Знакомство со звуками (М) – (МЬ) – фронтальное занятие по развитию фонематического слуха

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ФФН на тему: “Звуки М—Мь”

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ребята, прежде чем отправиться в путешествие по городу Красивой речи, Кот в сапогах решил с вами поиграть в игру, но вы должны быть очень внимательны , выполняйте задание только в том случае , если услышите слово “ пожалуйста”

  • Поднимите руки вверх, пожалуйста!
  • Опустите!
  • Опустите , пожалуйста!
  • Коснитесь рукой носа!
  • Коснитесь, пожалуйста, рукой носа!
  • Хлопайте в ладоши, пожалуйста !
  • Встаньте!
  • Встаньте, пожалуйста!
  • Маршируйте , пожалуйста!
  • Поставьте руки на пояс!
  • Садитесь, пожалуйста!

2. Работа по развитию зрительного восприятия и памяти.

Всё кругом белым-бело
Много снегу намело
Как же дальше нам пройти?
Ты на снежинки посмотри
Две одинаковые найди.

3. Послушайте внимательно загадку, а из отгадки вы узнаете, какую сказку вы сегодня увидите в конце занятия.

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несёт её домой.
Что, отгадали загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки … (Маша и медведь), (открывается картинка)

Определите первые звуки в словах “Маша”, “медведь” . (“м”, “мь”) .Это звуки, которые мы сегодня будем сравнивать.

4. Артикуляционная гимнастика:

Чтобы дальше нам пройти,
Нужно в парк артикуляции зайти

Губы:

Мы потянем губы к ушкам,
И получатся лягушки

Зубы:

Зубы крепко мы сжимаем и заборчик получаем.

Язык:

Язычок у нас
Станет горочкой сейчас,
Пусть катается с утра
Со двора вся детвора.
Мы расслабим язычок,
И рот закроем на крючок

Щёки:

Будем щёки надувать
С воздухом играть.

5. Дифференциация звуков изолированно.

Давайте позовём звуки “м” и “мь”.

6. Сравнительный анализ и характеристика звуков изолированно.

  • Звуки “м”, “мь” пришли ты попробуй их сравни.
  • Губы: сомкнуты, размыкаются при произношении звука.
  • Зубы: разомкнуты.
  • “м” – спинка языка опущена.
  • “мь”- спинка языка поднята к нёбу.
  • Голосовые связки: работают.
  • Воздушная струя – выходит через нос.
  • Что мы можем сказать про эти звуки, какие это звуки?
  • Это звуки согласные (встречается преграда), звонкие (голосовые связки работают).
  • “м” – твёрдый (спинка языка опущена).
  • “мь” – мягкий (спинка языка поднята).

7. Работа по развитию фонематического слуха.

Попробуй звуки поймать,
Если услышишь звук “мь”,
Зелёный квадрат подними,
А если услышь “м”,
Синий квадрат подними

8. Дифференциация звуков в словах.

Звуки вы сейчас поймали,
Ну , а слоги не назвали.
Слушайте слоги и
Повторяйте за мной
Сшила платье я сама
МА-МА-МА , МА-МА-МА.
В шкаф пошло оно само
МО-МО-МО, МО-МО-МО
Ничего я не пойму
МУ-МУ-МУ, МУ-МУ-МУ
Может это снится мне,
МЕ-МЕ-М Е, МЕ-МЕ-МЕ
Нет висит оно , смотри
МИ-МИ-МИ , МИ-МИ-МИ

Ребята Медведь с Машей спорят и не знают , какой слог подарить клоунам Тому и Тиму, помогите им , пожалуйста.

(Прочитайте ещё раз эти слоги)

9. Физминутка с элементами фоноритмики ( поём “АМ”, (тихо, громко)

10. Дифференциация звуков в словах

Д. игра “ Чудесный мешочек” с запиской

  • Ребята, распределите предметы между Машей и медведем. Маше отдайте предметы, в которых есть звук “М”, а медведю предметы в названии которых – звук “мь” слова со звуком “МЬ”

11. Звуковой анализ

  • Выкладываем слова из буквенного конструктора (мама, мир)

12. Показ русской – народной сказки “Маша и Медведь” (настольный театр)

13. Итог:

  • Какие звуки вы сегодня сравнивали на занятии? ( “м” и “мь”)
  • Чем отличаются эти звуки друг от друга? ( “ м” -твёрдый согласный, “мь”- мягкий согласный)

14. Домашнее задание – рассказать сказку дома.

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука

Тема: «Звук и буква [С] «Посуда»

Цель занятия : осуществлять работу по автоматизации звука [С], активизировать словарный запас по лексической теме «Посуда».

Обучающие задачи занятия :

  • закрепление знаний о механизмах образования данного звука – изолированно, в слогах, в предложениях, тексте;
  • формирование понятий «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • формирование навыков чтения;
  • обогащение (активизация) словарного запаса по лексической теме.

Развивающие задачи занятия :

  • совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
  • развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической записи;
  • развитие неречевых психических процессов.

Воспитательные задачи занятия :

  • воспитание интереса к содержанию занятия;
  • воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.

Коррекционные задачи занятия :

  • устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов, слов, предложений, текстов;
  • преодоление речевого негативизма.

