Логопедическая технология преодоления ОНР 1,2 уровня

Логопедическая работа по преодолению онр

Распознание ранних признаков ОНР и своевременное преодоление потенциальных отклонений на основе анализа структуры речевой недостаточности.

Учет социально обусловленных последствий дефекта речевого общения.

Онтогенетический принцип – задает последовательность логопедической работы; понимание ключевых звеньев развития речевой системы, которые в норме обеспечивают ребенку переход на более высокий уровень речевого развития.

Воздействие на все компоненты речевой системы.

Работа над лексикой, грамматическим строем и связной речью решается через специальные логопедические занятия по развитию речи.

На уроках решаются задачи:

накопление, уточнение и активизация словаря;

развитие грамматического строя;

развитие связной речи.

На всех типах занятий: через подбор речевого материала, через построение полных ответов и связных высказываний по теме занятия.

Дифференцированный подход в работе с детьми, имеющими различные формы речевой патологии.

Максимальная коммуникативная направленность (занятие не должно носить искусственного характера, обязательно моделируется ситуация в которой дети употребляют эти речевые единицы) в деятельности.

Работа над всеми видами речевой деятельности (старший дошкольный возраст – чтение, школьный – письмо).

Взаимосвязь речи с другими сторонами психики. (Методы и приемы работы, организация должны учитывать когнитивную и эмоционально-волевую сферу детей). Предстоит такой отбор материала, который позволяет развивать не только речь, но и другие психические процессы.

Работа при 1 уровне онр

Преодоление речевого негативизма, активизация речевого подражания. Не рекомендуется в работе с этими детьми употреблять слова «повтори», «назови», «скажи». Работа начинается с развития подражания в целом. В различных играх, предполагающих совместное движение, повторение движений. Далее в эти игры вводятся звукоподражания или короткие слова.

Для развития речевого подражания используется прием формального диалога – логопед задает какой-то вопрос или говорит фразу (в деятельности), затем делает паузу, и ждет, что ребенок повторит, если ребенок не повторяет, то логопед сам отвечает; в какой-то момент ребенок повторит слово.

Постепенное усложнение степени самостоятельности речи ребенка. Наиболее простым видом речи является сопряженное проговаривание. Беззвучно-сопряженное проговаривание используется в начале. Отраженная речь, когда дети повторяют за логопедом. Далее частично отраженная речь – часть произносит логопед, а часть ребенок.

Использование различных игр для развития речевого подражания: игры-хороводы с проговариванием, различные игры в процессе предметно-манипулятивной деятельности, элементарные сюжетные игры (одеваем куклу, кормим куклу, строим пирамидку, катаем машинку), подвижные игры сопряженные с речью, настольные дидактические игры (лото), игры-ходилки, игры-сюрпризы (игра-рыбалка, картинки на скрепках и удочка с магнитиком; игры с кубиком (мягкий с резиночками по граням для вставления картинок), использование игрушки-посредника.

Поощрение минимальных речевых проявлений ребенка. Требования к речи не предъявляются, поощряются минимальные речевые проявления ребенка и логопедом называется общеупотребительное слово.

Организация элементарной творческой деятельности.

Лексика для обеспечения творческой деятельности

Лексика для взаимодействия в творческой деятельности

Слова для употребления

Слова для понимания

Опора на жизненный опыт ребенка.

Работа с художественными произведениями.

Многоэлементный сюжет с повторяющимися элементами (Репка, Заюшкина избушка; сказки Сутеева или русские народные).

Сначала игрушки, а затем настольный театр (плоскостные изображения, но в вертикальной плоскости), а затем театр прикрепленный на вертикальную плоскость (картинки на доске).

Многоэлементный сюжет со сменой элементов (Палочка-выручалочка, 3 медведя).

Настольный театр или вертикальные изображения на вертикальной плоскости, а затем серия сюжетных картинок.

Организация взаимодействия детей (подгрупповая форма). Группы формируются так, чтобы детей с высоким уровнем развития было больше (асиметричные). Симметричное взаимодействие, когда дети примерно на одном уровне развития.

Создание проблемных ситуаций, семантических абсурдов (тех, которые вскрывают свойства реальных предметов).

Речевая активность формируется, через коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи.

Развитие импрессивной речи. Левина считала импрессивную речь узловым образованием, которое определяет развитие других компонентов речевой системы. Импрессивная речь в своем развитии всегда опережает экспрессивную. Развитие импрессивной речи проводится в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира. Левина предлагала термин «предметные уроки».

Уровни импрессивной речи у детей ОНР:

Нулевой уровень – у ребенка отсутствует понимание обращенной речи, даже с опорой на ситуация, начинает появляться реакция на имя (если произнесение имени подкреплено прикосновением или контактным взглядом) – норма 1е полугодие.

Ситуативный уровень – понимает целостные, часто встречающиеся словосочетания, но понимание по ситуации. Понимание название часто встречающихся предметов обихода. Начинает показывать элементарные части тела, но с ошибками. На этом уровне начинает формироваться понимание номинаторов. Дети совсем не понимают слов, обозначающих действия; и совсем не понимают грамматических форм. (может встречаться на 1 уровне ОНР)

Номинанивный уровень – сформировано понимание названий большого количества предметов и обиходной лексики, хотя может путать значения слов, близких по смыслу (платье – юбка), но понимание действий только начинает формироваться. Действия хорошо знакомые из обиходно-бытовой лексики. Еще не понимает грамматических форм, но правильно понимает предлоги в хорошо знакомой ситуации (поставь кружку на стол, убери игрушки в коробку). Чаще всего у детей с ОНР 1 уровня.

Предикативный уровень – ребенок понимает названия действий из обиходно-бытовой лексики, хотя путает близкие по смыслу. Начинает формироваться понимание грамматических категорий. Наличие глаголов в словаре обуславливает появление общеупотребительной речи.

Задачи по развитию импрессивной речи:

Развитие понимания значений слов (сначала из обиходно-бытовой лексики). Сперва ребенку предлагается не слово, а целое словосочетание. Прием – опора на подсказывающие слова. Понимание значений слов, обозначающих количества (один, много), что подготавливает ребенка к пониманию категории числа и понимания слов, обозначающих размер (большой, маленький), это подготовит к пониманию уменьшительно-ласкательных суффиксов. Формируем названия предметов, действий и элементарных признаков по теме «сенсорика» (большой – маленький, теплый – холодный). С предметами знакомим по следующему плану: Что это? → Что с ним делают? → Какой он? → Какие у него части? Какие-то фрагменты в этой схеме могут быть в импрессивной речи, а могут в импрессивной. Начинает различать слова, близкие по ситуации, но пока еще тонкие дифференцировки не отрабатываются. Может потребоваться дифференциация слов противоположных по смыслу.

