Конспект НОД по логопедической ритмике Музыка весны

Занятие по логоритмике “Приди, весна красная!”

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе;
  • расширение, уточнение, актуализация словаря по теме “Весна”.

Коррекционно-развивающие: развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, общей и мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание эмоциональной отзывчивости, инициативности, самостоятельности.
Музыкально-ритмические:развитие слухового внимания, музыкального слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса, развитие и коррекция слухо-зрительно- двигательной координации.

Оборудование: плоскостные фигурки птиц (журавлей и соловушек по количеству детей), плоскостное изображение солнышка, колокольчик, музыкальный центр, русские, белорусские, украинские народные костюмы.

Подготовительная работа: знакомство с русским, белорусским и украинским фольклором; изготовление украинского и белорусского народных костюмов, разучивание стихов, песен, игр.

Дети входят в зал под музыку, выполняют движение хороводным шагом по кругу, змейкой вслед за воспитателем, садятся на стульчики.

Воспитатель:

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла …

Дети: Весна!

Дети читают стихи о весне.

1. Вот пришла к нам весна,
После зимы наступила она.
Солнышко светит и греет,
Снег на земле чернеет.
А на речке тает лед,
А на речке ледоход.

2. Ручейки проворно бегут,
Одуванчики с травкой растут.
На деревьях набухают почки,
Из них вылезают листочки.
Насекомые выползают,
Птицы с юга прилетают.

Весна: Какие хорошие стихи вы прочитали о Весне. А сейчас мы с вами поздороваемся с весной, споем для нее песню.

Дети выстраиваются в круг, исполняют песню с элементами танца «Здравствуй, весна!» муз. Д. Кабалевского. После исполнения песни садятся на стульчики.

Воспитатель: Какое прекрасное время года – весна!
В природе бывает три весны:
– весна света – март,
– весна воды – апрель,
– весна зеленой травы – май.
Ребята, скажите, по каким признакам мы узнаем о приходе весны?

Дети:

– станет больше света;
– зазвенят веселые ручейки;
– тает снег;
– возвращаются с юга птицы;
– набухают почки и появляются первые клейкие листочки;
– в лесу просыпается медведь.

Воспитатель: А я знаю одного такого медведя. Он необычный медведь, он медведь – привереда. Он вам тоже знаком, так давайте о нем всем расскажем.

1. Упражнение на координацию слов и движения, на развитие мышечного тонуса.

«Про медведя – привереду» сл. К. Некрасовой, муз. Н. Головыриной, описание движений О. Громовой.

И. п. Дети стоят лицом к ведущему.
Ходит по лесу медведь,
Хочет сесть и посидеть.
Где ж такое место есть,
Чтобы мог медведь присесть?
То высок пенек,
То торчит сучок,
То мокрый мох,
То мох пересох! Ох!
То низкий пень,
То густая тень,
То узкий ров,
То гнездо муравьев.
То кричит сорока,
То колючки сбоку,
То кустарники, то речка
Нет хорошего местечка.

Это сказка о медведе,
О медведе-привереде.


Дети изображают, как ходит медведь.

Спрашивают, разводя руками.
Высматривают из-под руки подходящее место.

Показывают высокий пеньна уровне груди.
Показывают сучок: правую руку сжимают в кулак, и под­нимают указательный палец.
Разводят руками, тяжело вздыхают.
Трут ладони одна о другую.
Показывают низкий пень, нагнувшись.

Разводят руки в стороны и смотрят вверх.
Ладони – параллельно друг другу на небольшом расстоянии. Затем вытягивают руки вперед, показывают, как тянется длинный и узкий ров.
Поднимают ладони параллельно полу так, что бы большие пальцы соприкоснулись. Затем разводят руки вниз в стороны.
Прыгают в правую (левую) сторону.
Показывают колючки: руки сгибают в локтях, поворачивают ладони в левую сторону, пальцы рас­топыривают.
Отпрыгивают вправо.

Качают головой, обхватив ее руками.

Показывают, как ходит медведь.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: У меня в руках волшебный лучик солнца. Солнышко одинаково светит всем людям на планете и оно прислало вам в подарок этот лучик, чтобы вы услышали, как закликают весну – красну на Украине, в Белоруссии и у нас на Руси.

Выходят девочки в национальных костюмах и исполняют народные заклички о весне, о солнышке.

Воспитатель: А сейчас мы с солнышком поиграем.

2. Речевое упражнение на развитие общей и мелкой моторики (без музыкального сопровождения) «Заботливое солнышко»

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
Дети ритмично скрещивают руки над головой.

Плавно покачивают руки вверху.
Ритмично потирают щеки.

Ритмично постукивают пальцем по носу.

Воспитатель: Красоту и радость приносит нам Весна. С давних пор люди встречали её приход веселыми танцами, а красные девицы хороводы водили.

3. Песня-хоровод с танцевальными элементами «Веснянка» (украинская народная песня)

Дети образуют круг, в центре – девочка в украинском костюме, в руках у нее солнышко, а в руках у детей – птицы (журавли и соловушки). После исполнения хоровода дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, а какие еще птицы прилетают к нам весной? (Ответы детей.)
А к нам на праздник прилетел жаворонок и принес интересную игру. Она так и называется «Жаворонок».

Выходит ребенок – жаворонок и читает стих.

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны».

4. Музыкально-ритмические игры на развитие чувства ритма и темпа, координации речи с движением, эмоциональной сферы «Жаворонок» (русская народная игра)

Дети встают в круг, в центре круга – «жаворонок» с колокольчиком в руке. Дети идут по кругу и поют:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет весел целый год. («Жаворонок» кладет любому игроку сзади колокольчик).

Воспитатель: Это была русская народная игра, а теперь мы поиграем в народную белорусскую игру.

«Надюша» (белорусская народная игра)

После проведения игр дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Вот как весело играли и нисколько не устали. Да!

– А я сейчас проверю как вы знаете пословицы и поговорки о весне. (Ответы детей. Можно подключить и родителей).

Воспитатель: Любой праздник на Руси заканчивался веселой шуточной песенкой, и мы сейчас с вами споем веселую шуточную песню «Веселые мышки».

5. Автоматизация произношения звука «Ш» в словах и предложениях; развитие координации речи с движением.

Песня «Веселые мышки» сл. Ю, Турляндского, муз. В. Приходько.

После исполнения песни дети под музыку выходят из зала.

