Коррекция нарушений голоса у детей с дизартрией

Технология коррекции голоса при дизартрии

Лопатина Л.В. и Серебрякова Н.В. предлагают технологию работы над голосом у детей со стёртой дизартрией.

I. Упражнения по развитию силы голоса

1) Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса).

2) Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шёпот – тихо – громко).

о о о о АУИ АУИ АУИ АУИ

в в в в АЗА АЗА АЗА АЗА

3) Ослабление голоса (громко – тихо – шёпот – беззвучно).

У У У У Ж Ж Ж Ж

ОУ ОУ ОУ ОУ АЗА АЗА АЗА АЗА

4) Те же упражнения, но без паузы:

УУУУ УУУУ АУАУАУАУ АУАУАУАУ

5) Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе:

6) Усиление голоса с увеличением длительности звучания:

А – А – А – А ЭУА – ЭУА – ЭУА – ЭУА

7) Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:

Э – Э – Э – Э ОА – ОА – ОА – ОА

8) Прямой счёт от 1 до 5 с постепенным усилением голоса:

9) Обратный счёт с пояснением ослабления голоса:

10) а) Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:

Понедельник, вторник – беззвучная артикуляция,

Среда, четверг – шёпот,

Пятница, суббота – средняя сила,

Суббота, пятница – средняя сила,

Четверг, среда – шёпот,

Вторник, понедельник – беззвучная артикуляция.

Б) Предложения: мама ушла домой; мама ушла домой.

Дети делятся на 2 группы и выполняют упражнение по ролям: 1 группа – громким голосом, 2-я – тихим, потом меняются.

1) В лесу кричу: «Ау! Ау!»

2) А мне в ответ: «Ау! Ау!»

1) Горе кричу: «Ау! Ау!»

2) Гора в ответ: «Ау! Ау!»

12) «Игра на пианино».

Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с текстом:

Ударяй тихонечко: стук – стук – стук – тихо

И тогда услышишь ты нежный звук. – тихо

Ударяй сильнее: стук– стук – стук – громко

И тогда услышишь ты громкий звук. – громко

13) Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса: А сова – всё ближе, ближе (голосом средней силы) А сова всё ниже, ниже (голосом средней силы) И кричит (громко) В тиши ночной: (тихо) «Поиграй, дружок, со мной!» (громко)

II. Упражнения по развитию высоты голоса

Проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой на движения руки и графические изображения.

1) Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков У, О, А, И, Э.

2) Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из 2-х и 3-х звуков (слогов).

3) Повышение и понижение голоса при произнесении слогов.

6) Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте

7) «Вопрос – ответ».

Дети делятся на 2 группы, произнося текст разным по высоте голосом: вопросы – высоким, ответы – низким.

8) Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

В работе используются стихи С.Я. Маршака, О. Высотской и др. Можно рекомендовать также стихи А. Барто, И. Токмаковой и других детских поэтов.

Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова отмечают, что у детей с церебральным параличом работа над голосом при дизартрии всегда является одним из звеньев комплексной реабилитации. Формирование голоса проходит в рамках ортофонического метода, предусматривающего соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений, цель которых – развитие координированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции. У детей с церебральным параличом эти упражнения модифицируются в зависимости от формы дизартрии и клинической картины заболевания в целом.

Коррекционная работа ведётся поэтапно, но все этапы тесно связаны и плавно переходят друг в друга.

1. Работа над голосом всегда начинается:

А) с общего расслабления,

Б) артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики.

А) Известно, что при волнении дети с церебральным параличом склонны впадать в шепот и в беззвучную речь. Поэтому в процессе речевой коммуникации важно создавать у детей эмоционально положительный фон («ситуацию уверенности»).

Б) Большое место в логопедической работе занимают круговые движения головой, активизация движений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного звука а на твердой атаке.

Упражнение проводится перед зеркалом, под счет. Логопед привлекает внимание ребенка к ощущению поднятой и удерживаемой в этом положении (под счет) нёбной занавески. В качестве подготовительных могут быть использованы следующие упражнения:

– стимуляция задней части языка и нёба легкими похлопывающими движениями при помощи языкового депрессора;

– обучение произвольному глотанию. Логопед из глазной пипетки капает против задней стенки глотки капли воды. Голова ребенка несколько запрокинута назад;

– стимуляция кашлеподобных движений и зевания.

Нормальное голосообразование возможно в том случае, если ребенок может открывать и закрывать рот, опускать нижнюю челюсть, имитировать жевательные движения. Логопед может стимулировать поднятие нижней челюсти путем легкого и ритмичного постукивания по подбородку (челюстной дрожательный рефлекс) ребенка. Через некоторое время ребенок овладевает умением самостоятельно поднимать нижнюю челюсть. После этого его учат умению опускать нижнюю челюсть. Первоначально нижняя челюсть ребенка опускается самим логопедом (на 1 – 1,5 см). Затем логопед просит ребенка делать это самостоятельно. Постепенно челюсть ребенка опускается на оптимальное расстояние.

Для укрепления мышц нёбной занавески используются упражнения в чередовании ее расслабления и напряжения. Например, ребенка просят до окончания зевательного движения произнести звук а и при широко открытом рте перейти от произнесения этого звука к звуку и, задерживая воздух во рту под давлением, прежде чем произнести взрывной звук и, привлечь внимание ребенка к ощущению состояния нёбной занавески.

3. При работе над голосом очень полезно использовать как можно больше совместного с логопедом пения, выразительной декламации. Большое начение имеет медленное произнесение гласных. Звуки произносятся попеременно – то шепотом, то громко.

2. Одновременно работают над увеличением длины речевого выдоха: вначале на одном выдохе произносится по две гласных, затем по три, и, наконец, по четыре. Потом произносятся слоги с постепенным удлинением их цепочек, затем – слова с определенными звуками, на последних этапах – стихотворения, скороговорки; последние произносятся со сменой ударения и убыстрением темпа речи то шепотом, то громко.

4. Большое значение имеют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса. Например:

а) счет десятками с постепенным усилением и с ослаблением голоса,

б) произнесение букв в алфавитном порядке,

в) чтение стихотворений с постепенным усилением и ослаблением голоса.

Для развития высоты и тембра голоса большое значение имеют:

а) различные логопедические игры,

б) чтение сказок по ролям,

в) инсценировки и т. д.

