Российская ассоциация дислексии

Российская ассоциация дислексии

Что такое ДИСЛЕКСИЯ ?

Дислексия – это безграмотность и проблемы с чтением. Во всяком случае многие думают именно так. Но будучи специалистами в области дислексии мы знаем, что дислексия – это страдания ребёнка и боль семьи.

Я не могу .
Фраза, которую мучительно часто слышат родители от своих детей. Фраза, которая содержит в себе целый мир трудностей в письме и чтении, когда обычные дети делают это с легкостью. Фраза, которая чревата провалом или когда живёшь наполовину, живёшь как придётся, а не так, как хотел бы!

Дети, чьи дела пошли неважно, быстро могут потерять самоуважение или внимание со стороны учителя, и наоборот – даже небольшой успех может мотивировать на дальнейшие достижения. Наши курсы и программы для тех, кто понимает, что для начала надо вернуть Ребёнку веру в себя и свои способности, вернуть интерес к обучению, помочь ему стать более уверенным в себе, именно поэтому, после “Успешного старта”, родители с гордостью и радостью в сердце рассказывают о достижениях своего Ребёнка, и это очень важно, потому что ЕСТЬ ПРИНЯТИЕ индивидуальности и самобытности, которая ещё вчера раздражала и приносила в семью одни хлопоты и неудовлетворенность, растерянность и страх “как с этим жить?”.

Если у вашего ребёнка:
1) неразборчивый почерк, частые исправления и зачеркивания, грязь в тетради; неправильный захват карандаша;
2) низкая скорость чтения, медленное письмо и перестановки букв и слогов при письме и чтении;
3) рассеянность внимания; непредсказуемая смена настроения, зависимость от настроения, застреваемость на отрицательных эмоциях;
4) нарушения звукопроизношения, трудности произношения сложных слов и запоминания новых слов, речь в целом обеднена;

смело записывайте своих детей на наши курсы и дополнительные программы, потому что мы уверенно утверждаем, что нет такой проблемы, связанной с обучением ребёнка с дислексией, СДВ и гиперактивностью, с которой бы семья не смогла справиться.

обучении при дислексии необходимо учитывать особую работу мозга ребёнка. И тогда ребёнок с успехом научается. Найдите свой способ обучения при дислексии вместе с нами. Мы знаем всё об особенностях работы мозга при дислексии и знаем секреты, как помочь ребёнку с дислексией учиться вдохновенно и с удовольствием!

С какими бы трудностями не столкнулся ваш ребёнок в обучении, надо знать, что он – уникальный ребёнок – и это очень важно поддержать в сознании ребёнка, который столкнулся с трудностями в обучении. Сегодня каждому взрослому следует знать, что проблема не в дислексии, а в том, кто и как учит ребёнка с дислексией.

НАШИ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА:
1) Мы работаем с семьёй ребёнка с дислексией.
2) В своей работе мы делаем особый упор на психоэмоциональное благополучие ребёнка с дислексией.
3) Мы обучаем самого ребёнка и его маму навыкам самокоррекции и самопомощи при дислексии.
4) В наших программах обеспечивается улучшение детско-родительских отношений в семье.
5) Мы используем новые современные технологии в работе, которые обеспечивают устойчивый эффект в коррекции психоэмоционального состояния ребёнка.

БЕЗГРАМОТНОСТЬ – это совсем НЕ норма при дислексии!
Наша практика каждый раз доказывает, что дети-дислексики скрывают в себе огромный потенциал, но из-за того, как их воспринимают в школе, они лишены возможности проявить себя с лучшей стороны, явив обществу свои лучшие качества.

Основанием для обращения родителей за профессиональной помощью могут служить устойчивые трудности ребёнка в овладении навыками чтения и грамотного письма, а также психоэмоциональная нестабильность ребёнка и ярко выраженная его негативная реакция на учебный процесс. Поэтому очень важно не затягивать с обращением к специалисту. При первых же трудностях необходимо вести наблюдение за учебным процессом ребёнка, потому что практика уже показала, что сами дети очень редко выходят из таких трудностей. Чаще мы сталкиваемся с историями, что дети не научаются и мучаются, потому что не получают адекватную помощь в учебном процессе как дома, так и в школе. Всё это и приводит к невротизации ребёнка и его родителей. Поэтому не удивительно, что мы часто встречаемся с рекомендациями пройти психиатра или невролога. А ребёнка просто учить надо по-другому. Если ребёнка научить читать и писать с учётом его дислексии, т.е. особенностей работы его мозга, то такие дети и учатся успешно в школе. И таких историй у нас в ООО “Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе” достаточно.

Читайте истории наших учеников и знайте, что ребёнку можно помочь и нужно помочь уже в 5 лет. Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе проводит раннюю диагностику на предмет выявления дислексического типа развития и даёт рекомендации семье. При необходимости всегда можно пройти курс коррекции в Москве или в Сочи.

Обращайтесь за помощью к профессионалам и решайте вопросы обучения своего ребёнка под руководством специалистов, которые имеют в своей педагогической практике истории успешного выхода из проблемы. Если вовремя заметить проблему и обратиться за помощью в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, то выйти из проблем обучения можно чисто педагогическими методами обучения ребёнка с дислексией.

Российская ассоциация дислексии

К сожалению, данная проблема – коррекция дислексии — довольно слабо изучена в России по сравнению с Западом, где уже на протяжении десятилетий используют наработанные методики. Логопедия имеет весьма и весьма косвенное отношение, как, впрочем, и любые другие методы, принятые в психологии и педагогике, применяемые на настоящий момент в России. Но информация, приведенная ниже, все же может оказаться кому- то полезной.

Российская ассоциация дислексии

– некоммерческая общественная организация, объединяющая в своих рядах ведущих отечественных ученых, занимающихся проблемами нарушений письма и чтения у детей,учителей начальных классов, психологов, а также заинтересованных в деятельности ассоциации родителей, дети которых имеют трудности в обучении грамоте.
В попечительский совет Российской ассоциации дислексии входят ведущие общественные, политические деятели, представители культуры и искусства. Идея создания ассоциации поддержана Министерством образования Российской Федерации. Российская ассоциация дислексии создана для координации деятельности педагогических и других образовательных учреждений, осуществляющих коррекционную помощь детям с дисграфией и дислексией, в интересах повышения уровня логопедической помощи и создания единого образовательного пространства.

Адреса и телефоны: г. Москва, ул. Панферова, д.14, Московский городской педагогический университет, НИИСО, РАД
тел. (495) 132-09-35

Центр патологии речи и нейрореабилитации

Консультативно-диагностическое отделение — улица Николоямская, д 20
Проезд: м. Таганская (кольцевая), далее пешком 5-10 мин по Земляному валу, до улицы Николоямская
тел. (495) 698-04-14/15

Показания и противопоказания для лечения в Центре.

