Возраст и Афазия

Афазия

Афазия – нарушение акта речи, связанное с дисфункцией соответствующего участка коры головного мозга. В отличие от дизартрии данная патология не связана с некачественным произношением слов и звуков. Она не позволяет пациенту полноценно формировать собственную речь и воспринимать обращенные к нему слова. Обычно афазия выступает неспецифическим признаком заболеваний головного мозга – от нарушения кровообращения до последствий травматического поражения клеток и т.д.

Причины

В числе факторов, провоцирующих заболевание, может быть любой патологический процесс, негативно влияющий на мозговые центры в лобной, височной или теменной доле коры, а также на нервные пути, соединяющие перечисленные отделы мозга. При этом страдают расположенные в указанных зонах речевые центры, что сказывается на формировании речи и ее произношении. В числе наиболее распространенных причин афазии называют:

  • опухолевый процесс в мозге;
  • острое или хроническое нарушение кровообращения, инсульт;
  • травматическое поражение мозга;
  • абсцесс в мозге;
  • последствия эпилепсии, при которых эпилептический очаг нарушает нормальное функционирование мозга;
  • отравление тяжелыми металлами или ядами;
  • заболевания, связанные с распадом миелина – белка, который обеспечивает проведение нервных импульсов по волокнам;
  • дегенеративные заболевания мозга, связанные с разрушением его структуры, развитием слабоумия и прочими неврологическими симптомами.

Точно назвать причину афазии можно только по результатам комплексного обследования пациента и изучения основного заболевания.

Симптоматика и классификация

Поражение различных участков мозга, отвечающих за формирование речи, дает характерные симптомы афазии:

  • при сенсорной афазии отмечается поражение височной доли коры мозга и расположенных рядом проводящих путей. Основной признак афазии в данном случае – сложность слухового восприятия собственной речи, когда пациент не понимает, что он говорит. Речь носит бессвязный характер, многословна и явно избыточна, указывая на желание пациента донести свою мысль до окружающих;
  • при моторной афазии повреждения локализуются в лобной части и проводящих путей, связывающих эту долю с другими частями коры мозга. При сохранении сознания пациента он не может начать говорить и не способен сформировать правильную речь. Она носит отрывистый характер, скудна, при этом пациент понимает слова, обращенные к нему окружающими;
  • при семантической афазии повреждения чаще локализованы в теменной коре мозга и расположенных рядом нервных окончаниях. Заболевание характеризуется затрудненным пониманием сложных понятий и неспособностью к их объяснению на фоне возможности пациента вести полноценный диалог;
  • амнестическая афазия связана с повреждением внутренней структуры височных долей мозга. Пациент сохраняет способность вести диалог, но затрудняется назвать предмет самостоятельно и может сделать это только при подсказке.

В зависимости от степени выраженности заболевания врач может диагностировать:

  • частичную афазию, при которой полноценная речь чередуется с заметными нарушениями;
  • тотальную афазию, при которой речь имеет значительные нарушения и требует корректировки.

Осложнения при афазии

При отсутствии своевременного лечения и контроля специалистов афазия может вызвать:

  • стойкое нарушение, при котором отмечается непонимание обращенных слов и неспособность формировать собственную речь;
  • проблемы с социальной адаптацией из-за невозможности общаться и наладить контакт с окружающими.

Методы диагностики различных форм

На первом осмотре специалист изучает анамнез пациента и собирает его жалобы на самочувствие: продолжительность патологии, характерные ощущения, предшествующие события и т.д. При невозможности пациента описать свои проблемы к процессу диагностики привлекаются родственники. Дальнейшие диагностические мероприятия включают в себя:

  • тщательный неврологический осмотр: исследование речевых нарушений, оценка асимметрии лица, опущение уголка рта, неполное зажмуривание век, отклонение языка, слабость в конечностях и изменение природы рефлексов;
  • осмотр у логопеда с целью уточнить характер нарушения речи и спланировать мероприятия по ее дальнейшей корректировке;
  • электроэнцефалографию для оценки активности различных участков мозга и ее изменений под воздействием различных заболеваний;
  • компьютерную или магнитно-резонансную томографию, уточняющую послойное строение головного мозга, выявляющую возможные нарушения и наличие следов кровоизлияний, воспалений, опухолевых процессов и т.д.;
  • магнитно-резонансную ангиографию для уточнения целостности сосудов и обнаружения аневризмов, стенозов, окклюзий и прочих сосудистых нарушений.

Способы лечения

Справиться с патологией позволяет сочетание медикаментозных и оперативных методов лечения:

  • хирургическое удаление опухолевого участка, тканей с последствиями кровоизлияния или гнойного содержимого;
  • антибактериальная терапия;
  • прием противосудорожных препаратов для профилактики эпилептических приступов;
  • прием препаратов для нормализации артериального давления, мозгового кровотока и обмена веществ.

Обязательной частью терапии являются занятия с логопедом для коррекции речевых нарушений.

Профилактика

Избежать развития стойких речевых патологий можно благодаря следующим мерам:

  • контроль артериального давления для исключения нарушения мозгового кровообращения;
  • своевременное лечение заболеваний, связанных с патологиями головного мозга;
  • обращение за медицинской помощью при первых признаках нарушения речи.

Вопрос-Ответ

Каким поражением мозга обусловлена афазия?

Поражение мозга при афазии может иметь различный характер: травматический, неврологический, онкологический и т.д. Спровоцировать заболевание может травма головы, развитие опухолевого процесса, появление эпилептических очагов, кровоизлияние или нагноение тканей, а также нарушение структуры проводящих волокон между отдельными участками мозговой коры.

Чем опасна афазия?

Добровольный отказ пациента от обследования и лечения при признаках афазии может стать причиной необратимых нарушений в речи, которые не подлежат коррекции или потребуют длительной реабилитации. Кроме того, пациент будет испытывать значительные сложности при общении, и его социализация может стать невозможной из-за отсутствия речевого контакта.

Можно ли самостоятельно вылечить афазию?

Справиться с проблемой «в домашних условиях» не удастся. Заболевание требует устранения основной причины в структуре мозга и дальнейшей коррекции с помощью медикаментов и регулярных занятий с логопедом. Часто пациентам с афазией показано хирургическое вмешательство, по результатам которого можно говорить о перспективах дальнейшего лечения.

Возраст и Афазия

У больных с расстройствами мышления при нормальном функционировании речевого аппарата появляется причудливое произношение, сходное, на первый взгляд, с речью при афазии Вернике или проводниковой афазии. Следует учитывать возрастные аспекты заболевания. Так, шизофрения с психотическими расстройствами речи чаще всего дебютирует на втором и третьем десятилетии жизни, в то время как афазии, не сопровождающиеся нарушением беглости речи, наблюдаются в более старших возрастных группах, отягощенных сосудистыми факторами риска.

Несколько характерных особенностей произношения также позволяют отличить речь больного с расстройством мышления от речи больного с афазией, не сопровождающейся нарушением беглости речи.