Вывод: регулярные занятия логоритмикой:

  • способствуют нормализации речи детей вне зависимости от вида речевого нарушения;
  • формируют положительный эмоциональный настрой;
  • развивают коммуникативные навыки;
  • формируют двигательные умения и навыки, правильную осанку, способствуют развитию ловкости, силы, координации движений;
  • способствуют развитию чувства ритма, темпа, фонематического слуха, эмоционального музыкального восприятия;
  • развивают дыхание, моторные функции, слуховое и зрительное внимание, память.

Литература:

  1. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет.
  2. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика.
  3. Громова О.Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей.
  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.
  5. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день.

Конспект НОД по логопедической ритмике Музыка весны

Разработала учитель-логопед

Стрюкова Елена Васильевна

МБДОУ № 69 “Детский сад общеразвивающего вида” город Кемерово

Занятие проводится в музыкальном зале.

Цели:

  1. Преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
  2. Развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников.
  3. Формирование творческого воображения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формировать двигательные навыки и умения, чувство музыкального размера, пространственные представления и способность произвольно двигаться относительно других детей и предметов.
  2. Уточнять знания детей о характерных признаках весны, расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных (заяц, медведь, ёж) и приспособлении к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать слуховое внимание и зрительную память, совершенствовать мелкую и общую моторику, вырабатывать чёткие и координированные движения во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.
  2. Развивать способность самостоятельно воспроизводить услышанный ритм.
  3. Развивать связную речь, обогащать и пополнять словарный запас.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать личностные качества, чувство коллективизма, умение соблюдать правила выполнения упражнений, воспитывать умение перевоплощаться, проявлять свои творческие способности.

Оборудование: музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, треугольник, барабан; иллюстрации с изображением: ежа, зайца, медведя; маски: заяц, медведь, ёж.

Ход занятия.

По лесу пошла молва:

Нынче солнце золотое

В небе водит хоровод

И на праздник на весенний

Всех ребят к себе зовёт!

Ребята, а вы бы хотели отправиться на праздник? (ответы детей)

Представим, что мы лесной полянке…

Психогимнастика.

Выглянуло ласковое солнышко, оно улыбнулось деревьям, кустам, птичкам и всем деткам. Всё вокруг просыпается, оживает после зимнего сна. Тёплые лучики солнца погладили ладошки деток (дети протягивают ладошки к солнышку).

С пригорка побежал весенний ручеёк (педагог звенит колокольчиком, дети приговаривают: «Буль-буль-буль»).

Выбрались из-под коры деревьев жучки (дети проговаривают: Ж-Ж-Ж) и маленькие букашки (З-З-З).

Зазвенела звонкая капель (педагог звонит в треугольник, дети проговаривают : «Кап-кап-кап»).

Педагог: Ой, что это шуршит, фыркает под прошлогодней листвой? (педагог тихо подыгрывает на барабане). Да это же лесной ёжик пробежал.

(Одевает маску ёжика на одного из детей.)

Ритмическое упражнение « Ёж и барабан».

Дети (хором): С барабаном ходит Ёжик

(на слова «бум-бум» дети ритмично ударяют по коленям ладонями)

Целый день играет Ёжик:

(Педагог предлагает детям отстучать ритм на барабане.)

Педагог: Когда пригреет тёплое весеннее солнышко, побегут ручьи и растает снег, ёжик выходит из норы (педагог показывает картинку с изображением ёжика).

Давайте рассмотрим ёжика на картинке. Мордочка у него маленькая с вытянутым носом, глаза чёрные, как бусинки, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный.

А чем же ёжик отличается от других животных? (ответы детей). Ну, конечно, колючками! А как ежу без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернётся ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй – ка съешь его!

Педагог: А вот из-за ёлки – прыг-скок. Кто это? (ответы детей).

(Педагог играет на металлофоне, одевает маску зайки на одного из детей.)

Динамическое упражнение «Зайкина зарядка».

Ну-ка, Заинька, вставай

И зарядку начинай

Зайка весело шагает,

Ножки выше поднимает.

Зайка прыгает и скачет

По дорожке словно мячик.

Он на пяточках шагал,

Носик кверху поднимал

(Ходьба на пятках, руки за спиной, голова поднята вверх)

На носочки Зайка встал,

И в ладоши хлопать стал.

(1 – встать на носки, хлопнуть в ладоши над головой, 2-вернуться в и.п.)

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

До носочков дотянулся.

Скачет Зайка – прыг-скок,

Ножку ставит на носок,

Шубку новую всем показывает.

Педагог: Ребята, а какая шубка у зайки была зимой? (ответы детей).

А для чего это было нужно? (чтобы быть незаметным в лесу)

Педагог: А весной и летом шубка у зайца серая с рыжеватым оттенком. Среди густой травы, коричневых стволов деревьев Косого и не заметит никто.

Педагог: Посмотрите, а вот и Мишутка проснулся после зимней спячки.

(Педагог одевает маску мишки на одного из детей.)

Динамическое упражнение «Мишка» (профилактика плоскостопия).

Педагог: Вылез мишка из берлоги

(Ходьба на внешнем своде стопы)

Разминает мишка ноги

На носочках он пошёл

(Ходьба на носочках)

И на пяточках потом

(Ходьба на пятках)

Дети изображают походку «косолапого» медведя, педагог ритмично стучит в бубен (упражнение повторяется 2 раза).

Педагог (показывает картинку с изображением медведя): Всю зиму проспал медведь в берлоге. Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает её опавшими листьями, мягкой душистой хвоёй, корой молодых ёлочек. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в ней станет тепло и тихо, мишка сладко заснёт, посасывая свою лапу. Сон его будет длиться до звонких ручейков, до весеннего солнышка.

Чем сильнее морозы, тем слаще спит косолапый. А у медведицы поздней зимой в берлоге появятся медвежата.

Педагог: Скажите, как называется жилище медведя? Когда у медведицы появляются медвежата? Когда просыпается медведь?

Педагог: Ребята, какое время года наступило? (ответы детей). По каким признакам мы узнаём об этом? (солнце пригревает, снег тает, птицы прилетают из тёплых краёв, звери в лесу просыпаются после зимней спячки).

Педагог: Посмотрите, а кто это к нам идёт? (входит ребёнок в маске солнышко, в руках поднос, на котором – сладкий пирог).

Русская народная хороводная игра « Каравай».

Дети (хором): Как на праздник на весёлый

Взявшись за руки, дети идут по кругу.

Испекли мы каравай:

Вот такой узенький,

Вот такой низенький,

Приседают на корточки.

Вот такой широкий,

Вот такой высокий,

Поднимают руки вверх.

