Игровые технологии в коррекции заикания

Игровые приемы в коррекции заикания

Светлана Юрчук
Игровые приемы в коррекции заикания

«Игровые приемы в развитии речи дошкольников»

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5–6 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

1. Снять мышечный тонус – напрячь кулаки, лицо, ноги, руки. Держись. Напрячься. Расслабиться.

2. Упр на сопротивление (под подбородком давить).

3. Ребенок рождается с правильным дыханием. Раньше с детьми много гуляли, теперь атмосфера не та. Первые сопли появились и пару недель ребенок дышит ртом. Отсюда – частые простуды, затем аденоиды. Вываливается язык и появляется неправильный прикус.

Кто -то наблюдается у ЛОРА, кто -то нет. Выдернули аденоиды – дышит опять через рот. Редко ЛОР скажет о дыхательной гимнастики после удаления аденоидов. Нужно учить дышать.

Дети, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.

Есть дыхание неречевое, или дыхание физиологическое, а есть речевое. Неречевое осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно и оно позволяет рационально расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идет пауза, за ней продолжительный выдох – источник образования звуков.

Вдох носом, выдох на ладошку, снач 2р., взрослые 4р.

Петь гласные на выдыхе, прибавляя по одной АОУЫЭ

Мы подуем высоко, мы подуем низко, мы подуем далеко, мы подуем близко.

Упр «Фокус» – сдуть ватку с носа.

4. Автоматизация слогов. Отрабатываем слоги с фитнес резинкой. Растягиваем и говорим са-са-са.

Эспандер – со-со-со, я сжимаю колесо.

са-са-са – есть шипы у колеса.

Оса боса и без пояса. (здороваемся с каждым пальчиком).

5. Стих с мячом. На каждое слово передаем мяч «Наша Таня громко плачет».Затем чистоговорка: Карл у Клары украл кораллы 3р. А Клара у Карла украла кларнет 3р. Мячом ведущий меняет направление. (если кто то ошибается – начинаем сначала).

Руками – кулак, ребро, ладонь, хлопок и проговариваем слоги – ра, ро, ру, ры

7. Любит сушки наша Даша,

Сушки – это вам не каша. Муз. «Идем в детский сад»

Грушу Гриша грыз на крыше (выделяем 1 слово, затем второе и т. д.) Дирижирую.

8. Формирование гласных звуков у малышей (кукольный театр + буквы)

А – Девочка Аленушка ласковое солнышко,

Воспевает А-А-А, вот и все ее слова.

Э – медведь ревет, не нашел сегодня мед.

У – Самолет летит, самолет гудит

У – я лечу в Москву.

О – Зайчик стонет на лужайке

Зубик заболел у зайки

Зайка стонет о-о-о

Пожалейте- ка его.

И – И поет лошадка

Причеши мне шерстку гладко.

Ы – Рева плачет ы, упала шапка с головы.

Ты не плач и не реви, лучше шапку подними.

9. Звуковой анализ.

Измени первый звук: точка, лук, лак, день, педаль, макет,

Измени последний звук: сыр, сон, сук. Мак, стоп

Измени второй звук: дом-дым, сон, сок, пил, мел

10. Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяет уровень развития речи в целом.

Как можно больше игр подбираем на развитие словаря.

«Что в природе происходит?»

Человек легко находи, что в природе происходит

Солнце (что делает) – светит, греет

Птицы (что делают) – прилетают, вьют гнезда, поют

Ветер (что делает) – дует, воет, веет

«Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.

Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.

Плавают – рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.

Ползают – змеи, гусеницы, черви.

Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.

«Что делают эти животные?»

Что животные умеют –

Утка – летает, плавает, ныряет, крякает…

Кошка – мурлычет, мяукает, крадется, умывается…

«Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем, что умеют делать люди

«Кто может совершать эти движения?»

Кто и что летит, бежит, ходит, плавает, лежит?

Идет – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град

Бежит – человек, животное, ручей, время

Летит – птица, самолет, время. Телеграмма. Ракета. Бабочка. Спутник

«утро, вечер, день и ночь»

Навсегда уходят прочь, Провожать их не спеши

Что ты делал,расскажи:

Что ты делал утром? Вечером? Днем? Ночью?

«Кто кем был раньше?»

Цыпленок – яйцом, хлеб – мукой, лошадь – жеребенком, шкаф – доской, корова – теленком, велосипед – железом, дуб – желудем, рубашка – тканью, ботинки – кожей, яблоня – семечкой, дом – кирпичем, лягушка – головастиком, сильный – слабым, бабочка – гусеницей, взрослый – ребенком.

«Что бывает круглым?» (мяч, шар, колесо, солнце)

Длинным, высоким, колючим.

Игра «Волшебная палочка»(один конец уменьшает, другой увеличивает). Взрослый называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим, в зависимости от конца палочки, которой коснулись до ребенка.

Дом – домик – домище, мост – мостик – мостище, дождь – дождик – дождище, кот – котик – котище.

Для развития пространственных представлений и предупреждения аграмматизмов. Дети с недоразвитием речи часто опускают предлоги.

11.Игры на усвоение предлогов:

По группе разлетелись осенние листья (снежинки). Предлагается назвать правильно местоположение листика, забрать его и повесить на дерево. Примерные высказывания «Один желтый (оранжевый) листик улетел (упал) на (под) стол (стул, диван, полку, гнигу)

12. Закреплять представления детей о родовидовых отношениях.

Педагог по очереди бросает мяч детям, при этом произносит одно из родовых понятий.

Рыба – карась, птица – галка, зверь – лиса, цветок – гвоздика, ягода – малина, дерево – клен, одежда – куртка, мебель – кровать, посуда – кастрюля, овощи – капуста.

13. Творческое упражнение на криативность,коммуникацию, воображение «Передай не так как я».Задание: передавать мяч по кругу разным способом, не повторяясь».

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, друзей. Поэтому очень важно, чтобы вы – взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Игровые приемы» Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек,.

Игровые методы и приемы, применяемые в работе воспитателя средней группы Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового.

Игровые методы и приемы, применяемые в работе воспитателя средней группы Методика обследования состоит из 5 заданий Цель всех заданий: выявить состояние фонематического восприятия у детей. В качестве лингвистического.

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру.

Игровые приемы развития речи у дошкольников с применением средств ИКТ ИКТ технологии в современном образовании: ресурсное обеспечение педагогической деятельности. Аблязова Мунсхон Хурбаевна Воспитатель ГБДОУ.

Игровые приемы в коррекционной работе на этапе автоматизации звуков Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных.

Мастер-класс «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей и певческого голоса детей» ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка» Мастер – класс по теме: «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей.

Современные игровые методы и приемы как средство ФЭМП у детей дошкольного возраста Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей.

Видео «Игровые приёмы для коррекции звука речи [Л]» Среди детей с трудностями в развитии речи выделяют группу, которую определяют как дети “группы риска по дисграфии (частичное нарушение письма).

Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Статью подготовила: учитель-логопед первой квалификационной.

