Тренинговое занятие ‘Путешествие в Страну Семейную’

Конспект психологического тренинга «Путешествие в страну хорошего настроения».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект психологического тренинга «Путешествие в страну хорошего настроения».

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект психологического тренинга «Путешествие в страну хорошего настроения».

Цель: развитие у старших дошкольников навыков осознания собственных эмоциональных состояний и умение понимать эмоциональные состояния окружающих. Повышение эмоциональной компетентности.

-позитивно настроить детей на совместную работу в группе;

– способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;

– формировать у детей уверенность в себе, повышать социальный статус каждого ребенка;

– способствовать снятию мышечного напряжения.

Психолог: Здравствуйте ребята! К нам сегодня пришли гости,давайте мы с вами поздороваемся и познакомимся! Поможет нам в этом мяч. Передаём его, здороваемся и называем своё имя (начинаем с меня).

Ребята, а вы любите сказки? Ау вас есть любимые сказки?Какие?Хотели бы вы сами стать героями сказки?

Психолог. Вы слышите? Что это? Поезд. Он приехал к нам в сад с каким-то сообщением.(звук движущего поезда, анимация на экране). Давайте прочитаем вместе. «Здравствуйте. Пишут вам жители из страны хорошего настроения.Помогите нам, нас заколдовала злая волшебница. Раньше мы были добрыми, друг другу помогали,поддерживали, а сейчас стали злыми и все друг с другом рассорились. Чтобы нам помочь, нужно проехать несколько станций и собрать потерянный герб нашей страны хорошего настроения».

Психолог. Ну что поможем расколдовать жителей хорошего настроения? Мы отправляемся в волшебное путешествие! Но чтобы попасть туда, давайте соберём с вами чемодан в дорогу.

В центре нашего круга стоит чемодан, который мы собираем в дорогу. Только в наш необычный чемодан мы по очереди будем класть то, что хотим пожелать каждому из нас. Например , я кладу в наш чемодан улыбку,хорошее настроение, здоровье, радость, любовь, дружбу и тд.

1 станция – «Северная». (Картинка на экране)

Какие кругом снега,льдины.Да здесь холодно! Как же нам согреться?(варианты ответов детей).

Мы можем согреться, передав друг другу доброту наших сердец и горячие улыбки. Хотите попробовать?

Упражнение «Тепло сердца».

Я передаю тепло моего сердца (имя ребёнка),улыбаюсь.(дети выполняют упражнение по кругу).

Ребята, почувствовали тепло доброты и жар нашей дружбы? Все согрелись?Отправляемся дальше!

2 станция – «Зеркальная».( Картинка на экране)

Задача ведущего – показывать какое-либо двежение. Говорить при этом нельзя! А мы все зеркала – должны повторять его движения! По моему хлопку водящий выбирает другого участника, который становится новым водящим. Начали!

Молодцы! Отправляемся дальше!

3 станция – «Настроение»(картинка на экране)

Что такое настроение? От чего оно может зависеть?(психолог подводит к выводу, что настроение – это состояние человека, которое он испытывает в определённое время. Настроение может зависеть от событий, которые происходят в жизни человека, от его самочувствия, от погодных условий).

Может ли настроение меняться? Почему вы так думаете? (может под влиянием определённых событий: грустное- на радостное и тд). Настроение – от слова «настрой».

Упражнение «Отгадай настроение»

Каждый из вас возьмёт себе одну варежку и покажет на себе настроение, которое нарисовано на ней. Не показывайте друг другу. Ваша задача без слов изобразить то, что испытывает мальчик или девочка,остальные отгадывают.(дети изображают по очереди, акцентируя внимание на бровях,позе,изгиб рта, глаз). Какие же вы молодцы!

4 станция – «Озёрная» (картинка на экране)

Куда мы попали, ребята? На чём можно переплыть озеро? Давайте переплывём озеро на плоту.

Давайте все встанем на плот (дети и ведущий становятся на спортивный мат). Но вот поднялся сильный ветер,(музыкальное сопровождение) и плот закачало так, что очень трудно удержаться на ногах! Мы можем упасть в воду! Давайте крепко обнимем друг друга за плечи, широко расставим ноги и попробуем удержаться на плоту. Вот подул ветер, и наши ноги напряглись, наклоняемся в право, потом влево. Ветер стихает, ноги расслабляются. Вот мы перебрались через озеро. Скажите, почему нам это удалось?( ответы детей). Мы успешно прошли испытание, отправляемся дальше!

5 станция – «Станция комплиментов»(картинка на экране)

Я вижу корону. Скажите пожалуйста, вы ведь давно ходите в эту группу,хорошо знаете друг друга и можете рассказать друг о друге многое? Помните, что от приятных слов нам становится теплее? Давайте это проверим.

