Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с ОНР

Методические рекомендации по применению дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.

Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи. Р.Е.Левина наметила несколько этапов развития языкового сознания детей: от различия далёких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов.

Выделяют несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.

Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать звуки речи (фонемы).

По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумановой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Детство ребенка начинается с игры. В игре малыши познают явления окружающей жизни, с ее помощью выходят в мир социальных отношений, учатся общаться, регулировать свои действия. Игры помогают детям слушать, слышать, чувствовать, познавать, творить раскрепощают детей, укрепляют веру в свои силы.

Значение игры в период детства неоценимо. Она является путеводной звездочкой для каждого ребенка. А пользоваться ее светом должны помочь мы, педагоги.

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи). Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.

Учителя-логопеды продолжают искать наиболее интересные и эффективные приемы в работе с детьми дошкольного возраста.

Педагоги постоянно изучают методическую литературу, а также используют другие источники информации в поисках не только интересных, но и эффективных приемов работы.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. В игре возникают положительные эмоции, которые активизируют мыслительную деятельность ребёнка, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, стимулируют речь. Ведь о том, что игра – это часть учебного процесса, знает только учитель, ребёнок же только играет. Игру можно применять в различных вариантах, иногда использовать только фрагменты игры, обновляя при этом речевой материал и включая в неё разноуровневый материал. Также использую упражнения творческого характера, где предполагается использование усвоенных знаний в новых условиях, на новом материале.

Широкое использование дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, т.к. обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.

Включение дидактических игр в педагогический процесс ДОУ обусловлено их особенностями, в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения детьми представлений и знаний. С помощью дидактических игр решаются учебные задачи по формированию навыков умственной деятельности детей, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях. В условиях игры дети лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают просто запомнить. Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Дидактическая игра может быть включена в любое занятие в качестве его составной части, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность. А может использоваться и как самостоятельная форма.

Работая учителем-логопедом в дошкольном учреждении, не имеющем в своем составе специализированных групп, в течение года я провожу большое количество индивидуальных занятий с детьми разного возраста, находящихся на разных этапах коррекционной работы, страдающих различными нарушениями речи.

Одной из целей своей работы мы поставили: развитие фонематического слуха и восприятия.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков. У детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых

звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов. Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки.

V этап – дифференциация фонем. Сначала дифференцируем гласные, затем согласные.

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа, затем – сложного (умение определять последовательность звуков, их количество и место по отношению к другим звукам).

В логопедические занятия включаются упражнения по развитию фонематического восприятия. А чтобы работа эта имела системный характер и не «приедалась» детям, проводятся такие упражнения в виде дидактических игр.

Ознакомившись с опытом работы логопедов, дефектологов по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, мы пришли к выводу, что использование игр и игровых упражнений улучшает восприятие звуков, способствует нормализации произношения, обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза, совершенствует внимание и память, повышает готовность к чтению и письму.

В современной методической литературе по логопедии накоплен большой методический материал, включающий описание игр и упражнений. В качестве примера можно привести выдержавшие многочисленные издания сборники игр для детей с речевыми нарушениями таких авторов, как В.И. Селиверстов, Г.С. Швайко и других.

Проанализировав методическую литературу, мы подобрали дидактические игры в соответствии с этапами работы по формированию навыков фонематического слуха.

Развивать фонематический слух посредством применения дидактических игр.

– дать рекомендации по использованию практического материала (игры, упражнения) для развития фонематического слуха (с элементами звуко – буквенного анализа);

– приобщить педагогов к использованию в своей работе с детьми игр, упражнений, как средств развития фонематического восприятия;

– учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического слуха, в ходе игр, игровых упражнений и использования зрительных символов, в условиях семьи.

Методические рекомендации адресованы: воспитателям ДОУ, логопедам, а также родителям для использования в домашних условиях.

Могут реализовываться в следующих видах деятельности: коммуникативной, познавательной, игровой, художественно-эстетической.

Ребёнок умеет выделять заданный звук из ряда звуков;

– Умеет отбирать слова с заданным звуком;

– Умеет определять первый и последний звуки в слове;

– Умеет отбирать слова с заданным звуком;

– Умеет находить место заданного звука в слове;

– Умеет проводить звуковой анализ слов.

Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.

Дидактические игры могут использоваться во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий. Подбираются игры в соответствии с этапами развития фонематического слуха.На первом этапе учим различать неречевые звуки, воспроизводить различные ритмы. Рекомендуемые игры: «Шумящие коробочки», «Узнай кто какие звуки издаёт», «Печатная машинка», «Музыканты». (Приложение 1.)

На втором этапе учим различать высоту, силу и тембр голоса. Рекомендуемые игры: «Поиграем в сказку», «Кто позвал?». (Приложение 2.)

На третьем этапе используем игры, направленные на обучение различать слова, близкие по звуковому составу. Игра «Часы». (Приложение 3.)

На четвёртом этапе знакомим детей с понятием – «слог». Рекомендуемые игры: «Поймай слог», «Добавь слог». (Приложение 4.)

На пятом этапе проводится работа по дифференцированию изолированных звуков. Рекомендуемые игры: «Если звук услышат ушки, мяч взлетает до макушки», «Ловушка», «Какой звук чаще слышится», «Помоги зайчику перейти через речку», «Волшебный мешочек», «Кто в домике живёт?» и др. (Приложение 5.)

На шестом этапе проводится работа по формированию навыков фонематического анализа и синтеза, развитию фонематических представлений. Рекомендуемые игры: «Собери игрушки», «Кубик», «Придумай слово», «Гусеница» и др. (Приложение 6.)

Кроме использования на занятиях, дидактические игры можно включать в домашние задания. Чтобы выполнение данных заданий не вызывало трудностей, родителей нужно обучать использованию дидактических игр. Для этого используются следующие формы работы:

1. Консультации по темам:

– «Что такое фонематический слух и для чего его нужно развивать»

(родителям объясняют, чем отличается фонематический слух от физиологического; какие трудности могут возникнуть в школе, если не заниматься развитием фонематического слуха).

– «Как заниматься с ребёнком дома»

(дать примеры игр и упражнений для использования в домашних условиях).

– «Игры, сделанные своими руками»

(продемонстрировать пособия, объяснить технологию его изготовления и использования).

(познакомить с печатными новинками).

2. Выпуск буклетов:

«Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха»

«Игры со звуками».

3. Открытые занятия

(родители в роли наблюдателей).

4. Совместные занятия

(родители принимают непосредственное участие в игре).

5. Памятки для родителей (приложение 7).

Формы работы с педагогами:

(проводятся с целью дать рекомендации по использованию дидактических игр в различных видах деятельности: в познавательной – «Придумай слово», «Гусеница», «Кубик»; в игровой – «Волшебный мешочек», «Если звук услышат ушки…»; в художественно-эстетической – «Поиграем в сказку», «Музыканты», «Печатная машинка»).

3. Выступления на педсоветах.

«Формирование фонематического восприятие у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения».

«Фонематический слух – основа правильной речи».

«Основные направления коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста».

Разнообразные игры могут и должны использоваться как на самих логопедических занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведения, помогает воспитать необходимые умения и навыки. Во втором (между занятиями) помогает переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обстановке те новые навыки речи и поведения, которые воспитываются у него на занятиях.

Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом. Использование игр и игровых упражнений на занятиях и вне занятий способствует достаточной сформированности фонематического восприятия, что положительно влияет на развитие фонематической стороны речи, и, не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: Детство-пресс, 2010. .,
  2. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2008 г.
  3. Каше Г.В. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.,
  4. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. М.:” Издательство ГНОМид ”, 2010
  5. Лалаева Р. И. Формирование правильной речи у дошкольников. Ростов-на- Дону: Феникс 2009 г.
  6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 2011.
  7. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.:”Издательство ГНОМ и Д”, 2011 г.
  8. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. С. – Пб., 2008г.
  9. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Основы логопедической работы с детьми. – М., 2010.
  10. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Москва – Воронеж, 2009 г.

Приложения к работе можно скачать здесь .

Обобщение опыта по теме «Игры и игровые упражнения как средство формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Обобщение опыта по теме «Игры и игровые упражнения как средство формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Автор: , учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №7», Омская область, г. Исилькуль.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения.

Последние три года работаю в логопедической группе с детьми пяти, шестилетнего возраста с общее недоразвитие речи.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.

В ходе логопедического обследования мною было выявлено, что дети с ОНР имеют низкой уровень сформированности фонематического восприятия, под которым понимается способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), при помощи которых образуется слово.

В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.

Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Недостаточно сформированное фонематическое восприятие затрудняет выполнение элементарных форм звукового анализа и синтеза, что в свою очередь, делает проблематичным, а в некоторых случаях и невозможным процесс овладения письменной речью. Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте.

Существующая многолетняя практика в области логопедии показывает, что при целенаправленной систематической работе многие нарушения речевого развития могут быть преодолены. Потому поиск приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратил своей актуальности. Я считаю, что исследования в этой области на современном этапе являются чрезвычайно необходимыми, поскольку число детей с речевой патологией увеличивается год от года.

Приступив к поиску решения данной проблемы, я изучила особенности коррекционной работы по формированию фонематического восприятия детей с ОНР, где применение игр рассматривается как одно из наиболее продуктивных средств обучения. Кроме этого, игра в данной возрастной категории является ведущим видом деятельности. Это подтверждает и ФГОС дошкольного образования «В дошкольных образовательных учреждениях учебный процесс – это детская игра, и она является основным видом деятельности ребенка – дошкольника». Именно игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.

Цель и задачи опыта

Целью проводимой мной работы является изучение влияния игр и игровых упражнений на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

1. Выявить уровень сформированности фонематического восприятия у детей с ОНР.

2. Подобрать комплекс игр и игровых упражнений для дошкольников с ОНР по формированию фонематического восприятия.

3. Определить эффективность предложенного комплекса игр и игровых упражнений по формированию фонематического восприятия для детей с ОНР.

Для изучения уровня развития фонематического восприятия, использовала пособие для логопедов «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста» разработанное Коноваленко В. В., , опиралась на рекомендации Института коррекционной педагогики РАО, опубликованные в работе “Методы обследования речи детей” под редакцией и , а также использовала “Дидактический материал по обследованию речи детей” и О. Е. Грибовой.

Обследование проводилось в начале 1-го полугодия 2015 – 2016учебного года, с каждым ребенком индивидуально. В обследование принимали участие девять дошкольников старшей группы с ОНР. Стимульный речевой и наглядный материалы соответствовали традиционным логопедическим требованиям. Все методики подавались в игровой форме.

Обследование состояло из пяти блоков заданий.

1 блок. Включает задания на обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

2 блок. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

3 блок. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

4 блок. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении

5 блок. Обследование восприятия и дифференциации звуков в словах.

Читайте также:  Учим детей с ОНР составлять рассказ-рассуждение

Максимальное количество баллов, которое можно было набрать – 25, приняв эту цифру за 100 %, были определены уровни развития фонематического восприятия:

Высокий уровень развития – 20 – 25 баллов (100 – 80 %),

Средний уровень развития – 10 – 20 баллов (80 – 40%),

Низкий уровень развития – 0 – 10 баллов (40 – 0%).

Подведение итогового результата свидетельствуют о том, что ни один из диагностируемых дошкольников не достиг в выполнении задания высокого уровня. Дети показали средний и низкий уровень развития фонематического восприятия. (Диаграмма №1)

В основе систематизации практического материала лежала последовательность работ таких авторов, как , ,

Развитие фонематического восприятия осуществлялось с самых первых этапов логопедической работы и проводилось в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Игры и игровые упражнения по формированию фонематического восприятия проводила в определенной последовательности, их можно разделить условно на 5 этапов. Рассмотрим более подробно каждый из них.

1. этап – узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваются способности узнавать и различать неречевые звуки. Эти игры и упражнения способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На первых занятиях предлагала детям послушать звуки за окном. Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?

Затем давала задания внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из кухни, музыкального зала и т. д.

Далее проводила игры: «Отгадай и покажи, кто звонил», «Громко – тихо», «Что звенит или гремит», «Определи количество ударов (звуков)», «Пограничник» (определение направления шороха), «Послушай серию звуков и определи их количество» (покажи цифру, хлопни столько же раз).

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

На протяжении второго этапа дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Этим целям служит целый ряд игр:«Ау! Кто позвал?», «Где гудит пароход – далеко или близко», «Какая дудочка играет – большая или маленькая», «Кто плачет – мальчик или девочка», игра «Три медведя», «Отгадай, чей голосок» на примере домашних животных и их детенышей, «Найди игрушку».

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

На третьем этапе дети учатся не только различать слова близкие по звуковому составу, но и находить похожие по звучанию слова (рифмы), а также подбирать по смыслу близкие по звучанию слова к тексту или стихотворению.

Вначале проводила такие игры: «Хлопни, если услышишь неверно сказанное слово», затем «Подними кружок, если услышишь неверно сказанное слово», «Расставь картинки в названном порядке», «Найти похожие слова», «Доскажи словечко».

4 этап-дифференциация слогов.

На четвертом этапе дети учатся различать слоги. Работа на этом этапе начинается с игры «Какой слог лишний», затем игры в «Телефон» (когда передается слог, а затем серия слогов по цепочке и последний ребенок произносит его вслух.) Последовательность цепочки меняется. Игра «Зеленый или красный» (Водящий и логопед произносят или тот же самый слог, или оппозиционный, а остальные дети определяют одинаковые или разные слоги произнесены, на одинаковые слоги поднимают зеленые кружки, на разные – красные.) Такие игры повышают интерес детей к занятию, служат дополнительным средством мобилизации их внимания.

5 этап – дифференциация фонем.

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка.

Последовательность работы над каждым звуком такова:

а) знакомство со звуком – выделение его на слух;

б) уточнение артикуляции звука;

в) определение характеристик звука (гласный – согласный, глухой – звонкий);

г) выделение на слуховом уровне звука из ряда других звуков, слогов, слов;

д) определение места звука в слове (с опорой на картинки);

е) определение твердости – мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки;

ж) составление слогов, слов заданным звуком;

з) подбор слов с определенным звуком.

На данном этапе использовала следующие игры и игровые упражнения:

«Поймай звук в ладошку», «Поймай звук за хвост», «Собери слово из звуков», «Разбросай слово по звукам», «Подбери схему к слову», «Подбери слово к схеме», «Звук слышу, табло заполняю», «Павлин», «Твёрдый-мягкий», «Прочитай по первым буквам», «Слоги и слова» и другие.