Разыгрываемые детьми игры-инсценировки помогают также развитию мелодико-интонационной стороны речи, гибкости и модуляции голоса. При подборе речевого материала необходимо учитывать следующие факторы: структуру дефекта, возраст, интеллект, конкретную логопедическую задачу, а также воспитание нравственно-этических сторон личности.

Необходимо помнить, что нарушения голоса у детей с дизартрией при церебральном параличе усиливаются при выраженности у них позотонических рефлексов. Поэтому в этих случаях работа над голосом должна начинаться в рефлекс запрещающих позициях.

Кроме того, дизартрия у детей с церебральным параличом осложняется наличием многих рефлексов орального автоматизма. Поэтому одной из важных задач коррекционной работы является подавление этих рефлексов. С этой целью ребенку придается соответствующая рефлекс запрещающая позиция. Логопед нежно прикасается к губам ребенка ваткой, другой рукой препятствуя рефлекторному движению губ. Таким же путем гасятся и другие рефлексы. Важно проводить эти упражнения систематически, 2 – 3 раза в день. Для учащихся эти упражнения должны быть особым видом домашних заданий по логопедии.

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 1526 ;

Коррекция нарушений голоса у детей с дизартрией

Дизартрия у детей проявляется двумя основными синдромами – нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски. Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии. Именно мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи.

Данные онтогенеза речевого развития свидетельствует о том, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем у них начинается формирование словесной речи. [13 С. 55-67.].

Общение посредством эмоциональной интонации М. И. Лисина [20] называет голосовым. Складывается оно на довербальном этапе развития и состоит, во-первых, в восприятии детьми полноценных словесных воздействий взрослого и, во-вторых, в имеющих определенное выразительное значение ответах на их интонационно-ритмическую, экспрессивную сторону вокализации.

Дети 5-6 лет с нормальным речевым развитием, подражая взрослым, могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально волевое отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов. Их голосовые возможности позволяют говорить не только достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Дети пятилетнего возраста уже способны менять голос с учетом содержания высказывания, в особых ситуациях используя шепотную речь. Меняя громкость, темп речи они начинают гораздо шире и на осознанном уровне пользоваться интонационными средствами выразительности в собственной речи. Тем самым у них формируется способность более точно передавать при помощи речи свои мысли, выразительно читать художественные произведения, лучше понимать их смысл [28; 29]. Рассмотрим, какие требования предъявляются к речи детей старшего дошкольного возраста. Дети должны овладеть: правильным звукопроизношением, артикуляцией и дикцией, неторопливым темпом и ритмом речи, умением изменять голос по громкости и высоте (подавать громкий и тихий голос, говорить более низким и более высоким голосом), овладеть правильным речевым дыханием, постановкой правильного ударения, правильным произношением слов[44; 45]

В своем диссертационном исследовании и последующих работах, обращается к проблеме изучения интонационных возможностей детей со стертой формой дизартрии Л. В. Лопатина. [22; 23; 24] Она отмечает, что у данной категории детей наряду с дефектами звукопроизношения имеется нарушение интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Наиболее сохранным процессом при этом является имитация вопросительной и повествовательной интонации. Восприятие и затем самостоятельное воспроизведение этих же структур вызывает значительные трудности у большинства детей. К аналогичному выводу приходит и И.Б. Карелина [15], анализируя минимальные дизартрические расстройства. Авторы заключают, что у детей с дизартрией процесс слуховой дифференциации интонационных структур оказывается более нарушенным, чем процесс их самостоятельной реализации.

Л.И Белякова, И.З. Романчук отмечают, что у детей с тяжелыми нарушениями речи речь нарушается системно, в том числе страдает и мелодическая организация речевого высказывания. Для детей представляет значительную трудность выполнение заданий на преобразование повествовательных предложений в вопросительные; выразительное прочтение предложений с перечислением, с сопоставлением, чтение сложных предложений; выделение интонацией заданного слова в предложении. Как отмечают авторы, при общем педагогическом диагнозе ОНР “обнаруживаются различия в интонационной выразительности речи, что по-видимому, связано со специфическим характером клинической формы речевой патологии” [3].

Специальными исследованиями сотрудников сектора логопедии НИИ дефектологии установлено, что у детей, страдающих ОНР, наряду с ошибками в понимании грамматических форм имеются значительные отклонения в понимании интонации. У неговорящих детей эти нарушения касаются в основном коммуникативной функции интонации, которая выражает различное осмысление предложения в зависимости от контекста, ситуации общения и находится в единстве со словарным запасом и грамматическим строем речи.

Лопатина отмечает, что фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных её компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей с дизартрией нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

В исследовании Е.Э. Артемовой, посвященном изучению особенностей интонационной стороны речи учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, отмечается, что в возрасте 11-12 лет у них выражены стойкие нарушения просодики. Наиболее сложные пробы на преобразование предложений в вопросительные, на выразительное чтение предложений разных конструкций. Эти данные говорят о том, что спонтанного улучшения просодики с возрастом не отмечается.

Читайте также:  Логопедические ошибки – что это такое

Многие исследователи структуры дефекта при дизартрии указывают на стабильные нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.

Интонационно-выразительная окраска речи детей с дизартрией резко снижена. Страдает голос: он либо тихий, либо чрезмерно громкий; не удаются модуляции по высоте, силе голоса (ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, имитируя голос животных). Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. У части детей на фоне грудного регистра появляется фальцет, вдох с придыханием, с поднятием плеч; ослаблен речевой выдох. У некоторых детей речевой выдох укорочен и они говорят на вдохе – в этом случае речь становится захлебывающейся. Речь детей невыразительная, дикция нечеткая. Наблюдаются нарушения формирования интонационной структуры предложения, при этом более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации.

Причина нарушения голоса при дизартрии кроется в патологии эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Из-за паретичности, некоторой ограниченности произвольных движений голосовых складок, мышц диафрагмы возникают нарушения, которые относятся к эфферентному звену. Афферентная патология проявляется в недостаточности кинестетического анализа, в нарушении проприоцептивной импульсации от органов голосообразования и дыхания.

