Формирование звукопроизношения у двуязычных детей билингвов

Работа по развитию речи у детей – билингвов в условиях массовой школы

Большую долю учащихся общеобразовательных учреждений, испытывающих трудности в усвоении школьных программ, составляют дети с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последние годы миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона.

По данным открытого отчета Администрации Санкт-Петербурга численность детей иностранных граждан, обучающихся в ГБОУ, увеличивается в год в среднем на 600-700 человек. Если рассматривать данные показатели за 2011г., то лидером по количеству детей-мигрантов, обучающихся в школах, является Фрунзенский район (972чел.), на втором месте Невский район (885 чел.), затем идут Калининский и Выборгский районы (781 чел., и 717 чел.).

Если же говорить о ситуации в конкретной школе, то на примере ГБОУ СОШ № 123, где я работаю на школьном логопункте, можно проследить динамику увеличения числа детей-билингвов/инофонов. Так, например, в 2013-2014 учебном году в первом классе обучалось 27 детей, из них 4 билингва и 4 инофона. Таким образом, количество учащихся билингвов/инофонов в данном классе составляет 29,6%. Во вторых классах обучаются 21% инофонов/билингвов от общего числа второклассников. В третьем классе учащихся данной категории 10,7%, в четвертом –4%.

Большинство детей с билингвизмом испытывают те или иные трудности на начальном этапе обучения. Для преодоления этих трудностей необходима дополнительная помощь педагогов или других специалистов: психологов, логопедов, медицинских работников и социальных педагогов.

Так как обучение в школе проводится на русском языке, то у учащихся-билингвов на нарушения в формировании собственно речевых процессов накладываются трудности, общие для всех детей, изучающих второй язык, а именно, явление интерференции, сущность которого заключается в переносе особенностей фонетики, лексики и грамматики родного языка в иностранный (в данном случае русский).

Уровень владения русским языком у поступающих в школу детей с билингвизмом различен: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до почти полного незнания русского языка.

Данная ситуация привела к необходимости создания комплекса коррекционно-развивающих занятий по развитию у детей – билингвов русской речи, которые были осуществлены в рамках «Программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы» (Программа “Толерантность”). В дальнейшем возникла идея создания учебной программы по «Развитию русской речи у детей-билингвов», которая осуществляется в настоящее время и готовится к подаче на рассмотрение в АППО г. Санкт-Петербурга.

Основной целью коррекционно-развивающих занятий являлось развитие речевой и социальной адаптации детей – билингвов в современном обществе посредством повышения уровня владения русской речью, а также предупреждение и устранение ошибок, обусловленных интерференцией.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Обогащать и уточнять словарный запас;
  • Активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях;
  • Формировать навыки словообразования и словоизменения;
  • Обучать правильному согласованию различных частей речи;
  • Обучать правильному грамматическому оформлению предложений;
  • Учить пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи;
  • Формировать коммуникативную функцию речи;
  • Воспитывать желание участвовать в коммуникативно-речевых ситуациях;
  • Создавать положительную мотивацию речи в игровых ситуациях;
  • Воспитывать чуткость к грамматической правильности своей речи на неродном (русском) языке;
  • Воспитывать терпимость и взаимоуважение в условиях межнационального общения.

Для реализации этих задач специалистами структурного подразделения «Логопедический центр» ГБОУ ЦПМСС Выборгского района была разработана рабочая тетрадь-портфолио для учащихся 1-2 классов.

Работа по развитию русской речи у детей – билингвов велась в следующих направлениях:

  1. Развитие ВПФ:
  2. Развитие лексико-грамматического строя речи.
  3. Развитие связной речи:

Для определения уровня владения русским языком был создан диагностический материал, состоящий из карты исследования уровня владения русским языком.

По итогам исследования, проведенном в 4-х ОУ (СОШ № 123, 463, 559, 623), были получены результаты, которые показали, что у детей-билингвов, учащихся 1-2 классов, звукопроизношение на достаточно высоком уровне (84%); менее всего развиты лексическая сторона речи (61%), слоговая структура слова (59%), связная речь (53%), грамматическая сторона речи (42%).

Как уже говорилось выше, для работы по развитию русской речи у детей-билингвов была создана тетрадь-портфолио, которая представляет собой не просто череду заданий по какому-нибудь направлению коррекционной работы, а является своеобразным «личным дневником ребенка». Каждое занятие в итоге имеет некий продукт, творческую реализацию задания. Ученик, для реализации итогового задания, может использовать творческий потенциал по своему усмотрению.

Рабочий материал подобран с учетом исследования уровня владения русским языком, практического и научного опыта коллег. Так как особую трудность для детей – билингвов составляет усвоение грамматического строя русского языка, который значительно отличается от родного (различие в составе и функциях падежей, отсутствие в родном языке предлогов, грамматической категории рода), важное место занимала работа над предложением. В ходе занятий формировалось умение конструировать словосочетания и предложения, устанавливать связи между словами (например: дополнять пропущенные окончания, слова; восстанавливать деформированные предложения и т.д.). Коррекционно-развивающие занятия строились на последовательном усложнении грамматического материала и постепенном накоплении словарного запаса по лексическим темам.

Работа над развитием речи строилась на основе социально-значимой лексике. Особое внимание уделялось грамотному построению высказываний для решения различных коммуникативных задач (просьба, отрицание, описание), развитию диалогической и монологической речи.

В процессе занятий использовались различные методы и приемы обучения: большое количество наглядности, применение презентаций, специально организованные игровые ситуации, которые способствуют формированию речевой и коммуникативной активности детей-инофонов/билингвов в ходе построения грамотных диалогов и монологов в типовых ситуациях общения.

Результатом коррекционно-развивающих занятий стало повышение уровня владения русской речью у учащихся- билингвов.

В настоящее время разработана учебная программа «Развитие русской речи у учащихся-билингвов 1-4 классов», разрабатываются рабочие тетради к программе. Предполагается, что работу по программе могут осуществлять не только учителя-логопеды, но и учителя начальных классов.

Целью программы является развитие речи детей – билингвов, обучающихся в общеобразовательных школах.

Учебная программа представляет собой модульную систему, которая предоставляет оптимальные возможности для составления рабочих программ в зависимости от уровня владения русским языком учащимися-билингвами.

