Дидактический материал для логопедических занятий с пациентами с афазией легкой степени выраженности

Программа восстановления речи при афферентной моторной афазии

Ольга Трифонова
Программа восстановления речи при афферентной моторной афазии

Афазия – это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением коры головного мозга, приводящая к дезинтеграции всей психической сферы человека.

Причиной афазии у взрослых является мозговой инсульт (40-50% среди патологий). Детские афазии встречаются редко, чаще наблюдаются у мальчиков (менее 1%). В большинстве случаев подобные состояния диагностируются на фоне открытых черепно-мозговых травм и патологии сосудов, кровоснабжающих головной мозг – внутренней сонной или средней мозговой артерии. Также в роли этиологических факторов выступают опухоли, аневризмы, гематомы, абсцессы головного мозга, энцефалит, эпилепсия.

Чтобы разработать программу восстановления речи при афазии, нужно правильно классифицировать речевое расстройство.

Различают 6 видов афазий.

При поражении височных отделов КГМ (зоны Вернике) возникают акустико-гностическая и акустико-мнестическая формы распада речи. Больной перестает понимать обращенную к нему речь, при этом в результате нарушения слухового контроля у него развивается обильная непродуктивная речь, процесс речевого общения в целом становится недоступным.

Поражение теменных отделов КГМ приводит к апраксии органов артикуляции, т. е. трудности в нахождении правильного положения этих органов с целью произнесения речевого звука и мысленного проговаривания слова. Нарушается слоговая и звуко-буквенная структура слова (афферентная моторная афазия); понимание логико-грамматических оборотов, переносного смысла слова и семантики речи в целом, акалькулией, нарушением схемы тела (семантическая афазия).

Нарушение кровообращения в лобных долях КГМ (зона Брока) приводят к трудности переключения от одного артикуляционного акта к другому; нарушается кинетическая моторная программа. В большинстве случаев больным доступно воспроизведение автоматизированных рядов и устойчивых речевых конструкций, в которых предыдущее звено ассоциативно предопределяет последующее (эфферентно-моторная афазия). Затруднено построение фразы, нарушено грамматическое структурирование речи, выражение собственных мыслей (динамическая афазия).

Лечение афазии после инсульта включает в себя медикаментозную терапию для защиты уцелевших клеток от некроза, массаж воротниковой зоны, физиотерапию и занятия с логопедом. Продолжительность реабилитации зависит от степени поражения головного мозга. Для полного выздоровления может понадобиться как несколько месяцев, так и несколько лет.

Занятия с логопедом необходимо начать как можно раньше, не позднее двух недель с возникновения первых симптомов.

Длительность занятий по восстановлению речи должна быть около 7-15 минут, так как состояние больного требует отдыха. Постепенно продолжительность можно увеличивать.

Восстановление речи после инсульта – дело сложное и длительное, его успех в значительной мере зависит от усилий больного и его психологического настроя. Логопеду необходимо быть хорошим психологом. Люди, пережившие инсульт, часто ощущают себя безнадежными. Они очень чувствительны к неосторожно брошенным словам и тяжело переживают неудачи. Встреча с недружелюбным специалистом, который не способен создать оптимистический настрой, может стать роковой для человека с нарушенной речью. Он замкнется в себе и утратит веру в выздоровление. Помощь родственников, если она оказывается неправильно, тоже может затормозить процесс выздоровления.

При диагнозе: афферентная моторная афазия невозможно воспроизведение речи при сохранности понимания смысла обращённой речи. Наблюдается паралич правой (или левой) стороны тела; на лице асимметрия носогубных складок, затруднения в движении челюстей, век, мимических мышц. Письмо и чтение недоступно или носит непостоянный характер. Первичным нарушением при афазии данной формы выступает апраксия органов артикуляции, то есть трудности в нахождении правильного положения этих органов с целью произнесения речевого звука и мысленного проговаривания слова. Нарушается слоговая и звуко-буквенная структура слова.

ПРОГРАММА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ АФФЕРЕНТНОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИИ.

В процессе восстановления главной опорой служит доступность непроизвольной речи за счет непосредственной связи данных областей коры головного мозга с подкорковыми отделами. Именно поэтому восстановление идет от непроизвольного

уровня к произвольному.

1 этап (2 – 4 недели, продолжительность занятий 10-30 минут 3 раза в неделю). Восстановление орального праксиса (сочетается с профессиональным, медицинским массажем всего тела):

– зондовый массаж органов артикуляции;

– мимическая гимнастика (сначала с помощью логопеда, затем самостоятельно);

– пальчиковая гимнастика (сначала с помощью логопеда, затем самостоятельное разминание пальцев здоровой рукой);

– дыхательная гимнастика (формирование речевого дыхания);

– психологические беседы с объяснением механизма возникновения недуга, плана работы над болезнью.

Результат: больной самостоятельно, произвольно открывает – закрывает рот, глаза; произносит гласные звуки А, У, Э, О, И с помощью логопеда в формировании артикуляционных поз; надувает воздушный шар; произносит звуковые и слоговые звукоподражания (кроме слогов с согласными звуками).

2 этап (2 – 4 недели, продолжительность занятий 30 минут 3 раза в неделю). Растормаживание речевых функций на основе старых речевых стереотипов с отхлопыванием речевого ритма (логопед начинает, больной продолжает или заканчивает):

– счёт, называние месяцев, времён года, дней недели ;

– договаривание знакомых фраз, пословиц, поговорок;

– пение знакомых песен;

– декламирование знакомых стихов;

– психологические беседы о необходимости постоянной тренировки не только в процессе реабилитационных занятий, концентрации силы воли.

Результат: больной с помощью и самостоятельно воспроизводит знакомые тексты песен, стихов, «крылатых» выражений, непроизвольно (случайно и не всегда) отвечает на вопросы словом.

3 этап (несколько месяцев или лет, продолжительность занятий 30 – 40 минут 1 – 2 раза в неделю).Работа над произвольностью речевого высказывания:

– произвольное прочтение 1 гласной буквы; сочетания 2 – 3 – 4 гласных букв;

– прочтение и выкладывание карточек с заданными 1 – 2 – 3 буквами;

– произвольное прочтение слов из 2 – 3 – 4 букв;

– произвольное воспроизведение слов (существительных, глаголов) из 1 – 2 – 3 слогов с одинаковой, разными гласными;

– самостоятельный выбор ответа из вопроса типа: хочешь кашу или борщ? (- Кашу);

– формирование слоговой структуры слов 1 (2 – 14) типа;

– анализ гласной в 1 – сложных словах типа: КОТ, ДОМ;

– договаривание слога в словах: бума (га, конфе (та);

– психологические беседы о необходимости продолжения борьбы с болезнью.

Результат: больной произвольно прочитывает гласную, сочетание гласных букв (от 1 до 4-х, с помощью карточек выкладывает заданную последовательность из гласных букв; выбирает слово из вопроса для ответа.Но эти достижения непостоянны: есть трудности в нахождении правильного положения артикуляционных органов с целью произнесения речевого звука или звуков; больной путает буквы, слова часто заканчивает только при подсказке 1-го слога.

Важно продолжать логопедическое коррекционное воздействие, эмоционально положительно влиять на больного, т. к. по причине депрессивного настроя из-за отсутствия быстрой динамики восстановления речи больной может утратить веру в возможность реабилитации и отказаться от занятий.

