Возраст и Афазия

Афазия

Афазия — это локализованное нарушение центров коры головного мозга, отвечающих за образование речи человека. Для расстройства характерна локализация в проводящих путях головного мозга. У пациентов отмечается частичное или полное нарушение восприятия речи собеседника, отсутствует возможность грамотно строить предложение, произносить слова и отдельные звуки.

Если говорить понятным для обычного человека языком, то патологию можно охарактеризовать как нарушение действий нервного импульса, который подает сигнал мозгу относительно того, что человек желает выразить свою мысль речью.

  • Афазия: причины возникновения нарушения
  • Классификация расстройства
  • Эфферентная моторная афазия
  • Афферентная моторная афазия
  • Акустико-гностическая афазия
  • Акустико-мнестическая афазия
  • Амнестико-семантическая афазия
  • Динамическая афазия
  • Симптоматическое проявление афазии
  • Методы диагностики афазии
  • Коррекция афазии
  • Профилактика нарушения и прогноз на выздоровление

Афазия: причины возникновения нарушения

Расстройство имеет несколько типов. Если говорить о моторной или сенсорной афазии, то ее провоцируют дистрофические процессы, происходящие в нервной ткани и — как результат — нарушающие работу нейронов. Это и является основной причиной болезни. Афазия развивается тогда, когда речь у человека сформирована, то есть в младенчестве дистрофических процессов в коре головного мозга не обнаруживается.

Если говорить о негативных факторах, которые могут спровоцировать развитие нарушения, то здесь нужно выделить сосудистые патологии, локализующиеся в головном мозге. Медики отмечают, что моторная афазия речи и другие формы нарушения являются следствием инсульта. При этом неважно, имело место повреждение тканей мозга или произошел острый прорыв сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.

Инсульта относят к патологии, которая провоцирует развитие тяжелых последствий. Если не брать в учет, что у пациента случился подобный приступ, то спровоцировать афазию могут оперативные вмешательства или травма головы с повреждением мозга. Нередко у пациентов диагностируют расстройство, основной причиной развития которого является долготекущий воспалительный процесс, распространившийся в головной мозг. Причиной воспаления может выступать:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • злокачественные опухоли головного мозга;
  • нарушение ЦНС в стадии прогресса;
  • эпилепсия;
  • болезнь Крейцфельда-Якоба.

В последних двух случаях происходит нарушение правильного функционирования мозга. При диагностированном заболевании Крейцфельда-Якоба пациент страдает от слабоумия, причиной которого является инфекция.

Помимо основных факторов развития афазии, медики выделяют ряд обстоятельств, при стечении которых развивается нарушение. К ним относятся:

  • пожилой возраст;
  • генетическая предрасположенность;
  • гипертония;
  • ревматический порок сердца;
  • ишемические атаки.

Классификация расстройства

Афазия имеет множество форм проявления. Принцип классификации основан на анатомии, лингвистике и психологии. В современной медицине за основу принято брать распределение по Лурию, так как именно его определение форм расстройств имеют большую схожесть с клиникой каждого вида. Исследователь предложил рассматривать основную зону поражения мозга, а также то, что происходит с пациентом при болезни.

Эфферентная моторная афазия

Расстройство является результатом повреждения зоны головного мозга у основания средней лобной извилины. У пациента отсутствует возможность изменения положения артикуляционного аппарата. То есть когда он произносит один звук, для переключения на другой ему требуется определенное время. В медицине расстройство еще называют афазией Брока в соответствии с пораженным участком мозга.

Кроме задержки переключения с одного звука на другой, пациент страдает от нарушения двигательных процессов. Все движения роботообразные, плавность потеряна, присутствует заторможенность.

Сама по себе речь у пациента присутствует, но в ней также нет плавности звуков, интонаций, эмоций. Если больной захочет что-то написать, то сделать он это сможет только в комплексе с произношением желаемой буквы или слова. Присутствует смешанность букв, то есть человек берет букву из одного слова в предложении и автоматически подставляет ее в другое.

Афферентная моторная афазия

Расстройство развивается при локализации очага поражения в постцентральной борозде и нижнетеменной дольке головного мозга. Пациент имеет определенные трудности с изменением положения артикуляционного аппарата, что сказывается на его речи. В зависимости от того, человек — левша или правша, патология проявляется по-разному.

Когда повреждена левая половина головного мозга, то происходит тотальное нарушение речи у правшей и левшей. Если речевая функция все же сохранилась, при разговоре больные включают в свой лексикон синонимы, произношение согласных букв затруднено, а некоторые из них не произносятся вообще. Каждое слово больной разбивает на слоги, иначе говорить не получается. Если пациенту приходится кого-то слушать, то собеседник должен говорит простыми словами, составляя их в короткие предложения, так как у больного нарушено восприятие чужой речи. Также пациент не может писать, интеллект и координация движений при этом сохраняются.

Если расстройство случилось у человека, который писал левой рукой, но в детстве был переучен на правую, то пациент испытывает трудности с написанием и произношением слов, он меняет местами или не произносит (не прописывает) буквы. Если требуется что-то написать, то человеку легче сначала писать один тип букв, например, гласные, потом второй (согласные). Что характерно, пациент понимает, как правильно писать и говорить, в каком порядке проставлять буквы, а сделать этого не может.

Акустико-гностическая афазия

Когда диагностировано нарушение речи (афазии) этой формы, человек перестает воспринимать слова собеседника на слух. То есть у пациента отсутствует способность к анализу и синтезу звуков. Если поставить себя на место больного, то он будет слышать чужую речь как невнятные для него звуки, неправильно построенное предложение или слова. Опасность этого типа афазии заключается в том, что больной не может самостоятельно диагностировать речевые отклонения, возникшие на фоне полученной травмы или приступа инсульта, что обусловлено сохранением двигательной активности.

Определить развитие патологии может посторонний, если обратит внимание на больного. Пациент понимает смысл предмета, а назвать его точно не может. Если ему показать, например, дверной звонок, он скажет, что это предмет небольшого размера, но в одном слове выразить мысль не сумеет. Это касается сенсорной афазии, а когда она сочетается с акустико-гностической, больной перестает обращать внимание на то, что его собственная речь нарушена.

На первых порах заболевания пациент разговаривает так, что его не смогут понять даже близкие родственники, потому как состоит она исключительно из отдельных букв и звуков.

Акустико-мнестическая афазия

Развивается в результате повреждения задних и средних участков головного мозга в области височной зоны. Характеризуется нарушение понижением способности запоминать услышанное. Это происходит в результате слияния слуховых ощущений. Характерной особенностью патологии является отсутствие соотношения между услышанным и произнесенным. То есть больной слышит фразу и может запомнить из нее не более двух-трех слов, при этом повторить только одно или два. Также отсутствует способность запоминания и последующего произношения слов, не связанных по смыслу друг с другом, например: цветок — замок — олово — рука.