Парафазии характерны для афазии, но редко встречаются при шизофрении.
Неологизмы при афазии часты и изменчивы, в то время как при шизофрении они редки, но пациент использует одни и те же неологизмы.

У больных с афазией отмечается тенденция отвечать на вопросы открытого типа более кратко, чем у больных шизофренией.
Причудливые и вымышленные темы во время беседы появляются только у больных шизофренией.

Течение афазии у больного

После повреждения головного мозга наблюдается спонтанное восстановление речевых функций в различной степени.

Начальный период быстрого восстановления функций имеет место в течение нескольких первых дней или недель после инсульта и обусловлен регрессом отека, уменьшением зоны ишемической «полутени» и устранением других патогенетических факторов на отдалении от места повреждения.

Вторая, медленная фаза восстановления, отражает включение коллатерального кровообращения, переобучение и структурную невральную пластичность. Основное восстановление функции имеет место в первые 3 месяца после повреждения и в некоторых случаях может продолжаться до 1 года, реже дольше. Среди всех афатических синдромов максимальное восстановление наблюдается при афазии Брока и кондуктивной афазии. Аномическая афазия является общей конечной стадией регресса для всех разновидностей афазий.

Благоприятными факторами как для спонтанного улучшения, так и для положительной реакции на лечение расстройств речи являются молодой возраст больных, леворукость или амбидекстрия, более высокий уровень образования, небольшие размеры очага поражения, отсутствие или небольшая степень выраженности не связанных с речью когнитивных расстройств, отсутствие эмоциональных нарушений, таких как депрессия и апатия, а также хорошая поддержка со стороны членов семьи. У больных с травматической афазией отмечается тенденция к более полному восстановлению по сравнению с больными, перенесшими ишемический инсульт.

Консультации специалистов при афазии у больного

Невролог. Большинство больных с афазией должны быть осмотрены неврологом. Невролог подтверждает наличие афазии, устанавливает ее тип, оказывает помощь в установлении этиологического диагноза и оценивает прогноз.

В отдельных случаях невролог может принять решение о фармакотерапии афазии. Небольшие серии наблюдений позволили сделать предположение, что агонисты норадренергических и холинергических рецепторов могут повышать нейропластичность и ускорять восстановление при афазии, если лечение начато в течение 1 месяца после начала заболевания. Для улучшения продукции речи у больных с транскортикальной моторной афазией использовали агонисты дофамина, в частности, бромокриптин. Эффективность лекарственных средств этой группы требует проверки в клинических испытаниях.

Логопед. Всем больным с афазией должна быть назначена консультация логопеда.

Логопед проводит обследование речевых функций с помощью стандартизированных тестов, таких как Бостонское диагностическое исследование афазии, Западный набор тестов для исследования афазии, индекс Porch коммуникативных способностей и др. Логопед использует полученные результаты для назначения индивидуальных программ лечения афазии.

Несмотря на противоречивые мнения относительно эффективности лечения афазии, практический опыт свидетельствует о том, что систематическое проведение реабилитационных программ по восстановлению речи улучшает исход заболевания. Лечение проводится индивидуально с учетом имеющихся у больного речевых и когнитивных проблем, с активизацией сохранных мозговых функций для восстановления или компенсации утраченных речевых способностей. Для дополнительной общей стимуляции речевых функций существует ряд методик. При нарушении беглости речи лечебные мероприятия включают: (1) ритмико-мелодическую терапию, (2) тренировку общения с помощью знаков и жестикуляции, (3) коллективное общение. Развитие синтаксиса уменьшает аграмматизм. Специфическая терапия по восстановлению произношения слов показана при аномической афазии, а тренировка понимания — при нарушении понимания речи на слух. 3. Программы по восстановлению речи рассчитаны на два или три месяца в виде занятий по 30—60 минут от двух до пяти раз в неделю. Самостоятельные занятия пациента или вместе с членами семьи стимулируют процесс восстановления. Занятия по восстановлению речи с помощью компьютера расширяют кругозор и мышление пациента.

Психоневролог. Больные с не вполне ясным диагнозом, у которых имеются значительные невербальные когнитивные расстройства в дополнение к афазии, подлежат нейро-психологическому тестированию. Рутинное нейропсихологическое обследование с помощью тестов, требующих минимального речевого ответа, позволяет определить состояние памяти, зрительно-пространственного восприятия, исполнительских функций, праксиса и оценить процесс формирования понятий. Полученные данные могут быть полезны в уточнении топического диагноза, а также помогут логопеду в выборе стратегии восстановительной терапии речевых расстройств с использованием невербальных функций пациента.

Группы поддержки пациентов. Национальная ассоциация афазии (Р. О. Box 1887, Murray Hill Station, New York, NY 10156, 1-800—922-4622) является оптимальным источником поддержки больных с афазией и их родственников. Американская ассоциация сердца/инсульта и Национальная ассоциация инсульта также предоставляют необходимую информацию и программы по реабилитации.

Афазия

, MD, PhD, Memory Impairment and Neurodegenerative Dementia (MIND) Center, University of Mississippi Medical Center

  • 3D модель (0)
  • Аудио (0)
  • Видео (0)
  • Изображения (0)
  • Клинический калькулятор (0)
  • Лабораторное исследование (0)
  • Таблица (1)

У правшей и у около двух третей левшей отделы, отвечающие за речевую функцию, находятся в левом полушарии головного мозга. У трети левшей большая часть отделов, отвечающих за речевую функцию, находятся в правом полушарии головного мозга. Корковые области, отвечающие за речевую функцию, включают

Задневерхнюю височную долю (включающую центр Вернике)

Прилежащую нижнюю теменную долю

Задненижнюю часть лобной коры, располагающуюся кпереди от моторной коры (зона Брока)

Подкорковые связи между этими отделами

Повреждение любой части этой условно объединяемой в функциональный треугольник области мозга (например, при инфаркте, опухоли, травме или дегенерации) приводит к определенным нарушениям речевой функции.

Просодия (ударения и интонация речи, несущие дополнительную значимую информацию в ней) является функцией обоих полушарий, но иногда отмечаются нарушения при изолированной дисфункции субдоминантного полушария головного мозга.

Афазию следует отличать от нарушений развития речи и от дисфункции моторных проводящих путей и мышц, обеспечивающих артикуляцию речи (дизартрии).

Этиология

Афазия обычно возникает в результате нарушений, которые не вызывают прогрессирующее повреждение (например, инсульт, черепно-мозговая травма, энцефалит); в таких случаях афазия не ухудшается. Она иногда является результатом прогрессивного расстройства (например, увеличение опухоли мозга, деменция); в таких случаях афазия постепенно ухудшается.

Афазия в целом разделена на сенсорную и моторную.

Рецептивная (сенсорная, беглая или Вернике) афазия: пациенты не способны понимать слова или распознавать слуховые, зрительные или тактильные символы. Это вызывает патологию задневерхней височной извилины ведущего речевого полушария (центр Вернике). Часто сочетается с алексией (нарушением понимания письменной речи).