Музыкальная программа с участием мам для подготовительной группы «При солнышке добро, при матери светло» Музыкальная программа с участием мам для подготовительной группы «При солнышке добро, при матери светло» Ведущая. Добрый день, уважаемые.

«При солнышке светло, при матушке — тепло» (фотоотчет) Хочется порадовать маму на День матери? Конечно, хочется! Перед праздником мы с детьми работаем, не покладая рук… Подготовили поздравительную.

Использование графомоторных игр и упражнений при моторной алалии Тукиш Татьяна Федоровна Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное.

Конспект индивидуального занятия с использованием элементов сказкотерапии с ребенком с моторной алалией Тема: Дифференциации домашних и диких животных по мотивам сказки «Заюшкина избушка». Задачи: Коррекционно-развивающие: – активизировать.

Использование дидактических игр и упражнений при ФЭМП у детей с общим недоразвитием речи В процессе своей трудовой деятельности, я выбрала для себя тему, над которой работаю много лет,постоянно совершенствуя себя и детей. “Использование.

Открытое занятие в форме викторины на тему: «При солнышке тепло, при матушке добро». Подготовительная группа Цель: Обобщить знания детей о значимости мамы в их жизни; закрепить чувство любви и уважения к матери, желание заботиться.

Программа саморазвития «Использование игровых приемов при ФЭМП у дошкольников» Пояснительная записка. Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных.

Программа восстановления после родов «Мама в форме»! «Мама в форме»- это комплекс восстановительной послеродовой гимнастики, в которой участвует мама и ее ребенок! После родов каждой женщине.

Речевая карта используемая при диагностике речи детей средней группы Речевая карта (для детей средней группы) 1. Фамилия, имя, возраст: ___ 2. Возрастная.

Стенгазета к празднику «При солнышке тепло, при мамочке добро» (подготовительная группа) Готовя стенгазету к дню матери, мы с детьми подготовительной группы стали вспоминать и искать через родителей пословицы и поговорки о маме.

Длительность занятий по восстановлению речи должна быть около 7-15 минут, так как состояние больного требует отдыха. Постепенно продолжительность можно увеличивать.

Весна

Солнце пригрело. Побежал ручьи. Прилетели грачи. Птицы выводят птенцов.

Весело скачет по лесу заяц. Лисица вышла на охоту и чует добычу.

Волчица вывела волчат на поляну. Медведица рычит у берлоги.

Над цветами летают бабочки и пчелы. Все рады весне.

Ответьте на вопросы.

Какое время года наступило?

Кого выводят птицы?

Кто весело скачет по лесу?

Кто вышел на охоту?

Кто вывел волчат на поляну?

Кто рычит у берлоги?

Кто летает над цветами?

Задание. Соединить картинку и слов

заяц

птенец

Вставьте в рассказ по памяти подходящее по смыслу слово.

Однажды утром я проснулся и 1)……….2)……………3)

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ДИНАМИЧЕСКОЙ АФАЗИИ

Основной задачей работы при динамической афазии является преодоление дефектов внутреннего речевого программирования.

При значительно выраженной аспонтанности больному даются различные упражнения на классификацию предметов по разным признакам (мебель, одежда, посуда, круглые предметы, квадратные, деревянные, металлические и т. п.); используется прямой и обратный порядковый счет, вычитание из 100 по 7, по 4 и т. п.

Преодоление дефектов внутреннего программирования осуществляется созданием для больных программ высказывания с помощью различных внешних опор (вопросов, схемы предложения, фишек), постепенного сокращения их числа и последующей интериоризацией, свертыванием этой схемы «вовнутрь». Больной, перенося указательный палец с одной фишки на другую, постепенно развертывает речевое высказывание по сюжетной картинке, затем переходит к зрительному слежению за планом развертывания высказывания без сопряженного двигательного подкрепления и, наконец, производит составление этих фраз без внешних опор, прибегая лишь к внутриречевому планированию высказывания.

Восстановлению линейного развертывания высказывания содействует использование слов, входящих в вопросы к сюжетной картинке или в вопрос к соответствующей ситуации, обсуждаемой на занятии. Например, на вопрос: «Куда вы сегодня пойдете?» — больной отвечает: «Я пойду к парикмахеру» или «Я пойду на рентген» и т. п., т. е. он добавляет лишь одно слово. Другим приемом восстановления структуры высказывания является использование опорных слов, из которых больной составляет предложение. Постепенно число предложенных слов для составления предложения из 5—6 слов сокращается, больной свободно, по своему усмотрению, добавляет слова в нужной грамматической форме.

Ввиду того что при динамической афазии нарушается в основном составление не фразы, а текстов, в качестве внешних опор используются серии последовательных картинок, например, серия картинок о ребенке, самостоятельно построившем плот и отправившемся в плавание, и о последствиях такого плавания, серии бытовых рисунков художника X. Бидструпа.

При динамической афазии преодолевается речевая инактивность, создаются условия для повышения речевой инициативы, для этого больному поручают устно передать кому-либо ту или иную просьбу логопеда и т. п. Речевая активность увеличивается в процессе создания специальных речевых ситуаций-инсценировок, в процессе которых инициатива ведения диалога передается больному. Тема диалога предварительно обсуждается с больным, ему даются вопросительные, ключевые слова и план, которые он может использовать в беседе. На занятиях по стимулированию речевой активности инсценируются беседы с врачом, в магазине, в аптеке, в гостях и т. п. Больной может быть ведущим в беседе о творчестве писателя, художника или композитора, при обсуждении художественного произведения, телепередач.

При более легких формах динамической афазии даются задания пересказать текст сначала при помощи развернутого вопросника, затем при помощи ключевых вопросов к отдельным абзацам текста, затем с опорой на план. Параллельно больной обучается составлять самостоятельные планы к текстам, сначала развернутые, затем краткие, свернутые, после чего, предварительно составив план, он пересказывает текст, незаглядывая в него. Таким образом, происходит интериоризация плана при пересказе прочитанного.

При грубой динамической афазии понимание ситуативной речи восстанавливается путем обсуждения различных событий дня. Затем логопед опять переключает внимание больного на новую тему, например о том, кто навещал его накануне.

Интонационно логопед выделяет предикат высказывания, собирая внимание больного на том или ином фрагменте. Позже ему предлагается выполнить как однозвеньевые, так и многозвеньевые инструкции.

По мере воспитания внимания больного к речи окружающих восстанавливается и ее понимание, уменьшаются трудности переключения акустического восприятия с одной темы беседы на другую.

Параллельно с восстановлением экспрессивной, устной речи ведется работа по восстановлению в тексты пропущенных предлогов, глаголов, наречий; письменно составляются предложения по опорным словам, ответы на вопросы к текстам, пишутся сочинения по сериям картинок, заявления, доверенность на получение пенсии, письма знакомым и т. д.

Логопед в процессе индивидуальной и коллективной работы с больными с афазией модифицирует имеющиеся в арсенале дефектологии приемы и методы коррекционно-педагогической работы, привнося свой индивидуальный опыт.

Во многом результаты коррекционно-педагогической работы зависят от настойчивости логопеда и больного, являющегося по существу сотрудниками в достижении одной цели: максимального восстановления речи на фоне лечения.

