Учим детей с ОНР составлять рассказ-рассуждение

Обобщение опыта «Формирование связной речи, обучение рассказыванию детей с ОНР»

Вера Щеблыкина
Обобщение опыта «Формирование связной речи, обучение рассказыванию детей с ОНР»

Обучение рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.

Учитель-логопед МБОУ «Центр ПМСС» В. Л. Щеблыкина

Речь, выступая в своём функциональном предназначении как средство общения, служит и важнейшим инструментом социализации детей вообще и с ограниченными возможностями здоровья в частности.

Да, речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у него связано становление как личности в целом, так и основных психических процессов. При полноценном общении с окружающими дети быстро овладевают накопленным опытом, но лишь в случае, если им это интересно.

Многолетняя практика и поиск новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми при обучении связной речи можно, если формировать, стимулировать познавательный интерес. Выстраивается логическая лесенка:

связная речь – грамотно оформленная мысль;

– мысль базируется на знаниях, знания формируют интеллект;

Логопеды, работающие с детьми, у которых общее недоразвитие речи, знают, что связная речь формируется на лексических темах: овощи, фрукты, одежда, обувь, животные, семья и т. д. Этого достаточно. Особенно в первый год обучения. В этот период больше уделяется внимание формированию грамматического строя речи, составлению предложений. Существует моножество творческих упражнений по обучению детей составлять предложения:

– по опорным словам;

-одному опорному слову или предложению,

– по заданному обороту речи, фразеологизму (Светлая голова говорят об умном человеке);

-составление предложения по двигающимся картинкам; вопросам:

Что можно увидеть с закрытыми глазами (сон)

Из какого крана нельзя напиться? (из подъемного)

Как называется дерево с белым стволом? (береза)

Для обучения детей сложным предложениям я использую «Букваренок» Юдина

А я знаю, что у обезьяны хвост – это дополнительная рука, а я знаю, что у орла глаза, как бинокль.

Творческое обучение детей с ОНР составлению предложений- это полноценная тема для доклада. У меня этот материал есть? Но я остановлюсь только на обучении рассказыванию.

1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию

3. Пересказ рассказа с использованием магнитной доски. план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на доске. (Картинки: мальчики, скворечник, дерево, гнездо. птенцы. Составить рассказ «Как у скворцов появились птенцы»).

4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства. (Рассказ «Как появился корабль?»«Букваренок» Г. Юдина.) При пересказе дети усваивают нормативные основы устной речи.

5. Составление рассказа по предметным картинкам, объединенных единой темой, например: «Деревья» картинки: береза, сосна, ель, дуб, тополь, липа. Лес-это деревья. Если лес из березок-это березовая роща. Лес из сосен –сосновый бор. Лес из елок – еловая чаща. Из дубов-дубрава. Я всегда работая с этим рассказом знакомлю детей с картинами Шишкина «Утро в сосновом бору», Левитана «Золотая осень»

Простейшие рассказы с опорой на практический опыт, воображение составляется детьми по цепочке:

«Если это попугай»… Если это попугай, то это птица. Если это попугай, то у него тело покрыто разноцветными перьями. Если это попугай, то он живет в клетке. Если это попугай, то он умеет разговаривать. А мой попугай Кеша любит глядеться в зеркало.

Составление творческого рассказа по предложенному началу:

Логопед предлагает начало рассказа, а что будет в конце, дети должны придумать сами.

Текст рассказа. «Вася летом жил в деревне у бабушки. Рядом с деревней был большой лес. Вася очень любил гулять в лесу, собирать землянику, грибы, цветы, слушать пение птиц.

Однажды он вышел рано утром из дома, пошел в лес и зашел очень далеко. Место было незнакомое. Вася понял, что заблудился. Он сел отдохнуть под большой ветвистый дуб и задумался. «Как найти дорогу домой? Направо вела чуть заметная тропинка, но куда она ведет? Прямо – начинался спуск к реке. А налево был густой лес. Куда идти?» Логопед активно участвует в рассуждении, поясняя, как по крикам уток, кваканию лягушек узнать, где река. По петушиному крику можно узнать, где деревня.

Предложить детям зарисовать свой рассказ.

Рассказ-предположение по его первой части или сюжетной серии картинок («Черепаха и скорпион» «Черепаха сказала: «садись ко мне на спину, я перевезу тебя через реку» Что могло произойти дальше)

Рассказ с умозаключениями «Сорока».

Накануне дается задание родителям или воспитателям почитать о сороке.

Дети описывают сороку по схеме-картинке: «Сорока- это птица. Перышки у нее в основном черные, а бока и грудь белые. Что из этого следует? Поэтому ее называют сорока-белобока.

Живет сорока в гнезде на дереве и любит все блестящее. Если увидит колечко или цепочку, схватит и унесет в гнездо. Что из этого следует? Поэтому ее называют сорока-воровка.

Ест сорока зернышки, семечки, чевячков, но может поймать мышку или цыпленка. Что из этого следует? Поэтому ее называют хищницей.

Говорит сорока очень быстро стрекочет. Детям, которые торопятся говорить, делают замечание- не стрекочи, как сорока!

Рассказ-задача с дополнительными заданиями.

Собрались звери на поляне в лесу, чтобы почтальона выбрать. Объявили соревнование: кто первым прибежит к финишу, тот и будет почтальоном. (По очереди выставляются персонажи на доску.) Первым примчался заяц, второй подлетела лисица, третьей принеслась рысь, затем прискакала белка, после нее прибежал лось, за ним притрусил волк, потом пришел кабан, следом за ним прикатился ёж, затем приковылял медведь, последним приполз уж.

Дети выстраивают план-лесенку скоростей, сравнивая с понятными им средствами передвижения: «Заяц мчался, как ракета….» Рассказ воспроизводится со сравнениями, затем только действия с ускорением и наоборот.

