Нарушения письма – как помочь ребенку

Нарушения письма и чтения у детей

Ваш ребенок совсем недавно освоил письмо и чтение. Было нелегко, но он все-таки справлялся с этими сложными задачами. И вдруг его тетради запестрели пометками учителя и ужасными, жирными «двойками», да и читает он как-то странно: пропускает буквы, переставляет слоги и т.д.

Преподаватель в школе и Вы думаете, что ребенок невнимательный, потому что делает «нелепые», «глупые», с Вашей точки зрения, ошибки; что он ленивый и совсем не старается, поэтому в школе его ругают перед всем классом, а дома наказывают. Ребенок долго сидит за домашними заданиями по русскому языку, много раз переписывает одно и то же, зубрит правила, а результата всё нет.

Давайте разберемся – это вина ребенка или его беда? Вероятнее всего, у Вашего ребенка нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия), а возможно, даже дизорфография (специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил). К сожалению, самостоятельно устранить проблему у Вас не получится, в этой ситуации помочь может только квалифицированный логопед. Если не разобраться с этой проблемой, то неуспеваемость в школе, непонимание со стороны родителей и учителей, ситуация неуспеха — все это приведет к тому, что ребенок будет чувствовать постоянное утомление, находиться в состоянии хронического стресса. У него может возникнуть внутренний протест на любые школьные задания, отказ не только выполнять домашние задания, но и вообще ходить в школу.

Проявления нарушения письма и чтения

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, стереотипны и носят стойкий характер. Родителей и учителей должны насторожить следующие ошибки ребёнка:

Ошибки в чтении

Чтение ребенка с дислексией можно описать как замедленное, с остановками и неверное. Если исследовать чтение ребенка, то можно выявить следующее:

  • вставка в слова добавочных звуков;
  • пропуск отдельных букв и слогов;
  • замена слов одного другим;
  • перестановка букв, слогов;
  • повторение слов;
  • добавление слов;
  • пропуск слов.

Ошибки на письме

  • ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, пишет так, как произносит. Например, «сапка» (шапка);
  • ребенок на письме путает буквы, соответствующие фонетически близким звукам (например, Б-П; В-Ф; С-Ш; З-Ж; Ч-Щ; Ч-ТЬ; Р-Л, Й-ЛЬ; О-У, Ё–Ю и т.д.). Пишет «тубло» вместо «дупло», «лёбит» вместо «любит». Может неверно обозначать мягкость согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.;
  • ребенок пропускает буквы и слоги, например, «кандаши» (карандаши), «снк» (санки);
  • переставляет местами буквы и (или) слоги, например, «довр» (двор);
  • не дописывает слова, например, «кузнечи» (кузнечики);
  • вставляет лишние буквы в слове, например, «ноябарь» (ноябрь);
  • слитно пишет предлоги, раздельно — приставки («настоле», «на ступила») и т.д.;
  • пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Этот вид дисграфии обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже владеющий письмом, начинает осваивать грамматические правила. И здесь вдруг выясняется, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам;
  • не улавливает тонких различий между буквами, и это приводит к трудностям усвоения написания букв и к неверному изображению их на письме. Например, смешение букв с-е, о-с, у-д-з, л-и, м-ш, в-д или букв о-а. б-д, и-у, п-т, л-м, х- ж, н-ю, и-ш, л-я, а-д.

При дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы, на одной странице он может сделать от 15 до 60 ошибок. Он не может понять, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может распознать ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, правила знает, а применить не может. Обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи требует владения морфологическим анализом слов, достаточного лексического запаса, способности выбирать необходимые проверочные слова по формальным грамматическим признакам. Трудности в усвоении орфографических умений отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее распространёнными являются ошибки на правила, которые изучаются в начальной школе. Детям с дизорфографией особенно необходима логопедическая помощь. Без нее они часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.

Причины нарушений чтения и письма

Затрудненное чтение и произношение в данном случае не является следствием сниженного интеллекта или отсутствия потенциала к обучению. Причина этого кроется в строении полушарий головного мозга. У обычных людей задняя часть левого полушария несколько больше, чем правая. У дислексиков оба полушария развиваются равномерно.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет уровень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на различных этапах развития ребёнка являются одной из базовых причин дисграфии и дислексии.

Играет важную роль и фактор наследственности, когда ребенку передается недосформированность структур головного мозга, их качественная незрелость. В данном случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.

Случается, что нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием (билингвизмом) в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие люди вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, этот фактор получил широкое распространение.

