Обследование речевой функции у детей 5-6 летнего возраста с ОНР III уровня

Характеристика ОНР 3 уровня

Нарушение речи в настоящее время становится все более распространенным речевым отклонением среди детей дошкольного возраста. Особенно часто встречается ОНР 3 уровня, характеристики на которое часто составляют не только логопеды, но и психологи. Эта патология поддается коррекции при лечении у врача-логопеда.

Для максимально быстрого распознавания болезни важно знать, что может спровоцировать развитие данного состояния, чем характеризуется ОНР 3 типа, каким образом данное состояние лечат, возможно ли полностью скорректировать нарушение без последствий.

Общее недоразвитие речи

Под общим недоразвитием речи понимают искажение какой-либо речевой характеристики (грамматической, семантической или слуховой) при нормальном интеллектуальном формировании и достаточном уровне слуха ребенка. Данное отклонение классифицируется как речевое расстройство.

В зависимости от степени проявления нарушения выделяют 4 уровня общего недоразвития речи:

  • абсолютное отсутствие речи (ОНР 1 уровня);
  • скудность словарного запаса (ОНР 2 уровня);
  • присутствие речи с определенными смысловыми ошибками (ОНР 3 уровня);
  • следовые фрагменты лексико-грамматических ошибок (ОНР 4 уровня).

В логопедической практике наиболее распространен 3 уровень нарушения речи, при котором ребенок говорит с преобладанием просто выстроенных фраз без сложных оборотов.

Причины, первые признаки

Часто проблемы с речью, определяющие уровень речевого развития, предопределяются еще до рождения ребенка вследствие генетической предрасположенности или осложнений во время беременности. К наиболее распространенным причинам развития общей недоразвитости речи можно отнести:

  • резус-конфликт ребенка с матерью;
  • внутриутробное удушение плода, гипоксия;
  • травмы, возникшие при родах;
  • постоянные инфекционные заболевания в младенчестве;
  • черепно-мозговые травмы;
  • заболевания хронического характера.

К причинам психоэмоционального и психического характера можно отнести шок любой природы, место жительства или условия, неподходящие для развития коммуникативных навыков, недостаток речевого общения, внимания.

Обычно возникновение отклонения можно диагностировать в довольно позднем возрасте. На развитие ОНР может указывать длительное отсутствие речи у ребенка (в основном к 3 — 5 годам). При наличии речевой деятельности ее активность и разнообразие не являются высокими, часто произносимые слова бывают неразборчивыми и малограмотными.

Может быть снижена концентрация внимания, заторможены процессы восприятия, запоминания. В отдельных случаях наблюдается нарушение двигательной активности (особенно связанной с координацией движений) и скрытой моторики произношения.

Нередко общее недоразвитие речи 3 уровня ошибочно отождествляется с задержкой речевого развития. Это разные отклонения: в первом случае имеет место патология речевого отражения мыслей, во втором – несвоевременность появления речи с сохранением ее четкости и грамотности.

Характеристика отклонения

Для детей с ОНР 3 уровня характерно использование простых, незамысловатых слов без построения сложных предложений. Часто ребенок не формирует полноценные фразы, ограничиваясь отрывочными словосочетаниями. Тем не менее речь бывает распространенной и развернутой. Свободное общение достаточно затруднено.

При данном виде отклонения понимание текста не искажается, за исключением сложных причастных, деепричастных, дополнительных конструкций, которые встраиваются в предложения. Может быть нарушена трактовка логики повествования – дети с ОНР 3 уровня не проводят аналогий и логических цепочек между пространственными, временными, причинно-следственными отношениями речи.

В отличие от ОНР 2 уровня объем словарного запаса детей с ОНР 3 уровня обширен, так как включает слова практически всех частей речи и форм, каждая из которых находится в активном вокабуляре говорящего. Самыми употребляемыми словами у детей с таким отклонением являются существительные и глаголы ввиду общей упрощенности речи, наречия и прилагательные встречаются в устном повествовании реже.

Типичным для ОНР 3 вида является неточное, а иногда неправильное применение названий предметов и наименований имен. Происходит подмена понятий:

  • часть предмета называется именем целого объекта (стрелки – часы);
  • названия профессий подменяются описанием действий (пианист – «человек играет»);
  • названия вида заменяются общим родовым признаком (голубь – птица);
  • взаимное замещение нетождественных понятий (высокий – большой).

Допускаются ошибки в подборе служебных частей речи (предлогов, союзов), падежей к ним («в леса – в лесу», «из чашкой – из чашки»), вплоть до неоправданного их игнорирования. Может быть неправильным согласование слов разных частей речи между собой (обычно дети путают окончания и падежи). Часто наблюдается неправильная расстановка ударений в словах.

При не осложненных формах общего недоразвития речи 3 типа ошибки в звуковом восприятии слов и нарушение структуры слогов (за исключением повторения длинных слов из 3 или 4 слогов, где происходит такое их сокращение) практически не наблюдаются. В меньшей степени выражено искажение звуковой передачи речи, но при проявлении данного симптома в свободном разговоре может происходить искажение даже тех звуков, которые ребенок умеет произносить правильно.

Диагностика ОНР логопедом

Диагностика речевых отклонений при любом типе ОНР на начальных этапах не различается. До осмотра врач-логопед собирает анамнез болезни, в котором указываются все особенности течения состояния в конкретном случае:

  • длительность состояния;
  • момент возникновения;
  • основные симптомы;
  • речевая характеристика детей с ОНР;
  • степень выраженности;
  • возможные речевые патологии, связанные с деятельностью речевых центров мозга (дизартрия, алалия и т. д.);
  • особенности проявления ОНР на ранних этапах;
  • перенесенные ребенком заболевания в прошлом.

Для точной диагностики состояния необходима предварительная консультация с врачом-педиатром и невропатологом, занимающимся нарушениями детской психической деятельности.

Непосредственное обследование речевой функции включает в себя проверку всех компонентов гармоничной, связной речи. Обычно исследуются:

  • способности формирования связных мыслей (при описании изображений, пересказе и рассказе);
  • степень развитости грамматической составляющей (грамотность согласования слов в предложении, способность к изменению и образованию словоформ);
  • степень правильности звуковой передачи мысли.

На изображениях для детей с ОНР 3 уровня предлагается разделить понятие предмета и его части (ручка – чашка), соотнести профессии и соответствующие атрибуты (певица – микрофон), животных с их детенышами (кошка — котенок). Таким образом выявляется соотношение активного и пассивного запаса и их обширность.

Обширность словарного запаса исследуется для определения способности ребенка проводить аналогии, определять понятие с обозначающим его объектом и соотносить несколько связанных между собой понятий.

При подтверждении диагноза ОНР проводится исследование способности к запоминанию посредством слуховой памяти. Анализируется степень правильности произношения слов, грамотность построения слогов, фонетическая составляющая речи и особенности моторики речевой деятельности ребенка. Оцениваются также навыки ребенка в сфере речевого этикета.

ОНР 3 типа предполагает:

  • незначительное изменение звукового произношения и слоговой передачи слов;
  • наличие негрубых грамматических ошибок при построении предложений;
  • избегание произношения сложных предложений;
  • упрощенность речевого отражения мыслей.

По результатам обследования врач-логопед делает заключение о наличии или отсутствии ОНР, при необходимости назначая ряд профилактических или лечебных мер для коррекции состояния. Составляется характеристика речи детей с ОНР.

Коррекция ОНР 3 уровня

Основной, общеупотребительной методики лечения не существует: при каждом конкретном случае тип лечения подбирается дифференциально ввиду различий в развитии речи у разных детей.

При постановке ОНР 3 степени назначаются коррекционные логопедические сеансы. В ходе лечения развиваются навыки формирования связной мысли, производится улучшение качества речи по лексико-грамматическим параметрам, совершенствуется звуковое произношение слов, их слуховое отражение.

