Игровые технологии в коррекции заикания

Коррекция заикания, особенности и популярные методики

Еще в эпоху древних цивилизаций врачи выделяли некоторые речевые нарушения. Их причиной считали разные проблемы: отверстия в твердом нёбе, отек мозга и другие. Позже исследователи стали связывать заикание с психическими процессами.

Под данным видом нарушения понимают судороги мышц артикуляционного аппарата. Коррекция заикания занимает 3-4 года, вероятность рецидива сохраняется на всю жизнь.

Классификация заикания

Специалисты используют разные классификации. Популярнее всего та, что основывается на клинических признаках. Понимание ее особенностей позволяет правильно строить работу, подбирать методы воздействия.

Невротическая форма появляется из-за психологических факторов — испуга, стресса. Введение второго иностранного языка, когда родители используют то один, то другой, сбивает ребенка с толку, он нервничает, путается в звуках.

При данной форме не поражены мозговые структуры, нет тяжелого неврологического анамнеза (асфиксии, гипоксии, травм).

  • проблемами со сном;
  • отсутствием аппетита;
  • тревожностью;
  • быстрой сменой настроения.

Ребенок длительно разговаривает чисто, при очередном стрессе — появляется заикание. При постоянном дискомфорте болезнь станет хронической.

Неврозоподобная форма появляется на фоне тяжелых травм во время беременности, родов, первого года жизни. У ребенка имеется поражение головного мозга. Заикание остается на всю жизнь. Первые проблемы появляются в трехлетнем возрасте, постепенно прогрессируя.

Общие моменты коррекции

Каждый автор использует свои методы устранения заикания. Все они строятся на общих принципах:

  • индивидуальный подход;
  • групповая работа;
  • последовательность;
  • систематичность;
  • наглядность;
  • сознательность.

Обязательно проводится работа над интонационной стороной речи. Для этого используют специальные упражнения на развитие дыхания, модуляции голоса, управления средствами выразительности.

Некоторые авторы предлагали введение этапа монотонной речи, которая позволяла подготовить почву для дальнейшего развития. Она облегчала усвоение артикуляционных поз звуков.

Нет единого мнения о воспитании темпа речи у детей и взрослых, так как разные специалисты подходят по-своему к этому вопросу.

Цель коррекции — это выработка нового стереотипа речеобразования. Для этого используют технические средства. БОС (биологическая обратная связь) позволяет вырабатывать новые нервные связи в мозге. Ребенок получает возможность самостоятельно контролировать дыхание, голосообразование и т. д.

Для тренировки плавности выдоха, речи, силы голоса применяют программу «Видимая речь». Графические игры позволяют наглядно видеть результат действий, что делает обучение эффективным.

Возрастные особенности

В каждом возрасте есть особенности протекания нарушения. Заикание бывает у детей, взрослых. В 60% случаев устраняется дефект у дошкольников, улучшения отмечаются у 19%, ремиссия у 8%. Только у 13% изменения небольшие.

В подростковом возрасте улучшение дефекта наступает в 82% случаев, в 15% нарушение устраняется полностью, у 3% нет изменений. У взрослых людей исправления ситуации добиваются в 50,8% случаев, убирается дефект в 14,7%.

Лучшие результаты по устранению дефекта показаны на дошкольном возрасте. Чем раньше начнет оказываться помощь заикающемуся ребенку, тем больше шансов на излечение.

Для детей дошкольного возраста этапность работы следующая: игровые занятия по развитию речи, воспитание, после медицинские мероприятия. Для взрослых вначале психотерапия, медикаменты, потом педагогика.

Точка зрения на коррекцию разных авторов

Каждый возрастной период в жизни ребенка имеет особенности. Правильное использование этого времени делает коррекционную работу эффективной. Волкова Г. А. рекомендовала проводить занятия с дошкольниками в игровой форме. Такая деятельность позволяет создавать:

  • разные ситуации;
  • взаимоотношения с людьми;
  • сюжеты, отражающие реальный мир.

Использование главных и второстепенных ролей воспитывает у заикающихся необходимые для жизни черты личности. Проводится психологическая коррекция.

Чевелева Н. А. предлагала иной подход к проблеме. По ее мнению, воспитание и обучение необходимо проводить в ручной деятельности. С ее помощью развивалась контекстная и ситуативная речь. Логопед не признавала необходимость упражнений для нормализации темпа речи.

Она полагала, что в дошкольный и младший школьный период изготовление поделок способствует нормализации работы нервной системы. Методика была разбита на несколько этапов. На первом речь осуществлялась с опорой на наглядные предметы, после завершающая речь о выполненном действии, дальше процесс осуществлялся без опоры, и в завершение шло закрепление активной речи.

Пеллингер Е. Л. предлагал специальные сюжетные игры для коррекции. С помощью разыгрывания мнимой беседы с воображаемым человеком заикающийся вырабатывает модель правильного поведения. В конце переходят к бытовым ситуациям.

Ястребова А. В. разработала целую систему работы со школьниками. Она была направлена на улучшение переключаемости с одного вида деятельности на другой, развитие навыков общения, непринужденности.

Селиверстов разработал коррекционную программу, которая была реализована в стенах больниц. Она отличалась последовательностью подготовки, строилась исходя из степени дефекта.

Основные этапы работы

В логопедии принято делить работу на этапы, каждый из которых преследует определенные цели. На подготовительном создаются щадящие условия. Родители обязаны сделать режим дня ребенка, строго ему следовать. Подъем и отход ко сну осуществляется в одно и то же время. После учебных занятий дается время для отдыха. Активные виды деятельности на время убираются из жизни.

Рацион заикающихся детей наполняется фруктами, овощами, зеленью. Они являются источниками витаминов. Последний прием пищи за 2 часа до сна. Убираются все стрессовые факторы: фильмы высокого рейтинга, компьютерные игры и т. п.

Ребенка готовят к занятиям, настраивают его на успех, вырабатывают мотивацию. Речь родителей обязана быть образцовой, четкой, правильной.

На тренировочном этапе происходит формирование навыков правильного поведения в разных речевых ситуациях, учат использовать средства выразительности.

Пока не будут реализованы задачи каждого этапа нельзя переходить на следующую ступень.

На закрепительном проводят автоматизацию приобретенных навыков. Отрабатываются виды речевой деятельности.

Последовательность работы определяется разными факторами. Если исходить из структуры речи, то начинают со слога, слова, простой фразы, сложной фразы.

Способы диагностики

Коррекционная работа при заикании начинается с диагностики. В отечественной дефектологии действует принцип комплексности. Ребенка осматривают специалисты определенных профилей:

  • медицинского;
  • психологического;
  • логопедического.

Существуют методики разных авторов, которые помогают преодолеть болезнь. Обследование начинают со сбора анамнеза: течения беременности, родов, наличия проблем у отца, матери.

Выявленные отклонения фиксируется в документах. В беседе с родителями специалист уточняет речевое развитие: появление звуков, слов, фраз. Оценивается окружение, его влияние на малыша.

Уделяется внимание и разбору модели воспитания. Не должно быть избалованности, гиперопеки, заласканности. Не допускается авторитарность, деспотичность, жестокость, физические наказания.

