Материал для знакомства с образом буквы

Знакомство с буквами

Что же касается рассмотрения буквы, относящейся к изучае­мому звуку, называния ее, то здесь правомерны два наиболее рас­пространенных подхода. Первый СОСТОИТ в том, чтобы, как уже отмечалось, называть букву относящимся к ней звуком в его твер­дом и «чистом» звучании и тем самым обеспечить безболезненное усвоение детьми процесса звукослияния.

Определенная искусственность, правда, в данном подходе обна­руживается, когда надо назвать соответствующую букву, обозна­чающую мягкий согласный: не [б], допустим, а [б’], не [в], а [в’] и т.п. Поэтому, когда речь идет о мягких согласных, парных по глухости-звонкости, надо обращаться к выделению их из прямых слогов, в ко­торых подобный согласный оказывается в соединении с гласным [и] или одной из йотированных букв: вилы, гигант, пилот, бегемот.

Второй подход состоит в том, что сразу же после изучения выделенного звука ученикам сообщается алфавитное название буквы, обозначающей как твердый, так и мягкий, парные по мягкости-твердости согласные звуки. Из этого следует необходимость неукоснительного и постоянного соблюдения требования при любом ответе ученика осведомляться о знании им таких позиций: 1) как на письме обозначается твердость согласного звука или как можно установить, что в данном слове (слоге) такой-то со­гласный звук именно твердый; 2) как узнать, что в таком-то слог имеется согласный мягкий; 3) какая буква и в том и в другом случае; одинакова и употребляется для обозначения каждого из парных по твердости-мягкости согласных звуков? Как она называется?

В обучении грамоте существенное, но отнюдь не самое трудное занятие отводится прочному усвоению детьми правильного образа и начертания каждого из вариантов букв, относящихся к изучаемому звуку: большой, заглавной, буквы и маленькой, строчной, буквы, предназначенных для использования как при печатании, так и при рукописном применении.

Здесь, помимо давних, знакомых и надежных приемов анали­тического рассматривания буквы в целом, выделения ее наиболее приметных элементов, установления сходства и различия с ранее изученными буквами, оправдали себя конструирование буквы из счетных палочек, выгибание рельефа буквы из мягкой проволоки, даже вылепливание буквы из пластилина, печатание и разрисовка буквы в тетради и др.

Весьма результативно образование буквы из листа бумаги посредством выщипывания ее контура. Полезен прием, предложенный еще в 60-е годы прошлого столетия видным русским методистом, сподвижником К.Д.Ушинского Александром Николаевичем Корфом. Он состоит в том, что дети в любом тексте, чаще всего печатном – будь то развернутый заголовок какой-нибудь газетной или журнальной статьи или букварный текст, специально вы­деляемый для детей, пришедших в школу читающими, каранда­шом перечеркивают или подчеркивают букву изучаемого звука и каждом слове и тем самым запоминают ее в естественном, так ска­чать, окружении других букв.

В числе приемов, способствующих лучшему запоминанию букв, весьма эффективны те, что предлагают детям распознавать буквы по верхней части их начертания, ибо, как свидетельствуют психо­логи, это самая информативная часть буквенных изображений. Один из таких приемов получил название «полубуковок». Для его проведения на доске записывается одна или несколько изученных букв. Затем нижняя их часть, примерно половина, или стирается, пли закрывается полосой бумаги. Детям предстоит правильно «прочитать» усеченную букву или буквы. Тот же прием можно рас­пространить и на слоги и отдельные слова.

Понятно, что ключевым этапом в процессе обучения детей грамоте является непосредственно работа по формированию у каждого ученика умений первоначального чтения и письма, на­правленная на постоянное совершенствование механизма осуще­ствления каждого из этих основных видов письменной речи.

Во всем этом многое будет зависеть от способа обучения, вы­бранного учителем. С чего начать: с того, чтобы впереди шло обучение письму, а через него дети постигали бы тайны шифров­ки звуков, их кодирования с помощью общепринятых кодовых значков, шифров-букв, или же, напротив, начинать с чтения, усвое­ния кода, буквенного шифра и обретения умений расшифровывать, или, что то же, декодировать, то, что кроется в букварных стол­биках слогов, слов и, конечно же, букварных текстах.

Правда, выбор одного из основных способов и направлений, определяющих общий путь обучения (чтение-письмо или письмо-чтение), практически предопределяется и подсказывается тем учеб­ником (букварем, азбукой), который отобран для своего класса учителем, естественно, с согласия школы и родителей учеников.

Большая часть современных учебников, а точнее – УМК (т.е. учебно-методических комплектов – всех наборов пособий для обучения грамоте – букваря, прописи, методического руковод­ства, возможно, дополнительно – тетради для раскрашивания и печатания и т.п.), чаще всего ориентируется на способ «чтение-письмо», что определяет всю систему занятий, структуру учеб­ника и прописи, подбор материалов, направленных как на подго­ловку работы по формированию первоначальных умений чтения и письма, так и на выработку самого механизма чтения и письма.

Как правильно учить с дошкольником буквы

Сегодня уже стало нормой, что ребенку, поступающему в школу, требуется гораздо больше знаний и умений, чем это было два-три десятилетия назад. Одним из важных требований к объему знаний является обучение буквам. Сейчас детей учат буквам и звукам в дошкольном учреждении, разнообразных кружках по подготовке к школе. Однако же более полными знания станут, если дошколята будут постоянно пополнять и закреплять их в домашнем обучении. Родители смогут эффективно обучать своего малыша, если воспользуются приемами знакомства детей с буквами, звуками, словами и будут следовать определенным рекомендациям. Что должны знать взрослые, чтобы научить ребенка буквам?