При коррекции одновременно проводится подготовка детей с ОНР 3 уровня к изучению грамматических аспектов языка.

Обычно для коррекции состояния достаточно регулярных занятий у логопеда, но для осложненных случаев нарушений речи предусматривается обучение в специализированных дошкольных и школьных учебных заведениях. Срок обучения для детей с ОНР 3 уровня составляет 2 года. Коррекция более эффективна в раннем возрасте (около 4 или 5 лет) — именно в этом возрасте происходит зачисление в такие учебные заведения.

В общем случае оснований для непременного зачисления ребенка с ОНР 3 уровня специализированную школу нет. Отличается такой ребенок повышенной рассеянностью внимания, а также концентрации.

Профилактические меры, прогноз коррекции ОНР

ОНР 3 уровня гораздо лучше поддается лечению чем ОНР 2 степени. При этом процесс улучшения навыков устной речи является длительным и сложным, так как связан с изменением речевых привычек, расширением словарного аппарата, формированием правильного произношения сложных слов.

Профилактические меры направлены на снижение влияния неблагоприятных факторов. Для гармоничного развития речи важно:

  • уделять достаточное внимание развитию навыков коммуникации;
  • снизить вероятность возникновения инфекционных заболеваний в детстве;
  • не допускать получения черепно-мозговых травм;
  • стимулировать речевую активность с младенчества.

Особенно важно придерживаться такого режима во время коррекции ОНР и после нее, потому что это необходимо для поддержания эффекта с формированием привычки.

ОНР 3 степени хорошо поддается терапии, так как данный вид отклонения не является критичным. Дети могут выражать свои мысли относительно свободно, несмотря на упрощенность речевого отражения и появление некоторых ошибок грамматического, лексического или звукового характера при повествовании.

Обязательное обучение в специализированной школе при таком нарушении не требуется – достаточно правильно организовать распорядок дня ребенка, придерживаться рекомендаций врача-логопеда, при необходимости регулярно посещать общие сеансы коррекции.

Обследование речевой функции у детей 5-6 летнего возраста с ОНР III уровня

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: В статье мы расскажем об особенностях ОНР 3 уровня и комплексе коррекционных упражнений.

Статья:

ОНР 3 уровня характеризуется умеренными отклонениями в речевом развитии. Словарный запас хороший, ребенок говорит довольно сложными предложениями, но неправильно произносит звуки. В связи с этим окружающие зачастую не понимают, что он говорит. Имеются и другие проблемные точки, которые необходимо корректировать с логопедом-дефектологом. Диагностировать заболевание могут не ранее, чем ребенку 3 года исполнится.

В статье мы расскажем об особенностях ОНР 3 уровня и комплексе коррекционных упражнений.

Классификация ОНР на уровни

Выделяют 4 уровня. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Такая классификация имеет огромное значение при диагностике маленьких пациентов и последующем оформлении их в логопедические группы. Ведь коррекционная программа подбирается именно с учетом степени выраженности речевых нарушений.

Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.

Характеристика онр 3 типа

Диагностируют нарушение у дошкольников в возрасте 4-х – 5-ти лет. Главное отличие этой степени нарушения от других заключается в том, что недостаточно сформированы сложные грамматические и лексические компоненты.

Основная характеристика ОНР 3 типа — это своего рода начальный этап усвоения морфологической системы языка, когда малыш уже говорит фразами, но с ошибками.

Вот особенности ОНР 3 уровня:

  • дошкольник владеет фразовой, экспрессивной речью, но она оставляет желать лучшего;
  • произношение некоторых звуков неправильное, нечеткое;
  • фонематические процессы не соответствуют возрастным нормам;
  • словарный запас большой, его достаточно для построения развернутых фраз.

Дошкольники охотно общаются, ведут диалог, дают развернутые ответы на вопросы.

Характеристика ребенка с ОНР 3 степени

Несмотря на более высокий уровень речевых навыков, в отличие от ОНР 1 и 2 типа, посторонним людям все еще трудно понять, что говорят детки. Поэтому общаются они обычно в присутствии близких людей — они выступают в роли переводчиков.

Малыши неплохо произносят изолированные звуки, но в словах они допускают ошибки: говорят нечетко, сложные звуки заменяют более легкими. Особенно трудно даются им шипящие, аффрикаты («ч», «ц»), свистящие и сонорные звуки (звонкие непарные согласные). Если ребенку легко выговаривать какой-то звук, он может заменять им сразу несколько более сложных, например: мягким звуком «с» может заменять и твердый «с» («сянки» вместо «санки»), и шипящие («сюба» вместо «шуба»).

У детей дошкольного возраста с ОНР III степени хороший активный словарный запас, он постоянно дополняется новыми словами. Однако слова, которые употребляются в повседневной жизни редко, им неизвестны. Они оперируют словами бытового значения, которые постоянно у них на слуху.

Грамматическое согласование слов в предложениях еще не сформировано, но малыши с ОНР 3 степени уже на пороге овладения и сложными конструкциями. Например, они могут сказать: «Мама писля и пйинесйа Масе падаик, как Мася хаашо ся вей», то есть «Мама пришла и принесла Маше подарок, так как Маша хорошо себя вела».

У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня хоть и говорят не всегда правильно, но они уже могут составить простой рассказ. Конечно, это будет описание последовательности действий, но это уже сформированная фразовая речь.

Детки делают успехи и в согласовании слов между собой. Они хоть и допускают ошибки, но далеко не всегда. Сложнее обстоят дела с согласовании существительных и числительных. Например, вместо «три кошки» малыш скажет «три кошкам», а вместо «много воробьев» — «много воробьи».

К особенностям детей с ОНР 3 уровня отнесем и неправильное выговаривание трудных слов. Они меняют местами слоги или вовсе пропускают их. Испытывают трудности и с анализом слов — не могут назвать слова, которые начинаются на определенную букву.

Перечисленные проблемные зоны необходимо корректировать, поскольку они препятствуют успешной учебе в школе, в первую очередь овладению навыками письма и чтения.

Причины развития ОНР 3 типа

Существует 2 группы факторов, которые могут спровоцировать общее недоразвитие речи III уровня. К ним относятся биологические и социальные.

Биологические могут оказаться влияние на малыша в разные периоды его развития — от внутриутробного до 3-х – 4-х лет. К ним относятся умеренные поражения центральной нервной системы, вследствие которых нарушается слуховое восприятие и речевая моторика. К таким поражениям ЦНС могут привести вредные привычки женщины во время беременности, сильный токсикоз, травматичные роды, энцефалопатия у новорожденного, черепно-мозговые травмы. Такие детки могут страдать дизартрией, афазией, заиканием, алалией, ринолалией (если имеется расщелина неба).

Социальные факторы — это, в первую очередь, ближайшее окружение малыша. Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, частые конфликты, родители не обращают внимания на чадо или, напротив, слишком требовательны или тревожны, с малышом не разговаривают или сюсюкают (говорят «по-детски», уменьшительно-ласкательными формами) — все это затрудняет овладение речевыми навыками. Еще один провоцирующий фактор — двуязычие в семье. Деткам-билингвам нередко ставят диагноз ОНР 3 степени.

Диагностика общего недоразвития речи 3 стадии

Маленького пациента обследуют в 3 этапа.

1 этап — медицинское обследование. В нем участвуют педиатр и узкие специалисты — невролог, отоларинголог, челюстно-лицевой хирург, психиатр. На данном этапе проводят аппаратную диагностику — рентгенографию черепа, ЭЭГ, МРТ головного мозга, а также определяют неврологический статус маленького пациента.

2 этап — нейропсихологическое обследование. На этом этапе малыша диагностирует детский психолог. Он оценивает развитие моторики, личностной сферы, памяти, мышления, внимания и других психических функций и дает характеристику ребенка с ОНР 3 стадии.