Развитие пониманий грамматических категорий раннего генеза (число существительных и глаголов, (верхняя граница:) категория рода глаголов, дифференциация уменьшительно-ласкательных суффиксов, глаголов с –ся и без (одевает – одевается).

Дифференциация вопросных слов. Различение слов «кто» и «что делает», различение вопросов направленных на субъект и на объект. На верхней границе 1 уровня – понимание косвенных падежей (кроме винительного). Прием подсказывающих слов. Приемы: вопросы по ходу осуществления деятельности; по сюжетной картинке.

Выработка основного словаря и его употребление в предложении.

Этап однословного предложения. Предложение из 1 аморфного словокорня. На начальном этапе могут быть лепетные слова и словоподражания, но не рекомендуется расширять словарь автономной детской речи и задерживать ребенка на этом этапе. Необходимо обратить внимание на предикаты!

Словесные комбинации из 2 слов: обращение + повеление, повеление и называние предмета, вопрос + называние, указательное местоимение (вот, тут, там) + существительное.

Построение предложений – подлежащее + сказуемое. 2 уровень ОНР.

Подготовка моторных и сенсорных механизмов для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения. Работа над фонетико-фонематической стороной речи пока не является самостоятельной задачей, т.к. на 1 уровне ОНР ребенку еще не доступно выделение отдельных звуков и осознание их как отдельных языковых единиц.

Для подготовки моторных механизмов мы знакомим ребенка с артикуляционными и дыхательными упражнениями и уточняем правильное произношение доступных для ребенка звуков в словах. Как правило в большинстве случаев (исключение тяжелых дизартрий и ринолалий), доступно произношение гласных (кроме ы) и губно-губных согласных, из передне-язычных доступно произношение (т, д). Индивидуальный подход.

Подготовка сенсорных механизмов речи – дифференциация не речевых звуков (1 этап), различение высоты, силы и тембра голоса (2 этап), дифференциация слов близких по звучанию (3 этап).

Развитие не речевых психических процессов, совместно с психологом + мелкая моторика.

Работа с детьми 2 уровня.

Дальнейшее развитие речевой активности, хотя грубых проявления речевого негативизма и негативной реакции на слова «повтори», «назови», «скажи» не проявляется. Приемы можно использовать те же, что и на 1 уровне ОНР, но добавляются различные игры и упражнения, предполагающие произвольную актуализацию языковых средств (слов, словосочетаний, предложений).

Упражнения в сравнении предметов (предметные уроки) и упражнения в описании предметов. Проведение экскурсий – проводится занятие по развитию речи на основе представлений об окружающем мире (желательно проводить экскурсии в знакомые места); к проведению экскурсии детей необходимо подготовить, обсудить правила поведения. Развитие речи в процессе ручной деятельности (методика Чевелевой).

Средства для коммуникации

Средства для осуществления взаимодействия

Работа над импрессивной речи. Если маршрут обследования от экспрессивной к импрессивной, то работа ведется от понимания к употреблению.

Развитие понимания значения. Отрабатываются дифференцировки слов близких по значению (шерстяной – меховой), понимание названия частей предметов, действий и признаков предмета.

Развитие понимания морфологических элементов (приставки, суффиксы) и грамматических категорий. Отрабатывается категория рода (м, ж), с опорой на подсказывающие слова (он – она, мальчик – девочка). Понимание рода существительных, отрабатывается через согласование со словами «мой – моя», «один – одна». Продолжается работа над категорией числа глаголов. Понимание падежа существительных и падежных вопросов (все падежные вопросы + сложные «зачем», «откуда», «когда»). Отрабатывается понимание взаимоотношения лиц по синтаксической конструкции (синтаксические абсурды) – с прямым порядком слов (субъект + предикат + объект). Понимание значения предлогов (в, на, под, за), пространственные отношения. Понимание значений приставок и суффиксов.

Понимание значений текста. Используются небольшие тексты в 3-5 предложений, предлагаются по картинке и понимаются по картинке.

Накопление, уточнение и активизация словаря.

Пути накопления словаря:

По лексическим темам + занятия по развитию речи. Если слово вводится в речь, то дети должны его проговорить примерно 7 раз, в сочетании с разными глаголами(яблоко тру, яблоко режу, яблоко ем и тд.). Основное внимание уделяется активизации предметов и действий. Отрабатываются признаки – качественные прилагательные по теме «сенсорика». Признаки «деревянный», «стеклянный», «меховой» на верхней границе 2 уровня.

Начать работу над словоизменением можно, когда у ребенка есть 40-50 глаголов и 100-150 существительных.

По семантическим связям (он не отрицает работу по лексическим темам, но вскрывает более глубокие психолингвистические механизмы этой работы). «Семантические поля» Лурия. Лексические игры: выложены картинки по теме «животные». Предлагается инструкция: «чтобы взять карточку, необходимо найти общее у животных» – «рога»; «а если есть рога, то что они делают?» – «бодаются».

Работа над грамматическим строем.

Развитие навыков словоизменения. Необходимо сформировать навык словоизменения по аналогии на материале разных слов (развитие предложно-падежных форм: управление, согласование, примыкание), каждая грамматическая категория отрабатывается отдельно; сперва отрабатываются глагольные окончания. Обязательно предусматриваются упражнения на сравнение одного и того же слова в разных грамматических формах.

Отрабатываются все косвенные падежи, но пока только в единственном числе. На главенствующем окончании: Р – и, В – у, Д – у; затем более редкие формы.

Отрабатывается категория рода (м, ж), через согласование существительных со словами «мой», «моя», «один», «одна», а так же согласование глагола с существительным.

Категория числа – отрабатывается только в именительном падеже. И затем на материале существительных с глаголом.