Вот такой вкусненький!

Гладят себя по животу.

Звучит плясовая мелодия, педагог предлагает детям продолжить праздник в группе.

Занятие по логоритмике: “В весеннем лесу”

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Это важно знать! (5)
  • Скоро в школу! (4)
  • Играем и учимся (8)

Занятие по логоритмике: “В весеннем лесу”

Конспект занятия по теме: «В весеннем лесу».

Возраст детей: 5 – 6 лет.
Категория детей : группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Форма проведения – игровая форма организации образовательной деятельности.
Цель занятия – формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, чувства ритма в процессе сочетания речи и движения.
Задачи:
1.Формировать диафрагмальное дыхание;
2. Учить правильно произносить звуки, слоги, слова и фразы в сочетании с движениями;
3. Развивать фонематический слух, учить воспроизводить на слух ритмические рисунки;
4. Учить проговаривать тексты стихотворений в заданном темпе, с соблюдением интонационных средств выразительности;
5. Закреплять знания детей о приметах весны;
6. Воспитывать бережное отношение к миру природы.

Части занятия :
I. Организационная часть – 2 мин.
1. Приветственная игра «Здравствуйте».
2. Речевое упражнение с движениями «Вместе с солнышком встаём».
II. Основная часть – 20 мин

  1. Дыхательные упражнения.
  2. Стихотворение с движениями: «К нам весна шагает».
    3. Загадка для гостей.
  3. Речевое упр. «Накачаем колесо»
    5. Речевая игра «Что вверху – что внизу»
    6. Речевое упражнение с движениями «Я иду, и ты идёшь».
  4. Речевая игра «Весёлое эхо»
    8. Речевая игра «Совушка – сова», выбор совы по считалке.
    9. Задание «Узнай по звуку».
  5. Дид игра «Обитатели леса»: чтение, деление слов на слоги.
    11.Ритмическое упражнение «Капель».
    12. Песня «Весна».

III. Заключительная часть. (3 мин.)
1. Речевое упр. «Что я видел в лесу».
2. Упр. «Солнышко дружбы».
Оборудование: таблички с названиями обитателей леса, деревянные палочки по количеству детей.

Ход занятия:
I . Организационная часть: 2 мин
1. Дети слышат звук колокольчика, встают в круг.
Педагог:
Колокольчик весело поёт,
В круг нас всех скорей зовёт.
2. Приветственная игра «Здравствуйте».

Дети стоят в кругу, вместе с педагогом произносят стихотворение и выполняют движения:
Вместе с солнышком встаём. (Дети поднимают руки вверх.)
Вместе с птицами поём: (Взмахи руками – «крылья птиц».)
– С добрым утром! (Подать левую руку соседу слева.)
– С ясным днём! (Подать правую руку соседу справа.)
Вот как дружно мы живём! ( Взявшись за руки, раскачивать руками.)

Затем педагог протягивает руку вперёд, в центр круга, ладонью вверх, а дети кладут ладошки сверху. Педагог произносит: «Здравствуйте, ребята», и дети тоже говорят: «Здравствуйте». Получается солнышко из детских рук. Педагог обращает на это внимание:
– Ребята, посмотрите, какое солнышко у нас получилось. Почему оно светит так ярко? Почему птицы поют весёлые песни? Почему на улице стало тепло? (ответы детей) Правильно, наступила весна.
II . Основная часть. 20 мин
1. Дыхательное упражнение: вдыхаем воздух через нос, «надуваем животик», выдыхаем через рот.

  1. Дети вместе с педагогом рассказывают стихотворение «К нам весна шагает», сопровождая его движениями.

К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
3. Ребята, а давайте загадаем нашим гостям весеннюю загадку. Дети произносят текст загадки с движениями.
Белое одеяло на земле лежало.
Солнце напекло, одеяло потекло.
Что это? (гости отгадывают)

  1. А теперь мы все вместе поедем в лес на весеннюю прогулку. Только вот колесо надо накачать. Дети берутся за руки, сужают круг. А затем идут спиной назад, накачивая колесо:
    Со – со – со – накачаем колесо.
    Дети выполняют упражнение «насос». Сопровождая движение звуком С_______.
    Движение на звук Р_______ – заводим мотор.
    5. Вот мы уже и на весенней полянке. Давайте посмотрим вверх, потом вниз и расскажем, что мы видим.
    Речевая игра «Что вверху – что внизу». Дети проговаривают совместно с педагогом:
    Вверху – небо, (дети поднимают руки вверх)
    Внизу – земля. (дети приседают)
    Вверху – солнце,
    Внизу – трава.
    Вверху – птицы,
    Внизу – цветы.
    А ещё внизу – мы.
    6. А теперь давайте дружно пойдём гулять по лесу. Я думаю, что мы увидим много интересного.
    Речевое упражнение с движениями «Я иду, и ты идёшь».
    Я иду, и ты идёшь – раз, два, три. (Ходьба на месте с указательными
    Я пою, и ты поёшь – раз, два, три. жестами)
    Мы идём и поём – раз, два, три.
    Очень дружно мы живём – раз, два, три.
    7. А теперь, ребята, отгадайте мою загадку.
    В небе слышна птичья трель,
    Весной капает……(капель).
    Солнышко пригрело землю и закапала капель.

Дети садятся на корточки, педагог раздаёт детям деревянные палочки. Ритмическое упражнение «Капель». Педагог задаёт детям разные ритмы, дети должны повторить, отстукивая палочкой по полу:
— . . —;
. . — —;
. — — . и др.

  1. В лесу можно услышать много разных звуков.
    Ветер шумит : Ф___________(движение на звук)

Деревья качают своими веточками и шумят: Ш_______ (движение на звук).
Жуки жужжат: Ж_________(движение на звук).
Ручеёк поёт свою песенку: С__________(движение на звук).

Комарики звенят: З_______( движение на звук).

Педагог за экраном произносит звуки Ф, Ш, Ж, З, С, а дети отгадывают и показывают движения на соответствующий звук.