3 этап — логопедическое обследование. Врач оценивает все компоненты речи ребенка.

Всего выделяют 5 компонентов:

  1. лексико-грамматический — словарный запас, понимание синонимов и антонимов, обобщающих групп, умением согласовывать слова в падеже, роде и числе и способность говорить фразами.
  2. фонетический — это корректность произношения звуков – изолированно и в словах, фразах.
  3. фонематический — способность повторить слоги, выделять первые и последние слоги в словах.
  4. слоговая структура — способность малыша выговаривать слова со сложной слоговой структурой.
  5. связность — способность пересказать текст, составить рассказ по картинкам.

В результате полученных данных логопед составляет коррекционную программу. В ней учитывается уровень речевых навыков, допускаемые ошибки и особенности детей с ОНР 3 степени.

Цели коррекционной работы

При общем недоразвитии речи 3 уровня у дошкольников их оформляют в логопедическую группу в детском саду. Там они обучаются в течение двух лет. Занятия с воспитанниками проводят каждый день индивидуально и в группах.

К моменту поступления в первый класс дети грамотно отвечают на вопросы, могут говорить сложными предложениями без ошибок, правильно согласовывают слова. Уровень усвоение грамматических норм языка у них стремится к норме или соответствует ей.

Читайте также:  Дисграфия у детей с ринолалией

У воспитанников обогащается словарный запас. Они умеют обобщать, понимают действия, признаки, антонимы, синонимы, части целого. Также умеют образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Детки без труда составляют рассказы по картинкам, пересказывают тексты, описывают события. В начале обучения они учатся просто отвечать на вопросы, но к моменту выпуска из сада говорят уже более сложными предложениями.

У малышей улучшается артикуляция. Они более четко и правильно выговаривают звуки — не только изолированно, но и в словах и фразах.

В рамках коррекционной работы в логопедической группе детей готовят к обучению грамоте. Поскольку нарушения речевого развития могут усложнять процесс овладения навыками чтения и письма, малышей учат слоговому и звуковому анализу, а образы звуков стараются соотносить с образом буквы.

Комплекс коррекционных упражнений

Этот комплекс родители могут выполнять с сыном или дочкой дома. Занятия проводятся в форме игры, весело и непринужденно.

Упражнение №1 — Лексические уроки. Цель — расширение словарного запаса по лексическим темам. Для деток дошкольного возраста подойдут такие: профессии, домашние и дикие животные, птицы, времена года, транспорт, одежда, овощи, фрукты, деревья. По каждой теме нужно подготовить основные слова (существительные, глаголы, прилагательные). Малыш должен их выучить.

Затем родители предлагают ему карточки по заданной теме (например, с изображением фруктов и овощей, представителей той или иной профессии), а малыш называет, что изображено на картинке, свойства предмета (например, помидор красный и круглый, корабль плывет, машина едет, самолет летит).

Упражнение №2 — Рассказываем по картинке. Цель — научиться говорить связно, расширение словарного запаса. Используйте те же карточки, что и в первом упражнении. Задача маленького ученика — составить короткие рассказы по изображению на карточках.

Упражнение №3 — «Чей хвост?». Цель — научиться образовывать новые слова. Малышу предлагают карточки с изображением животных, а он должен подобрать каждому из них хвост. И назвать его: собачий, лисий, тигриный.

Упражнение №4 — «Какой он?». Цель — научиться использовать прилагательные. Можно применять карточки или предметы. Ученик должен описать этот предмет как можно большим количеством прилагательных. Например: «Мяч какой?» — «Круглый, красный, резиновый».

Упражнение №5 — «Все наоборот!». Цель — научиться использовать антонимы. Потребуется мячик. Родитель бросает его чаду и говорит слово, а тот должен назвать антоним и бросить мячик обратно. Например, «большой — маленький».

Упражнение №6 — «Один и несколько». Цель — научиться использовать единственное и множественное число. Родитель говорит слово в единственном числе, а дитя называет его же во множественном.

Упражнение №7 — Рассказ по картинкам. Цель — научиться говорить связными предложениями. Предложите карточки, на которых изображены фрагменты одной истории. Малыш должен выстроить карточки в той последовательности, в какой развивалась история. А потом составить краткий рассказ.

Упражнение №8 — «Придумай слово». Цель — развить концентрацию слухового внимания. Родитель говорит звук, а чадо называет слова, которые на него начинаются.

Упражнение №9 — «Нанизай колечки». Необходима пирамидка. Родитель говорит слово, а малыш нанизывает колечки. Каждое колечко соответствует одному слогу.

Этот комплекс интересный и увлекательных для маленьких деток. Для них это как игра, поэтому они занимаются с удовольствием. Занимайтесь с чадом, ведь только при совместной работе врачей и родителей можно помощь ему преодолеть трудности в вербальном общении.

Обследование речевой функции у детей 5-6 летнего возраста с ОНР III уровня

Для проведения эффективной коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи детей необходимо правильно провести диагностику речи ребенка.

Существует большое количество методик выявления уровня и особенностей связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Обследованием связной речи детей занимались Л.Е Ефименко, Е.Б. Струнина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, В.П. Глухов, О.Б. Иншакова и многие другие. Методики разных авторов имеют схожую структуру, которая включает в себя:

– пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа; незнакомой сказки);

а) по серии сюжетных картинок с предварительным расположением в последовательности рассказа;

б) по сюжетной картинке;

в) на основе личного опыта.

Обследования связной речи детей, предложенное В.П. Глуховым. [6]

Цель: комплексное обследование связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития).

Методика1.Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).

Материал: серия картинок следующего содержания:

1) Мальчик поливает цветы

2) Девочка ловит бабочку

3) Мальчик ловит рыбу

4) Девочка катается на санках

5) Девочка везет куклу в коляске.

При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: “Скажи, что здесь нарисовано?”. При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие (“Что делает мальчик/девочка?”).

Оценка результатов: 3 балла – полный фразовый ответ; 2 балла – ответ с вспомогательным вопросом; 1балл – ребенок не смог самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы.

Методика 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания.

Материал: Три картинки “девочка”, “корзинка”, “лес”.

Инструкция: Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, “Девочка гуляла в лесу”), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку.

Оценка результатов: 3 балла – ребенок справился с заданием, используя фразы, адекватные предложенному заданию; 2 балла – справился с заданием с помощью педагога; 1 балл – не смог составить предложение.

Задания на составление фразовых высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с ОНР (III уровень речевого развития).

Следующие задания предназначены для определения уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей.

Задание 3.Выявить возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Материал: знакомые детям сказки: “Репка”, “Теремок”, “Курочка ряба”.

Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.

Инструкция: послушай и перескажи.

Оценка результатов: Особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

Методика 4.Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Материал: Серия картинок по сюжету сказки “Лиса и Журавль”.

Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть.

Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ. (составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей. При затруднении помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь).

Оценка результатов: Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели: смысловое соответствие содержания рассказа, изображенному на картинках, соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.

Методика 5.Составить рассказ на основе личного опыта – имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, “На нашем участке”, “Игры на детской площадке”) и дается план рассказа: – что находится на площадке; чем занимаются там дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и запомнить; вспомнить, какие игры зимой, а какие летом.

Оценка результатов: Обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут смысловую нагрузку. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия их развернутое описание) позволять, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.

Методика 6. Составить описательный рассказ.

Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.

Инструкция: Ребенку предлагается в течение несколько минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание: “Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове” и т.п.

Оценка результатов: Обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

Индивидуальное обследование самостоятельной устной речи детей старшего дошкольного возраста Иншаковой О. Б. [10]

Цель: комплексное обследование связной речи детей с ОНР третьего уровня.

Методика 1.Составить предложения по картинкам

Материал: картинки “Девочка рисует”, “Мальчик моет посуду, девочка вытирает посуду”.

