Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов – Учебная программа

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи для учащихся 1 – 4 классов с ОВЗ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 им. Л.А. Попугаевой»

. Председатель НМС – О.П. Багдасаева

Протокол № __ от _сентября 2018 г.

по предупреждению и коррекции

недостатков устной и письменной речи

для учащихся 1 – 4 классов с ОВЗ

на 2018-2019 уч. год

Наиболее многочисленную группу риска составляют дети с ОВЗ, обучающиеся по адаптированным программам.

Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Бессоновой и многих других, с уверенностью можно сказать, что одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Следует отметить, что нарушения письменной речи у детей являются столь комплексной, наукоёмкой проблемой, что требуется воздействие не только специалистов-логопедов, но и психологов, а также медиков и социологов.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер.

Данная коррекционно-развивающая логопедическая программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике. Теоретической основой программы является инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1996г.). При составлении учебной программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях предложенные авторами И.Н. Садовниковой (1998г), Л.Н. Ефименковой (2004г.), Л.Г.Парамоновой (1999г.), Е.В.Мазановой (2006г.) .

Программа составлена с учётом контингента обучающихся с речевыми недостатками, обучающихся в классах для детей с ОВЗ по адаптированным программам МБОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой» г. Удачный, у которых в результате логопедического обследования выявлены:

1 класс– Недостаточная сформированность фонематических и лексико – грамматических средств речи.

2 класс – Недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонематических и лексико – грамматических средств речи.

3 класс – Недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью лексико – грамматических средств речи.

– провести коррекционное обучение с детьми с ОВЗ, обучающимися по адаптированным программам , предупредить и скорректировать недостатки устной и письменной речи с целью успешного освоения школьной программы.

восполнить пробелы в развитии звуковой сторо­ны речи;

обогатить словарный запас;

развить грамматический строй и связную речь.

Область применения программы Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных и специальных коррекционных школ; может быть использована учителями начальных классов общеобразовательных школ для профилактики речевых недостатков, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на четыре года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: в 1 классе – 87 часов (3 часа в неделю), во 2 – 3 классах – по 60 часов (2 часа в неделю), всего 207 часов. Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая. Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала. Коррекционная работа состоит из трёх этапов: I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (1 класс – 87 занятий – 3 раза в неделю, 2 класс – 60 занятий – 2 раза в неделю). II этап – восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи (3 – 4 класс – по 45 занятий – 2 раза в неделю). III этап- восполнение пробелов в формировании связной речи (3, 4 класс – 15 занятий – 2 раза в неделю).

Содержание коррекционной работы на первом этапе

Основным содержанием логопедической работы на I этапе является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. На первом этапе коррекционно-развивающего обучения осуществляется своевременная и целенаправленная подготовка к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи.

Поэтому необходимо сформировать:

-полноценные фонематические процессы;

-представления о звукобуквенном составе слова;

-навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

-готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

– скоррегировать дефекты произношения.

В ходе занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Кроме того, методом устного опережения, осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций, то есть создаётся база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концетрации внимания и усилий учителя-логопеда и детей на решении основной задачи первого этапа.

Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей, обучающихся в классах с ОВЗ, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим

методом устного опережения в занятия I этапа избирательно включаются элементы работы по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.

На первом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Работу над мягкими и твёрдыми согласными связывают с дифференциацией гласных I – II ряда. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Работа на первом этапе завершается дифференциацией букв, имеющих кинетическое сходство по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш), либо попространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч,г-р), либо поналичию или отсутствию элементов данных букв(у-д-з, о-а, н-ю, л-я,и-у,х-ж, ш-щ, а-д).

При завершении I этапа коррекционно-развивающего обучения у учащихся должны быть:

-сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;

-восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

-уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований-поставлены и отдифференцированы все звуки;

-уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

-введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение.

Таким образом, в течение I этапа должны быть устранены дефекты произношения и различения оппозиционных звуков, сформированы навыки анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова, что создаёт необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.

на I этапе с учащимися 1-х классов с ОВЗ,

имеющиминедостаточную сформированность фонематических

и лексико – грамматических средств речи

Рабочая программа коррекции нарушений устной и письменной речи в условиях школьного Логопункта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Петрозаводская средняя общеобразовательная школа № 34

с углубленным изучением финского языка,

ассоциированная школа ЮНЕСКО»

Директор МОУ СОШ № 34

___________ Н.Л. Климова

Рабочая программа курса

«Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов при школьном логопункте»,

составленная на основе инструктивно-методического письма

А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой

« О работе учителя – логопеда при образовательной школе»,

Васькова Мария Вячеславовна

2016/2017 учебный год

Рабочая программа коррекции нарушений устной и письменной речи в условиях школьного логопункта

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.

Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г.Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы. Это обусловлено рядом факторов.

Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития, первичного или вторичного генеза, что в свою очередь обуславливает трудности в освоении программы школы.

Можно выделить следующие речевые нарушения:

фонетический дефект – недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков и проводится на индивидуальных занятиях;

фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – недостаток речи, при котором имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребёнка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

слабо выраженное общее недоразвитие речи (СВОНР) – нарушение речи, при котором недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, выраженность которых может быть различной.

Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (СВОНР, ФФН).

Из анализа изученной литературы, на основе обобщения имеющегося опыта работы, по предупреждению и коррекции различных видов дисграфии, и с учётом требований инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой (Москва,1996г.) и по материалам Е.В Мазановой «Методические рекомендации учителям-логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы» была составлена данная программа.

Рабочая программа предназначена для коррекции нарушений устной и письменной речи детей 7-10 лет (1 – 4 классы) с нарушениями речи (ФФНР, СВОНР, нарушения чтения и письма) .

