Снижение памяти у пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения

Как улучшить мозговое кровообращение и память?

На приеме у невролога можно часто услышать жалобы пациентов на ухудшение памяти. Действительно, с годами наша память не улучшается. Напротив, то не вспомним, куда положили очки или документы, то забыли имя или фамилию хорошо знакомого человека или дни рождения близких.

Почему это происходит? Важную роль в ухудшении памяти играет недостаточное кровоснабжение ткани головного мозга. Существуют заболевания, прежде всего атеросклероз и гипертоническая болезнь, вследствие которых просвет мозговых сосудов суживается или даже полностью закрывается, снижается поступление крови в головной мозг, развивается недостаток кровоснабжения – ишемия (греч. isho – задерживаю, haima – кровь).

Нарушения мозгового кровообращения могут как протекать бессимптомно по типу хронической недостаточности, так и проявляться в виде острых сосудистых эпизодов.

Острые ишемические нарушения мозгового кровообращения нередко возникают кратковременно в течение 10-20 минут, могут повторяться несколько раз в день, но продолжаются не больше суток.

Из-за внезапности возникновения и быстроты исчезновения нарушений со стороны головного мозга такие состояния называют транзиторными ишемическими атаками. Как они проявляются?

Симптомы нарушения мозгового кровообращения

Если вследствие инсульта пострадают структуры головного мозга, которые отвечают за память, возникает ее нарушение – амнезия. Человек, перенесший подобный инсульт, может забыть многие события своей жизни, а также утратить способность запоминать текущие события. Такие пациенты нередко не помнят, что происходило несколько минут или часов назад, как зовут их близких.

Страдает их способность ориентироваться во времени и пространстве – они не знают, где находятся, не могут определить не только день, но и месяц, год, затрудняются назвать свой возраст, фамилию, адрес. В результате развивается нарастающее слабоумие (деменция), которое затрудняет общение, делает человека беспомощным.

Хотелось бы подчеркнуть, что деменция – это расстройство различных высших психических функций, которое ведет к утрате профессиональных способностей, к трудностям взаимодействия в обществе.

Часто нарушения памяти развиваются постепенно, без инсульта, у людей, которые страдают атеросклерозом сосудов головного мозга, гипертонической болезнью.

В таких случаях, прежде всего, снижается работоспособность при выполнении привычной нагрузки, ухудшается память на текущие события (на фамилии и номера телефонов новых знакомых, забывается новая информация).

Постепенно появляются повышенная утомляемость, быстрая смена настроения, общая слабость. Такие явления сначала исчезают после отдыха и снижения рабочей нагрузки, а потом уже и это не помогает.

При обследовании неврологом у пациентов могут выявляться снижение памяти, эмоциональные расстройства (повышенная раздражительность, агрессивность), легкие нарушения координации, расстройства равновесия.

Невролог с помощью специальных нейропсихологических тестов оценит память, внимание, мышление и сделает вывод о том, имеет ли пациент существенные нарушения познавательных (когнитивных) функций.

При проведении ультразвукового исследования сосудов головного мозга – дуплексного сканирования – нередко выявляются стенозы или даже закупорки сонных и позвоночных артерий, которые объясняют причину недостаточности кровоснабжения головного мозга.

Важно отметить, что хроническая недостаточность мозгового кровообращения тоже может быть причиной развития нарушений памяти и сосудистой деменции.

Лечение нарушения мозгового кровообращения

Как улучшить мозговое кровообращение и память? Прежде всего, рекомендуется соблюдение диеты с ограничением продуктов, содержащих животные жиры (сметана, сливки, масло, жирный творог, свинина, печень, колбаса, яйца), прекращение курения и чрезмерного употребления алкоголя.

Известно, что на уровень артериального давления часто влияет характер питания: есть прямая зависимость между содержанием соли в пище и повышенным АД, поэтому потребление соли в день не должно превышать 5 г (чайная ложка).

Необходим тщательный контроль артериального давления (АД) и массы тела. Прибавка каждого лишнего килограмма массы тела может увеличить показатели артериального давления на 2 мм рт. ст. Нужно регулярно проводить анализ крови на содержание холестерина и глюкозы.

При устранении факторов риска сосудистых заболеваний головного мозга уменьшается вероятность развития деменции или замедляются темпы ее прогрессирования.

Препараты улучшающие память и мозговое кровообращение

В последние годы разработаны лекарства, непосредственно воздействующие на процессы запоминания, переработки и сохранения информации. Это стало возможным после того, как выяснилось, что нервные клетки, обеспечивающие функцию памяти, для своей работы требуют наличия больших количеств ацетилхолина – вещества, отвечающего за передачу нервного импульса.

Оказалось, что в головном мозге больных сосудистой деменцией уменьшается число клеток, осуществляющих функцию памяти, и снижается количество ацетилхолина.

Известно, что в организме ацетилхолин разрушается под действием фермента ацетилхолинэстеразы. При использовании некоторых лекарственных средств, например, Реминила (галантамин), активность этого фермента угнетается (происходит ингибирование).

Этот процесс способствует увеличению содержания ацетилхолина в ткани головного мозга, а также усиливает чувствительность к нему нервных окончаний. Благодаря этому работа нервных клеток, отвечающих за память, улучшается.

Наш опыт применения Реминила свидетельствует об эффективности этого лекарственного препарата у пациентов с нарушениями памяти, с сосудистой деменцией.

Спустя 4 месяца после начала приема этого лекарственного средства (при постепенном увеличении его суточной дозы от 4 до 12-16 мг) существенно улучшилась память у пациентов с сосудистой деменцией, уменьшились трудности общения, замедлилось прогрессирование болезни. Лучшие результаты лечения отмечались на ранних стадиях сосудистой деменции.

Установлена хорошая переносимость препарата. Его следует принимать после еды 2 раза в день, постепенно увеличивая дозу, по схеме, предложенной лечащим врачом.

Реминил противопоказан лицам с почечной и печеночной недостаточностью, со сниженной частотой сердечных сокращений (брадикардией).

Следует подчеркнуть, что этот медикамент должен быть частью комплексной терапии пациентов с сосудистой деменцией, куда входят лекарственные средства, снижающие АД, нормализующие уровень холестерина и глюкозы в крови.

Применение Реминила в клинической практике облегчается тем, что благодаря высокой эффективности препарат включен в список лекарств, которые отпускаются бесплатно льготным категориям граждан.

Хотелось бы подчеркнуть, что при лечении сосудистой деменции прием лекарственных препаратов необходимо сочетать с занятиями лечебной физкультурой: постоянные, дозированные упражнения усиливают работоспособность сердца, улучшают кровоснабжение всех органов и головного мозга.

При этом физическая нагрузка должна выполняться с учетом возраста, состояния здоровья, опыта предшествующих физических занятий, погоды и т.д. Главное, чтобы такие занятия доставляли удовольствие, возбуждали положительные эмоции.