Дошкольный возраст – лучший период обучения буквам

У многих родителей, имеющих маленьких деток, возникает вопрос: когда лучше всего начинать знакомство с алфавитом? Существует несколько мнений на изучение букв дошкольниками:

  1. По мнению многих современных родителей, нужно учить ребенка читать, как только он заговорил. Они начинают осваивать оригинальные методики, закупают специальные пособия. Однако не всегда хватает терпения и знаний, чтобы довести до конца начатое обучение. Поэтому задача родителей – так организовать домашнее обучение, чтобы оно было по силам и взрослым, и детям.
  2. По мнению психологов, спешить учить с ребенком алфавит не надо. Если ребенок не готов к восприятию учебного материала, у него может возникнуть стойкое нежелание учить буквы и впоследствии читать. Ведь это достаточно трудное занятие, требующее напряжение ума, внимания, речи. Специалисты считают, что оптимальным для обучения буквам будет возраст 4 – 5 лет, когда малыш психологически готов обучаться. В этом возрасте в большей степени проявляется интерес ко всему новому, желание быть как взрослый. Этим интересом и стремлением к познанию нового и должны воспользоваться взрослые.
  3. По мнению педагогов (авторов раннего обучения чтению Н. Зайцева, Г. Домана, В. Воскобовича), можно учить с малышом алфавит гораздо раньше дошкольного возраста, например, в год – два года, если у крохи проявляется такое желание. Главное, что нужно помнить родителям, учение должно быть без принуждения.

Важно: родителям нужно понять, для чего учим буквы с маленьким ребенком. Если дошкольник до 4-5 лет действительно хочет научиться алфавиту, то стоит поощрять его стремление. А если это – дань моде и желание родителей не отстать от других, то не стоит торопиться. Лучше сделать упор на общую интеллектуальную подготовку и развитие речевого аппарата чтением книг, составлением творческих рассказов, придумыванием сказок, заучиванием стихотворений, чистоговорок. Тогда подготовка к школе в старшем дошкольном возрасте пройдет без напряжения. Дошкольник сам будет стремиться не отстать от сверстников, приобрести новые знания, активно вести себя на домашних занятиях по изучению алфавита.

Рекомендации по знакомству с алфавитом

Чтобы знакомство с буквами стало интересным и доступным занятием для дошколят, подталкивало их к дальнейшему обучению чтению, родителям необходимо познакомиться с рекомендациями специалистов. Это даст возможность без труда организовать домашние занятия. Итак, по каким принципам учим буквы с детьми:

  • Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте должна стать главным приемом обучения ребятишек, поэтому принцип домашних занятий – учим буквы, играя.
  • Знакомство с алфавитом – достаточно трудное дело для дошколят, поэтому работа ведется постепенно, от простого к сложному. Не надо требовать от ребенка механического запоминания сразу всего алфавита. На каждом занятии нужно осмысленно отрабатывать одну букву, закреплять предыдущий материал и осваивать новый.
  • Перед началом обучения взрослый должен сам научиться правильно называть буквы: четко и ударно согласные (б, но не “бэ”, м, р, с, но не “эм, эр, эс”). Гласные нужно научить ребенка произносить протяжно, например, а – а- а.
  • Полезнее звуки и буквы изучать одновременно для выработки дальнейшего навыка чтения по слогам. Такой прием поможет поддержать интерес к довольно монотонным заданиям. Можно начинать составлять слоги, когда появится необходимый запас букв (ба, ма, па, да). Необходимо также показать, что изучаемая буква обязательно входит в состав каких-либо слов, например, а – арбуз, о – осень, у – улитка и т. д.
  • Специалисты рекомендуют знакомить с буквами и звуками в том порядке, в котором они формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии организма). В первую очередь, это гласные звуки а, о, у, ы, э и согласные. Гласные я, е, ё, ю состоят из двух звуков, поэтому изучаются в более старшем возрасте.
  • Закрепление знаний о буквах должно сопровождаться интересной для малыша деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Для этого специалистами разработано много игр и упражнений, которыми можно воспользоваться при подготовке к домашним занятиям.

Игры и упражнения для домашних занятий

Как научить ребенка буквам дома? Кроме специальных пособий, таких как, букварь, азбука, в психолого-педагогической практике можно найти много интересных заданий для закрепления знаний о буквах и звуках. Родителям такие подборки помогут грамотно и, главное, интересно организовать домашнее обучение. Не стоит браться за сложные игровые задания, самые простые забавы могут стать увлекательным обучающим средством для малышей.

Строим необычный дом

Простейшее игровое упражнение с кубиками поможет закрепить название букв. Взрослый может приобрести готовые кубики с изображениями букв, можно вместе с ребенком подготовить самодельные, домашние, например, раскрасив обыкновенные деревянные кубики. С их помощью учим буквы, например:

  • построим лесенку из букв, которые умеют петь (гласные звуки а, о, у, ы, э);
  • построим кукле домик из кубиков с разными буквами и научим их называть д, о, м;
  • покажем правильный кубик – отгадку, например, на загадки с буквой б:

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (белка)

Есть в реке работники
Ни столяры, ни плотники,
А выстроят плотину –
Хоть пиши картину (бобры)

  • найдем кубик, где нарисован аист (спросить, какая первая буква).

Творческий подход родителей поможет сделать игру с кубиками увлекательным занятием. Кубики с определенной буквой можно располагать повсюду: в комнате, кухне, прихожей; на шкафу, телевизоре, столе, подоконнике, чтобы они постоянно сопровождали малыша.

Где спряталась буква

Взрослый раскладывает один экземпляр букв в разных местах комнаты, другой вывешивает на видном месте для сравнения. Среди них буква, которую ребенку нужно найти. Игра проводится по типу “горячо – холодно”. Игрок выполняет инструкцию взрослого, например: иди прямо, потом повернешь налево, сделаешь два шага, опять повернешь налево. Ведущий руководит движением при помощи слов “холодно, теплее, опять холодно, тепло, горячо”. На пути малыш находит другие буквы и сравнивает с искомой. Кроме закрепления буквы, отрабатываются пространственные навыки.

Кто быстрее соберет буквы

Играть желательно нескольким участникам, поэтому хорошо, если в игре примет участие вся семья. На площадке раскладываются картинки с различным изображением одной и той же буквы, игроки по сигналу ведущего начинают их собирать. Хорошо использовать веселые стишки, можно собственного сочинения, чтобы создать позитивный настрой, например: “К букве б ведет нас стрелка. Вот березка, а вот белка”. Выигрывает тот, кто быстрее соберет большее количество изображений. Обязательно среди выигравших должен быть обучаемый.

