Коррекция заикания у учащихся с ОВЗ

Устранение заикания у младших школьников – коррекционно-развивающая программа

Разделы: Логопедия

Пояснительная записка

Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Процент заикающихся в нашей стране колеблется от 1,5 до 2,2%. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Среди обучающихся в общеобразовательных школах особую группу составляют заикающиеся дети, которые нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Без неё они испытывают затруднения в процессе общения и обучения. Своевременная и систематическая помощь позволит преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Устная речь обучающихся этой группы характеризует следующее:

1. У детей имеет место определённое несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими в процессе устного общения.

2. Указанное своеобразие, типичным выражением которого является наличие специфических коммуникативных затруднений в процессе устного общения, составляет суть рассматриваемого дефекта.

3. Интенсивность коммуникативных затруднений тесно связана с рядом ситуативных факторов: условия, в которых осуществляется деятельность общения; содержание (суть) общения; роль (позиция) в процессе коммуникации.

Усиление заикания наблюдается в период школьного обучения (первая волна обострения), особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте (вторая волна обострения).

Своевременная логопедическая помощь позволяет преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Цель программы: вооружить учителей-логопедов общеобразовательных и коррекционных школ системой работы по устранению заикания у младших школьников.

В ходе реализации этой цели будут решаться следующие задачи:

  • устранение заикания у младших школьников через
    • организацию фонационного дыхания;
    • формирование навыков чёткой артикуляции и произнесения;
    • стабилизацию темпа и ритма речи;
    • преодоление логофобии;
  • развитие и совершенствование связной речи;
  • повышение коммуникативных навыков.

В конце обучения по данной программе учащиеся будут знать:

  • правила речевого дыхания;
  • приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;

После завершения курса занятий по данной программе учащиеся

будут уметь:

  • дифференцировать речевой и дыхательный ритм;
  • применять приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;
  • чётко произносить все звуки;
  • интонировать выразительность речи;

Основными направлениями в коррекции заикания являются:

  • нормализация темпа, плавности речи, силы голоса;
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • развитие подвижности и укрепление мышц артикуляционного аппарата;
  • нормализация общей, мелкой и речевой моторики;
  • снятие судорожных задержек;
  • выработка навыка самоконтроля дыхания, артикуляции, речевых темпа и ритма повседневной речи;
  • развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, артикуляционных и фонематических представлений.
  • совершенствование и развитие связной речи.

Вся коррекционная работа проходит в несколько этапов:

подготовительный – построен на основе щадящего режима – обучающиеся учатся образцам правильной речи в условиях ограничения собственной речи;

тренировочный – активное освоение сложных форм речи ребёнком, овладение речевым поведением в различных ситуациях;

заключительный – активная демонстрация обучающимися освоенных навыков и умений.

Выделяется несколько типов речи:

  • сопряжённая
  • отражённая
  • ответно-вопросная
  • спонтанная

Наряду с коррекцией речи необходимо взаимодействие с педагогом-психологом, врачами психотерапевтом, невропатологом.

На подготовительном этапе занятия планируется проводить под музыкальное сопровождение (сборники “Целительные силы музыки. Песни прибоя”, “Антистресс”).

Коррекция речи осуществляется в форме групповых занятий 3 раза в неделю в течение года.

Всего 93 занятия. Количество занятий примерное. Может быть изменено при возникновении осложняющих факторов.

Тематический план программы “Устранение заикания у младших школьников”

Если ребенок заикается

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях (ДОО) все активнее внедряется в практику. В группы дошкольной образовательной организации зачисляются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К этой категории относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

После обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) оформляется заключение и рекомендации по организации образовательного маршрута для ребенка. В заключении психолого-медико-педагогической комиссии формулируются выводы: нуждается ли этот ребенок в создании специальных образовательных условий в дошкольной образовательной организации (ДОО) или специальных образовательных условий не требуется.

В зависимости от сложности нарушения и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ в рекомендации ПМПК указывается вид адаптированной программы для такого ребенок, которая в ДОО для него должна быть составлена и по которой он должен получать образование в ДОО. Возможны варианты рекомендаций по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ. Коррекционно-развивающая работа для детей с ОВЗ должна быть реализована в группах ДОО компенсирующей или комбинированной направленности.

В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (АООП ДО). Вся группа детей с ОВЗ будет осваивать разработанную для них одну адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования.

В группах же комбинированной направленности должны реализовываться две программы. Общая основная образовательная программа ДОО предназначается для основного состава детей комбинированной группы. Для каждого же ребенка с ОВЗ, включенного в комбинированную группу на основе инклюзивного образования, на базе общей основной образовательной программы дошкольного образования должна в ДОО разрабатываться и реализовываться адаптированная образовательная программа (АОП ДО). Это и будет инклюзивное образование детей с ОВЗ в комбинированной группе.

К группе детей с ОВЗ относятся следующие категории: глухие, позднооглох­шие и слабослышащие; слепые и слабовидящие; дети с тяжелыми нарушениями речи; дети с нарушени­ями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; с расстройствами аутистического спектра (ранее это называлось РДА – ранний детский аутизм); со сложными дефектами.

Заикание относится к тяжелым нарушениям речи

В учебниках по логопедии приводится следующее определение этого речевого дефекта. Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

К органам речевого аппарата относятся: дыхательный отдел и его основная мышца – диафрагма; голосовой отдел и его основная мышца – голосовые складки; артикуляционный отдел, к которому относятся губы, язык, мягкое небо и другие органы.

Заикание возникает из-за судорог в мышцах речевого аппарата. Судороги могут локализоваться у одних детей с заиканием в артикуляционном отделе, у других в голосовом или в дыхательном отделе. По типу судорог, периодически возникающих в процессе речевого общения в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания: клоническая, тоническая, смешанная форма заикания.

Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при которой возникают запинки в речи – повторяются звуки или слоги. На этой стадии своевременная и адекватная психолого-педагогическая помощь ребенку может остановить дальнейшее развитие заикания. Комплексная психолого-педагогическая помощь ребенку должна оказываться не только специалистом, но и родителями и педагогами ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальный педагог, воспитатель). Выполнение всеми участниками определенного «речевого режима», «правил речи» и соблюдение коррекционных рекомендаций в отношении психо-эмоциональных нагрузок будет способствовать снижению частоты и активности судорог, провоцирующих запинки в речи.

Если ребенок с клонической формой заикания не получил комплексной психолого-педагогической помощи, то запинки закрепляются и формируется стойкий патологический стереотип речи с запинками. И тогда со временем клоническая форма заикания переходит в более тяжелую форму — тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки и паузы в начале или середине слова. Эта стадия говорит о том, что у ребенка заикание возникло давно, и он не получал специальной психолого-педагогической помощи, направленной на профилактику заикания. У ребенка уже сложился стойкий патологический стереотип речи с запинками. Для устранения такого заикания требуется уже комплексный медико-психолого-педагогический подход и лечение на протяжении длительного времени. Поэтому у специалистов в этой области есть положение: заикание легче предупредить, чем устранить.

Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог). Этот вид заикания свидетельствует о наличии двух видов судорог и о том, что заикание переходит в более серьезную стадию и закрепляется. Это говорится о прогрессировании этого тяжелого нарушения речи.

Заикание является очень сложным нарушением речи, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов и пауз в середине слова. Может проявляться в виде частых остановок или в нерешительности начать говорить. В результате нарушается ее ритмичное течение и плавность. Заикание препятствует ребенку в полноценном речевом общении с окружающими.

Кроме разнообразных речевых судорог у заикающихся детей встречается и другая патологическая симптоматика: нарушение темпо-ритмической организации в общей моторики. Могут быть сопутствующие или даже насильственные движения в скелетной мускулатуре, уловки, помогающие ребенку скрыть запинки и ритмизировать речь. Например, если ребенок делает запинки на первом звуке «п» в слове папа, то он ищет другое слово без звука «п» и заменяет на другое слово – отец. Постепенно появляется психологическая фиксированность на своем дефекте. С этого момента может появиться страх перед говорением – логофобии, что может появиться уже к концу дошкольного возраста.

Заикание может появиться в любом возрасте у детей и взрослых. Наиболее часто у детей заикание возникает в период от 2 до 5 лет. У некоторых детей с бурным развитием фразовой речи заикание может появиться в возрасте 2-3 лет. У детей с поздним общим развитием речи заикание может возникнуть после 4-5 лет. В любом случае заикание появляется у некоторых детей в период формирования фразовой речи, когда речь становится средством общения.

Течение заикания у детей может быть различным, например, может быть постоянный тип течения заикания. При этом типе заикания, ребенок проявляет запинки в речи во всех речевых ситуациях.

При волнообразном типе течения заикания у ребенка бывают периоды, когда запинки в речи не проявляются. И появляется ложное предположение, что заикание исчезло. Чаще всего заикание вновь «неожиданно» возвращается и, как правило, в более сильной степени.

При рецидивирующем типе течения возникают обострения заикания, что чаще всего бывает в осенне-весенний период. Каждое обострение сопровождается усилением степени заикания и усилением других сопутствующих патологических симптомов.

Поэтому для определения путей профилактики или способов избавления от заикания, необходимо выяснить причины, которые привели к нарушению речи – заиканию. Для этого специалисты проводят комплексное обследование, чтобы выявить причины, вызвавшие запинки, клонические судороги или тонические судороги, которые провоцируют прерывание речи необоснованными паузами. При обследовании можно выявить наследственную предрасположенность к заиканию, неправильное воспитание ребенка, психотравмирующие ситуации и другие значимые факторы. После получения результатов обследования логопед составляет индивидуальную программу коррекционных логопедических занятия с ребенком.

Кроме занятий специалистов важно, чтобы и в детском саду и дома поддерживался коррекционный речевой режим: соблюдались «правила речи» и коррекционные рекомендаций в отношении психо-эмоциональных нагрузок. К таким рекомендациям, которые определяет специалист, занимающийся с заикающимся ребенком, относится: «режим молчания», «режим ограничения речи», «щадящий речевой режим», «специальный охранительный режим» и многие другие.

Для воспитателей и родителей можно сформулировать следующие рекомендации, касающиеся создания коррекционного режима для заикающегося ребенка, находящегося в ДОО. Эти же рекомендации следует выполнять и в домашних условиях. Соблюдение рекомендаций, как родителями, так и педагогами ДОО будет способствовать устранению заикания и выработке навыка правильной плавной речи.