Восстановление деформированного рассказа по серии предметных картинок (ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси)

Я прочту восстановленный вариант рассказа:

«Как медведь сам себя напугал».

Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой сухая ветка. Испугалась белка на ветке и выронила из лапок шишку. Шишка упала и угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Остановился медведь, насторожил уши. Кто-то топочет. «Не уйти ли?» Задел лапой за куст, спугнул сороку. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси и бросились бежать, ломая кусты. Рявкнул медведь с испугу и дал стрекоча. Эх, знать бы ему, как он сам себя и напугал.

Рассказ-зарисовка по опорным словам

Детям предлагается стать художниками и нарисовать 2 картины по словам-действиям (подсказки, по необходимости, логопед рисует карандашом в воздухе).

1. Скрылось. Набежала… Подул…Закачались и согнулись… Сверкнула… Ударил… Полил…

2. Прошел… Выглянуло…Распрямились… Зазеленела… Запели… Вышли погулять…

А теперь, гляда на свои рисунки, составьте рассказ (причем в первом варианте рассказа голосом необходимо выразить тревожность, а во втором радость).

Составление рассказа, аналогично данному, с включением в сюжет фантастики

Логопед с сожалением говорит детям, что понравился рассказ, но он не окончен.

-Папа с Женей пошли на прогулку. Папа пристегнул Жене лыжи и сказал: «Иди по этой лыжне. Я тебя догоню». Женя пошел по лыжне и увидел впереди черную собаку. «Жучок!» – закричал Женя.

Необходимо придумать: а) радостный, веселый конец рассказа; б) поучительный; в) фантастический.

Составление творческого рассказа из личного опыта (на развитие чувства эмпатии)

«Если бы я был котиком (кошкой)».

Дети описывают внешность животного, его повадки, любимые игрушки и занятия, блюда. Предполагают, о чем бы тогда мечтали.

Придумывание рассказа-фильма по четверостишию

Фильм мы видим, слышим, сопереживаем героям. Вот и рассказ должен быть составлен так, чтобы мы могли увидеть героя, услышать его, почувствовать, что он переживает, ну и, конечно, помочь ему.

«Жил у нас проказник -кот, Много было с ним хлопот, А как выгнали кота, Поселилась скукота…»

Творческий рассказ с элементами драматизации «О чем думает рыболов».

Данному занятию предшествует тема «Пресноводные рыбы». Дети рассматривают картинки рыб, обитающих в прудах и реках нашего края. Как можно приготовить рыбу для еды: засолить, замариновать, засушить, сварить, закоптить, поджарить, сделать из нее фарш для котлет. Дети выбирают себе запомнившуюся картинку рыбы, логопед просит каждого запомнить фразу о его рыбке: «карась вкусный жареный с хрустящей корочкой, толстолобик маринованный хорош, из окуня и щуки уха вкусная, ароматная; леща лучше засушить, из налима можно приготовить много вкусных блюд, из амура котлеты такие нежные -во рту тают, сом копченый- просто объеденье.

Фрагмент занятия «О чем думает рыболов?

Мы сегодня пойдем с вами на рыбалку! Что нужно взять с собой? Как называется человек, который ловит рыбу? Пока мы идем на речку, подумаем, как можно распорядиться пойманной рыбой? Ну вот и речка (обруч). Сядем на бережок, закинем удочку. Вспомните, из какой сказки герой приговаривал: «Ловись рыбка мала и велика.» Каждый рыболов в душе фантазер. Ему очень хочется поймать рыбу. О чем думает рыболов, когда сидит на берегу?

Варианты ответов: «Сижу я как-то на речке, ловлю рыбу и думаю: если поймаю карася, отнесу маме, пусть поджарит. Люблю карася с хрустящей корочкой! Если поймаю щуку, отдам деду, пусть погордится мной. А бабушка сварит из нее уху. Уха из щуки вкусная, ароматная! Ну, а если поймаю красноперку, отдам коту Ваське, пусть полакомится!»

-познание-это важнейшее приключение в жизни, самая важная, интересная и развивающая игра на свете. И взрослые и дети должны получать удовольствие в процессе обучения.

Принятие ребенка как полноценного партнера в сотрудничестве – залог успешной коррекционно-образовательной деятельности, то есть совместное творчество является наиболее продуктивным и результативным.

Ткаченко Т. А. «Обучение детей рассказыванию методом моделирования»

Ефименкова Л. Н. «Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности»

Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития»

Воробьева В. К. «Методика развития связной речи у детей»

Юдин Г. «Букваренок»

Конспект занятия по развитию речи. Словарная работа. Обучение рассказыванию. «Овощи» Конспект занятия по развитию речи. Словарная работа. Обучение рассказыванию. «Овощи» Интеграция образовательных областей: речевое развитие,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию. Сюжетно-ролевая игра «Выставка платков» Программное содержание : учить детей составлять рассказы – описания различных платков, задавать вопросы и отвечать на них, активизировать.

Обобщение опыта «Художественно-эстетическое воспитание в развитии коммуникативной сферы речи детей с ОНР» Дошкольное детство – это период не только приобщения ребенка к познанию окружающего мира и его начальной социализации. Дошкольный возраст.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников» Часть 2 Часть 3 План работы. 1. Актуальность темы 2. Цели и задачи. 3. Теоретическая база. • Принципы • Основные формы общения • Методика.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников». Часть 2 Часть 1 Часть 3 Структура работы Структура работы включает в себя 9 основных разделов, направленных на формирование у детей навыков общения.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников». Часть 3 Часть 1 Часть 2 Оформление развивающей среды. Эмоциональный комфорт ребёнка – немаловажный аспект внимания педагогов детского сада. Маленькие.

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи через воспитание любви к Родине» Цель: Расширять представления детей о стране, в которой мы живём. Вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского.