Мешочек с буквами

Изучаем буквы с ребятишками по классическому варианту “чудесного мешочка”. Взрослый подготавливает красивый мешочек, складывает в него мелкие предметы, название которых начинается с изучаемой буквы, например, “р”: ручка, рыбка, ремешок, расческа, ромашка, робот. Ребенок достает предмет и четко проговаривает слово. В дальнейшем игра усложняется тем, что изучаемая буква перемещается в середину и конец слова.

На что похожа буква

Игра проводится по типу ассоциаций (образов, возникающих в сознании в ответ на букву). Такие задания помогают детям легко запомнить буквы, без их многократного повторения. Ассоциации могут быть примерно такими: придумай предмет, на который похожа буква (А похожа на крышу домика, О – баранка, колесо, У – веточка с дерева упала, Ж – жучок, П – воротики). В этом упражнении интересно будет использовать стишки, которые можно отыскать в любом пособии для дошкольников, например:

Б похожа на трубу,
Что гудит: «Бу-бу, бу-бу»!

Похожа В, сомнений нет,
На крендельки, велосипед.

Буква Д смотрите, вот
К нам корабликом плывет.

Буква Ж совсем как жук
Примостилася на сук.

Развивающие онлайн – игры

Кроме классических игр и упражнений, как один из приемов, в современной педагогике активно используются онлайн – игры. Их с успехом можно вводить в домашние занятия. Главное – помнить, что время пребывания у компьютера должно быть ограничено для дошколят от 10 до 15 минут. Игры также должны соответствовать возрасту детей, уровню знаний и методическим требованиям, например, малышей онлайн – игра учит правильно называть буквы, старших дошкольников – запоминать очередность букв, составлять слоги, искать пропущенные буквы в словах. Учим буквы с детьми при помощи, например, таких игр:

Говорящий алфавит для детей

Говорящий алфавит прямо чудеса творит!
Любую букву нажимай и сразу слово получай!
В игре дошколенок закрепляет правильное название буквы и видит картинку, на которой изображен предмет на эту букву. Полезно упражняться в таком задании тем деткам, которые еще только начинают узнавать буквы. Старшим дошколятам можно игру усложнить, предлагая запомнить их очередность в алфавите.

Cоединить точки

Игры по типу соединения точек одной линией предназначены для старших дошкольников, помогают запомнить очередность букв, различать гласные и согласные буквы. Например, одна из таких онлайн – игр “Лисята”, в которой при помощи правильного соединения букв получается веселая картинка. Игрок, нажимая на кнопки клавиатуры и соединяя точки, запоминает буквы. Если задание выполнено правильно, снег засыпает зимний лес. Более сложный вариант: дошкольнику объясняют, что гласные буквы (поющие) – раскрашены в красный цвет, согласные – в синий (твердые), в зеленый (мягкие). Ребенок должен произнести их с правильной артикуляцией.

Как научить ребенка алфавиту при помощи творчества

Родителям будет интересно узнать, что кроме классических приемов знакомства с буквами, существуют другие увлекательные приемы, которые заинтересуют и взрослого, и ребенка. Они основаны на творческой деятельности, которая всегда привлекает дошколят: аппликации, рисовании, лепке, конструировании.

Аппликация

Взрослый вместе с ребенком вырезает буквы из плотной бумаги довольно крупного размера. Затем идет подготовка украшений, это может быть крупа, ткань, цветная бумага, бисер. Украшения с помощью клея наносятся на трафареты. Получаются яркие красивые буквы, которые можно собрать гирляндой и расположить в разных местах (детском уголке, стене, на елке).

Рисование

Рисование букв является оригинальным приемом для их запоминания. Рисовать можно на бумаге фломастерами, доске и асфальте мелками, палочкой на песке. С этой же целью можно использовать всевозможные книжки-раскраски, старые журналы, в которых можно вместе с дошколенком искать и обводить фломастером знакомые буквы.

Лепка

Буквы запомнятся быстрее, если их подержать в руках и манипулировать с ними, то есть полепить. Одновременно это хорошее средство для развития мелкой моторики, напрямую связанной с речью. Для этой цели подойдет пластилин, глина, соленое тесто. Также, как и в аппликации, готовые буквы можно украсить горошком, бисером или просто раскрасить гуашевыми красками.

Конструирование

Постройка букв – увлекательное занятие для детворы! Помогает не только закрепить алфавит, но и развивает моторику рук, мышление, внимание, стремление к ассоциациям (видеть буквы в окружающих предметах).Строить или конструировать буквы можно не только из специального конструктора (металлического, деревянного, пластмассового), но и из любого подручного материала. Например, из палочек, спичечных коробков, книжек – малюток в твердом переплете. Все, чем богата фантазия, может стать материалом для постройки букв.

Уважаемые родители! В современной педагогике отыщется много оригинальных методик, при помощи которых можно быстро выучить буквы и перейти к чтению. Каждый родитель может научить свое чадо буквам. Однако каждый родитель должен помнить, что обучение должно нести малышу радость, живое стремление к познанию нового, а не быть нудным, монотонным занятием. Ваше осмысленное решение, терпение, любовь к своему ребенку помогут добиться хороших результатов. Удачи вам в воспитании детей!

Знакомство с буквами. Наши пособия и помогалки

Здесь я опишу, как и с помощью каких пособий, игрушек, методических разработок учу Пашу буквам. Начала знакомить его с буквами в 3 года с хвостиком, к 3,5 мы все буквы изучили, сейчас повторяем. Желание изучать буквы изъявил сам, так что все происходило добровольно и даже с выпрашиванием у мамы: «А какую букву мы сегодня будем изучать?!»

Начала пашу с буквами знакомить сестра, она как раз оттачивает навыки чтения, поэтому мне осталось только подхватить имеющийся интерес.

