Звук (Л) – интегрированное логопедическое занятие

Интегрированное логопедическое занятие с элементами логоритмики по теме “Автоматизация звуков [л] – [л’] – [р] – [р’]”. Тема: “Животные”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Автоматизация звуков [л] – [л”] – [р] – [р”] на основе лексической темы “дикие – домашние животные”.

Образовательные:

  • Закрепление четкого звукопроизношения в рифмованной речи;
  • Уточнить и закрепить знания о животных;
  • Активизировать и расширять словарный запас;
  • Формировать у детей правильную артикуляцию и четкое произношение слов (упражнение на слоговую структуру слова);
  • Развивать способность использовать в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы;
  • Уметь представлять воображаемые действия, показывать их с помощью пантомимики;
  • Согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять движения.

Воспитательные:

  • Учить детей выслушивать до конца ответы сверстников и сообщения педагогов;
  • Ориентироваться друг на друга в проблемных ситуациях.

Оздоровительные:

  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Формировать и развивать координацию речевого дыхания и голоса, интонационную выразительность последнего.

Методы и приемы:

  • Игровая ситуация с участием различных персонажей;
  • Дидактические игры;
  • Звуковое оформление;
  • Практически-действенные игры и упражнения;
  • Наглядная демонстрация;
  • Музыкальное оформление;
  • Смена различных видов деятельности;
  • Беседа с детьми;
  • Вопросы к детям;
  • Тестовой материал.

Материал:

  • “Музыка леса” (дискета);
  • Магнитофон;
  • Нотное сопровождение: “Вышли зайки. ”(р.н.м.), музыка Леграна к к/ф., “Стукалка” (у.н.м.);
  • Пластмассовые кубики по количеству детей (по 2 кубика);
  • Мягкие игрушки животных, их изображения;
  • Звучащая игрушка (голоса животных деревни);
  • Чудесный мешочек, ширма;
  • Письмо из “Простоквашина”;
  • Простые карандаши по количеству детей;
  • Тест в картинках “Кто, где живет?”

Дети заходят в зал. Здороваются с гостями.

– Занятие начнём с нашего речевого правила (под музыку)

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

– Сегодня на занятии мы отправимся с вами в сказочный лес. Помощниками в нашем путешествии будут красиво произносимые звуки [л-ль-р-рь].

II Подготовительная работа.

1.Упражнения по развитию дыхания и мимических мышц лица.

Педагог: Где-то за тридевять земель стоит сказочный лес. Деревья там высокие, величественные (показать). Воздух там свежий и чистый (медленно вдохнуть и выдохнуть). А в этом лесу живет много зверей. Пойдем к ним в гости. Не боитесь?

Звучит “музыка леса”.

Упражнения для развития общей моторики, чувства музыкального темпа и ритма.

Мы пришли в прекрасный лес!
Сколько здесь вокруг чудес!
Обычная ходьба.
Покружиться.
Справа-елка на нас глядит.
Слева – березка.
Выполнение движений по тексту.
Снежинки в небе кружатся,
на землю красиво ложатся!
Выполнение движений по тексту.
Вот и зайка проскакал,
от лисы он убежал!
Прыжки в полуприсяде.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет!
Выполнение движений по тексту.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Присесть на корточки.
Пролетают снегири!Легкий бег на носочках в рассыпную с движением рук.
В лесу красота и покой!

Педагог: Ребята, кто же нас встречает? Отгадайте!

В лесу живет, серый зубами щелк!
(волк)

Педагог: Позовите его ласково? (пропевают слово по слогам).

2.Упражнения для развития мышечного тонуса, координации движений и их выразительности.

Педагог: Ребята, а это кто?

Педагог: Позовите его ласково? (пропевают слово по слогам).

Б) с музыкальным сопровождением “ На лужайку вышли зайки. ”

На лужайку вышли зайки.
Зайки скачут, зайки прыгают как мячик.
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Сели зайки на лужайку!Выполнение движения по тексту.
Сложили лапки по щечки и заснули!Выполнение движения по тексту.
Проснулись зайки, потянулись и стали умываться.Выполнение движения по тексту.

3. Упражнения по развитию артикуляции, мелкой моторики и координации движений.

А) Артикуляционная гимнастика: “Заборчик”, “Почистим зубки!”, “Полоскание рта”.

Б) Артикуляционное упражнение: “Барабанщик”.

