Занятия по коррекции смешанной дисграфии с применением компьютера

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых

В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.

В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.

Нейрораскраски для коррекции дисграфии:

Термины

Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Онлайн-курс для педагогов, родителей и нейропсихологов “Дети с трудностями в обучении”:

  • Мозг. Инструкция по применению. Как воздействовать на мозг.
  • Дислексия, дисграфия. “Тревожные звоночки”, адаптация учебных материалов. Организация обучения (в группе, дома, индивидуально). Простые упражнения.
  • СДВГ: как учить и что делать.
  • Адаптация учебных материалов и организация пространства, времени, выполнения дз.
  • Снятие психо-эмоционального напряжения (простые упражнения).
  • ПМПК и тьюторство.

Упражнения

Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

! Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста.

Вариант для детей.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.

Картинка к упражнению

____ _____ на ________

____ _____ на____ с____.

_____ _____ на___ с ____ ____.

Вариант для взрослых обучающихся.

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм.

Например — покосившийся якорь, посреди пустыни.

Пример карточек для игры

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

Игра-упражнение №3.

Вариант для детей.

Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

Речевой материал:

Учитель/родитель: Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9 ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4 СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

Б-4, К-7 РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7 ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1 ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3 РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3 РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3 СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6, БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2 РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9 ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Игровое поле

Вариант для взрослых обучающихся.

Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков строить логические цепочки.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.

Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.

Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад

Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.

Поговорки и пословицы

  1. За битого двух небитых дают
  2. Слезами горю не поможешь
  3. Сон на одном боку — тридцать шесть часов.
  4. Любишь кататься — люби и саночки возить
  5. Один в поле не воин
  6. Клин клином вышибают
  7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
  8. Спит, как полковая лошадь.
  9. Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт
  10. Что сгорит, то не сгниет.
  11. Пожарный спит — Родина богатеет.
  12. Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
  13. Глаза боятся, а руки делают
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить — люби и слушать.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.

Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированы, то есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

Для учащихся с дислексией (английский язык):

Планирование логопедических занятий

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников (1 – 4 классов).

Артемьева Н.Ю., учитель–логопед, ГОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа–детский сад № 696.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия , в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи. Основная масса детей приходит в нашу школу из речевых детских садов, где проводилась большая работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Однако, недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.

Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);

компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);

поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель : профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.

Основными задачами программы являются: упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.

Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста. Программа адресована учащимся 1-4 классов начальной школы для детей с нарушением речи. Прием в школу осуществляется на основе заключения районной психолого–медико-педагогической комиссии.

С учащимися проводятся групповые (2-6 человек) и индивидуальные логопедические занятия. Продолжительность группового занятия – 20-25 минут, индивидуального занятия – 15 минут учебного времени. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях :

на фонетическом уровне;

на лексико- грамматическом уровне;

на синтаксическом уровне.

Коррекционная работа на фонетическом уровне:

а коррекция дефектов произношения;

б формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.

Диагностический этап . Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.

I Этап . . Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.

Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.

Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.

Звукобуквенный анализ и синтез.

Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.

Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой “ь”.

Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-

акустическим и графическим признакам.

Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-

акустическим и графическим признакам.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

  • Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
  • Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

II этап . Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

  • Понятия : слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.
  • Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:

синонимы, антонимы, многозначность слов.

  • Состав слова.
  • Корень слова и однокоренные слова.
  • Безударные гласные в корне слов. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
  • Приставка, суффикс. Словообразование. Правописание.
  • Обобщение знаний учащихся о составе слова.
  • Предлоги.
  • Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.

III этап . Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.

  • Составление предложений. Выделение их из текста.
  • Связь слов в предложении.
  • Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
  • Развитие навыков самостоятельного высказывания.

При работе над предложением следует учить:

выделять предложения из сплошного текста;

учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;

формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.

Как помочь ребенку с дисграфией: 8 советов родителям

Дисграфия – это стойкое расстройство процесса письма, обусловленное нарушением психических функций, регулирующих способность обучения устной и письменной речи. Отклонение проявляется типичными, постоянно повторяющимися ошибками, от которых человек не может избавиться самостоятельно. Дисграфия очень распространена: она наблюдается у 53% детей в возрасте 8-8,5 лет и почти у 40% учащихся средней школы. Причем речь не идет о некрасивом почерке, неаккуратном письме или нарушениях орфографических правил и норм.

Мы поможем родителям понять, есть ли у их детей склонность к дисграфии, и расскажем о способах ее коррекции.

Не игнорируйте проблему

Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. И напрасно. Дисграфия у малышей, как правило, впоследствии развивается из-за воздействия различных факторов в намного более раннем возрасте. В их числе:

  • пороки внутриутробного развития;
  • родовые травмы или асфиксия в момент появления на свет;
  • тяжелые инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и другие болезни, истощающие нервную систему);
  • опухоли головного мозга;
  • задержки психического развития;
  • речевые нарушения.

В группе риска находятся дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом. Как ни странно, дисграфия встречается и у тех, с кем до поступления в школу занимались слишком активно, принуждая усваивать информацию, слишком сложную для восприятия.

При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием психолога, логопеда, педагогов и, разумеется, родителей. Кроме того, некоторые пациенты нуждаются в помощи невролога, отоларинголога, реабилитолога и т. д.

Будьте терпеливыми

Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок. Наиболее распространены следующие:

  • путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
  • написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
  • зеркальное отображение букв;
  • перестановка слогов в словах;
  • добавление в слова лишних слогов или букв;
  • отсутствие в словах окончаний;
  • несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
  • нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.

Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.

Организуйте место учебы

Ребенок должен заниматься в хорошо проветренном и правильно освещенном помещении. Важно, чтобы ничто не отвлекало его: нужно выключить компьютер и телевизор, убрать со стола лишние предметы, по возможности попросить других членов семьи удалиться из комнаты. Особое внимание следует обратить на мебель и канцелярские принадлежности: стол, стул, а также ручка или карандаш, которыми пишет малыш, должны быть максимально удобными.

Избегайте переутомления

У ребенка, страдающего дисграфией, навык письма по-настоящему не сформирован. Длинные занятия его утомляют, из-за чего необходимы регулярные перерывы на 10-15 минут. В это время он может побегать, выпить стакан сока или съесть яблоко, поиграть. Ни в коем случае нельзя совмещать работу над текстом с просмотром телепередач или компьютерной игрой: малышу будет сложно сосредоточиться.

Играйте с ребенком

Младшие школьники проще усваивают информацию, поданную в игровой форме. Существует множество методик обучения письму с использованием ребусов, загадок, раскрасок и т. д. Разумеется, их нужно подбирать индивидуально; по данному поводу полезно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Проговаривайте проблемные слова

Специалисты советуют подробно объяснять ребенку написание каждого слова, многократно повторяя вслух и четко артикулируя проблемные моменты. Важно, чтобы малыш тоже проговаривал по слогам слова, которые пишет. Каждую ошибку следует исправлять, повторяя слово заново. Дело в таком случае продвигается медленно, но обвинять ребенка в отсутствии сообразительности недопустимо: это может свести на нет весь эффект занятий.

Читайте вслух

Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами.

Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям. Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание.

Обеспечьте ребенку моральную поддержку

При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки.

В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий). Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи.

По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания.

Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими. Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат. Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.

Видео с YouTube по теме статьи:

Лечение заикания у взрослых

Заиканием называют патологию речи, обусловленную судорогами мышц речевого аппарата. Лечение заикания у взрослых проводится по методикам, которые включают в себя не только логопедическую работу, но и сеансы психотерапии. Связано это с тем, что часто причинами заикания становятся психотравмирующие ситуации, пережитые человеком в детстве.

Из-за чего возникает заикание

Заикание является одним из самых распространенных нарушений речи. К тому же, эта патология и самая древняя. Существует большое количество упоминаний о том, что заиканием страдали египетские фараоны, персидские цари, великие поэты, философы и даже ораторы. Греческий писатель Плутарх описал историю Демосфена, который был превосходным оратором, несмотря на свой недуг.

Первые симптомы патологии проявляются обычно у детей в возрасте 3–5 лет. Именно в этот период наблюдается активное формирование речи, а значит, и ее нарушения становятся заметны. Статистика утверждает, что во всем мире примерно 2–3% детей являются заиками. Замечено также, что среди мальчиков данная проблема встречается чаще. Есть еще одно интересное наблюдение, что практически все заики являются явными или скрытыми левшами. У взрослых эта патология менее распространена, поскольку своевременная коррекция может вернуть речи плавность и ритмичность. И только около 1% людей остаются заиками на всю жизнь.

Среди обывателей бытует мнение о том, что заиками люди становятся после сильного испуга или шока. Но далеко не все, у кого в жизни случалась серьезная психотравмирующая ситуация, начинают заикаться. Сильный стресс является лишь толчком, а предрасположенность к данному нарушению речи уже была заложена в центральной нервной системе.

Поскольку фаза активного формирования фразовой речи приходится как раз на возраст от 3 до 5 лет, то именно в этот период речевая функция становится наиболее уязвимой. Любые нарушения, связанные с работой ЦНС, способны вызвать сбой в работе речевого аппарата. То есть, заикание представляет собой нарушение речи, обусловленное изменениями в функционировании центральной нервной системы.

Эта патология имеет довольно сложное происхождение. За плавность речи отвечают определенные центры головного мозга, нарушения процесса импульсного обмена между нейронами приводит к развитию судорог в различных отделах речевого аппарата. Причинами данной дисфункции ЦНС могут быть инфекционные заболевания и осложнения после них, а также органические поражения нервной системы различной природы.

В последнее время все большее количество детей уже рождаются с патологиями ЦНС, обусловленными неблагоприятным протеканием беременности или сложными родами. Существует и ряд психологических причин, к ним можно отнести слишком требовательное отношение к ребенку со стороны родителей и других членов семьи, недостаток внимания и любви, семейные конфликты и т.д.

Многие специалисты утверждают, что предрасположенность к заиканию может передаваться генетически. Но если до семилетнего возраста патология себя не проявила, то в дальнейшем ребенок уже не будет заикаться. Тем не менее, бывают случаи, когда заикание возникает в зрелом возрасте.

Актер Джон Брэдли, получивший известность после выхода на экран сериала «Игра престолов», так вжился в образ Сэмвелла Тарли, что уже после окончания съемок начал заикаться. Об этом он рассказал в одном из интервью. Приступы тревожности и речевое расстройство серьезно осложняют актеру жизнь и не дают возможности получать новые роли.

Можно предположить, что хороший психотерапевт позволит Джону Бредли избавиться от всех переживаний и привычки заикаться, которую он сам у себя выработал за долгие годы работы над сериалом.