Игровые технологии в коррекции заикания

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Коррекция проблемы возможна разными способами, но с детьми дошкольного возраста оптимальный вариант — игровая форма. Предлагаем узнать о различных упражнениях и пополнить вашу дидактическую копилку.

Статья:

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, связанное с патологическим состоянием речевых мышц. Выражается частым повторением звуком или их протягиванием, речевыми прерываниями. Причинами часто являются стрессы, инфекции, задержка психического развития.

Дефект речи приводит к комплексами проблемам при взаимодействии со сверстниками, мешает полноценному общению, вызывает немалый дискомфорт. Коррекция проблемы возможна разными способами, но с детьми дошкольного возраста оптимальный вариант — игровая форма. Предлагаем узнать о различных упражнениях и пополнить вашу дидактическую копилку.

Эффективность игр при заикании

Для ребят до 7 – 8 лет игра — это учеба, труд, развлечение, попросту говоря — основная форма восприятия мира. Играя, ребенок выражает впечатления и эмоции от общения, сюжетов книг, учится выстраивать отношения с людьми.

В случае с заиканием специально подобранные игры и упражнения дают следующие результаты:

  • закрепляются правильные навыки речи и поведения в разных жизненных условиях;
  • новые навыки речи легче переносятся из образовательной среды в жизнь;
  • формируется правильное отношение к себе и к окружающим.

Помимо тренировки речи, занятия помогают расширить кругозор, поднять настроение, развить целеустремленность, организованность, сообразительность.

Игры и упражнения на голос и паузы

Следующий комплекс поможет развить силу и чистоту голоса:

  1. Звуки А и М. Вдыхаем через нос, произносим звуки на выдохе;
  2. Сочетание звука М с гласными. Сначала вдох, потом на одном выдохе: МА, МО, МУ, снова вдох и другое сочетание: МИ, МЭ, МЫ. Повторяем несколько раз;
  3. Н с гласными. Аналогично предыдущему упражнению;
  4. На одном выходе произносим ЖЖЖЖЖЖ — ЗЗЗЗЗЗЗ — НЬНЬНЬНЬНЬ. При этом Ж — грудной звук, З — средний, НЬ — верхний лицевой;
  5. «Верный друг». Пусть ребенок представит, что его собака убежала. Звать нужно три раза: один раз как будто издалека, потом — чуть ближе и в конце — совсем рядом;
  6. «Аромат». Пусть малыш понюхает надушенный платочек, а на выдохе скажет слово «хорошо» — спокойно, медленно, по слогам. Затем усложняем: произносим фразы «очень хорошо», «очень вкусно пахнет». То же самое можно проделать с фруктами, цветами и придумать любые фразы для произнесения на выдохе;
  7. «Колыбельная». Предложите малышу убаюкать пупса, куклу, мягкую игрушку и спеть сначала тихо, а потом громко «А-а-а-а-а»;
  8. «Болит». Представляем, что болит зубик и тянем «О-о-о-о», чередуя громкий и тихий вариант;
  9. «Корова». Подражаем мычанию животного, делая ММММУУУУУ, варьируя силу голоса.

Всегда актуальное и полезное упражнение для развития голосовых связок — чередование звуков. На плавном выдохе после вдоха тянем в любой очередности гласные, например, «аааооууииээ».

На развитие речевого дыхания

Следующие игры и упражнения необходимы для улучшения диафрагмального дыхания, правильного дыхательного темпа и развития речевого аппарата:

  1. «Дышим хорошо». Ребенок ложится и кладет руку себе на верхнюю часть живота. Внимание концентрируется на глубине дыхания. Делаем вдох-выдох и отмечаем, как животик приподнимается и опускается;
  2. «Лопнувшая шина». Разводим перед собой по подобию большой шины. На выдохе медленно произносим ШШШШ, при этом руки скрещиваются: правую нужно положить на левое плечо и наоборот. Грудная клетка легко сжимается на выдохе;
  3. «Шарик». Аналогично предыдущему, но на выдохе нужно произносить ФФФФ;
  4. «Жук». Руки нужно поднять в стороны и слегка отвести назад. На выдохе произносим ЖЖЖЖ, опуская при этом руки;
  5. «Маятник». Садимся по-турецки, руки на затылке. Сначала спокойный вдох, потом пауза 3 секунды, затем наклон вперед и выдох. При возврате в исходное положение — вдох;
  6. «Урожай». Из положения стоя прямо поднять руки вверх, словно доставая яблоки с дерева, сделать вдох и задержать дыхание на 3 секунды. Опустить руки, наклониться вперед и выдохнуть;
  7. «Гармошка». Исходная позиция — стоя прямо, руки на поясе. Вдох, затем пауза 3 секунды. Наклон влево — выдох. Повторить в другую сторону;
  8. «Греем руки». Предлагаем вдохнуть через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.

Для занятий с несколькими детьми подойдет упражнение «Чайник». Каждому нужно дать баночку с узким горлышком. По сигнальной фразе «У Маши кипит чайник» названный ученик дует в отверстие банки так, чтобы получился свист. Для этого выдох должен быть очень интенсивный, нижняя губа при этом касается края горлышка.

Игры-молчанки

Такие занятия хороши тем, что помогают снять чрезмерную возбудимость. У детей с заиканием это помогает убрать привычку ускоренной и неправильной речи, подготовить нервную систему к более сложным упражнениям. Воспитываются терпение и усидчивость.

Наиболее эффективные игры:

  1. «Часы». На видное место ставим песочные часы и объявляем, что язычок устал и ему нужно отдохнуть. Пока песок пересыпается, малыш занимается рисованием, пазлами и другими делами. Детям больше нравится коллективный вариант игры, когда выигрывает тот, кто дольше молчал;
  2. «Добрый волшебник». Представляем, что в городе есть хороший и великодушный великан, но сейчас он спит. Поэтому все люди соблюдают тишину, никто не разговаривает. Зато можно строить домики из кубиков, играть в конструктор, лепить. Также отличная идея — молча нарисовать спящего волшебника. В поощрение можно вручить медаль «почетного стража»;
  3. «Театр». Предлагаем «отправиться» на спектакль, где нужно спокойно сидеть и не разговаривать. Зато можно показывать куклам или мягким игрушкам картинки. У этого упражнения много вариаций, например, библиотека, где тоже нужно соблюдать тишину.

Можно изобретать любые варианты. Главное условия — соблюдение молчания и увлекательное занятие для ребенка, при котором он сможет какое-то время обойтись без вопросов-ответов.

Игры и упражнения на развитие темпа речи

Следующие задания учат малышей распознавать быструю и медленную речь, варьировать собственный темп. С разной скоростью произносим:

  • гласные в любой последовательности: а-у-о-и-ы;
  • слоговые ряды с чередованием мягких и твердых гласных (пример: сэ-сы-су-са, зе-зю-зя-зи»);
  • «скороговорки». Например, «У ежа ежата, у ужа — ужата», «Цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц».
Читайте также:  Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм

Чистоговорки и скороговорки нравятся детям и поднимают настроение. Сначала выбирайте более простые, постепенно усложняя.

На развитие чувства ритма

Логопедическая ритмика подразумевает двигательные упражнения, преследующие разные цели.