Источником неудач в письменной речи может служить и несвоевременное установление доминантности одного из больших полушарий головного мозга. То есть к моменту обучения письму и чтению у ребенка должна быть определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества, а также попытках переучить ребёнка затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Фактором развития дислексии и дисграфии может явиться недостаточно сформированное пространственное и временное восприятие.

По мнению психологов, в основе дислексии и дисграфии может лежать действие отрицательной связи «мать-ребенок». Например, ребенок, которого кормят насильно, привыкает сопротивляться в отношении еды и использует ту же реакцию и в отношении интеллектуальной пищи. Сопротивление, которое он проявляет при общении с матерью, потом переносится на преподавателя в школе.

Для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие и речевой слух. Именно поэтому психологи, неврологи и логопеды при работе со слабо успевающим школьником внимательно исследуют содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Часто сниженная успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма. Распознать подобные нарушения может только специалист.

У каждого ребенка, страдающего нарушениями чтения и письма, свои индивидуальные проблемы. Поэтому в случае появления школьных трудностей необходимо проведение комплексной диагностики и коррекционной логопедической работы.

Именно такую помощь Вы получите в Центре Ember. На первичном приёме диагностику проводят одновременно логопед и детский психолог. Они исследуют причины развития нарушений письма и чтения, оценивают уровень развития познавательных функций ребёнка, его социальные навыки, эмоционально-психологическое состояние. По результатам комплексной диагностики развития ребёнка специалисты выявляют индивидуальные причины возникновения трудностей ребёнка при письме и чтении, дают подробные рекомендации родителям по развитию ребёнка, составляют программу коррекции. Программа направлена на нейтрализацию факторов появления нарушений чтения и письма, развитие необходимых речевых навыков у ребёнка в соответствии с его возрастом и потенциалом.

Пример из практики.

Павел, 9 лет (имя изменено). Родители обратились с жалобой на грубые ошибки в чтении и письме. Мальчик не видел границу слов и предложений, слитно писал предлоги, не обозначал мягкость согласных на письме и т.д. Читал медленно, пропуская слоги и переставляя их. Решением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Павла должны были перевести в коррекционную школу. Родители с решением комиссии были не согласны. На консилиуме в центре Ember было выявлено, что мальчик – переученный левша, у папы в школе были аналогичные трудности. Кроме того, ребенок посещал речевую группу детского сада, так как у него имелись серьезные нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Мальчик в течение года занимался с логопедом и психологом в нашем центре, нарушения письма и чтения полностью исправлены. Обучается в общеобразовательной школе.

Для коррекции нарушений чтения и письма (дислексии, дисграфии или дизорфографии) запишитесь на прием к специалисту по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Родительское собрание на тему “Как помочь ребенку справиться с ошибками при письме”

Цель урока: познакомить родителей со специфическими ошибками при письме у обучающихся начальных классов, а также методами их устранения.

Задачи урока:

  1. Познакомить с термином “дисграфия”;
  2. Познакомить с приемами занятий с детьми.

Вступление

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения при овладении письменной речи. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с другими предметами. Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые “глупые” пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное?

А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?

Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: “Он просто не старается”. Но на самом деле 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

Возможно, у вашего ребенка имеется такое нарушение письменной речи, как дисграфия.

Дисграфия – частичное расстройство письменной речи, проявляющееся в стойких и повторяющихся специфических ошибках. (Н. Садовникова)

Большинство исследователей, изучающих этиологию дисграфии, отмечают наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. Этиология дисграфии связывается с воздействием биологических и социальных факторов.
Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.
Также, дисграфия может быть обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма.
Таким образом, в этиологии дисграфии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, “цепочка” детских инфекций, травмы головы).

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь”. Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

На каких детей стоит обратить особое внимание:

  • Если Ваш ребенок левша.
  • Если он – переученный правша.
  • Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
  • Если в семье говорят на двух или более языках.
  • Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
  • Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
  • Наиболее распространенные ошибки при дисграфии:

    1. Искаженное написание букв:

    – недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж , И вместо У;
    – добавление лишних элементов;
    – смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
    – зеркальное написание букв.

    2. Искажения структуры слова:

    – Пропуски букв, слогов. Например: прта – парта, моко – молоко
    – недописывание слов. Н: весёлы (весёлый)
    – добавления букв, слогов;
    – повторение букв, слогов

    3. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), сапка (шапка).

    4. Искажения структуры предложения:

    – раздельное написание слова;
    – слитное написание слов;
    – повторения слов.

    Читайте также:  Использование физических упражнений как средств коррекции речи у старших дошкольников и младших школьников при ОНР

    Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией?

    Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

    Таким детям необходима помощь специалиста-логопеда. Но помните, что без помощи родителей, ребенку не справиться.

    Помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений.

    Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему. Занятия должны быть ежедневными, но не утомлять ребенка, быть интересными.

    Предлагаю Вам некоторые игры, которые помогут справиться с дисграфией.

    Игры и упражнения для преодоления дисграфии

    Каждую букву обозначаем какой-нибудь цифрой. Записываем слово цифрами, а ребенок должен расшифровать и записать слово.

    “Словесный мяч”
    Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус – слово – окно и т. д. Называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.

    Магазин”
    Подбираем картинки определенных предметов или животных, например, ЯБЛОКО, а затем “продаем” их, “рекламируя” по каждой букве:
    я – яркое;
    б – большое;
    л – любимое;
    о – огромное!;
    к – круглое;
    о – очень вкусное!

    Словесные цепочки
    В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: арбуз – бузина – народ -родник – никель и т. д.

    “Буквы перепутались”
    В словах меняем буквы местами. Предлагаем ребенку восстановить правильный порядок букв.

    “Найди букву”
    Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы.

    Древнерусское письмо”
    Диктуем слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные черточкой. При такой записи предложение “Отважный Миша бежит от мыши.” будет выглядеть следующим образом:
    _тв_жн_й М_ш_ б_ж_т _т м_ш_.
    Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя черточку на месте согласных:
    о_ _а_ _ы _и_а _е_и_ о_ _ ы_и.

    Упражнение “Орфографическое письмо”.
    Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых позиций, называнием орфограмм. Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно.

    “Пропущенные буквы”.
    Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
    Например: Бр.т С.ргей шел с о..оты и н.ткн.лся на ёж..к.. Брат Сергей шел с охоты и наткнулся на ёжика.

    Лабиринты.
    Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

    В каждой строке найди 2 буквы, написанные одинаково.

    Прочитай и запиши слоги:

    Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту. Запиши ее.

    Диктанты тоже надо писать! Только по-особому.

  • Чрезвычайно медленно!
    На написание диктанта на начальной стадии ликвидации дисграфии должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.
  • Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы этот текст. Затем диктуется первое предложение. Попросите ребенка назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова.
  • Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.
  • Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

    Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

    1. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
    2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
    3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
    4. Подход “больше читать и писать” успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
    5. Не ругайте ребенка и не огорчайтесь, когда у него что-то не получается.

    Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

    Создавайте у ребенка установку на успех. Предупреждение: “Не делай ошибок!” – неэффективно. Правильная установка звучит так: “Я запомню эти слова! Я буду писать правильно!”

    В конце родительского собрания родителям выдаются буклеты, в которых отражены основные приемы работы с детьми при коррекции дисграфии. (Приложение 1)

    Нарушения письма у детей — Как решить данную проблему?

    Некоторые родители не понимают, почему у их ребёнка, достаточно развитого и сообразительного, вдруг при начале обучения в школе обнаруживаются затруднения с письмом и чтением.

    Дети оказываются не способными правильно читать и писать, допускают множество ошибок, даже при, казалось бы, простом задании – списывании с учебника, путают буквы и неправильно их пишут, хотя при этом могут хорошо справляться с математикой и другими предметами.

    Родители начинают ругать детей за невнимательность, лень и т.д. Грамотный учитель должен вовремя заметить подобные нарушения и направить ребёнка к логопеду.

    Нарушение письма у детей или дисграфия, обычно возникает у ребёнка с неразвитым речевым слухом. То есть малыш неясно и нечётко слышит звучащую речь, он может путать звуки «с-ш», «з-с», «п-б» и т.д. Ребёнок не способен правильно улавливать определенные звуки и представлять их в виде буквы в достаточно быстром потоке речи. Еще одна причина нарушения письменной речи – нарушение зрительно-пространственных отношений. Ребёнок не улавливает тонких различий между написанием букв, например: пишет буквы «и», «у» в обратную сторону, у буквы «ш» появляется лишняя палочка и т.д.

    При неисправленном звукопроизношении в дошкольном возрасте велика вероятность того, что ребёнок будет писать неправильно, то есть так, как он сам произносит. Если малыша вовремя не научили произношению, например, звука «ж», и он в речи заменяет его на «з», то, скорее всего и на письме он будет заменять соответствующие этим звукам буквы.

    Самая частая причина нарушения письма у детей – недоразвитие грамматического стороны речи. Если в речи ребёнка большое количество аграмматизмов («красивый яблоко», «смешные картинка»), то это всё, конечно же, скажется и на письме.

    • На что необходимо обратить внимание?