Правила речи для заикающихся детей

Воспитатели, педагоги и родители должны овладеть этими правилами речи и демонстрировать заикающемуся ребенку правильные образцы речи. Вот эти правила. Говорить следует в замедленном темпе и спокойно, четко проговаривать все гласные звуки. При произнесении гласных надо четко их артикулировать и открывать рот. Не следует говорить через стиснутые зубы. Все гласные звуки должны произноситься с четкой и активной работой губ. Например, для звука «и» губы растянуты в стороны и в улыбку, для звука «у» губы складываются в трубочку, для звука «о» губы собираются в хоботок. Во время речи следует опираться на гласные звуки и произносить их не редуцированно (сокращенно), а с акцентом и четко, а вот согласные звуки наоборот следует произносить легко, поверхностно и без акцента на них. Согласные звуки произносятся на выдохе. Перед высказыванием следует продумать, что хотелось бы сказать, какой задать вопрос, какую подать реплику. Рекомендуется смотреть в глаза собеседнику, человеку, к которому обращаешься. При ответе на вопрос также следует сначала увидеть глаза того, кто задал вопрос, не торопится с ответом, подумать и не торопясь дать ответ. Надо выбирать оптимальную громкость голоса во время речи. Не следует говорить тихо и очень громко. Во время речи необходимо следить за осанкой тела, положением головы и конечностей. Если говорить приходится стоя, то необходимо стоять ровно, ноги должны быть расставлены на ширину плеч. Если говорить приходится сидя, то ноги не должны быть перекрещены под столом, а также должны находиться расставленными в положении на ширину плеч. Сидеть также надо с прямой спиной, с опорой на спинку стула, плечи при этом должны быть опущены. Кисти рук не должны быть сжаты в кулаки. Не рекомендуется запрокидывать голову назад к спине и опускать подбородок на грудь во время речи. Во время речи подбородок относительно шеи должен быть под прямым углом. Начинать говорить надо на выдохе. Не рекомендуется говорить высоким голосом, а по возможности тон голоса понижать. Если первое слово предложения начинается с гласного звука, то начинать надо тихо и несколько пониженным тоном голоса. Длинную фразу следует делить на смысловые отрезки. Каждый такой отрезок произносить нужно как короткую фразу. Между отрезками фразы рекомендуется соблюдать паузы. Чтобы речь была спокойной и уверенной нужно растягивать произношение первых гласные в предложении и связывать все слова предложения между собой. Очень важным средством выразительности речи является использование интонационных средств: пауз, логического ударения, выразительных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, четкой дикции, неторопливого темпа речи и мягкого тембра голоса. Очень большая роль в речевой коммуникации отводится кинесике. Это разнообразные выразительные жесты, мимические движения, улыбка и другие. Заикающимся , у которых нарушается речевая коммуникация, очень важно дать дополнительные средства выразительности речи в виде кинесики и средств просодии.

Читайте также:  Использование физических упражнений как средств коррекции речи у старших дошкольников и младших школьников при ОНР

Чтобы успешнее проводилась коррекционная работа с заикающимся ребенком по выработке у него новых правильных навыков плавной и выразительной речи, нужно соблюдать следующие условия.

Советы для педагогов и родителей

Если ребенок заикается, то ему нельзя делать замечания со словами говори хорошо, говори медленно, расслабься, вдохни перед началом речи и другие замечания, касающиеся его речи. При ребенке не следует произносить, что он «Заикается». Если заикающийся ребенок посещает группу в ДОО, то воспитатели не должны при других детях обращать внимание на сбивчивую речь заикающегося ребенка, не произносить за него слова, которые он не может договорить из-за заикания. Если сам воспитатель не обратит своего внимания на запинки в речи ребенка, то другие дети не заметят проблемы в речи заикающегося. Воспитатель должен предупреждать и не допускать, чтобы дети дразнили ребенка, обзывали, исключали из общих игр. Во время разговора надо давать заикающемуся ребенку почувствовать, что внимательно и спокойно слушают то, о чем он говорит. При этом совсем не обращают внимания на то, как ребенок говорит. Надо дать возможность договорить ребенку, не перебивать и не торопить его речь. Надо поддерживать постоянный зрительный контакт с ребенком и терпеливо ждать пока заикающийся закончит свое высказывание. Не рекомендуется задавать много вопросов ребенку. Речь воспитателя и родителей с ребенком при заикании должна быть неспешной («ленивой»). Заикающегося ребенка нужно поощрять и хвалить как можно чаще и как можно естественней, даже если у него что-то не получается. При этом не рекомендуется гладить ребенка по голове и вообще трогать его голову. При занятиях с заикающимся ребенком надо учитывать его интересы и поддерживать его инициативу в игре. Не следует требовать от ребенка того, что он не может выполнить в силу своих особенностей. Надо принимать и любить ребенка таким, какой он есть.

Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания состоит из двух блоков. Первый блок направлен на лечебно-оздоровительные мероприятия. Эти мероприятия организует врач, который проводит лечение специальными медикаментами, назначает лечебные процедуры, лечебную физкультуру и другие.

Второй блок посвящен коррекционно-педагогическому воздействию. В этом воздействии принимают участи все участники педагогического коррекционного процесса в ДОО, а также родители заикающегося ребенка. Основную коррекционную работу проводят логопеды и психологи. Обязательными и регулярными должны быть логоритмические занятия. Все другие педагоги ДОО осуществляют психолого-педагогические коррекционные мероприятия по рекомендациям логопеда, психолога и врачей.

Так как заикание является одним из самых стойких тяжелых нарушений речи, затрагивающим не только речь, но и другие сферы жизнедеятельности ребенка – соматическую, неврологическую, психологическую, моторную, личностную и другие, то можно сделать вывод, что заикание легче предупредить, чем его исправить.

Поэтому раннее выявление заикания и профилактическая психолого-педагогическая помощь педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания.

Интегративный подход в деятельности специалистов как необходимое условие инклюзивного образования заикающихся детей Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонова С.В.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход в деятельности специалистов как необходимое условие инклюзивного образования заикающихся детей»

предложения: «К больной девочке пришёл . .». Под ним изображены картинки, например: почтальон, мальчик, врач. Ребенку предлагается прочитать предложение и закончить его подходящим по смыслу словом, ориентируясь на картинки. С помощью клика мышью ребенок осуществляет нужный выбор, и картинка исчезает, а в предложении вместо многоточия появляется запись последнего слова. При ошибочном ответе картинка «мигает».

Формированию навыков составления предложений способствует игра «Расскажи новость». На мониторе появляется телевизор с графической схемой предложения, состоящей из трех полосок и картинок, обозначающих слова в первом и последнем слове предложения. Ребенку предлагается, опираясь на схему предложения, придумать, какие же «новости» рассказали по телевизору. Затем схема усложняется до 4-х слов в предложении, предметные картинки расположены на первой и четвертой полосках схемы. В третьем варианте предлагается расширить «новость» до 5 слов в предложении с использованием предлога, при этом картинки размещены на первом и третьем местах схемы предложения.

