Логопедические ошибки – что это такое

Дисграфические ошибки и способы их преодоления

Прежде чем научиться хорошо читать и писать, все дети проходят через этап ошибок. У кого-то их бывает больше, у кого-то – меньше. Это нормальное и закономерное явление. Но как отличить естественные ошибки от признаков нарушения речевого развития? Дисграфические ошибки – что это такое, почему они появляются и как с ними бороться?

Причины возникновения нарушений письма

Выделяют несколько основных причин, вызывающих дефекты в речевом развитии:

  1. Внутриутробные: болезни матери, влияние патогенных факторов, кислородное голодание и другие осложнения во время беременности;
  2. Родовые травмы;
  3. Влияние негативных факторов в раннем детстве: менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы, повреждения шейного отдела позвоночника;
  4. Социально-психологические: двуязычие в семье, сильный стресс;
  5. Педагогическая запущенность (под этим термином в первую очередь подразумевается возникновение у ребенка отклонений в развитии из-за безразличия со стороны родителей), неблагоприятная социальная и языковая среда.

Все эти факторы негативно влияют на формирование речи в целом, провоцируя различные нарушения чтения, письменной и устной речи. Такие как: дислексия, алексия, афазия, алалия, аграфия и дисграфия, дискалькулия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи.

Нарушения письма

Для начала следует выяснить, какие недостатки письменной речи существуют.

Дисграфия — это избирательное нарушение письма при нормальном зрении, слухе и интеллекте, обусловленное недостаточной сформированностью психических функций и проявляющееся в стойких специфических ошибках на письме. При тяжелых дефектах письма говорят про аграфию. Что это такое?

Аграфия — это крайняя степень дисграфии, характеризующаяся полной неспособностью овладеть навыком письма. Обычно этот диагноз ставят детям с первым уровнем речевого развития (не говорящие, использующие для коммуникации лепетные и звукоподражательные слова, жесты, мимику) и вторым (в словаре ребёнка присутствуют достаточно часто употребляющиеся слова, хотя и в сильно искаженном виде). При таких серьёзных нарушениях речевого развития возникает также алексия, то есть неспособность овладеть процессом чтения.

Отдельно следует отметить, что эти диагнозы могут поставить не ранее середины 2 класса. До этого момента могут выявить только предпосылки к возникновению нарушений письма.

Дисграфические ошибки

К специфическим ошибкам письма относят:

  • Существенные затруднения при изучении некоторых букв;
  • Пропуск, перестановка букв, замена их на похожие по написанию, добавление новых;
  • Пропуск, перестановка, замена слогов;
  • Пропуск и замена слов;
  • Зеркальное письмо;
  • Несогласованность слов в предложении;
  • Слитное написание слов с предлогами, раздельное написание слова с приставкой;
  • Нарушение границ предложений (в тексте вообще отсутствуют точки, либо стоят неправильно);
  • Не соблюдение строк при письме.

У ребёнка может наблюдаться один тип ошибок или все виды сразу в зависимости от степени нарушения.

Отличительные особенности дисграфических ошибок

Главная особенность специфических ошибок – неправильное написание буквы в сильной позиции. «Клат» вместо «клад» может написать любой ребёнок, не знающий соответствующего правила, но «клаты» вместо «клады» напишет только дисграфик. То же самое касается гласных под ударением: «карава» — «корова», «дим» — «дым». Если прочитать текст, написанный дисграфиком, то ошибки будет слышно, однако сам школьник во время проверки своей работы чаще всего их не замечает.

Эти ошибки носят стойкий характер, то есть появляются постоянно изо дня в день. Помощь взрослых, повторение орфографических правил и многократное переписывание домашнего задания не улучшают результат.

Если вы замечаете у своего ребёнка или ученика эти симптомы, советуем незамедлительно показать его учителю-логопеду. Он проведет всестороннюю диагностику психических функций (внимание, мышление, память) и речи (чтение, письмо, сформированность операций языкового синтеза и анализа, состояние активного и пассивного словаря), сделает заключение с рекомендациями по исправлению недостатков развития.

Профилактика дисграфических ошибок

Чем выше уровень речевого развития у ребёнка, тем больше вероятность, что проблемы с чтением и письмом его не коснутся.

С самых первых недель жизни малыша читайте ему сказки, пойте песни, рассказывайте стихи, разговаривайте с ним. Почему сказки нужно читать, а не рассказывать? У каждого человека есть определенный набор устойчивых фраз, которые он использует в речи чаще всего. Рассказывая что-то, взрослый будет пользоваться именно ими. Если же родители читают сказку, то они говорят «чужими» словами, обогащая лексикон ребёнка. Также видя у родителей в руках книгу, малыш с самого раннего возраста будет проявлять интерес к чтению.

Постарайтесь как можно дольше не знакомить своё чадо с телевизором, компьютером, телефоном и т.д. Исследования показали, что дети, которые начали пользоваться гаджетами ранее 2 лет, испытывали больше трудностей при обучении грамоте. Связано это с тем, что малыши привыкли к постоянно мелькающим ярким образам на экране. Им тяжело сосредоточиваться и длительное время удерживать внимание на неподвижных печатных символах.

Развивайте мелкую моторику ребёнка и умение ориентироваться на листе бумаги. Для этой цели прекрасно подойдут различные инструменты для рисования: восковые мелки, пальчиковые краски, акварель.