Проведенный нами анализ психологической, педагогической и лингвистической литературы позволяет сделать следующие выводы:

интонационные средства выразительности воспринимаются и усваиваются детьми уже на довербальном этапе речевого развития;

к 5-6 годом дети с нормальным речевым развитием полностью овладевают интонационной системой родного языка, но лишь при достаточно развитом речевом слухе;

речевой слух следует рассматривать как способность человека при восприятии речи улавливать и одновременно воспроизводить во внутренней речи все фонологические средства языка, артикулирую и интонируя слышимую речь. Поскольку речевой слух- явление многокомпонентное, то степень его развития зависит от степени развития каждого из его элементов (физического слуха, фонематического слуха, слухового внимания, звуковысотного слуха, чувства ритма в единстве с ощущением темпа);

нарушения интонационной выразительности речи детей с тяжелыми нарушениями речи имеют свои особенности, которые проявляются в ускоренном или замедленном темпе речи, невнятном произношении, в нечеткой дикции, неточной передачи основных интонем (вопроса, восклицания, просьбы и др.), в слабых модуляциях голоса по высоте и силе, в отсутствии умения передавать в речи свое эмоциональное отношение к предметам и явлениям;

несформированность интонационной стороны речи встречается у детей с различными формами речевой патологии. Сведения об особенностях интонационной выразительности речи у детей с такими речевыми нарушениями, как фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дизартрия, малочисленны, что является основанием для их изучения.

Общие положения восстановительной работы по преодолению нарушений голоса

В зависимости от выраженности проявлений для логопедической практики крайне важно выделение нескольких групп детей с дизартрией: с фонетическими нарушениями; фонетико-фонематическим недоразвитием; общим недоразвитием речи (указывается уровень речевого развития). При чисто фонетических (антропофонических) нарушениях основной задачей является коррекция звукопроизношения. При сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная система логопедического воздействия, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, а также специальные мероприятия, направленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи.

Для восстановления голоса при его функциональных нарушениях используются методы, разработанные Н.Ф. Лебедевой, М.И. Фомичёвым, Ф.А. Ивановской, А.Т. Рябченко, некоторые приемы вокальной методики, изложенные в работах Е.Н. Малютина, Ф.Ф. Заседателева, Л.Д. Работнова, Л.Б. Дмитриева, а также материалы исследований таких иностранных фониатров и лого-терапевтов, как Г. Гутцман, В. Во, Д. Тарно, М Бери, Д. Эйзенсон, В. Риппер и др.

Дизартрия у детей

Дизартрия у детей – это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется артикуляционными трудностями, звукопроизносительными дефектами, диспросодией. Возможны затруднения глотания, гиперсаливация, расстройства произвольной моторики и координации. Для установления центральных причин дизартрии выполняется церебральная МРТ, ЭФИ. Неврологическое обследование дополняется нейропсихологическим и логопедическим тестированием. В лечении применяется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы дизартрии у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение дизартрии у детей
    • Терапия и реабилитация
    • Логопедическая коррекция
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Дизартрия – распространенный паторечевой синдром в логопедии детского возраста. Ее стертая форма выявляется у 25-70% детей с перинатальной патологией ЦНС. В клинике детского церебрального паралича частота дизартрических расстройств составляет от 60 до 85%. По своему речевому статусу дети-дизартрики могут относиться к категории ФФН или ОНР 1-4 уровня. Степень расстройства речевой функции зависит от тяжести и локализации церебрального поражения, колеблется от стертой дизартрии до анартрии.

Причины

Дизартрия детского возраста – это врожденный или рано приобретенный синдром. Этиологические предпосылки для ее развития возникают в пренатальном, натальном или раннем постнатальном периоде. Факторами риска развития дизартрии у детей выступают:

1. В пренатальном периоде:

  • генетическая патология;
  • внутриутробные интоксикации и инфекции;
  • гипоксия плода;
  • иммунологический конфликт по резус-фактору.

2. В интранатальном периоде:

3. В постнатальном периоде:

  • ядерная желтуха новорожденных;
  • гидроцефалия;
  • менингоэнцефалиты различной этиологии;
  • травмы головы;
  • церебральные опухоли;
  • детские инсульты.

Дизартрия может развиваться у детей с нормальным психофизическим развитием, двигательными нарушениями (ДЦП), ЗПР и олигофренией. Нередко она сочетается с другими речевыми синдромами: задержкой развития речи, заиканием, моторной алалией.

Патогенез

Перечисленные вредоносные воздействия вызывают поражение церебральных структур, регулирующих моторное звено речи: черепно-мозговых нервов (чаще IX – языкоглоточного, X – блуждающего, XII – подъязычного; реже VII – лицевого и V – тройничного), их ядер, коры или пирамидных путей. В зависимости от топики поражения развиваются различные расстройства мышечного тонуса речевой мускулатуры и двигательные нарушения, препятствующие нормальной артикуляции.

Так, при поражении корковых речевых центров ведущим звеном в структуре дефекта становится артикуляционная апраксия. На повреждение проводящих корково-ядерных путей указывают спастические и вялые параличи. При поражении стриопаллидарной системы развиваются гиперкинезы и мышечная дистония. Повреждение ствола мозга проявляется синкинезиями, мышечной ригидностью, оральными автоматизмами. Мозжечковые поражения сопровождаются атаксией и мышечной гипотонией.

Классификация

Дизартрию у детей классифицируют с учетом локализации поражения, тяжести протекания, симптомологии. Наиболее часто в неврологической практике используется топическая классификация, выделяющая следующие формы:

  • Псевдобульбарная. Самый частый вариант дизартрии у детей. Возникает в результате поражения корково-ядерного (пирамидного) тракта. Может быть паретической и спастической.
  • Бульбарная. Обусловлена поражением ганглиев черепных нервов, сосредоточенных в продолговатом мозге. Для детского возраста не характерна.
  • Экстрапирамидная (подкорковая). Развивается при поражении подкорковых нервных узлов.
  • Мозжечковая. Связана с повреждением мозжечка. В педиатрической практике наблюдается редко.
  • Корковая. Возникает при очаговых изменениях моторных корковых областей. У детей признается не всеми исследователями. Некоторые отождествляют ее с моторной алалией, поскольку в структуре первичного дефекта также отмечается кинетическая либо кинестетическая апраксия.

По выраженности (тяжести) симптомов дизартрия может иметь следующие степени:

  • анартрия – самая тяжелая форма, речь нечленораздельная или отсутствует;
  • дизартрия средней степени – тяжелые и множественные дефекты звукопроизношения, речь малопонятна, голос назальный, тихий;
  • стертая дизартрия (минимальные дизартрические расстройства) – легкая форма, артикуляционные движения недостаточно точные, из-за чего нарушается фонетика и слуховое восприятие.