Инструкция: Посмотри на картинку и скажи, что здесь нарисовано? При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие (“Что делает мальчик/девочка?”).

Оценка результатов: 3 балла – полный фразовый ответ; 2 балла – ответ с вспомогательным вопросом; 1балл – ребенок не смог самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы.

Методика 2. Составить рассказ по картинке.

Материал: Ребенку предлагается картинка с изображением кота, который лакает молоко рядом с перевернутым бидоном.

Инструкция: Рассмотри картинку и составь последовательный рассказ. (составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания картинки с объяснением значения отдельных деталей).

Оценка результатов: 3 балла – ребенок справился с заданием, используя фразы, адекватные предложенному заданию; 2 балла – справился с заданием с помощью педагога; 1 балл – не смог составить рассказ.

Методика 3.Составить рассказ по серии картинок.

Материал: Серия картинок “два мальчика увидели ежа”, “несут его в руках”, ” кормят ежа молоком из блюдца”.

Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть.

Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ.

При затруднении задаются наводящих вопросов и применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.

Оценка результатов: 3 балла – ребенок справился с заданием, логически правильно описал картинки; 2 балла – справился с заданием с помощью педагога; 1 балл – не смог составить рассказ.

Методика 4.Составить рассказ по опорным словам и предложениям на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Материал: Серия картинок .

– Встретились на мостике два козленка.

– Белый козлик говорит…

– Пусти меня, не хотел уступать, стукнулись лбами, упали в воду.

Инструкция: Рассмотри картинки послушай и составь последовательный рассказ.

Оценка результатов: 3 балла – ребенок справился с заданием, правильно используя опорный материал; 2 балла – справился с заданием с помощью педагога; 1 балл – не смог составить рассказ.

Методика 5.Составить пересказ текста.

Материал: рассказ “Белочка и зайчик”

Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик – морковку, капусту.

Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик – под елкой.

Раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не серый, а белый. А зайчик не увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыжую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнали друг друга.

Текст прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.

Инструкция: Послушай и перескажи.

Оценка результатов: 3 балла – ребенок пересказал текст, передал все его полноту без смысловых пропусков, соблюдая логическую последовательность изложения; 2 балла – справился с заданием с помощью педагога, допуская смысловые пропуски, повторы; 1 балл -имел большие затруднения в составлении пересказа.

Методика 6.Составить самостоятельный рассказ о каком-либо событии или празднике.

Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему. (например, “Как я праздновал свой день рождения”) и дается план рассказа: – что подарили ;кто приходил в гости; назови своих друзей; в какие игры они играли; назвать свои любимые игры и запомнить.

Оценка результатов: Обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут смысловую нагрузку. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия их развернутое описание) позволять, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.

Методика обследования детской речи третьего уровня развития, предложенная Н.С. Жуковой. [9]

Цель: Выявить проблемы в развитии речи. Правильно понять и оценить то, что уже усвоено ребенком, и в какой степени усвоено.

Методика 1.Установить максимальный объем употребляемых ребенком предложений и наличие элементов построения сложного предложения.

Прием обследования. Перед ребенком выкладываются сюжетные картинки с изображением детей, производящих различные действия с предметами. После того как картинки названы, предложить еще раз описать картинку, но только надо будет добавить, в какое платьице (или в какую рубашку) одеты девочка (мальчик), а мы ее (его) будем одевать то в красное, то в синие платье (рубашку). Логопед попеременно закрывает цветной полоской бумаги часть изображения, стимулируя ребенка составить предложение: “Девочка в синем платье поливает цветы” или ” Девочка с красным бантом прыгает через веревочку”.

Оценка результатов: 3 балла – ребенок справился с заданием, используя фразы, адекватные предложенному заданию; 2 балла – справился с заданием с помощью логопеда; 1 балл – не смог составить рассказ.

Методика 2. Предложить составить рассказ по серии (сюите) сюжетных картинок.

Порядок проведения обследования. Подобрать серию (сюиту) из 2-3 картинок. Разложить их перед ребенком, объяснив коротко последовательность событий. Перемешав картинки, предложить ребенку еще раз самому разложить их в нужной последовательности, ответить на вопросы по их содержанию и попробовать рассказать об изображенном событии “все с самого начала”. После этого детям предложить самостоятельно разложить новую сюиту и рассказать ее содержание. (В случае необходимости можно помочь наводящими вопросами.)

Оценка результатов: 3 балла – ребенок справился с заданием, логически правильно описал картинки и составил связный рассказ; 2 балла – справился с заданием с помощью наводящих вопросов педагога; 1 балл – не смог составить рассказ.

Методика 3.Предложить ребенку прослушать сказку или рассказ (знакомый, затем не знакомый), ответить на вопросы по тексту и пересказать его.

Один из приемов обследования: после того как рассказана сказка, например “Репка”, логопед предлагает ребенку выбрать из разложенных перед ним предметных картинок те, о которых шла речь в сказке, которые “нужны для сказки”. Среди изображений имеются картинки предметов (животных), не относящихся к содержанию рассказанного, например: арбуз, лошадь или машина. Рекомендуется избегать подсказывающего

Вопроса: “Это подходит?” Вместо этого лучше спросить: “Это есть в сказке?”

Оценка результатов: 3 балла – ребенок пересказал текст сказки, передал все его полноту без смысловых пропусков, безошибочно выбрал предметные картинки; 2 балла – справился с заданием с помощью логопеда, допуская смысловые пропуски, повторы; 1 балл – имел большие затруднения в составлении пересказа, путался в выборе картинок.

Читайте также:  Логопедическая работа по формированию навыка словообразования прилагательных

Н.С. Жукова рекомендует при анализе и оценке детской речи третьего уровня соотносить данные своего обследования с материалами условного эталона нормы, установив какому этапу соответствует состояние речи ребенка. Чтобы правильно понять и оценить процесс речевого развития дошкольника, предлагается использовать схему системного развития нормальной детской речи, составленную по материалам А.Н. Гвоздева, в качестве условного эталона закономерностей овладения детьми родным языком. Для этого предлагается соотнести состояние речи, выявленное на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить фазу развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка. [9]

Логопедическое обследование детей с ОНР

На предварительном этапе логопедического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР неврологом, педиатром и другими детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития.

Обследование речи детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи (слайд 2,3)- способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т.д.
Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов
– где проверяется способность понимания и использования ребенком предлогов (слад 4)
– проверка способности образовать форму множественного числа имен существительных. Ребенку предлагается назвать пары картинок (слад 5)
-проверка способности пользоваться суффиксальным способом словообразования, где предлагается назвать большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок должен назвать ласково (слад 6)
далее ребенок образует приставочные глаголы с опорой на картинки, продолжая рассказ начатый логопедом (слайд 7)

-образование притяжательных и относительных прилагательных (слайд 8,9)
– проверка способности согласовывать имена существительные с именами прилагательными (слайд 10)
– проверка способности ребенка согласовывать имена числительные с именами существительными. Предлагается сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «сколько?» (слайды 11,12,13)
– проверка навыков управления и согласования (слайды 14,15,16)

Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.
– подбирается материал по разным лексическим темам, где выявляется способность ребенка к обобщению (слайды 17-30)
– также предлагаются картинки с предметами для называния деталей составляющих данный предмет (слайд 31)
– картинка для называния частей тела(слайд 32)
– подбор слов-антонимов (слайды 33,34)
– слов – синонимов (слайды 35,36)