Обучение творческому рассказыванию по картине с помощью ТРИЗ и РТВ как средство развития речи и мышления дошкольников Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой.

Читайте также:  Реабилитация пациентов с псевдобульбарной дизартрией в острый период инсульта

Опыт работы по теме «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР» Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком.

Педагогический совет по теме: «Формирование связной речи у дошкольников» Цель педсовета: • Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства.

Составление описательных рассказов детими с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель: охарактеризовать умения ребенка составлять описательный рассказ
Объект: процесс построения описательного рассказа детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет: состояние этапов построения связного высказывания.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава I Теоретические основы изучения связной речи по описательным рассказам у детей с нормальным и нарушенным развитием…………..………5
1.1. характеристика связного высказывания………………………………….…6
1.2. особенности построения описательных рассказов детьми с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………….10
1.3. Выводы по первой главе………………………………………………. ….14
Глава II Экспериментальное изучение особенностей построения описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………. 16 2.1.Организация и методика констатирующего эксперимента……. 16
2.2. Обсуждение результатов обследования…..……………………………. 20
Заключение…………………………………………………………………. 22
Список литературы . …………………………………………….…. 23
Приложение …………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

курсовая 4.doc

1.2 особенности построения описательных рассказов детьми с общим недоразвитием речи III уровня.

Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется несформированностью всех компонентов речи с различной степенью тяжести [9]. Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к 3 уровням [7]. Мы рассмотрим уровни только по отношению к описательному рассказу.

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием связного высказывания. Понимание речи ограничено ситуацией. При попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно-два сильно искаженных предложения.

Второй уровень речевого развития. У детей появляется фразовая речь, однако, весьма искаженная в фонетическом и грамматическом отношении.

Третий уровень речевого развития. Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.

По данным литературы, у детей 6-го года жизни, имеющих ОНР, отмечаются значительные трудности при описании игрушки или другого знакомого предмета по плану, данному логопедом. Для высказываний детей характерны:

Перечисление признаков предмета в любой последовательности;

Возвращение к ранее сказанному.

В ряде случаев описание сводится к беспорядочному перечислению отдельных деталей предмета. Отчётливо выражены лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

Анализируя процедуру составления рассказов, многие авторы отмечают, что самым сложными или почти недоступным для этих детей оказывается самостоятельное описание игрушки или знакомого предмета: оно ограничивается чаще всего названием отдельного признака предмета, на котором застревает ребенок, или перескакиванием с одной мысли на другую.

Для рассказов, составляемых детьми с ОНР, в большинстве случаев характерны нарушения связности повествования. Также имеются значительные нарушения связности повествования из-за отсутствия смысловой и синтаксической связи между отдельными фразами и пропусков существенных моментов действия; нарушена последовательность в передаче событий. Отмечаются ярко выраженные недостатки в языковой реализации замысла.[6]

Рассказы детей ситуативны, их весьма затруднительно понять без опоры на наглядность. Наблюдается поиск слов, неправильное построение предложений, нарушение логической последовательности. Связь между предложениями нарушается или отсутствует (образуется цепь связанных между собой предложений, часты возвраты к уже сказанному).

При анализе и оценке рассказов детей с недоразвитием речи специальное внимание обращается на недостатки в грамматическом оформлении высказываний. Для рассказов таких детей характерны бедность и однообразие используемых средств фразовой речи — короткие фразы, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений, что ограничивает возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения. Чаще всего отмечаются ошибки при построении предложений — неправильное оформление связи и пропуски слов; ошибки в употреблении глагольных форм; дублирование элементов фразы и др.[6].

Даже при относительной сформированности языковых средств логическая последовательность в рассказах учащихся не соблюдается, содержание полностью не передается (пропускаются слова, предложения, целые звенья рассказа).

Также для детей с ОНР III уровня при составлении рассказа характерно отсутствие самостоятельности, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, длительные паузы на границах фраз их частей. Все это может свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.[14]

У многих детей связность повествования нарушена из-за пропуска моментов действия, отсутствуют связи между частями рассказа, смысловой и синтаксический связи между смежными предложениями и др.

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно- повествовательной речи. Серьёзные затруднения возникают у таких детей при составлении рассказов по серии сюжетных картин.

Этапы порождения связного высказывания

Проблема порождения речи относится к числу «ключевых» в психолингвистике. Ученые, работающие в этой области науки, предлагают различные варианты научной интерпретации процессов речепорождения. Вместе с тем потребности практики логопедической работы определяют необходимость выбора какой-либо концептуальной «модели» речепорождения, которая могла бы быть использована в качестве «базовой» теоретической модели для методики «речевой» работы. По мнению Т.В. Ахутиной, в качестве «базовой» модели порождения речи может быть использована концептуальная схема-модель, разработанная А.А. Леонтьевым; ее отличительными признаками являются гармоническое сочетание глубокого научного анализа и относительной простоты, наглядность изложения предметного содержания, цельность и четкое структурное построение. По мнению Т.В. Ахутиной, модель речепорождения А.А. Леонтьева является в полном смысле этого слова «перспективной», «открытой» моделью, поскольку на ее основе за последние три десятилетия в отечественной и зарубежной психолингвистике было создано несколько новых интересных моделей.

Модель механизма порождения речевого высказывания по А.А. Леонтьеву

По модели А.А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (или «фаз»).

• Исходным моментом («истоком») высказывания является мотив. Мотивация порождает речевую интенцию (намерение) – направленность сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет (в нашем случае – на предмет речевой деятельности). «Исходным для всякого высказывания является мотив, т. е. потребность выразить, передать определенную информацию».

• На следующем этапе порождения речевого высказывания мотив к речевому действию вызывает к жизни замысел, который, в свою очередь, «трансформируется» в обобщенную смысловую схему высказывания. Основываясь на теоретической концепции А.Р. Лурии, А.А. Леонтьев считает, что на этапе замысла впервые происходит выделение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация, т. е. определяется – о чем надо сказать (предмет высказывания или его тема) и что именно надо сказать об этом предмете (ситуации, факте, явлении окружающей действительности) – рема высказывания.