Упражнение «Горячий стул»

Дети по очереди садятся на стул, им на голову одевается корона. Участники игры говорят ребёнку, сидящему на стуле, о его достоинствах. В конце упражнения ребёнок делится своими ощущениями, чувствами. Снова мы успешно выполнили задание.

Ребята,это была последняя станция,мы с вами собрали все части герба страны хорошего настроения и давайте сейчас подойдём к доске и соберём его.

«Спасибо вам. Вы отыскали все части герба страны хорошего настроения и расколдовали их жителей. Мы снова стали добрыми, отзывчивыми, помогаем друг другу и поддерживаем в трудных ситуациях. У нас теперь всегда только хорошее настроение! Желаем вам,чтобы вы были верными друзьями, выручали друг друга из беды, помнили, что доброе слово способно растопить любое сердце, дарите друг другу улыбки».

Психолог. Вам понравилось наше сказочное путешествие. Скажите, какие качества пмогли нам пройти все испытания? (понимание,сплочённость,доброта,забота друг о друге). Пора прощаться, мне было приятно с вами путешествовать. До новых встреч!

Тренинговое занятие на эмоциональное развитие «Путешествие в страну Настроение»

Тамара Азиева
Тренинговое занятие на эмоциональное развитие «Путешествие в страну Настроение»

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей.

Задачи:

1) Совершенствовать коммуникативные навыки детей;

2) Развивать внимание, память;

3) Обогащать и закреплять знания детей об окружающем мире;

4) Повышать самооценку ребенка, формировать позитивное отношение к себе.

Ход занятия:

1. Приветствие

Дети встают в круг и берутся за руки. Проговаривают хором слова:

Здравствуй друг! (пожимают друг другу руки)

Как ты тут? (удивленно разводят руками)

Я скучал (прижимают руки к груди)

Ты пришёл (снова берутся за руки)

Хорошо! (сходятся в центр, обнимаясь)

Психолог: Ребята, как здорово, что все вы здесь собрались! Ведь я хотела, чтоб мы отправились с вами в страну Настроение на волшебном поезде! Вы согласны? (Ответы детей)

Дети становятся паровозиком за психологом и под музыку отправляются в путешествие.

Психолог: Вот и приехали мы в страну Настроение. в этой стране есть свое король Боровик, но он постоянно в плохом настроении. Сейчас я прочитаю вам стихотворение про короля Боровика и вы узнаете, почему он в плохом настроении.

2. Стихотворение «Король Боровик» (В. Приходько)

Шёл король Боровик

Через лес напрямик (шагают)

Он грозил кулаком (машут кулаком)

И стучал каблуком (топают)

Был король Боровик не в духе: (руки на пояс)

Короля покусали мухи! (держатся за щеки)

Психолог:Какое настроение у короля Боровика? Как вы догадались?

Психолог снова читает стихотворение и предлагает детям действовать согласно тексту.

Психолог: Сколько же у меня сердитых королей! Но я знаю, что мне поможет! У меня есть волшебная палочка!

3. Упражнение «Подари улыбку»

Психолог дотрагивается до ребенка волшебной палочкой, а ребенок поворачивается к соседу и дарит ему улыбку.

Психолог: Сколько же красивых улыбок вы подарили друг другу! А сейчас я хочу прочитать вам сказку, которую рассказал мне король Боровик.

4. Сказка «Грустное облако»

Когда в стране Настроение наступает утро, всходит доброе солнышко. Его любят все: и люди, и птицы, и животные. и жучки – вся природа любит солнышко! Даже облака! Однажды солнышко задержалось и не появилось в срок. Облака стали грустить, а одно облако даже расплакалось «Кап-кап» и пошёл дождь. Только одно облако успокаивало всех и просило не грустить. И тогда облака стали улыбаться. И произошло чудо! Солнышко выглянуло и согрело всех своими лучами.

5. Давайте поиграем в одну игру. Я говорю вам:

Солнце-вы прыгаете,хлопаете и улыбаетесь

Туча-садитесь и грустите

Психолог: Улыбаться и грустить могут и люди. Посмотрите на пиктограммы и скажите, какое настроение они выражают? (грусть и радость). А когда вы грустите, какие вы бываете? Что заставляет вас грустить? А когда вы радостные? Что заставляет вас радоваться?

6. Психолог: А сейчас давайте нарисуем королю Боровику наше настроение. На столах для каждого из вас есть незавершенная пиктограмма. Вы должны закончить её, нарисовать настроение, в каком сейчас пребываете: грустное или радостное.