Модуль 1. Диагностический

  1. Определить уровень владения русской речью детьми-билингвами.
  2. Составить комплекс развивающих занятий.
  3. Определить динамику овладения русской речью детьми-билингвами.
  4. Оценить эффективность развивающего воздействия.

Диагностический пакет включает в себя инструкции для проведения диагностики речи детей, стимульный материал (картинные приложения и письменные тестовые задания), карту обследования речи детей-билингвов.

На каждую возрастную группу (1кл., 2кл., 3-4кл.) разработан диагностический пакет с учетом единых критериев и инструкций, включающий в себя устные и письменные задания (для 3-4 классов).

Модуль 2. Развитие речи

  1. Развивать фонематические процессы.
  2. Формировать и развивать навыки языкового анализа и синтеза.
  3. Развивать лексико-грамматический строй речи.
  4. Развивать связную речь.

Модуль 3. Развитие коммуникативных навыков

  1. Развивать умение задавать вопросы и отвечать на них с целью активизации способности вступать в речевое общение.
  2. Вызывать потребность в общении на русском языке.
  3. Закреплять полученные навыки коммуникационной деятельности в различных ситуациях общения.

Модуль 4. Развитие высших психических функций

  1. Развивать пространственно-временные представления.
  2. Развивать интеллектуальную сферу.

Таким образом, работа по развитию речи у учащихся – билингвов приведет не только к решению основной цели программы – развитие речи детей-билингвов, обучающихся в общеобразовательных школах -, но и окажет общеразвивающее и интеграционное воздействие.

Карта речевого обследования ребенка
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Карта речевого обследования представляет собой бланки, которые заполняет логопед при диагностическом обследовании речи ребенка, нуждающегося в логопедической помощи. Содержит подробное описание состояния всех компонентов речи обследуемого ребенка. Служит документом диагностического обследования учителя-логопеда ДОУ(логопункт) и на основании этих данных заполняется краткая Речевая карта дошкольника с логопедическим заключением.

Скачать:

ВложениеРазмер
karta_rechevogo_obsledovaniya.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Карта речевого обследования ребенка

I . Анкетные данные

Фамилия, имя__________________________________ Дата поступления _____________

Дата рождения___________________________ Домашний адрес____________________________

II.Разговорно – описательная беседа (цель: выявить общий кругозор и уровень связного высказывания)

Как тебя зовут?______________________ _Сколько тебе лет? ________________С кем ты живешь?______________________________________________________________________________

Как зовут маму. папу, брата, сестру, бабушку, дедушку?_______________________________________

Кто в твоей семье работает?________________________________ А кто учится? _____________________ С кем ты дружишь в детском саду?___________________________________

Помогаешь ли ты взрослым дома? _______________________ А что ты умеешь делать?____________________________________________ _Какая твоя любимая сказка? О чем она?

Другие сведения об окружающем мире____________________________________________________

III. Моторная сфера

Состояние общей моторики. Постоять на одной ноге_(попеременно)______________________

Попрыгать на двух ногах_________ на одной ноге_(попеременно)______________________

Постоять на цыпочках_______________ Присесть руки в стороны___________________________

Состояние мелкой моторики: «Коза»______ «Зайчик»_________ «Колечко»______ __Правая__Левая

___________________ Цепочка ____ завязать шнурок___________Нанизывание бусин__________

Собрать мозаику, спички________________Ведущая рука____________________________________

Нахмурить брови_____Наморщить лоб ________Надуть щеки______ Попеременно_______

Навыки самообслуживания(завязывание щнурков, застегивание пуговиц и т д)__________________

V. Временные представления

Части суток ____________ времена года_______________ дни недели_______________________

VI. Строение органов артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, короткие,имеются шрамы ,норма)

Зубы ( редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, мелкие, отсутствуют резцы, норма)

Челюсти (норма,прогения, прогнатия, открытый прикус : боковой, передний, глубокий прикус, перекрестный, асимметрия)

Твердое нёбо (норма, высокое, узкое, готическое, плоское, узкое, расщелина,сумбукозная щель) Мягкое нёбо (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок,срастание маленького язычка с небной занавеской, низко опущена небная занавеска)

Язык (норма, толстый, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)

Подъязычная связка ( обычная , короткая, укороченная ,спайка с тканями подъязычной области) Кончик языка (норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный, вялый)

Позиция языка в полости рта ( правильно стабилизирован, оттянут назад,лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении)

VII. Подвижность органов артикуляционного аппарата

Губы – улыбочка- трубочка: малоподвижны, не удерживают позу,тонус понижен, повышен, норма

Язык- «Блинчик» _____подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объем движений, движения неточные, замедленные, идет поиск артикуляции, девиация- отклонение языка в сторону, не удерживает позу, тремор, изменение цвета, тонус понижен,повышен, смешанный, норма

Челюсти-малоподвижна нижняя челюсть, объем неполный, амплитуда снижена, нормальная

Саливация _ норма ,повышенная

Характер голоса- обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный

Выразительность речи- выразительная, разборчивая, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией, назализована, монотонная, нечеткая

VII.Фонематический слух и фонематическое восприятие

1.Повторение звуковых рядов ( рот у логопеда закрыт экраном)

Да- та –та__________________ _то-то-до______________ бу-бу-пу____________________

Вы –ви-вы _ _______________ _ко-го-го_______________са-ца-са_______________________

2. Различение слов со сходным звуковым составом

Кот-ток___________________дом- том_________________суп- зуб___________________

Тень- день___________________коза –коса__________________рак-лак_____________________

Бочка- почка_________________мышка- мишка______________________корка- горка____________

3. Определение звука в ряду других звуков

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук__Ш__со-ши за- жу-шу- ше-жа су –жо-ша

Отбор картинок ,где слышится заданный звук___________________

Выделение ударного гласного в начале слова: облако иголка аист удочка_________________

С 6 лет: Выделение 1 и последнего звука в словах: КОТ__ЛУК__ДОМ ____КИТ______РАК _______

Придумывание слов с заданным звуком____________________________________________________

IX. Слоговая структура слова Самостоятельное Повторение

называние по картинкам вслед за логопедом

1.Двусложные из двух открытых слогов

2.Трехсложные из открытых слогов

(Малина, молоко, бананы _ _____________________________________________________________

3.Односложные(кот,дом, мак, дым)________________________________________________________

4.Двусложные с одним закрытым слогом

5.Со стечением согласных в середине слова

(ветка, кофта,туфли, сумка)_______________________________________________________________