Наряду с физической нагрузкой необходима постоянная тренировка памяти, этому способствуют игра в шахматы, шашки, решение кроссвордов.

Большое значение имеет создание благоприятного психологического климата для пациента с сосудистой деменцией. Это зависит от окружающих людей, которые, обеспечивая пациенту щадящий режим, должны избегать его чрезмерной опеки, замедляющей восстановление функций нервной системы.

Только совместными усилиями пациента, его близких и доктора можно добиться улучшения не только памяти, но и качества жизни при сосудистой деменции.

Лечение деменции и восстановление умственных способностей, очень актуальный вопрос для людей пожилого возраста, а так же для их родственников.

Нарушение памяти и внимания, умственной работоспособности и других высших психических функций является одним из наиболее часто встречаемых видов.

Нарушения памяти, развивающиеся в пожилом возрасте, – одна из наиболее серьезных проблем современной медицины. Наряду с фундаментальными.

Хроническое сосудистое заболевание головного мозга (врачи используют термин “дисциркуляторная энцефалопатия”) часто встречается у людей пожилого и.

Много проблем со здоровьем у пожилого человека – пошаливает сердце, скачет давление, болят суставы, да и память зачастую подводит. Жалобы на.

Нарушение мозгового кровообращения у взрослых и пожилых людей: симптомы, лечение и профилактика

  • Нарушение мозгового кровообращения ⇩
  • У взрослых ⇩
  • У пожилых ⇩
  • Виды нарушений мозгового кровообращения ⇩
  • Приводящее нарушение мозгового кровообращения ⇩
  • Острое нарушение ⇩
  • Симптомы ⇩
  • Диагностика ⇩
  • Лечение ⇩
  • Чем опасно нарушение мозгового кровообращения ⇩
  • Профилактика ⇩

Человек всегда должен следить за своим здоровьем и своевременно обращать внимание на такие сигналы организма, как частая головная боль или изменение состава крови без видимых на то причин.

Как уберечь себя от возможных нарушений кровообращения в головном мозге и что делать, если болезнь все же наступила, будет рассмотрено в данной статье.

Нарушение мозгового кровообращения

Процесс, когда кровь двигается по сосудам спинного и головного мозга, называется кровообращением мозга.

Нарушение правильного движения крови может произойти, например, в следующих ситуациях:

  • У пациента имеется какая-либо патология сосудов головного мозга.

Такие изменения могут произойти, если в сосудах:

  1. Произошел перегиб.
  2. Образовался тромб;
  3. Уменьшился просвет;
  • У больного гражданина нарушился поток крови в магистральных и мозговых артериях.

Любое нарушение правильного движения крови по сосудам мозга объясняется тем, что происходит несовпадение количества крови, которое необходимо для правильного функционирования мозга, и количества крови, фактически попадающее в мозг.

Если у пациента имеется нарушение мозгового кровообращения, то ему в обязательном порядке надо обратиться за консультацией и обследованием к указанным ниже врачам:

  1. Невролог;
  2. Терапевт;
  3. Ангиохирург, то есть хирург, который занимается обследованием кровообращения в мозгу;
  4. Кардиолог;
  5. Реаниматолог.

Мозговое кровообращение может быть нарушено у пациента по ряду причин:

  • Повышенное давление (гипертония).
  • Особые бляшки, образующиеся в сосудах мозга. Такие образования не дают крови правильно двигаться по данным сосудам.
  • Различные травмы головы (ушибы, сотрясения).
  • Постоянная (хроническая) усталость.

Читайте в аналогичной статье про изменения головного мозга.

У взрослых

У взрослых людей мозговой кровоток может нарушаться при таких ситуациях, как:

  • Наличие остеохондроза, при котором происходит сдавливание сосудов, отвечающих за правильную работу мозга.
  • В мозговых артериях имеются тромбы, которые могли появиться после травм или операций.
  • У человека есть опухоли на шее или в голове.

У пожилых

У людей пенсионного возраста правильное движение крови по судам мозга чаще всего может нарушаться, если у них в анамнезе имеются:

  • Заболевание крови или органов, которые отвечают за движение крови;
  • Проблемы с сердцем;
  • Воспалительные процессы в сосудах.

Виды нарушений мозгового кровообращения

В медицине выделяют следующие виды нарушений мозгового кровообращения:

  • Хроническое нарушение.

Такой вид имеет несколько стадий:

  • Начальная стадия, при которой клиенты часто жалуются на такие симптомы, как:
  1. Быструю утомляемость;
  2. Головокружения или тяжесть в голове;
  3. Снижение памяти и быстроты мышления;
  4. Проблемы со сном.

Такое плохое самочувствие может возникнуть у человека, если он хочет кушать, выпил алкогольного напитка или при смене погодных условий. На данной стадии нервная система не поражается.

Дисциркуляторная энцефалопатия делится на три стадии:

  • Первая стадия характеризуется такими неприятными симптомами, как:
  1. Нарушение сна;
  2. Возникновение сложности при смене деятельности;
  3. Появление головной боли у пациента, если он долгое время что-то высчитывал или запоминал. Также голова может болеть и в том случае, если человек просто переволновался;
  4. Быстрая смена настроения в течение короткого промежутка времени.
  • При второй стадии у больного человека будут происходить следующие личностные изменения:
  1. Повышенная обидчивость и раздражительность;
  2. Пациенту становится неинтересно, что происходит вокруг. И он не стремится к общению;
  3. Появляются различные проблемы с памятью;
  4. У человека часто бывают головные боли и помутнения в глазах.
  • Если у пациента уже имеется третья стадия заболевания, то у него будут следующие признаки болезни:
  1. Пациент не может критиковать сам себя и часто плачет;
  2. Не успевает добежать до туалета, поскольку у такого больного отсутствует контроль за органами своего малого таза;
  3. Пациента могут беспокоить боли в голове, расстройства памяти. Такой человек уже считается нетрудоспособным. И в сложившейся ситуации ему дадут инвалидность первой группы.

Читайте больше о болезнях сосудов головного мозга в другой статье на нашем сайте.

Приводящее нарушение мозгового кровообращения

У человека может произойти кратковременное нарушение в циркуляции крови в мозгу. Данный недуг носит название «микроинсульт» или «приходящее (приводящее) нарушение кровообращения в мозге».

Основными симптомами микроинсульта будут являться:

  1. Головокружение и возникновение шума в ушах;
  2. Боль в голове;
  3. Тошнота или рвота;
  4. Слабость в верхних или нижних конечностях;
  5. Нарушается четкость речи;
  6. Бледное состояние кожи;
  7. Повышенная тревожность;
  8. Кратковременные обмороки;
  9. Заторможенное состояние, при котором больной не может понять смысл слов, сказанных ему другим человеком;
  10. Проблемы со зрением.