Как проявляется и с чего начинать

По своим проявлениям заикание очень неоднородно. Существует много разных форм данной патологии, что также свидетельствует о сложности ее происхождения. Кроме нарушения речевой функции, у больных также отмечается общее напряжение мышечного аппарата, двигательное беспокойство или, наоборот, скованность и некоторая угловатость.

У заик также имеются и психологические особенности, например, излишняя застенчивость, боязнь «говорить», повышенная раздражительность и тревожность, угнетенность. С возрастом переживания пациента по поводу своей речи усиливаются, что приводит к новым психологическим проблемам и усилению речевого расстройства.

Практически все заболевания, независимо от их природы, легче вылечить на ранних стадиях. Если говорить о заикании, то здесь это правило наиболее актуально. Чем раньше начать коррекцию этой патологии, тем меньше времени потребуется на ее устранение. В некоторых случаях вернуть речи правильный темп и плавность можно уже за две недели, но это только в том случае, если лечение будет своевременным и комплексным.

Борьбу с заиканием следует начинать с визита к невропатологу. Он оценит работу ЦНС и определит причину речевой дисфункции. Если серьезных сбоев врач не обнаружит, то пациент будет направлен к логопеду. Но в большинстве случаев лечение бывает более сложным, когда работу с пациентом ведут несколько специалистов сразу:

  • невропатолог осуществляет медикаментозное лечение центральной и периферической нервной системы;
  • рефлексотерапевт поможет избавиться от мышечных зажимов в области шеи, живота и плечевого пояса;
  • психолог поможет выявить психотравмирующую ситуацию, поможет справиться с ней и научит противостоять подобным проблемам в будущем;
  • логопед научит различать и правильно произносить звуки, контролировать темп и скорость речи.

Сегодня в арсенале логопедов есть большое количество методов для борьбы с заиканием. К ним относятся артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, упражнения на дыхание, режим молчания и так далее. Но все эти методики работают только в том случае, если пациент пройдет курс лечения у невропатолога или сеанс психотерапии (в зависимости от вида и причин заикания).

Традиционные методы коррекции

Если при работе с детьми на первый план выходит совокупность педагогических и медицинских приемов, то заикание у взрослых лечится преимущественно медикаментозными средствами и психотерапией. Основной задачей препаратов является устранение нервозности, тревожности и зажимов. Таким образом, пациент становится более восприимчивым к психотерапевтическому и логопедическому воздействию.

Сегодня существует большое количество методик, разработанных различными авторами. Традиционная методика лечения заикания в условиях стационара состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный этап. Длительность этого этапа обычно составляет 2–3 дня. Заикающийся человек проходит диагностику. Его состояние оценивают врачи различных специальностей, логопеды, психотерапевты.
  2. Установочный этап. На 3-й день начинаются непосредственные речевые занятия. Пациенты приглашаются на собрание, где им рассказывают о положительных результатах лечения других заикающихся. Это дает человеку, страдающему заиканием, стимул для работы над собой и своей речью.
  3. Этап молчания. Период максимального ограничения речевого общения является обязательным при коррекции всех видов заикания. Пациент должен сохранять молчание на протяжении 3-5 дней, после чего наступает период относительного речевого покоя (7-9 дней). С пациентом проводятся упражнения по постановке речевого дыхания, он занимается артикуляционной гимнастикой и учит приемы отраженной и сопряженной речи.
  4. Этап активной перестройки речевых навыков является наиболее протяженным во времени, он длится до 4-х недель. Все это время пациента практически обучают говорить заново. Ему предстоит провести работу над диалогами, научится пересказывать небольшие тексты и готовить беседы на заданные темы.
  5. Следующий этап необходим для закрепления правильных речевых навыков в повседневной жизни.

В завершение лечения проводится так называемый выпускной вечер. Пациенты декламируют стихи, устраивают театрализованные представления, отвечают на вопросы и т.д. Все это позволяет не только продемонстрировать достигнутые результаты в лечении заикания, но и оказывает положительное влияние на формирование уверенности в себе, позволяет избавиться от боязни говорить и выступать на публике.

Различные авторские методики комплексного лечения заикания также подразумевают поэтапную работу над патологией. Вот только количество этапов и их длительность могут быть разными. Например, методика В.М. Шкловского учитывает необходимость психотерапевтического воздействия. Примерно на 3–4 день после начала коррекционной работы с пациентом проводят сеансы гипнотерапии, в ходе которых особое внимание уделяется нормализации деятельности артикуляционного аппарата и эмоционально-волевой сферы. Кроме того, пациентам рекомендуют перед сном проводить сеансы самовнушения. Они должны представлять себя нормально говорящими.

После выписки из стационара пациент не должен прекращать работу над собой. Немаловажное значение имеют этапы диспансеризации и профилактики. Чтобы заикание не вернулось, излечившимся людям рекомендуется регулярно проходить санаторно-курортное лечение. В комфортных условиях им предложат различные расслабляющие процедуры, климатобальнеологическое воздействие, занятия лечебной физкультурой и многое другое.

Роль психотерапии

Несмотря на то, что заикание является патологией речевой, ее лечением у взрослых очень часто занимаются не логопеды, а психотерапевты, тогда как при работе с детьми психотерапевтические приемы бывают малоэффективными.

Опытные врачи неврологи часто в своей практике сталкиваются с пациентами, которые умеют правильно говорить, но из-за каких-то внутренних страхов и проблем попросту боятся этого. Есть масса примеров, когда музыканты, играющие на духовых инструментах, заикаются . Стоит ли говорить о том, что им нужно тренировать дыхание? А заикающиеся певцы должны ли тренировать голос и артикуляционный аппарат? Разумеется, в этих упражнениях нет ничего плохого, они будут полезны каждому человеку, но сыграют ли они решающую роль в коррекции такого речевого дефекта, как заикание?