6. С закрытым слогом и стечением согласных

(альбом, тюльпан, индюк, фонтан)_________________________________________________________

7.Трехсложные с закрытым слогом( бегемот,

8. Со стечением согласных(улитка,ботинки,калитка,

9. С закрытым слогом и стечением согласных

10. С двумя стечениями согласных(клубника,хоккеист________________________________________

11. Односложные со стечением согласных

(винт, гном, бант, танк)___________________________________________________________________

12. Двусложные с двумя стечениями согласных

(клубки, клумба,клюква, гнездо____________________________________________________________

13. Четырехсложные из открытых слогов

(паутина, гусеница,пианино. ,чемоданы_____________________________________________________

14. Со сложной слоговой структурой

15.Повторение предложений:Милиционер стоит у светофора___________________________________

Экскурсовод проводит экскурсии по городу._________________________________________________

Троллейбус остановился на перекрестке.____________________________________________________

Вывод: слоговая структура не нарушена, нарушена незначительно, имеют место грубые нарушения слоговой структуры слова: парафразии- замены звуков и слогов. Пропуски-элизии, интеграции ,

контаминации,(пропуски, перестановки,смешения букв ), персеверации( повтор буквы или слога), реверсии(зеркальные перестановки-скоровода), антиципации- велисипедист .

Х. Лексическая сторона речи

1.Понимание обращенной речи ( понимает, ограничено, на бытовом уровне, выполнение сложных речевых инструкций)

2. Понимание слов, обозначающих действия и явления, предметы и признаки

Ваза какая?_____________ _пылесос какой?_ _________________ венок какой?_________________

Корни какие?________________ аквариум какой? ________________клумба какая?________________

Сердитый кто?_________________ острый что?_________________ томатный что?________________

Зазеленело что?_________________ гремит что?__________________

3.Знание названий предмета и его частей Чайник_________________ ___________________________ стул_____________________________________________________машина______________________________________________________

4.Употребление обобщающих слов: с 5 лет- игрушки,овощи. фрукты, одежда, обувь, головн. уборы,мебель, посуда, цветы,

деревья, домашние животные, дикие животные, грибы, рыбы

с 6 лет: транспорт, ягоды, бытовые приборы, профессии, насекомые, продукты питания

5.Знание названий животных, птиц и их детенышей.

Кошка________________заяц, ________________утка, __________________лошадь_______________

Лиса___________________гусыня______________________коза_________________свинья_____________________________ курица_________________________ собака_________________волк________

6. Кто где живет? Белка______________медведь________________лиса_________________птица___________________

7. Кто как кричит? Корова__________________лягушка______________________волк_____________

8. Подбор прилагательных к имени существительному 2-3 слова

9. Подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам.

С 5 лет: веселый________________ широкий _______________________большой ________________

Злой__________________________ сладкий_______________________ друг______________________

С 6 лет : Говорить_______________________ссориться _______________________радоваться_______

ХI. Грамматический строй речи

1. Обследование понимания предложных конструкций с пространственным значением.

Покажи картинку : Карандаш В пенале___________ Карандащ НА пенале___________________

Карандаш ЗА пеналом ___________ карандаш перед пеналом________________

2. Преобразование имени существительного в ед. числе в мн. число: ДОМ___________ УХО______
ОКНО____________ ДЕРЕВО _________________ ГЛАЗ_______________СТАКАН____________
ПАУК__________________ПЕТУХ_________________УТЕНОК______________ПЕРО____________
СТОЛ_____________________СТУЛ__________________КАРАНДАШ____________________
РУКАВ_____________РОТ___________________МОСТ__________________

3. Употребление имен существительных во мн. числе Род падеже

Чего много в лесу?__________________Кого много в лесу?______________

Кого много в детском саду?______________Кого много в зоопарке?____________________

4. Образование имени существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

5. Согласование имен числительных с именами существительными в роде и числе

Один мяч, два_____________три_____________четыре_________________пять___________________

Одна елка, две____________ три_____________четыре_________________пять___________

Одно яблоко, два____________ три_____________четыре_________________пять________________

7.Употребление в речи предлогов ( с. 204)

8.Образование притяжательных прилагательных ( с142.)

С 5 лет: чей халат? Мамин, бабушкин ( с 10)

Чья кроватка?(кошкина) с 204

С 6 лет: чей хвост?______________Чьи лапы?___________Чья голова?_____________( с 54)

9. Образование относительных прилагательных

Каша из риса_____________________Сок из яблок_______________Сок из груш_____________Слив

Салат из капусты_______________Суп из гороха____________________Из грибов_______________

Носки из шерсти____________Пол из дерева____________________Горшок из глины_____________

10. Образование глаголов при помощи приставок с 124

ХII. Фразовая речь

1.Составление предложений по опорным словам с 134

2.По опорным словам, расположенным в неправильной последовательности с 207

Вывод: фразовая речь не нарушена; структурный аграмматизм( пропуск знаменательных слов, нарушения последовательности слов в предложениях,); морфемный аграмматизм( нарушения сочетаемости слов : согласования, управления). Фразовый ответ отсутствует,наличие пауз, задан вспомогательный вопрос.

ХIII. Связная речь

  1. Составление рассказа по картинке, по серии картинок

Выводы: высокий уровень (самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображённый сюжет; соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами; рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учётом возраста детей); удовлетворительный уровень (рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку); достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображённому сюжету); отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз); недостаточный уровень (рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или её конкретную деталь; нарушена связность повествования; отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия); низкий уровень (рассказ составлен с помощью наводящих вопросов; его связность резко нарушена; отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображённому сюжету; встречаются смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках).

Выводы: высокий уровень (пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; пересказ составлен без нарушений грамматических и лексических норм); средний уровень (пересказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, побуждения); содержание текста передается полностью; пересказ не содержит аграмматизмов; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, стереотипность оформления высказываний; единичные нарушения структуры предложений); низкий уровень (пересказ составлен по вопросам; связность изложения значительно нарушена; отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки; нарушается последовательность изложения; отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств; аграмматизмы); задание не выполнено (пересказ даже по вопросам недоступен).