Состояние артикуляционной моторики – ученикам предлагается выполнить по подражанию серию упражнений: «Улыбка», «Хоботок», «Блинчик», «Иголка», «Заборчик», «Качели», «Лошадка». Отмечаются выполнение с точным соответствием всех характеристик движения: доступность движений; объём; тонус; темп выполнения и переключаемость; длительный поиск позы; отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы (слайд 37)
Состояние звукопроизношения – подбирается картинный материал на все группы звуков, которые обследуются в разных позициях: в начале, середине, конце слова (слайды 38-57)
– состояние слоговой структуры слов – сначала «выплывают» картинки в названиях которых более простая структура слов, затем сложная слоговая структура (слайды 58-59)
Обследование фонематических процессов – ребенок должен указать картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком. Предоставляются картинки на дифференциацию различных групп звуков (слайды 60,61,62)
Обследование навыков звукового анализа и синтеза – (на слайде 63) представлены картинки односложных слов, которые позволят выявить навыки звукового анализа и синтеза.
– «Назови первый звук в слове сок …»
– «Назови последний звук в слове мак…»
– «Какой звук в слове нос слышен в середине?»
– «Определи последовательность звуков в слове сом»
– «Определи количество звуков в слове рак»
– «Догадайся, какое слово загадано. В этом слове есть звуки: [к], [ о], [ т]
Аналогично обследование навыков звукового анализа и синтеза происходит в сложных словах (слайд 64)

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с дизартрией). ОНР (общее недоразвитие речи) следует отличать от ЗРР (задержки речевого развития) при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.
Применение компьютерных технологий предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. В процессе занятия с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Диагностический материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание.

Упражнения для развития связной речи пациентов с афатическими нарушениями средней и лёгкой степени выраженности

В статье представлен набор упражнений для развития связной речи пациентов с афатическими нарушениями средней и лёгкой степени выраженности.

В данной практической тетради задания каждого пункта идут от простого к более сложному и обучают использовать одни и те же глаголы в разных предложениях, а так же увеличивать лексический запас.

Упражнения для развития связной речи пациентов с афатическими нарушениями средней и лёгкой степени выраженности

1. Вставить глаголы:

1. Брат _________________ в квартире.
2. Петя ________________ в школу.
3. Певец ______________ песню.
4. Собака ______________ мясо.
5. Маша ___________ на танцы.
6. Артист _________ на сцене.
7. Кошка ___________ рыбу.
8. Семья ____________ в доме.

Поёт, ест, живёт, ходит.

Составить фразы по опорным словам:

Певец – песня
Брат – квартира
Петя – школа
Собака – мясо

Составить фразу по схеме:

Составить фразы по опорным словам:

Я – квартира – этаж
Петя – школа – будни
Певец – песня – концерт
Собака – мясо – миска

Закончить фразу тремя вариантами:

Я жил ……….
Петя ходил …………
Артист пел ……………
Кошка ела ……………….

Закончить фразу:

Когда я жил в Москве, …………….
Когда Петя ходил в школу, ……………
Когда певец пел песню, ……………
В то время, как кошка ела рыбу, …………….

Придумать начало фразы:

……………………………. чтобы жить в своём доме.
………………………., потому что ходил в школу во вторую смену.
………………………, во время того как певец пел песню.
………………………., потому что кошка не ела свой корм.

Придумать предложение с глаголами, изменяя их в нужную форму:

1. Жить
2. Ходить
3. Есть
4. Петь

2. Вставить глаголы:

1. Папа _________________ на диване.
2. Спортсмен ____________ дистанцию.
3. Семья _______________ в отпуск.
4. Бабушка ____________ в санатории.
5. Машина ____________ по дороге.
6. Собака ____________ за вором.
7. Дочка _____________ в Сочи.
8. Голубь _______________ на крыше.

Отдыхает, бежит, сидит, едет

Составить фразы по опорным словам:

Папа – диван
Семья – отпуск
Спортсмен – дистанция
Бабушка – санаторий

Составить фразу по схеме:

Составить фразы по опорным словам:

Папа – диван – телевизор
Спортсмен – дистанция – стадион
Семья – отпуск – лето
Бабушка – санаторий – неделя

Закончить фразу тремя вариантами:

Мальчик бежит…
Оля сидит …
Папа отдыхает …
Мужчина едет …

Закончить фразу:

В то время как папа сидел на диване, …………….
Спортсмен бежал эту дистанцию очень быстро, потому что ……………
Мама и папа едут в Сочи, а дети ……………
Бабушка отдохнула бы в этом санатории еще раз, потому что …………….

Придумать начало фразы:

……………………………. чтобы сесть на самолет вовремя.
………………………., потому что бежал очень быстро.
………………………, во время того как дети едут в лагерь.
………………………., потому что отдыхала в санатории.

Придумать предложение с глаголами, изменяя их в нужную форму:

1. Отдыхать.
2. Сидеть.
3. Бежать.
4. Ехать.

3. Вставить глаголы:

1. Мальчик ______________ книгу.
2. Сестра ___________ сапоги.
3. Ребёнок ____________ в кроватке.
4. Дочка _______________ по телефону.
5. Мама ____________ продукты.
6. Папа ___________ на диване.
7. Лена ___________ рассказ.
8. Учитель ______________ с учеником.

Лежит, читает, покупает, разговаривает

Составить фразы по опорным словам:

Мальчик – книга
Мама – продукты
Сестра – сапоги
Дочка – телефон

Составить фразу по схеме:

  • разговаривает

Составить фразы по опорным словам:

Я – книжка – диван
Сестра – сапоги – магазин
Ребёнок – кроватка – одеяло
Мама – телефон – дочка

Закончить фразу тремя вариантами:

Папа читает ……….
Сестра купила ………..
Ребёнок спит …………
Мама разговаривает ………….

Закончить фразу:

В то время, как папа читал газету, …………………….
Сестра купила новые сапоги, потому что ………………
Ребёнок спал под тёплым одеялом, потому что …………….
Мама разговаривала с дочкой о том, чтобы …………..

Придумать начало фразы:

……………………………. потому что уже читал эту газету.
……………………………. поэтому она купила новые.
……………………………. поэтому он спал очень крепко.
……………………………. чтобы разговаривать по-английски.

Придумать предложение с глаголами, изменяя их в нужную форму:

1. Разговаривать.
2. Купить.
3. Спать.
4. Читать.

4. Вставить глаголы:

1. Папа __________ масло на хлеб.
2. Мама ___________ ребёнка на руках.
3. Пожарные ______________ дом из огнетушителей.
4. Ваня __________ бороду бритвой.
5. Катя ___________ лицо кремом.
6. Женя ____________ сестру на качелях.

Качает, тушат, мажет, бреет

Составить фразы по опорным словам:

хлеб – масло
пожарные – лес
папа – бритва
дети – качели

Составить фразу по схеме:

Составить фразы по опорным словам:

Девушка – крем – лицо
Пожарные – дом – вода
Папа – бритва – ванная
Мама – ребёнок – руки

Закончить фразу тремя вариантами:

Пожарные тушат ……….
Девушка мажет ……….
Папа бреется ……….
Вася качает……….

Закончить фразу:

Катя каждый день мажет своё лицо увлажняющим кремом, чтобы ………
Пожарные очень старались затужить дом, но…
Папа каждое утро бреется, чтобы ………….
Мама качала ребёнка на руках, чтобы …………

Придумать начало фразы:

……………………………. поэтому она мажет его увлажняющим кремом.
……………………………. хотя пожарные очень старались его затушить.
……………………………. поэтому папа бреется каждое утро.
……………………………. в то время как мама качала его на руках.

Придумать предложение с глаголами, изменяя их в нужную форму:

1. Бриться.
2. Качать.
3. Мазать.
4. Тушить.

5. Вставить глаголы:

1. Рыбаки ________ раков сетями.
2. Мама _________ из сумки ключи.
3. Петя __________ картинки в журнале.
4. Девушка _____________ платье утюгом.
5. Мальчик __________ свою собаку по голове.
6. Бабушка ___________ сериал.
7. Ребёнок ____________ конфеты из шкафа.
8. Лягушки _____________ мух длинным языком.

