Ротацизм и параротацизм

Ротацизм (параротацизм) в логопедии

[Р] и [Рь] сложнейшие звуки по образованию, их артикуляция предполагает выполнение точных движений всеми органами речевого аппарата, вследствие чего дефекты их произношения очень распространены. При верном артикулировании [Р] губы приоткрываются либо пребывают в положении, требуемом для следующего гласного, зубы приоткрыты, передний край языка приподнимается, задевает верхние зубные альвеолы. Боковые края упираются в верхние моляры. Мощность выдыхаемого воздуха очень высокая. Под его воздействием появляются вибрирующие движения кончика языка. Голос задействован, горло дрожит.

Звук [Р] согласный, звонкий, твердый, сонорный, вибрант, небно-зубной, язычно-альвеолярный. Артикуляция [Рь] характеризуется добавочным подъемом середины язычной спинки к нёбу и несильным выдвижением переднего края (он колеблется у основания верхних зубов).

Ротацизм − дефектное произношение [Р] и [Рь]. Проявляется в виде искажения звуков, их пропусков, либо замены другими фонемами. Для определения замены [Р] или [Рь] применяется термин параротацизм.

Формы ротацизма и параротацизма

Выделяют отдельные самостоятельные формы ротацизма. Они отличаются местом и механизмом создания фонемы:

  • Проторный (одноударный). При верной локализации передний край языка единожды затрагивает альвеолы, продолжительная его вибрация не создается. Раздается звучание [Д], невозможно воспроизведение продолжительного рычания.
  • Боковой. При возникновении фонем колеблется боковая сторона языка. Прорывается смычка между ним и молярами. Вместо правильного [Р], раздается звучание [Рль].
  • Щёчный. Воздух выходит между боковым краем языка и верхними молярами, происходит колебательное движение одной либо двух щек. Щечный вид ротацизма является самым редким в логопедии.
  • Интердентальный (межзубный). При воспроизведении фонем передняя часть языка расположена между резцами.
  • Лабиодентальный. Дефект [Р] и [Рь], образовавшийся при возникновении колебательных движений между губой и резцами.
  • Ларингеальный (гортанный). Наблюдается при экстрапирамидных расстройствах, а также при ринолалии. Звучание создается благодаря вибрации соединенных голосовых связок.
  • Назальный. Колебательные движения появляются между задней частью небной занавески и глоточной стенкой. Отмечается в случае частичного нёбно-глоточного затвора из-за врожденной аномалии в виде укороченного мягкого нёба.
  • Фарингеальный (глоточный). Возникновение хрипящего звука между коренной частью языка и задней глоточной стенкой.
  • Двугубный (билабиальный). Дефектная фонема создается благодаря вибрированию губ. При данном ротацизме возникает звучание [Прр] или кучерское [Р].
  • Горловой. Выделяют два подвида – велярный и увулярный. При велярном ротацизме корень языка формирует щель с нижней частью мягкого нёба. Выходящая струя воздуха дает неконтролируемое дрожание мягкого нёба, провоцирующее возникновение шума, он совместно с голосом обуславливает своеобразное рычание. Увулярное произношение звука [Р] предполагает дрожание небного язычка. Раздается четкий рокот. Горловой ротацизм в просторечии может называться картавость.
  • Гнусавое произношение [Р]. Корень языка прижимается к мягкому нёбу, воздух выдыхается носом.
    Помимо этого, выделяют отдельные виды параротацизма. Наиболее распространены замены [Р] на [Рь], [Л], [Д], [В], [Ы], [Й], [Г], [Ль].

Помимо вышеперечисленных видов, возможно отсутствие [Р] и [Рь], это происходит, если артикуляционный уклад звука совершенно не сформирован.

Обычно каждая форма ротацизма затрагивает помимо твердого [Р] парный [Рь]. Иногда при дефекте твердого звука мягкая пара не страдает. Реже наблюдается противоположное явление.

Причины ротацизма и параротацизма

Главные причины возникновения дефектного произношения [Р] и [Рь]:

  • Короткая подъязычная уздечка.
  • Узкий, высокий нёбный свод.
  • Суженный, либо массивный язык.
  • Пониженный тонус язычной мышцы, ее низкая пластичность.
  • Отсутствие навыка совершать целенаправленные точные манипуляции языком.
  • Нарушенный фонематический слух.

Нередко ротацизм появляется при простой дислалии, когда единственное речевое нарушение − неверное произношение одного звука. Часто он входит в состав сложной дислалии, если одновременно нарушается произношение нескольких групп звуков, к примеру, сочетается с ламбдацизмом или параламбдацизмом. Ротацизм может появиться одновременно с тяжелыми дефектами речи: дизартрией, алалией, ринолалией.

Логопедическая работа при ротацизме

Самый продуктивный прием постановки звука [Р] − механический. Вибрация вырабатывается на долгом воспроизведении фрикативного [Р]. В подъязычное пространство подкладывается специальный зонд. Ритмичными горизонтальными движениями зонда провоцируют механические вибрирующие движения язычного кончика. Если зонд отсутствует, можно спровоцировать вибрацию собственным пальцем ребенка.

Коррекция горлового произношения

Горловой [Р] − распространенный дефект даже у взрослых. Его устранение без коррекционного вмешательства практически невозможно. Горловой [Р] отличается от нормального особенностью вибрации − она возникает при дрожании небного язычка. Данное произношение является верным в определенных иностранных языках, в частности, во французском. Различение горлового произношения от верного возможно самостоятельно. Задача ребенка − долго протянуть [Р]. Воспроизвести правильный звук протяжно невозможно.

Устранение горлового ротацизма включает несколько этапов. На подготовительном выполняется логопедическая гимнастика, служащая для отработки точной позиции и пластичности языка.

Вторым этапом является постановочный. При ненарушенном произношении фонем [Ш] и [Ж] нужно заняться вызыванием проторного [Р], а после провоцировать вибрирующие движения кончика языка механически. Проторный [Р] служит для активизации кончика языка и устранения дрожания небного язычка. При постановке важен зрительный самоконтроль у зеркала.

Завершающий этап − закрепление. Автоматизировать и исправлять звук в связной речи нужно крайне осторожно. После привычной горловой артикуляции, ребенок затрудняется в контроле своей артикуляции. Поэтому долгий период важно наблюдение и исправление родителями.

Коррекция бокового произношения

При боковом дефекте вместо верного звучания раздается [Рль]. Кончик языка не выполняет вибрирующих движений, язык поворачивается, одним боковым краем примыкает к верхним молярам, а второй свисает и дрожит на выдохе. Данный дефект часто встречается в сочетании с боковым сигматизмом, но может существовать отдельно.

Протягивание [Р] невозможно, либо раздается нечеткий [Ль]. Визуально видны колебания бокового края. При очень сильной вибрации снаружи можно увидеть дрожание одной щеки.

На начальном этапе проводится артикуляционная гимнастика. По причине слабых мышц одной половины языка логопедическую гимнастику нельзя убирать из структуры занятия на протяжении всей коррекционной работы.

Постановка начинается с выработки и автоматизации проторного звучания. Только после отработки в связной речи можно приступать к стимуляции колебательных движений кончика языка. Ранее это делать не рекомендуется из-за привычного вибрирования одной из боковых сторон.

Коррекция носового произношения

Звучание напоминает сочетание [НГ]. Это возникает из-за выхода выдыхаемого потока через нос, а не рот, а еще из-за оттягивания переднего края языка назад, отсутствия его участия в произношении. Подготовка начинается с дыхательных упражнений. Нужно наглядно объяснить ребенку отличия ротового и носового выдоха, научить выдыхать ртом. Постановку и закрепление проводят по стандартной схеме.

Коррекционная работа при параротацизме

Подготовительный этап содержит следующие моменты: различение на слух [Р] со смешиваемой фонемой, анализ артикуляционных укладов, становление верных движений языка. Постановочный этап с этапом закрепления звука выполняются по стандартной схеме.

Важно учесть следующие нюансы: при замене [Р] на заднеязычный [Г] контролируется, чтобы не создавалось колебание небного язычка вместо края языка; при замене [Р] на [В] нельзя добиваться проторного звучания, напоминающего [В] механизмом возникновения, не исключено смешение этих фонем. Заключительным шагом становится дифференциация смешиваемых фонем.