Как бороться с нарушениями письма

Как лечить нарушения письменной речи, если они всё же возникли? В зависимости от причин появления дефектов и степени их выраженности, лечить дисграфию будет один специалист или понадобится комплексная работа нескольких. Если недостатки письма появились на фоне двуязычия в семье, то для исправления такого нарушения будет достаточно грамотного логопеда. Если дисграфию вызвала педагогическая запущенность или недостатки развития психических функций, то наравне с логопедом ребенка следует водить к коррекционному педагогу. Если у школьника имеются какие-либо дополнительные заболевания (миопия, снижение слуха, сколиоз), необходимо, чтобы его ещё раз обследовали лечащие врачи. При этом нарушении необходимо проконсультироваться с неврологом. Он может выявить дополнительные неврологические проблемы, которые следует устранить.

Логопед, коррекционный педагог, психолог, невролог — каждый из них будет заниматься лечением и коррекцией нарушений в своём поле деятельности. Именно такой комплексный подход обеспечит наилучшие результаты лечения.

Логопедическое исправление дисграфических ошибок

Изучением нарушений речи и голоса занимается наука логопедия, поэтому на логопеда ложится преимущественная часть работы по исправлению таких дефектов.

В первую очередь учитель-логопед должен исправить ошибки в звукопроизношении, то есть поставить школьнику правильное произношение всех звуков (при этом правильным должно быть не только «звучание», но и движения речевого аппарата в момент произнесения звука).

Развитие навыков звукового, звуко-буквенного анализа и синтеза. То есть умения отличать один звук от другого, правильно соотносить звуки с буквами, понимать какой звук (или буква) в слове стоит в начале, в середине, в конце. Примеры упражнений: логопед называет цепочкой слова, а школьник должен поднять сигнальную табличку, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука; выписать из текста все слова, содержащие заданный слог; вписать пропущенную букву, слог; составить пары слов, отличающихся одним оппозиционным звуком (рак-лак, роза-роса). Так же данная стадия сопровождается заданиями на составление схем слов, предложений.

Обогащение активного и пассивного словаря. Этот этап обязательно включает в себя упражнения: на образование новых слов различными способами: подбор однокоренных слов, изменение слов по временам (боролись – боремся – будем бороться), числам (зелёный – зелёные), родам (стояла – стоял – стояло); употребление обобщающих слов (назови одним словом: яблоко, груша – фрукты; найди и запиши лишнее слово: собака, корова, лиса).

Следующий этап работы содержит задания на развитие грамматических навыков, то есть на понимание значения предлогов, умение строить предложения, связный текст. Логопед может предложить школьнику решить следующие задачи: расширить предложение или, наоборот, сократить его; построить предложение по сюжетной картинке и записать его; раскрасить кота, который сидит ОКОЛО стула.

Развитие связной устной и письменной речи. Ребёнок должен составить текст по серии картинок; написать сочинение по предложенному плану.

Бороться с дисграфией тяжело. Это потребует многолетних регулярных занятий.

Преодоление аграфии

При этом диагнозе всегда есть сопутствующие – алексия и общее недоразвитие речи. Коррекцию данных нарушений логопед будет начинать с развития устной речи, постановки звуков, расширения словаря. Только после обширной подготовительной работы, которая занимает несколько лет, он перейдёт к формированию навыков письма и чтения. План занятий будет включать перечисленные выше этапы.

Какую школу выбрать: речевую или обычную?

Родителям, чьи дети имеют трудности с чтением и письмом, учителя или руководство школы могут порекомендовать посетить с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

ПМПК включает в свой состав более 10 различных специалистов, среди которых обязательно присутствуют психолог, педагог-дефектолог, логопед, окулист, ЛОР, невролог, детский психиатр, ортопед, хирург. Они внимательно обследуют ребёнка и составят заключение, которое будет включать в себя рекомендации по индивидуальному образовательному маршруту школьника.

Если ребёнку порекомендовали обучение в речевой школе, то лучше остановить свой выбор именно на такой школе. В специальном образовательном учреждении будет программа, учитывающая наличие нарушений письма и речи у учеников, и дозированная нагрузка. Штат сотрудников включает в себя всех необходимых специалистов, проводятся дополнительные коррекционные занятия. Школьник не будет испытывать стресс из-за плохих оценок, выговоров от учителей или насмешек одноклассников.

Альтернативой речевой школе может стать коррекционный речевой класс в общеобразовательной школе.

Дисграфические ошибки можно преодолеть, если вовремя обратиться за квалифицированной помощью. Только логопед сможет поставить точный диагноз и составить индивидуальный план коррекционной работы, поэтому не затягивайте визит к специалисту.

Ошибки при письме у школьника: чем поможет логопед?

Специалисты отмечают, что устная речь дошкольника – это фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться весь процесс обучения. А если фундамент слабый, то и крепкий дом на нем не построишь.

Ребенку шесть лет, через год в школу, а взрослым всё еще приходится угадывать, что он говорит? Такое, к сожалению, сплошь и рядом. Многие родители не задумываются над тем, что такая особенность может серьезно осложнить жизнь будущего школьника.

Что такое речь?

Многие сегодня, пытаясь освободить себе бесценные полчаса тишины, вручают своему чаду какой-нибудь гаджет или интерактивную игрушку. С ними ребенку интересно, он быстро увлекается. Причем в большинстве своем не так уж даже важно, какую игру ему установить: интеллектуальную, где нужно думать, или развлекательную. Итог будет один и тот же: не нужно придумывать ничего, вести диалог за зайцев или кукол, создавать сюжет игры – за ребенка думает приложение, а он лишь жмет на кнопки. Не получилось? «Попробуй еще раз!» Вышло? «Так держать!». Минимальный набор слов, которые слышит ребенок в процессе общения с электронным затейником, и ноль сказанных слов самим ребенком в процессе игры подарят в итоге родителям тишину не только здесь и сейчас. Такая современная игрушка может повлечь за собой более серьезные проблемы впоследствии – трудности с речью.