Экспрессивная (моторная, медленная или Брока) афазия: нарушается способность речеобразования, однако относительно сохранено понимание и осмысление речи. Это последствие расстройства, влияющего на доминирующую левую лобную или лобно-теменную области, включая область Брока. При этом часто отмечаются аграфия (расстройство письма) и нарушение чтения вслух.

Существуют и другие типы афазии (см. таблицу Типы афазий), которые могут в значительной степени перекрываться. Система классификации афазий не является идеальной. Описание видов дефицита часто является наиболее точным способом описания конкретной афазии.

Читайте также:  Конспекты занятий по восстановлению речи для больных с афазией

Типы афазий

Локализация повреждения, вызвавшего афазию*

Аномическая афазия (амнестическая)

Обычно малый очаг поражения в любом месте в речевых зонах левого полушария головного мозга

Аномия (неспособность назвать объекты) в устной речи (что приводит к пустой, многословной, достаточно плавной речи с парафазиями † ) и при письме; речь беглая, сохранено повторение и понимание при чтении и на слух

Афазия Брока (медленная, экспрессивная, моторная)

Крупное повреждение в левой лобной или лобно-теменной области, включая зону Брока

Аномия при устной и письменной речи, замедленность (медленное, трудоемкое речеобразование, короткие фразы, нарушение интонационного построения, редкое использование союзов и предлогов), нарушение повторения, нарушение письма (небеглая аграфия), при сохранении понимания речи

Подкорковое поражение левого полушария, часто под верхней височной извилиной или под нижней теменной долей

Аномия (с выраженными парафазиями † ), довольно беглая речь, сохранено понимание, однако нарушено повторение (с частыми парафазиями), хорошее понимание письменной речи

Письмо не нарушено

Крупное повреждение в левой лобно-теменно-височной области, зоны Вернике и зоны Брока

Тяжелая аномия при устной и письменной речи, медленная, практически неинформативная речь, плохое понимание обращенной речи, нарушение повторения, алексия и аграфия

Транскортикальная моторная афазия

Поражение левой лобной области, вне зон Вернике и Брока

Как и при афазии Брока, но повторение сохранено

Артикуляция чаще всего не затронута

Транскортикальная сенсорная афазия

Поражение височно-затылочной области, вне зон Вернике и Брока

Как и при афазии Вернике, но повторение сохранено

Афазия Вернике (беглая, рецептивная, сенсорная)

Крупное повреждение в левой височно-теменной области, включая зону Вернике

Аномия при устной и письменной речи, речь беглая (с парафазиями † , разнообразием грамматических форм, но часто почти бессмысленна), нарушено понимание на слух и при письме, нарушено повторение, нарушения при чтении (алексия), беглая аграфия

*Повреждение, вызвавшее афазию, находится в доминантном по речи полушарии головного мозга (чаще в левом).

† Парафазная речь (парафазия) — это использование неправильных или неверно произнесенных слов или слов в бессмысленных сочетаниях.

Клинические проявления

Аномия (неспособность назвать объекты) обычно встречается при всех формах афазии.

Афазия Вернике

Пациенты с афазией Вернике произносят нормальные слова свободно, часто включают лишенные смысла фонемы, но не знают их значения или взаимосвязи. Результатом является набор слов или «словесный салат». Пациенты, как правило, не знают, что их речь непонятна другим.

Присутствует нарушение восприятия устной и письменной речи. Пациенты делают ошибки при чтении (алексия). Письменная речь беглая, но в ней присутствует много ошибок и часто отсутствуют существительные (беглая аграфия).

Отсутствие правого поля зрения обычно сопровождает афазию Вернике, потому что зрительный путь находится вблизи пораженного участка.

Афазия Брока

Пациенты с афазией Брока достаточно хорошо могут понять и осмыслить речь, но их способность формировать слова нарушена. Обычно заболевание влияет на речеобразование и письмо (небеглая аграфия, дисграфия), существенно затрудняя попытки пациентов общаться. Тем не менее, устная и письменная коммуникация несет смысл для пациента.

Афазия Брока может включать нарушение просодии и повторения, в дополнение к аномии. Письменная речь нарушена.

Диагностика

Дифференцировка с другими проблемами коммуникации

Прикроватное неврологическое исследование

Вербальное общение обычно позволяет идентифицировать наличие грубой афазии. Однако, врач должен попытаться отличить афазии от проблем с коммуникацией, вытекающих из тяжелой дизартрии или недостатков слуха, зрения (например, при оценке чтения) или моторных навыков письма.

Первоначально, афазия Вернике может быть ошибочно принята за бредовое состояние (делирий). Однако, афазия Вернике является чисто речевым нарушением без других особенностей бредового состояния (например, флуктуаций уровня сознания, галлюцинаций, невнимательности).

Тестирование в клинических условиях для выявления конкретных поражений должно включать оценку следующих симптомов:

Спонтанная речь: Речь оценивается по беглости, количеству произносимых слов, способности инициировать речь, наличию спонтанных ошибок, пауз для подбора слов, сомнений и просодии.

Называние: Пациентов просят назвать объекты. Те из них, кто испытывает затруднения при назывании, часто прибегают к многословным описаниям объекта (например, «то, что вы используете для того, чтобы сказать время» вместо «часы»).

Повторение: Пациентов просят повторить грамматически сложные фразы (например, «никаких если, и, или но»).

Понимание: Пациентов просят указать на объекты, которые называет врач, выполнить команду в одно или несколько действий, ответить на простые и сложные вопросы «да» или «нет».

Чтение и письмо: Пациентов просят написать какую-либо произвольную фразу и громко ее зачитать. Оценивают понимание, произношение, письмо под диктовку.

Формальное нейропсихологическое тестирование, проводимое нейропсихологом или логопедом, может выявить более тонкие уровни дисфункции и помочь в планировании лечения и оценке имеющегося потенциала для восстановления. В распоряжении специалистов широкий выбор различных формальных тестов для диагностики афазии (например, «Бостонское диагностическое исследование на афазию», «Западный блок тестов для выявления афазии», «Бостонский тест названий», «Номинативный тест», «Тест названий действий»).

Нейровизуализация (например, КТ или МРТ с ангиографией или без нее) проводятся для уточнения характера поражения (например, инфаркта, кровоизлияния, объемного образования). Дальнейшие обследования проводятся для определения этиологии патологического процесса (например, оценка инсульта) в соответствии с показаниями.

Прогноз

Восстановление зависит от следующих условий:

Дидактический материал для восстановления понимания развернутой речи

В данной статье представлен дидактический материал для занятий по восстановлению понимания развернутой речи у больных с сенсорной афазией легкой степени выраженности.

Предлагаемые упражнения могут быть использованы как на индивидуальных и групповых логопедических занятиях, так и в целях диагностики.

Материал будет полезен для широкого круга специалистов, занимающихся реабилитацией больных с нарушениями высших психических функций.

