Звук и буква С – конспект ООД в старшей логопедической группе

Конспект ООД в старшей логопедической группе «Звук и буква С»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Цель — познакомить детей со звуком и буквой С.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_ood_v_starshey_logopedicheskoy_gruppe_zvuk_i_bukva_s.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Цель — познакомить детей со звуком и буквой С.

  • Закрепить понятия «звук», «буква», «гласный- согласный», звонкий-глухой», знания о звуках ,об артикуляции и характеристике звука С и о буквах.
  • Формировать навык определения места звука в слове, умение составлять букву «С» из элементов.
  • Автоматизировать звук «С» в слогах, словах, связной речи.
  • Способствовать развитию познавательных интересов детей, любознательности, двигательной активности, артикуляционной моторики, мелкой моторики рук.
  • Развивать фонематические представления через определение наличия звука в слогах, словах; определение места звука в слове.
  • Развивать в детях эмоционально – положительную отзывчивость от совместной деятельности с педагогом, активную речь детей, обогащать словарь.
  • Развивать внимание, память, мышление, зрительную координацию через выполнение предложенных заданий.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, сотворчества со сверстниками и взрослым.
  • Формировать умение слушать друг друга, свободно общаться.

Оборудование: предметные картинки на с; красные и синие кружки, шнурки, слайды.

Логопед: — встаньте в круг, давайте разомнемся, проснемся и приготовимся заниматься.

(Дети поочередно соединяют большой палец с остальными на обеих руках, а затем растирают ладони.)

“Здравствуйте, глазки и щечки!”

(Указательными пальцами обеих рук от переносицы к вискам рисуют очки, а потом указательным, средним и безымянным пальцами проводят от висков к подбородку, гладят щечки.)

(Точечный массаж “крыльев” носа)

“Ты проснулся, носик?”

(Массаж ушных раковин)

“Вы проснулись, ушки?”

(Растягивают губы в улыбке)

“Ты проснулся, ротик?”

– Очень любит наш роток улыбаться (упражнение «Улыбка»)

– А подвижный язычок заниматься.

– Наш язык «лопатку» сделал (упражнение «Лопатка»)

А потом «забор» построил (упражнение «Заборчик»)

Рядом с новеньким «забором» — «желобок» (упражнение «Желобок»)

По нему несется воздуха поток (воздушная струя направлена на кончик языка)

(Поднимают руки вверх)

2. Введение в тему:

Игра «Подскажи словечко»:

Птица: ушки на макушке,
И большая голова.
Взгляд сердитый, клюв могучий,
Как зовут её? (Сова)

– Наша знакомая ученая сова, хочет поиграть с вами в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно.

Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)

А теперь вы звук узнайте,
И отгадки называйте.
Звук — в начале этих слов.
Отвечайте, кто готов?

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)

3. Основной этап.

Определить первый звук в словах-отгадках. Звук С.

Артикуляционная характеристика звука:

Губы улыбаются, видны зубы.

– А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы).

– Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с-с-с.

– Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук С. Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду — это согласный звук).

Дети прикладывают руку к горлышку — голосовые связки не вибрируют.

— Горлышко не «дрожит», значит звук С — глухой.

4. Развитие фонематического слуха:

Игра «Хлопни, если услышишь…» (Дети хлопают на звук С):

Со звуком [c] ты поиграй,

Звук [с] ты поймай.

а) из ряда звуков: А, С, Ш, Ж, С, О, М, С, З, С, И, С, К, С, Ш, С, Л, Р, С и т. п.

б) из ряда слогов: СА, ША, ЖА, СУ, ЗУ, ЖУ, СЫ, ЖИ, ЗЫ, ЫС, ЫШ, АС, АШ и др.

в) из ряда слов: СОМ, ЩЕТКА, ЗАЙКА, СОБАКА, ШУМ, СТОЛ, САМОЛЕТ, ЗУБЫ, ЦАПЛЯ, ПОСУДА, ШУБА, КВАС, СОН, ЩЕЛЬ, САМОСВАЛ, ПОДНОС, ЗАКАТ.

5. Закрепление звука в слогах:

Звуковой анализ слогов СЫН, НОС.

— Послушайте внимательно, какое слово я произнесу.