Выводы и проблемы

При восстановлении речи у больных с афазией необходимы предварительная неречевая работа с ними, использование обходных путей для решения задач коррекционно-педагогической работы.

В связи с системным характером афазических расстройств работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения каждой речевой функции при разных формах афазии.

В процессе восстановительного обучения при афазии ставится конкретная перспективная цель и работа ведется поэтапно в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями больного.

Программы восстановления речи при разных формах афазии носят дифференцированный характер, но на раннем этапе после инсульта при ряде форм афазии для преодоления вторично нарушенной смысловой стороны речи используются близкие по характеру методические приемы. Одной из важных проблем афазиологии является изучение вариантов разных форм афазий. Они требуют своего дальнейшего исследования в целях разработки и модификации приемов восстановительного обучения.

Читайте также:  Восстановление лексического состава речи у больных с разными формами афазий

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте особенности нарушения понимания устной речи, чтения и письма при акустико-гностической сенсорной афазии.

2. Раскройте первично нарушенную предпосылку при акустико-мнестической афазии.

3. В чем специфика семантической афазии?

4. Сопоставьте афферентную и эфферентную моторную афазию.

5. Охарактеризуйте динамическую афазию.

6. Раскройте основные положения коррекционно-педагогической работы при афазии.

7. Покажите специфику коррекционно-педагогической работы при разных формах афазии.

8. Подберите речевой и дидактический материал для логопедической работы с больными, страдающими различными формами афазии.

1. Бейн Э. С., Бурлакова М. К., Визель Т. Г. Восстановление речи у больных с афазией. — М., 1982.

2. Бурлакова М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. — М., 1989.

3. Бурлакова М. К. (Шохор-Троцкая) Говори и пиши правильно. Сборник упражнений для преодоления сложных речевых расстройств. — М., 1997.

4. Бурлакова М. К. Речь и афазия. — М., 1997.

5. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. — М., 1948.

6. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.

7. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1975.

8. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга // Естественнонаучные основы психологии. — М., 1978.

9. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997. — Ч. II. — С. 140—282.

10. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. — М., 1988.

7. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1975.

Этапы логопедической работы

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно. Основной целю первого, подготовительного этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма. Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного и физиотерапевтического лечения, массажа и лечебной физкультуры.

На втором этапе формируются первичные коммуникативные произносительные навыки. Его основная цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Логопед проводит работу по коррекции артикуляционных нарушений. При спастичности работают над расслаблением мышц артикуляционного аппарата. Вырабатывается контроль над положением рта, развиваются артикуляционные движения, проводится коррекция речевого дыхания, развивается голос, ощущения артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Формирование звукопроизношения при дизартрии включает в себя постановку и закреплении в речи звуков. Первая группа звуков включает в себя фонемы, наиболее лёгкие в артикуляционном отношении и далекие друг от друга акустически. Это звуки а, у, п, м, н, к, ы, х, в, о, л, т, с. Данные звуки как наиболее простые отрабатывают до нормы. Попутно на этих фонемах ведут работу по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа (выделяют звука из ряда других, из слогов, в простых словах).

Скороговорки при дизартрии являются фонетическим средством развития подвижности артикуляционного аппарата. При использовании скороговорок придерживаются следующих рекомендаций:

  • Работу начинают с простых, коротких, рифмованных фраз («Белые бараны били в барабаны»);
  • Соблюдают принцип отбора дидактического материала (в скороговорке не должно быть слов с дефектно произносимыми пациентом звуками;
  • Скороговорки лучше использовать в играх.

Индивидуальный подход к выбору средств и методов логопедической работы на каждом этапе лечения дизартрии позволяет специалистам Юсуповской больницы добиться восстановления речи у пациентов, от которых отказались в других реабилитационных центрах.

С учётом уровня локализации поражения двигательного аппарата речи выделяют следующие формы дизартрии:

Книги и статьи по логопедии

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

3. Черепно-мозговы травмы.

Методичка для логопедов. Часть 2. Формы афазии и методика восстановления речи

Составитель:
член ассоциации нейрореабилитологов России
логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации
Республиканской Клинической Больницы
имени Г.Г. Куватова г Уфы
Фаткуллина Л.К.

Методические основы диагностики и коррекции речевых нарушений в работе логопеда со взрослыми

  • основные методологические проблемы клинической афазиологии;
  • клинику нарушений речи при основных видах афазии;
  • особенности проведения нейропсихологическое обследование у пациентов, перенесших инсульт и черепно-мозговую травму или нейрохирургическое вмешательство;
  • основы мультидисциплинарной нейрореабилитации;
  • показания, противопоказания для различных видов логопедической коррекции восстановительного обучения;
  • основы организации мультидисциплинарной реабилитации больных в современных условиях.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Афазия – это заболевание, для которого характерны проблемы с распознаванием речи и речевым общением, которые возникают вследствие повреждения участков мозга, отвечающих за речь. Афазия не является врожденным заболеванием. Она появляется внезапно после травм или заболеваний. Это может быть как травма головы, так и сердечный удар, инсульт, инфекция или маразм. Приобретенная афазия проявляется в виде полной или частичной неспособности воспринимать речь (устную и/или письменную) и говорить.

Существует различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике-Лихтгейма, лингвистические классификации Х.Хэда и других. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А.Р. Лурии, который различает шесть форм афазий: акустико-гностическую акустико-мнестическую (возникает при поражении височных отделов коры головного мозга), семантическую и афферентную моторную афазии (возникает при поражении нижних отделов коры головного мозга), эфферентную моторную и динамическую афазии (возникает при поражении премоторных заднелобных отделов коры головного мозга).

6. Воспитание у ребенка навыка слухового контроля за собственной речью и речью окружающих.

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ДИНАМИЧЕСКОЙ АФАЗИИ

Основной задачей работы при динамической афазии является преодоление дефектов внутреннего речевого программирования.

При значительно выраженной аспонтанности больному даются различные упражнения на классификацию предметов по разным признакам (мебель, одежда, посуда, круглые предметы, квадратные, деревянные, металлические и т. п.); используется прямой и обратный порядковый счет, вычитание из 100 по 7, по 4 и т. п.

Преодоление дефектов внутреннего программирования осуществляется созданием для больных программ высказывания с помощью различных внешних опор (вопросов, схемы предложения, фишек), постепенного сокращения их числа и последующей интериоризацией, свертыванием этой схемы «вовнутрь». Больной, перенося указательный палец с одной фишки на другую, постепенно развертывает речевое высказывание по сюжетной картинке, затем переходит к зрительному слежению за планом развертывания высказывания без сопряженного двигательного подкрепления и, наконец, производит составление этих фраз без внешних опор, прибегая лишь к внутриречевому планированию высказывания.

Восстановлению линейного развертывания высказывания содействует использование слов, входящих в вопросы к сюжетной картинке или в вопрос к соответствующей ситуации, обсуждаемой на занятии. Например, на вопрос: «Куда вы сегодня пойдете?» — больной отвечает: «Я пойду к парикмахеру» или «Я пойду на рентген» и т. п., т. е. он добавляет лишь одно слово. Другим приемом восстановления структуры высказывания является использование опорных слов, из которых больной составляет предложение. Постепенно число предложенных слов для составления предложения из 5—6 слов сокращается, больной свободно, по своему усмотрению, добавляет слова в нужной грамматической форме.