Дидактический материал для восстановления понимания развернутой речи у больных с сенсорной афазией легкой степени выраженности.

Центральным механизмом при сенсорной афазии является нарушение фонематического слуха, первичным речевым дефектом — нарушение понимания речи [1].

Понимание речи является сложным психологическим процессом со сложной многоуровневой структурой [2].

Понимание значения высказывания обеспечивается совместной работой по крайней мере четырех звеньев лингвистического уровня: звукоразличение, оперативная слухоречевая память, выбор нужного значения слова из всплывающих альтернатив, т.е. выделение одних значений и торможение других, перешифровка грамматических структур на единицы значения [3].

При сенсорной афазии легкой степени выраженности больные относительно свободно понимают речь, однако имеются определенные трудности восприятия развернутых текстов, требующих совершения ряда последовательных логических операций. Иногда в усложненных условиях обнаруживаются элементы отчуждения смысла слова. Поэтому дефекты фонематического слуха также проявляются редко, в основном в условиях истощения слухового внимания. Понимание устных инструкций доступно. Объем слухоречевой памяти лишь несколько ограничен (5-6 элементов) [4].

Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга – способности к компенсации и проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определенные задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи [4].

Предлагаемый нами дидактический материал разработан с учетом звеньев, обеспечивающих понимание значения высказывания, и подобран в соответствии с методами, используемыми при восстановлении понимания речи в процессе нейрореабилитации больных с сенсорной афазией легкой степени выраженности.

При восстановлении понимания речи логопедическая работа ведется по следующим направлениям:

I. Ответы на вопросы по прочитанному развернутому предложению;

II. Ответы на вопросы по прослушанному развернутому предложению;

III. Чтение текстов и ответы на вопросы со зрительной опорой на текст;

IV. Ответы на вопросы по тексту, воспринятому на слух;

V. Улавливание искажений в прочитанных деформированных сложноподчиненных предложениях;

VI. Улавливание и исправление ошибок в описаниях предметов (предъявление слух);

VII. Осмысление логико-грамматических оборотов речи;

VIII. Выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи;

IX. Угадывание названий предметов по описанию их внешних и функциональных признаков, воспринятому на слух.

I. Ответы на вопросы по прочитанному развернутому предложению.

Прочитайте предложения и коротко ответьте на вопросы.

После удачной охоты за утками художник и его собака возвращались к месту ночлега.

1. После чего возвращались художник и собака?
2. За кем охотились художник и собака?
3. Кто возвращался с охоты?
4. Куда возвращались художник и собака?
5. Какая была охота?

Через год на берегу лесного озера я случайно встретил взрослого барсука со шрамом на носу.

1. Кого я встретил на берегу озера?
2. Какого барсука я встретил?
3. Когда я встретил барсука?
4. Где я встретил барсука?
5. Какой был барсук?
6. Что было на носу у барсука?

Четыре дня моторное рыболовное судно носилось по бушующему морю без пищи и воды.

1. Что делало судно?
2. Какое было судно?
3. Сколько дней носилось судно по морю?
4. Какое было море?
5. Без чего было судно?

II. Ответы на вопросы по прослушанному развернутому предложению.

Послушайте предложения и ответьте на вопросы.

Моя сестра Екатерина в прошлом году окончила школу и поступила в Самарский университет.

1. Как зовут мою сестру?
2. Когда Екатерина окончила школу?
3. Куда поступила Екатерина?
4. В какой университет поступила Екатерина?

На кухне стоял овальный стол, покрытый льняной скатертью.

1. Что стояло на кухне?
2. Где стоял стол?
3. Какой формы был стол?
4. Чем покрыт стол?
5. Какая была скатерть?

На диване лежал толстый рыжий щенок и грыз плюшевую игрушку.

1. Кто лежал на диване?
2. Где лежал щенок?
3. Какой был щенок?
4. Что делал щенок?
5. Какую игрушку грыз щенок?

III. Чтение текстов и ответы на вопросы со зрительной опорой на текст.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

На осла нагрузили мешок соли. На мосту через реку он споткнулся и упал в воду. Осел выбрался на берег и почувствовал, что ноша его стала намного легче: часть соли успела раствориться в воде.

На следующий день осла нагрузили хлебом. Он вспомнил вчерашнее приключение и нарочно плюхнулся в воду. Но хлеб намок и стал таким тяжелым, что хитрый осел с трудом выбрался на берег.

1. Что нагрузили на осла?
2. Где осел споткнулся?
3. Куда упал осел?
4. Что стало легче?
5. Что произошло с солью?
6. Чем нагрузили осла на следующий день?
7. Что осел сделал нарочно?
8. Каким стал хлеб?
9. Куда выбрался осел?
10. Как осел выбрался на берег?

В девятнадцатом веке в небольшом городке произошел забавный случай. Однажды в аптеку вошел человек, втаскивая за собой тяжелую деревянную дверь. Аптекарь подумал, что тот вошел по ошибке, и закричал ему: «Ты куда, приятель? Столярная мастерская напротив!». Но посетитель поставил дверь перед аптекарем и ответил: «У меня ночью заболела жена, и я позвал доктора. А когда он хотел выписать рецепт, то не нашел ни пера, ни бумаги. Тогда доктор написал рецепт мелом на двери. Пожалуйста, приготовьте лекарство по этому рецепту!» Аптекарь посмеялся, но лекарство приготовил.

1. Когда произошел этот случай?
2. Где произошел случай?
3. Куда вошел человек?
4. Что человек втащил в аптеку?
5. Что подумал аптекарь?
6. Где находилась столярная мастерская?
7. Перед кем посетитель поставил дверь?
8. Что ночью случилось с женой?
9. Кого позвали к жене?
10. Что хотел выписать доктор?
11. Нашел доктор перо и бумагу?
12. Чем был написан рецепт?
13. На чем был написан рецепт?
14. Аптекарь приготовил лекарство?

На узкой тропинке встретились две козы. С одной стороны стояла высокая гора. С другой стороны была глубокая пропасть.

Остановились козы: что им делать? Тогда первая коза легла и плотно прижалась к земле. Вторая осторожно перешла через неё. Так обе козы благополучно разошлись, и каждая пошла своей дорогой.

1. Сколько коз встретилось на узкой тропинке?
2. Что было с одной стороны тропинки?
3. Что было с другой стороны тропинки?
4. Что сделала первая коза?
5. Что сделала вторая коза?
6. Как разошлись козы?

IV. Ответы на вопросы по тексту, воспринятому на слух.

Послушайте текст и ответьте на вопросы.

На столе стояла чашка. В чашке было молоко. Прибежала мышка. Она хотела попить молоко. Мышка не могла достать молоко, потому что чашка была высокая. Тогда мышь опрокинула чашку. Молоко вылилось, и мышка смогла попить.