Какие вы молодцы! А сейчас пришло время прощаться со страной Настроение. давайте сядем снова на наш волшебный поезд и вернемся обратно в детский сад. (становятся паровозиком и «едут» под музыку обратно)

«Я и другие». Тренинговое занятие для педагогов Цель: Укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости, взаимопомощи Задачи: 1. Отработать средства и способы эффективного.

Интегрированное занятие на развитие контролировать и управлять эмоциональным состоянием «Моё настроение» Цели: • формировать представление об эмоциональном состоянии человека – настроении; • способствовать развитию умения детей управлять своим.

Тренинговое занятие для детей старших групп «Дома» Цель: умение следовать заранее заданным правилам и на самоконтроль. Ресурсы: бомбочка -таймер, 4 карточки с изображением комнат (ванная,.

Тренинговое занятие для педагогов «Спасательный круг» Тренинговое занятие для педагогов «Спасательный круг» Цель: Профилактика “профессионального выгорания” педагогов. Задачи: – предупреждение.

Тренинговое занятие на сплочение коллектива для учащихся 5–6 классов Тренинг на сплочение в 5 классе Тренинг на сплочение классного коллектива клас[ 1. Упражнение на знакомство. Упражнение (5 мин.) Цель:.

Тренинговое занятие «Профилактика стрессов у педагогов ДОУ» Упражнение «Будильник». Цель: определение уровня внутренней энергии. Предлагаю Вашему вниманию проективный тест, с помощью которого, Вы.

Тренинговое занятие с родителями «В здоровом теле — здоровый дух» Видео Пояснительная записка Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие.

Тренинговое занятие «Снятие эмоционального напряжения у педагогов» Тренинговое занятие «Снятие эмоционального напряжения у педагогов» Цель: знакомство педагогов с различными способами регуляции своего эмоционального.

Эмоциональное развитие через изобразительную деятельность Эстетические чувства находят свое выражение в эмоциональном отношении человека к прекрасному в искусстве окружающей жизни, природе, которые.

Консультация «Эмоциональное развитие детей» Согласно наблюдениям, около 50% детей, имеющих ЗПР, — дети с агрессивным поведением, а вернее, склонные к агрессивности. Негативные особенности.

Тренинговое занятие “Создание сказочной страны”

Тренинговое занятие «Создание сказочной страны»

Установление контакта между участниками группы;

Создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности группы;

Поддержка и развитие творческого самовыражения;

Гармонизация внутреннего состояния;

Эмоциональное и мышечное расслабление;

Развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние.

Ватманы, краски, вырезки из журналов, карандаши6 цветные и простые; фломастеры, кисти, ножницы, клей; аудиокассета с записью спокойной музыки, цветная бумага, карточки с изображением солнца.

Ведущий приветствует участников, предлагает начать занятие с того, что каждый участникпо кругу назовет свое имя, а затем какого – нибудь сказочного героя на первую букву своего имени. После этого ведущий спрашивает: “Какие черты вашего характера схожи с чертами характера названного вами сказочного героя?”

Ведущий: ” Новый год – это всегда сказка, начало какого – то нового периода в жизни человека. И даже взрослые, после боя курантов, ждут, что свершится какое -либо чудо!

Каждый по – разному готовится к Новому году – кто – то шьет карнавальный костюм, оформляет квартиру, готовит подарки, а самой главной традицией этого сказочного праздника считается – украшение елки! Ведь это целый ритуал! Кто – то каждый год покупает новую елочную игрушку, кто – то изготавливает украшения своими руками …

В каждой семье есть свои традиции. А какие новогодние традиции существуют в ваших семьях?

(Каждый участник рассказываете о своих семейных традициях)

(Включается спокойная музыка)

Ведущий: “А сейчас сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь…Представьте, что вы превратились в снежинку – пушистую, хрупкую снежинку. И вы летите со своими подружками над лесом. Но это необычный лес – все деревья в нем стоят как будто хрустальные. Такое чувство, что дунешь на них и они рассыпятся.

Вот вы летите над полями, деревнями, городами и везде такие чудеса – будто кто – то рассыпал драгоценные камни, и они переливаются всеми цветами радуги.

И вот вы увидели прекрасную Сказочную Страну! Вам захотелось подлететь к ней и рассмотреть ее поближе. Вы были поражены ее красотой! Будто какой – то Великий Волшебник создавал эту Сказочную Страну. Вы облетаете эту страну с высоты и восторгаетесь ее превосходством.

Все те приятные чувства, что вы получили от этой страны, остаются с вами и возьмете их с собой, когда будете возвращаться.