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,
Барабанщик барабанит: д-д, д-д-д,
Бей руками помогай: д-д, д-д-д,
Ритм ногами отбивай: д-д, д-д-д,
Учись играть на барабане: д-д, д-д-д,
Твой язык послушным станет: д-д, д-д-д
Смотри – с ритма не сбивайся: д-д, д-д-д
Выполнение движений по тексту.

Педагог: Ребята, а это что за зверь?

Педагог: Позовите ее ласково? (пропевают слово по слогам).

Педагог: У лисички – маленький лисенок. К нему пришли маленькие гости. Давайте посмотрим кто?

4. Дидактическая игра “Гости” (Чудесный мешочек)

Детеныши: лосенок, лисенок, волчонок, зайчонок, бельчонок.

Педагог: Вот все гости и в сборе – пора игры наступила!

5. Упражнения для развития общей моторики, чувства музыкального темпа и ритма.

Упражнения с музыкальным сопровождением “Стукалка”.

Педагог: Ребята, посмотрите, что у меня в руках!

6. Упражнение на звукоразличение “Чей голос?”

Отгадывай загадки, у нас игра “Чей голос, Угадай-ка!”

Животные деревни: корова, (боров) свинья, (баран) овца, лошадь, (козел) коза.

7. Упражнение на слоговую структуру слова.

Деление слова на слоги – “Позови слово!”.

Звучит “музыка леса”.

Педагог: Ребята, в Простоквашино, услышав ваши голоса, пришли звери из дикого леса. Раз они живут в диком лесу, значит это звери какие? (дикие) А корова, лошадь и другие животные, которые живут у Шарика с Матроскиным, какие? (домашние) Ваша задача, помочь каждому животному найти дорогу домой! Для этого, каждый из вас берет стул и ставит его на ковер ко мне спинкой, как можно дальше друг от друга.

Пока слышны звуки леса, в ваших силах помочь животным найти дорогу домой (провести дорожку от животного до его дома). Как только пение стихнет – сделать это будет невозможно.

8. Тестовой материал на закрепление понятий: домашние – дикие животные “Кто, где живет?”.

Педагог: Давайте соберем ваши рисунки, поставим стульчики на свои места и сядем на них. А карандашики – поставим в подставку.

Какие домашнее животные живут у Матроскина и Шарика? (ответы детей)

– Послушайте названия животных и скажите, что общего в звучании этих слов? (ответ детей)

– Какие животные живут в лесу? (ответы детей)

– Послушайте названия животных и скажите, что общего в звучании этих слов? (ответ детей)

– Послушайте названия животных и скажите, что общего в звучании этих слов? (ответ детей)

– Вот наше путешествие подошло к концу надо возвращаться в детский сад! Давайте вспомним, кого мы сегодня повстречали на своем пути, с кем мы играли, кому помогали? (ответы детей)

А какие звуки мы так красиво сегодня произносили на занятии?

Педагог: В лесу красота и покой! А нам пора – домой! За хорошую работу на занятии – снежинки.

Прощание и выход детей из зала.

Список методической литературы:

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., Просвещение, 1985.
  2. Волкова Г.А. “Логоритмическое воспитание детей с дислалией” С.-Петерб,1993/методические разработки к проведению коррекционных занятий/;
  3. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду./ Старшая и подготовительная группы./Я., Академия развития, 2006, – 120с.
  4. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1951.
  5. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников: Пособие для работников логопедических учреждений. – 2-ое издание., М., Учпедгиз., 1958.
  6. Гринер В.А., Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика. – М., Учпедгиз РСФСР, 1941.
  7. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика
  8. Далькроз Ж. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства//Театр и искусство. – СПб.,1913.
  9. Лопухина А.Е. Ритм, речь ,движение. – СПб.: Дельта,1997.
  10. НовиковскаяО.А. “Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях” С.-Петерб.2004.
  11. Рау Е.Ф. Музыкально-ритмические занятия. – В кн.: 5-ая научная сессия по дефектологии. – М., 1967.
  12. Руководство по кинезитерапии. – София., 1978, с. 9.
  13. Румер М.А. Из опыта работы по музыке и ритмике в детском саду. – М., Главсоцвос., 1926.
  14. Тугова Н.А. Коррекционно-воспитательные упражнения на музыкально-ритмических занятиях. – В кн.: Преодоление заикания у дошкольников. (Под редакцией Л.Е. Левиной., – М., Педагогика, 1975.
  15. Флоренская Ю.А., Гринер В.А. Музыческие расстройства в процессе обратного развития афазии и их ритмотерапия // Вопросы логопедии. Вып. 4, 1941. – с. 53-66.
  16. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с фонетико0фонематическим недоразвитием речи. – Дис. …канд. пед. наук, м., 1995.164л.
  17. Шашкина Г.Р. Логоритмические занятия для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.- М., Школа-Пресс, Ж. “Дефектология”.- 1997, № 6 с. 50-54.
  18. Шершнёва Е.Ф.Музыкально-двигательные занятия с коллективом заикающихся детей младшего возраста. – в сб.: Из опыта логопедической работы. – М., 1955, с. 66-76.
  19. Шторк К. Эмиль Жак Далькроз и его система. – Петроград., 1924.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]»