— Сколько звуков я произнесла?

— Какой звук первый?

— Какой звук последний?

Подобрать слова к получившейся звуковой схеме (дом, кот, дым, мак, автобус, оса, собака).

6. Развитие слухового внимания.

Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С». Наша ученая сова подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок».

8. Игра «Составь букву»:

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Выкладываем букву С из шнурка.

(Выкладываем букву из шнурка, обводим пальчиком; пишем на столе пальчиком; пишем пальчиком в воздухе.)

9. Игра «Живые слоги»

Двое детей выходят к доске и становятся живыми звуками. Один ребенок становится звуком С. Для другого ребенка логопед показывает немой артикуляцией гласный звук, а ребенок выбирает соответствующую гласную букву. Логопед называет слог и дети выстраиваются соответственно. Остальные проверяют правильно или нет выполнено задание.

— Назовите получившийся слог.

10. Игра «Найди звук»

Нужно отгадать загадку, определить количество слогов и место звука С в слове.

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее – (Лиса).

Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.
Кому нравятся щи –
Меня в них поищи (Капуста).

Гладишь — ласкается,
Дразнишь – кусается (Пес).

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом. (Редис)

Днем спит,
Ночью летает. (Сова)

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С.

Предложенное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Занятие построено с опорой на зрительные символы, что помогает детям овладеть звуковым анализом и синтезом. В игрово.

Материал рекомендован для логопеда, при проведении фронтального занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе.

В ходе занятия дети закрепляют проихношение звука Ж в слогах, словах, фразах, знакомятся с буквой Ж, выполняют интересные задания.

Закрепление правильного произношения звука “Л” в слогах,словах,связной речи.

Образовательные задачи. Знакомство со звуками [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов.

Знакомство со звуками [з] и [з’] и буквой Зз. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Конспект занятия в старшей логопедической группе
Тема: звуки [Ы] – [И]

– уточнить артикуляцию данных звуков;

– учить различать звуки [ы-и] в слогах, словах, предложениях;

– различать звуки [ы-и] в окончаниях родительного падежа множественного числа;

– упражнять в звуковом анализе и синтезе односложных слов;

– развивать артикуляторную моторику;

– развивать фонематический слух;

– развивать внимание, память.

Ход занятия.

Пестры все бока,

Похож на корову,

Выглядит огромной глыбой.

Плавает, хоть и не рыба.

Воздух с силой выдыхает –

Вверх фонтанчики пускает. (Кит.)

– Какой гласный звук прячется в этих словах?

2. Введение в тему.

Поиграем в игру «Один-много»:

– Назовите эти слова, когда этих животных много.

– Какой последний звук слышим в этих словах.

– Сегодня мы будем учиться различать эти звуки ([И] – [Ы]).

  1. Артикуляционная гимнастика по музыку («Чунга-чунга»).

Чередование «заборчик» – «окошечко» – «заборчик» – «хоботок»

«часики» – «лопата копает».

  1. Сравнение звуков (сравнение по артикуляции).

Дети произносят звуки, наблюдая в зеркала за артикуляцией.

При произнесении звука [ы] губы не напряжены, язык отодвинут вглубь рта. При произнесении звука [и] губы растянуты в улыбку.

– Чем похожи звуки? – Чем отличаются?

  1. Для звуков [ы], [и] выбираются соответствующие артикуляции символы звуков.
  1. Игра «Разведчики»

Поиграем в игру. Вы будете угадывать по беззвучной артикуляции, какой звук я произношу и поднимать соответствующую карточку.

И – И – И – Ы – И –Ы-Ы –И – Ы – И –И

  1. Развитие фонематического восприятия.

Теперь давайте поиграем в игру «Попугай»: я называю слоги, вы повторите, не ошибитесь:

Бы-бы-би ти-ти-ты ки-кы-ки ди-ды-ды.

  1. А теперь сыграем в игру «УПРЯМЕЦ».

Я называю твердый слог – вы мягкий, и наоборот: я мягкий , а вы наоборот твердый:

ВЫ – …. СЫ – ……, МЫ – …. ГЫ – ….

Под полом скребется…… . В цирке выступает мохнатый….. .