Главной целью программы является формирование у детей правильной устной и письменной речи.

Достижению данной цели будут способствовать задачи :

1. Формировать правильное произношение фонем;

2. Своевременно преодолевать трудности в освоении общеобразовательной программы;

3. Учить различать оппозиционные фонемы;

4. Совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

5. Развивать связную речь.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов :

принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего

выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;

принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского

о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

принцип полифункционального подхода, предусматривающий

одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог

должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт

возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;

принцип постепенного повышения требований, предполагающий

постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое

взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Содержание коррекционно-развивающих занятий

Организация деятельности логопеда, учителей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится в течение сентября, в течение мая.

Содержание коррекционной работы включает в себя 4 этапа.

Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических

предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.

Учителя-логопеды по своему усмотрению проводят данные занятия в начале коррекционной логопедической работы, учитывая особенности развития детей и характер их речевых нарушений.

коррекция дефектов произношения;

формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса:

путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;

за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов.

С детьми, имеющими ФФНР, СВОНР и нарушения чтения и письма, обусловленные СВОНР и ФФНР, проводятся групповые занятия по (СВОНР) и (ФФНР) по 3-4 человека в группе 1-2 раза в неделю.

В рамках данной программы допустимо перераспределение часов в рамках тематического планирования, в зависимости от тяжести речевого нарушения, уровня развития речи.

Группы так же формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей, а также педагогов и специалистов школы. Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности учителей: на прогулках, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром, на внеклассных занятиях. Родители ребёнка и педагоги школы постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

Формы и средства организации образовательной деятельности

Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми младшего школьного возраста .

2.Диагностика, ИКТ тестирование.

3. Коррекционные занятия:

индивидуальные занятия по постановке звуков;

групповые занятия по темам, указанным в программе.

анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);

проверочные работы и диктанты в течение года (в группе);

Условия реализации программы:

1) Наличие необходимых условий для занятий.

логопедического кабинета для занятий;

2) Обеспечение систематических занятий.

3) Последовательное выполнение всех задач.

4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.

5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;

ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Основные методы работы на занятии – методы обучения в группе:

Требования к условиям реализации программы:

Психолого – педагогическое обеспечение

Обеспечение психолого – педагогических условий (коррекционно – развивающая направленность в логопедической работы; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).

Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях).

Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических ном и правил).

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить вы­ходы из спорных ситуаций.

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель­ности, находить средства её осуществления.

Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

Читайте также:  Пример практической работы по преодолению когнитивных нарушений при сочетанной форме афазии

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание ре­чевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

Овладение следующими логическими действиями:

классификация и обобщение по родовидовым признакам;

установление аналогий и причинно-следственных связей;

отнесение к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные еди­ницы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции че­ловека.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Программа коррекции нарушений письменной и устной речи у учащихся младших классов

Разделы: Логопедия

Пояснительная записка.

Коррекционно-развивающая программа разработана для учащихся 2 класса с нарушением чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи третьего уровня. Работа по данной программе осуществляется в условиях логопункта общеобразовательной школы.

Программа составлена в соответствии с государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе, структурой речевого дефекта и отражает современные подходы к коррекции нарушений речи с позиций принципа природосообразности образовательного процесса.

Теоретической основой данной программы является анализ семантических нарушений у детей с расстройствами речи, пути преодоления которых рассматриваются в настоящий момент многими специалистами в области патологии речи (Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.Ю., Тумановой Т.В., Халиловой Л.Б., Шаховской С.Н., Репиной З.А., Ванюхиной Г.А. и мн.др.).

Современная педагогика и логопедия придают огромное значение гуманизации и экологизации коррекционно-развивающего процесса, что в основном предполагает необходимость создания развивающей среды и условий для сотрудничества ребёнка и взрослого. Проблема экологии механизмов познания, от которых зависит развитие общепознавательных и речевых способностей, остаётся открытой [2].

Существующая в настоящее время система логопедической работы по профилактике и устранению дисграфии уделяет очень большое внимание фонематическому развитию, развитию лексико-грамматических средств языка. Но ведущими симптомами общего недоразвития речи, от устранения которых напрямую зависит успешность коррекционной работы, является несформированность словарного запаса, уровня обобщений, осознания языковой действительности. «Словарный запас является не только одним из самых значимых компонентов высказывания, но и свидетельствуют о глубине дифференцированного познания окружающей действительности, об уровне сформированности речемыслительных процессов» [4].

Лексические представления учеников начальной школы с общим недоразвитием речи носят фрагментарный характер, слова в сознании системно не организуются. Это проявляется в незнании точного смысла слов, слабой дифференциации лексических значений, многочисленных заменах и смешениях слов (сходных по звучанию, обозначающих внешне сходные предметы, относящихся к одному семантическому полю). Затруднения в использовании синонимов, антонимов, многозначных слов, обобщающей лексики, многочисленные ошибки в восприятии и воспроизведении сложных лексико-грамматических отношений, построении предложений, устойчивое повторение словообразовательных и морфологических ошибок свидетельствуют о несформированности словаря и семантических полей слов. У детей отмечается трудности в развитии речемыслителъной деятельности, связанной с языковым материалом разного уровня; недостаточность формирования процессов обобщения и абстракции, нарушение процесса тематического отбора и семантического выбора слов при порождении речевого высказывания [5].

В этой связи в качестве наиболее оптимальных, биоадекватных методов и способов коррекционно-развивающей работы по формированию системных лексических представлений является использование семантических технологий развития речи.