Симптомы дизартрии у детей

Признаки нарушенного речевого онтогенеза выявляются еще в младенчестве. Крик новорожденных прерывистый, слабый. У грудничков отмечается вялое сосание, поперхивание молоком, частое срыгивание. Гуление и лепетные реакции запаздывают, характеризуются ограниченностью вокализаций. Все речевое развитие искажается и задерживается по срокам.

При дизартрическом синдроме нарушаются все операции внешнего высказывания: артикуляция и фонемообразование, голос и просодика, темпо-ритмическая организация.

При наиболее типичной для детей псевдобульбарной форме речь становится замедленной, напряженной. Движения языка и губ ограничены в виду парезов, сила воздушной струи недостаточна для внятной фонации. Характерными дефектами для детской дизартрии являются палатализация согласных (смягчение), межзубное или боковое произношение. Голос слабый, неинтонированный, осиплый, гнусавый. Речь в целом невнятная («будто каша во рту»).

Лицо ребенка амимично, асимметрично, рот часто приоткрыт. Движения губ, щек, языка ограничены. Отмечается гиперсаливация, дисфагия, трудности с откусыванием и пережевыванием жесткой пищи. Могут иметь место тремор и гиперкинезы в артикуляционной и лицевой мускулатуре, оральные синкинезии. Дополнительные трудности при артикуляции создают готическое небо, укорочение подъязычной связки, которые часто выявляются у детей с дизартрией.

Минимальный дизартрический синдром характеризует отсутствие грубых нарушений речевой моторики. Артикуляция нечеткая, смазанная. Частыми фонетическими дефектами служат сигматизм шипящих и свистящих, ротацизм, дефект озвончения. Возможно недоразвитие фонематических процессов (ФФН).

Осложнения

Дизартрия относится к тяжелым нарушениям речи, влияет на формирование всех языковых подсистем у детей. Ограниченность речевой практики приводит к задержке психического развития, снижению познавательной активности. В школьном возрасте дети обычно сталкиваются с проблемой специфических расстройств развития школьных навыков (дисграфией, дискалькулией, дислексией). Возможно формирование комплекса неполноценности, связанного с ограниченными физическими и речевыми возможностями, недоброжелательным отношением сверстников, необходимостью частых госпитализаций.

Диагностика

Из сопроводительной медицинской документации логопед-дефектолог получает необходимые сведения о сопутствующих диагнозах ребенка, его психоневрологическом статусе, результатах инструментальной диагностики (церебральной МРТ, ЭНМГ, ЭЭГ). В ходе беседы с родителями уточняет ранее психомоторное и речевое развитие пациента, динамику заболевания, актуальные жалобы. Логопедическая диагностика дизартрии включает:

  1. Оценку строения и функции артикуляционного аппарата. Обращается внимание на выраженность и симметричность носогубных складок, состояние тонуса лицевой мускулатуры, наличие слюнотечения, синкинезий. Выполняются статические и динамические функциональные пробы на дизартрию.
  2. Исследование дыхания и голоса. Определяется тип, ритм, объем дыхания, тембр и модулированность голоса. У детей с дизартрией дыхание поверхностное, неровное, голос – слабый, назальный, монотонный.
  3. Обследование лексико-грамматической подсистемы. Выясняется состояние сенсорной и моторной речи, объем лексического запаса. Исследуются навыки словоизменения, согласования, умение составлять фразу и связное высказывание.
  4. Обследование фонематических процессов: Проводятся тесты на акустическое различение фонем, сформированность фонематического синтеза, анализа, представлений. Исследуется слуховая дифференциация всех оппозиционных фонем (звонких-глухих, ротовых-носовых, свистящих-шипящих, заднеязычных-переднеязычных и т.д.).
  5. Обследование фонетической подсистемы языка. Начинается с проверки гласных и звуков раннего онтогенеза. Затем исследуется произношение всех остальных фонем, состояние звуко-слоговой структуры слов, просодики.

При диагностике дизартрии часто выявляются сопутствующая неврологическая симптоматика: гиперсаливация, синкинезии, рефлексы орального автоматизма, гиперкинезы, оральная апраксия. В логопедическом заключении указывается речевой статус (ОНР, ФФН) и клиническая форма дизартрического синдрома.

Лечение дизартрии у детей

Терапия и реабилитация

Медицинская терапия, физическая реабилитация и логопедическая работа неразрывно связаны между собой и должны проводиться параллельно. Наряду с логопедом, детей с дизартрией наблюдают детский невропатолог, врач ЛФК. В течение года пациенты должны проходить несколько курсов поддерживающего медикаментозного лечения с приемом ноотропов, нейропротекторов, сосудистых препаратов.

Обязательным является проведение немедикаментозных мероприятий: ЛФК, массажа, физиотерапии, гидрокинезиотерапии, рефлексотерапии. Хорошим реабилитационным потенциалом обладают новые технологии, появившиеся в последние годы: Бобат-терапия, Войта-терапия, метод Кастильо Моралес.

Логопедическая коррекция

Основными стратегическими задачами и содержанием работы с детьми, страдающими дизартрией, являются:

  1. Нормализация тонуса артикуляционной мускулатуры: дифференцированный логопедический массаж, пассивно-активная речевая гимнастика, логопедическое тейпирование.
  2. Развитие общей и тонкой моторики: логопедическая ритмика, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, су-джок терапия.
  3. Развитие функции дыхания и силы голоса: дыхательные, фонопедические упражнения.
  4. Коррекция нарушенных речевых процессов: формирование лексического запаса, грамматического строя, развитие фонематических функций, звукопостановка.

Особенностью логопедической работы с ребенком-дизартриком является сложность выработки и закрепления артикуляционных укладов, их точной переключаемости, ввиду чего процесс автоматизации звуков может растягиваться на неопределенное время. Логопедические занятия при дизартрии у детей проводятся годами, нередко вплоть до средней и старшей школы.

Прогноз и профилактика

Дальнейшая социализация детей, имеющих дизартрические расстройства, напрямую зависит от причины и выраженности речевой и неврологический симптоматики, полноты лечебно-коррекционных мероприятий. Дети со стертой дизартрией хорошо компенсируются в процессе занятий, обычно не имеют проблем с коммуникацией и самореализацией. Дети-инвалиды, имеющие серьезные двигательные нарушения, когнитивное снижение, требуют постоянной помощи и ухода.