– Каким гласными отличаются эти слова?

– Какую букву держит мишка? (И.) Какую – мышка? (Ы.)

Мышка съела сыр и пышку,

Тыкву, рыбу, дыню, вишню,

Съела сливы, сухари

И сушеные грибы,

Целый день она жевала,

Но все мышке было мало.

Дети загибают пальцы, перечисляя все, что съела мышка.

  1. Теперь назовите все слова из этого стихотворения, в которых есть звук [Ы]. Отдайте мышке те карточки, на которых нарисованы эти предметы.
  1. А теперь среди карточек выберите те, в названии которых есть звук [И] и отдайте их мишке.

Слова-карточки: тыква, тигр, малина, сухари, рысь, киви, дыня, конфеты, огурцы, рыба, коты, вишни, торты, грибы, сыр, пышка.

Карточку с изображением грибов можно отдать и мышке, и мишке.

  1. Найдите место звука [Ы], [И] в словах, которые обозначают диких животных, и поставьте эти буквы в схемы этих слов.
  1. Мишка и мышка очень любят игру «Хвастуны». Давайте и мы поиграем вместе с ними. Игра с мячом.

Образование сравнительной степени прилагательных:

Измени слова (слова из упражнения 11.) по образцу:

У меня малина сладкая, а у меня еще …слаще.

У меня огурцы крепкие, а у меня еще …. крепче.

У меня рыба крупная, а у меня еще… крупнее.

У меня вишни сочные, а у меня…. сочнее.

У меня дыня большая , а у меня …. больше.

У меня сыр свежий, а у меняя … свежее.

– Припоминание картинок на звуки [И], [Ы].

– Какое задание было самым интересным для тебя?

Конспект логопедического занятия «Буква «С»

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебный лес. Знакомство с буквой С»

Коррекционные: Закрепить звуки [с] [с’]. Познакомить детей с новой буквой «С». Учить детей составлять и читать односложные слова. Формировать навык чтения слогов, односложных слов.

Развивающие: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: Воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг к другу, любовь к природе, лесу.

Оборудование: Предметные картинки: лиса, сурок, соболь, синица, сук; схема на звук «С»; буква «С», кассы букв на количество детей; наборное полотно, мольберты, мяч.

Предварительная работа: Проводились игры: «Летает – не летает», «Будь внимательным», «Придумай слова со слогами», загадывание и отгадывание загадок; заучивание двустиший.

I. Организационный момент

Игра «Летает – не летает»: Собака, сорока, санки, соловей, синица, автобус, стол, аист, ласточка, самокат.

Логопед. А теперь назовите, одним словом перечисленные мною летающие предметы.

Логопед. А из перечисленных птиц назовите только зимующих?

Дети. Сорока, синица.

II. Артикуляция звука [с]

Логопед. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие.

Отгадайте, куда мы пойдем.

Его зимой и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели. (Лес)

Логопед. Мы с вами оказались в волшебном лесу. На лесной полянке много пенечков.

Присаживайтесь на пенечки. Какой последний звук в слове лес?

Логопед. Посмотрите на схему и расскажите об этом звуке по схеме.

Дети. При произнесении звука «С».

а). Губы в улыбке;

б). Зубы сближены, но не сомкнуты;

в). Широкий кончик языка упирается в нижние зубы;

г). Передняя часть спинки языка поднимается к верхнимбугоркам и образует с ними щель;

д). Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам;

е). Посередине языка идет плавная струя воздуха;

ж). Голосовой моторчик не работает, в результате чего голос не образуется.

Логопед. Дайте характеристику звуку [С].

Дети. Звук [С] — согл., глух., бывает и тв. и мяг.

Логопед. А как я произнесу звук [С] твердо или мягко в словах: Собака, санки, рысь,

IV. Игра «Будь внимательным»

Логопед. Если услышите звук [С] в словах поднимите синий кружок, а звук [С’] –

Лиса, лось, солнце, лист, синица, собака, аист, сентябрь.

V. Знакомство с буквой С

Логопед. В лес волшебный на прогулку нас приглашает пойти новая буква.

Какой мы звук повторили сегодня на занятии? А чем обозначается звук на письме?

