Картотека индивидуальных занятий по автоматизации звука [р]
Карточка № 1, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко др
3. Повтори слоги.
Дра Дро Дры Дру
4. Воспроизведи слова.
Драп, дровосек, драма, дрозд, дробь, дрожжи, друг, дружина.
5. Соотнеси слова:
Один дровосек, два…. пять…
Одна дружба, два…, пять…
6. Игра «Один-много»
Дрозд-…, дровосек-…,драп-…, драчун-…, дракон-…, друг-…, дробь-…, дрофа-… .
7. Измени предложения:
Я звоню друзьям. Ты… Он… Она… Мы… Они…
Я вижу друга. Ты… Он… Она… Мы… Они…
1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко др-р-р-р
3. Повтори за мной слова: драчун, дракон, драже, дрожать, дрожжи, дрофа, дрова, друзья, дружина, другой.
4. Посчитай:
Одна драка, две…, пять…
Один друг, два…, пять…
5. Игра «Назови ласково»
Дракон-…, друг-…, дрова-…
6. Продолжи предложения.
Я несу дрова. Ты… Он… Она… Мы.. Они…
Я читаю о друзьях. Ты… Он… Она… Мы… Они…
7. Повтори предложения.
Заяц дрожит от страха.
Таня дрожит от мороза.
Ваня дружит с Геной.
Дрозд сидит на ветке.
1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко др.
3. Повтори слоги:
Дра Дро Дру Дры
4. Повтори слова:
Ядро, ведро, бедро, пудра, выдра, мудрый, щедрый
5. Игра «Один-много»
Кедр-…, кадр-…, выдра-…, ведро-…, подруга-…
6. Измени предложения:
Я несу ядро. Ты… Он… Она… Мы… Они…
Я звоню Володе. Ты… Он… Она… Мы… Они…
7. Повтори за мной предложения.
Дрозд сел на кедр.
У подруги болит ведро.
Выдры живут в другом месте.
Печь топить нужны дрова.
Карточка № 4, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко др.
3. Повтори слоги:
Адра
Одро
Удру
4. Проговори слова:
Ядро, ведро, бедро, пудра, выдра, бодрый, мудрый, щедрый
5. Игра «Назови ласково»
Друг-…, подруга-…, дракон-…, квадрат-…, дрова-…, ведро-…, ядро-…, бедро-…
6. Продолжи предложения:
Я вижу друга. Ты… Он… Она… Мы… Они…
Я обведу ведро. Ты… Он… Она… Мы… Они…
Карточка № 5, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционные упражнения: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко др
3. Повтори слоги.
Тра
Тро
Тру
Тры
4. Произнеси слова.
Трап, травка, трасса, трапеза, трос, трон, тройка, трость, тропка, труд, трус, трубка, трудно
5. Соотнеси:
Одна тройка, две… пять…
Одна труба, две… пять…
Один трус, два… пять…
6. Доскажи предложение.
Королева сидит на…
Трубочист чистит…
Трубач играет на…
По рельсам в городе ездит…
Миша учиться на тройки он…
Весной появляется зеленая…
Машины мчатся по…
Карточка № 6, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко др
3. Повтори слоги.
Тра-тро
Тро-тры
Тры-тру
Тру-тра
4. Проговори слова.
Трава, трамвай, траншея, труженик, тростник, труба, трубач, трубочист
5. Составь предложения со словами.
Алеша, трамвай.
Машина, трасса
Тростник, болото
Трус, собака
Трава, траншея
6. Согласуй слова в предложении
Я иду по травке. Ты… Он… Она… Мы. Они..
Я бегу по тропинке. Ты…Он…Она…Мы…Они…
Я вижу троллейбус. Ты… Он…Она…Мы…Они…
7. Произнеси словосочетания.
Трава у тропинки, странное утро, быстрая струя, труба в траншее.
Карточка № 7, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко др
3. Повтори слоги:
Тра, тро, тру, тры
4. Произнеси слова.
Матрос, патрон, тетрадь, метро, ситро, патрон, ватрушка, петрушка, отрывок.
5. Скажи ласково.
Матрос-…, патрон-…, тетрадь-…, матрос-…, ватрушка-…, отрывок-…
6. Договори предложение.
Под землей еде (что?)
Ученик достал ручку и (что?)
Бабушка испекла с творогом (что?)
На кровати под простынкой лежит (что?)
Зарядку делают (когда?)
7. Измени предложение.
Я поеду в метро. Ты… Он… Она… Мы…. Они…
Я трогаю тетради. Ты… Он…Она…Мы… Они..
Карточка № 8, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционные упражнения: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко тр
3. Повтори слоги.
Атра, отро, утру
4. Повтори слова.
Утро, гетры, метр, литр, театр, осетр, осмотр, педиатр.
5. Измени предложения.
Я ем осетра. Ты.. Он…Она…Мы…Они…
Я буду педиатром. Ты…Он…Она…Мы…Они…
6. Повтори предложения.