Профилактика дизартрии направлена на предупреждение факторов, вызывающих речевые нарушения: травм головы, нейроинфекций, церебральной гипоксии, токсических воздействий на мозг на всех этапах онтогенеза. Ранее обращение к логопеду позволяет избежать психологических травм, связанных с трудностями общения и обучения.

Структура логопедического занятия. Часть 2
презентация к уроку по теме

Структцра логопедических занятий в зависимотси от этапов коррекционной работы, психомотрного развития и нарушения речи учащегося с ОВЗ (часть 2).

Читайте также:  Формирование лексического строя речи у детей с ОНР III уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
chast_2.pptx2.61 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Структура логопедического занятия Часть 2 Автор и составитель: учитель логопед Джукич Татьяна Григорьевна г.С-Петербург 2013 год

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ. 1. Оргмомент с элементами психотерапии. 2. Общее расслабление (по мере необходимости). 3. Развитие общей моторики. 4. Развитие мелкой моторики. 5. Массаж лица. 6. Развитие мимических мышц. 7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений). 8. Работа над развитием дыхания и голоса (методика Стрельниковой ). 9. Физкультминутка. 10. Развитие пространственной ориентации. 11 . Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация). 12. Формирование лексико-грамматической стороны речи. 13. Развитие связной речи. 14.Итог занятия . 15.Домашнее задание.

Логопедические занятия , при дизартрии, в условиях повышенного мышечного тонуса в речевых мышцах, начинаются с расслабления мышц артикуляционного аппарата. Д ля э того используют приемы, направленные на расслабление мышц шеи, губных мышц, мышц языка, расслабляющий массаж лица. Дальнейшая работа включает артикуляционную, дыхательную гимнастики, развитие голоса, артикуляционного праксиса , работу над звукопроизношением. Разнообразие упражнений при работе над звукопроизношением зависит от формы дизартрии: при псевдобульбарной дизартрии основное  внимание – на расслабление общих и лицевых мышц, преодоление гиперсаливации , синкинезий ; при мозжечковой дизартрии укрепляющий массаж артикуляционных мышц сочетают с упражнениями для развития координации дыхания, фонации и артикуляции. Тренируют способности воспроизводить и сохранять артикуляционные уклады, точность артикуляционных движений; при экстрапирамидной дизартрии ребенка учат следить за положением рта, языка, общей мимикой лица, тормозить гиперкинез, произвольно закрывать и открывать глаза без сопутствующих движений и общего напряжения, воспроизводить, удерживать и ощущать различные артикуляционные уклады и плавно переходить от одного к другому; при корковой афферентной апраксической  дизартрии основное внимание – на развитие кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса ; при корковой эфферентной дизартрии  артикуляционная гимнастика направлена на развитие тонких дифференцированных движений, особенно – перемещение кончика языка вверх. Внимание ребенка сосредотачивают на ощущение положения языка, затем учат опускать язык на дно полости рта. Основное – стимуляция переднеязычных звуков.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА 1. Оргмомент 2. Артикуляционная гимнастика: 3. Общие артикуляционные упражнения; 4. Специальные артикуляционные движения; 5.Упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи. 6. Объявление темы урока. 7. Постановка звука. 8. Анализ артикуляции по плану. 9. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание). 10.Развитие фонематического слуха: 11.Опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам; 12.Опознание из слогов; 13.Опознание из слов. 14.Закрепление звука в слогах. 15.Закрепление в словах. 16.Закрепление в предложениях. 17.Домашнее задание. 18.Итог занятия.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ. 1. Оргмомент 2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука; 3. Объявление темы занятия; 4 .Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой); 5. Анализ артикуляции по плану (алгоритм: губы, зубы, язык, воздушная струя); 6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова); 7. Связь звука с буквой; 8. Развитие фонематического слуха; 9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись; 10. З акрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью; 11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения; 12. Закрепление в тексте; 13. Домашнее задание; 14. Итог.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКА. 1. Оргмомент 2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука. 3. Объявления темы занятия. 4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.). 5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции. 6. Характеристика звуков. 7. Связь звуков с буквами. 8. Развитие фонематического слуха. 9. Дифференциация звуков в слогах. 10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов. 11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков. 12. Дифференциация звука в тексте. 13. Домашнее задание. 14. Итог занятия.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПРИ ЗАИКАНИИ. 1. Оргмомент 2. Общая моторная зарядка. 3. Для снятия мышечного напряжения; 4. Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела; 5. Преодоление двигательных уловок. 6. Речевая зарядка: 7. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный; 8. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса; 9. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений. 10.Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи). 11.Работа по закреплению навыков правильной речи: 12.Сопряжённая фонема; 13.Отражённая фонема; 14.Вопросно-ответно форма. 15.Домашнее задание. 16.Подведение итогов. 17.Д.З.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПРИ РИНОЛАЛИИ. 1. Оргмомент . 2. Нормализация моторики нижней челюсти. 3. Массаж твёрдого и мягкого нёба. 4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки. 5. Массаж лица. 6. Массаж губы (после хейлопластики ). 7. Мимическая гимнастика. 8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким. 9. Дыхательная гимнастика. 10. Работа над голосом. 11. Объявление темы. 12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация). 13. Развитие лексико-грамматической стороны речи. 14. Домашнее задание. 15. Итог.

Структура и практические материалы для проведения групповых логопедических занятий у пациентов с дизартрией. Конспект занятия по отработке звука [С]

Краткая аннотация: в данной публикации представлены практические материалы и рекомендации по восстановлению речевой функции у пациентов с дизартрией в ходе групповых занятий. Предлагаемый алгоритм занятий может быть адаптирован логопедами и для индивидуальной формы работы.

Структура и практические материалы для проведения групповых логопедических занятий у пациентов с дизартрией.

Конспект занятия по отработке звука [С]

Структура группового логопедического занятия для пациентов с дизартрией:

I часть занятия – упражнения выполняются стоя/сидя.

1) Упражнения для мышц плечевого пояса и воротниковой зоны.

Задачи: – снижение психоэмоционального напряжения, релаксация;

– расслабление мышц воротниковой зоны и плечевого пояса;

– укрепление мышц спины.

