Учим детей с ОНР составлять рассказ-рассуждение

Развитие словаря у детей с ОНР в процессе работы над составлением рассказов по сюжетным и пейзажным картинам

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому рассказы по картинам должны занимать видное место среди рассказов, составляемых детьми. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также рассказы по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса детей с ОНР, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.

Мир живописи богат и сложен. Хочется особо отметить, что успешная работа по изучению детьми произведений живописи возможна лишь при условии глубокого понимания дошкольниками содержания и формы картины в их неразрывном единстве, а также тогда, когда она захватывает их эмоциональную сферу. Лишь осмысленное и эмоциональное отношение к виденному развивает потребность в выразительной словесной передаче воспринимаемых образов.

Работу над составлением рассказа по картине могут значительно облегчить подготовительные упражнения:

1. Рассмотреть внимательно картину, определить ее тему. Составить предложения на тему этой картины. Можно использовать прием «Бинокль» (ТРИЗ) и д/у «Рассмотри внимательно», д/у «Составь предложения по картине».

2. Назвать признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер). Составить с этими словосочетаниями предложения, а затем объединить их в связный текст. Д/у «Скажи какая, какой», д/у «Составь предложения».

3. Описать предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа. Д/у «Смотрю на картину и называю, что изображено в центре, справа, слева и т.п.»

4. Описать ситуацию, изображенную на картине. Для этого использовать прием «Ромашка мудрости» (ТРИЗ). Педагог готовит листочки бумаги в виде лепестков, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Задание: выдерни «лепесток», объясни, почему так назвали картину? (Текст пословицы читает педагог; рассуждения происходят вместе с детьми.) Следующая игра( «Найди самое удачное название картины», или д/у «О чем картина?».

5. Описать главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние. Д/у «Кто главный?»

6. Выразить свое отношение к герою, к картине. Д/у «Мне нравится (не нравится)».

Перед составлением рассказа очень полезно потренироваться в составлении предложений. Для этого я использую три модели.

Первую модель условно называю «К чему обратился художник?». «Художник обратился ….( к какой- либо сказке, к какому- либо изображению, к какому – либо эпизоду)».

Вторую модель условно называю «Что выделил художник?». «Художник выделил… (какую –либо фигуру, какой-либо предмет, каким – либо цветом)».

Третью модель условно называю «Чего добивается художник?». Художник добивается… какого-либо настроения, точности изображении и т.п.»

В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для словарной работы использую сама и рекомендую воспитателям такие картины, как, например, А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Шишкина «Зима», «Облака», «Рожь», «Хвойный лес. Солнечный день», «Ранняя осень». «Золотая осень», «Березовая роща», «Перед грозой», «Дуб, освещенный солнцем».

Например, картина А.Саврасова «Грачи прилетели», своими яркими образами помогает научить детей выбирать наиболее точные синонимы. Дети ищут слова для описания поведения грачей, оценивают наиболее удачные слова.

Картины И.Шишкина – это просто кладезь для развития словаря и образной речи. Например, картина «Березовая роща».Уместно использовать такие дидактические игры как «Расскажи, какие березы ты видишь», «Кто больше назовет слов», «Скажи по –другому», «Подбери похожее слово» ит.д. Активизируем в речи детей такие прилагательные: белоствольная, красивая, нарядная, высокая, статная, стройная, пышная, тонкая, гладкая, гибкая, кудрявая, раскидистая, лиственная, чудесная, прекрасная. Можно рассмотреть картину А.Куинджи «Березовая роща» или картину И. Левитана «Березовая роща».

Для обогащения активного словаря детей весьма полезно проводить дидактическую игру с детьми «Придумай название для картины». Называя картину, дети должны увидеть главное в ее содержании и выразить это в словах или словосочетаниях. Например, картина «Грачи прилетели»: «Весна пришла», «Летят перелетные птицы», «Здравствуй, весна!», «Грачи»,», «Грачи – вестники весны».

Картина И.Шишкина «Дуб, освещенный солнцем»: «Солнечный день», «Скоро осень», «Старый, могучий дуб», «На солнечной полянке», «Дубовая роща в свете солнца».

Картина И.Шишкина «Лес в инее»: «Зимний денек», «Зима и солнце», «Морозный день», «Лесная сказка».

Другим эффективным методом словарной работы являются дидактические игры, в которых уже известные детям слова закрепляются и активизируются: «Угадай по описанию», «Закончи слово», «Опиши любимую картину». Это такие игры как «Придумай рассказ от имени героя картины», «Расскажи, что делает герой картины» например, рассматривая картину А.Харламова «Голова девочки», проводим дидактическую игру «Что делает девочка» (сидит, смотрит, мечтает, думает, вспоминает), затем предлагаем придумать рассказ и рассказать его от имени девочки. Рассматривая картину Н.Жукова «Андрюша», спрашиваем детей «Как ты думаешь, почему Андрюша заболел?», «Придумай рассказ и расскажи его от имени Андрюши».

Рассматривая картину А.Шилова «Портрет матери» спрашиваем детей: «Чем мама художника похожа на свою маму?», «Что ты можешь рассказать о маме художника. Какие у нее глаза?».

Хочу отметить, что картины привязаны к лексическим темам. К рассматриванию предлагаются также такие картины: И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», И Айвазовский «Девятый вал», В.Поленов «Московский дворик», В.Васнецов «Богатыри», «Аленушка», «Иван Царевич на сером волке». А.Герасимов «Розы», и много других.

Для пополнения словаря интересны картины И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин», Ф.Васильева «Мокрый луг», картины художника В.Янова «Закат над рекой», «Зимний пейзаж», «Осенний вечер», «Натюрморт» и другие.

Во время анализа произведения живописи необходимо широко использовать метод сравнения. Сравниваем картины на одну и ту же тему одного художника или двух – трех; можно сопоставлять картины, изображающие разные времена года, а также пейзажи, вызывающие одинаковое настроение или противоположные чувства.

Например, можно сравнить картины К. Юона “Волшебница зима” и И.Грабаря “Февральская лазурь”.

Разнообразие состояния весенней природы, ее пробуждение от долгого зимнего сна как бы развиваются во времени при сравнении пейзажей И.Левитана “Март”, “Весна.Большая вода” и А.Саврасова “Грачи прилетели”.

То печальной, задумчивой, то веселой, радостной, но всегда прекрасной показана природа в картинах К.Нестерова “Осенний пейзаж”, И.Грабаря “Рябинка” и “Сентябрьский снег”.

В заключение хочется отметить, что особую роль в развитии речи детей дошкольного возраста Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина, В.С. Мухина и др. отводили картинам. Обучая детей рассматриванию картин и составлению по ним рассказов можно добиться формированию полноценной монологической речи. Развитию речи дошкольника необходим богатый чувств опыт, который он получает от восприятия различных предметов. Следовательно, картины имеют особое значение в развитии речи в частности связной, так как совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. В процессе рассматривания картин педагог, постепенно подводит детей к полному правильному ответу, те есть верному отражению их знаний о предметах и явлениях в четкой и развернутой речи.

