Логопедическая зарядка, физкультминутка, физкультурная пауза по лексической теме Овощи
Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность, раздражают вестибулярный аппарат вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют кровенаполнение сосудов. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
1. И.п. – о.с. 1 – руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад . 2 – локти вперед. 3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – стойка ноги врозь, кисти в кулаках, 1-мах левой рукой назад, правой вверх – назад. 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – сидя на стуле. 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Физкультминутка общего воздействия
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности. В комплекс упражнений общего воздействия можно также включить 1-2 упражнения для снятия напряжения с глаз.
ФМ общего воздействия
1. И.п – о.с. 1-2 – встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3-4 – дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед., 1 – поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
3. И.п. 1- согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 – приставить ногу, руки вверх-наружу. 3-4- то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. – о.с. 1 – поднять плечи. 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2 – 3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
2. И.п. – руки согнуты перед грудью. 1 – 2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3 – 4 – то же прямыми руками. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 4 – четыре последовательных круга руками назад. 5 – 8 – то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 – 6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.
Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног
Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в нижних конечностях.
ФМ для снятия утомления с туловища и ног
1. И.п. – о.с. 1 – шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 -и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – упор присев. 2 – и.п. 3- наклон вперед, руки впереди. 4 – и.п . Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 – круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 -то же в другую сторону. 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Комплексы упражнений физкультурных пауз
Физкультурная пауза (ФП) – повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.
1. Ходьба на месте 20-30 секунд. Темп средний. 1. Исходное положение (и.п.) – основная стойка (о.с.) 1 -руки вперед, ладони книзу. 2 – руки в стороны, ладони кверху. 3 – встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – ноги врозь, немного шире плеч. 1-3 наклон назад, руки за спину. 3-4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – руки за голову, поворот туловища направо. 2 – туловище в и.п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 – выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево.4- и.п. 5-8 -то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
4. И.п.- руки к плечам. 1 – выпад вправо, руки в стороны. 2- и.п. 3
– присесть, руки вверх. 4 – и.п. 5-8 -то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
Подготовила методист
МОБУ ДОД «Уфимский районный ДДТ»
Хабибрахманова Е.М.
Физкультминутки. Методика проведения и комплексы упражнений
Физкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.
Физкультминутки проводятся во время уроков и состоят из 2-3 упражнений, направленных на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук, плечевого пояса, органов зрения.
Все общеобразовательные уроки в школе должны включать физкультурные “минутки” (1-2 минуты) и физкультурные паузы (3-4 минуты) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки.
Проводятся эти формы физкультурно-оздоровительных занятий в классе в период утомления детей на уроках (примерно на 10-й и 20-й минуте), за исключением контрольных работ и некоторых практических занятий.
Время проведения физкультминуток определяется учителем, ведущим урок.
Следует открыть форточку, ослабить стесняющую одежду (пояс, пуговицы).
Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя за партой или стоя около нее. Темп выполнения упражнений медленный и средний.
Комплексы физкультурных минуток подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.
Физкультминутки рекомендуется проводить также во время выполнения домашних заданий. Дома учащиеся повторяют уже знакомые им комплексы физкультминуток во время выполнения ими домашних заданий, во время занятий на компьютере, во время чтения книг или просмотра телепередач.
Ниже предлагаются варианты комплексов упражнений для снятия напряжения с глаз, для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с туловища и ног, а также комплексы общего воздействия.
Комплексы упражнений для глаз
Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
Вариант 1
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Вариант 2
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо) вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
Вариант 3
1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Приложение 8 к СанПиН 9-131 РБ2000 (рекомендуемое).
Комплексы упражнений физкультурных минуток
Физкультминутка общего воздействия
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности. В комплекс упражнений общего воздействия можно также включить 1-2 упражнения для снятия напряжения с глаз.
ФМ общего воздействия (вариант 1)
1. И.п – о.с. 1-2 – встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3-4 – дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед., 1 – поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
3. И.п. 1- согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 – приставить ногу, руки вверх-наружу. 3-4
– то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия (вариант 2)
1. И.п. – о.с. 1-2 – дугами внутрь два круга руками в лицевой плоскости. 3-4 – то же, но круги наружу. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. – стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1-3 – круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 – заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. – о.с. 1 – с шагом вправо руки в стороны. 2 – два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 – и.п. 1-4-то же влево. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний.
ФМ общего воздействия (вариант 3)
1. И.п. – стойка ноги врозь, 1-руки назад. 2-3 -руки в стороны и вверх, встать на носки, 4-расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п.- стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 – с поворотом туловища налево ” удар ” правой рукой вперед. 2 – и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.
ФМ общего воздействия (вариант 4)
1. И.п – руки в стороны. 1-4 – восьмеркообразные движения руками. 5-8 – то же, но в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1-3 – три пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и.п. плечевого пояса. 4 и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать.
3. И.п.- о.с. 1 – руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 – руки вверх. 3 – руки за голову. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный.
