Материал для знакомства с образом буквы

Дидактический материал для знакомства с буквами.
учебно-методический материал по теме

Данный материал может быть использован родителями и педагогами при обучении детей чтению. Содержит разные виды заданий, позволяя разнообразить занятия с ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
предметные картинки на букву А294.92 КБ

Предварительный просмотр:

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.

***
Всем известна буква А –
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.

***
Акула по морю плывёт,
Нам букву А, она не отдаёт,
Акула, эта буква для нас важна,
Буква А нам всем нужна.

Букву А нам надо знать,
Чтобы что-то прочитать,
Ах, Антошка, Айболит –
Знать нам надо алфавит!

Аист прилетел ко мне на крышу,
Он в клюве букву А держал,
Ах! Шептал он еле слышно,
Как же эта буква хороша!

Загадка про букву А
***
В море плавала акула
Ела все, что в нем тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву… (А)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект дидактического материала «Помоги котенку»( английский язык)На уроке я создаю игровую форму при помощи игровых заданий «Помоги котенку», которые выступают как средство .

дидактический материал “Правописание Ь после шипящих”- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи.

Авторский материал для знакомства с графическим изображением букв русского алфавита.

Дидактический материал. Буквы Ы и И после приставок.

Технологическая карта урока английского языка (систематизация и обобщения ЗУН) для 2 класса Учебный предмет: английский язык.Класс: 2 класс.Тема урока: Повторение материала уроков 1 .

Данный материал содержит разные упражнения по данной теме, материал расположен по мере усложнения заданий.

Комплект дидактического материала «Помоги котенку»( английский язык)На уроке я создаю игровую форму при помощи игровых заданий «Помоги котенку», которые выступают как средство .

Как знакомить дошкольника с буквами
консультация на тему

Представлен материал, как правильно родителям или педагогам знакомить детей дошкольного возраста с символами букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Как знакомить дошкольника с буквами111 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей с буквами

При знакомстве детей с буквами взрослым необходимо придерживаться следующих правил:

  • Начинают учить, как правило, вначале гласные буквы: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ю.
  • Показывая ребенку согласную букву (м, к, п, в, ш и другие) нужно называть не ее алфавитное название – «ЭМ», «КА», «ПЭ», «ВЭ», «ША» и т. д. , а тот звук, который эта буква обозначает – «М», «К», «П», «В», «Ш» – звук этот произносить нужно отрывисто.
  • В русском языке эти согласные буквы имеют два звука твёрдый и мягкий :
  • Эти согласные буквы всегда твёрдые и не имеют мягкой пары:
  • А эти буквы всегда согласные мягкие , они не имеют твёрдой пары:
  • Показывая букву не соотносить ее с какой-либо одной картинкой или предметом. Например, показывая букву «Б», которая имеет два звука «Б» и «БЬ» ребенку предлагается рассмотреть картинки слов, которые начинаются на звуки «Б» и «БЬ» – батон, белка, бегемот, Буратино и др. Таким образом, вводя букву, надо подобрать как можно большее количество слов;
  • Вводя букву дошкольнику необходимо дать только их печатные образцы . Запомнить и воспроизвести печатное начертание букв желательно не на листе бумаги, а выложить букву из палочек, камешков, веревочки или обвести контур буквы;
  • В начале вводятся буквы, наиболее часто встречающиеся в русской речи, простые по артикуляционному укладу и правильно проговариваемые ребёнком звуки;
  • Перед тем, как знакомить детей с буквами, желательно прочитать сказки А. Шибаева : «Сказка о звуках», «Сказка о буквах»

В одной волшебной стране жили звуки. Страна эта была совсем крохотная. В ней был всего 31 житель. Их никто не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами:

Им подпевали:

За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно их произносить.

  1. Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

  1. Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной

волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато

любили петь.

Однажды в той стране появился волшебник из

другого королевства. Ему так понравилась страна,

что он захотел поближе познакомиться с ее жи –

телями. А когда узнал, что все они – невидим –

ки, то очень огорчился. Но он все – таки был

волшебником причем очень добрым. И

решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, непохожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было увидеть, изобразить, нарисовать, написать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентацию можно использовать как элемент занятия по формированию ФФП и подготовке к овладению грамотой дошкольников 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

Презентация знакомит детей старшей логопедической группы с гласным звуком “Э”.

Пособие “Прятки с буквами” Примечание: квадратиками на поле показано количество пропущенных букв в слове.

консультация для родителей.

Проект «В мире звуков и букв» направлен на подготовку детей к обучению грамоте. Данный материал разработан и составлен педагогами ДОУ. Проект доказывает возможность применения проектного метода .

На занятии дети знакомятся со звукком [а] и буквой А. Учатся употреблять их в речи, выделять среди других звуков, слогов, слов на слух. Узнавать графический образ буквы А.