Оборудование: зеркало, материал для формирования правильного выдоха, профили артикуляции звука, слоговые и звуковые дорожки, предметные и сюжетные картинки, графическая модель (фишки), касса букв.

Речевой материал : стеклянный стакан, солонка, сковорода, кастрюля, сухарница, соусник, масленка, салатница, салфетница, самовар.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети стоят вокруг логопеда. Логопед показывает кар­тинки и просит назвать одну лишнюю:

помидор, лук, стакан, слива;

яблоко, сковорода, груша, слива;

волк, медведь, кастрюля, лиса;

лебедь, утка, солонка, журавль.

Пирамидка, мяч, салфетница, кукла.

Дети объясняют, почему данная картинка — лишняя. Тот, кто дал ответ, садится на место. Затем садятся остальные.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед предлагает детям посмотреть на картинки на фланелеграфе.

– Давайте вместе назовем их. (Называем). Какой звук мы слышим в начале этих слов? (Звук С) Правильно. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться правильно, произносить звук С.

Дети определяют, какой звук повторяется во всех этих словах.

3. Анализ артикуляции звука.

Детям предлагаетсярассмотреть положение губ, зубов, языка, голосовых связок; определить характер воздушной струи.

– А теперь посмотрим на себя в зеркало и произнесем вместе «С-с-с».

  • Что делают губы?
  • В каком положении наши зубы?
  • Что делает наш язычок?
  • Что делают голосовые связки?
  • Какая воздушная струя?

Губы в улыбке. Зубы разомкнуты. Язык упирается в нижние зубы.

Голосовые связки не работают. Воздушная струя сильная, плавная, направлена вниз, узкая

4. Характеристика звука.

А теперь давайте вспомним:

Звук С – гласный или согласный? Почему?

Звук С – звонкий или глухой?

Звук С – Твердый или мягкий? Почему?

Звук С какой? Это согласный звук. Потому, что язык соприкасается с нижними зубами.

Глухой, голосовые складки молчат. Твердый, потому что спинка языка опущена.

(Согласный, твердый, глухой).

5. Закрепление звука в изолированном виде.

Мама включила воду, чтоб помыть посуду и вода засвистела: С-С-С

Дети длительно произносят звук С.

6. Связь звука с буквой.

Звук С обозначаем буквой С. На что похожа буква С?

На месяц, на сосиску, на половину бублика.

7. Развитие фонематического слуха.

Ребята, мы уже с вами знаем, что все звуки любят прятаться. Где они от нас прячутся, ребята?

Они от нас прячутся в слогах и в словах.

Правильно. Вот и звук С очень любит прятаться.

Поймайте звук С, я буду называть звуки, а вы если услышите звук С – хлопните в ладоши.

Сейчас я буду называть слоги и слова, а вы, если в слове есть звук С, поднимете синий кружочек. Если нет – то кружок поднимать не надо.

Ам, ош, ос, та, зы, су, ус, ыш, ес; дом, нос, сок, рот, тапки, сын, майка, маска, сахар, пирог, кашка, ковер, каска, шутки, сутки, одеяло, сундук, олени, мальчик, кресло, помидор, капуста, морковь, сапоги, подснежник

Дети хлопают в ладоши когда слышат звук С.

8. Закрепление звука в слогах.

Дети прочитываются слоги:

обратные – АС, УС,ОС, ЫС, ИС;

прямые – СА, СО, СУ, СЫ.

Дети отраженно, сопряжено и индивидуально произносят слоги с изучаемым звуком с опорой на слоговые дорожки.

Проводится звуко-буквенный анализ слога СА и УС и графическая запись слогов.

Дети выкладывают фишками слоги, выделяя первый звук в слоге, потом последний звук в слоге.

9. Закрепление звука в словах.

Детям предлагаются слова по лексической теме «Посуда»: стакан, солонка, сковорода, кастрюля, сухарница, соусник, масленка, салатница, салфетница, самовар.

Проводится звуко-слоговой анализ и графическое отображение слова: стакан.

Дети проводят звуко-слоговой анализ и выполняют графическое отображение слова: стакан.

10. Закрепление звука в предложении.

Составьте предложение со словом стакан с использованием предлогов: на, под, с, со.

Дети составляют предложения со словом и анализируют его.

11. Закрепление звука в тексте.

Давайте поможем Незнайке разобраться с посудой. Он говорит: Я сначала буду варить суп в сковороде. Потом его из сахарницы посолю. Положу его в салатник. Справа от него поставлю салфетницу с сухарями.

Дети, исправляют предложения и составляют правильный рассказ. Затем выделяют слова со звуком С из текста.

12. Итог занятия.

С каким звуком мы сегодня познакомились. Дайте характеристику звука С. Какие слова со звуком С запомнили.

Дети характеризуют звук, анализируют артикуляцию, произносится звук изолированно, в слогах, словах, предложениях.

13. Оценка деятельности детей.

Молодцы ребята. Все были внимательные и поэтому справились с заданиями хорошо.

Конспект группового коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом ФФНР, стертая дизартрия «Звуки м- мь. Буква М»

Конспект группового коррекционного занятия

по обучению грамоте

с детьми старшего дошкольного возраста

с диагнозом ФФНР, стертая дизартрия

Тема: “Звуки м- мь. Буква М”

Цель: развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на материале

формировать умение характеризовать звук по артикуляционным и акустическим признакам;

формировать умение различать на слух фонематические противопоставления:

гласный– согласный звук, твёрдый – мягкий согласный;

развивать умение выполнять простой фонематический анализ слога (обратного АМ, ОМ, УМ, прямого МИ);

развивать умение осуществлять самоконтроль в процессе выполнения задания.