Работа над словообразованием. Начинается на верхней границе 2 уровня. Образование глаголов с помощью разных распространенных приставок и образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Работа над построением предложений. Отработанные лексемы и отработанные модели словосочетаний обязательно включаются в модели предложений (подлежащее + сказуемое; распространение предложения до 3-4 слов с помощью дополнений; расширение объема предложений до 5-7 слов; предложения с однородными членами; построение сложных предложений). Лексико-грамматическая программа Балаевой: на первом этапе – построение предложений из подлежащего и сказуемого, повторяющие вопрос; научение ребенка оценивать правильный и неправильный; на следующем этапе – отработка предлогов, а затем включение предложных моделей в предложения (цель – развитие и уточнение пространственных отношений, передаваемых предлогами); 3 этап – отработка моделей словосочетаний и включение их в предложения. Важно научить стороить детей простые распространенные предложения без аграмматизмов.

На 2 уровне ОНР допустим ответ с придаточного, но при этом допустим ответ с придаточного (Почему осенью птицы улетают на юг? Потому что стало холодно.)

Читайте также:  Теоретические подходы к осмыслению проблемы обучения детей с ОНР

Подготовка к овладению связной монологической речи. Приемы: заучивание небольших стихотворных текстов, с использованием наглядных опор (Укусила киску муха, и болит у киски ухо); составление (простых) рассказов из 3-5 предложений с опорой на сюжетную картинку и вопросы педагога; работа с сериями сюжетных картинок – на невербальном уровне (разложить картинки – внутреннее программирование рассказа), высоких требований к оформлению высказываний рассказа не предъявляются (задания: закончить серию, соотнесение предметных и сюжетных изображений, поиск пропавшей картинки, раскладывание серии по рассказу логопеда → самостоятельное раскладывание и рассказывание →распутывание двух сюжетных линий – истории про Пифа). На верхней границе 2 уровня по серии сюжетных картинок ребенок составляет рассказ по типу картинка-предложение. Рассказывание знакомых сказок по настольному театру, по контурному изображению, с повторением сюжета.

Работа над фонетико-фонематической стороной речи – смотри тему ФФН.

Логопедическая работа при коррекции ОНР I уровня речевого развития

Елена Ломакина
Логопедическая работа при коррекции ОНР I уровня речевого развития

Логопедическая работа при коррекции

ОНР,1 уровня речевого развития.

1. Развитие понимания речи.

2. Развитие активной подражательной деятельности в виде поощрения любых звуковых словосочетаний.

3. Формирование двусостовного простого предложения на основе усвоенных элементов словообразования.

Коррекционная работа

1. Развитие понимания речи

– Уточнять понимание названия предметов туалета, домашнего обихода, окружающего мира, игрушек, одежды.

– Уточнять понимание названия действий, которые ребенок сам совершает, которые совершают его близкие или которые он может видеть.

– Отрабатывать понимание и узнавание глаголов близких по значению или обозначающих противоположные действия.

– Понимание вопросов (Где, Куда)

– показывание и называние предметов;

– узнавание по описанию и назначению;

– узнавание действий по картинкам;

– выполнение 2-х и 3-х ступенчатых инструкций;

– выполнение инструкций по различению ед. и мнж. ч. ;

– понимание вопросов по демонстрируемому действию.

2. Развитие активной подражательной деятельности в виде поощрения любых звуковых словосочетаний.

Использование специально организованных игр с определением учебно-речевых задач. Первые слова – звукоподражание, затем односложные существительные.

Вначале этапа проходит односторонний речевой диалог логопеда. Он задает вопросы и сам на них отвечает, идет оречевление всех действий. Фразы короткие. Логопед побуждает ребенка повторять за ним знакомые слова. Первые слова повторяются не менее 5-6 раз. Необходимо добиваться воспроизведение вначале ударного слога, а затем ритмико-интонационного рисунка в слове.

Используется прием наращивания одинаковых слогов в конце слова (лап-ка, вет-ка).

Проговаривание с отхлопыванием прямых одинаковых слогов, затем слогов с разными звуками прямых и обратных.

Появляющиеся слова произносят тихо- громко, медленно-быстро, сердито-ласково.

Логопедом проводятся голосовые, дыхательные, артикуляционные упр. без постановки звуков.

3. Формирование двусостовного простого предложения на основе усвоенных элементов словообразования

Последовательность включения слов в фразу.

Предложения из слов-корней.

Указательное слово + им. падеж сущ.

Повеление + сущ. в им. п.

Обращение + повеление + сущ. в им. п. (Папа на мяч)

Модальное наречие + инфинитив (Можно, буду, хочу пить)

При работе над предлогом логопед просит детей что-то взять, дать, закончить начатое логопедом предложение по картинке. Детей учат отвечать на вопросы

Методические рекомендации по развитию и коррекции речевого мышления детей с ОВЗ дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию авторскую педагогическую разработку “Речь и мышление” Развитие и коррекция речевого мышления детей дошкольного.

Диагностика уровня речевого развития у детей логопедической группы 1. Состояние связной речи 1.1. Пересказ знакомой сказки с опорой на рисунки в книге и вопросы логопеда. • «Курочка ряба», обр. К. Ушинского.

Использование физкультминуток на занятиях как один из методов совершенствования коррекции речевого развития детей На занятиях используем физкультминутки, которые позволяют совершенствовать речь детей. Физкульминутки включаются в занятия в зависимости.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе (ОНР третьего речевого уровня) Тема: Признак Цель: Закрепление правильного произношения звука С. Выделение звука С из ряда звуков и слов. Деление слов на слоги. Знакомство.

Коррекция речевого дыхания у дошкольников 4–5 лет с 1–2 уровнем речевого развития (из опыта работы) В настоящее время большое внимание уделяется раннему началу коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. У дошкольников 4-5.

Логопедическая ритмика. Применение логоритмических средств в коррекции общего недоразвития речи Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной. Первое.

Логосказка. Проблема речевого развития и речевого воспитания в ДОУ (2)Актуальность Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в дошкольном учреждении. В последние годы наблюдается.

Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития В статье рассматриваются актуальные проблемы развития мелкой моторики у детей раннего возраста; описываются особенности развития детей раннего.

Работа с родителями по освоению речевого развития дошкольников и чтению художественной литературы в средней группе Сентябрь Мероприятие, тематика: 1. “Для Вас, родители” Режим дня, сетка занятий, возрастная характеристика детей 4-5 лет Формы работы: Оформление.

Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание в коррекции речевого развития дошкольников» Немаловажную роль в развитии речи детей играет трудовое воспитание, способствующее формированию общих положительных качеств и свойств личности.