    Родителям важно предотвратить развитие нарушений письма ещё в дошкольном возрасте ребёнка, для этого стоит обратить особое внимание на следующее:

    • ребёнок – переученный правша

    • двуязычие в семье

    • ребёнок имел недостатки звукопроизношения

    • ребёнок посещал логопедическую группу

    • наличие проблем со вниманием и памятью, несмотря на постоянные занятия

    • искажение произношения слов

    • пропуски букв на письме или недописывание слов

    Если родители обнаружили, хотя бы один из этих вариантов, необходимо проконсультироваться со специалистом ещё до поступления в школу, тогда многих проблем при обучении можно будет избежать.

    Нарушения письма (дисграфия) у детей – профилактика.

    Ранняя профилактика нарушения письма у детей включает в себя развитие у ребёнка высших психических функций: внимания, памяти и мышления. Также существуют определенные упражнения для профилактики дисграфии:

    1. «Корректурная правка». Необходим напечатанный крупным шрифтом текст. Ребёнок ежедневно должен выполнять следующее задание: зачеркивает в тексте заданные буквы.

    Задание со временем усложняется, например, букву «и» надо зачеркнуть, а «н» обвести в кружок. Для детей, еще не умеющих читать, буквы заменяются маленькими изображениями: круги, квадраты, ёлочки, ромбики и т.д. Работа над данным заданием не должна превышать пяти минут.

    2. «Лабиринты». При прорисовывании линий в лабиринтах ребёнок должен двигать кистью, а не листом бумаги.

    3. «Дорисуй вторую половину». Ребёнок дорисовывает вторую часть картинки, левую или правую. Для этого необходимо брать крупные, чёткие изображения, без мелких деталей.

    4. «Повтори». Взрослый складывает из счетных палочек фигуру или рисует её на бумаге, ребенок в течение 5 секунд разглядывает её, затем воспроизводит по памяти.

    5. Для детей, уже имеющих навыки письма подойдут задание на переписывание текстов с пропущенными буквами.

    6. Для развития речевого слуха, играющего важную роль в формировании процессов овладения письменной речью, подойдут задания на повторение за взрослым звуков, слогов, слов, а так же ритмических рисунков.

    Например, взрослый отстукивает по столу карандашом простой ритм, ребёнок прослушивает и пытается его воспроизвести. Все эти упражнения являются профилактикой, для предотвращения нарушений письма у детей.

    Но если ребёнок, выполняя их, допускает достаточно большое количество ошибок, необходимо проконсультироваться с логопедом или психологом. При раннем выявлении нарушений формирования письма многих проблем при обучении в школе можно будет избежать.

    • Друзья! Тема следующей статьи «Как реагировать на капризы ребенка?» — категория: Воспитание детей. Чтобы не пропустить её, вы можете подписаться на рассылку on line журнала по электронной почте.

    Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения?

    Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью — необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве. Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи. В настоящее время имеется достаточное количество литературы по преодолению нарушений звукопроизношения.

    К сожалению, нарушение одной структурной составляющей речевой системы влечет за собой вторичные и третичные нарушения. Среди них, как правило, общее недоразвитие речи, нарушения процессов чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, словесно-логического мышления и т.д. Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы — часы; Писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но — окно и т.п. К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие “нелепые” ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия.

    Читайте также:  ОНР - общее недоразвитие речи

    Что такое дисграфия?

    Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

    1. определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
    2. соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
    3. воспроизвести с помощью движений руки букву.

    Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

    Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого “графо” — письмо). Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста, в силу различных обстоятельств, нет и учитель, родитель не могут получить квалифицированную консультацию. Как в этой ситуации помочь ребенку? Для начала необходимо, чтобы учитель начальных классов (родитель) знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим. Классификация дисграфических ошибок. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

    1. пропуски гласных букв; всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай;
    2. пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;
    3. пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки;
    4. замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;
    5. замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываед-показывает;
    6. перестановки букв и слогов: онко-окно;
    7. недописывание букв и слогов: чере-через, на ветках, диктан-диктант;
    8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-снег, диктанат-диктант;
    9. искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;
    10. слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бойчасов-бой часов, в
    11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
    12. нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч.

    Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

    1. нарушения согласования слов: с еловый еловой ветки, появилось трава-появилась трава, огромная бабочки-огромные бабочки;
    2. нарушения управления: в ветки; умчались к чащу-умчались в чащу, сидит стул-сидит на стуле;
    3. замена слов по звуковому сходству;
    4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: роще, стене, на бухли-набухли;
    5. пропуски слов в предложении.

    Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

    1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве:
    2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов:
    3. замена букв, имеющих дополнительные элементы:
    4. зеркальное написание букв
    5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

    Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии:

    1. безударная гласная в корне слова: вада-вода, чисы-часы;
    2. правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп-зуб, дорошка-дорожка;
    3. обозначение смягчения согласных;
    4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

    В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые считают нужным отнести к дисграфическим, если они носят устойчивый характер. О детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: “Как слышат, так и пишут”. Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю), как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.

    Виды нарушений письма

    В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений. Выделим следующие виды нарушений процесса письма:

    Артикуляторно-акустическая дисграфия

    Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает сове дефектное произношение на письме.

    Акустическая дисграфия

    Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие

    Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

    Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:

    1. пропуски согласных;
    2. пропуски гласных;
    3. перестановки букв;
    4. добавления букв;
    5. пропуски, добавления, перестановки слогов;
    6. слитное написание слов;
    7. раздельное написание слов;
    8. слитное написание предлогов с другими словами;
    9. раздельное написание приставки и корня.

    Аграмматическая дисграфия

    Причина возникновения — недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

    Оптическая дисграфия

    Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв и др.). Определив вид нарушений процесса письма, вы можете наметить основные направления работы с ребенком.

    Ребёнок плохо пишет. Признаки дисграфии

    Современные дети учатся читать и писать, как правило, еще до школы. Если в этом возрасте малыш плохо справляется с трудной премудростью, это можно списать на возрастные особенности, хотя правильнее уже на этом этапе обратиться к логопеду.

    Обычно родители начинают бить тревогу только в 1-2 классе школы, когда ребенок приносит сплошные двойки по чистописанию. Несмотря на явные проблемы с русским языком, ученик хорошо успевает по математике, которая требует больше сообразительности. В таких случаях возникает закономерный вопрос: «Возможно, это дисграфия?»

    Что такое дисграфия?

    Дисграфией в психоневрологии называют стойкое нарушение письма, несмотря на сохранный интеллект, слух и зрение. Довольно часто ее сопровождает дислекция, которая проявляется плохими способностями к чтению.

    Ученые считают, что грамотное письмо – сложнейший вид человеческой деятельности, который состоит из нескольких этапов. Вначале мы создаем мысленный образ текста, определяем последовательность слов в предложении. Чтобы правильно написать каждое слово, нужно понимать его звуковую структуру. Следующая задача – звукам нужно сопоставить определенные буквы. Затем воспроизвести образ буквы, зрительно контролируя точность написания. Вот сколько трудных задач нужно выполнить ребенку, чтобы научиться хорошо писать.

    При дисграфии происходят «поломки» на одном из перечисленных этапов обучения грамоте. В зависимости от того, какая функция нарушена, различают разные формы расстройства.

    Фонематическая

    При этом виде дисграфии ребенок с трудом пишет и читает, потому что плохо слышит звучащую речь, не может различить фонетический состав слова. Распознать такое нарушение можно по типичным ошибкам, которые говорят о том, что ребенок пишет слова так, как услышал. Например: «ножка» – «ношка», «щетка» – «четка».

    Оптическая

    Зрительная дисграфия связана с трудностью запоминания того, как выглядят различные буквы. Нарушение умения различать буквенные изображения приводит к их заменам и искажениям при письме и чтении. Например З заменяется на Э, Л на Д.

    Кинетическая

    Когда ребенок читает или пишет, у него возникают зрительные затруднения. Он не может глазами удержать строчку целиком. У некоторых дисграфиков может страдать моторная функция руки во время письма.

    По статистике признаки дисграфии обнаруживается примерно у трети российских младшеклассников.

    Почему возникает нарушение

    Дисграфия свидетельствует о нарушенной способности писать и читать, в которой задействованы различные отделы головного мозга: центры речи, слуха и моторики, логическое мышление, зрительное восприятие. Чаще всего врачи объясняют данное отклонение неравномерным развитием мозговых полушарий.

    Речевой центр находится в левом полушарии, поэтому если у ребенка более развито правое полушарие, это может отразиться на овладении письмом и чтением. Эта теория подтверждается тем, что мальчики страдают дисграфией в 3–4 раза чаще девочек. Доказано, что у мужчин правое полушарие работает гораздо интенсивнее, чем левое.

    Перечень факторов, которые могут вызвать подобные отклонения, довольно велик. Специалисты делят их на несколько групп:

    1. Биологические: поражения ЦНС в результате тяжелой беременности, родовой травмы, осложнения детских болезней, травм головы.
    2. Социально-психологические: педагогическая запущенность, нехватка общения, использование в семье двух и более языков, ребенок пошел в школу слишком рано, интенсивные темпы обучения.
    3. Наследственные факторы.