  1. – Ушки хорошо у вас слышат. А вот ответьте мне пожалуйста. Я в лесу кричу, а в ответ мне кто – то отвечает. Вы не знаете, кто это? Правильно, это весёлое эхо. Дид. игра «Эхо».
    В лесу кричу: АУ!, АУ!
    А мне в ответ: ау!, ау! (отвечают дети более тихо)
    – Молодцы, ребята, знаете как эхо отвечает. Тогда каждому из вас я задам задание, а вы будете как эхо повторять за мной.
    Дети повторяют за учителем – логопедом слоги с движениями:

та – та – да ка – га – ка
па – ба – па ша – жа- ша
са – за- са ша – са – ша

– А если я крикну в лесу целое предложение, что ответит эхо?
Давайте попробуем. Педагог произносит фразы, а дети повторяют последний слог.
Педагог Дети
Много дел у нас – ас – ас – ас.
Мы в лесу сейчас – ас – ас – ас.
Хорошо в лесу – су – су – су.
Встретим мы лису – су – су – су.
Встретим мы ежа – жа – жа – жа.
Зайца и ужа – жа – жа – жа.
Ухает сова – ва – ва – ва.
Большая голова – ва – ва – ва.

  1. Игра «Совушка – сова».
    Ребёнок – сова садится в центр круга. Дети с движениями произносят текст игры.
    Совушка – сова
    Большая голова.
    На суку сидит,
    Головой вертит,
    Во все стороны глядит,
    И вдруг как полетит.
    Сова просыпается, догоняет ребят, ребята убегают на стульчики.
    11. Каждому ребёнку педагог даёт табличку с названием лесного обитателя: ЛОСЬ, КУКУШКА, ЗАЯЦ, ВОЛК, ЁЖИК, ЛИСА, СОВА. Задача детей: прочитать табличку и прохлопать количество слогов.
    12. – А теперь, ребята, давайте мы с вами споём песню обо всём, что сегодня увидели.

Исполнение песни «Весна» с движениями. (Е. Железнова)

ВЕСНА
Стучат всё громче дятлы, (Дети стучат пальчиком по ладошке.)
Синички стали петь. ( Взмахи руками.)
Встаёт пораньше солнце, (Дети поднимают вверх руки.)
Чтоб землю нашу греть. (Опускают руки через стороны вниз.)
Бегут ручьи под горку, (Делают «волну» рукой.)
Растаял весь снежок,
А из под старой травки (Соединяют ладошки, раскрывают пальчики.)
Уже глядит цветок.
Раскрылся колокольчик (Руки подняты над головой,
В тени там, где сосна. ладони разведены в стороны)
Динь-динь, звенит тихонько (Пальцы соединены «щепоткой»)
Динь-динь, пришла весна.
III . Заключительная часть.
– Ну вот пришло время возвращаться в детский сад.
Перед детьми дорожка из массажных следочков.
По дорожке мы пойдём
В детский сад с тобой придём.
Речевое упр. «Что я видел в лесу». Каждый ребёнок идёт по массажной дорожке без обуви и рассказывает, что интересного он видел в лесу.
Вот мы уже и в детском саду. Понравилась вам наша прогулка?
А теперь идите скорее, сделаем наше солнышко дружбы. ( Дети соединяют свои ладошки)

Будем мы всегда дружить,
В детский садик приходить.

Конспект занятия по логоритмике. Тема: «Весна – красна»
план-конспект занятия по логопедии по теме

Конспект занятия по логоритмике на тему “Весна-красна”

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_po_logoritmike.docx198.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по логоритмике.

Тема: «Весна – красна»

  • Обогащать словарь детей, формировать грамматические категории.
  • Совершенствовать умение двигаться в соответствии с характером музыки.
  • Развивать динамическую координацию движений, пространственную организацию движений, мелкую и мимическую моторику.
  • Формировать умение регулировать мышечный тонус.
  • Развивать объем физиологического дыхания, силу, выразительность и высоту голоса.
  • Развивать произвольное внимание, фонематический слух, двигательную память.
  • Воспитывать эмоционально – волевую сферу.

Материал: сосульки, елочки, сугробы, кораблики, солнышко, фонограмма: шум ветра, голоса птиц, музыка для релаксации. Попевочка «солнышко – ведрышко…», закличка «Весна – красна…», песенка «Ой, бежит ручьем вода».

I часть – вводная.

Ребята, посмотрите, у нас на занятии присутствует много гостей. Давайте поздороваемся, улыбнемся гостям и подарим солнышки, чтобы у нас на занятии было тепло и уютно.

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга

Капли падают звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? Правильно, о весне. Посмотрите в окошко, давайте позовем солнышко, чтобы оно еще ярче нам светило и пригревало сильней.

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут!

– Вот и появилось Солнышко, давайте с ним поздороваемся:

Здравствуй, солнце золотое! Пальчики поочередно «здороваются»

Здравствуй, небо голубое! с большим пальчиком

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую! Развести руки в стороны.

Солнышко : Ребята, случилась беда! Злая Зима спрятала Весну – красну и не пускает ее к вам. Найдите весну, спасите ее!

– Ребята, я предлагаю вам отправиться искать Весну. Вы согласны?

II часть – основная.

– Дорога будет долгая, поэтому нам нужно размяться (разминка проводится под песенку «Ой бежит ручьем вода!»).

Вступление: ходьба друг за другом.

1 куплет: Ой, бежит ручьем вода, легкий бег друг за другом,

Нету снега, нету льда. бег «змейкой»,

Ой, вода, ой, вода,

Нету снега, нету льда! построение в круг.

2 куплет: Прилетели журавли легкий бег по кругу,

И соловушки малы. изображая птичек.

Журавли, журавли повороты друг к другу.

И соловушки малы!

3 куплет: Мы весняночку поем выставлять ножку на пятку,

Весну красную зовем! руки на поясе

Ой, поем, ой, поем, поворот вокруг себя

Весну красную зовем! с притопыванием.

– Молодцы, ребята, вы очень хорошо подготовились к дорожке. А теперь идем. Посмотрите, на нас смотрят сосульки. Мы с вами тоже умеем изображать сосульки, правда?

У нас под крышей руки над головой.

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет, уронить расслабленные руки

Гвоздь упадет и присесть.

– Вы очень хорошо изобразили сосульки. Но что это я слышу? Мне кажется, дует сильный ветер?

Мы подуем высоко: ш-ш-ш встать на носочки, поднять руки вверх.

Мы подуем низко: ш-ш-ш присесть.

Мы подуем далеко: ш-ш-ш вытянуть руки вперед.

Мы подуем близко: ш-ш-ш поднести ладони ко рту.

– Вы подули очень хорошо, даже немного холодно стало. Пойдемте дальше. Смотрите, ребята, мы пришли в лес. Здесь еще хозяйничает Зима. А очень скоро в лесу будет красиво. Давайте расскажем, каким будет весенний лес.

Как красив весенний лес вытянуть руки вперед, потянуться.

Полон он всегда чудес.

В дымке лес стоит зеленой,

Каждый в лес весной влюбленный.