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность, раздражают вестибулярный аппарат вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют кровенаполнение сосудов. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения (вариант 1)
1. И.п. – о.с. 1 – руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад . 2 – локти вперед. 3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – стойка ноги врозь, кисти в кулаках, 1-мах левой рукой назад, правой вверх – назад. 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – сидя на стуле. 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения (вариант 2)
1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 – то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 – обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 – и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
3. И.п. – сидя на стуле, руки на пояс. 1 – повернуть голову направо. 2 – и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 1)
1. И.п. – о.с. 1 – поднять плечи. 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2 – 3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
2. И.п. – руки согнуты перед грудью. 1 – 2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3 – 4 – то же прямыми руками. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 4 – четыре последовательных круга руками назад. 5 – 8 – то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 – 6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 2)
1. И.п. – о.с. – кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. – о.с. 1-4 – дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими небольшие воронкообразные движения. 5-8 – дугами в стороны руки расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. – тыльной стороной кисти на пояс. 1-2 – свести вперед, голову наклонить вперед. 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 3)
1. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху. 1.- дугой кверху расслабленно правую руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево. 2 – и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. – о.с. 1 – руки вперед, ладони книзу. 2-4 зигзагообразными движениями руки в стороны. 5-6 – руки вперед. 7-8 – руки расслабленно вниз. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. – о.с. 1 – руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться. 2 – расслабляя мышцы плечевого пояса, “уронить” руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 4)
1. И.п. – о.с. 1 -дугами внутрь, руки вверх – в стороны, прогнуться, голову назад. 2 – руки за голову, голову наклонить вперед. 3 – “уронить” руки. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п.- руки к плечам, кисти в кулаках. 1-2 – напряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной вперед. 3 – руки расслабленно вниз. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп средний.
3. И.п. – о.с. 1 – правую руку вперед, левую вверх. 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног
Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в нижних конечностях.
ФМ для снятия утомления с туловища и ног (вариант 1)
1. И.п. – о.с. 1 – шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 -и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – упор присев. 2 – и.п. 3- наклон вперед, руки впереди. 4 – и.п . Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 – круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 -то же в другую сторону. 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища и ног (вариант 2)
1. И.п. – о.с. 1 – выпад влево, руки дугами внутрь, вверх в стороны. 2 – толчком левой приставить ногу, дугами внутрь руки вниз. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. – о.с. 1-2 – присед на носках, колени врозь, руки вперед – в стороны. 3 – встать на правую, мах левой назад, руки вверх. 4 – приставить левую, руки свободно вниз и встряхнуть руками. 5-8-то же с махом правой ногой назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 – и.п. 5-8-то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища и ног (вариант 3)
1. И.п. – руки скрестно перед грудью. 1 – взмах правой ногой в сторону, руки дугами книзу, в стороны. 2 – и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. – стойка ноги врозь пошире, руки вверх – в стороны. 1- полуприсед на правой, левую ногу повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2 – и.п. 3-4-то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – выпад левой вперед. 1 – мах руками направо с поворотом туловища направо. 2 – мах руками налево с поворотом туловища налево. Упражнения выполнять размашисто расслабленными руками. То же с выпадом правой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища и ног (вариант 4)
1. И.п. – стойка ноги врозь, руки вправо. 1 – полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз. Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и передавая тяжесть тела на левую ногу, мах руками влево. 2-то же в другую сторону. Упражнения выполнять слитно. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. – руки в стороны. 1-2 – присед, колени вместе, руки за спину. 3 – выпрямляя ноги, наклон вперед, руками коснуться пола. 4- и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко по вернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Приложение 9 к СанПиН 9-131 РБ2000 (рекомендуемое)
Комплексы упражнений физкультурных пауз
Физкультурная пауза (ФП) – повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.
Физкультурная пауза (вариант 1)
1. Ходьба на месте 20-30 секунд. Темп средний. 1. Исходное положение (и.п.) – основная стойка (о.с.) 1 -руки вперед, ладони книзу. 2 – руки в стороны, ладони кверху. 3 – встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – ноги врозь, немного шире плеч. 1-3 наклон назад, руки за спину. 3-4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – руки за голову, поворот туловища направо. 2 – туловище в и.п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 – выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево.4- и.п. 5-8 -то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
4. И.п.- руки к плечам. 1 – выпад вправо, руки в стороны. 2- и.п. 3
– присесть, руки вверх. 4 – и.п. 5-8 -то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
Физкультурная пауза (вариант 2)
1. Ходьба на месте 20-30 с. Темп средний. 1. И.п. – о.с. Руки за голову. 1-2 – встать на носки, прогнуться, отвести локти назад. 3-4 – опуститься на ступни, слегка наклониться вперед, локти вперед. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. И.п. – о.с. 1 – шаг вправо, руки в стороны. 2 – повернуть кисти ладонями вверх. 3 – приставить левую ногу, руки вверх. 4 – руки дугами в стороны и вниз, свободным махом скрестить перед грудью. 5-8 – то же влево. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон вперед к правой ноге, хлопок в ладони. 2 – и.п. 3-4 то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
4. И.п. – стойка ноги врозь, левая впереди, руки в стороны или на поясе. 1-3 – три пружинистых полуприседа на левой ноге. 4 – переменить положение ног. 5-7 – то же, но правая нога впереди левой. Повторить 4-6 раз. Перейти на ходьбу 20-25 с. Темп средний.
5. И.п. – стойка ноги врозь пошире. 1 – с поворотом туловища влево, наклон назад, руки назад. 2-3 – сохраняя положение туловища в повороте, пружинистый наклон вперед, руки вперед. 4 – и.п. 5-8 – то же, но поворот туловища вправо. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный.