Логопедическое заключение :_______________________________________________________________

Дата_________________________ Учитель – логопед___________________________

Речевая карта для логопедического обследования детей 4–7 лет

Корякова Анастасия
Речевая карта для логопедического обследования детей 4–7 лет

Речевая карта

Ф. И ребёнка ___

Дата рождения, возраст ___

Домашний адрес, № телефона ___

Откуда поступил ребенок ___

Сведения о семье (Ф. И. О, место работы)

Решением ПМПК от ___ протокол № ___

Принят (а) в логопедическую группу на срок ___

К занятиям с логопедом приступил (а) ___

От беременности___ роды ___

Как протекала беременность (инфекции, простудные заболевания, болезни почек, угрозы, токсикозы, кровотечения) ___

Роды в ___ недель (стремительные, затяжные, обезвоженные) ___

Стимуляция (химическая, механическая, электрическая) ___

Крик (сразу, реанимир.) ___ асфиксия (синяя, белая) ___

Rh (конфликт) ___ вес ___ рост ___

Родовые травмы (переломы, вывихи, гематомы) ___

Грудное вскармливание с ___ до ___

Голову держит (до 3) ___ ползает(6) ___ сидит сам (7) ___

Пошёл сам (12) ___ появился 1-й зуб ___

Инфекционные (ветр. оспа, корь, коклюш, скарлатина, гепатит, краснуха и т. д) ___

Травмы головы (ушибы, сотрясения) ___ судороги на t ___

Состоит на диспансерном учёте (специалист, по поводу) ___

РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ

Первые слова к (1) ___ фразы к (2) ___

Прерывалось ли речевое развитие ___

Занимались с логопедом (когда, где) ___

Педагогическое обследование

Первичное обследование (4-5 лет) Динамика

Сколько тебе лет?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Где они работают?

Как называется твоя любимая игрушка?

Общее развитие ребенка

Исследование сенсорного развития

4 года: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный

5 лет: + оранжевый, голубой

6 лет: + фиолетовый, розовый, коричневый, серый

4 года: круг, квадрат, треугольник

5 лет: + овал, прямоугольник

6 лет: + многоугольник

Исследование зрительно-пространственного гнозиса

Ориентировка во времени:

4 года: времена года

5 лет: + дни недели, их последовательность

6 лет: + части суток

Ориентировка в пространстве

4 года: вверху, внизу, впереди, сзади

5 лет: + слева, справа

6 лет: + слева вверху, справа вверху и т. д

Анализ.Ребенок справился с заданиями:

Вывод.Запас общих представлений: Самостоятельно

С помощью педагога

Соответствует возрасту Самостоятельно

С помощью педагога

Логопедическое обследование

СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ, ПРОСОДИКИ

Первичное обследование (4-5 лет) Динамика

Степень разборчивости речи:

Речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих

Разборчивость речи несколько снижена, речь нечёткая

Разборчивость речи не нарушена

Темп речи: Норм., тахилалия, брадилалия, запинки, заикание

Ритм речи: Норм., дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов)

Дыхание: А) свободное.

Б) затрудненное. В) поверхностное.

Г) неровное. Д) вдох неглубокий, выдох укорочен

Голос: А) сильный, звонкий (N). Б)недостающая сила голоса: тихий, слабый, истощающий). В) назальный оттенок, гнусавый)

Вывод: просодическая сторона речи Нарушена, сформирована с отклонениями, отклонений не имеет) Нарушена, сформирована с отклонениями, отклонений не имеет)

Губы: Норма, толстые, тонкие

Зубы: Норма, крупные, мелкие, редкие, нарушение зубного ряда, вне челюстной дуги

Прикус: Правильный, прямой, прогнатия, прогения, передний открытый, боковой открытый, перекрёстный

Твердое небо: N, высокое (готическое, куполообразное, глубокое, узкое, плоское, низкое, наличие расщелины.

Мягкое небо: N, длинное, короткое, наличие расщелины, отклонение

Язык: В пределах нормы, широкий, массивный, толстый, маленький, узкий, раздвоенный, короткий, гипертрофия корня языка

Подъязычная связка: N, укороченная, короткая, наличие спаек N, укороченная, короткая, наличие спаек

Вывод: строение артикуляционного аппарата Нормальное, с отклонениями Нормальное, с отклонениями

Артикуляционные движения языка:

Объем движений: Строго ограничен, полный, неполный Строго ограничен, полный, неполный

Умение держать артикуляционную позу:

Упражнения: А) верхний подъем

Б) боковые отведения влево-вправо

Г) «трубочка», «чашечка»

Д) круговые движения языка

Вывод: А) артикуляционная моторика в пределах нормы

Б) отмечаются нарушения органического характера

(отмечаются только те звуки, при произношении которых есть нарушения,

другие звуки не отмечаются)

Начало года 5 лет

Конец года 6 лет

Начало года 6 лет

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

5-6 лет лестница

6-7 лет троллейбус

6-7 лет парикмахер

4 года Ребята слепили снеговика.

На плите кастрюля и сковорода.

5-6 лет Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

6-7 лет Регулировщик стоит на перекрестке.

Мотоциклист ездит на мотоцикле.

Вывод: Слоговая структура слова

негрубые дефекты слоговой структуры,нарушена Нарушена: перестановки звуков, парафазии (замены звуков, сокращение слогов, элизии (пропуски звуков, итерации (повторение звуков, кантамитации (часть одного слова соединяется с частью другого, персеверации (отсроченное повторение)

Повторение слогов с оппозиционными звуками

4 года 5-6 лет 6-7 лет

ба-па ба-па-ба са-ша-са

га-ка да-та-да жа-ша-жа

да-та га-ка-га са-ца-са

ма-ба за-са-за ча-тя ча

ва-ка та-тя-та ла-ля-ла

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

(показать по картинкам)

4 года 5-6 лет 6-7 лет

Зуб-суп Речка-редька Розы-рожи

Мишка-миска Цвет-свет Марка-майка

Кочка-кошка Крыса-крыша Ель-гель

Танки-санки Рожки-ложки Плач-плащ

Анализ и синтез звукового анализа слова

Выделение начального ударного из слов Астра

Выделение конечного согласного из слов Кот

Выделение начального согласного из слов Мост

Определение последовательности звуков в слове Кот

Определение количества звуков в слове Бык

Вывод: Навыки звукового анализа Соответствуют возрасту

Не сформированы Соответствуют возрасту

Преобразование единственного числа во множественное

4 года 5-6 лет 6-7 лет

стол-столы дом-дома лампа

шапка крот олень

кольцо окно пень

жук лист колесо

Согласование с числительными

4 года 5-6 лет 6-7 лет

5 коз 1 муравей

Согласование падежных окончаний

4 года 5-6 лет 6-7 лет

лиса лиса ежик лиса ежик рысь

И. У тебя есть кто?