У детей развивается способность к наблюдению, развивается мышление, воображение, логическое суждение, а, следовательно, активно развивается речь.

Анализ методик развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР занимались многие ученые. Систему обучения связной речи, в основе которой прием моделирования, который используется как для формирования навыка составления описательных текстов, так и повествовательных с помощью картинно-графического и сенсорно-графического плана предложила В.К.Воробьева. Психолингвистический аспект развития связной речи изучал В.П.Глухов, который предложил систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Систематизировала приемы работы по развитию речи детей с ОНР III уровня Л.Н.Ефименкова. Систему по совершенствованию связной речи детей третьего уровня речевого развития с соблюдением поэтапности и последовательности с лексическим материалом заданий разработали Н.С.Жукова, Т.Б.Филичева, Е.М.Мастюкова. Методику «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет» разработала Т.А.Ткаченко. Методика предусматривает развитие грамматического строя речи и развитие фразовой речи от простого к сложному. Упражнения в увлекательной игровой форме побуждают детей расширить свой словарный запас, навыки словообразования, развитие употребления глаголов с различными приставками, образование прилагательных от существительных, применения синонимов, антонимов, образование сложно сочинённых и сложноподчинённых предложений. Образование и использование предложно-падежных конструкций. Методика нацелена на повышение навыков планирования речевого высказывания и совершенствования до нормального уровня развития связной речи.

Логопеды в своей работе по развитию связной речи часто опираются на методы и приёмы, рассчитанные на нормально развивающихся детей. Данные приёмы оказываются малоэффективными при обучении детей с тяжелой речевой патологией. Неслучайно, В. К.Воробьёва подчёркивает необходимость разработки специальных методов и приёмов, обеспечивающих подход к самостоятельному созданию связных рассказов у детей с общим недоразвитием речи. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Проблема как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли остается очень актуальной.

1. Использование моделирования для составления описательного рассказа (методика Н.Д.Кондратьевой, О.Н.Сомковой).

Основу описательного рассказа о явлениях природы, о животных, растениях составляют конкретные представления. Эти представления дети накапливают в процессе рассматривания предметов на занятиях, в повседневной жизни. Однако чтобы дети усвоили эти представления, необходимо целенаправленное обучение познавательным умениям:

– во-первых, чтобы научились осознанно и самостоятельно обследовать объект (внимательно рассматривать, поглаживать, ощупывать, нюхать), с тем чтобы получить разнообразную сенсорную информацию;

– во-вторых, использовать эти сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных качеств и свойств (величину, цвет, форму, пространственное расположение);

– в-третьих, анализировать наблюдаемый объект, устанавливать простейшие связи между строением органа и его внешнего вида и условиями обитания.

Описательный рассказ включает в себя называние объекта, описание его особенностей, поведения, обращение с объектом. Последовательность изложения рассказчик выбирает самостоятельно. Особая сложность для детей с ОНР при составлении рассказа-описания определение последовательности (плана), воспроизведение ранее полученных представлений. В этом случае логопед использует модель, предметную, предметно-схематическую или схематическую.

На первом этапе более применима предметная модель-набор предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа. В отличие от предметной предметно-схематическая модель включает меньшее количество изображений; например, «кошка», «радуга», «человек», «тарелка». Их можно использовать для рассказа о разных объектах (растениях, животных) [20].

Предметная и предметно-схематическая модель помогает детям определять последовательность изложения. В этом плане полезны дидактические игры с наборами моделей. С их помощью осваивается умение раскрывать обобщенное содержание элементов модели, наполняя его конкретными образами.

2. Методика Л.А.Венгера и Н.Г.Смольниковой в обучении связной речи детей с общим недоразвитием речи.

На занятиях по развитию речи используются разнообразные виды моделей. Наиболее распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. По мнению Н.Г.Смоляковой, модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа. Для замещения слов также можно использовать абстрактные символы, словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это может быть геометрические формы: кружок-начало рассказа, прямоугольник-основная часть, треугольник-концовка; функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

Широкую известность приобрели работы Л.А.Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели.

3. Методика Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».

Один из факторов, облегчающий процесс становления связной речи по мнению А.М.Леушиной, С.Л.Рубинштейна, Л.В.Эльконина – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям назвать предметы, характерные признаки, производимые с ними действиям.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

В своей работе Т.А.Ткаченко предложила обучать детей с ОНР самостоятельному рассказыванию в такой последовательности:

– составление рассказа по демонстрируемому действию;

– по серии сюжетных картинок;

– по одной сюжетной картине;

– на основе сравнения предметов;

– составление описательного рассказа о предметах.

Перечисленными видами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей с ОНР. Данные этапы являются начальными, “пусковыми”, наиболее значимыми. [43].

У детей с ОНР 5-6 лет наибольшие трудности возникают в последнем виде рассказывания. Вот основные из них:

– самостоятельное определение при рассматривании предмета его главных свойств и признаков;

– установить последовательность изложения выявленных признаков;

– удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.

1. Цвет. В прямом квадрате нарисована красное, желтое, синее и зеленое цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешивания понятий цвет-форма.

2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается листом белой бумаги.

3. Величина. В квадрате нарисованы две игрушки контрастной величины, например, большой и маленькие мячи. Детям напоминают, что характеризуя величину предмета, кроме понятия, «большой-маленький», надо использовать понятия «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий».

4. Материал. На эту часть листа наклеено 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу дерево.

5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик), этот пункт в рассказах детей опускается, а на рисунке закрывается листком белой бумаги. Причем закрывать нужно только на первых двух занятиях, чтобы в последствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты в соответствии с особенностями игрушек.

6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и др. приемы расширения глагольного словаря детей.

4. Методика В.К. Воробьевой «Обучение детей первоначальному навыку описательно-повествовательной речи с использованием моделирования».

В своей работе В.К. Воробьева выделила 3 этапа становления навыка связного говорения, между которыми существует преемственность предусматривающая переход от 1 этапа развития навыка связной речи практическими методами ко 2 этапу – формированию анализа по выявлению смысловых и языковых правил строения текста, а затем к 3 – формированию связной речи на основе практического применения правил в коммуникативных ситуациях.

Читайте также:  Словообразование глаголов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

I этап. Развитие навыка связного говорения практическими методами включает приемы:

1. Игры на установление правильного положения картинок серии, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента.

2. Игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных картинок.

II этап. Формирование действий, связанных с анализом смысловых и лингвистических правил строения текста. На этом этапе применяются небольшие по объему тексты цепной и параллельной организации (схематическое изображение отношений между предложениями).

Цепной текст – смысловая организация предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению по цепочке.