• Следующий – ключевой этап порождения речи – этап внутреннего программирования. А.А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой смысловой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание.

• Следующим этапом речепорождения является этап лексико-грамматического развертывания высказывания. Этот этап можно, по мнению АА. Леонтьева, соотнести с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану (по Л.С. Выготскому).

По АА Леонтьеву, этот процесс схематически можно представить следующим образом:

Основной операцией, реализующей этот подэтап, является операция отбора слов (реже – целых словосочетаний) для обозначения элементов смысловой программы – смысловых единиц субъективного кода.

Данный этап завершается интеллектуальными операциями семантико-синтаксического «прогноза» соответствия подготовленного к реализации речевого высказывания его «целевой установке» (другими словами, определяется, соответствует ли составленное речевое высказывание задачам речевой коммуникации).

• Заключительным этапом порождения речевого высказывания является этап его реализации «во внешнем плане» (во внешней речи). Этот этап осуществляется на основе целого ряда взаимосвязанных операций, обеспечивающих процесс фонации, звукообразования, воспроизведения последовательных звукосочетаний (слогов), операций продуцирования целых «семантических» звукокомплексов (слов), операций, обеспечивающих требуемую (в соответствии со смысловой программой и языковой нормой) ритмико-мелодическую и мелодико-интонационную организацию речи.

В связи с этим, мы для себя определили проблему: на каком этапе построения высказываний, у детей больше всего возникают трудности

Выводы по первой главе.

В настоящее время в логопедической практике диагностика связного высказывания у детей с ОНР, строится на основе представлений механизмов порождения речи.

Многие лингвисты и психолингвисты в качестве «базовой» модели порождения речи используют схему-модель, разработанную А.А. Леонтьевым. Он предлагает пять этапов порождения связного высказывания:

мотив, замысел, этап внутреннего программирования, этап лексико-грамматического развертывания высказывания и этап его реализации.

Связная речь детей при составлении описательных рассказов с ОНР III уровня характеризуется следующим образом:

1. составление описательных рассказов детьми с ОНР сводится к беспорядочному перечислению отдельных деталей предмета.

2. Для высказываний детей характерны:

– Перечисление признаков предмета в любой последовательности;

Возвращение к ранее сказанному.

3. Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов.

ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение связного монологического высказывания по описательным рассказам старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

2.1. Организация констатирующего эксперимента

Экспериментальное исследование проводилось в сентябре 2011 года на базе «Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №165» г. Ижевска. Дети, участвующие в эксперименте имели заключение психолого-педагогической комиссии о наличие у них общего недоразвития речи III уровня по классификации Р.Е. Левиной. Количество участников в эксперименте составило 7 воспитанников в возрасте 5 лет. Все обследуемые имели первично сохранное зрение, слух, интеллект.

Для экспериментального исследования нами была выбрана методика исследования связной монологической речи дошкольников по описательным рассказам Глухова В. П. структурированная и дополненная нами.

На основании изученной и проанализированной нами литературы целью экспериментального исследования являлось охарактеризовать умения ребенка составлять описательный рассказ и выявить на каком этапе высказывания у ребенка возникают трудности.

Гипотеза: при составлении описательных рассказов У детей с общим недоразвитием речи III уровня страдает не только языковое оформление, но и замысел и внутреннее программирование высказывания

В исследовании участвовало 7 человек в возрасте 5 лет.

2.1 Методика обследования для ребенка 5-6 лет.

Задание 1: Составление описательного рассказа о лисе.

Цель: выявить умеет ли ребенок полно, точно и последовательно отображать основные свойства предмета и представлять содержание в языковой форме.

Как развить навыки связной речи у детей с ОНР

Количество детей, страдающих ОНР (общим недоразвитием речи) увеличивается с каждым годом. Подобный дефект выявляют у 70% малышей. Важно понимать, что дефекты произношения негативно отражаются на развитии письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие связной речи у детей с ОНР базируется на умении составлять предложения, соответствующие уровню его развития. Связывание слов в предложении позволяет выражать и понимать смысл сказанного. Именно навык составления лексически и синтаксически правильных предложений – основа коррекционной работы.

Что такое ОНР

Диагноз ОНР включает комплекс речевых нарушений, при которых у ребенка наблюдается не только неправильная артикуляция, но и проблемы с осмыслением услышанного. Для коррекции дефекта с дошкольниками занимается логопед. Терапия будет тем эффективнее, чем раньше она начата.

Характерная особенность детей, которым поставлен диагноз общего недоразвития речи – низкие навыки связного повествования. Применение методик логопедии позволяет развивать недостающие умения во время воспитательного и обучающего процесса у малышей в возрасте 4–5 лет.

Правила и порядок логопедической работы

Под связной речью понимают умение составлять распространенное предложение или несколько взаимосвязанных словосочетаний для обеспечения коммуникации и понимания между людьми. Формирование связной речи у детей с ОНР – базовая задача логопедической коррекции. Оно неразрывно связано с развитием мышления. По мнению Е. И. Тихеевой без точного мышления невозможно обучение навыкам комбинирования высказываний.

Именно в старшем дошкольном периоде изменяется мышление ребенка – расширяется кругозор, усовершенствуется мыслительный процесс, появляются новые умения, формируется речь.

Но умение говорить приобретается только во время общения. Увеличение коммуникативных навыков способствует усложнению грамматических форм, используемых дошкольником. Если у малыша развиты способности примитивной разговорной речи, то пассивный запас слов приближен к возрастным требованиям. Он сумеет рассказать о своих друзьях, родственниках или ярких событиях в жизни.