Презентация по теме: “Знакомимся с буквами и звуками “. Предназначен для учащихся 2 классов. УМК КОМАРОВОЙ Ю.А.

Мастер-класс для педагогов «Знакомство старших дошкольников с образом буквы для профилактики оптической дисграфии»

Ольга Аристова
Мастер-класс для педагогов «Знакомство старших дошкольников с образом буквы для профилактики оптической дисграфии»

Мастер – класс для педагогов

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии»

Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с практическими приемами работы с детьми при обучении грамоте (знакомстве с графическим образом буквы).

Методы: беседы, практическая деятельность, обсуждения, анализ, рефлексия.

Оборудование: игра «Фонарик», игра «Шифровальщик», карточки «Найди и раскрась букву», пазлы «Собери букву», игра «Мемори» («Найди пары букв», поролоновые губки – 6 штук, пластиковые палочки для канапе – 6 штук, игра «Сенсорные коробочки», тактильные карточки «Чудесные мешочки»; одноразовые плоские тарелки, клей ПВА, сыпучие материалы (нарезанный дождик, цветной песок, кусочки ваты, стразы, бисер и т. д., влажные салфетки.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри!

Основываясь на статистических данных, для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. У многих детей уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребёнка так называемой дисграфии.

Проанализировав механизм нарушения оптической дисграфии с разных точек зрения учёных (З. А. Репиной, Р. И. Лалаевой, Архипова Е. Ф.) можно сделать вывод, что в основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность: зрительно-пространственных представлений; зрительного гнозиса; мнезиса; зрительного анализа и синтеза.

Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками. Вследствие неточности зрительного восприятия, буквы смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: о-а, и-у, м-л, ш-и, б-д, п-т. В ряде случаев имеет место зеркальное письмо, когда слова буквы, элементы букв пишутся справа налево. Также наблюдается искажённое воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, недописывание элементов букв, лишние элементы букв).

Данные нарушения возникают из – за недоразвития оптических речевых систем в головном мозге, что является предпосылкой к формированию оптической дисграфии у школьников.

Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребенка грамотному чтению и письму, тем легче будет ему учиться в школе.

Поэтому полагаю возможным и даже необходимым введение профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду.

На данном мастер – классе мне бы хотелось поделиться опытом работы с детьми логопедических групп по предупреждению специфических ошибок чтения и письма.

В течение нескольких лет мне приходилось заниматься с группами детей пяти, шести и семилетнего возраста с различной речевой патологией: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с нарушением произношения отдельных звуков. Дети разного уровня подготовки, с разными стартовыми данными одинаково живо и с интересом включались в игры с буквами.

Дети, пришедшие в логопедическую группу с диагнозом “тяжелое нарушение речи” и закончившие обучение в ней, в дальнейшем, как правило, легко обучались в общеобразовательных школах.

Главным разделом работы по устранению предпосылок оптической дисграфии в дошкольном возрасте является развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Различение человеком пространства формируется на основе восприятия им собственного тела. Процесс формирования схемы тела у ребёнка связан с развитием дифференцирующей работы коры головного мозга. Главным средством познания пространственных признаков и отношений между предметами внешнего мира становится активное осязание руками вместе со зрением.

Традиционные логопедические занятия имеют достаточно узкую направленность и в меньшей степени затрагивают базовые предпосылки.

Поэтому наряду с формированием психологической базы речи, зрительного и слухового анализа и синтеза, моторных координаций и оптико – пространственного анализа в совместную деятельность с детьми я ввожу «Гимнастику для мозга», упражнения на межполушарное взаимодействие. Нейроигра помогает развитию способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений (тест “кулак — ребро — ладонь”, нейроигра с мячами, рисование (письмо печатных букв) двумя руками).

Вашему вниманию я хочу представить ряд игр и упражнений на развитие зрительно-моторной координации, проприоцептивных ощущений (ощущений собственного тела в пространстве, кинестетических ощущений, психологической базы речи, которые способствуют усвоению графического образа буквы для успешного обучения чтению и письму и профилактики оптической дисграфии. Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду. Материал соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей.

В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа.

В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности.

Поэтому прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево” (игра «Муха»). Для осуществления этой цели я провожу разные игры на ориентировку в пространстве.

Упражнения для знакомства с графическим образом буквы и формирования умения узнавать печатные буквы в усложнённых условиях:

– обведи контурные изображения букв, раскрась их.

– обведи буквы по точкам и назови их.

– оорисуй буквы. Назови их.