Пособия и материалы:

Аудио запись из мультфильма «Маша и Медведь», предметные картинки, индивидуальные зеркала, карточки с задание «Допиши букву», герои из мультфильма кукла Маша и Медведь, фишки для звукового анализа, схемы, сухой бассейн, трубочки для сока, чудесный мешочек, счетные палочки, шнурок, ленточки, фасоль, шишки, шкатулка, звёздочки.

Наглядный: рассматривание картинного материала, схемы, символы, аудио запись, сухой «бассейн» с наполнителем.

Словесный: пояснение, объяснение, метод прямого воздействия, педагогическая оценка, интонированное произнесения.

Практический: игровые упражнения, вопросы, поисковые действия, закрашивание.

Сюрпризный и игровой моменты, создание проблемной ситуации, беседа, мозговой штурм.

Медвежата сладко спят дети опускают головы на сложенные на столе руки

И расслаблено сопят спокойно и глубоко дышат

Солнце глянуло в окошко, крепко зажмурить глаза

Все зажмурились немножко.

– Медвежата, хватит спать, широко открывают глаза

Вам давно пора вставать. встают со своих мест.

Медвежата все проснулись с напряжением тянут руки вверх, улыбаются

Любят мишки чистоту.

Умываться все идут. Шагают на месте.

Кран, откройся имитируют открывание крана

Нос, умойся, вдоль носа указательными пальцами сверху-вниз

Мойтесь сразу оба глаза круговые массирующие движения по векам

Лоб и щеки, разглаживание лба от центра к вискам

Мойся шейка повороты головы вправо-влево

Ручки мойтесь хорошенько растирают руки

Словно щеткой, язычком артикуляционное упражнение «Почистим зубки»

Чистить зубы мы начнём.

Медвежата мёд лакали лакательные движения язычком

Потом губки облизали упражнение «Вкусное варенье»

Лижут с нёба сладкий мед гладят языком нёбо

Язычок не опускают упражнение «Гармошка»

Кверху сильно прижимают.

Надо чай горячий пить кистью руки изображают чашку

Но сначала остудить.

-Вы медвежата не ленитесь

Сперва подуйте упражнение «Трубочка»

Потом пейте имитируют питьё из чашки

А после улыбнитесь упражнение «Улыбка»

Завтрак съеден, медвежата

Шалят, как будто индюшата упражнение «Индюк».

Друг друга подразнили

И к занятиям приступили.

2.Метод мозгового штурма.

Дети проговаривают стихотворение, закрытыми глазами, взявшись за руки.

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво.

Чётко и неторопливо.

Что учили на занятии.

– Скажите, что я сейчас произнесу? А-И-П-О

– Какие бывают звуки?

– Что составляем из звуков?

-Звуки – мы слышим и произносим, а буквы – читаем и пишем.

Упражнение «Допиши букву».

У каждого ребёнка карточка с недописанной буквой. Дописать недостающий элемент буквы, сказать какой звук она обозначает, придумать слово, со словом составить предложение.

Читайте также:  Конспект Мягкий знак на конце и в середине слова

3.Сообщение темы занятия.

Звучит аудио запись из мультфильма «Маша и Медведь».

– Отгадайте, кто к нам пришёл в гости?

Выставляются герои мультфильма.

4. Характеристика звуков м, мь по артикуляционным и акустическим признакам.

– Возьмите зеркала, произнесите имена героев.

– Какой первый звук в слове Маша? Что происходит с губами? (губы смыкаются, губы чуть-чуть сердятся).

– Какой первый звук в слове Медведь? ( губы улыбаются)

Воздух выходит через нос или через рот? (через нос).

Голос «спит» или «просыпается»? (просыпается).

Значит звуки м, мь какие? (согласные).

М –твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета;

Мь – мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета.

5. Развитие фонематического восприятия, дифференциация м, мь.

Игра «Слушай внимательно».

Восприятие звука в потоке звуков, в слогах, в словах.

– ам, ти, ан, ми, му, на, ди;

– молоко, мишка, мост, молоток, компот, месяц, мышка, семья.

6. Анализ и синтез слогов со звуками м, мь.

Игра «Посчитай звуки».

– Послушайте и сосчитайте, сколько я произнесу звуков, при помощи фишек – символов и составьте схемы.

Будьте внимательны: АМ, МА, ЫМ, МИ.

7. Определение позиции звуков м, мь в словах.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом –

Мы подуем высоко поднимаем руки вверх, встаем на носочки

Мы подуем низко, руки перед перед собой, приседают и дуют

Мы подуем далеко, руки перед собой, наклоняемся и дуем

Мы подуем близко руки на грудь и дуем на них.

– Наполнились волшебной силой? Приступаем к заданию.

Игра «Сухой бассейн». Под слоем материала спрятана картинка, узнать её, определить место звука в слове (начало, середина, конец). Работа со звуковой улиткой.

9. Развитие просодики.

Чистоговорка читается от лица всех членов семьи по очереди, с изменением тембра и силы голоса).