Кроме применения схем В.К. Воробьева предлагает применять с детьми с ОНР такие тренировочные упражнения, на материале которых дети учились бы обнаруживать места разрыва мысли, что подкреплялось аналогией с разорванной цепочкой. Для того, чтобы научить детей с ОНР находить пробелы, нужно вводить в занятие проблемно-игровые моменты типа: “предложения поссорились”, “потерялось одно предложение” и др.

В условиях проблемной ситуации детям необходимо было определить, понятен ли рассказ им. Так с изъятием первого предложения дети с ОНР осознавали его особое значение в тексте, т. к. в нем говорится о главном предмете сообщения и через него дети “входят” в событие.

III этап. Формирование связной речи на основе практического применения правил в коммуникативных ситуациях. Основная задача этого этапа – научить детей с ОНР строить цельные и связные рассказы – это реализовывается через систему коммуникативно-речевых упражнений, построенных по принципу от «простого к сложному».

5. Методика В.П.Глухова «Обучение рассказыванию детей с общим недоразвитием речи».

На основе многочисленных исследований В.П.Глухов предлагает в обучении рассказыванию использовать детский рисунок. После разбора текста по вопросам логопеда детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего дети самостоятельно составляют рассказ на фрагмент произведения на основе своего рисунка.

Также В.П.Глухов предлагает применять «иллюстрированное панно» с красочным изображением обстановки, и основных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия произведения. Такие «опорные» объекты располагаются на картинке-панно в линейном ряду в соответствующей эпизодам рассказа последовательности. Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных персонажей и предметов, перемещаемых на панно. Демонстрационное панно можно использовать для разбора произведений, иллюстрирования ребенком рассказа, в том числе и составляемого и другими детьми, а также для обучения планированию рассказа путем моделирования действий персонажей. В целях формирования у детей навыков планирования развернутого сообщения рекомендуется также прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее составления используются блоки-квадраты, размещенные на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными (черно-белыми) изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов.

Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных звеньев рассказа.

Таким образом, изучив опыт работы разных авторов по традиционным методикам обучения составлению рассказов-описаний детей с ОНР можно сделать следующие выводы:

· использование схем при составлении описательных рассказов облегчает дошкольникам логопедических групп с ОНР овладение этим видом связной речи;

· наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными;

· различные модели и схемы можно использовать не только для составления описательных и повествовательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывании загадок о предметах, а также в обучении детей с ОНР самостоятельной постановке вопросов.

Эти приемы помогают детям более быстро проанализировать, обобщить, сгруппировать материал, а также сравнить или сопоставить некоторые моменты речи и быстро понять и запомнить изучаемый материал.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, в особенности, школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать прочитанное

Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного? Идеи и упражнения, которые мы предлагаем ниже, будут полезны родителям и педагогам. Используйте ЛогикЛайк-подход для занятий дома или открытых уроков в школе.

Как научить ребёнка понимать смысл текста?

Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. ЛогикЛайк подскажет, как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно.

«Прочитай еще раз, но внимательнее», — стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.

Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.

Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста.

Учимся работать с текстом: 2 способа начать

Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.

Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.

Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.

На платформе ЛогикЛайк более 3500 развивающих упражнений, которые помогут не только в работе с текстом, но и облегчат учебу в целом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного

  • Попробуйте изменить какую-то деталь в тексте. Попросите ребёнка порассуждать, как это может повлиять на развитие сюжета.
  • Работа с деформированным текстом. Распечатайте текст и разрежьте его на несколько частей. Задание — соединить кусочки по смыслу.
  • Предложите сократить текст так, чтобы его смысл сохранился. Ненужные слова и предложения можно вычеркнуть карандашом прямо в тексте.
  • Вместе составьте цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино. На более поздних этапах работы с текстом их можно будет использовать для пересказа.
  • Составьте вместе с ребёнком новые предложения или целый рассказ по ключевым словам из текста.
  • Распечатайте текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Предложите его прочитать, восстанавливая смысл текста.
  • Подчеркните самые короткие предложения в тексте. Поставьте задачу развить их, дополнить второстепенными членами предложения.

Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом — его анализу.

Как научить ребёнка анализировать текст?

Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?

Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
– быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
– дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
– рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст

Начать можно с простых заданий.

  • Определить тему, основную идею текста.
  • Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс.
  • Составить цепочку тезисов, самых важных фактов, событий.
  • Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.
  • Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым

Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.

Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.

Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!

Задача 1. Имена и отчества

Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.

Что делать, если ребенок заикается?

Заикание у детей может стать причиной значительных психологических проблем в подростковом и зрелом возрасте. Важно своевременно распознать появившийся дефект речи и начать лечение. Проблем можно избежать, если подойти к их решению комплексно. Мы расскажем о первых признаках заикания, на которые нужно обратить внимание, о причинах его возникновения и особенностях лечения.

Что такое заикание

Медицина определяет проблему как речевое нарушение, при котором человек часто повторяет некоторые слова или слоги, протяжно произносит отдельные звуки, будучи не в силах выговорить их полноценно. Страдает плавность, ритм, темп произношения фраз. Врачи определяют нарушение термином «логоневроз». По статистике, он встречается примерно у 2-3% людей, то есть довольно распространен.

Физиологические причины — в спазмировании и судорогах мышц, отвечающих за говорение. Эти нарушения негативно отражаются на дыхании, силе и высоте произносимых звуков. Физиология этого процесса схожа с икотой.

Когда человечество начало заикаться?

Проблема известна еще со времен египетских фараонов и, вероятно, сопровождает человечество с тех древних времен, когда появилась беглая и членораздельная речь. Заикались многие великие люди, например, римский поэт Вергилий, древнегреческие писатели Плутарх и Геродот. Есть сведения, что заиканием страдал философ Демосфен, при этом он стал известным оратором.

В каком возрасте появляется проблема?

Чаще всего ребенок сталкивается с заиканием в 3-4-летнем возрасте, когда формируется речевой аппарат и психика. Однако логоневроз может проявиться в более позднем возрасте — вплоть до подросткового. Возникновение проблемы в зрелом возрасте — крайне редкое явление, так как оно связано с формированием нервной системы и речевой функции мозга. А этот период приходится на возраст 3-6 лет. Примечательно, что значительно чаще нарушение возникает у мальчиков, так как мозговое полушарие, отвечающее за речь, у них развивается медленнее.

Из-за чего ребенок может начать заикаться

Органические причины

Ряд причин связан с проблемами раннего развития и органическими поражениями нервной системы:

  • генетическая предрасположенность;
  • травмы во время родов;
  • нарушения внутриутробного развития;
  • инфекции, которые перенесла мать во время беременности;
  • болезни, связанные с обменом веществ у беременной матери;
  • частые ЛОР-заболевания ребенка в первые 3 года жизни.

В данных случаях вылечить заикание у ребенка проблематично. Ведь оно вызвано физиологическими отклонениями в развитии нервной системы. У детей могут быть нарушены рефлексы, есть склонность к судорогам, происходят скачки внутричерепного давления. Проблемы поддаются коррекции с помощью лекарственных препаратов, которые подбирает врач.