У Петра в тетради три. Мама потрошит осетра. Матрос идет по трапу. Трое сажают петрушку. Матросы ждут трамвай. У метро стоит театр.
7. Произнеси чистоговорки.
Тра-тра-тра-в детский сад идем с утра.
Тор-тор-тор-Петр едет на метро.
Тру-тру-тру-зубы чистим по утру.
Тры-тры-тры-в сказке гномики хитры
Карточка № 9, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционные упражнения: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Машина»- проговори четко тр
3. Проговори слоги:
Тра-дра, тро- дро, тру-дру, тры-дры…
4. Посчитай:
Один патрон, два…, пять…
Один кедр, два…, пять…
5. Вставь пропущенную букву:
У Федора много д…узей.
Троллейбусы идут один за д…угим.
Умеем петь как д…озды.
6. Закончи предложение:
Оля подражает трубачу, и Дима…
Дерево отражается в воде, и береза…
Настя отрывала листок, и Петя…
Оля дрожала от холода, и Миша…
Марина дрыгала ногами, и Митя…
Надя мыла песком ведро, и Олег…
Карточка № 10, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Машина»- проговори четко тр-р-р-р
3. Повтори слоги:
Атр, отр, утр, итр, етр, адр, одр, удр, идр, едр…
4. Повтори слова:
Драже, ядра, бедра, пудра, выдра, дрова, друзья, другой, дружить.
5. Посчитай.
Один метр, два…, пять…
6. Измени фразы:
У меня щедрые друзья. У тебя… У вас…, У него…, У нее…, У них…
7. Составь предложения со словами.
На траве
Из трубы
С подружкой
К метро
8. Проговори чистоговорки:
Дра-дра-дра- ливень льет как из ведра,
Дро-дро-дро-матрос несет ведро,
Дру-дру-дру-трутень лезет по ведру,
Дры-дры-дры- хитры гномы и мудры.
Карточка № 11, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко др-р-р-р
3. Повтори слоги:
Стра, стро, стру, стры, втра, втро, втру, втры
4. Произнеси слова:
Струя, строгать, страна, сестра, стружка, стройка, страус, страх, стройка, струи, струны, строй, строчка, строгий.
5. Измени предложения:
Я строю дом. Ты… Он…Она…Мы…Они…
Я вижу страуса. Ты… Он… Она…Мы…Они…
Я еду в другую страну. Ты…Он..Она..Мы..Они..
6. Повтори предложения:
Трамвай едет быстро.
У страуса быстрые ноги.
У сестры много пестрых лент.
Завтра утром я поздравлю маму.
На завтрак у Петра чай.
Строители быстро построили дом.
Карточка № 12, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко др
3.Повтори слоги:
Штра-штра-штра
Штро-штро-штро
Штру-штру-штру
Штры-штры-штры
4. Повтори слова:
Штраф, завтра, завтрак, остров, острая, быстрая, пестрая
5. Измени предложения:
Я быстро читаю.
Я подметаю стружку.
Ты… Он… Она… Мы… Они…
6. Закончи предложение:
У Вани один острый нож, а у Вити два…
У Тани один пестрый носок, а у Жени два…
У Пети одна быстрая машина, а у Миши…
У Саши один строгий учитель, а у Люды два…
Картотека логопеда ‘Учимся говорить’
Речь — высшая психическая функция человека. Она обеспечивается головным мозгом, поэтому, отклонения в ее работе должны быть вовремя замечены и исправлены. Если ваш ре ребенок плохо говорит, то этот раздел сайта (poskladam.ru) поможет ему научиться правильно говорить и читать. В силу определенных причин с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями развития речи. Лучше всего, если занятия будут проходить попутно. Например, идете в садик и учитесь говорить определенное слово. Или учите песенку. Занятия со специалистом и компьютерными программами помогут ребенку улучшить память, внимание. Не огорчайтесь, если логопедические упражнения не будут получаться с первого раза. Перед тем, как переходить к логопедическим упражнениям, оцените развитие речи своего ребенка Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Используйте для развития речи скороговорки, загадки, пересказики (обучение пересказу), рассказы,сказки. Попробуйте сами правильно выполнить логопедические упражнения, а потом начните заниматься с ребенком. Вы можете посетить мой ютуб канал , на котором показано, как я решал логопедические проблемы у своего сына. Весь предоставленный на сайте логопедический материал, Вы можете использовать в качестве логопедического пособия! Занятия с логопедом благоприятствует возникновению дружеских отношений со сверстниками. Совместная работа родителей, упражнений с сайта и программного комплекса поможет детям ставить звуки. Занятия с онлайн логопедом помогают улучшить состояние мелкой моторики.