Устойчивый характер выделенных нарушений, разнообразие способов их проявления в языке дают основание говорить:

  • о том, что системность лексики – чрезвычайно сложное явление в структуре языка, трудно поддающееся упорядочению;
  • о сложности и многогранности структуры семантических нарушений, отличающихся заметной стойкостью, нередко скрытым характером внешних проявлений, у детей с речевой патологией;
  • о недостаточной вооруженности школы современными приемами и формами словарной работы, приверженности педагогов традиционным методам обучения.

Вышеперечисленные факторы позволяют определить основные задачи, конкретное содержание коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений письма и чтения, по формированию системных лексических представлений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, выбрать наиболее оптимальные методы и способы логопедического воздействия.

Основной задачей работы по преодолению нарушений письма и чтения следует считать формирование в языковом сознании ребенка полноценных семантических полей, что открывает колоссальные возможности для коррекции недостатков и развития речевых способностей детей.

Организованная с учётом данного принципа работа предполагает проведение любого вида коррекционной работы на общетематической основе, т.е. в структуре семантического поля как целостного, системно заполняемого познавательного пространства [2].

Тематический принцип организации учебного материала позволяет:

  • систематизировать всю лексико-грамматическую работу;
  • наиболее рационально сгруппировать слова в языковом сознании ребенка и упорядочить лексические единицы в языковом сознании учеников; усвоить образцы построения семантических полей.
  • осуществлять коррекцию речевых нарушений на основе системного подхода к изучению лексики, тесной взаимосвязи ее со всеми разделами языка (фонетикой, морфологией, словообразованием, синтаксисом).

Эти умения направят учащихся на путь естественной структуризации и наиболее эффективной коррекции семантического мира, а вместе с ним и всех служебных грамматических форм.

Цель программы: восполнение пробелов в развитии речевой деятельности, формирование предпосылок к полноценному усвоению программного материала, формирование культуры устной речи.

Задачи программы:

  1. Формирование в языковом сознании учащихся семантических полей, позволяющих рационально сгруппировать и систематизировать лексические единицы.
  2. Расширение словарного запаса.
  3. На основе формирования лексики:
    • совершенствование фонетико-фонематичекой стороны речи: формирование звукопроизношения и звукослоговой структуры слова; развитие слогового анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;
    • формирование грамматического строя речи;
    • формирование синтаксической структуры предложения.
  4. Развитие языковой интуиции.
  5. Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
  6. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
  7. Формирование просодической стороны речи.
  8. Формирование психологической базы речи (внимания, восприятия различной модальности, памяти, мышления).
  9. Преодоление имеющихся у детей учебных затруднений, формирование и развитие навыков учебной деятельности, мотивации к овладению письменной деятельностью.

Концептуальность программы.

Основополагающими для программы являются следующие теоретические положения и принципы.

Положение о тесном взаимодействии развития речи и мышления. Развитие речи и развитие мышления – единый процесс. Для успешного овладения процессами письма и чтения у школьников должно быть сформировано умение анализировать речь, сравнивать и дифференцировать по определённым признакам языковые единицы, выделять общее и специфическое в языковых явлениях. В связи с этим логопедическая работа должна быть направлена на развитие лингвистического мышления – гибкого, динамичного и продуктивного, что позволит ученикам не только осознать язык как объект наблюдения, анализа и обобщения, но и создавать новые образы и идеи.

Представление о семантике, как ведущем уровне речевой деятельности. Для систематизации всей лексико-грамматической работы программой предусматриваются семантические технологии развития речи. При такой организации познавательного процесса семантический алгоритм реализуется на лексико-грамматическом материале познавательной темы, что позволяет связать речевые компоненты в сознании детей и является средой для их роста и совершенствования.

Принцип учета возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Принцип основан на максимальном использовании образного типа переработки информации.

В коррекционно-развивающей работе необходимо учитывать особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой[3]. Следовательно, участие правого полушария в обучении, развитие межполушарного взаимодействия позволит достичь больших успехов в коррекции речи и мышления.

Принцип формирования метаязыковой деятельности на основе практического уровня овладения языком. Ребёнок уже до школы практически владеет многими сторонами языка, только владеет ими на интуитивном уровне. Таким образом, важнейшим условием изучения «русского языка» как предмета становится развитие у ребёнка природной языковой интуиции, чувства языка, для чего необходимо опираться на уже накопленный языковой и речевой опыт.

Особенности планирования коррекционной работы.

Учебный материал разработан из расчёта 3 академических часа в неделю на протяжении 9 календарных месяцев.

Работа предполагает проведение коррекционной работы на общетематической основе, т.е. в структуре семантического поля. Тематический принцип организации речевого материала позволяет наиболее рационально сгруппировать слова в языковом сознании учеников. Лексический материал охватывает наиболее важные и близкие школьникам этого возраста темы: «Человек и части его тела», «Семья», «Увлечения, отдых», «Профессии», «Времена года», «Дикие животные», и пр. Это позволяет формировать словарь естественным образом в рамках познавательной темы.

Несмотря на последовательное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно. Превалирующая роль при этом принадлежит решению задачи текущего этапа коррекционной работы.

Например, в процессе решения основной задачи 1 этапа: совершенствование фонетико-фонематической стороны речи – восприятие фонетико-фонематического образа, развития звукового и звукослогового анализа происходит одновременно с процессом «проживания» содержания слова. Игры и упражнения, направленные на уточнение значения слов, поиск истоков их образования, подбор синонимов и антонимов, объяснение значений многозначных слов позволяют включить слова в определённое семантическое поле, формируют умение точно употреблять слова в речевом потоке, в словосочетаниях и предложениях в рамках данной лексической темы («Человек», «Части тела» и пр.). Начинается знакомство с различными способами словообразования.