В некоторых случаях человек после подобных занятий действительно начинает говорить правильно, но здесь, скорее всего, сказывается самовнушение и вера взрослого человека в специалистов. То есть, он пришел к уважаемому человеку, все делал правильно, а значит, заговорит. Именно поэтому при коррекционной работе с детьми эти методы сами по себе не срабатывают.

Одним из наиболее действенных методов психотерапевтического воздействия является гипноз. Но специалисты могут использовать и другие коррекционные методы. Выбор конкретной методики во многом зависит от выявленных причин. После того как заика избавится от своих страхов, внутренних комплексов, неуверенности и других психологических проблем, он может достаточно быстро восстановить свою речь и не вспоминать о недуге до конца своей жизни.

Современные методики

В последнее время все большую популярность приобретают методики, которые обещают избавить от заикания буквально за три дня. Например, Снежко Р. А., называющий себя академиком Международной Академии духовного единства народов мира, разработал и запатентовал собственную систему избавления от заикания «Эталон». В интернете есть много видеороликов о том, как Снежко устраняет заикание у взрослых. При этом дефект речи им не рассматривается как патология.

Автор методики утверждает, что человек, в силу разнообразных причин, попросту не умеет правильно различать и произносить звуки. Суть методики Снежко как раз и заключается в том, что заика должен научиться дифференцировать произношение звуков от названия букв, которыми эти звуки обозначают при письме, после чего закрепить это правильное произношение в речи. Он также обучает своих пациентов правильно делить слова на слоги, и произносить слог как единый звук, а не проговаривать каждый из звуков по отдельности.

Данная методика вызывает много споров, как и многие другие, широко рекламируемые в сети. Наверное, есть люди, которым действительно помогли подобные занятия, но если заикание обусловлено поражением центральной нервной системы, то одними только тренировками и обучением грамоте ситуацию исправить вряд ли получится.

Тем не менее, лечение заикания у взрослых построено на серьезной работе самого пациента. По сути, заикание во взрослом периоде жизни уже является привычкой. Вредной привычкой, от которой необходимо отказаться и научиться говорить заново. При этом потребуется разобраться в себе, выявить внутренние конфликты и разрешить их, научиться противостоять стрессам и страхам.

Согласитесь, достаточно сложно осуществить подобный объем работы без помощи специалистов: психотерапевтов и логопедов. В Москве и других крупных городах нашей страны есть большое количество профессионалов, имеющих соответствующее образование и опыт работы. Но если вы решили избавляться от заикания самостоятельно, то следующие советы помогут в этом непростом деле:

  • освойте приемы самомассажа. При массировании происходит активизация нервных окончаний, а также расширяются периферические кровеносные сосуды, все это оказывает положительное воздействие на ЦНС и весь организм в целом. Сначала проводится расслабляющий массаж головы, шеи, рук, плеч и живота. После этого выполняется вибрационный массаж. Его суть заключается в том, что человек при массировании определенной части головы и тела произносит звуки (М, З, Ж). Сочетание постукиваний пальцами с голосовыми вибрациями дает очень хороший расслабляющий эффект;
  • регулярно выполняйте упражнения для мышц, которые участвуют в процессе произношения слов. Артикуляционная гимнастика весьма полезна при любых нарушениях речи;
  • работайте над дикцией. Можно проговаривать скороговорки, декламировать стихи, пересказывать тексты. Особое внимание стоит уделять проговариванию каждого слова;
  • научитесь говорить шепотом. Как бы это ни казалось странным, но большинство заик будет совершенно нормально говорить шепотом. Стоит также освоить тонированную, ритмическую, монотонную речь, а также речь низким голосом. Эти способы значительно снижают проявления заикания;
  • старайтесь говорить медленно. Это один из наиболее распространенных способов устранения заикания;
  • ежедневно пересказывайте небольшие тексты, не стихи, а прозу. При этом используйте разные виды речи;
  • научитесь дышать правильно. Существует целый комплекс упражнений на постановку речевого дыхания, освоить его поможет логопед.

И главное – не бойтесь говорить. Пересказывайте фильмы, просто рассказывайте о том, что окружает вас в данный момент, произносите любые тексты на произвольные темы.

В качестве дополнительных методов лечения заикания можно использовать точечный массаж, лечение фитопрепаратами и травяными отварами, а также специальные компьютерные программы для тренировки речи. Можно выбрать занятие по душе, которое позволит расслабиться и отвлечься от повседневных забот. Это может быть общение с животными, занятия музыкой или рисование. Но следует помнить, что приступы заикания возникают в момент сильных эмоциональных потрясений, при этом неважно отрицательные они или положительные. Поэтому не стоит усердствовать в развлечениях.

Независимо от того, какой именно метод лечения заикания был выбран вами или специалистами, осуществляющими коррекционную работу, следует помнить, что быстрым и легким работа над данной патологией не будет. На сегодняшний день не существует хирургических методов лечения заикания или лекарства от этого недуга. Пациенту предстоит сложная и ежедневная работа над собой, своими страхами и эмоциями.