Ввиду того что при динамической афазии нарушается в основном составление не фразы, а текстов, в качестве внешних опор используются серии последовательных картинок, например, серия картинок о ребенке, самостоятельно построившем плот и отправившемся в плавание, и о последствиях такого плавания, серии бытовых рисунков художника X. Бидструпа.

При динамической афазии преодолевается речевая инактивность, создаются условия для повышения речевой инициативы, для этого больному поручают устно передать кому-либо ту или иную просьбу логопеда и т. п. Речевая активность увеличивается в процессе создания специальных речевых ситуаций-инсценировок, в процессе которых инициатива ведения диалога передается больному. Тема диалога предварительно обсуждается с больным, ему даются вопросительные, ключевые слова и план, которые он может использовать в беседе. На занятиях по стимулированию речевой активности инсценируются беседы с врачом, в магазине, в аптеке, в гостях и т. п. Больной может быть ведущим в беседе о творчестве писателя, художника или композитора, при обсуждении художественного произведения, телепередач.

При более легких формах динамической афазии даются задания пересказать текст сначала при помощи развернутого вопросника, затем при помощи ключевых вопросов к отдельным абзацам текста, затем с опорой на план. Параллельно больной обучается составлять самостоятельные планы к текстам, сначала развернутые, затем краткие, свернутые, после чего, предварительно составив план, он пересказывает текст, незаглядывая в него. Таким образом, происходит интериоризация плана при пересказе прочитанного.

При грубой динамической афазии понимание ситуативной речи восстанавливается путем обсуждения различных событий дня. Затем логопед опять переключает внимание больного на новую тему, например о том, кто навещал его накануне.

Интонационно логопед выделяет предикат высказывания, собирая внимание больного на том или ином фрагменте. Позже ему предлагается выполнить как однозвеньевые, так и многозвеньевые инструкции.

По мере воспитания внимания больного к речи окружающих восстанавливается и ее понимание, уменьшаются трудности переключения акустического восприятия с одной темы беседы на другую.

Параллельно с восстановлением экспрессивной, устной речи ведется работа по восстановлению в тексты пропущенных предлогов, глаголов, наречий; письменно составляются предложения по опорным словам, ответы на вопросы к текстам, пишутся сочинения по сериям картинок, заявления, доверенность на получение пенсии, письма знакомым и т. д.

Логопед в процессе индивидуальной и коллективной работы с больными с афазией модифицирует имеющиеся в арсенале дефектологии приемы и методы коррекционно-педагогической работы, привнося свой индивидуальный опыт.

Во многом результаты коррекционно-педагогической работы зависят от настойчивости логопеда и больного, являющегося по существу сотрудниками в достижении одной цели: максимального восстановления речи на фоне лечения.

Выводы и проблемы

При восстановлении речи у больных с афазией необходимы предварительная неречевая работа с ними, использование обходных путей для решения задач коррекционно-педагогической работы.

В связи с системным характером афазических расстройств работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения каждой речевой функции при разных формах афазии.

В процессе восстановительного обучения при афазии ставится конкретная перспективная цель и работа ведется поэтапно в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями больного.

Программы восстановления речи при разных формах афазии носят дифференцированный характер, но на раннем этапе после инсульта при ряде форм афазии для преодоления вторично нарушенной смысловой стороны речи используются близкие по характеру методические приемы. Одной из важных проблем афазиологии является изучение вариантов разных форм афазий. Они требуют своего дальнейшего исследования в целях разработки и модификации приемов восстановительного обучения.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте особенности нарушения понимания устной речи, чтения и письма при акустико-гностической сенсорной афазии.

2. Раскройте первично нарушенную предпосылку при акустико-мнестической афазии.

3. В чем специфика семантической афазии?

4. Сопоставьте афферентную и эфферентную моторную афазию.

5. Охарактеризуйте динамическую афазию.

6. Раскройте основные положения коррекционно-педагогической работы при афазии.

7. Покажите специфику коррекционно-педагогической работы при разных формах афазии.

8. Подберите речевой и дидактический материал для логопедической работы с больными, страдающими различными формами афазии.

1. Бейн Э. С., Бурлакова М. К., Визель Т. Г. Восстановление речи у больных с афазией. — М., 1982.

2. Бурлакова М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. — М., 1989.

3. Бурлакова М. К. (Шохор-Троцкая) Говори и пиши правильно. Сборник упражнений для преодоления сложных речевых расстройств. — М., 1997.

4. Бурлакова М. К. Речь и афазия. — М., 1997.

5. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. — М., 1948.

6. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.

7. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1975.

8. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга // Естественнонаучные основы психологии. — М., 1978.

9. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997. — Ч. II. — С. 140—282.

10. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. — М., 1988.

Программы восстановления речи при разных формах афазии носят дифференцированный характер, но на раннем этапе после инсульта при ряде форм афазии для преодоления вторично нарушенной смысловой стороны речи используются близкие по характеру методические приемы. Одной из важных проблем афазиологии является изучение вариантов разных форм афазий. Они требуют своего дальнейшего исследования в целях разработки и модификации приемов восстановительного обучения.

Афазия. Коррекционная работа при афазии.

При афазии логопедическая работа включает в себя следующие направления:

Коррекционно-педагогическая работа при афферентной моторной афазии.

Коррекционно-педагогическая помощь по преодолению афферентной моторной афазии опирается на

Ø включение сохранного зрительного и акустического контроля,

Ø включение контролирующей функции лобных отделов левого полушария у правшей, в комплексе осуществляющих зрительный и слуховой анализ читаемого и воспринятого на слух речевого сигнала,

Ø контроль за оптическим синтезом видимых элементов артикуляторного уклада и т. п.

Общими задачами коррекционно-педагогической работы при афферентной моторной афазии является

Ø преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса, что обеспечивает преодоление аграфии, алексии, нарушения понимания речи,

Ø восстановление развернутого устного и письменного высказывания.

Приемы работы определяются степенью речевого расстройства.

При грубо выраженной афферентной моторной афазии на начальном этапе коррекционно-педагогической работы задачами восстановительного обучения являются:

1) растормаживание или восстановление произносительной стороны речи;

2) преодоление нарушений понимания;

3) восстановление аналитического чтения и письма; стимулирование элементарной ситуативной речи.

При средней степени тяжести задачами коррекционно-педагогической работы являются:

1) закрепление артикуляционных навыков;

2) преодоление литеральных парафазии;

3) стимули­рование экспрессивной речи, преодоление дефектов звукобуквенного анализа состава слова и литеральных параграфий при записи слов;

4) преодоление экспрессивного и импрессивного аграмматизма: понимания значений и употребления предлогов, передающих пространственное отношение предметов.

Читайте также:  Реабилитация пациентов с псевдобульбарной дизартрией в острый период инсульта

При легкой степени выраженности афферентной моторной афазии задачами коррекционно-педагогической работы являются

1) преодоление остаточных артикуляторных трудностей при произнесении многосложных слов со стечением согласных,

2)изжитие литеральных парафазии и параграфий,

3)преодоление элементов экспрессивного и импрессивного аграмматизма.

