Коррекция речевого развития у детей с ОВЗ

Особенности речевого развития у детей с ОВЗ

Содержимое публикации

Особенности речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического развития, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: “дети с особыми нуждами”, “нетипичные дети”, “дети с трудностями в обучении”, “исключительные дети”.

Дети с ограниченными возможностями здоровья это дети с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании:

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

Дети с нарушением речи (логопаты);

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Дети с умственной отсталостью;

Дети с задержкой психического развития;

Дети с нарушением поведения и общения;

Дети с множественными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Как правило, эти дети понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект в произношении по причине недоразвития языка или голосовых связок, неправильного расположения зубов и пр. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи.

У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз, они повторяют речь взрослого бессознательно (эхолалия).

Развитие детей с ОВЗ идет по тем же этапам, что и развитие нормотипичных детей, но в иных временных отрезках и со своими специфическими особенностями, характерными для того или иного заболевания/состояния.

Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР). Главное отличие ЗПР от умственной отсталости заключается в обратимости имеющихся у ребенка особенностей развития. Потенциальные возможности детей с задержкой психического развития достаточно высокие.

Особенности детей с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность, синдром Дауна) – медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, используются заученные речевые шаблоны; – дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации; – ребенок долгое время общается только вопросно-ответной формой, контекстная речь формируется с трудом; – внимание к речи окружающих и контроль за своей речью у детей снижены; – новые сведения усваиваются медленно.

Особенности детей с нарушением развития эмоционально-волевой сферы при раннем детском аутизме (РДА) Нарушение общения, контакта ребенка с окружающими. Феномен тождества Стереотипии Особенности речевого развития : мутизм, эхолалии, большое количество слов-штампов и фраз-штампов, фонографичность(«попугайность») речи, отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге.

Особенности детей с ДЦП Нарушение мышечного тонуса. Ограничение или невозможность произвольных движений. Наличие насильственных движений. Нарушения равновесия и координации движений. Нарушение ощущений движений. Синкинезии.

От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, педагогами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Коррекция речевого развития у детей с ОВЗ

Автор: Астратова Надежда Витальевна

Организация: МБДОУ№ 104

Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск

Одним из основных направлений федерального государственного образовательного стандарта является гарантия доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ОВЗ. Из этого следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения. Педагог, развивая речь и умственные способности детей с ОВЗ, способствует переходу этой категории детей в массовые образовательные учреждения.

Важнейшей целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.

Исследования таких педагогов-психологов, как Г.А. Каше, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, Л.Г. Парамоновой показывают, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно: звукопроизношение, фонематические процессы, звукослоговая структура слов, несформированность монологической связной речи, языковой анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи, память, мышление, внимание, моторная функция; имеет место недоразвитие познавательной деятельности, а соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с ОНР при обучении письму, показывает роль и значение профилактики дисграфии.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Нужно научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

А учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, развивающим, занимательным. Для себя я определила следующие цели и задачи своего исследования.

Цель работы: поиск эффективных методов и приемов повышения качества речевого развития детей.

  • изучить современную научно-методическую литературу по проблеме;
  • определить содержание работы педагога по речевому развитию детей с ОВЗ в ДОО;
  • проанализировать эффективные методы и приёмы речевого развития воспитанников с ОВЗ.

Организация образовательной деятельности по развитию речи детей дошкольного возраста

1. Содержание работы по развитию речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В связи с этим перед педагогами встаёт вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности приобретает в логопедической работе особое значение. Не секрет, что она предполагает достаточно много однообразных упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных речевых конструкций. Поэтому от методической грамотности учителя – логопеда, специалистов и воспитателя, их желания и способности найти разные, непохожие один на другой способы организации детской деятельности и общения в этих условиях напрямую зависят сроки, характер и результат коррекционной работы.

Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  • изучение состояния устной речи детей;
  • участие родителей в речевом воспитании детей.

В работе с детьми применяются игровые технологии, цель которых развивать фонематические процессы у дошкольников с нарушением речи. Опыт показывает, что реализация системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов. В процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми позволяет методически обогатить само понятие «коррекционно-речевой процесс» как интересную, разнообразную и одновременно – целенаправленную и систематическую совместную деятельность ребенка и педагога – самые разные речевые упражнения и игры, беседы, рассматривание картинок и книжных иллюстраций, предметно-практическую, театрализованную деятельность и др.

Но для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно только занятий с учителем – логопедом. Необходимы дополнительные упражнения с воспитателем группы детского сада, родителями.

В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы:

  1. индивидуальный подход;
  2. предотвращение наступления утомляемости;
  3. активизация познавательной деятельности;
  4. проведение подготовительных занятий;
  5. обогащение знаниями об окружающем мире;
  6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  7. проявление педагогического такта.