ОНР 2 уровня

Общее недоразвитие речи 2 уровня – это грубая форма нарушения речи у детей, для которой характерны низкие возможности самостоятельной речевой продукции. Ребенок изъясняется простой фразой, но допускает множество вербальных ошибок, аграмматизмов. Словарный запас беден, не сформированы навыки словоизменения и словообразования, тяжело нарушены звукопроизношение и фонематические операции. Степень ОНР определяется с помощью психолого-логопедического обследования. Основные приоритеты коррекционной работы: совершенствование восприятия речи, расширение лексики, формирование распространенной фразы, развитие грамматических языковых навыков.

МКБ-10

Общие сведения

Учение об уровнях речи у детей с логопатологией было выдвинуто в 50-60 г.г. прошлого столетия профессором логопедии Р. Е. Левиной. Она выделила три уровня речевого недоразвития: 1– безречье, 2 – появление общеупотребительной речи, 3 – развернутая фразовая речь с лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Т.о., второй уровень речевого развития отличается более высокими языковыми способностями по сравнению с ОНР 1 уровня. Однако низкая степень владения речевыми средствами (грамматическими, лексическими, фонетическими, фонематическими) требует их дальнейшего развития методами специального коррекционного обучения. Позднее к этой классификации был добавлен 4-ый уровень речевого развития, характеризующийся остаточными признаками ФФ и ЛГ недоразвития.

Причины ОНР 2 уровня

Грубые дефекты речи имеют полиэтиологическую природу. Главную роль в их возникновении играют биологические факторы: осложнения беременности (гестозы, иммунологический конфликт, внутриутробная гипоксия), последствия тяжелых родов (асфиксия новорожденного, родовые травмы), заболевания раннего детства (инфекции, протекающие с нейротоксикозом, ЧМТ). Дети с ОНР 2 уровня часто наблюдаются у невролога по поводу перинатальной энцефалопатии, в возрасте 2-3-х лет им выставляется задержка речевого развития. Логопедическое заключение может звучать как алалия, дизартрия, афазия, ринолалия.

В некоторых случаях тяжелые речевые проблемы не связаны с ранним органическим поражением ЦНС. У этой группы плохо говорящих детей могут обнаруживаться недостатки воспитания (дефицит общения, педагогическая запущенность), наследственная предрасположенность к позднему возникновению речи, синдром госпитализма и другие биосоциальные предпосылки. Часто ОНР становится следствием комплекса различных факторов, когда имеют место и церебральные нарушения, и неблагоприятные условия развития ребенка.

Патогенез

При ОНР 2 уровня отмечается низкая степень сформированности всех подсистем языка. На лексическом плане выявляется недостаточная словарная база, что обусловливает трудности выражения мыслей, выстраивания синтаксической структуры предложений и грамотного изложения. Фонетико-фонематическое недоразвитие выражается искажением звуко-слоговой схемы слов, неготовностью дошкольника к звуковому анализу и синтезу. Конкретные механизмы речевого недоразвития зависят от этиологических факторов. Так, при перинатальных органических поражениях мозга речевой дефицит может быть связан с непониманием речи или невозможностью ее моторной реализации. В случае пороков развития периферических органов речи первично нарушается собственная речевая активность, вторично – фонематические процессы.

Симптомы ОНР 2 уровня

Речь развивается с опозданием, первые самостоятельные фразы появляются к 3-4 годам или позднее. Предложения короткие, простые, состоят из 2-3 слов, чаще обозначающих обиходные предметы и действия. Союзы, предлоги, прилагательные при построении высказывания употребляются редко. Наряду с фразой ребенок продолжает пользоваться жестами и аморфными словами. Существенно улучшается понимание речи. Словарь становится более разнообразным, но по-прежнему отстает от возрастной нормы. При ОНР 2-го уровня дети не знают названий частей тела, цветов, деталей предметов, обобщающих понятий. Навык словообразования и словоизменения не сформирован, падежные формы употребляются неправильно, отсутствует согласованность членов предложения, не дифференцируется единственное и множественное число.

Нарушен слоговой образ слова: наблюдается перестановка и сокращение слогов, элизии согласных при их стечении. Недостаточность фонематического восприятия проявляется неспособностью ребенка выделить нужный звук и определить его позицию в слове, подобрать слово с заданным звуком. В спонтанной речи имеются многочисленные звукопроизносительные дефекты: смешения, искажения фонем, замены согласных (аффрикат, мягких/твердых, глухих/звонких, шипящих/свистящих). Изолированный звук при этом может произноситься нормативно. Таким образом, при второй степени ОНР используемые речевые средства остаются значительно искаженными.

Дети с речевым недоразвитием, как правило, имеют некоторые отклонения в моторной и психической сферах. У них часто выявляется несформированный пальцевый праксис, неуклюжесть движений, плохая координация. Возможны нарушения речевой моторики вследствие недифференцированности артикуляционных поз и изменений тонуса мускулатуры органов речи. Особенности протекания психических процессов заключаются в снижении слухо-речевой памяти, слабости внимания, недостаточном развитии вербально-логического мышления. Из-за этого дети неохотно вовлекаются в игровую и учебную деятельность, часто отвлекаются, быстро утомляются, делают массу ошибок при выполнении разного рода заданий.

Осложнения

Без целенаправленного обучения дети с ОНР 2 уровня испытывают выраженные трудности в освоении школьной программы. На фоне недоразвития языковых компонентов формируются специфические расстройства школьных навыков – аграмматическая дисграфия и дислексия. Вследствие плохого владения фразовой речью ребенок не может полноценно общаться со сверстниками и утвердиться в детском коллективе. Дети с ограниченной речевой активностью осознают и тяжело переживают свой дефект, что негативно отражается на их личностном и психическом развитии. Несмотря на первичную сохранность интеллекта, при отсутствии своевременной коррекции ОНР может возникнуть пограничная интеллектуальная недостаточность.