Микроинсульт может произойти, если у больного:

  • Имеются спазмы сосудов. Ранее мы подробно писали про симптомы спазмов головного мозга;
  • Произошли изменения качества крови (изменились показания при сворачивании крови или ее густота). Из-за данных изменений могли образоваться микротромбы в сосудах;
  • Образовалась закупорка сосудов (тромбы).

Микроинсульт подразделяется на три вида:

  1. Общая церебральная дисфункция. При таком виде заболевания человек при резком движении может потерять сознание, которое потом возвращается через некоторое время;
  2. Гипертензивный церебральный криз представляет собой резкий скачок давления, который может сопровождаться сильной рвотой, сонливостью или пульсирующей головной болью;
  3. Транзиторная ишемическая атака может проявляться частичной потерей двигательной функции в верхних или нижних конечностях, а также у человека нарушается речь и могут появиться проблемы с сознанием.

Острое нарушение

Если нарушение кровообращение в мозгу характеризуется, как острое нарушение, то у пациента могут появиться следующие неприятности со здоровьем:

  • Инсульты, которые в свою очередь подразделяются на два типа:
  1. Ишемический. Такой инсульт происходит, если у головного мозга в какой-то промежуток времени не поступил кислород в нужном количестве. Это может произойти, когда тот сосуд, который отвечает за подачу крови на конкретный участок мозга, был полностью закрыт тромбом. При данном виде инсульта пациента может беспокоить тошнота;
  2. Геморрагический. Данное состояние может возникнуть у пациента, если у него лопнул сосуд. И поэтому у человека произошло кровоизлияние в головном мозге.
  • Микроинсульт, который представляет собой некоторые нарушения циркуляции крови по сосудам головного мозга.

Симптомы

Симптомами неправильного движения крови по сосудам головного мозга являются следующие:

  • Частичные или полные нарушения двигательной функции рук или ног человека;
  • Снижается функциональность некоторых органов, например, ушей или глаз;
  • У пациента происходит нарушение чувствительности;
  • Пациента часто беспокоят головокружение или головная боль;
  • Снижается память;
  • Появляется рассеянность;
  • Могут возникнуть припадки, если человек болен эпилепсией;
Читайте также:  Конспект выпускного логопедического занятия 'Здравствуй школа!'

Диагностика

Лечащий врач может поставить пациенту диагноз в следующих случаях:

  1. Пациент уже имеет в анамнезе такие заболевания, как, например, повышенное артериальное давление или сахарный диабет;
  2. После дуплексного сканирования, которое поможет найти больные сосуды;
  3. Если пациент сделал ранее МРТ, то такое исследование даст более четкую информацию о состоянии сосудов его головного мозга.

Читайте о том, какой врач проверяет сосуды, в нашей аналогичной статье.

Лечение

Способы лечения будут зависеть от того диагноза, который поставил врач.

  • При хронических нарушениях больному выпишут специальные таблетки, которые предотвратят появление тромбов в сосудах, а также врач даст советы, как привести в норму артериальное давление и уровень холестерина в крови;
  • Если болезнь имеет уже острый характер, то в данном случае пациенту понадобится срочная помощь медиков.

При возникновении инсульта будет проведено лечение по следующей схеме:

  1. Больному будет обеспечена правильная циркуляция крови в организме и нормализация дыхания;
  2. Будут проведены специальные процедуры для снижения артериального давления;
  3. Если у пациента имеется отек мозга, то данный отек необходимо будет снизить;
  4. Специальным комплексом мероприятий восстановят функции головного мозга, которые были нарушены из-за приступа.

Чем опасно нарушение мозгового кровообращения

Нарушение циркуляции крови в головном мозгу чревато для человека следующими проблемами:

  1. В сосудах могут образоваться тромбы, которые приведут к гипоксии мозга. Даже если врачи смогут помочь пациенту прийти в себя, то еще нет никакой гарантии, что человек после случившегося приступа останется дееспособным.
  2. Может случиться разрыв сосуда, после чего произойдет кровоизлияние в головном мозгу. При таком нарушение в мозгу могут появиться отеки, из-за которых вполне возможен летальный исход пациента.

Профилактика

Для того, чтобы не допустить такого рода болезни, человеку необходимо проводить специальные профилактические мероприятия:

  • Необходимо сочетать умственную и физическую работу.
  • Любая работа, которую человек выполняет, должна приносить ему по возможности только положительные эмоции.
  • Важно наладить режим сна. Для взрослого человека сон должен длиться не более восьми часов в день.
  • Побольше времени нужно проводить на природе.
  • Надо стараться меньше нервничать, тогда и нарушений в головном мозге не будет, и нервная система будет здоровой.
  • В обязательном порядке у человека должен питаться сбалансировано и по графику. Разгрузочные дни тоже пойдут только на пользу. В такие дни можно заменить повседневную еду, например, черносливом и яблоками, а также сыром и куриным яйцом.
  • И в обязательном порядке нужно выпивать достаточное количество воды в день. При этом обычную воду можно заменить минеральной водой. Во все остальные дни не стоит пренебрегать такими продуктами, как капуста, помидоры, морковь, зелень (петрушка и укроп).

Также можно кушать каждые два дня:

  1. Варенное или жареное мясо и бульоны на нем.
  2. Продукты, которые богаты холестерином, а именно рыбная икра, яйцо курицы, печень или сердце животных.
  3. Употребление сладостей стоит уменьшить до ста граммов в день.

Как видно из написанного выше, предотвратить болезнь гораздо проще, чем потом заниматься ее лечением, если еще не будет слишком поздно.

И конечно же не стоит забывать о профилактике, проводя которую человек сможет уберечь себя от многих проблем со здоровьем. Ведь себя и свое здоровье нужно беречь.

Публикации на логопедические темы

Здесь любой логопед может опубликовать свою статью.

Дифференциация звуков С-Сь. Буква С. Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)

Автор: Краюшкина И.А. – учитель-логопед МБДОУ д/с №138 «Песенка» г.Брянск.

Задачи:

Закрепить знания о звуках с-сь, букве С,с, полученные ранее;

  • Упражнять в дифференциации звуков с-сь в слогах, словах, предложениях, связной речи;
  • Продолжать работу по определению позиции звука в слове;
  • Отрабатывать навык чтения в словах;
  • Упражнять в употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа;
  • Продолжать работу над дикцией;
  • Развивать фонематический слух, мышление, внимание, память, зрительное восприятие, общую моторику;
  • Воспитывать интерес детей к театрализованной деятельности.

Оборудование:

картинки: сова, листья, осень, лиса, предметные картинки со звуками с, сь; пособие «Найди домик»; пособие «Путаница»; печатные материал: слова; карандаши, маски диких животных, силуэты ваз (синяя и зеленая вазы), кассета с записью звуков осеннего леса; декорации: деревья, пни, листья

Ход занятия

1.Организационный момент

Самомассаж мышц головы и шеи:

«Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

  1. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки Удержать в течение 3 — 5 с.
  2. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
  3. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от

середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

Артикуляционная гимнастика:

  1. «Почистим нижние зубки»
  2. «Заборчик»

2. Введение в тему занятия

Загадки.