Для решения этих задач при грубой афферентной моторной афазии используется глобальное, сопряженное произнесение — чтение автоматизированных речевых рядов их списывание и чтение про себя, а затем зрительный диктант и чтение вслух фраз на темы дня, чтение и запись под диктовку отдельных букв, складывание из разрезной азбуки слов из трех — пяти букв, введение этих слов в активную речь.

При относительно сохранном чтении про себя и некоторой сохранности письменной речи формируется восстановление письменной речи при составлении фразы по сюжетным картинкам. Для преодоления апраксии артикуляционного аппарата используется зрительно-слуховой имитационный прием. Вся работа по методу имитации звуков исключает пользование зеркалом, зондами, шпателями, так как они при афазии увеличивают степень произвольности движения, усугубляют артикуляционные трудности больных. Перед вызовом того или иного звука больному предлагается выполнить неречевые движения языка, губ, щек, мягкого нёба в смысловой, «игровой», имитирующей эти движения форме, т. е. преодолевается оральная апраксия. Вызов звуков начинается с имитации доступных звуков, как правило, губных и переднеязычных.

Целесообразно начинать с вызова контрастных гласных фонем а и у. Для их дифференциации логопед рисует в тетради больного большой и узкий кружочки или широко и узко раскрытые губы и учит его имитировать эти звуки, затем присоединяет звуки м и в.

Вызов звуков должен быть «подчинен» следующим условиям: нельзя одновременно вызывать звуки одной артикуляторной группы; звуки должны вводиться не в существительные в именительном падеже, а в слова и фразы, необходимые для общения (да, нет, вот, буду, хочу и т. п.).

При грубой афферентной моторной афазии для более быстрого перевода больного от зрительной имитации звука («чтение с губ») к самостоятельному произнесению звуков в процессе чтения не сложных слов, используется расстановка над буквами надстрочных знаков:

а – кружок, имитирующий широко раскрытый рот;

у — узкий кружок;

м — сомкнутые губы, позже просто прямая линия;

ы — выдвинутый в профиль подбородок;

т — стрелка слева направо, имитирующая направление движения языка в его межзубной позиции;

и — растянутый в улыбке рот;

о — вертикальный овал;

в — закушенная нижняя губа;

с — горизонтально расположенный свисток, а позже две параллельные линии;

э — широкий раствор рта с упирающимся в зубы языком;

в — рисунок крыльев носа в профиль;

е — горизонтальный овал рта;

ш — квадрат, имитирующий утрированное произнесение этого звука;

к — стрелка справа налево, показывающая направление движения языка в глубь рта;

п — две встречные скобки, имитирующие надутые щеки, и линия между ними, имитирующая сжатые и внезапно разомкнутые губы;

л — стрелка, направленная снизу вверх;

р — волнистая линия;

и и ч — передаются сочетанием стрелки (т) и двух параллельных линий (с) и квадрат (ш);

йотированные гласные обозначаются «суммой» надстрочных знаков на я = и + а; ю = и + у и т. д.

Для определения звонких согласных б, д, г, ж, з используются те же надстрочные знаки с восклицательным знаком над ними.

Использовать надстрочные знаки при афферентной моторной афазии предлагал А. Р. Лурия (1948). Их использование облегчает больному переход от зрительного восприятия артикуляционного уклада звука, произносимого сопряженно с логопедом, к чтению простейших слов, затем фраз и текстов. Эта самая тяжелая форма афазии как у правшей, так и у левшей успешно преодолевается в течение 2—3 лет и в большинстве случаев, при адекватной установке на значительное восстановление артикуляционной стороны речи, больные возвращаются к активной работе. Логопед чтобы не вызвать у больного депрессию, не говорит ему о столь долгих сроках восстановительного обучения.

В целях закрепления артикуляционных навыков при освоении новых звуков логопед должен многократно повторять предыдущий материал, сокращая употребление надстрочных знаков по мере преодоления у больного апраксии артикуляционного аппарата. Для окончательного ее преодоления весь пройденный материал надо повторить два-три раза.

По мере преодоления апраксии артикуляционного аппарата переходят к сопряженному и отраженному произнесению фраз обиходно-бытового характера по картинкам, стимулируют самостоятельную речь больного.

Восстановление ситуативной, разговорной речи является одной из первоочередных задач как начального этапа коррекционно-педагогической работы, так и при средней степени тяжести афферентной моторной афазии.

Восстановленные звуки вводятся в слова и фразы, необходимые для общения (хорошо, буду, завтра, сегодня, утром; у меня был врач, я уже ел и т. п.).

По мере возникновения ситуативной диалогической речи начинается восстановление монологической речи. Основной целью ее восстановления является расширение словаря больного, предупреждение аграмматизма, развитие развернутого устного и письменного высказывания, подготовка свободной диалогической речи. Больной овладевает схемой прямого и инвертированного построения фразы по сюжетной картинке, планом высказывания по серии сюжетных картинок. По мере восстановления звукобуквенного анализа состава слова больного переводят с устного составления фраз по картинкам к письменному, фиксирующему достижения больного. Письменная речь оказывается опорой для восстановления устного высказывания.

На резидуальной стадии коррекционно-педагогической работы, т. е. если с больным в течение длительного времени не проводились логопедические занятия, восстановление чтения и письма начинается с первого же занятия с преодоления артикуляторных трудностей. Каждый проговариваемый звук (слово, фраза) читается сначала сопряженно с логопедом, затем самостоятельно. Большая роль в восстановлении чтения и письма отводится зрительным диктантом отдельных слов, словосочетаний и коротких предложений.

При грубой афферентной моторной афазии для восстановления анализа состава слова используется разрезная азбука, вписывание пропущенных букв в слово и фразу.

Преодоление грубых артикуляторных расстройств при афферентной моторной афазии — длительный процесс (от 3 месяцев до 1 года), однако остаточные явления нарушения звукопроизношения наблюдается и тогда, когда у больного афферентная моторная афазия становится средней и легкой степени тяжести.

При афферентной моторной афазии средней степени тяжести основное внимание уделяется преодолению аграфии и аграмматизма.Больному предлагаются зрительные и слуховые диктанты, особое внимание уделяется словам со стечением согласных, вписыванию пропущенных в слове слогов, в предложении слов. Преодолению аграмматизма содействует использование схемы предлогов, схемы окончаний существительных (в основном в родительном и винительном падежах). Особого внимания требует работа с предлогами, состоящими из одного звука: в, с, к, так как они сливаются со словом, образуя дополнительное стечение согласных, и с трудом поддаются слуховому анализу больных с афферентной моторной афазией.

При легкой афферентной моторной афазии преодолеваются артикуляторные трудности в произнесении аффрикатов, стечений согласных, звука р, закрепляется слуховой контроль больного за своей речью в целях преодоления литеральных парафазии и аграмматизма, постепенно убыстряется темп произношения в пословицах, поговорках, скороговорках, при пересказе прочитанного и в рассказе по сериям сюжетных картинок, репродукциям картин художников, осваивается профессиональная лексика больного. Больной пишет тексты по сериям картинок и открыткам.

При грубых нарушениях экспрессивной речи основное внимание уделяется восстановлению фонематического слуха, ориентации в пространстве, уточнению значений предлогов, наречий, пониманию личных местоимений в косвенных падежах, антонимов, синонимов.

На более поздних этапах, когда можно опираться на чтение и письмо, производится преодоление импрессивного аграмматизма.