назвать схематично изображённые на картине предметы и буквы;

назвать предметы и буквы, изображённые пунктиром;

назвать зашумлённые буквы

назвать недорисованные буквы;

назвать буквы, изображённые пунктиром;

назвать недописанные буквы;

назвать наложенные друг на друга буквы;

– назвать необычно расположенные в пространстве буквы;

назвать правильно написанные буквы в ряду правильно и зеркально изображённых.

Эти задания помогают как следует запомнить образ буквы.

Наряду с традиционными играми и упражнениями использую и нетрадиционные.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

Игра «Фонарик» Необходимо выделить заданный звук в начале слова и найти букву, обозначающую данный звук. Систематическое выделение звука в словах, придумывание детьми слова на данную букву помогают определить связь звука и буквы. Связь звука и буквы, а также их различие объясняются на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.

Игра «Шифровальщик» Необходимо выделить и назвать буквы, написанные на фоне чёрточек, штрихов, линий.

Карточки «Найди и раскрась букву» Необходимо выделить нужные буквы, написанные в разном положении.

Пазлы «Собери букву» необходимо выбрать картинки на заданный звук и выложить их, соединяя подходящие друг другу части, чтобы получилась буква, обозначающая этот звук.

Игра «Мемори» («Найди пары букв») Необходимо запомнить место буквы и найти пары букв по памяти.

«Наколи букву по контуру» (с поролоновой губкой). Это упражнение вызывает особый интерес у детей. Необходимо выколоть букву по контуру с помощью палочки для канапе. Данное упражнение провожу с малой подгруппой детей в целях безопасности. Предварительно обговариваю с детьми правила безопасного обращения с колющими предметами: держать палочку необходимо остриём вниз, не размахивать рукой, в которой находится острый предмет, по окончании работы нужно положить палочку в стаканчик остриём вниз.

«Сенсорные коробочки» (найди букву и найди место букве в чемоданчике). Необходимо найти буквы в коробочках с разными наполнителями (стеклярусом, косточками, фасолью, текстильными пушистыми шариками, гречкой, горохом). Нужно не только найти букву, но и найти ей место в чемодане, соотнося её по размеру, положению в пространстве.

Тактильные карточки «Чудесные мешочки» Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание. Происходит стимуляция тактильных ощущений, оптико – пространственной координации.

Игра «Живые буквы» Проприоцептивные ощущения дают человеку возможность воспринимать изменения положения отдельных частей тела в покое и во время совершаемых движений. Информация, поступающая в мозг, позволяет ему постоянно контролировать позу и точность произвольных движений. Что в свою очередь формирует оптико – пространственные представления для закрепления образа буквы.

Сейчас я предлагаю вам применить арт – технику с различными сыпучими материалами для изготовления буквы: «Моя любимая буква»

Прошу Вас выбрать контурное изображение своей любимой буквы. Нанесите на всю поверхность буквы клей. Пока он не подсох, украсьте букву понравившимся материалом: нарезанным дождиком, цветным песочком, кусочками ваты, стразами, бисером и т. д. Аккуратно стряхните остатки материала в тарелочку, дайте букве обсохнуть.

Данные игры и упражнения направлены на закрепление образа буквы.

Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть ребёнок от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие “открытия” для себя.

Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – Спб., «Речь», 2003.

Лурия Р. И. Очерки психофизиологии письма. – М., Издательство АПН РСФСР, 1950.

Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Под ред. Волковой Л. С. –М., «Владос», 2007.

Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – Спб., «Детство-пресс», 2006.

Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М., «Российское педагогическое агенство», 1997.

Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М., «Аркти», 2007.

Хомякова С. Е. Коррекция оптической дисграфии: профилактика оптической дисграфии в раннем детстве и в дошкольном возрасте (часть 1) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 135-139. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/49/1759/ (дата обращения: 14.12.2019

Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: СОЮЗ, 2001. – 220 с.

Репина З. А. Нейропсихология изучения детей с тяжелыми нарушениями речи. Учеб. Пособие. /Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1995. – 121 с.

Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Литур, 2001. – 208 с.

Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартирии М.: Астрель, (серия «Библиотека логопеда») 2008.

Конспект «Знакомство с буквой А,а»

Урок 11 ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ А, а

Цели : познакомить учащихся с гласным звуком [а]; учить акцентированному произнесению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух; воспитывать культуру учебного труда.

I. Организационный момент.

Учись читать! Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

II. Введение в тему урока.

– Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а.)

– Обратите внимание на форму открытого рта.

– А вы заметили, что звук [а] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус!

И зовут его… (арбуз).

– Произнесите первый звук в слове «арбуз».

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (Мак.)

– Произнесите второй звук в слове «мак».

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина.)

– Произнесите последний звук в слове «рябина».

III. Объявление темы и постановка целей урока.

– Сегодня на уроке познакомимся со звуком [а] и буквой А, а .

IV. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слов «Анюта», «луна» и др.