В ходе организации логопедической работы с использованием компьютерных игр рекомендуется учитывать произносительные возможности, структуру и характер речевого нарушения, психические и личностные особенности ребенка, включать компьютерные игры в традиционную структуру логопедического занятия в сочетании с другими приемами и средствами, принятыми в педагогике, создавать активное диалоговое взаимодействия «логопед+ребенок -компьютер», соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Логопедическая работа с использованием разработанных интерактивных логопедических игр способствует формированию правильного звукопроизношения, коррекции слоговой структуры слов, развитию фонематического восприятия, анализа, синтеза, закреплению навыков чтения, совершенствованию лексикограмматической стороны речи, а также развитию восприятия, внимания, памяти.

Интегративный подход в деятельности специалистов как необходимое условие инклюзивного образования

Общая статистка медицинского обследования, проводимая в образовательных учреждениях, выявляет все большее количество детей, страдающих различными неврологическими расстройствами,

в частности заиканием. Заикание характеризуется сложным психофизическим симптомокомплексом, в котором выделяются физиологические (слабость нервной системы, соматическая ослабленность, нарушения дыхания), речевые (запинки в речи, эмболофразии и т. п.) и психологические проявления (фиксация на дефект, логофобии и т. д). При отсутствии специальной коррекционной помощи заикание может со временем усилиться и вызвать болезненные переживания, страх перед речью, ограничивать коммуникативные возможности, искажать развитие личностных характеристик и затруднять социальную адаптацию (Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, С.В. Леонова, В.И. Селиверстов и др.).

Реализация комплексного подхода в преодолении заикания у детей в условиях инклюзивного образования, успешное включение их в общеобразовательную среду сверстников возможно только через организацию интегративного взаимодействия специалистов. Современное содержание данного понятия определяется как межпрофессиональное сотрудничество, направленное на выработку и реализацию единой стратегии развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и организацию поддержки его семье. Основной целью междисциплинарного взаимодействия является поиск эффективных технологий и решений в области организации и сопровождения заикающегося ребенка в инклюзивном образовательном процессе (А.А. Алмазова, К.Ю. Белая, Е.Н. Кутепова и др.).

Для осуществления эффективного сотрудничества, на наш взгляд, необходимы:

• учет специфики речевого статуса заикающихся детей;

• знание клинических проявлений заикания;

• учет характерологических особенностей личности заикающегося;

• использование ресурсных возможностей заикающегося ребенка;

• приоритетность задач адаптации и социализации;

• адекватная последовательность «подключения» к работе с заикающимся «нужного специалиста в нужный момент»;

• интерес специалиста к смежным дисциплинам, готовность к универсализации и инновациям, взаимопомощь;

• участие родителей в социализации и образовательной адаптации заикающегося ребенка, их партнерское взаимодействие со специалистами.

Можно выделить наиболее значимые зоны взаимной интеграции, основным звеном которых является логопед.

1. Логопед – врач( психоневролог, педиатр, физиотерапевт, массажист, инструктор ЛФК и др.);

2. логопед – педагоги (воспитатель – учитель);

3. логопед – музыкальный руководитель;

4. логопед – психолог.

Содержание интегративной работы врача и логопеда включает: невролого-логопедическое обследование, постановку диагноза клинической формы заикания, подбор здоровьесберегающих технологий для логопедических занятий, динамическое наблюдение за общим состоянием. Результатами процесса сотрудничества логопеда с педагогами являются: составление педагогической характеристики на ребенка, закрепление навыков плавной речи в режимных моментах и на занятиях, формирование адекватного отношения коллектива сверстников к заикающемуся, проведение интегративных занятий (формирование плавности речи в процессе ручной деятельности – ИЗО, лепка) динамическое наблюдение за речью и психологическим состоянием в процессе занятий и режимных моментов. В деятельности логопеда и музыкального руководителя осуществляется интеграция приемов и методов музыкальных и логопедических занятий (проведение логопедической ритмики: нормализация психомышечного состояния, формирование речевого дыхания, просодической стороны речи, развитие моторных функций, координации движений и речи, вокальные упражнения). Во взаимодействии логопеда и психолога можно выделить следующие ключевые позиции: составление психологической характеристики на ребенка, нормализация эмоционально-волевой сферы (релаксационные упражнения, сказкотерапия и т. п.), проведение интегративных занятий (закрепление плавности речи в моделируемых ситуациях общения, ролевые игры), формирование коммуникативных навыков, психологической готовности к школе, динамическое наблюдение за психологическим состоянием заикающегося ребенка.

Одним из самых критических моментов, обостряющих заикание, является поступление в школу. Поэтому интегративное взаимодействие логопеда, педагогов и психологов становится наиболее актуальным для заикающегося ребенка в процессе подготовки к школьному обучению. Необходимо проводить беседы с учителями, в чьих классах должны обучаться заикающиеся дети. Они могут включать рекомендации по поведению педагога в отношении такого ребенка:

– заикающегося ученика не следует обосабливать от остальных детей в процессе учебной деятельности, не ставить его в видимые исключительные условия; опрашивать его рекомендуется так же, как и всех учащихся. Чтобы уложиться во времени, учитель должен специально наметить день, когда будет спрашивать заикающегося ученика;

– нужно вовлекать заикающихся в общественную деятельность, в художественные виды деятельности (рисование, пение);

– при необходимости воспитывать культуру поведения класса во время ответов заикающегося учащегося и т. п.

Работа педагогов и психологов дошкольного (школьного) образовательного учреждения в подготовительной к школе группы должна быть направлена на формирование у детей мотивов учения и положительного отношения к школе и включать решение трех основных задач:

1. Формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2. Формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3. Формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы «В какой школе я хочу учиться». Большой эмоциональный след оставляют праздники, проводимые в дошкольных образовательных учреждениях, направленные на формирование у ребенка осознания самого себя школьником.