Диагностика

Логопедическое обследование включает изучение медицинского анамнеза, оценку состояния всех компонентов устной речи. На первой встрече с ребенком и родителями логопеду необходимо выяснить вероятные причины речевого недоразвития, степень понимания и владения ребенком речью, особенности моторного и психического развития. Диагностика устной речи включает изучение уровня сформированности:

  • Связной речи. Ребенка просят пересказать прослушанный текст, составить рассказ по наглядным пособиям, ответить на вопросы. При этом выявляются семантические и синтаксические ошибки, неправильный порядок и связь слов в предложении, нарушение логики и последовательности изложения. Даже с помощью наводящих вопросов, подсказок логопеда ребенок не способен точно передать содержание рассказа.
  • Лексико- грамматических процессов. При выполнении заданий заметны трудности в подборе нужных слов, незнание геометрических формы, цветов, обобщающих категорий, синонимов и антонимов. Одним и тем же аморфным словом ребенок может обозначать целый ряд предметов, близких по назначению или функции. Фраза строится аграмматично, с нарушениями согласования, неправильным изменением слов по числам и падежам.
  • Слоговой структуры и фонетико-фонематических процессов. Сложные по звуконаполняемости и слоговому составу слова произносятся искаженно. Количество слогов сокращается до двух-трех. Высказывания малопонятны из-за множественных дефектов звукопроизношения. У детей с ОНР 2 уровня может быть нарушено до 15-20 звуков практически всех групп. Задания на звуковой анализ и синтез ребенку недоступны.

Второй уровень развития речи дифференцируют с другими степенями речевой недостаточности (ОНР 1 и ОНР 3 уровня), а также тугоухостью, системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении. При проведении диагностики важно понять, какая именно речевая патология лежит в основе ОНР – от этого будут зависеть формы и приемы коррекционного процесса.

Коррекция ОНР 2 уровня

Логопедическая работа должна строиться в тесном контакте с медицинскими специалистами: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. В связи с основным неврологическим нарушением ребенок должен получать курсы медикаментозной терапии, лечебного массажа, физиотерапии. При открытой ринолалии выполняется хирургическая коррекция деформаций лица («волчьей пасти», «заячьей губы»). С 3-4 летнего возраста дети зачисляются в логопедическую группу ДОУ на 3 года обучения. За это время речь ребенка должна стать грамматически и фонетически правильной и приблизиться к возрастной норме. Содержание работы включает:

  • Активизацию и наращивания словаря. В соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки. Ребенка учат называть предметы, признаки и действия, понимать обобщающие слова, пространственные взаимоотношения между предметами.
  • Развитие лексико-грамматических средств. В рамках направления ведется работа по выработке навыков словообразования, словоизменения, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж, род. К концу обучения ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически правильно отвечать на вопросы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?» и др.
  • Формирование фразовой и связной речи. Закрепляются навыки построения простых предложений, формируются умения составления коротких рассказов. С ребенком разучиваются потешки и двустишья. Его учат адекватно и полно отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно их формулировать.
  • Совершенствование произносительных умений. На начальном этапе осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции. При дизартрии, ринолалии показан логопедический массаж. После уточнения правильности произношения сохранных фонем начинается работа над постановкой звуков в той последовательности, в которой они появляются в онтогенезе. Автоматизация и дифференциация проводится по общепринятым правилам.
Читайте также:  Развитие диалогической речи дошкольников с ОНР в условиях театрализованной игры

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев речевой прогноз при ОНР 2 уровня благоприятный. В процессе коррекционного обучения происходит постепенное расширение вербальной активности и повышение уровня развития речи. При переходе в начальную школу дети должны продолжать заниматься на школьном логопункте, т. к. они составляют группу риска по формированию нарушений письма и чтения. Первичная профилактика ОНР заключается в предупреждении ранних повреждений речевых центров и органов, приводящих к тяжелой логопатологии. С целью предотвращения учебных трудностей и отставания в когнитивном развитии необходимо своевременное выявление тяжелых речевых дефектов и их коррекция.

Характеристика ОНР 1-го уровня: памятка для логопеда и родителей

«У ребенка ОНР (общее недоразвитие речи) 1 уровня» − такое логопедическое заключение может услышать родитель трехлетнего неговорящего малыша. В этом возрасте некоторые дети по различным причинам наблюдаются у невролога, и не каждый родитель склонен консультироваться у логопеда по поводу отсутствия речи.

Многие думают, что дефекты речи возникают только у детей со сниженным интеллектом, глухих или слабослышащих. Увы, это мнение ошибочно. 1 уровень ОНР характерен также для детей с первично сохранным интеллектом и нормальным слухом. Если вовремя обратить внимание на эти трудности, начать коррекционную работу со специалистом, выполняя все рекомендации, то можно с ними справиться.

Определение понятия ОНР 1 уровня

Отечественные авторы определяют ОНР 1 уровня как почти полное отсутствие речи у ребенка. Речевая деятельность человека состоит из нескольких компонентов – это активный и пассивный словарь, звукопроизношение (правильное произношение отдельных звуков и звукокомплексов, а также способность услышать именно эти звуки), грамматический строй речи (взаимодействие слов между собой), связная речь (способность четко и ясно излагать свои мысли, не отвлекаясь на детали).

У ребенка с ОНР 1 уровня все эти компоненты, так или иначе, нарушены.

Актуальность

Речь, а особенно правильная – важнейший компонент коммуникации. Для того чтобы ребеночек, а в дальнейшем и взрослый, был успешен, он должен говорить понятным и доступным способом. Грамотное повествование развивает личность ребенка, позволяет передавать свои мысли и эмоции, делиться впечатлениями, расширять свой кругозор.

Статистика

Анализ статистических данных неутешителен – у всех детей с речевыми нарушениями ОНР диагностируется более чем в 70%.

Подтипы

Общее недоразвитие речи 1 уровня характеризуется нарушением всех элементов речевой системы.

ОНР 2 уровня – использование в своей речи нескольких слов, при этом характерно не всегда правильное их произношение.

ОНР 3 уровня – ребенок уже способен говорить длинными фразами, словарный запас увеличивается.

ОНР 4 уровня – на данном этапе остаются незначительные сложности, иногда допускаются ошибки. Важно не прекращать заниматься, так как отдельные трудности могут мешать первокласснику или дошкольнику справляться с чтением и письмом.