На деревьях вздулись почки надуть щеки.

Распускаются листочки раскрыть ладони.

Появляются цветочки сесть, встать.

Головой кивают качать головой.

Солнышко встречают протянуть руки к солнышку.

– В весеннем лесу можно услышать очень много интересных звуков. закройте глазки, внимательно послушайте и определите по звуку с кем мы встретились: ш-ш-ш, кап-кап, чик-чирик, тук-тук, у-у-у, у-ух…

– Какие вы молодцы, все правильно угадали. Вы слышите, птички поют. Настала пора поиграть (проводится игра «Будь внимательным»).

Голуби, синицы, летают, как птицы, при слове,

Воробьи, вороны, не относящемся к птицам,

Снегирь и макароны. останавливаются и хлопают в ладоши.

Эх-ма! Эх-ма! кружиться вокруг себя с притопами.

Вот такая кутерьма.

Рябчик и сухарь!

Вот такая кутерьма.

Клест и свиристели,

Вот такая кутерьма.

Замечательно, все были очень внимательны. Но что-то мы Весну никак не найдем. Пора ее позвать.

С голубою далью,

С Иваном да Марьей,

С золотистым гребнем,

С изумрудным стеблем!

Входит Весна: «Здравствуйте, ребята! Спасибо вам, вы нашли меня и освободили от злой Зимы. Я пришла с подарками – корабликами. А мне пора идти дальше. До свидания!».

– Спасибо, Весна. Мы обязательно будем пускать эти кораблики, когда начнет таять снег, и побегут ручейки.

III часть – заключительная.

– Ну вот, ребята, мы нашли Весну. Нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала, давайте присядем на пенечки и немного отдохнем в весеннем лесу. Закрывайте глазки:

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая:

И становится понятно

Светит солнышко, сияет

Греет деток с высоты.

Подставляйте солнцу спинки.

– Вот вы и отдохнули. Открываем глазки. Потянитесь, улыбнитесь. А мы уже и в детском саду. Вы сегодня молодцы: все упражнения выполняли правильно, были очень внимательны, нашли красавицу Весну. Спасибо вам!

Конспект музыкального занятия с элементами логоритмики «Путешествие в весенний лес»

Елена Кагикина
Конспект музыкального занятия с элементами логоритмики «Путешествие в весенний лес»

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Зорька»

Путешествие в весенний лес Конспект музыкального занятия с элементами логоритмики

для детей 6-7 лет

Музыкальный руководитель: Кагикина Елена Вячеславовна

Цель: – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Способствовать преодолению основных речевых нарушений, формировать двигательные навыки, умение соотносить слова с движениеями;

Развивать артикуляцию, правильное дыхание, чувство ритма, а также мышечный тонус и мелкую моторику.

Воспитывать желание участвовать в музыкальном процессе, доброе отношение друг к другу, любовь к природе.

1. Разучивание песни «Солнечная капель» (музыка Степана Соснина слова Иры Вахрушевой).

2. Разучивание танца «Весну звали»

3. Знакомство с логоритмическими попевками.

4. Изготовление атрибутов и декораций, необходимых для занятия.

Цветы на каждого ребенка, для дыхательных упражнений;

Музыкальные инструменты, по количеству детей;

Картинки дятла, ежа, мышки, медведя;

Шапочка ежика для игры «Кто быстрее»;

Музыкальный центр, диски с записями.

Под музыку дети входят в зал, образуя круг.

М. р. Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!».

Давайте и мы с вами поздороваемся.

«Здравствуйте» (М. Картушиной)

(Дети поют и выполняют движения по тексту)

Здравствуй, здравствуй, милый друг.

Здравствуй, здравствуй, мир вокруг.

Здравствуй, здравствуй улыбнись,

Всем ребятам поклонись.

Здравствуйте, ладошки (вытягивают руки)

Хлоп, хлоп, хлоп (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки («пружинка»)

Топ, топ, топ (топают ногами)

Здравствуйте, щечки (гладят щечки)

Плюх, плюх, плюх (слегка ударяют

ладонями по щекам)

Здравствуйте, губки (качают головой)

Чмок, чмок, чмок (чмокают губами).

Здравствуй утро, здравствуй день,

Нам здороваться не лень!

М. Р Ребята, отгадайте загадку.

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает?

(залетает скворец и кричит: «Беда, беда!»)

М. Р Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетел скворец.

Скворец: Здравствуйте, ребята!

М. Р: Здравствуй, скворушка, что случилось?

Скворец: Ребята, летел я в ваши края, торопился встретиться с весной. Пролетал над лесом, а там тишина: никто меня не встречает, птички не поют, ручейки не журчат, ветерок не дует, не слышно звонкой песенки весны. А может я рано прилетел и весна еще не наступила?

Скворец: Что же делать? Ведь если мы не разбудим лес, то его жители не увидят всю красоту весеннего пробуждения. Ребята, помогите!

М. Р: Хорошо, скворушка не переживай, мы с ребятами отправимся в лес, посмотрим, что там происходит и чем можно помочь. А ты лети, занимай свой домик.

Скворец: Спасибо, ребята (улетает)

М. Р: Ну что, ребята, хотите отправится в путешествие? (да) Тогда давайте отправимся в лес на поезде. Готовы? Тогда в путь.

Музыкально-ритмическая игра «Паровоз»

Дети идут по дороге, изображая поезд. Поют:

Паровоз-воз воз паровозик,

Он ребят по городу возит.

чух-чух-чух чики-чух, чух!

Паровоз –воз- воз постучи-ка.

чух-чух-чух чики-чух, чух!

Вот мы и попали в весенний лес.

И правда, какая кругом тишина?

Уж мы никак не ожидали,

Что лес так будет крепко спать

И позабудет нас встречать.

Посмотрите, ребята, на ветке уснул дятел, давайте разбудим его веселой попевкой. (дети поют попевку, будят дятла и садят его на дерево)

А чья это норка? Там живет мышка, давайте и ее разбудим. (садят мышку возле норки)

Посмотрите, а вот под прошлогодними листьями спит ежик, надо и его разбудить (садят на кучу листьев ежа).

Ребята, мы еще не разбудили самого главного соню в лесу. Кого? Правильно, медведя. (поют попевку, садят медведя возле берлоги). Вот сколько жителей леса мы разбудили. Но для того, чтобы песенка Весны зазвучала в лесу, нужно разбудить ветерок и веселый ручеек. (будят попевками).

Ребята, ну вот мы и разбудили лес и его жителей, а теперь давайте послушаем музыку весны.