Каждый этап коррекционно-логопедической работе важен в формировании фонематического восприятия. Каждый предыдущий этап является базовым для следующего. В случае не усвоения материала, на каком либо этапе, необходимо его повторить, так как все этапы между собой тесно взаимосвязаны.

Хочется добавить, что правильные ответы детей необходимо отмечать и поощрять: фишками, картинками, смайликами и т. д. Подведение итогов игры – ответственный момент: очень важно поддерживать в детях желание играть, и поэтому оценка игры, в общем, должна быть положительной.

Для оценки определения эффективности предложенного комплекса игр и игровых упражнений по формированию фонематического восприятия, в конце учебного года было проведено контрольное обследование, в котором использовались те же задания что и в начале года.

Сравнивая результаты обследования сформированности фонематического восприятия на начало и на конец учебного года, мы видим положительную динамику (Диаграмма №2).

Значительно улучшилось фонематическое восприятие у всех детей группы: 55 % составляют дети с высоким уровнем развития фонематического восприятия и 45% со средним уровнем. Так у трех детей уровень развития фонематического восприятия изменился со среднего до высокого уровня, у двоих – с низкого до высокого уровня, а у четверых – с низкого до среднего уровня.

Существенные различия, выявленные у детей в ходе коррекционной работы, подтвердили эффективность предложенной системы.

Использование игр и игровых упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия положительно повлияло на динамику развития детей в целом, а так же оптимизировало процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы. Освоив звуковой анализ различных слов, дети стали быстрее автоматизировать звуки, улучшилась дифференциация смешанных звуков. Дошкольники стали лучше контролировать свое произношение в спонтанной речи.

Список используемых источников:

1. , Дидактический материал по обследованию речи детей:

2. , , Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998г.

3. Журнал: Логопед в детском саду. 2004г. (№1). , Игровые упражнения по формированию фонематических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

4. , Экспресс – обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. – М; «ГНОМ и Д» 2001г.

5. Игры в логопедической работе с детьми.- Москва: ВЛАДОС,1997г.

6. Учим детей говорить правильно.- М: Изд-во ГНОМ и Д, 2007г.

7. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999г.

8 ., Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – Москва: Альфа, 1993г.

9. , Чевелёва Н. А., Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989г.

Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль: “Академия развития”, “Академия и К0”, 1998. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: “Просвещение”, 1974. Генинг

Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Другие дипломы по предмету

Содержание

Глава 1. Анализ теоретических подходов к проблеме устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста путем использования игр и игровых приемов

1.1 Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики

1.2 Характеристика и особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

1.3 Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста

2.1 Методика обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

2.2 Результаты обследования речи детей

Глава 3. Использование игры и игровых приемов в системе коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

3.1 Особенности использования игры в процессе проведения фронтальных коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

3.2 Особенности развития творческой игры у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Применение игры и игровых приемов в работе воспитателей логопедических групп ДОУ “Улыбка”

3.3 Использование пластико-ритмической гимнастики в воспитании детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Список использованной литературы

Введение

В современной логопедии в настоящее время все более утверждается принцип устранения дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на дальнейшем речевом развитии, на поведении и деятельности ребенка.

Особенно важное значение для развития речи имеет чистое произношение ребенком звуков в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Общеизвестно, что речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте.

В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема рассматривается в работах Г.В. Гуровец, С.И. Маевской, И.И. Панченко, О.В. Правдиной, Е.Ф. Соботович, М.Ф. Фомичевой и многих других. В своих исследованиях они приводят данные об особенностях состояния и развития речи у детей, о современном состоянии проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи и об особенностях речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) старшего дошкольного возраста.

В связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями речи термин психолого-педагогической классификации “Фонетико-фонематическое недоразвитие речи” определяется, как “нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем” (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, А.В. Ястребова).

Анализ литературы позволяет отметить, что ряд авторов выделяют несколько форм нарушения звукопроизношения: фонетическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (О.В. Правдива, М.А. Александровская, Р.И. Мартынова). Специфика логопедической работы в детском саду определяется структурным анализом речезвукового дефекта ребенка и должна иметь дифференцированный характер в зависимости от качества основного дефекта (О.В. Правдина, И.И. Данченко).

В настоящее время в литературе о дошкольном воспитании опубликовано много апробированных на практике разнообразных игр. В тоже время следует признать, что до настоящего времени в литературе недостаточно освещены особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, проблема коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей подготовительной к школе группы, их речевых функций, средствами игровых приемов остается мало разработанной. Этим и определяется актуальность проведенного нами исследования, посвященного теме “Использования игр и игровых приемов при формировании речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи”.

Выбор темы данного исследования обусловлен ее важностью для теории и практики логопедии.

Отправной точкой при разработке теоретических и практических проблем ФФНР является представление о том, что так как в дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей, вероятно при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста использование игр и игровых приемов должно способствовать более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.

Целью дипломного исследования являлось выявление особенностей влияния игр и игровых приемов на развитие речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования – мы можем предположить, что включение в коррекционную работу с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи игр и игровых приемов улучшит состояние речи этих детей.

Объектом дипломного исследования являлось состояние речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 6 – 7-летнего возраста, воспитанников подготовительной к школе группы детского сада.

Предмет исследования – особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи детей.

Для раскрытия цели дипломного исследования были решены следующие задачи:

Изучен теоретический аспект по теме исследования.

Проведено обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи для выявления их речевого статуса.

Предложены игры и игровые приемы, которые можно использовать в работе с детьми с ФФНР старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость дипломного исследования заключается в разработке коррекционной системы по преодолению речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и возможности применение ее в практике работы логопедов детских садов.

Глава 1. Анализ теоретических подходов к проблеме устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста путем использования игр и игровых приемов

1.1 Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики

Принцип историзма – важнейший принцип развития любой науки. Исторический подход к изучению педагогического опыта прошлого позволяет видеть изучаемые вопросы в процессе их накопления, развития и изменения. Направленное, с позиций современной логопедии, изучение литературного наследия основоположников общей педагогики помогает обнаружить исторически сложившиеся общепедагогические основы логопедии.

Логопедия как часть психологической и педагогической науки (дефектологии), изучающая структуру речевых нарушений и методы их преодоления опирается, прежде всего, на психолого-педагогические знания и представления о правильной речи и ее формирования у детей. Ретроспективный аспект изучения этих вопросов позволяет увидеть, с одной стороны, как исторически последовательно формировались представления о необходимости и особенностях развития правильной речи у детей в системе их гармоничного развития. С другой стороны – позволяет проследить, как постепенно накапливались и систематизировались сведения о неправильной речи и приемах ее устранения. [31, 554]

Касаясь разных проблем общего воспитания и обучения подрастающего поколения, мыслители-гуманисты, энциклопедисты, просветители, педагоги и общественные деятели прошлого времени (Т. Мор, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, И.Г. Песталоцци и др. – в Западной Европе; М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и др. – в России) немаловажное значение придавали и проблеме формирования правильной речи, ее роли в воспитании гармонично развитой личности ребенка.