Базой знакомства с буквами стали разработки и их распечатки Олеси Широковой, моей подруги и автора проекта «Растим и растем». Видеообзор двух пособий — материалов для личной азбуки» и азбуки «В мире животных» смотрите ниже:

Оба комплекта можно приобрести у Олеси по цене средненького букваря или азбуки, а толку больше, хотя бы потому, что там много работы ребенка и тренировка моторных навыков,а также вот это «моя азбука, я сделал сам!»

Помимо этих комплектов, пригодилась магнитная азбука (у нас перемешано два набора), старые-добрые магнитные карточки с буквами и зверями (у нас используются как просто-карточки, и намешано 3 набора), мольберт с магнитной доской и доской для мела, магнитная мозаика и звуковой плакат «Знаток».

Типичное занятие по знакомству с очередной буквой

Сначала -мультики: там букву произносят и показывают слова на эту букву. Любимым был мульт от Мизяка-дизяка, где произносятся звуки, а не названия букв, что облегчает потом переход на чтение. Подборка мультиков с алфавитными песенками есть в группе ВК, включая и и этот.

Затем мы брались за распечатки из личной азбуки. В них были стихи, чистоговорки, загадки, игры, сказки про каждую букву. Все это зачитывала я, паша старался все произносить, там где было сложно, Ирина помогала. Например, ей понравилось придумывать слова на первые две буквы: на, но, ну, ны. Паше такое было сложно на этапе знакомства. Затем, собственно, делалась страничка личной азбуки.

Мы с Ириной вырезали картинки, обозначающие слова, которые начинаются на определенную букву, а паша их приклеивал. Затем для Ирины было спецзадание вырезать и приклеить правильно подписи-слова к ним. Изучаемую букву лепили из пластилина, собирали как пазл из 4 частей, раскрашивали разными креативными способами, предложенными тетей Олесей. Ф закрашивается фломастерами, К -карандашами. также К можно засыпать крупой, П — выложить палочками… ну вы поняли. Везде царит изучаемая буква. Были в наборе и обводилки, и задания на поиск буквы.

Тут мы подключали свои пособия. В общей свалке букв с магнитами я просила найти все изучаемые (несколько штук), их мы располагали на магнитной стороне мольберта.

на оборотной стороне Ирина по собственной инициативе делала собственное пособие — плакат: рисовала большую букву, слова на нее, сопровождаемые рисунками. Понятно, что как слышу, так и пишу, поэтому перлов там было немало, в своем фотоархиве я пока раскопала только фото плаката на Н, где почти все правильно, остальные прячутся. «ВАРИШКА», к примеру, — догадаетесь, что там было нарисовано?

Рядом с магнитными буквами, если Паша в настроении и еще не устал, мы вместе выкладывали изучаемые буквы из магнитной мозаики, и это тоже почерпнутая от Олеси Широковой фишка. если настроения не было, я буквы собирала и ломала, или собирала неправильно,а Паша их чинил.

Игры на сопоставление. Это уже больше к закреплению относится, когда часть букв изучена, и дети раскопали карточки со зверями, потому что они тоже к делу относятся.

На сладкое у нас была сборка буквы из «В мире животных». Задумка пособия — не только познакомить с буквами, но и развить фантазию, расширить кругозор. Есть карточка с буквой на определенном фоне, изображающем среду обитания животного, название которого начинается на эту букву и которого мы сейчас будем вырезать и собирать. Есть детали, которые нужно вырезать и наклеить, есть образец и познавательный текст. Здесь у нас тоже была артельная работа, потому что Паша не настолько отлично вырезает. А некоторые мелкие детали пасовала вырезать даже Ирина. Нов целом это выглядело так: Ирина вырезает, Паша наклеивает по образцу, я контролирую и читаю текст. Детям нравилось. Мы начали собирать животных-буквы не с начала нашей буквенной эпопеи, поэтому в начале получалось и по два зверя-буквы за раз,. Когда мы выровнялись, детей сложно было удержать, им надо было «еще зверей».

Закрепляли изученное плакатом «Знаток», где есть режимы и произнесения звуков, и названия букв, и специальная алфавитная песенка, ну и задания по поиску букв на плакате.

Если всем еще не надоела буква до безумия, мы отправляли искать предметы «на эту букву», изображали букву руками, пальцами, собой (телом) и другими способами дурачились «по теме».

Были дни, когда все-все из описанного не удавалось успеть или вообще пропускался день, поэтому в целом на все буквы русского алфавита ушло 1,5 месяца. сейчас повторяем и закрепляем, уже не в таком плотном и поточном темпе. Зная своего сына, я очень удивилась, что мы прошли все без перерывов на «надоело». К буквам интерес не пропал, паша по-прежнему регулярно вытаскивает свою пухлую азбуку и везде выискивает буквы. Вот два азбуки рядом

Пашина гораздо толще, потому что буквозвериков, когда мы изучали эту тему с Ириной, еще не было.

Как познакомить ребенка с алфавитом: 10 оригинальных решений

Все дети любознательны от природы, и грех этим не воспользоваться. Знакомство ребенка с азбукой можно начинать в любом возрасте, главное, чтобы малыш уже говорил: пусть не сложносочиненными предложениями, пусть на своем языке. Звуки речи ему уже известны, теперь можно и с буквами подружиться.

Интерактивные азбуки, магниты и кубики с изображением букв – все это не будет лишним. Но нестандартные «пособия» запоминаются ярче. Включим воображение! Только помните, что в любом случае вам нужно будет четко называть буквы. И мой вам совет: начните с гласных. Их легче «пропевать», тянуть, а как показывает практика, детям такое исполнение гораздо интересней. Популярные кубики Зайцева работают по такой системе, и весьма успешно, судя по отзывам родителей и педагогов.

1. Съедобные буквы.