1) преодоление остаточных артикуляторных трудностей при произнесении многосложных слов со стечением согласных,

14. Восстановление речевой функции у инвалидов с разными формами 70 афазии

Пермский край, г. Пермь ГКУ СОН «Центр комплексной реабилитации инвалидов»
Н. М. Надеева

В настоящее время отмечается стремительная тенденция к увеличению числа больных с инсультом, а также их «омоложению». По данным ВОЗ, 30% больных составляют лица трудоспособного возраста (соотношение мужчин и женщин — 3:1). Около 80% больных, перенесших инсульт, полностью утрачивают профессиональные навыки и трудоспособность. Последствием инсульта в 40 – 50% случаев является нарушение речевой функции, проявляющейся в форме афазий и дизартрии. В результате нарушения речи и расстройств двигательной сферы больным устанавливается инвалидность 1 или 2 группы, без права работы. При этом важнейшим фактором при определении степени инвалидности является именно нарушение речи. В данной работе представлен опыт коррекционно-восстановительного обучения пациентов с афазиями.
Согласно классификация А. Р. Лурия (см. табл. 1), выделяются следующие формы афазий:
– Моторная афазия афферентного типа
– Моторная афазия эфферентного типа
– Динамическая афазия
– Сенсорная (акустико-гностическая) афазия
– Акустико-мнестическая афазия
– Семантическая афазия

Таблица 1
Локализация очага поражения и структура дефекта афазии по классификации А. Р. Лурия

Наименование афазииОчаг пораженияЦентральный механизмКлиническая картина
Афферентная моторная афазияНижние отделы постцентральной зоны левое полушариеНарушение кинестетической афферентации артикуляционного аппаратаНарушение способности выполнять целенаправленные движения артикуляционным аппаратом, что проявляется в распаде артикулем. Наличие речевого «эмбола»
Эфферентная моторная афазияНижние отделы премоторной зоны левого полушарияНарушение кинетических эфферентных связей артикуляционного аппаратаНарушение способности переключения с одного движения на другое, что появляется в персеверациях в речи.
Динамическая афазияПоражение задне-лобных отделов левого полушарияНарушение динамического праксина, программирования функции речиНарушается способность планировать высказывание, что выражается в «телеграфном стиле речи». Наличие «эхолалии»
Акустико гностическая (сенсорная) афазияПоражение верхневисочных отделов (зона Вернике) левого полушарияНарушение фонематического слуха (речевая слуховая агнозия)Нарушение способности дифференцировать фонемы, расслоение звуковой оболочки слова (нарушение понимания речи) Наличие «словесной окрошки»
Акустико-мнестическая афазияПоражение средних и задних отделов височной области левого полушарияНарушение мнестической деятельности. Снижение оперативной памяти .Нарушение способности к удержанию в памяти воспринятой на слух информации (нарушение понимания многоступенчатых инструкций) Паузы в речи, контоминации, перестановки слогового ряда
Семантическая афазияПоражение теменнозатылочных областей левого полушарияНарушение способности ориентации в пространстве.Нарушение способности понимать сложные логико-грамматические обороты речи. Экспрессивная речь практически не изменена.

Помимо локализации очага поражения и его размеров, специфику нарушения речи при каждой из форм афазии определяет степень тяжести и этап заболевания. Важную роль играют также патогенетические механизмы. Так, например, при сосудистых поражениях головного мозга большое значение имеет характер нарушения мозгового кровообращения, степень выраженности нейродинамического компонента, состояние не пострадавших участков мозга и т. д.

Пациенты с последствиями травм и острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК), поступают в Центр комплексной реабилитации через 6 месяцев и более от момента заболевания, поэтому восстановление речевой функции на поздних этапах заболевания представляет наибольшую практическую значимость. Нами обследовано 118 человек с моторной и сенсорной афазией. У всех пациентов в той или иной степени речевые нарушения сопровождались патологией высших психических функций (различными видами агнозий и апраксией). Из них наиболее тяжелой формой, сопровождаемой стойкими речевыми нарушениями, препятствующими адаптации в обществе является афферентная моторная афазия, она составила 43,2% от общего числа случаев. На эфферентную моторную афазию пришлось 23,4% случаев. Оставшиеся 33,4% случаев включали акустико-мнестическую и акустико-гностические (сенсорные) формы. У значительной части пациентов в связи с обширным поражениями мозга (заднее-лобных, теменных и затылочных областей доминантного по речи полушария) наблюдались смешанные формы афазии. (Рис. 1)
Все пациенты посещали индивидуальные логопедические занятия и групповые занятия логоритмикой.

Программа коррекционного воздействия включает следующие этапы:

1. Налаживание контакта с пациентом. Беседы с пациентом на различные близкие ему темы, вовлечения его в целенаправленную деятельность. Как правило, для этого используются методы, состоящие в подключении «неречевых» видов деятельности: простейшего конструирования, срисовывания, лепки из пластилина и т. д.

2. Беседа с родственниками. Логопед должен договориться с семьей, выработав общую линию поведения. Если в семье больного нет травмирующих факторов — чаще всего эти больные восстанавливаются хорошо.
Когда логопед нацеливает больного на дальнейшую трудовую деятельность, а семья придерживается другой линии поведения, возникает конфликт, в котором, к сожалению, чаще одерживает победу семья, и больной, с почти уже восстановившейся речью, бросает занятия.

3. Преодоление расстройств понимания обращенной речи достигается путем показа изображений предметов, классификации их по категориальным и прочим признакам.
Многие больные сравнительно долго плохо воспринимают речь, обращенную к другому. Поэтому довольно рано мы просим больных:
– выполнять двигательные задания;
– повторять слова и предложения, обращенные к третьему лицу;
– отвечать на вопросы, обращенные не к больному;
– отвечать на вопросы, задаваемые в положении собеседников спина к спине.
Так, постепенно восстанавливается навык восприятия речи, обращенной к другому. Это же помогает подвести больного к разговору по телефону, т. е. к восприятию речи невидимого собеседника.
Материал подбирается с учетом уровня восстановления пациента, профессиональных интересов, поскольку известно, что речь легче восстанавливается с использованием «профессионального словаря». У плохо говорящих больных, приходится учитывать и преморбидные вкусы, и интересы больного

4. Растормаживание произносительной стороны речи. Сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый счет, дни недели, пение хорошо знакомых песен со словами) включения непроизвольных, автоматизированных уровней речевой деятельности. В этот период наиболее эффективным оказывается использование автоматизированных речевых рядов, «оречевление» эмоционально значимых ситуаций, «оживление» речевых стереотипов, хорошо упроченных в прежней речевой практике.
Очень важно правильно подобрать материал для больных с запущенной афазией. Эти пациенты все потеряли в жизни — работу, специальность, семью, веру в себя и свои возможности. С чего начинать работу с ними? — С того, что больному легче всего.
Затормаживание речевого «эмбола» путем включения слухового контроля пациента.
При затормаживании эмбола следует соблюдать следующие условия:
– соблюдение оптимальных интервалов между речевыми раздражениями, позволяющими после выполнения каждого задания полностью угаснуть возникшему возбуждению.
– подача материала на малой силе голоса (поначалу — на шепоте), поскольку в нетяжелых случаях афазии персеверации почти не возникают при малой силе звукового раздражителя и значительно быстрее угасают в случаях тяжелой афазии.
– при первом же намеке на появление персеверации делать паузу в занятиях.
– рекомендовать больному (временно) стараться не разговаривать с окружающими, удовлетворяясь только беседой с логопедом. Причем больному следует объяснить, что это необходимо для скорейшего восстановления речи.
– для достижения максимального эффекта в смысле исчезновения возникающих персевераций: а) дробно вести занятия, подходя к больному на несколько минут 2—3 раза в день; б) ежедневно работать с больным, внимательно следя за угасанием персевераций; в) предложить больному самому умолкать при первом появлении эмбола.
Слоговые эмболы обычно бесследно растворяются при такой методике работы, словесные постепенно затормаживаются и возникают лишь в моменты боль возбуждения или при наступлении усталости. Как упражнения, ускоряющие распад эмбола, можно рекомендовать включение единичных звеньев эмбола в различные словесные контексты.