6. И.п. – придерживаясь за опору, согнуть правую ногу, захватив рукой за голень. 1 – вставая на левый носок, мах правой ногой назад, правую руку в сторону – назад. 2 – и.п. 3-4 – то же, но согнуть левую ногу. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
7. И.п. – о.с. 1 – руки назад в стороны, ладони наружу, голову наклонить назад. 2 – руки вниз, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
Физкультурная пауза (вариант 3)
1. Ходьба на месте 20-30 с. Темп средний. 1. И.п. – о.с. Правой рукой дугой внутрь. 2-то же левой и руки вверх, встать на носки. 3-4 -руки дугами в стороны. И.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – о.с. 1 – с шагом вправо руки в стороны, ладони кверху. 2 – с поворотом туловища направо дугой кверху левую руку вправо с хлопком в ладони. 3 – выпрямиться. 4 – и.п. 5-8 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-3 – руки в стороны, наклон вперед и три размашистых поворота туловища в стороны. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
4. И.п. – о.с. 1-2 – присед, колени врозь, руки вперед. 3-4- встать, правую руку вверх, левую за голову. 5-8 – то же, но правую за голову. Повторить 6-10 раз. Темп медленный.
5. И.п.-o.c. 1- выпад влево, руки в стороны. 2-3 – руки вверх, два пружинистых наклона вправо. 4
и.п. 5-8-то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
6. И.п.- правую руку на пояс, левой поддерживаться за опору. 1 -мах правой ногой вперед. 2 – мах правой ногой назад, захлестывая голень. То же проделать левой ногой. Повторить по 6-8 махов каждой ногой. Темп средний.
7. И.п. – o.c. 1-2 -правую ногу назад на носок, руки слегка назад с поворотом ладоней наружу, голову наклонить назад. 3-4 ногу приставить, руки расслабленно опустить, голову наклонить вперед. 5-8 то же, отставляя другую ногу назад. Повторить 6-8 раз. Темп медленный
FokinaLida.75@mail.ru Использование тематической картотеки физминуток в совместной работе логопеда и педагогов ДОУ по коррекции речи детей Воспитатель. – презентация
Презентация была опубликована 4 года назад пользователемОлег Невежин
Похожие презентации
Презентация на тему: ” FokinaLida.75@mail.ru Использование тематической картотеки физминуток в совместной работе логопеда и педагогов ДОУ по коррекции речи детей Воспитатель.” — Транскрипт:
1 Использование тематической картотеки физминуток в совместной работе логопеда и педагогов ДОУ по коррекции речи детей Воспитатель Вологжина М.Н. Учитель – логопед Курбатова Н.М.
2 Физминутки нам нужны, для детей они важны! По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственно образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Каждый педагог должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет – через минут, в 7-8 лет – через минут! Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений.
4 Взрослые должны предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка! Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине непосредственной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Совсем необязательно провести лишь одну физминутку, больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида.
5 Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными. Веселые физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка – это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Она необходима и важна, это – минутка активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!
6 Выбор той самой эффективной, подходящей вашим детям именно сейчас физминутки зависит от того, каким видом деятельности вы в данное время занимаетесь с дошкольниками, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физминутки малыши нуждаются больше всего!
7 Формы проведения физкультминуток бывают следующих видов: Общеразвивающие упражнения- подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой; В форме дидактической игры с движениями- хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой (фонетической) культуре речи, по математике; В форме танцевальных движений- используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные; – В форме выполнения движений под текст стихотворения – при подборе стихотворений обращается внимание на следующее: -текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки; – преимущество отдается стихам с четким ритмом; -содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей; В форме любого двигательного действия и задания – отгадывание загадок не словами, а движениями; -использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий ( рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
9 Требование к проведению физкультминуток Проводятся на начальном этапе утомления ( я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала); Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям; Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади; Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем; Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия; Комплексы физкультминуток подбираются от вида занятия, их содержания; Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния детей. Для проведения двигательных минуток не нужны спортивные снаряды и спортивное оборудование. Для этого необходим лишь материал, который находится вокруг нас.
10 Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований учителя- логопеда и воспитателей возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.
11 Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время. «Логопедические пятиминутки» (система игр и упражнений как средство взаимодействия специалистов ДОУ в работе с детьми с ОНР. Разработаны с учетом календарно- тематического плана и рассчитаны на целый учебный год). Игры и упражнения охвачены определенными лексическими темами с учетом ФГТ. Применение воспитателями комплексов самомассажа, физминуток, пальчиковых игр. Взаимопосещения занятий. «Логопедическая гостиная» (консультации, мастер-класс, семинар -практикум) Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы. Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы. В нашем детском саду учителем-логопедом и воспитателями разработаны такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса:
12 Картотека физминуток по лексическим темам: Цель: формирование лексико-грамматических представлений, обогащение, уточнение и активизация словаря, в соответствии с лексическими темами программы. Задачи: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; формирование правильного дыхания; развитие способности ориентироваться в пространстве; выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.
13 Для удобства педагогов физминутки размещены по темам: Одежда Обувь Человек Посуда Мебель Транспорт Растения (овощи, фрукты, ягоды, грибы, цветы, деревья) Животные (домашние, дикие, птицы, насекомые) Продукты питания Времена года Явления природы Моя страна. Мой дом.