Инструкция: – исходное положение – стоя, спина прямая. Выполнять отдельные плавные движения плечами вверх, назад, вниз (лопатки сомкнуты), расслабиться. Упражнение выполняется в медленном темпе (6-8 раз);

– исходное положение – стоя, спина прямая. Выполнять плавные круговые движения плечами вперёд, вверх, назад, вниз. Упражнение выполняется в медленном темпе (6-8 раз).

2) Блок дыхательной гимнастики.

Задачи: – развитие и укрепление мышц дыхательного аппарата;

– выработка дифференцированного выдоха через нос и рот;

– увеличение длительности фонационного выдоха; постановка речевого дыхания с акцентом на удлинённый выдох.

– исходное положение – стоя, спина прямая, плечи расправлены. Выполняется гимнастика в 3 этапа на счёт 3:5 или 4:7.

1 этап: вдох носом (на 3/4 счёта) – выдох носом (на 5/7 счётов), выполняется упражнение 6-10 раз;

2 этап: вдох ртом (на 3/4 счёта) – выдох ртом (на 5/7 счётов), выполняется упражнение 6-10 раз;

3 этап: вдох носом (на 3/4 счёта) – выдох ртом (на 5/7 счётов), выполняется упражнение 6-10 раз.

При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимаются и выпячиваются, на выдохе – опускаются и втягиваются. Верхний плечевой пояс почти неподвижен.

3) Голосовые упражнения.

Задачи: – увеличение длительности фонационного выдоха;

– развитие чёткой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания;

– развитие силы, высоты и тембра голоса и ритмико-мелодико-интонационной стороны речи.

Инструкция: – исходное положение – стоя (можно сидя), спина прямая, плечи расправлены, голова опущена вниз, руку можно положить на грудь. Вдох в диафрагму, на

выдохе длительное произнесение гласных звуков «И, Э, А, О» низким грудным голосом (голос направляется в пол!). Каждый звук произносится по 3 раза. Контроль за дыханием: делается акцент на удлинённый выдох.

– исходное положение – стоя (можно сидя), спина прямая, плечи расправлены. Постепенное удлинение произнесения звуков (как отдельно, так и сочетаний звуков, слогов) на одном выдохе. Контроль за дыханием (акцент на удлинённый выдох). Упражнение выполняется (4-6 раз).

– исходное положение – стоя (можно сидя), спина прямая, плечи расправлены. Произнесение звуков (как отдельно, так и сочетаний звуков, слогов) в одной тональности на одном выдохе. Контроль за дыханием (акцент на удлинённый выдох). Упражнение выполняется (4-6 раз).

– исходное положение – стоя (можно сидя), спина прямая, плечи расправлены. Повышение и понижение голоса на два-три тона на гласных звуках (как отдельно, так и сочетаний звуков, слогов) на одном выдохе. Контроль за дыханием (акцент на удлинённый выдох). (Повышение и понижение голоса производится то речевым, то напевным способом!). Упражнение выполняется (4-6 раз).

– исходное положение – стоя (можно сидя), спина прямая, плечи расправлены. Вдох в диафрагму, на выдохе производится плавное повышение («скольжение») голоса с самого низкого звука до самого высокого звука (который может взять пациент), затем пауза, снова вдох в диафрагму и на выдохе плавное понижение голоса с самого высокого звука до самого низкого звука. (Повышение и понижение голоса производится напевным способом!). Упражнение выполняется (4-6 раз).

– исходное положение – стоя (можно сидя), спина прямая, плечи расправлены. Пение фрагментов известных мелодий на гласных звуках «И, Э, А, О». Контроль за дыханием (акцент на удлинённый выдох)*.

II часть занятия – упражнения выполняются сидя.

4) Упражнения по отработке звуков (звуки сгруппированы по способу и месту образования).

– развитие чёткой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания;

– формирование синхронной деятельности отделов дыхания, голосообразования, звукопроизношения; нормализация речевого дыхания и фонетической окраски звуков;

– расширение лексических и коммуникативных возможностей;

– формирование и выработка самоконтроля за произносительной стороной речи;

– расширение возможностей психологического и вербального контакта пациентов; улучшение психоэмоционального состояния.

– исходное положение – сидя, спина прямая, плечи расправлены.

а) повторение серий слогов (простых, со стечением, обратных и их сочетаний) с отрабатываемым звуком. Контроль за дыханием*;

б) повторение слов, фраз, чистоговорок с отрабатываемым звуком. Контроль за дыханием;

в) расширение лексических возможностей в условиях подбора слов с отрабатываемым звуком (в начале, середине и конце слова). Контроль за дыханием*;

г) расширение коммуникативных возможностей в условиях работы с моделируемыми конструкциями, в диалоге, стихотворениях. Контроль за дыханием*.

Конспект занятия по отработке звука [С]

I часть занятия – упражнения выполняются стоя/сидя. *

II часть занятия – упражнения выполняются сидя.

4) Упражнения по отработке звука «С»

– развитие чёткой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания;

– формирование синхронной деятельности отделов дыхания, голосообразования, звукопроизношения; нормализация речевого дыхания и фонетической окраски звуков;

– расширение лексических и коммуникативных возможностей;

– формирование и выработка самоконтроля за произносительной стороной речи;

– расширение возможностей психологического и вербального контакта пациентов; улучшение психоэмоционального состояния.

– исходное положение – сидя, спина прямая, плечи расправлены. Сегодня мы с Вами отрабатываем звук «С».

1) Повторение сочетаний слогов с отрабатываемым звуком «С».

а) Установка: на одном выдохе (или на 2) чётко, в среднем темпе произнесите 8 раз подряд сочетание слогов (например: СА-ЗА). Следите за дыханием!

СА-ЗА СУ-ГУ ХО-СО ЦЫ-СЫ

ЖО-СО РЫ-СЫ СУ-ТУ ШО-СО

КЭ-СЭ ДЭ-СЭ ФА-СА ШЭ-СЭ

б) Установка: на одном выдохе, чётко, в среднем темпе произнесите 1-2 раз подряд серию слогов (например: СА-ША-ЖА, СО-ШО-ЖО и т.д.). Следите за дыханием!