А сейчас сделайте глубокий вдох… и выдох. Возьмите с собой всё то хорошее, что было с вами. И потихоньку, открывая глаза, возвращайтесь к нам.”

Ведущий: “Сейчас я предлагаю вам взять всё то хорошее, что вы приобрели во время путешествия, и создать свою Сказочную Страну.

Для этого нам необходимо поделиться на 2 подгруппы (участники делятся с помощью цветных жетонов).

Все необходимые волшебные материалы вы можете найти на столах.

Группам предлагается, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, краски, фломастеры, карандаши, создать коллаж “Сказочная Страна”.

Для создания коллажа участникам дается 20 минут.

Ведущий: “Какие чудесные у вас получились страны! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас придумайте название Сказочным Странам. Для этого сложите начальные буквы своих имен и создайте одно новое имя. Это и будет имя вашей Сказочной страны”.

(Участники могут предложить другой вариант названия, но с условием, что там будут начальные буквы их имен).

“Ну вот, теперь у вас есть собственные Сказочные Страны, в названии которой частичка каждого имени присутствующих здесь”.

Какие чувства вы испытывали в процессе создания Сказочной страны?

– Было ли сложно включиться в общую деятельность? Если да, то почему?

Удовлетворены ли вы своей работой?

Хочет ли кто – нибудь изменить что – либо в получившейся композиции?

Упр. “Мой портрет в лучах солнца”

Участникам раздаются карточки с изображение солнца с лучиками. Ведущий предлагает участникам в центре солнца написать свое имя и передать соседу слева. Получившие карточки должны на одном из лучиков написать какое – либо качество хозяина этой карточки и передать соседу слева. В итоге карточки доходят до своих хозяев. Каждый читает про себя. Ведущий спрашивает: “Какие чувства испытываете? С чем не согласны?”

Участникам предлагается завершить предложение:

Во время занятий я поняла, что…

Самым полезным для меня было…

Я была бы более откровенной, если бы…

Самыми основными ошибками я считаю…

5) Мне не понравилось…

6) Больше всего мне понравилось как работала…

На месте ведущего я бы…

Затем перемешать листочки и прочитать вразброс.

Тренинговое занятие «Путешествие в сказочную страну»

А сегодня мы немного поиграем. Наша игра будет называться «Путешествие в сказочную страну . » Вы, может быть, не знаете, где находится эта страна? А она волшебная и чтобы оказаться в ней, нужно только завязать глаза и сказать «Крибле, Крабле, Бумс!»…Но вначале я должна узнать, а нет ли у вас каких-нибудь страхов. Ведь они нам могут помешать в нашем путешествии.

Детям раздают листы бумаги и карандаши. Им предлагается нарисовать то, чего они боятся. После рисования eще раз поговорить о том, чего же конкретно боится ребенок. Затем необходимо дать детям ножницы и попросить разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие на еще более мелкие. Когда «страх» рассыплется на мелкие кусочки, необходимо показать детям, что собрать его не возможно. Мелкие кусочки бумаги необходимо выбросить в мусорное ведро. Мусор увезут и сожгут, а вместе с ним сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

Ну вот от страхов мы избавились, а сейчас перейдём к тренировке нашего тела, ведь для путешествия нам понадобятся крепкие мускулы.

.” Каждый из вас – хозяин своего тела!

· Вы – проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки.

· Или мы – упавшие на спину божьи коровки? Удастся ли перевернуться без посторонней помощи?

· А теперь мы – крадущиеся в зарослях тигры.

· Станем тростником на ветру и возьмем себе его гибкость.

· А теперь вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть – чуть и полетим.

· Тянемся вверх, как жирафы.

· Попрыгаем как кенгуру, . чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы -маятники. Тяжелые бронзовые маятники в старинных часах. Покачаемся из стороны в сторону – и нам на все хватит времени.

· А теперь запустим самолет. Крутим его пропеллер изо всей силы. Изогнемся, как лук индейца, и станем такими же упругими.

· Какая из наших двух ног сегодня выше подпрыгнет – левая или правая?

· Побей собственный рекорд, присядь на один раз больше, чем вчера. Ты победитель! Весь день станет нашим!

· Впрочем, можно и не делать зарядку, а ползать целый день, как старая больная черепаха.

Вот теперь мы готовы к приключениям и нам не страшны никакие опасности . Тем более, что у нас есть защитник: весёлый щенок Кузя.

Ну, завязываю вам глаза и говорим: «Крибле, Крабле, Бумс!».

А теперь каждый делает по три шага. Первый- вперёд, второй –назад. Разводим руки в сторону и начинаем медленно кружиться , а я считаю до 5. А теперь идите на мой голос.

Снимаем повязки. Ой, а где же Кузя? Смотрите, вместо Кузи у нас появился смешной заяц. И он что-то хочет нас сказать! Оказывается Снежной Королеве было очень одиноко в её дворце и она забрала нашего Кузю и сказала, что отдаст его, если мы выполним её задания.

Цель: развитие логического мышления и понятийного аппарата дошкольника.

Ход упражнения: психолог предлагает ребенку слова, а ребенок называет слово наоборот.

  • Сколько пирожков в пустой тарелке? (Нисколько, она пуста).
  • Тройка коней пробежала 4 км. По сколько км пробежал каждый конь? (По 4 км).
  • На одной осине выросло 3 яблока, а на другой – 4. Сколько всего яблок выросло на двух осинах? (Ни одного.Яблоки не растут на осинах).
  • В вазе было 3 гвоздики и 2 василька. Сколько всего гвоздик в вазе? (3).

· Живут по соседству, только дорожку перейти.А увидеть друг друга не могут.(Глаза)

· Летит, жужжит,Не зверь, не птица,А убьёшь – свою кровь прольёшь.(Комар)

· Над избушкой бабушкиПовисло пол-оладушки.Собаки воют, лают,

Да только не кусают.(Месяц)

· Живут семь братьев,Возрастом равных,А по именам – разных.(Дни недели)

Предлагаю поиграть в игру «Назови ласково».

Подберите, пожалуйста, ласковые названия для зимних слов: 1) зима – зимушка; 2) снег – снежочек; 3) снеговик – снеговичок; 4) сани – саночки; 5) сугроб – сугробик; 6) снегурка – снегурочка; 7) лед – ледок; 8) сосулька – сосулечка; 9) шуба – шубка; 10) снежинка – снежиночка; 11) горка – горочка; 12) валенки – валеночки; 13) рукавица – рукавичка; 14) шарф – шарфик; 15) мороз – морозик; 16) ледянка – ледяночка; 17) ёлка –ёлочка; 18) шишка – шишечка; 19) заяц – зайчонок .

Игра “Изобрази семью животных”

Цель: осознание семейного единства.
Каждая пара получает задание изобразить с помощью пантомимы семью домашних животных. Остальные должны догадаться, кто перед ними, и объяснить, как вы догадались?
Игра “Помоги Золушке”
Цель: развитие внимания, памяти, саморегуляции.
Каждая пара получает тарелочку со смесью круп и других мелких предметов.

Ведущий. Все вы наверняка знаете сказку о Золушке и знаете о том, как тяжело ей жилось у мачехи, сколько у нее было работы по дому и на кухне! У вас на тарелочках лежит все, что необходимо ей для работы. Помогите Золушке запомнить эти предметы.

Детям дается 1 минута на запоминание. Назвавшего наибольшее количество предметов за 30 секунд награждают аплодисментами.

«Назови одним словом»

Задание — ребёнку нужно назвать одним словом группу предметов.

Снег, лёд, мороз, катание на санках, Новый год – зима

«Шкаф, комод, диван, стул» — мебель.

«Автобус, пароход, трамвай, мотоцикл» — транспорт.

«Анна, Елена, Мария, Ольга» — женские имена

: «Я назову тебе слова. Первое будет главным. Из остальных тебе нужно выбрать те, без которых главному слову никак не обойтись».

Космос (спутник, скафандр, Луна, звёзды).

Птица (крыло, дерево, весна, парк, яйца).

Река (рыба, вода, лодка, удочка, птицы, мяч).

А сейчас последнее задание. Называется оно «Снеговик»

Представьте, что каждый из вас “Снежная баба”, “Снеговик”. Вас вылепили дети, теперь они ушли, оставив вас одних. У каждого из вас есть голова, туловище, 2 торчащие в стороны руки, и стоите на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и чувствуете что таете.сначала тает голова, потом одна рука, потом – другая. Постепенно, понемногу начинает таять и туловище. Превращаетесь в лужу, растекающуюся по земле.

Ну, ребята, вы молодцы! Доказали, что вы смелые и умные, да ещё и добрые. Не побоялись состязаться с самой Снежной Королевой.

Она возвращает вам Кузю, потому что ему холодно в её царстве и желает вам никогда не бояться трудностей, потому что они делают нас сильнее и умнее.

Тренинговое занятие для родителей и детей “Путешествие в страну Лукоморье”

Цель занятия: развитие у старших дошкольников основных свойств внимания, произвольности поведения, обогащение форм игро­вого взаимодействия родителей с детьми.

Задачи:

– развитие сенсорного внимания;

– развитие слухового и зрительного внимания;

– развитие моторно-двигательного внимания;

– развитие концентрации внимания;

– тренировка распределения и объема внима­ния;

– повышение познавательного интереса;

– создание условий для укрепления доверитель­ных детско-родительских отношений;

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие детей и родителей:

– Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые мамы (и папы)! Меня зовут Екатерина Владимировна, я – психо­лог.

К нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Вы любите приключения, а путешествовать?

Я приглашаю вас в сказочную страну Лукоморье.

Я знаю, в сказку путь лежит неблизкий,

В пути нас ждут преграды, испытания,

И потому, друзья, необходимо

Нам непременно взять с собой внимание!

1. Игра «Проводники»

Цель: развитие сенсорного внимания, создание ве­селого и жизнерадостного настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений.

Оборудование: детская песенка «Мы идём, мы идём, никогда не устаём …», плат­ки для завязывания глаз.

Инструкция. Чтобы попасть нам в сказочное Луко­морье, надо пройти опасной тропой, быть внима­тельными в пути и доверять друг другу. Путь в сказку знают только дети. Поэтому вам, дорогие взрослые, необходимо завязать глаза. Доверьтесь вашим де­тям, и они проведут вас заветной тропой прямо в сказку. Я сейчас покажу вам, как пройти в Лукоморье, слушайте и смотрите внимательно (слова из песенки «Мы идём, мы идём, никогда не устаём …»).

Ход игры. Родители за руку и по словесным указаниям своих детей проделывают предложенный путь.

– Понравилось вам в дороге?

– Приятно ли знать, что рядом надежный близкий человек, гото­вый помочь?

– Доверились ли вы, родители, своим детям?

– Дети, чувствовали ли вы, как важна ваша помощь родителям?

Детско-родительские пары под­ходят к декорации «Дуб», находят сундук Бабы-Яги, закрытый на за­мок, и письмо:

Ключик нужно вам найти!

Ждут на сказочном пути!

Возьмите в путь с собой внимание,

Тогда пройдете испытания!

Пять преград как обойдете –

Так заветный ключ найдете!

Кот – Василий остается стеречь сун­дук, а мы – в путь!

– Посмотрим внимательно на наше Лукоморье. Где же первое испыта­ние? Видите цифру «1»? Вперед, к на­шему первому испытанию!

2. Игра «Найди по слуху»

Цель: развитие слухового внима­ния, укрепление доверительных дет­ско-родительских отношений.

Оборудование: звучащие предметы.

Инструкция. Послушайте внимательно, как звучат эти предметы. Подберите с мамой пару предметов, звучащих одинаково.

Ход игры. Родители и дети подбирают одинаково звучащие предметы по парам.

3. Игра «Я или не Я»

Цель: развитие слухового внимания, логического мышления, создание веселого и жизнерадостного настроения, укрепление довери­тельных детско-родительских от­ношений.

Оборудование: звучащие пред­меты из игры «Найди по слуху».

Инструкция. Я буду вам задавать вопросы в стихах, а вы должны слу­шать внимательно и на них отве­тить. Если ответ «Я» – громко кри­чите «Я!» и звените погремушками, а если ответ «Не я» – громко кри­чите «Не Я!» и прячьте погремушки за спину.

Ход игры. Психолог читает стихи:

Кто здесь взрослых уважает?

Кто детей не обижает?

Кто хоть раз ходил в кино?

Кто мячом разбил окно?

Кто играть умеет в прятки?

Кто стреляет из рогатки?

Кто же скромный, кто молчит?

Кто все время «я» кричит?

В конце каждой строки дети отвечают «Я», звеня погремушками; или не «Я», спрятав погремушки за спину.

4. Игра «У жирафа пятна»

Цель: развитие моторно-двигательного и слухово­го внимания, создание веселого и жизнерадостно­го настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений.

Оборудование: запись песни «У жирафа пятна».

Инструкция. Слушайте и смотрите внимательно, повторяйте за мной.

Ход игры. Дети и родители выполняют движения под музыку со словами:

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде!

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках!

У слона есть складки, складки, складки, складочки везде!

У слона есть складки, складки, складки, складочки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках!

У котенка шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде!

У котенка шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках!

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде!

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках!

5. Игра «Лабиринт»

Цель: развитие устойчивости зрительного внимания, произвольности, укрепление доверительных детско-родительских отношений.

Оборудование: стол, карандаши, карточки с заданиями «Лабиринт».

Инструкция. Посмотрите внимательно и помогите героям дойти до цели.

Ход игры. Дети с помощью родителей проходят лабиринт.

6. Задание «Расшифруй поговорку» (по типу «Корректурной пробы»)

Цель: развитие концентрации внимания, трениров­ка распределения и объема внимания, укрепление доверительных детско-родительских отношений.

Оборудование: плакаты с зашифрованными посло­вицами по количеству детско-родительских пар, фло­мастеры; запись детской песенки. На плакатах поговорки: «Старанье и внимание – начало прилежания», «Внимательный – человек обязательный», «Дорог не подарок, дорого внимание». Они написаны впере­мешку с лишними буквами «Б», «П», «С».

Инструкция. На плакатах написаны поговорки, но среди них «заблудились» лишние буквы. Сейчас за­звучит музыка, и вам нужно будет эти буквы вычерк­нуть, а мамы (и папы) потом прочтут.

Ход игры. Звучит музыка; дети с помощью родите­лей вычеркивают лишние буквы, после чего родители зачитывают получившиеся поговорки. По окончании упражнения детям задается вопрос, о чем была пе­сенка, которая звучала, пока они выполняли зада­ние.

– Молодцы ребята! Ой, а что это за конвертик?

(Психолог достает конверт с письмом бабы Яги, чи­тает.)

Вот ребята – молодцы!

Мамы, папы – молодцы!

Сразу видно воспитанье!

К дубу вы скорей идите, на него вы посмотрите,

Там, где желудь больше всех,

Там и ждет вас всех успех!

Рассматривают внимательно дуб и находят там самый большой желудь, за ним спрятан ключик.

– Это же ключ от сундука с подарками! Давайте по­пробуем открыть. (Идут к сундуку, открывают.)

-Уважаемые мамы и папы, дорогие дети! Все вы были дружными, внимательными друг к другу и вни­мательно выполняли задания. Как в каждой сказке, в конце пути нас ждет награда (открывается сундук, а в нем альбомы с заданиями по развитию внимания).

Теперь вы знаете много игр, чтобы поиграть в них дома, вместе со своей семьей и тренировать свое внимание, а также уделять побольше внимания друг другу!

Нам пора возвращаться в дет. Сад.

Раз, два, три, сказка в детский сад нас всех верни. Вот мы и дома!

Занятие-тренинг семейных отношений «Моя Семья»

Рушатся семейные ценности. Расподаются браки. Утеряна модель семьи. Все это, проблема нашего общества

Занятие-тренинг семейных отношений «Моя Семья»

преподаватель социально-экономических дисциплин

План – конспект занятия

Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. – Как слово получилось, Не ясно нам совсем. Ну, «Я» – мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, Две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»! – А если есть собака? Выходит восемь «Я»? – Нет, если есть собака, Выходит Во! – семья. (М. Шварц)© https://otmetim.info/stixi-pro-semyu/

Цель: способствовать сплочению членов семьи.

Задачи:

• создание в группе доброжелательной, доверительной атмосферы в группе • формирование умения слушать и давать обратную связь, • способствовать безоценочному принятию родителями детей, детьми родителей; • развитие коммуникативных навыков. • способствовать формированию целостности семьи, • актуализация жизненных ценностей семьи.

Главное, чтобы дети осознали семейные ценности

Содержимое разработки

Тренинг «Психологический климат семьи»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; поиск способов улучшения психологического климата в семье.

Создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей.

Обсудить с родителями влияние психологического климата в семье на становление личности ребёнка.

Способствовать формированию у родителей стремления к созданию благоприятного психологического климата в семье.

Определить вместе с родителями способы улучшения психологического климата.

1.Приветствие «Поделимся настроением»

Участники сидят в круге. Каждый приветствует всех и делится своим настроением, сравнивая каким-либо природным явлением. Например: «Здравствуйте! Моё настроение сегодня похоже на солнечное утро/ грозу/ лёгкий ветерок/ пасмурное небо и т.д.»

Выступление педагога-психолога Мини-лекция (информирование родителей о понятии «психологический климат» и условиях его формирования).

Все начинается с семьи.

Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно – психологического климата той семьи, в которой он живет. Семья – первичная ячейка общества, один из важнейших его социальных институтов. Именно в ней ребенок подготавливается к жизни, приобретает первые и самые глубокие социальные идеалы, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение, именно там закладывается фундамент его гражданственности. Семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки:

2. возможность всестороннего развития личности каждого её члена,

3. высокая доброжелательность членов семьи друг к другу,

4. чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости,

5. гордость за принадлежность к своей семье,

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Почему важно говорить о взаимоотношениях в семье:

Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился или устанавливается психологический климат.

Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния. Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры. Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка.

В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребенок получает информацию о себе, где он принимает первое решение относительно себя и где начинает развиваться его социальная природа.

В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание детьми правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье.