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

А осенью опадают. (Листья)

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом. (Лиса)

Всю ночь летает — мышей добывает.

А станет светло — спать летит в дупло. (Сова)

Педагог спрашивает у детей:

— Какие звуки чаще других слышны в словах-отгадках? (С,Сь)

-Расскажите об этих звуках? (Характеристика звука, артикуляционный уклад)

Логопед сообщает детям о том, что сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки С-Сь и для этого отправимся на прогулку в осенний лес.

Звучит аудиозапись: звуки осеннего леса. Дети перемещаются на лесную поляну.

3.Речевая игра «Эхо».

Логопед предлагает детям поиграть в игру «Эхо».

Ес-ес-ес — мы идем в лес.

Са-са-са – в лесу живет лиса.

Ось-ось-ось – важно ходит лось.

Сну-сну-сну – видим мы сосну.

Стья – стья –стья –на земле листья.

Дети повторяют чистоговорки.

4. Д/и «Осенний букет» (дифференциация звуков с-сь)

Педагог декламирует стихотворение и раздает детям предметные картинки в виде кленовых листьев:

Листья с осин осыпаются осенью,

Листья и с клёна слетят,

Осень оставит одетыми сосенки —

Пусть до весны постоят.

-Давайте составим из листьев осенние букеты. Около синей вазы разместите предметные картинки со звуком «с», около зеленой – картинки со звуком «сь».

Вывешиваются контурные изображения: синяя и зеленая вазы.

-Дети распределяют листья по вазам.

5.Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать кулачки)

Будем листья собирать

Листья клена, (Поочерёдно загибать пальцы, начиная с мизинца)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Вытянуть вперёд ладошки)

6. Упражнение «Найди свой домик»

Дети садятся за столы. На столах индивидуальные листы к упражнению «Найди свой домик».

-Определите позицию звуков с,сь в словах-названиях лесных обитателей (лиса, барсук, сорока, лось), соедините картинки с домиком (позиции звуков отмечены синими и зеленой фишкой).

7.Упражнение «Путаница»

Вывешивается плакат «Дикие животные» (наложенные картинки).

Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть картинку и назвать диких животных, изображенных на ней.

8. Динамическая пауза

Ходьба с высоким подъемом колена, скрестив руки над го­ловой, пальцы раздвинуты.

Ходит лось в лесу густом.

Семенит мышонок в дом.

И по-заячьи зайчишка

Все спешит запутать след.

Прыжки на двух ногах вправо-влево.

По-медвежьи ходит мишка,

Косолап он с детских лет. (В. Степанов)

Ходьба на внешнем своде стопы.

9. Театрализованная деятельность «Как звери готовились к зиме?»

Педагог предлагает детям превратиться в лесных обитателей и рассказать о том, как они подготовились к зиме.

Дети надевают маски, разыгрывают сценку (см. приложение).

10. Чтение

На доске вывешивается печатный материал – слова с пропущенной буквой «С» (буква «с»закрыта снежинкой).

-Давайте прочитаем слова, которые написала для нас Ученая сова.

Дети читают слова.

11.Подведение итогов занятия

-Где мы сегодня побывали?

-Какие звуки научились различать?

-Какой буквой они обозначаются?

Приложение

Драматизация «Как звери готовились к зиме»

Автор

По завалам, по оврагам шел медведь хозяйским шагом.

Медведь

-Отвечайте, звери, мне

— Вы готовы ли к зиме?

Все вместе: да!

Автор

-Вот ответили лисицы.

Лисицы

— Мы связали рукавицы.

Автор:

Отвечали заиньки.

Зайцы

-А у нас есть валенки.

Что нам вьюга, да метель.

Хочешь, Мишенька, примерь.

Автор

И мышата не зевали.

Мышата

-В норку зерна мы таскали.

Если есть еда зимой,

Не замерзнем мы с тобой.

Автор

-Вылез еж из-под листвы.

Ежик

—Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка,
А в избе — грибов кадушка.

Автор

— Смотрит белка из дупла.

Белка

-Я орешков припасла.
Высоко мое дупло.
В нем и сухо, и тепло.

Автор:

-И у ос медведь спросил.

1-я оса

-Осы осенью желтее, полосатее и злее.

Вкусный бабушкин компот нам покоя не дает.

2-я оса

-И варенье и повидло есть у вас,

Автор

Обошел медведь весь лес и в берлогу спать залез, в пасть засунул лапу он и увидел сладкий сон.

Список литературы

  1. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду -М.: «Сфера»,2004.
  2. Бобылева З.Т.Игры с парными картинками. Звуки С,З,Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. – М.:ООО «Издательство Гном и Д»,2007.
  3. Интернет ресурсы:

“Дифференциация звуков [С] и [Сь]. Буква С” НОД в подг. группе

Гурина Ирина Алексеевна

МАДОУ детский сад № 162 города Тюмени

Конспект НОД (занятия) по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе

“Дифференциация звуков [С] и [Сь]. Буква С”

Цели:

Коррекционно-образовательные:

– совершенствовать умение дифференцировать звуки [С] и [Сь];

– учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

– познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и Сь, её графическим изображением.

Коррекционно-развивающие:

– развивать фонематический слух; зрительную, слуховую память и внимание; артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

– формировать навыки сотрудничества, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Ноутбук. Раздаточный материал на каждого ребенка: индивидуальные зеркала, фишки, схемы для определения места звука в слове, предметные картинки, наборы букв из наждачной бумаги и флиса, шнурки, индивидуальные тетради.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед встречает детей в кабинете, организует приветствие, предлагает детям встать в круг и хором повторить:

– Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Логопед: Сейчас вы сядете за столы, спинки прямые.

Послушайте, пожалуйста, слова и постарайтесь услышать первый звук в этих словах. Стол, сова, собака, санки

А сейчас я ещё раз повторю эти слова, а вы скажите, с какого одинакового звука они начинаются ? (Ответы детей)

Теперь я произнесу другие слова, а вы так же выделите первый звук в них: сено, синица, серый. (Ответы детей)

Логопед: Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [С] и [Сь] и познакомимся с буквой, их обозначающей

Артикуляционная гимнастика.

-Чтобы правильно произнести звук [С] и [Сь], нужно сделать гимнастику для языка. Возьмите зеркала, слушайте сказку и выполняйте упражнения.

На основе А. С. Анищенкова “Артикуляционная гимнастика”
Этот маленький дружок
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Серенькая кошка. (Упражнение ” Кошечка сердится”.)