14 Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, а также хорошо развивает слуховое восприятие. Физминутки – разминки по лексическим темам (двигательно-речевые) Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение. Детям очень нравится выполнять несложные движения под ритмичные, легко запоминающиеся стихи. В своей работе мы разучиваем новые физминутки – разминки не более двух в месяц, стараемся делать это во время утренней гимнастики, на прогулках и т.д., чтобы во время непосредственной образовательной деятельности все дети знали и выполняли движения, проговаривали слова.
16 Материал, содержащийся в картотеке физминуток, имеет многофункциональный характер и ориентирован на успешную компенсацию психоречевых дефектов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Картотека физминуток по лексическим темам помогает педагогам: развивать лексико-грамматические категории и связную речь дошкольников научить детей обобщать, дифференцировать, образовывать относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употреблять предлоги и т.п. Надеемся, что представленная нами картотека физминуток поможет коллегам применять их в работе с дошкольниками.
Физминутки по лексическим темам
“Прочь усталость, лень и скука”.
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
(руки к плечам, вращение вперед и назад)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети, скажем: нет на все на свете.(вращение головой)
А теперь мы приседаем и колени разминаем.
Ноги до конца сгибать, раз, два, три, четыре, пять.(приседания)
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем!(ходьба на месте).
“Стали дети ровно в круг”.
Стали дети ровно в круг, а затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок, над головкою – хлопок.
А теперь все дружно перепрыгнем лужу!
А сейчас идем по кругу, улыбаемся друг другу,
(движения по тексту).
“Головою 3 кивка”.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть на место тихо сесть, (движения по тексту)
Будем в классики играть, на одной ноге скакать.
А теперь еще немножко на другой поскачем ножке,
(прыжки на одной ножке).
Для начала мы с тобой крутим только головой.
Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно сможем,
(повороты вправо и влево)
А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем
-Нужно ноги укреплять, раз, два, три, четыре, пять.
Напоследок потянулись вверх и в стороны, прогнулись.
От разминки раскраснелись и на место все уселись.
Долго, долго мы лепили,
(руки сцеплены в замок, круговые вращения руками)
Наши пальцы утомились
(встряхивание кистями)
Пусть немножко отдохнут
(поглаживание каждого пальчика)
И опять лепить начнут.
Дружно руки разведем
И опять лепить начнем.
(хлопаем в ладоши)
“Если нравится тебе”.
Если нравится тебе, то делай так.
(2 щелчка пальцами над головой)
Если нравится тебе, то делай так,
(2 хлопка в ладоши)
Если нравится тебе, то делай так.
(2 хлопка под коленями)
Если нравится тебе, то делай так.
(2 притопа ногами)
Если нравится тебе, то ты скажи: “Хорошо”.
Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
Если нравится тебе, то сделай все!
(повторить все движения подряд).
Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел, ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать. Ключик вдруг упал из рук, наклониться надо, друг! (движения по тексту).
Тема: «Театр».
“Бабушка Яга”.
В темном лесу есть избушка (дети шагают).
Стоит задом наперед (поворачиваются).
В той избушке есть старушка (грозят пальцем).
Бабушка Яга живет (грозят пальцем другой руки),
Нос крючком, глаза большие (показывают)
Словно угольки горят (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (бег на месте)
Дыбом волосы стоят (руки вверх).
Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
(покачивание руками над головой)
Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели
(руки в стороны)
И на землю тихо сели (присели)
Ветер снова набежал и листочки все поднял
(покачивание руками над головой)
Закружились, полетели и на землю снова сели.
(покружились, спокойно сели на место).
Тема: “Домашние животные и птицы”.
“Петушок”.
Каждый день петушок делает зарядку,
(ходьба на месте либо по группе)
Очень нравится ему все делать по порядку:
Весело шагать,
(ходьба с высоким подниманием колена)
Крылья поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседания 4-6 раз),
Прыгать и скакать (10 прыжков),
Весело кричать: Ку – ка – ре – ку!
“Я мороза не боюсь”.
Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши).
Подойдет ко мне мороз (присели),
Тронет руку, тронет нос (показываем руку, нос)
Значит надо не зевать (хлопки в ладоши),
Прыгать, бегать и играть (прыжки на месте).
Отдых нам – физкультминутка,
Занимай свои места.
(встать прямо, руки на поясе).
Раз – присели, два – привстали,
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч
(движения по тексту).
“Кукла”.
Я хожу, хожу, хожу,
(ходьба с высоким подниманием колен)
Вдруг я куклу разбужу!
(полуприседание, удержание позы)
Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать.
(потягивание на носочках)
Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.
(руки на поясе, ходьба на носочках,
Проговаривание шепотом).
Тема: «Перелетные птицы».
“Птички”.
Птички в гнездышке сидят (приседают).
И на улицу глядят (повороты головы),
Погулять они хотят (кивают головой)
И тихонечко летят (разлетаются, машут руками).
“Клен”.
Ветер тихо клен качает, вправо-влево наклоняет.
(ноги на ширине плеч, руки за голову)
Раз – наклон, два – наклон, зашумел листвою он.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде – раз.
(руки вверх, приподняться на носки)
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде – два.
“Рябинка”.
На холме стоит рябинка, держит прямо, ровно спинку.
(потягивания – руки вверх)
Ей не просто жить на свете – ветер крутит, вертит ветер,
(вращение туловища вправо и влево)
Но рябинка только гнется, не печалится – смеется.
(наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует на рябинку молодую.
(дети машут руками, изображают ветер).