Показания к направлению в Центр для оказания консультативно-диагностической, лечебно-профилактической, реабилитационной и психологической помощи детям и подросткам:

  • Тяжелые и комбинированные нарушения речи
  • заикание
  • дисграфия
  • дислексия
  • задержки речевого развития
  • общее недоразвитие речи
  • сложная дизартрия
  • афазия, как осложнение родовых травм, постнатальных локальных повреждений центральной нервной системы вследствие черепно-мозговых травм, инсультов и инфарктов мозга, нейроинфекции.

Противопоказания к направлению в Центр:

  • умственная отсталость, эпилепсия в стадии обострения, шизофрения в остром периоде, реактивные состояния
  • тяжелые нарушения слуха и зрения
  • общие и кожные инфекции в стадии обострения.
  • соматические заболевания в стадии декомпенсации.
  • грубые расстройства слуха и зрения
  • психотические состояния, делающие неприемлемым содержание больного в условиях свободного режима (слабоумие, тяжелая форма психопатии, эпилепсия)
  • выраженные нарушения двигательных функций с невозможностью самообслуживания.

Условия приёма: Пациенты принимаются по направлению врачей специалистов (неврологов) или логопедов из лечебно-профилактических учреждений города Москвы. Для жителей Московской области необходимо получить талон на первичную консультацию в Департаменте здравоохранения МО или МОНИКИ. У них отличная диагностическая база. Работают классные специалисты. Центр бесплатный, по ОМС.
Такие центры есть и в других регионах. Работа вам предстоит долгая и сложная.

Центр лечебной педагогики

119311, Москва, ул. Строителей, д. 17Б
Тел./факс: +7 (499) 131 06 83, +7 (499) 138 06 16, +7 (495) 646 50 66

Принцип работы

Каждый ребенок — личность

В Центре с уважением относятся к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Каждый человек — прежде всего личность, обладающая неповторимыми способностями и талантами

Семейное воспитание

Каждому ребенку необходима семья, атмосфера любви и заботы. В Центре помогают не только ребенку, но и его родителям: именно сочетание правильного воспитания в кругу родных и помощи специалистов дает наилучший результат.

Необучаемых не бывает

Детям с нарушениями развития необходимо учиться! Чем тяжелее состояние ребенка, тем больше ему необходимо учиться и развиваться. Регулярные занятия с педагогами и психологами нередко оказываются эффективнее лекарств. Однако медицинское наблюдение играет важную сопровождающую роль в развивающей работе с ребенком.

Всесторонняя помощь

Одна из инновационных особенностей методики Центра состоит в согласованной работе команды педагогов, психологов, врачей: такая комплексная помощь ребенку гораздо действеннее работы отдельных специалистов.

Социализация и интеграция в обществе

Для всестороннего развития детям необходимо общаться со сверстниками и взрослыми: через теплоту человеческих отношений они открывают себя этому миру и друг другу. Мы стремимся к тому, чтобы дети с разными возможностями жили и взаимодействовали в едином социуме, чтобы каждый из них мог максимально реализовать себя, раскрыть свои способности и таланты.

Личный маршрут к достойной жизни

Для особого ребенка недостаточно развивающих занятий и лечения. Для каждого необходимо создать непрерывный маршрут обучения и интеграции в обществе, чтобы раскрыть его социальный и познавательный потенциал. Для этого в тесном сотрудничестве с государством необходимо создавать центры лечебной педагогики, обучать специалистов современным методам работы с детьми, издавать книги, открывать интегративные детские сады и школы, помогать подросткам овладевать профессией, создавать для них рабочие места.

Нет возможности оплачивать занятия — не беда

В Центре занятия платные. Однако мы считаем, что возможности семьи по оплате занятий не должны влиять на количество и качество занятий, необходимых ребенку. Практически никто из родителей, которые приводят своих детей в наш Центр, не имеет возможности полностью оплачивать занятия. По статистике, многие семьи, имеющие особых детей, — неполные, и единственный родитель не имеет возможности работать, поскольку вынужден постоянно находиться рядом с ребенком. И живут они только на пенсии и пособия. Со своей стороны, мы постоянно ищем возможность помочь таким семьям: обращаемся в органы власти, в фонды, компании, к частным лицам, чтобы всем вместе помочь родителям в оплате необходимых развивающих занятий для их детей. Деньги идут на зарплаты и начисления педагогам, аренду и коммунальные платежи за здание, которое принадлежит Москомимуществу, покупку игрушек, развивающих игр, других необходимых для занятий материалов. Также можно помочь конкретному ребенку или поддержать любую из программ Центра. В эффективности оказанной помощи всегда можно убедиться лично. Мы предоставляем отчеты о проделанной работе и распределении переданных ресурсов.

Институт коррекционной педагогики

Адрес: г. Москва, ул. Погодинская д.8 корп.1
Регистратура: 8-499-245-25-30
Сайт:http://кдц.институт-коррекционной-педагогики.рф/

При институте действует Консультативно-диагностический центр

Консультативно-диагностический центр (КДЦ) — научно-практическое подразделение ИКП РАО (лаборатория комплексной диагностики и коррекции ФГНУ ИКП РАО)

Особенность обследования ребенка в КДЦ — комплексный подход к диагностике.

Традиции приема и обследования детей в Институте уже более 60 лет. На основании анализа данных комплексного медико-психолого-педагогического обследования составляется заключение,назначается соответствующее лечение и даются рекомендации родителям по обучению и воспитанию ребенка, коррекции имеющихся отклонений в его развитии. По желанию родителей специалисты Центра определят наиболее подходящий для ребенка вид учебного заведения и (или) тип обучения. Медико-психолого-педагогическая помощь может быть оказана ребенку и в КДЦ.

Кого консультируют?

В КДЦ консультируют детей, начиная с младенческого возраста и до 18 лет, при этом никакого специального направления не требуется.

В КДЦ консультируют детей и подростков, проживающих в любом регионе РФ, странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

В КДЦ консультируют детей, обучающихся в общеобразовательных (массовых), специальных (коррекционных) учебных заведениях, а также детей, не охваченных системой образования.

В КДЦ консультируют детей с разными первичными нарушениями (нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, задержка психического развития, аутизм), с подозрениями на комплексные (сложные) нарушения в развитии.

В КДЦ родителей приводят самые разнообразные проблемы детей:

  • трудности в обучении
  • трудности в общении со сверстниками и взрослыми
  • повышенная утомляемость
  • недостаточный уровень развития внимания и памяти
  • нарушения поведения
  • страхи
  • трудности адаптации к дошкольному или школьному учреждению
  • нарушения речи
  • заикание
  • любые логопедические проблемы
  • различные отставания в развитии

Иногда родители хотят убедиться в том, что с ребёнком всё в порядке, что его отличия от сверстников находятся в пределах нормы, выяснить степень и причины неординарного развития, получить профессиональную помощь в решении возникших проблем.

Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Москвы Средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 1321 «Ковчег»

Девиз: Ковчег – это школа для всех и каждого!