Сравнительные особенности нарушения развития речи

Характеристика выявленной у ребенка патологии зависит выраженности симптомов:

Лексический запасЗвукопроизношениеФонематическое восприятие/ фонематический слухГрамматический стройСлоговая структураСвязная речьПонимание
ОНР 1 ур.Звукоподражания, лепетные словаМножественные нарушенияВ начальном состоянии/ грубо нарушенНарушенНарушенаОтсутствуетЗависит от ситуации
ОНР 2 ур.Маленький (значительно меньше нормы)Различные и многообразные искажения, замены, отсутствие звуковНедостаточностьНе сформированГрубо нарушенаФраза из 2-3 словЗначительно развивается
ОНР 3 ур.Значительно увеличиваетсяИмеют место все виды звуковых нарушенийНедостаточно развито/ навыки звукового анализа и синтеза самостоятельно не формируютсяПравильное употребление простых предложений, специфические ошибки (неправильное согласование, пропуск и замена предлогов, ошибки в ударениях)Слоговая структура нарушена меньше, но остаются ошибки (сокращение слогов, перестановка, замена)Преобладание простых предложенийУже ближе к норме
ОНР 4 ур.Практически нормаМогут оставаться искажения звуков, трудности постановки [Р]Недостаточно сформированоМогут оставаться ошибки в употреблении существительных, в падежных окончаниях (родительном и винительном), множественном числе, употреблении сложных предлоговОстаются отдельные нарушения – сокращение, перестановки звуков, намного реже – пропуск и перестановка слогов, добавление слоговПропуск и замена союзов, инверсии (перестановка обычного порядка слов в предложении)Практически норма

Как видно из таблицы, каждый уровень имеет свои характерные особенности и первый – самый тяжелый.

Причины возникновения

Существует несколько групп причин, под воздействием которых могут возникать эти нарушения:

  • Патологии во внутриутробном развитии – токсикоз у матери на ранних сроках (когда идет закладка и формирование нервной системы малыша), различные заболевания, перенесенные матерью во время первого триместра беременности (особенно опасны вирусы и инфекционные заболевания в I триместре беременности), резус-конфликт.
  • Родовая патология – черепно-мозговая травма, удушение пуповиной (асфиксия), в результате чего новорожденный испытывает кислородное голодание, а это, в свою очередь, негативно отражается не только на речевых центрах коры головного мозга, но и на всех других органах и системах.
  • Перенесенные ребенком заболевания в первый год жизни – вирусные, инфекционные, различные травмы.
  • Наследственный фактор.
  • Негативное влияние окружающей обстановки – отсутствие или недостаточность правильно говорящего окружения ребенка – нарушения речи у родителей, отец и мать со снижением слуха (у слышащих детей), различные психотравмирующие ситуации, частые и длительные госпитализации детей.

Механизмы

Недостаточное развитие речи у дошкольника – системное нарушение. Пациенты с данным уровнем развития сильно отстают от своих сверстников. Если пустить этот процесс на самотек, ребенок не сможет учиться в школе, он будет испытывать не только трудности при овладении школьной программой, но и психологический дискомфорт.

Механизм формирования данной патологии связан с тем или иным поражением центральной нервной системы (например, гипоксия плода во время беременности, асфиксия во время родов, травма головы).

Диагностика

Распознавание и выявление различных речевых расстройств – это не только функция логопеда. Первичная диагностика осуществляется родителями или ближайшим окружением ребенка. В эпоху развития современных технологий каждый заинтересованный взрослый способен самостоятельно отслеживать РР (речевое развитие) своего малыша, а также способствовать активизации этих процессов. Первые признаки задержки развития речи могут отмечать и взрослые.

Также за развитием речи и общим физическим состоянием наблюдают детские специалисты (в том числе невропатолог и педиатр). Их заключения помогают логопеду составить полную картину − изучить так называемый «речевой анамнез» − особенности протекания беременности, родов, первого года жизни ребенка.

Специалисты, к которым следует обратиться

Зачастую нарушения речи сопровождаются неврологической патологией, которая выражается замедленными темпами созревания нервной системы. Поэтому грамотный специалист назначит специальные препараты, которые будут способствовать и стимулировать ее дозревание. Соответственно, лечить маленького пациента будет врач-невропатолог.

Некоторые дети испытывают психологические трудности, когда их слова, словосочетания и предложения непонятны сверстникам и родным. Поэтому для того чтобы справиться с ними и не довести ребенка до логофобии (боязни говорить), подключается детский психолог. К тому же у дошкольников с ОНР страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление.

Логопед. Основная роль в преодолении вышеуказанных нарушений отводится именно этому специалисту, который проведет грамотную диагностику, определит степень речевого развития, наметит план занятий, цели и задачи. При ОНР 1 уровня необходим индивидуальный подход к каждому конкретному ребенку, так как нарушения речи многообразны. Идеальным решением будет посещение ребенком логопедического детского сада.

Принципы терапии

Коррекция и лечение данной патологии проводится несколькими специалистами, которые используют различные методы и методики:

  • Начинать работать логопеду следует с развития понимания речи окружающих.
  • Постепенно накапливать средства общения (увеличение словарного запаса, расширение значений слов, формирование правильного звукопроизношения).
  • Усвоение различных форм общения.

Коррекционная логопедическая работа должна сочетаться с сопутствующим лечением – приемом лекарственных препаратов, физиотерапией, которые будут способствовать и стимулировать созревание центральной нервной системы.

Особое внимание следует уделять мелкой моторике, так как тренировка мышечного тонуса пальцев рук способствует активизации центров головного мозга, ответственных за речь. Доказали свою эффективность пальчиковая гимнастика, игры со льдом, с тестом, наждачной бумагой, контрастные ванны для рук, аппликатор Кузнецова и др.

Благоприятный прогноз в том случае, когда патология выявлена вовремя и начато своевременное лечение и логокоррекционное воздействие. Если же родители не заинтересованы, то последствия будут печальными.

Профилактика

Профилактические мероприятия плавно вытекают из причин появления нарушений:

  • Для женщины, планирующей стать мамой, важно подготовить себя и свой организм к вынашиванию малыша, тщательно следить за собой, наблюдаться у врача, следовать всем его рекомендациям.
  • К сожалению, момент родов не всегда зависит от будущей матери – основную роль здесь играет медицинский персонал, а точнее профессионализм и ответственность каждого конкретного работника. Женщина, в свою очередь, может позитивно настроиться на процесс родов.
  • Первый год жизни малыша – самый важный. Чем раньше удается обнаружить нарушение, тем скорее можно начать лечение и коррекционную работу.

Рекомендации

Одна из самых главных и важных рекомендаций – совместная работа ребенка, родителей и специалистов (врачей, логопеда, психолога, воспитателя).