Р. У них нет кого?

Д. Корм даю кому?

П. Рассказ о ком?

Образование уменьшительно-ласкательных форм

4 года 5-6 лет 6-7 лет

дом ведро кружка

книга одеяло гнездо

кукла машина платье

мяч бант дерево

Образование существительных единственного и множественного числа в родительном падеже

У кого котенок? (у кошки)

Кого много? (кур)

У кого нет мяча? (у мальчика)

Чего много на столе? (ножей)

Чего много в корзине? (капусты)

Чего в доме много? (окон)

Кого много на дереве? (ворон)

Кого много? (утят)

Чего много в лесу? (деревьев)

Чего много? (стульев)

Согласование с предлогами

4 года 5 лет 6 лет

Где сидит попугай? Что делает попугай?

Что делает попугай?

Ходит по клетке Сидит под клеткой

Входит в клетку Сидит над клеткой

Выходит из клетки

Выглядывает из-за клетки

Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные

Бочка из дерева (какой)

Чьи кроссовки? (папины)

Банка из стекла (какая)

Чья это шляпа? (мамина)

Конверт из бумаги (какая)

Чьи это очки? (бабушкины)

Сапоги из резины (какие)

Чей это хвост? (лисий)

Варенье из яблок (какое)

Чьи лапы роют нору? (лисьи)

Конфета из шоколада? (шоколадная)

Чья это будет нора? (лисья)

Образование новых глаголов с помощью приставок

Девочка что делает? (прыгает)

Папа что сделал? (пришел)

Кошка что сделала? (подпрыгнула)

Папа сделал? (ушел)

Кошка что сделала? (спрыгнула)

Мальчик что сделал? (обошел)

Мальчик что сделал? (перепрыгнул)

Мальчик что сделал? (вошел)

Назови одним словом

4 года 5-6 лет 6-7 лет

птицы одежда обувь

игрушки фрукты посуда

4 года Назови животных: ___

Назови игрушки: ___

5 лет Назови птиц: ___

Назови посуду: ___

6 лет:Назови овощи: ___

Назови мебель : ___

Номинативный словарь (назови детенышей)

4 года 5-6 лет 6-7 лет

У кошки У козы У лошади

У утки У волка У коровы

У лисы У собаки У свиньи

Антонимы (скажи наоборот)

4 года 5-6 лет 6-7 лет

Хороший Широкий Веселый

Большой Светлый Чистый

Худой Высоко Добро

Глагольный словарь (кто что делает)

4 года 5-6 лет 6-7 лет

Птица Змея Врач

Рыба Заяц Учитель

Составление рассказа по картинке.

Расскажи, что делает …. (девочка?

Составление рассказа по картинке.

Расскажи, что делает …. (мама?

У Кати был котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел на берегу и закинул удочку. Скоро попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Полный, связный, последовательный, краткий, при помощи наводящих вопросов, не смог пересказать.

Сюжетная линия сохранена. Непоследовательное изложение рассказа. Пересказ отдельных фрагментов не связанных между собой.Вывод:Пересказ рассказа:

Полный, связный, последовательный, краткий, при помощи наводящих вопросов, не смог пересказать.

Сюжетная линия сохранена. Непоследовательное изложение рассказа. Пересказ отдельных фрагментов не связанных между собой.

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Составление рассказа по сюжетной картине.

В стадии формирования,

Требует дальнейшего развития

Не сформирована. Вывод.Связная речь:

В стадии формирования,

Требует дальнейшего развития

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Карта-схема экологической тропы для детей и родителей МДОУ Воспитатель первой квалификационный категории Ковтун Е. И. Карта схема для детей. Карта схема для родителей. Наш детский сад работает.

Коммуникативно-речевая НОД «Котик Тимошка в гостях у детей» в первой младшей группе Коммуникативно – речевая НОД. Тема : «Котик Тимошка в гостях у детей» Задачи: дать детям представления о домашних животных (котик, строении,.

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ «Зимушка-зима» Цели: развитие связной речи, слухового внимания и восприятия, навыков словообразования, мелкой моторики, творческого воображения, умения.

Протокол обследования обучающихся 9-х классов «Профессиональные склонности» [b]Протокол обследования [/b]Опросник профессиональных склонностей обучающихся 9-х классов. Автор данного опросника – Л. Йовайши (автор.

Развернутый план диагностического обследования ребенка ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА Ф. И. ребенка___ Возраст___ Область диагностики Виды психических процессов; особенности.

Сообщение из опыта работы на тему «Творческая речевая деятельность детей в старшей группе дошкольного возраста» Работу по формированию творческой художественно – речевой деятельности начали проводить в старшей группе. Цель этого задания –подвести детей.

Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе» Говоря о готовности дошкольника к школьному обучению,необходимо заметить важность уровня речевого развития ребёнка,поскольку именно при.

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет на тему «Первоцветы Томской области» Образовательная область: «Познавательное развитие». Направление: ознакомление с миром природы. Тема: Первоцветы Томской области. Педагогическая.

Технологическая карта прогулки «Наблюдение за одуванчиками» для воспитанников 4 группы детей с ОВЗ Тема: «Наблюдение за одуванчиками» Цели: формирование знаний о растениях посредством развития познавательной активности во время прогулки;.

В помощь социальному педагогу. Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего (памятка по заполнению) УТВЕРЖДАЮ: Заведующий ГДОУ ТО «Узловский детский сад»: Т. В. Миронова__ Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних.

Речевые карты

Волкова речевая карта для ОНР

Диагностика речевых нарушений у детей с билингвизмом

Заключение Визель Т.Г.

Карта комплексной диагностики от 0 до 3лет

Карта комплексной диагностики от 3,5 лет

Карта комплексной диагностики речевых и неречевых функций

Образец обследования речи

РК неговорящего ребенка

Речевая карта для логопункта

Речевая карта. Комплексная диагностика

Речевая карта для ДОУ

Речевая карта (адаптированная) по Филичевой Т.Б.