Адрес: г. Москва ул. Авиамоторная д.30а
Тел. +7 (495) 673-25-20
Skype: sch1321
Сайт:http://www.kovcheg1321.com

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1321 «Ковчег» является одной из первых общеобразовательных школ России, широко применяющих индивидуализированный подход в обучении, согласно концепции образовательной и социальной интеграции. Школа является средним общеобразовательным учебным учреждением, работающим в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. В школе организовано обучение в общеобразовательных классах, классах компенсирующего обучения, в отделении надомного обучения для детей-инвалидов.

Наша школа №1321 «Ковчег» была создана более двадцати лет назад по инициативе родителей и специалистов в области психологии и педагогики детского развития. Целью создания школы «Ковчег» всегда было обеспечение гуманистического, качественного, индивидуально ориентированного образования для всех групп учащихся – как для обычных детей, так и для детей, развивающихся нетипично.

Читайте также:  Развитие диалогической речи дошкольников с ОНР в условиях театрализованной игры

Школа работает в модели интегрированного/инклюзивного образования. Для качественного обеспечения инклюзивного образовательного процесса в школе создана и успешно действует служба психолого-педагогического сопровождения. Система дополнительного образования является гармоничной и неотъемлемой частью образовательной системы школы.

Занятия в разнообразных мастерских, студиях, клубах, дают возможность каждому ученику проявить уникальные и неповторимые способности и таланты. Музыкальные занятия, развивающая верховая езда, туристический клуб, музей кочевой культуры и многое другое формируют образовательную среду школы, делают её насыщенной и развивающей.

Профессиональные услуги, описываемые как Дейвис™, Коррекция дислексии по системе Дейвиса®, Освоение символов правописания по системе Дейвиса®, Предоставление рекомендаций по контролю за дезориентацией по системе Дейвиса®, Освоение математических символов по системе Дейвиса® могут быть предоставлены только субъектами, работающими под руководством лицензированного Специалиста по Коррекции дислексии, или которые были обучены и лицензированы как Методисты по коррекции дислексии Международной ассоциацией коррекции дислексии по системе Дейвиса

Российская ассоциация дислексии

Интенсификация современного образования предполагает увеличение объема знаний, умений и навыков, которым должны овладеть учащиеся. Письмо и чтение, являясь основными способами получения учебной информации, играют ведущую роль в процессе усвоения знаний. Нарушения письма и чтения у детей – дисграфия и дислексия – составляют серьезное препятствие для этого процесса. По данным различных авторов, количество учащихся начальных классов, испытывающих трудности в обучении в результате неспособности овладеть навыками письма и чтения, достигает 20%. Кроме того, дисграфические и дислексические ошибки довольно часто встречаются и у старшеклассников. Сегодня можно говорить о том, что проблема нарушений письма и чтения у детей является наиболее актуальным вопросом не только логопедии, но и всей системы образования в целом.

Практически во всех цивилизованных странах мира существуют организации, объединяющие специалистов в области нарушений письма и чтения (дислексии, по западной терминологии), детей и взрослых, имеющих трудности в овладении грамотой, учителей.

В связи с этим мы рады сообщить вам о том, что наконец-то и в России создана ассоциация дислексии.

Российская ассоциация дислексии – некоммерческая общественная организация, объединяющая в своих рядах ведущих отечественных ученых, занимающихся проблемами нарушений письма и чтения у детей, таких, как О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина, и других, практикующих логопедов, учителей начальных классов, психологов, а также заинтересованных в деятельности ассоциации родителей, дети которых имеют трудности в обучении грамоте. Почетным президентом Российской ассоциации дислексии избран академик РАН, доктор психологических наук профессор В.И. Лубовский. В попечительский совет Российской ассоциации дислексии входят ведущие общественные, политические деятели, представители культуры и искусства.

Идея создания ассоциации поддержана Министерством образования Российской Федерации.

Российская ассоциация дислексии создана для координации деятельности педагогических и других образовательных учреждений, осуществляющих коррекционную помощь детям с дисграфией и дислексией, в интересах повышения уровня логопедической помощи и создания единого образовательного пространства. Среди задач ассоциации – объединение усилий специалистов для обобщения и систематизации накопленных в нашей стране и за рубежом экспериментальных данных по проблемам нарушения письма и чтения и создания на их основе единых качественно-количественных критериев диагностики дисграфии и дислексии, разработки и апробации коррекционных программ для преодоления нарушений письма и чтения у детей; организация и проведение открытых конкурсов учебной, научно-методической и научной литературы для коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями письма и чтения; обобщение и распространение передового опыта; организация и проведение курсов повышения квалификации, конференций, семинаров; организация издательской деятельности.

Членами ассоциации могут стать физические и юридические лица, связанные с образовательной деятельностью, преподаванием, воспитанием и культурно-просветительской деятельностью.

Российская ассоциация дислексии имеет уже более 40 региональных представительств и приглашает к сотрудничеству новых членов. Вступить в ассоциацию и поучаствовать в ее работе вы сможете на Первой конференции Российской ассоциации дислексии в Москве 14–16 сентября 2004 года, на которую мы рады пригласить всех заинтересованных лиц. Конференция проводится Российской ассоциацией дислексии при поддержке Московского социально-гуманитарного института, газеты “Начальная школа” Издательского дома “Первое сентября”, журнала “Большой Вашингтон”.

В рамках конференции будут проведены пленарные и секционные заседания, вечерние лекции, конкурс работ молодых ученых, выпущен сборник научных статей участников конференции, организованы мастер-классы, книжная выставка, экскурсии в научные центры и практические коррекционные учреждения. К участию в конференции приглашаются все желающие.

Получить подробную информацию о предстоящей конференции и заполнить регистрационные формы вы можете по телефону (095) 955-3595 или по электронной почте: radys@narod.ru.

Оргкомитет РАД

Первая международная конференция Российской ассоциации дислексии

Москва, Центральный дом ученых 14–16 сентября 2004 года

Проводится Российской ассоциацией дислексии при поддержке Московского социально-гуманитарного института, газеты “Начальная школа”, журнала “Большой Вашингтон”

В отечественной дефектологии наступил такой момент, когда накоплено огромное количество экспериментального и практического материала по проблемам нарушения письма и чтения у детей. Пришло время для обобщения и систематизации этих данных и создания на их основе единых диагностических критериев и коррекционных программ для преодоления дисграфии и дислексии у детей. Первая конференция Российской ассоциации дислексии направлена на решение именно этих вопросов.
Мы надеемся, что встреча коллег расширит и упрочит научные связи, будет способствовать стимуляции профессиональной и интеллектуальной активности специалистов.
Надеюсь встретиться с вами в сентябре 2004 года.