Слушание Свиридов «Весна и осень»

Ребята, посмотрите, от этой замечательной весенней музыки распустились цветы. Смотрите, какая красивая полянка. Подойдем поближе, чтобы почувствовать их тонкий аромат.

Сделайте глубокий вдох через носик, насладитесь приятным запахом цветов. Выдохните через рот. (дыхательное упражнение повторяют 3-4 раза).

Ребята, а теперь давайте и мы жителям леса подарим веселую весеннюю песенку.

Пение «Солнечная капель»

Ребята, давайте прогуляемся по лесу. Смотрите, какая красивая полянка с подснежниками. Давайте подойдем поближе, чтобы почувствовать как пахнут первые, нежные цветы.

Ребята, посмотрите, что это? (Дети находят музыкальные инструменты Давайте с ними поиграем в игру «подснежник».

Игра на развите чувства ритма «Подснежник»

(дети садятся в круг, проговаривают текст стихотворения и выполняют движения. На раз- удар погремушкой, на два-кладут на пол перед соседом справа).

Вот подснежник на поляне

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Что раскрылся мой подснежник

Ребята, в лесу уже весна и солнышко греет теплее, но снег еще ни везде растаял и немного прохладно. Давайте погреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Капелька»

Капелка чудесная на ладошку села (дети каждым пальчиком стучат по

Капелька чудесная песенку запела (хлопают)

Кап-кап-капелька на ладошку села (соединяют пальчики правой и

левой руки поочередно)

кап-кап капелька песенку запела

(растирают ладошки, разминают каждый пальчик)

Капелька чудесная с ладошки убежала

Капелька чудесная лужицею стала.

Кап-кап капелька с ладошки убежала,

Кап- кап капелька лужицею стала. (повторяются движения).

Ребята, посмотрите, к нам прибежал ежик, он хочет с нами поиграть.

Игра «Кто быстрее»

Вступление. Дети взявшись за руки, идут по кругу. Внутри круга противоходом бежит еж.

Куплет. Дети останавливаются и, выполняя «пружинку», поют:

Это что за колобочек

Покатился под кусточек.

То клубком свернулся еж,

Лучше ты его не трожь.

В это время еж выходит из круга позади ребят, останавливаясь на последнее слово. Еж и ребенок, перед которым он остановился,выходят из круга и встают спиной друг к другу. Дети беруться за руки. Двое детей, рядом с которыми стоят соревнующиеся, поднимают руки, образуя «ворота». Ребята, говорят: «Раз,два, три! Беги! Ежик и ребенок на проигрыш бегут в разные стороны, обегая детей. Побеждает участник, первым забежавшим в «ворота».

Ребята, мы так здорово поиграли, а теперь давайте еще и станцуем, чтобы весна была еще теплее и ласковей.

Танец «Весну звали»

Ребята, нам нужно возвращаться в детский сад, а я так устала, что уже не могу идти. Давайте сядем на полянку, отдохнем.

(Дети садятся на пол, вытягивают ноги, звучит спокойная музыка с пением птиц, проводится релаксация).

Закройте глаза, вспомните, что мы сегодня делали. Что вам понравилось больше всего.

Залетает скворец: Ребята, я услышал, как запели в лесу птички, зажурчал ручеек и прилетел поприветствовать всех лесных жителей и полюбоваться вместе с ними весенним пробуждением. Большое вам спасибо, что разбудили лес ото сна.

Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Что вам запомнилось, что понравилось.

А теперь мы на поезде поедем в детский сад, в группу.

«Преодоление речевого нарушения у дошкольников путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы» Двигательная активность полезна для здоровья. Движение под музыку приносит ребенку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически,.

Поделки «Осенний букет», «Морское чудо» “Осенний букет”, “Морское чудо” выполнили ученики 4 А класса специального (коррекционного) 4 вида. Руководитель – воспитатель продленного.

Конспект занятия по логопедической ритмике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: Осенние зарисовки

Цель: развитие и коррекция двигательной сферы детей в сочетании с музыкой и словом по лексико-грамматической теме «Осень».

  • развивать слуховое внимание;
  • развивать фонематический слух;
  • воспитывать переключаемость с одного поля деятельности на другое;
  • формировать, развивать и корректровать слухо-зрительно-двигательную координацию;
  • развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков;
  • развивать плавность движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением.
  • формировать двигательные умения и навыки;
  • развивать пространственную организацию движений;
  • развивать ловкость, сиу, выносливость, переключаемость, координацию движений;
  • развивать чувство ритма;
  • учить детей координировать речь и движения;
  • развивать метроритм, упражнять в правильном и точном пропевании мелодии;
  • развивать логическое мышление;
  • учить эмоционально откликаться на музыку грустного, печального характера, активизация словарного запаса;
  • закреплять умение детей эмоционально передавать характер песни.
  • обучать правилам поведения в различных видах деятельности;
  • воспитывать выразительность и грацию движений;
  • воспитывать умение перевоплощаться;
  • формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, ответственность, инициативность.
  • укреплять костно-мышечный аппарат;
  • развивать физиологическое и фонационное дыхание;
  • развивать общею и тонкою моторику, мимику, пантомимику;
  • воспитывать чувство равновесия, правильной осанки;
  • снижать психологическую закрепощенность, снять эмоциональное напряжение, нормализировать мышечный тонус.

1. Украшение зала под осенний лес;

2. Листья (по 2 на каждого ребенка);

4. Выставка детских работ по осенней тематике;

5. Зонтики с капельками – дождинками;

1. Коммуникативная игра – приветствие «Добрый день».

2. Загадка про дождь.

3. Пение с движениями «Дождик» М. Картушиной.

4. Хоровод «Осень постучалась к нам. ».

5. Упражнения с листочками.

6. Пальчиковая гимнастика «Мелкий дождик моросит».

7. Слушание «Осенняя песня» П. Чайковского.

8. Пение «Урожайная» А. Филиппенко.

9. Массаж спины «Дождик» Е. Попляновой.

10. Фонопедические упражнения «Перед дождем».

11. Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку».

12. Игра на развитие внимания «Лужа».

13. Упражнение на дыхание и развитие эмоций «Ветерок».

13. Релаксация. Фонограмма «Звуки природы».

14. Итог занятия.

Дети входят в зал под «Дождик» М. Парцхаладзе,

встают лицом к гостям.

Логопед. Дорогие дети у нас сегодня необычное занятие, так как к нам пришли гости. И мы не можем его начать, не поприветствовав наших гостей.