2. Нетрадиционные формы и приёмы организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с ОВЗ

У каждого педагога своя технология, методы и приёмы работы с детьми ОВЗ. Наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

А). Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. «Рука является вышедшим наружу головным мозгом» сказал И. Кант. Выполняя кинезиологические упражнения, мы развиваем у детей мозолистое тело, повышаем стрессоустойчивость, синхронизируем работу полушарий, улучшаем мыслительную деятельность, способствуем улучшению памяти и внимания, облегчаем процесс чтения и письма. Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам:

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Б). Использование Су-Джок массажера.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия (“Су” – кисть, “Джок” – стопа). В основе метода Су -Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом.

Актуальность использования массажера Су-джок в коррекции у детей с ОВЗ состоит в том, что:

  • во-первых, ребенок очень пластичен и легко обучаем, но для детей с различными нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Приемы работы Су – Джок массажером:

  1. Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.
  2. Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняют упражнения, молча, по показу, затем, по мере формирования правильного произношения, проговаривают текст. Позже они произносят тексты самостоятельно.

В). Массаж карандашами.

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

В педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Г). Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми с ОВЗ.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Включение в работу с детьми ОВЗ нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают его каждый день в новом ракурсе – можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно – образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование ладошками;
  • рисование печатками и различными предметами;
  • рисование восковыми мелками и свечой;
  • печать по трафарету;
  • набрызг;
  • рисование мятой бумагой;
  • аппликация из бумажных шариков;
  • рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);
  • кляксография с трубочкой.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Д). Песочная терапия.

Можно использовать игры и игровые упражнения с песком (манкой) в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ. Погружение обеих рук в песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Ребенок как бы раскрепощается, он не боится неправильно написать, нарисовать (ведь на песке можно легко все исправить). В играх дети сразу же «заселяют» песок «жителями» и начинают с ними разговаривать. Надо только учить детей сочетать движения языка и пальцев в песке при проговаривании слогов, слов. Дети обыгрывают в песке сказки, придумывают рассказы.

Е). Игровые технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Это можно отнести и к игровой технологии. Игровые технологии представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления, речевого развития детей. Целью игры на занятиях является формирование связной речи, расширение словарного запаса детей с ОВЗ, автоматизация поставленных звуков речи, стимулирование речевой и познавательной активности воспитанников, закрепление знаний детей о правилах пожарной безопасности, включение детей в конкретное практическое действие, повышение степени участия родителей в коррекционной работе (приложение 2).

Читайте также:  Инклюзивная практика в дошкольном образовании

Ж). Биоэнергопластика (биоэнергия (та энергия, которая находится внутри человека) и пластика (плавные, раскрепощённые движения тела, рук).

  • Оптимизирует психологическую базу речи.
  • Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
  • Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
  • Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность.
  • Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
  • Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям.
  • Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики.
  • Облегчает постановку, введение звуков в речь.
  • Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.

З). Использование фонетической (речевой) ритмики.

Одним из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи детей может выступать фонетическая ритмика (речевая ритмика). Содержание фонетической ритмики является обучение детей выполнению крупных и мелких движений тела, рук, ног, которые следует сопровождать произнесением как звуков и слогов, так и слов и фраз. В процессе целенаправленной работы стремительно развивающиеся артикуляционные движения ведут к более успешному овладению произносительными умениями.

Можно вызывать тот или иной звук в течение 1 – 2 недель. Если за это время появление звука не происходит, необходимо перейти к новому звуку, после чего снова вернуться к ранее вызываемому звуку. Вызываемые звуки и сопровождаемые их движения. Например, Звук А. Руки расположить перед грудью. В момент произнесения звука плавно и широко развести руки в стороны.

Таким образом, применяя нетрадиционные формы и приёмы организации коррекционно-образовательного процесса, педагоги решают главную цель работы с детьми с ОВЗ – научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека – умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, найти способ уйти от ссоры во время спора и т. д. Именно в процессе общения происходит становление ребёнка как личности, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

  1. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Москва: Творческий Центр Сфера, 2007.
  2. Куницина Э.М., Тараева Л.А. Говорим правильно. – Москва «РОСМЭН», 2008.
  3. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – Москва, 2007.
  4. Сластья Л.Н. Формирование связной речи детей 4-5 лет – Волгоград Издательство «Учитель», 2010.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М., 2010.
  6. Синельщикова И.К. Применение методов кинезиологии в работе с воспитанниками и педагогами //Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2011. – № 5, С. 64 – 71.

Мастер-класс «Коррекция и развитие речи детей 4–8 лет» для преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ»

Наталья Пахомова
Мастер-класс «Коррекция и развитие речи детей 4–8 лет» для преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ»

Цель: Повышение профессионального мастерства учителей-логопедов, педагогов-психологов в использовании компьютерной технологии Акименко В. М. «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет» по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

1. Ознакомить педагогов с практическим материалом по использованию компьютерных игр и упражнений на развитие всех компонентов речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих речевые нарушения.

2. Создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса.

Форма проведения мастер-класса: проведение с педагогами без участия детей.

Описание мастер-класса: использование компьютерных игр и упражнений на развитие всех компонентов речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих речевые нарушения.

Развивающая среда: ноутбук, диск В. М. Акименко «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет», интерактивная доска, микрофон, мышь.

Ход мастер-класса:

I. Организационная часть. Приветствие. Добрый день уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на этом семинаре.

Тема моего мастер-класса: «Использование компьютерной технологии «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет» для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ».

«Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, от методов воспитания и обучения»

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности коррекционной работы с детьми ОВЗ, имеющими ТНР. В рамках программы «Доступная среда» в ДОО появилась компьютерная технология Акименко В. М. «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет». Данная технология предназначена для проведения логопедической работы с детьми, имеющими ОНР (I, II, III, IV уровней речевого развития, ФФНР и НПОЗ (нарушением произношения отдельных звуков). Данная компьютерная технология активно используется в коррекционной работе с детьми компенсирующих групп.

Сейчас я Вам представлю компьютерную технологию «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет»,которая включает 9 разделов: «Мелкая моторика», «Артикуляционная моторика», «Фонематический слух», «Просодика», «Звукопроизношение», «Слоговая структура», «Лексика», «Грамматика», «Связная речь».

Каждый раздел программы содержит обширную библиотеку игр и заданий на формирование определенных речевых или моторных навыков, которые ребенок может выбрать сам, проявляя собственную инициативу.

В разделе «Мелкая моторика»детям предлагается выполнить следующие задания:

«Шнуровка» и «Мозаика» – здесь представлены образцы, которые могут выполнить дети. При выполнении задания дети ориентируются на образец на экране. При выполнении заданий учитываются интересы и пожелания детей.

«Кинезиологические пробы» – дети выполняют комплексы упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие и способствуют развитию речевой функции, например «Колечко», «Змейка», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос» и др.

«Пальчиковая гимнастика» – упражнения способствуют развитию координации и точности движений рук, выполняются поочередно каждой рукой, а затем двумя руками одновременно, например упражнения «Флажок», «Кошка», «Собака» и др.

«Собери пазлы» – дети собирают картинки разных уровней сложностей, которые можно разделить на 2,4,6 и 8 частей.

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также удержание заданного артикуляционного уклада. При формировании правильного звукопроизношения в разделе «Артикуляционная гимнастика» имеются комплексы для тренировки губных мышц, мышц языка, нижней челюсти, глотки и мягкого нёба.

У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается несформированность фонематического слуха. При недоразвитии фонематического слуха очень сложно овладеть правильной звуко-слоговой наполняемостью слова. Поэтому работа по формированию фонематического слуха проводится поэтапно. В разделе «Фонематический слух» на первом этапе дети поиграют в интерактивные игры «Угадай что звучит?», в которых учатся различать звуки окружающего мира, музыкальные инструменты. В игре «Чей это голос?» дети узнают голоса домашних животных, птиц и их детенышей.

В упражнениях «Повтори ритмический рисунок» дети запоминают и стараются точно повторить прослушанный ритмический рисунок исполненный барабанами или ложками.На втором этапе применяются интерактивные игры на различение слов и звуков: «Найди похожее слово», «Определи количество слогов в слове», «Сгруппируй слова по числу слогов», «Пропущенный слог в словах», «Запомни и повтори», «4-й лишний». На третьем этапе проводится работа по формированию элементарных навыков фонематического анализа и синтеза,который включает в себя следующие интерактивные игры и задания: «Назови первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Подбери картинку к букве», «Найди общий звук в словах», «Составь слово из первых букв».

Просодические компоненты речи определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе общения. В разделе «Просодика» в коррекционной работе используются такие интерактивные игры, как «Эмоции», «Повтори за мной»«Фразы», «Стихи», в которых дети учатся определять характер звучания тона голоса на слух, повторять фразы и стихи с заданной интонацией.

В разделе «Слоговая структура слова» используется дидактический материал, по классификации А. К. Марковой, которая выделила 14 типов слоговой структуры слова, где прослеживается последовательность освоения речевого материала разной слоговой структуры по возрастающей степени сложности.

В разделе «Звукопроизношение» при постановке звуков используются модели артикуляции, которые помогают детям запомнить артикуляционный уклад в момент произнесения звука. Далее автоматизация поставленного звука идет последовательно, начиная с отработки в слогах, словах, фразах и тексте. Ребенок самостоятельно работает с мышью, называет предметные картинки, контролируя правильное произношение автоматизируемого звука. После автоматизации идет дифференциация звуков.