Читайте также:  Обследование звукопроизношения детей со стертой дизартрией

Коррекционные занятия с дошкольниками, у которых диагностировано недоразвитие речи, направлены на:

  • усовершенствование фонематических навыков;
  • исправление неправильной артикуляции (при наличии);
  • увеличение запаса слов, понимание их лексического значения;
  • формирование умения построения связных предложений, их интонационного украшения;
  • развитие навыков самостоятельного повествования и изложения прочитанного или услышанного.

Логопед обучает дошкольников, с чего начинать повествование, как сделать его интересным и эмоциональным, а также, как логично и последовательно излагать свои мысли.

Именно с последовательностью изложения возникают трудности у детей с общими речевыми нарушениями. Они не умеют сосредотачиваться на основной мысли, разбивать рассказ на смысловые части и правильно располагать их. И задача логопеда – добиться логичного повествования со взаимообусловленными частями, понятного посторонним слушателям.

Еще одна проблема дошкольников с ОНР – отсутствие грамматических навыков. Они составляют короткие бессоюзные словосочетания, часто повторяют одни и те же фразы, а их рассказ не имеет логичного завершения. Специалист дефектолог разъясняет малышам причинно-следственную связь, характеристики предметов и явлений, их привязку к времени и месту, учит обобщать слова по видовым и родовым признакам.

Овладение дошкольником с ОНР приемами связного повествования – показатель эффективности логопедической коррекции.

Для этого дефектолог применяет различные методики:

  • разъяснения;
  • вопросы;
  • демонстрацию картинок;
  • анализ имеющихся речевых навыков.

На каждом логопедическом занятии специалист сочетает несколько методик для повышения активности самостоятельных высказываний детей. Комплексный подход позволяет варьировать занятия в зависимости от уровня речевого развития и способностей к самостоятельному рассказу, поставленных целей и активности малышей.

Формирование навыков развернутого высказывания

Чтобы научить малыша составлять связный рассказ, логопед использует репродуктивные методики – описание картинок, составление рассказа по серии изображений. Это вызывает наибольшие сложности у дошкольников с ОНР. Таким детям трудно даются навыки рассуждений, поскольку такие высказывания требуют логичности и аргументированности, обоснования своего мнения. Чтобы научиться составлять рассказ-рассуждение, дошкольник должен понимать причинно-следственные связи.

Формирование умений связного изложения у малышей с речевым недоразвитием – длительный процесс. На начальном этапе малыш повторяет вслед за педагогом задание, правила его выполнения и получившийся вывод. Затем логопед искусственно создает ситуации, стимулируя дошкольника к самостоятельным высказываниям. Одновременно педагог регулирует последовательность, аргументированность и связность повествования, задавая наводящие вопросы.

Для формирования у детей с ОНР навыков связного повествования их учат составлять план рассказа.

Таким дошкольникам потребуется больше времени для освоения навыков логичного повествования. Совместное составление плана рассказа используется не только как методика развития связной речи, но и как организация совместной работы. Такая деятельность способствует формированию умений выделять главную мысль, строить самостоятельный последовательный рассказ. В дальнейшем дошкольники овладевают навыками составлять самостоятельный связный рассказ с последовательным изложением событий.

Развитие навыков рассказывания

Еще одна задача логопеда при работе с детьми с ОНР в возрасте 4–5 лет – развитие функций рассказывания. После обучения навыкам связных самостоятельных высказываний с логично соединенными элементами переходят к развитию двух базовых форм устного монолога – пересказа и рассказа.

Пересказ – достаточно легкий вид речи. Дети воспроизводят услышанное или прочитанное, используя авторские грамматические конструкции и интонации педагога. Но важно добиться от дошкольника осмысления услышанного, свободного воспроизведения (а не механического заучивания) с сохранением авторской лексики и эмоциональной окраски. Для усовершенствования умений логопеды практикуют дидактические игры с фрагментарным пересказом или аналогии – смена героя или времени года.

Рассказ – самостоятельное повествование о произошедшем событии. Рассказ сложнее пересказа. Дошкольнику придется самому формировать содержание и форму изложения. Детям с ОНР сложно систематизировать факты и излагать их в соответствии с планом. Дошкольники должны научиться составлять повествования:

  • Описательные – рассказ о характеристиках заданного предмета или явления.
  • Сюжетные или повествовательные – изложение произошедших событий в правильной последовательности. В таком рассказе обязательно присутствует герой, экспозиция, завязка, развитие действия и развязка.
  • Аналитические рассказы – рассуждение, обоснование своего мнения.

Важна не только форма, но и содержание рассказа. Выделяют три разновидности повествований, которым должны обучиться дошкольники с ОНР.

По восприятиюНапример, об игрушечном зайце, которого педагог держит в руках.
По памятиОб игрушечном зайце, которого малышу подарили на День Рождения.
По воображениюО вымышленном зайце, который живет в сказочном лесу.

Обучение навыкам рассказа направлено на формирование у детей с ОНР умений самостоятельного связного повествования (монолога) в противовес ответам односложными фразами или жестами.

Главное условие формирования связного повествования у детей с ОНР – мотивация общения, стимулирование желания рассказать о своей семье, себе, друзьях, интересных событиях. Дефектолог на занятиях организовывает ситуации, активизирующих речь.

Комплексная коррекционная работа направлена на выработку правильной артикуляции, обучение умению построения связных словосочетаний и распространенных предложений.

ОНР негативно влияет на формирование мышления, снижает коммуникационные потребности и желание познавать мир. Поэтому логопедические методики развития связной речи необходимы для последующего успешного процесса обучения в школе.

Конспект занятия «Составление текста-рассуждения»

Инзиля Дусбоева
Конспект занятия «Составление текста-рассуждения»

4 занятие по программе “Развитие речи детей 5-7 лет”., Ушаковой О. С.

Тема: «Составление текста-рассуждения».