Почетный президент Российской ассоциации дислексии,
академик РАН, доктор психологических наук,
профессор Владимир Иванович ЛУБОВСКИЙ

Для организации и проведения конференции созданы:

программный комитет:

Чиркина Галина Васильевна – председатель

Иншакова Ольга Борисовна – зам. председателя

организационный комитет:

Русецкая Маргарита Николаевна – председатель

Свободина Наталья Генриховна – зам. председателя

Научная программа

В рамках конференции будут проведены пленарные и секционные заседания, вечерние лекции, конкурс работ молодых ученых, организованы мастер-классы, книжная выставка-продажа, экскурсии в научные центры и практические коррекционные учреждения.

Общая информация

Программный комитет предлагает участие в конференции в форме устного или стендового доклада на секционных заседаниях, а также последующую публикацию статей в сборнике материалов конференции.

Участникам конференции, чьи доклады по решению программного комитета включаются в пленарные и секционные заседания в устной или стендовой форме, до 31 мая будут разосланы дополнительные сообщения с указанием даты и времени этих докладов.

Статьи, высылаемые в адрес оргкомитета, должны отвечать следующим требованиям:

объем статьи до 10 машинописных страниц формата А4;

шрифт – Times New Roman;

размер шрифта –14;

печать – через полтора интервала;

поля: сверху и снизу – 2 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см.

Послать статью можно по электронной почте на адрес ассоциации: radys@narod.ru, по почте по адресу: 117918, Москва, ул. Донская, д. 26, стр. 4, МСГИ, или передать лично в оргкомитет конференции.

Срок подачи статей – до 31 мая 2004 года.

Программа конференции будет размещена на электронном сайте конференции www.dyslexia.narod.ru или по вашей просьбе может быть выслана по факсимильной почте или заказным письмом после 31 мая 2004 года.
К участию в конференции приглашаются все желающие независимо от наличия докладов или статей.

Регистрация

Регистрационный взнос для участия в конференции составляет:

300 рублей – при оплате до 31 мая 2004 года (включительно);

400 рублей – при оплате после 1 июня 2004 года.

Для участников конкурса на лучшую научную работу взнос составляет:

150 рублей – при оплате до 31 мая 2004 года (включительно);

250 рублей – при оплате после 1 июня 2004 года.

Регистрационный взнос обеспечивает:

– получение пригласительного билета на все научные и культурные мероприятия конференции;
– получение буклета с программой конференции, сборника статей конференции, значка участника конференции;
– получение сертификата участника конференции.

Регистрационный взнос следует направлять:

НАНОО Московский социально-гуманитарный институт (наименование получателя платежа) 7713049996 (ИНН получателя платежа) № Р/С 40703810200020001911 (номер счета получателя платежа) в Сбербанк России,
г. Москва
(наименование банка и банковские реквизиты) К/С 30101810400000000225 БИК 044525225 Участие в конференции РАД (наименование платежа) Дата Сумма платежа руб. коп. Плательщик (подпись)

Расходы по переводу денег или зачислению их на счет оргкомитета оплачиваются участниками конференции. Просим сообщить по электронной почте radys@narod.ru, факсу (095) 955-35-96 или почтовому адресу: 117918, Москва, ул. Донская, д. 26, стр. 4, МСГИ, (оргкомитет) – номер, дату перевода или платежного поручения.

Проживание

Для участников конференции могут быть заказаны номера в гостиницах города Москвы.
Все вопросы, связанные с бронированием и оплатой проживания (а также с визовой поддержкой), вы сможете решить через агентство Moscow Travel House.

Телефон: (095) 725-43-14; факс: (095) 725-43-15;
www.mthouse.ru
г. Москва, Архангельский пер., д. 5, стр. 4, офис 7.

Условия участия в конкурсе на лучшую работу аспирантов и молодых ученых, посвященную проблемам диагностики, коррекции и предупреждения нарушений письма и чтения:

Научная работа объемом не более 30 страниц машинописного текста представляется в печатном и электронном (на дискете или CD) видах.

Печатный вариант должен соответствовать следующим требованиям: формат листов – А4, шрифт Times New Roman; размер шрифта –14; печать через полтора интервала; поля сверху и снизу – 2 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см. Все дополнительные материалы и иллюстрации в сложенном виде должны соответствовать формату А4.

На титульном листе научной работы должны быть указаны:

– наименование, почтовый адрес вуза (или другого учреждения), от имени которого выдвигается работа, телефон, факс, e-mail;
– тема научной работы;
– данные об авторе (фамилия, имя, отчество);
– должность, фамилия, имя, отчество, ученое звание научного руководителя, оказавшего консультативную и методическую помощь в написании научной работы.

На последнем листе необходимо указать сведения об авторе (его почтовый индекс, домашний адрес, код города, телефон, факс, e-mail – если есть), приложить копию квитанции об оплате регистрационного взноса.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе конкурса отбор лучших научных работ проводится конкурсной комиссией вузов (или других учреждений). Эти научные работы с сопроводительным письмом направляются по адресу: с пометкой “На конкурс на лучшую научную работу, посвященную проблемам диагностики, коррекции и предупреждению нарушений письма и чтения у детей” не позднее 1 мая 2004 г. (дата отправки определяется по штампу почтового отправления) для рассмотрения и оценки экспертной комиссией конкурса. К каждой работе должны быть приложены рецензия научного руководителя и рекомендация о выдвижении работы на второй этап конкурса, подписанная руководителем учреждения.

На втором этапе конкурса отбор лучших научных работ проводится экспертной комиссией конкурса до 15 июня 2004 г. отдельно среди аспирантов и научных работников.

Дислексия у детей

Сейчас довольно часто в нашей стране стало употребляться это слово. Что же оно означает?

Неспособность к обучению? Трудности в чтении? Нарушение фонематического слуха? Болезнь?

Стандартный словарь даёт такое определение: « Дислексия-нарушение способности читать, часто возникающее в результате генетического дефекта или повреждения мозга». ( Словарь Вебстера).

В нашей стране по сей день дислексию логопеды называют « Нарушением фонематического слуха» или « Отсутствием фонематического слуха» и кардинально помочь и что-то изменить не могут. В школе такой ребёнок считается «педагогически запущенным», ленивым, «бездельником»; родители недоумевают-занимаются много, приглашают репетиторов, меняют школы…но результаты не улучшаются. Вся семья испытывает стресс…Ребёнок теряет интерес к занятиям, не хочет туда ходить…

Но последние исследования учёных доказали, что дислексия-это не болезнь, а состояние, которое вдобавок ко всему ещё и непостоянное, и может меняться у одного и того же человека каждый день. Кроме этого, было обнаружено, что дислексия является настоящим талантом восприятия, врождённым даром, который ответственен за большое количество способностей человека. Главное было выяснено, что эта способность бессознательная, но её можно научиться контролировать усилием воли. Это открытие и дало миллионам детей и взрослых, страдающих от безграмотности; терпящих неудачи в образовательном процессе и считающих себя «неудачниками» и « не от мира сего», надежду на помощь и коррекцию их состояния. А что может быть лучше. Да, это революционно новый метод коррекции дислексии и других нарушений способности к обучению – метод Р.Дейвиса.