Артикуляционные игры и гимнастика с детишками
- Артикуляционная гимнастика для детей
- Решение артикуляционных проблем ребенка
- Обучение детей звукам, буквам и грамоте
- Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений
- Развитие артикуляционного аппарата детей
- Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика
Логопедия с дошкольниками. Упражнения и секреты
- Логопед в домашних условиях
- Логопедические занятия с ребенком
- Логопедическая группа для детей дошкольников
- Логопедические занятия онлайн с детьми
Речевое развитие ребенка
- Этапы речевого развития у ребенка
- Развитие словарного запаса ребенка
- Речевое развитие ребенка
- Диагностика задержки речевого развития у детей
- Логопедическое упражнение на развитие слуха и внимания
- Дидактические игры для развития речи
- Артикуляционные занятия с детьми
- Таблица звуков для логопедии
- Школа с нарушением речи
- Логопедические дети
- Логопедия Задания, тетрадь, упражнения, родителям, школа, речь
- Развитие активной речи у детей
- Индивидуальные логопедические занятия
Постановка звуков русского языка
- Постановка звука А
- Постановка звука Ц
- Постановка звука Ч
- Постановка звука Г
- Постановка звука Х
- Постановка звука Й
- Постановка звука К
- Постановка звука Л
- Постановка звука Р
- Постановка звука С
- Постановка звука Ш
- Постановка звука Щ
- Постановка звука З
Причины нарушения речи у детей
- Причины нарушения речи у ребенка
- Нарушение речи у детей
- Причины речевых нарушений у детей
- Нарушение звукопроизношения – дислалия у детей
- Дизартрия у детей
Развитие речи у дошкольников
- Занятия по развитию речи
- Речевое развитие ребенка
- Развитие речи ребенка с онлайн логопедом
- Нарушения в речи у дошкольников
- Виды речевых нарушений у детей и их симптомы
- Обучение звукам детей
- Развитие речи у детей
- Речь у детей – малышей
Уроки по развитию речи у детей
- Школа развития речи
- Упражнения для проведения логопедических занятий с детьми в картинках
- Гимнастика для язычка
- Массаж уздечки языка для логопедических детей
- Уроки по развитию речи у детей
- Занятия по речи у детей
- Артикуляционная гимнастика для малышей
Заикание
- Заикание у детей
- Причины заикания у детей
- Заикание у детей – причины
- Методика лечения заикания у детей
- Заикание у детей
Занятие с дефектологом
- Занятия ребенка с дефектологом
- Логопедические занятия с детьми дошкольниками
- Коррекция речевых нарушений у детей
- Логопедические упражнения для детей: 6-7 лет
- Логоритмические игры с самомассажем.
Задержка речевого развития у детей
- Задержка речевого развития у детей
- Диагностика задержки речевого развития у детей
- Логопедические диагнозы
- Дислексия у детей
- Постановка звуков у малышей
- Постановка шипящих звуков
- Постановка обычно начинается с глухого твердого с.
- ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ Ш, Ж.
- ПОСТАНОВКА ЗВУКА Л
- ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р.
- ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА «Р» В СЛОГАХ.
- ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ К, Г, Х.
- Звуки для детей дошкольников
Игрушки и игры
- Развивающие логопедические игрушки и игры
- Занятия для детей дошкольного возраста
Физическая активность для детей
- Физкультура для детей
- Физминутки для дошкольников в стихах
- Танцевальные физминутки
- Артикуляционная гимнастика в картинках
- Пальчиковая гимнастика в картинках
- Цигун для детей – логопедические упражнения для детей
- Логопедические занятия для детей
Логопедия
- Постановка звука “Л”
- Основы логопедии
- Принципы логопедии
- Школа семи гномов – программа
- Сказки для детей
- Картотека игр по развитию речи
- Ринолалия – проблемы с речью
Упражнения
- Диагностика детей раннего возраста
- Потешки
- Загадка про гнома для детей
- Загадка про грибы для детей
- Загадки для детей по сказкам
- Загадки придуманные детьми
Логопедические онлайн занятия позволяют детям развивать коммуникативные способности. Правильная речь ребенка – это хорошо. Дети с тяжёлыми нарушениями речи нуждаются в систематической помощи логопеда. Онлайн упражнения по логопедии могут служить полезным пособием не только для родителей. Учите с ребенком стихи, поговорки, чтение книг. Не огорчайтесь, если логопедические упражнения не будут получаться с первого раза. На нашем сайте мы постарались предоставить вам все, что нужно для развития речи вашего малыша. Занятия с логопедом благоприятствует возникновению дружеских отношений со сверстниками.
Мы предлагаем артикуляционные онлайн упражнения и программы, которыми вы будете с ребенком заниматься. На индивидуальных занятиях с логопедом ведётся работа по постановке звуков и развитию фонематического восприятия. Проявляйте терпение при занятиях с детишками. Отслеживайте успехи ребенка. Вы можете специально снимать его на видео и выкладывать в свой ютуб канал.
Игры и задания для запуска речи у неговорящих детей
Переживаете, что ребенок никак не заговорит? Хотите заниматься дома, но не знаете с чего начать? Собираетесь обратиться к логопеду?