Устная речь – это тренировка. Мышцы речевого аппарата должны быть готовы к произношению тех или иных звуков. Чем чаще маленький ребенок говорит что-либо родителям, сверстникам, тем больше тренируются мышцы, а значит, и чище звучат звуки. При условии, конечно, что у мамы с папой и тех, кто его окружает, нет дефектов речи. Дефицит общения в семье может стать причиной в том числе и задержки речевого развития, а следом – и психоэмоционального.

Речь – это показатель интеллектуального развития ребенка. Известны случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантер, собак) и были ими вскормлены. Когда обнаруживали этих детей и возвращали в человеческое общество, то оказывалось, что они имели повадки вскормившего их животного и при этом у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.

Обучаясь говорить, ребенок не только получает возможность объяснять, что ему нужно здесь и сейчас, но и развивает свой интеллект и высшие эмоции, готовит почву для успешного обучения в школе, творчества и т. д. Полностью речь формируется к семи годам.

Как устная речь влияет на грамотность?

Рассказывает логопед медцентра «Статус» Юлия Илюхина:

– К семилетнему возрасту у ребенка формируется звукопроизношение, слоговая структура, грамматический строй и связанная речь. Далее, в первом классе, у ребенка начинает формироваться новый навык – письменная речь. Это более сложный процесс для психики, успех которого возможен только при хорошем освоении устной. Если развитие речи у ребенка запаздывало, то значит, и письменная речь тоже будет нарушена. Это как слабый фундамент, на котором не построишь хороший крепкий дом. От качества письменной речи напрямую зависит успеваемость, причем не только по русскому языку, но и по другим предметам, в том числе устным.

Читайте также:  Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе при дисграфии

Когда ребенок не понимает, о чем читает, пропускает звуки, называет их другими звуками – это есть нарушение фонематического слуха. Это не проблемы со слухом, ЛОР-врач тут не поможет. Ребенок слышит, но из-за нарушения фонематического слуха, например, звук [м] его мозг «переделывает» его в звук [н], и он пишет «н». Чтобы это исправить, нужна помощь логопеда. В идеале эту проблему лучше устранять до семи лет, чтобы ребенок в школе уже не имел подобных трудностей и обучение шло легко.

В каком возрасте лучше обращаться к логопеду?

Конечно, легче научить, когда еще идет процесс формирования речи, чем переучивать, когда она уже сформирована. То есть если есть трудности с речью и звукопроизношением, то оптимально заняться их устранением до школьного периода.

– Когда уже речь сформирована, ребенку сложнее перестроиться на правильное произношение. Процесс привыкания может быть более длительным, а нагрузка на нервную систему серьезнее за счет того, что идет еще и процесс адаптации к школе, новому окружению и правилам. А тут еще и занятия с логопедом. Поэтому оптимальный возраст – три-четыре года, – пояснила Юлия Сергеевна. – Занятия с малышами проходят в игровой форме, малышам на «уроках» интересно.

Почему возникают речевые нарушения у детей?

Трудные роды, гипоксия, прием во время беременности антибиотиков – всё это может сказаться на мозге ребенка и привести к проблемам с речью, например, дизартрии. В этом случае работа по постановке речи ведется не только логопедом, но и неврологом.

– Эта проблема сегодня достаточно часто встречается. Но не нужно пугаться, если врач ставит такой диагноз. Она относительно легко устраняется, но параллельно с занятиями с логопедом нужно принимать назначенные врачом-неврологом лекарства. Они позволят поддержать нервную систему ребенка и создать стартовую площадку для ее развития. Не стоит думать, что если ребенок до трех лет не начал разговаривать или говорит, но с трудом, что он «потом заговорит». Нет, тут нужна помощь специалистов, – говорит логопед.

Как долго нужно заниматься у логопеда?

Здесь всё индивидуально и зависит от общего развития ребенка. Если ребенку в сентябре идти в первый класс, нет никаких отклонений и только отсутствуют, например, звуки [р] и [л], то за лето можно успеть их поставить. Но здесь всё зависит от участия и самих родителей в этом процессе: правильное и регулярное выполнение домашних заданий поможет быстрее овладеть техникой правильного звукопроизношения.

Рекомендации для педагогов «Логопедические ошибки на письме»

Рекомендации для педагогов

Логопед, работая на своих занятиях с учащимися, очень специфично подходит к оценке их деятельности. Оценка на таком занятии ставится, прежде всего, по психолого-педагогическим параметрам работы ребенка, т. е. за внимательность, активность, желание работать и за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Учитель начальных классов при проверке работы такого ученика должен с другой позиции рассматривать знания и умения ученика.

Характерные ошибки при дисграфии, дислексии:

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

– пропуски букв и слогов – «трва», «кродил», «пинес» (принес);

– перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал»

– недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата);

– наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

– искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки);

– слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастне» (висит на стене). « у стала» (устала);

– неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;

– замена одной буквы на другую – «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тельпан» (тюльпан);

– нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь);

2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико- грамматической стороны речи:

– аграмматизм – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стульями. Пять желтеньки спиленачки.» (пять желтеньких цыплят);

– слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».

Внимательнее отнеситесь к ученику, который читает и пишет с ошибками, не усваивает программу начальной школы и возможно из непослушного двоечника, получится прилежный отличник.

1. Принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.

2. Будьте доброжелательны и внимательны к ребенку. Не отделяйте его от детского коллектива, посадив на заднюю парту.

3. Правильно оценивайте деятельность ученика и предъявляйте адекватные требования к нему. Это повышает у ребенка уверенность в себе.

4. В начале урока и на физкультминутках давайте упражнения на развитие фонематического слуха и воспитание правильных фонематических представлений.

5. С помощью игровых и дидактических упражнений подводите ученика к самостоятельному осознанию того, что речь можно делить на отдельные компоненты: слова, слоги и звуки.

6. Работая с первоклассником, откажитесь от слитного написания образцов заглавной и прописной букв, иначе это может привести к воспроизведению дважды первой буквы в слове, пример: Аавгуст, Рручей.

7. С первых недель обучения детей в первом классе откажитесь от «безотрывного» письма написания первых слов, это приводит к неумению ученика дифференцировать тонкие движения руки, в результате на письме имеет место неправильная передача количества однородных элементов (у-и, п-г, и-ш). Исправить это можно не сокращая или не убирая стадию поэлементного написания букв.

8. На хорошее развитие чтения вслух влияет правильное дыхание. Для этого на физкультминутках, во время урока, проводите дыхательную гимнастику, которая поможет ребенку правильно дышать во время чтения.

9. В структуру урока включайте упражнения на внимание, память, а главное мышление, это необходимо для понимания содержания текста и его смысла.

10. На уроках и в группе продленного дня больше упражнений давайте на развитие лексико-грамматических представлений. Это развивает способность самостоятельно усваивать детьми правила правописания.

11. На уроках по русскому языку развивайте у детей слуховое восприятие, это поможет ребенку избежать ошибок на грамматические правила, такие как безударные ш-с, в звучании согласных н и нн, с и сс.

12. Для предупреждения ошибок в структурном построении фразы или предложения, рекомендуется больше внимания уделять развитию лексико-грамматической стороны речи, т. е. умению правильно пользоваться грамматическими связями слов в предложении: управлением и согласованием.

13. Уделяя внимание на занятиях интонационной и смысловой стороне речи, учитель помогает ребенку научиться правильно, обозначать на письме границу предложения, что позволяет ученику правильно ставить точки в конце предложения и в написании заглавной буквы в начале.

14. Во избежание трудностей в пересказе, написании изложения, сочинении, учителю необходимо работать на уроке над расширением словарного запаса, построением распространенных предложений, пониманием связей в тексте.

15. При чтении и письме обращайте внимание на полное понимание смысла предложения, это оградит ученика от навыка отрывистого чтения с паузами между словами.

16. Для усвоения детьми навыка правильного чтения и письма, опирайтесь в своей работе на помощь родителей и воспитателей групп продленного дня, закрепляя через них навыки, усвоенные на уроке.

17. Очень важно отмечать каждый, даже незначительный успех ребенка, это стимулирует его активность.

18. Мы должны помнить, что формирование аппарата письменной речи происходит на начальной стадии освоения чтения и письма, и лишь спустя 1 – 2 года от начала обучения, письмо и чтение могут рассматриваться как умственное действие, т. к. их техническая сторона автоматизируется и на первый план выступает смысловая сторона этих процессов.

19. Помните, ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить письменные задания в соответствии с нормами, принятыми в школе.

Уровни общего недоразвития речи у детей: ОНР 1, 2, 3, 4

Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.

Отличительные признаки ОНР:

  1. Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
  2. Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
  3. Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.

Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.

Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка — это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

  1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
  2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
  3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
  4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
  5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
  6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
  7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
  8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
  9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.
Читайте также:  Причины стёртой дизартрии

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.

  1. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
  2. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
  3. Еще характерная ошибка — неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
  4. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
  5. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.

Логопедическая работа при коррекции ОНР I уровня речевого развития

Елена Ломакина
Логопедическая работа при коррекции ОНР I уровня речевого развития

Логопедическая работа при коррекции

ОНР,1 уровня речевого развития.

1. Развитие понимания речи.

2. Развитие активной подражательной деятельности в виде поощрения любых звуковых словосочетаний.

3. Формирование двусостовного простого предложения на основе усвоенных элементов словообразования.

Коррекционная работа

1. Развитие понимания речи

– Уточнять понимание названия предметов туалета, домашнего обихода, окружающего мира, игрушек, одежды.

– Уточнять понимание названия действий, которые ребенок сам совершает, которые совершают его близкие или которые он может видеть.

– Отрабатывать понимание и узнавание глаголов близких по значению или обозначающих противоположные действия.

– Понимание вопросов (Где, Куда)

– показывание и называние предметов;

– узнавание по описанию и назначению;

– узнавание действий по картинкам;

– выполнение 2-х и 3-х ступенчатых инструкций;

– выполнение инструкций по различению ед. и мнж. ч. ;

– понимание вопросов по демонстрируемому действию.

2. Развитие активной подражательной деятельности в виде поощрения любых звуковых словосочетаний.

Использование специально организованных игр с определением учебно-речевых задач. Первые слова – звукоподражание, затем односложные существительные.

Вначале этапа проходит односторонний речевой диалог логопеда. Он задает вопросы и сам на них отвечает, идет оречевление всех действий. Фразы короткие. Логопед побуждает ребенка повторять за ним знакомые слова. Первые слова повторяются не менее 5-6 раз. Необходимо добиваться воспроизведение вначале ударного слога, а затем ритмико-интонационного рисунка в слове.