Профилактика ротацизма при короткой подъязычной связке

Подъязычная уздечка выглядит как тонкая перепонка, которая связывает подъязычную область полости рта с языком. При нормальном строении она прикреплена к середине внутренней поверхности языка, ее длина около 8 мм.

Чтобы проверить длину уздечки ребенка, нужно попросить его дотронуться языком до неба с широко открытым ртом: беспроблемное совершение манипуляции свидетельствует о нормальной длине уздечки. Если при выполнении действия ребенок не смог достать до неба либо испытывает дискомфорт, нужно в обязательном порядке проконсультироваться у логопеда. Если уздечка расположена чрезмерно близко к кончику языка, нужна ее коррекция. Она производится во избежание речевых проблем, в том числе возникновения ротацизма.

Если рассечение уздечки не было сделано в младенчестве, ее подрезают в дошкольный период. Подрезание дошкольникам делают под местным наркозом. Уздечку рассекают и накладывают саморассасывающиеся швы. Новейшие технологии позволяют проводить данную операцию с использованием лазера. Лазерный метод минимизирует болевые ощущения, уменьшает отек после операции, позволяет обойтись без наложения швов. Послеоперационная реабилитация включает в себя специальную диету и гимнастику для разработки уздечки.

Альтернативным способом коррекции укороченной подъязычной связки является артикуляционная гимнастика. Это не менее эффективный, и вместе с тем безболезненный метод. Суть заключается в выполнении логопедических упражнений для языка.

Обычно они очень утомляют ребенка, зачастую провоцируют неприятные ощущения. По причине этого недостатка выполнять их следует под контролем логопеда, постепенно увеличивая нагрузку. Для растягивания укороченной уздечки безоперационным способом необходимо продолжительное количество времени.

Ротацизм и методы его устранения

Михаил Баютин
Ротацизм и методы его устранения

Предлагаю вашему вниманию сообщение “Ротацизм и методы его устранения”.

План

1. Определение недостатков произношения звука «р»

2. Виды ротацизма и параротацизма.

3. Описание правильной артикуляции звука «р».

4. Методы устранения ротацизма.

5. Дифференциация звуков «р» «р’»

Среди недостатков речи, при которых страдает произношение отдельных звуков, звуковых сочетаний, наиболее часто встречаются дефекты звука «р». Недостатки произношения звука «р» «р’» называются ротацизмом. Замена звуков другими согласными звуками русского алфавита – параротацизмом. Приведем наиболее часто встречающиеся разновидности этих недостатков.

Ротацизм.

1. Звук «р» вовсе не произносится (рак – “ак”, корова – “коова”).

2. Звук «р» произносится картаво – это велярное «р», при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель. Проходя через щель, выдыхаемый воздух вызывает беспорядочную вибрацию мягкого неба, в результате этого происходит шум, который сообщает фонеме «р» специфическое звучание. Другая форма картавости (увулярная «р») происходит вследствие вибрации маленького язычка в углублении корня языка.

3. Звук «р» произносится не кончиком языка, а боковым краем (боковой ротацизм). Вместо «р» слышится звук состоящий из быстрого сочетания звуков «р» и «ль» (“ рль”) (сарай – “саляй”).

4. Звук «р» произносится как кучерское «прр» (вибрируют крепко сомкнутые губы).

5. Звук «р» произносится гнусаво как (“нг”, корень языка образует смычку с мягким небом и выдох происходит через нос.

6. Звук «р» произносится одноударно, т. е. вместо периодического колебания кончика языка производится только однократный удар кончиком об альвеолы. Получается звук «р», похожий на звук «д» (“ садай”).

Параротацизм.

1. Звук «р» заменяется звуком «в», который произносится обеими губами без вибрации (рука – “вука”, паровоз – “павовоз”).

2. Звук «р» заменяется звуком «ы» (рама – “ыама”, ворона – “ воыона”).

3. Звук «р» заменяется звуком «л» (рыба – “лыба”, сыр – “сыл”).

4. Звук «р» заменяется звуком «д» (рама-“дама”, трава – “тдава”).

5. Звук «р» заменяется звуком «г» (рука –“ гука”, паровоз –“ паговоз”)

6. Звук «р» заменяется звуком «й» или «ль» (рука –“ йука” или “люка”).

Описание правильной артикуляции звука «р».

Звук «р» (сонорный, вибрант) принадлежит группе переднеязычных и произносится при следующем положении частей артикуляционного аппарата: губы находятся в положении, свойственному им при произношении гласного, который следует за согласным; кончик языка в форме ‘чашечки’ поднят и вибрирует у альвеол (при твердом «р») или у щели верхних резцов (при смягченном «р’») корневая часть языка опущена, голосовые связки сомкнуты и вибрируют; небная занавеска поднята и, преграждает воздуху выход через нос, напряжение выдыхаемой струи воздуха сильные.

Методы устранения ротацизма.

Сложность артикуляционного уклада звука «р» и соответствующие многообразие дефектов его произношения породили различные методы по устранению различных видов ротацизма. Последовательность методов постановки звука «р» включает упражнения на поднятие языка, в форме “чашечки” с выдвиганием кончика языка к верху и на выработку вибрации кончика языка. Подготовительными упражнениями для языка являются:

1. Научить ребенка щелкать языком.

2. Присасывать язычок к твердому небу.

3. Удерживать язычок в положении “лопаточки” и “чашечки”

4. Переводить язычок из положения “лопаточки” в положение “чашечки” и наоборот.

5. Поглаживать твердое небо языком, постукивать кончиком языка верхние альвеолы.

6. Складывать язык в “трубочку”.

7. Упражнения – «болтушка» и «кормушка»

Все эти упражнения способствуют вызыванию звука «р». Звук «р» может ставиться по подражанию, но чаще всего звук «р» вызывают смешанным путем – по подражанию и механически.

Предложить ребенку поднять кончик языка за верхние резцы к альвеолам и длительно произносить звук «з». Шпателем, подложенным под кончик языка производить частые колебания, от чего получается рокот, характерный для произношения звука «р». Этот механический способ дает возможность ребенку ощутить вибрацию языка и в дальнейшем воспроизводить самостоятельно.

Звук «р», образованный механическим способом, соединяется с гласными в открытых и закрытых слогах, звуковых сочетаниях, словах, постепенно вводится в речь ребенка. Чтобы ребенок понял как получается смягченный звук «р’», следует показать ему, что этот звук приобретает мягкость в результате приближения кончика языка к верхним резцам вместо альвеол.

Одновременно с упражнениями по постановке звуков необходимо проводить упражнения по различению данной фонемы на слух: научить ребенка услышать звук в ряду других звуков, услышать слог в ряду других слогов, наличие звука в слове; слышать и отличать правильные и неправильные произношения. Необходимо вырабатывать у ребенка правильно различать звучание этой фонемы до того, как он научится самостоятельно произносить этот звук.

Дифференциация звука «р» и «р’».

Когда правильное произношение звуков «р» и «р’» будет достигнуто, необходимо обязательно прорабатывать упражнения на дифференциацию этих звуков (- ра, – ро,- ру,-ры); в словах с прямыми (-рад, -рот, -рис, -горю) и обратными слогами (- дар, -бор,- жир, в предложениях (Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов) при чтении и пересказывании.

Литература.

1. Филичева Т. Б., Чевилева Н. А, Чиркина Г. В. «Основы логопедии» М. Просвещение 1989г.

2. Правдина О. В «Логопедия» М. 1969г.

3. Рау Ф. Ф. «Приемы исправления недостатков произношения фонем», «Основы теории и практики логопедии» Под редакцией Левиной Р. Е. М. 1968г.

4. Синяк В. А, Рау Е. Ф «Логопедия» М. 1970г.

Инновационные методы работы с родителями в ДОУ Подготовила Шапочанская Наталья Сергеевна воспитатель МБДОУ детского сада №37 г. Новочеркасска В современном обществе постепенно устанавливается.

Формы и методы работы воспитателя ДОУ Провожу ежегодные, а так же промежуточные мониторинги, на основании которых стараюсь совершенствовать методы и формы организации учебного.

Формы и методы взаимодействия ДОО с семьей Формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями Цель: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых.