Когда ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет так и не начал говорить, без помощи логопеда не обойтись, но кое-что вы можете сделать и самостоятельно. Одно из главных условий развития речи – непрерывность, поэтому важно не только регулярно заниматься со специалистом, и дома каждый день находить время для заданий для запуска речи. Из этой статьи вы узнаете о самых интересных и эффективных упражнениях, которые понравятся и взрослым, и детям.
Как у детей возникает потребность говорить?
Логопеды часто советуют родителям чаще разговаривать с ребенком, но не все папы и мамы делают все правильно. Любой язык – это знаковая система, и слово, по сути, замещает конкретный предмет, то есть имеет определенное значение. Если общение малыша в возрасте до 1,5 лет и его родителей сводится только к проявлениям заботы и любви или ребенок предпочитает играть в одиночестве, то речь появится нескоро, даже если в словаре накоплено довольно много слов. Для появления речи, необходимо, чтобы:
- ребенок нуждался в общении с взрослым: назвать предмет, выразить чувства, попросить о чем-либо;
- общение было содержательным: об игрушках, действиях, впечатлениях;
- взрослые разговаривали с малышом не просто так, а именно о совместных действиях, игре;
- ребенку нужен был предмет, который необходимо назвать, чтобы получить.
Когда малыш попадает в ситуацию предметного сотрудничества, перед ним возникает речевая задача, и чтобы ее решить, ему приходится менять все свое поведение.
Единственной возможностью получить желаемый предмет становится только словесная просьба, называние предмета определенным словом. Единственным помощником здесь является только взрослый.
Логопеды выделяют три этапа овладения словом неговорящими детьми.
1. Появление потребности в предмете
Это могут быть картинки, игрушки, кубики, книжки, одежда, лакомства и т.д. Ребенок желает получить его, тянет ручки, пытается привлечь внимание мамы мимикой и жестами. Иногда безуспешные попытки приводят к плачу, гневу, но постепенно ребенок понимает, что можно попросить о помощи взрослого.
2. Взрослый помощник
Для того чтобы обратиться к взрослому, малыши часто используют лепетные слова типа «дай-дай-дай» и указательные жесты. Задача взрослого – не поддаваться на «провокации» и спокойно дожидаться момента, когда ребенок решит произнести название предмета.
3. Появляется слово
Когда ребенок смотрит на взрослого, он невольно обращает внимание на движения его губ. При разговоре обязательно выговаривайте каждый звук как можно четче, чтобы малыш понимал, как он произносится.
Приступая к домашним занятиям, не забывайте, что ребенку требуется некоторое время, чтобы сориентироваться в новой для себя ситуации. Следуйте вышеописанному порядку: потребность в предмете, потребность в помощи взрослого, слово – и все получится.
Начинаем говорить, играя
Игра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Начинайте с самых простых упражнений, чтобы ребенок мог легко их освоить и постоянно находился в ситуации успеха.
Звуки и руки
Двигайте руками и ногами и произносите на каждый жест определенный звук. Например, разводим руки в стороны и поём: «Аааа», приставляем ладошки к уголкам рта на «Уууу», ставим ноги на ширину плеч на «Иииии», сцепляем пальцы в замок и поднимаем руки над головой на «Оооо» и т. д.
Играем в мячик
Сядьте с ребенком на пол, широко расставьте ноги, кидайте мячик малышу со словами «Давай поиграем! Лови мячик, лови», выделяя интонацией глагол «лови». Таким образом, вы будете побуждать ребенка произнести это слово, когда он будет кидать вам мячик в ответ. То же самое проделайте, когда будете катать мячик: «Кати мячик, кати!». Игра должна быть эмоциональной, поэтому не скупитесь на ободрение и похвалу.
«Будильник»
Это упражнение обычно нравится детям. Перед выполнением желательно убедиться, что ребенок примерно представляет себе, что такое часы. Скажите, что сейчас вы превратите малыша в будильник, и «заведите» его: сделайте несколько круговых движений пальцем по детской ладошке, животу, головке или спинке, приговаривая: «тик-так», «тик-так». Теперь он должен зазвонить: ритмично потряхивайте ладошку, сопровождая движения звуком «ззззз». Потом предложите малышу, чтобы будильником были вы, а он должен завести вас. Поначалу помогайте ребенку произносить нужные слова и звуки, чем чаще повторять игру, тем быстрее он запомнит эти звукоподражания.
«Поезд»
Встаньте с ребенком друг за другом, объясните малышу, что теперь вы – вагоны поезда и совершите много интересных путешествий. Вагоном в вашем составе может стать каждый член семьи. Во время движения издавайте звуки типа «ту-туу-ту, чух-чух-чух, туууу!», побуждая ребенка произносить их вместе с вами. Во время поездок по квартире, комментируйте все, что видите: «вот стиральная машина, а вот кухня, сейчас поедем за игрушками в детскую» и т. д.