1. Что стояло на столе?
2. Что было в чашке?
3. Кто прибежал?
4. Что хотела сделать мышь?
5. Мышка могла достать молоко?
6. Почему мышь не могла достать молоко?
7. Что сделала мышка?
8. Что случилось с молоком?
9. Смогла мышка попить?

Читайте также:  Как избавиться от заикания

В сарае жил ягненок. Передняя лапка у него была ранена. Он не мог подняться на ноги. Саша заметил это. Он промыл ранку водой, намазал йодом и забинтовал. Саша напоил ягненка молоком. Рана зажила быстро.

1. Где жил ягненок?
2. Какая лапка была ранена у ягненка?
3. Кто это заметил?
4. Чем Саша промыл ранку?
5. Чем Саша намазал ранку?
6. Чем Саша напоил ягненка?
7. Как зажила ранка?

Петя пошел на рыбалку. С ним пошел кот Васька. Петя закинул удочку. Кот сидел рядом и внимательно следил за мальчиком. Петя поймал рыбу и положил ее на траву. Мальчик еще раз закинул удочку в реку. А Васька в это время довольно ел рыбу. Остались от рыбы одни косточки.

1. Кто пошел на рыбалку?
2. Как звали кота?
3. Что закинул Петя?
4. Где сидел кот?
5. Куда Петя положил рыбу?
6. Кто съел рыбу?
7. Что осталось от рыбы?

V. Улавливание искажений в прочитанных деформированных сложноподчиненных предложениях.

Инструкция: Прочитайте предложения и исправьте ошибки.

1. Собака не кусалась, чтобы на нее надели намордник.
2. У меня не было денег, потому что я не смогла купить билеты в театр.
3. Если мы поедем в лес, то не будет дождя.
4. На дороге была пробка, потому что я опоздал на работу.
5. Скоро наступит Новый Год, потому что я купил подарки.
6. Чтобы купить муку, нужно испечь пироги.
7. У меня много работы, потому что я приду сегодня поздно.

VI. Улавливание и исправление ошибок в описаниях предметов (предъявление на слух).

Инструкция: Послушайте толкование слов и исправьте ошибки.

1. Щенок – детеныш кошки.
2. Поганка – съедобный гриб.
3. Юг – одна из трех сторон света.
4. Лес – пространство, заросшее травой.
5. Бас – высокий женский голос.
6. Наволочка – чехол для одеяла.
7. Лицо – задняя часть головы человека.
8. Изнанка – наружная сторона одежды.

VII. Осмысление логико-грамматических оборотов речи.

Инструкция: Прочитайте и ответьте на вопросы

1. У крысы зубы больше, чем у мыши, но меньше, чем у зайца.

У кого самые большие зубы? У кого самые маленькие зубы?

2. Дорога шире, чем тропа, но уже, чем шоссе.

Что самое широкое? Что самое узкое?

3. Петя уехал раньше Оли, но позже Кати.

Кто уехал раньше всех? Кто уехал позже всех?

4. Яблоко кислее ананаса, но слаще лимона.

Какой фрукт самый сладкий? Какой фрукт самый кислый?

5. Каспийское море глубже, чем Аральское, но мельче, чем Черное.

Какое море самое глубокое? Какое море самое мелкое?

VIII. Выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.

Оборудование: газета, целлофановый пакет, ложка, очки, чашка, книга.

Инструкция: Послушайте и сделайте то, о чем я вас прошу.

1. Заверните пакет в газету. Положите газету в пакет.
2. Положите очки справа от газеты. Положите газету справа от очков.
3. Закройте книгу, откройте шкаф, поставьте книгу на полку.
4. Возьмите ложку, положите ее в чашку, поставьте чашку на газету.

IX. Угадывание названий предметов по описанию их внешних и функциональных признаков, воспринятому на слух.

Инструкция: Послушайте описание предметов и угадайте, о чем я говорю.

1. Основной документ, удостоверяющий личность (паспорт) .
2. Башня с сигналом для ориентира судов (маяк).
3. Обувь с высоким голенищем (сапоги).
4. Густое желтое вещество в птичьем яйце (желток).
5. Небольшие тонкие дощечки для настила полов (паркет).

1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005.
2. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – Москва – Воронеж, 2004.
3. Цветкова Л.С., Ахметова Э.А. О нарушении понимания речи при моторной афазии.// Проблемы афазии и восстановительного обучения/ Под ред.Л.С.Цветковой. – М., 1979.
4. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., 2000.

1. Дас Гупта Мария Алексеевна,
Центр патологии речи и нейрореабилитации,
г. Москва
2. Шипаева Анна Владимировна,
Центр патологии речи и нейрореабилитации,
г. Москва

Методичка для логопедов. Часть 2. Формы афазии и методика восстановления речи

Составитель:
член ассоциации нейрореабилитологов России
логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации
Республиканской Клинической Больницы
имени Г.Г. Куватова г Уфы
Фаткуллина Л.К.

Методические основы диагностики и коррекции речевых нарушений в работе логопеда со взрослыми

Часть 2. Формы афазии и методика восстановления речи

Восстановление речи при различных видах афазий (эфферентная моторная афазия, афферентная, динамическая афазия, сенсорная).
Принципы построения программы восстановления.

Наиболее частыми последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства являются нарушения речевой функции. Знание принципов построения программы реабилитационной помощи позволяет проводить комплексное восстановительное лечение в остром и в раннем периоде. Как правило, логопедическая реабилитация сочетается с направленным фармакологическим воздействием. Эти мероприятия способствуют восстановлению речевого общения, социально-бытовой компетентности и помогают пациенту избежать последствий социальной депривации.

Логопед — афазиолог должен знать:

  • основные методологические проблемы клинической афазиологии;
  • клинику нарушений речи при основных видах афазии;
  • особенности проведения нейропсихологическое обследование у пациентов, перенесших инсульт и черепно-мозговую травму или нейрохирургическое вмешательство;
  • основы мультидисциплинарной нейрореабилитации;
  • показания, противопоказания для различных видов логопедической коррекции восстановительного обучения;
  • основы организации мультидисциплинарной реабилитации больных в современных условиях.

Логопед — афазиолог должен уметь:

  • заполнить заключение обследования, записать план по восстановительному обучению;
  • определить путь введения, оценить эффективность и безопасность проводимого восстановления;
  • наметить объем дополнительных обследований в соответствии с прогнозом развития болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
  • собрать анамнез заболевания, приведшего к нарушению речи;
  • провести полное и сокращенное нейропсихологическое обследование в зависимости от возможностей пациента;
  • иметь представление о нейровизуализационных методах обследования с целью уточнения диагноза основного заболевания;
  • ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии, обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга;
  • применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач;
  • определить алгоритм речевой реабилитации пациента неврологического профиля.