Возрастная группа: 6-7 лет

Форма совместной деятельности: интегрированная.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.

Наглядные: рис №7; игрушка заяц; напечатанные слова для обогащения словаря; карточки для артикуляционной гимнастики.

Цель: создать условия для ознакомления с овалом через умение распознавать овал в окружающих предметах.

Задачи:

– связная речь: учить употреблению сложноподчиненных предложений;

– словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам;

– учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

– воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы сверстников.

– развивать внимание, память, речь, воображение;

– продолжать развивать умение отвечать полным ответом, умение подбирать однокоренные слова.

1. Мотивация к деятельности.

Для выполнения артикуляционной гимнастики приглашаю Катю. Я буду показывать упражнения, а Катя будет показывать это упражнение и все вместе будем выполнять.

2. Актуализация опорных знаний, выявление.

Перед нами картина «Зайцы»

Посмотрите на зайца (показывает на ближайшего зайца).

– Как можно сказать про зайца, какой он?

Пугливый, трусливый, серый…

– Если мы захотим рассказать о том, какая у зайца шубка, то какие слова подберем?

Серая, пушистая, мягкая.

– Какими словами можно сказать про то, какое у зайца настроение?

Веселое, хорошее, бодрое, грустное.

3. Поиск, решение задачи, проблемы.

– Как называется детеныш зайца?

– А как можно сказать по-другому?

Заинька, заюшка, зайчишка.

Если дети затрудняются ответить, можно немного помочь, задав наводящий вопрос: «Как можно назвать зайчонка ласково?»

– Как называются детеныши зайца?

– А как сказать по-другому?

Заиньки, зайчата, заюшки.

– Какие бывают зайчата?

Веселые, пушистые, быстрые, шустрые, длинноухие.

– Где живут зайцы?

– Как называется маленький лес?

– Как можно сказать про тропинку в лесу? Какая

– Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним?

– Как называется сказочный человек, который живет в лесу?

– Теперь повторим все слова, которые мы вспомнили и назвали. Вот сколько разных слов вы назвали: лесная, лесок, лесочек, лесник, лесовичок. Во всех этих словах слышится одинаковая часть — лес, и все они по смыслу как-то связаны с лесом.

–Какие слова можно образовать от слова река?

Реченька, речка, речной.

– Как можно сказать о маленькой реке?

– Как можно сказать о реке ласково?

– Как называется песок на реке? Д

Физкультминутка «Зайцу холодно сидеть».

Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте, руки перед грудью, кисти опущены)

На лесной опушке, (прямые руки вверх, пальцы врозь – “дерево” и качаемся)

Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте)

В беленькой избушке. (соединили руки над головой “домик”)

Мыли свои ушки, (изображаем как моем уши)

Мыли свои лапочки, (потираем правой рукой левую и наоборот)

Наряжались зайчики (приседаем с поворотами в сторону,

Надевали тапочки. (поочерёдно вытягиваем вперёд и

ставим на пятку то левую, то правую ногу)

4. Закрепление. (Деятельность действия.)

– Зайчик получил из леса письмо. Он очень обрадовался, но вот беда: письмо попало под дождь и размокло. Некоторые слова невозможно прочитать. Поможем зайчику прочитать письмо. Слушайте внимательно, а в тех местах, где строчки размыты, подсказывайте, что там могло быть написано.

«Здравствуй, Пушок. Расскажу тебе историю, которая случилась со мной и моим братом. Как-то раз мы долго играли на берегу реки. Потом мы сделали лодку, чтобы. Мы сели в лодку и поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые. Мы на-чали кричать так громко, что. На помощь приплыл медведь и выта-щил нас на берег. Мы стали прыгать и скакать, чтобы. Мы быстро высохли и согрелись, потому что. Пришел Мишка и принес нам еду. Морковки и капусты мы съели столько. Скоро мы будем дома»

Перечитывает ещё 1 раз письмо.

– Письмо мы написали, теперь предлагаю пересказать. Кто нам перескажет, что написано в письме?

5. Самоконтроль. Рефлексия.

Что для вас было трудным?

Справились с заданием?

Что нового узнал на занятии?

Ребята, вам понравилось занятие?

Кто себя постарался сейчас похлопает в ладоши.

6. Открытость.

Сейчас придумаем новый рассказ с нашими (новыми сказками).

Конспект урока по русскому языку «Комплексный анализ текста» Конспект урока по русскому языку на тему «Комплексный анализ текста». Цель урока: обучение комплексному анализу текста. Задачи урока:.

Конспект занятия «Составление рассказа по сюжетной картинке «Птичий двор» Тема: «Составление рассказа по сюжетной картинке “Птичий двор» Цели: закреплять умение детей составлять сюжетный рассказ по картине, развивать.

Конспект логопедического занятия «Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетным картинкам» Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетным картинкам Цель: Обучать детей составлению рассказа по сюжетным картинкам Задачи:.

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа с помощью мемотаблиц» Цель: обучение детей составлению связного описательного рассказа по сюжетной картине с использованием схемы. Задачи: – формировать навыки.

Конспект занятия в средней группе «Составление рассказа по картине «Куры» Конспект занятия в средней группе «Составление рассказа по картине «Куры» Цель: – связная речь: учить составлять короткий описательный рассказ.

План-конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа о котенке» Ирина Смирнова План-конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа о котенке» для младшей группы детского сада Цели: 1. Связная.

Конспект занятия по составлению связного текста из данных абзацев. Рассказ В. В. Вересаева «Братишка» Тема: Рассказ В. В. Вересаева «Братишка» (составление связного текста из данных абзацев) Цель: учить составлять из частей текста единое целое.

Конспект занятия «Составление рассказа по скороговорке» СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СКОРОГОВОРКЕ Цель: учить составлять короткий рассказ по скороговорке; закреплять умение использовать в речи сложноподчиненные.