Ведь если дошкольник посещает логопеда, занимается с ним, а дома не прикладывает никаких усилий к закреплению отработанных навыков, должного и нужного эффекта не будет или придется его ждать значительное количество времени. Многие родители считают, что если с ребенком занимается логопед или психолог, то этого вполне достаточно и им ничего не нужно делать. Это не так, все новые умения и достижения детей должны повторяться и совершенствоваться в привычных ситуациях, у них должна вырабатываться привычка произносить звуки или слова правильно.

Рабочая программа логопеда: “Коррекция общего недоразвития речи первого уровня”.
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Рабочая программа логопеда Центра психолого-медико-социального сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
rabochaya_programma.docx164.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекция общего недоразвития речи 1 уровня».

Актуальность. В настоящее время возрастает число детей с тяжёлыми нарушениями речи, среди них большинство составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР). Дети с ОНР 1 уровня («неговорящие» дети) вызывают тревогу и растерянность у родителей. Задача овладения речью этими детьми довольна серьёзная, её решение требует длительной программы комплексного воздействия – медицинского, логопедического, психолого – педагогического. Данная рабочая Программа преодоления ОНР у дошкольников (1-4 уровень) ставит задачей обобщить опыт работы по коррекции данного нарушения у детей. В основе рабочей программы лежит «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников» (авторы – Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, 2009 г.), а также использованы и другие авторские технологии в коррекционной работе с детьми с ОНР.

Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми, одновременное «погружение» ребёнка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирование собственной речи. Коррекция данного нарушения осуществляется на логопедических занятиях, где осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить структуру дефекта и потенциальные речевые возможности ребёнка. Коррекционно – развивающая работа с дошкольниками в центре сопровождения предполагает правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и педагогов дополнительного образования.

Цель: разработка комплексной системы коррекционных занятий с учителем – логопедом для детей с ОНР 1- 4 уровня в условиях ЦПМСС.

  • поэтапное формирование и развитие импрессивной и экспрессивной речи;
  • формирование и совершенствование слоговой структуры слова, качественных и количественных аспектов лексики;
  • овладение фразой, грамматическое оформление и развертывание предложения, структурирование связной речи;
  • развитие и совершенствование фонетических и фонематических процессов;
  • развитие мелкой моторики и графических навыков, высших психических процессов.

Характеристика детей с 1 уровнем развития речи.

Первый уровень развития речи характеризуется отсутствием общеупотребительной речи. Яркой особенностью дисонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребёнком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания – звуко-комплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («кока» – петушок, «кой» – открой, «доба» – добрый, «дада» – дай, «пи»- пить), отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребёнок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко-слоговую структуру.

Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Например, слово «кока», произносимое с разными интонациями и жестами обозначает «петушок», «кукарекает», «клюёт», что указывает на ограниченность словарного запаса. Поэтому ребёнок вынужден использовать паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию.

При восприятии обращённой речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию, мимику взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаточное развитие импрессивной стороны речи. В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном одно-двусложные слова, тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям («паки ди» – собака сидит, «ато» – молоток, «тя мако» – чай с молоком).

Наряду с отдельными словами в речи ребёнка появляются и первые словосочетания. Слова в них, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям ещё недоступно. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно произносимых двух-трёх сложных слов, включающих звуки раннего и среднего онтогенеза («дять» – дать, взять; «кика» – книга; «пака» – палка); «контурных» слов их двух-трёх слогов («атота» – морковка, «тяпат» – кровать, «тяти» – мячик); фрагментов слов-существительных и глаголов («ко» – корова, «пи» – пить, «па» – спать); фрагментов слов – прилагательных и других частей речи («босё» – большой, «пака» – плохой); звукоподражаний и звукокомплексов («ко-ко», «бах», «му», «ав») и т.п.

Организация коррекционно – развивающей работы с детьми

1 уровня развития речи

Необходимость раннего (с 3-летнего возраста) комплексного систематического коррекционного воздействия определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе.

Учитывая структуру речевого и неречевого дефекта детей данной категории, программу комплексной коррекции составляем таким образом, чтобы, с одной стороны, максимально эффективно осуществлять коррекционную работу, а с другой – создать оптимальные условия для сохранения и развития здоровья дошкольников.

Логопедические занятия с детьми 1 уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами (2 – 3 человека). Это объясняется тем, что они не в полном объёме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращённые только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия поводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей, теневого театра. Это обеспечивает формирование мотивационной основы речи. Мотивы, цель и ситуация игры конкретизируются в зависимости от направленности на овладение словарным запасом, начатками грамматических значений. Подгруппы формируются с целью развития коммуникативной функции речи, на этапе овладения элементарной фразой.

Участие родителей в логопедической работе с детьми

с ОНР 1 уровня значительно повышает эффективность коррекционно – развивающего процесса по преодолению нарушений речи у ребёнка. Обучение родителей приёмам коррекции ускоряет темп работы и способствует закреплению и применению в практической деятельности изученного материала.

Каждое занятие имеет следующую структуру:

  1. Вводная часть (3мин.). Организация внимания, подведение к теме занятия, сюрпризные моменты.
  2. Основная часть (20 мин.) Реализация поставленных целей занятия в игровых ситуациях.
  3. Динамическая пауза (3 мин). Снятие физического и эмоционального напряжения (релаксация, психогимнастика).
  4. Заключительная часть (4 мин). Подведение итога, домашнее задание, консультирование родителей.

Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы, в зависимости от уровня:

  • Развитие понимания речи (импрессивная речь) базируется на развитии у детей представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, понимания конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления (1 уровень).
  • Развитие активной подражательной речевой деятельности происходит при создании ситуации, которая вызывает коммуникативно – познавательную потребность в речи (1-2 уровень).
  • Развитие высших психических процессов (внимания, памяти, мышления) является базовым компонентов в развитии речи детей (1-4 уровень).
  • Формирование фонетической стороны речи на данном этапе не является самостоятельной задачей, но артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения помогают вызывать отсутствующие звуки (1-2 уровень).

Форма проведения занятий : индивидуальные и подгрупповые (2-3 чел.) занятия по 30 мин. 1 раз в неделю с детьми 3 – 7 лет.

Какие занятия нужно посещать для коррекции ОНР 2 степени?