Приобретенные причины

В основном, они связаны со стрессами, неврозами, из-за которых ребенок может начать заикаться. Чаще всего это случается на 4-5 год жизни, когда нервная система максимально восприимчива к внешним факторам. К таковым врачи относят:

  • сильные и частые ссоры;
  • изменения в жизни (например, начало посещения детсада);
  • неблагоприятную атмосферу в семье;
  • резкий испуг;
  • чрезмерные интеллектуальные нагрузки;
  • эмоциональные потрясения;
  • неупорядоченный быт, режим дня ребенка.

Нередко ребенок начинает заикаться в период освоения родного языка, когда родители начинают усиленно заниматься его развитием. Мозг не успевает воспринимать всю массу информации, особенно если к родному языку подключают еще и изучение иностранного. Поэтому при любых интеллектуальных занятиях с малышом важно не перегружать его. Особое внимание следует обращать на эмоциональных детей.

По статистике, более 80% случаев заикания имеет именно приобретенные причины. У таких детей нет никаких физиологических отклонений, а речевые нарушения достаточно хорошо поддаются коррекции.

Как понять, что у малыша речевые нарушения?

Легче всего лечить заикание, когда его обнаружили на самой ранней стадии, пока головной мозг еще не «зафиксировал» дефект речи, пока он не превратился в рефлекс и не отразился на психике малыша. Поэтому, когда ему исполнится 3-4 год, рекомендуем обращать внимание на следующие моменты:

  • при произнесении фраз ребенок останавливается, часто дышит, как бы собираясь с силами;
  • запинается, повторяет одни и те же слоги, слова;
  • перед фразой произносит дополнительные звуки (и, а, э);
  • вовсе отказывается говорить, резко замолкает;
  • становится замкнутым.

Любой из этих симптомов — повод обратиться к врачу. Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее и без последствий решится проблема.

С чего начать лечение, когда заикается ребенок

Прежде всего, нужно исключить (или подтвердить) физиологические нарушения, которые могут спровоцировать речевой дефект. Поэтому обратитесь к неврологу или невропатологу. Врач назначит обследования, которые помогут определить нарушения в работе головного мозга, нервной системы, мышц.

Дальнейшая терапия зависит от физиологической причины заикания. Это может быть прием успокаивающих препаратов, массаж, акупунктура, процедуры для укрепления нервной системы.

Какой врач лечит заикание?

Логопед

Если физиологических отклонений у ребенка не обнаружили, следующий шаг — обращение к логопеду. Этот специалист занимается коррекцией речевых дефектов и поможет малышу научиться правильно произносить звуки, которые ему никак не поддаются. Логопед определит характер заикания — оно может быть тоническим (протяжные главные звуки) и клоническим (запикни на согласных). А затем выберет оптимальную методику лечения.

  • Научит равномерно дышать, чтобы дыхание не сбивалось и оставалось ровным на протяжении всей фразы.
  • Расставлять паузы для экономии речевых усилий и снятия спазмов в мышцах.
  • Формировать звуки, используя речевой аппарат: гортань, язык, зубы, губы.
Читайте также:  Коррекционная работа при устранении заикания у детей и взрослых

Специалист работает над тем, чтобы малыш преодолел слабость артикуляционного (речевого) аппарата. Для этого логопед будет заниматься развитием определенных мышц, например, гортани, шеи.

Психолог

Однако в большинстве случаев одной лишь его работы недостаточно. Причины заикания неразрывно связаны с психологическими проблемами. Их нужно корректировать не меньше, чем речь. Поэтому рекомендуем обращаться также к психологу. Посещения этого специалиста могут оказаться даже более эффективными, чем визиты к логопеду.

Мышечные спазмы часто связаны с нервным перенапряжением, неспособностью эмоционально расслабиться. Поэтому данный врач будет заниматься с заикающимся ребенком в таких направлениях:

  • Научит грамотно вести себя в стрессовых ситуациях.
  • Расслабляться и отдыхать.
  • Контролировать свои эмоции.
  • Преодолевать свои страхи.
  • Контактировать со сверстниками.
  • Выражать себя в творчестве, общении.

Существует огромное множество методов работы психологов с заикающимися детьми. У малышей это может быть развитие мелкой моторики, у детей постарше — прослушивание записей собственной речи с последующей ее коррекцией.

Что делать родителям дома?

Вылечивать логоневроз без помощи родителей дома неэффективно, так как основная поддержка должна исходить именно от них. Поэтому приготовьтесь к тому, что обращаться к психологу и учиться у него придется и вам. Чтобы скорректировать психологические проблемы у ребенка, нужно изменить быт и образ жизни дома. Лучше всего предупреждать заикание, не допуская ситуаций, которые провоцируют ухудшение.

Режим

Организуйте распорядок дня, чтобы периоды интеллектуального и эмоционального напряжения чередовались с полноценным отдыхом и релаксацией.

Дети должны спать не менее 8 часов в сутки, поэтому вам необходимо организовать быт, пространство жилища, звуковую атмосферу так, чтобы обеспечить этот минимум.

Интонации

Малыш должен ощущать уверенность и спокойствие, исходящее от родителей, поэтому обращаться к нему нужно неторопливо, негромко, спокойно, не перебивать его. Важно объяснить и близким людям, что именно так нужно делать.

Похвала

Развивайте уверенность малыша в себе — хвалите его за любые успехи. Создавайте ситуации, в которых он мог бы проявить себя с лучшей стороны. Однако не следует путать похвалу за успехи с баловством.

Обстановка

В семейных отношениях ссоры должны остаться под запретом. Невозможно вылечивать ребенка и предупреждать заикание в агрессивной и напряженной атмосфере. Это же касается и посещения шумных компаний или мест.

Досуг

Ограничьте просмотр передач, фильмов, мультиков или игры, которые вызывают эмоциональное перевозбуждение. Досуг должен быть спокойным, направленным на развитие творческих способностей.

Общение

Постепенно и деликатно расширяйте круг общения малыша, предлагая ему посещение общественных мест, которые не вызывают сильных эмоций. Знакомьте его с интересными людьми. Они помогут его адаптации в окружающем мире.

Активность

Дозированные физические нагрузки положительно сказываются на нервной системе, а также развитии мышц. Поэтому физкультура, плаванье, бег, просто прогулки, игры на свежем воздухе должны стать нормой.

Ограничения

Ни в коем случае не используйте наказания, которые могут оказать негативное влияние на детские эмоции (наказания также должны быть спокойными, какой бы проступок малыш ни совершил). Категорически нельзя оставлять ребенка одного в темной комнате.

Какой должна быть речь взрослых

Чтобы предупреждать рецидивы речевых нарушений (а они вполне могут случаться), вам как родителям необходимо изменить или тщательно следить и за своей собственной речью. Это касается ваших разговоров между собой. Дети активно воспринимают говорение вокруг них и бессознательно подражают ему:

  • Разговаривайте четко, внятно, без ошибок и не торопясь.
  • Старайтесь произносить фразу чуть медленнее, чем обычно.
  • Избегайте сложных, непонятных малышу слов.
  • Различные «страшные» темы разговоров — табу.
  • Не рекомендуется разговаривать по слогам или напевать фразы.