В течение второго этапа, когда приоритет отдаётся работе на лексическом уровне, продолжается работа по формированию фонетической стороны речи – проводится дифференциация согласных звуков по глухости-звонкости. Включение слова в определённое семантическое поле осуществляется в процессе работы над антонимами, синонимами, паронимами, многозначными словами, словами с переносным значением, образными выражениями, знакомства с однокоренными словами. Знакомство с различными способами изменения формы слова с помощью приставок, суффиксов и окончаний формирует умение находить корневой смысл и добавочные значения слов. Расширение словаря осуществляется путём систематизации значений глаголов, прилагательных, существительных, наречий. Новые слова включаются в словосочетания, предложения.

На этапе формирования синтаксического уровня речи развиваются умения и навыки связного высказывания: умение оформлять отдельные законченные мысли, логически связывать отдельные фразы, передавая последовательность действий, умение составлять короткие рассказы. Продолжением работы, начатой на предыдущих уровнях являются практическое овладение категориями рода, числа, падежа необходимых для связи слов при составлении предложений и дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

На изучение одной лексической темы отводится определённое количество занятий (см. Приложение 1).

Последовательность лексических тем учитывает программу начальных классов, частотный словарь и особенности лексики младших школьников, а также возможность введения в занятия очередных форм и приёмов работы.

Направления работы.

Система коррекционного обучения по преодолению нарушений письменной и устной речи условно делится на 2 направления.

1. Диагностическое, в процессе которого осуществляется логопедическое обследование устной и письменной речи детей. Организуется совместная работа с учителями и психологом по выявлению учащихся, нуждающихся в логопедической помощи, заполнение речевых карт, комплектование групп, посещение родительских собраний, беседы с родителями.

Обследование проводится 3 раза в год: сентябрь – первичное речевое обследование (1–15 сентября); январь – промежуточное экспресс-диагностическое обследование; май – итоговое обследование (15 – 30 мая).

2. Коррекционно-развивающее направление, включающее работу по преодолению речевых нарушений и развитию речевых и коммуникативно-деятельностных умений и навыков. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, условно разделённых на три этапа.

Направления и этапы работы представлены в перспективном плане (см. Приложение 1).

1 этап – коррекционная работа на фонетическом уровне (33 часа).

На этом этапе основное внимание уделяется развитию слухового и зрительного внимания, фонематического восприятия; совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза, слуховых дифференцировок.

Наряду с этим в процессе ритмических и интонационных игр, действий с предметом, моделирования содержания слова, обозначающего данный предмет, знакомством со схемами происходит уточнение и углубление смысла слова, восприятия его фонетико-фонематического образа, звукового и звукобуквенного анализа, деления на слоги.

Организованное таким образом взаимодействие зрительного, слухового и двигательного анализаторов позволяет правильно установить нужные связи между зрительным, акустическим и семантическим образом слова.

Вводится дифференциация понятий «слово»– «словосочетание» – «предложение», практическое освоение языковых и неязыковых средств устного общения: интонация, громкость, темп, паузы, логическое ударение, жест, мимика.

Сама природа слова, его связь с окружающими людьми, миром мыслей и чувств человека требуют осмысленного подхода к его изучению. Важно научить детей тонко и глубоко чувствовать слово, творчески обращаться с ним, разбираться в его особенностях. Поэтому в качестве подготовительной работы (5 часов) для знакомства со звуками речи на данном этапе проводится цикл занятий по знакомству детей с языком как важнейшим средством общения, с правилами речевого общения.

Конспекты первых пяти занятий по данной программе (см. Приложение 2).

2 этап – коррекционная работа на лексическом уровне (20 часов).

Продолжением работы является совершенствование дифференциации согласных звуков по глухости-звонкости и фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

Основным содержанием работы является обогащение словаря на материале слов из разных частей речи (имён существительных, прилагательных, глаголов, наречий); знакомство с отношениями между родственными словами, отношениями паронимии, антонимии, многозначности слов; изменения формы слова с помощью приставок, суффиксов и окончаний; дифференциация слов, близких по акустическому признаку.

Проводится обучение практическому овладению составлением словосочетаний, построению предложения, его интонационному оформлению.

3 этап – коррекционная работа на синтаксическом уровне (18 часов).

Решение задач данного этапа в большей степени направлено на формирование умения осознанно строить предложения, выделять модели предложений различных синтаксических конструкций; составлять связный текст из отдельный предложений; определять особенности текстов разных типов.

Продолжается начатая на втором этапе работа по уточнению и совершенствованию грамматического оформления речи: согласование существительных с прилагательными и глаголами, дифференциация предлогов и приставок.

Завершается работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

Подробный перечень задач, решение которых осуществляется на каждом из этапов (см. Приложение 3).

Проведение логопедической работы по указанным выше направлениям позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста системные представления о лексике родного языка, исключить стихийность и случайность образования связей между словами, предупредить возникновение лексических ошибок в оформлении своих связных высказываний.

Преодоление речевого недоразвития обеспечивается решением таких задач, как устранение недостатков временных и пространственных представлений у учащихся, развитие дыхательной функции, речевого дыхания, выработка чёткой дикции, формированию динамической и кинетической организации движений руки, мелкой мускулатуры пальцев руки. А формирование культуры речи требует развития интонационной выразительности речи, разных качеств речевого голоса, мимической выразительности.

Работа по развитию и уточнению данных функций проводится на каждом занятии курса в процессе решения основных задач, а также в организационной части урока или в процессе физминуток (см. Приложение 4).

Результатом работы по данной программе должно быть формирование у детей умений и навыков (см. Приложение 5).