– Постройте схему слова.

– «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указку по схеме звукового состава слова.

– «Прочитайте» слово Ааанюта так, чтобы отчетливо был слышен первый звук.

– Назовите первый звук в слове.

– Какой это звук, гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой.

– «Прочитайте» слово Аньньюта так, чтобы отчетливо был слышен второй звук.

– Назовите второй звук.

– Объясните, какой фишкой нужно обозначить этот звук.

– «Прочитайте» слово Анюююта так, чтобы отчетливо был слышен третий звук.

– Назовите третий звук.

– Объясните, какой это звук и как его обозначить.

– «Прочитайте» слово Анюттта так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук.

– Назовите четвертый звук.

– Объясните, как его нужно обозначить.

– Назовите мягкую пару звука [т].

– Выделите голосом последний звук в слове.

– Назовите пятый звук этого слова. Расскажите, какой это звук.

– Объясните, как его нужно обозначить.

– Прочитайте все слово. Что оно обозначает? (Это имя девочки.)

– Сколько в слове звуков?

– Определите, сколько в слове Анюта звуков [а]? (Два.)

– Какие они по счету? (Первый и пятый.)

– После какого согласного звука стоит второй звук [а]? (После твердого согласного.)

– Запомните правило : после твердых согласных звук [а] записывается буквой а .

– Чем отличаются первая и последняя буквы? (Заглавная и маленькая буквы А, а .)

– Буква А – заглавная – пишется только в начале предложения или слов, которые обозначают имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран, рек.

– Какие вы знаете слова на букву А ? (Ответы детей.)

Аналогично проводится работа с другими словами.

– Выделите последний звук во втором слове, охарактеризуйте его.

2. Определение звука [а] в словах. Работа по учебнику.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатной буквы А, а .

– Из каких элементов состоят буквы?

БУКВА НА ДОРОГЕ

А – автобус. Четко, кратко.

Здесь – и выход, и посадка. А. Шuбаев

Всем известно, буква А – буква очень славная.

Да к тому же буква А в алфавите главная.

Обожают этот звук и Андрей, и Аллочка,

Палка так и палка так, и в середине палочка.

3. Составление предложений с данными словами.

4. Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и на конце слова (по схемам). Работа по учебнику.

– Назовите слова, которые начинаются со звука [а].

– Назовите слова, в которых звук [а] находится в середине слова.

– Назовите слова, в которых звук [а] находится на конце слова.

– Объясните, почему слово «карта» было названо дважды.

– Определите, в каком слове спряталось слово «кран». (Экран.)

– Расскажите, как расположены рисунки. (В столбики.)

– Назовите каждый рисунок, который расположен в левом столбце ( правом столбце, на верхней строке, средней строке, нижней строке).

– Найдите слово в слове «шарф». (Шар.)

5. Дифференцированная работа по печатной тетради «Я учусь писать и читать».

– Рассмотрите буквы, написанные в самой верхней части, и назовите их по порядку. (Заглавная печатная буква А, строчная печатная буква а, заглавная письменная буква А, строчная письменная буква а .)

– Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква а .

– Какой буквой обозначается звук [а] после твердых согласных? (Буквой а .)

Звукобуквенный анализ названий картинок .

– Посмотрите на условное обозначение перед заданием. Что вы видите? (Фишки, букву.)

– Это значит, что нужно выполнить звукобуквенный анализ.

– Как правильно назвать первую картинку – шарик или шар? (В схеме звукового состава слова представлены как три клеточки, значит, картинку можно назвать только словом «шар».)

– Приготовьте цветные карандаши и ручку. После того как дадим звуковую характеристику звуку, будем закрашивать его клеточку соответствующим цветом. В клеточку, под которой нарисовано перо, впишем нужную букву.

– Обозначьте звук [а] буквой, вписав ее в нужные клеточки.

– После какого звука стоит звук [а]? (После твердого согласного.)

– Повторите правило обозначения звука [а], стоящего после твердого согласного. (После твердых согласных звук [ а ] записывается буквой а .)

6. Разгадывание кроссворда.

– Назовите слова со звуком [а].

– Что нарисовано на картинке? (Арфа.)

– Объясните, что обозначает слово «арфа». (Арфа – щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.)

– Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А…р…ф…а…)

– Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а].

– На каком месте в слове находится звук [а]?

– Покажите с помощью фишек качественную характеристику звуку.

Учитель каждый этап работы демонстрирует на доске.

Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде.

Вывод : буква а обозначает гласный звук [а].

V. Итог урока. Игра на внимание.

Учитель читает стихотворение С. Маршака.

… Вот мраморная а рка

Ведет в а ллею парка.

Идет аллея до ворот,

А у ворот а втобус ждет…

Да вот фруктовый магазин!