Одно из основных направлений коррекционной работы по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста – это развитие лексики. Посредствам усвоения словарного запаса расширяется кругозор дошколят, совершенствуются коммуникативные навыки, развивается мышление, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза и обобщения. Коррекционная работа по развитию лексики осуществляется посредствам интерактивных игр на обогащение словаря существительными, прилагательными и глаголами. Играя в интерактивные игры, дети называют предметы, учатся обобщать их по лексическим темам. Работая с компьютерной мышью, дошкольники выделяют часть предмета и называют её. В игровой форме дети усваивают словарь признаков, антонимов и словарь действий предметов.

У детей с ОНР формирование грамматического строя речи происходит намного медленнее и с большими трудностями, чем овладение словарем. Коррекционная работа по развитию грамматического строя речиосуществляется по следующим направлениям: развитие навыков словообразования, словоизменения и формирование предложно-падежных конструкций. В разделе «Грамматика» дети с интересом играют в интерактивные игры «Назови ласково», «Детеныши животных и птиц», «Чьи вещи?», «Какой сок?», Какой пирог?», «Чья еда?» и другие, развивая грамматический строй речи.

Важным направлением коррекционной работы является развитие связной речи. Основная задача по развитию связной речи – это обучение детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Работа по развитию связной речиведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению рассказа (пересказа) и придумывание рассказов. Используя игровые задания раздела «Связная речь» у детей формируются навыки составления рассказа по сюжетной картинке, навыки пересказа.

III. Практическая часть

Для демонстрации интерактивной игры «Что звучит?» из раздела «Фонематический слух» я приглашаю 1 участника.

Игра «Что звучит?» «Транспорт»

Цель: развитие слухового восприятия

Инструкция: Нажмите мышкой на предмет на картинке и послушайте звук каждого вида транспорта. Затем нажмите на кнопку «Начать» послушай звук, узнай какой вид транспорта, издает данный звук, нажмите мышью на этот транспорт, чтобы проверить верно ли вы ответили.

Для демонстрации интерактивной игры «Чей голос» из раздела «Фонематический слух» я приглашаю 1 участника.

Цель: развитие слухового восприятия

Инструкция: Нажмите мышкой на предмет на картинке и послушайте голос животного/ птицы или детенышей. Затем нажмите на кнопку «Начать» послушайте, узнай чей голос звучит и нажмите мышью на это животное птицу или детеныша, чтобы проверить верно ли вы ответили.

Для демонстрации интерактивной игры «Автоматизация звука [C]» из раздела «Звукопроизношение» я приглашаю 1 участника.

Цель: коррекция звукопроизношения.

Инструкция: Выберите звук. Выберите автоматизация звука в слогах. Нажмите мышью на слоги на экране, чтобы их прослушать. Повторите слоги или слоговые ряды

Инструкция: Назовите картинки, изображенные на экране. Нажмите запись. Затем прослушайте свою речь.

– Скажите, ваше мнение по данной технологии.

– Скажите, что бы вы хотели в дальнейшем применить в своей деятельности?

Спасибо! Мне очень приятно было с вами поработать.

Консультация для педагогов и родителей «Развитие и коррекция речи у детей дошкольного возраста через сказку» РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ СКАЗКУ. Методы, приемы, возможности работы со сказкой. Среди самых разнообразных.

Консультация для родителей «Причины нарушений речи и способы их преодоления» Причины нарушений речи и способы их преодоления. Принято считать, что до того момента, пока ребенку не исполнится 5 лет, имеющиеся проблемы.

Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии LegoEducation Сегодня проблема развития речи у детей дошкольного возраста является актуальной. В связи с этим, возникает необходимость поиска современных.

Программа «Коррекция речи» для детей 5–6 лет Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по.

Мастер-класс для педагогов «Коррекция и развитие речи детей с применением элементов театрализованной деятельности» -Здравствуйте, уважаемые коллеги! – Крикните громко и хором, друзья, Деток вы любите? нет или Да? Пришли вы на мастер-класс, Сил совсем.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста» Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста».[/h3] Автор- составитель Панфёрова Н. С. ,.

Мастер-класс: Использование лего-технологии для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ Мастер – класс участника второго Образовательного муниципального форума работников образования «Новые образовательные результаты – основа.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Слайд 1. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал о том, что «ум ребенка находится.

Родительское собрание «Преодоление речевых нарушений у детей». Логопедическая работа в группе для детей с ОНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Буратино» Родительское собрание на тему: «Преодоление.

Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ по ОО «Социально-коммуникативное развитие» для детей 6–7 лет Основной целью коррекционной работы для детей с ОВЗ является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической.

Методическая копилка

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы в развитии общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей.

В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий . Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Читайте также:  Игры для обучения правильному дыханию дошкольников

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы педагогами в своей работе:

1. Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки
подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата , отработки определённых положений губ, языка для правильного произношения той или иной группы звуков

Упражнение «Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх — вниз, вверх — вниз.

Я все выше поднимаюсь.