Используется прием наращивания одинаковых слогов в конце слова (лап-ка, вет-ка).

Проговаривание с отхлопыванием прямых одинаковых слогов, затем слогов с разными звуками прямых и обратных.

Появляющиеся слова произносят тихо- громко, медленно-быстро, сердито-ласково.

Логопедом проводятся голосовые, дыхательные, артикуляционные упр. без постановки звуков.

3. Формирование двусостовного простого предложения на основе усвоенных элементов словообразования

Последовательность включения слов в фразу.

Предложения из слов-корней.

Указательное слово + им. падеж сущ.

Повеление + сущ. в им. п.

Обращение + повеление + сущ. в им. п. (Папа на мяч)

Модальное наречие + инфинитив (Можно, буду, хочу пить)

При работе над предлогом логопед просит детей что-то взять, дать, закончить начатое логопедом предложение по картинке. Детей учат отвечать на вопросы

Методические рекомендации по развитию и коррекции речевого мышления детей с ОВЗ дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию авторскую педагогическую разработку “Речь и мышление” Развитие и коррекция речевого мышления детей дошкольного.

Диагностика уровня речевого развития у детей логопедической группы 1. Состояние связной речи 1.1. Пересказ знакомой сказки с опорой на рисунки в книге и вопросы логопеда. • «Курочка ряба», обр. К. Ушинского.

Использование физкультминуток на занятиях как один из методов совершенствования коррекции речевого развития детей На занятиях используем физкультминутки, которые позволяют совершенствовать речь детей. Физкульминутки включаются в занятия в зависимости.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе (ОНР третьего речевого уровня) Тема: Признак Цель: Закрепление правильного произношения звука С. Выделение звука С из ряда звуков и слов. Деление слов на слоги. Знакомство.

Коррекция речевого дыхания у дошкольников 4–5 лет с 1–2 уровнем речевого развития (из опыта работы) В настоящее время большое внимание уделяется раннему началу коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. У дошкольников 4-5.

Логопедическая ритмика. Применение логоритмических средств в коррекции общего недоразвития речи Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной. Первое.

Логосказка. Проблема речевого развития и речевого воспитания в ДОУ (2)Актуальность Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в дошкольном учреждении. В последние годы наблюдается.

Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития В статье рассматриваются актуальные проблемы развития мелкой моторики у детей раннего возраста; описываются особенности развития детей раннего.

Работа с родителями по освоению речевого развития дошкольников и чтению художественной литературы в средней группе Сентябрь Мероприятие, тематика: 1. “Для Вас, родители” Режим дня, сетка занятий, возрастная характеристика детей 4-5 лет Формы работы: Оформление.

Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание в коррекции речевого развития дошкольников» Немаловажную роль в развитии речи детей играет трудовое воспитание, способствующее формированию общих положительных качеств и свойств личности.

Логопедическая технология преодоления ОНР 1,2 уровня через формирование слогоритмической структуры слова

Пояснительная записка:

Мы работаем в детском саду компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР). По данным нашего учреждения, с 2000 года наблюдается некоторая тенденция к росту количества детей с ОНР 1, 2 уровня. Если в 2000 году их было 2 % от числа всех дошкольников, посещавших наш детский сад, то к 2015 году стало уже более 20 %. Увеличение тяжести речевого дефекта воспитанников привело нас к необходимости поиска и внедрения новейших методик, обеспечивающих комплексный подход к развитию речи неговорящих детей.

Находкой стала авторская «Логопедическая технология преодоления ОНР 1,2 уровня через формирование слогоритмической структуры слова» нашей коллеги Егоровой Наталии Владимировны, логопеда-дефектолога высшей категории, проработавшей более 25 лет с детьми с ТНР.

Отличительной особенностью данной технологии от уже имеющихся в логопедии методик, направленных на формирование слоговой и ритмической структуры слова (Бабина Г.Б., Сафонкина Н.Ю., Четверушкина Н.С., Большакова С.Е.), является системный поэтапный характер работы, в ходе которой решается ряд взаимосвязанных задач по преодолению общего недоразвития речи.

Технология преодоления ОНР 1,2 уровня, представленная в учебно-наглядном пособии Егоровой Н.В. «Поговори со мной, малыш! Или как научить ребенка говорить», базируется на «трёх китах»:

  1. Формирование двигательно-моторного стереотипа речи: отработка слогоритмической структуры слова.
  2. Формирование словоизменения и фразы.
  3. Формирование системы фонологических противопоставлений.

Занятия с детьми с ТНР организованы в форме различных, эмоционально насыщенных, игр и игровых упражнений, ориентированных на организацию партнерского взаимодействия детей друг с другом и со взрослым.

Конструкт организации индивидуальной коммуникативной деятельности с ребенком с ОНР-1 уровня «В прятки мы играем, словечки называем»

Цель: обучение слоговому и слитному произнесению слов первого класса по классификации А.К. Марковой

  • формировать умение слитно, без пауз произносить гласные звуки;
  • отработать слитное произнесение слов 1 класса в им. падеже ед. числе;
  • тренировать чувство ритма по готовым моделям ритмов;
  • отработать образование и проговаривание словосочетания «указательное местоимение «это» + сущ. 1 класса в им.падеже ед.числе»;
  • учить образовывать родительный падеж существительных единственного числа 1 и 2 типа склонения
  • укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, налаживать партнерские отношения.

Оборудования и материалы: разноцветные стканчики-вкладыши, маленькие игрушки совы, козы, вазы и ватный диск (вата), домик с прорезью, графические изображения букв, ритмическая дорожка (2:3), схема к игре «День – ночь».