Постарайтесь, чтобы малыш подружился с уравновешенными детьми, у которых хорошо развита речь. Если его речевая активность чересчур высокая, искусственно ограничьте ее, предоставив возможность некоторое время молча играть наедине с собой. Старайтесь, чтобы ребенок больше слушал, чем говорил.

Что нужно делать для избавления от заикания

Многие знаменитости преодолели заикание. Сейчас сложно поверить в то, что Элвис Пресли, Брюс Уиллис, Уинстон Черчилль страдали от этого дефекта. Избавиться от него можно навсегда. Сделать это сможет и ваш ребенок, какой бы речевой дефект у него ни присутствовал. Однако для этого необходимы серьезные усилия, настойчивость, терпение.

Вот элементов, на которых должен покоиться ваш успех:

  • Эмоциональное спокойствие.
  • Правильное построение речи.
  • Организация быта ребенка.
  • Продуманный режим дня.
  • Регулярные занятия с логопедом и психологом.

Главное — заниматься регулярно и не терять контроль над проблемой.

Если ребенок заикается

Что делать, если ваш ребенок не может говорить ясно и плавно? Всегда ли причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма? К каким последствиям может привести не вылеченное вовремя расстройство речи?

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами и спазмами мышц речевого аппарата, которые сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в высоте и силе звука. Возникает это явление обычно в раннем детстве, примерно 2-3% маленьких детей заикается.

В возрасте 2-5 лет, когда речевые центры мозга и синхронная связь между ними только формируются, спровоцировать заикание проще всего. Замечено, что мальчики страдают этим нарушением речи примерно в 4 раза чаще девочек. Возможно, это связано с тем, что полушарие головного мозга, ответственное за речь, у мальчиков развито хуже.

Большинство врачей полагают, что заикание вполне можно вылечить, но успех лечения зависит от общих усилий медиков и родителей. Очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это состояние может длиться до нескольких дней. Следующие признаки указывают на начальную стадию заикания:

— Часто встречающиеся повторы слов.

— Напряженный вид мышц лица и шеи.

— Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.

Все болезни от нервов

К какому же врачу обращаться, если ваш ребенок начал заикаться? В первую очередь к неврологу или детскому невропатологу. Он сможет оценить состояние головного мозга и центральной нервной системы ребенка и сделать обоснованное предположение о причинах нарушения речи. На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания. Первый возникает у детей с органическими поражениями нервной системы. Причины такого заикания:

— травма при родах

— тяжелая беременность матери

— частые болезни в первые годы жизни.

Внешне ребенок кажется вполне здоровым и при этом заикается. При неврологическом обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную активность. При такой разновидности заикания ребенку необходимо в первую очередь медикаментозное лечение, которое назначает психиатр.

Второй тип заикания возникает у детей без патологий нервной системой. Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных самыми разными причинами. Эта форма заикания встречается гораздо чаще первой. В этом случае нарушение речи может усиливаться при эмоциональном возбуждении, поскольку нервозность многократно усиливает непроизвольные сокращения мышц голосового аппарата.

Принято считать, что логоневроз возникает в момент сильного испуга. Чаще всего это так, но спровоцировать заикание может и сильное расстройство, и длительное умственное напряжение, и даже мечтательный склад ума. Лечение должно начинаться с приведения в порядок психики ребенка. Для этого ему назначается:

— Успокаивающие и противосудорожные лекарства

Изредка встречаются совсем необычные причины заикания. Например, ребенок начинает по-настоящему заикаться, после пародирования заикающегося знакомого. Некоторые дети навсегда становятся заиками, когда их в принудительном порядке переучивают из левшей в правшей.

Лечение должно быть комплексным

Если органического поражения головного мозга у ребенка нет, то следующая ваша остановка у логопеда-дефектолога. Этот врач занимается выявлением дефектов речи и их устранением. Он всегда научит ребенка правильно дышать, не спешить с фразами и научит правильно произносить звуки, которые у малыша пока не получаются. Это долгая работа, и может случится, что одной ее будет достаточно для избавления от недуга. Ведь часто ребенок заикается потому, что постоянно молчит и боится говорить. А боится потому, что понимает: правильно произносить слова у него не получается.

Но даже талантливому логопеду-дефектологу нечасто удается в одиночку справится с заиканием. И тут на сцену выходит главный герой — детский психолог. Его задача — обучить ребенка способам релаксации, снять мышечное и эмоциональное напряжение, повысить эмоциональную устойчивость к стрессам. Не обойдется лечение без приема успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов. Крайне важна в терапии роль родителей. Вот несколько советов для папы и мамы заикающегося ребенка:

— Соблюдайте режим дня, он помогает структурировать тревогу.

— Проследите, чтобы ночной сон ребенка продолжался не менее 8 часов

— Говорите с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом. Так же должны вести себя воспитатели в детском саду.

— Если ребенок что-то вам рассказывает, не перебивайте его.

— Чаще хвалите за самые маленькие успехи.

— Избегайте повышенных интонаций, резких жестов, семейных ссор.

Как правило, еще до того, как спусковой крючок заикания будет нажат, у ребенка уже сформировалась предрасположенность к нарушению взаимоотношений нервных процессов в коре головного мозга. И в этом вопросе выяснения семейных отношений гораздо опаснее регулярных просмотров фильмов ужасов.

По-прежнему актуальными при лечении заикания остаются речевые упражнения: искусственное замедление темпа речи, распевная или ритмичная речь, продолжительное молчание. По преданию греческий оратор Демосфен не только разговаривал с камешками во рту, но также часто залезал в темную пещеру и слушал тишину или же репетировал свои выступления при шуме морских волн. Это первый описанный психологический тренинг для лечения заикания.

Не упустите время

Между прочим, проговаривание вслух всех операций при написании букв в нужной последовательности — это эффективное средство для обучения ребенка, даже заикающегося, правильно мыслить о собственных действиях. Помните, что нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неминуемо приведет к проблемам в школе. Может, например, развиться дисграфия — нарушение письма. Как правило, оно проявляется, когда ребенок начинает учиться читать и писать. Причиной нарушения является нарушение фонематического слуха – одного из следствий заикания.

Это нарушение существенное препятствует социальной адаптации. Нередко заикание становится причиной замкнутости, развития комплексов, ощущения ущербности и раздражительности. К сожалению, волшебного средства, избавляющего от заикания моментально, как не было, так и нет, но знаний о причинах его возникновения с каждым годом все больше, а лечение становится все более осмысленным и эффективным. Важно только вовремя начать его, иначе останется шанс, что заикание будет сопутствовать ребенку и во взрослой жизни.