(Широким языком прикасаться к бугоркам за нижними зубами, затем поднимать язык вверх к мягкому нёбу)

2. Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работой над коррекцией звукопроизношения.

“Ныряльщики за жемчугом”.

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох. (Стрельникова А.Н.)

3. Зрительная гимнастика.

Целью проведения зрительной гимнастики является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Зрительная гимнастика используется:
– для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
– для укрепления мышц глаз
– для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

Упражнение «Зайка играет с морковкой» (проследить глазами за игрушкой – морковкой)

Вверх морковку подними,

На нее ты посмотри

Вниз морковку опусти

Только глазками смотри

(смотрят вверх, вниз, вправо, влево)

Ай да заинька умелый!

Зайка наш морковку взял,

с ней он весело играл.

4. Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются проблемы в развитии общей моторики: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Оздоровительные паузы (физминутки) проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Игра «Займи место» (под музыку):

Мы скакали, мы скакали, (Прыгаем)

Мы немножечко устали, (Остановились, руки вперед)

Впереди далекий путь

надо отдохнуть (Руки на пояс)

Где же можно сесть? (Пожимаем плечами)

Где же место есть? (Пожимаем плечами)

Поскорей занять, (Побежали по кругу друг за другом)

Чтобы не стоять! (Бежим к стульчикам, которых на один меньше, чем играющих. Нужно занять свободное место)

5. Развитие мелкой моторики.

В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.

Упражнение «Котята»

У кошечки нашей

есть десять котят (Медленно сгибаем-разгибаем пальцы («показываем всех котят»))

Сейчас все котята

по парам стоят (Прижимаем сначала кончики пальцев, а затем и ладони друг к другу)

Два маленьких самых

и самых красивых (Не разжимая ладоней, постукиваем соответствующими пальцами друг о друга.)

6. Биоэнергопластика

Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

7. Су – джок терапия

Су – джок терапия – это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связанна с различными частями человеческого тела. Позднее подобные рецепторные поля были открыты на ушной раковине (гомосистемы аурикулярной су-джок терапии), волосистой части головы (скальпе – су-джок скальпотерапия), языке и других частях тела.

Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

8. Массаж и самомассаж.

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:
– массаж и самомассаж лицевых мышц;
– массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
– плантарный массаж (массаж стоп);
– аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
– массаж язычной мускулатуры.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно: вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.
3. Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

9. Кинезеологические упражнения.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» На столе, последовательно сменяя друг друга, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

10. Релаксация.

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Упражнение «Кулачки»: (напряжение и расслабление мышц рук, пальцев)

Упражнение «Горка»: (напряжение и расслабление мышц языка – артикуляционных мышц)

Упражнение «Хоботок»: (напряжение и расслабление мышц губ)

11. Аромотерапия.

Для борьбы с утомляемостью и профилактикой респираторных заболеваний целессобразно использовать ароматерапию.
Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с дошкольниками способствует снижению уровня заболеваемости, повышению работоспособности, выносливости, а также личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка. Применениеэлементов педагогики оздоровления стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и гармоничное развитие личности в целом.

Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

Принципы организации работы по речевому развитию школьников с ОВЗ

«И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь»

Речь – одна из сложных высших психических функций, это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, т.е. отмечается недоразвитие речи как целостной функциональной системы.

Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: ее фонетико – фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

Говоря о речевой деятельности учащихся с ОВЗ, можно выделить, с какими нарушениями речи мы как учителя – логопеды сталкиваемся:

Устная речь

Письменная речь – Дисграфия – специфические нарушения письма. Дислексия – специфические нарушения чтения.

Особенности развития всех компонентов устной речи школьников с ОВЗ.

Грамматический строй речи
Лексический компонент
Связная речь
Фонематическое восприятие
Слоговая структура слова
Звукопроизношение
Фонематический анализ и синтез

Все это ведет к тому, что развитие речи страдает.

активноежестикулирование–учащемуся явно не хватает слов.

в рассказе нет ни имен главных героев, ни места и времени событий. Постоянные повторы, возврат к уже высказанному – говорят о нарушении динамики речевого высказывания.

И самое главное – в рассуждениях учащегося не прослеживается главная мысль.

Основные направления работы учителя – логопеда по восполнению в речевом развитии детей с ОВЗ:

коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи

уточнение, обогащение и активизация словаря

коррекция грамматического строя речи

развитие связной речи

Рекомендации по коррекционной работе устной речи.

постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения звуков;

фиксировать внимание на артикуляционных ощущениях при произношении;

формировать навыки звукового анализа;

фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах;

использовать алгоритмы составления связного высказывания;

к ответам детей следует относиться бережно, каждого выслушивать до конца.

Если провести анализ каждого метода обучения, применяемого на уроках, то будет видно, что везде задействована и активизирована речевая деятельность учащихся. Например:

Объяснительно-иллюстративный метод обучения . К приёмам преподавания относятся: беседа, сообщения, разъяснения. Эти приёмы применяются с целью разъяснить, добиться восприятия и понимания. Хорошо видна степень задействованности речи.