Конспект занятия «Составление рассказа из личной жизни по образцу воспитателя» Цель: Учить детей самостоятельно выполнять поставленную воспитателем умственную задачу. Связно и последовательно, грамматически правильно.

Урок по инфоматике «Форматирование текста» Тема урока: Форматирование текста. Цели урока: – познакомить с понятием форматирование текста. Рассмотреть способы форматирования текста.

Развитие речи у детей с онр посредством рассуждения

МБДОО «Детский сад №7»

г. Зима, февраль 2015 г.
Тема: «Развитие речи у детей с ОНР посредством рассуждения».
Актуальность выбранной темы определяется тем, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста развитие разговорной (диалогической) речи – одна из главных. Однако развитие диалогической речи невозможно без умения рассуждать, т. к. рассуждение – это мыслительный процесс, направленный на обоснование какого-либо положения или получения нового вывода из имеющейся информации.
В настоящее же время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями, в частности с ОНР. У детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована связная речь, объём словаря ниже возрастной нормы. Педагогов и специалистов всё больше волнует вопрос речевого развития детей.
В современной науке рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей (причинно-следственных, пространственно-временных), поиск доказательств. Характерной особенностью рассуждения является активное использование вводно-модальных слов и союзов, типичными из которых являются: во-первых, во-вторых, наконец, значит, следовательно, вообще, наоборот, так как, потому что, если – то и другие. Овладение рассуждением происходит в единстве с речевым развитием детей и создаёт предпосылки для успешного обучения в школе.
В практике дошкольного образования речевому оформлению рассуждений уделяется недостаточное внимание. Поэтому большое значение приобретает проблема овладения старшими дошкольниками связными высказываниями типа рассуждений, их недостаточное использование в процессе речевого развития.
В адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет отражены целевые ориентиры возможных достижений ребенка:
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Поэтому своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания.
Методика обучения связным высказываниям типа рассуждения старших дошкольников строится с учётом современной концепции развития связной речи, разработанной под руководством О. С. Ушаковой.
Обучение рассуждению было включено в педагогический процесс детского сада №7. Использовались следующие формы организации: фронтальные и индивидуальные занятия.
В обучении широко использовалась наглядность (наглядное моделирование, сюжетные картинки).
В начале обучения основное внимание уделяется развитию умений устанавливать различного рода зависимости между объектами реального мира, решать проблемные ситуации в различных видах деятельности (в соответствии с ФГОС ДО).
Детей нужно учить выделять характерные признаки предметов и явлений, устанавливать между ними логические связи, обогащать словарь дошкольников. Особое внимание следует уделить прилагательным, глаголам, подчинительным союзам, вводным словам.
Дошкольники включаются в беседы-рассуждения на заданную тему. Для этого используются следующие методы и приёмы обучения:
1. наблюдение;
2. беседа;
3. речевые игры и упражнения;
4. проблемно-речевые ситуации и речевые логические задачи;
5. чтение художественной литературы с последующим обсуждением.
Поскольку рассуждение одно из сложных типов связных высказываний формировать умение рассуждать целесообразно в игровой форме. Важное преимущество использования игры в речевом развитии детей: она как продуктивный метод предполагает построение ими собственных связных высказываний, когда дети не просто воспроизводят известные языковые единицы, а выбирают и комбинируют их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом проявляется творческий характер речевой деятельности.
Используются игры, направленные на развитие логического мышления, формирование умения логично и последовательно строить рассуждения, направленные на обогащение речи детей специфичной для данного типа высказывания лексикой: «Небылицы в картинках», «Четвёртый лишний», «Бывает – не бывает» и другие.
Например, в игре-задаче «Небылицы в картинках» детям предлагаются картинки с изображением несуществующих в природе животных, растений, с нарушением закономерностей сезонных явлений. Дети замечают нелогичное и объясняют, что и почему не так изображено и как должно быть на самом деле.
Уважаемые педагоги, посмотрите на экран и объясните, что изображено неверно.
Ещё одним приёмом развития воображения, речи являются стихи-небылицы. Стихи-небылицы заставляют сосредоточить внимание на содержании стихотворения, учат думать, рассуждать, т. е. стимулируют переход к словесно-логическому мышлению. Например, стихотворение
Зимние забавы

Читайте также:  Коррекция заикания у учащихся с ОВЗ

Снеговик боялся стуж
И бежал под тёплый душ.
Очень париться любил –
Часто в баню он ходил.
В игре-задаче «Четвёртый лишний» от детей требуется определить, какое из изображений лишнее и доказать правильность своего выбора.
Своё общение с детьми надо строить так, чтобы ребёнок не только овладел определённым запасом знаний, но и мог активно мыслить, фантазировать, изобретать. Для этого мы приобщаем детей к ТРИЗу – Теории Решения Изобретательских Задач. Тризовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить неординарно, системно, с пониманием происходящих событий. Например, игра «Бывает – не бывает».
Что же будет, что же нет?
Поскорее дай ответ!
Ведущий называет времена года. Например: «Лето». Затем ведущий называет явление природы или ситуацию. Например: «Ледоход». Ребёнок, должен сказать, бывает такое или не бывает. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы, события или ситуации.
Развитию логичности речи, обогащению и активизации словаря способствует загадка. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный, он стеклянный,
Нету номера на нём.
И жильцы в нём не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы –
Знаменитые пловцы.
(Аквариум, рыбки)
Часто дети затрудняются в подборе необходимых средств связи между частями рассуждения. Чтобы научить дошкольников пользоваться разнообразными способами связи, проводятся такие игры, как: «Составь одно предложение», «Закончи предложение» и другие.
В игре «Составь одно предложение» детям предлагаются два предложения, из которых нужно составить одно, например: «Грачи прилетели. Наступила весна». Дети соединяют предложения с помощью союза «потому что»: «Грачи прилетели, потому что наступила весна».
Цель игры «Закончи предложение» – формирование умения составлять придаточные предложения причины, цели, следствия с союзом потому что, сочетаниями так как; для того, чтобы и другие.
Мы пойдём гулять, если
Ночью темно, потому что
Заяц поменял серую шубу на белую, потому что
Развитию словесно-логического мышления способствуют также пословицы и поговорки. Они краткие, выразительные, легко запоминаются.
Это маленькие произведения полные ярких образов. Детям предлагается объяснить смысл пословицы или поговорки.
Задание: Найти ошибки и исправить.
Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
Пришел, увидел, купил (Победил).
У каждого своя голова на шее (Плечах).
Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
На всякий урок (час) ума не напасешься.
Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой. (В мышеловке).
Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
Во время педагогического процесса использовалось большое количество речевых игр и упражнений на развитие речи с помощью рассуждения. В данном выступлении перечислено лишь небольшое количество игр и упражнений данного типа (в связи с ограничением времени).
Таким образом, предложенные выше методы и приёмы способствуют развитию психологической базы речи, правильному структурному оформлению высказывания, обогащению словаря всеми частями речи. Обучение повысит активность, самостоятельность детей, заинтересованность в познании окружающего мира. Вышеназванные игры и упражнения могут легко применяться как в условиях дошкольных образовательных организаций, так и в домашнем обучении.
Спасибо за внимание!