Достаёт, ловят, гладит, смотрит

Составить фразы по опорным словам:

Мама – ключи
Бабушка – кино
Рыбаки – рыба
Девушка — утюг

Составить фразу по схеме:

Составить фразы по опорным словам:

Девочка – бабочка – сачок
Дедушка – ведро – колодец
Аня – бельё – утюг
Юноша – кино – диван

Закончить фразу тремя вариантами:

Они ловят ……….
Брат достал ……….
Девушка гладит ……….
Дети смотрят ……….

Закончить фразу:

Рыбаки вышли в море на корабле, чтобы …………….
Котёнок не мог слезть с дерева, и тогда…………….
Девушка достала из шкафа мятое платье, чтобы …………….
Бабушка включила телевизор, чтобы …………….

Придумать начало фразы:

……………………………. потому что рыба сегодня совсем не клевала.
……………………………. потому что яблоки были только на верхушке дерева.
……………………………. потому что оно было очень мятое.
……………………………. поэтому я переключил канал телевизора.

Придумать предложение с глаголами, изменяя их в нужную форму:

1. Доставать
2. Ловить
3. Гладить
4. Смотреть

6. Вставить глаголы:

1. Строители ______________ новый дом.
2. Я _____________ книжку на полку.
3. Ваня _____________ землю.
4. Спортсмен _____________ по стадиону.
5. Лиса ______________ за зайцем.
6. Трактор ___________ яму.
7. Мальчик _______________ телефон в рюкзак.
8. Рабочие ____________ баню из дерева.

Положил, строят, копает, бежит

Составить фразы по опорным словам:

Брат – деньги – кошелёк
Строители – дом – кирпич
Мужчина – земля – лопата
Спортсмен – дистанция – стадион

Составить фразу по схеме:

Закончить фразу тремя вариантами:

Он положил ………….
Рабочие строят ……………..
Они копают ……………….
Дети бегут ……………………

Закончить фразу:

Я открыл шкаф, чтобы …………..
Привезли кирпичи, чтобы …………….
Мы взяли лопаты, чтобы ……………….
Лиса увидела зайца и …………………..

Придумать начало фразы:

……………………………. чтобы потом легко найти.
……………………………. в котором будет жит много людей.
……………………………. чтобы сделать колодец.
……………………………. чтобы прийти к финишу первым.

Придумать предложение с глаголами, изменяя их в нужную форму:

1. Положить.
2. Строить.
3. Копать.
4. Бегать.

7. Вставить глаголы:

1. Мама _____________ бельё.
2. Бабушка ____________ цветы.
3. Петя _____________ на лыжах.
4. Лена _______________ волосы в тёмный цвет.
5. Аня _____________ на коньках.
6. Маляр ______________ стены.
7. Катя _________________ грязное платье.
8. Дедушка _____________ грядки.

Катается, стирает, поливает, красит

Составить фразы по опорным словам:

Дети – парк – карусель
Бабушка – бельё – порошок
Мама – грядки – морковь
Маляр – стены – краска

Составить фразу по схеме:

Закончить фразу тремя вариантами:

Дети катаются …………..
Мама стирает …………..
Бабушка поливает ………………
Он красит ……………………

Закончить фразу:

Мы взяли лыжи и …………
Мама достала грязное бельё, чтобы …………..
Земля на грядках была уже сухая, поэтому …………………
Её волосы стали седые, поэтому ………………….

Придумать начало фразы:

……………………………. поэтому взяли с собой коньки.
……………………………. потому что бельё было грязное.
……………………………. потому что земля была очень сухая.
……………………………. поэтому мы купили краску.

Придумать предложение с глаголами, изменяя их в нужную форму:

1. Кататься
2. Стирать.
3. Поливать.
4. Красить.

8. Вставить глаголы:

1. Баскетболист _____________ мяч в корзину.
2. Маша _____________ кофе.
3. Дети ______________ на скамейке.
4. Грузовик _______________ кирпичи.
5. Мама и папа ______________ за столом.
6. Ребёнок ___________ мяч папе.
7. Дедушка ____________ чай.
8. Таксист ___________ пассажиров.

Пьёт, кидает, сидят, везёт

Составить фразы по опорным словам:

Вася – чай – кухня
Бабушки – скамейка – вечер
Мальчик – мяч – девочка
Шофер – пассажиры – аэропорт

Составить фразу по схеме:

Закончить фразу тремя вариантами:

Он везёт ………….
Ребёнок кидает ……………
Девушка пьёт ……………
Бабушка сидит …………..

Закончить фразу:

Я вскипятила чайник, чтобы ……………
Мальчик не поймал мяч, хотя ……………
Увидев скамейку в тени деревьев, …………………
Приехало большое такси, чтобы …………………..

Придумать начало фразы:

……………………………. потому что оно меня бодрит.
……………………………. и я поймал его.
……………………………. поэтому ехал очень аккуратно.
……………………………. потому что шли очень долго и устали.

Придумать предложение с глаголами, изменяя их в нужную форму:

1. Пить
2. Кидать
3. Сидеть
4. Везти

9. Вставить глаголы:

1. Мама _____________ губы розовой помадой.
2. Портниха ____________ красивое платье.
3. Шахматисты ______________ очень долго.
4. Папа _____________ сына в детский сад.
5. Дети ______________ в прятки.
6. Девушка ____________ новую юбку.
7. Маша ____________ волосы в рыжий цвет.
8. Мальчик ____________ собаку на поводке.

Читайте также:  Российская ассоциация дислексии

Шила, красила, играли, вёл

Составить фразы по опорным словам:

Портной – платье – швейная машинка
Девушка – губы – помада
Дети – бадминтон – поляна
Саша – собака – поводок

Составить фразу по схеме:

Закончить фразу тремя вариантами:

Он ведёт ………..
Мама красит ……………
Бабушка шьёт …………..
Ребята играют ……………..

Закончить фразу:

Её волосы стали седые, поэтому ………………..
Портниха села за швейную машинку и …………………
Дети взяли мяч, чтобы ……………..
Сын еще не знает дорогу школу, поэтому ………………

Придумать начало фразы:

……………………………. потому что она хотела сменить имидж.
……………………………. после того как сделала все выкройки.
……………………………. так как у них был мяч.
……………………………. так как он еще не знает дорогу.

Придумать предложение с глаголами, изменяя их в нужную форму:

1. Шить
2. Красить
3. Играть
4. Вести

Занятие по восстановлению речи больного с афазией
план-конспект занятия по логопедии по теме

данное занятие разработанно для восстановление речи у людей с афазией

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_frontalnogo_zanyatiya_po_vosstanovleniyu_rechi_bolnogo_s_afferentnoy_motornoy_afaziey.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по восстановлению речи больного с афферентной моторной афазией.

Цель занятия: восстановление языковых и понятийных связей у пациентов, использование их в импрессивной и экспрессивной речи.

  • Восстановить понимание обращённой речи;
  • растормозить произносительную сторону речи;
  • обогатить активный и пассивный словарь по теме «Отдых летом»;
  • преодолеть явления аграмматизма;
  • восстановить фразовую речь;
  • восстановить звукобуквенный анализ слов.
  • активизация работы сенсорных каналов (слухового, зрительного, тактильного)

Оборудование: ПК, картинки с изображением моря, леса, дачи; нарисованный кроссворд.

1. Давайте вспомним, как мы проводим лето.

Кто как проводит лето?

Кто из вас был на море?

А кто ездил летом на дачу?

Кто гулял по лесу?

2. Вопрос на выбор (по картинкам с изображением моря, леса, дачного домика):

Логопед показывает картинку с изображением леса, моря, леса. Задает вопросы?

– Это море или речка?

Оно большое или маленькое?

Глубокое или мелкое?

– Это поле или лес?

Он зеленый или желтый?

Он березовый или сосновый?

-Это летний домик или огромный особняк?

Там живут круглый год или приезжают летом?