Логопед — афазиолог должен владеть:

  • основными подходами к анализу методологических проблем восстановления речи в современной афазиологии, приемами выбора и адаптации методов и методик исследования и восстановления;
  • навыками планирования восстановительного обучения;
  • правильным ведением протокола обследования;
  • методами нейропсихологического обследования;
  • интерпретацией результатов обследования;
  • алгоритмом постановки логопедического заключения;
  • понятийным аппаратом, приемами и методами восстановительного обучения;
  • определения первичных и вторичных нарушений для решения задач профилактики и коррекции;
  • современными процедурами и технологиями консультирования по вопросам восстановительного обучения;
  • методами исследования, диагностики, профилактики и коррекции различных форм нарушений речи;
  • современной отечественной классификацией афазий;
  • методами коррекции различных форм нарушений ВПФ, используя стратегии поведенческих тренингов, использование БОС.

Восстановление речи при различных видах афазий (эфферентная моторная афазия, афферентная, динамическая афазия, сенсорная)

Восстановление речи в большинстве случаев не происходит спонтанно. Лечение больных с афазией не ограничивается обычной восстановительной терапией (лекарственные препараты, массаж, лечебная физкультура и пр.), они, как правило, нуждаются в длительной комплексной реабилитации.

Основной задачей речевой реабилитации является не только восстановление речи, но и социальная реадаптация. Раннее начало реабилитации способствует более полному восстановлению речевой функции и влияет на его темп.

Максимальная эффективность достигается при начале речевой реабилитации в первые 3 месяца, при проведении реабилитационных мероприятий не менее 3 часов каждую неделю в течение 5 месяцев и более. В ряде случаев постепенное улучшение речи продолжается и в сроки более 6 месяцев (вплоть до 2-5 лет).

Выбор конкретной технологии речевой реабилитации зависит от периода и этапа восстановления речевой функции. Задачи этапа реабилитации, определяемые индивидуальным планом (программой реабилитации), соответствуют характеру и степени нарушения речи.

В остром и раннем периоде восстановительная работа ведется при относительно пассивном участии больного в процессе восстановления речи. На более поздних этапах восстановления от пациента требуется активное участие в реабилитации.

В остром периоде занятия логопеда — афазиолога заключаются в установлении контакта с больным, в нейропсихологическом обследовании, направленном на выявление его речевых, интеллектуальных возможностей, остаточных возможностей высших психических функций, изучении эмоционально-волевой сферы. В этот период занятия логопеда – афазиолога должны носить преимущественно психотерапевтический характер. Первое время занятия рекомендуется проводить шепотом.

К концу 3-й недели после инсульта в большинстве случаев вырисовывается основная форма афазии и начинается ранний восстановительный период (до 6 мес), когда ведется работа с конкретной формой афазии.

К методикам раннего этапа восстановления относятся:

— стимулирование понимания речи на слух (при разных формах афазии);

— растормаживание экспрессивной стороны речи при моторной афферентной и эфферентной афазии (автоматизированные речевые ряды, пословицы, песни, фразы с жестким контекстом, речевые задания побудительного характера, образцы речевых оборотов, необходимых для элементарного общения, чтение коротких фраз и стихов);

— методики предупреждения аграмматизма (телеграфный стиль) — стимулирование употребления в ответах глагольной лексики;

— методики стимулирования глобального чтения и письма

На поздних, резидуальных этапах восстановительного обучения более активно используется механизм компенсации; речевая функция не восстанавливается в прежнем виде, а меняет свое строение.

Практика показывает, что одна и та же форма афазии проявляется у разных людей по-разному в зависимости от их преморбидного образовательного и культурного уровня, знания языков, особенностей личности. Нередко у разных больных отмечаются на первый взгляд совершенно одинаковые речевые симптомы. Но, как показывает опыт, механизмы этих симптомов отличаются друг от друга. В подобных случаях, несмотря на схожесть речевых расстройств, должны применяться различные методы логопедической коррекции восстановительного обучения. Частные и индивидуальные задачи позднего и резидуального периода составляются для каждого больного исходя из степени тяжести и формы их речевого расстройства.

При сенсорной акустико-гностической афазии проводится работа по восстановлению фонематического слуха (дифференциация слов, контрастных по продолжительности слоговой структуры, ритму и звуковому рисунку, дифференциация на слух оппозиционных и близких по звучанию фонем), восстановлению лексического состава речи и преодолению экспрессивного аграмматизма, восстановлению чтения, письма.

При акустико-мнестической афазии работа логопеда направлена на восстановление слухоречевой памяти, письменного высказывания.

При семантической афазии ведется работа по преодолению импрессивного аграмматизма.

При моторной афферентной афазии усилия направлены на преодоление нарушений кинестетического гнозиса и праксиса, восстановление артикуляционной кинестетической основы речепроизводства, преодоление аграфий, восстановление высказывания.

При моторной эфферентной афазии коррекционная работа строится на привнесении извне программы и схемы речевого высказывания, начиная от программирования и планирования слоговой структуры слова и заканчивая восстановлением планирования фразы и текста.

При динамической афазии основной задачей коррекционной работы является преодоление инертности в речевом высказывании (преодоление дефектов внутреннего речевого программирования, восстановление грамматического структурирования: задания на восстановление порядка слов в деформированных предложениях, создание внешних программ высказывания, серии последовательных картинок, ведение диалогов по ключевым словам, пересказ текстов по вопросам и ключевым словам).

Логопедическая работа начинается по назначению врача, согласно федеральным стандартам ведения неврологических больных. С первых дней нарушения речи больные нуждаются в психологическом сопровождении. Психическая травма, связанная с заболеванием, носит как острый, так и хронический характер. С одной стороны, больной внезапно теряет речь вследствие тех или иных нарушений деятельности мозга. С другой стороны, последующая ситуация начинает постепенно декомпенсировать психику. В особенности, это касается лиц 40-60 лет, которые занимали определенный социальный статус и были активны в трудовой деятельности.

Особенно важным является взаимодействие врача, логопеда и психолога на протяжении всей работы с больным афазией. Необходимо учитывать то, что психоорганический тип изменения психических процессов характеризуется дефицитарностью психических функций различной степени, связанной с нарушением памяти, внимания, мышления, эмоционального состояния.

При общении с больным с афазией логопед должен способствовать реалистической оценке больным окружающей действительности, собственной работоспособности, сохранности профессиональных навыков, возможности вербального общения. К концу реабилитационного периода, когда создается точное представление о возможностях последующей социальной реабилитации больного, необходимо правильно ориентировать больного на новые виды деятельности.

Основные усилия логопеда должны направляться на сохранность личности, мотивов активной социореабилитации. Так, невозможность работы по специальности, где необходим вербальный контакт, некоторые больные обучаются различным трудовым навыкам, которым не мешают дефекты двигательной и речевой сфер.

На всех этапах речевой реабилитации важнейшее значение имеет эмоциональный фактор. Больные постоянно нуждаются в ободряющих беседах, в формировании положительной мотивации к занятиям, в правильном отношении к себе. Восстановление речи требует времени больше, чем улучшение общего состояния пациента. В течение первых двух лет после инсульта или черепно-мозговой травмы желательно, чтобы больной регулярно занимался как в стационаре (1—2 мес), так и в поликлинике. Через каждые 2—3 месяца занятий делается небольшой перерыв (1—2 мес). Общая продолжительность логопедических занятий составляет 2—3 года.