Рональд Делл Дейвис является одним из создателей и директором Центра по исследованию проблем чтения в штате Калифорния. Он в детстве сталкивался с большими трудностями в обучении. До 38 лет не мог избавиться от дислексии ,пока не осознал, что её причина кроется в нём самом. Этот факт привёл его к открытию в 1980 году своего нового метода, который за это время приобрёл общественное признание и распространение по всему миру.

Звонки и письма от благодарных клиентов и их родителей, полученные за эти годы, свидетельствуют об устойчивом успехе, который подтверждается более высокими оценками в общеобразовательных работах и во вступительных экзаменах в вузы, а также повышением самооценки и достижениями целей в карьере.

Некоторые родители удивляются и не верят, что можно что-то изменить за 5 дней курса коррекции ( 30 часов – 5 дней по 6 часов) . Метод Дейвиса доказывает, что можно. Можно научить “инструментам”, которые помогают справиться с “мешающим состоянием”,можно научить его контролировать; немало важно показать и научить родителей -“помощников”, как работать дальше со своим ребёнком, как двигаться дальше.

Знакомство с книгой Р.Дейвиса “Дар дислексии” даёт общее представление о методе, но никак не может быть руководством для самостоятельной работы. Это либо не даёт никакого результата, либо усугубляет проблему. Доверьте проблему лицензированным методистам!

Читайте также:  Коррекция дисграфии у детей с ограниченными возможностями здоровья

Часто задаюсь вопросом: “А кто такой методист Дейвиса? “

Методист Дейвиса- это многофункциональный специалист. Бытует мнение, что он -врач, это заблуждение.

Методист- это и психолог, и дефектолог, и нейропсихолог, и репетитор, и учитель.

www.dyslexia.com РОНАЛЬД Д. ДЕЙВИС

Метод Дейвиса – реальная помощь при дислексии у взрослых и детей

Долгое время в школах многие дети, выглядевшие умными, но не способные читать либо писать на уровне сверстников, считались труднообучаемыми или просто ленивыми. Бывали также случаи со взрослыми, которые также воспринимались как безграмотные люди. И такое состояние людей считалось болезнью, которая называется дислексия. Многие отечественные логопеды до сих пор считают это нарушением фонематического слуха.

Дислексия у детей особо сильно выражается в процессе обучения в школе. И чтобы ни делали родители и учителя, в обучении практически не происходит изменений. Дислексия у взрослых также добавляет много хлопот, так как при данном состоянии у человека пропадает уверенность в своих силах, могут возникнуть проблемы на работе из-за недопонимания с руководством и сослуживцами.

Какие же при дислексии симптомы? Человек, который выглядит умным и умеющим грамотно выразить свои мысли, не способен к чтению либо письму на должном уровне. Считает себя глупым, занижая самооценку и скрывая свои проблемы за оригинальными выходами из сложившихся ситуаций. Имеет рассеянное внимание, будучи талантливым в искусстве, забывает о времени, не контролируя его. Лучше теоретического усваивает практический материал.

До последнего времени считалось, что болезнь дислексия вызвана дефектом на генетическом уровне либо повреждением мозга. Но последние исследования в данной области, проводимые Центром по исследованию проблем чтения, который расположен в штате Калифорния, доказали, что дислексия не является болезнью, а всего лишь определённым состоянием человека, притом, постоянно меняющимся.

Так что же делать при дислексии? Один из основоположников системы Дейвиса и директор Центра по исследованию проблем чтения Рональд Делл Дейвис до 38 лет имел диагноз дислексия. В один прекрасный момент он осознал, что причина этого состояния в нём самом, и, преодолев такую особенность своего организма, Р. Д. Дейвис сумел разработать метод, успешно помогающий многим людям. И в настоящее время такой метод помощи при дислексии стал доступен в России.

ВИДЫ КУРСОВ КОРРЕКЦИИ ПО МЕТОДУ Р. ДЕЙВИСА:

– БАЗОВЫЙ ( ОСНОВНОЙ) КУРС ( улучшение навыков чтения, правописания, коррекция дислексии, дисграфии);

– КУРС КОРРЕКЦИИ ДИСКАЛЬКУЛИИ ( улучшение навыков в математике, понимание математических действий, математических терминов);

– КУРС КОРРЕКЦИИ СДВ И СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности);

– ЯЗЫКОВОЙ КУРС ( улучшение навыков в иностранном языке ( английском)).

  • Коррекционная работа при дислексии
  • Мнестическая дислексия
  • Исправление дислексии
  • Устранение дислексии
  • ЛИЦЕНЗИЯ, подтверждающая право быть методистом по коррекции дислексии, дисграфии, СДВГ Международной ассоциации Дейвиса

За что гении получали двойки

– Это дисграфия, – говорит мне учредитель первой в России Ассоциации родителей и детей с дислексией Мария Пиотровская. – Дислексия же – это специфическое расстройство чтения и письма.

И открывает передо мною книгу. Нормального размера буквы на белой странице “плывут” и “смазываются”. И “закручиваются”, образуя какое-то странное сферическое пространство: в середине листа еще что-то можно разобрать, по краям – практически ничего. “Так ребенок с дислексией видит для нас с вами обычный текст, – говорит Мария. – Он будет тормозить, “зависать” над текстом, у него будет болеть голова. И не потому, что ленив или не умеет концентрировать внимание, а потому что он дислекс. Между тем учителя, видящие текст “нормальным”, будут делать все, что привыкли делать: торопить, шикать на ребенка. Родители часто следуют их примеру.”

“Когда ребенок говорит: “Мама у меня болит голова” и на градуснике 39, вы же не отвечаете ему: возьми себя в руки и иди в школу, – объясняет Мария. – Вы его ведете к врачам или укладываете в постель. Почему же дислексию мы воспринимаем как повод для волевого преодоления?”. Мария Пиотровская, выслушивая замечания в адрес своей дочери от учителей хорошей частной школы в Подмосковье, и наблюдая, как та мучается над страницей учебника, решила понять, ЧТО ей трудно. И первое, что обнаружила: диагностов этой “трудности” в России почти нет – в поликлиниках сократили, а в вузах почти перестали готовить логопедов, а именно они первыми “ловят” дислексию.

Мария Пиотровская – не однофамилица, дочь директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского, и, как мне показалось, похожа на него упорством характера и силой личности. Она “включилась” в ситуацию на полную катушку и нашла лучших в стране ученых, занимающихся дислексией. Ими оказались Татьяна Черниговская, специалист в области нейронауки и психолингвистики, профессор Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии,автор книг “Дислексия и дисграфия у детей” Александр Корнев и доктор психологических наук, один из лучших специалистов нейропсихологического обследования детей Татьяна Ахутина. Теперь они партнеры и научные попечители проекта Марии.