Инновационные методы обучения в ДОУ Ребенок-сама природа. Я имею дело с самым величайшим чудом Вселенной самой природой, самой сутью того, что вокруг меня. Ребенок – это начало.

Методы Альтернативной коммуникации Использование методов «Альтернативной коммуникации» на уроке «Альтернативное чтение» по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой.

Методы музыкального воспитания дошкольников В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой.

Методы проектов Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Солнышко» ТЕМА: «Методы проектной деятельности.

Методы работы с неблагополучными семьями Проблема: Педагогическая безграмотность родителей Действия ДОУ: наблюдение и консультации воспитателя, психолога, координатора по работе.

Методы работы в ДОУ Актуальные задачи: • выявить уровень педагогического опыта каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и.

Современные методы и приемы обучения в ДОУ Современные методы и приемы обучения в ДОУ. Дошкольный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся.

Разновидности ротацизма и параротацизма

1. Часто звук [р] полностью отсутствует в речи детей или
вместо него появляется призвук гласного. В данном случае об­
наруживается полное отсутствие нужных артикуляционных
движений.

2. Недостатки произношения звука [р] могут проявляться в
виде горлового дрожащего звука. Первый тип подобной арти­
куляции — велярный [р] (от velum — мягкое нёбо), при кото­
ром корневая часть языка сближается с нижним краем мягко­
го нёба, образуя с ним щель. Проходя через эту щель, выдыха­
емый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мяг­
кого нёба, в результате чего возникает шум, который, приме­
шиваясь к тону голоса, сообщает специфическое дефектное
звучание. При втором типе — увулярном [р] (от uvula — язы­
чок) — вибрирует только кончик мягкого нёба — в результате
слышится отчетливый рокот.

Читайте также:  Коррекция нарушений голоса у детей с дизартрией

3. Встречается двугубный [р]. Первый вариант — «кучерс­
кое» произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй
вариант — без вибрации — воспроизведение [р] с помощью об­
разования двугубной щели, когда слышится нечто вроде анг­
лийского «w».

4. При боковом произношении [р] вибрация присутствует,
но место ее передвигается. В основе бокового произношения
обычно лежат причины органического характера: парезы язы­
ка, массивная, короткая подъязычная связка, к наличию ко­
торой часто присоединяются узкое, высокое нёбо или непра­
вильное расположение зубов верхней челюсти. Эти факторы
мешают формированию эластичности кончика языка и подня­
тию языка кверху, что приводит к попыткам ребенка компен­
сировать свой дефект. Таким образом, смычка образуется сле­
дующими способами:

а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается зву­
чание [рл];

б) кончик языка или один из боковых краев языка + внут­
ренняя поверхность щели: вибрация получается грубой, как ре­
зультат — «щечный» звук [р];

‘Правдина О.В. Логопедия. — М., 1969. — С. 105-110.

в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает
звук [п];

г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых
краев с нёбом происходит или правее, или левее средней ли­
нии — звучание [р] несколько смягченное.

5. Вместо [р] порой встречается носовой звук типа английс­
кого или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корне­
вой части языка с мягким нёбом при свободном проходе возду­
ха из глотки в нос.

6. В некоторых случаях приходится сталкиваться с так на­
зываемым одноударным [р], при котором передний край язы­
ка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсут­
ствует, слышится звук, напоминающий английский (альвео­
лярный) «d». Попытки произнести длительный рокочущий
звук не удаются.

7. Возможно и глухое произношение звука [р]. При одно-
ударном и глухом произношении звука [р] артикуляция ока­
зывается наиболее близкой к норме.

Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.

У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] — на [л] или [л’] и на [д]. В данных вариантах параротацизма место обра­зования звука остается более или менее правильным, но изме­няется способ произношения, звук перестает быть дрожащим. В случаях замен звуков: [р] Þ [j], [р] Þ [в], [р] Þ [г] — изменя­ется и место произношения: переднеязычный [р] заменяется среднеязычным [j], губно-зубным [в], заднеязычным [г], и спо­соб произношения: дрожащий заменяется щелевыми или взрыв­ными звуками. Возможна замена звука [р] парным мягким [р’].

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охваты­вает как твердый [р], так и мягкий [р’]. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р’]. Реже наблюдается обратное.

Отвечая на вопрос об исправлении ротацизма, обязательно учитывайте, что для получения правильной артикуляции зву­ка [р] необходимы подготовительные упражнения, которые по­зволяют получить правильное положение органов артикуля­ции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.

Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не ис­пытанные им вибрационные движения языка, с одной сторо-

ны, и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения — с другой, используют дополнитель­ные упражнения (приемы).

1. Производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих
губ — сначала шепотом («фырканье лошади»), затем с голосом
(акустически — тип кучерского «тпррр. »). В случаях затруд­
нений во время выдоха указательным пальцем быстро двигают
вверх — вниз, задевая губы — получается нужная вибрация губ.

2. Так же, но со свободным кончиком языка между зубами.*

Приемы постановки звука [р]

В легких случаях возможна постановка звука по подража­нию.

Первый вариант заключается в том, что язык всей своей мас­сой плотно присасывается к нёбу, как при щелканье языком или при сосании конфеты, и одновременно через нос вдыхает­ся воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувает­ся на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удает­ся получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочета­ние, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его — «дррр».

Другим приемом является постановка звука [р] от [д], повто­ряющегося на одном выдохе: «ддд», «ддд» — с последующим более формированным произнесением последнего.

Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях «тд», «тд» или «тдд», «тдд» в быстром тем­пе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних рез­цов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик язы­ка, и в этот момент возникает вибрация.

Иногда вибрация возникает в результате выполнения уп­ражнения «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [а] быстро «болтается» сначала между губами, затем — между зу­бами и, наконец, — за альвеолами. Возникает одноударный звук [р], который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры» с форсированным произнесением пос-

“Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 106.

леднего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя долж­на быть сильной. После многократных повторений можно по­лучить вибрацию: «ррра-ррра-ррра».

Однако эти приемы не всегда приводят к успеху. При зад­неязычной артикуляции [р] или его велярном (увулярном) ар­тикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух ви­дов вибрации создает грубый шум. Кроме того, в случае дости­жения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.

Постановка звука [р] в два этапа

На первом этапе ставится фрикативный [р] от звука [ж] без вибрации при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам. При этом звук произносится со значительным на­пором воздуха.

Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда ши­пящие звуки у ребенка не нарушены.

Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приво­дят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают ме­ханическое колебание языка. Вместо зонда можно успешно ис­пользовать чистый палец самого ребенка, медицинский шпа­тель, черенок чайной ложки.

Аналогично можно получить вибрацию с механической по­мощью при быстром произнесении на выдохе звука [д] («ддддд. »). Движения языка, сливаясь с быстрыми движени­ями зонда (шпателя, пальца), переходят в вибрацию: «дррр. ».

Иногда при недостаточно пластичном языке длительное вре­мя звук [р] не звучит изолированно, а появляется только в ком­плексе: «др» или «тр». В данном случае необходимо начать ра­боту над автоматизацией звука [р] в словах и слогах, начинаю­щихся с сочетаний «тр», «др» <трава, дрова и т.д.), а затем, когда звук [р] достаточно проявит свою речевую типичность в этих сочетаниях, следует использовать приемы по выделению его из комплекса: «др» и «тр».

В этом случае можно предложить ребенку в звук [д] ([т]) и [р] вставлять редуцированный (неясный) гласный звук: «дыр-

pa», «тырра», что достигается некоторой задержкой дыхания при произнесении первых звуков [д] и [т]. Или, произносятся слоги и слова с сочетанием «хр» в начале слова: «хррр», «хррра», «хрррап» и т.п.

В отличие от автоматизации всех звуков, которую рекомен­дуется начинать после того, как изолированное произношение звуков полностью сформировано, автоматизация звука [р]дол­жна быть начата, как только достигнуто приблизительное, не­полноценное звучание звука [р](с механической помощью, од-ноударное, глухое или в неразрывном сочетании с согласными звуками [т]и [д]).