“Самолет”.
Пролетает самолет, с ним собрался я в полет,
(смотрят вверх и водят пальцем за самолетом)
Правое крыло отвел, посмотрел.
Левое крыло отвел, посмотрел.
(отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)
Я мотор завожу и внимательно гляжу.
(вращательное движение перед грудью)
Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу,
(встают на носочки и “летают”).
“Енот и еж”.
Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту еж: –
Ты мне спинку не потрешь?
(движения соответственно тексту).
Тема: “Дикие животные”.
“Ежик”.
Хитрый ежик-чудачок сшил колючий пиджачок.
Сто иголок на груди, сто иголок позади.
Ходит еж в саду по травке, натыкает на булавки
Груши, сливы, всякий плод, что под деревом найдет.
И с подарочком богатым возвращается к ежатам,
(дети выполняют движения по тексту).
Тема: “Дикие животные”.
“Зайка”.
Зайка по лесу скакал (руки перед грудью),
Зайка корм себе искал (небольшие подскоки).
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
(изображаем ушки на макушке)
Шорох тихий раздается:
Кто – то по лесу крадется (пугливо оглядываются).
Зайка путает следы, убегает от беды (бегут по кругу).
Прыгнул в бок и обернулся, и под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок, чтоб найти никто не смог.
(приседают, голову прижимают к коленям, замирают).
“Кузнечики”.
Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем, тишину послушаем.
Тише, тише,
Высоко, прыгай на носках легко.
(движения по тексту).
“Жук”.
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке.
(машут руками)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,
(повороты в стороны)
Тихо по ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.
“Бабочка”.
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться).
Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево).
солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется, (покружиться.)
“Стрекоза”.
Утром стрекоза проснулась,
(потерли кулачками глаза)
Потянулась, улыбнулась, раз – росой она умылась,
(потерли ладонями щеки)
Два – изящно покружилась, три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
помахали руками вверх-вниз)
У реки остановилась,
(легкий бег на месте)
Над водою закружилась.
Тема: «Продукты питания. Посуда.»
Мы капусту рубим, рубим
(дети стучат ребрами ладоней по столу).
Мы капусту мнем, мнем (сжимаем кулачки).
Мы капусту солим, солим (солим).
Мы морковку трем, трем (изображаем это действие).
А теперь попробуем.
Пересолили?
(изобразить мимикой).
Тема: «Продукты питания. Посуда.»
“Я чайник – ворчун”.
Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд,
(шагаем на месте)
Я всем на показ выставляю живот,
(руки на пояс, повороты влево-вправо)
Я чай кипячу, клокочу и кричу:(хлопаем в ладоши)
– Эй, люди, я с вами чай пить хочу!
(прыжки на месте).
“Точильщики”.
Точим нож! Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы.
Угощайтесь, молодцы!
(проводят ладонью то одной, то другой руки с
переворотом, на последнюю строку 4 хлопка).
Тема: “Временные отношения”.
Тик-так, тик-так – все часы идут вот так: тик-так
(наклоняют голову то к одному, то к другому плечу)
Смотри скорей, который час: тик-так, тик-так, тик-так.
(раскачиваются в такт маятнику)
Налево – раз, направо – раз мы тоже можем так
Тик-так, тик-так, тик-так
(повороты туловища по тексту, руки на поясе).
Тема: “Временные отношения”.
“Дни недели”.
В понедельник я купался,
А во вторник – рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (присесть на корточки,
руки под щеку – засыпаем).
Тема: “Животные жарких стран”.
“Обезьянки”.
Лучшие качели – гибкие лианы.
Это с колыбели знают обезьяны.
(дети слегка пружинят в коленях,
раскачивают руки вперед-назад)
Кто весь век качается, да да да!
(хлопки)
Тот не огорчается никогда
(прыжки)
Тема: “Части тела. Предметы гигиены”.
“Мою руки”.
Мыло бывает разным-преразным:
(намыливаем руки)
Синим, зеленым, Оранжевым, красным.
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Но не пойму, отчего же всегда
(удивляемся, разводим руки в стороны, приподнимаем плечи)
Черной-пречерной бывает вода?
(расслабляем мышцы тела).
Тема: “Части тела. Предметы гигиены”.
“Две сестрички”.
Две сестрички, две руки, (встряхивание кистями рук)
Рубят, строят, роют, (по тексту)
Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют.
Месят тесто две руки – левая и правая
Воду моря и реки загребают, плавая (по тексту).
Мы ногами топ – топ, мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик.
Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли,
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора! (движения по тексту).
“Капля”.
Капля раз, капля два,
(пальцы собраны в щепотку)
Очень медленно сперва,
(раскрываем пальцы медленно)
А потом, а потом все бегом все бегом.
(руки вверх – вниз, пальчики бегут)
Мы зонты свои откроем,
От дождя себя укроем.
(руки в стороны, вверх,
пальцы сцепить над головой).
Тема: “Мамин день”.
“Помогаем маме”.
Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами.
Раз, два, три, четыре –
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились.
(1-2 – стойка на носках, руки вверх,
3-4 – наклон вперед, покачивание руками
вправо и влево повторить 3 раза).
Тема: “Мамин день”.
“Мамам дружно помогаем”.
Мамам дружно помогаем, дружно в тазике стираем.