Потом стало кристаллизоваться уникальное родительское сообщество. Заикнувшаяся в интернете об идее родительской ассоциации Мария начала получать письма от родителей детей с дислексией и познакомилась с огромным количеством родителей-героев. Особенно ее поразили отцы из Перми, по шесть-семь лет решающие трудности письма и чтения – по непонятной для них причине – родных детей, и героически вытаскивающие их из двоек-троек и презрительных приговоров школьного и взрослого сообщества.
“Я что-то должна сделать, – не только для себя, но и для них”, – сказала себе Мария. И погрузилась в изучение мирового опыта.

Ей открылась невероятная картина – 10 процентов детей на Земле – дислексы. При отсутствии диагностики и помощи им они автоматически записываются в лодыри и бездарности. Между тем дислексия – не заболевание, а особенность человека. Причем не понижающая интеллект и уровень развития личности. Среди людей с дислексией – на минуточку! – Стив Джобс, Джон Леннон, Уинстон Черчилль, Джон Кеннеди, Кира Найтли.

В рекламных проспектах ассоциации представлен целый иконостас гениальных дислексов. Случаи Стива Джобса с Кирой Найтли, конечно, из серии научно установленных истин, но вот имена великих Бетховена, Моцарта и Леонардо да Винчи поначалу показались мне “припиской” в рекламных целях. Пока не проснулась мысль, а так и неразгаданные до конца загадки “Джоконды” – не следствие ли зрения дислекса, чей глаз непроизвольно закручивает любое изображение вихрем? Интересно, не дислексом ли был Ван Гог? И “закрученный как пламя, кипарис” не признак ли дислексии? Трудности Пикассо в освоении чтения и письма сейчас объясняют “скорее всего – дислексия”. Получается, что дислексия чуть ли не признак гениальности? Но тому же Джобсу нелегко было стать гением. В школе ему все давалось трудно. Но повезло с учителем, понявшим, что ребенок способный, и стал уделять ему особое внимание.

Чтобы везло всем дислексам, Мария решила перевернуть восприятие дислексии: вместо насаждаемого детям чувства ущербности – чувство особого дара. “Дислексия – это подарок” – теперь их слоган. Когда она повторила его учительнице своей дочери, умной девочки с дислексией, та ответила “мамочки себе вечно что-нибудь придумывают”.

Но зато Марии повезло встретиться с министром просвещения, и вместе с лучшими специалистами по дислексии подготовить ей 20 страниц предложений. После вмешательства Ольги Васильевой появился приказ Рособрнадзора и было принято около 10 важных решений по этому вопросу.

Созданной Марией родительской ассоциации уже два года. Но если учесть, что Международной – 69, а Европейской – около 30, то станет ясно, что Мария Пиотровская создает по сути “импортозамещающий” проект. Его цель – “дать детям с дислексией возможность получить качественное фундаментальное образование в России, поддержать и развить их творческий потенциал и таланты”. Только “замещаются” в данном случае не сыры или томаты, а “гуманное отношение” и “гуманитарное развитие”. Если раньше за хорошим образованием для ребенка-дислекса надо было ехать в Европу или Америку, то скоро его можно будет получить и в России. Выявить у ребенка дислексию, и добиться для него адекватных условий обучения – безусловно, социально значимое дело.

Дети с невыявленной дислексией, но обвешанные плохими оценками, заканчивают либо нервными расстройствами, либо девиантным поведением, с сожалением комментирует Мария. И выдвигает свои предложения – в каждой школе нужны логопеды (профессиональные стандарты для которых в России пока не разработаны), родители должны иметь возможность обратиться к нейропсихологу и неврологу. Хорошо бы иметь специальные “речевые” детсады. В клинике МЕДСИ уже создан, а в ЦКБ создается медико-педагогический центр, который Пиотровская готова всем рекомендовать (весь остальной опыт разбросан по разным центрам и не проверен экспертами). И для логопедов, и для родителей детей с дислексией нужны онлайн-курсы с обратной связью, чтобы в любом регионе к ним мог подключиться родитель или местный специалист.

Она мечтает, чтобы в отчетность школьных достижений – количество победителей олимпиад, отличников и хорошистов – был добавлен новый критерий: выявление детей с дислексией и программа особой работы с ними.

Она планирует решить проблему сначала хотя бы на уровне Москвы. Но вообще, если учитывать, что в Англии около 50 специальных школ, где могут учиться дети с дислексией, а в США около 250, то тут поле непаханое. Но Мария уверена, что когда-то и у нас на сайтах школ и университетов будет висеть пометка для школьников и студентов с дислексией “Позвоните тьютору” с номером его телефона.

В ассоциацию постоянно звонят родители, списываются через “Фейсбук” и “Инстаграм”.

В этом году в России впервые собралась первая серьезная международная научная конференция по проблемам дислексии.

Прошли мастер-классы в школах Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Чечни, Ингушетии. Ассоциация дислексии совместно с Институтом русского языка имени А.С. Пушкина затеяли большой социологический опрос на эту тему. Готовятся методические пособия, начата разработка профстандартов для логопедов для минтруда… Сейчас ассоциация занимается не только проблемой дислексии, но и такими трудностями обучения как дисграфия, дискалькулия и т.д., а этим – по данным мировых статистических исследований, отличаются порядка 25 процентов школьников – с сохраненным интеллектом.

Я говорю Марии: “Вы – воин” – она кивает, и с улыбкой рассказывает, что дочка Ксения из-за этого в последнее время предпочитает рассказывать о школьных проблемах сначала отцу: “А то мама тут же пойдет разбираться”… И уже интересуется психологией. И может быть, будет талантливым психологом, ведь дислексия это одаренность…

Этой осенью Мария с дочерью ездили в Эрмитаж смотреть выставку Лейденской коллекции, музей снабдил ее табличками с текстом, понятным для людей с дислексией.

Если ваш ребенок испытывает трудности с чтением и письмом, у него плохой почерк или он путает буквы и пишет их зеркально

  • – Сводите его к логопеду.
  • – Побывайте на приеме у невролога и нейропсихолога.
  • – Поскольку у дислексов есть звуки, которые они не слышат, поэтому их лучше не заставлять на уроках читать вслух.
  • – За логопедические ошибки и некрасивое письмо ребенку с дислексией не стоит снижать оценки.
  • – При сдаче экзаменов ребенку с дислексией нужно добавить дополнительное время, а также в особых случаях возможность использовать девайсы.
  • – Ребенку с дислексией правильнее давать звуковые, а не письменные задания – и лучше через наушники.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере “РГ”

«Я набралась смелости публично говорить о своём диагнозе»: Мария Парфёнова о дислексии

Известно, что за рубежом дислексия — официальный диагноз, в СМИ её ещё называют «болезнь гениев», поскольку ею страдает целый ряд популярных личностей, например Том Круз, Квентин Тарантино. У нас же, наоборот, люди скрывают и стесняются этого, так как в обществе бытует мнение, что это дети с задержкой развития, из неблагополучных семей, с дефицитом внимания родителей. Но ваш пример это полностью опровергает.