Здесь припасли для нас

А нтоновку и а пельсин,

Вот а брикос, а вот а йва…

Какие вкусные слова –

И все на букву… («А»).

– Назовите слова на букву а.

– Что нового узнали на уроке?

Урок 17
ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ
А , а

Цели : учить писать заглавную и строчную буквы А, а ; познакомить с использованием на письме заглавной буквы; развивать моторику, фонематический слух; воспитывать аккуратность.

I. Организационный момент.

– Сегодня мы отправимся в путешествие по стране письма, где вы научитесь красиво и правильно писать буквы.

Что поезд отправляется,

От станции Москва

До первой буквы – А .

II. Актуализация опорных знаний.

– На уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой А . Что вы про неё узнали?

Алфавита голова. В. Степанов

– Подумайте, какие знания и умения вам понадобятся, чтобы научиться красиво писать буквы. (Ответы детей.)

– Буква А не хочет, чтобы мы путешествовали на поезде. Как вы это объясните? (В слове «поезд» нет ни звука [а], ни буквы а .)

– Нам предлагается другой транспорт. Вот его буквенная схема:

У кого есть варианты?

Если дети не отгадают слово сразу, можно отгадывать его по буквам, обыгрывая слова-ответы:

1. Дерево с душистыми цветами. (ак А ция. Назовите третий звук и букву.)

2. Летний месяц. (а В густ, второй звук.)

3. Магазин, в котором продают лекарства. (ап Т ека, третий звук и его твёрдая пара.)

4. Южный фрукт. (абрик О с, последний гласный звук.)

5. Драгоценный камень. (ал М аз, третий звук.)

6. Короткий смешной рассказ. (анекд О т, последний гласный звук.)

7. Большая океаническая птица. (аль Б атрос, первый согласный твёрдый звук.)

8. Объявление о спектакле. (аф И ша, гласный звук, но не [а].)

9. Крупная хищная морская рыба. (аку Л а, второй согласный звук и его мягкая пара.)

10. Спортсмен-горовосходитель. (ал Ь пинист, что делает звук [л’] мягким.)

– На чём же отправимся в путь? (На автомобиле.)

III. Сообщение темы урока.

С буквой А вы не шутите,

У неё серьёзный вид.

Эта буква, вы учтите,

– Наш чудо-автомобиль доставил нас к букве А . Давайте учиться писать заглавную и строчную букву.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа в прописи.

– Рассмотрите образец заглавной буквы А . Расскажите о направлении движения руки при написании буквы А . (Буква А состоит из трех элементов. Первый элемент начинаем писать от середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию наклонно вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вниз, слегка отклоняя вправо. Доводим черту до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать от той точки, что и первый. Ведем черту вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки; чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо и доводим до нижней линии рабочей строки; поднимаемся вверх до середины рабочей строки.

Пишем третий элемент – горизонтальную черту.)

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

– Напишите элементы заглавной буквы А в воздухе.

– Обведите элементы заглавной буквы А по пунктирным линиям. Напишите самостоятельно.

– Сравните образец и написанные вами буквы. Что не получилось? Что надо сделать по-другому?

– Напишите строчку заглавных букв А , стараясь, чтобы они были похожи на образец. (Выполнение задания.)

– Зачем нужна заглавная буква А ? (Имена людей пишутся с большой буквы.)

– Кстати, имена есть не только у людей. Названия городов, рек тоже пишутся с большой буквы.

– Давайте выйдем из автомобиля.

Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,
Голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.
Мы походим на носочках, а потом на пяточках.

Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишко.

Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся – ежик сладко потянулся.

2. Работа в прописи. С трочная буква а .

Звукобуквенный анализ слова «Ангара», построение схемы .

– Замените гласные звуки буквами. Что заметили? (В слове Ангара три буквы а , первая заглавная, остальные строчные.)

– Рассмотрите образец строчной буквы а . Между какими линиями рабочей строки она располагается? Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?

– Расскажите о направлении движения руки при написании буквы а .

(Буква состоит из двух элементов: овала и наклонной палочки с закруглением внизу. Начинаем писать букву а чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх, закругляя чуть вправо, и доводим до верхней линии рабочей строки. Затем ведем округлую линию вниз до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх вправо до начала письма. Затем пишем второй элемент – наклонную палочку с закруглением внизу. Второй элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до середины рабочей строки.)

Письмо строчной буквы а в воздухе .

– Пропишите обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения.

Письмо по пунктирным линиям строчной буквы а .

– Допишите строчку самостоятельно. Сравните с образцом. Что надо сделать, чтобы буквы получились ещё красивее?

– Восстановите недописанные элементы строчной буквы а .

3. Работа по теме урока.

Много слов на букву А :

Ананас, арбуз, автобус

И простое слово ах ,

Абажур и аэробус .