Планируемый результат: в ходе работы над первым классом слов, ребенок осваивает следующие умения, необходимые для воспроизведения слогоритмической структуры слова: выделять слог, как единицу речи, произносить прямой и закрытый слоги, произносить слово с правильным ударением.

Деятельность педагога

Действия, деятельность детей

1. Мотивация на совместную деятельность. Пропевание гласных звуков с опорой на ручные модели или графические изображения.

Логопед организует диалог:

Посмотри, найди картинку, когда говорят «АУ»

Кто так кричит «ИА»?

Так говорят «ОА», нелепица какая-то!

Ребёнок согласованно с логопедом пропевает гласные звуки, опускает картинки с графическими изображениями звуков в домик с прорезью.А-У

Кто-кто в башенке живет?

Что я прятала в красном стаканчике?

По дорожке мы шагаем

Ты смотри, не зевай и словечки называй!

Поощряет детей к высказыванию:

Где муха?(вот муха)

Открывает стаканчик:

Это муха? (да, это муха)

День

С целью закрепления и противопоставления Им. И Род. падежей проводится упражнение «Договорочки»: логопед начинает говорить, а ребёнок заканчивает фразу.

Логопед: Это…

Ребенок: коза

Логопед: Нет…

Конструкт организации подгрупповой коммуникативной деятельности с детьми с ОНР-2 уровня «Игротека – это чудесно, играть вместе интересно!»

Цель: закрепление слогоритмической структуры слов второго класса по классификации А.К. Марковой.

Коррекционные задачи:

  • Отрабатывать слитное произнесение слов 2-го класса в им. п. ед. и мн. ч.
  • Отрабатывать образование вин. п. ед.ч. сущ. 2-го класса 1 типа склонения.
  • Отрабатывать образование и проговаривание словосочетания «на+сущ. 2 кл. вин.п. ед.ч. 1 типа скл.».
  • Отрабатывать образование и проговаривание словосочетаний «глагол 1-го лица ед ч.наст. вр.+сущ. 2 кл. вин.п. ед.ч. 1 типа скл.».
  • Отрабатывать противопоставление им. и вин. п ед.ч. сущ. 2-го класса 1 типа скл.
  • Отрабатывать образование и проговаривание словосочетаний «указательное местоимение (это, тут) + сущ.2-го кл. им.п. ед.ч. 1 типа скл.», «личное местоимение (моя) + сущ. 2-го кл. им.п. ед.ч. 1 типа скл.», «глагол ед. ч. повелит.накл. + сущ. 2-го кл.вин.п. ед.ч. 1 типа скл.».
  • Формировать ритм повтора и чередования (1:2) с опорой на зрительные модели.
  • Формировать фонологические противопоставления согласных звуков раннего онтогенеза, различающихся по месту образования.
  • Отрабатывать зрительно-двигательные координации (указательный палец – глаз), формирование умения следить за объектами ритмической дрожки.
  • Развивать слухоречевую память, внимание.

Воспитательные задачи:

  • Обеспечить положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
  • Создать условия для речевой активности детей.
  • Организовать условия для партнерского взаимодействия детей друг с другом и со взрослым.
  • Закрепить социально-принятые нормы поведения.
Читайте также:  Логопедическое обследование безречевых детей

Оборудования и материалы: мнемотаблицы: № 1 «Ать, ать, ать, начинаем мы играть!» , № 2 «Игротека», № 3 «Капитан», № 4 «Магазин»; № 5, 6 считалки; игрушечный поезд; предметные картинки для игры «Поезд»: панама – 2 шт., панамы – 4 шт., предметные картинки для игр «Капитан», «Магазин»: кабина, помада, бумага, малина, газета, дубина.

Планируемый результат: в ходе работы над вторым классом слов, ребенок осваивает словоизменение существительных в различных формах самостоятельной деятельности.

Этап деятельности

Деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Эмоционально читает четверостишие.

Игротека, игротека, что за наслаждение,
Это много-много игр, всем на удивление!

Совместно с детьми проговаривает чистоговорку.

Слова отправляются в путешествие.

Объявляется посадка пассажиров: панам а , панамы, панамы.

Из картинок-слов выкладывает ритмическую дорожку 1:2.

Л.: Повторим, кто же едет?

Игорь – показывает, говорим хором.

Моника – показывает, повторяем дружно!

Логопед хлопает в ладоши.

Ночь! Вместе вспомним слова.

Логопед стимулирует воспроизведение ритма отстукиванием.

День! Ничего не забыли?

Внимание, поезд отправляется.

Демонстрирует движения логоритмики, под музыку задает ритмический рисунок хлопками.

Наш поезд едет вдаль,
Уезжать немного жаль.
Мы мчимся к приключениям,
Машинист жмет на педаль.
Ехали мы, ехали, и приехали!

Логопед обращается к детям.

Игорь, дай панаму.

Периодически логопед, активизируя деятельность, провоцирует детей на неправильный ответ.

Моника, дай бананы.

– Это не бананы. Это панамы.

Моника, дай панамы.

Выходят из-за стола, имитируют под музыку движения поезда. Воспроизводят хлопками заданный ритм.

Кто будет капитаном? … Решит считалка.

Плывет, плывет кораблик
В далекие края.
Кто капитан кораблика?
Конечно, это … я!
(Е.Арс)

Логопед начинает игру, организуя диалог.

Моника, раскладывает картинки, называем их вместе.

Капитан глядит вперед,

Что увидит, назовет!