Бедный мишка заболел

Мишка много меда съел

Мишка плачет и кричит

– У меня живот болит!

10. Знакомство с буквой.

– Дети, а вы любите своих мам? (да). Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой М.

Давайте попробуем её изобразить вместе:

Взявшись за руки,

(Дети берутся попарно за руки, изображая букву «М»).

– Молодцы! А еще из чего можно сложить букву?

Игра «Чудесный мешочек». Каждый ребенок из чудесного мешочка достает подручный материал из которого он будет выкладывать букву: счетные палочки, шнурок, ленточки, фасоль, шишки.

11. Итог занятия.

– С какими звуками мы познакомились? Какой буквой они обозначаются?

Сюрпризный момент. Игра «Волшебная шкатулка».

– Давайте вспомним и произнесем в свои ладошки и опустим в шкатулку слова со звуком М, Мь. (из шкатулки дефектолог достаёт разноцветные звёздочки).

Ваши слова превратились в звёздочки, это благодарность за хорошую работу на занятии.

Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ЭСКИМО, 2003. -48 с.

Литвинчик Т.А. Звуки, буквы и слова делятся секретами: подготовка дошкольников к овладению грамотой. – Мозырь: Содействие, 2009. – 152 с.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов. – М.: ГУМАНИТ изд.центр ВЛАДОС. – 2003. 216 с.

Почитай, подумай, угадай. Автор-составитель Е.Е. Нерад. – Мозырь: Содействие, 2007. -104 с.

Смоляная В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению /В.С.Смоляная. – Мозырь: Содействие. – 2010. -84 с.

Царёва Л.П. Читаем вместе: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения/Л.П.Царева. – Мозырь.: Белый Ветер, 2015 – 63с.

Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 128 с.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений у детей с ОНР 3 уровня (6-7 лет)

Тема «Звуки «М», «Мь». Буква М».

Образовательная область: «Коммуникация»

Цель:

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять навыки: – определения позиции звука в слове;

– звукового анализа слов «Маша», «Миша»;

– нахождения заданного звука в словах,

– дифференциации звуков по твердости, мягкости,

– составления предложений по картинке; записи графической схемы предложения;

– печатания буквы по клеточкам.

Развивающие:

Развивать: – слуховую память, внимание, восприятие;

– умение концентрировать внимание;

– слухоречевую память, фонематическое восприятие;

– просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

Воспитательные:

– Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
– Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

– Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Интеграция ООД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие».

Методические приёмы:
Музыкальное сопровождение.
Словесный (вопросы, объяснение).
Наглядный (картинки, показ артикуляции).
Игровой (Д/и «Собери картинку», «Твердый-мягкий», «Покажи, где живет звук».
Практический (упражнения).
Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы»; игрушки- герои мультсериала Маша и Миша; символы звуков М –Мь; предметные картинки в названии которых есть звуки [М], [ М’]; демонстрационная буква М; картинки «на что похожа буква М»; таблица «Характеристика звуков»

Раздаточный материал: фишки для звукового анализа; разрезные картинки на звук М; «домики»-схемы для определения позиции звука в слове; счетные палочки, простые карандаши, тетради; альбомы упражнений О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно»; фишки-смайлики для рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений у детей с ОНР 3 уровня (6-7 лет)»

Конспект ООД по обучению грамоте

в подготовительной логопедической группе.

Тема «Звуки «М», «Мь». Буква М».

Образовательная область: «Коммуникация»

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.

Закреплять навыки: – определения позиции звука в слове;

– звукового анализа слов «Маша», «Миша»;

– нахождения заданного звука в словах,

– дифференциации звуков по твердости, мягкости,

– составления предложений по картинке; записи графической схемы предложения;

– печатания буквы по клеточкам.

Развивать: – слуховую память, внимание, восприятие;

– умение концентрировать внимание;

– слухоречевую память, фонематическое восприятие;

– просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

– Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
– Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

– Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Интеграция ООД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие».

Методические приёмы:
Музыкальное сопровождение.
Словесный (вопросы, объяснение).
Наглядный (картинки, показ артикуляции).
Игровой (Д/и «Собери картинку», «Твердый-мягкий», «Покажи, где живет звук».
Практический (упражнения).
Наблюдение за работой детей, советы.

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы»; игрушки- герои мультсериала Маша и Миша; символы звуков М –Мь; предметные картинки в названии которых есть звуки [М], [ М’]; демонстрационная буква М; картинки «на что похожа буква М»; таблица «Характеристика звуков»

Раздаточный материал: фишки для звукового анализа; разрезные картинки на звук М; «домики»-схемы для определения позиции звука в слове; счетные палочки, простые карандаши, тетради; альбомы упражнений О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно»; фишки-смайлики для рефлексии.

Организационный момент.
– Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)
– Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
– Посмотрите на меня, давайте настроимся на занятие.

Психологический настрой.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)

II. Сообщение цели занятия

– Ребята сегодня на занятии нам будут помогать два сказочных персонажа из вашего любимого мультфильма. Послушайте песенку и попробуйте догадаться кто это.

-Кто же наши помощники? (Маша и Миша из мф «Маша и медведь»)

-Скажите, какой первый звук в имени Маша? (М). Миша? (Мь)

-Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками М-Мь. Проходите за столы.