Обязательной формой работы всех специалистов является консультативно-методическая помощь семье заикающегося ребенка. Задачи взаимодействия с семьей: повышение психологопедагогической компетентности в вопросах развития речевых функций, психологическая помощь и поддержка родителей и семьи, информационная поддержка родителей. На первом этапе (подготовительно-организационном) реализуются следующие задачи: изучение особенностей семьи и семейного воспитания, определение уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества со специалистами образовательного учреждения, знакомство родителей с особенностями функционирования учреждения и организацией коррекционно-воспитательной работы. Используются такие формы работы, как анкетирование, беседы, родительское собрание и т. п. На основном этапе родители активно включаются в процесс сопровождения заикающихся детей и участвуют в посещении занятий, проведении праздников, семинаров-практикумов и т. п. На итоговом этапе оценивается проведенная работа и определяется дальнейшая стратегия психолого-педагогического воздействия. Для родителей организуются круглые столы, собрания и т. п.

Таким образом, взаимодействие в работе специалистов, а также с семьей заикающегося ребенка позволяет повысить качество диагностирования; наметить коррекционную стратегию; осуществ-

лять контроль за выполнением рекомендаций, данных другими специалистами; подобрать наиболее эффективные педагогические технологии работы с заикающимися детьми; закреплять полученные детьми умения и навыки в других видах деятельности; способствовать созданию благоприятного микроклимата в семье.

Главным итогом интегративной деятельности является успешное включение заикающихся детей в условия инклюзивного образования (общеобразовательного учреждения) на всех ступенях школьного обучения.

Особенности формирования графомоторных навыков у младших школьников с задержкой психического развития

В настоящее время все чаще говорится о том, что не так уж и важно учить детей полноценным графическим навыкам, вырабатывать почерк. Всеобщая компьютеризация постепенно вытесняет необходимость в умении хорошо писать. Эта проблема еще требует тщательного рассмотрения. Однако понимание того, что графический навык представляет собой сложное речерукодвигательное действие, с одной стороны, речевое (интеллектуальное), а с другой – двигательное, свидетельствует о том, что игнорирование развития данного навыка у детей может отрицательно сказаться не только на овладении письменной речью, но и на развитии личности ребенка в целом.

Недостаточность ручной моторики влияет у человека на работу мозга, а отсутствие постоянной практики в тонких движениях пальцами затрудняет решение сложных математических задач. Каллиграфия делает человека более цельным. От постоянного упражнения в письме рука становится более тонкой и умелой, а вместе с этим более тонким становится и мышление [1].

Несмотря на то что в дошкольных образовательных учреждениях и в начальной школе уделяется немало внимания развитию ручной моторики и формированию графомоторных навыков, наблюдается значительный рост детей младшего школьного возраста, у которых данные навыки неполноценны. Особенно это касается школьников с задержкой психического развития (ЗПР).

Читайте также:  Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонетической Дислалией

Причины нарушения формирования графомоторных навыков у данной категории детей многообразны. Среди них можно выделить недостаточное развитие у детей зрительного восприятия и памяти, пространственных представлений, межанализаторного взаимодей-

Осуществление многоуровневой комплексной коррекции речи для детей с ОВЗ на уроках логопедии

Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению речевых нарушений у детей проводится с сентября по май (в зависимости от сложности речевых дефектов). Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с речевыми нарушениями, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Содержимое разработки

ГБОУ школа-интернат №2

Осуществление многоуровневой комплексной коррекции речи

для детей с ОВЗ на уроках логопедии

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению речевых нарушений у детей проводится с сентября по май (в зависимости от сложности речевых дефектов). Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с речевыми нарушениями, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Поэтому в нашей школе для детей с речевой патологией работают логопед, психолог, дефектолог и психиатр. Эта работа носит согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги и врачи строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных медицинских и педагогических областей, каждый педагог и врач осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка.

Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

Медицинское воздействие (работа невролога и психиатра) (медикаментозное укрепление нервной системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы.

Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей, воспитателей.

Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков осуществляется на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков).

Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей.

Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития.

Большинство детей, поступающих в специальную (коррекционную) школу VIII вида, имеют речевые нарушения, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации. В связи с этим, в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.

Цель логопедического сопровождения: создание благоприятных условий для развития речи, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с умственной отсталостью.

Задачи логопедического сопровождения:

Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Пути реализации данных задач:

Организация речевого мониторинга;

Логопедическое сопровождение детей с речевыми отклонениями (проведение логопедических занятий с детьми);

Проведение консультаций и бесед с педагогами и родителями;

Участие в работе школьного ПМПК.

Развитие речи обучающихся специального (коррекционного) учреждения VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых детей типичным является: запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и несоответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании грамматического строя речи, недостаточно развиты процессы словоизменения и словообразования. В связной речи умственно отсталых детей часто встречаются назывные, а также неполные предложения. Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи. Таким образом, нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

Логопедическое сопровождение умственно отсталого ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов:

Этапы логопедического сопровождения:

Диагностика (выявление нарушений, разработка групповых и индивидуальных занятий);

Коррекция (исправление присущих учащимся недостатков в речевом развитии) на основе создания условий для развития творческого потенциала личности каждого учащегося;

Оценка и контроль: оценка динамики речевого развития, отсутствие рецидивов (повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследований).

I этап логопедического сопровождения начинается с всестороннего обследования речи ребенка.

Параметры речевого обследования: состояние органов артикуляции, фонематическое восприятие, общая и мелкая моторика, слоговая структура, грамматический строй, навыки чтения и письма.

Все обучающиеся с нарушениями речи, обнаруженные в результате первичного обследования, отмечаются в специальном журнале учета речевых нарушений. Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи.

II этап – этот этап самый объёмный и значимый. В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2 – 4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 4 0 минут.

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.

Учитывая логопедическое заключение – системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом. Максимально идёт включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения). Дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».

Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности.

Основные направления логопедической работы:

1. Развитие звуковой стороны речи и развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

2. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия у учащихся.

3. Обогащение активного и пассивного словаря.

4. Формирование правильного лексико-грамматического строя речи.

5. Развитие коммуникативной функции речи, связной речи.

6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей.