Звук [р] требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов). Если вначале ребенок овладел произ­ношением только твердого [р], то одновременно с его закреп­лением необходимо начать работу над мягким [р’]. Рекомен­дуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке [р]и [р’], а затем произносить слоги: «ари», «аря», «арю». Иногда (в частности, при массивной подъязычной связке) легче удается поставить звук [р’].В этих случаях сле­дует автоматизировать звук [р’] и одновременно продолжать постановку звука [р]. В результате в большинстве случаев ока­зывается необходимым провести дифференциацию между зву­ками [р]и [р’].

Дифференциация звука [р] и его заменителя необходима во всех случаях параротацизма.

1. Какие анатомические аномалии в строении артикуляци­
онного аппарата могут стать предрасполагающими факторами
к возникновению ротацизма?

2. Какова правильная артикуляция звуков [р], [р’]?

3. Объясните, к артикуляции каких звуков близка арти­
куляция звука [р]. В чем сходство и различие между этими
звуками?

4. В каком возрасте при нормальном речевом развитии по­
является у детей звук [р]? Почему он формируется позднее
других звуков?

5. Назовите фонетические и фонетико-фонематические де­
фекты произношения звука [р]. Раскройте различие между
ними.

6. Сравните правильный механизм образования звука [р]и
его нарушение при различных видах ротацизма.

7. Опишите приемы, которыми можно добиться правильно­
го произношения звука [р].

8. Как поставить звук [р]с механической помощью? Каки­
ми зондами и другими приспособлениями при этом можно
пользоваться?

9. Отличается ли процесс автоматизации звука [р]от процес­
са закрепления других звуков?

10. Ответьте на вопросы, поставленные в карточках програм­
мированного контроля.

1) щелевым; 2) смычно-взрывным; 3) смычно-щелевым; 4) смычно-проходным; 5) дрожащим.

Карточка 8.1.

По способу образования звук [р] является:

1) губно-губным; 2) губно-зубным; 3) переднеязычным; 4) среднеязычным; 5) заднеязычным.

Карточка 8.2.

По месту образования звук [р] является:

1. [ж]; 2. [с]; 3. [д]; 4. [з]; 5. [т].

Карточка 8.3.

Опорными для звука [р] являются звуки:

1) горловой; 2) одноударный; 3)глухой; 4) боковой; 5) замена на [j].

Карточка 8.4.

Фонетическим дефектом звука [р] являются:

Карточка 8.5.

Фонетико-фонематическим дефектом звука 1) замена на [в];

[р] являются: 2) двугубный;

Практические задания

1. Изобразите графически и сопоставьте профили артикуля­
ции звуков [р] и [р’], охарактеризуйте их различия.

2. Дайте характеристику звуков [р], [р’] по следующей
схеме:

по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости

по участию в артикуляции мягкого нёба

по работе голосовых складок

по способу образования

по месту образования

по степени напряжения средней части языка

3. Заполните таблицу.

Виды ротацизмаВиды нараротацизма

4. Из книги В.И. Селиверстова «Речевые игры с детьми»
(М., 1989) подберите игры для автоматизации звука [р].

5. Раскройте последовательность работы по закреплению и
дифференциации звуков [л] и [р]. Подберите речевой материал
для дифференциации этих звуков.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; Нарушение авторского права страницы

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ

Часто звук [р] полностью отсутствует в речи детей или вместо него появляется призвук гласного. В данном случае об­наруживается полное отсутствие нужных артикуляционных движений.

Недостатки произношения звука [р] могут проявляться в виде горлового дрожащего звука. Первый тип подобной арти­куляции — велярный [р] (от velum — мягкое нёбо), при кото­ром корневая часть языка сближается с нижним краем мягко­го нёба, образуя с ним щель. Проходя через эту щель, выдыха­емый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мяг­кого нёба, в результате чего возникает шум, который, приме­шиваясь к тону голоса, сообщает специфическое дефектное звучание. При втором типе — увулярном [р] (от uvula — язы­чок) вибрирует только кончик мягкого нёба — в результате слышится отчетливый рокот.

Встречается двугубный [р]. Первый вариант — «кучерс­кое» произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй вариант — без вибрации — воспроизведение [р] с помощью об­разования двугубной щели, когда слышится нечто вроде анг­лийского «w».

При боковом произношении [р] вибрация присутствует, но место ее передвигается. В основе бокового произношения обычно лежат причины органического характера: парезы язы­ка, массивная, короткая подъязычная связка, к наличию ко­торой часто присоединяются узкое, высокое нёбо или непра­вильное расположение зубов верхней челюсти. Эти факторы мешают формированию эластичности кончика языка и подня­тию языка кверху, что приводит к попыткам ребенка компен­сировать свой дефект. Таким образом, смычка образуется сле­дующими способами:

а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается зву­чание [рл];

б) кончик языка или один из боковых краев языка + внут­ренняя поверхность щели: вибрация получается грубой, как ре­зультат— «щечный» звук [р];

в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает звук [п];

г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых краев с нёбом происходит или правее, или левее средней линии звучание [р] несколько мягченное.

Вместо [р] встречается носовой звук типа английс­кого или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корне­вой части языка с мягким нёбом при свободном проходе возду­ха из глотки в нос.

В некоторых случаях приходится сталкиваться с так на­зываемым одноударным [р], при котором передний край язы­ка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсут­ствует, слышится звук, напоминающий английский (альвео­лярный) «d». Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются.

Возможно и глухое произношение звука [р]. При одноударном и глухом произношении звука [р] артикуляция ока­зывается наиболее близкой к норме. Мягкое произношение. Звук [ p ] произносится мягко, как [ p `] (рука – «рюка», корова – «корёва», шар – «шарь»).

Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.

У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] на [л] или [л’] и на [д]. В данных вариантах параротацизма место обра­зования звука остается более или менее правильным, но изме­няется способ произношения, звук перестает быть дрожащим.

В случаях замен звуков: [р] => [j], [р] => [в], [р] => [г] — изменя­ется и место произношения: переднеязычный [р] заменяется среднеязычным [j], губно-зубным [в], заднеязычным [г], и спо­соб произношения: дрожащий заменяется щелевыми или взрыв­ными звуками. Возможна замена звука [р] парным мягким [р’].

Встречаются замены звука [р] гласным [ы] (рама – «ыама», ворона – «воыона», сыр – «сыы»).

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охваты­вает как твердый [р], так и мягкий [р’]. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р’]. Реже наблюдается обратное.

Прежде всего, необходимо исследовать строение артикуляционных органов и их подвижность. Обследование непосредственно звукопроизношения начинается с исследования правильности произношения звука изолировано. Логопед четко произносит звуки и просит ребенка повторять. Затем исследуется произношение звука в слогах, в начале, середине и в конце слова. С этой целью ребенка просят назвать, что изображено на картинке (где звук [р] находится в различных позициях):

o В начале слова – РЫБА

o В конце слова – ТОПОР

o В середине слова – КОРОВА

o При стечении согласных – ТРАКТОР

Для оценки правильность произношения звука в самостоятельной речи используют задания:

o Составить предложения по картинке.

o Составить рассказ по картинке.

o Составить рассказ по серии картинок.

o Составить рассказ по опорным словам и предложениям.

o Составить пересказ текста.

o Составить самостоятельно рассказ о каком – либо событии.

При подборе материала для обследования звукопроизношения нужно отдавать предпочтение словам, в которых отсутствуют звуки той фонетической группы, к которой принадлежит обследуемый звук и другие звуки, которые нарушены в речи детей.

Обследование фонематического восприятия. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:

o Есть ли звук [р] в слове РАК?

o Найди и покажи те картинки, в названиях которых ты слышишь звук [р] (ТОПОР, ВИШНЯ, ВЕДРО и т.д.)

o Ребенку предлагается прослушать предложение и найти слова со звуком [р] (ПОД ОКНОМ РАСТЕТ РЯБИНА).

Обследование фонематического анализа. Ребенку предлагают определить место нахождения звука [р]:

o В начале слова – РЫБА

o В конце слова – ТОПОР

o В середине слова – КОРОВА

Обследование фонематического синтеза. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:

o Составить слово из заданного количества звуков, не меняя их порядка. К,Р,А,Н; Р,У,К,А.

o Составить слово из заданного количества звуков, меняя их порядок. А,Р,К; З,О,Р,А.