В творчестве энциклопедистов-просветителей Западной Европы и России XVII-XIX вв. отражаются в отдельности своеобразные представления о целом ряде вопросов, касающихся проблемы развития речи у детей. Синтез этих вопросов позволяет представить довольно-таки целостную и последовательную их систему. Круг этих вопросов касается общих сведений о языке (значение для общества и человека, развитие языка) и отражает взгляды просветителей на речь детей как объект изучения и воспитания. Здесь рассматриваются вопросы: роль речи в развитии ребенка; последовательность формирования детской речи; необходимые предпосылки образования устной речи (слуховое внимание, произносительные возможности); составные компоненты устной речи (звук, слово, фраза, выразительные средства); письменная речь; правильная речь детей и возможные ее недостатки; роль упражнений в воспитании правильной речи у детей.

В этот период создается довольно целостная и научно обоснованная система знаний о формировании правильной речи ребенка (воспринимаемой, устной и письменной), разрабатываются приемы и последовательность обучения ребенка правильной речи. В числе названных вопросов встречаются и отдельные указания на возможные недостатки речи у

Обобщение опыта по теме «Игры и игровые упражнения как средство формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Обобщение опыта по теме «Игры и игровые упражнения как средство формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Автор: , учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №7», Омская область, г. Исилькуль.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения.

Последние три года работаю в логопедической группе с детьми пяти, шестилетнего возраста с общее недоразвитие речи.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.

В ходе логопедического обследования мною было выявлено, что дети с ОНР имеют низкой уровень сформированности фонематического восприятия, под которым понимается способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), при помощи которых образуется слово.

В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.

Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Недостаточно сформированное фонематическое восприятие затрудняет выполнение элементарных форм звукового анализа и синтеза, что в свою очередь, делает проблематичным, а в некоторых случаях и невозможным процесс овладения письменной речью. Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте.

Существующая многолетняя практика в области логопедии показывает, что при целенаправленной систематической работе многие нарушения речевого развития могут быть преодолены. Потому поиск приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратил своей актуальности. Я считаю, что исследования в этой области на современном этапе являются чрезвычайно необходимыми, поскольку число детей с речевой патологией увеличивается год от года.

Приступив к поиску решения данной проблемы, я изучила особенности коррекционной работы по формированию фонематического восприятия детей с ОНР, где применение игр рассматривается как одно из наиболее продуктивных средств обучения. Кроме этого, игра в данной возрастной категории является ведущим видом деятельности. Это подтверждает и ФГОС дошкольного образования «В дошкольных образовательных учреждениях учебный процесс – это детская игра, и она является основным видом деятельности ребенка – дошкольника». Именно игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.

Читайте также:  Конспект занятия по коррекции ОНР по теме 'Дикие животные'

Цель и задачи опыта

Целью проводимой мной работы является изучение влияния игр и игровых упражнений на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

1. Выявить уровень сформированности фонематического восприятия у детей с ОНР.

2. Подобрать комплекс игр и игровых упражнений для дошкольников с ОНР по формированию фонематического восприятия.

3. Определить эффективность предложенного комплекса игр и игровых упражнений по формированию фонематического восприятия для детей с ОНР.

Для изучения уровня развития фонематического восприятия, использовала пособие для логопедов «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста» разработанное Коноваленко В. В., , опиралась на рекомендации Института коррекционной педагогики РАО, опубликованные в работе “Методы обследования речи детей” под редакцией и , а также использовала “Дидактический материал по обследованию речи детей” и О. Е. Грибовой.

Обследование проводилось в начале 1-го полугодия 2015 – 2016учебного года, с каждым ребенком индивидуально. В обследование принимали участие девять дошкольников старшей группы с ОНР. Стимульный речевой и наглядный материалы соответствовали традиционным логопедическим требованиям. Все методики подавались в игровой форме.

Обследование состояло из пяти блоков заданий.

1 блок. Включает задания на обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

2 блок. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

3 блок. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

4 блок. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении

5 блок. Обследование восприятия и дифференциации звуков в словах.

Максимальное количество баллов, которое можно было набрать – 25, приняв эту цифру за 100 %, были определены уровни развития фонематического восприятия:

Высокий уровень развития – 20 – 25 баллов (100 – 80 %),

Средний уровень развития – 10 – 20 баллов (80 – 40%),

Низкий уровень развития – 0 – 10 баллов (40 – 0%).

Подведение итогового результата свидетельствуют о том, что ни один из диагностируемых дошкольников не достиг в выполнении задания высокого уровня. Дети показали средний и низкий уровень развития фонематического восприятия. (Диаграмма №1)

В основе систематизации практического материала лежала последовательность работ таких авторов, как , ,

Развитие фонематического восприятия осуществлялось с самых первых этапов логопедической работы и проводилось в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Игры и игровые упражнения по формированию фонематического восприятия проводила в определенной последовательности, их можно разделить условно на 5 этапов. Рассмотрим более подробно каждый из них.

1. этап – узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваются способности узнавать и различать неречевые звуки. Эти игры и упражнения способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На первых занятиях предлагала детям послушать звуки за окном. Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?

Затем давала задания внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из кухни, музыкального зала и т. д.

Далее проводила игры: «Отгадай и покажи, кто звонил», «Громко – тихо», «Что звенит или гремит», «Определи количество ударов (звуков)», «Пограничник» (определение направления шороха), «Послушай серию звуков и определи их количество» (покажи цифру, хлопни столько же раз).

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

На протяжении второго этапа дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Этим целям служит целый ряд игр:«Ау! Кто позвал?», «Где гудит пароход – далеко или близко», «Какая дудочка играет – большая или маленькая», «Кто плачет – мальчик или девочка», игра «Три медведя», «Отгадай, чей голосок» на примере домашних животных и их детенышей, «Найди игрушку».

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

На третьем этапе дети учатся не только различать слова близкие по звуковому составу, но и находить похожие по звучанию слова (рифмы), а также подбирать по смыслу близкие по звучанию слова к тексту или стихотворению.

Вначале проводила такие игры: «Хлопни, если услышишь неверно сказанное слово», затем «Подними кружок, если услышишь неверно сказанное слово», «Расставь картинки в названном порядке», «Найти похожие слова», «Доскажи словечко».

4 этап-дифференциация слогов.

На четвертом этапе дети учатся различать слоги. Работа на этом этапе начинается с игры «Какой слог лишний», затем игры в «Телефон» (когда передается слог, а затем серия слогов по цепочке и последний ребенок произносит его вслух.) Последовательность цепочки меняется. Игра «Зеленый или красный» (Водящий и логопед произносят или тот же самый слог, или оппозиционный, а остальные дети определяют одинаковые или разные слоги произнесены, на одинаковые слоги поднимают зеленые кружки, на разные – красные.) Такие игры повышают интерес детей к занятию, служат дополнительным средством мобилизации их внимания.

5 этап – дифференциация фонем.

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка.

Последовательность работы над каждым звуком такова:

а) знакомство со звуком – выделение его на слух;

б) уточнение артикуляции звука;

в) определение характеристик звука (гласный – согласный, глухой – звонкий);

г) выделение на слуховом уровне звука из ряда других звуков, слогов, слов;

д) определение места звука в слове (с опорой на картинки);

е) определение твердости – мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки;

ж) составление слогов, слов заданным звуком;

з) подбор слов с определенным звуком.