«Кап-кап-кап»
Для этого задания вам потребуется набор небольших цветных губок для мытья посуды. Поставьте на стол две миски: одну пустую, а другую с водой, рядом разложите губки, чтобы ребенок мог выбрать любую. Возьмите одну, намочите и выжмите в пустую миску, приговаривая: «кап-кап-кап». Предложите ребенку сделать то же самое с другими губками.
«Пузыри»
Эта игра помогает ребенку научиться управлять своими речевыми органами. Вы пускаете мыльные пузыри, а ребенок должен их хлопать, одновременно произнося парные звуки: «б»-«п», «в» — «ф», «т» — «д» и другие. Помогайте ребенку, произнося звуки вместе с ним.
«Говорящий мячик»
Возьмите небольшой мячик, который помещается в ладошку, его можно связать крючком и наполнить рисом или крупой, тогда он будет еще мягко массировать детские ручки. Перекладывайте мячик из руки в руку и произносите сначала звуки (лучше начинать с гласных и звонких согласных), а потом, по мере освоения ребенком упражнения, и слоги: КИ-СА, МА-МА, БА-БА, ДЕ-ДА и т. д.
«Чудесный шкафчик»
Вам потребуется небольшой шкафчик или комодик с большим числом отделений. Его можно сделать из обувных коробок, склеив их между собой. При малыше спрячьте в один из ящичков игрушку или хорошо знакомый ему предмет. Ребенок должен найти его, достать и назвать.
«Буль-буль»
Приготовьте большую миску с водой, цветные мелкие камешки, бусины, пуговицы, ракушки и пр. Бросайте вместе с малышом предметы в воду, повторяя на каждый бросок: «буль», «бултых».
«Шарик»
Для игры нужен маленький легкий мячик или обычный воздушный шарик (без гелия, иначе он сразу улетит). Его нужно подбрасывать вверх, приговаривая: «Ух! Ух! Ух!».
«Цап-цап»
Посадите ребенка за стол так, чтобы его локти опирались на стол. На расстоянии, примерно соответствующем длине предплечья, положите мелкие предметы вроде бусин или пуговиц. Рядом поставьте коробочку. Теперь ребенок, не отрывая локтя, должен взять предмет пальцами со словом «Цап-цап» и перенести его в коробку со звуком «Бах!». Кстати, можно устроить соревнование, когда малыш хорошо освоит игру.
Еще один совет: старайтесь как можно чаще создавать ситуации, когда ребенку может потребоваться тот или иной предмет, игрушка, добивайтесь того, чтобы он делал хотя бы попытки назвать его словом.
Помните, что с первого раза ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, поэтому запаситесь терпением и объясняйте, показывайте снова и снова. Занимаясь каждый день по 10-15 минут, вы обязательно добьетесь успеха, и малыш порадует вас первыми словами!
Программа кружка “Учимся говорить правильно”
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 городского округа г.Нефтекамск РБ
МАДОУ детский сад № 29
Протокол от «03» сентября 2020г. №1
МАДОУ детский сад № 29
от «03» сентября 2020г. № 132
дополнительного образования
«Учимся говорить правильно»
на 2020 -2021 учебный год
(возрастная категория детей 4-5 лет, срок реализации 1 год)
Разработала: Муртазина А. Р.,
учитель-логопед первой категории
Нефтекамск, 2020 г.
4. Календарно-тематическое планирование………………………………. 10
5. Перспективно-тематическое планирование ……………………………. 12
6. Методическая и специальная литература………………………………. 29
Пояснительная записка
Актуальность. Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребёнка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
Красивая, правильная речь – залог успешного обучения. Детям, у которых отсутствует чёткая дикция, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной речи.
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается неумение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечёт за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи. И, как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее.
В связи с тем, что на логопункт, в первую очередь зачисляются воспитанники старших групп, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы. Поэтому основной причиной создания логопедического кружка стала просьба законных представителей (родителей).
Программа логопедического кружка «Учимся говорить правильно» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-5 лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.
Направленность. Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – индивидуально-подгрупповой.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости – артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путём артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.). Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Формирование правильного речевого дыхания.
Развитие фонематического слуха.
Развитие фонематического восприятия.
Формирование словарного запаса.
Развитие грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
При планировании коррекционной работы кружка учитывались особенности детей :
индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
положительная мотивация выполнения заданий.
чередование различных видов деятельности.
В основу планирования занятий кружка положены следующие дидактические принципы:
принцип комплексности , воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений.
принцип поэтапного формирования умственных действий, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности.
принцип учёта зоны ближайшего развития , при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда.
принцип усложнения материала , с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.
принцип учёта объёма и степени разнообразия материала . Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребёнка возрастной норме. Учёт уровня речевого развития каждого ребёнка.
принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.
Цель работы кружка : совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 4-5 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, посредством игровых технологий.
Коррекционно-образовательные:
Формирование слухового внимания, восприятия и фонематического слуха.
Формирование умения регулировать силу голоса.
Формирование правильного звукопроизношения.
Формирования понятия о грамматических категориях языка.
Развивающие:
Развивать дыхание, голос и мимические мышцы.
Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.
Развивать слуховое и зрительное внимание.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать умение внимательно слушать речь логопеда.
Воспитывать умение слушать друг друга.
Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения.
Воспитывать самоконтроль за речью.
Здоровьесберегающие:
Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребёнка.
Соблюдать правильную посадку ребёнка.
Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Соблюдать режим охраны зрения.
Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МАДОУ детский сад № 29.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю (с октябрь по май ), всего 64 занятия.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Форма проведения занятия и методы:
составление описательных рассказов, сказочные путешествия;
дидактические подвижные игры на звукоподражание;
заучивание считалок, загадок и стихов;
использование ИКТ и т.д.
Занятия строятся в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка Звуковичок, у которого много друзей и он знает всё о звуках. Эти персонажи оживляют эмоциональное общение логопеда с детьми. Вовлечение детей в сюжет становиться для детей эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой барьер, воспитывать чувство взаимопомощи.
Частая смена сюжета, персонажей, и соответственно новизна заданий увеличивает степень концентрации внимания, снижает утомляемость детей на занятиях.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти;
упражнения на развитие темпа, ритма и коррекции речи и движений с музыкальным сопровождением;
игры для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук;
лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи;
упражнения на расслабления (релаксация).
Предполагаемые результаты:
правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях;
повышение речевой активности, понимания обращённой речи;
укрепление произвольного и слухового внимания;
расширение рамок общения с помощью мимики, жестов;
коррекция лексико-грамматической стороны речи;
Тетрадь для логопедических занятий с детьми дома. Звук “К”
Разделы: Логопедия
В данных тетрадях представлен большой речевой материал для автоматизации звуков. Он подобран в соответствии с принципами доступности, последовательности и наглядности и может быть использован при работе с детьми от 4 с половиной до 10 лет, обученными грамоте и не умеющими читать, с различными речевыми нарушениями и задержкой психического развития.
Сюда же включены упражнения для развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики.
Большое внимание уделяется развитию связной речи детей умению составлять предложения и рассказы, пересказывать; закреплению представлений об окружающем и совершенствованию грамматической стороны речи.
В тетради много картинок, которые служат средством наглядности материала и выполняют коррекционные задачи:
- совершенствование мелких движений пальцев рук,
- подготовка руки к письму,
- улучшение зрительного внимания и памяти,
- развитие пространственной ориентировки,
- закрепление знаний об окружающем мире,
- совершенствование грамматической стороны речи.
Артикуляционная гимнастика
1. “Заборчик” – широко улыбнуться показать сжатые зубы (верхние зубы стоят на нижних). Удерживать 5-7 секунд.
2. “Слоник” – вытянуть губы вперед “трубочкой” (губы сжаты). Удерживать так 5-7 секунд.
3. Чередовать упражнения “Заборчик” и “Слоник”. Челюсти не двигаются, двигаются только губы. Повторить 8-10 раз.
4.“Пожевали язычок” – приоткрыть рот, улыбнуться. Двигать язычок по нижней губе вперёд – назад легко покусывая его зубами. Выполнять 8-10 секунд.
5.“Лопаточка” – язык расслабить, положить на нижнюю губу (язык высунуть изо рта, лежит чётко по контуру губы). Выполнять 8-10 секунд.
6. “Мостик” – открыть рот, упереть язычок острием в передние нижние зубы и выгнуть горкой. Выполнять 8-10 секунд.
7.“Мостик смело соберем и очень быстро разберем” – приоткрыть рот, упереть язык в нижние передние зубы и выгнуть горкой. Зафиксировать, а затем расслабить его – уронить вниз. Затем попеременно эти движения повторяем 10-15 секунд.
8.“Ветер дует с горки”– открыть рот и сделать” горку”. Вдохнуть и выдохнуть, направляя воздух по языку наружу. Сосредоточим внимание ребёнка на “переходе” от вдоха к выдоху. В этот момент мягкое небо приподнимается и закрывает ход воздуху в полость носа. Получается кряхтящий выдох. Мы начинаем ловить звук”к”.
9.“Катание с горки”– укрепляем мышцы языка. Активизируем работу мягкого неба вместе с дыхательными органами. На ладошку взрослого или ребёнка кладется шарик, сделанный из ваты. Ребёнок открывает рот и делает “мостик”, но наш язычок на мостике ещё и “борец”, край языка отодвигается от передних зубов, язычок готовится к толчку. Затем вдыхаем и резко выдыхаем воздух, так, чтобы подвинуть шарик на ладошке. На “границе” вдоха – выдоха активно начинают работать мышцы мягкого неба. Звук “к” должен “вылететь” изо рта.
Пальчиковая гимнастика
1.“Пальчики здороваются” – кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков всех остальных пальцев. То же делать пальцами левой руки, а затем двумя руками одновременно.
