, журналов об обитателях Кольского полуострова.

Воспитанники стали участниками конкурса «Птичья столовая» на лучшую кормушку для птиц.

В ходе проекта была создана рукописная книга «Азбука «Обитатели Кольского полуострова». Эта книга дополнила дидактический материал по речевому развитию.

Я надеюсь, что результат нашей совместной работы проявится в школе в виде хорошей успеваемости детей и отсутствии школьных трудностей.

Обобщая наш опыт, можно сделать следующий вывод, так как структура проекта соответствует поставленным задачам коррекционной работы, создание рукописной книги удачно дополняет учебные занятия, позволяя ещё больше уделять внимания профилактике школьных трудностей.

Необычная форма вызывает интерес у детей и повышает мотивацию к обучению грамоте. При этом сама деятельность не воспринимается как обучение, а носит творческий, игровой характер.

Рукописная книга учит работе в коллективе, расширяет кругозор ребёнка, формирует грамотную речь.

Список используемой литературы:

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М. Академия, 2000, с. 400

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: «Просвещение», 1993.

3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: «Просвещение», 1978.

4. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов на Дону.: Феникс, 1996.

5. Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – М. Наука, 2003. 5. Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб. 2003.

6. Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. – М.: «Просвещение», 1985.

7. Лопатина А. Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. Издательство: Амрита-Русь, 2010, с. 128

8. Ушакова О. Д. Загадки, считалки и скороговорки: словарик школьника. –СПб. Издательскитй дом «Литера», 2007.

9. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. — № 11

10. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М. 2000.

Ссылка на основную публикацию