Репродуктивный метод обучения . Приёмы преподавания здесь такие: устный опрос ранее изученного материала, игра, повторение изученного материала. При использовании этого метода учитель опирается на речевую деятельность детей.

Частично-поисковый метод обучения. Это создание проблемной ситуации, разрешение, поиск проблемной ситуации. Рассказ, сравнение, осмысление материала. В основе всех работ лежит речевая деятельность.

Я выделила основные направления работы по коррекции и развитию речи на своих занятиях следующие:

1.Словарно-орфографическая работа: Уточнение и обогащение словаря. Работа над правильным написанием и произношением (запиши слова, вставь пропущенные буквы, исправь ошибку, упражнения на составление правильных связных высказываний. Такой подход обеспечивает коррекционно-развивающее воздействие на память, внимание, мышление, наблюдательность и как следствие речевую деятельность.

2. Развитие связной речи у учащихся, работа над фразовой речью : Ответы на вопросы учителя, комментирование выполняемых действий.

4. Речевая модель ответа: По схеме описания и сравнения. Даётся схемаучащийся, должен самостоятельно дать ответ на поставленный вопрос

5. Развитие словесно – логического мышления: Д/и «Четвертый лишний», «Закончи предложение» :
предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
У дерева всегда есть. (листья, цветы, плоды, корень).
У сапога всегда есть. (шнурки, подошва, молния, пряжка).
У платья всегда есть. (подол, карманы, рукава, пуговицы).

Читайте также:  Изучение, обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования

«Чего больше?»
Учащийся должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» — и обосновать свой ответ.
и.т.п.

6.Письменная речь: Умение записывать дату, умение списывать с доски, умение записывать вопросы, ответ.

Осуществляя работу по коррекции и развитию речевой деятельности школьников с ОВЗ надо понимать, что пробелы в развитии речи ребенок самостоятельно не восполнит, он их не замечает, и пока его не научили, он не знает как надо в том или ином случае строить своё высказывание.

Внимание к организации работы по речевому развитию школьников с ОВЗ не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся познавательные возможности, совершенствуем психические функции.

Практика показывает, что систематическая работа по развитию словесной речи на занятиях значительно повышает продуктивность обучения, развивает творческие способности учащихся, повышает качество образования.

Эффективность коррекционно-речевого процесса в школе зависит от успешной взаимосвязи в работе учителя – логопеда, учителя, воспитателя, педагога-психолога и медицинских работников.

Взаимодействие между специалистами осуществляется в таких формах работы, как индивидуальные консультации, взаимопосещения уроков, совместные беседы по подведению итогов коррекционной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности. Консультации и беседы учителя-логопеда с учителями и воспитателями классов проводятся в течение всего учебного года по мере необходимости, охватывая все направления коррекционной работы.

Таким образом, согласованность действий всех участников коррекционно-речевого процесса в школе позволяет эффективно скоррегировать имеющиеся нарушения речи, и адаптироваться обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Логопедическая работа в школе имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с ОВЗ, а также характером симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта у этих детей. Логопед, учитель и воспитатель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для нахождения общих путей решения учебных и речевых проблем.

Для учащегося с ОВЗ необходима длительная, постоянная, требующая особой подготовки помощь, как педагогов, так и близких? их любовь, терпение и выдержка.

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в группе по коррекции нарушений устной и письменной речи

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в группе по коррекции нарушений устной и письменной речи.

Учитель-логопед первой квалификационной категории

ГБОУ ЦППРиК «Радуга жизни»

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается в настоящее время как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Инклюзивное образование – это совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений Инклюзия – современная стратегия специального образования, направленная на обеспечение полного вовлечения ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения и социума.

Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

· осознание себя частью общества;

· предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;

· возможность учиться друг у друга;

· возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

В современном образовании речь рассматривается как одна из основ обучения и воспитания детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми. А так же их общее интеллектуальное развитие и социализация.

Работа с детьми с ОВЗ проводится мною в рамках группы для детей с нарушениями письменной речи. Разработана и адаптирована для годичного курса «Программа для детей 7-8 лет по предупреждения и коррекции нарушений устной и письменной речи».

Основными задачами логопедической работы с детьми с ОВЗ данного направления являются:

· коррекция нарушений устной и письменной речи,

· стимуляция речевой деятельности,

· развитие коммуникативных функций и эмоциональной сферы у детей с нарушением речевого развития.

Дети с ОВЗ чаще имеют выраженные сложности с процессом объяснения, доказывания, обоснования, формулировки правил и мыслей в целом. Поэтому очень важно развивать умение и желание общаться. Чем выше активность детей, чем больше их вовлеченность в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Мне, как логопеду, важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность.