Музыкант: Давайте поздороваемся с гостями, споем им «Здравствуйте, гости!», а гости нам ответят.

Логопед: Ну а друг друга мы поприветствуем танцем. Становитесь парами вокруг ковра.

Коммуникативная игра – приветствие «Добрый день».

Цель: снизить психологическую закрепощенность, дать положительный эмоциональный заряд, учить детей координировать речь и движения, развивать метроритм, упражнять в правильном, точном пропевании мелодии.

В этот чудесный день, пружинка 2 раза, руки на поясе

Добрый день. 2 хлопка, шлепок по коленям

Дружно здороваться пружинка 2 раза, руки на поясе

Нам не лень! перетоп

Руки протягивай, поочередное протягивание рук вперед

Не зевай! берутся за руки, 3 взмаха

Пару новую кружатся, взявшись за руки

На проигрыш дети внешнего круга переходят к новой паре. Игра повторяется 2 раза.

Логопед: А теперь парами подходите к фортепиано.

(С.Б. встает за детьми, Н.В. сбоку у окна.)

Музыкант: Ребята, вот и наступила поздняя осень.

Но и в осеннем увяданье есть свое очарованье!

В ноябре тепла не жди, зарядили вдруг дожди.

Закружился листопад, лес теряет свой наряд.

Загадка про дождь

Цель: развитие логического мышления

Логопед: А мне часто кто-то мешает мне спать по ночам.

Кто этот безобразник, отгадайте.

Кто там топает по крыше

Чьи шаги всю ночь я слышу

Я теперь усну едва ли

Может, кошек подковали?

Топ-топ-топ. Догадались, кто этот безобразник? (Дождь.)

Пение с движениями «Дождик» М. Картушиной.

Цель: развитие координации пения и движения, упражнять в правильном, точном пропевании мелодии.

Дождик, дождик, хватит лить – Встряхивают кистями рук.

Кап – кап, кап – кап – кап! Стучат пальчиком по ладошке.

Сад осенний наш мочить – Встряхивают кистями рук.

Кап – кап, кап – кап – кап! Стучат пальчиком по ладошке.

Слышишь, листья как шуршат – Слушают.

Ш – ш, ш – ш – ш . Трут ладошки друг о друга.

И под каплями дрожат – Встряхивают кистями рук.

Ш – ш, ш – ш – ш . Трут ладошки друг о друга.

Дождик, дождик, уходи! Грозят пальчиком.

Да – да, да – да – да! Кивают головой.

Больше к нам не приходи! Грозят пальчиком.

Да – да, да – да – да! Кивают головой

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в круг.

Закружился надо мной

Дождь из листьев золотой.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь –

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала.

Мы плясали, как друзья, –

Дождь из листиков и я.

Давайте станцуем наш осенний хоровод.

Хоровод «Осень постучалась к нам. »

Цель: развитие пластики, умение соотносить темп музыки с движением.

(После танца дети садятся на стулья.)

Логопед: Осень приготовила для всех нас множество разных сюрпризов. Загляните под стулья. Что там лежит? (листочки). Возьмите их в руки и встаньте на ковер.

Упражнения с листочками

Цель: развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, плавности движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением.

Логопед: Давайте немного поиграем с листочками.

      1. И.п. – Ноги вместе, руки вдоль туловища, спина прямая. Под музыкальное сопровождение дети вместе с логопедом и воспитателем поднимают сначала правую руку с листочком вверх (вдох), затем начинают дуть на листочек, постепенно опуская руку вниз (выдох). Губы вытянуты вперед трубочкой, щеки не надуваются, язык в полости рта. Упражнение сопровождается подъемом и опусканием головы. Повторяется 3 – 4 раза.
      2. Тоже с левой рукой.
      3. Тоже с двумя руками вместе.
      4. И.п. – Ноги вместе, руки вдоль туловища, спина прямая. Под музыкальное сопровождение дети вместе с логопедом и воспитателем поднимают сначала правую руку с листочком вверх (вдох), затем начинают дуть на листочек, постепенно опуская руку вниз, произнося «пя-пя-пя…» (выдох). Губы при этом бьют по распластанному между зубами языку («накажем непослушный язычок»). Упражнение сопровождается подъемом и опусканием головы. Повторяется 3 – 4 раза.
      5. Тоже с левой рукой.
      6. Тоже с двумя руками вместе.
      7. Вдох полной грудью, руки вверх, выдох – полный, руки накрест и вниз. Повторяется 2 раза.

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас разноцветных, красивых листочков. Листочками украшен наш зал, их очень много на наших рисунках. Осенние листочки радуют нас своим ярким цветом, дарят нам радость и улыбку, а мы, держа их в руках, подарили им своё тепло. А посмотрите внимательно на наших гостей, какие они серьезные, строгие. Я хотела бы вам предложить поделиться этими листочками с гостями, пусть листочки подарят им радость, улыбку и наше тепло.

Кто уже подарил свои листочки, садитесь на ковер и устраивайтесь поудобнее.

Логопед: Молодцы! Давайте немного отдохнем и поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Мелкий дождик моросит».

Цель: развитие координации речи с движением

Мелкий дождик моросит

Кап – кап, кап – кап – кап.

В листьях сада шелестит

Кап – кап, кап – кап – кап.

Мокнет мяч у ворот

Кап – кап, кап – кап – кап.

Мокнет поле, огород

Кап – кап, кап – кап – кап.

(На слова «Кап – кап, кап – кап – кап» дети щелкают пальцами то одной, то другой руки.)

Что-то шепчут листья – подойдем и спросим.

Листья отвечают: «Осень, осень, осень».

(Дети шуршат ладонями.)

И сползают тучи, птиц куда-то прячут.

Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут.

(Дети выполняют волнообразные движения руками, закрывают глаза, снова волнообразные движения руками, опускают руки вниз.)

Давайте закроем глаза.

Слушание «Осенняя песня» П. Чайковского

Цель: развивать слуховое внимание, учить эмоционально откликаться на музыку грустного, печального характера, активизация словарного запаса.

Музыкант. Дети, что вы почувствовали, когда слушали эту музыку? Что вы представляли? (Ответы детей.)

Дети, у меня есть музыкальная шкатулочка, в которой находились слова об этой музыке. Но я ее сегодня случайно открыла, и все слова разлетелись… Вы мне поможете вернуть их обратно?

Как вам кажется, какая эта музыка?

Грустная, печальная, жалобная, обиженная, пасмурная, тоскливая, задумчивая (слушали и думали).