Введите e-mail, чтобы подписаться на нашу рассылку

Причины заикания у ребенка 3-7 лет, лечение в домашних условиях и коррекция у логопеда

Заикающиеся люди, а тем более дети, встречаются очень часто. В современном обществе к заиканию относятся по-разному. Такие ребята нередко становятся объектами насмешек со стороны сверстников, что причиняет им эмоциональную боль и только усугубляет проблему.

Стоит раскрыть тему заикания с медицинской точки зрения. Что становится причиной речевого дефекта, и кто попадает в группу риска? Какие формы имеет заболевание, и как оно проявляется у детей в разном возрасте? Какое обследование необходимо пройти? Самое главное – как правильно лечить недуг, чтобы навсегда от него избавиться?

Почему дети заикаются: кто находится в группе риска?

Заикание – это один из видов речевых дефектов, который появляется при нарушениях центральной нервной системы. Он проявляется при судорогах (спазмах) артикуляционных органов и выглядит как повторение отдельных звуков. В медицинской терминологии для данного недуга существует специальное общее название – логоневроз.

Однозначно ответить на вопрос «почему дети заикаются?» сложно, ведь каждый случай индивидуален. Главной предпосылкой проявления симптомов является сбой в работе нервной системы. Все зависит от состояния здоровья малыша, его анамнеза и окружающей среды, в которой он растет.

Проявиться логоневроз может когда-угодно, но обычно это случается у детей еще в раннем дошкольном возрасте. Сложно заметить его признаки у детей до 3 лет. В этот период речь только формируется, любому ребенку сложно произносить отдельные звуки. Однако понаблюдав, заикание сразу становится явным.

Многие считают, что главной, если не единственной, причиной заикания является испуг. Испуг действительно может спровоцировать проблему, однако это далеко не главная и не единственная причина, особенно это касается раннего возраста.

Причины и факторы, которые формируют группу риска:

  • наследственный фактор;
  • тяжелое течение беременности, перенесенные мамой инфекционные заболевания;
  • повреждения головного мозга при родах;
  • патологии нервной системы;
  • слабая (шаткая) нервная система у малыша, повышенная впечатлительность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • последствия некоторых инфекционных болезней;
  • нарушения в работе эндокринной системы.

Вышеперечисленные пункты являются серьезной предпосылкой для проявления логоневроза. Как правило, им необходима решающая эмоциональная, психологическая или социальная причина, которая действует, как пусковой механизм.

Явления, которые провоцируют логоневроз:

  1. Стресс. Любое стрессовое состояние опасно для малыша, особенно, если стресс постоянный. Сильный испуг, конфликты в семье, неодобрительное отношение со стороны родителей, их излишняя требовательность отрицательно влияют на психику и провоцируют множества расстройств.
  2. Тревожность. Некоторые дети обладают наибольшей впечатлительностью и тревожностью, они легко подвергаются испугу и начинают заикаться.
  3. Интенсивный темп речи. Многие родители жалуются на то, что их дети «тараторят», заглатывают слоги, невнятно выговаривают звуки. Когда малыш с самого начала постоянно говорит слишком быстро, его дикция может сформироваться неправильно.
  4. Быстрый темп речи у родителей или наоборот, наличие в семье заикающихся. Дети впитывают информацию подобно губке и всячески подражают взрослым.
  5. Сложные ситуации. Резкая смена обстановки и окружения, переезд, переход в новый детский сад часто заставляют ребят волноваться, что сказывается на их эмоциональном состоянии.

Какие бывают формы заикания у ребят дошкольного возраста?

Когда малыш систематически повторяет отдельные звуки во время разговора, это обобщенно называют заиканием. В медицине же существует несколько форм и видов данного речевого дефекта, которые отличаются своим проявлением и происхождением. Всего их около десятка, часто формы бывают смешанными.

Основные виды патологии:

  1. Логоневроз. Невротическое заикание самое распространенное среди детей. Его вызывают различные расстройства нервной системы, вызванные стрессом, испугом, тревогой и др. Дефект хорошо поддается лечению и при необходимой терапии исчезает полностью.
  2. Неврозоподобное заикание. Проявляется при поражениях ЦНС врожденного или приобретенного характера. Лечится гораздо сложнее, но при систематическом подходе сводится к минимуму.
  3. Клоническое. Выражается в непроизвольном и неконтролируемом повторении или растягивании звуков, слогов.
  4. Тоническое. Малыш не в состоянии проговаривать звуки или некоторые слова. Наблюдаются частые паузы и остановки при разговоре.

Стадии заикания и симптомы

Различают 3 основные стадии (степени) патологии:

  1. первая или начальная стадия (симптомы проявляются слабо, только после влияния внешних негативных факторов);
  2. средняя (запинания в речи регулярны, но могут контролироваться);
  3. тяжелая (ребенок запинается постоянно, вне зависимости обстановки или настроения, симптоматика ярко выражена).
Читайте также:  Отграничение псевдобульбарной дизартрии от сложной дислалии

У детей до 3 лет признаки логоневроза нередко смазаны и плохо выражены. Малыш только учится говорить, поэтому родители списывают повторения на непоставленную и несформированную речь. Зная симптомы и внимательно наблюдая за малышом, можно легко определить заболевания на ранней стадии, вовремя заняться коррекцией речи и полностью вылечить недуг.

  • малыш постоянно делает паузы, наблюдается заметное затруднение в речи и физическое напряжение (сжимает кулачки, напрягает лицевые мышцы, краснеет или бледнеет);
  • сбивается дыхание, перед произношением или сразу после него ребенок делает глубокий вдох;
  • запинания сопровождаются определенной мимикой (раздувается нос, бегают глаза, напрягается лицо);
  • при паузах речь становится громче;
  • повторение звука или слога происходит более 2-х раз подряд.

Диагностика: какой врач лечит заикание?

Диагностика имеет не меньшее значение, чем сама терапия. При малейших проявлениях проблемы следует сразу обратиться к специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем выше шансы на полное выздоровление.

Появляется важный вопрос: «к какому врачу обратиться?». Здесь необходим комплексный подход, поэтому понадобится консультация и осмотр у педиатра, невролога, психолога, психиатра и логопеда, то есть всестороннее обследование. Логопед поможет откорректировать речь, чтобы устранить дефект. Педиатр исключит или подтвердит общие системные нарушения. Невролог обследует центральную нервную систему, а психолог разберется с психоэмоциональным состоянием маленького пациента.

Помимо осмотра, консультации и беседы обследование включает несколько диагностических процедур:

  • МРТ головы;
  • ЭЭГ;
  • реоэнцефалографию.

Как лечить заикание у ребенка 3-7 лет?

Заикание у детей — непустяковая проблема, не стоит ждать, что оно пройдет само по себе. Без квалифицированной помощи не получится отучить ребенка заикаться. Ни в коем случае нельзя ругать за это малыша. Родители должны со всей ответственностью подойти к терапии и всячески поддерживать свое чадо.