И рубашки и носочки для сыночка и для дочки,
(наклоны вперед, имитируем стирку и полоскание)
Через двор растянем ловко для одежды три веревки,
(потягивания – руки в стороны)
Светит солнышко-ромашка, скоро высохнут рубашки.
(потягивания – руки вверх).
“На речке”.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре, вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс, одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой отправились домой.
(движения по тексту).
Тема: ” Детская книга”.
“Сказка”.
Мы по сказке походили, все в ней круто изменили.
Мы ногами топали, мы в ладоши хлопали.
Будут в сказке помнить нас, наклонялись мы на раз.
На два поднимались, всем поулыбались.
И опять потопали, и ручками похлопали.
Вот какие молодцы. Вот какие удальцы!
(движения по тексту).
Тема: “Зимующие птицы”.
Воробьи – воробушки, (похлопывание руками по бокам)
Серенькие перышки! (махи руками вверх – вниз)
Клюйте, клюйте крошки (стучим кулачками перед собой)
У меня с ладошки! (дуем на раскрытые ладони)
Нет, с ладошки не клюют (развели руки в стороны, пожали плечами)
И погладить не дают.
(руки на пояс, наклоны туловища влево – вправо)
Как бы нам поладить, чтоб дались погладить?(хлопки в ладоши).
“Гриб”.
Гриша шел-шел-шел, белый гриб нашел.
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,
Положил их в кузовок.
(движения: идут, наклоняются, кладут грибы).
- fizminutki_po_leksicheskim_temam
Размер файла: 94 kB Загрузок: 4
Материалы по теме
- Картотека игр с речевым сопровозхдением динамические паузы физминутки по лексическим темам
- Картотека дидактических игр по лексическим темам по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников
- Картотека домашних заданий по лексическим темам в логопедических группах детского сада
- Рекомендации для родителей по лексическим темам в группах для детей с ОНР
- Пословицы по лексическим темам
- Интеллектуальные игры по лексическим темам для дошкольников 5 – 6 лет (I период)
- Интеллектуальные игры по лексическим темам для дошкольников 5 – 6 лет (II период)
- Примерное перспективное планирование взаимодействия педагогов старшей логопедической группы по лексическим темам
- Еженедельные статьи по лексическим темам для детей 5-6 лет
- Еженедельные статьи по лексическим темам для детей 4-5 лет
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Инклюзия в образовании – Эссе на тему Мир без барьеров и границ
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение:
Населенный пункт: Череповец
Тема: “Почему, зачем и как нужно формировать инклюзивную культуру ?”
Вопрос инклюзивного образования остается открытым, поскольку общественное сознание еще не готово к подобным переменам, а принятые законы, постановления и программы не подразумевают под собой разумных, гибких и материально обеспеченных систем.
Инклюзивное образование-интегрированность в общество детей с ограниченными возможностями , одаренных детей, детей-мигран�
Возможен ли мир без барьеров и границ? Проблема равенства в получении образования между людьми очень актуальна в наше время. Начинать решать эту проблему надо с детства, так как много детей имеют ограниченные возможности здоровья.
На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема воспитания и обучения детей, особенно детей с отклонениями в речевом и умственном развитии. В обществе бытует несколько мнений на этот счет. Родители нормально развивающихся детей чаще говорят о необходимости разделять их детей с детьми с особыми потребностями, чтобы получить наилучший результат в образовании собственного ребенка. В то время, когда родители детей с особыми образовательными потребностями стремятся создать «здоровую» среду для своего ребенка и максимально расширить зону его актуального развития.
Дети должны с детства уметь чувствовать, видеть и слышать других людей. Именно это поможет им в дальнейшем наиболее безболезненно сосуществовать с разными типами личности. Эти умения научат детей быть гуманными. В то время , как дети с особыми образовательными потребностями получат стимулирующее влияние обучения и воспитания.
Для этого в образовательных учреждениях стали организовываться инклюзивные группы, в которых совместно обучаются и воспитываются дети
с ограниченными возможностями здоровья и дети, не имеющих таких ограничений
Для эффективной реализации инклюзивной формы образования необходимо выполнение следующих условий:
-психологическая подготовка нормально развивающихся детей и их родителей к совместному обучению детей;
-повышение квалификации специалистов работающих с этими детьми;
-соблюдение требований по комплектованию инклюзивных групп;
внедрение так называемой “безбарьерной среды”;
-придание специальным образовательным учреждениям новых функций — оказания специализированной консультативной помощи семьям и детям, интегрированным в общеобразовательные учреждения, а также специалистам этих учреждений.
С течением времени систематическая социальная изоляция детей с различными формами инвалидности может привести к двум формам неравенства, которые в равной степени разрушительны для социального развития : неравенство шансов или возможностей в жизни и неравенство результатов. Воздействие обеих форм неравенства может быть особенно пагубным для детей в области образования, где неравенство может перейти на социальную мобильность в дальнейшей жизни. Учитывая сильную взаимосвязь между уровнем образования и благополучием ребенка, например, здоровьем и возможностями в будущей жизни, особенно важно понять препятствия, с которыми сталкиваются дети в такой сфере социального включения, как образование, а так же позитивные факторы, способствующие их включению в основное образование.
Все дети должны иметь равные права и учиться вместе! А сделать это возможным — задача учителей. Именно инклюзивное образование должно предполагать изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Педагоги должны дать каждому ребенку право на образование, равную возможность чувствовать, думать, общаться и стремиться.