III. Характеристика звуков «М», «Мь» по артикуляционным и акустическим признакам.

– Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и таблицу «Характеристика звуков»:
– Звук «М» – согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы)
– Звук «М» – звонкий или глухой? Почему? (Звонкий – есть голос)
– Звук «М» – твердый или мягкий? (Твердый)
– Какого цвета «рубашка» звука «М»? (Синяя)
– Звук «Мь» – согласный или гласный? Почему? (Согласный)
– Звук «Мь» – звонкий или глухой? Почему? (Звонкий)
– Звук «Мь» – твердый или мягкий? (Мягкий)
– Какого цвета «рубашка» звука «Мь»? (Зеленая)

Логопед на доску выставляет символы звуков М-Мь ( звуковые человечки)

IV. Работа по развитию фонематического слуха. Игра «Поймай звук М»

– Поиграем со звуком «М».Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М» вы должны его поймать в ладошки.
МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН Мак – дом- сон—майка- стол- мох- пар- …

V. Дифференциация звуков М-Мь на слух (с использованием сигнальных карточек). Игра «Твердый – мягкий»

-Ребята, напомните, какого цвета рабашку носит твердый звук М (синюю), а мягкий Мь? (зеленую). У вас на столах лежат «рубашки « звуков М и Мь, возьмите их. Сейчас мы поиграем в игру «Твердый –мягкий».

Задание: Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове М или Мь и показываете соответствующую «рубашку» – карточку.
Месяц, мыло, миска, мир, мак, сом, ком, мюсли..

VI. Определение места звука в слове. Игра «Где живет звук»

-Мы с вами знаем, что звук может стоять в начале, середине или конце слова. Предлагаю вам поиграть в игру «Где живет звук М?».

-Положите перед собой домики для определения места звука в слове. Покажите, где начало слова, конец, середина.

– Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, где находится звук М или Мь .

Мост, дом, гном, сумка, матрешка, миска, семь.
(Логопед называет слова. Дети работают со схемами и фишками).

VII. Самостоятельная дифференциация звуков М-Мь. Игра «Паровозики»

-Ребята, Маша и Миша картинки к занятию везли на паровозиках. Как вы думаете, чей синий паровозик? (Машин) , а зеленый (Мишин). Но по дороге некоторые вагончики отцепились. Давайте поможем Маше и Мише правильно составить паровозики .

Задание: Внимательно посмотрите на свою картинку, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь». Вагончики со словами с твердым звуком «М» прикрепите к паровозику Маши, с мягким «Мь» – Мише.

(Дети выходят из-за столов, находят вагончики и прикрепляют к паровозикам.)

– Давайте проверим, все ли правильно мы сделали. Машин паровозик везет вагончики со словами –мак, моряк, мышь, майка, муравей, муха, малина. А Мишин паровозик везет картинки – миска, медуза, мяч, мясо, мешок, мед, мельница.

Все верно. Молодцы!

VIII. Физ. минутка. Игра «Раз, два, три, домик свой найди»

– Ребята, Маша еще маленькая и пока не ходит в школу. Они с Мишей готовятся к школе, также как вы изучают звуки и буквы. И сегодня они предлагают вам поиграть в одну интересную игру «Раз, два, три, домик свой найди». Посмотрите, на полу лежат обручи синего и красного цвета. В синем обруче живут согласные звуки, в красном – гласные.

Задание: Под музыку вы бегаете вокруг «домиков». Как только музыка закончилась, нужно остановиться и внимательно послушать, какой звук я назову. Если гласный, все занимают красные домики, согласный – синие.

Читайте также:  Автоматизация звука (С) в слогах, словах, словосочетаниях - индивидуальное логопедическое занятие

IX. «Сюрприз от Маши и Миши». Деление слов на слоги.
Составление предложений по картинке.

– Посмотрите, ребята, у Маши в руках корзинка с конвертами. Пока мы играли, Маша с Мишей приготовили для вас небольшие сюрпризики. В конвертах находятся разрезные картинки. Берите конверты, проходите за столы и попробуйте собрать картинки.

(Дети собирают разрезные картинки)

– Назовите, что изображено на ваших картинках. (матрешка, мост, мышка, мяч, мед, машина, миска, морковь)

– Слушаем задание: На картинку посмотри и слово на слоги раздели. (Дети делят слова на слоги. Логопед по очереди опрашивает всех детей).

– А теперь каждый по своей картинке составьте предложения. Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о предложении:

-предложение нам о чем-то или о ком-то сообщает;
– предложение состоит из слов;
– каждое слово пишется отдельно;
-первое слово в предложении пишем с большой буквы;
– в конце предложения ставим точку.

– Зарина, какое предложение ты составила? Сколько слов в твоем предложении?
( Логопед опрашивает всех детей)

– Запишем схему предложения. Дима сделает запись на доске, а остальные ребята в тетрадях.

X. Звуковой анализ слов «Маша», «Миша»

– Ребята, вам понравились сюрпризы от Маши и Миши? (Да)

– Давайте и мы сделаем им сюрприз. Только вот какой? (Выслушиваются предложения детей: нарисовать картинку, сделать подарок). Интересные предложения, все это мы сможем сделать после занятия. А сейчас давайте выложим имена Маши и Миши из звуков, сделаем звуковой анализ этих слов. Думаю, что Маша и Миша очень удивятся.