Это могут быть печенья в виде азбуки, которые вы просто купите в магазине. Или маленькие, смешные макароны, тоже изображающие буквы. При известной доле фантазии алфавит можно «состряпать» из любого блюда. Из ломтиков огурца легко вырезать «О». Зеленая «У» или «А» из веточки укропа ярко и весело выглядит на фоне пюре. Любую кашу украсят ягодные буквы или буквы из варенья. В общем, принцип понятен. И вкусно, и полезно, и познавательно! Только не перегните палку, «кормите» ребенка одной буквой в день. Тут главное не количество, а качество.

2. Классики с буквами.

Все просто: вместо цифр пишите буквы в квадратики, а всем известные «классики» рисуете в виде прямой дорожки. Сначала проговаривайте букву, потом ребенок повторяет за вами и прыгает в следующий квадрат с изображением новой знакомой из алфавита.

3. Ребенок залил клавиатуру от компьютера соком? Или размазал на ней пластилин? Это ни что иное, как тяга к знаниям! Купите себе новую «клаву», а испорченную отдайте малышу. Только избавьтесь от проводов, чтобы не путались под ногами. И на клавиши наклейте яркие, четкие изображения букв. Пусть дите барабанит! Периодически можно напевать алфавит, читать стихи про азбуку (Заходера, например), пока ребенок играет.

4. Шарики, камушки, другие подручные средства.

Надуваем воздушный шарик, берем фломастер и вместе с малышом рисуем любую букву. Не забывайте назвать ее! Получается весело и красиво.

То же самое можно делать на морских камушках. Только вместо фломастера лучше использовать акриловые краски. Смываются они не очень хорошо, так что будьте внимательны, держите творческий процесс под контролем!

Фантазируйте, творите вместе с ребенком, оглянитесь вокруг и найдите свой материал для «азбучных» поделок.

5. Лепите! Но не «горбатого».

Буквы очень интересно делать из пластилина или соленого теста. Здесь на глазах ребенка происходит настоящее чудо: волшебным образом «О» превращается, например, в «А». Или в «Е». Ваша кроха уже умеет лепить простейшие «колбаски», «червячков»? Покажите, как из этих элементов сложить любого обитателя алфавита. Заодно развиваете мелкую моторику.

6. На прогулке тоже продолжается знакомство с азбукой!

Не только витрины и рекламные проспекты участвуют в этом. Кругом полно авто и они привлекают внимания и девочек, и мальчиков. А номерные знаки, естественно, содержат буквенные обозначения. Только успевайте следить, чтобы малыш не подходил слишком близко к машинам, не испачкался. А так – кроме пользы и повторения пройденного уже дома – машины могут стать отличным отвлекающим маневром. Цвет, форма, рычание мотора, да еще и буквы! Попробуйте соединить все это в единую сказочную историю, и ваш юный интеллектуал забудет о капризах и истериках.

7. Буквы из конструкторов.

Лего это будет или простой отечественный конструктор с крупными деталями – неважно. Главное, чтобы форма соответствовала очертаниям букв. Опять-таки не забывайте проговаривать вслух или петь вместе с ребенком. Можно попробовать сконструировать сразу несколько и попросить ребенка выбрать поочередно: «Где у нас «А»?»

8. Буквы на стене.

Вырежьте буквы из цветного картона. Приклейте к ним двойной скотч. На стену детской комнаты пристройте кусок старых обоев или доску для рисования. И предложите ребенку приклеивать туда различные буквы. Называйте их вместе. Поправляйте ошибки, если они будут. Не берите сразу слишком большое количество букв.

9. Старые, добрые… фотографии.

Это пособие изготавливается по принципу книжек с алфавитом, где каждой букве соответствует картинка. Ж – жираф, В – виноград. И так далее. В фотоальбом (желательно маленького формата, чтобы маленькому ученику было легче удержать в руках) вложите листы с изображением букв. Напротив – фото или рисунок. «О» – изображение орла или осла. «Б»- снимок бабушки. «П» – папы. Важно, чтобы ребенок знал тот предмет или человека, который изображен. Идентификация должна быть 100-процентной!

10. Игры в буквы.

Жители азбуки – пластилиновые, съедобные, нарисованные на камушках или на слепленные из пластилина, – могут кататься на машинках, прыгать, кувыркаться, ходить друг к другу в гости (и кстати, так начинается чтение, ведь из простых сочетаний букв получаются короткие слова – (АУ, ИА, МУ, МЕ, БЕ и др).

При всем богатстве учебных материалов и «умных» игрушек ничто не заменит ребенку родительского внимания. Помните об этом. Не спешите учить малыша. Поиграйте с ним, в игре можно добиться очень многого!

Урок обучения грамоте по теме “Знакомство с буквой В, в”

Цели:

  • познакомить с буквой В и звуками в, вь;
  • развивать фонематический слух.
  • Задачи урока:

  • Уметь вычленять в речи согласные звуки в, вь, обозначать их в письменной речи; читать слоги и слова с изученными буквами; заменять звуки в словах и читать новые слова; играть в игру “Живые звуки”.
  • Создать условия для формирования навыка чтения вслух; развития речи, памяти и логического мышления.
  • Развивать умение давать характеристику звукам в, вь.
  • С добрым утром! Начат день,
    Первым делом гоним лень.
    На уроке не молчать,
    Всем работать, отвечать!

    2. Введение в тему урока.

    Отгадайте загадки:
    Кто зимой холодной
    Бродит злой, голодный? (волк)

    Сероватый, зубоватый,
    По полям рыщет,
    Телят, ягнят ищет. (волк)

    Как вы догадались, что это волк?

    Что ещё вы знаете о волке?

    Волк, опасный хищник. Но не бойтесь! У нас в гостях сказочный волк из русской народной сказки “Иван- царевич и Серый волк”. В этой сказке волк помогал Ивану- царевичу. И нам Серый волк решил помочь в обучении грамоте и подарить новую букву. (показ репродукции картины Васнецова).

    3. Фонетическая разминка.

    Давайте в начале урока проведём фонетическую разминку.

    (1слайд) А О И Ы У Э

    Что общего у этих букв? (гласные).

    Почему вы считаете, что это гласные буквы?

    Давайте прочитаем эти буквы сначала медленно, с интонацией радости, с интонацией удивления, с интонацией страха.