Речевая карта. Школьники

Речевая карта. Заикание

Речевая карта для детей с ФФН и ОНР

Итоги результатов обследования в баллах

Памятка для логопеда по заполнению речевой карты

Комлексная диагностика детей и взрослых

Речевая карта обследования ребенка с ОНР

Речевая карта по Смирновой

Речевая карта ребенка с ОНР

РК неговорящего ребенка

Чистая речевая карта

Логопед. карта, школьники (Кукушина)

Логопедическая карта, школьники (Смирнова)

Речевая карта, школьники (Аманатова)

Речевая карта, школьники (Баль)

Речевая карта, школьники (Волосовец)

Речевая карта, школьники (Елецкая)

Речевая карта, школьники (Мазанова)

Речевая карта, школьники (Поваляева)

Речевая карта, школьники (Ястребова)

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все её компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учётом данных его развития – как общего, так и речевого – начиная с раннего возраста.

Карта комплексной диагностики больных с афазией

Логопедическая карта для детей с нарушениями голоса

Логопедическая карта для диагностики дизартрии

Логопедическая карта для диагностики заикания

Логопедическая карта для диагностики ринолалии

Речевая карта дошкольника (6 лет)

Речевая карта (6 лет)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать (Ф.И.О., возраст, номер телефона)________________________________

Отец (Ф.И.О., возраст, номер телефона)________________________________

Дата зачисления на логопункт__________________________________________________________

Заключение ТОПМПК__________________________________________________

Рекомендации специалистов:

Состояние артикуляционного аппарата:

Губы(норма, толстые, тонкие, вывернутые)___________________________________

Язык(норма, толстый, тонкий, маленький, массивный, географический, раздвоенный)

Прикус(норма, прогения, прогнатия, открытый)____________________________________

Подъязычная связка(норма, укороченная, короткая)_________________________________

Движения органов артик.аппарата: подвижность языка, точность, темп, объём и переключаемость позы_________________________________________________________

Общее звучание речи:

Разборчивость (норма, произн.смазанное)__________________________________________

Голос(норма, хриплый, назализованный)_________________________________________

Темп (норма, брадилалия, тахилалия)_____________________________________________

Сила голоса(норма, сильный, слабый, затухающий)_________________________________

Общее развитие ребёнка: геометрич.формы:

ориентация во времени и пространстве(части суток___ вр.года___дни недели___месяцы__

вправо-влево___ вверх-вниз___ впереди-сзади___),«4 лишний»____________________

Фонематический слух:

– Послушай слова, скажи, в каких из них есть звук [С] (шапка, светофор, цыпленок, роза, цапля, кактус, шорты)__________________________________________

– Какие слова начинаются со звука [ч]________________________________________

-Сколько звуков в слове «дом»________ «кран»_____________________

Вывод: Фонематический слух в норме, незначительно нарушен, грубо нарушен

Анализ звукового состава слова:

выделение первого звука в слове: Аня ____утка____ осень ___Ира ___банка _____танк_____

Выделение последнего звука: пух _____мак ____луна _____шары _____молоко_____

Выделение гласного после согласного:сок_____лак_____суп_____дом_____

Вывод: Фонематическое восприятие в норме, незначительно нарушено, грубо нарушено

Звукопроизношение:

1-изолир., 2-в словах, 3-в спонтан. речи.

Слоговая структура: Повтори слова и словосочетания:

Регулировщик стоит на перекрестке_________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод._.______________________________________

Всеволод едет на велосипеде.___________________________________

Чернослив и курага – сухофрукты._____________________________________________

Вывод: слоговая структура не нарушена, нарушена незначительно, грубо нарушена

Сапоги, туфли, кеды- это __________ назвать посуду_________________________________

Молоко, хлеб, колбаса – это______________ назвать мебель_________________________________

Груша, яблоко, лимон -_________________ назови лесных животных_________________________

Слова-антонимы: веселый___________ широкий __________________доброта_________

здороваться ______________________ чисто______________ терять_____________

Названия детёнышей животных: свиньи __________овцы __________коровы__________

Подбор прилагательных к существительным:

лимон какой?____________________________ платье какое?__________________________

Глагольный словарь: Кто что делает?

Кто как голос подает?

Вывод: словарь соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен

Грамматический строй речи:

Словоизменение:

Сущ.ед.ч сущ.мн.ч ОНИ р.п ед.ч НЕТ р.п мн.ч МНОГО

Лампа ____________ _____________ ________________

Олень ____________ ____________ _______________

Пень ____________ ____________ ________________

Воробей ____________ _____________ _______________

Колесо ____________ _____________ _______________

– Скажи что нарисовано и сколько? 2 5

Змея ______________ ________________

Воробей ______________ ________________

Конь ____________ ________________

– Изменение существительных по падежам:

У тебя есть (кто?) __________________ Любишь (кого?)__________________________

У них нет (кого?)____________________Доволен (кем?)___________________________

Корм даю (кому?)___________________Рассказ (о ком?)___________________________

Словообразование:

– сущ-е с уменьш.-ласкательным значением:

кружка _____________ гнездо_______________платье__________дерево______________

Нос лисы.чей?______________ уши зайца_____________ хвост белки_____________

лапа медведя_________________ пальто мамы ___________ботинки папы______________

Стул из дерева________________ стакан из стекла__________________________

Сумка из кожи__________________ дом из кирпича__________________________

– префиксальное словообразование слова ШЁЛ:

– понимание предлогов: К____ В____ НА___ ПЕРЕД___ ИЗ-ЗА____ ЗА_____ИЗ-ПОД__

Вывод: соответствует возрасту, редкие аграмматизмы, ошибки многочисленные, но типичные, ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность образовывать формы слов.

Понимание речи

Где заяц идет за кошкой, а где кошка за зайцем?______________________________

Покажи мамину дочку, дочкину маму?_______________________________________

Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка?_________________

Лошадь обогнала осла. Кто впереди, кто отстал?______________________________

Вывод: на уровне целостного текста, рассказа, для ответов на вопросы по смыслу требуется помощь взрослого, понимание грамматических форм на уровне фразы, ситуативное, на уровне знакомых слов, обращенная речь малопонятна для ребенка, не может выполнить и половины заданий.