Арт-терапия в работе с заикающимися дошкольниками

Елена Прокопец
Арт-терапия в работе с заикающимися дошкольниками

В 2017 году работа на неделе «погружения» в методику семейной групповой логопсихотерапии была выстроена, опираясь на сказку «Планета красивой речи» (сеанс эмоционально-стрессовой терапии и этап активной работы). Ребята и взрослые узнали от феи Красивой речи о том, что злой Каракурт заколдовал Птицу-Говорун, лишил ее голоса, красоты и волшебной силы. И для того чтобы ее спасти, ребятам и взрослым нужно было пройти через различные трудности и испытания,что все вместе с удовольствием и делали каждый день: выполняли разные задания, разрушая чары Каракурта. На одном из интегрированных занятий дети «получили»очередную телеграмму от Птицы с просьбой о помощи: если вместе с родителями нарисуют свои семейные планеты, то чары злого волшебника ослабеют, и птица скоро освободится из клетки.

Тема нашей образовательной деятельности с детьми получила название «Семейные планеты». Целью общей для детей и родителей стало сотрудничество в совместном рисовании планет и рассказе об этой планете всем присутствующим, используя новые правила красивой речи. Объединение детей и родителей в творческой деятельности способствует укреплению доверительных и дружеских отношений между взрослым и ребенком. Родители, рисуя вместе с детьми, возвращаясь в детство и рисуя, как дети, начинают больше понимать своего ребенка. Свою педагогическую задачу мы видели в создании благоприятного психологического микроклимата, в развития фантазии и воображения у детей и родителей, используя разнообразные арт-терапевтические приемы.

Чтобы не усаживать детей и взрослых за столы по традиции, мы предложили рисовать на полу, удобно расположившись рядом со своим «волшебным окошком» – листом ватмана.На выбор предоставили различные материалы и инструменты:

• краски разных видов – гуашь, акварель, акриловые;

• карандаши цветные, восковые, пастельные;

• фломастеры тонкие и толстые;

• свечи восковые и парафиновые;

• кисти разных размеров и разной жесткости;

• старые газеты, бумагу, разную по текстуре;

• палитры, воду, салфетки.

Мы предложили семейным командам нетрадиционные техники и способы рисования:

• рисование предметами не привычными для рисования – примакивание мятыми бумагой, газетой, клеенкой;

• марание-рисование пальцами и ладошкой;

• приемы работы восковыми карандашами – острым краем и плашмя;

• нанесение рисунка свечей, а затем нанесение гуаши;

• изображение контура рисунка пластилином.

Во-первых, все эти способы мотивируют деятельность. Во-вторых, ребенок, и взрослый получают необычный опыт рисования, чувствования. В-третьих, в таком изображении для всех присутствует больше свободы самовыражения, а для педагогов – важная для дальнейшей работы информация.

С необыкновенным удовольствием и дети, и родители включились в творческий процесс создания своих семейных планет, чтобы скорей освободить Птицу-Говорун. Рисуя вместе, дети и взрослые находили взаимопонимание, помогали друг другу и поддерживали друг друга. Результатом явились настоящие шедевры.

После завершения изобразительного творческого процесса, ребятам и родителям нужно было рассказать о своих планетах, соблюдая все правила «красивой речи». Нужно сказать о том, что представление своих семейных планет проходило в условиях публичного выступления, как бы на сцене. И здесь в своих рассказах дети и родители проявили и юмор, и смекалку, и умение сочинять стихи, и умение отвечать на вопросы.

Мы узнали, кто живет на этих планетах, познакомились поближе с их обитателями. В волшебных «окошках» открывались тайны и секреты, желания и мечты, привычки и традиции семей, их увлечения и обычаи.

И так каждый раз, проводя совместные творческие детско-родительские занятия, мы открываем таланты и в детях, и во взрослых. Здесь на наших глазах происходят удивительные открытия, проявляются умения творить, мыслить, говорить. Уходит скованность, напряжение, неопределенность, страх. На смену им приходят активность, умение работать в команде, сплоченность.

Творчество в нашей группе – большая ценность, принцип нашей совместной работы с семьей. Мы очень благодарны нашим родителям за поддержку, понимание и принятие нашего социально-педагогического опыта с использованием семейной логопсихотерапии.

Конспект открытого занятия педагога-психолога с дошкольниками «Приключение джина в стране сказок». Песочная арт-терапия с ИКТ Цель: развитие эмоционально-волевой сферы средствами песочной терапии или арт-терапии. Задачи: Интеграция образовательных областей: ОО «Познание».

Арт-терапия Детство – важнейший период в жизни ребенка, в его становлении как личность. В детском возрасте психика очень восприимчива к информации и.

Арт терапия «Чудесный цветок», «Рисунок лица», «Дерево» Это упражнение для детей от 5 лет позволит развивать фантазию у ребенка, воображение, моторику рук, снизить эмоциональное напряжение. Для.

Арт-терапия для детей с РАС По данным современных исследований количество детей с РАС неуклонно увеличивается. В связи с этим остро стоит вопрос социализации таких.

Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя Деятельность воспитателя так или иначе связана с оказанием помощи ребенку и его родителям в разрешении проблем, связанных с сохранением.

Арт–терапия — модное увлечение для взрослых и детей (фотоочет) Идея использовать арт – терапию для укрепления душевного состояния была предложена греческим врачом и философом Галеном, жившим во II веке.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс “Песочная арт-терапия в работе воспитателя”Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная арт-терапия в ДОУ Рисование на песке. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия приобретает все большую.

Презентация к родительскому собранию «Арт-терапия в работе с дошкольниками» Цель: познакомить родителей с арт – терапевтическими техниками в работе с детьми дошкольного возраста. Дошкольное детство – один из самых.