Описанное выше является основой этого вида афазии. У больного сохраняются в пределах нормы фонематический слух и способность к артикуляции. Сложности в общении с другими людьми компенсируются высокой речевой активностью. Слухоречевая память у больных отличается повышенной инертностью.

Если здоровый человек хочет поговорить с пациентом, у которого акустико-мнестическая афазия, ему следует использовать простые предложения и слова. Также пациенту тяжело общаться в компании, где более двух людей. Больным не рекомендуется посещение публичных выступлений типа лекций, семинаров или докладов, это провоцирует обострение нарушения.

Амнестико-семантическая афазия

Вид нарушения, который развивается при комплексном повреждении трех зон головного мозга: теменной, височной и затылочной. У пациентов отсутствует способность выделять семантическое ядро слова и понимать его значение, ассоциативный ряд бедный.

Часто амнестико-семантической афазии сопутствует нарушение зрительно-пространственного двигательного акта, то есть человек затрудняется выполнять движения в разных плоскостях, целенаправленные движения пальцами также невозможны. Больной при общении понимает простые предложения и словосочетания, которые легки к восприятию, например: «Я иду в магазин. Куплю там хлеб и молоко. Вернусь домой в семь часов». Количество слов может достигать 11, главное — чтобы они могли быть легко распознаны пациентом.

Характерной особенностью нарушения является отсутствие возможности работать с тремя предметами. То есть больной может взять тарелку и справа от нее расположить вилку, но если ему дать еще и ложку, то задача станет невыполнимой, также отсутствует понимание сравнительных предложений: «Это яблоко больше чем слива, но меньше груши». Еще больному сложно понимать такие выражения, где присутствует логический смысл, например: «сестра матери» — «мать сестры».

Причинно-следственная связь в предложениях тоже не определятся. Больным непонятны пословицы и поговорки, метафоры.

Динамическая афазия

Речевая афазия этого типа появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария головного мозга, которое ответственно за функцию речи. Характеризуется патология затруднением или невозможностью больного составлять развернутое предложение или высказывание. Человек затрудняется в ситуациях, когда его просят пересказать смысл увиденного ролика. В этот момент происходит блокировка спонтанного развернутого высказывания. Пациент говорит отрывки увиденного, часто не связанные между собой.

Больной забывает названия городов или улиц, у него возникают трудности, когда просят назвать фамилию знакомого человека. Однако если ему подсказать начало слова, то происходит разблокировка импульса, и больной может продолжить слово или фразу до конца. Пациенты с динамической афазией не могут считать в обратном порядке, например, от пяти до одного.

Способность к письму сохраняется, но сделать это получится при одновременном произношении и написании слова. Способность к арифметике утрачивается, хотя больные могут считать по порядку.

Симптоматическое проявление афазии

Основные признаки расстройства провоцируют появление характерных особенностей в поведении больного. Это обусловлено, в первую очередь, травмой головного мозга. Однако иногда приведенные симптомы являются результатом сопутствующего заболевания, например, дизартрии или апраксии.

В зависимости от локализации травмированных участков мозга симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени. При этом в зависимости от вида афазии приведенные ниже признаки могут присутствовать или отсутствовать. В некоторых случаях больные, понимая, что с ними что-то происходит не так, маскируют нарушения, заменяя элементарные слова синонимами.

Возможные симптомы афазии:

  • отсутствие возможности распознавать языковую речь;
  • больной не может спонтанно высказать свою мысль;
  • нарушенное произношение букв или слов (если не спровоцировано параличом);
  • нарушение способности словоформирования;
  • отсутствие способности обозначать предмет одним словом;
  • нарушенное произношение букв;
  • избыток неологизмов;
  • попытки повтора простого словосочетания заканчиваются безуспешно;
  • постоянное повторение одних и тех же слогов или слов;
  • склонность к замене букв;
  • построение правильного, с точки зрения грамматики, предложения невозможно;
  • неправильная интонация, произношение или ударение в словах;
  • составление неполных предложений;
  • отсутствие способности читать или писать;
  • словарный запас ограничен;
  • возможность называть имена, города и фамилии, ограничена;
  • речевое расстройство;
  • несвязная речь (бред);
  • отсутствие понимания простых просьб, а также невыполнение их.

Методы диагностики афазии

Для постановки правильного диагноза требуется привлечение логопеда, невролога и нейропсихолога. Определить истинную причину расстройства можно по результатам КТ или МРТ головного мозга. Также с целью установления места расположения травмированного участка проводят УЗДГ сосудов головы и шеи, МР-ангиографию, сканирование сосудов головного мозга, люмбальную пункцию.

Установить степень речевого расстройства помогает:

  1. устная проверка;
  2. письменная проверка;
  3. исследование слухоречевой памяти;
  4. определение возможности опознания предметов;
  5. конструктивно-пространственное исследование.

Афазию следует дифференцировать от алалии, дизартрии, тугоухости и УО.

Коррекция афазии

Лечение нарушения специфическое и зависит от причины, по которой импульс не поступает к анализатору речи.

Верный способ лечения, если это возможно, устранение причины афазии, которая спровоцировала возникновение признаков неврологического расстройства. Если это вызвано сопутствующим заболеванием гнойного или опухолевого процесса, то рекомендуется хирургический метод лечения.

В случае возникновения нарушения после перенесенного инсульта проводится экстренная терапии — в зависимости от типа приступа.

Когда заболевание возникает на фоне процесса воспаления, то назначается курсовое лечение антибактериальными средствами. Если процесс затяжной, то проводят гормонотерапию, при условии, что другой, консервативный способ, не принесет должного эффекта.

В период терапии требуется постоянная работа с логопедом, но может потребоваться и более продолжительная поддержка речи (1-2 года) профессионалом.

Профилактика нарушения и прогноз на выздоровление

Определить точные сроки выздоровления не может ни один специалист — в силу того, что это зависит от продолжительности, распространенности и локализации процесса в головном мозге, а также своевременно начатой терапии. В зависимости от состояния пациента определяется динамика выздоровления.

В 90% случаев при поддержке команды специалистов пациентам удается вернуть функцию речи в полном объеме. Лечение лучше проходит у пациентов молодого и среднего возраста, но при этом, если патология развилась в раннем детстве, то существует вероятность, появления на ее фоне тяжелых последствий в будущем.

Чем продолжительнее коррекция афазии, тем выше шанс на выздоровление.

Причины появления афазии у детей, диагностика и способы устранения

Не всегда речевые проблемы появляются в дошкольном возрасте или с рождения. Их провоцируют болезни, травмы, стрессы. Разделение диагнозов − сложное дело, не каждый специалист правильно определит болезнь.

Афазия у детей появляется очень редко, так как это нарушение больше характерно для взрослых. Появляется она из-за серьезного нарушения кровообращения в головном мозге, что приводит к утрате речи.