Светит солнышко с утра

– В гости к тётушке пора! ( Упражнение “Дятел”. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков “дддд” и “тттт”)

Тетушка Щёчка
Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт. ( Упражнение ” Блинчик”)

На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка –
Цок, цок, цок, цок, цок,. ( Упражнение ” Лошадка”)

Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает. ( Упражнение ” Вкусное варенье”)

Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья! ( Упражнение “Непослушный язычок”)

Логопед: Молодцы!

Упражнения в правильном произношении звуков [С] – [Сь].

– А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , покажите зубы, чтобы они были похожи на заборчик.Между зубами оставьте маленькую щель , кончик языка положите за нижние зубы , спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.

Произнесём ССССС. (Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.)

Произнесём СьСьСьСь. (Дети произносят звук хором, по одному.)

Подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?

Характеристика звука

Логопед: – Дайте характеристику звуку [С].

Дети: Звук [С] – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Игра «Будь внимательным»

Логопед: – Если услышите звук [С] в словах поднимите синий квадрат, а звук [Сь] – зеленый. (Лиса, сентябрь, солнце, лист, лось, синица, собака, аист).

Динамическая пауза

Самолёт (Логопед: – Какой звук слышим в начале слова Самолёт?)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны — в полёт (Руки разводим)
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд, (Правая рука вперёд)
Левое крыло вперёд. (Левая рука вперёд)
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Имитация полёта самолёта)

Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

Читайте также:  Презентация - Дифференциация предлогов и приставок

Определение места звуков [С] – [Сь] в слове.

Логопед: – Сейчас мы будем определять место звуков [С] и [Сь] в словах. Перед вами лежат “Звуковые” вагончики и фишки. На доске вы видите картинки. Нужно самостоятельно определить какой звук в слове [С] или [Сь] и в какой части слова он находится и положить нужную фишку (синюю или зелёную) в нужное окошко вагончика. (На доске поочерёдно логопед помещает картинки: Аист, сом, рысь, синица.

Знакомство с буквой С.

Логопед: -Вспомните, чем отличается звук от буквы?

– Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [С] и [Сь]. Это буква С (называем как звук). Рассмотрите букву С. На что она похожа?

Буква С возникла вдруг.

Прорисовываем в воздухе букву С, выкладываем из шнурков.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в парах: Логопед: – А сейчас возьмите карточки с буквами С ( из наждачной бумаги и флиса) и потрогайте ладошками, обведите пальцами и ощупайте эту букву. Поменяйтесь буквами с соседом и снова потрогайте букву. Какая это буква? Молодцы!

Работа в тетрадях. Штриховка буквы С и прописывание (простыми карандашами) по образцу.

Дидактическая игра: “Придумай слово”

Логопед кидает мяч детям называет слоги -са, -сы, -со, -си, -су. Дети придумывают слова с этими слогами

Итог занятия

Логопед: – С какими звуками мы работали сегодня на занятии? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие задания было интересно выполнять.

Оценивание деятельности учащихся.

Список используемой литературы:

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.-М.: «Мозаика – Синтез», 2006.-96с.
  1. 3. https://www.maam.ru
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya

“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0005337

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Дифференциация звуков [С] и [Сь]

  • Документы педагога-психолога (2)
  • Адаптация детей в ДОУ (1)
  • Слоговая структура слова (2)
  • Формирование звукопроизношения и развитие фонематических процессов (7)
  • Коррекция звуков речи у детей (постановка, игры, упражнения) (31)
  • Игры и упражнения по обучению грамоте (5)
  • Документация УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДАна 2020 – 2021 учебный год (3)
  • Презентации учителя-логопеда (2)
  • Здоровьесберегающие техногогии в работе учителя-логопеда (10)
  • Консультации, семинары, мастер-классы учителя-логопеда для педагогов ДОУ (2)
  • Конспекты занятий учителя-логопеда (4)
  • Диагностика (5)
  • Консультации учителя-логопеда для родителей (6)

Дифференциация звуков [С] и [Сь]

Дифференциация звуков с — с’

Задание 1. Выдели: а) начальный звук из слов; б) конеч­ный звук из слов.

Логопед произносит слово, дети называют начальный, за­тем конечный звуки.

Образец, сито (с’) соты (с)

Сито, сок, сон, сел, сено, Соня, Сима, села, сын, сыр, семь, восемь, синий, сытый, сырой, сокол.

Образец, нос (с) ось (с’)

Нос, весь, пес, рысь, квас, лось, парус, брось, ось, голос, укус, гусь.

Задание 2. Произнеси слоги отраженно.

СА — СЯ СЯ — СА АСА — АСЯ

СО — СЕ СЁ — СО АСО — АСЕ

СУ —СЮ СЮ —СУ АСУ —АСЮ

СЫ —СИ СИ —СЫ АСЫ —АСИ

Игра «Наоборот». Логопед произносит слог со звуком с, дети — со звуком с’, и наоборот.

Образец, са— ся сё— со со — сё си — сы и т. д.

Задание 3. Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

СА — СЯ — СА СЯ — СА — СЯ СО — СЁ — СО СЕ — СО — СЁ СУ —СЮ —СУ СЮ —СУ —СЮ

СА — СЯ — СА — СЯ СО — СЕ — СО — СЕ СЮ —СУ —СУ —СЮ

Задание 4. Прослушай слова. Выдели: а) начальный слог; б) конечный слог.

Образец. Сани (Са), Ася (ся).

а) Сани, совы, Сима, Соня, сыты, сила, север, со­ты, села, сети, салат.

б) Лиса, коса, Ася, весы, Люся, гуси, оси, осы, Вася, касса.

Задание 5. Закончи слово, добавив слоги со звуком с или с’ по картинке и без картинок. Произнеси слово целиком.

Образец. Но. (сы) — носы, гу. (си) — гуси, ко. (са) — коса.

Задание 6. Прослушай пары слова. Определи, как произ­носится звук с в этих словах.

Образец. Носи — носы.

В слове носи звук с произносится мягко, в слове носы звук с произносится твердо.

Коси — косы, вес — весь, сад — сядь, Васса — Ва­ся, сыты — сито.

Задание 7. Запомни и произнеси ряды слов.

Лес — лесок, — лесистый; лиса — лисенок — лис— лисята; гусь — гусыня — гуси — гусенок — гусята; лось — лоси — лосенок — лосиха — лосята.

Вспомни и назови слова, похожие на слова гдсъ, лось, лиса, лес.

Задание 8. Измени слова по образцу. Образец. Лес — леса — лесистый.

Лес. —, голос —. куст—. волос —. ко­лос— . бас —. .

Задание 9. Произнеси слова отраженно. Логопед следит за правильным произнесением твердого и мягкого вариантов звука с.

Сено, соки, семга, семя, густой, пустой, смелый; соловей, весло, васильки, грустный, градусник, смо­родина ; сосиска, сестра, увесистый, голосистый, раз­весистый.