Значит, приглашает нас на прогулку в лес буква С. (демонстрирует букву). Скажите на что

похожа буква С? (чтение двустиший о букве С детьми). Назовите букву.

Дует ветер нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

(физкультминутка выполняется 2 раза).

VII. Звукобуквенный анализ

Логопед. У всех людей есть школы, где учатся ребята. В этом лесу тоже есть своя «Лесная

школа». И в эту школу приглашает вас буква С. Послушайте, какая история произошла с

Однажды буква С пошла, гулять в лес, и повстречала там гласную А.

Какой слог образовали эти буквы? Составьте из букв разрезной азбуки слог СА.

Мелькнула между соснами рыжая лиСА. (Логопед ставит изображение лисы, соболя,

Идет дальше буква С, встретила она гласную О. Составьте слог, какой слог получился,

прочитайте. (дети составляют слог СО). По веткам Соболь пробежал.

Вышла на полянку буква С и встретила гласную У. (дети составляют слог СУ).

Прислушайтесь как посапывает Сурок.

Пошла дальше, гулять буква С. На пеньке она увидела букву И. (дети составляют слог

СИ) тут же желтогрудая синица прилетела, звонко засвистела. Идет дальше буква видит

на суку сосны, висит табличка. На табличке изображен сук.

Составьте в кассе слово сук. Вместо буквы У поставьте букву О. Какое слово у вас

получилось? (слово сок).

VIII. Чтение слогов, слов

Логопед. Солнышко светит ослепительной красой. Направила буква С солнечные лучи

на гласные буквы.

Подружите буквы и прочитайте, что получилось (чтение по цепочке). В лесу мы

побывали, А слова не прочитали. (чтение слов друг за другом, по цепочке).

IX. Дид. игра «Придумай слово»

Логопед кидает мяч детям называет слоги –са, -со, -су, -си. Дети придумывают слова с

этими слогами: сад, сорока, сушка, сироп и т.д. X. Итог занятия Логопед. Какой звук мы

повторили? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня

познакомились? Что вам понравилось на этом занятии?

Учитель-логопед

Багаутдинова Айсылу Фаритовна

МАДОУ Детский сад №12 г. Учалы РБ

Конспект НОД [звук и буква С]

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Звук и буква «С»

Тема недели: «Домашние животные». Тема НОД: «Знакомство с буквой «С»

Интеграция образовательных областей:

Технологии:

  • использование игровых методов;
  • игровые технологии, направленные на развитие зрительного внимания;
  • информационные компьютерные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, самомассаж лица;
  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая гимнастика;
  • коррекционные технологии: психогимнастика.

Коррекционно-образовательные: совершенствовать навыки звуково­го анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).

Коррекционно-развивающие: учить правильно произносить звук [С], выделять его в начале, середине и в конце слов.

Продолжать формировать понятие «согласный звук».

Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику, длительный плавный выдох, зрительное внимание, память, мышление.

Материал:

магнитная доска, предметные картинки на звук «С», карточка из азбуки буква «С», синие фишки, тетради, цветные карандаши, мяч, карточки для определения места звука в слове для каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент /вступительная беседа/
– Ребята, какое сейчас время года?
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите их?
– Какой сейчас месяц?
– А какой сегодня день?

2. Психогимнастика
Логопед:
«На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте, изобразим, как мы лепим снеговика /имитация движений/. Поработали, отогрелись, расслабились».

3. Сообщение темы занятия
– Послушайте, пожалуйста, загадки, если вы их отгадаете, то узнаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся.

Заворчал живой замок

Лег у двери поперек.

– Какой первый звук в этом слове?/«с»/
– В каком положении губы? /улыбка/
– Где находится язычок? /язык широкий, за нижними зубами/.

– Посмотрите на экран нашего компьютера.

4. Характеристика звука (слайд 3)
– Звук «с» согласный, твердый.

– Каким символом обозначаем согласный твердый звук?
– Какие желтогрудые птицы зимуют вместе с нами?

5. Упражнение на дыхание
– Ребята, представьте, что подул сильный ветер, обжигающий лицо. СССС /выдыхают твердый звук «с»/». Когда лопается колесо и выходит воздух, то раздается такой звук «ССС».
6. Рассматривание картинок на звук «С» (Слайд 5)

Дети называют картинки и определяют место звука в словах.