-Радмир, назови 1-й звук в слове Маша. (М). Расскажи о нем, дай его характеристику. (Звук «М»- согласный, звонкий, твердый, носит синюю «рубашку».

-Иветта, какой второй звук мы слышим в этом слове? (Звук «А»- гласный, носит красную «рубашку»).
– Максим, назови следующий звук в слове Маша. (Звук «Ш» – согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом)
– И последний звук выделит Айна. (Звук «А» -гласный, обозначаем красным цветом).
(Один ребенок работает у доски с демонстрационным материалом, остальные за столами с раздаточным)
– Сколько всего звуков в слове «МАША»? (4)
– Сколько гласных звуков? (2)
-Назовите 1-й звук в слове (М), последний (А).
(Аналогично проводится анализ слова «МИША»)
-Ребята, посмотрите, чем отличаются звуковые схемы слов «МАША» и «МИША»?
(Первый звук в слове «МАША» твердый согласный, а в слове «МИША» -мягкий согласный).
– Молодцы, Маше и Мише очень понравилась ваша работа.

XI. Знакомство с буквой М.

– Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).

– Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой М. (На доске демонстрационная буква М).

– Посмотрите на нее. На что она похожа? (Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква М» – на горы, на горбы верблюда, на молнию, на качели).

Взявшись за руки, мы встали.
И на «М» похожи стали.

Вот качели – буква «М»,
Здесь качаться можно всем.

Палочка и палочка,
Межу ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква «М»!

– Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).

– Напишите букву М в воздухе.

– Выложите букву М из счетных палочек.

– Откройте тетради и напишите одну строчку букву М .

XII. Итог занятия.
– О каких звуках мы сегодня говорили? («М» и «Мь»)
– Какие это звуки? (согласные, звонкие)
– Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
– Что вызвало трудности?
– Маша и Миша, очень рады, что присутствовали на нашем занятии. Они узнали от вас много нового и интересного. Вам от них в подарок раскраски!

Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Молодцы!

XIII. Рефлексия.
– Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные.
– Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)
– Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.

Конспект занятия на тему: “Звуки М-МЬ и буква М”

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Центр образования и спорта «Москва–98»
Департамента спорта и туризма города Москвы
ГБОУ «ЦОиС «Москва-98» Москомспорта

______________________________________________________________________________
110607, Москва, Удальцова, д.40 т. (499) 432-39-01

е- mail : s 1953@ mossport . ru

« ЗВУКИ «М» – «Мь» И БУКВА «М»
( для детей с ТНР в подготовительной группе )

Подготовила
учитель – логопед
Неклюдова
Елена
Владимировна

Тема : « ЗВУКИ «М» – «Мь» И БУКВА «М»

Цель: познакомить детей со звуками «М» – «Мь» и буквой «М»..

Задачи:
Образовательная:
– учить детей слышать и дифференцировать звуки «М» – «Мь» и
обозначать их буквой «М».
Коррекционно-развивающие:
– закрепить в памяти детей понятия «твёрдые и мягкие согласные»;
– развивать фонематический слух;
– определять наличие и позиции звуков «М» – «Мь» в словах;
– закреплять навык словоизменения;
– развивать зрительное внимание, память и логическое мышление;
– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
– познакомить детей с буквой «М».
Воспитательная:
– активизировать деятельность детей на занятии.

Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть звуки «М» –
– «Мь»; дидактическое пособие «Домики для звуков» ( с синей и зелёной
крышами), картонные изображения двух детей – девочки ( Маши ) и
мальчика ( Миши ); загадки, кукла Незнайка; зеркала, карточка с буквой
«М», таблицы для чтения слогов; индивидуальные карточки – задания;
простые и цветные карандаши, конверты с символами слов, слогов и
зуков.

Х о д з а н я т и я

Учитель-логопед : – Здравствуйте, ребята! Встаньте около своих парт.
Посмотрите, у вас на партах лежат картинки изображениями вниз. Вам
нужно перевернуть картинку, назвать её, определить и назвать первый
звук в её названии.
Дети выполняют задание и рассаживаются по местам.

Учитель-логопед: – Ребята, на какие две группы делятся все звуки? Как
отличить гласный звук от согласного? ( ответы детей ). Сегодня мы
с вами познакомимся со звуками « М » и « Мь ». Произнесите эти звуки
перед зеркалом и посмотрите, что делают губы, зубы и язык ( дети
дают характеристику положения органов артикуляционного аппарата).
Как вы думаете, звуки «М» и «МЬ» гласные или согласные? ( ответы
детей). Эти согласные глухие или звонкие? ( ответы детей). Какой из
них твёрдый согласный? Какой – мягкий согласный? ( ответы детей ).
Итак: звук «М» – твёрдый звонкий согласный,
звук «Мь» – мягкий звонкий согласный.
– Сегодня на занятии мы будем различать их, рассматривать
картинки и выполнять другие задания.