Задание 10. Рассмотри картинки, назови их. Разложи в две колонки: в одну со звуком с, в другую со звуком с’. Картинки подбирает логопед.

Примерный перечень картинок: гусь, гусята, осы, поросята, сито, васильки, санки, сук, масло, мост, слон, лиса, лисята.

Звуки с и с’ в предложениях

Задание 11. Произнеси словосочетания отраженно.

Сеять овес. Солить селедку. Сушить сено. Соби­рать сливы. Писать стихи. Носить носки.

Задание 12. Закончи предложения одним словом. Произ­неси предложение целиком.

Сеять . Солить . Сушить . Собирать . . Писать . .

Задание 13. Прослушай словосочетания. Произнеси отра­женно.

Осенний лес. Синяя косынка. Осиновый лист. Со­леная селедка. Сладкий персик. Сильный слон. Сладкий сироп. Седой старик. Старшая сестра.

Задание 14. Закончи словосочетания одним словом, ис­пользуя картинки. Произнеси предложения целиком. Картинки подбирает логопед.

Осенний . (лес). Синяя . (косынка). Осино­вый . (лист). Соленая . (селедка). Сладкий . (персик). Сильный . (слон).

Задание 15. Прослушай начало предложений, закончи их, используя картинки и без них. Произнеси предложения цели­ком.

Соня и Сима сидели в (беседка). Слава собирал в поле (цветы). Саню укусила (оса). Соловей сидит в (кустах). Столяр смастерил… (скамейку). Максим собирал . (конструктор). Вес­ной распускается . (сирень). Сима и Соня . (сест­ры). Они любят слушать . (песни).

Задание 16. Прослушай пословицу. Произнеси отраженно. Выучи наизусть.

Коси, коса, пока роса.

Задание 17. Прослушай предложения. Ответь на вопросы целым предложением.

Слава с Васей траву косят. Соня с Симой сено носят.

Что делают Слава и Вася? Как называется сухая трава? Кто косит траву? Кто носит сено?

Сима с Колей к Соне сели. Сима справа — Коля слева.

Кто сидел посередине?

Кто сидел справа от Сони? Кто сидел слева от Сони? Где сидели Сима и Коля?

Задание 18. Произнеси загадки отраженно. Выучи их на­изусть.

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.) Висит сито, не руками свито. (Паутина.) Есть на свете конь, всему свету не догнать. (Ветер.) Кто на себе свой дом таскает? (Улитка.)

Звуки с и с’ в связных текстах

Задание 19. Прослушай рассказы, а) Ответь на вопросы.

Перескажи, как запомнил.

В осеннем лесу

Соня пригласила Симу погулять в осеннем лесу. Очень красив осенний лес. Красуются в осеннем на­ряде березки и осины. Соня и Сима собрали листья берез и осин и принесли красивые букеты домой.

Кто гулял в осеннем лесу?

Каков осенний лес?

Какие деревья красуются в осеннем наряде?

Листья каких деревьев собирали Соня и Сима?

Что принесли домой Соня и Сима?

Соня и Света сестры. Соня старше Светы. Соня ри­сует васильки, астры. Света раскрашивает рисунки синим карандашом. Потом Соня рассказывает сест­ренке смешные истории. Сестрам весело, они сме­ются.

Про кого рассказ?

Что делает Соня?

Что делает Света?

Почему сестры смеются?

Какое название можно придумать к рассказу?

Сегодня воскресенье. Вся семья собирается на па­секу к тете Соне. Тетя Соня ждет гостей. Она соби­рает свежий мед. Вся семья садится за стол, который стоит под старым ясенем. Все пьют чай с вкус­ным свежим медом.

В какой день собралась семья в гости? К кому в гости отправилась вся семья? Что делает тетя Соня, ожидая гостей? Где пили чай гости? С чем пили чай?

Что ты больше любишь: ходить в гости или при­нимать гостей?

б) Перескажи без вопросов.

Лисята

У лисы родились маленькие лисята. Все они бы­ли совсем слепые. Мать-лиса кормила лисят своим молоком и согревала своим теплом. Мать-лиса все время сидела около лисят. Убежит поесть и быстро, быстро спешит к лисятам. Тепло и спокойно было лисятам около мамы-лисы.

Осень в лесу

Наступила осень. Стояли ясные деньки. Дети по­шли в лес. А лес нарядился в осенний наряд. Под ногами все устлано красивыми сухими листьями. Ярко горят кисти рябины. Дети собрали букеты из осенних листьев. Украсили их кистями рябины.

Медведь

Вот и осень наступает. Листья со старых деревьев облетели. А на молодых еще есть листья.

Медведь за лето отъелся и устраивается на зим­нюю спячку. Под корнями старой сосны отыскалась яма. Дно ее усыпано старыми сухими листьями. Сверху над ямой нависают ветки старой сосны. Там и устроился косолапый.

Ударит мороз, а медведю тепло под снегом. Будет лежать медведь и всю зиму сосать лапу.

Источник: Ефименкова Л, Н. Коррекция звуков речи у детей: Кн. для логопеда.— М.: Просвещение, 1987.—200 с.

Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи — конспект занятия

Конспект урока разработан для дифференциации звуков [С – СЬ] в слогах, словах и предложениях. Расширять словарный запас. Развивать фонематический слух. Данное занятие предназначено для детей с нарушениями в устной и письменной речи в 1 классе.

Технологическая карта логопедического занятия

  1. Технология на основе деятельностного подхода.
  2. Здоровьесберегающие технологии.
  3. Информационно-коммуникативные технологии

– формировать навыки синтеза односложных слов;
– уточнить представления детей о звуках [С – СЬ], обозначение их на письме буквой С.
– совершенствовать навык различения звуков [С – СЬ] на слух и обозначение мягкости на письме.

Способствовать развитию умений: обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы;- развивать фонематическое восприятие на основе упражнений в выделении звуков.

Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений и навыков работы с текстом, выделять главное, характерное;

– формирование у учеников навыков самоконтроля;

– овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

– развивать умение высказывать свое предположение;- учить принимать и сохранять учебную задачу.

– развивать умение слушать и понимать других;- учитывать в сотрудничестве отличные от собственных позиции других людей.

– развивать умение находить и структурировать информацию;- развивать умения представлять информацию и извлекать ее из таблиц;

– на основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам;

Необходимое оборудование и материалы

Организационная структура логопедического занятия

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

– создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;– формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении;

Показ образца выполнения упражненияФронтальная– Здравствуйте, ребята и гости! Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что сегодня здесь с нами гости. Они пришли посмотреть, как Вы умеете работать. Они приветливы и добры, а мы спокойны и сосредоточены. Мы все здоровы!
– Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что Вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. И последний раз – вдох и выдох. Молодцы.
– Давайте начнем наше занятие.
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
На уроке и в игре
Смело, чётко говорим,
И красиво все сидим.- Начиная наше занятие, давайте повторим правило правильного письма.Каждый день, садясь писать, нужно думать, рассуждать,
Слушать звук внимательно, писать буквы правильно.