СА-ША-ЖА ЧА-СА-ЦА ЗА-ША-СА

СО-ШО-ЖО ЧО-СО-ЦО ЗО-ШО-СО

СУ-ШУ-ЖУ ЧУ-СУ-ЦУ ЗУ-ШУ-СУ

СЫ-ШИ-ЖИ ЧЫ-СЫ-ЦЫ ЗЫ-ШИ-СЫ

СЭ-ШЭ-ЖЕ ЧЭ-СЭ-ЦЭ ЗЭ-ШЕ-СЭ

СА-ХА-ЗА ЦА-СА-ЧА ША-ЖА-СА

СО-ХО-ЗО ЦО-СО-ЧО ШО-ЖО-СО

СУ-ХУ-ЗУ ЦУ-СУ-ЧУ ШУ-ЖУ-СУ

СЫ-ХЫ-ЗЫ ЦЫ-СЫ-ЧЫ ШИ-ЖИ-СЫ

СЭ-ХЭ-ЗЭ ЦЭ-СЭ-ЧЭ ШЕ-ЖЕ-СЭ

2) Повторение серий слогов (простых, со стечением, обратных) с отрабатываемым звуком «С».

а) Установка: на одном выдохе, чётко, в среднем темпе произносите 2-3 раз подряд серию слогов (например: СА-СО-СУ-СЫ-СЭ). Следите за дыханием!

б) Установка: на одном выдохе, чётко, в среднем темпе произносите 2-3 раз подряд серию слогов (например: БСА-БСО-БСУ-БСЫ-БСЭ). Следите за дыханием!

в) Установка: на одном выдохе, чётко, в среднем темпе произнесите серию обратных слогов по 1-2 раза (например: СТА-ТСА). Следите за дыханием!

СБА-БСА СВА-ВСА СКА-КСА СТА-ТСА

СБО-БСО СВО-ВСО СКО-КСО СТО-ТСО

СБУ-БСУ СВУ-ВСУ СКУ-КСУ СТУ-ТСУ

СБЫ-БСЫ СВЫ-ВСЫ СКЫ-КСЫ СТЫ-ТСЫ

СБЭ-БСЭ СВЭ-ВСЭ СКЭ-КСЭ СТЭ-ТСЭ

СХА-ХСА СЦА-ЦСА СЧА-ЧСА США-ШСА

СХО-ХСО СЦО-ЦСО СЧО-ЧСО СШО-ШСО

СХУ-ХСУ СЦУ-ЦСУ СЧУ-ЧСУ СШУ-ШСУ

СХЫ-ХСЫ СЦЫ-ЦСЫ СЧЫ-ЧСЫ СШЫ-ШСЫ

СХЭ-ХСЭ СЦЭ-ЦСЭ СЧЭ-ЧСЭ СШЭ-ШСЭ

3) Повторение слов, фраз, чистоговорок с отрабатываемым звуком «С».

а) Установка: на одном выдохе, чётко, в среднем темпе произносите 4 раз подряд сочетание слов (например: КАСКАД ИСКР). Следите за дыханием!

СОЛИТС АНСАМБЛЯ ОСТРЫЙ СКАЛЬПЕЛЬ

КАСКАД ИСКР СПЕЛАЯ КАПУСТА

ВЕСНА КРАСНА КРАСНЫЙ ГАЛСТУК

ОСКОЛОК СНАРЯДА ПАРУСНЫЙ СПОРТ

СЫРОЙ ПЕСОК СНОТВОРНОЕ СРЕДСТВО

б) Установка: чётко, в среднем темпе произносите 2-3 раза подряд фразу (например: ПЛАСТМАССОВЫЙ СТОЛ СТОИТ У СТЕНЫ). Следите за интонацией и дыханием!

ПЛАСТМАССОВЫЙ СТОЛ СТОИТ У СТЕНЫ

СТИЛЯГА СОБИРАЕТ ПЕСТРЫЕ ГАЛСТУКИ

СОВА СМОТРЕЛА В СТОРОНУ ВОСХОДА СОЛНЦА

СТРОИТЕЛИ ПОСТАВИЛИ ВЫСОКИЕ СТРОПИЛА

СОСЕДКА САЖАЕТ САЛАТ И СВЕКЛУ В САДУ

САДОВНИК СРЕЗАЛ ОТРОСТОК САЖЕНЦА

КАПУСТЫ В ПУСТЫНЕ РАСТУТ НА ПЕСКЕ

СТАРЫЕ ДЕТСКИЕ САНКИ СТОЯТ В САРАЕ

СУРОВЫЙ ВЕТЕР НОСИТ СУХИЕ ЛИСТЬЯ

в) Установка: чётко, в среднем темпе произносите 3 раз подряд чистоговорку (например: КТО КОГО СМОГ, ТОТ ТОГО С НОГ). Следите за интонацией и дыханием!

СКОРЫЙ ПОСПЕХ – ЛЮДЯМ НА СМЕХ

КТО КОГО СМОГ, ТОТ ТОГО С НОГ

ХЛЕБ НА СТОЛ – И СТОЛ ПРЕСТОЛ, А НЕТ НИ КУСКА И СТОЛ- ДОСКА

КОСИ КОСА ПОКА РОСА, РОСА ДОЛОЙ – И МЫ ДОМОЙ

САНИ-САНИ ЕДУТ САМИ

СВИРИСТЕЛЬ СВИРИСТИТ СВИРЕЛЬЮ

КОНСТАНТИН КОНСТАРОВАЛ И КОНСТАТИРОВАЛ

ШЛА САША ПО ШОССЕ И САСАЛА СУШКУ

4) Расширение лексических возможностей в условиях подбора слов с отрабатываемым звуком «С» (в начале, середине и конце слова).

Установка: подберите по 3 слова, так чтобы первое слово начиналось со звука «С» (пример: САЧОК), во втором слове звук «С» должен быть в середине (пример: КРАСКА) и третье слово должно оканчиваться на звук «С» (пример: ПОЛЮС). Если пациент затрудняется с подбором слов, логопед делает смысловую подсказку.

С_ _ _ С _ _ _ С

САЧОК НАСМЕШКА МЫС

СТВОЛ КРАСКА ПЛЮС

СОБРАНИЕ ПАСТА ТРОС

СОЧИНЕНИЕ ЛАСТЫ КРОСС

СКЛАД МОСТ МУСС

СУНДУК ЗАНАВЕСКА ЛЕС

СТРОЙКА БРОСОК МАРС

СВАДЬБА НОСОК БАРС

СТОРОЖ ОСА КЛАСС

СКУМБРИЯ МАСКА ФЛЮС

СУДНО ГАЛСТУК ЛИС

СКАЗКА ПЛЯСКА ПРЕСС

СОЛОВЕЙ ИСКРА НАВЕС

5) Расширение коммуникативных возможностей в условиях работы с моделируемыми конструкциями, в диалоге, стихотворениях.