    Как понять, что ребенок плохо пишет и читает из-за дисграфии?

    Распознать диграфика можно по стойким письменным ошибкам. Его неграмотность отличается определенной спецификой, на которую могут обратить внимание родители, проверяя тетрадки. Для дисграфии характерно:

    • Застревание на одной букве: «За зомом росли момидоры» – «За домом росли помидоры».
    • Зеркальное написание букв.
    • Пропуск букв, чаще гласных: «Плох» – «Плохо»; «Девча» – «Девочка».
    • Перестановка букв: «Грекча» – «Гречка»; «То дома» – «От дома».
    • Путаница звонких и глухих согласных; заднеязычных г-к-х, сонорных р-л, свистящих и шипящих согласных.
    • Неумение передавать мягкость согласных: «Сольить» – «Солить».
    • Слитное написание слов, в частности, служебных: «Ветки березыи сосны».

    Безусловно, у таких детей страдает почерк. Строчки могут наезжать одна на другую, заходить за поля. Ребенок пишет грязно, делает много помарок, а учителя жалуются, что плохо разбирают написанное.

    Если к дисграфии присоединяется дислекция, ребенок может читать как бы по «догадке». При этом он часто заменяет слова близкими по звучанию, но разными по смыслу: «Богатыри» – «Богатые»; искажает окончания; переставляет слоги; пропускает или добавляет буквы.

    Позиция школы

    Помимо того, что дисграфик плохо пишет и читает, он может испытывать проблемы на уроках рисования, ручного труда. Изучая иностранный язык, он путает буквы двух алфавитов, которые выглядят одинаково. На уроке математики не в состоянии правильно читать условие задачи, запоминать различные фигуры. Часто такие дети плохо ориентируются в пространстве и времени, не запоминают слова учителя, бывают несобранными, быстро утомляются.

    Ситуация «хронического неуспеха», непонимание преподавателей все это негативно воздействует на психику ребенка. У него нарастает утомление, пропадает желание посещать школу. Между тем страдающие дисграфией дети могут успешно учиться по специально разработанным методикам.

    В некоторых странах, например, в Англии, нашли возможность помочь необычным школьникам и создали для них особые программы обучения. К сожалению, российская школа пока не озабочена проблемой дисграфии: нет специалистов и методик, позволяющих индивидуально работать с такими учениками. Все тяготы по коррекции навыков письма и чтения ложатся на плечи родителей.

    Что делать, чтобы помочь детям с дисграфией?

    Первое, что можно посоветовать родителям, столкнувшимся с подобной проблемой – не падать духом. Дисграфия поддается корректировке. Возможно, ребенку не удастся овладеть 100%-ной грамотностью, но приблизиться к идеалу вполне реально. Одним могут потребоваться месяцы, другим годы, но если настойчиво заниматься, результаты появятся в любом случае.

    Без помощи логопеда родителям не обойтись. Чем раньше они найдут опытного специалиста, работающего с дисграфией, тем быстрее ребенок научится грамотно писать и читать. Суть логопедических занятий – тренировка буквенного зрения и развитие речевого слуха.

    Занятия проводятся по комбинированной системе. Логопед использует речевые игры, магнитную азбуку или картинки для составления слов. Наглядные пособия играет особую роль, позволяя образно запомнить изображения букв. «С» напоминает лунный серп, «Ж» – жука и т. д. Такую наглядную азбуку полезно иметь дома и тренироваться по ней самостоятельно.

    Хороший специалист обязательно порекомендует, как заниматься дома. Вот примеры упражнений, которые помогут ученику быстрее компенсировать дисграфию:

    1. В любом предложенном тексте ребенок должен вычеркнуть указанные буквы. Начните с одной гласной, затем переходите к согласным. Например, «Зачеркни все буквы «Е», а «У» обведи». Можно давать те пары согласных, с написанием которых есть проблемы: «Р» – «Л», «Ж» – «З» и т. д. Ежедневно посвящайте этому упражнению около 5 минут. Через 2-3 месяца регулярных упражнений ребенок начнет лучше писать и читать.
    2. Полезно писать маленькие диктанты карандашом. От коротенького текста ребенок не устанет и сделает меньше ошибок (что его очень воодушевит). Диктуйте простые тексты около 200 слов. Проверяя, не перечеркивайте ошибки, а просто делайте пометки на полях ручкой любого цвета, кроме красной. Затем дайте школьнику найти ошибки и исправить. Ребенок просто стирает неверный вариант и пишет правильный. В результате вы достигнете несколько целей: ошибки найдены и исправлены самим ребенком, а тетрадь в идеальном состоянии.
    Читайте также:  Общее недоразвитие речи как вид системного речевого нарушения

    1. Просите ученика медленно читать отрывки текстов из детских книг, напечатанных крупным шрифтом. Он должен стараться четко произносить звуки, а родители исправлять, если необходимо.