Причины появления

При афазии происходит поражение определенных участков мозга, которые отвечают за речь. Чаще всего это происходит на фоне инсульта, черепно-мозговых травм, аневризмы сосудов. Риск появления болезни есть у подростков и молодых людей.

Детская афазия возникает из-за следующих причин:

  • опухолей головного мозга;
  • травмы;
  • тяжелой инфекционной болезни.

Это тяжелое нарушение, которое затрагивает все виды речевой деятельности. Степень выраженности проблемы зависит от локализации очага поражения, его размера, нарушенных функций.

Имеет значение реакция человека на дефект, его осознание. Учитывается степень развития навыков, например, чтения, до появления дефекта.

Афазию нельзя путать с другими проблемами: алалией, дизартрией. У ребенка появляется ряд специфических симптомов. Причина нарушения всегда органической природы.

У детей афазия возникает редко — около 10% случаев приходится на дошкольный и школьный возраст. Остальная масса больных — это лица, старше 18 лет.

Из-за малоподвижного образа жизни, ухудшения криминогенной обстановки инсульты и черепно-мозговые травмы значительно помолодели. Увеличилось количество опухолевых заболеваний. Поэтому разработка методов восстановления речи актуальна.

У детей чаще диагностируют моторную и сенсорную афазию. У взрослых формы болезни разнообразны.

Моторная афазия

Встречается в 90% случаев, возникает при поражении речедвигательного центра головного мозга. При данной патологии человек не говорит либо воспроизводит отрывистые фразы.

При моторной афазии больной понимает обращенную речь, но сам воспроизвести ее не в состоянии.

Он не способен повторить звуки, слога, слова, простые фразы. Иногда спонтанно что-то говорит — расхожие выражения, бытовые предложения, случайные слоги. Невозможна спонтанная речь.

У детей отмечается частичный или полный распад письменной речи, чтение страдает больше, чем письмо. Попытки прочитать текст вслух сопровождаются паралексией — неправильным узнаванием букв, неспособностью соединять их в слоги.

В процессе логопедических исследований было обнаружено, что при моторной афазии дети способны правильно записывать цифровую последовательность, складывать из разрезной азбуки имя и фамилию.

  • самокритичность;
  • ощущение беспомощности;
  • осознание дефекта;
  • неуверенность.

В тяжелых случаях совокупность этих проблем приводит к депрессии. Она плохо влияет на развитие детей.

Читайте также:  Дизартрия - средства и методы коррекции

Сенсорная афазия

Этиология появления — поражается центр мозга, отвечающий за восприятие речи. У больного отличный слух, но он не понимает ничего из услышанного. Подобные чувства возникают у людей, которые слышат иностранную речь.

Специалисты выделяют две степени тяжести. При тяжелой человек не воспринимает свою, чужую речь. При легкой он не понимает определенные смысловые конструкции. При отсутствии работы над устранением дефекта количество узнаваемых слов снижается.

У детей эта форма встречается редко. Вторичные нарушения:

  • низкая степень концентрации внимания;
  • интеллектуальные нарушения;
  • отсутствие потребности в социальном взаимодействии.

В процессе восстановительной работы уделяют внимание развитию контакта, стимуляции положительных эмоций. Коррекция идет долго и требует много сил от специалистов и родителей.

При сенсорной афазии ребенок разговорчив, использует речь, но не контролирует ее. Несмотря на многословность, речевой поток лишен смысла.

Разграничение диагнозов

Определить точное речевое нарушение не всегда легко. В логопедии выделяют разные болезни, которые имеют определенные особенности. При дизартрии поражаются подкорковые структуры мозга, возникают проблемы с произносительной речью. При афазии грубые двигательные нарушения возникают вследствие поражения участков коры. Для дизартрии характерна ограниченность артикуляционного аппарата, которая наблюдается во всех ситуациях.

Симптоматика схожа с алалией, но это два разных диагноза. Афазия — это распад речи, которая начала нормально формироваться. Ребенок произносит звуки раннего онтогенеза, строит простые фразы, накапливает словарь. При алалии этого не происходит — нет слов, слогов, иногда только простые звукоподражания («ма», «биби»).

При афазии отмечается нормальный уровень физического слуха. Ребенок реагирует на раздражители, выделяет звуки речи из окружающей среды.

Если есть психические нарушения — задержка развития, умственная отсталость, аутизм – афазия не ставится. На ее фоне могут развиваться вторичные дефекты, но они не приводят к подобной проблеме.

Способы диагностики

Прежде чем начинать устранение проблемы нужно правильно определить причину нарушения. Это позволит выбрать направление восстановительной работы, провести лечение. Обследования назначает невролог.

МРТ (магнитно-резонансная томография) или компьютерная томография помогает определить локализацию проблемы. Знание того, какие зоны коры мозга повреждены, помогут определить необходимую работу.

При сенсорной форме страдает зона Вернике, при моторной — Брока.

Желательно провести УЗИ сосудов мозга — это позволит выявить нарушения кровообращения.

Психолог оценивает состояние высших психических функции (ВПФ):

Это важный этап обследования, так как он дает возможность определить вторичные нарушения. При зрительной агнозии больной видит предмет, но не способен его узнать. То есть описывает стул, его функции, но не может назвать его.

Логопед проводит педагогическую диагностику. Она направлена на изучение общей, мелкой моторики, органов артикуляции. При моторной форме появляются апраксии — неспособность выполнить серию движений.

Во время разговора возникают перестановки в слогах. В тяжелых случаях отмечается «телеграфный» стиль речи, то есть больной не использует глаголы, предлоги, его фразы короткие и обрубленные.

У детей школьного возраста проводится диагностика письменной речи. Дается текст для списывания, один образец с письменными буквами, другой с печатными. Третий тест — запись под диктовку. Обязательно проводится проверка чтения.

При тяжелой форме моторной афазии ребенок способен записать слово, только если его четко проговаривают по слогам — это проявление аграфии. При сенсорной больной легко списывает текст с образца, читает его. Но без слухового контроля это не всегда звучит четко, ясно.

Первую помощь оказывают в стационарах, где детей проверяет консилиум специалистов. При ранних формах афазии сложно делать прогноз, так как многое зависит от степени поражения, начала оказания помощи, квалификации специалистов.

Методы лечения

Для устранения афазии используют два направления — логопедическое и медицинское. Невролог назначает курсовой прием препаратов, которые расширяют сосуды, улучшают метаболизм и кровообращение. Дополнительные средства стимулируют работу нервной системы — это лечебная физкультура, массаж, физиотерапия.

Афазия может характеризоваться разными проявлениями, поэтому логопед составляет коррекционную работу исходя из индивидуальных особенностей больного. Работа проводится под контролем лечащего врача, так как ухудшение состояния ребенка (снижение речевых функций) свидетельствует о повышении артериального давления и развития других проблем.

Первые занятия длятся по 10 минут, постепенно время увеличивается. Важно не перегрузить больного. На каждого ребенка заводится персональная тетрадь, куда записывается информация о занятии.