На данном этапе использовала следующие игры и игровые упражнения:

«Поймай звук в ладошку», «Поймай звук за хвост», «Собери слово из звуков», «Разбросай слово по звукам», «Подбери схему к слову», «Подбери слово к схеме», «Звук слышу, табло заполняю», «Павлин», «Твёрдый-мягкий», «Прочитай по первым буквам», «Слоги и слова» и другие.

Каждый этап коррекционно-логопедической работе важен в формировании фонематического восприятия. Каждый предыдущий этап является базовым для следующего. В случае не усвоения материала, на каком либо этапе, необходимо его повторить, так как все этапы между собой тесно взаимосвязаны.

Хочется добавить, что правильные ответы детей необходимо отмечать и поощрять: фишками, картинками, смайликами и т. д. Подведение итогов игры – ответственный момент: очень важно поддерживать в детях желание играть, и поэтому оценка игры, в общем, должна быть положительной.

Для оценки определения эффективности предложенного комплекса игр и игровых упражнений по формированию фонематического восприятия, в конце учебного года было проведено контрольное обследование, в котором использовались те же задания что и в начале года.

Сравнивая результаты обследования сформированности фонематического восприятия на начало и на конец учебного года, мы видим положительную динамику (Диаграмма №2).

Значительно улучшилось фонематическое восприятие у всех детей группы: 55 % составляют дети с высоким уровнем развития фонематического восприятия и 45% со средним уровнем. Так у трех детей уровень развития фонематического восприятия изменился со среднего до высокого уровня, у двоих – с низкого до высокого уровня, а у четверых – с низкого до среднего уровня.

Существенные различия, выявленные у детей в ходе коррекционной работы, подтвердили эффективность предложенной системы.

Использование игр и игровых упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия положительно повлияло на динамику развития детей в целом, а так же оптимизировало процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы. Освоив звуковой анализ различных слов, дети стали быстрее автоматизировать звуки, улучшилась дифференциация смешанных звуков. Дошкольники стали лучше контролировать свое произношение в спонтанной речи.

Список используемых источников:

1. , Дидактический материал по обследованию речи детей:

2. , , Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998г.

3. Журнал: Логопед в детском саду. 2004г. (№1). , Игровые упражнения по формированию фонематических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

4. , Экспресс – обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. – М; «ГНОМ и Д» 2001г.

5. Игры в логопедической работе с детьми.- Москва: ВЛАДОС,1997г.

6. Учим детей говорить правильно.- М: Изд-во ГНОМ и Д, 2007г.

7. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999г.

8 ., Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – Москва: Альфа, 1993г.

9. , Чевелёва Н. А., Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989г.

Рубрика “Логопедические методы лечения заикания”

Коррекционное воздействие при заикании имеет комплексный характер. Кроме медикаментозного лечения, применяется коррекционно-педагогическое, которое предусматривает применение логопедической методики, подходящей к конкретному случаю.

Для чего необходима работа логопеда с ребенком или взрослым, страдающим заиканием, в чем состоят логопедические занятия с заикающимся дошкольником и школьником? Подробности — в статье.

В чем суть логопедической методики?

Работа логопеда направлена на устранение главных проблем при логоневрозе, связанных с нарушением темпа, ритма речи.

Логопедические упражнения помогают:

  • Формировать плавность речи.
  • Планировать собственное высказывание.
  • Освоить и автоматизировать послоговое чтение.
  • Чувствовать и регулировать темп собственной речи.
  • Развивать правильное речевое дыхание.
  • Формировать долгий речевой выдох.
  • Научиться распределять запас воздуха на всю фразу.
  • Делать своевременные паузы, чтобы избежать сбоя дыхания.
  • Обследование заикающихся детей и взрослых логопедом

    Логопедическое обследование начинается со сбора анамнеза. Выясняется, не имеют ли родители или близкие родственники речевые нарушения. Устанавливается время возникновения дефекта и особенности проявления заикания в разные возрастные периоды.

    При диагностике детей уточняются данные о протекании беременности матери и характер родов. Изучается становление речевой функции.

    Особое внимание уделяют нарушению слоговой структуры слова, аграмматизмам в речи, присутствуют ли повторы звуков и слогов. Также рассматривается темпо-ритмическая организация речи.

    Изучается развитость речевой моторики, орального праксиса. Для этого применяются изолированные и серийные движения. Логопед обращает внимание, присутствует ли движение, происходит ли замена одного движения другим.

    Обследуется тонус мышц ротовой полости и лица, объем движений и их активность. Даются тесты на проверку способности удерживать органы в заданном положении.

    Обследуется экспрессивная речь. Диагностические задания выявляют особенности произношения звуков, слогов, слов, фраз. Тестируется умение пересказывать, строить самостоятельный рассказ, вести беседу, читать стихотворные и прозаические тексты, умение говорить нараспев. Отмечается возможность произносить многосложные слова, длинные фразы, большой связный текст.

    Изучаются особенности письменной речи: умение переписывать текст и самостоятельное письмо. С этой целью проводят буквенные, слоговые, пословные и фразовые диктанты, а также длинный связный текст. Фиксируется скорость и качество написания отдельных элементов и сложных комплексов.

    Изучаются возможности дыхания. Логопед смотрит, насколько скоординированы вдох и выдох, как происходит забор и выпускание воздушной струи (через нос или рот), как часто заикающемуся требуется совершать вдохи. Определяют тип дыхания (ключичный, грудной, брюшной).

    Главные правила занятий

    Речевые правила для заикающихся:

    1. Планирование высказывания. Экспромт в речи при заикании является сложной задачей. На начальных этапах коррекции лучше избегать импровизаций в говорении, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда говорящий знает, о чем он хочет сказать, у него снижается психологическое напряжение, а вместе с ним и вероятность спазма. Хороший результат дает предварительное проговаривание «про себя».
    2. Следить за своим дыханием во время речевого акта. Говорение с одновременным вдыханием воздуха является противоестественным. Произносить фразу нужно на выдохе. Причем дышать необходимо диафрагмой. Запас воздуха нужно расходовать преимущественно на произнесенные гласных звуков.
    3. Не забывайте про остановки в речи. Паузы дают возможность набрать воздушный запас и обдумать следующую фразу. Паузы делайте не только между смысловыми отрезками текста, но и внутри длинного предложения.
    4. Следить за своими движениями.

    Общие правила поведения при борьбе с заиканием:

    Ежедневно самостоятельно выполняйте упражнения и другие мероприятия по преодолению дефекта. В этом поможет введение распорядка дня.

    Планирование на сутки позволит распределить время так, чтобы работа по борьбе с заиканием вошла в привычный режим.
    Поддержание физической формы. Речь зависит от общего физического состояния организма, поэтому важно высыпаться, избегать стрессовых ситуаций, полноценно отдыхать, питаться правильно.

    Держать тело в тонусе, а заодно и тренировать дыхательную систему помогают определенные виды спорта. К ним относятся плавание, лыжи, ходьба.

    Резкие движения и сильное мышечное напряжение при логоневрозе противопоказаны, поэтому штанга, бокс, борьба, прыжки, футбол, баскетбол не пойдут на пользу.