    На весь срок логопедической коррекции необходимо создать ребенку режим наибольшего благоприятствования. После неодобрительных выговоров учителей и огорчений из-за плохих оценок, школьник должен почувствовать хоть небольшой, но успех. Именно этой цели подчинена суть занятий – путем маленьких побед замотивировать школьника на то, что со временем он сможет читать и писать не хуже одноклассников.

    Помимо обращения к логопеду, ребенку с дисграфией сможет помочь невролог. Он порекомендует курс препаратов, которые повысят мозговую активность, улучшат память и снимут беспокойство.

    Основные правила занятий

    • Попросите учителя, чтобы он не проверял у ребенка скорость чтения. Подобный вид проверки давно вызывает критику психологов, но, к сожалению, продолжает применяться в школе. Даже обычные дети испытывают сильный стресс, читая на скорость, а у наших дисграфиков от такого экзамена может развиться нешуточный невроз.
    • Не используйте принцип – читать и писать как можно больше. Лучше меньше, но регулярно. Вначале уделите больше внимания отработке устной речи, звуковому анализу слов.
    • Объемные домашние задания разбивайте на несколько частей, между их выполнением делайте паузы для отдыха.
    • Члены семьи должны следить за собственной речью, она должна быть грамотной, внятной и выразительной. Тогда и речевые способности ребенка будут развиваться быстрее.
    • Старайтесь не показывать свое недовольство от допущенных ошибок. Не ругайте за промахи, а мягко внушайте ребенку: «Со временем все получится!» Объясните малышу, что не считаете его ленивым или глупым, а ошибки возникают из-за объективных проблем, которые вы будете решать вместе.

    Если дети плохо пишут или читают, это не свидетельствует об их неполноценности. Пусть им трудно овладеть письмом и речью, зато в лучшей степени развито оригинальное, образное мышление. В истории есть немало примеров, когда люди, страдающие дисграфией, становились знаменитыми учеными, политиками, художниками, в частности, Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль. А подтянуть успеваемость до приличного уровня поможет тесное сотрудничество родителей, логопеда и учителей.

    Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей»

    Наталья Волобуева
    Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей»

    Консультация логопеда

    «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей».

    С каждым годом увеличивается количество детей, которые имеют те или иные нарушения устной и письменной речи, выраженные в большей или меньшей степени. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Почему же возникают подобные нарушения?

    Не следует считать ошибки чтения и письма нелепыми и объяснять их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины.

    В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи:

    • звукопроизношения (часто ребенок пишет так, как говорит, поэтому фонетические нарушения, особенно в сочетании с нарушением фонематического слуха могут стать причиной буквенных замен написьме: «лыба» вместо «рыба», «йиса» вместо «лиса», «сапка» вместо «шапка»). В группу риска входят дети имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Таких детей часто называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированнсти фонематических процессов может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

    • фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи – при этом нарушении ребенок не различает на слух гласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие. Поэтому в тетрадке мы встречаем «клёква», «делефон», «медфедь», «чапля». Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза – как следствие при письме пропускает буквы (млоко, зимня дорога, слоги, пишет слитно 2 слова или, наоборот, одно разделяет на два);

    • лексико-грамматических сторон (наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи. При достаточной сформированности данной категории вы не увидите «пять яблоков», «в животу», «голубой река»).

    Недостаточное развитие зрительного и пространственного восприятия приводит к невозможности усвоить образ буквы, запомнить расположение ее элементов, письмо и чтение справа налево, смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

    Психические функции (память, внимание, восприятие, мышление) должны соответствовать возрастной норме! Если ребенок не может запомнить, например, порядка следования друг за другом предметов или звуков, он не сможет воспроизвести их в нужной последовательности на письме, т. е. чтение и письмо под диктовку станет непосильной задачей.

    Развитие графомоторного навыка в том числе и мелкой моторики является важным компонентом готовности к освоению грамоты (иначе часто будете слышать, что Ваш ребенок как курица лапой пишет)

    Наследственный фактор также имеет значение, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить или справиться с ней.

    К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту.

    Первичными причинами могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни.

    Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время эта проблема становится все более актуальной, потому что многие вынуждены покидать свой дом, переезжать на новое место, учить второй язык. В школах растет количество детей, не владеющих русским языком.