Для диагностики важна информации о первом появлении дефекта, возможных причинах его развития. Ухудшается или улучшается состояние, от чего это зависит. Оценивается есть ли дополнительные движения тела (гиперкинезы).

Невролог назначает обследования — электроэнцефалограмму (ЭЭГ), МРТ головного мозга, эхоэнцефалографию. Это позволяет определить наличие тяжелых патологических процессов.

Психолог оценивает состояние ребенка, его отношение к дефекту, наличие комплексов, логофобий. Отмечается ли наличие тревожности, страха, агрессивности, аутоагрессии. Проверяется уровень развития памяти, мышления, внимания.

Психолог с помощью игр проверяет мотивацию, коммуникацию, эмоциональную и волевую сферы. На основе этих данных строится система помощи.

Логопед оценивает только речевую функцию — фонетику, звуки, грамматику, лексику, слоговую структуру. Внимание уделяется судорогам, их длительности и частоте возникновения.

Необходимо проверить как ребенок общается со сверстниками, воспитателями. Его просят составить рассказ по картинкам, пересказать текст.

Логопед акцентирует внимание на произвольных движениях, лишних звуках, словах, выдохах и вдохах. Все это позволяет составить полную картину болезни.

Беседа с родителями позволяет иметь точное представление о психологических особенностях ребенка. Расспрашивают об особенностях его общения с другими детьми, взрослыми, климате в семье.

Методики занятий

Власова и Рау разработали систему, в основе которой постепенно усложняющиеся упражнения. На первом этапе предполагалось произношение вслух выученных стихов, фраз, декламация. Широко применяется совместная, отраженная речь.

На втором этапе дети устно описывают картинки, опираясь на наводящие вопросы, составляют рассказы по серии изображений. На третьем этапе навыки закрепляются в повседневных делах.

Для школьников используют другие методики коррекции. У них ведущей деятельностью является учебная, вводятся уроки, воздействие оказывают учитель и логопед.

Делается упор на сознательное желание преодолеть дефект и внушается необходимость самостоятельных упражнений.

Используются методики Чевелевой, в ходе которых дети делают поделки, проговаривая все действия. Ястребова выделила три периода обучения. На первом происходит уточнение знаний о языке, на втором активизируется выработка навыков, на третьем они закрепляются.

Группа специалистов (Абелева, Голубева, Евгенова и другие) создали особую методику для взрослых и подростков. Коррекция сопровождается определенными методами психотерапии — гипнозом, техниками расслабления и другими.

Арутюнян разработала авторскую методику коррекции заикания. В ходе нее человек преодолевает свой дефект с помощью пальцев. Он синхронизирует речь с движениями пальцев. Занятия ведутся в небольших группах по 5 человек.

Ведущая рука кладется на бедро, пальцы нажимают на ногу. При произнесении каждого слога, палец перестает давить на поверхность. Движения руки становятся контролером темпа и скорости речи.

Методика включает в себя четыре этапа. На первом заикающийся учится расслабляться, снимать мышечное напряжение. На втором отрабатываются движения пальцев. На третьем тренируется произношение слов и коротких фраз. На четвертом происходит работа с текстом.

Недостатком методики Арутюнян считают отсутствие полноценного психотерапевтического сопровождения. Некоторые специалисты полагают, что посредством тренинга нельзя сильно исправить дефект.

В коррекции заикания нельзя выделить одну методику. Каждый случай требует индивидуального подхода специалиста. Последствия заикания могут сохраняться на протяжении всей жизни.

Меры профилактики

Нельзя наполнять жизнь ребенка чрезмерным количеством развлекательных мероприятий. Они негативно влияют на нервную систему, возбуждая ее. В дошкольном периоде происходит развитие головного мозга, поэтому не нужно нагружать дополнительно ребенка.

При появлении запинок в речи обеспечивают максимальный покой. Разговаривать нужно немного, убрать все стрессовые факторы, снизить количество секций, кружков и т. п. После чего обратиться к неврологу. Длительность режима тишины определяет врач.

Игровые приемы в коррекции заикания

Светлана Юрчук
Игровые приемы в коррекции заикания

«Игровые приемы в развитии речи дошкольников»

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5–6 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

1. Снять мышечный тонус – напрячь кулаки, лицо, ноги, руки. Держись. Напрячься. Расслабиться.

2. Упр на сопротивление (под подбородком давить).

3. Ребенок рождается с правильным дыханием. Раньше с детьми много гуляли, теперь атмосфера не та. Первые сопли появились и пару недель ребенок дышит ртом. Отсюда – частые простуды, затем аденоиды. Вываливается язык и появляется неправильный прикус.

Кто -то наблюдается у ЛОРА, кто -то нет. Выдернули аденоиды – дышит опять через рот. Редко ЛОР скажет о дыхательной гимнастики после удаления аденоидов. Нужно учить дышать.

Дети, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.

Есть дыхание неречевое, или дыхание физиологическое, а есть речевое. Неречевое осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно и оно позволяет рационально расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идет пауза, за ней продолжительный выдох – источник образования звуков.

Вдох носом, выдох на ладошку, снач 2р., взрослые 4р.

Петь гласные на выдыхе, прибавляя по одной АОУЫЭ

Мы подуем высоко, мы подуем низко, мы подуем далеко, мы подуем близко.

Упр «Фокус» – сдуть ватку с носа.

4. Автоматизация слогов. Отрабатываем слоги с фитнес резинкой. Растягиваем и говорим са-са-са.

Эспандер – со-со-со, я сжимаю колесо.

са-са-са – есть шипы у колеса.

Оса боса и без пояса. (здороваемся с каждым пальчиком).

5. Стих с мячом. На каждое слово передаем мяч «Наша Таня громко плачет». Затем чистоговорка: Карл у Клары украл кораллы 3р. А Клара у Карла украла кларнет 3р. Мячом ведущий меняет направление. (если кто то ошибается – начинаем сначала).

Руками – кулак, ребро, ладонь, хлопок и проговариваем слоги – ра, ро, ру, ры

7. Любит сушки наша Даша,

Сушки – это вам не каша. Муз. «Идем в детский сад»

Грушу Гриша грыз на крыше (выделяем 1 слово, затем второе и т. д.) Дирижирую.

8. Формирование гласных звуков у малышей (кукольный театр + буквы)

А – Девочка Аленушка ласковое солнышко,

Воспевает А-А-А, вот и все ее слова.

Э – медведь ревет, не нашел сегодня мед.

У – Самолет летит, самолет гудит

У – я лечу в Москву.

О – Зайчик стонет на лужайке

Зубик заболел у зайки

Зайка стонет о-о-о

Пожалейте- ка его.

И – И поет лошадка

Причеши мне шерстку гладко.

Ы – Рева плачет ы, упала шапка с головы.

Ты не плач и не реви, лучше шапку подними.

9. Звуковой анализ.

Измени первый звук: точка, лук, лак, день, педаль, макет,

Измени последний звук: сыр, сон, сук. Мак, стоп

Измени второй звук: дом-дым, сон, сок, пил, мел

10. Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяет уровень развития речи в целом.

Как можно больше игр подбираем на развитие словаря.

«Что в природе происходит?»