Литература:

  1. Безрукова О.А. Формирование системных лексических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: Научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ. Том I. – М., 2005.
  2. Ванюхина Г.А. Экологизация логопедического процесса с позиций принципа природосообразности / Г.А. Ванюхина // Логопед : науч.-метод. журн. – 2005. – № 2. – C.4-8
  3. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – С. 128 .
  4. Халилова Л. Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи// Психолингвистика и современная логопедия/ Под ред. Л. Б. Халиловой. – М., 1997. – С. 227-240.
  5. Шаховская Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи// Психолингвистика и современная логопедия/ Под ред. Л. Б. Халиловой. – М., 1997. – С. 240-250.
Читайте также:  Дисграфия у детей с ринолалией

Рабочая программа учебного предмета “Коррекция устной речи”

Адаптированная рабочая программа по коррекции устной речи в 5 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2011. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Никитина Е.И. Развитие речи. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011. 2. Цели изучения коррекции устной речи в специальном (коррекционном) классе (СКК) VII вида направлены на обеспечение развития учащегося как личности, полноценно владеющей устной речью: • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры.

Аннотация к адаптированной рабочей программе по коррекции устной речи.

1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы школы.

Адаптированная рабочая программа по коррекции устной речи в 5 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2011.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Никитина Е.И. Развитие речи. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.

2. Цели изучения коррекции устной речи в специальном (коррекционном) классе (СКК) VII вида направлены на обеспечение развития учащегося как личности, полноценно владеющей устной речью:

· овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры.

3. Структура учебного предмета.

Устная и письменная форма речи. Речь диалогическая и монологическая. Понятие о связном тексте. Тема. Основная мысль текста. Смысловые части текста. Простой план. Параллельная и последовательная связь предложений в тексте. Выразительные средства устной речи. Стили речи. Типы речи.

4. Основные образовательные технологии.

В процессе изучения предмета используются следующие образовательные технологии: исследовательская деятельность, проблемно-диалогическое обучение, технология формирования критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.

5. Требования к результатам освоения учебного предмета.

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать смысл понятий русского языка, его устройство и функционирование в различных сферах и ситуациях общения; стилистические ресурсы русского языка; основные нормы русского литературного языка; русский речевой этикет;

уметь опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

применять полученные знания в собственной речевой практике.

6. Общая трудоемкость учебного предмета.

Количество часов в год – 35, количество часов в неделю – 1.

7. Формы контроля.

Контроль проводится в форме тестирования, устных и письменных мини-сочинений, творческих работ, устных изложений.

8. Составитель.

Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12».

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по коррекции устной речи в 5 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2011.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Никитина Е.И. Развитие речи. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.

В адаптированной рабочей программе учтены специфика образовательного процесса в СКК VII вида, образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса, особенности психофизического развития и возможности обучающихся с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников 5е неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Адаптированная рабочая программа 5 специального коррекционного класса VII вида рассчитана на 35 часов (из расчёта 1 учебный час в неделю).

Цели изучения коррекции устной речи в специальном (коррекционном) классе (СКК) VII вида направлены на обеспечение развития учащегося как личности, полноценно владеющей письменной речью:

· овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры.

Коррекционные занятия по коррекции письменной речи способствуют решению следующих общеобразовательных задач:

· коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности;

· коррекция сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития;

· коррекция устной речевой деятельности;

· коррекция личностных качеств;

· коррекция знаний из области стилистики, словообразования, лексики, фразеологии;

· коррекция речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме

Коррекционные занятия по коррекции устной речи способствуют решению специальных задач:

– содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;

– развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;

– создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений;

– развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими;

– развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

– создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и развитие классного коллектива;

– обогащение словарного запаса путём расширения представлений об окружающем мире, умение пользоваться словарями;

– развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);

– формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы;

– усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения основным курсом русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

Личностными результатами изучения являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к созданию собственных текстов;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Требования к уровню подготовки учащихся:

· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

· проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметными результатами коррекционного курса является сформированность следующих умений:

– читать учебно-научный текст изучающим чтением;

– владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста;

– выделять в учебно-научном тексте ключевые слова,

– определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;

– понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;

– определять стиль текста;

– устно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;

– пытаться использовать в собственной устной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций;

– последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом;

– озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

Особенности организации учебного процесса: деятельностный подход, практико-ориентированная направленность, проблемное обучение, поисковый метод,практикумы, решение учебных, познавательных и практических задач, игры, педагогические мастерские, уроки развития речи, исследования.

Формы контроля знаний: пересказ, устные сочинения и мини-сочинения, творческие пересказы, тестирование, театральные постановки.

Критерии контроля уровня обученности:

Точность представленной (собранной) информации:

Программа по коррекции и развитию устной и письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида

1. Общая характеристика программы

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, лексики, словарный запас, связной речи), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Поэтому логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе – интернате (СКШИ) VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Контингент учащихся СКШИ VIII вида за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у поступающих в учреждение детей носят характер системного недоразвития речи (СНР) средней и тяжёлой степени. Для СНР характерны нарушения всех компонентов языка: звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, словарного запаса и лексики, связной речи, нет словотворчества, трудно формируются навыки словообразования.