Реализация инклюзивного подхода подразумевает комплексную помощь со стороны специалистов в области коррекционной педагогики ,специальной и педагогической психологии. Нельзя оставлять педагога один на один с этой проблемой.
Эссе «Почему, зачем и как нужно формировать инклюзивную культуру»
«Почему, зачем и как нужно формировать
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №15» г.Череповца
Соловьева Виктория Владимировна
Современная система образования предполагает с одной стороны, обеспечение равных возможностей детей в отношении получения образования, с другой стороны, призвана соответствовать индивидуальным потребностям личности. Существует группа детей, обладающих образовательными потребностями, обусловленными не просто личностными особенностями, но и особенностями психического и (или) физического развития. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития.
В Законе об образовании РФ говорится о том, что в целях реализации права каждого человека на образование «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Не всегда для детей с ОВЗ рядом с местом их проживания существуют специализированные учебные заведения. Но даже если они и есть, то в них ребенок с ОВЗ оторван от реальной жизни, не имеет возможности получить опыт социальной адаптации. Большим потенциалом обладает инклюзивное образование. Дети получают возможность пройти естественный путь развития.
Под инклюзивным образованием понимается «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Следовательно, для обеспечения образовательных потребностей любого человека, в том числе и детей с ОВЗ, должны быть созданы максимально комфортные условия. Приведение материально-технической базы образовательных учреждений в соответствие с потребностями детей, которые там обучаются, ведется по мере финансовых возможностей. А вот создание психологически комфортной среды может вызывать гораздо больше затруднений, которые невозможно решить только материальными средствами. Это связано с тем, что в нашем обществе на сегодняшний день не каждый человек готов принять в свой коллектив людей чем-либо отличающихся. Довольно трудно искоренить давно сложившийся стереотип: «человек с ограниченными возможностями здоровья», «инвалид» – это человек, который не может полноценно действовать, человек, который создает определенные трудности в общении и взаимодействии. Вот из этой ситуации и вытекает необходимость формирования инклюзивной культуры общества в целом и школьного коллектива в частности.
Под инклюзивной культурой школьного коллектива понимается такой уровень развития, который выражается в толерантном, гуманном, терпимом отношении к любому члену коллектива, ценности каждой личности, в построении любого взаимодействия на основе принципов инклюзивного образования.
Инклюзивное образование основано на следующих принципах:
· ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
· каждый человек способен чувствовать и думать;
· каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
· все люди нуждаются друг в друге;
· подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
· все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
· для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
· разнообразие усиливает все стороны жизни.
Как же формировать инклюзивную культуру? Инклюзивная культура – это духовно-нравственная сфера личности. Она связана с формированием системы ценностей и норм человека, с его мировоззрением, осознанием своего места в окружающем мире и обществе.
В образовательной организации работа по формированию инклюзивной культуры должна быть системной, должна быть направлена на всех членов коллектива (на работников образовательного учреждения, на детей и их родителей).
Обязательно для педагогических работников должны проводиться конференции, семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации по вопросам работы с детьми с ОВЗ. Если педагог будет знать, как ему действовать в различных ситуациях, будет обладать большим спектром форм, методов и приемов по работе с детьми с ОВЗ, понимать, каким образом добиться успешности всех учеников при инклюзивном образовании, то у него не будет возникать негативного отношения к инклюзивному образованию.
В детском возрасте идет формирование системы ценностей и норм личности, на основе которых человек осуществляет свою деятельность, свое общение в социуме. Поэтому очень важно вести разговор с учащимися на соответствующие темы, привлекать к совместной деятельности детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких проблем. Необходимо сформировать у детей понимание, что каждый человек индивидуален, у каждого свои особенности, свои способности, и только объединив в совместной деятельности свои возможности и оказав друг другу посильную помощь, можно добиться успешных результатов для каждого участника деятельности.
Кроме того, для того, чтобы не возникало градации детей по какому-либо признаку, в том числе деления на детей «нормальных» и «особенных», нужно, прежде всего, взрослым не осуществлять этого деления, а воспринимать всех детей, как личностей со своими индивидуальными чертами. Тогда и дети не станут воспринимать особенности в психическом или физическом развитии как причину для непринятия человека.
Работа с детьми по формированию инклюзивной культуры не возможна без работы с родителями. Очень большое влияние семья имеет на становление системы ценностей ребенка. Поэтому необходимо проводить беседы с родителями, организовывать семинары, обсуждать вопросы, связанные с инклюзивным образованием. Обязательно необходимо привлекать родителей к совместным мероприятиям с детьми, чтобы они видели положительные моменты в общении, в совместной деятельности детей.
Работа по формированию инклюзивной культуры требует временных затрат, она не может быть осуществлена одномоментно. Важно чтобы все участники учебного процесса были включены в совместную деятельность постоянно и видели положительные моменты инклюзивного образования для каждого.
Без инклюзивной культуры не возможно инклюзивное образование.
Эссе “инклюзивное образование – проблемы и перспективы”
«Инклюзивное образование: проблема и перспектива».