Молодцы, ребята, вы все слова об этой музыке вернули обратно в шкатулку, и я ее закрываю. Называется это произведение «Осенняя песня» П.И. Чайковского.

Дети, мне кажется наши гости тоже немного загрустили… Но ведь осень не всегда грустная и пасмурная. Она бывает и совсем другая. Какая бывает еще осень? Веселая, солнечная, радостная… А вы знаете песню про такую осень? Давайте ее споем.

«Урожайная» А. Филиппенко.

Цель: закреплять умение детей эмоционально передавать характер песни.

Музыкант играет мелодию дождика.

Логопед: Но вот снова закапал дождик. А как вы думаете, чем можно заняться дома, когда идет дождь? (Ответы детей.) А еще можно сделать друг другу массаж, ведь это так приятно и полезно.

Массаж спины «Дождик» Е. Поплянова.

Цель: развитие координации речи с движением

(Дети встают в круг.)

Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом. хлопать ладонями

По веселой, звонкой крыше – бом, бом, бом. постукивать

– Дома, дома, посидите, – бом, бом, бом. поколачивать

Никуда не выходите – бом, бом, бом. растирать ребрами ладоней

Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом. на плечи, круговые

движения большими пальцами

А уйду – тогда гуляйте – бом, бом, бом… поглаживание ладонями

Логопед: Осень, как художник, лес разрисовала.

Нива, роща, дождик – все волшебным стало.

Фонопедические упражнения «Перед дождем».

Цель: развитие речевого дыхания, координация речи с движениями.

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

(Дети произносят звук «у», показывая рукой: к себе – тихо, от себя – громко.)

Ель надломленная стонет.

(Скрипят связками на звук «а», рука на груди.)

Глухо шепчет темный лес.

(Тихо и долго произносят «пата-пата-пата» на одном дыхании, руками «шелестят».)

На ручей, рябой и пестрый за листком летит листок.

(Руки вверху, дети произносят короткие звуки «а», начиная с самого высокого до самого низкого, показывая высоту звука мягкими взмахами кистей.)

Над струей, сухой и острой набегает холодок.

(На одном дыхании произносят звук «у», делая волну голосом и показывая движение рукой.)

Полумрак на все ложится;

(произносят звук «у» сверху вниз, показывая движение голоса руками.)

Налетев со всех сторон, с криком в воздухе кружится стая галок и ворон.

(Дети произносят «кар-кар-кар» очень громко в разных регистрах, руками машут, как крыльями.)

Воспитатель: А я предлагаю вам рассказать нашим гостям историю о том, как дождик гулял по городу. Обычно эту историю мы рассказываем за столами в группе, а сегодня вместо столов мы будем использовать руки наших гостей.

Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку».

Цель: развитие координации речи с движением.

Вышел дождик на прогулку, шагать пальцами по столу

Он бежит по переулку, бегут пальчиками

Барабанит по окошку, стучат пальчиками

Напугал большую кошку, пугают

Вымыл зонтики прохожих, моют из стороны в сторону

Крыши дождик вымыл тоже, моют круговыми движениями

Сразу город мокрым стал. встряхивают ладони

Дождик кончился. Устал. положить ладони на стол

Воспитатель: Ребята, дождик так долго лил, что наш ковер превратился в огромную лужу, а вокруг ее – множество мелких, и теперь, чтобы пойти погулять, нам надо перепрыгивать через лужицы и постараться не упасть в самую большую лужу. Сейчас вы легко побежите на носочках, руки на поясе, на сигнал бубна вы остановитесь, и перепрыгните воображаемую лужу.

Игра на развитие внимания «Лужа».

Цель: развивать слуховое внимание, упражнять в легком беге под музыкальное сопровождение.

Под музыкальный аккомпанемент дети легко бегут по залу вокруг ковра. Руки на поясе. На сигнал воспитателя (удар в бубен), дети останавливаются и перепрыгивают через лужи на двух ногах. Упражнение повторяется 3 – 4 раза.

Звучит фонограмма «Шум дождя», педагоги берут зонтики.

Упражнение на дыхание и развитие эмоций «Ветерок»

Цель: развитие дыхания, мимики, пантомимики, эмоций.

Логопед: Ой, ребята, кажется, снова закапал дождик, прячьтесь под зонтики.

Снова выглянуло солнышко, но наши зонтики еще мокрые. Раз, два три, четыре, пять, начинаю колдовать. И превращаю вас в ветерок. Сначала ветерок маленький, дует легко. Воздух берем носом, выдыхаем через рот. Щечки не надуваем. Теперь ветерок подрос и стал дуть сильнее. А теперь ветер разозлился, стал дуть резко, сердито (короткий вдох и выдох). Потом снова успокоился и стал ласковым, теплым. Покажите как. Молодцы!

Логопед: А сейчас вы представьте себя легкими осенними листочками, а я буду ветерком. Ветерок на листочки подул и листочки полетели. Летали, летали и легли на коврик.

Релаксация. Фонограмма «Звуки природы».

Цель: снятие эмоционального напряжения, мышечного тонуса.

Логопед. Напряженье улетело.

И расслаблено все тело. (2 раза)

Будто мы лежим на травке.

На зеленой мягкой травке.

Греет солнышко сейчас.

Руки теплые у нас.

Жарче солнышко сейчас.

Ноги теплые у нас.

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляется. (2 раза)

Нам понятно, что такое состояние покоя.

Музыкант. Хорошо мы отдыхаем …

(Громче!) А теперь крепче кулачки сжимаем,

их повыше поднимаем.

Всем открыть глаза и встать!

Педагоги встают около фортепиано.

Логопед: (Подводит итог занятия.) Какие вы сегодня молодцы! Столько дел переделали! И пели, танцевали, слушали музыку. Вместе с дождиком гуляли по городу, барабанили по окнам, пугали кошек, помогали горожанам мыть крыши. А еще мы кружились под золотым дождем из листьев, задорно дули вместе с ветерком, немного погрустили с осенью и даже сделали друг другу массаж.

Вот и подошла к концу наша встреча, давайте мы попрощаемся с нашими гостями и споем им «До свиданья, гости».

Дети поют «До свидания, гости. » и уходят из зала.

1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 -7 лет. – М.,2007.

2. ОвчинниковаТ.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. КАРО. – 2006.

3. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.,2007.

4. Новиковская О.А. Логоритмика. КОРОНА. – 2005.

5. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Ак. Развития. – 2006.

6. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М , 2006.

Читайте также:  Проведение групповых занятий в нейрореабилитации у больных с афазией
Ссылка на основную публикацию