Там садят грядки?

3. Синхронное проговаривание совместно с логопедом:

Физпауза : игра «Море волнуется раз. »

4. Повторять предложения (каждый попорядку):

Я летом был на Чёрном море.

Я летом был на даче.

Я летом был в лесу.

Можно задать вопросы: «Что ты там делал?»

Я гулял по пляжу.

Я собирал грибы.

5. Подобрать слова – действия. Что можно делать на море, в лесу, на даче?

На море плавать, собирать ракушки, гулять по пляжу, загорать.

В лесу слушать пение птиц, собирать ягоды, собирать грибы, гулять.

На даче полоть грядки, садить грядки, косить траву.

6. Подобрать слово (варианты предлагают пациенты)слайды те же:

7. Разгадать кроссворд .

Вставить слова, в необходимые клетки. Чертится кроссворд, где указаны начальные буквы.

Море, моряк, лесной, лесничий, дачник, дачный, дача.

8.Придумать предложения с каждым из заданных слов:

Лесной, дачник, лесовик, море, дачный участок.

Спросить как они понимают значения данных слов.

9. Синхронно договорить последнее слово во фразе:

Бьётся о берег морская … ( волна )

Якорь опустился на морское … ( дно ).

Лесные звери живут в … (лесу).

Первый цветок после зимы в лесу – это (подснежник).

Мы поехали на дачу на … (автобусе).

На выходных мы вместе пололи (грядки).

10. Выучить наизусть. Повторить синхронно.

Опять смеется лето

В открытое окно,

И солнышка, и света

Вам понравилось сегодняшнее занятие? Да или нет?

Про, что мы сегодня говорили с вами?

Всего доброго! До свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке».

Программное содержание:Учить детей рассказывать о смысле знакомой пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива.

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира.

Конспект занятия по развитию речис детьми средней группы.Тема: Решение творческой задачи «Как Айболит добирался до больных зверей».

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском .

раскрыты основные принципы восстановления понимания речи у больных с афазией.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю.

Комплекс упражнений по формированию связной речи учащихся школы VIII вида

Основное внимание в специальном обучении уделяется развитию речевых умений, позволяющих школьникам создавать высказывания, построенные по правилам литературного языка. К высказываниям умственно отсталых учащихся предъявляются требования смысловой развёрнутости и правильного лексико-грамматического оформления. Успешность самостоятельного формирования и оформления содержания связных высказываний умственно отсталыми детьми во многом определяется особенностями их познавательной деятельности. Недостатки познавательной деятельности, характерные для учащихся СКОШ VIII вида, в большей или меньшей степени отражаются в их речи.

При использовании связной речи появляется возможность активизировать и совершенствовать те речевые умения умственно отсталых школьников, которые актуальны для реальных жизненных ситуаций.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно.

Работа над формированием связной речи школьников с интеллектуальной недостаточностью обеспечивает им более успешную социальную адаптацию в обществе.

Чтобы оценить возможности ребёнка, необходимо оценить ещё и такой показатель, который бы ориентировал дефектолога на ближайшую перспективу его развития. В качестве такого параметра мы использовали обучаемость, под которой понимали возможности ученика оперировать учебным материалом и степень его самостоятельности в этом. Параметры определялись по четырём уровням. Здесь использовалась классификация учащихся СКОШ VIII вида по возможностям обучения, предложенная В.В.Воронковой.

Классификация учащихся СКОШ VIII вида по В.В.Воронковой (характеристика учащихся по возможности обучения).

ГруппаХарактеристика особенностей детейКоррекционно-воспитательные мероприятия
I. Ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом.Задания, как правило, выполняют самостоятельно. Используют имеющийся опыт при выполнении новой работы. Сознательно усваивают программный материал. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения успешно применяют на практике. При выполнении более сложный заданий нуждаются в незначительной активизирующей помощи взрослых.Помощь в виде побуждения (подумай, вспомни) или незначительная помощь при выполнении очень сложных заданий.
II. Достаточно успешно обучаются, испытывая несколько большие трудности, чем учащиеся I группы.Понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изученный материал, но без помощи сделать выводы и обобщения не могут. Отмечаются меньшей самостоятельностью, нуждаются в помощи учителя. При переносе знаний в новые условия снижают темп работы, допускают ошибки, которые исправляют с незначительной помощью. Свои действия объясняют недостаточно точно.Помощь в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
III. Учащиеся с трудом усваивающие программный материал.Недостаточно осознают сообщаемый материал, с трудом определяют главное, не могут установить логическую связь. Нуждаются в дополнительном объяснении. Низкая самостоятельность. Темп усвоения материала значительно ниже. Умеют применять знания и умения при выполнении аналогичных заданий. Требуют постоянной организации своей деятельности.Нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логических, наглядных предметно-практических). Меньший объем материала, помощь в выполнении. Работа по образцу.
IV. Учащиеся овладевающие учебным материалом на самом низком уровне.Самостоятельно сделать простейшие выводы, даже повторить не могут. Знания усваивают механически, быстро забываются.Требуется неоднократное объяснение. Использование наглядности. Подкреплять большим количеством примеров и упражнений. Помощь в виде прямой подсказки.

Упражнения по формированию связной речи.

Упражнение 1.

Цель:

  1. Развивать умение сравнивать, анализировать.
  2. Воспитывать самостоятельность в принятии решений.

Оборудование:

  • мультимедиа;
  • карточки с «лишними» словами.

Выполняется в устной форме. 1 и 2 группа – самостоятельно по карточкам, 3 и 4 – при помощи учителя.

Найди в каждой группе прилагательных лишнее. Объясни, почему оно лишнее.

  1. Горький, розовый, солёный, сладкий, пресный.
  2. Лиловый, фиолетовый, красный, оранжевый, шёлковый.
  3. Молодой, гигантский, огромный, большой, громадный.
  4. Грубый, ласковый, нежный, тонкий.
  5. Утренний, морозный, вечерний, ночной.
  6. Прекрасный, старый, пожилой, юный, молодой.
  7. Холодный, морозный, жаркий, жуткий.

Упражнение 2.

Цель:

  1. Преодолевать инертность психических процессов.
  2. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование:

  • запись на доске или мультимедиа;
  • индивидуальные карточки со словами (10 слов).

Выполняется коллективно со всей группой учащихся. Замени выделенное сочетание прилагательными. Составь предложения с полученными словосочетаниями.

  1. Известие, принёсшее радость.
  2. Дождь, после которого начинают расти грибы.
  3. Горка, покрытая льдом.
  4. Лес, в котором растут только сосны.
  5. Дно, покрытое песком.
  6. Цветок, который растёт в комнате.
  7. Песня, навеявшая грусть.
  8. Поезд, который перевозит пассажиров.
  9. Вагон, в котором перевозят багаж.
  10. Кисель, приготовленный из клюквы.

Учащимся 1 и 2 группы предлагается записать коллективно составленные предложения. 3 группа – списывает с карточки. 4 группа работает над чтением составленных предложений вместе с учителем.

Упражнение 3.

Цель:

  1. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
  2. Вырабатывать умение преодолевать трудности.

Оборудование.

  • карточки с данными существительными;
  • картинки или рисунки дождливой осени, туманного утра, летнего жаркого дня.

Выполняется в устной форме. Фронтальный вид работы.

  1. Образовать прилагательные от данных существительных:
    • Осень, дождь.
    • Утро, туман.
    • Вечер, прохлада.
    • Лето, зной.
  2. Составить словосочетания, состоящие из данных существительных и образованных от них прилагательных:
    • Осенний дождь.
    • Дождливая осень.
  3. Составить предложения с полученными словосочетаниями:
    • На дворе моросит мелкий осенний дождь.
    • В этом году выдалась дождливая осень.

Усвоение слов обобщающего характера.

Упражнение 4.