а) Наращивание предложений. Установка: каждый добавляет по одному слову, активно используя, отрабатываемый звук «С» (слова можно и нужно добавлять и в начало, и в середину, и в конец предложения). Пациент добавляет слово и сразу произносит получившееся предложение. Когда предложение наращено, каждый пациент произносит предложение полностью по цепочке. Пример: «Сегодня с самого утра светит яркое солнце и соловьи в лесу поют весенние песни». Следите за дыханием!

б) Разыгрывание диалогов. Каждой паре раздаются карточки с сюжетными картинками. Установка: разделитесь на пары и составьте по сюжетной картинке диалог. Приготовившись, каждая пара разыгрывает диалог. Следите за дыханием!

в) Чтение стихотворений. Пациентам раздаются листы со стихотворениями. Установка: чётко, уверенным голосом прочитайте стихотворение по цепочке – сначала каждый по четверостишию, далее – по строчке и затем – по слову. Следите за интонацией и дыханием!

В конце занятия логопед спрашивает, какие чистоговорки были отработаны на занятии. Пациенты вспоминают и произносят их все вместе.

Затем выполняются голосовые упражнение из первой части занятия, направленное на релаксацию пациентов.

Исходное положение – сидя, спина прямая, плечи расправлены, голова опущена вниз, рука на груди (по желанию можно закрыть глаза). Установка: делаем глубокий вдох в диафрагму, на выдохе длительно произносим гласные звуки «И, Э, А, О» низким грудным голосом (голос направляется в пол!) и расслабляемся. Каждый звук произносится по 1-2 раза.

1. Алмазова Е.С. «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей». Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М: Просвещение, 1973.

2. Гегелия Н.А. «Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: пособие для логопедов». – М.: Владос, 2001. – 239 с.

3. Шаховская С.Н., Парамонава Л.Г., Волосовец Т.В. «Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ринолалия, дизартрия». Методическое наследие: Владос, 2006 г.

Автор:
Шклярик Ольга Владимировна,
логопед

Структура логопедического занятия при дизартрии

Структура логопедического занятия на этапе дифференциации звуков.

Тема: «Дифференциация звуков [. ] – [. ]»

Цель:научить различать близкие по артикуляционным признакам звуки …-… (научить различать близкие по акустическим признакам звуки …-…)

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях. Закрепление понятий о звуке, слоге, слове, предложении. Формирование навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков). Закрепление или уточнение словаря по теме.

Коррекционные: совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука. Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков. Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах (изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте). Закрепление навыков звуко-слогового анализа с графической записью. Закрепление отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустическим механизмам.

Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом. Воспитание положительных черт характера.

Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика (планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука).

3. Объявление темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).

5. Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков и букв.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов.

11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

12. Дифференциация звуков в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей на занятии.

Тема: «Звук [. ]»

Цель:…(в зависимости от этапа работы над звукопроизношением)

Задачи:

Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме.

Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики. Коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса. Коррекция речевого дыхания. Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Тренировка мышц языка. Развитие и коррекция голоса. Коррекция речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Развитие и уточнение пассивного словаря.

Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть, «игрушки». Артикуляционный профиль, различные схемы, в которых звук отражается без нарушений.

Ход занятия:

1. Организационный момент с психотерапией.

2. Общее расслабление.

3. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

8. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

9. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

10. Домашнее задание.

11. Итог занятия.

12. Оценка работы детей на занятии.

Дата добавления: 2014-01-13 ; Просмотров: 3950 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ

Тема: «Звук [. ]».

Цели:

образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме;

коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности — расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных дви­жений и артикуляционного праксиса; тренировка мышц языка; развитие и коррекция голо­са; коррекция звукопроизношения; развитие и уточнение пассивного словаря;

воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование:зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картин­ки, слоговые дорожки и таблицы (может быть, игрушки); артикуляционный профиль, раз­личные схемы, в которых звук отражается без нарушений.

Структура занятия:

1. Организационный момент с психотерапией.

2. Общее расслабление.

3. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

8. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

9. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

10. Домашнее задание.

11. Итог занятия.

12. Оценка работы детей на занятии.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ III УРОВНЯ

Тема: «. »(по плану).

Цели: те же.

Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

5. Развитие артикуляционной моторики.

6. Развитие дыхания, голоса.

7. Объявление темы:

—активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме: «. »;

—задания на обобщение и классификацию по теме: «. ».

8. Развитие фонематического слуха (в словах на данную тему).

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

10. Работа со словами по теме. Звуковой анализ слов с графической записью.

11. Работа над предложением (по теме). Графический анализ предложения и его за­пись.

12. Домашнее задание.

13. Итог занятия.

14. Оценка работы детей на занятиях.

Примечание. Цели, структуру и объем занятий можно варьировать в зависимости от структуры дефекта и возможностей детей.

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Качество и эффективность логопедического урока или занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогической деятельности является анализ и самоанализ своего занятия.) Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалифика­ции специалиста. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к ко­торым они привели или могут привести.

Анализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со стороны, оценить собственные силы, увидеть достижения и недостатки своей работы. Анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога. С этим нельзя не согла­ситься, т.к. содержательная сторона процесса самообразования учителя-логопеда в зна­чительной мере формируется на основании выводов педагогического анализа его занятий. Пробелы в дидактическом, методическом, профессионально-содержательном образовании логопеда, обнаруженные руководителем образовательного учреждения или коллегами в ходе посещения и анализа занятий, должны быть восполнены логопедом путем самопознанания на основе полученных рекомендаций.

Значение педагогического анализа занятия состоит еще и в том, что он является средством развития у логопеда способности оценивать свой труд и свое поведение. Именно педагогический анализ формирует умение оценивать свою работу по конечному результату. Это одно из важнейших качеств педагога, однако, чтобы приобрести его, логопед должен быть не только исключительно внимательным к своему труду, но и обладать обостренным чувством самокритичности. Последнее необходимо не только воспитать в себе, но и постоянна поддерживать и развивать.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока. При множестве этих подходов отсутствуют единые требования к проведению анализа логопедического занятия, Поэтому хотелось бы предложить оптимальную, на наш взгляд, схему анализа и самоанализа логопедического занятия.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1739 ;

Ссылка на основную публикацию