    Не расстраивайтесь, если у Вашего ребенка есть те или иные предпосылки для нарушения чтения или письма. Одно из необходимых условий предупредительного воздействия – раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. При своевременной диагностике и коррекции Вы можете значительно облегчить ему процесс обучения и сделать из него хорошиста и даже отличника.

    Предлагаю Вам ряд упражнений, направленных на развитие и коррекцию тех или иных нарушений в речевом развитии:

    1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи (игры «Кто как голос подает», «Какой музыкальный инструмент ты услышал», «Кто тебя позвал», «Поймай звук», «Хлопни на звук А, топни на звук У» и т. п.). Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз (различные инсценировки). Различение слов, близких по звучанию (каша – касса, крыша-крыса и т. п.)

    2. Работа над звукопроизношением (здесь вам поможет специалист-логопед, который даст всю необходимую информацию по работе с именно Вашим ребенком).

    3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Работа по развитию фонематического восприятия переходит в работу по развитию навыков звукового анализа (выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков; назвать, какой звук есть в названиях нескольких картинок (н-р, шапка, карандаш, подушка – [ш], зазывая картинки, попросите определить какой звук первый, какой последний, какой в серединке, игра «Закончи слово» буквой или слогом, предложите ребенку поменять один звук в слове, и посмотреть, что получится: сам –сом –сон –сын.)

    4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им (игры «Подбери слово» – акула плавает, а муравей…; «Дополни предложение» – мама ругала меня, потому что…; отгадывание загадок, называние частей предметов – у чайника есть носик, донышко, крышка, бока, ручка; «Назови одним словом», «Скажи наоборот»).

    5. Развитие грамматических навыков(«Назови профессию», «Назови детенышей животных», «Большой – маленький», «Какой сок из…», обратите внимание на использование ребенком предлогов в речи: не пропускает ли их, правильно ли использует, понимает ли их значение, на употребление окончаний).

    6. Развитие связной речи, как устной, так и письменной.

    7. Развитие пространственной и временной ориентировки (различение понятий верх, низ, право, лево, между, знание дней недели, месяцев, сезонов и их последовательности.

    8. В процессе письма большую роль играет сформированность мелкой моторики (моторика пальцев рук). Чем лучше развиты движения пальце рук, тем лучше и быстрее формируется граформоторный навык (важно, чтобы к началу обучения в школе у детей был сформирован навык правильного держания ручки, карандаша. Это будет способствовать четкому, достаточно красивому и быстрому письму.

    Никогда не следует забывать, что уровень и качество сформированности речи – это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Именно поэтому взрослым необходимо тщательно следить за речевым климатом, за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.

    Коррекция недостатков письма и чтения требует постоянных систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени, в результате чего может снизиться общая успеваемость. Поэтому значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолевать.

    Беседа с родителями «Предупреждение нарушений чтения и письма» Беседа с родителями «Предупреждение нарушений чтения и письма»[/i] Уважаемые родители! Обратите внимание на следующее: Каждый поступающий.

    Консультация для родителей «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений» ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА ПРИ ХОДЬБЕ • Необходимо держать корпус прямо, расправить плечи и слегка приподнять подбородок. • Не держать руки в карманах,.

    Детская агрессия: причины, профилактика и коррекция Почти в каждом коллективе детей встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этого ершистого, драчливого, грубого.

    Дыхательная гимнастика как профилактика речевых нарушений Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.

    Консультация для родителей детей с нарушением осанки. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей. Осанка – это свободное положение человека в вертикальном положении. Правильная осанка.

    Консультация для родителей: «Тепловой удар у детей: причины, симптомы, первая помощь, профилактика» Внезапный перегрев организма – очень серьезный и коварный враг каждого ребенка, поджидающий его в самых неожиданных местах. Только изучив.

    Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня Конаныхина Ю. В. Г. Советский Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня В статье обоснована необходимость преодоления.

    Проект «Раннее выявление предпосылок речевых нарушений и их профилактика» Проект «Раннее выявление предпосылок речевых нарушений и их профилактика». Автор проекта: Балабина Марина Васильевна Воспитатель: МКДОУ.

    Волшебный мир звуков. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей Творогова Жанна Геннадьевна учитель-логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 146». С каждым годом растет число детей с сочетанной.

    Занятие по подготовке к овладению элементами навыка письма и чтения. Звуки [Р]-[Р’] и буква Р Звуки Р– РЬ и буква Р. Подбор слов (картинок) к схемам. Задачи: Закрепить правильное произношение звука Р. Учить детей характеризовать звук.

    Ссылка на основную публикацию