Разминка

Включает различные маршировки под музыку со сменой направлений. Помогает настроиться на дальнейшую работу.

Нормализация мышечного тонуса

Подходящие упражнения: свободное качание рук вперед-назад, в стороны, чередование напряжения и расслабления рук.

Ритмизация движений

Используются ходьба, хлопанье и постукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, пропевание слов и слогов. Пример: прохлопываем песенку «Петушок, петушок, золотой гребешок».

Эффективно использовать активные упражнения под музыку с проговариванием речевых заданий. Например, ученики произносят текст и сопровождают его движениями: «Над нами дуб высокий (руки в стороны), над нами сосны, ели (наклоны влево-вправо), головами зашумели (хлопок)».

Расширение диапазона голоса

Следующие игры для детей с заиканием помогают закрепить пройденное и учат варьировать интонацию и тембр голоса, что очень важно для полноценной речи:

  1. Считать от 1 до 10 на различных высотах голоса;
  2. «Теплоход». На звук У произносим звук гудка 3 теплоходов: большого, маленького и среднего в любой последовательности;
  3. Произнести фразу «Я вам приказываю» с разными интонациями: сердито, дружелюбно, равнодушно;
  4. Участвуют 2 человека. Один говорит «Накажу!” с постепенным повышением тембра, а второй говорит «Нет» с понижением.

Подойдут любые упражнения, где нужно подбирать разную интонацию, громкость, скорость речи и ее эмоциональную окраску.

Советы и рекомендации

Помните, что игра должна приносить радость. Ни в коем случае не заставляйте заниматься насильно. Оживляйте упражнения новыми правилами, сочетайте их с чтением, изготовлением поделок, новыми сюжетами.

Создавайте непринужденную обстановку и не сдерживайте двигательную активность. Развитие моторики благоприятно сказывается на улучшении работы речевого аппарата.

Обязательно хвалите ребенка за успехи. Пусть все получится!

Коррекция заикания, особенности и популярные методики

Еще в эпоху древних цивилизаций врачи выделяли некоторые речевые нарушения. Их причиной считали разные проблемы: отверстия в твердом нёбе, отек мозга и другие. Позже исследователи стали связывать заикание с психическими процессами.

  • Классификация заикания
  • Общие моменты коррекции
  • Возрастные особенности
  • Точка зрения на коррекцию разных авторов
  • Основные этапы работы
  • Способы диагностики
  • Методики занятий
  • Меры профилактики

Под данным видом нарушения понимают судороги мышц артикуляционного аппарата. Коррекция заикания занимает 3-4 года, вероятность рецидива сохраняется на всю жизнь.

Классификация заикания

Специалисты используют разные классификации. Популярнее всего та, что основывается на клинических признаках. Понимание ее особенностей позволяет правильно строить работу, подбирать методы воздействия.

Невротическая форма появляется из-за психологических факторов — испуга, стресса. Введение второго иностранного языка, когда родители используют то один, то другой, сбивает ребенка с толку, он нервничает, путается в звуках.

При данной форме не поражены мозговые структуры, нет тяжелого неврологического анамнеза (асфиксии, гипоксии, травм).

  • проблемами со сном;
  • отсутствием аппетита;
  • тревожностью;
  • быстрой сменой настроения.

Ребенок длительно разговаривает чисто, при очередном стрессе — появляется заикание. При постоянном дискомфорте болезнь станет хронической.

Неврозоподобная форма появляется на фоне тяжелых травм во время беременности, родов, первого года жизни. У ребенка имеется поражение головного мозга. Заикание остается на всю жизнь. Первые проблемы появляются в трехлетнем возрасте, постепенно прогрессируя.

Общие моменты коррекции

Каждый автор использует свои методы устранения заикания. Все они строятся на общих принципах:

  • индивидуальный подход;
  • групповая работа;
  • последовательность;
  • систематичность;
  • наглядность;
  • сознательность.

Обязательно проводится работа над интонационной стороной речи. Для этого используют специальные упражнения на развитие дыхания, модуляции голоса, управления средствами выразительности.

Некоторые авторы предлагали введение этапа монотонной речи, которая позволяла подготовить почву для дальнейшего развития. Она облегчала усвоение артикуляционных поз звуков.

Нет единого мнения о воспитании темпа речи у детей и взрослых, так как разные специалисты подходят по-своему к этому вопросу.

Цель коррекции — это выработка нового стереотипа речеобразования. Для этого используют технические средства. БОС (биологическая обратная связь) позволяет вырабатывать новые нервные связи в мозге. Ребенок получает возможность самостоятельно контролировать дыхание, голосообразование и т. д.

Для тренировки плавности выдоха, речи, силы голоса применяют программу «Видимая речь». Графические игры позволяют наглядно видеть результат действий, что делает обучение эффективным.

Возрастные особенности

В каждом возрасте есть особенности протекания нарушения. Заикание бывает у детей, взрослых. В 60% случаев устраняется дефект у дошкольников, улучшения отмечаются у 19%, ремиссия у 8%. Только у 13% изменения небольшие.

В подростковом возрасте улучшение дефекта наступает в 82% случаев, в 15% нарушение устраняется полностью, у 3% нет изменений. У взрослых людей исправления ситуации добиваются в 50,8% случаев, убирается дефект в 14,7%.

Лучшие результаты по устранению дефекта показаны на дошкольном возрасте. Чем раньше начнет оказываться помощь заикающемуся ребенку, тем больше шансов на излечение.

Для детей дошкольного возраста этапность работы следующая: игровые занятия по развитию речи, воспитание, после медицинские мероприятия. Для взрослых вначале психотерапия, медикаменты, потом педагогика.

Точка зрения на коррекцию разных авторов

Каждый возрастной период в жизни ребенка имеет особенности. Правильное использование этого времени делает коррекционную работу эффективной. Волкова Г. А. рекомендовала проводить занятия с дошкольниками в игровой форме. Такая деятельность позволяет создавать:

  • разные ситуации;
  • взаимоотношения с людьми;
  • сюжеты, отражающие реальный мир.

Использование главных и второстепенных ролей воспитывает у заикающихся необходимые для жизни черты личности. Проводится психологическая коррекция.

Чевелева Н. А. предлагала иной подход к проблеме. По ее мнению, воспитание и обучение необходимо проводить в ручной деятельности. С ее помощью развивалась контекстная и ситуативная речь. Логопед не признавала необходимость упражнений для нормализации темпа речи.

Она полагала, что в дошкольный и младший школьный период изготовление поделок способствует нормализации работы нервной системы. Методика была разбита на несколько этапов. На первом речь осуществлялась с опорой на наглядные предметы, после завершающая речь о выполненном действии, дальше процесс осуществлялся без опоры, и в завершение шло закрепление активной речи.

Пеллингер Е. Л. предлагал специальные сюжетные игры для коррекции. С помощью разыгрывания мнимой беседы с воображаемым человеком заикающийся вырабатывает модель правильного поведения. В конце переходят к бытовым ситуациям.

Ястребова А. В. разработала целую систему работы со школьниками. Она была направлена на улучшение переключаемости с одного вида деятельности на другой, развитие навыков общения, непринужденности.