7. Игра с мячом «Эхо»
– Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» .
«с», «а» – «са»;
«с», «и» – «си»;
«с», «у» – «су»;
«с», «о» – «со».

8. Раскрась картинки, в названии которых есть звук «С» (работа в тетрадях)

9. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки дети

Маша кашей всех кормила. мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу Загибают по одному пальчику на левой руке.

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. Сдувают «крошки» с ладошки.

10. Знакомство с буквой «С» (слайд 7)

Послушайте стихотворение про букву «С»:

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

– На что похожа буква «С»?

– Давайте сложим ее из пальцев.

– Найдите букву «С» в своих тетрадях в правом верхнем углу. Каким цветом ее нужно раскрасить? Раскрашивайте. Обведите ее пальчиком, напишите в воздухе по очереди всеми пальцами обеих рук.

11. Рассматривание слайдов 8,9

12. Составление предложений по картинкам

Конспект ООД в логопедической группе «Звуки [У], [А]»

Светлана Тимофеева
Конспект ООД в логопедической группе «Звуки [У], [А]»

Цель: формирование фонетико-фонематического восприятия.

1. Закрепить произношение и различение звуков «У», «А».

2. Учить произносить звукосочетания «АУ!», «УА!».

3. Формировать просодическую сторону речи: громко – тихо, долго -коротко.

4. Развивать слуховое и зрительное внимание, артикуляционную и мелкую моторику.

Оборудование: зеркала, предметные картинки (кукла, паровозик) символы звуков «У», «А», сюжетные картинки (девочка в лесу, малыш плачет, бубен.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

-Сядет на место тот, чье имя я назову тихо (громко).

2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП.

1. Артикуляционная гимнастика: Жил-был Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко (открыть рот, проветрил комнату. Сделал гимнастику: наклоны вправо, влево (соответствующие движения языком). Закрыл окошко (закрыть рот) и пошел умываться. Почистил зубы (движения языком от корней к краям верхних зубов, затем нижних зубов, прополоскал рот (надувание щек поочередно). И пошел готовить завтрак. Замесил тесто (покусать интенсивно середину языка). Испек блинчики (закусить широкий кончик языка 4-5 раз). Съел их с вареньем (жевательные движения). И решил поиграть на дудочке.

2. Игра «В стране звуков».

На доске предметные картинки: кукла Аня, паровозик, символы звуков «У», «А».

-Найди и покажи символ звука «А». Прочитай!

-Произнеси звук «А» долго (коротко, тихо, громко). (Выборочно опросить детей.)

-Спой песенку паровозика: «У-у-у».

-Найди и покажи символ звука «У». Прочитай!

Произнеси звук «У» долго (коротко, тихо, громко). (Выборочно опросить детей).

3. Упражнение «Произнеси звук, когда увидишь символ».

Логопед поднимает символ звука «А» или звука «У» – дети произносят соответствующий звук.

4. Игра «Эхо в лесу»

Мы в лес пойдем, грибов наберем.

Друзей мы громко позовем: «АУ!АУ!АУ!»

Никто не отзывается, лишь тихо Эхо откликается: «АУ!АУ!АУ!»

5. Упражнение «Малыш проснулся». (Выполнять движения в соответствии с текстом.)

-Наш Андрюшенька проснулся и в кроватке потянулся.

-Маму он не увидал, очень громко зарыдал: «УА!УА!УА!»

6. Упражнение «Прочитай по символам».

Рассмотреть картинки «Девочка в лесу», «Малыш плачет».Под картинками выложить символы звуков «А», «У»(большой красный кружок и маленький красный кружок) и «У», «А» (маленький красный кружок и большой красный кружок).Предложить детям прочитать, что кричат девочки и малыш (хором и индивидуально).

7. Упражнение «Слушай внимательно! Произноси старательно!».

Детям предлагают произнести «АУ» или «УА» столько раз, сколько раз логопед ударит в бубен. (1,2,3 удара).

8. Упражнение «Хлопни, когда услышишь».

Логопед дает задание детям хлопнуть в ладоши, если они услышат «УА» («АУ») среди других «слов» (ЭА, ИУ и т. д.).