Читайте также:  Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с ОНР

Логопедическая работа при афазии – длительный и трудоемкий процесс, требующий сотрудничества врача, логопеда — афазиолога, пациента и его ближайшего окружения, причем восстановление речи должно проходить не эмпирически, а квалифицированно, на серьезном профессиональном уровне. Поэтому важен отбор больных для проведения интенсивного восстановительного лечения и обучения. Следует принимать во внимание прогностическое значение отдельных факторов, влияющих на эффективность восстановления (возраст, преморбидный уровень, мотивация, наличие признаков левшества, соматические заболевания и их динамика).

Пособие по восстановлению речи у больных с афазией (Э.С. Бейн)

В первые часы, дни, а иногда и недели после нарушения мозгового кровообращения или после травмы афазии чаще всего проявляются в форме тотального расстройства речи: больной не говорит и не понимает чужой речи. Иногда же сразу проявляется более резкое нарушение одной какой-либо стороны речевой функции (сенсорной, моторной и др.).

Начальная стадия тотального речевого расстройства чаще всего сменяется какой-либо относительно чистой формой речевого расстройства, что связано с уменьшением тормозного влияния очага. Речевой анамнез (динамика речевых нарушений) помогает точнее и глубже определить сущность речевого расстройства и правильнее наметить программу восстановительного обучения.

Для наилучшего восстановления у больных с афазией утерянных речевых функций необходима специально организованная терапия. Восстановительная терапия речевых расстройств использует в основном логопедические и педагогические методические приемы. При этом при выборе или разработке методик необходимо учитывать, что при афазиях приходится иметь дело с тем или другим видом распада уже сложившейся речевой функции. Именно это обусловливает специфику афазических расстройств у взрослых, особенности и многообразие компенсаторных механизмов. Восстановительное обучение в значительной степени имеет «пусковое» значение. Так, восстановление речи, будучи «запущено» извне, в дальнейшем протекает в наиболее быстром темпе и по наиболее целесообразным путям.

Данное пособие содержит материал для работы многообразными методами с больными, страдающими различными формами афазий, во всех стадиях восстановления речи.

Словесный материал расположен в систематическом порядке по звуковому принципу. При этом систематическое изложение звуков, слогов, слов и предложений в определенной последовательности сочетается с широким применением слов, имеющих различный звуковой состав. Это дает возможность логопеду более полно использовать чтение с точки зрения стимуляции и компенсации.

Поскольку главной задачей в работе над восстановлением речи при афазиях является развитие разговорной речи, в пособии подобран как можно более разнообразный словесный материал. С этой целью приводятся не только слова предметного характера, но по возможности также глаголы и т.д. Использование простых и более развернутых предложений также является необходимым с самого начала работы над теми или иными звуками.

При работе над звуками систематически включаются упражнения, способствующие развитию у больных различных сторон речи: заполнение пропусков, составление предложений, диктанты, упражнения на дифференциацию звуков (близких по месту образования или звучанию), упражнения в подвижных словах и предложениях.

Пособие поделено на несколько разделов:

– Первый раздел предназначается для работы с больными, у которых полностью отсутствует речь и нарушено понимание речи.

– Звуко-буквенный, словесный, фразеологический материал для восстановления речевых функций у больных составляет особый, второй, раздел пособия.

– В третьем разделе подобраны тексты для чтения по трем степеням трудности. К текстам первой степени трудности относятся короткие рассказы с простым содержанием. После рассказов поставлены прямые вопросы, которые охватывают содержание прочитанного или прослушанного рассказа. В материал второй степени трудности включены рассказы, более сложные по содержанию и большие по объему. Вопросы, поставленные после рассказов, соответственно усложнены. Они носят косвенный, наводящий характер Материал третьей степени трудности содержит повествования, басни, шуточные рассказы с переносным значением. К рассказам приведены вопросы более отвлеченного характера.

– В четвертый раздел включены разнообразные упражнения, которые могут помочь логопеду в работе над восстановлением строя фразы, значений слов и развитием смысловой стороны речи в целом.

– И, наконец, в пятом разделе даны основные направления, в которых проводится восстановление утраченных счетных функций.

БЕЙН Э.С., ГЕРЦЕНШТЕЙН Э.Н., РУДЕНКО З.Я., ТАПТАПОВА С.Л., ЧЕРНОВА А.Д. ПОСОБИЕ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ РЕЧИ У БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ. – М.: МЕДГИЗ, 1962. – 335С.

Программа восстановления речи при афферентной моторной афазии

Ольга Трифонова
Программа восстановления речи при афферентной моторной афазии

Афазия – это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением коры головного мозга, приводящая к дезинтеграции всей психической сферы человека.

Причиной афазии у взрослых является мозговой инсульт (40-50% среди патологий). Детские афазии встречаются редко, чаще наблюдаются у мальчиков (менее 1%). В большинстве случаев подобные состояния диагностируются на фоне открытых черепно-мозговых травм и патологии сосудов, кровоснабжающих головной мозг – внутренней сонной или средней мозговой артерии. Также в роли этиологических факторов выступают опухоли, аневризмы, гематомы, абсцессы головного мозга, энцефалит, эпилепсия.

Чтобы разработать программу восстановления речи при афазии, нужно правильно классифицировать речевое расстройство.

Различают 6 видов афазий.

При поражении височных отделов КГМ (зоны Вернике) возникают акустико-гностическая и акустико-мнестическая формы распада речи. Больной перестает понимать обращенную к нему речь, при этом в результате нарушения слухового контроля у него развивается обильная непродуктивная речь, процесс речевого общения в целом становится недоступным.

Поражение теменных отделов КГМ приводит к апраксии органов артикуляции, т. е. трудности в нахождении правильного положения этих органов с целью произнесения речевого звука и мысленного проговаривания слова. Нарушается слоговая и звуко-буквенная структура слова (афферентная моторная афазия); понимание логико-грамматических оборотов, переносного смысла слова и семантики речи в целом, акалькулией, нарушением схемы тела (семантическая афазия).

Нарушение кровообращения в лобных долях КГМ (зона Брока) приводят к трудности переключения от одного артикуляционного акта к другому; нарушается кинетическая моторная программа. В большинстве случаев больным доступно воспроизведение автоматизированных рядов и устойчивых речевых конструкций, в которых предыдущее звено ассоциативно предопределяет последующее (эфферентно-моторная афазия). Затруднено построение фразы, нарушено грамматическое структурирование речи, выражение собственных мыслей (динамическая афазия).

Лечение афазии после инсульта включает в себя медикаментозную терапию для защиты уцелевших клеток от некроза, массаж воротниковой зоны, физиотерапию и занятия с логопедом. Продолжительность реабилитации зависит от степени поражения головного мозга. Для полного выздоровления может понадобиться как несколько месяцев, так и несколько лет.