    А какая буква среди данных будет “лишней” и почему? ( буква и, т.к. обозначает мягкость предшествующего согласного звука).

    Давайте прочитаем слоги с изученными буквами.

    А сейчас я буду называть вам слог с твёрдым или мягким согласными звуками, а вы наоборот.

    Ля-:(ля), сё-:(со), ту-:(тю), те-:(тэ), да-:(дя), ди-:(ды) и т.д.

    И последнее задание фонематической разминки. Ответьте на мои вопросы хором (3 слайд).

    Как дует ветерок? ( вью-вью:)

    Как воет зубопротезная машина? (в- в- в)

    Как дрожат от холода? (в- в -в)

    4. Сообщение темы и целей урока.

    Какие звуки слышались в ваших ответах?

    Кто догадался, с какими звуками мы познакомимся на сегодняшнем уроке?

    Чему будем учиться?

    5. Звуковой анализ слов “ветка”, “волна”.

    В тихую погоду нет нас нигде,
    Как ветер подует-бежим по воде. (волна)

    Рассмотрите на с. 116 учебника схемы.

    Какая схема подойдет к слову “волна”? (правая).

    Почему не подходит левая? (второй звук “Э”).

    Проведём звуковой анализ слова “волна”. (один ученик у доски, остальные за партами).

    Разделим на слоги, найдём ударный слог.

    Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и скажите, что это? (ветка).

    Давайте проведём звуковой анализ слова “ветка”. (один ученик у доски, остальные за партами).

    Посмотрите на схемы данных слов.

    Что у них общего?

    Чем они различаются?

    6. Игра “Живые звуки”.

    А сейчас поиграем в игру “Живые звуки”. Со словом “ветка” ( у учащихся на партах карточки с буквами этого слова).

    К доске выходит ученик, у которого на парте буква, обозначающая звук “т”;

    Сможем прочитать слово? Почему?

    Займите буквы свои места в слове “ветка”.

    Давайте прочитаем слово хором.

    А сейчас буквы займут свои места в том порядке, котором я скажу.

    • садится на место ученик, у которого буква ударного гласного звука;
    • мягкого согласного звука;
    • гласного безударного звука;
    • третьего согласного звука;
    • четвёртого согласного звука.

    Давайте поиграем в игру “Кто больше назовёт слов, начинающихся с согласного звука “в”, “вь”.

    7. Знакомство с буквой.

    Назовите ещё раз первый звук в слове “волна”.

    Дайте его характеристику.

    Назовите первый звук в слове “ветка”.

    Дайте его характеристику.

    Кто скажет, с помощью какой буквы обозначаются на письме звуки “в”,”вь”.

    Сегодня Серый волк дарит нам букву в (карточка с буквами)

    А сейчас давайте пофантазируем. На что похожа буква В (ответы детей).

    Послушайте, какие стихи сочинили о букве В поэты.

    Словно букву В
    Алёна
    Держит
    Трубку телефона.
    Вот ведь горе у старушки:
    На очках сломались дужки!

    8. Работа в тетради “Я учусь писать и читать”.

    Раскрасьте только те участки рисунка, на которых видите букву в.

    Что у вас получилось? (вертолёт).

    (Для тех, кто уже раскрасил иллюстрацию, задание ниже, изменяйте буквы, записывайте получившиеся слова).

    Давайте прочитаем слова хором.

    9. Работа по учебнику.

    1) Чтение слогов хором.

    Прочитаем вместе слоги с буквой “в”.

    Прочитаем только те слоги, где буква “в” обозначает мягкий согласный звук.

    Прочитаем только те слоги, где буква “в” обозначает твёрдый согласный звук.

    2) Дифференцированная работа.

    А сейчас ребята, которые умеют хорошо читать, читают текст учебника на с. 117 “Одна буква”, а остальные ребята работают по доске (слайд 4), читаем вместе слова с изученными буквами.

    Читаем слова хором.

    Читаем по столбикам.

    Прочитаем только те слова, в которых буква “в” обозначает мягкий согласный звук; твёрдый согласный звук.

    Среди данных слов, найдите и прочитайте слова с двумя слогами; с тремя слогами;

    Какие слова мы не прочитали?(винт, велосипед).

    А сейчас давайте узнаем у учащихся, которые читали рассказ, почему он так называется?

    Чему учит этот рассказ? (быть внимательным, не путать буквы в словах).

    3) Расшифровка слов.

    Давайте поработаем с таблицами внизу на с. 116.

    Прочитайте слово на левой таблице (волос).

    Поставьте буквы в таком порядке, который дан в таблице.

    Назовите получившееся слово (слово).

    Прочитайте слово над правой таблицей (навес).

    Поставьте буквы в таком порядке, который дан в таблице.

    Какое слово получилось? (весна).

    4) На с.117 смотрим задание, которое нам приготовила мудрая сова.

    Что нужно сделать? (соединить части слов и прочитать получившиеся слова).

    Какие слова у вас получились? (водолаз, ванна, вода).

    Что общего у этих слов?

    Вот кончается урок.
    Все старались, не ленились
    И чему-то научились.

    Расскажите, что нового мы узнали на уроке, с чем познакомились?

    Дайте характеристику данных звуков.

    Что было для вас самым трудным?

    И последнее. У вас на партах карточки- настроения.

    Покажите мне ту карточку, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке.

    Материал для знакомства с образом буквы

    Требования, предъявляемые начальной школой к уровню знаний и навыков будущих первоклассников, с каждым годом становятся все выше. Собираясь в первый класс, ребенок зачастую уже должен не только знать буквы, но и уметь складывать из них слова. В связи с этим у многих современных родителей возникают закономерные вопросы: «С какого возраста и как лучше начинать учить ребенка алфавиту?»

    С какого возраста стоит начинать обучение ребенка буквам?