3. ИТОГОВЫЙ ЭТАП.

Дать положительную оценку деятельности детей.

Конспект фронтальной логопедической КРД в старшей группе комбинированной направленности на тему: «Звуки [Ч] — [С`]» Тема: «Звуки [ч – с`]». Цель: 1. Закрепление навыков различения и чёткого произнесения звуков [ч – с`] в слогах, словах и фразах. 2. Упражнение.

Конспект НОД по формированию произношения в старшей логопедической группе «В гостях у Маши и медведя. Звуки [М]-[М’]» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «В ГОСТЯХ У МАШИ И МЕДВЕДЯ».

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков “Г”, “Гь”. Задачи: коррекционно-образовательные: – научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект ООД по аппликации в старшей логопедической группе «Шубка для зайчика» Конспект ООД по аппликации в старшей логопедической группе «Шубка для зайчика» Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) в старшей группе «Звуки весны» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) в старшей группе «Звуки весны» (с использованием ЗСТ и ИКТ).

Конспект ООД по развитию речи в средней группе с использованием технологий «Звуковая культура речи. Звуки [р]-[р’]» Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием технологий: игровой, сотрудничества,.

Конспект ООД «Звуки [ш] — [ж]. Буквы Ш — Ж. Слоги ШИ — ЖИ» Задачи: коррекционно-образовательные: • Уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков [ш] и [ж]. • Развивать навыки звукобуквенного.

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Звуки [А], [И] и буквы А, И» Конспект занятия в логопедической подготовительной группе на тему: «Звук и Буква [А] [И]» Задачи: 1. Коррекционно – образовательные:.

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Звуки [Н]-[Н’], буква Н» Тема: «Звуки Н, Нь. Буква Н». Цель: повторить звуки Н, Нь и познакомить с буквой Н. Коррекционно-образовательные задачи: научиться четко.

Конспект занятия в средней логопедической группе по теме «Звуки [П]-[П’], буква П» Конспект занятия в средней логопедической группе Тема занятия: Звуки П- ПЬ, буква П. Коррекционно-образовательные задачи. Закрепить навыки.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [С], [С’]. Буква С»

Елена Сергеевна Неткачева
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [С], [С’]. Буква С»

– уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику;

– учить дифференциации звуков С и СЬ в слогах, словах;

– учить определять место звука в слове;

– учить звуко- слоговому анализу слов;

– учить составлять схему предложения и определять порядок слов в нём;

– познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.

– автоматизировать у детей звуки С, Сь в слогах, словах, предложениях;

– развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

– развивать дыхание и голос;

– развивать фонематический слух и восприятие.

– воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

– воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: таблица акустико-артикуляционного образа звука, цветные фишки, изображение ели (2шт., предметные картинки со звукам С, Сь, кассы, набор пуговиц для каждого ребенка.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Какие бывают звуки?

Какие звуки мы называем гласными, согласными?

2. Общее расслабление.

Дети сидят на стульчиках в свободной расслабленной позе.

Есть у нас игра такая —

Очень легкая, простая:

И становится понятно —

3. Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре, пять,

(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

К нам зима пришла опять.

Указательный и средний пальцы «шагают» по столу

Любим забавы холодной поры:

(Сжимать – разжимать пальцы в кулаки)

Весело мчимся с высокой горы,

Ходим на лыжах, на санках летим

И в белоснежных коньках мы скользим,

(Загибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших)

Лепим все дружно снеговика.

(Хлопают в ладоши)

Не уходила б зима никогда!

4. Развитие артикуляционной моторики.

— для челюсти: легкое постукивание зубами – губы разомкнуты;

— для языка: «качели», «почистим нижние зубки»;

— для губ: «улыбка – трубочка».

5. Развитие мимических мышц:

— втянуть щеки в рот.

6. Работа по развитию дыхания и голоса.

Погреться на морозе. Дети вдыхают через нос и дуют на “озябшие” руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Вьюга. По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у. По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у. По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда: горизонтальное движение руки — дети говорят тихо, движение руки вверх— усиление голоса, движение руки вниз— уменьшение силы голоса.

7. Объявление темы.