Обследование фонематических представлений. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:

o Подобрать название овоща, начинающего на звук [р] (РЕДИСКА, РЕПА)

Читайте также:  Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

o Подобрать слово на звук [р] (РЕКА, РЫБА)

o Подобрать слово со звуком [р], чтобы он находился: в начале слова – РЫБА, в конце слова – ТОПОР, в середине слова – БАРАБАН.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно.

Подготовительный этап. На нем осуществляется решение следующих задач:

o Формирование умения опознавать и различать фонемы,

o Развитие силы выдоха,

o Формирование артикуляторных умений и навыков,

o Формирование слухового контроля,

o Развитие звукового анализа.

Для получения правильной артикуляции зву­ка [р] необходимы подготовительные упражнения, которые по­зволяют получить правильное положение органов артикуля­ции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.

Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не ис­пытанные им вибрационные движения языка, с одной стороны, и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения — с другой, используют дополнитель­ные упражнения (приемы).

Для формирования правильной артикуляции применяются следующие упражнения:

«Лошадка» – присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно при закрытом и открытом рте. Тянуть подъязычную связку. Если ребенок не справляется, то на спинку языка кладут вязкую конфету.

«Кучер» – вибрация губ. Произносить «трр», «тпру».

«Вкусное варенье» – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Чьи зубы чище?» – улыбнуться, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны (при улыбке должны быть видны верхние и нижние зубы). Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась: работает только язык. Движения языка медленные.

«Маляр» – улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок.

«Барабанщики» – улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д». Сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время приоткрыт. Работает только язык.

«Качели» – кончик языка то понимать за верхние зубы, то опускать за нижние зубы.

«Индюки» («Болтушка») – во время произношения [ a ] быстро высунуть язык лопаткой из широко открытого рта и втянуть обратно, попеременно ударяясь о верхние и нижние губы. Получаются рокочущие звуки вроде «блблбл». То же можно проделать и во рту – язык ударяется о зубы.

Существует несколько способов постановки звука [р]

1. По подражанию с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.

2. Механический способ – с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда) артикуляторным органам придается определенное положение.

3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи.

4. Постановка от артикуляторного уклада (с помощью артикуляционных упражнений).

5. Смешанный способ.

Наиболее распространенным приемом является постановка звука [ p ] от [д], повторяющегося на одном выдохе: ддд, ддд, с последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте: при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних pe зцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции [р] или его велярном (увулярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибра­ции: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения пере­дней вибрации звук нередко оказывается излишне длитель­ным (раскатистым) и зашумленным.

Постановка [ p ] в два этапа. На первом этапе ставится фри­кативный [ p ] без вибрации от звука [ж] при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением пере­днего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значитель­ным напором воздуха (как при произнесении глухого зву­ка) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхно­сти передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попе­ременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти дви­жения можно осуществлять и обычным плоским шпателем. Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Наиболее эффективным является прием постановки [ p ] от слогового сочетания [за] с несколько удлиненным произнесе­нием первого звука из слога: ззза. В ходе многократного по­вторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемеща­ет переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного [ p ] в сочета­нии с гласным [ a ]. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чис­тый звук [ p ], нормальной протяженности, без избыточного рас­ката. При этом способе постановки звука не требуется спе­циального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тре­нировки в вызывании слогов ра, ру, ры.

При постановке мягкого [р’]применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зё, зю. Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука [р] сначала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой поря­док не является жестким, его можно произвольно менять; не рекомендуется лишь вести одновременную их постановку, во избежание смещения. Также может использоваться постановка звука [ p ] от звука [л] – ребенку предлагается «погулять по горке» – постепенно поднимают кончик языка вверх к альвеолам, в результате получается одноударный [ p ].

После того как будет достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющемся темпе, добиться автома­тизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатис­того произношения [ p ], неизбежного на ранних этапах работы. Если вначале получится только твердый [ p ], то одновременно с его за­креплением необходимо начать работу над мягким [ p `]. Если же вна­чале получится мягкий [р’], то параллельно с его закреплением сле­дует начать работу над твердым [р].

Постановка звука [ p ] является длительной. Поэтому авто­матизация звука [р] проводится с механической помощью, еще до окончательной отработки нормального звучания [ p ]. С механической помощью звук произносится в слогах (дра, дро, дру), в словах «дрова», «друг». Вначале звуку [р] в речевом материале предшествует звук, от которого он ставится (дро­ва или трава).

Ребенка просят повторить слоги:

Pa – pa – pa — в школу пора.

Ро-ро-ро — на дворе стоит ведро.

Ры-ры-ры — летают комары.

Ри-ри-ри — червей в руки не бери.

Ор-ор-ор — большой топор.

Арь-арь-арь — новый календарь.

Для закрепления произношения можно использовать игры, загадки, пословицы, поговорки.

Игра для закрепления произношении звука [р]:

Разделитесь на три группы: ёлочка, вороны, собаки.

Ёлочка (образуют круг, взявшись за руки).

Как под ёлочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Вороны (прыгают в круг): «Кар-кар-кар. ».

Ёлочка: «Из-за корочки подрались,

Во все горло раскричались».

Вороны (в кругу): «Кар-кар-кар. ».

Ёлочка: «Вот собаки прибегают,

И вороны улетают. ».

Собаки (вбегают в круг с рычанием): «Р-р-р. ».

Игра для закрепления произношения звука [р’]

Положите на столе в один ряд три-четыре предмета, в названиях кото­рых имеется звук [р’], например: фонарик, ириска, пузырек, веревка, резин­ка, гриб, варежки и др. Попросите ребенка назвать по порядку предметы, стоящие на столе. Затем предложите ему отвернуться и в том же порядке предложить назвать их на память. Если он ошибется, дайте ему еще раз посмотреть на них.

Далее можно дополнить предложения словами, в которых содержится звук [ p ], с опорой на картинки. Например, логопед называет часть предложения, а дети выбирают картинку на звук [ p ] и дополняют предложение соответствующими словами: Мама посадила на грядке… (свекла, лук, морковь). Или: В нашем лесу растут… (дубы, сосны, березы); На клумбе расцвели… (маки, тюльпаны, розы); В цирке мы видели… (лев, тигр, слон); В саду созрели вкусные… (яблоки, груши, сливы); На лугу пасутся… (овцы, козы, коровы); Мама купила… (книга, ведро, шапка).

Затем проводим автоматизацию в связной речи. Просим ребенка составить рассказ по картинке.

На этом этапе учим детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Для этого используем слова со смешиваемыми звуками: лов – ров, солить – сорить, хобот – робот и др.

Можно задавать вопросы и просить дать на них полные ответы:

Кто ловит удочкой рыбу?

Где спит медведь зимой?

Кто красит стены?

Что находится на корме лодки?

Какие птицы летят треугольником?

Кто на почте принимает телеграммы?

Что прописывает доктор больным?

Как зовут первую женщину-космонавта?

Слова для справок: рыболов, берлога, журав­ли, маляр, телеграфист, лекарство, руль, Валентина Терешкова.

Формирование коммуникативных умений и навыков.

Цель: формирование у ребенка умения и навыка безошибочного употребления звука во всех ситуациях общения.

Используются пословицы и загадки, скороговорки, стихи, рассказы, насыщенные звуками [р], [р’].

Твердые навыки правильного произношения у детей вырабатываются лишь при систематической работе. Она должна планироваться так, чтобы регулярно проводились занятия, способствующие тренировке артикуляционного, дыхательного, голосового и слухового аппаратов. Обязательно развивать у ребенка память, внимание, мышление, восприятие (слуховое, зрительное, тактильное).

1. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.

2. Рау Ф. Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. М., 1968.

3. Фомичева М. Ф. Воспитание правильного произношения. М., 1971.

4. Хрестоматия по логопедии // Под. Ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1997. Ч. 1.

5. Основы логопедии // Под. Ред. Т. В. Волосовец. М., 2000.

1. При каком [ p ] щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба:

2. При правильном произнесении звука [ p ] боковые края языка:

А. прижаты к верхним коренным зубам;

Б. поочередно вибрируют;

В. образуется щель между боковыми краями языка и верхними коренными зубами.