7. Совершенствование пространственно-временных ориентировок (на своем теле, в трех- и двухмерном пространстве, моделирование букв из палочек)

Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия (дифференциации фонем) при фонематической дислексии и дисграфии

Работа по дифференциации фонем проводится при уст­ранении фонематической дислексии. Нарушение дифференциации фонем проявляется в не ус­воении букв, в заменах фонетически близких звуков при чте­нии. Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Использование тех или иных ана­лизаторов определяется характером нарушения дифференцировок.

Коррекционная работа по устранению оптической дисграфии и дислексии

При оптической дислексии у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного вос­приятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оп­тических образов букв. В связи с этим при устранении таких нарушении чтения проводится работа в следующих направлениях: а) развитие зрительного восприятия и узнавания (зритель­ного гнозиса), в том числе и буквенного; б) уточнение и расширение объема зрительной памяти; в) формирование пространственного восприятия и представ­лений; г) развитие зрительного анализа и синтеза; д) формирование речевых обозначений зрительно-про­странственных отношений; е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

Коррекционная работа по устранению аграмматической дислексии и дисграфии

Аграмматические дислексии связаны с не­доразвитием грамматического строя речи и проявляются в аграмматизмах в процессе чтения и письма. При их устране­нии основной задачей является формирование обобщенных представлений о морфологической структуре слова и о син­таксической структуре предложений. Логопедическая рабо­та проводится в следующих направлениях: уточнение и ус­ложнение структуры предложения, развитие функции сло­воизменения, формирование навыков словообразования, развитие умений морфологического анализа слова, работа над однокоренными словами, закрепление грамматических форм в письменной речи. Овладение морфологической системой языка должно осу­ществляться в тесной связи с усвоением структуры предло­жения. При устранении аграмматической дислексии и дисграфии широко используются письменные упражнения. В логопедическом кабинете школы созданы все необходимые материально-технические условия для осуществления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.

Помимо традиционных коррекционно-развивающих приемов в логопедической работе используются специфические методы и приемы, направленные на формирование мотивации, на сохранение здоровья учащихся. Нетрадиционные методы и приемы позволяют школьникам переключиться от привычной коррекционной работы на специфическую игровую деятельность, доступную для учащихся. Во время проведения логопедических занятий используются следующие приемы:

1. Упражнения для профилактики зрительного утомления. Систематически проводится зрительная гимнастика с использованием глазодвигательных упражнений.

2. Упражнения на развитие слухового внимания. Такие как Услышь нужный звук”, «Поймай звук». Логопед называет различные звуки (слоги, слова), дети должны хлопнуть в ладоши или молча поднимают флажок или фишку, если услышат изучаемый на занятии звук.

3. Упражнения на развитие общей моторики. Динамические паузы подбираются согласно лексической теме и проводятся в игровой форме в середине занятия.

4. Су Джок терапия. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым коврикам. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи массажных шариков. Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Самомассаж проводится до появления тепла. Эта работа проводится на занятии в течение 1 минуты.

5. Аурикулотерапия. Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма Воздействие осуществляется путём самомассажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.

6. Упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью используются упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. А также кинезеологические упражнения.

7. Упражнения по развитию мелкой моторики рук. На занятиях используются пальчиковые игры, которые способствуют тренировке тонких движений пальцев рук, оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка. Для тренировки пальцев рук берутся различные стихи, под которые выполняются движения. Например, упражнение «Где твой пальчик?» Игры с мелкими предметами, шариками, палочками, кольцами, со шнурками и т.д.

8. Упражнения на релаксацию используются для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц при двигательном напряжении или беспокойстве детей. Данные упражнения проводятся под музыку.

9. Дыхательная гимнастика (упражнения по методике Стрельниковой), использование программы «Комфорт».

10. Комплексы самомассажа языка. На индивидуальных занятиях наряду с проведением артикуляционной гимнастики, вместе с детьми разучиваются комплексы самомассажа языка, оказывающие воздействие на нервную систему, способствующие улучшению кровообращения, улучшающие функциональное состояние мышц, улучшающие речедвигательные процессы, а, в целом, для повышения эффективности логопедической работы.

Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со специалистами: медицинским работником, педагогом-психологом, учителями, воспитателями и родителями.

Таким образом, взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда и разработанной системы мониторинга.

Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения/ Ф.Н. Блехер. – М.: Просвещение, 1964.

Волина, В.В. 1000 игр с буквами и словами/ В.В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

Ефименкова, Л.Н.. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов/ Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1991.

Костромина, С.Н., Нагаева, Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении письму/ С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М., 1997.

Крупенчук, О.И. Научите меня говорить правильно/ О.И. Крупенчук. – СПб., 2004.

Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей/ Н.В. Новоторцева.- Ярославль: Гринго, 1995.

Репина, З.А., Буйко, В. Уроки логопедии/ З.А. Репина, В. Буйко. – Екатеринбург, 2001.

Читайте также:  Нейродинамическая ритмопластика как средство коррекции заикания

Рубинштейн, С.Я Психология умственно отсталого школьника/ С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.

Сагирова, О., Ундзенкова, А. Русский с увлечением/ О. Сагирова, А. Ундзенкова. – Екатеринбург, 1997.

Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников/ И.Н. Садовникова. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997.

Худенко, Е.Д., Мельникова, Г.С., Шаховская, С.Н. Как научить ребёнка думать и говорить/ Е.Д. Худенко, Г.С. Мельникова, С.Н. Шаховская. – М.: Н. П. Ф. Унисерв, 1993.

Коррекция невротического и неврозоподобного заикания у дошкольников

Коррекция невротического и неврозоподобного заикания у дошкольников

2.Заикание невротическое и неврозоподобное и их причины…………………. 4

3.Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии…………………………………..6

4.Примерный план занятий с детьми дошкольного возраста по методике Андроновой Л.З., Арутюнян М.А………………………………………………..9

В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связаны с именами И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева и В.А. Гиляровского.

В настоящее время интерес к проблеме не падает. Начиная с 1994 года регулярно проходят Международные симпозиумы, посвященные только проблеме заикания.