Селиверстов разработал коррекционную программу, которая была реализована в стенах больниц. Она отличалась последовательностью подготовки, строилась исходя из степени дефекта.

Основные этапы работы

В логопедии принято делить работу на этапы, каждый из которых преследует определенные цели. На подготовительном создаются щадящие условия. Родители обязаны сделать режим дня ребенка, строго ему следовать. Подъем и отход ко сну осуществляется в одно и то же время. После учебных занятий дается время для отдыха. Активные виды деятельности на время убираются из жизни.

Рацион заикающихся детей наполняется фруктами, овощами, зеленью. Они являются источниками витаминов. Последний прием пищи за 2 часа до сна. Убираются все стрессовые факторы: фильмы высокого рейтинга, компьютерные игры и т. п.

Ребенка готовят к занятиям, настраивают его на успех, вырабатывают мотивацию. Речь родителей обязана быть образцовой, четкой, правильной.

На тренировочном этапе происходит формирование навыков правильного поведения в разных речевых ситуациях, учат использовать средства выразительности.

Пока не будут реализованы задачи каждого этапа нельзя переходить на следующую ступень.

На закрепительном проводят автоматизацию приобретенных навыков. Отрабатываются виды речевой деятельности.

Последовательность работы определяется разными факторами. Если исходить из структуры речи, то начинают со слога, слова, простой фразы, сложной фразы.

Способы диагностики

Коррекционная работа при заикании начинается с диагностики. В отечественной дефектологии действует принцип комплексности. Ребенка осматривают специалисты определенных профилей:

  • медицинского;
  • психологического;
  • логопедического.

Существуют методики разных авторов, которые помогают преодолеть болезнь. Обследование начинают со сбора анамнеза: течения беременности, родов, наличия проблем у отца, матери.

Выявленные отклонения фиксируется в документах. В беседе с родителями специалист уточняет речевое развитие: появление звуков, слов, фраз. Оценивается окружение, его влияние на малыша.

Уделяется внимание и разбору модели воспитания. Не должно быть избалованности, гиперопеки, заласканности. Не допускается авторитарность, деспотичность, жестокость, физические наказания.

Для диагностики важна информации о первом появлении дефекта, возможных причинах его развития. Ухудшается или улучшается состояние, от чего это зависит. Оценивается есть ли дополнительные движения тела (гиперкинезы).

Невролог назначает обследования — электроэнцефалограмму (ЭЭГ), МРТ головного мозга, эхоэнцефалографию. Это позволяет определить наличие тяжелых патологических процессов.

Психолог оценивает состояние ребенка, его отношение к дефекту, наличие комплексов, логофобий. Отмечается ли наличие тревожности, страха, агрессивности, аутоагрессии. Проверяется уровень развития памяти, мышления, внимания.

Психолог с помощью игр проверяет мотивацию, коммуникацию, эмоциональную и волевую сферы. На основе этих данных строится система помощи.

Логопед оценивает только речевую функцию — фонетику, звуки, грамматику, лексику, слоговую структуру. Внимание уделяется судорогам, их длительности и частоте возникновения.

Необходимо проверить как ребенок общается со сверстниками, воспитателями. Его просят составить рассказ по картинкам, пересказать текст.

Логопед акцентирует внимание на произвольных движениях, лишних звуках, словах, выдохах и вдохах. Все это позволяет составить полную картину болезни.

Беседа с родителями позволяет иметь точное представление о психологических особенностях ребенка. Расспрашивают об особенностях его общения с другими детьми, взрослыми, климате в семье.

Методики занятий

Власова и Рау разработали систему, в основе которой постепенно усложняющиеся упражнения. На первом этапе предполагалось произношение вслух выученных стихов, фраз, декламация. Широко применяется совместная, отраженная речь.

На втором этапе дети устно описывают картинки, опираясь на наводящие вопросы, составляют рассказы по серии изображений. На третьем этапе навыки закрепляются в повседневных делах.

Для школьников используют другие методики коррекции. У них ведущей деятельностью является учебная, вводятся уроки, воздействие оказывают учитель и логопед.

Делается упор на сознательное желание преодолеть дефект и внушается необходимость самостоятельных упражнений.

Используются методики Чевелевой, в ходе которых дети делают поделки, проговаривая все действия. Ястребова выделила три периода обучения. На первом происходит уточнение знаний о языке, на втором активизируется выработка навыков, на третьем они закрепляются.

Группа специалистов (Абелева, Голубева, Евгенова и другие) создали особую методику для взрослых и подростков. Коррекция сопровождается определенными методами психотерапии — гипнозом, техниками расслабления и другими.

Арутюнян разработала авторскую методику коррекции заикания. В ходе нее человек преодолевает свой дефект с помощью пальцев. Он синхронизирует речь с движениями пальцев. Занятия ведутся в небольших группах по 5 человек.

Ведущая рука кладется на бедро, пальцы нажимают на ногу. При произнесении каждого слога, палец перестает давить на поверхность. Движения руки становятся контролером темпа и скорости речи.

Методика включает в себя четыре этапа. На первом заикающийся учится расслабляться, снимать мышечное напряжение. На втором отрабатываются движения пальцев. На третьем тренируется произношение слов и коротких фраз. На четвертом происходит работа с текстом.

Недостатком методики Арутюнян считают отсутствие полноценного психотерапевтического сопровождения. Некоторые специалисты полагают, что посредством тренинга нельзя сильно исправить дефект.

В коррекции заикания нельзя выделить одну методику. Каждый случай требует индивидуального подхода специалиста. Последствия заикания могут сохраняться на протяжении всей жизни.

Меры профилактики

Нельзя наполнять жизнь ребенка чрезмерным количеством развлекательных мероприятий. Они негативно влияют на нервную систему, возбуждая ее. В дошкольном периоде происходит развитие головного мозга, поэтому не нужно нагружать дополнительно ребенка.

При появлении запинок в речи обеспечивают максимальный покой. Разговаривать нужно немного, убрать все стрессовые факторы, снизить количество секций, кружков и т. п. После чего обратиться к неврологу. Длительность режима тишины определяет врач.

Особенности работы с заикающимися детьми в процессе игровой деятельности

Содержимое публикации

Руднева Раиса Павловна

Пискунова Татьяна Георгиевна

МАДОУ ДС №47 2Лесовичок» г. Старый Оскол

Особенности работы с заикающимися детьми в процессе игровой деятельности.

В логопедической практике нашей группы при организации работы с заикающимися дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка – игра.

Свою работу, по развитию игровой активности дошкольников, педагоги организуют по следующие направлениям:

– развитие в процессе игровой деятельности правильного общественного поведения заикающихся детей;

– коррекция речи детей в структуре игровой деятельности.

Основная задача первого направления заключается в вовлечении детей в игровую деятельность, в которой дети незаметно для себя выполняют правила общественного поведения на всех этапах речевых режимов, во всех видах игровой деятельности.

Задачей второго направления является воспитание правильной речи и в целом устранение заикания через систему разнообразных игр.

Обучение правильному речевому поведению в процессе развития игровой деятельности проходит следующие этапы:

I этап – ограничение речи (режим молчания, шепотная речь);

II этап – сопряженная речь;

III этап – вопросно-ответная речь;

IV этап – самостоятельная речь.

Использование поэтапной работы в воспитании речи помогает педагогам определить структуру и организацию коррекционной работы. Методика игровой деятельности применяется на разных этапах различно. В период максимального ограничения речи (режим молчания и шепотной речи) целенаправленно подобранные игры помогают затормозить неправильные речевые проявления и создают условия для воспитания облегченных форм речи – сопряженной и отраженной. Далее осуществляется переход к вопросно-ответной речи, которая также воспитывает постепенно – от полных ответов на вопрос до умения вести диалоги различной сложности. Это создает базу для перехода к самостоятельной речи – подготовленной (пересказ, рассказ) и неподготовленной (речь в творческих играх по замыслу самих детей). Закрепление навыков активного общения осуществляется в играх – представлениях, творческих играх с речевым материалом любой сложности, на занятиях по программному материалу, в свободной игровой и неигровой деятельности детей.

Педагоги используют игровую деятельность в устранении заикания опираясь на такие дидактические принципы, как доступность речевого материала в играх, последовательность игр – от простых с готовыми правилами, к творческим. Реализация этих принципов позволяет последовательно усложнять речевой материал, сюжеты и методику проведения игр.

Для систематизации и упорядочения работы педагогами было разработано перспективное планирование разных видов игр с учетом возрастной группы, которое успешно используется на занятиях, прогулках, в утренние и вечерние часы.

Развитие игровой активности заикающихся детей, исправление недостатков личности, коррекция поведения, воспитание речи и в целом устранение заикания педагоги осуществляют через систему разнообразных игр.

Читайте также:  Пример практической работы по преодолению когнитивных нарушений при сочетанной форме афазии

Развивая игровую активность со средней группы в повседневной жизни, педагоги учат детей:

– самостоятельно предлагать тему игры и принимать ее от сверстников,

– распределять роли и соглашаться на роль, предложенную товарищем,

– участвовать в приготовлении игрового места,

– вносить предложения по сюжету,

– согласовывать свои замыслы с действиями сверстников,

– выполнять правила и требовать их выполнения от участников игры.

На первом этапе коррекционной работы с заикающимися детьми –это режим ограничения речи (режим молчания и шепотная речь), педагоги выполняют следующие задачи:

– воспитание у детей общей и произвольной моторики и мышц лица путем использования расслабляющих упражнений;

– отработка речевого дыхания;

– воспитание слухового и зрительного внимания и памяти;

– развитие выдержки, сосредоточенности, подражательности через обучение играм, правилам игр, элементам творческой игры;

– активизация и пополнение словаря по запланированным темам.

Для достижения успешного проведения режима молчания педагогами была разработана система безречевых сигналов: это дотрагивание рукой до человека, если хочешь его о чем-то попросить, показ на игру, предмет – если хочешь его взять, иммитация действий, которые хочешь выполнить и ряд других.

Использование безречевых игр позволяет детям играть по одному. Это игры на развитие мелкой моторики: конструкторы, строители, мозаики; ряд дидактических игр.

На групповых занятиях педагогами успешно используются игры для коррекции моторики: «Здравствуй пальчик», « Обезьянки», «Сделай также», «Ловкие пальчики; имитация игры на пианино, флейте, свирели. Игры с мячом, лентами, обручами, позволяли тренировать кисти рук, исключали ненужные, сопутствующие движения.

Использование игр на развитие мимических мышц лица, моторики артикуляционного аппарата хорошо способствуют развитию автоматизации речевого процесса.

Во время воспитанияшепотной речи проводится работа по закреплению полученных навыков правильного речевого дыхания и расслабления. Считалки, потешки произносятся шепотом. Проводятся игры на расслабление: «Мы спим», «Мы отдыхаем». После отдыха дети переходят к спокойным играм с разборными игрушками, мозаикой, пазлами, строительным материалом. Продолжается работа по развитию и упорядочению общей и речевой моторики в подвижных играх с правилами и с сюжетом.

На втором и третьем этапе работы, педагоги решают следующую задачу:воспитание сопряженной, отраженной, а далее вопросно-ответной речи в процессе развития игровой деятельности.

На четвертом этапе проводится закрепление навыков активного общения через проведение игр-драматизаций, представлений, творческих игр с речевым материалом любой сложности, на занятиях по программному материалу, в свободной игровой и неигровой деятельности детей.

Поэтапная работа по коррекции речи в игровой деятельности позволила детям по мере усвоения активного поведения и правильной речи все реже пользоваться готовыми речевыми стереотипами, поскольку самостоятельная организация игры стала требовать от них и самостоятельных форм общения.

Развитие игровой деятельности помогает успешно решить основную задачу данного опыта работы – коррекцию заикания у детей.

Список используемой литературы:

Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения: Коррекционная педагогика. Санкт-Петербург, 2006

Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М.: Просвещение, 1983

Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре – М.: Просвещение, 1984.

Губанова Н.Ф. Педагогические возможности игры – драматизации в формировании творческой активности детей пяти-семи лет // Детский сад №4; 2008.

Дошкольная педагогика / Под общ. ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М.: Просвещение, 1983.

Системное устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях

Разделы: Логопедия

Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Внешне оно проявляется вне произвольных обстановках в моменты высказывания, а также вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Таким образом, заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах – и в артикуляторном (в мышцах языка и губ), и в голосовом, и в дыхательном. Это приводит к периодическому “застреванию” на отдельных звуках, а значит, и к нарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то есть нормального ритма речи. Темп речи при заикании также неравномерный: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе.

Большинство современных исследователей сходятся в мнении, что заикание внешнее проявление невротических, эмоциональных речевых нарушений. В некотором смысле заикание можно считать айсбергом, вершина которого – неправильность речи, а подводная часть – различные причины, приведшие к этому.

В большинстве случаев заикание возникает в детском возрасте (от 2 до 5 лет), когда ребенок начинает употреблять целые фразы. Обычно ребенок сам чувствует затруднения в речи и часто жалуется на это. Он боится говорить или говорит шёпотом, в основном ограничивается короткими ответами, а иногда предпочитает молчать. Изменяется и поведение ребенка. Он становится раздражительным, капризным, пугливым, сторонится детей и предпочитает одиночество. Чаще всего заикание возникает у нервно ослабленных детей. Оно может появиться после перенесенного испуга.

Возникновение заикания связывают со слабостью нервной системы, обусловленной инфекционными заболеваниями, неблагоприятной беременностью и дефектами воспитания.

Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-логопедического вмешательства и родительской помощи, как правило, не проходит.

В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, включающий два взаимосвязанных метода:

– лечебно-оздоровительный (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, режим дня и питания);
– коррекционно-воспитательный (воздействие логопедов, воспитателей и родителей).

Комплексная медико-педагогическая проблема восстановления коммуникативной функции речи при заикании привлекает ученых и практиков на протяжении вот уже многих веков. Исследователи и практики не могут прийти к единому выводу по поводу того, является ли заикание болезнью или только недостатком речи, нужно его “лечить” или “устранять”.

Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания. Опыт работы показал, что при заикании в первую очередь необходимо “лечить душу” больного, помочь ему избавиться от комплекса “неполноценности”, заставить его вновь поверить в свои силы.

Многие труды о заикании написаны бывшими заикающимися, тоже полностью преодолевшими этот недуг и посчитавшими своим долгом поделиться опытом обретения здоровой речи с “друзьями по несчастью”.

Столкнувшись в практике с детьми страдающими заиканием, мной были изучены многие методики и системы работы с ними.

Свой выбор я остановила на трех методиках.

1. Система Соловьевой Е.А. “Путь к преодолению заикания”, она предлагает работу по преодолению заикания у взрослых. Книга отличается неординарным комплексным подходом к проблеме логоневрозов и сочетает в себе медицинское и психолого-педагогическое воздействие. В издании представлены 10 детально разработанных занятий, включающих в себя материал по психотерапевтическому внушению, артикуляторную и дыхательную гимнастику, точечный массаж и способы фитолечения в виде наборов целебных трав для питья.

Занятия по данной системе проводились в группах по 10 человек в возрасте от 14-ти лет и старше.

Весь курс занятий состоит из 3 этапов, по 10 занятий на каждом этапе. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Перерыв между каждым этапом 1 месяц. Это позволяет проследить эффективность лечения и дает возможность избежать рецидивов заикания на 1-м и 2-м этапах. Рецидивы заикания устраняются в основном самими больными, использующими упражнения данной методики.

Дома участники группы продолжают отрабатывать данные на занятии задания и на следующем занятии отчитываются о своих успехах и неудачах, поддерживают друг друга, ищут причины успеха и неудач. Эта совместная работа очень сплачивает коллектив, создает положительный настрой. Каждым участником обязательно ведется дневник.

Книга представляет собой обобщение многолетнего опыта работы по восстановлению коммуникативной функции речи у заикающихся.

Перед началом занятий пациенты заполняют анкету, которая поможет определить общее состояние речи при поступлении в группу.

2. Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П. “Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях”

В методике этих выдающихся ученых и дефектологов собраны и систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей различные игры и игровые приемы. Целенаправленные игровые ситуации формируют у детей навыки самостоятельной речи, помогают им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях. Курс занятий с заикающимися рассчитан лишь на 2–3 месяца, а устранение у этих детей отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях.

Авторы данной методики предлагают методические указания, поэтапные схемы на весь период работы (курс рассчитан на 36 занятий), также дают план логопедических занятий каждого этапа, приводят специальные упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения (релаксация).

Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи у ребенка возникает повышенная мышечная напряженность, как в органах артикуляции так и во всем теле. Чтобы помочь себе он сжимает кулачки или с силой зажимает рот ладошкой, так как он не знает, что нужно ему делать в данной ситуации. Для этого учеными И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской были разработаны специально для дошкольников системы расслабляющих упражнений, которые помогают снять у ребенка чрезмерное напряжение. Все упражнения проводятся в игровой форме, в сопровождении рифмованных фраз, которые доступны и интересны детям. Эти расслабляющие упражнения условно названы “Волшебным сном”. Так же для заикающихся детей используются игровые приемы для организации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формирования нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объем их высказываний. Обычно это трудно осуществить, а игра поможет включить ребенка в режим относительного молчания. Условно эти игры называются “Молчанки”.

Для нормализации речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говори четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию.

Для начального периода работы по устранению заикания, игры и игровые приемы помогают обучить ребенка правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями. Такие игры носят название “В Стране коротких ответов”.

Для тренировки навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказывания. Такие игры помогают ребенку четко оформить мысль не только короткими, но и простыми распространенными предложениями. Игровое название таких игр – “В Стране полных ответов”.

Такие игрушки как куклы с ручным управлением, или бибабо помогают логопедам от первого до заключительного занятия. Ожившие куклы помогают быстрее осуществить цели логопедической работы и увлечь детей. При управлении куклой у ребенка исчезает двигательное беспокойство, все движения его становятся целенаправленными. Все это успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи.

Иры “Инсценировки” и “Сюжетно ролевые” посвящены играм – драматизациям, в которых используется способность детей к творчеству перевоплощению для закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения. В инсценировках дети – “артисты” – учатся не принужденно говорить и действовать, исполняя выученные роли. В сюжетно ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций (например, “В магазине”, “В парикмахерской”, “День рождения” и т. д.) у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Становясь “взрослым” во время игры, они обретают уверенность речевого общения.

В устранении заикания у дошкольников играет важную роль – “Заключительные занятия” – организация и проведение праздников. Задача логопеда не только исправить речь заикающегося, но и подготовить его психологически к общению в любых условиях. Своеобразным экзаменом для ребят являются выступления на детских праздниках, где присутствуют гости: другие дети, родители, обслуживающий персонал и т. д.

И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская в своей методике предлагают формы работы с родителями заикающихся детей, где рассказывают родителям как важно, чтобы и дома соблюдалось правильное общение с заикающимся ребенком.

3. Методика Л.Н.Смирнова “Логопедия при заикании” представляет систему игровых упражнений, речевой материал, которые тесно связаны с какими-либо движениями: манипуляциями с картинками, мячом, карандашом, предметами, игрушками и т.д. Эти движения – своеобразные синхронизаторы речи, которые облегчают речевой процесс и обеспечивают благоприятную речевую динамику. В процессе многочисленных игровых упражнений ребенок перестает заикаться, у него вырабатывается рефлекс плавной речи. Он убеждается, что может говорить без заикания. У ребенка постепенно снижается фиксированность на акте речи, в головном мозге устанавливаются дополнительные связи и восстанавливается здоровая динамика речи.

Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30 недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер:

  • обеспечивает коррекцию речи и личности;
  • развивает чувство темпа и ритма;
  • активизирует внимание и память;
  • растормаживает мышечный тонус;
  • развивает речедвигательную координацию;
  • развивает мелкую моторику;
  • формирует навык грамотной связной речи.

Этой методикой рекомендуется заниматься с детьми ежедневно в утреннее время в течение 15–30 минут (можно заниматься два раза в день). Занятия должны проходить в спокойной доброжелательной обстановке.

На первых занятиях желательно использовать облегченные формы речи: сопряженную (взрослый проговаривает фразы вместе с ребенком) и отраженную (ребенок повторяет текст вслед за взрослым). Затем по мере улучшения речевого акта детей логопед вводит вопросно-ответную форму речи. Во втором полугодии дошкольники уже самостоятельно пересказывают услышанное, описывают увиденное или картинку, беседуют со взрослыми и другими детьми.

Данное пособие предназначено логопедам дошкольных учреждений для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с заикающимися детьми 5–7 лет. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями для проведения занятий по заданию логопеда.

Занятия очень интересны и система их проведения последовательно охватывает все стороны восстановления правильной речи.

Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30 недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер.

Первые две методики по их системе работы очень схожи, единственная разница их в том, что разный возраст заикающихся, а третья методика хороша тем, что в ней представлены многочисленные игровые упражнения. Эти методики очень заинтересовали меня и послужили основой в использовании их систем в работе с детьми страдающими заиканием на коррекционных занятиях.

Учитывая проблему заикания, возраст детей, программное содержание по коррекции речи детей была разработана система на основе выше перечисленных методик, весь курс которых состоит из 3 этапов и между каждым этапом перерыв 1 месяц, чтобы проследить эффективность лечения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, а устранение отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях. Разработанная поэтапная система коррекции заикания оказалась результативна. На каждом этапе все занятия с детьми дошкольниками проводились в игровой форме, что позволяло наиболее эффективно осуществить коррекцию речи заикающихся детей, без принуждения, в благоприятной обстановке, без утомления, с положительными эмоциями.

Читайте также:  Теоретические подходы к осмыслению проблемы обучения детей с ОНР

Игра – основной вид деятельности ребенка. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Организуя занятие (или отдельные его части), логопед в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности общается с ним “на равных”, завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.

Многие заикающиеся дети без запинок разговаривают с игрушками, книжками, животными и т. д. Этим необходимо воспользоваться и всеми средствами поддерживать спокойную речь ребенка, строя логопедическую работу не в форме занятий, а в форме интересной игры с опорой на картинки, игрушки, предметы, рифмовки, движения. В процессе игры у ребенка вырабатываются качества и навыки, необходимые для преодоления заикания. Игра, основанная на положительных эмоциях, помогает ребенку выработать алгоритм бессудорожной речи.

Перед началом занятий проводится беседа с родителями, в ходе которой устанавливаются причины возникновения заикания у детей, затем родителей знакомят с правилами и условиями при которых можно преодолеть недуг и исправить речь заикающих. Родителям рассказывается, что такое заикание и от чего оно происходит, а также им рассказывается об общем оздоровлении нервной системы детей с заиканием, объясняются условия при которых поможет данная система, и рассказывается каждая ступень работы с детьми по предложенной системе и плану, почему и для чего надо пройти эти ступеньки.

В приложение (таблица 1) приведены методические указания по предложенной по этапной системе и план занятий.

В приложении предлагаю вашему вниманию конспект одного из занятий “Системного устранения заикания у дошкольников в игровых ситуациях”.

Коррекция заикания посредством логопедических игр

Большинство людей считают, что логопедическая терапия направлена исключительно на развитие правильной артикуляции и коррекцию речевых проблем, таких как игры для коррекции заикания и шепелявости, и хотя логопедическая терапия, безусловно, помогает в решении таких речевых проблем, как эти, работа логопедов и патологов речи и языка идет гораздо глубже.

В дополнение к улучшению речи, логопедия также может помочь человеку понять и выразить себя через язык, который, в свою очередь, может помочь с такими вещами, как понимание прочитанного, письмо и правописание. Логопеды также могут помочь развить коммуникацию у людей, которые являются невербальными, и помочь лечить людей с нарушениями речи разного типа.

Давно проверено логопедами, что игровые методики положительно влияют на коррекцию логоневроза (заикания) у детей и подростков.

Игра позволяет им раскрепоститься и чувствовать себя более уверенно, а усваивать новые навыки ребенку гораздо легче и интереснее во время веселья и развлечений.

  1. Игры для коррекции заикания
  2. Игра для коррекции заикания – Молчанка
  3. Библиотека
  4. Горячо/холодно
  5. Игра для коррекции заикания – Откуда звон?
  6. Солнышко и дождик
  7. Воздушный футбол
  8. Костер

Игры для коррекции заикания

Предоставляем вашему вниманию игры для коррекции заикания – список самых интересных игр для снятия мышечного напряжения.

Игра для коррекции заикания – Молчанка

Игры с молчанием необходимы детям для снятия чрезмерного напряжения и возбудимости, помогают избавиться от неправильной речи в быстром темпе и развивают терпение.

Взрослому необходимо поставить перед ребенком часы или завести таймер и прибавить следующее: «Долго язычок болтал и поэтому устал, кто уронит слово первым – с того фант!».

Необходимо объяснить ребенку, что его задачей является молчание в течение определенного времени. Он может заниматься своими делами, однако, молча. В случае невыполнения условий игры он должен будет отдать одну из любимых игрушек или других предметов.

Библиотека

Самое время познакомить ребенка с библиотекой и рассказать ему, чем в ней занимаются. Условия для игры следует объявить ребенку в следующей форме: «Читальный зал находится в постоянной тишине, так как все читают молча, чтобы не помешать другим».

Ребенку предлагается устроить библиотеку дома для своих игрушек, положив возле каждого книжку. В случае если ребенок уже умеет читать, он может принять участие в игре вместе с ними. В конце игры можно наградить ребенка статусом успешного читателя.

Горячо/холодно

Логопеды используют данную игру для улучшения и развития координации движений ребенка. Понадобится ярка игрушка или предмет средних размеров, который потребуется спрятать в таком месте, чтобы ребенок мог его отыскать, но не сразу. Цель взрослого спрятать игрушку, а ребенку будет необходимо отыскать ее.

Во время этого взрослый будет комментировать его действия словами «горячо», если ребенок ищет игрушку в нужном месте, или холодно, когда ребенок действует в неправильном направлении.

Игра для коррекции заикания – Откуда звон?

Ребенку необходимо определить направления звука, издаваемого звоночком или погремушкой. Он закрывает глаза, после чего взрослый звенит колокольчиком или трясет погремушкой недалеко от ребенка. Открыв глаза, ребенок должен указать на то место, из которого он услышал звук.

Солнышко и дождик

Лучше проводить данную игру с несколькими детьми. Взрослый должен сказать детям: «Сейчас мы идем гулять, пока на улице хорошая погода, но как только начнется дождик, я буду стучать в бубен, а вы сразу бегите домой». Если бубна нет, можно использовать барабаны или другой звучный инструмент.

Задача деток прибежать домой и «не намочиться». Для вида можно проверить, суха ли одежда каждого из ребенка. Не обязательно проводить данную игру на улице, достаточно просторной комнаты, которую необходимо условно разделить на улицу и дом.

Воздушный футбол

Данная игра поможет выработать длительный выдох с глубоким вдохом. Понадобятся игрушечный ворота и мячик.

Мяч необходимо сделать из кусочков ваты, для придания ему более реалистичного вида можно раскрасить его фломастером. Ворота также можно сделать из подручных материалов, например кубиков. Ребенок должен задуть мяч в ворота, тем самым забив гол.

Костер

Ребенку предлагается раздувать угасающий костер путем медленного и плавного выдоха. Конечно, делать это с настоящим костром опасно, поэтому необходимо предоставить ребенку макет, картинку, рисунок или анимацию костра на компьютере.

Следует объяснить ребенку, что ему необходимо вдыхать воздух через нос и медленно выпускать его через рот.

А какие игры для коррекции заикания знаете вы?

Обследование звукопроизношения детей со стертой дизартрией

Выше нами были рассмотрены методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов. Теперь рассмотрим более подробно методику, Е. Ф. Архиповой [1], которая предлагает следующую схему обследования:

1) изолированное произнесение;

2) в слогах разной структуры (8 модулей);

3) в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке);

4) в предложении (отраженно, по картинке, по вопросам).