Человек легко находи, что в природе происходит

Солнце (что делает) – светит, греет

Птицы (что делают) – прилетают, вьют гнезда, поют

Ветер (что делает) – дует, воет, веет

«Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.

Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.

Плавают – рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.

Ползают – змеи, гусеницы, черви.

Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.

«Что делают эти животные?»

Что животные умеют –

Утка – летает, плавает, ныряет, крякает…

Кошка – мурлычет, мяукает, крадется, умывается…

«Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем, что умеют делать люди

«Кто может совершать эти движения?»

Кто и что летит, бежит, ходит, плавает, лежит?

Идет – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град

Бежит – человек, животное, ручей, время

Летит – птица, самолет, время. Телеграмма. Ракета. Бабочка. Спутник

«утро, вечер, день и ночь»

Навсегда уходят прочь, Провожать их не спеши

Что ты делал, расскажи:

Что ты делал утром? Вечером? Днем? Ночью?

«Кто кем был раньше?»

Цыпленок – яйцом, хлеб – мукой, лошадь – жеребенком, шкаф – доской, корова – теленком, велосипед – железом, дуб – желудем, рубашка – тканью, ботинки – кожей, яблоня – семечкой, дом – кирпичем, лягушка – головастиком, сильный – слабым, бабочка – гусеницей, взрослый – ребенком.

«Что бывает круглым?» (мяч, шар, колесо, солнце)

Длинным, высоким, колючим.

Игра «Волшебная палочка»(один конец уменьшает, другой увеличивает). Взрослый называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим, в зависимости от конца палочки, которой коснулись до ребенка.

Читайте также:  Логопедическая ритмика для детей с дизартрией

Дом – домик – домище, мост – мостик – мостище, дождь – дождик – дождище, кот – котик – котище.

Для развития пространственных представлений и предупреждения аграмматизмов. Дети с недоразвитием речи часто опускают предлоги.

11. Игры на усвоение предлогов:

По группе разлетелись осенние листья (снежинки). Предлагается назвать правильно местоположение листика, забрать его и повесить на дерево. Примерные высказывания «Один желтый (оранжевый) листик улетел (упал) на (под) стол (стул, диван, полку, гнигу)

12. Закреплять представления детей о родовидовых отношениях.

Педагог по очереди бросает мяч детям, при этом произносит одно из родовых понятий.

Рыба – карась, птица – галка, зверь – лиса, цветок – гвоздика, ягода – малина, дерево – клен, одежда – куртка, мебель – кровать, посуда – кастрюля, овощи – капуста.

13. Творческое упражнение на криативность,коммуникацию, воображение «Передай не так как я». Задание: передавать мяч по кругу разным способом, не повторяясь».

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, друзей. Поэтому очень важно, чтобы вы – взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Игровые приемы» Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек,.

Игровые методы и приемы, применяемые в работе воспитателя средней группы Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового.

Игровые методы и приемы, применяемые в работе воспитателя средней группы Методика обследования состоит из 5 заданий Цель всех заданий: выявить состояние фонематического восприятия у детей. В качестве лингвистического.

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру.

Игровые приемы развития речи у дошкольников с применением средств ИКТ ИКТ технологии в современном образовании: ресурсное обеспечение педагогической деятельности. Аблязова Мунсхон Хурбаевна Воспитатель ГБДОУ.

Игровые приемы в коррекционной работе на этапе автоматизации звуков Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных.

Мастер-класс «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей и певческого голоса детей» ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка» Мастер – класс по теме: «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей.

Современные игровые методы и приемы как средство ФЭМП у детей дошкольного возраста Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей.

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

“Использование игровых средств в коррекции заикания.”

статья

Автор: Лобинцева Елена Вячеславовна, учитель-логопед, ГКДОУ “Детский сад №31 “Сказка”, город Невинномысск, Ставропольский край

Использование игровых средств в коррекции заикания.

Лобинцева Елена Вячеславовна,

ГКДОУ «Детский сад № 31 « Сказка»,

г. Невинномысск, Ставропольский край.
Формирование и развитие личности, происходит в течение всей жизни человека и тесно связано с успешным овладением культурой родной речи, с использованием ее во всей динамике и полноте. Жизненно важное назначение речи – служить средством общения людей и выражения наших чувств, мыслей, мироощущения, но нарушение речевого механизма влечёт за собой изменения во всей структуре личности, накладывая отпечаток на её психофизиологическое состояние и социальное поведение. В связи с этим целью педагогического исследования – возможности использования игровых средств в коррекции речи детей, имеющих заикание. На начальном этапе был проведен мониторинг, где тесты составлялись с учетом задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, с учетом возрастного развития детей и логопедического заключения. В диагностике навыков общения использовались методики: Г. А Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, А.М. Щетининой и Никифоровой М.А. Методики были адаптированы и дополнены к конкретному исследованию, обработаны и проведены в качестве ролевых игр. Мы оценивали навыки и умения в общении у детей с заиканием по следующим критериям:  умение вступать в контакт и взаимодействовать как с детьми так и со взрослыми, проявляя инициативу;  сохранность замысла высказывания;  наличие плавности речевого высказывания в процессе игрового диалога;  эмоциональная окрашенность и экспрессивность речевого высказывания;  умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности;  умение договариваться со сверстниками.
Уровни сформированности навыков общения у детей с заиканием:
СФОРМИРОВАН – ребёнок отзывчив на просьбы окружающих, вежлив и общителен, охотно взаимодействует со взрослыми и детьми, сохраняет замысел высказывания, говорит полными распространенными предложениями, распределяя речевое дыхание. Охотно вступает в диалог, проявляя инициативу в игре, содействуя развитию сюжета. Ребёнок проявляет чувство самоуважения и собственного достоинства, может отстаивать свою позицию в совместной деятельности, использует правильную манеру общения: высказывание собеседника дослушивает, не
перебивает, использует просодические компоненты речи: паузацию, интонирование, мягкость голосоподачи. НА СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ – на просьбы окружающих не всегда отзывчив, с детьми взаимодействует, но со взрослыми затрудняется вступать в общение или вступает с хорошо знакомыми людьми. Не всегда высказывается полными предложениями, затрудняется в распределении дыхания во фразовой речи, в диалог вступает, но не всегда проявляет инициативу в игре. Ребёнок может высказывать свою позицию, но её не отстаивает. Зачастую высказывания собеседника не дослушивает, редко использует интонационную выразительность в речи. НЕ СФОРМИРОВАН – на просьбы окружающих не отзывчив, молчалив, высказывается однословными предложениями, затрудняется в распределении речевого дыхания. Ребёнок в совместной деятельности с детьми не инициативен, соглашается с мнением других, редко включается в диалог со взрослыми, в речи отсутствуют просодические компоненты. Анализ психологических особенностей детей старшего возраста с заиканием, степени их общительности и подражательности, самостоятельности и активности, характера их игровой деятельности, выявил, что 70% детей самостоятельно не вступают в общение со взрослыми людьми, проявляют замкнутость. Дети исследуемой группы малоактивны и не эмоциональны, не умеют договариваться со сверстниками, слушать высказывание собеседника, а потом говорить, или совсем не проявляют инициативу, редко поддерживают в игре ролевой диалог. В связи с этим была определена коррекционная работа с детьми, имеющими заикание с использованием игровых средств и игровой деятельности. Особенность использования игровых средств в работе по устранению заикания, состояла в том, что их применение соответствовало периодам коррекционной работы с заикающимися (подготовительный, тренировочный, закрепительный), с учётом клинической картины заикания и особенностей поведения детей. В разработанном перспективном плане различных игровых ситуаций общения, были учтены все периоды в коррекции заикания и лексические темы. Практическая деятельность содержала игровые элементы: психогимнастические упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания и просодии, различные проблемные ситуации и ритмизированные упражнения в сочетании с движением. А перенос реальности в игру, затем перенос игры в реальность позволяли ребенку вжиться в роль и вести себя соответственно этой роли, менять свое поведение в зависимости от ситуации, ориентироваться в поведении партнеров, гибко использовать как средства вербального, так и невербального общения, значительно расширить словарь. Следует отметить, что характер игры, ролевое распределение, речевая активность детей и степень самостоятельности зависят от возраста детей, психофизических возможностей и этапа логопедической работы. Например:
 В период речевого ограничения в ролевой игре «Семья», создаётся ситуация – старая бабушка плохо слышит, обращение к бабушке с просьбой при помощи жестовой речи, движений, мимики.  В период сопряженной речи в игре «Прогулка в парке». Ролевое общение в ситуации сбора осеннего букета, где цель игрового взаимодействия: воспитание сопряженного произношения, развитие речевого дыхания, активизация словаря по теме «деревья».  В период отраженной речи игре «Магазин цветов» использовалась ситуация приобретения цветов в подарок маме. Отраженное проговаривание в ролевом диалоге, формы вежливого обращения к продавцу. Цель: развитие плавности речи, пополнение словаря детей по лексической теме «Цветущие растения».  В период вопросно-ответной речи в игре «Автобус», применялась ситуация общения с кассиром при покупке билета и с контролером при проверке его. В конкретной ситуации общения, переживая знакомые события, ребенок самостоятельно решает проблемную ситуацию в игре. Цель: совершенствование плавности голосоподачи и речевого дыхания, воспитание самостоятельности в речевом общении. Анализ проведенной коррекционной работы позволил выявить следующие результаты: 80% детей активны в ролевой игре. С увеличением словарного запаса у 9 детей, в игре присутствует ролевой диалог. Дошкольники говорят, заранее продумав фразу, следят за плавностью речи, используя правильное речевое дыхание. Речь детей интонационно выразительна, в диалоге они слушают собеседника, а затем говорят сами. Таким образом, применение игровых средств в коррекционной работе, позволяет ребенку научиться преодолевать психологические трудности в общении, развить речь, память, воображение, мышление. А для развития заикающихся ребят особое значение имеют сюжетно-ролевые игры, которые формируют активное поведение детей, их общение со сверстниками и взрослыми в игровых ситуациях. Приобретая опыт речевого взаимодействия в ролевой игре, ребенок переносит его в реальную жизнь, что позволяет ему успешно социализироваться в обществе детей и взрослых, не проявляя замкнутости в речевом общении. Это позволяет сделать вывод, что в логопедической практике с заикающимися дошкольниками широко следует использовать основной вид деятельности ребёнка – игру. Поэтому, наряду с обычными видами НОД, в логопедической работе необходимо применять и ролевые игры с различными ситуациями общения, которые позволяют справиться с таким тяжелым недугом, как заикание, а так же овладеть нормами и правилами взаимоотношений между людьми.
Использованная литература
1.Белякова Л.И. Дьякова Е.Д. Логопедия заикания.- М.: Владос, 1997. 2.Борисова Е.А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников.- Логопед №1, 2005.
3.Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Книга для логопедов. – М: Просвещение, 1983. 4.Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. Книга для логопедов.-М: Просвещение,1993. 5.Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам.- М: Просвещение, 1995. 6.Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум. М.,1999.

Игры для коррекции заикания.

Игровые упражнения на развитие темпа речи. Игровые упражнения на расширение диапазона голоса.

Просмотр содержимого документа
«Игры для коррекции заикания.»

Произнеси в разном темпе”.

Произнести сочетание гласных звуков с разным темпом. (и – э – а – о – у – ы; ы – у – о – а – э – и).

Произнести слоговые ряды с разным темпом:

На “с, сь” – (сы – сэ – са – со – су – сы), (си – се – ся – сё – сю – си).

На “з, зь” – (зы – зэ – за – зо – зу – зы), (зи – зе – зя – зё – зю – зи).

На “ц” – (цы – цэ – цо – цо – цу – цы).

На “ш” – (шы – шэ – ша – шо – шу – шы).

На “л,ль” – (лы – лэ – ла – ло – лу – лы), (ли – ле – ля – лё – лю – ли).

На “ж” – (жи – жэ – жа – жо – жу – жи).

На “р, рь” – (Ры – рэ – ра – ро – ру – ры), (ри – ре – ря – рё – рю – ри).

На “к,кь” – (кы – кэ – ка – ко – ку – кы), (ки – ке – кя – кё – кю – ки).

На “г, гь” – (гы – гэ – га – го – гу – гы), (ги – ге – гя – гё – гю – ги).

На “х” – (хы – хэ – ха – хо – ху – хы), (хи – хе – хя – хё – хю – хи).

На “ч” – (чи – че – ча – чо – чу – чи).

На “щ” – (щи – ще – ща – що – щу – щи).

Скороговорки”. Произнести в разном темпе.

На “с, сь” – У Сени и Сани в сетях сом с усами.

– Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

На “з,зь” – У зайки Бубы заболели зубы.

– У маленькой Зины бузина в корзине.

– Звенит звонок, звонок зовёт,

И Зоя в класс к себе идёт.

На “ц” – Цапля, стоя на крыльце

Написала букву Ц.

На “ш” – Яшка в фуражке едет на черепашке.

– На окошке крошку мошку

ловко ловит лапой кошка.

На “ж” – У ежа ежата, у ужа ужата.

На “ч” – Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

– Шубка овечки – теплее любой печки.

На “щ” – Волки рыщут – пищу ищут.

– Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

На “л,ль” – Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку заглянуть было лень,

Искала булавку весь день.

– Иголка, иголка, ты остра и колка.

На “р,рь” – Во дворе горка,

Под горкой норка,

На “к,кь” – Коси коса пока роса.

– Наш Полкан попал в капкан.

На “г,гь” – Собирала Маргарита маргаритки на траве,

Потеряла Маргарита маргаритки на дворе.

На “х” – Ха – ха – ха, ха – ха – ха получилась чепуха.

Логоритмические игры с палочками.

И.П. – стоя на коленях, палочки лежат на полу, параллельно друг к другу – в горизонтальном положении.

Толстопузый помидор – перекладывать палочки поочерёдно через

Перелез через забор. одну в ритме стихотворения.

Как весёлый красный шар – покрутить палочки в руках при помощи

Покатился на базар. пальцев.

Обежал за рядом ряд… – стучать палочками о пол в темпе стихотв.

На ходу надел халат… – потирать палочки друг о друга

Подал звонкий голосок… – стучать торцами палочек.

Продаю томатный сок! – стучать одновременно двумя палочками.

Вы скачите палочки…”.

И.П.- сидя на коленях, палочки в руках.

Вы скачите палочки. – стучит двумя палочками одновременно.

Как солнечные зайчики.

Прыг – прыг, скок – скок, – стучат, скрестив палочки, друг о друга.

Прискакали на лужок,

Правой ножкой топ – топ, – правой палочкой о пол.

Левой ножкой топ – топ, – левой палочкой о пол.

На головку сели, – изобразить “рожки” палочками.

Ля – ля – ля, ля – ля – ля. – стучать заданный ритм, пропевая на “ля”.

Читайте также:  Преодоление нарушений грамматического строя речи у пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени выраженности

Сидя на стуле, палочки в руках. Логопед задаёт вопросы, дети отвечают.

Ножки – ножки вы скакали?

– мы скакали, мы скакали! – палочками по коленям стучат одновременно.

Ножки – ножки вы бежали?

– мы бежали, мы бежали! – палочками по коленям стучать поочерёдно.

Ножки – ножки вы плясали?

– мы плясали, мы плясали! – стучать друг палочками друг о друга.

Ножки – ножки вы стучали?

– мы стучали, мы стучали! – стучать торцами палочек.

Ножки – ножки вы устали?

– мы устали, мы устали! – положить на колени.

Ножки – ножки, отдыхали?

– отдыхали, отдыхали! – покатать палочки по коленям ладонями.

И опять всё начинали. – стучать скрещенными палочками.

Сели дружно на лугу -стучат палочками одновременно справа и

слева по полу в ритме стиха.

Зелёные лягушки. –стучать основаниями палочек друг о друга.

Купались весе- –стучать палочкой о палочку.

-ло в пруду –стучать одновременно по полу.

Забавные квакушки –движения как на вторую строчку.

Куа – ква – ква, –задания как на третью строчку

Зелёные лягушки -как на четвёртую строчку.

Куа – ква – ква, -как на третью строчку

Забавные подружки. –как на вторую строчку.

Гвоздь и молоток”.

Гвоздь и молоток –показать палочку в правой, затем в левой

Построили мосток –стучать палочками скрестив их.

Мы по мостику пойдём –стучать поочерёдно по полу.

И друзей себе найдём. –стучать “шляпками” палочек

Игровые упражнения на расширение диапазона голоса.

Шмель”. Произнести звук “ж” с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчёлки (высоко).

Пожарная машина”. Произнести звуки “У – у – У – у”, изображая пожарную машину, которая едет на пожар.

Три медведя”. Произнести фразу “кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?” голосом Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки.

Чтение стихотворения”. Сначало читать стихотворение повышая высоту голоса, а потом понижая.

В гору, в гору поднимались,

Выше, выше забирались,

Оказались на верху.

Вниз помчались – ух, помчались!

Шибче, шибче разогнались,

С кем бы это? Со столбом.

Кузнечик”. На доске цветы из бумаги расположенные в два ряда. На указку прикрепляется кузнечик. Кузнечик будет прыгать и издавать звуки “тр – р – р”.

Если кузнечик прыгает по верхним цветам, то поём высоко, если по нижним, то – низко.

Системное устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях

Разделы: Логопедия

Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Внешне оно проявляется вне произвольных обстановках в моменты высказывания, а также вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Таким образом, заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах – и в артикуляторном (в мышцах языка и губ), и в голосовом, и в дыхательном. Это приводит к периодическому “застреванию” на отдельных звуках, а значит, и к нарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то есть нормального ритма речи. Темп речи при заикании также неравномерный: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе.

Большинство современных исследователей сходятся в мнении, что заикание внешнее проявление невротических, эмоциональных речевых нарушений. В некотором смысле заикание можно считать айсбергом, вершина которого – неправильность речи, а подводная часть – различные причины, приведшие к этому.

В большинстве случаев заикание возникает в детском возрасте (от 2 до 5 лет), когда ребенок начинает употреблять целые фразы. Обычно ребенок сам чувствует затруднения в речи и часто жалуется на это. Он боится говорить или говорит шёпотом, в основном ограничивается короткими ответами, а иногда предпочитает молчать. Изменяется и поведение ребенка. Он становится раздражительным, капризным, пугливым, сторонится детей и предпочитает одиночество. Чаще всего заикание возникает у нервно ослабленных детей. Оно может появиться после перенесенного испуга.

Возникновение заикания связывают со слабостью нервной системы, обусловленной инфекционными заболеваниями, неблагоприятной беременностью и дефектами воспитания.

Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-логопедического вмешательства и родительской помощи, как правило, не проходит.

В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, включающий два взаимосвязанных метода:

– лечебно-оздоровительный (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, режим дня и питания);
– коррекционно-воспитательный (воздействие логопедов, воспитателей и родителей).

Комплексная медико-педагогическая проблема восстановления коммуникативной функции речи при заикании привлекает ученых и практиков на протяжении вот уже многих веков. Исследователи и практики не могут прийти к единому выводу по поводу того, является ли заикание болезнью или только недостатком речи, нужно его “лечить” или “устранять”.

Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания. Опыт работы показал, что при заикании в первую очередь необходимо “лечить душу” больного, помочь ему избавиться от комплекса “неполноценности”, заставить его вновь поверить в свои силы.

Многие труды о заикании написаны бывшими заикающимися, тоже полностью преодолевшими этот недуг и посчитавшими своим долгом поделиться опытом обретения здоровой речи с “друзьями по несчастью”.

Столкнувшись в практике с детьми страдающими заиканием, мной были изучены многие методики и системы работы с ними.

Свой выбор я остановила на трех методиках.

1. Система Соловьевой Е.А. “Путь к преодолению заикания”, она предлагает работу по преодолению заикания у взрослых. Книга отличается неординарным комплексным подходом к проблеме логоневрозов и сочетает в себе медицинское и психолого-педагогическое воздействие. В издании представлены 10 детально разработанных занятий, включающих в себя материал по психотерапевтическому внушению, артикуляторную и дыхательную гимнастику, точечный массаж и способы фитолечения в виде наборов целебных трав для питья.

Занятия по данной системе проводились в группах по 10 человек в возрасте от 14-ти лет и старше.

Весь курс занятий состоит из 3 этапов, по 10 занятий на каждом этапе. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Перерыв между каждым этапом 1 месяц. Это позволяет проследить эффективность лечения и дает возможность избежать рецидивов заикания на 1-м и 2-м этапах. Рецидивы заикания устраняются в основном самими больными, использующими упражнения данной методики.

Дома участники группы продолжают отрабатывать данные на занятии задания и на следующем занятии отчитываются о своих успехах и неудачах, поддерживают друг друга, ищут причины успеха и неудач. Эта совместная работа очень сплачивает коллектив, создает положительный настрой. Каждым участником обязательно ведется дневник.

Книга представляет собой обобщение многолетнего опыта работы по восстановлению коммуникативной функции речи у заикающихся.

Перед началом занятий пациенты заполняют анкету, которая поможет определить общее состояние речи при поступлении в группу.

2. Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П. “Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях”

В методике этих выдающихся ученых и дефектологов собраны и систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей различные игры и игровые приемы. Целенаправленные игровые ситуации формируют у детей навыки самостоятельной речи, помогают им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях. Курс занятий с заикающимися рассчитан лишь на 2–3 месяца, а устранение у этих детей отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях.

Авторы данной методики предлагают методические указания, поэтапные схемы на весь период работы (курс рассчитан на 36 занятий), также дают план логопедических занятий каждого этапа, приводят специальные упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения (релаксация).

Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи у ребенка возникает повышенная мышечная напряженность, как в органах артикуляции так и во всем теле. Чтобы помочь себе он сжимает кулачки или с силой зажимает рот ладошкой, так как он не знает, что нужно ему делать в данной ситуации. Для этого учеными И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской были разработаны специально для дошкольников системы расслабляющих упражнений, которые помогают снять у ребенка чрезмерное напряжение. Все упражнения проводятся в игровой форме, в сопровождении рифмованных фраз, которые доступны и интересны детям. Эти расслабляющие упражнения условно названы “Волшебным сном”. Так же для заикающихся детей используются игровые приемы для организации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формирования нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объем их высказываний. Обычно это трудно осуществить, а игра поможет включить ребенка в режим относительного молчания. Условно эти игры называются “Молчанки”.

Для нормализации речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говори четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию.

Для начального периода работы по устранению заикания, игры и игровые приемы помогают обучить ребенка правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями. Такие игры носят название “В Стране коротких ответов”.

Для тренировки навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказывания. Такие игры помогают ребенку четко оформить мысль не только короткими, но и простыми распространенными предложениями. Игровое название таких игр – “В Стране полных ответов”.

Такие игрушки как куклы с ручным управлением, или бибабо помогают логопедам от первого до заключительного занятия. Ожившие куклы помогают быстрее осуществить цели логопедической работы и увлечь детей. При управлении куклой у ребенка исчезает двигательное беспокойство, все движения его становятся целенаправленными. Все это успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи.

Иры “Инсценировки” и “Сюжетно ролевые” посвящены играм – драматизациям, в которых используется способность детей к творчеству перевоплощению для закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения. В инсценировках дети – “артисты” – учатся не принужденно говорить и действовать, исполняя выученные роли. В сюжетно ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций (например, “В магазине”, “В парикмахерской”, “День рождения” и т. д.) у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Становясь “взрослым” во время игры, они обретают уверенность речевого общения.

В устранении заикания у дошкольников играет важную роль – “Заключительные занятия” – организация и проведение праздников. Задача логопеда не только исправить речь заикающегося, но и подготовить его психологически к общению в любых условиях. Своеобразным экзаменом для ребят являются выступления на детских праздниках, где присутствуют гости: другие дети, родители, обслуживающий персонал и т. д.

И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская в своей методике предлагают формы работы с родителями заикающихся детей, где рассказывают родителям как важно, чтобы и дома соблюдалось правильное общение с заикающимся ребенком.

3. Методика Л.Н.Смирнова “Логопедия при заикании” представляет систему игровых упражнений, речевой материал, которые тесно связаны с какими-либо движениями: манипуляциями с картинками, мячом, карандашом, предметами, игрушками и т.д. Эти движения – своеобразные синхронизаторы речи, которые облегчают речевой процесс и обеспечивают благоприятную речевую динамику. В процессе многочисленных игровых упражнений ребенок перестает заикаться, у него вырабатывается рефлекс плавной речи. Он убеждается, что может говорить без заикания. У ребенка постепенно снижается фиксированность на акте речи, в головном мозге устанавливаются дополнительные связи и восстанавливается здоровая динамика речи.

Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30 недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер:

  • обеспечивает коррекцию речи и личности;
  • развивает чувство темпа и ритма;
  • активизирует внимание и память;
  • растормаживает мышечный тонус;
  • развивает речедвигательную координацию;
  • развивает мелкую моторику;
  • формирует навык грамотной связной речи.

Этой методикой рекомендуется заниматься с детьми ежедневно в утреннее время в течение 15–30 минут (можно заниматься два раза в день). Занятия должны проходить в спокойной доброжелательной обстановке.

На первых занятиях желательно использовать облегченные формы речи: сопряженную (взрослый проговаривает фразы вместе с ребенком) и отраженную (ребенок повторяет текст вслед за взрослым). Затем по мере улучшения речевого акта детей логопед вводит вопросно-ответную форму речи. Во втором полугодии дошкольники уже самостоятельно пересказывают услышанное, описывают увиденное или картинку, беседуют со взрослыми и другими детьми.

Данное пособие предназначено логопедам дошкольных учреждений для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с заикающимися детьми 5–7 лет. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями для проведения занятий по заданию логопеда.

Занятия очень интересны и система их проведения последовательно охватывает все стороны восстановления правильной речи.

Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30 недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер.

Первые две методики по их системе работы очень схожи, единственная разница их в том, что разный возраст заикающихся, а третья методика хороша тем, что в ней представлены многочисленные игровые упражнения. Эти методики очень заинтересовали меня и послужили основой в использовании их систем в работе с детьми страдающими заиканием на коррекционных занятиях.

Учитывая проблему заикания, возраст детей, программное содержание по коррекции речи детей была разработана система на основе выше перечисленных методик, весь курс которых состоит из 3 этапов и между каждым этапом перерыв 1 месяц, чтобы проследить эффективность лечения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, а устранение отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях. Разработанная поэтапная система коррекции заикания оказалась результативна. На каждом этапе все занятия с детьми дошкольниками проводились в игровой форме, что позволяло наиболее эффективно осуществить коррекцию речи заикающихся детей, без принуждения, в благоприятной обстановке, без утомления, с положительными эмоциями.

Игра – основной вид деятельности ребенка. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Организуя занятие (или отдельные его части), логопед в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности общается с ним “на равных”, завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.

Многие заикающиеся дети без запинок разговаривают с игрушками, книжками, животными и т. д. Этим необходимо воспользоваться и всеми средствами поддерживать спокойную речь ребенка, строя логопедическую работу не в форме занятий, а в форме интересной игры с опорой на картинки, игрушки, предметы, рифмовки, движения. В процессе игры у ребенка вырабатываются качества и навыки, необходимые для преодоления заикания. Игра, основанная на положительных эмоциях, помогает ребенку выработать алгоритм бессудорожной речи.

Читайте также:  Особенности восстановительного обучения больных с проводниковой афазией

Перед началом занятий проводится беседа с родителями, в ходе которой устанавливаются причины возникновения заикания у детей, затем родителей знакомят с правилами и условиями при которых можно преодолеть недуг и исправить речь заикающих. Родителям рассказывается, что такое заикание и от чего оно происходит, а также им рассказывается об общем оздоровлении нервной системы детей с заиканием, объясняются условия при которых поможет данная система, и рассказывается каждая ступень работы с детьми по предложенной системе и плану, почему и для чего надо пройти эти ступеньки.

В приложение (таблица 1) приведены методические указания по предложенной по этапной системе и план занятий.

В приложении предлагаю вашему вниманию конспект одного из занятий “Системного устранения заикания у дошкольников в игровых ситуациях”.

Современные подходы к коррекции заикания у дошкольников

Заикание считается полиэтиологическим заболеванием и в его возникновении выделяют следующие группы факторов: конституционально-генетические, средовые и коммуникативные. Основу заикания образует триада: речевые судороги, постоянное состояние тревоги и желание скрыть дефект. Такое понимание сущности заикания предопределяет основные подходы к коррекции этого недуга: нормализация мышечной составляющей речевой функции, психотерапевтическое лечение и мероприятия, направленные на расширение коммуникативных возможностей заикающегося, т.е. преимущественно психолого-педагогические методы воздействия и в меньшей степени терапевтические.

Современные методы коррекции заикания чрезвычайно разнообразны и уже сам этот факт говорит о том, что единого, универсального, не существует. Многие методы дают немедленный результат, к сожалению, недолговременный. Основным приемом коррекции заикания считается переход к замедленной или же ритмизированной речи. Этот подход используется достаточно давно в различных модификациях при коррекции заикания как у детей, так и у взрослых. Применяются шепотная, громкая речь; речь плавная, слитная, скандированная, речь с выделением ударных гласных, послоговая и пр. Весьма широкое распространение получила так называемая «логопедическая ритмика» («логоритмика») – сочетание видоизмененной речи с ритмическими движениями, выполняемыми, чаще всего, под музыкальное сопровождение (Самойленко Н.С., 1939; 1941; Лунина З.Е. с соавт., 1948; Чаянова Е.В., 1954; Дресвяников В.И., 1972; Эркман В.А., 1974; Рождественская В.И., Павлова А.И., 1987; Оганесян Е.В., 1981; Волкова Г.А., 1997 и др.). Широко используется видоизмененная речь, положенная в основу программы Лидкомба (Lidcombe Program). По мнению зарубежных авторов, эта программа оказалась весьма эффективной при коррекции заикания у детей дошкольного возраста.

Другим достаточно распространенным подходом, дополняющим использование видоизмененной речи в лечении заикания является психотерапия (Левина Р.Е., 1963; Чевелева Н.А., 1965; Миронова С.А., 1975; Мещерская Л.Н., 1988; Арутюнян Л.З., 1993; Шкловский В.М., 1994; Георгиевская Л.А., 1999; Лохов М.И., Фесенко Ю.А., 2000; Селиверстов В.И., 2000 и др.). В основу психотерапевтического воздействия положено представление о том, что заикание является формой выученного поведения, которое можно изменить. Поэтому усилия психотерапевта должны быть направлены на то, чтобы убедить заикающихся говорить свободно и уверенно, без страха и «торможения». Используются такие приемы, как отвлечение внимания, расслабление и гипноз. Заикающихся обучают говорить медленно, нараспев, одновременно с ритмическими движениями рук или пальцев кисти, что отвлекает от пристального внимания к собственной речи.

В последние годы как у нас в стране, так и за рубежом для коррекции заикания стали использоваться электронные устройства, маскирующие собственную речь (Блудов А.А., Воронцов В.А., 2001; Пахомов Д.В., 2001 и др.). В основу методики Masking auditory feedback – MAF положена гипотеза о том, что заикающиеся могут говорить плавно, когда они не слышат собственную речь. Маскирование может осуществляться «белым шумом», синусоидальными шумами; хорошие результаты были получены при задержке акустической обратной связи и при изменении частоты обратной связи.

К электронным устройствам, применяемым при лечении заикания, относятся и системы электромиографической обратной связи, помогающие пациенту избирательно следить за степенью активности тех или иных мышц, принимающих участие в речевом акте (Лохов М.И., Фесенко Ю.А, 2000).

Достаточно широко в комплексах по коррекции заикания используются различные дыхательные упражнения. Их цель – нормализация деятельности периферических отделов речевого аппарата; выработка правильного диафрагмального дыхания, увеличение продолжительности выдоха, нормализация его силы и постепенности. Для коррекции заикания популярна парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой (1987): основные положения этой гимнастики приняты во всех отечественных руководствах по лечению заикания (Вербовая Н.П. с соавт., 1977; Волкова Г.А., 1997; Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 1998).

Отмечается чрезвычайно важная роль родителей при коррекции заикания в домашних условиях, когда они тщательно выполняют рекомендации логопедов и психотерапевтов (Волкова Г.А., 1993).

У нас в стране логопедическая помощь детям с заиканием оказывается преимущественно в специализированных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Поэтому целесообразно рассмотреть имеющиеся методики логопедической коррекции заикания, использующиеся в таких ДОУ.

Большинство исследователей, занимающихся проблемой устранения заикания, считает наиболее эффективным комплексный метод, включающий в себя ряд лечебно-педагогических мероприятий и воздействующий на различные стороны психофизического состояния заикающегося (Левина Р.Е., 1963; Чевелева Н.А., 1965; Власова Н.А., Беккер К.-П., 1983; Селиверстов В.И., 2000). Комплексный метод предполагает участие в лечебно-педагогическом процессе разных специалистов: логопеда, невропатолога, инструктора ЛФК, психолога или психотерапевта. Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воздействия условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную, в основе которых лежит изучение особенностей речевой патологии и методы коррекции речи для различных возрастных групп заикающихся.

В ряде дневных стационаров и специализированных детских садов используется метод Н.А.Власовой, включающий логопедические, педагогические, лечебные мероприятия, музыкально-ритмические занятия, пение, психотерапию и работу с родителями. Лечебные мероприятия включают медикаментозную терапию, направленную на нормализацию динамики нервных процессов, общегигиенические и физиотерапевтические процедуры, ЛФК и психотерапию. Лечение дифференцированное (в зависимости от формы заикания), продолжительностью 1,5-2 месяца, дошкольников рекомендуется лечить в учреждениях дневного пребывания, чтобы избежать отрыва их от семьи.

Логопедическая коррекция ведется с использованием различных пособий и построена по принципу от простого к сложному, т.е. от сопряженной и отраженной речи к наиболее сложной – спонтанной эмоциональной, Она проводится по классической схеме, включающей шесть этапов:

1. Подготовительный этап, во время которого проводятся обследование детей и беседы с родителями, уточняются диагностика и логопедическое заключение. Продолжительность этого этапа обычно 2-3 недели.

2. Этап дестабилизации устойчивого патологического состояния (режим молчания, режим шепотной речи). По сути это период разрушения устойчивого патологического состояния путем стирания соответствующей матрицы в долговременной памяти и последующего создания новых связей, приводящих нарушенные процессы к норме. На этом этапе начинается работа над снятием напряжения как во всей мускулатуре, так и в артикуляционной, над постановкой диафрагмального дыхания и навыка подачи голоса. Проводятся безречевые упражнения и игры, дети выполняют указания и при этом молчат, педагог говорит с детьми шепотом. Предлагаются упражнения для развития мимики, орального праксиса, слухового и зрительного внимания, для развития ориентировки в пространстве, общей и мелкой произвольной моторики. Продолжительность этого этапа обычно 3 недели.

3. Этап сопряженной речи.

4. Этап отраженной речи.

5. Этап вопросно-ответной речи.

6. Этап самостоятельной речи.

Как одно из средств формирования речи применяется логопедическая ритмика, которая включает упражнения, способствующие воспитанию внимания и чувства ритма, а также регуляции мышечного тонуса.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе их ручной деятельности предложена Н.А.Чевелевой (1965). Устранение заикания при изготовлении детьми каких-нибудь поделок, автор разбивает на 5 периодов.

Первый период, пропедевтический, состоит из 4 занятий, на которых дети слышат немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм. Речь самих детей в этот период ограничена.

На втором периоде (сопровождающая речь, 16 занятий) допускается речь детей по поводу одновременно совершаемых ими действий. Зрительная опора обеспечивает ситуативность речи.

На третьем периоде (завершающая речь, 12 занятий), дети пользуются как сопровождающей речью (элемент предыдущего этапа), так и завершающей, проговаривая уже выполненную работу. Логопед регулирует речь детей и степень усложнения высказываний наводящими вопросами. Осуществляется возможность постепенного перехода к контекстной речи.

Четвертый период (предваряющая речь) включает 8 занятий. Наряду с ранее освоенными формами речи вводится рассказ ребенка о том, что он намерен делать. Развивается умение детей пользоваться речью вне наглядной опоры. При этом в речи появляются фразы сложной конструкции. Дети учатся последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, употреблять слова в их точном значении.

Пятый период (5 занятий) представляет собой закрепление навыков самостоятельной развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают обо всем процессе изготовления поделки, задают вопросы, отвечают на них, высказываются по собственному желанию и т.д.

Если методика Н.А.Чевелевой предусматривает возможность использования в устранении заикания одного раздела «Программы воспитания и обучения в детском саду» (а именно в процессе ручной деятельности), то система С.А.Мироновой (1975) предусматривает возможность использования в целом программы средней, старшей и подготовительной групп в процессе преодоления заикания у дошкольников. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется на занятиях по принятым разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование». В программу вносятся изменения, связанные с речевыми возможностями детей (частичное использование материала предыдущей возрастной группы, перестановка программных задач, удлинение сроков изучения более трудных тем). Коррекция заикания проводится по квартально.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью и в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без них. Большое место занимает работа над фразой (конструирование вариантов фраз, грамматическое оформление фраз, построение сложно-подчиненных конструкций и т.п.).

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Дети учатся пересказу и составлению самостоятельного рассказа. Увеличивается речевая практика детей в сложной контекстной речи.

Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наглядный материал почти не применяется. В речи дети опираются не только на вопросы логопеда (относящиеся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми), но и на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы.

Некоторые авторы в основе коррекционной работы с заикающимися дошкольниками используют систему игр (дидактических, с пением, подвижных, игр-драматизаций, творческих). Так, например, Г.А.Волкова (1997) считает игровой метод наиболее перспективным в коррекции заикания у дошкольников, так как именно в игре дети осваивают опыт межличностных отношений, происходит коррекция отклонений в поведении и формирование личности. В предложенной автором методике реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений. Коррекционная работа включает в себя следующие этапы:

Режим ограничения речи (1 неделя молчания и 2 недели шепотной речи). Основная задача этого периода – затормозить патологический стереотип речи (судорожную речь).

Сопряженная речь (4-5 недель). На этом этапе идет отработка новых речевых стереотипов на облегченной форме речи.

Отраженная речь (4-5 недель). В этот период, как и на следующих этапах, совершенствуется плавная бессудорожная речь.

Вопросно-ответная речь. Этот этап работы делится на два подэтапа: период простых вопросов, когда вопрос строится так, чтобы ребенок мог ответить на него, используя слова, содержащиеся в вопросе (4-6 недель); и период «проблемных» вопросов, включающих в себя слова «почему», «зачем», «для чего» и т. п. (4-6 недель).

Самостоятельная речь (8-14 недель).

Продолжительность каждого из этапов работы здесь обусловлена тем, что дети находятся в условиях речевой группы детского сада в период с сентября по июнь.

Интересные игры и игровые приемы предложены для логопедических занятий с заикающимися детьми И.Г.Выгодской (1984), Е.Л.Пелленгер и Л.Н.Успенской (1995). Игры и игровые приемы соответствуют задачам последовательных этапов логопедических занятий с детьми и способствуют обучению релаксации; проведению режима относительного молчания; воспитанию правильного речевого дыхания; общению короткими фразами; активизации развернутой фразы; свободному речевому общению.

В ряде дошкольных учреждений при исправлении речи заикающихся применяется система, разработанная в лаборатории логопедии Института дефектологии (Мещерская Л.Н., 1988), построенная на материале программы ДОУ, но с самого начала предполагающая пользование самостоятельной связной речью. Постепенно самостоятельная речь усложняется за счет уменьшения наглядного содержания. В процессе работы используются дидактические игры и элементы ручной деятельности.

Большой интерес представляет система коррекции заикания, предложенная Л.З.Арутюнян (1993). Особенностью методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы. И хотя эта методика первоначально создавалась для коррекционной работы с подростками и взрослыми, но «год от года все большее число логопедов применяет в работе с дошкольниками эту методику» (Яковлев С.Б., 1999). Логопедическая и коррекционно-воспитательная работа включает в себя следующие этапы:

Подготовительный этап (6 недель). Задачи этого этапа следующие: обследование детей; проведение режима ограничения речи в целях дестабилизации устойчивого патологического состояния; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; обучение приемам релаксации; развитие диафрагмального дыхания; обучение мягкой атаке голоса; развитие ритмико-интонационной стороны речи.

Этап синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки (7-8 недель). На данном этапе перед логопедом стоят следующие задачи: формирование нового речедвигательного навыка («речь должна пройти через руку»); продолжение работы, начатой на подготовительном этапе, по развитию обшей, ручной, артикуляционной моторики, голоса, дыхания, просодических компонентов речи; продолжение работы по нормализации мышечного тонуса.

Этап автоматизации нового речедвигательного навыка у детей (6 месяцев), состоящий из двух подэтапов:

– первичного закрепления нового речедвигательного навыка на речевом материале различной сложности, по принципу «от простого к сложному», продолжается работа по реализации задач предыдущего этапа;

– закрепления нового речедвигательного навыка в самостоятельной речи. На этом этапе автоматизация протекает в процессе усвоения программного материала, в условиях естественного общения детей (общение детей с сотрудниками детского сада в ходе экскурсий по учреждению; выступление перед детьми других групп на детских праздниках, концертах; посещение детьми школы, поликлиники, магазинов как с педагогами, так и с родителями).

Методика В.И.Селиверстова (2000), рассчитана для логопедической работу с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях). Автор исходит из принципа, что единой для всех заикающихся системы речевых упражнений быть не может, так как клиника заикания различна. Особое внимание автор уделяет связи логопедической работы с задачами воспитания и общего развития заикающихся детей. Обращается внимание на необходимость использования технических средств в коррекционной работе с заикающимися.

Подводя итог обзора литературы, следует отметить, что само многообразие методик свидетельствует о сложности проблемы и, к сожалению, о весьма высоком проценте неудовлетворительных результатов лечения заикания. Современные методы и приемы устранения заикания нередко недостаточно патогенетически обоснованы, что приводит к низким результатам коррекционной работы. В подходе к использованию тех или иных приемов наблюдаются противоречия, отсутствует единый методологический подход.

Ссылка на основную публикацию