Занятия с логопедом необходимо начать как можно раньше, не позднее двух недель с возникновения первых симптомов.

Длительность занятий по восстановлению речи должна быть около 7-15 минут, так как состояние больного требует отдыха. Постепенно продолжительность можно увеличивать.

Восстановление речи после инсульта – дело сложное и длительное, его успех в значительной мере зависит от усилий больного и его психологического настроя. Логопеду необходимо быть хорошим психологом. Люди, пережившие инсульт, часто ощущают себя безнадежными. Они очень чувствительны к неосторожно брошенным словам и тяжело переживают неудачи. Встреча с недружелюбным специалистом, который не способен создать оптимистический настрой, может стать роковой для человека с нарушенной речью. Он замкнется в себе и утратит веру в выздоровление. Помощь родственников, если она оказывается неправильно, тоже может затормозить процесс выздоровления.

При диагнозе: афферентная моторная афазия невозможно воспроизведение речи при сохранности понимания смысла обращённой речи. Наблюдается паралич правой (или левой) стороны тела; на лице асимметрия носогубных складок, затруднения в движении челюстей, век, мимических мышц. Письмо и чтение недоступно или носит непостоянный характер. Первичным нарушением при афазии данной формы выступает апраксия органов артикуляции, то есть трудности в нахождении правильного положения этих органов с целью произнесения речевого звука и мысленного проговаривания слова. Нарушается слоговая и звуко-буквенная структура слова.

ПРОГРАММА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ АФФЕРЕНТНОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИИ.

В процессе восстановления главной опорой служит доступность непроизвольной речи за счет непосредственной связи данных областей коры головного мозга с подкорковыми отделами. Именно поэтому восстановление идет от непроизвольного

уровня к произвольному.

1 этап (2 – 4 недели, продолжительность занятий 10-30 минут 3 раза в неделю). Восстановление орального праксиса (сочетается с профессиональным, медицинским массажем всего тела):

– зондовый массаж органов артикуляции;

– мимическая гимнастика (сначала с помощью логопеда, затем самостоятельно);

– пальчиковая гимнастика (сначала с помощью логопеда, затем самостоятельное разминание пальцев здоровой рукой);

– дыхательная гимнастика (формирование речевого дыхания);

– психологические беседы с объяснением механизма возникновения недуга, плана работы над болезнью.

Результат: больной самостоятельно, произвольно открывает – закрывает рот, глаза; произносит гласные звуки А, У, Э, О, И с помощью логопеда в формировании артикуляционных поз; надувает воздушный шар; произносит звуковые и слоговые звукоподражания (кроме слогов с согласными звуками).

2 этап (2 – 4 недели, продолжительность занятий 30 минут 3 раза в неделю). Растормаживание речевых функций на основе старых речевых стереотипов с отхлопыванием речевого ритма (логопед начинает, больной продолжает или заканчивает):

– счёт, называние месяцев, времён года, дней недели ;

– договаривание знакомых фраз, пословиц, поговорок;

– пение знакомых песен;

– декламирование знакомых стихов;

– психологические беседы о необходимости постоянной тренировки не только в процессе реабилитационных занятий, концентрации силы воли.

Результат: больной с помощью и самостоятельно воспроизводит знакомые тексты песен, стихов, «крылатых» выражений, непроизвольно (случайно и не всегда) отвечает на вопросы словом.

3 этап (несколько месяцев или лет, продолжительность занятий 30 – 40 минут 1 – 2 раза в неделю).Работа над произвольностью речевого высказывания:

– произвольное прочтение 1 гласной буквы; сочетания 2 – 3 – 4 гласных букв;

– прочтение и выкладывание карточек с заданными 1 – 2 – 3 буквами;

– произвольное прочтение слов из 2 – 3 – 4 букв;

– произвольное воспроизведение слов (существительных, глаголов) из 1 – 2 – 3 слогов с одинаковой, разными гласными;

– самостоятельный выбор ответа из вопроса типа: хочешь кашу или борщ? (- Кашу);

– формирование слоговой структуры слов 1 (2 – 14) типа;

– анализ гласной в 1 – сложных словах типа: КОТ, ДОМ;

– договаривание слога в словах: бума (га, конфе (та);

– психологические беседы о необходимости продолжения борьбы с болезнью.

Результат: больной произвольно прочитывает гласную, сочетание гласных букв (от 1 до 4-х, с помощью карточек выкладывает заданную последовательность из гласных букв; выбирает слово из вопроса для ответа.Но эти достижения непостоянны: есть трудности в нахождении правильного положения артикуляционных органов с целью произнесения речевого звука или звуков; больной путает буквы, слова часто заканчивает только при подсказке 1-го слога.

Важно продолжать логопедическое коррекционное воздействие, эмоционально положительно влиять на больного, т. к. по причине депрессивного настроя из-за отсутствия быстрой динамики восстановления речи больной может утратить веру в возможность реабилитации и отказаться от занятий.

Музыкальная программа с участием мам для подготовительной группы «При солнышке добро, при матери светло» Музыкальная программа с участием мам для подготовительной группы «При солнышке добро, при матери светло» Ведущая. Добрый день, уважаемые.

«При солнышке светло, при матушке — тепло» (фотоотчет) Хочется порадовать маму на День матери? Конечно, хочется! Перед праздником мы с детьми работаем, не покладая рук… Подготовили поздравительную.

Использование графомоторных игр и упражнений при моторной алалии Тукиш Татьяна Федоровна Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное.

Конспект индивидуального занятия с использованием элементов сказкотерапии с ребенком с моторной алалией Тема: Дифференциации домашних и диких животных по мотивам сказки «Заюшкина избушка». Задачи: Коррекционно-развивающие: – активизировать.

Использование дидактических игр и упражнений при ФЭМП у детей с общим недоразвитием речи В процессе своей трудовой деятельности, я выбрала для себя тему, над которой работаю много лет,постоянно совершенствуя себя и детей. “Использование.

Открытое занятие в форме викторины на тему: «При солнышке тепло, при матушке добро». Подготовительная группа Цель: Обобщить знания детей о значимости мамы в их жизни; закрепить чувство любви и уважения к матери, желание заботиться.

Программа саморазвития «Использование игровых приемов при ФЭМП у дошкольников» Пояснительная записка. Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных.

Программа восстановления после родов «Мама в форме»! «Мама в форме»- это комплекс восстановительной послеродовой гимнастики, в которой участвует мама и ее ребенок! После родов каждой женщине.

Речевая карта используемая при диагностике речи детей средней группы Речевая карта (для детей средней группы) 1. Фамилия, имя, возраст: ___ 2. Возрастная.

Стенгазета к празднику «При солнышке тепло, при мамочке добро» (подготовительная группа) Готовя стенгазету к дню матери, мы с детьми подготовительной группы стали вспоминать и искать через родителей пословицы и поговорки о маме.

Ссылка на основную публикацию