2.“Ручки здороваются” – пальцы правой ркуи здороваются с пальцами левой руки от большого к мизинцу и обратно. (5 раз)
3.“В кулачок 1” – поочередно сгибать пальцы руки и убирать их в кулак, начиная с большого пальца. Делать это правой, левой, обеими руками.
4.“В кулачок2” – поочередно сгибать пальцы в кулак, начиная с мизинца. Делать это правой, левой, обеими руками.
5.“Из кулачка1” – одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец- наверху), а затем поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. Делать это правой, левой, обеими руками.
6.“Из кулачка2” – одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец- внутри кулака), а затем поочередно выпрямлять их, начиная с мизинца. Делать это правой, левой, обеими руками.
7.“Веселый кролик Банни” – большим палецем правой руки прижимаем к ладони безымянный и мизинец, а указательный и средний пальцы подняты вверх. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки одновременно со словами:
Весёлый Кролик Банни
Резвился на поляне.
А если шорох слышит,
Замрет он – и не дышит.
И на его макушке
Встают, какстрелки, ушки.
А домик его – норка
Под елкой у пригорка.
Он к но к норке подбегает,
И прыг – в неё ныряет!
8.“Посмотри мои ладошки”– ладошки обеих рук прижимаем к поверхности стола, а пальцы сдвигаем и раздвигаем.
Произносим следующие слова:
Посмотри: моя ладошка,
Как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.
Занятие 1
1. Артикуляционная гимнастика.
2. “Прятки” – укрепляет мышцы боковых краев языка, учит втягивать и выдвигать язык, поднимать спинку языка и удерживать в этом положении. Рот открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперёд, а затем убрать в глубь рта. Язык спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при этом кончик языка отодвигается от нижних резцов.
3. Прочитай и повтори слоги и цепочки слогов.
Карточки для работы с неговорящими детьми
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ.
Логопед: КУБАСОВА Л.А.
Данная картотека создана в помощь логопедам и дефектологам, работающим с детьми с ЗРР, алалией, с комплексными нарушениями и др. В картотеке собран материал известных логопедов практиков Нищевой, ,Архиповой и др. Материал грамотно и красочно оформлен, что немало важно при работе с данным контингентом детей. Дети на занятиях становятся более активными и заинтересованным в речевом подражании.
С.В.Батяева, Е.В. Севостьянова 2Альбом по развитию речи для самых маленьких».
Нищева Н.В. «Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР»
Архипова Е.Ф. «Логопедическая работа с детьми раннего возраста».
Жукова, Мастюкова, Филичева «Преодоление задержки речевого развития »
ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Широко открываем рот, громко поём:
Как мама укачивает малыша?
Округляем губы, громко поём:
Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
О-о-о!
Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:
Как гудит пароход?
У-у-у
Растягиваем губы в улыбку, громко поём:
И-и-и!
Как верещит зайка?
И-и-и!
РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ
Это корова. Корова мычит:
Му-му-му!
Как мычит корова?
Это коза. Коза кричит:
Как кричит коза?
Это кошка. Кошка кричит:
Как кричит кошка?
Это овечка. Овечка кричит
– Как кричит овечка?
Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:
– Как пищит цыплёнок?
Это собака. Собака лает:
Ав! Ав! Ав!
Как лает собака?
Это курочка. Курочка кричит:
Как кричит курочка?
Это гусь. Гусь кричит:
Га! Га! Га!
Как кричит гусь?
Это кукушка. Кукушка кукует:
Как кукует кукушка?
Это лягушка. Лягушка квакает:
Ква! Ква! Ква!
– Как квакает лягушка?
Это петушок. Петушок поёт:
– Как поёт петушок?
Мальчик играет на дудочке:
– Как играет мальчик?
Мальчик играет на барабане:
Бум! Бум! Бум!
– Как играет мальчик?
Как гудит машина?
Папа стучит молотком
– Как папа стучит молотком?
Девочка погоняет лошадку:
Как девочка погоняет лошадку?
Проговаривание слогов
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:
Ляля, Киса, Зая, би-би.
Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:
– ТОП-ТОП-ТОП
– Как топает малыш?
Вода капает.
– Как капает вода?
Часы тикают.
– Как тикают часы?
–БОМ-БОМ
Охотник стреляет
-Как стреляет охотник?
Мальчик качается на качели
КАЧ-КАЧ
–НЯМ-НЯМ
Мальчик спит
Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»
Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай!
Просим ребёнка повторить.
Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
Это Вова. У Вовы би-би.
Просим ребёнка повторить.
Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать.
Задавайте ребёнку вопросы:
Пусть показывает и называет.
Подберите фотографии для составления простых предложений:
Папа сидит. И т.д.
Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.
Существительные по теме: мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.Глаголы по теме: идти, сидеть, пить, есть.
Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик). Попросите ребёнка:
Покажи зайку, мишку, куклу и т.п.
Показывайте и называйте:
Это кубик. Это мяч. И т.п.
Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно.
Работаем над простыми предложениями:
Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п.
Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти
Развитие коммуникативных качеств детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
В статье раскрывается понятие “коммуникативные качества”, представлены направления социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО, особенности коммуникации детей с ОВЗ; рассматриваются методы развития коммуникативных качеств через игру, беседы и творческую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_kachestv_detey_s_ovz.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ “ГИМНАЗИЯ №1637”
111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А тел.(495) 672-02-35
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет
ему комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л.С.
Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. В современном обществе коммуникативной сфере ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию. Дети стали меньше общаться со сверстниками и со взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов.
Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые для этого качества.
Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются чем-то врожденным, их можно и нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ.
Итак, что же это за качества:
– желание вступать в контакт с окружающими, пользоваться правильной речью для выражения своих мыслей
– знание норм и правил, которым необходимо следовать в процессе общения с окружающими
– умение организовывать общение и слушать собеседника
– умение эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации
Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества.
Направления социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования (2.6.)
«. Социально-коммуникативное развитие направлено на
– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
– формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
« Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
… ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты» (4.6.).
Дети с ОВЗ — это особая группа детей, которые имеют физические и (или) психические недостатки, препятствующие их нормальному развитию.
Особенности коммуникации детей с ОВЗ:
– снижение потребности в общении, большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми;
– речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;
– нежелание вступать в контакт;
– трудности понимания обращенной речи;
– часто ребенок не знает, как подойти попросить, что сказать (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);
– замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;
– трудности в употреблении невербальных средств общения – выразительных движений, мимики, жестов;
– при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);
– некоторые дети неактивны в ходе диалога со взрослым, ограничиваются невербальным или односложным ответом;
– другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.
Как развивать коммуникативные качества детей?
Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:
1) в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры)
2) через беседы, обсуждения литературных произведений
3) в творческой деятельности
1) Словесные дидактические игры являются одним из важных средств формирования и развития диалогической речи. В ходе таких игр дети решают разнообразные мыслительные речевые задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, группируют предметы, учатся строить диалог с педагогом и друг с другом. В таких играх развиваются не только психические процессы, но и умение договариваться, умение бесконфликтно убеждать и доказывать свою точку зрения.
Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно-ролевой игры являются следующие:
1. Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.
2. Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.
3. Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.
4. Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.
5. Учить рассуждать, аргументировать, выражать свои чувства.
6. Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения.
7. Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.
8. Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и с взрослыми.
9. Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.
10. Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении.
11. Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
12. Расширять общий кругозор детей
Театрализованные игры развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать им. Кроме того, такие игры позволяют ребенку решать свои проблемные ситуации от лица персонажа, помогают преодолевать застенчивость, робость, неуверенность в себе.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется и пополняется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно и четко изъясняться.
Любые игры соревновательного характера (например, эстафеты) учат ребенка работать в команде, сотрудничать с другими людьми для достижения общей цели. Кроме того, поскольку в таких играх подразумевается победа или поражение, это хорошая тренировка для контроля своих эмоций: победитель должен вести себя тактично, а проигравший достойно принимать поражение.
2) Детей полезно приучать к слушанию сказок, рассказов из детских книг и обсуждению их содержания. Беседуя по материалам прочитанного, важно показать ребенку, что ситуации, которые описаны в книге, имеют место и в жизни детей. При этом взрослый должен высказать свое отношение к конфликтам и событиям, которые имели место в группе детей на занятиях.
Кроме того, сочинение сказок детьми по одной фразе (друг за другом) помогает научиться терпеливо слушать, не перебивая, улавливать сюжет, привносить новое и связно выражать свои мысли.
3) Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность (лепка, рисование, конструирование). В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребенка становится партнером, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи.
Хорошо влияет на развитие коммуникативных качеств дошкольника или младшего школьника общение с людьми разного возраста. Это позволяет ему освоить параллельно несколько шаблонов поведения: уважительное отношение к взрослым, подражание старшим и забота о детях младшего возраста, ответственность за них. Все это служит основой для дальнейшего встраивания человека в любой коллектив и общество в целом.
Необходимо развивать как вербальные, так и невербальные средства общения. Детям со зрительной патологией важно научиться самостоятельно и правильно использовать мимику, жесты и интонацию с целью:
– в своих действиях и поведении не выделяться среди нормально видящих;
– передавать адекватными речевыми и неречевыми средствами свое эмоциональное состояние.
Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Очень важно работу по развитию коммуникативных качеств детей с ОВЗ продолжать в семье. Родителям наравне с педагогами необходимо тренировать коммуникативные умения своего ребенка и готовить его к полноценному взаимодействию с коллективом младшей школы.
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Зорина С.С. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения. Специальное образование, №4, 2010.
3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Елисеенкова О.М. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности / Современные проблемы науки и образования, №3, 2014.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возникновение педагогического опыта связано с потребностью создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимого для их социализации и интеграции в общество. С каж.
Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возмож.
Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. В Концепции Специального Федерального государственного стандарта большое внимание удел.
В настоящее время образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных спос.
В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной ком.
Инклюзия в дополнительном образовании.
Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле.