Причины возникновения общего недоразвития речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) : причины заболевания, основные симптомы, лечение и профилактика

Патологическое состояние, обусловленное нарушением формирования всех составляющих речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и слухом.

Причины

Общее недоразвитие речи, представляет собой несформированность звуковой и смысловой сторон речи, которые проявляются грубым или остаточным недоразвитием лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Специалисты установили, что дети, которые страдаютобщим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу –примерно 40% от всех случаев нарушения речи. Тяжелые недостатки в развитии устной речи в будущем неизбежно приведут к нарушению письменной речи.

В логопедической практике термины «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) применяются для обозначения несформированности каких-либо структурных компонентов речевой системы при самых разных речевых нарушениях. Общее недоразвитие речи обнаруживается при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.

Симптомы

В анамнезе детей с данной патологией часто обнаруживается внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия. Иногда в анамнезе таких детей зафиксированы черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. В некоторых случаях малыши воспитываются в неблагоприятной речевой среде и страдают от дефицита внимания и общения, что еще больше тормозит их речевое развитие.

Дети с ОНР поздно произносят первые слова примерно к 3 или 4 годам, а иногда даже – к 5 годам. У таких малышей снижена речевая активность. Их речь отличается неправильным звуковым и грамматическим оформлением и чаще всего является малопонятной. На фоне некорректной речевой деятельности нарушается память, внимание, познавательная деятельность и мыслительные операции. У таких малышей отмечается нарушение координации движений, а также общей, тонкой и речевой моторики.

В зависимости от степени выраженности ОНР различают 4 уровня речевого развития:

При ОНР 1 уровня отмечается несформированность фразовой речи.Общение детей основывается на использовании лепетных слов, односложных предложений, которые дополнены мимикой и жестами, смысл которых непонятен постороннему наблюдателю. Словарный запас у малыша резко ограничен и состоит преимущественно с отдельных звуковых комплексов, звукоподражания и некоторых обиходных слов. У детей также нарушена импрессивная речь, они не понимают значения многих слов и грамматических категорий. У них обнаруживается грубое нарушение слоговой структуры слова, они способны воспроизводитьпреимущественнозвукокомплексы, которые состоят из одного-двух слогов.

При ОНР 2 уровня у детей наряду с лепетом и жестами, присутствуют простые предложения, которые состоят их из 2 или 3 слов. Высказывания у таких малышей бедны и однотипны по содержанию и как правило выражают предметы и действия. У малышей обнаруживается значительно уменьшеное количество слов в сравнении с возрастной нормой. Грамматически речь у таких детей не сформирована, они неправильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов.

ОНР 3 уровня характеризуется менее выраженной симптоматикой. Малыши пользуются развернутой фразовой речью, которая преимущественно состоит из простых предложений и испытывают затруднения при построении сложных. У таких детей понимание речи приближено к норме, но они испытывают затруднения при составлении понимания и усвоения сложных грамматических форм и построения логических форм. У малышей выявляется довольно обширный словарный запас: они употребляют в речи практически все части речи, для них характерно неточное употребление названий предметов.

ОНР 4 уровня характеризуется тем, что такие дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. У детей выявляется значительны словарный запас, однако они не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок.

Диагностика

При подозрении на ОНР специалист тщательно изучает анамнез ребенка и выясняет у родителей особенности течения его раннего речевого развития.

При диагностике устной речи следует уточнить степень сформированности различных компонентов языковой системы, проводится изучение состояния связной речи, исследуется уровень развития грамматических процессов и обследование словарного запаса. Помимо этого, проводится изучение звуковой стороны речи.

Лечение

Логопедическая коррекция ОНР проводится дифференцированно, с обязательным учетом уровня речевого развития. Лечение ОНР 1 уровня направлено на развитие понимания обращенной речи, активизацию самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов. При обучении детей с ОНР 1 уровня лечение направлено не на правильное фонетическое оформление высказывания, а на коррекцию грамматической стороны речи.

При ОНР 2 уровня терапия направлена на развитие речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи, более точное звукопроизношение и появление отсутствующих звуков.

Коррекции ОНР 3 уровня основана на совершенствовании лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.

При ОНР 4 уровня усилия специалистов направлены на достижение детьми возрастных норм устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Проводится совершенствование и закрепление произносительных умений, фонематических процессов, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь и развивать графо-моторных навыков и первичных навыков чтения и письма.

Из лекарственных средств ребенку могут быть назначены ноотропы, витамины группы В, а также препараты, улучающие кровоснабжение головного мозга.

Профилактика

Профилактика ОНР ничем не отличается от таковой, при заболеваниях, на основе которых оно возникло. Родители должны уделять достаточно внимания речевой среде, в которой воспитывается ребенок и с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.

Общее недоразвитие речи. Коррекция ОНР у детей

Какие ассоциации могут возникнуть, когда слышим словосочетание «общее недоразвитие речи»? Вариантов может быть много, но все они будут отражать одну и ту же мысль: это неправильная речь. Но что значит неправильная речь или некрасивая речь? Это та речь, которая не соответствует нормам и правилам данной языковой среды, в которой находится человек, так же сюда можно отнести неумение человека использовать языковые средства в соответствии с условиями общения. Данная характеристика может относится в определенных случаях к людям, не имеющим ОНР, у них отмечаются речевые ошибки.

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом.

Причины возникновения ОНР у детей:

  • инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности,
  • несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности,
  • патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах),
  • заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка
  • неблагоприятные условия воспитания и обучения, психическая депривация.

Несмотря на то что ОНР может сопровождать различные формы речевых патологий, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

  • более позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4, а иногда и к 5 годам;
  • речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
  • ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
  • речь детей с ОНР малопонятна.
  • низкая речевая активность;
  • критичность к речевой недостаточности;
  • неравномерность речевого и психического развития

У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

3 уровня речевого развития при общем недоразвитии речи

Компонет языковой системы

  1. Резко отстает от нормы. Активный словарь: использует небольшое количество слов–корней;
  2. слова не имеют точного соотношения с реальными предметами и действиями.
  1. Отстает от нормы – ограниченный запас общеупотребляемых слов;
  2. не знает слова обозначающие части тела, животных, их детенышей, одежды, мебели, цвета, формы, размеры.
  3. в состав словаря входят: существительные, глаголы, предлоги, местоимения, союзы.
  1. Приближен к норме. В словаре преобладают существительные и глаголы;
  2. неточное употребление многих слов.

В речи использует лепетные элементы, которые отражают ситуацию, при этом активно использует мимику, жесты, звукоподражание.

  1. пользуется простой фразой 2-3 слова. Активно использует мимику, жесты;
  2. высказывания бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Использует многословные предложения из 4-5 слов. Сложные предложения даются трудно.

Носит ситуативный характер. Трудности понимания грамматического оформления речи, при понимании речевого обращения основной упор делается на лексическое значение слов.

Понимание обращенной речи осуществляется за счет различения некоторых грамматических форм: ед. ч. и мн. ч., муж. и жен. рода. Трудности в понимании форм числа и рода прилагательных.

Приближено к норме.

Недостатки понимания изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, нарушение понимания логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные связи, временные и пространственные отношения

Грамматический строй речи

Использует в речи корневые слова, грамматические категории отсутствуют

  1. замены падежных окончаний;
  2. ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов;
  3. при изменении существительных по чис­лам;
  4. отсутствие согласования прилагательных и существительных, числительных и существительных;
  5. пропуски предлогов, их замена;

Наблюдаются аргамматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Произношение звуков носит диффузный характер, в силу неустойчивой артикуляции

Может быть нарушено произношение всех групп звуков, в речи присутствуют искажения, замены, смешения

  1. нарушено произношение нескольких групп звуков;
  2. нестойкие замены, смешения, пропуски.

Слоговая структура слова

Слово часто сокращается в речи до одного слога

При произнесении слова, контур остается, а звуконаполняемость страдает: перестановка, добавление, замена слогов, звуков

Ошибки в звуконаполняемости слова: сокращение слогов, перестановка и замена звуков, сокращение при стечении согласных в слове.

В зачаточном состоянии, слуховое восприятие нарушено.

Не сформирован звуковой анализ и синтез.

  1. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия;
  2. у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов.

Коррекцию ОНР требуется проводить на ранних этапах развития ребенка. Если упустить момент, не научить ребенка дошкольного возраста говорить правильно, то последствия в школьной жизни могут быть очень серьезными: личностные нарушения, вторичные нарушения чтения и письма, трудности в овладении школьной программой.

Если вы заметили, что постоянно поправляете речь своего ребенка, а он не перестает делать ошибки, произносит слова неправильно, не может четко и ясно выразить свои мысли, воспользуйтесь услугами логопеда. Он продиагностирует вашего ребенка, проанализирует причины речевого недоразвития, и даст рекомендации по поводу возможной коррекционной работы. Сочетание Вашего стремления и профессиональные знания и умения логопеда принесут свои положительные плоды! Удачи!

Записаться на консультацию Вы можете по телефону 8-909-282-50-83

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу в логопедический центр “Хуторок”

Общее недоразвитие речи (ОНР): причины и коррекция

Общее недоразвитие речи (ОНР) означает нарушение в правильном формировании всех составляющих речевых элементов как фонетических, так и грамматических. Другими словами, ребенок с ОНР не только плохо произносит звуки, но и неправильно строит свою речь. Страдает смысловая составляющая. Этот диагноз ставят детям после 4 лет, ранее — ЗРР.
При этом диагнозе слух у ребенка в полной норме, так же как и уровень интеллекта. Однако в зависимости от глубины проблемы наблюдается несколько степеней нарушения речи:

  • ОНР I степени — полное отсутствие речи. Этот уровень специалисты называют безречевым. То есть ребенок пытается изъясняться лишь при помощи жестов, младенческих лепетных слов, мимики, мычания. Такой способ общения может наблюдаться при олигофрении, но в данном случае отличительной чертой является довольно большой объем пассивного словаря у ребенка. То есть он понимает обращенную к нему речь, выполняет просьбы. Что делать, если ребенок в 4-5 лет не говорит?
  • ОНР II степени характеризуется зачаточным состоянием речи. Для общения используются искаженные слова, которые, однако, складываются в простые предложения. Слова могут изменяться в разных грамматических формах, но происходит это нечасто. Активный словарный запас ограничен, высказывания обычно состоят из простого перечисления предметов и действий, плохо согласованных между собой или не согласованных вовсе. При этом ребенок имеет проблемы с выговариванием многих звуков. Иногда ОНР I степени II связан с задержкой психического развития (ЗПР).
  • III степень ОНР отличает довольно развернутая речь с неправильным построением предложений и согласованием слов. Дети идут на контакт, общаются, но чаще делают это в присутствии родителей, которые в случае необходимости выступают «переводчиками». Однако предложения строятся уже довольно сложные, хотя подчас и с неправильным согласованием. Произношение звуков имеет трудности, иногда один звук может заменять несколько разных. На фоне довольно пространной речи сильно заметно недоразвитие всех частей языковой системы — лексической, грамматической и фонетической.
  • При IV степени ОНР нарушения компонентов речи присутствуют, но выражены незначительно. То есть звукопроизношение характеризуется сложностями с сонорными, шипящими и свистящими. Не очень обширен словарный запас, имеются проблемы с грамматическим построением фраз.
Читайте также:  Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

Причины возникновения общего недоразвития речи

У детей, имеющих такой диагноз, выявляются как внешние, так и внутренние факторы, приводящие к недоразвитию речи.

  • Сложное течение беременности матери — тяжелые заболевания, резус-конфликт, переливание крови.
  • Возникновение гипоксии у ребенка в период беременности и родов, родовые травмы.
  • Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) в раннем детстве, частые болезни и общее ослабленность организма, приводящая к возникновению ММД — минимальной мозговой дисфункции.
  • Наследственность.
  • Неблагоприятные условия в доме, психологическая депривация.
  • Отсутствие условий для своевременного развития речи (дефицит общения с родителями вследствие проблем со слухом и речью у последних или мнением, что ребенок «еще ничего не понимает», билингвизм в семье, няня-иностранка и т.п.).

Часто наблюдается сочетание разных причин. Специалистам важно правильно установить факторы, мешающие развитию речи, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой.

На что обращать внимание

Независимо от причины возникновения все случаи ОНР имеют общие признаки, которые должны насторожить родителей:

  • Задержавшее начало формирования речи. Первые свои слова ребенок начал говорить только в 3 или даже 4 года;
  • Ребенка очень трудно понять. Часто в семье имеется лишь единственный «переводчик», как правило, мать;
  • Нарушения заметны одновременно как со стороны произношения, так и со стороны лексики и грамматики;
  • Пассивный словарь заметно превышает по объему активный. Ребенок многое понимает, но сказать сам не может.

Что делать?

Если вы заметили данные признаки у своего сына или дочери, следует обязательно проконсультироваться со специалистами. К кому обращаться:

  • Логопед-дефектолог;
  • Детский невролог.
  • Психолог.

Пройдя все обследования, вы сможете получить полную картину происходящего. Если диагноз ОНР будет подтвержден, не впадайте в панику. Да, это крайне неприятно, но лучше не прятать голову в песок, а начинать заниматься.

Коррекция ОНР

Отправлять ребенка в специализированный логопедический садик или нет – решать Вам. Однако, как правило, его посещают дети с самой тяжелой степенью этого нарушения, а, значит, у малыша с более легкой формой не будет необходимого социального общения помимо преподавателей. В результате положение может только усугубиться.

Желательно заниматься с логопедом-дефектологом и психологом индивидуально.

Помимо логопедических уроков детям с ОНР часто назначается медикаментозное лечение. Среди препаратов, рекомендованных при данном диагнозе, назначаются средства, улучшающие кровоснабжение головного мозга и улучшающие активность нейронов. Однако большой ошибкой было бы считать, что речь разовьется лишь от приема лекарств.

Основная работа ложится на плечи логопеда-дефектолога, который проводит с ребенком активные занятия. Работа ведется в разных направлениях с учетом степени выраженности ОНР — развивается словарный запас у ребенка, стимулируется связная речь, корректируется правильность построения фраз и произношения. Кроме того, обязательно дается задание «на дом», так что родителям тоже придется потрудиться. Но в конце пути ожидает заслуженная победа — при упорных и регулярных занятиях речь у детей выходит на нужный уровень и они полностью догоняют своих сверстников.

Самое главное — вовремя обозначить проблему и найти нужных специалистов. Обязательно следует уточнить, есть ли у логопеда-дефектолога достаточный опыт работы, посмотреть, как он занимается с ребенком. Лучше всего обращаться в специализированные логопедические центры, чтобы быть уверенным в результате.

Для достижении цели может понадобиться много времени. Поэтому, чем раньше вы займетесь коррекцией ОНР, тем скорее он сможет учиться наравне со своими ровесниками.

Причины возникновения общего недоразвития речи.

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией были разработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержание и методы коррекционного обучения и воспитания.

Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Р.Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Никашина Н. А., Каше Г. А., Спирова Л. Ф., Жаренкова Г. М., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В., Филичева Т. Б. и др.).

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики и грамматики). Впервые термин «общее недоразвитие речи» был введен Р.Е. Левиной в 50-60-х годах 20 века. Понятие общегонедоразвития речи в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может всегда наблюдается при таких сложных формах детской речевой патологии, как алалия и афазия, а также иногда при дизартрии и ринолалии.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности. К таким проявлениям относятся:

– более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);

– экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);

-речь аграматична и недостаточно фонетически оформлена;

-речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

Причинами общего недоразвития речи являются различные

неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (токсикоз, интоксикация), так и во время родов (асфиксия, родовая травма).

Общее недоразвитие речи – дефект полиэтиологический. Он может выступать и как самостоятельная патология, и как следствие других, более сложных дефектов, таких как алалия, дизартрия, ринолалия и т. д.

Самостоятельным, или чистым (единственным), дефект речи считается, если несформированными в соответствии с возрастной нормой оказываются звукопроизношение и фонематическое восприятие, а также словарный запас и грамматический строй языка. Причинами такого общего недоразвития речи могут быть:

1. Неправильные условия формирования речи ребенка в семье (дефицит общения со взрослыми и с другими детьми, наличие няни, говорящей на другом языке, проживание с глухими родителями и т. д.).

2.Недостаточность речевого общения детей, воспитывающихся в условиях домов ребенка, детских домов.

3.Билингвизм, например, в детском саду с ребенком говорят на русском языке, а в семье — на другом.

4.Неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается ребенок.

Как видно, в этиологии общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности, патология натального периода, постнатальные заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка и др.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией в сензитивные периоды развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Причины ОНР

Биологические факторы социальные факторы

-инфекции матери во время беременности -психическая депривация в сенз. – патология натального периода, постанат. периода. пер. раз./речи

-травмы мозга в первые годы жизни ребёнка и др. -воспитание ребёнка глух./ род.

Тема 3. Специфика усвоения языка детьми с общим недоразвитием речи.

У детей с ОНР выявлено наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Не дифферинцированное произнесение звуков (в основном свистящие, шипящие, африкаты, а также соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук сь заменяет звук с («сяпоги»), ш («сюба» вместо шуба); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешание звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обознающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Дети заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Понимание обращенной речи относительно развито. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Е.Н. Винарская, О.Е. Грибова, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская в качестве основного дефекта детей с общим недоразвитием речи называют дефицитарность языковой способности. При дефицитарности языковой способности происходит «сбой» в развитии коммуникативной, символической и других способностей, что является одной из ведущих причин нарушений общих способностей к обучению и затруднений в формировании механизмов компенсации речевого дефекта. Многочисленные публикации признают факт взаимной связи между развитием языковой и коммуникативной способностей, что отражено в работах Б.М. Гриншпуна, В.И. Селиверстова, Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, О.С. Павловой, S. Edwards и др. Особенности речевого развития данного контингента детей препятствуют осуществлению полноценного общения, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации, особенностях поведения.

Читайте также:  Причины стёртой дизартрии

Языковая способность рассматривается как система ориентировочных действий в языковом материале, направленных на улавливание регулярных и продуктивных явлений в языке. Нарушение функционирования языковой способности проявляется в виде: пониженной речевой активности и наблюдательности, затруднений в соотнесении речевых и предметных действий, недостаточной обобщенности способов выполняемых действий, задержки в овладении действиями замещения, символизации и наглядного моделирования.

В ряде работ анализируется формирование высказывания в коммуникативной деятельности с опорой на данные психолингвистики. Коммуникативная деятельность детей с ОНР ограничена, они с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Появление недостатков развития речевой деятельности у детей с ОНР нарушает процесс осуществления коммуникативного акта и выражается в трудностях формирования и формулирования мысли. Перед речевым высказыванием ребенок надолго умолкает, взрослый вынужден либо подсказывать слово, либо задавать дополнительный вопрос. Отмечается большой интервал между словами; ребенок не может дать полноценную информацию, выразить сообщение. Его речевая активность снижена, не формируется языковая способность. Неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с окружающими людьми и не способствует активному развитию речевой деятельности.

Поскольку речь является сложнейшей функциональной системой, то любое повреждение в каком-либо звене данной системы приводит к отклонениям в развитии, влияя на всю систему. Нарушения компонентов речевой системы может существенно повлиять на психическое развитие ребенка в целом, на становление форм общения у детей. Исходя из этого, необходимо обратиться к особенностям речевого и когнитивного развития дошкольников с недоразвитием речи.

В. А. Ковшиков отмечает относительно развитую фонемную систему, недостатки которой проявляются в управлении ею. Результатом чего являются пропуски, замены, перестановки, перемещения и повторения звуков. И.Т. Власенко, характеризуя речевую деятельность детей с недоразвитием речи, отмечает, что выявляется несоответствие между ее структурными компонентами у этой категории детей: у одних имеет место несформированность целевых установок при сохранности операционных возможностей, у других – при наличии стойкой мотивации недостатки в операционном звене деятельности. Из-за нарушения контроля над исполнительной деятельностью нет возможности сличения результатов с исходными установками.

Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам.Несвоевременное появление речевого подражания приводит к отставанию в овладении словами и их комбинациями. Медленно увеличивается словарный запас, общение носит ситуативный характер Усвоенные ребенком в определенной ситуации слова не используются в других условиях. Словарь состоит из названий бытовых предметов, имен близких людей. Пассивный словарь превышает активный. Для удовлетворения потребностей в общении ребенок пользуется паралингвистическими средствами: мимикой, жестами. К концу третьего года жизни речь таких детей значительно отстаёт от нормы, фразовая речь отсутствует. Замедление развития речи приводит к отставанию в формировании познавательной деятельности и мышления. Дети с нежеланием включаются в речевое общение, боясь употребть слово неправильно. По наблюдениям Н.Жуковой, среди признаков раннего речевого дизонтогенеза выступают морфологически нечленимое использование слов. Слова, соединяемые в предложении, не имеют грамматической связи между собой, используются ребёнком в какой-либо одной форме, что наблюдается в течение многих лет жизни ребёнка. Отмечаются факты длительного совместного существования предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных.

О.Н. Усанова рассматривает фонетические нарушения в связи с особенностями лексического и грамматического развития детей с алалией и считает, что развитие фонетической стороны в значительной степени зависит от словаря и даже определяется им.

С. Шаховская отмечает при общем недоразвитии речи бедность и качественное своеобразие лексики, нарушение процесса тематического отбора и семантического выбора слов при программировании речевого высказывания. Дети не используют имеющийся запас лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности языковых средств, о невозможности осуществления спонтанного выбора языковых знаков и использования их в речевой деятельности. Наблюдается преобладание предметного словаря, число глаголов составляет половину номинативного словаря. По данным С.Н. Шаховской, трудности усвоения единства значения и формы слова влекут за собой задержку в формировании семантических полей у детей с общим недоразвитием речи, приводят к ограниченному количеству смысловых связей, недостаточному уровню сформированности синтагматических и парадигматических отношений, несовершенству поиска номинативных единиц.

У детей с недоразвитием речи нет правильной группировки слов при их усвоении, лексика не точна по значению. Выявляются функциональные замещения с расширением значений слов, с большим количеством взаимозамен, недочеты при усвоении абстрактной лексики, переносного смысла.

Известно, что для осуществления речевого общения необходимо умение выражать и передавать мысли, реализация данного процесса происходит с помощью фраз. При нарушении речевого развития трудности построения фраз и оперирования ими в процессе речевой коммуникации проявляются достаточно отчётливо, в аграмматизме речи (сужение набора употребляемых конструкций, их дефекты, нарушения грамматической формы слова), что свидетельствует о несформированности грамматического структурирования.

Особенности грамматического строя у детей с недоразвитием речи представлены в работах В.К. Воробьёвой, Б.М. Гриншпуна, В.А. Ковшикова , Р.Е. Левиной , В.К. Орфинской, Е.Ф. Соботович, С.Н Шаховской и др. Первоначально особенности грамматического строя речи анализировались с позиций психолого-педагогического подхода с целью выявления, изучения и анализа имеющихся нарушений. Были определены морфологические нарушения, проявляющиеся в нарушении словоизменения и словобразования. Аграмматизмы в речи детей с недоразвитием речи увеличиваются по мере расширения словарного запаса. Однако, по мнению Е.Ф. Соботович, структура грамматических ошибок является неоднородной, при этом имеют место как морфологические, проявляющиеся на уровне словосочетаний и предложений в неумении согласовывать слова, так и синтаксические нарушения, проявляющиеся в структурном и семантическом аграмматизмах. У детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения речевого высказывания.

Причины общего недоразвития речи

Тимофеева Неонила
Причины общего недоразвития речи

Различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к общему недоразвитию речи. От времени поражения в значительной степени зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикации и т. п.) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза. Наиболее обширные изменения структуры головного мозга возникают при его поражении на 3 – 4 месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференцировки нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций. Среди причин вызывающих указанные повреждения или недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови, заболевания центральной системы (нейроинфекции) и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка. Употребление алкоголя и никотина во время беременности также может привести к нарушениям физического и нервно-психического развития ребёнка, одним из проявлений которых часто является общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи у этих детей сочетается с синдромами двигательной расторможенности, аффективной возбудимости и с крайне низкой умственной работоспособности. В тех случаях, когда вредоносное воздействие на речевые зоны мозга ребёнка происходят в период, когда речь его уже сформировалась, может иметь место распад речи – афазия. Большая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий. Возникновение обратимых форм общего недоразвития речи может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, в момент родов или в первые годы жизни ребёнка. Этиология и патогенез общего недоразвития речи многообразны. В зависимости от времени поражения выделяют внутриутробную патологию, нарушение со стороны центральной нервной системы, связанные с родовой травмой, и постнатальное повреждение, возникающее под влиянием инфекций и травм уже после рождения ребёнка. Общее недоразвитие речи обычно является следствием резидуально-органического поражения мозга. На основании вышесказанного можно сделать заключение о сложности и полиформизме этиологических факторов, вызывающих общее недоразвитие речи.

Детская агрессивность и её причины Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Паутовский детский сад «Солнышко» Детская агрессивность И её причины.

Игры на звук [Ы] для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников Дидактическое упражнение «Что за, чем» (усвоение последовательности элементов автоматизированного ряда). Взрослый выкладывает ряд цифр.

Интеграция как средство решения задач речевого недоразвития детей с ОНР Идея интеграции берет свое начало в трудах великого дидакта Я. А. Каменского, утверждавшего что связано между собой, должно быть связано постоянно.

Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Фонетическая тема: Звук [Р].

Консультация для родителей «Причины нарушений речи и способы их преодоления» Причины нарушений речи и способы их преодоления. Принято считать, что до того момента, пока ребенку не исполнится 5 лет, имеющиеся проблемы.

Консультация для воспитателей «Причины возникновения нарушения речи у детей: перинатальный и постнатальный период» Консультация для воспитателей «Причины возникновения нарушения речи у детей (перинатальный и постнатальный период)». Причины возникновения.

Методические рекомендации «Использование приёмов арт-технологии в преодолении недоразвития мелкой моторики у детей с ОНР» На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое.

Консультация «Причины дефектов речи у детей» Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении детей с 1 уровнем общего недоразвития речи ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов.

Причины возникновения онр

Различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфексия), а также в первые годы жизни ребёнка могут приводить к общему недоразвитию речи.

Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются тем, когда произошло мозговое поражение. В настоящее время доказано, что от времени поражения в значительной степени зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжёлое поражение мозга под влиянием различных вредных факторов (инфекций, интоксикаций и т.п.) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развивается в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций.

Читайте также:  Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Среди причин, вызывающих указанные повреждения или недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикация матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции) и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Большая роль в возникновении речевых нарушений, в том числе и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

Возникновение обратимых форм общего недоразвития речи может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания. Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в её развитии. Если влияние этих факторов сочетается хотя бы с не резко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи. На основании представленных данных можно сделать общее заключение о сложности и полиморфизме этиологических факторов, вызывающих общее недоразвитие речи. Наиболее часто имеет место сочетание последовательности предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребёнка.

Этнология и патогенез общего недоразвития речи многообразны, но с клинической точки зрения, наибольшее значение имеет группа общего недоразвития речи, связанная с ранним органическим поражением центральной нервной системы.

Особое место в этнологии общего недоразвития речи занимает так называемая перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – поражение мозга, возникшее под влиянием сочетания неблагоприятных факторов как во внутриутробном периоде развития, так и в период родов. Нередки в практике и комбинации нескольких вредностей, которые вызывают не только речевые, но и психолого-педагогические отклонения в развитии.

Т.О., проблема коррекции ОНР в подавляющем большинстве случаев является комплексно медико-педагогической проблемой. Исключение составляют не осложненные варианты общего недоразвития речи, как правило, функционального характера.

Естественно, от логопеда не требуется медицинских рекомендаций и даже определения клинического диагноза. Однако квалифицированная педагогическая диагностика с учётом структуры дефекта, причин речевой аномалии, а также психолого-педагогических особенностей ребёнка необходима.

Всестороннее знание возможных, а затем и подробное выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо логопеду для определения тех черт и качеств дошкольника, которые могут быть скорректированы в ходе его обучения и воспитания. К ним относятся: подготовительная деятельность (её целенаправленность , продуктивность и пр.), эмоционально-волевая сфера, особенности мышления, запас знаний и сведений, состояние внимания и восприятия, личностные черты (интересы, самооценка, коммуникабельность и пр.).

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуется развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка (фонетики, лексики, грамматики). Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «без речевые дети»).

II уровень речевого развития зачатки общеупотребительной речи.

Подробно остановлюсь на третьем уровне речевого развития, который характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического и фонетико-фонематического недоразвития.

Дети этого уровня не имеют выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения ЦНС. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью выявляются факты нередко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительной асфиксии в родах. В этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям.

В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у него первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отмеченные же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса. Это преимущественно дизонтогенетический вариант общего недоразвития речи.

Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте, дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе.

Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящий соответствующие пояснения. («Мамой ездиля асьпак. А потом ходиля, де летька, там зьвана. Потом аспальки не били. Потом посьли пак»- С мамой ездила в зоопарк А потом ходила, где клетка там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк.)

Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и саноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

Например, ребенок заменяет звуком C‘, еще недостаточно четко сформированным, звуки С («сяпоги» вместо сапоги), Ш («сюба» вместо шуба), Ц («сяпля» вместо цапля).

Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложно сочиненные и сложноподчиненные предложения («Кола посол в лес, поймал маленькую белку, и тыла у Коли кетка» – Коля пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила и Коли в клетке).

Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения), воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконакопляемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых или из жизненного опыта. Они могут свободно рассказывать о своей семье, о себе, о товарищах, о событиях окружающей жизни, составляя короткий рассказ. Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выловить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

В устном речевом общении дети стараются обходить трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условие, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.

Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники.

На фоне правильных предложений можно встретить аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки, не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и не правильно.

Наблюдается ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами («Мишиа запякаль атому упал» – Миша заплакал, потому что упал»). При составлении предложений по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не редко включают в предложение название предметов, которыми пользуется действующее лицо.

Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, специальное обоснование лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретелька, локоть, ступни, беседка, веранда, подъезд и д.р.) неточное понимание и употребление ряда слов (подшивать-зашивать –кроить, подрезать-вырезать). Среди лексических ошибок выделяются следующие:

замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат – часы, донышко -чайник);

подмена названий профессий названием действия (балерина – «тетя танцует», певец – «дядя поет» и т.п.);

замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей – «птичка», короткий – «маленький»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

Недостаточный практический навык применения способов словообразования объединяет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.

Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненормативные («столёнок» – столик, «кувшинка» – кувшинчик). Подобные ошибки в качестве единичных могут встречается у детей в норме на более ранних ступенях речевого развития и быстро исчезают.

Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т.д. («пухный», «пухавый», «пуховный» – платок; «клюкный», «клюкин», «клюконный» – кисель; «стекляшкин», «стекловый» – стакан и т.п.)

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (книги лежат на большими столах – книги лежат на больших столах);

неправильное согласование числительных с существительными (три медведям – три медведя, пять пальцем – пять пальцев);

ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, недоговаривание («ездили магазин мамой и братом» – ездили в магазин с мамой и братом)

ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («летом был у бабушки. Там речька, много деревов, гуси»)

Фонетические оформление речи у детей с третьим уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной формы: у них продолжается наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротоцизм, ламдацизм, дефекты озвончения и смягчения).

Отмечается стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры в наиболее трудных словах («гинасты выступают в цирке», топовотик чинит водовод»- водопроводчик чинит водопровод).

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что в последствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Итак, совокупность перечисленных пробелов a фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезными препятствиями для овладения или им программы детского сада общего типа, а в дальнейшем и программы общеобразовательной школы.

Необходимо учитывать, что для грамотного чтения и особенно письма детям данной категории недостаточно знать буквы и уметь их писать. Только после получения отчетливых представлений о том, что предложения складываются из слов, слова состоят из слогов и звуков, а звуки в каждом слове располагаются в определенной последовательности, и стойкого навыка определения порядка звуков в двух- и трехсложных словах со стечениями согласных целесообразно учить буквы. В противном случае они могут остаться для ребенка бессмысленными знаками и пользоваться ими дошкольник с речевым недоразвитием не сумеет.

Ссылка на основную публикацию