«Развитие речи у детей с ОНР посредством
рассуждения »

Подготовила
учитель-логопед
Товкач Е. С.

подготовила и провела
учитель-логопед: Товкач Е. С.

  • razvitie_rechi_u_detey_s_onr_posredstvom_rassuzhdeniya
    Размер файла: 54 kB Загрузок: 0

Материалы по теме

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Как научить ребенка с ОНР составлять рассказ?

Сообщений в теме 20Авторизируйтесь, чтобы ответить

У сына ОНР 2-3 уровня. Это наше достижение: раньше была моторная алалия.
Но сохраняется проблемка – он ни как не научится описывать картинки.
Кто нибудь сталкивался с подобной проблемой? Как его научить.

А вы ему объясняете как это нужно делать? Вообще развить ребенка с ОНР очень кропотливая работа.

Конечно. Даже сама ему рассказываю что нарисовано. Он за мной повторяет, но по новой сам рассказать не может.

Да у нас то же картинки не может описать и вообще рассказать, что в садике делали. Хотя на вопросы отвечает, вроде помнит все правильно.

Вобщем так. У нас были те же проблемы. Не было описательной речи. Только односложные ответы имелись.
Мы за прошлое лето прошли лечение 2 курса в Реацентре. Сейчас такие предложения говорит, что удивляемся как завернул, и это с ОНР )))

А вы только микротоковую проходили ? Логопедический массаж делали у них?

Нет не делали. Логомассаж только дикцию улучшает, а с дикцией у нас все в порядке.
Попали на пару занятий к логопеду и психологу больше не было места. Летом всегда ажиотаж.

Пара занятий это мало.

Да кто же спорит, зато нам психолог подобрала игры для развития речи для детей с ОНР.
Мы их купили и сами дома занимались. Ребенку нравилось.

Где купили? В игрушечных магазинах в основном куклы да машинки

Есть специальный интеренет магазин где удобно по группам игры поделены
http://www.razvitie-shop.ru/catalog/category_11171.html

Вообще детям с ОНР, для развития очень помогут эти игры.

Развивающих игр там много, мы вот эти брали:

  • Истории в картинках обе части
  • Расскажи про детский сад
  • Расскажи про свой город
  • Что где находится
  • Подбери слова к рассказу
  • Знаю все о профессии

Эти тоже могут пригодиться:

  • Свойства предметов
  • Глаголы в картинках

Спасибо за полезную информацию

Так у вас эффект от лечения в Реацентре или от того, что вы с ним занимались?

Когда лечат речевые зоны они как бы просыпаются и лучше работают. Но их же надо «научить» говорить. Без лечения он бы просто не стал заниматься и ничего бы не запомнил.
То есть надо и лечить и заниматься, лучше конечно со специалистом, но можно и самим. Игры реально полезные и недорогие.

в Реацентр нам далековато ехать, а вот игры пожалуй надо заказать

Какой возраст ребёнка?

Первоначально необходимо развать словарь ребёнка по лексическим темам. Затем следует учить составлению рассказов по предметной картинке:

1. Разобрать детально всю картинку по вопросам ( кто изображен, придумать имя( ключку), что есть у предмета, какой формы, цвета, что умеет делать и т.д.

2. Составить свой рассказ (как образец)

3. Задавая побудительные вопросы ребёнку выяснить что или кого он видит.

Постепенно от побудительных вопросов перейти к составлению описательного рассказа.

Когда вы научите описывать предметные картинки можно начинать учить описывать сюжетные картинки и серии картин. Следует учитывать возраст ребёнка.

Одной из эффективных методик для развития речи детей с ОНР является использование дидактических игр при подготовке детей к школе. Основой для развития является создание игровых ситуаций, вызывающих у ребенка повышенный интерес и дающих возможность родителям добиться поставленных целей. Таких как: нацчить состалять рассаз, или развить логику и т.д. Практика использования дидактических игр в подготовки детей к школе показывает, что их применение повышает уровень усвоения знаний, умений и навыков.

Эффективность применения дидактических игр на занятиях по развитию речи при подготовке детей с ОНР к школьному обучению уже доказана.

Посмотрела игры что дала: Лизавета. Очень хороший материал.

Чтобы ребенок что-то рассказал, ему должно быть понятно, что изображено на картинке и он также должен быть уверен в своих идеях относительно картинки. Неуверенность – это проблема №1. Через повышение уровня уверенности я обучил уже 1000 детей.

Ссылка на основную публикацию