Педагог указывает на перевернутую картинку.

Что видел капитан?

Ребенок: Капитан видел кабину.

Логопед: Это кабина?

Ребенок: Да, это кабина.

Логопед: Продолжай игру!

Угадавший ребенок, поддерживает диалог и продолжает игру, выполняя роль ведущего.

1-й ребенок: Что видел капитан?

2-й ребенок: Капитан видел малину…

2-й ребенок – «капитан», сделав из рук бинокль, проговаривает предложения поочередно с каждой из картинок: «Я вижу кабину». И т.д.

В это время 1-й ребенок переворачивает, названные «капитаном» картинки обратной стороной.

Далее дети вспоминают указанную картинку, называя слово, и переворачивают ее обратно лицевой стороной.

Если ребенок правильно вспомнил и назвал слово, то он одновременно со словом «Да!», ритмично и весело хлопает партнера по ладошке.

Игорь, заполняет нижнюю полку, Моника – верхнюю.

Кто будет продавать? … Решит считалка.

Вы пришли к нам в магазин

Мы сейчас вас удивим!

Логопед начинает игру, организуя диалог.

Логопед: Кто будет продавать, кто покупать?

1-й ребенок: Я буду продавать.

Логопед: Значит, ты кто? – Я продавец.

2-й ребенок: Я буду покупать. Я покупатель.

Логопед: Магазин открывается!

1-й ребенок: Что ты хочешь купить, проси.

2-й ребенок: Дай помаду.

1-й ребенок: Помада дорогая, она стоит пять слов коза. Плати!

2-й ребенок: Коза, …., коза.

1-й ребенок: Молодец, ты заплатил! На помаду.

Логопед: Чья помада?

2-йребенок: Моя помада.

По завершении «покупок» логопед, указывая поочередно на любую перевернутую картинку, задает вопрос.

Логопед: Что тут?

Ребенок: Тут бумага.

Переворачивая картинку, уточняет.

Логопед: Это бумага?

Вместе: Да, это бумага!

«Деньгами» являются слова 1 класса.

Первый ребенок по желанию называет цифру (от одного до пяти) и слово 1 класса (по «напоминалке»).

Второй — произносит слова и загибает пальчики.

Ребенок, «купивший» картинку, показывая на себя, кладет перевернутую картинку-слово на то же место.

Угадавший ребенок, отвечая на вопрос взрослого, переворачивает картинку обратно лицевой стороной.

Если ребенок правильно вспомнил и назвал слово, то он одновременно со словом «Да!», ритмично и весело хлопает партнера по ладошке.

Славно поиграли! Похвалим себя так: НА – МА, МА.

А теперь вот так: МА – НА, НА.

Подводит эмоциональный итог.

Приложение

Для составления авторских мнемотаблиц использованы изображения с просторов интернета.

Мнемотаблица № 1 «Ать, ать, ать, начинаем мы играть!»

1) Галкина Евгения Владимировна,
учитель-логопед
2) Красноперова Райса Нурмухаметовна,
учитель-логопед

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 1-2 уровня.
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа)

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 1-2 уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
korrektsionnaya_rabota_uchitelya-logopeda_s_detmi_imeyushchimi_onr_1-2_urovnya.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 1-2 уровня.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Обучение детей 1 уровня речевого развития предусматривает:

– Развитие понимания речи;

– Развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности;

– Формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований.

Логопедические занятия с безречевыми детьми проводятся небольшими подгруппами (2-3 человека) в форме игровой ситуации, что способствует формированию мотивационной основы речи. Используют персонажей кукольного театра, заводные игрушки, теневой театр и т.д. На индивидуальных занятиях осуществляется работа по постановке звуков.

Формирование первоначальной речевой коммуникации

Формированию речи должна предшествовать работа по развитию слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, невербального мышления. Игры сопровождаются речью логопеда, устанавливается первичный контакт с ребенком. Восприятие инструкций осуществляется как в словесной, так и в жестовой форме. Для детей с сенсорной алалией важным является развитие слухового восприятия. Логопед, совместно с ребенком проводит игру с игрушкой, издавая звучание. Затем логопед формирует ассоциацию между другой игрушкой и ее звучанием. Далее проводится работа над дифференциацией звуков двух или нескольких игрушек, расположенных за экраном.

Следующий вид работы – дифференциация природных и предметных звуков: Упражнения на различение плеска воды, разрезания, шуршания, скрипа, скрежета, стука.

Узнавание звуков улицы, записанных на магнитофон.

Для обучения различению речевых звуков нужно создать ассоциацию между речевым звуком и предметом. Например, поиграть с ребенком в паровозик (УУУ), с машинкой (БИ-БИ), с собачкой (АВ-АВ). Затем предлагается узнать игрушки, звучащие за экраном. Таким образом происходит накопление первичного словаря.

Для формирования речи ребенка также необходима организация ситуативно-делового общения. Для этого необходимо войти в контакт с ребенком, сопровождая манипуляции с предметами элементарной речью и звукоподражаниями. С помощью игрушек могут быть разыграны элементарные сюжеты с речевым сопровождением. Действия сопровождаются звукоподражаниями и словами (КТО В ДОМИКЕ?) Постепенно ребенок становится участником игры.

Стержневым моментом на этом этапе является специально организованная эмоциональная игра с определенной учебно-речевой задачей. Мотивы, цель и ситуация игры конкретизируются в зависимости от направленности на овладение словарным запасом, зачатками грамматических значений.