— Тут очень важно разобраться в терминологии. Дислексию на Западе уже давно никто не называет болезнью гениев. Начнем с того, что это вообще не болезнь. Болезнь — это то, что может привести к смерти или ухудшает твоё общее медицинское состояние. И то, что можно вылечить.

Дислексия не убивает и её нельзя вылечить, но с ней можно научиться жить и быть успешным. Это генетическая нейропсихологическая особенность, которая даёт разные врождённые и приобретенные как преимущества, так и серьёзные издержки при обучении. Издержки связаны с усвоением отдельных навыков типа чтения и письма. А преимущества будут связаны с самыми разными «правополушарными» способностями мозга: эмоциональным интеллектом, образным и абстрактным мышлением, музыкальными данными и другими — всё индивидуально, как отпечатки пальцев.

На Западе дислексию определяют как «особые образовательные потребности». Собственно, эта терминология сейчас уже актуальна и для нашего Министерства образования.

Так в России дислексия — официальный диагноз?

— Дислексия в нашей стране не прописана в медицинских формах. Почти невозможно получить официальное заключение по диагнозу с таким названием. Специалисты, которые, предположительно, должны массово ею занимаются в России, — логопеды. Логопед — это не медицинский специалист, это педагог.

Если мы говорим про медицинскую классификацию, где будут включены все психологические расстройства, в том числе и трудности обучения всех видов, то такое заключение будет обеспечивать человеку право на специальные условия поддержки при получении образования и даже в работе. В России же дислексия считается лишь нарушением речи. Никаких прав и привилегий при обучении таких детей пока официально не предусмотрено, но над этой проблемой активно работает Ассоциация родителей и детей с дислексией. При этом в российском обществе до сих пор считается, что подобные сложности с обучением — это удел неблагополучных слоев. Этот стереотип силён, потому что у нас больше 80% людей вообще ничего не знают о дислексии.

Читайте также:  Восстановление звуко–слоговой структуры слова у пациентов с эфферентной моторной афазией

Это статистика родительской неосведомлённости, но не педагогов?

— К сожалению, нет. Ужас заключается в том, что и учителя, и родители, и огромное число профильных специалистов просто не знают, что такое дислексия и дисграфия. Такая неосведомленность очень дорого стоит детям с особыми образовательными потребностями. Сами они не понимают, почему они такие, живут под гнётом упреков, с чувством неполноценности и постоянной вины, что расстраивают взрослых, и вырастают со сложными психологическими травмами. Когда в начальных классах выясняется, что ребёнок плохо читает, пишет и не может сосредоточиться, учителя самоустраняются от проблем ученика и предъявляют претензии к родителям или самому ученику, мол, с ребёнком плохо занимаются, мало читают или у него ограниченные способности. Нередко всё заканчивается рекомендацией перевестись в коррекционную школу, то есть в школу для детей с задержкой развития. Моим родителям тоже советовали — благо они не прислушались к этим советам.

Что заставило вас публично заявить о своём диагнозе после возвращения в Россию?

— Мне важно помочь детям с дислексией и другими особыми образовательными потребностями, чтобы они не чувствовали себя изгоями из-за неосведомлённости взрослых. Я не ругаю общество и учителей. Непросвещённость в вопросе дислексии — это наша взаимная проблема, и я давно мечтала помочь в её решении. Именно поэтому в 2016 году я присоединилась к первой инициативе, занятой этой проблемой в России: к Ассоциации родителей и детей с дислексией, основанной Марией Пиотровской, дочерью Михаила Борисовича Пиотровского (историк-востоковед, академик РАН, директор Государственного Эрмитажа. — RT). Именно поэтому я набралась смелости регулярно публично говорить о своём диагнозе.

Как вы узнали о своей особенности?

— Это произошло в первом классе. Я делала всё хуже всех: не могла ни в прописи писать, ни читать. Путала буквы, цифры, писала их зеркально. Даже списать ответ у соседа не могла, всё равно делала ошибки. При этом я бегло говорила по-английски, вернее, была единственной, кто реально говорил на нём, до третьего класса точно. Легко выполняла задачи на логику, на память, играла в театральных кружках.

Неужели родители не заметили это раньше?

— Конечно, заметили, ещё с детского сада. Это сама я как-то не замечала. Они всё видели, переживали, но не знали, что делать. Ну, вот ребёнок такой девиантный, гиперактивный, неугомонный, не хочет заниматься и очень плохо читает. Но, естественно, родители также верили в то, что их дочь просто такая активная, непоседливая, может, отчасти в чём-то неспособная, и поэтому есть какие-то отставания. Никто тогда не знал о дислексии, мама с папой просто считали все отклонения от нормы особенностью моего характера, пытались повлиять на меня. Но, увы, это врождённая нейроособенность, и воспитанием её не уберёшь.

А что чувствовали вы?

— Когда ты маленькая, то ещё не понимаешь, что что-то не так, когда ты делаешь всё хуже всех. Я была хорошо развита — и речь, и память, — но всё восприятие у меня было только на слух. А в школе началось: чем дальше — тем хуже, потому что чтение становилось с каждым годом важнее для освоения предмета и аттестации.

Отдельный ужас начался, когда появились диктанты. Тогда я поняла, что даже записывать не успеваю, не говоря уже о том, чтобы писать правильно. Просто не могла удержать больше трёх слов в голове, дальше слова путались, забывались — и начиналась паника. А то, что я диктовала себе всё время вслух, никого не устраивало. И конечно, когда ты понимаешь: мало того, что у тебя почерк — жуть и на каждые четыре строчки — 10—15 ошибок, а у других — две-три, — начинаешь мучиться вопросом, что с тобой не так. Я не понимала, почему могу бегло говорить на английском, легко схватываю информацию с визуальным сопровождением и при этом не способна правильно прочитать или записать задание на родном языке. И никто этого не понимал и не мог объяснить. Это такой замкнутый круг, из которого нельзя было вырваться.

Как реагировали учителя? Пытались помочь?

— Реагировали они очень плохо. Самыми ужасными фразами, вплоть до «ты не дочь своих родителей, у таких родителей не могла родиться такая неспособная девочка».

Как удалось окончить школу?

— Сразу после трёх классов родителей вызвали и объявили, что мне не место в обычной школе. Порекомендовали перевести в коррекционный класс, но для родителей это было несправедливое и неприемлемое решение.

Всё лето меня возили по частным школам, но и там тоже не брали. А на собеседовании в одной из них мне директор и вовсе заявила: «Ты понимаешь, что тебя с такими оценками, таким чтением и письмом просто вшивой палкой отовсюду гнать будут, и у тебя никогда не будет места в этом обществе?» Тогда я первый раз услышала, как моя интеллигентная мама послала человека на три буквы. Я ещё тогда не понимала, что это означает. У нас с мамой очень сильное чувство несправедливости по отношению к неуспевающим детям. И тут такое заявление со стороны директора, да ещё и напрямую младшеклашке.