2) Развитие фонематического слуха.
а) Определение наличия заданного звука в звуковом, слоговом рядах и ряду
слов:
Учитель- логопед предлагает детям внимательно послушать и хлопнуть в
ладоши, если услышат звук « М » в звуковом, слоговом рядах и ряду слов:
– М – Н –К; Т – М– К; П – М –Н; К – М – Т; П – К – М и т.д.;
– МА – КА – НА; ПУ – МУ – КУ; ТЫ – КЫ – МЫ; МО – КО – КУ и т.д.;
– КОТ – ПОТ – МОСТ; РУКА – МУКА – ЛУКА; ДОМ – СЫР – СОН;
МЫС – НОС – МУСС, ДЫМ – ДОМ – КОМ и т.д.
Аналогично – для звука « Мь »:
– Кь – Ть – Мь; Мь – Нь – Кь; Пь –Мь-Кь; Кь-Ль-Мь и т.д.;
– МИ –ТИ -КИ; ПЕ –МЕ – КЕ; МЯ –КЯ – ТЯ; ЛЮ – КЮ –МЮ; МЁ – ТЮ –КИ и т.д.
– МИР – ТИР – НИЗ; ТЕСТО – МЕСТО – НЕБО; МЕТР – КЕДР – ФЕТР;
МЕТЕЛЬ – КАПЕЛЬ – МЕБЕЛЬ и т.д.
б) Повторение за учителем-логопедом слоговых цепочек – игра «ЭХО».
Учитель-логопед предлагает детям повторить слоговые цепочки и цепочки
слов.
– слоговые цепочки: МА – МЫ – МУ, МО – МЫ – МА, МЫ –МИ – МЕ,
МА- МИ – МЕ, МЯ – МА – МЮ, МЕ – МУ – МЮ, МИ – МЯ –АМ и т.д.

3) Дифференциация согласных по твёрдости – мягкости ( звуки «М» – «Мь»)
Учитель-логопед предлагает детям вспомнить, где в слове может встречаться звук ( в начале, середине или в конце), каким цветом мы обозначаем твёрдые и мягкие согласные ( синим и зелёным). После этого на доске появляются два домика – с синей и зелёной крышами ( дидактическое пособие «Домики для звуков»).. Затем логопед предъявляет детям двух картонных кукол: девочку Машу и мальчика Мишу, предлагает детям определить, в каком доме живёт Маша, а в каком Миша. ( ответы детей). Каждая «кукла» оказывается на доске около «своего» домика. После логопед раздаёт детям предметные картинки и предлагает определить, какой звук «М» или «Мь» и где встречается в названиях этих картинок и расставить картинки по местам.
Предметные картинки : мыло, мельница, молоко, муха, мёд, медведь, мяч, медуза, мак, муравей, метро, мясо, машина, мотоцикл, мел, мебель, метель, самолёт, самовар, скамейка, ремень, сумка, компас ,сметана, эскимо, шмель, лампочка, пельмени, фламинго, гном, альбом, семь, сом, дом, восемь, дым и т.д.

4) Физкультминутка – игра с мячом – упр. « Скажи ласково » – закрепление
навыка словоизменения – образование уменьшительно – ласкательной
формы имён существительных.

Учитель -логопед предлагает детям встать в круг. Дети водят хоровод, проговаривая речёвку:
СО СЛОВАМИ МЫ ИГРАЕМ,
МЫ ПРЕДМЕТЫ УМЕНЬШАЕМ,
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ –
НАЧИНАЕМ УМЕНЬШАТЬ.

Затем остановка, логопед называет слово-задание и бросает ребёнку мяч, а ребёнок, возвращая мяч, называет ласковый вариант слова-задания.
Слова-задания: МЫШЬ, МЕЛ, МИСКА, МАЙКА, МЕСТО, МОСТ, СКАМЕЙКА,
РЕМЕНЬ, СУМКА, ДОМ и т.д.

5) Развитие внимания, памяти и логического мышления

Учитель-логопед: – Ребята, сегодня к вам на занятие пришёл гость.
Логопед показывает детям куклу Незнайку и спрашивает детей, узнали ли они, кто к ним пришел. Далее логопед сообщает, что гость пришёл к ним с подарком. Незнайка принёс конверт. Интересно, что там внутри?
Логопед открывает конверт и достаёт из него карточки с загадками, после чего предлагает детям внимательно послушать и разгадать загадки. Логопед напоминает детям о том, что слушать загадки нужно очень внимательно, так как в них может быть « подсказка». У этих загадок есть одна особенность: отгадки на них начинаются со звуков «М» и «Мь». Итак, слушайте и отгадывайте:

БУСЫ КРАСНЫЕ ВИСЯТ, БЕЛЫЙ СНЕГ ВЕСЬ ДЕНЬ КРУЖИТСЯ,
ИЗ КУСТОВ НА НАС ГЛЯДЯТ, Я ЛЕТАЮ, СЛОВНО ПТИЦА.
ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ БУСЫ ЭТИ НА БЕГУ, НА ЛЕТУ
ДЕТИ, ПТИЦЫ И МЕДВЕДИ ВСЁ ВОКРУГ ЗАМЕТУ.
( малина) ( метель )


БЕЛЫЙ КАМЕШЕК РАСТАЯЛ, В ЛЕСУ У ПНЯ БЕГОТНЯ, СУЕТНЯ,
НА ДОСКЕ СЛЕДЫ ОСТАВИЛ. НАРОД РАБОЧИЙ ВЕСЬ ДЕНЬ ХЛОПОЧЕТ.
( мел ) ( муравей )