Связная речь:

Составление предложений по сюжетной картине (предметное перечисление, простое предложение, распростр.)_______________________________________________

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (самостоятельно, по вопросам, не справился)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: без затруднений, рассказ бедный, требуется помощь взрослого, наводящие вопросы, нарушена последовательность в передаче сюжета, простая аграмматическая фраза, связной речи нет

Результаты логопедического обследования

Речевая карта ребенка (от 5 до 6 лет)

Ф.И.О. ________________________________________ дата рождения ___________________

Домашний адрес _______________________________ номер телефона ___________________

Дата обследования _________________ дата поступления ребенка в группу _____________

Откуда поступил ребенок _________________________________________________________

Заключение ПМПК ________________________________________________________________

Данные обследования ребенка специалистами:

Обращались ли ранее к учителю-логопеду _________ результативность занятий __________

1. Сведения о патологии перинатального и раннего постнатального периодов жизни: как протекала беременность ________________ роды ________________ когда закричал ______________________________

2. Сведения о раннем психомоторном развитии: стал держать голову (в норме с 1,5 мес.) ____ вставать (в норме с 10 – 11 м.) ___ сидеть(в норме с 6 мес.) __ ходить (в норме с 11-12 мес.) _____________________________

3. Сведения о раннем речевом развитии: речь фразой (от 1,5 до 2 лет) ______ первые слова (в норме около года) ________________________________

Не прерывалось ли речевое развитие (если да, по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями): _____________________________

4. Сведения о микросоциальном окружении ребенка _______________________________

Строение артикуляционного аппарата:

губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) _________________________________________

зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюсти, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ______

прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный) _____

язык (массивный, маленький, короткий, длинный, гипертрофия корня языка) ____________

уздечка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной
области) _______________________________________________________________________
небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ______________________________________

Исследование поведения и эмоциональной сферы

Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет
негативизм; общение доброжелательное, активное, пассивное, безразличное, негативное,
навязчивое, отказ от общения) ____________________________________________________

Отношение к занятиям (положительная мотивация, отрицательная, неустойчивая) _________________________

Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность) ________________________

Исследование неречевых психических функций

Исследование зрительного восприятия:

Различение цвета, умение соотносить цвета
красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, розовый, белый, чёрный

Восприятие формы
круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб

Исследование слухового восприятия:

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек Дудочка, колокольчик, бубен, ложки, барабан

Определение направления звука

Восприятие и воспроизведения ритма
(5 – 7 лет) – -..-, -..–, –…, …–

• Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления (выполняет самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок):

Ориентировка в пространстве
показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа

Ориентировка в схеме собственного тела
показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо

Складывание картинок из частей
5 – 8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный, разрезы

Складывание фигур из палочек по памяти
«домик» и «ёлочка» из 6 палочек, «лесенка» из 7 палочек

Складывание пирамидки
из 8 частей

Исследование состояния моторной сферы.

• Состояние общей моторики (объём выполнения движений, точность выполнения,
темп, активность, координация движений, переключаемость):
Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать
ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди из-за головы; подбросить и
поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую игрушку ____________________________

• Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к
переключению, наличие леворукости или амбидекстрии, наличие сопутствующих движении): _________________________________________________

Кинестетическая основа движений
ушки, рожки правой руки, потом левой руки, обеих рук

Кинетическая основа движений
упражнение «игра на рояле», ведущей рукой, проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой; попеременно соединить 1 со 2,3,4,5 пальцами и обратно

Навыки работы с карандашом
умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, линии и человека

Манипуляции с предметами
умение застёгивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки

• Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность
выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок): ___________________________________________________

Выполнение упражнений
закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; нахмурить брови, поднять брови; надуть щёки; наморщить нос

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок

• Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, точность
выполнения, тонус, объём, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка):________________________________

Движения нижней челюстью
открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаком

Движения губ
«улыбочка» – «трубочка» (до пяти), «заборчик»

Движения языка
«лопатка», «жало», «лопатка – жало» (5 раз), «качели», «маятник», «грибок»

Движения мягкого неба
широко открыть рот и зевнуть

Исследование состояния импрессивной речи.

Понимание существительных
показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов

Умение обобщать
игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы

Понимание действий
птица летит, рыба плывёт, слон идёт, лягушка прыгает, змея ползёт

Понимание признаков
круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье

Речевая карта для обследования речи ребенка дошкольного возраста

Фамилия, имя, отчество ребенка ___________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________

Домашний адрес ____________________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу ____________________________________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии __________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать(Ф.И,О. возраст, образование) _______________________________________________________

Жалобы родителей _________________________________________________________

Речь родителей и других членов семьи _____________________________________________________________

Наличие других членов семьи _____________________________________________________________

Анамнез

Наследственные и хронические заболевания родителей _____________________________________________________

От какой беременности и родов ребенок ___________________________________________________________

Протекание беременности ______________________________________________________

Крик ____________________________ Наличие асфиксии _________________
Вес и рост ребенка при рождении __________________________________________________________

Как взял грудь __________________________ Вскармливание до ___________

Отклонения в поведении и заболевания до года ______________________________________________________________

Удержание головы _________________ Ползание _______________________ Сидит ______________
Ходит _____________________

Характер моторики раннего возраста ___________________________________________________________

Гуление ___________ Лепет ______________Первые слова __________ Первые фразы ____________________________

Использование жестов _________________ Двуязычие _________________________________

Речевая среда _____________________________

Адаптация в детском саду

Аппетит ____________________________________ Сон ___________________

Взаимоотношения со взрослыми _________________________________________________________

Взаимоотношения с детьми ____________________________________________________________

Игровая активность _________________________________________________________

Преобладающее настроение ________________________________________________________

Первичная беседа

Как тебя зовут? ________________ Сколько тебе лет? ____________________

С кем ты пришел в д/с? ______________________________________________

Где ты живешь? ____________________________________________________

С кем ты живешь? __________________________________________________________

Как зовут твоих родителей? ________________________________________________________

Сколько пальцев у тебя на руке? _________ Покажи один _______ Покажи много __________________________________________________________

Общая характеристика речи (отсутствует, звукоподражания, лепетная речь, отдельные слова, фразовая речь) ______________________________________________________________

Рисунок ребенка

Умение держать карандаш ________________
Уровень развитие предметного рисунка: чирканье, каракули, предметное изображение ___________________

Нарисуй дом, дерево, человека.