Для обучающихся в СКШИ VIII вида характерны нарушения звукопроизношения по типу полиморфной, часто органической дислалии, обусловленной нарушениями в строении артикуляционного аппарата, псевдобульбарной дизартрией в стёртой форме, закрытой или открытой ринолалией. Практика показывает, что у детей с дефектами звукопроизношения чаще наблюдаются – выраженная дислексия, смешанная дисграфия с ведущей:

– артикуляторно–акустической (как говорят, так и пишут, не дифференцируя звуки С-Ц, С-Ш, Ш-Щ, звонкие и глухие согласные, пропуская буквы, заменяя гласные [О] на [У, Е] на [И] под ударением, допуская ошибки в обозначении мягкости согласных Ь и йотированными гласными);

– дисграфией на основе нарушений различных форм языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова (слитное написание предлогов и слов, раздельное написание одного слова, пропуски согласных при стеченияхсогласных, пропуски гласных, добавление и перестановка слогов, слов);

– аграмматической (нарушения грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений)

– оптической (нарушено письмо букв в словах, трудности в соединении букв, хотя изолированное написание букв бывает правильным);

– нарушением словообразования от двух слов и подбор родственных слов;

– недостаточной сформированностью связной речи, что проявляется при составлении предложений, в пересказах, при составлении рассказов по серии картинок и сюжетной картинке, большая трудность в составлении описательных рассказов.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом индивидуальных особенностей учащихся, степени дефекта, программы по русскому языку и чтению. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается при использовании дидактического материала в соответствии с темой программы. Такая взаимосвязь необходима с предметами: ознакомление с окружающим миром, развитие речи на основе знаний и представлений об окружающей действительности (в начальных классах), в старших классах – с предметами география, биология, история и использование лексического материала обогащённого трудовой лексикой с уроков трудового обучения.

2. Методологические и теоретические основы программы

Программа логопедических занятий для учащихся 1 – 7 классов СКШИ VIII вида имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований выступают принципы, определяющие построение, организацию и реализацию работы по программе:

  • принципгуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода в речевой коррекции и развитии;
  • принцип системности – представление о речи как о сложной функциональной системе и коррекции системного недоразвития речи;
  • принцип систематичности – как последовательности и целенаправленности обучения и воспитания с целью коррекции компонентов речи;
  • принцип субъективности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта, речевые нарушения которого находятся во взаимосвязи с его психическим развитием;
  • принципреалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

– принцип развития – опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
– принципкомплексного подхода – выбор содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей ребёнка, целей работы.

Важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились работы, зарекомендовавшие себя в науке, о различных формах речевых нарушений и эффективных методиках их преодоления – Р.Е. Левиной, Н.А.Власовой, М.Е. Хватцева, О.В.Правдиной, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюкова, и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева. Учитывая специфику образовательного процесса в СКШИ VIII вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании программы использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии Г.Е. Сухаревой, С. М. Рубинштейн, М.С Певзнер.

3. Цели и задачи программы

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

  1. Создавать условия для успешной коррекции устной и письменной речи.
  2. Корректировать и развивать артикуляционную моторику, произносительные и коммуникативные навыки, через формирование языковых компонентов устной и письменной речи.
  3. Создавать условия для коррекции и развития когнитивных способностей учащихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха).

4. Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий. Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов.

Наполняемость групп для логопедических занятий 2 – 5 обучающихся.

Основной формой организации коррекционного процесса являются занятия.

Длительность индивидуального занятия – 15 – 20 минут, подгруппового и фронтального – 25 – 30 минут.

Читайте также:  Реабилитация пациентов с псевдобульбарной дизартрией в острый период инсульта

Коррекционные индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия проводятся 5 – 6 уроком и во вторую половину дня.

Индивидуальные и подгрупповые занятия по звукопроизношению проводятся:
в 1 – 4 классах 2 раза в неделю.
Подгрупповые и фронтальные занятия по коррекции письменной речи проводятся:
в 3 – 7 классах 2 раза в неделю.

Содержание изучаемого курса 1 коррекции устной речи

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ 1 класс (60 часов)

Диагностика устной речи – 4 часа
Подготовительный этап к постановке звука – 4 часа
Формирование произносительных умений и навыков (уточнение и закрепление навыков произношения не нарушенных звуков) – 6 часа
Постановка звука – 6 часов
Автоматизация звука (формирование первичных произносительных умений) – 24 часов
Формирование коммуникативных умений и навыков – 12 часов
Обследование – 4 часа

Во 2, 3, 4 классах по 68 часов

Обследование – 4 часа
Подготовительный этап к постановке звука – 4 часа
Постановка звука – 6 часов
Автоматизация звука. (Формирование первичных произносительных умений) – 26 часов
Формирование коммуникативных умений и навыков – 24 часов
Обследование – 4 часа

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся по коррекции устной речи:

Обучающиеся должны уметь:

– чётко произносить звуки русского языка;
– различать близкие по звучанию и артикуляционному укладу звуки русского языка;
– грамматически правильно составлять простые высказывания;
– составлять небольшие рассказы по картине, серии сюжетных картин из простых распространённых предложений.

Обучающиеся должны знать:

– артикуляционные профили корректируемых звуков;
– владеть терминами (гласный звук, согласный звук, речь, буква, артикуляция, слог, слово, твёрдый звук, мягкий звук, звонкий звук, глухой звук)

Содержание изучаемого курса коррекции письменной речи

СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ 3 класс (68 часов)

Обследование – 6 часов
Предложение. Слово – 1 час
Звуки речи – 5 часов
Слоговая структура слова – 6 часов
Ударение – 2 часа
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными – 7 часов
Дифференциация звонких и глухих парных согласных – 7 часов
Дифференциация согласных – 15 часов
Буква Ь – 4 часа
Анализ и синтез слов различной слоговой структуры – 11 часов
Обследование – 4 часа

4 класс (68 часов)

Обследование – 4 часа
Звуки и буквы родного языка – 8 часов
Слоговая структура слова – 7 часов
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными – 7 часов
Дифференциация звонких и глухих парных согласных – 5 часов
Слова, обозначающие предмет – 7 часов
Слова, обозначающие действия предмета – 7 часов
Слова, обозначающие признак предмета – 8 часов
Предлоги – 5 часа
Предложение – 6 часов
Текст – 4 часа
Обследование – 4 часа

К концу 4 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
  • понимать условно-графической схемы звукового состава слова;
  • проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;
  • дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
  • уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
  • узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  • правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
  • уметь распространять предложения.