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Л]» (с использованием здоровьесберегающих технологий).

Автор-составитель:

Учитель-логопед

Власова Л.В.

ГБОУ СОШ 863 СПДО № 2

— развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;

— развитие речевого и физиологического дыхания;

— рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;

— профилактика нарушений зрения;

— развитие общей моторики;

— развитие воображения, мышления.
Цель: автоматизация звука [Л] в словах и фразе.
1. Коррекционно-образовательные задачи:

— автоматизировать произношение звука в словах, фразе;

— закрепление навыка деления слов на слоги;

— чтение односложных слов без стечения согласных;

— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— преодоление аграмматизмов в речи (словосочетание сущ.+числит.);

— уточнение и расширение лексического запаса (антонимы);
2. Коррекционно – развивающие:

— развитие кинетическойй основы артикуляционных движений;

— развитие сенсорных и моторных функций;

— развитие функций языкового анализа и синтеза;

— развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;

— развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.

3. Коррекционно – воспитательные:

— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

— воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование:игровые тренажеры для развития дыхания, шарик су-джок, предметные картинки на зв [Л], картинка «Облака» с написанными на облаках односложными словами без стечения согласных, разрезные карточки с цифрами, наклейки с животными, иллюстрации.

Читайте также:  Звук (З) - постановка и автоматизация

Ход занятия
1. Оргмомент . Психогимнастика.
«Посмотри, это ласточка. Знаешь эту птичку? Изобрази, как ласточка летает, радуется теплу. Но прилетел коршун, ласточка боится за своих птенцов.

А теперь коршун улетел, и ласточка радуется солнышку».

2.Сообщение темы занятия.

А с какого звука начинается слово «ласточка»? Сегодня мы будем продолжать учиться произносить этот звук. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно, с зарядки.

3. Артикуляционные упражнения.

«Улыбка-хоботок», «Зайка думает», «Слоненок», «Качели», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Вкусная конфета».

4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).

А) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха «Паровозик», «Птичка в клетке», вертушек.

Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем зв [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.

  1. Чистоговорки. Самомассаж су-джок шариками.

Проговариваем чистоговорки и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).

Лы-лы-лы – ласточки малы.

Лы-лы-лы – облака белы.

Ла-ла-ла – ласточка мила.

Ла-ла-ла – у ласточки дела.

Лу-лу-лу – увидела пчелу.

Лу-лу-лу – радуется теплу.

Ло-ло-ло – летом так светло!

Ло-ло-ло – летом так тепло!

6. Игра «Измени слово». Самомассаж колечками су-джок.

«Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.

Речевой материал: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.

7. Динамическая игра «Острова»: деление слов на слоги. «Скажи наоборот» (антонимы).

На полу «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4.

«Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове, на тот остров ты и должен перепрыгнуть. Скажи наоборот:

Несмеяна грустная, Буратино-;

силач сильный, а малыш -;

фея добрая, а колдунья -;

дедушка старый, а папа-;

лужа мелкая, река-;

таблетка горькая, конфета -;

перо легкое, штанга-;

чайник горячий, снег-;

земля черная, снег-;

собака сытая, волк-.

8. Игра «Облако». Зрительная гимнастика.

А) Существительное + числительное. «Посмотри, что здесь нарисовано. Давай посчитаем, сколько здесь облаков (одно облако, два облака…..шесть облаков».

Б) Прочитай, что написано на облаках: лак, лук, лад, лоб, пол, кол.

В) Упражнение “Облако”.

Рисуем глазками облака: по кругу — 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).