– Ребята, давайте сделаем артикуляционную гимнастику, чтобы правильно произносить все звуки. Возьмите зеркала, выполняем гимнастику для языка.

Артикуляционная гимнастика:
«Улыбка – Трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Чистим зубы», «Толстячок-Худышка», «Наказать непослушный язычок», «Забить гол», «Горка»

Читайте также:  Программа логопедической работы по развитию устной и письменной речи у обучающихся 2-х классов с ФНР

Выполняют артикуляционную гимнастику

Выполняют дыхательную гимнастику.

II. Этап Актуализации знаний и постановка проблемы.

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Практические

1. Определить тему занятия нам помогут загадки:- Меня прозвали «мышеловкой»
Да никакой-нибудь — ночной.
Мышей в ночи ловлю я ловко,
Лечу под утро на покой?

– С желтой грудкой у окошка,
Собирает шустро крошки,
Отгадайте, что за птица?
Называется …

– Какой первый звук вы услышали в слове сова, синица?

Определите тему занятия

– Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

– Правильно, сегодня будем произносить звуки [c-с’] в слогах, словах, предложении.

– Какие задачи мы поставим на сегодняшнем уроке?

– Давайте уточним артикуляцию звуков [c-с’] и их характеристики.

Посмотрите на картинку.

Артикуляция звуков [с] — [с’].

Губы — в улыбке. Зубы — почти сомкнуты. Язык — широкий, кончик упирается в нижние резцы, спинка выгнута, посередине её проходит желобок, боковые края прикасаются к верхним коренным зубам. Струя выдыхаемого воздуха-холодная. Мягкое нёбо — поднято. Голосовые складки — разомкнуты, не вибрируют.

Звук [с] — согласный, твёрдый, глухой. — А теперь произнесём звук [с’].

Спинка языка дополнительно приподнята, весь язык больше, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.

Звук [с’] — согласный, мягкий, глухой.
– Как работают наши органы речи?

– Ребята, возьмите зеркала, произнесите звуки [c-с’].
– Звуки мы слышим и говорим. А на письме обозначим звуки «С», «СЬ» буквой «С».
– На что похожа буква «С»?

– Различить звук [с] — [с’].

– Научиться различать звуки [С – СЬ] на слух и обозначение мягкости на письме.

– Показывают артикуляцию звуков [c-с’].

– На незаконченный круг, на месяц.

Включение в систему знаний.

Объяснения (добывания нового знания).

– осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.- фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

ФронтальнаяЗакрепления знаний, умений и навыков.
– Для чего нам важно различать звуки и уметь их обозначать на письме?- Правильно обозначать на письме твёрдость и мягкость звуков- А как они обозначаются?

Работа со звуками и буквой.
– Синица и сова вам приготовили задания на доске.
– Возьми карточку в верхнем левом углу.
– Игра «Зашифруй слова»,
обозначая твёрдый звук [С] соответствующей буквой, а мягкий звук [СЬ] — двумя буквами (буквой С и буквой, следующей за ней).
Сосулька, сосед, смесь, сёстры, сюрприз, сосиски.
Работа в тетради.
– Давайте проверим.

-Что мы научились делать, выполняя это задание?

– Оцените свою работу.

Возьмите лист оценки, найдите задание № 1. Поставите смайлик с улыбкой, если у вас все получилось. Кто допустил ошибку, поставите грустный смайлик.

Развитие фонематического слуха, внимания.

– Возьми карточку в нижнем левом углу.
– Игра «Поймай и запомни».
Поднимите картинку с изображением совы, если услышите звук [с] в слове. Поднимите картинку с изображением синицы, если услышите звук [с’] в слове.
Речевой материал: сок, селедка, сом, квас, семь, село, колесо, восьмёрка, ананас, оса, осётр.

-Что мы научились делать, выполняя это задание?

– Оцените свою работу.

Возьмите лист оценки, найдите задание № 1. Поставите смайлик с улыбкой, если у вас все получилось. Кто допустил ошибку, поставите грустный смайлик.

Работа со слогами.

– Возьми карточку в нижнем правом углу.

– Чтение прямых и обратных слогов:

1. со, ос, се, ес, сё, ёс, са, ас, сы, ыс, си, ис, ся, яс, сэ, эс, сю, юс.

-Что мы научились делать, выполняя это задание?

– Оцените свою работу.

Возьмите лист оценки, найдите задание № 2. Поставите смайлик с улыбкой, если у вас все получилось. Кто допустил ошибку, поставите грустный смайлик.

Дифференциация [с] и [с’] в словах.

– Возьми карточку в нижнем правом углу.

Игра «Четвертый лишний».

– Назовите лишнюю картинку?

– Сорока, соловей, снегирь, ласточка

– Как назовем, одним словом?

– Стул, кресло, стол, скамейка

– Как назовем, одним словом?

– Поросята, лисята, лосята, рысь

– Как назовем, одним словом?
Игра «Большой — маленький»
Я буду говорить про маленький предмет, а вы про большой».
Лексический материал:
Носик, пёсик, кокосик, колесико, косичка, подносик, ананасик, кустик, насосик.

-Чему мы научились, выполняя эту работу?

– В слове сосулька я услышал два твёрдых звука [С] в первом и втором слогах, на письме обозначил буквой С. В слове сосед я обозначил звук [СЬ] буквой С и следующей гласной второго ряда Е;

в слове смесь я обозначил звук [С] в первом слоге буквой С, звук [СЬ] в конце слова буквой С и мягким знаком;

в слове сёстры я обозначила звук [СЬ] буквой С и следующей гласной второго ряда Ё, второй звук [С] твёрдый, обозначил буквой С;

– Научились, мягкость на письме согласного звука обозначать гласными второго ряда и мягким знаком.

– Учились различать звуки [c-с’] на слух.

– Учились читать слоги и отличать по твердости, мягкости.

– В слове сорока, соловей, снегирь звук [с] в начале слова. В слове ласточка звук [с] в середине слова.

– В слове стул, стол, скамейка звук [с] в начале слова. В слове кресло звук [с] в середине слова.

– В слове поросята, лисята, лосята звук [с’] в середине слова. В слове рысь звук [с’] в конце слова.

– нос, пёс, кокос, колесо, коса, поднос, ананас, куст, насос.

– Научились определять звук [c-с’] в начале, середине, конце слова.

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

V. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи

– усвоение нового способа действия;- выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий;

– проговаривание выполнения вслух

– выработка способности самостоятельного адекватного реагирования

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

– Практические: сопоставление, выбор правильных формулировок- Наглядно-демонстрационные:

Работа со словосочетаниями.