3. Наиболее эффективным способом постановки звука [ p ] является:

А. постановка от звука [к];

Б. постановка от звука [д];

В. постановка от звука [ж].

4. Звук [р] относится к группе:

А. заднеязычных, смычно-щелевых звуков;

Б. переднеязычных, дрожащих звуков;

В. среднеязычных, смычно-проходных звуков.

5. Что происходит при произнесении увулярного [р]:

А. корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба, образуется щель;

Как избавиться от ротацизма и начать свободно общаться

Ротацизм и параротацизм (иначе говоря «картавость») довольно распространены среди взрослого и молодого поколения людей. Проблема данного дефекта речи заключается в том, что человек неправильно выполняет артикуляцию нужного звука «р». Из-за этого [р] произносится с различными шипениями, свистами или заменяется другим звуком.

Правильная артикуляция [р] заключается в задании губам и языку правильного состояния. Положение губ оставляет среднее расстояние между зубами, чтобы воздух мог свободно выходить. Язык образует форму ложечки и его боковые части касаются верхних коренных зубов. Кончик языка согнут, и касается нёба. При выдыхании он начинает вибрировать создает нужный звук. При этом мягкое небо находится в поднятом состоянии и не позволяет воздуху попадать в нос. Голосовые связки вибрируют в закрытом состоянии.

Для образования [рь] нужно поднять спинку (средняя часть) языка к нёбу и слегка сдвинуть ее вперед. После это на выдохе образуется смягченный звук.

Разновидности произношения

В современной логопедии определяют следующие виды ротацизма, их всего 12:

  1. Полное отсутствие нужного звука. Ребенок просто не использует [р] в словах, например, краб – каб, кучер – куче.
  2. Увулярный ротацизм. При данной форме у человека отмечается искажение в произношении из-за вибрации только мягкого язычка. Подобный дефект называют «французский р» или горловой формой. Слышится своеобразный рокот.
  3. Велярный ротацизм. При этом типе дефекта [р] корень языка находится близко к нёбу и при прохождении струи воздуха начинает вибрировать нёбо, образуя неправильное звучание с различными звуковыми дефектами. Ранее подобное звучание называли картавостью.
  4. Боковой. При данном типе произношение вибрация производится боковой частью языка. В большинстве случаев подобный дефект наблюдается при анатомических неполадках в ротовой полости. При боковом ротацизме человек сочетает р и ль и в итоге произносить [рль].
  5. Интердентальный. Ребенок произносит [р], помещая язык в межзубное пространство.
  6. Назальный. У человека вибрация образуется при помощи задней части неба и глотки. Может появляться при анатомическом нарушении в виде укорочения мягкого нёба.
  7. Щёчный. Произношение [р] производится при помощи боковых частей языка и щек.
  8. Билабиальный ротацизм. Иначе называется губным, возникает за счет колебания губ при выпускании струи воздуха. Звук напоминает [прр], таким способом наездники останавливают лошадей, поэтому данная форма еще называется кучерной
  9. Проторный или одноударный. У человека используется правильная артикуляция, за исключением, что вибрация образуется один раз или вовсе отсутствует. Звук напоминает [д], а также невозможно создать непрерывное рычание [рррр].
  10. Гортанный. При данном дефекте колебание происходит за счет сомкнутых голосовых складок.
  11. Гнусавый или носовой. Струя воздуха проходит через нос и происходит своеобразное хрипение.
  12. Глоточный или фарингальный. Происходит хриплое произношение [р] за счет прохождения струи воздуха через корень языка и задней стенки глотки.

Среди вышеперечисленных дефектов наиболее распространенными являются одноударный, щелевой, кучерский, носовой, боковой и горловой. Остальные виды ротацизма встречаются гораздо реже и скорее обусловлены генетической наследственностью и анатомическими проблемами.

Параротацизм разделяется 7 видов, разница между ними заключается в замене [р] на похожие ему по звучанию[д], [ы], [й], [г], [в], [л] , [ль]. Замена ‘р’ на ‘л’ или ‘ль’ называется термином ламбдацизм (замена какой либо согласного звука на [л] или [ль]).

Как правило, у людей нарушается одновременно, как твердая р, так и мягкая ее форма. В некоторых случаях наблюдается проблема только с произношением твердой [р] или мягкой [рь].

Среди наиболее распространенных причин возникновения речевого дефекта отмечаются различные анатомические проблемы в виде короткой подъязычной связи, высокого нёба, крупного языка. Кроме этого у детей может наблюдаться недостаточная пластичность языка. Подобный дефект постепенно исправляется логопедом при помощи специальных развивающих упражнений.

Упражнения логопеда

Наиболее эффективное исправление речевых недостатков производится в раннем возрасте. К пяти годам малыш выучивает почти все звуки, наиболее сложными для него являются [р] и [рь], если они получаются неправильными или не произносятся вовсе, то тогда нужно отвести ребенка к логопеду.

В некоторых случаях люди свободно живут с речевыми дефектами и обращаются за консультацией к логопеду только при крайней необходимости, например, для приема на работу или крайней невнятности речи. Взрослые люди предпочитают самостоятельно выполнять упражнения для постановки, не используя помощь логопеда.

Для специалиста ротацизм и его исправление изначальное заключается в формировании правильной артикуляции. Для этого используют специальные упражнения. Их можно разделить на два типа. Первый из них заключатся в создании правильного положении языка и развитию его гибкости. На данном этапе от человека пытаются добиться фрикативного р, то есть артикуляцию поставлена правильно, но с отсутствием вибрации.

Второй вид упражнений помогает подопечному правильно создавать вибрацию. К данному этапу приступают после создания правильной артикуляции. Если человек без проблем выговаривает звуки [ж] и [ш], то сформулировать правильное положение языка значительно легче, ведь [ж] и [ш] по артикуляции похожи на [р].

Упражнение 1

Данное упражнение позволяет подопечному создать правильную вибрацию. Для этого голову ребенка лицом вверх кладут на колени логопеда. Далее просят подопечного сильно прижать язык к нёбу, создав позицию «грибок». Уздечка при этом должна напрячься. При сильном выдохе должна создаться вибрация.

Читайте также:  Дисграфия у детей с ринолалией

Если колебания не происходят, то логопед чистыми указательным и большим пальцами формирует правильную артикуляцию. Для этого боковые части языка прижимаются к зубам, создавая форму ложочки.

Теперь при выдохе у ребенка появится нужная вибрация и [р]. Подобное упражнение позволяет подопечному понять, как должен двигаться язык при произношении звука.

Упражнение 2

Чтобы создать нужное рычание ребенка просят сделать «широкий язык» и прижать его за верхние зубы. После этого подопечный должен произносить звук на подобии [зж], что-то среднее между [p] и [ж].

Если данный способ не помогает, то нужно попробовать создавать [д], но при этом язык занимает позицию на альвеолах. Из-за этого произносимый звук будет не четким.

Упражнение 3

В этом упражнении потребуется деревянный шпатель или какая-либо чистая ватная палочка. Ребенка просят сделать широкий язык и сильно его напрячь. После этого под него подкладывают палец или деревянную палку обмотанную носовым платком.

Нужно создать колебательные движения кончика языка, для этого палец или палочку начинают быстро двигать в стороны. Благодаря этому подготовительному упражнению тренируются нужные мышцы языка. Постепенно ребенок сможет самостоятельно создавать вибрацию, просто подставив свой палец.

Обязательным условием является напряженность языка, иначе вместо правильного колебания будет образовываться своеобразная смесь звуков [д] и [л]. Для стимулирования подопечного можно сравнить язык со струной, когда она напряжена, то производится хороший звук и мелодия. Если же она расслаблена, то никакой мелодии не получится. Для мальчиков можно сказать, что они заводят мотор. Дети лучше воспринимают информацию в сравнении.

После появления первых значимых результатов нужно постепенно увеличивать длительность создаваемой вибрации. Со временем ребенку будет достаточно подставить палец под язык и после этого колебания появятся самостоятельно.

Если малыш долгое время не может создавать вибрацию самостоятельно, то начинают отработку [р] в словах. Для раската используют механическую помощь.