В отечественной логопедии разработан оригинальный подход в оценке клинической картины заикания. Выделение двух клинических форм заикания- невротической и неврозоподобной – позволяет наиболее полно оценить не только судорожные проявления в речи заикающихся, но и особенности личности больного. Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные либо с органическим поражением ЦНС, в других случаях – с невротической реакцией.

В настоящее время от логопеда требуется не только знание практических приемов коррекции заикания, но понимание целостной клинической и психолого-педагогической картины этого сложного состояния.

2.Заикание невротическое и неврозоподобное

Исследователи выделяют две формы заикания – невротическую и неврозоподобную.

Возникновение невротической формы у детей обычно предшествует психогения в виде испуга либо в виде хронической психической травматизации.

Заикание невротической формы возникает остро в возрасте 2-6 лет. У детей с этой формой заикания отсутствует патология внутриутробного развития и родов. Раннее развитие ребенка идет по возрасту в норме. Моторные навыки формируется своевременно. Рано формируется грамматический строй речи. Темп речи часто ускорен, дети как бы «захлебываются речью», пропускают отдельные звуки, слоги, предлоги. Нередко отличается «смазанность» звукопроизношения, но состояние звукопроизносительной стороны норму речи не опережает. У детей с невротическим заиканием отличается повышенная впечатлительность, тревожность, робость, обидчивость, колебания настроения, плаксивость, нетерпеливость, раздражительность, нетерпеливость. Наблюдаются страхи (боязнь темноты, высоты, закрытого пространства, одиночества, невротический энурез и т.д.). Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, становятся в ней раздражительнее, плаксивее, с трудом привыкают к условиям детского сада. Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической травмы.

Иногда до появления заикания дети становятся более раздражительны, двигательно беспокойны, хуже спят, появляется болезненное упрямство, капризы. Иногда до появления заикания, вслед за перенесенной ребенком травмы наблюдается мутизм (от нескольких минут до суток). Ребенок внезапно перестает говорить, на его лице нередко «застывает» выражение страха. Дети начинают бояться речи. Темп речи быстрый. Но в состоянии эмоционального комфорта речь свободна от судорожных запинок. Звукопроизношения у детей с невротической формой заикания либо не имеет нарушений, либо носит черты функциональной дислалии. Движения рук и ног у детей с невротическим заиканием хорошо координированы. Жесты и мимика эмоционально окрашены. Наблюдается повышенная утомляемость. Эти дети любят двигаться под музыку с речью вслух. В дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение ребенка.

У многих детей с невротической формой наблюдается речедив заикания в 7 лет, при поступлении в школу. Наблюдается повышение психической и речевой нагрузки, увеличение эмоциональной и физической напряженности. Резко меняется поведение заикающихся к 10 – 12 годам жизни ребенка. Дети осознают свой дефект речи, боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника. Формируется стойкаялогофобия – боязнь речевого общения, ожидание речевых неудач. Дети начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивает речевые контакты. С возрастом логофобия в части случаев приобретает значимое место в общей клинической картине невротической формы заикания.

Вывод. Таким образом, для невротической формы заикания характерны следующие особенности:

Заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет;

Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения;

Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая и хроническая травматизация);

Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния, заикающегося при общении;

Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, условия эмоционального комфорта и т.п.);

3.Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии

Неврозоподобная форма заикания чаще всего начинается у детей в возрасте 3 – 4 года постепенно, без видимых причин.

При неврозоподобной форме заикания в анамнезе отмечаются тяжелые токсикозы беременности с явлениями угрожающего выкидыша, асфиксия в родах и пр.

В грудном возрасте дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Их физическое развитие ниже возрастной нормы. Движения отличаются моторной неловкостью. Дети расторможены, возбудимы. Первые слова нередко появляются к 1,5 годам, фразовая речь формируется к 3 годам. Развернутые фразы лишь к 4 годам. Медленно идет накопление словаря, нарушение произношения многих звуков заикание протекает волнообразно, то смягчаясь, то утяжеляясь при этом заикание типична эмболофразия. Мышечный тонус при этой форме заикания неустойчивый, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений. Речь в целом развивается патологически. Для заикающихся этой группы характерны трудности адаптации к внешним условиям.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что накоплен достаточно убедительный клинический, психолого-педагогический опыт изучения заикающихся.

Итак, при невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью сочетания медикаментов и различных психотерапевтических приемов, от стресс – терапии, гипноза до аутогенной тренировки. Логопедические занятия проходят на этом фоне значительно эффективнее.

Система комплексной реабилитации заикающихся, предложенная Л.З. Андроновой определяется, как комплексная методика устойчивой нормализации при заикании.

Коррекционная работа идет по 3 направлениям:

Логопедическая работа, направленная на устранение речевых судорог;

Психотерапия, направленная на устранение тревоги и чувства страха перед речью;

Психологическая работа, направленная на осознание своего состояния и уверенности;

Особенностью данной логопедической методики является синхронизация речи с движением пальцев правой руки.

Суть методики Л.З. Андроновой – замедленный темп речи с применением руки. Пальцы поочередно двигаются по бедру и синхронно с движением пальцев произносятся слоги – то есть рука ведет речь.

Научная основа метода это тот факт, что в коре головного мозга есть зоны, управляющие речью и движениями пальцев правой руки находятся рядом. Поэтому путем тренировок можно установить условно-рефлекторную связь между движением пальцев рук и речью. Рука выступает в роли тактового генератора. Тренировка речи должна происходить в условиях реального общения, т.е. не должно быть разницы между речью тренировочной и реальной.

Ключевым моментом методики М.А. Арутюнян и Л.З. Андроновой является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. Рука запускает речь, устраняя спазматические задержки, определяет темп, ритм и интонацию речи.

Работа начинается с режима молчания. Такой режим длится несколько дней. С помощью руки заикающиеся дети начинают говорить без запинок. Темп речи медленный.

Следующий этап – сопряжено-отраженная речь. Далее отраженная речь. Переход к вопросно-ответной форме речи. Завершающий этап – свободная форма речи.