– Какие ещё слова на букву А вы можете назвать?

– Как работает А в середине слова? Рассмотрите схемы под рисунками. Какой звук объединяет эти слова? Какой буквой он обозначается? Почему? (Перед звуком а стоит твёрдый согласный звук.)

– Впишите букву а в слова. Какую букву – строчную или заглавную – вы использовали? Почему?

Самостоятельное выполнение работы.

– Заглавная буква А тоже приготовила вам задание. Надо придумать предложения к данным картинкам и записать их. Напоминаю, что начало предложения пишется с большой буквы, в конце ставятся точка, вопросительный или восклицательный знак.

Задание выполняется на свободной строчке прописи.

– Буква А довольна вашей работой. А вы?

– Что получилось? Над чем надо ещё поработать? Понравилось вам в гостях у буквы А ?

– Да, но вернемся домой, ведь в гостях хорошо, а дома лучше

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии

Ольга Аристова
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии»

Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с практическими приемами работы с детьми при обучении грамоте (знакомстве с графическим образом буквы).

Методы: беседы, практическая деятельность, обсуждения, анализ, рефлексия.

Оборудование: игра «Фонарик», игра «Шифровальщик», карточки «Найди и раскрась букву», пазлы «Собери букву», игра «Мемори» («Найди пары букв», поролоновые губки – 6 штук, пластиковые палочки для канапе – 6 штук, игра «Сенсорные коробочки», тактильные карточки «Чудесные мешочки»; одноразовые плоские тарелки, клей ПВА, сыпучие материалы (нарезанный дождик, цветной песок, кусочки ваты, стразы, бисер и т. д., влажные салфетки.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри!

Основываясь на статистических данных, для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. У многих детей уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребёнка так называемой дисграфии.

Проанализировав механизм нарушения оптической дисграфии с разных точек зрения учёных (З. А. Репиной, Р. И. Лалаевой, Архипова Е. Ф.) можно сделать вывод, что в основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность: зрительно-пространственных представлений; зрительного гнозиса; мнезиса; зрительного анализа и синтеза.

Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками. Вследствие неточности зрительного восприятия, буквы смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: о-а, и-у, м-л, ш-и, б-д, п-т. В ряде случаев имеет место зеркальное письмо, когда слова буквы, элементы букв пишутся справа налево. Также наблюдается искажённое воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, недописывание элементов букв, лишние элементы букв).

Данные нарушения возникают из – за недоразвития оптических речевых систем в головном мозге, что является предпосылкой к формированию оптической дисграфии у школьников.

Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребенка грамотному чтению и письму, тем легче будет ему учиться в школе.

Поэтому полагаю возможным и даже необходимым введение профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду.

На данном мастер – классе мне бы хотелось поделиться опытом работы с детьми логопедических групп по предупреждению специфических ошибок чтения и письма.

В течение нескольких лет мне приходилось заниматься с группами детей пяти, шести и семилетнего возраста с различной речевой патологией: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с нарушением произношения отдельных звуков. Дети разного уровня подготовки, с разными стартовыми данными одинаково живо и с интересом включались в игры с буквами.

Дети, пришедшие в логопедическую группу с диагнозом “тяжелое нарушение речи” и закончившие обучение в ней, в дальнейшем, как правило, легко обучались в общеобразовательных школах.

Главным разделом работы по устранению предпосылок оптической дисграфии в дошкольном возрасте является развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Различение человеком пространства формируется на основе восприятия им собственного тела. Процесс формирования схемы тела у ребёнка связан с развитием дифференцирующей работы коры головного мозга. Главным средством познания пространственных признаков и отношений между предметами внешнего мира становится активное осязание руками вместе со зрением.

Традиционные логопедические занятия имеют достаточно узкую направленность и в меньшей степени затрагивают базовые предпосылки.

Поэтому наряду с формированием психологической базы речи, зрительного и слухового анализа и синтеза, моторных координаций и оптико – пространственного анализа в совместную деятельность с детьми я ввожу «Гимнастику для мозга», упражнения на межполушарное взаимодействие. Нейроигра помогает развитию способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений (тест “кулак — ребро — ладонь”, нейроигра с мячами, рисование (письмо печатных букв) двумя руками).

Вашему вниманию я хочу представить ряд игр и упражнений на развитие зрительно-моторной координации, проприоцептивных ощущений (ощущений собственного тела в пространстве, кинестетических ощущений, психологической базы речи, которые способствуют усвоению графического образа буквы для успешного обучения чтению и письму и профилактики оптической дисграфии. Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду. Материал соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей.

В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа.

В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности.

Поэтому прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево” (игра «Муха»). Для осуществления этой цели я провожу разные игры на ориентировку в пространстве.