С самого начала обучения мы вырабатываем у детей умение отвечать с места. И каждое высказывание мотивируется педагогом.

Постепенно вводим ряд правил, которые систематически повторяются в неизменном виде.

– Парта – это не кровать, и на ней нельзя лежать!

– Я с осанкою дружу, я на парте не лежу.

– Спину прямо, ноги вместе, я легко сижу на месте.

– Аккуратно я пишу, я диктую, не спешу.

По мере изучения программного материала, вводим правила по каждой теме. Моя задача сделать правила простыми и понятными всем учащимся. Правила обговариваются и акцентируются эмоционально с использованием жестов (мнемотехнические приемы).

– Есть гласный – есть слог. Нет гласного – нет слога (движение рукой).

– Один согласный звук слогом не может быть НИ-КОГ-ДА! (отрицательный жест рукой и головой).

– Предлог – отдельное слово! (движение руками в разные стороны).

Ю в начале (слова) – 2 звука (показываем 2 пальца), Ю после гласного – 2 звука (показываем 2 пальца).

– После точки ВСЕГДА большая буква (эмоционально – интонационный акцент).

– Звук Ж – ВСЕГДА твердый (эмоционально – интонационный акцент).

Эмоциональная окрашенность вместе с выразительными движениями руками, головой и приемами мнемотехники облегчают запоминание и повышают интерес ребенка к заучиванию правил.

Актуализация полученных знаний и осмысленное применение правил формируется систематическими вопросами: «Объясни, почему?», «Почему ты так решил?», «Согласна. Объясни, почему?», «Расскажи Ване, почему ты думаешь именно так?», «Разве звук А гласный? Объясни, почему?», «Как ты догадался?», «Как проверить?»

Вначале ответы детей основываются на одном, нескольких или на сочетании заученных правил.

Правила подкрепляются:

цветными справочными заметками,

разнообразными понятными схемами,

которые вывешиваются на доске и остаются там до окончания соответствующего цикла программы.

Во время объяснения учебного материала особое внимание я уделяю тому, чтобы:

· расставлять эмоционально- интонационные акценты,

· показывать и выделять причинно-следственные связи,

· выстраивать ассоциативные ряды,

· объединять правила между собой, формируя систему знаний.

Именно на понимании взаимосвязи простых правил может строиться в дальнейшем усвоение и понимание учебного материала в целом. Этот набор правил помогает детям на начальном этапе планировать и программировать свои высказывания, ответы. Возможность ясно и понятно ответить на вопрос активизирует детей, мотивирует отвечать еще и еще.

Мы все хорошо знаем: чтобы ребёнок чему-то научился, нужно обеспечить ему первый успех. А грамотно заложенная мотивация, использование на занятиях методов и приемов, способных поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, опосредуют результаты деятельности на всех ее уровнях, влияют на операционную структуру речевой деятельности, на количественные и качественные ее показатели (, ).

Кроме того, в работе с детьми с ОВЗ я использую приемы:

«Объясни марсианину». Логопед выступает в качестве «марсианина», который ничего не знает и требует все более и более подробных уточнений.

«Шифровки». Дети по одному или вместе «расшифровывают слова», предложения, задания.

«Расскажи, что мы делали на прошлом занятии, в прошлом упражнении». Логопед просит ученика описать, напомнить ему или кому-то еще, какие задания выполняли, что изучали.

«Ты – учитель». Логопед и ученик меняются ролями для выполнения какого-то задания.

«Объяснение для мамы». После занятия логопед просит одного или нескольких учеников объяснить ожидающим их родителям, что они делали на занятии или что надо сделать в домашнем задании.

С помощью подобных приемов мы не только обучаем детей, но и формируем желание общаться, обмениваться своими наблюдениями и знаниями с друзьями и близкими, воспитываем желание участвовать в совместном обсуждении, выслушивать своих товарищей и выступать самому, формируем культуру общения.

Интересным является прием создания проблемных ситуаций, в которых активизируются познавательные процессы, и мотивируется речевая деятельность учащихся с ОВЗ. Логопед побуждает детей к рассуждению, построению простейших умозаключений, связных монологических высказываний.

Например, прием «Я ошиблась». Детям нравится, когда я «симулирую» ошибку, а они ее исправляют. Я пишу на доске и диктую: ж-ы-в-о-т. Дети обязательно замечают ошибку. Тогда я начинаю «доказывать» свою правоту: – Слышим Ы! Звук Ж твердый!

Дети неизменно отвечают:

– Есть правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

Такие приемы значительно оживляют занятия, мотивируют учащихся к речевой деятельности, ставят их перед необходимостью высказаться, возбуждают интерес и желание поделиться, рассказать, пообщаться. Закрепление и повторение изученного материала перестает быть нудной рутиной, а интерес учащихся сохраняется и даже усиливается по мере овладения знаниями и навыками речевой учебной коммуникации, что так актуально для детей с ОВЗ.