В большинстве случаев лечение носит комплексный характер. Оно включает в себя регулярные занятия с логопедом и обязательное повторение упражнений дома, специальный массаж, беседы с психологом, при необходимости прием успокоительных препаратов. Очень важно устранить раздражающие факторы, которые провоцируют запинания. Необходимо оградить ребенка от стресса, наладить эмоциональный контакт.

Массаж и логопедические упражнения

Без посещений логопеда не обойтись. Именно специалист правильно поставит речь и откорректирует дефекты. Все упражнения выполняются в медленном и комфортном ритме. Работа с заикающимися детьми требует регулярности и ответственности. Важно повторять их и в домашних условиях. Родители должны следить за правильностью выполнения, не лениться и заниматься вместе с детьми.

Примеры логопедических упражнений:

  1. Веселые карусели. Логопед вместе с маленьким пациентом медленно и размеренно ходят по кругу. На каждый шаг они по слову выговаривают фразу (одно слово на шаг) – «мы смешные карусели – ОПА-ОПА-ОПА-ПА-ПА, ТАТАТИ-ТАТИ-ТА-ТА».
  2. Цыплята. Малыш изображает цыпленка, поочередно прыгая на одной ножке. При смене ноги меняется фраза, которую он нараспев произносит. «Хлоп-топ-хлоп», «ап-цап-тап», «уф-ив-аф», «тап-тип-рап-роп-цып-цып».
  3. Дирижер. Логопед изображает движения дирижера. При взмахе руками ребенок распевает гласные звуки, затем слоги, а после любые понравившиеся слова.
  4. Артист. Для этого малыш должен знать хотя бы коротенькое стихотворение. Он его не спеша распевает под спокойную тихую мелодию. Постепенно можно разучивать более сложные и длинные стихи. Тренируется не только дикция, но и память.

Терапия включает несколько курсов массажа. Длительность и количество сеансов подбирается индивидуально. Важно, чтобы процедуру проводил опытный специалист. Во время массажа врач воздействует на определенные специальные точки, что регулирует и восстанавливает нервную регуляцию речи.

Дыхательная гимнастика

Сбивание дыхания – важный и заметный симптом логоневроза. Именно поэтому дыхательная гимнастика приносит результаты. Она помогает сделать речь свободной, легкой и естественной. Задача упражнений – научить малыша одновременно совмещать речь и дыхание.

Занятия может проводить логопед, он научит выполнять их в удобной игровой форме. Дыхательную гимнастику нужно повторять дома. При желании родители могут придумать свои игры в зависимости от предпочтений малыша.

  • дуть мыльные пузыри;
  • надувать воздушный шарик;
  • дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы она бурлила;
  • перекатывать по столу ватные или поролоновые шарики, будто играя в футбол и др.

Препараты и успокоительные средства

Назначать медикаменты может только тот специалист, который поставил диагноз. Принимать таблетки самостоятельно категорически запрещено, так как некоторые лекарства воздействуют на ЦНС.

В основном используется два вида препаратов – успокаивающие и воздействующие на нервную систему. Первые помогают при стрессе или тревоге. Вторые регулируют и нормализуют работу тех нервных центров, которые провоцируют заикание. Если причиной возникновения недуга стали проблемы с ЦНС, без специальных препаратов не обойтись.

Народные методы лечения

Лечение заикания у детей при помощи народных методов необходимо обсудить с лечащим врачом. Специалисты нередко рекомендуют домашние средства как составляющее комплексной терапии.

В домашних условиях можно приготовить успокаивающий и расслабляющий отвар. Понадобится травяной сбор из ромашки, мяты, мелисы, валерианы и крапивы. При аллергии на один из компонентов, его можно исключить. На стакан кипятка взять столовую ложку сбора. Хорошо настоять, процедить, по желанию добавить мед.

Мед в любом виде помогает успокоиться. Его добавляют в чай, молоко или кладут в виде компресса на язык. Сначала нужно проверить переносимость продукта, так как это аллерген.

Мнение Комаровского о заикании

Доктор Комаровский пользуется большим авторитетом у многих родителей. Его подход к детскому здоровью профессионален и адекватен. Он отмечает особую важность роли родителей в процессе выздоровления их чада. Чтобы работа специалистов не была пустой, нужно обеспечить правильную домашнюю обстановку.

  1. наладить режим дня (сон, еда, прогулки, занятия должны проходить в одно и то же время);
  2. устранить стресс, переживания, страх, особенно перед сном;
  3. исключить слишком активные игры или занятия, сделать акцент на спокойных развлечениях;
  4. как можно больше гулять на свежем воздухе;
  5. точно придерживаться всех назначений и рекомендаций врачей.

При выполнении всех правил Комаровский дает положительные прогнозы на полное выздоровление. Коррекция речи происходит не сразу, поэтому важно быть последовательными и запастись терпением.

Возможные осложнения и последствия

Заикание у детей – это серьезное заболевание, которое имеет свои последствия и осложнения. При отсутствии медицинской помощи симптомы будут только усугубляться, что скажется на качестве жизни.

Логоневроз мешает общаться с людьми, заводить знакомства и новых друзей. Больные часто стесняются, смущаются, а вскоре замыкаются в себе. Постепенно смущение переходит в стресс, невроз или хроническую депрессию. Таким детям сложнее учиться и адаптироваться в обществе.

К тому же проблема не пройдет самостоятельно. Если ее не лечить, она сохранится на долгие годы или всю жизнь.

Профилактика

Профилактика носит общий характер, она поможет избежать заикания и положительно скажется на состоянии детского здоровья:

  1. обеспечение благоприятного климата в семье;
  2. поддержание психологического здоровья (снижение требовательности, любящее, бережное и внимательное отношение к своему ребенку);
  3. контроль во время формирование речи;
  4. снижение психологической нагрузки;
  5. правильный распорядок дня;
  6. расширение кругозора, всестороннее развитие;
  7. укрепление иммунитета, правильное питание, регулярные прогулки;
  8. профилактические медицинские осмотры для своевременного выявления любых нарушений.

Почему дети заикаются и как им помочь

Если ребёнку меньше 5 лет, волноваться рано.

Заикаться в раннем возрасте нормально. У ребёнка ещё не достаточно развит речевой аппарат, он не всегда контролирует дыхание и эмоции, мыслит быстрее, чем способен говорить, поэтому запинается, сбивается, проглатывает одни звуки, а другие повторяет по несколько раз.

Медики утверждают Stuttering — Symptoms and causes , что такое возрастное заикание — совершенно естественная часть развития речи. И может продолжаться несколько дней или даже месяцев, но к 5 годам большинство детей успешно его перерастают.

Тем не менее существуют вполне чёткие критерии, что проблема может выйти или уже вышла за пределы возрастной особенности.