По возможности используют групповые занятия. Они восстанавливают коммуникативную функцию речи, убирают фобии и страхи. Детей подбирают по 3-4 человека с примерно одинаковой степенью дефекта. Для сенсориков группы делают по 2-3 человека.

При моторной афазии широко используются бытовые темы, домашние инсценировки. В начале занятия логопед четко проговаривает план урока.

Для детей дошкольного возраста есть специальные детские сады, для школьников – школа V типа. В условиях учебных заведений им оказывают всю необходимую помощь.

Особенности логопедической помощи

Для устранения нарушения у подростков потребуется около пяти лет упорного труда. Только при четком осознании дефекта, стремлении с ним справиться, можно добиться значительного улучшения. В силу возраста дети не всегда понимают серьезность положения, они надеются на спонтанное излечение, не видят необходимости в систематичности.

Специалисту необходимо развивать все виды психической деятельности, вырабатывать мотивацию, умение планировать, отрабатывать движения. Каждое занятие должно быть интересным.

Весь материал подбирается с учетом возраста ребенка. Для дошкольников и младших школьников используют лепку, конструирование, рисование, игры. Детей подготовительной группы обучают чтению, письму, складыванию слов из разрезной азбуки, дают им основы звукобуквенного анализа.

У школьников отмечаются сложности с ориентированием во времени, пространстве. Поэтому проводится работа по развитию математических представлений. Подросткам также восстанавливают навыки иностранного языка.

Детали работы

При моторной афазии большое внимание уделяется отработке артикуляционных движений, переключаемости. Проводится работа по развитию слоговой структуры начиная с первого класса слов (классификация Марковой).

Расширяется словарный запас, отрабатывается устранение аграмматизмов. Для развития связной речи используют сюжетные картинки либо комиксы. Работу начинают с сохранных звуков, после восстанавливают утраченные. Внимание ребенка обращают не только на акустические характеристики, но и на графические, артикуляционные.

Применяются лепка, срисовывание, неречевые игры. Это формирует мотивацию, развивает моторику.

Для сенсорной формы нет готовых методик лечения. Специалисту приходится самостоятельно подбирать программу восстановления.

На устранение нарушения уйдет около 5 лет. В некоторых случаях ребенку показана коррекционная школа, где у него будет облегченная программа. В обычной школе ему будет тяжело учиться, что скажется на психологическом состоянии и приведет к ухудшению.

Афазии у детей
статья по логопедии на тему

В данной статье представлен современный материал о возможных речевых нарушениях у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
afazii_u_detey.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классическое определение афазии дано создателем отечественной нейропсихологии А.Р.Лурией. По А.Р. Лурии, это системное нарушение речевой функции, обусловленное очаговым поражением той или иной или тех или иных речевых зон мозга. Такая трактовка афазии соответствует представлениям о ней классических неврологов P.Broca, K. Wernice, P.Маri, Н. Jacksona и других.

Однако это определение, ставшее аксиомным в отношении взрослых больных с афазией, становится проблемным при попытке его применения к детям. То, что афазия носит системный характер, т.е. охватывает все стороны речи, и у детей тоже, не вызывает сомнений, а то, что она обусловлена локальным поражением мозга, требует обсуждения.

Как известно, функциональная специализация мозговых зон не определена изначально (природно), она складывается в течение онтогенеза, меняя параметры на его разных этапах. Это относится к ВПФ в целом и к речевой функции в особенности. Согласно данным литературы (Лурия А.Р., Семенович А.В.) в речевом онтогенезе происходят серьезные локализационные трансформации. В ранний период жизни в мозговой организации речевой функции важная функциональная роль принадлежит подкорке. Гуление, лепет осуществляются со значительной функциональной долей подкорковых структур мозга, обеспечивающих элементарную итеративную ритмизацию этих первых речевых опытов. Кортикализация речевой функции становится ощутимой уже к 2,5 годам. В этом возрасте имеет место приоритетная активизация коры правого полушария мозга. Параллельно начинаются процессы левополушарной латерализации, которым придается разными авторами (Кинзборн М.) большое значение. Отдельные наиболее упроченные речевые действия вновь латерализуются справа, а некоторые, возможно, получают даже подкорковое представительство. Локализационная концентрация в левом, доминантном по речи полушарии, становится очевидной в 5-6-летнем возрасте. Это относится к так называемым правшам. У левшей вклад правого полушария остается более существенным.

Принципиально при этом то, что у всех детей формирующаяся речевая функция, представленная в мозге, имеет двуполушарную представленность. Такая многофокусная локализационная картина и является основанием для сомнений о том, является ли очаговое поражение достаточным для «запуска» афазии или же она следствие более развернутых по мозговой площади выпадений. Кроме того, нельзя не учитывать высокую пластичность мозга детей, перекрывающей локальные выпадения за счет мощных процессов спонтанной компенсации.

Обсуждаемая проблема более актуальна, что с появлением высоких технологий нейровизуализации (КТ, МРТ, ЯМР и др.), в литературе появились сведения о том, что даже кисты непосредственно в речевых зонах мозга не вызывают речевых расстройств. Вместе с тем имеются и такие источники, где описаны детские афазии, обусловленные инсультной или травматической этиологией.

Немногочисленные описания клинической картины детской афазии в тех случаях, когда она развивается (РозенфельдФ.С., 1946; Э.Г.Сименицкая, 1985; Трауготт Н.Н., Кайданова С.И., 1985; Храковская М.Г., 1999; Renata Whurr, Sarah Evans, 1999; F.William Black, 2000), содержат утверждения, что она отличается от афазии у взрослых.

Практически все исследователи детской афазии согласны друг с другом по поводу следующего:

  • Афазия у детей в среднем протекает легче, чем у взрослых.
  • Симптоматика нарушения речевой и сопутствующие расстройства неречевых функций носят менее локальный характер, чем у взрослых. Они в большей степени рассеяны по отдельным зонам мозга.
  • Форму афазии часто нельзя установить с достаточной долей определенности.
  • Обратное развитие речевых расстройств у детей происходит быстрее, чем у взрослых и конечный эффект восстановления выше.
  • В связи с этим тяжесть расстройств в инициальный и резидуальный периоды резко различна.
  • Письменная речь страдает грубее, чем у взрослых.
  • У детей в сравнении со взрослыми грубее выражены нейродинамические изменения.

Вместе с тем, несмотря на столь ценные сведения, содержащиеся в литературе, практически не обсуждается вопрос об особенностях мозговых механизмов детской афазии. Еще менее рассматривается вопрос о зависимости клинических особенностей афазии у детей в зависимости от возраста ее приобретения.

Такое положение обусловило необходимость проведения собственного исследования, целью которого явилось уточнение представлений об особенностях мозговой организации речевой и других ВПФ у детей разных возрастов, а также об отличии мозговых механизмов ее развития, отличных от тех, которые имею место у взрослых.