Так, к концу учебного года дети без страха и смущения, с интересом отстаивают свою точку зрения, оспаривают неверные утверждения товарищей, отвечают на проблемные вопросы педагога. Ответы с места и у доски перестают быть для детей стрессогенным фактором.

Таким образом, в результате, в процессе работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, мы решаем задачу развития коммуникативных функций и эмоциональной сферы у детей с нарушением речевого развития, что способствует более полному вовлечению ребенка с особенностями развития в жизнь общества.

Лексико-грамматическое занятие в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Фрукты»

Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Фрукты». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово, речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

Лексико грамматическое занятие по теме: «Фрукты»

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Физическое развитие».

1. Закреплять словарь по лексической теме «Фрукты» .

2. Упражнять в согласовании в речи прилагательных с существительными.

3. Закреплять умение дифференцировать овощи и фрукты.

1. Развивать логическое мышление, связную речь.

1. Воспитывать чувство импатии, желание помогать сказочным героям и друг другу.

1. Развивать умение координировать речь с движениями.

  • картинка «Фруктовый сад», картинки с изображением овощей и фруктов, муляжи, обруч, две плоскостные корзинки, две кастрюли, магнитная доска.

Ход ООД

1. Открытый вход в деятельность.

В группе появляются Незнайка и Буратино, плачут.

– Оказывается, мамы попросили их купить овощи и фрукты, чтобы угостить гостей, а они не знают, где им их найти, и чем они различаются.

2. Вводно-организационный этап.

– Где можно купить овощи и фрукты?

– Где выращивают овощи?

– На чем они растут?

– Где выращивают фрукты?

– На чем растут фрукты?

– Для чего люди покупают овощи и фрукты?

– Что можно приготовить из овощей, из фруктов?

3. Мотивация на деятельность.

– Сегодня я предлагаю вам рассказать Незнайке и Буратино, что вы знаете об овощах и фруктах, и научить их различать их.

4. Расширение имеющихся знаний.

Игра «Во саду ли в огороде».

Педагог предлагает детям разложить овощи и фрукты (картинки) в корзинки: овощи – в красную, фрукты – в синюю. Сопровождая действия словами: «Помидор – это овощ. Он растет в огороде на грядке. Я положу его в красную корзину. И т.д.

Игра «Четвертый лишний».

Детям предлагается выбрать лишний предмет из 4 представленных на картинках и объяснить свой ответ.

Педагог предлагает детям научить веселых человечков готовить суп и компот. Для этого детям предлагается выбрать овощи для супа (горох, картофель, капуста, морковь, лук), назвать их и положить их в большую кастрюлю. Назвать какой суп получился из овощей? (овощной)

В другую кастрюлю дети складывают фрукты для компота.

– Какой компот мы сварили? (фруктовый)

Игра «Овощное или фруктовое».

Логопед просит детей сказать, какое блюдо он назвал овощное или фруктовое: салат, суп, солянка, сок, мороженное, компот, варенье, начинка для пирога, джем и т.п.

5. Динамическая пауза.

В обруче вперемешку лежат муляжи овощей и фруктов. Разделить детей на две команды. Предложить одной команде собрать овощи в ведро, а другой- собрать фрукты в корзину. По сигналу логопеда дети выполняют задание.

6. Практическая деятельность.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед зачитывает текст, дети отгадывают последнее слово в каждом двустишии, а после изображают, как они собирают тот или иной овощ или фрукт.

Поздним летом в огород
Собирается народ.
Зрел все лето урожай!
Что собрали? Отгадай!

Из земли – за чуб плутовку
Тянем сочную …(морковку)

Надо поклониться низко,
Чтобы вытащить …(редиску)

Здесь весною было пусто.
Летом выросла … (капуста)

Помогает деду внук –
Собирает с грядок …(лук)

Солнышко светило, чтоб
Ярче зеленел… (укроп)

Просит дедушка Федюшку:
Собери еще … (петрушку)

Собираем мы в лукошко
Очень крупную …(картошку)

Вот зеленый толстячок –
Крупный, гладкий …(кабачок)

От дождя земля намокла-
Вылезай толстушка … (свекла)

И красавиц — великан
Темно –синий …(баклажан)

А теперь пойдем мы в сад,
Там созрел уж … (виноград)

Для Володи и Катюши
Соберем в корзину … (груши)

Очень сочны и красивы
Выросли на ветках … (сливы)

Не забудем для Алены
Очень кислые … (лимоны)

Для Сережи и Ирины
Набираем … (мандарины)

Для начинки в пироги
Набираем … (яблоки)

Вот и все! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!

7 . Открытый выход из деятельности.

А теперь давайте поможем Незнайке и Буратино купить овощи и фрукты, проводим их в наш магазин.

Ссылка на основную публикацию