Читайте также:  Восстановительное обучение при семантической афазии

5. Стимулирование глобального чтения и письма:
– Проводится путем восстановления звуко-буквенного состава слова, его анализа (одно-двух- трехсложные слова) с опорой на схемы, предлагающие слоговую и звуко-буквенную структуру слова.
– Заполнение пропущенных букв и слогов в словах.
– Письмо наиболее простых фраз и слов.
– Сопряженное чтение идеограмм.
– На поздних этапах восстановления эта работа может производиться педагогом, педагогом- психологом, социальным педагогом.

6. Метод Биологической Обратной Связи (БОС) иначе называется методом адаптативного или функционального биоуправления, биореабилитацией, висцеральным обучением – это современный метод направленный на активизацию внутренних резервов организма с целью восстановления или совершенствования физиологических навыков.
– формирование нового дыхательного стереотипа с диафрагмально-релаксационным типом дыхания и с максимальной дыхательной аритмией сердца;
– улучшение мозгового и периферического кровоснабжения через нормализацию, коррекцию и тренировку вегетативных функций;
– налаживание речевого синергизма речеобразующего аппарата – дыхания, артикуляции, голосоподачи на фоне равномерного выдоха;
– включение резервных возможностей организма с устранением избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне и во время речи;
– активное включение пациента в реабилитационный процесс и в процесс саморегуляции.
Метод БОС при коррекции моторной афазии использовался для закрепления навыка ритмикослоговой структуры слов, их кинетической мелодики, а так же для преодоления явлений кинетической апраксии.

7. Групповые занятия. Целью групповых занятий является не только восстановление речи, но и личностного социального статуса больного.
В занятии принимают участие больные с различными формами афазии и на различном уровне восстановления. Не привлекаются к коллективным занятиям с больные, находящимися на довольно высоком уровне восстановления речи, больных, с которыми проводим первичное растормаживание. В этих случаях могут быть использованы такие виды упражнений, как договаривание пословиц и поговорок, предложений; ответы на вопросы по прослушанному короткому рассказу. При этом на начальных стадиях восстановления успех коллективного занятия решает эмоциональное напряжение и заинтересованность логопеда, на более поздних этапах на передний план стремление каждого отдельного больного дать лучший ответ. Этот вид занятий нельзя рекомендовать как основной. Однако его удельный вес велик в общем комплексе методических приемов; он является одним из основных профилактических мероприятий для предупреждения развития фобии речи, одного из самых тяжелых вторичных невротических наслоений при восстанавливающейся речи.
Динамика восстановления речевой функции при различных формах афазии неоднородна. Коррекционное воздействие оценивалась по субъективным критериям и считалось эффективным если за курс лечения получено два и более новых психоречевых навыка:
– увеличилась психоречевая активность
– произошло снижение количества «эмболов» в речи
– появился «абрис» слова
– улучшилось понимание обращенной речи
– исчезло отчуждение смысла слова
– появились элементы глобального чтения
– появились элементы «аналитического» письма
Согласно нашим наблюдениям и данным литературных источников при восстановлении речи как одной из высших мозговых функций наиболее благоприятным является госпитализация и начало занятий в течение 1 месяца от момента заболевания. Также было установлено, что пациенты, посетившие не менее 21 занятия, имели достаточный уровень восстановления речи, в отличие от пациентов, посетивших менее 10 занятий. Наиболее эффективными оказались занятия, проводившиеся через день, как индивидуально, так и группе. Кроме того, уравновешенное психоэмоциональное состояние, отсутствие депрессии благотворно влияют на восстановление речи. У основной массы пациентов при всех формах афазии (73%) 61 человек, наблюдалось улучшения речевой функции. Учитывая, что подавляющее большинство инвалидности характеризуется стойкими функциональными нарушениями и отсроченным по времени коррекционным воздействием (6 месяцев и более после наступления заболевания) могут свидетельствовать в пользу данной технологии восстановления речи.
Подводя итоги вышеизложенному, хочется привести ряд морально-этических положений помогающих в работе логопеда:
– Уважай в не говорящем больном человека
– Относись к не говорящему больному к равному
– Помни, что интересы больного превыше интересов его родственников и твоих интересов
– Никогда не делай того, что может психологически или физически повредить больному
– Не предай доверие больного
– Борись за больного до конца, и некогда не признавай его безнадежным

3. Преодоление расстройств понимания обращенной речи достигается путем показа изображений предметов, классификации их по категориальным и прочим признакам.
Многие больные сравнительно долго плохо воспринимают речь, обращенную к другому. Поэтому довольно рано мы просим больных:
– выполнять двигательные задания;
– повторять слова и предложения, обращенные к третьему лицу;
– отвечать на вопросы, обращенные не к больному;
– отвечать на вопросы, задаваемые в положении собеседников спина к спине.
Так, постепенно восстанавливается навык восприятия речи, обращенной к другому. Это же помогает подвести больного к разговору по телефону, т. е. к восприятию речи невидимого собеседника.
Материал подбирается с учетом уровня восстановления пациента, профессиональных интересов, поскольку известно, что речь легче восстанавливается с использованием «профессионального словаря». У плохо говорящих больных, приходится учитывать и преморбидные вкусы, и интересы больного

Методика обследования пациента с афазией

1 Исследование общей способности больного к речевой коммуникации — беседа с целью выяснения:

а) полноты собственной речи больного;

б) понимания им ситуативной, обиходной речи;

в) степени речевой активности;

г) темпа речи, ее общих ритмико-мелодических характеристик, степени разборчивости.

2. Исследование понимания речи. С этой целью предъявляются на слух:

а) специальные устные инструкции (одночленные, типа «откройте рот!», «поднимите руку!» и многочленные, типа снимите с телефона трубку!», «возьмите со стола ручку, положите ее на подоконник, а затем спрячьте в карман!»;нахождение предметов, «покажите окно!», «покажите нос!», серии предметов, например «покажите дверь, окно, потолок!» или «покажите нос, ухо, глаз!»;

б) короткие сюжетные тексты;

в) логико-грамматические конструкции, например «покажите, где круг под крестом, где дочкина мама, а где мамина дочка, покажите левым мизинцем правое ухо» и т. п.

3. Исследование автоматической речи:

а) прямой счет до 10 и обратный (от 10 до 0);

б) перечисление дней недели, месяцев;

в) окончание пословиц и фраз с «жестким» контекстом типа «Я мою руки холодной. », со «свободным» типа: «Мне принесли новую. » и т. д.;

г) пение песен со словами.