  • Откажитесь от вредных привычек.
  • Правила для логопеда — при подготовке занятия с детьми необходимо:

    1. Учитывать ведущий вид деятельности конкретного возраста. Для дошкольников это игра. Все задания и упражнения нужно проводит так, чтобы ребенку было интересно. В противном случае можно натолкнуться на нежелание заниматься и на потерю контакта.
    2. Следить за длительностью занятий. Она должна быть не больше 20 минут.
    3. При разработке занятия учитывать индивидуальные особенности заикающегося.
    4. Давать материал и задания с постепенным наращиванием сложности.

    Особенности этапов и периодов работы

    Степень самостоятельности, с которой говорящий строит свое речевое высказывание, способна оказывать влияние на возникновение речевых судорог.

    Самую большую сложность представляет спонтанная речь. Когда человек говорит сам, без посторонней помощи, запинки в речи возникают чаще.

    Помощь может быть выражена разными способами – как прямыми (совместное проговаривание), так и косвенными (подсказки). В связи с этим логопедическая коррекция проводится поэтапно, с постепенным усложнением речевого материала, а также с опорой на индивидуальные возможности заикающегося.

    Этапы логопедического воздействия в зависимости от степени самостоятельности речи:

    Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу с помощью сопряженной речи. Заикающийся совместно с логопедом артикулирует фразы. Сначала педагог произносит фразу сам, а затем вместе с занимающимся.

    Практика показывает, что даже при тяжелых формах логоневроза сопряженная речь дается пациенту практически без затруднений.

    При говорении человек только копирует речь педагога, включая манеру произнесения, интонацию и структуру фразы. Успехи в этом занятии дают правильный психологический настрой на успех.

  • Тренировка отраженной речи. На этом этапе ребенок или взрослый учится повторять речевое высказывание за взрослым без совместного проговаривания.
  • Ответы на вопросы. Эта задача является более сложным уровнем речевой самостоятельности. Беседу лучше строить с опорой на иллюстрацию и задавать вопросы, которые требуют конкретного ответа: что изображено в левом нижнем углу, что держит в руках мальчик, какого цвета его портфель и т.д. Ответы на них ребенок найдет на картинке и сможет ответить одним или двумя словами, опираясь на конструкцию самого вопроса.
  • Отработка развернутых ответов. Вопросы «почему», «зачем» и т.п., предполагающие элементы рассуждения, требуют развернутых фраз. Они более приближены к самостоятельной речи.
  • Отработка навыка пересказа. Это задание предусматривает умение связывать фразы между собой, выстраивая их в логической последовательности. Однако у занимающегося еще есть опора на прослушанный текст.
  • Отработка навыка рассказа. Изложение материала в этом случае полностью самостоятельное. Оно не опирается на услышанное ранее высказывание. Ребенок или взрослый передают словами то, что увидели на картине, на прогулке, свои впечатления.
  • Спонтанная речь. Предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний
  • Какие существуют методы коррекции?

    Самая первая методика преодоления заикания разработана Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау. Авторы взяли за основу уровень овладения самостоятельностью в речевой деятельности.

    Одновременно проводятся занятия по отработке чувства ритма и музыкальных упражнения, а также разъяснительные беседы с родителями.

    Н.А.Чевелева предложила устранять признаки логоневроза в процессе практической деятельности ребенка. Методика заключается в том, что дети постепенно переходят от наглядных форм речи к отвлеченным. Высказывание строится на основе наглядной ситуации (например, изготовление поделки).

    По мере усложнения ручной деятельности, увеличения числа элементов работы усложняется и речь:

    1. Сначала ребенок учится слышать правильную речь.
    2. Затем наступает время сопровождающей речи. Дети комментируют свои действия по изготовлению поделки.
    3. Завершающую речь дети отрабатывают при описании уже готового изделия.
    4. Предваряющей речи заикающиеся учатся, когда рассказывают о своих намерениях.
    5. Закрепление навыков самостоятельной речи. Здесь детям предстоит рассказать обо всем процессе изготовления поделки, ответить на вопросы логопеда.

    Эта методика подходит для занятий как с дошкольниками, так и с младшими школьниками.

    Дыхательная и артикуляционная гимнастика

    Упражнения гимнастики для артикуляционного аппарата тренируют мышцы ротовой полости. Гимнастический комплекс включает разработку языка, губ, подвижности щек, глотки и неба.

    Рекомендуется выполнять гимнастику перед зеркалом, чтобы контролировать правильное положение органов речи. Упражнения нужно выполнять регулярно.

    Дыхательная гимнастика помогает поставить длительную воздушную струю и правильное речевое дыхание.

    Развитие речевого дыхания при заикании, видео-урок:

    Логоритмические приемы

    Логопедическая ритмика помогает преодолевать нарушения речи с помощью развития двигательных навыков ребенка в сочетании со словесным и музыкальным сопровождением.

    Идея логоритмических упражнений основана на том, что все жизненные процессы имеют свои ритмы. Ритмические движения активизируют мозговую деятельность.

    Логопедический массаж

    Массаж проводят перед всеми другими мерами логопедического воздействия. Массажные движения охватывают не только ротовую полость, но и область головы, шеи, плечевого пояса.

    Существует две техники логопедического массажа – сегментарная и точечная. Первый включает такие движения, как поглаживания, растирания, разминания, вибрация.

    Точечный массаж основан на действии биологически активных точек. Нажатие на них вызывает рефлекторный ответ в определенных органах и мышцах.

    Плюсы и минусы лечения логопедией

    Эффективность воздействия логопедических методик при коррекции заикания заключается не только в том, что в результате занятий человек избавляется от дефекта речевой деятельности, но и обретает уверенность в себе.

    Логопедическая коррекция имеет еще и психотерапевтический эффект, так как занятия включают проработку личностных качеств.

    Логопедическое воздействие затрагивает также высшие психические функции. Занятия для детей строятся таким образом, что одновременно происходит развитие памяти, внимания, мышления.

    Читайте также:  Роль учителя-логопеда в формировании готовности к обучению в школе детей с ТНР

    Каждая логопедическая методика коррекции заикания дает определенные результаты. Отрицательный результат в их применении может быть зафиксирован только в том случае, если логопед неправильно диагностировал степень развития дефекта и ошибся в подборе методики.

    В основе устранения заикания лежит большая работа как со стороны логопеда, так и со стороны самого заикающегося. Примером для всех, кто хочет избавиться от данного речевого дефекта, может служить история древнегреческого оратора Демосфена.

    Гимнастика для речевого аппарата: комплекс упражнений от заикания

    Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока,…

    На траве дрова: скороговорки и другие логоритмические приемы от заикания

    Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся медикаментозной коррекции. Для его лечения разработано множество методик, в том числе и…

    Логопедический массаж при заикании у детей и взрослых: каким бывает и правила выполнения

    Заикание — это распространенное нарушение речи. Встречается как у детей, так и у взрослых. Проявляется обычно в 3 года. При…

    Советы логопеда для родителей «Если у ребёнка заикание»

    Наталья Сафонова
    Советы логопеда для родителей «Если у ребёнка заикание»

    Для того чтобы уберечь ребёнка от заикания, необходима большая профилактической работы со стороны взрослых, окружающих его в семье, яслях, детском саду.

    И. А. Сикорский назвал заикание «детской болезнью», подчёркивая этим, что начало возникновения заикания, относится ко времени формирования речи, но не исчерпывается этими особенностями.