Когда надо обратиться к педиатру или логопеду

Обязательно посоветуйтесь с врачом, если ваш ребёнок заикается, вас это беспокоит и в анамнезе имеется один из следующих факторов How To Help Stummering Child риска:

  1. Семья. Ребёнок рискует сохранить заикание и во взрослом возрасте, если та же проблема наблюдается у кого‑то из его близких родственников.
  2. Возраст. Дети, которые начали заикаться в возрасте до 3,5 лет, почти наверняка перерастут эту речевую особенность. Если сложности с речью появились позже, стоит насторожиться.
  3. Продолжительность. Если заикание длится больше 6 месяцев, это однозначное показание для визита к врачу.
  4. Другие сложности с речью и пониманием. Заикание может быть одним из симптомов более серьёзных нарушений — того же СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) или минимальной мозговой дисфункции.
  5. Нарастание проблемы. Если случаи заикания по мере взросления не уменьшаются, а становятся чаще, это плохой признак.
  6. Сопутствующие движения. Ребёнок не просто заикается — у него подёргивается лицо, он делает движения руками и торсом так, словно пытается вытолкнуть из себя слова.

Также стоит обратиться к терапевту или логопеду, если заикание:

  • Вызывает у ребёнка беспокойство или страх. Это проявится в том, что дети будут стараться избегать ситуаций, когда надо говорить.
  • Мешает ребёнку общаться в садике или на детской площадке.

Если вы столкнулись хотя бы с одним из перечисленных выше пунктов, не медлите с визитом к специалисту. Это важно. Хотя чаще всего заикание проходит само собой, иногда оно может быть симптомом крайне неприятных и даже смертельно опасных заболеваний.

Почему ребёнок заикается

Вот наиболее распространённые причины How To Help Stummering Child заикания у детей.

1. Возраст и пол

Как мы уже сказали, некоторое время заикаться в возрасте младше 5 лет естественно. С мальчиками такое происходит в 3–4 раза чаще, чем с девочками.

2. Генетика

У 60% заикающихся людей есть близкий родственник, который страдает тем же речевым нарушением.

3. Нарушения физического развития

Это может быть, например, врождённая слабость речевого аппарата (он включает в себя губы, язык, нёбо, гортань, челюстные и ротовые связки и мышцы). В таком случае детям физически сложно говорить: они быстро устают, начинают задыхаться, не успевают вовремя придать языку и губам нужную для произнесения того или иного звука позицию.

4. Заболевания и травмы

Заикание у детей может быть следствием:

  • внутриутробных и родовых травм;
  • заболеваний и нарушений в работе головного мозга;
  • черепно‑мозговых травм;
  • инсульта (да, у детей он тоже бывает, даже у совсем маленьких);
  • заболеваний эндокринной системы;
  • нарушений обмена веществ.

4. Страх, стресс и другие психологические факторы

Это, пожалуй, самая известная причина. Вы наверняка хотя бы раз слышали истории о мальчике, который начал заикаться, потому что испугался большой собаки. Или о девочке, посмотревшей не в меру страшный фильм.

Страх — действительно мощный фактор в формировании заикания. Это переживание бьёт по нервной системе, ослабляет её и таким образом запускает механизм сбоя речи.

Но нервную систему ослабляют и другие факторы:

  • ссоры и конфликты в семье, невольными участниками которых становятся дети;
  • отсутствие эмоционального контакта с родителями, неуверенность ребёнка в том, что его любят;
  • несоблюдение режима дня, общая бытовая неустроенность жизни;
  • травмирующие события, например, потеря любимого родного человека, переезд, резкая смена привычной обстановки;
  • избыточные интеллектуальные нагрузки — если мама излишне увлекается ранним развитием.

Как лечить заикание у детей

Это зависит от причин. Чтобы установить их, педиатр проведёт осмотр ребёнка, заглянет в историю болезни, расспросит родителей об образе жизни, обстановке в семье. В некоторых случаях понадобится сделать анализы мочи и крови или пройти обследование у невропатолога.

Если нарушение речи вызвано какой‑либо болезнью, ребёнка отправят к профильному специалисту, который поможет справиться с основным недугом. Также, возможно, педиатр порекомендует обратиться к психотерапевту.

Однако ведущую роль в коррекции заикания играет всё-таки логопед. Этот специалист научит ребёнка правильно дышать, скорректирует ритм и темп речи, поможет укрепить речевой аппарат.

Большинство детей с помощью логопеда избавляются от заикания. Но у некоторых дефект речи может сохраниться, пусть и в сглаженном виде.

Как родители могут помочь детям с заиканием

Родительская поддержка в данном случае очень важна. Она делает ребёнка более уверенным, успокаивает, помогает справиться со стрессом. А ещё папа или мама могут подать хороший пример правильной речи.

Вот что необходимо делать, если у ваших детей заикание.

1. Старайтесь разговаривать медленно и спокойно, чётко проговаривая каждый звук

Ребёнок будет неосознанно копировать эту манеру речи. Не говорите по слогам или нараспев — это неестественно и не поможет справиться с проблемой.

2. Дайте детям возможность больше слушать, чем говорить

Чаще читайте ребёнку книжки и рассказывайте истории. Это поможет закрепить правильную речь.

3. Слушайте внимательно и благожелательно

Пусть ребёнок знает: вы терпеливо выслушаете его до конца, даже если он заикается и не может с ходу произнести то или иное слово. Часто дети, боясь, что их не дослушают, начинают торопиться — и в результате проблема заикания только усугубляется.

4. Не ругайте и не унижайте ребёнка

«А теперь остановись и повтори нормально!» «Сначала подумай, а потом говори!» «Не торопись!» «Можешь сказать это более чётко?!» Взрослым зачастую кажется, что эти фразы — во благо. Но на самом деле они только вредят. Во‑первых, они звучат унизительно. Во‑вторых, вызывают у детей беспокойство и неуверенность, ведь мама или папа не принимают их речь. Всё это увеличивает стресс.

5. Хвалите

Правильнее хвалить детей за ясную речь, чем привлекать внимание к заиканию. Если вам всё-таки необходимо поправить ребёнка, делайте это максимально мягко и дружелюбно. И не забывайте тут же восторженно отметить малейший успех.

6. Поддерживайте зрительный контакт во время каждой беседы

Это даст ребёнку понять, что мама или папа рядом и сосредоточены на общении именно с ним.

7. Следуйте чёткому режиму дня

Это сделает жизнь ребёнка спокойной, предсказуемой и (с его точки зрения) абсолютно безопасной.

8. Ограничьте гаджеты и иные раздражители

Постарайтесь, чтобы ребёнок не смотрел телепередачи или интернет‑ролики (мультфильмы), которые его излишне возбуждают или пугают. Не разрешайте включать телевизор или играть на планшете перед сном. Найдите тихую альтернативу шумным играм и беготне. В общем, делайте всё, чтобы ребёнок не перевозбуждался.

Спокойствие, предсказуемость, уверенность в том, что близкие любят и поддерживают, — вот что крайне важно в период борьбы с заиканием. Обеспечьте ребёнку именно такую атмосферу.

Ссылка на основную публикацию