Прежде всего, предстояло выяснить:

  1. Может ли локальное поражение мозга обусловить у ребенка афазию, учитывая высокую пластичность его мозга?
  2. Каково значение возрастного показателя в развитии афазии у детей?

Было изучено 16 детей с афазией. Такое ограниченное число испытуемых обусловлено редкостью детской афазии. У 9-и детей афазия была сосудистой этиологии, у 7-и – травматической.

Наиболее часто регистрировались смешанные афазии: моторно-сенсорная (с преобладанием моторного компонента) или реже сенсо-моторная афазия (с преобладанием сенсорного компонента).

При моторно-сенсорной афазии наиболее ярко выступала артикуляционная апраксия (афферентная и эфферентная) и соответствующие артикуляционные затруднения в речи, менее грубо – нарушения понимания речи. При сенсо-моторной – нарушения понимания были более яркими, а затруднения в артикулировании – меньшими.

Другие формы афазии практически отсутствовали, хотя всегда присутствовали компоненты акустико-мнестической (сужение объема слухо-речевой памяти) и часто динамической афазии (снижение речевой активности).

Диагностически особый интерес представили дети 3-х и менее лет.

Постановка определенного речевого диагноза оказывалось затруднительной. Как известно, маленькие безречевые дети квалифицируются как алалики. Решить, потерял ли речь такой ребенок, а, следовательно, у него развилась афазия, или речь не развилась, как у алалика, очень трудно.

В анамнезе у всех изученных детей с афазией отмечались перинатальные неблагополучия – пренатальные, внутриутробные натальные или ранние постнатальные. Их последствия выступали либо в наличии явной неврологической симптоматики, либо в виде патопластического фона.

Динамика обратного развития афазии у детей оказалась имеющей четкую зависимость от возраста, в котором она приобретена. В раннем возрасте (от 2 до 4 лет) была отмечена слабая динамика восстановления речи. В более позднем возрасте (5-8 лет) показатели динамики гораздо выше. Устная речь часто достигала уровня практического восстановления. Правда, при этом письменная речь оставалась заметно отстающей. Явления дислексии и дисграфии держались долго и без специальной работы по их устранению не преодолевались. Медленно восстанавливалась и слухо-речевая память, а также понимание сложно построенной речи. Афазия, приобретенная в пубертатный период – от 13 до 15 лет, выступала грубо и преодолевалась медленно. Очевидно, в этом возрасте процессы левополушарной латерализации речевой функции завершаются, а высокая упроченность преморбидных речевых навыков отсутствует.

Наконец, само собой разумеется, что эффективность преодоления детской афазии тем выше, чем раньше начаты лечение и обучение, а их объемы максимальны.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные формы нарушений речи возникают нередко на фоне тех или иных нарушений деятельности нервной системы, являющейся материальным субстратом мышления, сознания и речи. Без учета состо.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ НА ТЕМУ: «АФАЗИЯ», УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ МБДОУ №321 Г. КАЗАНИ ХАСАНЗЯНОВОЙ ЛЮЦИИ НАКИФОВНЫ.В ПРЕЗЕНТАЦИИ РАСКРЫВАЕТСЯ ОДИН ИЗ СЛОЖНЕЙШИХ ВИДОВ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, КАК.

В презентации содержится практический материал, который поможет в работе логопеду.

Описание эфферентной моторной афазии: очаг поражения, нарушение экспрессивной речи, нарушение понимания, нарушение письменной речи.Основные направления восстановительного обучения на раннем этапе.Раст.

Данный материал предназначен для логопедов. Выполнила я его как контрольнуюработу. по теме: “Афазия – нарушение понимания речи при данном заболевании”.

данное занятие разработанно для восстановление речи у людей с афазией.

презентация “Афазия, дислексия, дисграфия”.

Афазия

Афазия – это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

МКБ-10

Общие сведения

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).

У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо). Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Причины афазии

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз. Возможные причины:

  • Инсульты. В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, – тотальная, моторная или сенсорная афазия.
  • Черепно-мозговые травмы: сотрясения, ушибы головного мозга.
  • Воспалительные заболевания мозга:энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс.
  • Опухоли головного мозга: глиомы, глиобластомы, астроцитомы и др.
  • Хронические прогрессирующие заболевания ЦНС: очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика).
  • Операции на головном мозге: удаление опухолей, эвакуация внутримозговых гематом.

Факторы риска

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся:

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Классификация

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии – с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

  1. Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.
  2. Афферентная моторная афазияразвивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.
  3. Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, – нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, – утрата понимания обращенной речи.
  4. Акустико-мнестическая афазияявляется следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.
  5. Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.
  6. Динамическая афазияпатогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Симптомы афазии

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Моторные афазии

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации. Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается. Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола. При втором варианте – проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи. При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

Сенсорная афазия

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе. При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес. после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим. Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

Акустико-мнестическая афазия

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками). Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов. Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Семантическая афазия

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

Динамическая афазия

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Диагностика

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. При подозрении на афазию выполняется:

  • Неврологическая диагностика. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.
  • Обследование речи при афазии. Включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного).
  • Нейропсихологическое обследование. Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, умственной отсталости.

Коррекция афазии

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения. При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

  • при эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов;
  • при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем;
  • при акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи;
  • при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти;
  • при амнестико-семантической афазии основная задача – преодоление импрессивного аграмматизма;
  • при динамической афазии – преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляция речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Прогноз и профилактика афазии

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Афазия может поразить и взрослых, и детей. В результате развития заболевания у человека наблюдаются речевые расстройства. Они возникают из-за поражения в области коры головного мозга, отвечающей за понимание и воспроизведение речи.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое «афазия»?

Афазией называют частичное или полное нарушение речи. Причиной развития подобного явления выступает органическое поражение отделов коры головного мозга, которая отвечает за речь. В случае развития патологии у пациента наблюдается утрата способности к пониманию речи и выражению своих мыслей в словах. Больные люди способны воспринимать звуки. Однако речь для них кажется чужим языком. Человек слышит слова, но их смысл понять не может. В некоторых случаях возможно одновременное развитие проблем с произношением.

Заболевание может сопровождаться легкими или тяжелыми расстройствами. Если патология имеет сложное течение, может пострадать психическое здоровье человека, а также возникнуть нарушения работы опорно-двигательного аппарата. В результате развития заболевания наблюдается изменение личности больного. Лечение осуществляется с участием невролога, психотерапевта и логопеда.

Заболевание нередко сравнивают с алалией. Однако патологии сильно отличаются друг от друга. При афазии наблюдается потеря речи у человека, который мог говорить. При алалии проблемы имеются изначально. Эта патология развивается в детском возрасте, тогда, как афазия может развиться и у взрослых людей.