«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь – писал Д.С. Макаренко – Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия. »

Только человек, предъявляющий высокие требования, прежде всего к самому себе, может надеяться, что его требования по отношению к другим будут восприниматься как правильные и справедливые. Вначале надо изменить свое поведение, а потом требовать этого от другого.

Детей учит то, что их окружает.

•Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать;

•Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;

•Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;

•Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;

•Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;

•Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;

•Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;

•Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;

•Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;

•Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь

Упражнение «Идеальная семья» – обсуждение домашнего задания (помочь родителям осознать для себя, к каким взаимоотношениям в семье нужно стремиться, а так же осознать возможные проблемы).

Вопросы для обсуждения:

– Какие эмоции вы испытали, написав и перечитав своё сочинение?

– Захотелось ли Вам что-то изменить в своих взаимоотношениях с членами Вашей семьи?

– Каким образом можно повлиять на эти изменения?

Необходимо подвести родителей к осознанию того, что все изменения должны исходить от них (кто хочет изменений, тот и должен менять своё поведение в первую очередь). Благополучие, самочувствие всех членов семьи во многом зависит от психологического климата, который царит в этой семье.

Беседа «Погода в доме» (способствовать формированию у родителей стремления к созданию благоприятного психологического климата в семье).

Общее настроение, которое царит в семье (на протяжении нескольких лет, не ситуативное, а сложившееся), называют психологическим климатом. Как вы думаете, почему (ответ участников может быть таким: настроение часто сравнивают с погодой)?

Климат может быть мягким – нет резких перепадов температур. Так и в семье с мягким психологическим климатом – всё спокойно, атмосфера доброжелательная. Либо, наоборот, в семье как в Антарктиде – вечный холод и отчуждение. Или, например, изматывающая жара как в пустыне – постоянные конфликты и не хватает живительной влаги (понимания, уважения, любви).

Родителям предлагается порассуждать над следующими вопросами:

– Как влияет психологический климат в семье на ребёнка (чем благоприятнее климат, тем лучше ребёнок себя чувствует, а значит и развитие идёт лучше; в доброжелательной атмосфере ребёнку комфортно, а там, где ребёнка постоянно ругают, он испытывает психологическое напряжение)?

– Из чего складывается психологический климат (манера общения членов семьи друг с другом, общее настроение в семье, и т.д.)?

Участникам предлагается подумать о том, какой климат в их семье и как они хотели бы его изменить. Для этого используется упражнение – визуализация.

Визуализация «Благоприятный психологический климат» (помочь родителям определить способы улучшения психологического климата; создать положительный эмоциональный настрой).

Необходимо включить спокойную классическую музыку без слов. Участникам предлагается сесть удобно, закрыть глаза, слушать спокойный голос психолога и представлять в своём воображение всё, что он будет говорить. Необходимо предупредить участников: сообщать о том, что они представили в своей визуализации, будет не нужно (если конечно не возникнет такое желание). Психолог читает текст неторопливо, с паузами.

«Сядьте удобно, расслабьтесь. Внутренним взором оглядите своё тело, те участки, где вы заметите напряжение – расслабьте… Представьте, что Вы возвращаетесь с работы домой, где ждёт вас вся ваша семья… Все вы очень рады друг друга видеть… Вы обмениваетесь словами приветствия, объятиями… На лицах улыбки… Вы все вместе садитесь ужинать… У всех хорошее настроение… Вы говорите о чём-то приятном… Побудьте в этом состоянии комфорта, радости, любви… Представьте какое-то занятие, которое любит вся ваша семья… Представьте, как вы прогуливаетесь по парку вей семьёй, играете в мяч или просто вместе смотрите телевизор.

…А сейчас медленно возвращайтесь в здесь и сейчас».

Изготовление коллажа на тему «Психологический климат в моей семье» (создать условия для активизации психологических ресурсов участников).

Участники оформляют коллаж в соответствии с тем, каким они хотели бы создать климат в своей семье. Они выбирают картинки из журналов, наклеивают их на ватман, дополняют коллаж рисунками и надписями. Картинки и рисунки символизируют то, что поможет улучшить психологический климат в семье.

Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие.

После изготовления коллажа участники могут представить свою работу (по желанию).

Завершение тренинга, обратная связь.

Предлагается продолжить фразы (фразы можно записать на доске или ватмане):

– мои эмоции сейчас…

– мне сегодня было трудно…

– меня сегодня удивило…

– я сегодня понял…

8. Упражнение «Аплодисменты» (окончание тренинга в позитивном эмоциональном состоянии). Участники аплодируют друг другу как бы благодаря друг друга за работу, за общение.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по теме Ударение
Ссылка на основную публикацию