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Всю свою сознательную жизнь я прожила рядом с людьми, которые имели физиологический недостаток – это были слепые или слабовидящие люди. Это есть мои папа и мама. Никогда я даже не задумывалась о том, что они «особенные», не такие как все. Так же как все они ходили на работу, водили меня в детский сад, школу, занимались творчеством, спортом. Среди моих подруг была девочка Таня. Мы росли вместе, вместе ходили в детский сад. Пришло время школы и наши пути разошлись – я в общеобразовательную школу города, а моя близкая, задушевная подружка в другой город, в интернат (в нашем городе на тот момент специализированного интерната не было). Помню, как я расспрашивала родителей: что так, почему? Теперь, взрослым человеком, я часто задумываюсь – каково же было ей, маленькой девочке жить вдалеке не только от друзей, но и от родителей?!
Сегодня мы говорим об инклюзивном образовании, даже уже не говорим, а делаем первые шаги в этом направлении! Думаю, что это самое гуманное и актуальное решение нашего правительства в отношении обучения и воспитания подрастающего поколения. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий.
Приучать к новым условиям жизни нужно не только детей с ОВР, но и тех ребят, которые не знают о существовании сверстников с особыми образовательными и жизненными потребностями или же относятся к ним с пренебрежением. Более того, адаптировать к ситуации стоит и взрослых — родителей, педагогов, да и общество в целом. Дело в том, что немалую роль в вопросе невысоких темпов внедрения инклюзии играет консервативность общества и, в частности, косность взглядов родителей здоровых учеников. Они часто выступают против совместного обучения их детей с инвалидами. Родители полагают, что в результате их чада не получат необходимого объема знаний или внимания учителей, т.е. образование в целом пострадает.
На мой взгляд, факт совместного обучения ребенка с особенностями в обычном классе сам по себе не может стать причиной для каких-либо выводов. Весь вопрос заключается в том, будет ли образовательный процесс способствовать развитию детей, а не тормозить его. Для этого следует разграничить пространство взаимодействия детей и предметно-образовательное пространство. Кроме того, необходимо участие нескольких сопровождающих взрослых, которые способны помочь особому ребенку при решении сложной задачи, чтобы он чувствовал себя включенным в процесс решения. При этом другие дети должны продолжать заниматься чем-то другим
Далее – это принятие родителями того, что их ребенок имеет особенности развития. Родители не хотят принять, осознавать это факт. С этим в школе мы сталкиваемся ежедневно.
Следующий немаловажный аспект – неподготовленная материальная база. Если говорить конкретно о нашей школе, то она вообще не отвечает никаким современным требованиям! Негде проводить занятия специалистам, уже не говоря о комнатах психологической разгрузки и релаксации. «Торопись медленно» – сказал Октавиан – Август. Очень актуально это высказывание относительно включения инклюзивного образования. Да, несомненно, инклюзивное образование однозначно должно быть! Но, прежде нужно все подготовить. У нас же получается, что лошадь за телегой идет. Очень важно создать специальные условия в школе для детей с ОВР — оснастить помещения техническими средствами, которые нужны таким ученикам.
Таким образом, первоначальная задача администрации школы — изменить территориальное пространство, сделав его инклюзивным, исходя из индивидуальных потребностей ребят. Например, ввести в штат сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков, дефектологов, переоборудовать места общего пользования: класс, столовая, библиотека, туалетные комнаты; оборудовать въезд детей с ОВР в здание школы, предусмотреть транспортную поддержку для доставки ребенка в школу. Правда, все это требует дополнительного финансирования.
Но это далеко не все. Сегодня среди учителей массовой школы довольно остро стоит проблема отсутствия необходимой подготовки к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов. Помочь учителям в преодолении этих трудностей сможет повышение квалификации, программы магистратуры и бакалавриата, творческие мастерские, обмен опытом и стажировки.
Особую роль в процессе обучения детей с ОВР, по моему мнению, играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.
Совместное обучение способно помочь в искоренении дискриминации, воспитании толерантности и нравственному оздоровлению общества. Дети, которые получают инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости. Итогом внедрения такой методологии, на мой взгляд, должно стать улучшение качества жизни всех учащихся, в том числе из социально-уязвимых групп.
Однако, не смотря на проблемы, старт программе задан. Очень осторожно (для нас дело новое) работа началась. Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, важно, чтобы обучение отвечало интересам, потребностям и нуждам всех детей (каждого ребенка). В текущем учебном году в школе функционируют 19 классов с включением инклюзии. На следующий год планируем открыть три специальных класса. Установлен контакт с ОПМПка. Дважды выездная сессия комиссии работала с нашими учащимися.
В процессе создания инклюзивного пространства в стенах школ ничего невозможного нет. Главное, чтобы этого захотели учителя. С развитием интегративных процессов в школе, с появлением в ней «особых» детей вообще меняется отношение к проблеме людей с ограниченными возможностями. А это важный шаг к изменениям в обществе в целом, где все равные среди равных не на бумаге и в лозунгах, а в реальном мире.
Ответственность за здоровье и воспитание ребенка лежит не только на семье, но и на обществе и государстве. Когда каждый ребенок с проблемами здоровья или с ограниченными возможностями будет иметь возможность стать полноценным гражданином своей страны,- только тогда мы сможем утверждать, что мы – цивилизованные люди, и что наше общество имеет будущее.
Сама система инклюзивного образования является эффективным механизмом развития инклюзивного общества, т.е. развивая систему инклюзивного образования, тем самым мы способствуем развитию инклюзивного общества – общества для всех/общества для каждого: равного отношения ко всем без исключения и дискриминации. Именно в этом ключевое значение инклюзивного образования.
Работая с детьми, нам, учителям, необходимо помнить о том, что сказал Сократ: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».