Упражнение 4

Чтобы создать правильные колебания нужно попросить ребенка открыть рот и прислонить язык к небу. Далее подопечному надо под язык поперек подложить ватную палочку и попросить выдохнуть, направив струю воздуха через кончик языка. В результате появится кратковременное колебание и создастся рычание.

Благодаря этому методу у подопечного вырабатывается ощущение вибрации, чтобы он в дальнейшем смог его создавать самостоятельно.

Упражнение 5

Если классические способы постановки не помогают, то можно использовать несложную последовательность слогов с использованием [т] и [д]. Ее нужно проговаривать быстро, ритмично и точно.

Адыдоадыдо… Тыдыдытыдыды…. Дыдодыдодыдо…адыдытыдыты…

Можно использовать любые слога с гласными [а],[ы], [о] и согласными [т], [д]. Это позволяет размять языковую мышцу перед упражнениями.

Упражнение 6

Если подопечный уже умеет выговаривать [ж], то можно выполнить правильную постановку следующим способом. Ребенок создает протяжное [ж], затем постепенно отодвигает язык в глубь рта. После достижения нужной позиции происходит одноударный [р].

Чтобы в дальнейшем создать протяжное рычание нужно отрабатывать звук в слогах тр, нр, др и словах сданными слогами (трактор, друг, нравиться). Подобный метод еще хорошо применяется, если ребенок категорически отказывается использовать различные вспомогательные приборы на подобии палочек, ложочек и т. П.

Упражнение 7 «грибок»

Наиболее простой и действенный метод. Ребенку нужно сильно прижать язык к небу за зубами, образовав позицию «грибок». Далее при помощи сильного выдоха воздух проходит через кончик языка, заставляя его вибрировать, в итоге создается рычание.

Этот способ является основоположным и самым простым для ребенка. При помощи этого метода подопечный может понять, какое движение от него пытаются добиться. Эффективно позволяет исправить многие виды ротацизма при своевременном повторении и правильной технике исполнения.

Игровое упражнение 8

Этот метод позволяет заинтересовать ребенка. Нужно, чтобы подопечный произносил связку [тд], попросите малыша выдвинуть руку ладошкой вверх. Далее читайте стихотворение «дождик» и при попадании капель на что-либо просите малыша пальчиками постукивать по выдвинутой ручке и произносить [тд]

Дождик капал на ладошку -тд, тд…

А затем и на дорожку -тд, тд…

Застучал по крыше ….

И попал на домик …

Стих можно придумывать самостоятельно. Но главное, чтобы малыш четко произносил звуки при падении капелек на что-либо.

Упражнение 9 «лошадка»

Нужно сформировать позицию «грибок» и далее в быстром темпе произносить [дддддд]. Упражнение длится 10-30 секунд, оно укрепляет мышцы языка и при быстром темпе позволяет создать рычание.

Ротацизм и параротацизм является довольно распространенным речевым дефектом. Для его исправления нужно ежедневно выполнять определенные упражнения, направленные на создание правильной позиции языка и его вибрацию. От этой патологии можно полностью избавиться главное, чтобы упражнения проводились регулярно и с правильной техникой. Чем раньше вы обратитесь к логопеду и начнете коррекцию, тем больше шанс избавиться от этой патологии.

Что такое ротацизм и параротацизм: причины, методы исправления

Ротацизм в логопедии — это нарушение артикуляции звуков [р], [рь], точнее их искажение или пропуск. Этот недостаток в народе имеет еще одно название — картавость. Ребенок пытается рычать, но вместо четкой вибрации издает носовой, щелевой или другой типа звука, похожий на настоящую [р] только издали. Например, вместо “рыба” говорит “ыба”, вместо “ручка” – “нгучка” или одноударно без серии колебаний — “ндучка”.

Параротацизм — это разновидность ротацизма, но в процессе произношение звуков [р], [рь] происходит их замена на другие фонемы. Чаще всего на месте рычащей фонемы дети произносят [л], [ль], [йот]. Кончик языка при фонации не вибрирует, в артикуляции участвуют обе губы. При параротацизме слова проговариваются так: “ворона” — “волона”, “вогона”, “войона”, “водона”.

Ротацизм и параротацизм относятся к специфическим расстройствам речевой артикуляции, код МКБ (международной классификации болезней): F80.0. В логопедии встречается чаще других нарушений у детей до 5 лет.

Формы

Для определения типа речевого нарушения при фонации сонорных звуков [р], [рь] необходимо провести диагностику произношения артикуляционной единицы изолированно, в слогах, словах. На основе результатов исследования речи ставится точный диагноз, тип ротацизма и параротацизма.

Рассмотрим классификацию видов нарушений и причины их появления подробнее.

ФормаПризнакиПричины
Полное отсутствие звукаЗвуки [р],[рь] опускаются в речи полностью, заменяются на гласныеОтсутствует нужное для сонорных звуков артикуляционное движение языком, губами
Велярный ротацизмВибрация беспорядочная, вместо рычания слышен шум с примесью голоса. При фонации спинка, корень язычка отодвинуты к заднему небу, образуется смычка между органами и верхним небом. Воздух проходит между ними рывками, поэтому образуется шум, голоса почти нетКороткая подъязычная связка
Увулярный ротацизмКончик языка вибрирует недостаточно, мешает прохождению воздушной струи. Рычание есть, но в нем мало шумаКороткая подъязычная связка
Боковой ротацизмВибрация есть, но она нечеткая из-за смещения места ее возникновения. Кончик языка или его бока смыкаются с боковыми частями неба, или во время артикуляции спинка язычка поднимается. В результате звук смягчается или проскальзываетПарезы, высокое и узкое небо, кроткая подъязычная связка, дефекта развития верхней челюсти
Носовой ротацизмФонация происходит через нос, произносится не [р], а немецкий ngКороткое мягкое небо (врожденный дефект), неполный небно-глоточный затвор
Двугубный ротацизмВибрируют только губы, язычок остается неподвижнымПарезы, слабые мышцы речевого аппарата
ОдноударныйПолноценная вибрация заменяется на слабый рокот. Артикуляция дает английский d. При произношении язык соприкасается с альвеолами не серией вибрирующих ударов, а единожды.Парезы, другие артикуляционные нарушения
Щечный ротацизмВоздушная струя проходит не по телу языка и верхнему небу, а сбоку, вибрируют щекиНеверная постановка органов при артикуляции: язык опущен, кончик не прижат к небу

Параротацизм

Параротацизм в логопедии — это замена рокочущего [р] и мягкого [рь] на более простые для говорящего фонемы. Причиной затруднения артикуляции будут парезы, укороченная подъязычная уздечка, нарушения фонематического слуха, подражание взрослым. Может быть формой дислалии.

Среди видов параротацизма можно выделить следующие замены звука [р]:

  1. [в]: произносится без вибрации: рука-вука
  2. [д]: рыбка-дыбка
  3. [г]: паром- пагом
  4. [л]: крот-клот, [л] чаще проговаривается в мягком варианте — [ль]
  5. [ы]: ромашка – ымашка
  6. [й]: рот – йот.

Если говорить о предрасполагающих к ротацизму и параротацизму факторах, педиатры, неврологи и логопеды выделяют следующие врожденные и приобретенные причины:

  • Родовые травмы
  • Двуязычие в семье
  • Наследственность
  • Анатомические аномалии развития артикуляционного аппарата
  • Нарушения слуха
  • Неправильный прикус
  • Травмы языка, челюсти

Коррекция

Вне зависимости от вида ротацизма и параротацизма коррекционная работа по устранению речевого дефекта проводится поэтапно. На первых уроках нужно дать ребенку понятие о правильном произношении [р], [рь]. Это необходимо для осознания проблемы и концентрации на верном положении речевых органов для вибрации. Затем проводите постановку звука, автоматизация, дифференциацию и введение в повседневную речь.

Правильная артикуляция звуков [р], [рь]

С физиологической точки зрения, нормальная артикуляция [р] выглядит так:

  1. Губы не двигаются.
  2. Зубы раскрыты на 3-4 мм.
  3. Кончик языка поднимается к щели между зубами, замирает за верхней челюстью и дрожит.
  4. В момент прохождения воздушной струи напрягается, бьет кончиком по передней части верхнего неба.
  5. Средняя часть спинки язычка прогибается.
  6. Проход в нос закрыт мягким небом.
  7. Голос образует гудящий звук на выдохе.