4. Исследование повторной речи:

Повторение звуков, слогов, слов, различных по звуковой структуре (например, «каша», «кабинет», «катастрофа»), фраз (например, «Мальчик рисует самолет», «В магазин привезли продукты») и скороговорок («Сыворотка из-под простокваши»).

5. Исследование функции называния:

а) реальных предметов и их картинных изображений;

б) действий (ответы на вопросы — «что делать?», «что делают?»—по сюжетным картинкам;

6. Специальные исследования особенностей фразовой речи:

а) составление фраз с предлогами и без предлогов по сюжетным картинкам;

б) конструирование фраз из заданных слов;

в) заполнение пропусков во фразах, например:«Высоко в небе летит реактивный. »; «Я всегда умываюсь холодной. »; «В магазин привезли. »; «Я всегда с нетерпением жду. ».

г) рассказ по сюжетной картинке.

7. Исследование фонематического слуха:

а) повторение пар слогов и слов с оппозиционными фоне¬мами, например, «ба-па», «па-ба» и т. д., или «бочка — почка», «кот—год», угол—уголь», «мыло—Мила» и т. д.;

б) показ одного из парных слогов или слов, предъявлен¬ных письменно («покажите, где написано «па», где написано «ба», где написано «год», где написано «кот» и т. п.);

в) оценка больным качества повторения, произнесенных логопедом слогов и слов с оппозиционными фонемами, который специально произносит в произвольном порядке правильные и не правильные варианты.

8. Исследование слухо – речевой памяти. Предлагается пов¬торить:

а) серии звуков, например, «а с у» или «б ш а»;

б) серии слов: «дом — лес — кот», «дом — лес — кот — ночь»;

в) короткие и длинные сложно – построенные фразы.

9. Исследование смысла слов:

а) объяснение прямых значений отдельных слов, например ,ответы на вопрос: «что такое очки, для чего они нуж¬ны?», «что такое радость?», какай разница между словами: «обман» и «ошибка»;

б) объяснение переносных значений слов и фраз, например, ответы на вопрос, что такое «золотое поле», «железная рука», как понимать пословицу «Что посеешь, то и пожнешь!» и т. д.

10. Исследование чтения и письма:

а) чтение и письмо под диктовку отдельных букв, слогов, слов, фраз, а также коротких текстов;

б) самостоятельное письмо слов и фраз по картинкам;

в) звуко-буквенный анализ состава слова, т. е. определение количества букв в слове; перечисление этих букв; скла-дывание слов из букв разрезной азбуки (бухштабирование).

11.Исследование орального и пространственного праксиса. Предъявляются задания:

а) высунуть язык, поднять его кверху, заложить за щеку, подуть, поцокать языком, вытянуть, растянуть губы и т. д.;

б) два раза подуть и два раза поцокать языком, чередуя эти движения несколько раз подряд;в) повторение пространственных поз пальцев, и серий движений (например: кулак, ладонь, ребро).

б) конструирование фраз из заданных слов;

Дидактический материал по предупреждению и исправлению речевых нарушений у воспитанников ДОУ и младших школьников.

Муниципальное образование город Муравленко

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Дидактический материал по предупреждению и исправлению речевых нарушений у воспитанников ДОУ и младших школьников.

Автор: Аскульская Любовь Владимировна,

высшая квалификационная категория.

Дидактический материал по предупреждению и исправлению речевых нарушений у воспитанников ДОУ и младших школьников.

Основой современных образовательных стандартов является формирование базовых компетентностей человека. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на развитие у учащихся таких компетентностей, которые способствовали бы самореализации его личного потенциала. Одной из ключевых компетенций, которая напрямую решает проблему самореализации личности ребенка, является коммуникативная. Её формированию в полной мере способствует правильная речь. Но в последнее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Для того, чтобы речь ребенка развивалась полноценно, а социальная адаптация проходила успешно, необходимо своевременно предупредить и скорректировать ошибки в устной и письменной речи. Самыми распространенными являются ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов. Данные речевые недостатки приводят к снижению успеваемости по русскому языку, вследствие чего учащиеся не могут в полной мере усвоить общеобразовательные программы и как следствие пропадает мотивация к школьному обучению вообще. Чтобы не пропало желание учиться, специалистам нужно вовремя скорректировать ошибки, возникшие вследствие несформированности фонематических процессов. Для достижения оптимальных результатов в коррекционной работе необходимо использовать игровые упражнения с опорой на наглядность , которые позволяют максимально привлечь внимание ребенка к их выполнению. Мотивация к выполнению данных заданий увеличивается, так как ведущая деятельность в детском саду игровая, в школе – учебная, и детям тяжело переключиться с игровой деятельности на учебную, мы предлагаем на занятиях использовать задания, которые в игровой форме помогают нам решать учебные, коррекионно- развивающие задачи.

Проблема: учащихся, имеющих речевые нарушения, обусловленные несформированностью фонематических процессов, становится больше, ошибки многочисленнее и разнообразнее, а средств преодоления, максимально повышающих мотивацию к выполнению заданий с опорой на наглядность и сочетающих в себе и игровую, и учебную деятельность существует недостаточно.

Актуальность: недостаточное количество средств по преодолению речевых нарушений, обусловленных несформированностью фонематических процессов.

Цель данной разработки: предупреждение и исправление речевых нарушений устной и письменной речи, посредством использования дидактических материалов с опорой на наглядность.

Практическая значимость: данные речевые пособия можно использовать на любом занятии для развития и коррекции нарушений фонематических процессов в устной и письменной речи.

Дидактический материал предназначен для работы с детьми, имеющими нарушения в устной и письменной речи, обусловленные фонематическим недоразвитием. Данные материалы могут использоваться на групповых и индивидуальных логопедических занятиях на этапах предупреждения и исправления речевых ошибок, как в школе, так и в детском саду. Дидактический материал разрабатывался таким образом, чтобы его могли использовать не только специалисты, но также родители детей, имеющих речевые нарушения. Также данный материал могут использовать педагоги на уроках по звукобуквенному анализу и родители детей с нормальным речевым развитием на этапе подготовки ребенка к школе.

Дидактические материалы.

Рекомендации: карточки разрезаются и вкладываются в файл. Учащиеся работают фломастером, который после работы легко убирается. Одну и ту же карточку можно использовать на занятиях в разных группах .

1 серия карточек используется на этапе коррекции акустической дисграфии.

Фонематическое восприятие.

Дифференциация Д-Т.


Учащиеся записывают буквы Д-Т на квадратиках с картинками (если не умеют писать словами), если навык письма сформирован, то все слова записываются.


Дифференциация Б-П.

Цель данной разработки: предупреждение и исправление речевых нарушений устной и письменной речи, посредством использования дидактических материалов с опорой на наглядность.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Месникова А. Н., Лизунова Л. Р.

4. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель. – М.: В. Сека-чев, 2011.

Методика скрининг обследования больных с афазией

Рубрика: Медицина

Дата публикации: 18.01.2016 2016-01-18

Статья просмотрена: 5981 раз

Таким образом, диагностика речевого мышления больного по уникальной методике включает либо:

Ссылка на основную публикацию