9. Релаксационная минутка. Искусственный пальминг по методике Бейтса:

Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки. Точка пересечения мизинцев «сидит» на твердой части переносицы.

10. Игра «Нелепицы» :«Посмотри внимательно и скажи, что неправильно нарисовал художник?»

11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со зв. [Л] (слон). На следующем занятии, я уверена, у тебя еще лучше все будет получаться.

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения

Вид занятия: коррекция звукопроизношения + изодеятельность.

Тема занятия. Закрепление Звука Л в слогах, в словах. Рисование дома.

Цель: автоматизировать звук Л в слогах и в словах в середине слова и на конце слов.

  • коррегировать произношение;
  • коррегировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • коррегировать и развивать слуховое восприятие;
  • коррегировать речевое дыхание;
  • коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
  • развивать общую моторику;
  • развивать память, внимание, логическое мышление;
  • коррегировать и развивать личностные качества, эмоционально – волевую сферу.

  • уточнить и расширить словарь по теме «строительство»;
  • уточнить артикуляцию звука Л;
  • формировать навыки чтения.

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества.

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: зеркала, профиль артикуляции звука Л, игрушка – клоун, картинки с изображением строительных инструментов и домов, бумага, карандаши, тренажер Базарного, слоговая таблица со звуком Л.

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Введение в тему занятия, создание положительного настроя на обучение, коррекция психофизических функций.

2.1. Проверка домашнего задания.

Произнесите стихотворение, которое учили наизусть дома.
Приложение 1.

Дети читают стихотворение.
Логопед следит за правильным произношением.

Выяснить, на сколько скорригировано произношение звука л в словах.

2.2 Актуализация знаний.

Отгадайте загадки.
Приложение 2

Какие звуки встречались в отгадках? (л и ль).
В каких словах звук Л твердый?

Отгадывают загадки. Четко произносят отгадки.

Называют слова: молоток, пила, сверло

Привлечь детей, вызвать интерес к занятию.

Развивать фонематический слух.

2.3. Изучение нового материала.
Сообщение темы занятия.

Чтение слоговой таблицы.

Сегодня у нас необычное занятие.
Угадайте, кто пришел к нам в гости.
В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся.
(Клоун.)
Будем помогать нашему герою Клоуну – Чудаку
(Приложение 3)
строить дом и нам понадобятся инструменты.
Чтобы у нас все хорошо получалось, сначала произнесем слоги со звуком Л.
(Приложение 4)

Какие бывают строительные инструменты (Приложение 5) и для чего они нужны?

Дети вспоминают артикуляцию произношения звука Л, читают слоговые таблицы.
Дети отвечают.

Определить уровень осведомленности детей о правильном произношении звука Л.

Закрепляют артикуляцию звука, правильное произношение.

Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

2.4. Закрепление изученного материала.

Физминутка.
Упражнение на синхронизацию движений со словом.

Клоун – Чудак собрался строить дом. Расскажите, какие материалы и инструменты ему могут пригодиться?

Давайте вспомним, как называется украшение на крышу?
– Как называется украшение под крышу?
– Как называется украшение на окна?
– Посмотрите внимательно на дом. Как вы думаете, в какой стране строили именно такие дома? Почему?
– Верно. Только в России. Только в России придумали такие красивые названия для элементов украшения домов: наличники, полотенца, конек.
Нарисуйте дом.

Движения с речевым и мимическим сопровождением
Приложение 6

Дети вспоминают, какие бывают дома (одноэтажные и многоэтажные).
С чего нужно начинать строительство?
Из чего строят дома?

Дети рисуют дом, соблюдая правила наброска, штриховки, изображения контурных линий.
Дети выполняют упражнения.

Обогащать словарь по теме занятия.
Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Развивать мелкую моторику,
чувство цвета, формы, композиции, чувство прекрасного, художественные способности детей,
воспитывать любовь к изобразительной деятельности, пополнять активный словарь новыми словами: наличники, полотенца, конек.

Преодолевать речевые нарушений путем развития восприятия и коррекции речевой патологии, двигательной сферы, координации движений.

2.4. Закрепление изученного материала.

Автоматизация звукопроизно-шения Л в конце слова.

Зрительная гимнастика по тренажеру Базарного
Приложение 7

Какие бывают строительные инструметы? (демонстрирую изображение различных инструментов). В каких словах есть твердый звук Л, в каких мягкий. Распределите картинки в группы.