Упражнения для знакомства с графическим образом буквы и формирования умения узнавать печатные буквы в усложнённых условиях:

– обведи контурные изображения букв, раскрась их.

– обведи буквы по точкам и назови их.

– оорисуй буквы. Назови их.

назвать схематично изображённые на картине предметы и буквы;

назвать предметы и буквы, изображённые пунктиром;

назвать зашумлённые буквы

назвать недорисованные буквы;

назвать буквы, изображённые пунктиром;

назвать недописанные буквы;

назвать наложенные друг на друга буквы;

– назвать необычно расположенные в пространстве буквы;

назвать правильно написанные буквы в ряду правильно и зеркально изображённых.

Эти задания помогают как следует запомнить образ буквы.

Наряду с традиционными играми и упражнениями использую и нетрадиционные.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

Игра «Фонарик» Необходимо выделить заданный звук в начале слова и найти букву, обозначающую данный звук. Систематическое выделение звука в словах, придумывание детьми слова на данную букву помогают определить связь звука и буквы. Связь звука и буквы, а также их различие объясняются на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.

Игра «Шифровальщик» Необходимо выделить и назвать буквы, написанные на фоне чёрточек, штрихов, линий.

Карточки «Найди и раскрась букву» Необходимо выделить нужные буквы, написанные в разном положении.

Пазлы «Собери букву» необходимо выбрать картинки на заданный звук и выложить их, соединяя подходящие друг другу части, чтобы получилась буква, обозначающая этот звук.

Игра «Мемори» («Найди пары букв») Необходимо запомнить место буквы и найти пары букв по памяти.

«Наколи букву по контуру» (с поролоновой губкой). Это упражнение вызывает особый интерес у детей. Необходимо выколоть букву по контуру с помощью палочки для канапе. Данное упражнение провожу с малой подгруппой детей в целях безопасности. Предварительно обговариваю с детьми правила безопасного обращения с колющими предметами: держать палочку необходимо остриём вниз, не размахивать рукой, в которой находится острый предмет, по окончании работы нужно положить палочку в стаканчик остриём вниз.

«Сенсорные коробочки» (найди букву и найди место букве в чемоданчике). Необходимо найти буквы в коробочках с разными наполнителями (стеклярусом, косточками, фасолью, текстильными пушистыми шариками, гречкой, горохом). Нужно не только найти букву, но и найти ей место в чемодане, соотнося её по размеру, положению в пространстве.

Тактильные карточки «Чудесные мешочки» Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание. Происходит стимуляция тактильных ощущений, оптико – пространственной координации.

Игра «Живые буквы» Проприоцептивные ощущения дают человеку возможность воспринимать изменения положения отдельных частей тела в покое и во время совершаемых движений. Информация, поступающая в мозг, позволяет ему постоянно контролировать позу и точность произвольных движений. Что в свою очередь формирует оптико – пространственные представления для закрепления образа буквы.

Сейчас я предлагаю вам применить арт – технику с различными сыпучими материалами для изготовления буквы: «Моя любимая буква»

Прошу Вас выбрать контурное изображение своей любимой буквы. Нанесите на всю поверхность буквы клей. Пока он не подсох, украсьте букву понравившимся материалом: нарезанным дождиком, цветным песочком, кусочками ваты, стразами, бисером и т. д. Аккуратно стряхните остатки материала в тарелочку, дайте букве обсохнуть.

Данные игры и упражнения направлены на закрепление образа буквы.

Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть ребёнок от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие “открытия” для себя.

Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – Спб., «Речь», 2003.

Лурия Р. И. Очерки психофизиологии письма. – М., Издательство АПН РСФСР, 1950.

Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Под ред. Волковой Л. С. –М., «Владос», 2007.

Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – Спб., «Детство-пресс», 2006.

Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М., «Российское педагогическое агенство», 1997.

Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М., «Аркти», 2007.

Знакомство с буквами. Наши пособия и помогалки

Здесь я опишу, как и с помощью каких пособий, игрушек, методических разработок учу Пашу буквам. Начала знакомить его с буквами в 3 года с хвостиком, к 3,5 мы все буквы изучили, сейчас повторяем. Желание изучать буквы изъявил сам, так что все происходило добровольно и даже с выпрашиванием у мамы: «А какую букву мы сегодня будем изучать?!»

Начала пашу с буквами знакомить сестра, она как раз оттачивает навыки чтения, поэтому мне осталось только подхватить имеющийся интерес.

Базой знакомства с буквами стали разработки и их распечатки Олеси Широковой, моей подруги и автора проекта «Растим и растем». Видеообзор двух пособий — материалов для личной азбуки» и азбуки «В мире животных» смотрите ниже:

Оба комплекта можно приобрести у Олеси по цене средненького букваря или азбуки, а толку больше, хотя бы потому, что там много работы ребенка и тренировка моторных навыков,а также вот это «моя азбука, я сделал сам!»