4.Примерный план занятий с детьми дошкольного возраста

Массаж расслабляющий спины, шеи, лица;

Обучение последовательности движения пальцев ведущей руки;

Автоматизация речедвигательного навыка и введение в речь;

Воспитание спокойной, плавной и слитной речи;

Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися дошкольниками по методу М.А. Арутюнян и Л.З. Андроновой лучший сегодня потому, что он научно обоснован и универсален, так как подходит для исправления и невротического и неврозоподобного заикания, потому что позволяет выстроить больше всего защит от заикания, прост и доступен.

Андронова Л.З., Арутюнян М.А. Анализ временных видов речи, применяемых при коррекции заикания. / Дефектология. 1984 № 4/.

Арутюнян М.А. Как лечить заикание. М. – 1993.

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании. // Вопросы психологии №3, 1993. С. 88-94.

Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М. – 1959.

Волкова Н.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М. – 1983.

Левина Р.Е. Заикание у детей.// В кн.: Преодоление заикания у детей. Под редакцией Левиной Р.Е. М., 1975 – С. 3-22.

Логопедия под ред. Волковой Л.С. М. – 1979.

Селиверстова В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов.// М. – 1994.

Сикорский И.А. О заикании. С. – Пб.1889.

Чевелева Н.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. М. – 1965.

МЕТОДИКИ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ И ВЗРОСЛЫХ ЗАИКАЮЩИХСЯ

При работе с этими категориями заикающихся обязательной является совокупность медицинских и педагогических приемов. Широко используется такой прием психотерапии, как аутогенная тренировка, включающая речевой материал, а индивидуальные логопедические занятия проходят с использованием психотерапевтических методик. При работе со взрослыми на первый план выходит медикаментозное воздействие. Работа происходит поэтапно, от простого к сложному. Этот принцип учитывается при подборе речевого материала и в системе функциональных тренировок. Существует несколько методик по преодолению заикания у подростков и взрослых.

Методика, которая разработана сотрудниками ГНИИ уха, горла и носа под руководством профессора С.С. Ляпидевского, предусматривает 6 основных этапов логопедической работы.

1. Подготовительный этап, который занимает 2-3 дня.

2. Установочный этап, с которого и начинаются собственно речевые занятия. Проводится конференция, на которой заикающиеся узнают от ранее лечившихся о положительных результатах лечения и получают стимул к своему излечению.

3. Этап максимального ограничения речевого общения, когда устанавливается режим полного речевого молчания (3—5 дней) и период относительного речевого покоя (7—9 дней). Используются приемы сопряженной и отраженной речи, проводятся упражнения по постановке речевого дыхания, артикуляционная гимнастика.

4. Этап активной перестройки речевых навыков (3-4 недели) предполагает введение речевого режима, происходит работа над диалогом, проводятся беседы на заданные темы и небольшие пересказы на свободные темы.

5. Этап закрепления правильных речевых навыков включает в себя закрепление всех полученных навыков самостоятельной речи в разных жизненных ситуациях.

6. Заключительный этап предусматривает проведение выпускной конференции с участием родителей, врачей, друзей и предполагает ответы на вопросы, декламации стихов, инсценировки и доклады на разные темы, проводимые подростками, проходившими стационарное лечение.

Логопедическая работа может проводиться и в поликлинических условиях. Методика А.Я. Евгенова и М.В. Смирнова предусматривает 3 периода логопедической работы в порядке ее усложнения.

Первый период содержит дыхательные и артикуляторные упражнения, счетную и фразовую зарядки, вопросы и ответы на них, небольшое и несложное сообщение и стихотворение, выученное наизусть. Этот период длится 14 занятий. Второй период включает в себя чтение, речевую зарядку, изложение прочитанного, рассказы по заданной теме, практику разговорной речи (12 занятий).

Третий период предполагает небольшие доклады заикающихся, работу со стихотворениями, элементы драматизации, групповые и индивидуальные экскурсии, отчеты самих заикающихся о своей работе.

В последнее время значительно возросла необходимость психотерапевтического воздействия при устранении заикания. Этот прием находит свое отражение в методике В.М. Шкловского, воздействие представляет собой комплексную систему лечения, которая продолжается 2-3 месяца и содержит пять этапов.

На подготовительном этапе проводится диагностика и обследование больных невропатологом, дефектологом, психотерапевтом, изучается анамнез, намечается медикаментозное лечение, психотерапевтическая и логопедическая помощь. Этап длится от 10 до 15 дней.

На этапе перестройки патологических речевых навыков проводятся занятия по нормализации дыхания, голоса, вырабатываются речевые эталоны, одновременно с этими видами работы начинается аутогенная тренировка. Затем в бодрствующем состоянии проводится сеанс внушения и начинается активная логопедическая работа. Достигнутые результаты закрепляются во время сеансов самовнушения и гипноза. Речевые занятия должны проводиться не менее 3-4 часов в день.

Сеансы гипнотерапии начинают проводить на 3-4 день после начала занятий по активной тренировке речи. Во время внушения особое внимание обращается на нормализацию эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно- голосового аппарата. Дополнительно больные занимаются самовнушением, т.е. представляют себя хорошо говорящими, без заикания. Эти сеансы полезно проводить перед сном.

На этапе закрепления достигнутых результатов проводятся разнообразные тренировки речи больных в разных жизненных обстановках. В настоящее время все более популярной становится лечение подростков и взрослых от заикания по методике Л. З Андроновой-Арутюнян. Методика основана на синхронизации речи с пальцами ведущей руки.

Этап диспансеризации и профилактики имеет важное значение и является обязательным при работе с заикающимися людьми.

Санаторно-курортное лечение как заключительный этап работы предусматривает проведение больным различных процедур в условиях санаториев, использование климатобальнеологических воздействий, ЛФК и других физиотерапевтических процедур.

Эффективность преодоления заикания в конце работы включает в себя 2 вида оценки: одна отражает результаты проведенной работы, другая отражает объективную оценку состояния речи заикающихся детей и взрослых.

Ссылка на основную публикацию