Статья «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста» В настоящее время в образовательном процессе в качестве основных приоритетов выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога.

Арт-терапия в коррекции заикания

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: В своей статье я рассматриваю возможности использования арт-терапевтических методов на логопедических занятиях по коррекции заикания.

Статья:

Отечественные и зарубежные ученые уже много лет занимаются изучением причин и механизмов заикания. Рассмотрев их точки зрения на проблему, можно сделать вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны. Но, в любом случае, необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющее единство.

К преодолению заикания необходим комплексный подход. В дополнение к комплексному подходу каждый логопед ставит перед собой цель — найти приемы, способы, средства, которые позволили бы перевести зачатки свободной речи у заикающихся из области узких, особых для них условий в обстановку естественного общения с окружающими людьми.

В своей статье я рассматриваю возможности использования арт-терапевтических методов на логопедических занятиях по коррекции заикания. Считаю, что занимаясь творчеством , ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Он постигает окружающую действительность, свои возможности, моделирует взаимоотношения и выражает различного рода эмоции, в том числе и отрицательные, негативные. Поэтому методы арт-терапии на логопедических занятиях используются для снятия психологического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов.

Использование арт-терапевтичес ких приемов в логопедических занятиях по коррекции заикания.

Заикание — это самое распространенное нарушение речи, которое проявляется в расстройстве координации речедвигательных актов. Проблемами заикания занимаются с древних времен до наших дней. Существует множество теорий по поводу механизма заикания. Но до сих пор заикание характеризуется как сложное речевое расстройство, которое требует дальнейшего углубленного изучения.

Заикание развивается либо на фоне выраженного органического поражения головного мозга, либо на фоне минимальной мозговой дисфункции. От этого зависит степень тяжести проявления дефекта, его стойкость, а также выбор методов для его коррекции. Коррекция заикания осуществляется комплексным подходом: медикоментозное лечение, психотерапия, логопедические занятия. Комплексное воздействие дает возможность улучшить коммуникативную функцию речи, положительно воздействовать на личность заикающегося ребенка, научить ребенка приемам саморегуляции в трудных речевых ситуациях

Для достижения лучших результатов возможно использование психотерапевтических приемов на логопедических занятиях.

При поступлении в школу у детей наблюдается усиление заикания, появившегося еще в дошкольном возрасте. Постоянные волнения, преобладание возбуждения над торможением, двигательное беспокойство мешают сосредоточиться на восприятии материала и выполнении заданий на уроках, на предмете разговора с собеседниками. Такие школьники неточно формулируют свои мысли, говорят отрывисто, усеченными фразами, многократно повторяя лишние слова и слоги.

У них часто нарушается эмоционально-волевая сфера. Они постоянно находятся во власти отрицательных эмоций, порой становятся плаксивыми, раздражительными, а иногда и агрессивными. Частая смена настроений, неуверенность, страх речи усугубляется неадекватным отношением к себе окружающих. Заикающиеся замыкаются в себе, избегают речевого общения.

Как известно, главным условием естественной речи являются спокойное состояние нервной системы и мышечная расслабленность. И поскольку заикание — это расстройство не только речи, но и нервной системы, то при его устранении необходимо научить школьников освобождаться от мышечного и нервного напряжения.

Преодолеть это поможет использование арт-терапевтических технологий на логопедических занятиях по коррекции заикания.

Что такое арт-терапия? Арт-терапия (от англ.-art-искусство; therapy-терапия, лечение, уход, забота) — диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д. Арт-терапия-метод психотерапии, использующий для лечения и коррекции художественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, актерское мастерство, создание историй и многое другое.

Первые попытки использовать в работе с детьми изобразительные приемы в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента, а также стимулятора их психического развития имели место еще в первой половине ХIX века.

«Педагогическое» направление в арт-терапии всегда было значимо и развивалось параллельно с «медицинским». Специалисты, работающие в этой области, не склонны считать, что используемые ими формы изобразительной работы ребенка имеют отношение к его «лечению». Они предпочитают пользоваться терминами «эмоциональное воспитание», «эмоциональное образование», «развитие творческого начала» и т. д., как более точно отражающими направленность их деятельности.

При всех очевидных различиях в подходах «медицинского» и «педагогического» направлений нельзя не признать, что между ними существует тесная связь. Художественное самовыражение детей в тех формах, которые используются «педагогическим» направлением , так или иначе обращено к укреплению психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как весомый психокоррекционный фактор. Это помогает ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие.

Большинство заикающихся находятся в состоянии стресса, испытывает чувство тревоги, что усиливает внешние проявления заикания. Судорожное напряжение мышц речевого аппарата распространяется на мышцы шеи, груди, живота и конечностей. Желая избавиться от этого состояния в неповинующихся мышцах речевого аппарата, заикающиеся стараются помочь себе: они прикрывают ладонью рот, прищелкивают пальцами, переминаются с ноги на ногу и т. д. Пытаясь избавиться от напряжения одних мышц, они напрягают другие, а это препятствует быстрой смене естественных артикуляционных движений речи. В результате отклонения от нормальной естественной речи усиливаются.

Одной из особенностей заикающихся заключается в том, что он в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих проблем и переживаний. Для него естественна невербальная экспрессия, в том числе изобразительная. Следует принимать во внимание, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания непосредственнее и живее, чем в словах, «звучат» в изобразительной продукции. Происходит отвлечение заикающегося от речевого дефекта.