Цель:

  1. Развивать умение группировать предметы.
  2. Формировать навык самоконтроля.

Оборудование: одинаковые наборы предметных картинок для каждой группы учащихся.

1, 2, 3 группы выполняют самостоятельно в письменном виде. 4 группе предложены картинки, которые нужно разложить на две группы. При проверке задания учащиеся читают записанные слова, 4 группа сопровождает чтение показом картинок. Продолжи список слов.

  1. Одушевлённые имена существительные: (кто?) кошка, волк, воробей, .
  2. Неодушевлённые имена существительные: (что?) солнце, дерево, мяч, .

Упражнение 5.

Цель:

  1. Расширять активный словарь.
  2. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.

Оборудование: мультимедиа.

Выполняется коллективно в устной форме. Идёт фронтальная беседа о профессиях родителей, о родном городе. Подбери конкретные имена существительные. Поставь к ним вопросы.

  1. Профессии людей: (кто?) столяр, слесарь, .
  2. Птицы: ( . ) .
  3. Деревья: ( . ) .
  4. Дни недели: ( . ) .
  5. Города: ( . ) .
  6. Имена людей: ( . ) .
  7. Цветы: ( . ) .
  8. Домашние животные: ( . ) .

Упражнение 6.

Цель:

  1. Упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные признаки.
  2. Воспитывать умение анализировать свою деятельность.

Оборудование:

  • тематические предметные картинки;
  • сигнальные карточки.

1 группа выполняет самостоятельно в письменном виде. 2, 3, 4 группы с помощью учителя устно. Из данных ниже слов выделите и сгруппируйте слова, которые обозначают растения и места, где они растут:

  • деревья;
  • злаки;
  • грибы;
  • цветы;
  • ягоды;
  • места, где растут растения.

Ельник, пион, дубрава, мак, бор, болото, боровик, тайга, рис, рыжик, клюква, кедр, пальма, василёк, роза, брусника, шиповник, рожь, рябина, берёза, одуванчик, клумба, овёс, подберёзовик, березняк, сыроежка, пшеница, поле, тюльпан, кукуруза, дуб, малина, парк, незабудка, черника, приусадебный участок, маслёнок, сосна, оазис, земляника, ель, роща, степь, смородина, кабачок, арбуз, помидор, бахча, сад, груша, огород, дыня, вишня.

Работа над усвоением значения слова в словосочетании, предложении.

Упражнение 7.

Цель:

  1. Развивать словесно-логическую память.
  2. Вырабатывать положительные привычки поведения.

Оборудование: мультимедиа.

Выполняется всеми письменно. Подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные.

  1. Туча (медная, свинцовая, цинковая).
  2. Нервы (оловянные, серебряные, стальные).
  3. Аппетит (волчий, кроличий, тигровый).
  4. Здоровье (медное, стальное, железное).
  5. Услуга (заячья, лисья, медвежья).
  6. Желание (сильное, крепкое, могучее).
  7. Спор (горячий, огненный, тёплый).
  8. Встреча (тёплая, жаркая, горячая).

Упражнение 8.

Цель:

  1. Учить строить умозаключения.
  2. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям.

Оборудование:

  • карточки со словосочетаниями;
  • предметные картинки.

Выполняется коллективно устно. Составить предложения с данными словосочетаниями.

  1. Глубокая река, глубокая старость.
  2. Горькая редька, горькая правда.
  3. Крепкий чай, крепкая дружба.
  4. Стальной нож, стальной характер.
  5. Каменный дом, каменное сердце.
  6. Мягкий диван, мягкий климат.

Упражнение 9.

Цель:

  1. Развитие экспрессивной стороны речи.
  2. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование: карточки со словосочетаниями у каждого учащегося.

Выполняется коллективно устно. Объясните данные ниже словосочетания; дайте им определения по образцу. Составьте с каждым словосочетанием по два предложения.

Образец. Овощной магазин – это магазин, в котором продают овощи. В наш овощной магазин завезли в мае свежие огурцы. Машина остановилась у овощного магазина.

  • Обувной магазин, продовольственная палатка, хозяйственный магазин, промтоварная палатка, книжный киоск.

Развитие функции словоизменения и словообразования.

Упражнение 10.

Цель:

  1. Развивать целенаправленность внимания.
  2. Воспитывать самоконтроль.

Оборудование:

  • схемы частей слова;
  • сигнальные карточки для самопроверки.

Дети записывают слова под диктовку, затем объясняют, выделяют корень слова. Объясните значение данных слов. Какая часть слова помогает это сделать?

  • Земляника, перина, шиповник, лесник, среда, победитель, садовник.

Упражнение 11.

Цель:

  1. Развивать силу внимания (не замечая посторонних раздражителей).
  2. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям.

Оборудование: мультимедиа.

Фронтальная работа. Руководствуясь смыслом и рифмой, закончить предложения словами с безударными гласными в корне.

  1. Пришла весна, поют скворцы,
    Бегут ручьи во все . (концы).
  2. Жгуч мороз трескучий,
    На дворе темно;
    Серебристый иней
    Запушил . (окно).
  3. Падают легки, как воздух,
    Белые снежинки – звёзды.
    А поймаешь – нет звезды:
    Только капельки . (воды).
  4. Двое мальчиков вчера.
    Подрались среди . (двора).
  5. Уж тает снег, бегут ручьи,
    В окно повеяло весною.
    Засвищут скоро соловьи,
    И лес оденется . (листвою).

Упражнение 12.

Цель:

  1. Совершенствовать грамматический строй речи.
  2. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

Оборудование: карточки с текстом заданий у учащихся каждой группы.

Выполняется в парах. Учащиеся помогают друг другу. Предложения записываются. С учащимся 4 группы ведётся индивидуальная работа. Закончите предложения, используя данные ниже слова.

  1. Наша школа находится недалеко от . . .
  2. Мы живём около . . .
  3. Стадион находится у . . .
  4. Мои друзья живут напротив . . .
  5. Гостиница находится вблизи . . .
  6. Поезд шёл мимо . . .
  7. Трибуны расположены вокруг . . .

Слова для справок: парк, бассейн, станция, остановка, центр города, почта, вокзал.

Усвоение предикативных отношений внутри речевого высказывания.

Упражнение 13.

Цель:

  1. Активизировать мыслительную и творческую деятельность.
  2. Формировать умение добиваться результата.

Оборудование:

  • мультимедиа;
  • схемы предложений.

Выполняется коллективно устно. Затем запись составленного текста под диктовку учителя с комментированием у доски. Дана тема «Вечер» и три нераспространённых предложения.

  • Догорает заря. Лес затих. Птица скрылась.

Посмотрите, как можно этот маленький текст сделать интереснее. Найдём «друзей» подлежащему и сказуемому, опираясь на схемы.

Формирование внутреннего программирования речевого высказывания

Упражнение 14.

Цель:

  1. Учить строить предложения по принципу сочинения, подчинения.
  2. Формировать навыки потребности в труде.

Оборудование: серия сюжетных картинок.

Учащиеся 1, 2 группы выполняют самостоятельно. 3 и 4 группы – с помощью учителя. Посмотрев внимательно на четыре картинки, ответь письменно на вопросы.

  1. Кто отдыхал под кустом?
  2. Кто заметил следы зайца?
  3. Что стала делать лиса?
  4. Что сделала сорока?
  5. Почему убежал заяц?

Используйте в своих ответах слова: стала подкрадываться, застрекотала, сигнал тревоги.

Упражнение 15.

Цель:

  1. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
  2. Воспитывать доброжелательность.

Оборудование: серия сюжетных картинок.

Выполняется индивидуально с каждым учащимся. Детям предложена серия сюжетных картинок.

Задания:

  1. Запомнить последовательность картинок, а затем восстановить их по памяти.
  2. Найти лишнюю картинку.
  3. Найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок.
Ссылка на основную публикацию