Виды афазии

Разновидностей заболевания очень много. Специалисты определяют заболевания на основе анатомических, лингвистических, психологических и иных критериев. К наиболее полному раскрытию вопроса подошёл А. Р. Лурия. Его классификация считается общепринятой в мировой практике.

Афферентная афазия

Если у человека развивается афферентная афазия, он утрачивает способность к воспроизведению слов. Он не может произнести практически ни одно из них. Если развивается тяжелая и тотальная форма заболевания, больной не в состоянии издать даже звук. Однако возможно непроизвольное проговаривание слов. Выполнить действие по просьбе пациент не может. Утрачивается представление о том, как именно произносятся звуки. Пациент не может представить, где должен располагаться язык во время говорения, а также как сомкнуть или разомкнуть рот, чтобы произнести то или иное слово.

Патология возникает в результате разрыва связи между артикуляционным аппаратом и звуковым выражением. Если у человека сохраняется возможность издавать звуки, он может путать сходные по произношению звуки. Возникают сложности и с записыванием букв в правильном порядке. Чаще всего такое явление констатируют у левшей, которые в последующем были приучены. В этой ситуации человек может пропускать только гласные или согласные в словах. Такие люди не всегда умеют складывать язык трубочкой или цокать языком. Иные языковые жесты также вызывают проблемы.

Гностические афазии

По-другому разновидность патологии называют акустико-гностической или сенсорной. Заболевание развивается из-за того, что наблюдается поражение верхней части коры височной области мозга. Именно здесь находится так называемая зона Вернике. Она отвечает за восприятие и понимание страховой части речи. Если у человека развилась патология, он сталкивается с нарушением пневматического анализа у слов. Это значит, что больной полностью или частично не понимает речь, которая обращена к нему.

Важной особенностью выступает тот факт, что нарушение слуха у таких людей отсутствует. Они способны говорить. Пациенты легко произносят простые и знакомые им слова. Однако воспроизвести новые и сложные выражения им трудно. Если у человека развилась патология, он говорит просто, однако речь запутанная. Смысл сказанного понять очень сложно. Это происходит из-за того, что структура составленного предложения нарушена.

Такие пациенты нередко говорят очень эмоционально и быстро. Однако их речь не связанная. Иногда создается впечатление, что такой человек говорит на собственном языке. Вместе с развитием заболевания утрачивается и способность записывать слова и предложения. Читать вслух такие люди также не могут. При заболевании сам больной может не осознавать присутствующее у него нарушение. Он не понимает, что совершает ошибки в произношении слов.

Динамическая афазия

Динамическая афазия является одной из вариаций моторных разновидностей патологии. В этой ситуации наблюдается поражение области головного мозга, которая расположена рядом с зоной Брока. В разновидности патологии наблюдается снижение речевой активности. Создаётся впечатление, что больной не хочет говорить.

Речь у таких пациентов замедленная, скудная и спонтанная. В ней отсутствует экспрессивность и динамика. Во фразах нет глаголов, предлогов, междометий и сложных прилагательных. Слова в предложениях не согласованы между собой.

Логопедическая афазия

При всех разновидностях заболевания могут применяться методики, позволяющие восстановить речь. Их эффективность зависит от разновидности патологии и степени поражения. Так, в некоторых ситуациях может потребоваться многолетнее лечение. В некоторых случаях восстановление может занять всего несколько часов или дней после поражение головного мозга. Однако в большинстве ситуаций требуется значительно больше времени. При этом полностью восстановить речевую функцию невозможно.

Мнестическая афазия

Если у пациента развилась мнестическая афазия, наблюдается нарушение слуховой памяти. Пациент становится забывчивым. Человек знает, для чего нужен предмет, однако не помнит, как он называется. Больные патологией не понимают смысл антонимов и синонимов. Такие люди не могут обобщать слова в группу понятий. Переносный смысл пациенту с такой патологией также непонятен. Заболевание развивается на фоне проблем нижней височной области полушария.

Заболевание характеризуется выраженным словарным дефицитом. Речь пациентов в основном содержит глаголы. Такие люди говорят эмоционально и спонтанно. Заболевание нередко сопровождается дефектами счёта и выполнения иных арифметических действий. При этом пациент умеет хорошо читать. Фонетический слух сохраняется.

Моторная афазия

Если у человека развилась моторная афазия, он испытывает трудности с произнесением слов или звуков. При этом пациент понимает обращенную к нему речь. Если наблюдается тяжелая форма патологии, возможность говорить пропадает вовсе. Даже после того, как человек пройдет процедуру восстановления, сложность с произношением трудных высказываний и складыванием слов во фразы может сохраниться. При этом больной может вести диалог с другими людьми при помощи жестов и мимики.

Речевая афазия

Под это понятие попадает любая разновидность заболевания. Пациент, страдающий речевой афазией, может испытывать трудности с произнесением слов и их пониманием. При этом заболевание является приобретенным. Оно возникает в результате повреждения коры головного мозга, отвечающей за воспроизведение и понимание речи. В зависимости от разновидности патологии меняются симптомы, присущие ей.

Семантическая афазия

При семантической афазии у человека наблюдаются проблемы с составлением даже несложных текстов. В результате он начинает сопоставлять близкие и далекие по смыслу слова. Дополнительно происходит распад семантической структуры и речи. Она лишается всякого смысла.

Дополнительно могут наблюдаться иные отклонения. Так, у людей, которые страдают этой разновидностью патологии, присутствует проблема с движениями пальцев, отсутствует понимание смысла пословиц и поговорок. Логическое мышление также не развито. Это не дает пациенту решать сложные задачи. Больной не может понять сложные фразы и предложения. Его разум способен распознать только фразы, которые состоят не более, чем из 11 слов. Имеет место быть нарушение целенаправленных движений и действий. При этом сохраняются элементарные составляющие движения.

Сенсомоторная афазия

Сенсорно-моторная афазия сочетает в себе симптомы обеих разновидностей патологии. Человек не может понимать и воспроизводить речь. Патология может развиться у лиц преклонного возраста или возникнуть в результате травмы головного мозга, а также иных воздействий, оказываемых на него внешними и внутренними факторами.

Сенсорная афазия

Если у человека наблюдается сенсорная афазия, он не может понять смысл собственных и чужих слов. Патология возникает в результате изменений в корковом отделе слухового анализатора. Это верхняя часть височной доли каждого полушария. Если поражены сразу обе области головного мозга, это может стать причиной развития тотальной афазии.

Тотальная афазия

Тотальную афазию по-другому именуют сенсорно-моторной. При патологии человек полностью утрачивает возможность понимать речь и говорить. При этом нарушение слуха не возникает. Проблема кроется в головном мозге пациента.

Симптомы афазии

Симптомы заболевания во многом зависят от разновидности патологии. Однако при всех вариантах заболевания присутствует нарушение речи. Особенности проявления патологии зависят от того, какая зона головного мозга подверглась поражению. Так, если у пациента развилась сенсорная афазия, нарушение кроется в височной области. Обычно поражению подвергается левая часть. Возможно нарушение в не проводящих путях. Именно они соединяют эту зону с другими участками мозга. В случае возникновения патологии наблюдается непонимание значения слов. Из-за этого пациент обладает не связной речью. Он не может согласовать слова друг с другом.