1. Обследование возможности изолированного произнесения звука (группа свистящих).

Инструкция: «Повтори за мной звуки».

Примечание: в данном примере дается обследование свистящих звуков: [с, с’, з, з’, ц]. Отдельно в той же последовательности обследуются звуки: [ш, э, ч, щ, л, л’, р, р’, г, г’, к, к’, х, х’, j].

4 балла – правильно произносятся все звуки;

3 балла – нарушается произношение одного звука;

2 балла – нарушается произношение 2 – 3 звуков;

1 балл – искажаются, заменяются более трех звуков;

0 баллов – искажаются, заменяются все звуки.

2. Обследование возможности произнесения звука (группа свистящих) в слогах разной конструкции.

Инструкция: «Повтори за мной».

Примечания: условные обозначения

С – согласный, Г – гласный, С N – звук правильно произносимый, С$ – обследуемый звук. В данном примере на месте С$ будут [с, с’, з, з’, ц].

1. С$ Г – С$А, С$О, С$У, С$Ы

2. Г С$ – АС$, ОС$, УС$, ЫС$

3. С$ СN Г – С$БА, С$БО, С$БУ, С$БЫ и др. сочетания с правильно произносимыми звуками

4. СN С$ Г – БС$А, БС$О, БС$У, БС$Ы и др. сочетания с правильно произносимыми звуками

5. Г СN С$ – АБС$, ОБС$, УБС$, ЫБС$ и др. сочетания звуков

6. Г С$ СN – АС$Б, ОС$Б, УС$Б, ЫС$Б

7. С$ Г С$ – С$АС$, С$ОС$, С$УС$, С$ЫС$

8. Г С$ Г – АС$А, ОС$О, УС$У, ЫС$Ы

4 балла – во всех типах слогов звуки произносятся правильно;

3 балла – искажает только в словах со стечением Г С$ СN, Г СN С$;

2 балла – искажает только в слогах со стечением Г С$ СN, СN С$ Г, Г СN С$, С$ СN Г;

1 балл – искажает, заменяет во всех типах слогов, кроме С$ Г, Г С$ (открытый и закрытый слог);

0 баллов – искажает, заменяет звуки во всех типах слогов (8 модулей).

3. Обследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова.

Инструкция 1: «Повтори за мной слова» (отраженно).

Инструкция 2: «Назови эти картинки» (без образца).

сова язык цветы

песок зубы певец

4 балла – все свистящие звуки произносятся верно во всех словах;

3 балла – нарушается произношение одного звука;

2 балла – нарушается произношение 2-3 звуков;

1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;

0 баллов – искажаются, заменяются все свистящие звуки независимо от места позиции звука в слове.

4. Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры.

Примечание: учитывая возраст ребенка и его произносительные возможности, проверяют произношение во всех 13 классах слов (по А. К. Марковой).

13 классов слов по А. К. Марковой:

1) двусложные слова с открытыми слогами (МУКА);

2) трехсложные слова с открытыми слогами (МОЛОКО);

3) односложные слова (ДОМ, КОТ, ДУБ);

4) двусложные слова из открытого и закрытого слога (ПЕНАЛ);

5) двусложные слова со стечением согласных в середине (МЫШКА);

6) двусложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (КОМПОТ);

7) трехсложные слова с закрытым слогом (ТЕЛЕФОН);

8) трехсложные слова со стечением согласных (КОНФЕТЫ);

9) трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ПАМЯТНИК);

10) трехсложные слова с двумя стечениями согласных (МОРКОВКА);

11) односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (ХЛЕБ, ВОЛК);

12) двусложные слова с двумя стечениями согласных (КЛЕТКА);

13) четырехсложные слова из открытых слогов (ЧЕРЕПАХА).

«Повтори за мной слова».

Инструкция 2: «Назови эти картинки».

снеговик гвозди пуговица

гости мозаика кузнецы

пастух мимоза цветы

уксус незабудка птенцы

мосты гнездо ученица

4 балла – все свистящие звуки произносятся верно во всех словах разной слоговой структуры;

3 балла – нарушается произношение одного звука;

2 балла – нарушается произношение 2-3 звуков;

1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;

0 баллов – искажаются, заменяются все свистящие звуки во всех типах (классах) слоговых структур.

5. Обследование возможности произнесения звука в предложении.

Инструкция 1: «Повтори за мной предложения».

На суку спит сова.

У Сони новый самокат.

Сегодня дома вся семья.

Зина запускает змея.

У всех птиц есть птенцы.

Птенцы едят гусениц.

В саду цветет акация.

Примечания: 1. Слова, сложные по семантике, включают в лексический материал для обследования после уточнения из значения и наличия этих слов в пассивном и активном словаре ребенка. 2. Ошибки при отраженном повторении, связанные со слабой слухоречевой памятью, в данном обследовании не учитывают.

Инструкция 2: «Составь предложение по картинке».

Предлагаются сюжетные картинки, где изображены предметы, действия, в названиях которых есть обследуемые звуки.

звукопроизношение ребенок дизартрия логопедический

В саду цветут цветы.

Собака сидит на цепи.

Сова сидит в гнезде.

Собака ест из миски.

Инструкция 3: «Ответь на вопросы полным ответом».

Кто сидит в будке? (собака)

Что делает певица? (поет песню)

На чем катаются дети зимой? (на санках)

Как назвать детенышей птиц? (птенцы)

Что стоит в вазе? (цветы)

4 балла – все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях;

3 балла – нарушается произношение одного звука;

2 балла – нарушается произношение 2-3 звуков;

1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;

0 баллов – искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении.

В качестве иллюстрации приводим профиль нарушения группы свистящих звуков у ребенка со стертой дизартрией (График №1 приложения).

Таким образом, методика диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией, разработанная и предложенная Е. Ф. Архиповой, включает в себя обследование возможности изолированного произнесения звука, в различных типах слогов, в словах и предложениях. При работе с детьми используются сюжетные и предметные картинки, а также различные слоги, слова и предложения, которые ребенок произносит отраженно, повторяя за логопедом. Проведение данной методики необходимо для планирования в дальнейшем правильной коррекционной работы с ребенком.

Вывод по II главе

Для своевременного и правильного проведения коррекционно-логопедической работы необходима тщательная диагностика произносительной стороны речи ребенка. Диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии представляет особую сложность.

Основные методики, используемые для обследования звукопроизношения, были разработаны такими известными авторами, как В. А. Киселева, Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Л. С. Волкова, Л. И. Белякова и др.

При изучении состояния звукопроизношения определяется количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях. Следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания. Все речевые нарушения логопед фиксирует в индивидуальной речевой карте обследуемого ребенка.

В процессе диагностики применяются различные приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала при помощи картинок, слогов, слов, предложений и чистоговорок, включающих исследуемые звуки. Одним из основных требований к лексическому материалу является понимание значения слов, предлагаемых ребенку для воспроизведения при обследовании звукопроизношения.

Ссылка на основную публикацию