Исследование неречевых психических функций

Узнавание и соотнесение цвета _______________________________________

Различение и соотнесение плоскостных фигур ___________________________

Оптико-пространственный гнозис и праксис

Складывание картинки из частей ______________________________________

Выкладывание фигур из палочек по образцу ____________________________

Ориентировка в пространстве _________________________________________

Слуховое внимание

Дифференциация неречевых звуков ___________________________________

Определение направления звука ______________________________________

Динамический праксис

! !_______ ! !!_______! ! !!_________ !! !_________!! !!________ ! . ________

. ! __________ ! !! !! ____________ . !! ________ ! ! !! ___________!! . ___

Исследование моторики

Общая моторика

Обёъм ___________________ Переключаемость _________________________

Темп ______________________ Координация ____________________________

Ручная моторика

Объем движений _______________ Переключаемость _____________________

Ведущая рука ______________________________________________________

Навык работы с карандашом _________________________________________

Способность к манипуляции с предметами _____________________________

Мимическая мускулатура

Закрыть, правый, левый глаз _________________________________________

Поднять, нахмурить брови ___________________________________________

Наморщить нос ____________________________________________________

Надуть щеки _______________________________________________________

Втянуть щеки _______________________________________________________

Артикуляционная моторика

Открыть, закрыть рот ________________________________________________

Подвигать нижней челюстью вправо-влево _____________________________

Подвигать языком влево-вправо(«Маятник»)____________________________

«Качели» (Язык на верхнюю –нижнюю губу)____________________________

«Качели» (Язык вверх и низ за зубы)___________________________________

Особенности анатомического строения артикуляционного аппарата _______

Дыхательная и голосовая функция

Тип дыхания___________________Объем дыхания_______________________

Продолжительность речевого выдоха__________________________________

Сила голоса___________________ Модуляция голоса_____________________

Просодические компоненты речи

Темп _______________ Ритм_______________ Паузация__________________

Употребление основных видов интонации______________________________

Состояние звукопроизношения

звукизолированноВ словахВо фразахВ предложениях
А
О
У
Ы
И
Э
Б
БЬ
П
ПЬ
В
ВЬ
Ф
ФЬ
Т
ТЬ
Д
ДЬ
К
КЬ
Г
ГЬ
Х
ХЬ
М
МЬ
Н
НЬ
Й
Л
ЛЬ
Р
РЬ
С
СЬ
З
ЗЬ
Ш
Щ
Ж
Ч
Ц

Фонематические процессы

Фонематическое восприятие

Различение оппозиционных звуков

Повтори АИ_____ ОА_______ЫИ__________ УО_________ АОИ____________

ПА-БА_________ ДА-ТА ___________ КА-ГА _________ ВА-ФА-ВА___________

КА-ТА____________ АК-АТ____________АТ-АК______ ТУ-КУ-ТУ_____________

ТА-ТЯ__________ НЯ-НА________МЫ-МИ-МЫ___________ БУ-БЮ-БУ_______

Покажи на картинках

СУП-ЗУБ__________ БОЧКА-ПОЧКА____________ БАК-МАК________________

Фонематический анализ

Выделение заданного звука на фоне слова_____________________________

Выделение первого гласного в слове (в 5 лет) __________________________

Выделение последнего согласного в слове (в 6 лет)______________________

Определение первого согласного в слове(6 лет)_________________________

Определение количества звуков АУ____ АМ____ МУ____ДОМ____ ВАТА____

Звуковая структура слова
Слоговая структура слова

4 года: кот____ вода______мост_____ банка____фантик_______окно______

5лет: самолет____________ микстура________ помидоры_______________

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Словарь имён существительных

дверь______ цветок______ книга_______ самолет_______________________

Играет______ прыгает______ поёт______ поливает_______ едет___________

смотрит_______ продает______ готовит________ катит______ тянет________

Словарь имён прилагательных

Короткий – длинный _______________________________________________

Апельсиновый сок из чего? __________________________________________

Волчья лапа у кого? _________________________________________________

Понимание сложных грамматических конструкций

Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?________________________

Положи карандаш между книгами.____________________________________

Положи тетрадь под книгу.___________________________________________

Положи мячик перед коробкой._______________________________________

Положи мячик в коробку.____________________________________________

Послушай и покажи соответствующую картинку.

Три грибочка на иголках тянут ёжики под ёлку.__________________________

Лист и груши на иголках тянут ёжики под ёлку.__________________________

Послушай и ответь на вопросы.

Мая и Тая моют окна.

Про кого здесь говорится — про девочек или мальчиков?__________________

Как зовут первую девочку?_________________ вторую?___________________

Девочки моют одно окно или несколько?_______________________________

Вика и Ваня пошли в лес собирать грибы и ягоды. Вика грибы не собирала.

Что собирал Ваня?________________________________________________

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Словообразование

У кошки котята. У козы______________ У утки__________ У лисы_________

У льва___________ У медведя____________ У кролика__________________

Варенье из яблок________________ компот из вишни___________________

Кисель из клюквы_________________ Суп из гороха______________________

Пюре из картофеля____________________ Суп из фасоли_________________

Горка изо льда_____________________ Стул из дерева___________________

Лист дуба______________________ Лист березы_________________________

У собаки лапа – собачья. У медведя лапа _______________________________

У льва хвост ______________ У зайца уши ______________________________

Словоизменение

Преобразование единственного числа во множественное

Стол — _________. Шапка ____________ Жук ____________Дом ____________

Окно ____________ Полотенце __________________

Согласование с числительными

Один дом. Две _________________ Пять_____________________________

Одна утка. Две ___________ Пять __________________________________

Один конь. Два __________________ Пять коней________________________

Одна коза. Две _________________ Пять _____________________________

Одна змея. Две змея ________________ Пять змей______________________

Один воробей. Два ________________________ Пять_____________________

Составление предложений по картинкам
Повторение предложений

Попугай пьет воду.__________________________________________________

Таня причесывает куклу Барби.________________________________________

Ване купили новые ботинки.__________________________________________

В саду было много красных яблок._____________________________________

Бабушка связала внучке теплые рукавицы.______________________________

Лена сказала, что не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.___________________________________________________________

Повторение рифмовок

Би-би-би- гудит машина: Жук и Мишуткою играют

Не поеду без бензина. Мячик по полу катают.

Перессказ

Петушок поет. Курицу с цыплятами зовет. Петушок зернышки нашел, сам не съел – цыплятам отдал.

Коля и Петя купались в реке. Петя заплыл далеко от берега. Он устал и стал тонуть. Коля не умел плавать. Он кричал и звал на помощь. Мимо шел Ваня. Он бросился в воду. Ваня быстро вытащил Петю на берег.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Нашли ежа»

Читайте также:  Нарушения голоса - причины и профилактика
Ссылка на основную публикацию