Артикуляция мягкого [рь] происходит по тем же законам с небольшими отличиями:

  • В момент выдоха средняя часть спинки прогибается и поднимается к твердому небу.
  • Кончик находится ниже, чем при твердом произношении.
  • Задняя часть язычка и его корень продвинуты вперед.

Подготовительный этап

Необходим для подготовки органов речи к артикуляции сонорного. Ребенок должен овладеть язычком, контролировать и ощущать вибрацию. Для этого используются упражнения на развитие эластичности языка, растяжение подъязычной связки, раздражение лицевых, щечных нервов:

  • Лошадка
    Язык присасывается к верхнему небу, затем отрывается и громко щелкает. Звук нужно производить по заданию педагога: громко, быстро, медленно, тихо.
  • Кучер
    Развивает мышцы губ. Рот закрывается, губы вибрируют, ребенок проговаривает протяжное “тпру-у-у”, “тр-р-р”.
  • Маляр
    Необходим для растяжения подъязычной уздечки. Вытягиваем язык вверх и гладим кончиком верхнее небо.
  • Зубная щетка
    Нужно улыбнуться, высунуть кончик языка, почистить зубы снаружи и изнутри. Движения должны быть медленными, челюсти зафиксированы.
  • Качели
    Широкий язык поднимайте, заводите за верхние зубы, потом опускайте за нижние зубы. Рот открыт на несколько сантиметров.
  • Барабанщик
    Необходимо для тренировки кончика языка. Открываем ротик нешироко, заводим язычок за нижние зубы, стучим и проговариваем “д-д-д”. Постепенно увеличиваем темп ударов.



Комплекс артикуляционной гимнастики на звук р проводится не только на подготовительном этапе, но и для разогрева мышц речевого аппарата перед каждым занятием с логопедом. На начальном этапе уделяйте ей не менее 15-20 минут, взрослым и подросткам можно увеличить время до 30 минут.

Постановка

Самый длительный и сложный этап логопедической работы. Есть несколько методов постановки [р], [рь]:

  • Подражание звуковому образу и зрительному восприятия артикуляции.
    Это мало результативный метод, поэтому используется при незначительных речевых нарушениях без сопутствующих заболеваний.
  • Механический.
    Это логопедический массаж с помощью зондов, шпателя. В процессе работы органы обучаются принимать нужно для произношения вибрирующих звуков положение.
  • Постановка [р] с помощью ужу поставленных звуков.
    Некорректно произносимая фонема формируется из уже хорошо освоенных.
  • Смешанный метод.
    Сочетает в себе подражание артикуляции, зондовый массаж и постановку через уже автоматизированные звуки.

Исправление дефекта начинают с изучения типа болезни. Диагноз ставится на основание логопедического обследования.

Рассмотрим подробнее универсальный метод логопедических занятий по коррекции ротацизма и параротацизма — смешанный. Он состоит их нескольких этапов:

  1. Постановка фрикативного [р] от фонемы [ж]. Научите ребенка проговаривать шипящую без вытягивания губ вперед, поднимая язык к альвеолам. Пусть пробует рычать при таком положении органов. Звук получается глухой, толчок воздушной струи сильный. Закрепите полученный результат в простых открытых слогах.
  2. Переход к полноценной вибрации проводите с помощью зонда в виде шарика.
    Ребенок произносит фрикативный вариант фонемы, педагог в это время проводит шариком по нижней части языка вперед-назад и вызывает вибрацию кончика по верхнему небу. Движения должны быть быстрыми, а воздушная струя пускаться с силой и достаточным напором. Дома используйте шпатель или чайную ложку. Это технология постановки сонорного считается самой эффективной.

Если смешанный метод с использованием зонда-шарика не дал результат, используйте еще один вариант избавления от дефекта:

  • Отталкивайтесь от слога [за].
    Ребенок повторяет слог многократно, постепенно перемещает язык вверх, поднимает к альвеолам. Должен получиться фрикативный [р].
  • При произношении полученного [р] в сочетании с [а] удлиненным зондом массируйте и поднимайте кончик языка к небу, двигайте справа-налево. Получится чистый [р] без протяжности.
  • Пробуйте постановку с другими гласными. На начальном этапе не йотированными: [у], [о], [э], [ы].
  • Постановку [рь] начните со слога [зи] и действуйте по предыдущей схеме.

Еще один способ вызвать возникновение [р] в речи начать постановку от звука [л]:

  1. Закрепите артикуляцию твердого варианта [л].
  2. В игровой форме предложите ребенку “погулять” язычком по небу вперед-назад.
  3. Когда кончик языка дойдет до передней части неба, нужно задержать его на этом месте и пробовать вибрировать.
  4. Получится одноударный [р].
  5. Закрепляйте произношение в слогах с гласными.

Важно! Обращаться за помощью к логопеду с нарушениями произношения сонорного звука [р] и его мягкого варианта [рь] нужно после 4 лет. В норме здоровые дети начинают его произносить без посторонней помощи к 5 годам. До этого возраста малыш должен хотя бы пытаться рычать, проговаривать звук в начале слова.

Автоматизация

Начинайте после получения раскатистой вибрации. Начните с твердого варианта [р], постепенно подключайте мягкий [рь]. В работе с детьми важно использовать таблицы, картинки, стихотворения.

В слогах

Это механическое повторение слогов. Сначала предлагайте такие задания, в которых [р] стоит в начале, затем в конце, на заключительном этапе можно сочетать [р] с другими согласными.

Ра-ра-ра – хорошая пора
Ро-ро-ро – легкое перо
Ру-ру-ру – бублик я беру

Тра-тра-тра – выросла трава
Три-три-три – чужое не бери

Арь-арь-арь – купим мы фонарь
Дре-дре-дре – рыбки там в ведре

В словах

Подключайте чтение или произношение односложных слов:

Мир, дар, пар, шар, тир, сор, бор….

Затем из нескольких слогов с одной фонемой [р]:

Комар, базар, ковер, командир, офицер, пассажир…

Чтение слов с [р] в середине слова:

Бархат, фартук, зоркий, тормоз, пятерка, дергать, перчатки…
Произношение слов в несколькими [р], читать нужно по слогам:
Простор, разговор, кругозор, проворный, шаровары, разбирать, раскрывать, разворачивать…

Трудная работа, озорной воробей, дорогой подарок…

Для закрепления правильной артикуляции используйте игры:

  • Дополни предложение.
    Понадобятся сюжетные картинки. Например, на тему “Огород”, “Животные”.
    Я вижу на фото (говорит педагог)…рысь (заканчивает ребенок). Мама сажает в саду …редьку.
  • Назови по порядку.
    Пригодятся предметы, в названиях которых есть [р]. Это фонарь, букварь, робот, ручка и т.д. Разложите их нас толе и просите назвать по порядку.
  • Расскажи историю.
    Это рассказ по картинке. Ребенок составляет монолог сам. Это постепенный переход к дифференциации в свободной речи.

На заметку! Одновременно с обучением правильной артикуляции сонорных [р],[рь] проводите тренировку отличия звуков на слух.

В предложениях

На этом этапе вам пригодятся стихотворения, описание картинок, составление рассказа, скороговорки и пословицы. Обязательно подбирайте материал, где звук [р] смешивается с другими фонемами.

Используйте упражнения с сопряженным повторением, ответами на вопросы, чтение текстов.

Пришла Тамара.
Вырастут орехи.
В реке плавают ерши.
В огороде растут редиска, огурцы и редька.
Дружные ребята сварили кастрюлю борща.
Заучивайте наизусть стихи, загадки, поговорки.

Дифференциация

Это установка на безошибочное произношение в речи. Используйте свободные высказывания по определенной теме, можно дать набор слов для обязательного использования (рак, рыба, рыбак и другие) или задавайте наводящие вопросы:

Кто живет в реке? (карась, рыба, рак, ерш)
Кто красит стены? (маляр)
С помощью чего шофер управляет машиной? (руль)
Требуйте от ученика полного ответа.

Окончательное избавление от ротацизма и параротацизма возможно только при комплексной и систематической работе. Дополнительно развивайте у ребенка фонематический слух, память, внимание, кругозор.

Ссылка на основную публикацию