УСКОЛЬЗАЕТ, КАК ЖИВОЕ, МНОГОЛЮДЕН, ШУМЕН, МОЛОД,
НО НЕ ВЫПУЩУ ЕГО Я, ПОД ЗЕМЛЁЙ ГРОХОЧЕТ ГОРОД,
БЕЛОЙ ПЕНОЙ ПЕНИТСЯ, А ДОМА – ВАГОНЫ ТУТ,
РУКИ МЫТЬ НЕ ЛЕНИТСЯ. ВДОЛЬ ПО «УЛИЦАМ» БЕГУТ.
( мыло ) ( метро )

РАСКАЛЁННАЯ СТРЕЛА ЗИМОЙ СПИТ,
ДУБ СЛОМАЛА У СЕЛА. ЛЕТОМ УЛЬИ ВОРОШИТ.
( молния ) ( медведь )

КУКЛЫ СПРЯТАЛИСЬ ДРУГ В ДРУЖКУ –
СТАЛА ВНОВЬ ОДНА ИГРУШКА.
( матрёшка)

6) Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза – игра
« Волшебники ».

Читайте также:  Автоматизация звука (Р) - фронтальное занятие в подготовительной группе

Учитель-логопед: – Ребята, все вы знаете, что в сказках живут волшебники, и
поэтому в сказках случаются чудеса. Я предлагаю вам тоже стать
« волшебниками». Мы с вами будем изменять слова, заменяя первые
звуки в них на звуки «М» и «Мь». Итак, начнём.

Слова-задания: РАК, РУКА, ЗАЙКА, КИСКА, КАСКА, РОСТ, ЛЁД, ВЫШКА, СОЙКА,
КАЛИНА, ВЕТЛА , СОЛЬ, ПИР и т.д.
Учитель-логопед: – Ребята, Незнайке очень понравилось, как вы выполнили
это задание.

7) Знакомство с буквой «М»

Учитель-логопед: Звуки мы произносим и слышим, а буквы – читаем и
пишем. Звуки «М» и «Мь» обозначают буквой «М».
Учитель-логопед выкладывает на доске карточку с буквой «М» и предлагает детям внимательно её рассмотреть и сказать, из скольких частей состоит эта буква.
а) работа с таблицами для чтения – дети читают слоги и слоговые цепочки.
б) работа с заданиями на листочках ( у детей на столах листочки с заданиями
и цветные карандаши)

– обводка букв, слогов и слов по контуру;
– закрепление навыка звукового анализа прямых и обратных слогов;
в) составление и анализ схем слов – с опорой на предметные картинки.
у детей на столах конверты с цветными символами слов, слогов и звуков.
Учитель-логопед предлагает детям выложить схемы слов. После чего
называет и показывает предметную картинку, помещая её на доске.
Предметные картинки: МАК, МУКА, ЗАМОК, СОМИК и т.д.

Учитель-логопед: Сегодня мы с вами познакомились со звуками «М» и
«Мь», определяли наличие и позицию звуков в слове; называли
предметы «ласково»; разгадали много загадок, познакомились с
буквой «М», читали слоги, составляли схемы слов и многое другое.
Занятие окончено. Спасибо.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: “Звуки М, Мь и буква М”

Тихоненкова Елена Павловна

Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 “Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Тихоненкова Е.П. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: “Звуки М, Мь и буква М” // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 28.02.2020 ).

Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М’]

Задачи:

  • Образовательные: Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
  • Развивающие: развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
  • Воспитательные: Воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование:

Демонстрационный материал: красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” – буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.

Раздаточный материал: разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).

Ход занятия

1. Оргмомент

Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”

– Самомассаж и артикуляционная гимнастика

Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам)

Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)

Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”

2. Работа над дыханием и голосом

– работа над силой речевого дыхания

Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.

Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)

Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.

Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.

– работа над силой голоса

Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.

Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:

В подполье, в коморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же это. (Мышка)

3. Сообщение темы.

– Работа над словообразованием прилагательного от существительного

Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.

– Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

Перед детьми появляется планшет – лабиринт.

Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).

Дети выделяют звук [М].

А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?

Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).

Дети выделяют звук [Мь].

Назовите еще раз первые звуки этих слов.

Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)

Вопросы по схеме:

– Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

– Где находится язык? (он лежит на дне рта)

– Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).

Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).

Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

5. Развитие фонематическо восприятия.

Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.

Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой. (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…

А теперь физминутка.

Физминутка

Вот идет черный кот

Ходьба на месте

Притаился мышку ждет

Мышка норку обойдет и

к коту не попадет

Ходьба на носочках

6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Логопед: Дальше пройдем по нашему лабиринту и узнаем какое задание приготовила нам мышка Мила. ( Норка с полосочкой и кружочками). А теперь определим положение звука в словах: в начале, середине или конце слова.

Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок : малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.

На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.

Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.

7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”.

Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).

Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).

Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),

Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.

– Развитие зрительного восприятия.

Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение )

– Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

В нашем маленьком домишке

Завелись серые мышки

Так и шмыгают кругом

Все на кухне кувырком

Круговые движения пальцами

То топочут под столом

На скамейку сесть хотят

И пугают там ребят

То на шкаф залезут мышки

То на стуле шалунишки

Так и хочется поймать

А они шмыг под кровать

Быстро прячут мышек

Затем дети раскрашивают букву.

Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.

8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.

В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.

А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

9. Организация окончания занятия.

Наше занятие подошло к концу.

– С какими звуками познакомились?

– Какое задание понравилось больше всего?

Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание – провести мышку по лабиринту к сыру –по желанию самостоятельно или с родителями дома.

Ссылка на основную публикацию