Наконец нам повезло. Я попала в школу, где директор не просто готова была взять, — она была счастлива, что мы нашли эту школу, потому что у неё самой был сын с дислексией. Она хорошо разбиралась в формах особых образовательных потребностей у таких детей. Это была не коррекционная, а обычная частная школа. Я попала в среду, где верили в индивидуальный подход для всех, поэтому в классе были дети с самыми разными потребностями, например мальчик с дизартрией (психофизическая патология нервной системы, при которой ребёнок не может правильно произносить слова). Мы обучались по обычной школьной программе, но с дополнительной высококлассной поддержкой логопеда и психолога.

Старшие классы я прошла экстерном. Мне повезло: родители нашли изумительную учительницу русского языка, которая креативно подошла к моим проблемам, выдумывала разные стихотворения и прочее, чтобы я запоминала правила. И это сработало: при том, что у меня всегда была тройка по русскому языку, ЕГЭ я написала на четыре!

Дальше родители отправили вас учиться в Европу?

— Да, всё по тем же причинам: моя дислексия никуда не делась. По-прежнему нужен был индивидуальный подход в обучении. В России это было невозможно. Я уехала учиться в международный колледж в Италии и там впервые получила официальное заключение на несколько страниц обо всех моих когнитивных особенностях и дополнительных потребностях при обучении. Провели обследование, я несколько дней приходила на тесты, одно тестирование могло занимать пять часов. Думаю, только тогда родители поняли и приняли до конца моё состояние. Хотя, мне кажется, мой отец до сих пор не верит в трудности обучения. Он считает, что просто есть люди, которые могут сами бороться со своими особенностями, а есть те, кто не хотят.

А вас он к какой категории относит?

— Скорее, к тем, которые списывают свои проблемы на свои особенности. Сначала в общеобразовательном колледже в Италии, а потом и в университете в Лондоне мне выдали разрешение на все необходимые условия обучения, включая дополнительное время на экзаменах, снисходительное отношение к грамматическим и орфографическим ошибкам, даже предоставили отдельный кабинет со звукоизоляцией в библиотеке. В общем, условия практически идеальные, училась с удовольствием.

Я выбрала лингвистическо-гуманитарное направление. Русский, английский, мировая литература, история, театральное искусство, стандартная математика и экология. И я это всё смогла сдать сама. Потом поступила в престижный лондонский вуз на специальность «социология и исследования СМИ». И там отучилась, тоже с привилегиями, положенными студентам с дислексией.

До какой степени удалось преодолеть проблемы с дислексией?

— Все поверхностные страдания ушли, читаю неплохо, но пишу по-прежнему плохо. То есть если у меня глупая ошибка в посте, уже не буду плакать. А ещё четыре года назад ревела бы. Я приняла свои особенности, научилась с этим жить.

— Мария, существует ли статистика, сколько детей с такими проблемами приходят в школу?

— В мире называются цифры 20—25%. То есть каждый пятый. Это как минимум два-три ученика в каждом классе. В России учителя бьют тревогу: общая неуспеваемость по предметам — сейчас это действительно касается больше половины детей. Но это не значит, что у всех у них дислексия или другие формы трудностей обучения. Это может быть и педагогическая запущенность. Но зачастую такие проблемы являются результатом отсутствия поддержки ученика с дислексией или другой потребностью.

На что вы посоветовали бы обратить внимание в жизни ребёнка?

— Я всегда говорю родителям: если у вашего ребёнка сложности развития речи, он отстает от других, если он не хочет рисовать, если у него сложности с запоминанием стихов или терминов, дней недели, времён года или месяцев — это уже важные сигналы. То же самое, если ребёнок странно держит пишущий предмет и ложку. Тем более если он левша. Потому что левши чаще сталкиваются с дислексией и другими трудностями обучения в силу активного правого полушария. Надо смотреть, что с ребёнком происходит. Если он по каким-то обязательным навыкам не догоняет сверстников, это сигнал к тому, что надо обратиться к специалисту.

Куда вы посоветуете обращаться родителям?

— На сайте Ассоциации родителей и детей с дислексией в разделе «Партнёры» есть центры, в которые можно пойти и правильно продиагностировать ребёнка. А с октября этого года там должен появиться доступ к обучающему онлайн-курсу. Всех детей надо диагностировать с пяти-шести лет. Потому что чем раньше родители за это схватятся, тем больше шансов — пока мозг пластичен, до 12—13 лет.

Есть какие-нибудь специальные тесты?

— Конечно. На сайте ассоциации есть такой короткий тест, по которому можно проверить, имеет дислексия отношение к вашему ребёнку или нет. Но это далеко не диагностика, а проверка на признаки. Ещё на сайте есть логопедический опросник — по нему можно понять, насколько ребёнок готов к обучению в школе и детском саду.

Какими инициативами занимается Ассоциация родителей и детей с дислексией?

— Сегодня государство начало говорить о дислексии и мотивирует заниматься проблемой. Основатель ассоциации Мария Пиотровская смогла добиться того, чтобы в Министерстве образования появились две рабочие группы, посвящённые этому вопросу. Большинство родителей, которые не могли получить помощь для своих детей, после обращения в ассоциацию выучились и сами стали специалистами. Конечно, это напрямую результат работы ассоциации и это большой прорыв.

Я всё своё время посвящаю прикладному общественному проекту — программе «Учитель для России». Проект активно работает уже в шести регионах: Воронежской, Калужской, Тамбовской, Новгородской и Нижегородской областях. Это программа, которая даёт альтернативный вход в профессию для учителей и всех правильно мотивированных людей, желающих работать с детьми. Существует очень строгий отбор, до двадцати человек на место, но это не конкурс — другим 19 кандидатам просто не подходит наша программа. В течение двух лет каждый участник проходит образовательную программу и параллельно работает в регионе. И параллельно наши учителя воплощают различные социальные проекты, связанные с развитием региона, прежде всего — в сфере культуры и образования, включая внедрение новых обучающих методик.

Каких, например?

— К примеру, на местах есть ребята, которые придумали программу под названием «Физика — сёлам». Они ездят по сельским школам, в которых нет оборудованных классов физики и химии, где ставят вместе с детьми опыты. Каждый учитель воплощает какой-то свой, особый проект, чтобы заинтересовать учеников, вовлечь их в совместную деятельность по изучению предмета. Они не только читают свои предметы и работают с детьми. Их задача — сплотить родителей и местных жителей вокруг этих благородных идей.

Идёт ли подготовка педагогов к работе с детьми с дислексией в рамках проекта «Учитель для России»?

— Я на разных площадках читаю лекции о том, как это устроено и что необходимо. Это, конечно, совершенно не тот уровень, который необходим. Поэтому как только Ассоциация родителей и детей с дислексией выпустит свой обучающий онлайн-курс по поддержке детей с речевыми трудностями или стандартизированную методику выявления особых образовательных потребностей, эти технологии будут интегрироваться в программу подготовки участников «Учитель для России».

Ссылка на основную публикацию