Содержание изучаемого курса коррекции письменной речи

СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ 5 класс (68 часов)

Обследование – 4 часа
Предложение – 5 часов
Предлоги – 9 часов
Звуковой анализ – 3 часов
Твёрдые и мягкие согласные – 3 часа
Состав слова – 8 часов
Словосочетание – 14 часов
Предложение – 13 часов
Текст – 5 часов
Обследование – 4 часа

6 класс (68 часов)

Обследование – 4 часа
Звуки и буквы – 9 часов
Состав слова – 4 часа
Дифференциация звонких и глухих парных согласных – 6 часов
Дифференциация согласных звуков – 8 часов
Словообразование (образование прилагательных) – 8 часов
Словоизменение – 13 часов
Предложение. Связная речь – 7 часов
Текст – 5 часов
Обследование – 4 часа

7 класс (68 часов)

Обследование – 4 часа
1 раздел: Слово. Словосочетание. Предложение. – 49 часов
Словообразование – 14 часов
Словоизменение – 7 часов
Согласование слов – 28 часов
2 раздел: Предложение – 6 часов
3 раздел: Текст – 5 часов
Обследование – 4 часа

К концу 7 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • активно пользоваться различными способами словообразования;
  • правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь в предложении);
  • ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения;
  • определять основную мысль, тему рассказа;
  • определять последовательность и связность предложений в тексте;
  • устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;
  • составлять план связного высказывания.

1 Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми 1,2,3,4 классов

2 В зависимости от индивидуальных нарушений в произношении звуков речи

3 В зависимости от индивидуальных нарушений в произношении звуков речи

Ресурсное обеспечение рабочей программы

  1. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». – Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
  2. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
  3. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
  4. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» – 2003 г.
  5. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
  6. Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР», 1960 г.
  7. Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961 г.
  8. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
  9. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М:, 2006 г.
  10. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
  11. Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.
  12. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
  13. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.
  14. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
  15. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
  16. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
  17. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
  18. Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
  19. Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
  20. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
  21. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
  22. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
  23. Новоторцева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи Ч – Щ». – Ярославль:, «Академия развития»,1999 г.
  24. Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук С – С». – Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.
  25. Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л – Л». – Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.
  26. Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.
  27. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
  28. Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
  29. Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
  30. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
  31. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
  32. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
  33. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
  34. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
  35. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
  36. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой

  1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
  2. Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.
  3. Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 1998 г.
  4. Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», – М.: « Просвещение», 1978 г.
  5. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.

Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Дата публикации: 16.10.2015 2015-10-16

Статья просмотрена: 799 раз

Библиографическое описание:

Писарева Т. С. Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 482-486. — URL https://moluch.ru/archive/100/22264/ (дата обращения: 28.02.2020).

Существенные изменения в общем образовании России затрагивают и специальную (коррекционную) школу, которая также должна изменяться, чтобы удовлетворять как требованиям общества, так и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

К современным тенденциям развития специального образования прежде всего необходимо отнести следующие: изменение и обновление его содержания; вариативность; более интенсивный процесс технического оснащения (внедрение современных информационных технологий); системный подход к работе учителя в специальных (коррекционных) классах. Нарушения развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. При разных видах отклонений в развитии доминирующим является нарушение речевого общения, когда у ребенка нарушена способность к приему и переработке информации. Это общая закономерность для всех аномальных детей. При анализе конкретного вида нарушенного развития важно учитывать общие для нормального и аномального развития закономерности и тенденции, общие для всей группы проявления нарушений, а также индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка.

Компьютеризация процесса обучения, использование разнообразных форм работы с учащимися одной из которых является бланковая методика, является одним из вариантов обновления коррекционной работы по преодолению письменной речи. Использование на логопедических занятиях бланков позволяют развивать и корректировать одновременно несколько функций: речевую, зрительную, моторную, мыслительную.

Работа учителя- логопеда регламентирована, но нестандартизирована; даёт простор для творческого поиска, но довольно трудоёмка при подготовке к занятиям. Это можно объяснить отсутствием стандартных учебников для школьников с нарушениями устной и письменной речи (при обилии пособий, публикаций по логопедии для школьников не имеющих интеллектуального нарушения). В настоящее время не достаточно разработано методической литературы для работы педагогам, работающим со школьниками, имеющими ОВЗ.

Противоречия в работе заключаются в недостаточном развитии произвольности и саморегуляции учебной деятельности обучающихся с ОВЗ. Вследствие этого необходимо упорядочить ориентировочную деятельность и самоконтроль данной группы школьников.

Причины нарушения письма и чтения по типу дислексии и дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи разнообразные. Впервые на нарушения письма и чтения указал А. Куссмауль (1877). В медицинской, психологической и дефектологической литературе (В. Маорган, Р. А. ТкачевТ. Г. Егоров, Б. Г. Ананьев, Ф. А. Рау, А. Р. Лурия, Э. С. Бейн, М. Е. Хватцев и др.) описано много случаев невозможности овладения письменной речью. Когнитивный подход к дисграфии прослеживается и в докладе Р. И. Лалаевой «Общефункциональные и специфические механизмы нарушений письма у детей». Экспериментальное изучение когнитивной деятельности детей с нарушениями письменной речи выявило отставание в развитии симультанного восприятия, проблемы с устойчивостью и распределением внимания, слабое развитие операций мышления и трудности в организации познавательной деятельности. Р. И. Лалаева пишет: «…у детей с дисграфией отмечается недостаточность прежде всего вербально — логического мышления, несформированность процессов обобщения, абстрагирования, инертность и замедленность протекания познавательных процессов.