    Существуют различные мнения на этот счет, но общая закономерность такова: чем раньше вы начнете, тем ребенку будет легче овладеть этой наукой. Главное, чтобы родители действовали грамотно в своем желании стимулировать раннее развитие малыша. Нагрузка обязательно должна быть адекватной возрасту или идти с небольшим опережением, затрагивая зону ближайшего развития. В помощь родителям создан огромный дидактический материал, ориентированный на каждый из детских возрастов.

    Опытные психологи и педагоги разработали множество методик, применение которых позволит ребенку без особого труда выучить буквы и начать читать.

    Раннее обучение алфавиту, а затем и чтению – это не просто дань моде. Процесс изучения букв и соединение их в слова взаимосвязан с общим познавательным развитием человека. Речь, мышление, концентрация и устойчивость внимания, моторные функции – все эти элементы психики ребенка развиваются, опираясь на предшествующий опыт в тесном взаимодействии друг с другом. Таким образом, при изучении алфавита удетей происходит комплексное формирование необходимых для жизни психических функций.

    От рождения до 2 лет.

    Некоторые развивающие методики рассчитаны на начало занятий с ребенком с самого рождения. Новорожденный ребенок – это не просто организм, обладающий набором безусловных рефлексов. Рождаясь, маленький человек уже обладает психикой, испытывает потребность в новых впечатлениях, стимулирующих развитие мозговых структур. В этот период ребенок максимально открыт для получения информации, и эту особенность как раз и использовали авторы методик, направленных на раннее обучение чтению. Особую важность здесь приобретает тесное общение ребенка и матери – взаимодействие в ходе развивающей игры, тактильный и слуховой контакты. Только благодаря такому симбиозу становится возможным раннее развитие малыша.

    Заслуживает внимания методика обучения детей чтению целыми словами, минуя фазу послогового чтения. Регулярные занятия по данной авторской разработке будут способствовать формированию навыков автоматического чтения. Сложно поверить, но ваш ребенок способен научиться читать раньше, чем говорить! Здесь использованы принципы естественного развития: ведь никто не объясняет детям правила русского языка, когда они начинают учиться разговорной речи – мозг ребенка развивается и на основе своего опыта самостоятельно формирует нужные смысловые и логические связи. То же самое может произойти и с чтением, если взрослый будет планомерно и регулярно заниматься с ребенком в рамках дидактического курса. Главное – не упустить момент и следовать рекомендациям авторов.

    2 – 3 года.

    В этом возрасте продолжают свое активное развитие восприятие, рече-моторные функции, эмоции, мышление и память. Ребенка очень просто заинтересовать чем-либо, но внимание еще подвижное и неустойчивое. Обучение алфавиту в этот период можно начинать со всевозможных карточек и кубиков с буквами. Обязательное условие – давать информацию детям в игровой форме. Игра является ведущим видом деятельности детей от рождения и до того момента, когда они начинают обучение в первом классе. Именно через игру ребенок получает сведения об окружающем мире, в игре происходит его развитие. В раннем детском возрасте сами по себе абстрактные символы, такие как буквы, не смогут вызвать интерес ребенка. Чтобы это произошло, нужно, чтобы его привлекла игра – яркая, красочная, с наглядными элементами и крупными деталями. Для детей этого возраста важно все не только увидеть, но и попробовать на ощупь, повертеть в руках. Эти особенности возраста необходимо учитывать, если вы решили начинать учить с малышом буквы. Изображения букв можно включать в игру неявно, называть и проговаривать звучание каждого символа.

    4-5 лет.

    Концентрация внимания на этом возрастном этапе уже выше, чем раньше, и многие дети могут уже сосредоточенно слушать взрослого на протяжении семи – десяти минут. В течение этого короткого промежутка времени можно давать ребенку информацию и видеть, что во многих случаях он воспринимает и понимает то, что вы хотите донести. Добиться этого можно лишь путем поддержания интереса. Главная задача родителей – сделать так, чтобы процесс знакомства малыша с буквами был окрашен для него положительными эмоциями. Это является одним из условий формирования правильной мотивации обучения. В возрасте 4 – 5 лет у ребенка появляется потребность в сюжетно-ролевой игре. Он охотно примеряет на себя различные образы, экспериментирует с социальными ролями. Это – важнейший этап развития ребенка и познания им окружающего мира. И эту особенность возраста также можно использовать при обучении алфавиту. Например, поиграйте с детьми в школу – это вызовет живой интерес и будет способствовать быстрому развитию.

    6-7 лет.

    Старший дошкольный возраст – период, когда ребенок в большинстве случаев по физиологическим и психическим показателям уже готов к обучению, однако, все же не нужно забывать о том, что он еще не первоклассник, а только готовится к этому новому этапу в своей жизни. Если интереса к процессу обучения у ребенка нет, и вы никак не можете заставить ваше чадо сесть за прописи или букварь, значит, нужно просто изменить подход.

    Существует множество развивающих игр для изучения алфавита, в которых ваш ребенок будет получать информацию не скучно и нудно, заучивая непонятные значки, а – с интересом и погруженностью в сам процесс. Именно так вы сформируете готовность к обучению в школе у вашего ребенка.

    Урок обучения грамоте по теме “Знакомство с буквой В, в”

    Цели:

  • познакомить с буквой В и звуками в, вь;
  • развивать фонематический слух.
  • Задачи урока:

  • Уметь вычленять в речи согласные звуки в, вь, обозначать их в письменной речи; читать слоги и слова с изученными буквами; заменять звуки в словах и читать новые слова; играть в игру “Живые звуки”.
  • Создать условия для формирования навыка чтения вслух; развития речи, памяти и логического мышления.
  • Развивать умение давать характеристику звукам в, вь.
  • С добрым утром! Начат день,
    Первым делом гоним лень.
    На уроке не молчать,
    Всем работать, отвечать!

    2. Введение в тему урока.

    Отгадайте загадки:
    Кто зимой холодной
    Бродит злой, голодный? (волк)

    Сероватый, зубоватый,
    По полям рыщет,
    Телят, ягнят ищет. (волк)

    Как вы догадались, что это волк?

    Что ещё вы знаете о волке?