Последнее время у малышей часто проявляется недоразвитие речи. Оно может проходить по-разному и в различных стадиях. В любом случае, необходима коррекционная работа с детьми, которая заключается в индивидуальной и групповой работе с детьми. Одной из самых опасных стадий является ОНР 2 уровня. Как распознать у ребенка это заболевание?

Симптомы

1 и 2 степени ОНР считаются самыми тяжелыми. В целом нарушения речи проявляются в несогласованности слов, порой отсутствию звуков и смыслов речи. Впоследствии недостатки устной речи будут проявляться в дисграфии и дислексии в школе.

Недоразвитие речи 2 степени проявляется следующими симптомами:

  • жесты, лепет;
  • порой появляются простые предложения;
  • бедность словаря, причем слова, которые знает ребенок, очень похожи по смыслу;
  • трудности с согласованностью речи, часто отсутствуют множественное число, падежи;
  • звукопроизношение искажено, ребенок подменивает звуки, нечетко их произносит.

Что может ребенок, у которого диагностируется недоразвитие речи 2 степени?

  • произносит простые слова, похожие по смыслу (муха жук, насекомые; туфи туфли, кеды, сапоги и др.), т.е. одним словом объединяются несколько понятий;
  • с трудом называет части тела, предметов, посуду, слова с уменьшительно-ласкательным значением (чаще всего такие слова отсутствуют или присутствуют в ограниченном количестве);
  • с трудом определяет признаки предмета (из чего сделан, цвет, вкус, запах);
  • составляет рассказ или пересказывает только после наводящих вопросов взрослого;
  • высказывания мало понятны, звуки искажены.

Характеристика ОНР заставляет задуматься о том, почему возникают такие нарушения. Причины, как правило, лежат в физиологической сфере и не всегда зависят от матери или ее ребенка:

  • гипоксия во время беременности или родов;
  • асфиксия;
  • конфликт резусов;
  • травмы головы.

Коррекционная работа, предстоящая логопеду и родителям малыша, очень кропотливая. Предстоит практически с нуля формировать речь по образцу. Как проводятся коррекционные занятия?

Работа с логопедом

Если к 3-4 годам речь у ребенка не формируется, необходимо посетить логопеда и невропатолога. Диагностика и характеристика ОНР проводится несколькими специалистами.

Невропатолог поможет определить причину. Если нужно лечение или дополнительная витаминизация, врач назначит препараты для стимуляции речевых центров и нервной системы в целом. Чтобы определить, какие препараты могут понадобиться малышу, необходимо будет сделать МРТ головного мозга. Однако такой анализ требуется не всегда. Порой невропатологу после беседы с мамой бывает вполне ясно, почему речь не развивается, и как можно помочь ребенку и его семье справиться с недугом.

После визита к невропатологу необходима консультация в логопедом. Если есть возможность, занятия стоит продолжать индивидуально или в специальных группах по коррекции речи. Чем будет заниматься педагог с малышом?

Общее направление будет состоять в развитии активности речи и ее понимания, формировании фраз, звукопроизношения, уточнения, как произносятся слова, употреблении лексико-грамматических форм.

Логопеду может потребоваться помощь семьи, ведь нескольких занятий в неделю может быть недостаточно для формирования речи. Логопед может продемонстрировать маме направление работы в семейном кругу. Например, для коррекции звукопроизношения нужно будет постоянно просить ребенка произнести слово нараспев, при этом все в доме должны говорить так же.

Если говорить более подробно, коррекционная работа будет состоять в следующих упражнениях:

  • Произнесение труднопроизносимых слов нараспев, протяжно, чтобы ребенок слышал все звуки и мог их повторить. Желательно, чтобы все в окружении малыша, а не только на занятиях, разговаривали именно в такой манере. Это позволит ребенку лучше улавливать звуковой состав слов.
  • Изучение слов по тематическим группам на основе изображений. Например, логопед показывает ребенку картинки домашних животных и четко их называет, заставляя малыша повторять названия. Так ребенок постепенно начинает систематизировать явления и предметы окружающего мира.
  • Сравнение одинаковых грамматических форм разных слов, принадлежащих одной части речи. Например, мы катались: на санках, на машине, на горке и т.д.
  • То же самое производится с формами глаголов: Коля писал – Коля пишет – Коля напишет.
  • Отработка изменений существительных по числам. Педагог показывает изображения предметов в единственном и множественном числах, называет их и просит малыша показать.
  • Отдельно проводится работа с предлогами. Логопед подставляет их в похожие по строению фразы, например: идет в лес, в гости, в гору и т.д.
  • Работа по различению звонких и глухих звуков, различению их в речи.
  • Определение звука в слове на слух для развития фонематического слуха.

Известно, что ребенок совершенно по-разному общается со взрослыми и со своими сверстниками. С последними он ощущает себя свободнее, у него совпадают с ними интересы. Если ваш малыш с ОНР не посещает детский сад, причина неразвитости речи может крыться в том числе в недостатке общения. Постарайтесь записать ребенка в группу развития, детский клуб, где стараются всесторонне развивать детей. Здесь появится круг общения, а художественное восприятие мира, песни, физические нагрузки создадут оптимальную среду для совершенствования речи.

Прогноз

Спрогнозировать, как пойдет развитие речи у малыша, очень сложно. Многое зависит от степени развития болезни и причины, которая ее спровоцировала.

Начинать работу надо как можно раньше. Уже в три года, если малыш не говорит, или произносит нечленораздельные звуки, родителям должно быть ясно, что надо отправляться на прием к невропатологу. Без конкретного диагноза и медикаментозного лечения даже интенсивные занятия с логопедом могут быть бессильными.

Если все необходимые меры приняты, и ОНР не запущено, есть надежда, ребенок начнет говорить. Однако дальнейшее его обучение в массовой школе становится невозможным. Родителям придется либо обучать его на дому, либо отдавать в специализированное учебное заведение для деток с проблемами речи.

Многое зависит от темперамента и общительности малыша. Во многом они определяют, насколько он приживется в школьном коллективе, найдет общий язык со сверстниками, как к нему будут относиться учителя.

Коррекционная работа с детьми, имеющими недоразвитие речи 2 степени, должна производиться исключительно специалистом. Родителям не нужно вмешиваться в процесс или пытаться решить проблему самостоятельно. Тем более страшно пускать проблем на самотек. Малышу необходима квалифицированная помощь, иначе в будущем у него будут проблемы с контактами.

Читайте также:  Формирование лексической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня
Ссылка на основную публикацию