– Возьми карточку посередине.
– А сейчас, разделитесь на пары.
– Каждая пара получила карточку с заданием. Прочитайте слова первого столбика, слова второго столбика.
– К словам из правого столбика подберите слова из левого столбика, соедините их карандашом.
– Как будете готовы, поднимите руку.
Проверка.
– Какой пёс?
– Усатый кто?
– Седой кто? и т.д.

Выборочная запись словосочетаний в тетрадях.

-Чему мы научились, выполняя эту работу?

– Оцените свою работу.

Работа над предложением.

Составите предложения по картинкам.

– Посмотрите на картинку

– В какое время суток сидит сова на ветке?

– Где сидит синица?

– В какое время суток сидит синица.

– Соедините эти два предложения в одно.

Работа в тетради.
Детям раздаются индивидуальные карточки, на которых написаны составленные детьми предложения с пропущенной буквой С.

– Учились составлять словосочетание из слов.

– Сова сидит на ветке.

– Сова сидит на ветке ночью.

Дети первого ряда повторяют хором.

– Синица сидит на ветке.

– Синица сидит на ветке днем.

Дети второго ряда повторяют хором.

– Сова сидит на ветке ночью, а синица днем.

Дети списывают в тетради составленные предложения, вставляя пропущенную букву С.

Сова сидит на ветке.

Синица сидит на ветке днем.

Сова сидит на ветке ночью, а синица днем.

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

аналитико-синтетическиефронтальная– Наше занятие подходит к концу, поранемножко отдохнуть. Поиграем в игру

– Сейчас мы разделимся на две команды совы и синицы. Наступает ночь, синицы спят, совы летают и произносят звук [с]. День совы спят, синицы летают и произносят звук [с’]

– С какими звуками мы сегодня работали?

– Дайте характеристику звуку [с]

– Дайте характеристику звуку [с’]

– Что делали на занятии?

– Звук [с’]-согласный, мягкий, глухой.
– Писали слова, словосочетания, предложения с твёрдыми и мягкими звуками [С -СЬ]

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФН по теме “Дифференциация звуков с–сь”

Цель: учить ребенка различать звуки[с]-[сь] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно их использовать.

Задачи:развивать фонематическое восприятие, память, мышление, мелкую моторику, учить правильно обозначать мягкость согласного кружком соответствующего цвета; формировать навыки звукового анализа.

Оборудование: картинки с изображением язычка, большого насоса и маленьких насосиков, дедушки, девочки с бусами, лист бумаги с контурным изображением больших и маленьких насосов, карандаши, таблица из трех пустых окошечек, кружки зеленого и синего цветов, тетрадь.

1. Организационный момент с пальчиковой гимнастикой.

– Отгадай, кто так кричит:

“Кря – кря – кря”?
Раз – два – шли утята.
Три – четыре – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался _
Громко – громко запищал:
– Пи -пи -пи – не пищи!
– Мы тут рядом, поищи!

Поочередно сгибать и разгибать все пальцы правой (затем левой) руки,

Начиная с большого, а со звуков “Пи – пи – пи:” – ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

2. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.

– Пальчики размяли, теперь

“Научим язычок слушаться”.

Пошлепаем непослушный язычок. Приоткрыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить “пя, пя, пя” на одном выдохе.

– Посмотри, какой ленивый язычок. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык на губе, так, чтобы края касались уголков рта. Удерживать так язычок под счет до 5(10). Долго он может так лежать?

– Ну – ка, язычок, почисти зубки. Улыбнуться и поводить языком по внутренней стороне нижних зубов из стороны в сторону, потом вверх – вниз.Вот, какие чистые стали зубки.

– Язычок стал сильным. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, язык упирается в зубы. Напрягать язык. Повторить 3 – 5 раз.

3. Дыхательная гимнастика.

– Но тут прилетел Ветерок, он хочет поиграть с тобой в футбол. Вот это мяч (ватный комок).

“Загоним мяч в ворота”.

Вытянуть губы трубочкой, дуть на ватку, стараясь загнать его в ворота. Струя воздуха непрерывная, длительная.

4. Характеристика звуков [С]-[СЬ] по их артикуляционным и акустическим признакам.

Наш насос, наш насос
Надувает колесо:
С -С – С, С -С -С !
Как надует – так поедем
С другом на велосипеде.

(Выкладывается картинка большого насоса)

– Это папа – насос. Давай вместе споем песенку большого насоса. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубки. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по – середине языка. Звук [С] – твердый, глухой. Давай вместе споем песенку большого насоса.

(Выкладываются картинки с изображением маленьких насосиков)

А для маленьких колесиков

Звал сыночков он – насосиков.

– Губы улыбаются. Кончик языка внизу, упирается в передние зубки. Средняя часть язычка поднимается вперед вверх. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по – середине языка. Звук [СЬ] – мягкий, глухой. Повтори звук [СЬ].

5. Дифференциация изолированных звуков [С] – [СЬ].

– Подними большой насос, если услышишь звук [С], маленький насосик, если звук [СЬ].

С, С, СЬ, С, СЬ, СЬ, С, СЬ.

6. Дифференциация звуков [С] – [СЬ] в слогах.

(Перед ребенком выкладывается лист бумаги с контурными изображениями больших и маленьких насосов, расположенных в два ряда).

– Насосики очень любят рисовать.

– Слушай внимательно слоги, повторяй и раскрашивай большой насос синим цветом, если услышишь звук [С], маленький насосик – зеленым, если услышишь звук [СЬ].

(Произносятся слоги с гласными а,о,у,ы,и,у,е,я,ю).

7. Дифференциация звуков [С] – [СЬ] в словах.

– Маленькие насосики предлагают тебе поиграть с ними в игру

(Подвижная игра “Прыгай, приседай”). Услышишь в слове [С] – повтори, присядь и встань, а звук [СЬ] – повтори, а потом прыгай на месте.

Сытый, синий, доска, кисель, гусята, полоса, брось, трос, лось, лис.

“Сделай так”. Ребенку предлагается схематичное изображение человека в различных позах, нужно повторить положение рук и ног (5-6 изображений).

9. Определение места звука в слове.

– Хозяин насосов – дедушкалюбит рассматривать картинки и играть в игры с картинками.

– Послушай слова и определи, на каком месте находится звук [С] или [СЬ]: в начале, середине или конце слова, и положи кружок нужного цвета в соответствующую клетку.Песенку папы – насоса будем обозначать кружочком синего цвета. А песенку насосиков кружками зеленого цвета.

(Перед ребенком таблица из трех окошек, поочередно выкладываются картинки).

Сом, сито, пес, хвост, осина, нос.

Ребенок определяет какой в слове звук, выбирает нужный кружок, кладет в клетку.

10. Звуки [С], [СЬ] в предложениях.

Разучивание скороговорки. Ребенок проговаривает скороговорку с изменением интонации (. ).

Ссылка на основную публикацию