Я буду называть слова – действия, а вы произносить слова действия мужского рода, единственного числа.
я строила-
я пилила
я колола
я мерила
я копала
я сверлила
я смотрела

Дети называют предметы, правильно проговаривая слова.
Работают в парах, распределяя предметы в 2 группы:

Дети произносят:
я строил
я пилил
я колол
я мерил
я копал
я сверлил
я смотрел

Дети направляют взгляд по указанным стрелкам и слушают инструкцию.

Обогащать словарь по теме занятия.
Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.
Закрепляют правильное произношение

Закрепить правильное произношение звука Л в конце слова.

Соблюдать режим охраны зрения.

2.5. Контроль знаний и умений.

Посчитаем молотки и пилы до 6.

Дети считают:
1 пила, 2 пилы и т.д
1 молоток, 2 молотка и т. д

Проверить навык сформированности правильного произношения звука Л в словах.

Оценка деятельности детей.

Какому герою мы помогали строить дом?
Какие инструменты нам понадобились?
Какие новые слова мы узнали?
Комментирование произношения, поощрение.

Дети правильно проговаривают слова, уточняют правильную артикуляцию звука.

Обобщить тему урока.
Развивать память.

3.2 Домашнее задание.

Выучить стихотворение про пилу. Приложение 8

Приложение к логопедическому занятию.

Закрепление Звука Л в слогах и словах.

Молоток стучал, стучал.
Гвозди в доску загонял.
Колотил он с толком.
Получилась полка.

1. Я любопытный инструмент: узнаю все в один момент:
Везде сую свой нос витой, проткну дыру в стене,
Чтобы узнать, а что на той, обратной стороне! (сверло)

2. Он в хозяйстве нужен,
Он с гвоздями очень дружен.
Я гвоздочки забиваю,
Маму с папой забавляю.
(Молоток)

3. Я дощечки распилил
И скворечник смастерил.
Очень сильно помогла.
По хозяйству мне.
(Пила)

4. Не поможет глазомер,
Нужен точный мне размер.
Где надо, ставлю метки
С помощью .
(Рулетки)

Ал – ал – ал ал – ол – ул – ыл

Ол – ол – ол ол – ул – ыл – ал

Ул – ул – ул ул – ыл – ал – ол

Ыл – ыл – ыл ыл – ал – ол – ул

Ил – ил – ил ел – ел – ел

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть. Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем. Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой
Вот какой красивый дом! Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Будет жить в нем клоун наш.
И помог нам карандаш. Показывают движения рукой при рисовании.

Читайте также:  Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования

Острые зубы
Имеет Пила,
Но до чего же
При этом мила!

Конспект занятия по развитию речи «Звуки «Л» и «Ль»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки «Л» и «Ль»

Автор занятия: учитель-логопед: Самсонова А. П., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» автозаводского района городского округа Тольятти.

Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.

Задачи:

Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
Совершенствование навыка деления слов на слоги;
Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
Координация речи с движением.

Продолжительность занятия:

Вид занятия:

Тип занятия:

Ход занятия:

I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».

II. Основная часть занятия

Игра «Доскажи словечко»

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)

Характеристика звука «Л»

Звук «л» – согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.

Отличие согласных звуков от гласных

Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.

Игра «Чей самолёт дальше улетит?»

«Л» – песенка самолёта, который летит высоко за облаками.
Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».

Игра «Большой и маленький самолёты»

Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
Объяснить, что большой самолёт гудит громко – «л»,
а маленький самолётик гудит тише и нежнее – «ль».
а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
Поднимают маленький самолётик – произносят звук «ль».
б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.

Игра «Повтори за мной»

Воспроизведение пар и цепочек слогов.

ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ
ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ
ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ
ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ

Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»

Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.

Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»

Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.

Игра «Слоговой аукцион»

Придумайте как можно больше слов со слогом:
ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.

Подвижная игра «Самолёты»

Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)

Самолёты полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)

На поляну тихо сели.
(Присели, руки на коленях)

Вновь над лесом полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)

Звуковой анализ слов

Используются слова: лапа, липа.

а)
Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.

б)
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой второй звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)

в)
Аналогичная работа со словом «липа».

Игра «Магазин игрушек»

Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.

Игра «Узнай пословицу»

В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.

Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.

Игра «Проговори чистоговорку»

Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол.

Игра «Повтори скороговорку»

Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла.

Итог занятия

Воспитатель подводит итог занятию и раздаёт призы.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Звук (Л) – интегрированное логопедическое занятие

Разработала учитель – логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ “Детский сад “Теремок” комбинированного вида”

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её. (пчела).

– Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

– Посмотрите на меня –

– Я, теперь – лягушка!

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

– Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

– Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

– Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

Читайте также:  Оригами в развитии ребенка с ОВЗ

( Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

– Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

– Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

– Молодец! Стелла очень довольна.

12. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

АНАСТАСИЯ ЗЛОБИНА
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Интегрированное логопедическое занятие

по коррекции звукопроизношения и развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Звук Л в словах, предложениях, чистоговорках. «Животные»

Цель: Автоматизировать звук Л в словах, предложениях, чистоговорках, развивать связную речь.

коррекционно- развивающие:

корригировать произношение;

корригировать и развивать общую и мелкую моторику;

корригировать речевое дыхание;

развивать связную речь;

развивать слуховое восприятие;

развивать подвижность артикуляционного аппарата;

развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова;

развивать внимание, память, логическое мышление, графомоторные функции.

• уточнить и расширить словарь по теме «Животные»;

• закрепить характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам;

• обобщить знания по теме «Дикие животные в зимнем лесу».

• воспитывать интерес к занятиям;

• воспитывать бережное отношение к пособиям;

• воспитывать умение работать самостоятельно и в парах.

• планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;

• соблюдать правильную посадку детей;

• способствовать созданию благоприятного психологического климата;

• соблюдать режим охраны зрения;

• чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: тетради для индивидуальных занятий; панно «Зимний лес»; карточки с изображением животных: слон, волк, белка, ласка, дикий козёл, лама, лось, медведь, лошадь, заяц, тигр; карточки с изображением дупла, берлоги, норы, логова; музыкальный центр, звуки вьюги, вой волка, скрип снега; домики для определения слогов; картинки со звуком Л; силуэты животных; раскраски животных

Ход занятия

Этапы занятия Виды работы на этапе Деятельность педагога Деятельность ребенка Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Логопед сообщает детям, что сейчас мы превратимся в грустных зверят, мы соскучились по друг другу, но вот мы встретились и обрадовались. Логопед произносит слова пальчиковой гимнастики «Здравствуй» и показывает.

Дети выполняют движение в парах

Организовать детей. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. Развивать мелкую моторику.

II. Основной этап

II. 1 Проверка ДЗ

Логопед предлагает произнести вместе чистоговорку «Милая Мила», обменяться тетрадями и поставить плюс соседу, если он произнёс правильно звук Л.

Дети произносят чистоговорку, ставят «отметки»

Выяснить, насколько скорригировано произношение звука Л в разных позициях.

Логопед предлагает детям рассмотреть изображение зимнего леса, какие животные там обитают, послушать звуки зимнего леса. Определить, кто или что издаёт звук

Дети рассматривают и определяют, кто может находиться в зимнем лесу.

Дети слушают и определяют звук вьюги, вой волка и скрип снега.

Привлечь внимание детей, вызвать интерес к занятию. Развивать слуховое восприятие. Актуализировать знания по теме занятия.

Изучение нового материала

Упражнение «Помоги волчонку отдохнуть»

Логопед рассказывает сказку «Как волчонок потерял свой дом». Предлагает определить какой звук слышится во всех названиях животных и их жилищах, ответить на вопросы по тексту. Готовит детей к пересказу.

Логопед предлагает изобразить «уставшего волчонка», контролируя правильность воздуха

Дети слушают, отвечают на вопросы. Вспоминают, как правильно произносится звук Л. Пересказывают сказку

Дети выполняют упражнения

Закрепить произношение звука Л. Обогащать словарь по теме «Дикие животные зимой». Определить уровень осведомлённости о правильном произношении звука Л. Развивать связную речь.

Формировать правильный выдох

Закрепление изученного материала

Логопед сообщает, что звери перепутали свои жилища и им нужно помочь отыскать.

Логопед предлагает детям выполнить упражнения со словами

Логопед демонстрирует домики, где живут слова из 1, 2-х и 3-х слогов. Предлагает детям отхлопать слово и расселить слова.

Логопед предлагает, не поворачивая головы, найти глазами на стене 3 силуэта животных

Дети проводят на доске соответствующие линии от животного к его жилищу.

Дети выполняют движения вместе с логопедом

Дети называют и отхлопывают слова со звуком Л, «селят» в определённые домики

Развивать графо-моторные функции, обогащать словарь по теме занятия

Закрепить правильное произношение звука Л. Развивать общую моторику. Способствовать снятию утомления

Развивать чувство ритма. Стимулировать восприятие ритмической структуры слова

Соблюдать режим охраны зрения

Контроль знаний и умений

Логопед предлагает открыть тетради и обвести в кружочек тех животных, в которых есть звук Л

Проконтролировать уровень усвоения знаний по теме занятия

Итог занятия

Подведение итогов и оценка деятельности детей

Логопед спрашивает, что детям понравилось на занятии, что было самым трудным или самым весёлым. Затем оценивает работу детей и дарит им силуэты животных

Дети отвечают на вопросы.

Обобщить тему. Развивать память

Объяснение домашнего задания

Логопед предлагает детям приклеить в тетради данные силуэты и заштриховать их, на каждую полоску называть звук Л

Дети получают домашнее задание

Закрепить пройденную тему во время домашних заданий.

1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» (соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: Желаю (большой) большого (указательный) успеха (средний) во всём (безымянный) и везде (мизинец) здравствуй (вся ладонь)

2. Чистоговорка «Милая Мила» Милая Мила мылилась мылом. Намылилась, смыла. Так мылась Мила.

3. Сказка «Как волчонок потерял свой дом» Наступила зима. Стало холодно. Волчонок никак не мог уснуть. Когда завывала вьюга, волчонку казалось, что кто-то крадётся к нему из-за кустов. Он никогда и никуда не ходил, потому что его мама всегда приходила вечером и кормила его. Но в этот день мама почему-то задерживалась и волчонок пошёл её искать. Он так долго ходил, что потерялся. Тут он увидел белку, она пряталась где-то на дереве между сучками.

– Что ты там делаешь? – спросил волчонок

– Я тут живу. А ты почему такой грустный? – спросила белка.

– Я потерялся – смутился волчонок

– Ах, ах, ах, как жалко! – развела лапками белка – Я бы тебя пустила погреться, но там тебе будет тесно, да и не сможешь ты залезть на дерево, – и вновь спряталась в дупле.

А волчонок грустно пошёл дальше. Вдруг он увидел много хвороста и веток, которые прикрывали яму. И только он захотел туда залезть погреться, как услышал чей-то грозный храп. Волчонок так испугался, что очень быстро побежал в обратную сторону. Он не оглядывался и не останавливался. А когда волчонок устал и остановился, он увидел свою маму, которая ждала его около их логова.

4. Речедвигательная ритмика «Клак-клак-это так» Логопед говорит текст с движениями. Дети выполняют движения и произносят «Клак-клак-это так» – хлопают в ладоши или «Клак-клак-это не так» – прячут руки за спину.

Наступили холода (потирать ладонями друг о друга) Клак – клак – это …

Превратилась в лёд вода (сжали кулачки)

Спит зимой в берлоге мишка (растереть ладонями уши)

Под кустом дрожит зайчишка (попрыгать на ножках)

Ну а люди спят в лесу (растереть лоб в стороны от середины лба)

Любят хлеб и колбасу (маршировать на месте)

«Мы живём в России». Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Мы живём в России» Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Задачи: • Продолжать знакомить детей с государственными.

Гендерный подход к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста И. Б. Горелова, учитель-логопед Е. Г. Кубова, учитель-логопед Развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Лягушка-путешественница» (Коллективная аппликация с использованием технологии сотрудничества со сверстниками). Цели: Создать условия, благоприятствующие формированию.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница вода» Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Волшебница вода» Программное содержание: 1. Познакомить детей со.

Интегрированное занятие (музыка, живопись) для детей старшего дошкольного возраста «Зимняя сказка» Цель: Способствовать формированию эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру через освоение художественно-культурных ценностей.

Использование методов кинезиологии в коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются абсолютно здоровыми, у остальных отмечаются те или.

Рабочая программа по коррекции фонетического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество.

Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения сигматизмов Приятное общение со сверстниками, родителями, друзьями, наставниками и просто знакомыми людьми обеспечивается правильной и красивой речью.

Теоретические основы использования дидактических игр в решении задач коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста Нарушение речи – это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального.

Занятие по развитию речи для старшего дошкольного возраста «Кто работает в детском саду» ЦЕЛЬ. Обучить детей связной,грамматически правильной речи. Приучать чувствовать и понимать смысл и красоту образных выражений и поговорок. Развивать.

Ссылка на основную публикацию