    Профилактика заикания в нашей стране осуществляется комплексно и последовательно. Вначале она проводиться с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения.)

    С самого раннего возраста в развитие речи малыша на первый план выступает активное подражание речи взрослых, но, являясь могучим фактором развития речи, подражание в то же время представляет и известные опасности. Нельзя говорить с детьми лепетным языком, как это часто делают многие взрослые, когда, обращаясь к ребенку, говорят его языком. Этим удлиняется срок физиологического косноязычия.

    Прежде всего, необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка. Ребенок должен говорить, достаточно широко открывая рот, не очень громко, не крикливо, не спеша. Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.

    Следовательно, следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции.Нервно предрасположенным детям нужно создавать более спокойную обстановку:

    • ограничить речевое общение и шумные игры;

    • не баловать новыми игрушками;

    • по возможности избегать большого общества вокруг них.

    Заикание может возникнуть и подражанию. Постоянно общаясь с взрослыми или сверстниками, страдающими заиканием, ребенок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи. Поэтому следует ограждать малыша от контактов с заикающимися.

    Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. У детей нервная система находиться еще в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок.Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней особую заботу:

    • оберегать малыша от психических и физических травм;

    • от бурных проявлений гнева или радости;

    • от пребывания среди, нервных, беспокойных детей.

    Отрицательно сказывается на состояние речи детей и неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одергивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание.

    Нельзя перегружать речь ребенка, форсировать ее без учета возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию необходимо помнить,что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограниченны:

    • у него не развито еще в достаточной степени произношение;

    • беден словарный запас;

    • он недостаточно владеет грамматическими средствами языка.

    А взрослые порой требуют от малыша слишком многого. Заставляя произносить сложные фразы, незнакомые, непонятные слова и трудно произносимые слова для них слова, которые они, иногда к удовольствию взрослых, коверкают до неузнаваемости, а при частом повторении таких слов заучивают это неправильное произношение. Многие взрослые заучивают много стихов, сложных по содержанию и форме. Дети очень быстро схватывают ритм стиха, быстро сложный текст, а взрослые любят демонстрировать такие «достижения» детей при любом случае, заставляя их читать стихи. Гораздо полезнее детям с несформировавшейся речью давать учить или просто читать стихи с конкретным содержанием.

    Правильно выговаривать все звуки речи ребенок сможет только после 4 лет, когда окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Все это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы и нередко приводит к заиканию.

    Немаловажное значение приобретает вопрос чтения детям вслух книг известно, что дети любят слушать, когда им читают. Необходимо, что вы произношение при чтении вслух было бы без речи, так как обычно дети очень внимательно прислушиваются к произношению и хорошо за поминают не только текст, но и то, как произносятся отдельные слова, ударения. Если произношение было неправильным, так оно и закрепляется в их разговорной речи. Иногда такое произношение, возникшее от подражания, держится у детей упорно и для его исправления требуется логопедическая помощь.

    Не менее вредна для ребенка и другая крайность, когда взрослые не читают ему, не просят пересказать прочитанное, не разучивают с ним стихотворений, очень мало разговаривают и не поправляют, когда он говорит неверно. В таких случаях ребенок заметно отстает в своем речевом развитии. При этом его мыслительные способности превышают речевые возможности. У малыша не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. В результате в момент высказывания в речи ребенка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем могут перейти в стойкое запинание.

    Не следует перегружать малышей избыточными впечатлениями, так как они вызывают у них эмоциональное перенапряжение. Часто водят детей в цирк, кино, подолгу смотрят телевизор. Возбужденный и утомленный, перегруженный впечатлениями ребенок задает много вопросов и много высказывается. При этом он глотает звуки, слоги, запинается, повторяет звуки и слова, перескакивает с одной мысли на другую, говорит торопливо. В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в заикание. Следовательно, не обязательно исключить посещения театра, цирка, а делать это осторожно, помня о впечатлительности и ранимости его нервной системы.

    Иногда заикание появляется в результате чувства страха. Многие родители, стремясь, успокоить расшалившегося перед сном ребенка, прибегают к запугиванию; все эти методы чаще всего производят обратное действие. У детей легко возникают страхи, которые фиксируются и начинают появляться каждый раз перед засыпанием, иногда взрослые не замечают вовремя тревогу и беспокойства малыша и тем более разгадать их причину. Помочь этому может наблюдение за поведением ребенка. Нельзя оставлять без внимания случай, когда малыш боится спать один в комнате, пугается темноты, не остается один в помещении. Выяснив причину страха, надо постараться устранить ее ирония, насмешка, выговоры, наказания не помогут, а, наоборот, еще

    Больше усилят чувство страха. Тактично и осторожно нужно приучать ребенка преодолевать свой страх.

    Особого внимания требуют дети, которые владеют левой рукой, чем правой. Иногда, когда этих детей насильственно заставляют все делать правой рукой, у них возникает заикание. Если у ребенка — левши существует предрасположенность к заиканию: нервная возбудимость, ускоренная речь, речь на вдохе, переучивать его вообще нельзя.

    При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заикание или его рецидивы. Поэтому профилактика необходима и в школьные годы.

    • неожиданных вызовов детей и принуждения их быстрым ответам;

    • создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку;

    • сообщать логопедические знания родителям, учителям.

    В пубертатном периоде обращать внимание на состояние нервной системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные способы утверждения себя как личности. Различные отклонения в нервно-психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально-волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания или его рецидива.

    Особое внимание обратить на профилактику причин заикания, чем лечение самого заикания.

    1. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. «Основы логопедии» М.

    «Просвещение» 1989.

    2. Л. С. Волкова, Р. И Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.

    «Логопедия» М. «Просвещение» 1995.

    Презентация мероприятия учителя-логопеда для дошкольников и родителей «Неделя логопеда» “Неделя логопеда” “Неделя логопеда” успешно проведена в дошкольном учреждении. Эта форма работы является инновационной во взаимодействии.

    Консультация «Что делать если ребенок в 2 года не говорит? Советы логопеда» К двух летнему возрасту отнесем возраст ребенка от 1 года 10 месяцев до 2,5 лет. Во-первых, необходимо обратиться к неврологу и уточнить,.

    Какую раскраску выбрать для ребёнка. Советы для родителей Выбирая раскраску, обратите внимание, на какой бумаге напечатаны рисунки. Это должны быть белые плотные листы, чтобы мелки или карандаши.

    Консультация учителя-логопеда для родителей «Как распознать у ребёнка дизартрию стёртой формы?» Дизартрия – это нарушение, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют это положение.

    Консультация «Советы логопеда» СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки – это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма.

    Консультация «Советы логопеда» Советы логопеда: • развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка, приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот,.

    Советы логопеда родителям «Речевые упражнения для дошкольников, которые способствуют успешному овладению родным языком» В какие речевые игры родители могут поиграть с ребенком по дороге из детского садика, в машине, дома? Ведь известно, что к моменту поступления.

    Советы родителям по выбору логопеда Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому. (Ф. Бэкон) Обращаясь за помощью к специалисту, помните:.

    Советы родителям «Если ребенок отказывается есть» Если ребенок отказывается есть. Часто, предлагая своему ребенку новое блюдо, или просто усаживая своего любимого Малоежку за стол, с твердым.