Помимо этих комплектов, пригодилась магнитная азбука (у нас перемешано два набора), старые-добрые магнитные карточки с буквами и зверями (у нас используются как просто-карточки, и намешано 3 набора), мольберт с магнитной доской и доской для мела, магнитная мозаика и звуковой плакат «Знаток».

Типичное занятие по знакомству с очередной буквой

Сначала -мультики: там букву произносят и показывают слова на эту букву. Любимым был мульт от Мизяка-дизяка, где произносятся звуки, а не названия букв, что облегчает потом переход на чтение. Подборка мультиков с алфавитными песенками есть в группе ВК, включая и и этот.

Затем мы брались за распечатки из личной азбуки. В них были стихи, чистоговорки, загадки, игры, сказки про каждую букву. Все это зачитывала я, паша старался все произносить, там где было сложно, Ирина помогала. Например, ей понравилось придумывать слова на первые две буквы: на, но, ну, ны. Паше такое было сложно на этапе знакомства. Затем, собственно, делалась страничка личной азбуки.

Мы с Ириной вырезали картинки, обозначающие слова, которые начинаются на определенную букву, а паша их приклеивал. Затем для Ирины было спецзадание вырезать и приклеить правильно подписи-слова к ним. Изучаемую букву лепили из пластилина, собирали как пазл из 4 частей, раскрашивали разными креативными способами, предложенными тетей Олесей. Ф закрашивается фломастерами, К -карандашами. также К можно засыпать крупой, П — выложить палочками… ну вы поняли. Везде царит изучаемая буква. Были в наборе и обводилки, и задания на поиск буквы.

Тут мы подключали свои пособия. В общей свалке букв с магнитами я просила найти все изучаемые (несколько штук), их мы располагали на магнитной стороне мольберта.

на оборотной стороне Ирина по собственной инициативе делала собственное пособие — плакат: рисовала большую букву, слова на нее, сопровождаемые рисунками. Понятно, что как слышу, так и пишу, поэтому перлов там было немало, в своем фотоархиве я пока раскопала только фото плаката на Н, где почти все правильно, остальные прячутся. «ВАРИШКА», к примеру, — догадаетесь, что там было нарисовано?

Рядом с магнитными буквами, если Паша в настроении и еще не устал, мы вместе выкладывали изучаемые буквы из магнитной мозаики, и это тоже почерпнутая от Олеси Широковой фишка. если настроения не было, я буквы собирала и ломала, или собирала неправильно,а Паша их чинил.

Игры на сопоставление. Это уже больше к закреплению относится, когда часть букв изучена, и дети раскопали карточки со зверями, потому что они тоже к делу относятся.

На сладкое у нас была сборка буквы из «В мире животных». Задумка пособия — не только познакомить с буквами, но и развить фантазию, расширить кругозор. Есть карточка с буквой на определенном фоне, изображающем среду обитания животного, название которого начинается на эту букву и которого мы сейчас будем вырезать и собирать. Есть детали, которые нужно вырезать и наклеить, есть образец и познавательный текст. Здесь у нас тоже была артельная работа, потому что Паша не настолько отлично вырезает. А некоторые мелкие детали пасовала вырезать даже Ирина. Нов целом это выглядело так: Ирина вырезает, Паша наклеивает по образцу, я контролирую и читаю текст. Детям нравилось. Мы начали собирать животных-буквы не с начала нашей буквенной эпопеи, поэтому в начале получалось и по два зверя-буквы за раз,. Когда мы выровнялись, детей сложно было удержать, им надо было «еще зверей».

Закрепляли изученное плакатом «Знаток», где есть режимы и произнесения звуков, и названия букв, и специальная алфавитная песенка, ну и задания по поиску букв на плакате.

Если всем еще не надоела буква до безумия, мы отправляли искать предметы «на эту букву», изображали букву руками, пальцами, собой (телом) и другими способами дурачились «по теме».

Были дни, когда все-все из описанного не удавалось успеть или вообще пропускался день, поэтому в целом на все буквы русского алфавита ушло 1,5 месяца. сейчас повторяем и закрепляем, уже не в таком плотном и поточном темпе. Зная своего сына, я очень удивилась, что мы прошли все без перерывов на «надоело». К буквам интерес не пропал, паша по-прежнему регулярно вытаскивает свою пухлую азбуку и везде выискивает буквы. Вот два азбуки рядом

Пашина гораздо толще, потому что буквозвериков, когда мы изучали эту тему с Ириной, еще не было.

Читайте также:  Логопедическая неделя в начальной школе
Ссылка на основную публикацию