Мышление ребенка образнее и конкретнее мышления большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку ребенка можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.

Используя на занятии методы арт-терапии следует учитывать живость и богатство детской фантазии. Немаловажна и ролевая пластичность ребенка, его естественная склонность к игровой деятельности. Всем этим можно пользоваться, создавая на занятиях особую атмосферу игры и творчества и, подбирая вместе с детьми, соответствующие сюжеты и темы. Раскрывая свои творческие замыслы ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении.

Учащиеся постепенно осваивают технику правильной речи, у них появляется свободное речевое дыхание, не напряженная артикуляция, спокойный темп речи, умение говорить ритмично, с паузами, а также формируются навыки произвольного и самовнушения. Благодаря этому становится возможным общение в более сложной психологической обстановке. Повышается самооценка ребенка, что является важным этапом на пути осознания им своего внутреннего мира. Это помогает заикающимся детям раскрыться и в кругу своих сверстников и в семье, почувствовать себя интересным собеседником.

Арт-терапия в коррекции заикания

Автор: Матюшенко Марина Владимировна

Организация: ОГБУЗ «ТК ПБ»

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Ключевые слова: арт-терапия, заикание, коррекция, рисование, тревога, расстройства, общение, личность, ребёнок, эмоции, творчество.

Аннотация: Проведён анализ арт-терапевтических занятий. Анализ показал, что занятия по арт-терапии при коррекции заикания создают положительный эмоциональный настрой; облегчают процесс коммуникации; способствуют преодолению языкового барьера, творческому самовыражению; позволяют выстраивать отношения педагога с ребёнком.

Как весело рисуют дети

Доверчивые чудеса-

Не истину и Добродетель,

А человека или пса.

И пёс неистов и оранжев,

В зубах зелёное: «Гав-Гав»!

И, радуги разбудоражив,

Конь скачет о шести ногах.

Дитя! От мыслей безрассудных

Меня чертою отдели.

Пусти, пусти меня в рисунок

И в добром мире посели!

Давид Самойлов.

Заикание известно человеку столько же времени, сколько существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи, может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания… (И. А. Поварова, 2004г) Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, трудных ситуациях…

Заикание в целом и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают. Часто возникающие речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции. (И.А. Поварова, 2004) В результате, у большинства заикающихся, возникает логоневроз, что усиливает заикание и еще больше затрудняет речевое общение. (Л.Я. Миссуловин, 1988)

Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. (И. А. Поварова, 2004)

Часто у детей формируется робость, застенчивость, тревожность, агрессия и другие расстройства. Все они могут затруднять формирование других форм общения, которые соответствуют последующим этапам развития человека. Заикание, наложившее отпечаток на развитие личности ребенка, на его общение, часто неблагоприятно сказывается на всей деятельности заикающегося, на его эмоциональной сфере и ведет к психологическим, социальным и педагогическим проблемам. (И. А. Поварова,2004)

Итак, можно сделать вывод, что заикание– сложное комплексное заболевание, требующее разностороннего подхода к лечению.

Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных методов и путей преодоления этого заболевания. На необходимость комплексного воздействия при коррекции заикания указывали И.А. Сикорский (1889) и И.К.Хмелевский (1897). В ряде зарубежных работ мы находим интересные наблюдения и рекомендации по поводу коррекции заикания. Многие исследователи– клиницисты приходят к выводу о необходимости комплексного всестороннего лечения этого дефекта речи, которое предусматривает логопедические упражнения, лекарственную терапию, а также целенаправленное психотерапевтическое воздействие на ребенка, помогающее ему адаптироваться к условиям социальной среды.

Поэтому, мы в своей работе с заикающимися детьми, включили занятия арт–терапии. Появление арт–терапии (термин А. Хилла) как области теоретического и практического знания на стыке искусства и науки, относят примерно к 30-м годам прошедшего столетия. Эволюция понятия «арт–терапия» отражает принципы обособления трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического. Объединяет названные направления применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизирующего фактора. (Л.Д.Лебедева,2005) Первоначально словосочетанием «арт-терапия» обозначали различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности.

Виды арт-терапии (Л.Д.Лебедева,2005):

-изотерапия (рисуночная терапия)

-визуальная (терапия образами)

-медитативное рисование

-мультимедийная (интегративная)

Таким образом, арт-терапия – это самостоятельная область теоретических знаний и практической работы…

Все направления арт-терапии рассматривают изобразительное искусство как средство для интеграции и реинтеграции личности. (К.Рудестам,1999) Детские психотерапевты рассматривают арт-терапию в качестве средства эмоционального воспитания и образования. Педагогическое направление арт-терапии имеет не клиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности средствами художественной деятельности.

Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. (И.А.Копытин,2000) Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо напротив, чрезмерно связан с речевым общением.

Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Работа с ребенком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Процесс, при котором то, что происходит в душе педагога, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира ребенка.

Арт-терапевтические занятия эффективны для заикающихся детей. Арт-терапия позволяет корректно помочь заикающимся детям. Изобразительная деятельность детей в качестве возможного метода изучения индивидуально – психологических особенностей личности издавна привлекала внимание специалистов. Среди основоположников называют такие имена, как Ф. Гудинаф, Г. Кершенштейнер, А. Кларк, М. Линдстрем и др. Различные аспекты исследованы отечественными учеными. Среди них: В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, О.И. Галкина и др.

Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» – писал К.Д. Ушинский. Работа фантазии проявляется в визуальных образах, а потом – в словах. Изобразительная работа – безопасный и естественный для заикающегося ребенка вид деятельности, который служит для него «транзитным пространством». (Р.Гудман,2000) Рисование способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно – образное мышление, а также абстрактно – логическое. (В.С.Мухина,1981)

Рисование предоставляет ребенку с заиканием возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает. Изобразительная деятельность– своеобразный аналог графической речи. (Л.С.Выготский,1991)

Речь возникает на «фундаменте» образов. При их совместном описании у детей с заиканием возникают затруднения. Именно невербальные средства единственная возможность для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений. «Я бы мог нарисовать, но не знаю, как выразить словами». (К.Рудестам,1999) С. Левинштейн, В.С. Мухина и другие исследователи подчеркивают, что рисунок для детей с заиканием не искусство, а речь. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Спонтанная изобразительная деятельность для ребенка с заиканием наиболее естественна, интересна, приятна. Она не требует исключительных волевых и интеллектуальных усилий, близка к игре, и поэтому не вызывает тревожных переживаний.

У детей с заиканием по разным причинам могут возникать затруднения в коммуникативной деятельности, вербализации чувств и мыслей. Однако они с удовольствием «говорят» не вербально, посредством рисунка. Еще К.Юнг рассматривал символический язык изобразительного искусства как более адекватный, более точный и емкий, чем слова.

В процессе арт-терапевтической работы с заикающимися детьми используются музыка, движение и танец. Арт-терапевтические занятия при коррекции заикания могут быть неструктурированными и структурированными.

В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части. Одна– невербальная, творческая, неструктурированная. Другая – вербальная, формально более структурированная. (Л.Д.Лебедева,2005)

Начало занятия – настрой на творчество. Задача первого этапа состоит в подготовке детей с заиканием к спонтанной, художественной деятельности. Для этого мы используем различные игры, двигательные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, «Каракули», техника «закрытых глаз» и т. д. (Д.Винникотт,1994) Считается, что, рисуя с закрытыми глазами, дети способны лучше настроиться на свой внутренний мир. Для настроя на спонтанное творчество мы используем разнообразные приемы: рисование пальцами, мелками, углем, песком, пластилином и др.

На втором этапе мы включаем элементы музыкальной и танцевальной терапии в сочетании с изобразительным творчеством. Музыка, как терапевтическое средство, по данным исследований отечественных и зарубежных ученых (В.М. Бехтеров, С.С. Корсаков и др.), регулирует настроение, улучшает самочувствие… Для занятий лучше подбирать малознакомые композиции без текста.

На третьем этапе предполагается индивидуальное творчество для исследования чувств, проблем и переживаний. Все виды подсознательных процессов отображаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве. Занятия визуальным искусством, по мнению британского арт-терапевта С. Скейфи, способствуют раскрытию внутренних сил ребенка. Ребенок с заиканием невербальным языком образно сообщает о себе…

Арт-терапевтические занятия эффективны для развития и коррекции коммуникативных умений, особенно у детей с заиканием. Арт-терапевтические занятия облегчают процессы адаптации к школе застенчивых, замкнутых, тревожных детей. Игровой характер арт-терапевтических упражнений и техник позволяет обеспечить, по словам М. Либман, иную систему координат, которая помогает осваивать и исследовать детей с заиканием.

Таким образом, при коррекции заикания арт-терапия:

– Создает положительный эмоциональный настрой.

– Облегчает процесс коммуникации со сверстниками.

– Способствует преодолению языкового барьера.

– Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазии, которые затруднительно обсуждать вербально.

– Позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять.

– Развивает чувство внутреннего контроля.

– Способствует творческому самовыражению, развитию воображения.

– Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает негативные эмоциональные состояния и их проявления.

– Позволяет выстраивать отношения педагога с ребенком.

На арт-терапевтических занятиях, при коррекции заикания, каждый детский рисунок отличается специфическими, сугубо индивидуальными особенностями, которые позволяют получить представления об индивидуально–психологических свойствах ребенка. При коррекции заикания рисование, как родственное с письмом действие, делает из руки новый орган мозга– особо точный и образный инструмент языка и речи. (В.В.Клименко,2005) причем рисование не просто способствует коррекции, но и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь, мышление.

На арт-терапевтических занятиях дети рисуют рисунок, который представляет собой своего рода рассказ о том, что в нем изображается, и, по существу, не отличается от словесного рассказа. На арт-терапевтических занятиях при коррекции заикания педагог приближается к тайному смыслу рисунков – значит, он приближается к пониманию внутреннего мира ребенка, его истинных чувств, переживаний, проблем. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 30-35 минут. Занятий по арт-терапии дети ждут с нетерпением и с большим желанием выполняют практические задания.

Литература:

1. Практикум по арт-терапии под редакцией А.И.Копытина, Санкт-Петербург «Питер», 2000, 448 стр.

2. Коррекционно–развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста под редакцией Е.А. Алябьева. Творческий центр «Сфера», Москва– 2002, 96 стр.

3. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. Издательство «Речь», Санкт–Петербург 2005, 256 стр.

4. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков// Практикум по арт-терапии. СПБ: Питер, 2000. Стр.136-157

5. И.В. Поварова. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е издание – СПБ: Питер, 2004-348 стр.

Читайте также:  Снятие мышечных зажимов у заикающихся взрослых в процессе коррекционной работы
Ссылка на основную публикацию