При моторной афазии наблюдается нарушение работы лобной доли или проводящих путей. Такие пациенты обладают спутанной и обрывистой речью. Начав разговор, больной не может произнести ни слова. Постепенно он старается больше молчать. Устную речь пациент понимает, однако нормально говорить не может.

Возможны варианты, при которых пациент не понимает и не может воспроизводить речь. Иногда заболевание сопровождается дополнительными нарушениями.

Причины и профилактика афазии

Нарушение всегда возникает в результате изменений, происходящих в центрах коры головного мозга. Явления происходят уже после того, как речь полностью сформировалась. Причин, которые способствуют развитию патологии очень много. Нередко явление наблюдается из-за сосудистых заболеваний головного мозга. Сюда относят геморрагический или ишемический инсульт. Аналогичное явление способно вызвать черепно-мозговые травмы или воспаление головного мозга. Опухоли, патологии ЦНС, ранее перенесенные хирургические вмешательства также способны спровоцировать появление патологии. Специалисты выделили ряд факторов, повышающих вероятность возникновения отклонения. В перечень входят:

  • преклонный возраст;
  • гипертония;
  • ранее перенесенная ишемическая атака;
  • ревматические пороки миокарда;
  • присутствие заболевания в анамнезе семьи;
  • повреждение тканей головы и костей черепа;
  • атеросклероз сосудов головного мозга.

То, как будет развиваться заболевание, во многом зависит от степени поражения мозга. Профилактические меры борьбы с заболеванием заключаются в предупреждении сосудисто-мозговых катастроф и черепно-мозговых травм. Необходимо своевременно проходить диагностику. Это позволит вовремя выявить начавшееся развитие опухолевых поражений головного мозга.

Коррекция афазии с упражнениями

Лечение патологии напрямую зависит от его формы. В первую очередь устраняют возможную причину появления заболевания. Восстановление речи может занять довольно много времени. Терапия включает в себя медикаментозное лечение и логопедическое воздействие. Только при таких условиях возможна качественная коррекция речевых дисфункций.

Пациент должен регулярно выполнять упражнения. Некоторые пациенты изначально начинают произносить звуки, а в последующем переходят к более сложным словам и предложениям. Другим пациентам изначально проще говорить слово, а затем выделить из него звук. Иногда пациенту легче воспроизводить звук после показа буквы, соответствующей ему. Упражнений, способствующих коррекции патологии, достаточно много. Если у человека возникли проблемы с пониманием речи, необходимо начать выполнять следующие действия:

  1. Показать на картинке по просьбе специалиста, где находится цветок, солнце, нос, палочка и иные детали изображения.
  2. Ответить на вопросы: ты любишь сладкое? У тебя на столе стоит молоко? Ты сидишь в кресле? Ты стоишь на улице?
  3. Выполнить следующие действия: достать из стола ручку, открыть книгу, сжать руку в кулак.

Все действия выполняются по просьбе другого человека и могут меняться. Важно научиться понимать, что именно хотят от пациента. Дополнительно может проводиться артикулярная гимнастика. Основная работа в лечении патологии ложится на логопеда. Именно этот специалист учит пациента правильно произносить звуки, слоги и составлять фразы. Для этого применяются специальные упражнения. Иногда может потребоваться восстановление слухоречевой памяти. Врач проводит работу над экспрессивностью речи, запоминанием названия предметов и их назначения, а также идет работа над восстановлением функции чтения и письма.

Детские афазии

Детские афазии – это гетерогенная группа патологий ЦНС, которые проявляются частичной или полной потерей ранее присутствовавшей речи. Кроме того, они могут сопровождаться нарушениями чтения, письма, восприятия, счета, эмоциональными и поведенческими реакциями. Основа диагностики детских афазий – непосредственная оценка речевых и неречевых функций ЦНС, а также определение структурных и функциональных нарушений коры головного мозга при помощи КТ, МРТ и ЭЭГ. Лечение включает в себя прохождение курса специального восстановительного обучения и ликвидацию этиологического фактора (по возможности). При синдроме Ландау-Клеффнера также проводится противосудорожная терапия.

Общие сведения

Детские афазии – это группа полиэтиологических нарушений центральной нервной системы, которые характеризуются частичной или тотальной потерей речевых функций у детей с ранее сформировавшейся речью. В педиатрии такие состояния встречаются редко – данные патологии больше распространены у взрослых. Суммарная встречаемость среди детей – менее 1%. Детские афазии чаще наблюдаются у мальчиков. В детском возрасте афазии проявляются менее разнообразно, чем у взрослых, поскольку речь у детей не столь развита. Чем младше ребенок – тем менее разнообразны клинические симптомы детской афазии. Также для пациентов детского возраста характерен быстрый регресс возникших симптомов – спустя несколько месяцев речевые функции могут полностью восстановиться.

Причины детских афазий

Детская афазия – это гетерогенное состояние. Он развивается в результате поражения речевых систем ЦНС в период сформированной речи. В большинстве случаев подобные состояния диагностируются на фоне черепно-мозговых травм и патологии сосудов, кровоснабжающих головной мозг – внутренней сонной или средней мозговой артерии. Среди ЧМТ ведущую роль играют открытые повреждения, сопровождающиеся потерей мозгового вещества. Закрытые травмы головного мозга провоцируют детские афазии значительно реже.

Также в роли этиологических факторов выступают опухоли, аневризмы, гематомы, абсцессы головного мозга, энцефалит. При синдроме Ландау-Клеффнера потеря речи возникает совместно с эпилептическими припадками. Точная этиология этой формы детской афазии не установлена. По мнению многих авторов, она может быть вызвана генетической или приобретенной структурной склонностью к эпилептиформной активности. Развитие приобретенной эпилептической афазии предположительно может провоцировать ранее перенесенный энцефалит.

Классификация детских афазий

Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) детские афазии можно разделить на две группы:

1. Детские афазии, возникшие в результате органического или структурного изменения коры головного мозга. Сюда относятся речевые нарушения вследствие опухолей, травм, патологии сосудов и др. В зависимости от места поражения и патогенетических механизмов эта группа разделяется на подгруппы, которые будут рассмотрены далее.

2. Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая детская афазия. В данном случае речевые нарушения возникают без органических патологий головного мозга, основой их развития является эпилептиформная активность.

Отдельно стоит выделить сочетание этих синдромов. Данное состояние развивается в тех ситуациях, когда на фоне новообразования, гематомы или других структурных изменений головного мозга появляются судорожные приступы, существенно утяжеляющие клиническую картину и стимулирующие прогрессирование детской афазии.