Характерным для этой категории детей является значительное снижение памяти, трудности концентрации, распределения и продуктивности внимания, быстрая истощаемость при решении мыслительных задач». Отсюда вытекают и изменения в структуре коррекционной работы с такими детьми, необходимость совершенствования устной и письменной речи, но и мероприятия по развитию произвольных психических процессов, интеллектуальной деятельности.

Для предупреждения неуспеваемости и развития младших школьников с общим недоразвитием речи применяется бланковая методика. Данная методика, предлагаемая Е. В. Кузьминой, используется с целью диагностики и проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, на основе программ и методов, используемых в логопедии (Р. И. Лалаева, А. В. Ястребова, Н. И. Садовникова, Н. П. Мещерякова, Л. Н. Ефименкова).

Привычные и традиционные виды учебной деятельности (чтение и разбор текстов, письмо под диктовку и пр.) не могут решить проблемы смешения или пропусков букв, а работа с картинками или игрушками кажется многим современным школьникам делом несерьезным. Компьютеризация процесса обучения, использование психологических приемов коррекции речевых нарушений — наиболее действенные варианты обновления и оживления коррекционной работы.

Этому в полной мере соответствуют бланковые методики. Бланки помогают решать разнообразные задачи: закрепление словаря по определенной лексической теме, развитие мыслительных операций, формирование произвольности внимания, избирательности восприятия, развитие навыков дифференциации букв, слов, понятий.

Применение бланковых методик в логопедической работе

 повышают учебную мотивацию школьников-логопатов.

повышает интерес на занятии, занятия делает более интересными, современными, эмоциональными, путём моделирования коррекционно-развивающей и компьютерной технологии позволяющей формировать фонетическую и фонематическую стороны речи; лексико-грамматические средства языка

 активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обученности

 учитывать индивидуальные особенности и возможности при усвоении учебно-развивающих заданий.

Бланк-карточка — это субтестовое задание с сопровождающимися рекомендациями по применению. Предлагаются различные символы в виде (таблиц, схем, цифр, букв, картинок, геометрических фигур, цвета) и задаётся инструкция, в которой оговаривается, какие символы необходимо выделить в бланке.

Бланковые задания позволяет учитывать проблемные зоны обучающихся:

 несовершенство зрительных дифференцировок;

 несовершенство фонематического восприятия;

 отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи;

 несовершенство в организации своей учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка);

 особенности восприятия стандартных инструкций (устных или письменных; простых или многоступенчатых)

Памятка–алгоритм выполнения бланковых заданий. Памятка предлагается в двух вариантов.

1 вариант — состоит из двух алгоритмом, предназначен для обучающихся 2–4 классов имеющих ОВЗ (низким темпом работы, большой отвлекаемостью, быстрой утомляемостью);

2 вариант — состоит из трёх алгоритмов, предназначен для учащихся успешно овладевших начальным этапом работы с памяткой.

Необходимо постепенно учить планировать и организовывать свою работу. Можно ввести памятки, посвящённые алгоритму выполнения бланковых заданий. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями в обучении. Памятки предлагаются в двух вариантах, с учётом индивидуальных возможностей, степени включённости в коррекционно-учебный процесс школьников.

Памятка. (Вариант 1)

  1. Внимательно прочитай инструкцию кзаданию.
  2. Приступай квыполнению заданий по команде.

Памятка. (Вариант 2)

  1. Подпиши свой бланк (укажи фамилию, класс идату заполнения).
  2. Внимательно прочитай инструкцию кзаданию.
  3. Приступай квыполнению заданий по команде.

Работа по бланковым методикам позволяет продуктивно и качественно проводить коррекционно-образовательный процесс, используя в комплексе современные компьютерные технологии, игровые технологии. Данные направления способствует развитию устной и письменной речи, способствуют выработке умения пользоваться приобретёнными знаниями в учебном процессе

Применение методики соответствует общедидактической цели занятия:

 коррекционно-образовательной: закрепить учебный материал, предлагаемый на логопедическом занятии; преодолеть трудности в овладении устной и письменной речи.

 коррекционно-развивающей: развивать познавательный интерес обучающихся; психические процессы (мышление, память, внимание).

 коррекционно-воспитательной: воспитывать мотивацию к логопедическому занятию; умение работать самостоятельно и выполнять самоконтроль своей деятельности; обогащать эмоционально-чувственную сферу.

Данная методика включает разделы вызывающие основные трудности коррекции письменной речи.

  1. Формирование звукобуквенного анализа исинтеза слов

Данные задания позволяют закрепить навыки дифференциации согласных-гласных, навыки звукобуквенного анализа, развитие произвольного внимания.

Фамилия, имя _____________________

Инструкция: зашифруй слова, используя обозначения: С- согласный; Г- гласный.

Образец: ШКОЛА- ССГСГ

2. Раздел. Пополнение и уточнение словарного запаса

Задания на синтезирование слов из набора букв, слогов. Пополнение лексического запаса.

Инструкция: среди букв спрятались названия птиц. Найди и подчеркни их.

3.Раздел. Словообразование. Обогащение словарного запаса.Упражнять в способе словообразования слов

Бланк № 3«Художник»

Фамилия, Имя _____________________

Инструкция: Подбери слова, являющиеся родственными, однокоренными и обозначьте их цветом подходящим к словом.

Ссылка на основную публикацию