    Волк, опасный хищник. Но не бойтесь! У нас в гостях сказочный волк из русской народной сказки “Иван- царевич и Серый волк”. В этой сказке волк помогал Ивану- царевичу. И нам Серый волк решил помочь в обучении грамоте и подарить новую букву. (показ репродукции картины Васнецова).

    3. Фонетическая разминка.

    Давайте в начале урока проведём фонетическую разминку.

    (1слайд) А О И Ы У Э

    Что общего у этих букв? (гласные).

    Почему вы считаете, что это гласные буквы?

    Давайте прочитаем эти буквы сначала медленно, с интонацией радости, с интонацией удивления, с интонацией страха.

    А какая буква среди данных будет “лишней” и почему? ( буква и, т.к. обозначает мягкость предшествующего согласного звука).

    Давайте прочитаем слоги с изученными буквами.

    А сейчас я буду называть вам слог с твёрдым или мягким согласными звуками, а вы наоборот.

    Ля-:(ля), сё-:(со), ту-:(тю), те-:(тэ), да-:(дя), ди-:(ды) и т.д.

    И последнее задание фонематической разминки. Ответьте на мои вопросы хором (3 слайд).

    Как дует ветерок? ( вью-вью:)

    Как воет зубопротезная машина? (в- в- в)

    Как дрожат от холода? (в- в -в)

    4. Сообщение темы и целей урока.

    Какие звуки слышались в ваших ответах?

    Кто догадался, с какими звуками мы познакомимся на сегодняшнем уроке?

    Чему будем учиться?

    5. Звуковой анализ слов “ветка”, “волна”.

    В тихую погоду нет нас нигде,
    Как ветер подует-бежим по воде. (волна)

    Рассмотрите на с. 116 учебника схемы.

    Какая схема подойдет к слову “волна”? (правая).

    Почему не подходит левая? (второй звук “Э”).

    Проведём звуковой анализ слова “волна”. (один ученик у доски, остальные за партами).

    Разделим на слоги, найдём ударный слог.

    Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и скажите, что это? (ветка).

    Давайте проведём звуковой анализ слова “ветка”. (один ученик у доски, остальные за партами).

    Посмотрите на схемы данных слов.

    Что у них общего?

    Чем они различаются?

    6. Игра “Живые звуки”.

    А сейчас поиграем в игру “Живые звуки”. Со словом “ветка” ( у учащихся на партах карточки с буквами этого слова).

    К доске выходит ученик, у которого на парте буква, обозначающая звук “т”;

    Сможем прочитать слово? Почему?

    Займите буквы свои места в слове “ветка”.

    Давайте прочитаем слово хором.

    А сейчас буквы займут свои места в том порядке, котором я скажу.

    • садится на место ученик, у которого буква ударного гласного звука;
    • мягкого согласного звука;
    • гласного безударного звука;
    • третьего согласного звука;
    • четвёртого согласного звука.

    Давайте поиграем в игру “Кто больше назовёт слов, начинающихся с согласного звука “в”, “вь”.

    7. Знакомство с буквой.

    Назовите ещё раз первый звук в слове “волна”.

    Дайте его характеристику.

    Назовите первый звук в слове “ветка”.

    Дайте его характеристику.

    Кто скажет, с помощью какой буквы обозначаются на письме звуки “в”,”вь”.

    Сегодня Серый волк дарит нам букву в (карточка с буквами)

    А сейчас давайте пофантазируем. На что похожа буква В (ответы детей).

    Послушайте, какие стихи сочинили о букве В поэты.

    Словно букву В
    Алёна
    Держит
    Трубку телефона.
    Вот ведь горе у старушки:
    На очках сломались дужки!

    8. Работа в тетради “Я учусь писать и читать”.

    Раскрасьте только те участки рисунка, на которых видите букву в.

    Что у вас получилось? (вертолёт).

    (Для тех, кто уже раскрасил иллюстрацию, задание ниже, изменяйте буквы, записывайте получившиеся слова).

    Давайте прочитаем слова хором.

    9. Работа по учебнику.

    1) Чтение слогов хором.

    Прочитаем вместе слоги с буквой “в”.

    Прочитаем только те слоги, где буква “в” обозначает мягкий согласный звук.

    Прочитаем только те слоги, где буква “в” обозначает твёрдый согласный звук.

    2) Дифференцированная работа.

    А сейчас ребята, которые умеют хорошо читать, читают текст учебника на с. 117 “Одна буква”, а остальные ребята работают по доске (слайд 4), читаем вместе слова с изученными буквами.

    Читаем слова хором.

    Читаем по столбикам.

    Прочитаем только те слова, в которых буква “в” обозначает мягкий согласный звук; твёрдый согласный звук.

    Среди данных слов, найдите и прочитайте слова с двумя слогами; с тремя слогами;

    Какие слова мы не прочитали?(винт, велосипед).

    А сейчас давайте узнаем у учащихся, которые читали рассказ, почему он так называется?

    Чему учит этот рассказ? (быть внимательным, не путать буквы в словах).

    3) Расшифровка слов.

    Давайте поработаем с таблицами внизу на с. 116.

    Прочитайте слово на левой таблице (волос).

    Поставьте буквы в таком порядке, который дан в таблице.

    Назовите получившееся слово (слово).

    Прочитайте слово над правой таблицей (навес).

    Поставьте буквы в таком порядке, который дан в таблице.

    Какое слово получилось? (весна).

    4) На с.117 смотрим задание, которое нам приготовила мудрая сова.

    Что нужно сделать? (соединить части слов и прочитать получившиеся слова).

    Какие слова у вас получились? (водолаз, ванна, вода).

    Что общего у этих слов?

    Вот кончается урок.
    Все старались, не ленились
    И чему-то научились.

    Расскажите, что нового мы узнали на уроке, с чем познакомились?

    Дайте характеристику данных звуков.

    Что было для вас самым трудным?

    И последнее. У вас на партах карточки- настроения.

    Покажите мне ту карточку, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке.

    Читайте также:  Конспект логопедического совместного занятия логопеда и психолога
    Ссылка на основную публикацию