Симптомы детских афазий

Характерный возраст для детских афазий – 3-7 лет. Однако во многих случаях время начала заболевания зависит от того, в какой момент подействовал этиологический фактор – возникла гематома или произошла травма. В зависимости от речевых и неречевых симптомов, а также локализации поражения в педиатрии и логопедии выделяют следующие формы структурных детских афазий: акустико-гностическая или сенсорная, акустико-мнестическая, афферентная и эфферентная моторные, динамическая. Присутствующей у взрослых семантической формы в детском возрасте не наблюдается, поскольку в этом периоде еще не сформирована система символически-знакового обобщения сигналов.

Акустико-гностическая или сенсорная форма. Зона поражения – задняя 1/3 верхней темпоральной извилины левой половины головного мозга. Эта форма детской афазии возникает из-за нарушения акустического анализа и обработки звуков речи, что характеризуется поражением фонематического слуха. Клинически проявляется нарушением всех форм устной и письменной речи, чтения и устного счета, ритмическим воспроизведением. Также у таких детей наблюдается чрезмерная тревога и возбудимость, эмоциональная нестабильность.

Акустико-мнестическая афазия. Локализация поражения – средние и задние участки темпоральной области. Суть этой детской афазии – повышение тормозимости слуховых следов, приводящее к нарушению слуховой и речевой памяти. Также присутствует дефект зрительных и предметных образов-представлений. Такие дети не понимают подтекста, аллегорий, не могут называть предметы. Отмечается умеренное нарушение устной речи и ее восприятия. Может возникать повышенная активность и эмоциональная нестабильность, тревога.

Афферентная моторная афазия. Место поражения – нижние париетальные участки доминирующего полушария. Патогенетически основывается на нарушениях кинестетического восприятия. Основной признак – аномалии мелких артикуляционных движений губ и языка. Такие дети или неспособны к экспрессивной речи или имеют большое количество литеральных парафазий. Непроизвольная и автоматизированная (песни, стихи) речь, письмо и чтение сохранены.

Эфферентная моторная форма детской афазии. При этой форме поражаются задние лобные участки. Страдает инертность сформировавшихся стереотипов, что проявляется персеверациями. Способность к устным высказываниям минимальная или полностью отсутствует. Могут сохраняться отдельные звуки, автоматизированная речь. Наблюдается нарушение чтения, письма, апраксия.

Динамическая афазия. Крайне редкая форма в педиатрии, может наблюдаться у детей старших возрастных групп. Локализация патологического очага – задние лобные отделы. Патогенетически данная разновидность заболевания обусловлена дефектами внутренней речи, нарушением сукцессивной организации высказывания. Проявляется расстройством продуктивной речи, неспособностью активного общения – нормальные предложения заменяются стереотипами или шаблонами, глаголы полностью отсутствуют. Больные с данной формой детской афазии почти никогда ничего не спрашивают и не вступают в диалоги, но охотно отвечают на поставленные вопросы. Чтение и письмо могут быть сохранены.

Синдром Ландау-Клеффнера. Локализация пароксизмальной активности может быть разной, наиболее часто поражаются височные области. Потеря речи может происходить как резко (чаще всего), так и постепенно, на протяжении нескольких месяцев. Также теряется способность к восприятию речи, возможны нарушения поведения и эмоциональной сферы – гипервозбудимость, эмоциональная лабильность. Характерная черта данной формы детской афазии – судорожные припадки, которые, однако, наблюдаются не у всех больных.

Диагностика детских афазий

Диагностика детских афазий включает в себя сбор анамнестических данных, объективный осмотр и общение с ребенком, лабораторные и инструментальные методы исследования. При выяснении анамнеза у родителей устанавливают этиологические факторы (травмы, сопутствующие заболевания), а также динамику симптомов от возникновения до момента обследования. При объективном осмотре ребенка обращают внимание на возможные неврологические расстройства, которые могут указывать на характер поражения головного мозга. При общении с ребенком педиатр или детский психиатр оценивают способность пациента к устной речи, письму, чтению и счету, другие речевые и неречевые функции, что позволяет определить форму детской афазии.

Лабораторные анализы, как правило, малоинформативны. В некоторых случаях они могут указывать на возможную этиологию (лейкоцитоз со сдвигом формулы влево при абсцессе и т. д.). Среди инструментальных методов применяются ЭЭГ, рентгенография черепа, КТ и МРТ. ЭЭГ используется для оценки активности того или иного участка коры головного мозга, а при синдроме Ландау-Клеффнера – для выявления эпилептиформных припадков. Рентгенография и КТ черепа показаны при травмах головы, поскольку позволяют определить состояние костей черепа, диагностировать их переломы. МРТ головного мозга – наиболее информативный метод оценки структуры ЦНС. Она почти всегда дает возможность установить этиологический фактор детской афазии и распространенность патологического процесса и определить дальнейшею терапевтическую тактику.

Лечение детских афазий

Лечение детских афазий подразумевает специальное восстановительное обучение под контролем логопеда. Его суть заключается в активации компенсаторных механизмов головного мозга при помощи прямых и непрямых способов. Прямые методы показаны на ранних сроках, основаны на использовании активации резервных способностей клеток. Непрямые или обходные методы компенсируют утраченные функции за счет функциональных перестроек. В зависимости от ситуации и формы детской афазии в качестве материалов для обучения применяются тексты, карточки, картинки, компьютерные программы, различные предметы, однако ведущую роль играют упражнения с логопедом.

Эффективность восстановительного обучения зависит от целого ряда факторов: формы и длительности заболевания, тяжести поражения ЦНС, этиологического фактора, возраста ребенка и момента начала терапии. Детский мозг очень пластичен, поэтому при легких формах зачастую наблюдается быстрый регресс симптомов. При структурных детских афазиях легкой степени тяжести способность к коммуникации возвращается на протяжении 3-5 недель, при средней – через 1-6 месяцев. При синдроме Ландау-Клеффнера помимо обучения может использоваться соответствующее медикаментозное противосудорожное лечение. Однако даже на фоне позитивной динамики возрастной нормы достичь удается достаточно редко.

Прогноз и профилактика детских афазий

Прогноз при детской афазии зачастую благоприятный. При ранней диагностике и своевременно начатом восстановительном обучении на протяжении первых нескольких недель или месяцев удается добиться быстрого регресса патологии. При тяжелых формах поражения ЦНС или синдроме Ландау-Клеффнера прогноз сомнительный. Прогностически неблагоприятным признаком считается отсутствие позитивной динамики на протяжении первых нескольких недель. Специфической профилактики детских афазий не существует. Неспецифические меры подразумевают исключение всех возможных этиологических факторов: раннюю диагностику и лечение фоновых заболеваний ЦНС и сосудов, которые могут вызвать ишемию коры головного мозга, минимизацию риска травм головы.

Читайте также:  Восстановление звуко–слоговой структуры слова у пациентов с эфферентной моторной афазией
Ссылка на основную публикацию