    Советы учителя-логопеда родителям СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно.

    Рекомендации родителям заикающегося ребенка
    консультация по логопедии на тему

    Рекомендации родителям заикающегося ребенка.

    Лечение заикания ВСЕГДА носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования.

    Что могут сделать сами родители?

    Чтобы ребенок преодолел заикание, только работы со специалистами не достаточно. Важно научиться взаимодействовать с ребенком конструктивно и создать спокойную, понимающую атмосферу в доме, а иначе труды специалистов пойдут насмарку.

    При общении со своим ребенком старайтесь придерживаться следующих правил:

    Ø Соблюдайте режим дня, он помогает структурировать тревогу.

    Ø Отводите на ночной сон ребенок не менее 8 часов.

    Ø Привыкайте говорить с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом. Выскажите те же пожелания воспитателям в детском саду.

    Ø Избегайте повышенных тонов и тем более взрывных интонаций, резких жестов.

    Ø Когда малыш вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте.

    Ø Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом.

    Ø Поменьше критикуйте, почаще хвалите даже самые маленькие успехи.

    Ø Следите за своим душевным равновесием, если чувствуете, что стали беспричинно раздражительны, проконсультируйтесь с психологом.

    Необходимо ограничить речевое общение ребенка, важно не дать закрепиться дефекту. При этом не нарушать обычных занятий и игр. Эта мера рекомендуется, чтобы подавить подвижность ребенка и установить телесное и душевное спокойствие.

    Не показывайте ребенку, что вы обеспокоены тем, как он говорит. Не произносите слова «заикание», «заика». Нельзя при нем рассказывать врачам, соседям, друзьям о его недуге, в особенности, употребляя эти слова.

    Когда ребенок находится в возбужденном состоянии и хочет что – то вам рассказать, отвлеките его, сказав, например: «Подожди, сейчас я вернусь и ты мне расскажешь».

    Просмотр телевизора или видеофильма вообще лучше исключить или свести к минимуму. Например: раз в неделю смотреть дневную детскую передачу, заранее ее выбрав.

    Старайтесь ограничить речь ребенка. Этого можно добиться, если играть с ребенком в настольные игры, лепить, рисовать, читать ему знакомые книжки. Чем меньше ребенок разговаривает с заиканием, тем быстрее оно исчезнет, так как речь с запинками заменяется новой, спокойной, плавной речью, которую демонстрирует постоянно логопед и родители. На занятиях у логопеда родители обучаются навыкам правильной речи и стараются говорить с ребенком неторопливо, спокойно, не теряя выразительности.

    Нельзя обрывать ребенка, если тот говорит плохо, заикаясь. Нельзя его заставлять повторять снова, так как это заставляет лишний раз фиксировать внимание ребенка на его недостатке. Лучше задать вопрос или ответить на вопрос, который он задал, но в нужном темпе, спокойно, давая понять, чтобы и он сам так же сказал, как вы. Все дети, особенно дошкольники, обучаются по подражанию, чем и необходимо воспользоваться при устранении заикания. Необходимо на время коррекции заикания не приглашать гостей, которые быстро и нечетко говорят и не ходить самим в гости,

    Поменьше читать страшных сказок. Лучше не читать на ночь. Не заставлять ребенка учить стихи.

    Постарайтесь не давать ребенку кофе, какао, шоколад.

    В общем, надо исключить все, что мешает охранять покой ребенка, но делать это не путем резких запретов, а спокойно, осторожно.

    С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его. Не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    rekomendatsii_roditelyam_zaikayushchegosya_rebenka.docx15.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации родителям заикающегося ребенка.

    Лечение заикания ВСЕГДА носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования.

    Что могут сделать сами родители?

    Чтобы ребенок преодолел заикание, только работы со специалистами не достаточно. Важно научиться взаимодействовать с ребенком конструктивно и создать спокойную, понимающую атмосферу в доме, а иначе труды специалистов пойдут насмарку.

    При общении со своим ребенком старайтесь придерживаться следующих правил:

    • Соблюдайте режим дня, он помогает структурировать тревогу.
    • Отводите на ночной сон ребенок не менее 8 часов.
    • Привыкайте говорить с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом. Выскажите те же пожелания воспитателям в детском саду.
    • Избегайте повышенных тонов и тем более взрывных интонаций, резких жестов.
    • Когда малыш вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте.
    • Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом.
    • Поменьше критикуйте, почаще хвалите даже самые маленькие успехи.
    • Следите за своим душевным равновесием, если чувствуете, что стали беспричинно раздражительны, проконсультируйтесь с психологом.

    Необходимо ограничить речевое общение ребенка, важно не дать закрепиться дефекту. При этом не нарушать обычных занятий и игр. Эта мера рекомендуется, чтобы подавить подвижность ребенка и установить телесное и душевное спокойствие.

    Не показывайте ребенку, что вы обеспокоены тем, как он говорит. Не произносите слова «заикание», «заика». Нельзя при нем рассказывать врачам, соседям, друзьям о его недуге, в особенности, употребляя эти слова.

    Когда ребенок находится в возбужденном состоянии и хочет что – то вам рассказать, отвлеките его, сказав, например: «Подожди, сейчас я вернусь и ты мне расскажешь».

    Просмотр телевизора или видеофильма вообще лучше исключить или свести к минимуму. Например: раз в неделю смотреть дневную детскую передачу, заранее ее выбрав.

    Старайтесь ограничить речь ребенка. Этого можно добиться, если играть с ребенком в настольные игры, лепить, рисовать, читать ему знакомые книжки. Чем меньше ребенок разговаривает с заиканием, тем быстрее оно исчезнет, так как речь с запинками заменяется новой, спокойной, плавной речью, которую демонстрирует постоянно логопед и родители. На занятиях у логопеда родители обучаются навыкам правильной речи и стараются говорить с ребенком неторопливо, спокойно, не теряя выразительности.

    Нельзя обрывать ребенка, если тот говорит плохо, заикаясь. Нельзя его заставлять повторять снова, так как это заставляет лишний раз фиксировать внимание ребенка на его недостатке. Лучше задать вопрос или ответить на вопрос, который он задал, но в нужном темпе, спокойно, давая понять, чтобы и он сам так же сказал, как вы. Все дети, особенно дошкольники, обучаются по подражанию, чем и необходимо воспользоваться при устранении заикания. Необходимо на время коррекции заикания не приглашать гостей, которые быстро и нечетко говорят и не ходить самим в гости,

    Поменьше читать страшных сказок. Лучше не читать на ночь. Не заставлять ребенка учить стихи.

    Постарайтесь не давать ребенку кофе, какао, шоколад.

    В общем, надо исключить все, что мешает охранять покой ребенка, но делать это не путем резких запретов, а спокойно, осторожно.

    С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его. Не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения.

    В консультации даны некоторые рекомендации родителям, имеющим ребенка с заиканием.

    Рекомендации для родителей.

    Памятка для родителей Релаксационная гимнастика Упражнения для рук Упражнения для туловища Упражнения для ног Упражнения для голосового аппарата.

    В семье должно быть организовано чуткое и внимательное отношение к ребёнку.

    Даны конкретные рекомендации родителям ребенка с заиканием.

    Данный буклет содержит полезную информацию для родителей, у которых дети начали заикаться.

    Ссылка на основную публикацию