Логопед: Какой первый звук в этих словах: Снег, Снегурочка, Санки, Сосулька.

Дети: первый звук в этих словах С.

Логопед: Правильно! Сегодня на занятии мы с вами будем учиться правильно произносить звук С. И познакомимся с буквой С.

8. Знакомство со звуком С.

Когда мы произносим звук С работают губы и язык:

– кончик языка находится за нижними зубами;

– боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам;

– передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ними щель;

– по середине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя;

Звук «С» – согласный (когда произносим этот звук воздушная струя не проходить свободно, мешают язык и зубы) твердый (обозначаем фишкой синего цвета) глухой, свистящий.

У звука С есть маленький братец. Кто его назовёт? Какой он?

(звук Сь – мягкий согласный, глухой. На письме обозначается фишкой зелёного цвета).

9. Развитие фонематического слуха.

Выставляется изображение двух елей.

Логопед: Ребята, давайте украсим одну ель картинками, в которых встречается звук С, а вторую ель украсим картинками со звуком Сь.

Ели за окном стоят,

В небо синее глядят. (Потягивания – руки вверх.)

Ветки в стороны торчат, (Потягивания – руки вперёд.)

Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)

Мы под ёлками сидим

И на белочек глядим. (Присели.)

Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа. (Потягивания – руки в стороны.)

Солнце светит в небесах. (Потягивания – руки вверх.)

Скачет по полю лиса. (Прыжки.)

Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)

И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)

10. Знакомство с буквой С.

С – от бублика кусок,

Кто-то съел в нём правый бок.

На снегу подковы след.

«С» — сверкает силуэт.

На что похожа буква С?

Выкладывание буквы С из пуговиц.

11. Дифференциация звуков.

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

12. Звуко- буквенный анализ слова СНЕГ.

Деление слова СНЕГ на слоги. Сколько слогов?

Работа в кассах:

Графическая схема слова СНЕГ

Какой первый звук? Какой фишкой его обозначим? Почему?

Напишем слово СНЕГ

Прочитайте это слово.

13. Составление предложений с заданным словом.

Членение их на слова.

Запись графической схемы предложения.

14. Итог занятия и оценка деятельности детей.

С какими звуками мы сегодня познакомились?

Дайте характеристику этих звуков.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Звуки [Х] — [Х`]. Буква Х» КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР Тема: «Звуки Х – Х`. Буква Х».Лексическая.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [c], [c’]. Буква С» «Звуки [с], [с’]. Буква «С» Программное содержание: Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Продолжать учить детей звуковому.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звуки [В], [В’]. Буква В» Цели: 1. Уточнить артикуляцию звуков В, В’. 2. Дать характеристику звуков В, В’. 3. Учить дифференцировать звуки В, В’ на слух и находить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [г], [г’]. Буква Г» Цели занятия: познакомить детей с буквой Г, научить узна- вать ее зрительно; совершенствовать навык правильного и осознанного чтения; про.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [к], [к’]. Буква К» Цели занятия: познакомить детей с буквой К, научить уз- 62 До школы шесть месяцев: срочно учимся читать навать ее зрительно; учить сравнивать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н. Предложение. Большая буква в начале предложения и в именах» Цели занятия: познакомить детей с буквой Н; научить чи- тать слова с данной буквой, уметь отличать ее от других согласных; познакомить де.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п], [п’]. Буква П. Прописная буква в кличках животных» Цели занятия: познакомить детей с буквой П, учить читать слова с данной буквой; дать представление о правиле правописания кличек животных;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [р’]. Буква Р» Цели занятия: познакомить детей с буквой Р; учить читать с этой буквой слоги и слова, делить слова на слоги, ставить ударение; развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [с], [с’]. Буква С» Цели занятия: продолжать знакомство с буквой С, учить со- единять ее с буквами Я, Ё, Е, Ю, И; различать на слух твердые и мягкие согласные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [з], [з’]. Буква 3» Цели занятия: познакомить детей с буквой 3, научить чи- тать слова с данной буквой; развивать фоне- матический слух, внимание, умение рабо.

Читайте также:  Автоматизация звука (Р) - фронтальное занятие в подготовительной группе
Ссылка на основную публикацию