Работа по формированию звуковой стороны речи в этот период заключается, прежде всего, в восприятии речи. Упражнения:

– выделение заданного слова в ряду других слов (логопед называет: машина, собака, кошка, а ребенок должен поднять флажок, если услышит слово собака)

– различение слов-паронимов Уточка-удочка, различение сходных по звуковому составу предложений (Кто купается, а кто катается?)

Формирование произношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Однако проводят отдельные артикуляционные упражнения.

Формирование произношения тесно связано с усвоением слоговой структурой слова. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением соответствующего ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги ТА ТА ТА. и слоги с раными согласными МА ПА, закрытые и обратные слоги ПА-МА.

I этап однословного предложения:

– запоминание названий игрушек, частей тела, одежды;

– названия действий, совершаемых ребенком и взрослых, подкрепленных действиями;

– понимание слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления.

– понимание вопросов: кто?, что?;

– понимание и выполнение инструкций.

Развитие самостоятельной речи:

является необходимым условием для формирования активного лексического запаса у детей. Логопед называет те слова, словосочетания и фразы, которые хотел бы включить в экспрессивную речь ребенка. Создается ситуация, которая вызывает коммуникативно-познавательную потребность в речи. Появившиеся звуковые комплексы или лепетные слова в игровой форме нужно неоднократно повторить в разной тоналности, темпе с разной интонацией.

После того как у детей появилась возможность подражать слову взрослого, добиваются воспроизведения ударного слога, а затем ритмико-интонационного рисунка одного-двух-трехсложных слов.

– использование лепетных слов в простых предложениях

– называние близких людей;

– выражение просьб (на, дай, иди);

– выражение состояний междометиями в игровой ситуации (ой!, ах!, тшш!);

– подзывы животных (кис, но!);

– подражание музыкальным игрушкам;

– подражание бытовым шумам;

– формирование фраз (дай, пить, мама, на; идем гулять и т.д._.

II этап первых форм слова:

– различение количества предметов (один – много);

– различение величины предметов (большой – маленький);

– различение вкуса (сладкий – кислый);

– пространственное расположение (здесь – там);

– различение единственного и множественного числа (дом – дома);

– различение частицы «НЕ» (бери – не бери);

– повеление к одному или нескольким лицам (сидь – садьте).

Развитие самостоятельной речи:

– наращивание одинаковых слогов к концу слова (ру-ка, нож-ка);

– двусоставное предложение со словами тут, это, вот, здесь, там и др.;

– употребление повелительного наклонения глагола;

– употребление фразы «повелительный глагол + обращение»;

– употребление фразы «обращение + повелительный глагол _ существительное в винительном падеже»;

– употребление фразы «инфинитив + хочу, надо, можно и др.».

В результате воздействия на речевую деятельность дети переходят на новую ступень развития. Они начинают использовать зачатки разговорной речи в различных ситуациях в связи с разными видами деятельности. Заметно повышается их познавательная и речевая активность.

Обучение детей 2 уровня речевого развития осуществляется преимущественно в дошкольных группах для детей с ОНР (с 4-летнего возраста), в подготовительном классе школы для тяжелыми нарушениями речи I отделения (с 6-7-летнего возраста). Параллельно проводится медикаментозное лечение. Коррекция речевого дефекта с одновременным медикаментозным воздействием при показаниях может периодически проводиться на базе речевых стационаров, психоневрологических санаториев (с 2-7 лет – дошкольное отделение, от 7 – 13 лет – школьное отделение)

Развитие понимания речи, направленное на различение форм слова;

Развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий;

Овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова.

Материалом для обогащения речи детей служит окружающая действительность, изучение которой происходит на основе тематического цикла. Уточняются и накапливаются конкретные понятия, формируется предметная соотнесенность слова, выделение и называние действий, признаков и качество

Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря развитие осознательного восприятия речи позволяет наращивать и обобщать языковые наблюдения над смысловыми, звуковыми, морфологическими и синтаксическими сторонами речи.

III и IV этапы коррекционной работы при ОНР: этап двусоставного предложения и предложения, состоящего из нескольких слов.

– понимание и различение возвратных глаголов;

– различение множественного и единственного числа существительных;

– различение рода глаголов прошедшего времени (Женя упал – Женя упала);

– различать падежные окончания

– понимание взаимоотношений действующих лиц по синтаксическим конструкциям (по показу картинок Девочка убегает от собаки. Собака убегает от девочки)

– пространственные отношения предметов (на, в, под, около, из, за);

– обобщение предметов по их назначению;

– понимание прилагательных – антонимов (широкий – узкий, длинный – короткий);

– различение пространственных наречий (внизу, вверху, далеко, близко, вперед, назад).

– понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме

Развитие самостоятельной речи:

Этот этап предусматривает практическое употребление предложений из нескольких слов. Обязательным условием успешного обучения детей является понимание ими значения каждого члена предложения

Детей учат отвечать на вопросы, составлять предложения по моделям. Их учат слушать и сопоставлять существительные винительного, творительного и дательных падежей с именительным. Предложения произносятся отраженно. В это время в речь детей вводятся простые определения, обозначающие признаки предметов по величине, цвету, вкусу.

Организуются вопросно-ответные беседы по поводу знакомых ситуаций и предметов.

Практическое усвоение грамматических форм подготавливается развитием слухового восприятия, пассивного и активного словаря, четкого звукопроизношения.

Как только дети научатся отвечать на вопросы, составлять предложения по демонстрации действий к картинкам, можно приступить к воспитанию умения объединять предложения в маленький рассказ. Широко используется заучивание коротких стихов.

Ссылка на основную публикацию