Конспект логопедического занятия Родственные слова

Логопедическое занятие в подготовительной группе “Родственные слова”
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Логопедическое занятие в подготовительной группе “Родственные слова”

(Упр. «Из чего – какой?»)

Конспект логопедического занятия «Родственные слова»

Конспект логопедического занятия «Родственные слова» предназначен для учащихся 3 класса, посещающих логопункт с логопедическим диагнозом «Недостатки чтения и письма, обусловленные НВОНР», 2 этап.

Дети записывают слова. Отмечают в них корень: САД — садик, садовый, садовник, садовод, рассада, посадка.

Логопедическое занятие по теме “Родственные слова”

Цели:

  • Осознание и конкретизация у младших школьников с ОНР понятий родственные слова, корень и его роль в слове.
  • Развитие лингвистического отношения к слову у учащихся с речевой патологией.
  • Обогащение, уточнение и активизация словаря учащихся с ОНР.
  • Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза слов у учащихся с ОНР.
  • Формирование умений и навыков самостоятельной работы у детей-логопатов.
  • Формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям.
  • Развитие компьютерной грамотности.

Материалы и оборудование: зеркала, опорные таблицы по речевому дыханию и целеполаганию, карточки с набором слов, персональный компьютер, мультимедийная установка.

Ход занятия

1. Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики.

2. Создание проблемной ситуации.

Л.: – Образуем группу слов, связанную со словом ГРИБ. Назовите одним словом словосочетания, запишите:

  • маленький гриб…
  • много маленьких грибов…
  • суп из грибов…
  • человек, собирающий грибы…

Гриб, грибок, грибочки, грибной, грибник.

Л.: – Сравните, что общего в этих словах?

– Что можно сказать о значении слов?

– Слова иногда чем-то похожи на людей. Как называют людей, которые похожи между собой?

3. Презентация ребенка «Родственные слова». Приложение 2.

ВЫВОД: – Слова, которые похожи по значению и звучанию, называются родственными.

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

4. Определение темы занятия.

Л.: – Попробуйте самостоятельно сформулировать тему и цель занятия.

Л.: – Верно, цель нашего занятия – научиться распознавать родственные слова.

5.Ттренировочные упражнения (обогащение, уточнение словаря через закрепление темы).

Л.: – Все ли слова, похожие по звучанию, являются родственными?

– Сформулируйте свой ответ, используя слова: гусь, гусыня, гусеница, гусята.

– Сравним ваш вывод с выводом, который сделал Ваня.

6. Презентация ребенка «Все ли слова, похожие по звучанию, можно назвать родственными» (автоматически). Приложение 3.

Л.: -Определите основные признаки, по которым вы будете находить родственные слова.

Общее звучание (схожее).

Общее значение слов.

Л.: – Подберите родственные слова к слову гора.

(Дети самостоятельно выполняют задание.)

– Один из учеников другой группы выполнил задание так:

Гора, горка, горе, горняк.

– Верно, ли он выполнил задание? Если есть ошибка, объясните ее.

Л.: – Исключите лишнее слово. Объясните, почему оно не является родственным.

Нос, носильщик, носик, носатый.

Час, часок, часть, часовщик.

7. Физминутка.

Л.: – Я буду читать пары слов. Если они являются родственными, хлопните в ладоши, а если не являются – топните.

Кот – котик, река – плот, рука – ручка, день – ночь, носки – нос, снег – снеговик, ткань – тканевый, стена – гвоздь, дом – домашний.

8. Коррекция слухоречевого и зрительного восприятия, внимания и памяти.

(На плакате вывешиваются слова, надо соединить родственные слова и запомнить их.)

(После того как дети выполнят задание, слова второго столбика убираются, дети записывают в тетрадь пары родственных слов с опорой на слова первого столбика.)

9. Развитие слухоречевого внимания, памяти и развитие связной речи.

Л.: – Прослушайте и запомните предложения. Назовите родственные слова.

Прилетели зимовать птицы. Зима вступает в свои права. Здравствуй, зимушка- красавица! Прошло веселое время зимних каникул.

Л.: – Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

Л.: – К слову снег выберите родственные слова и составьте рассказ:

Санки, снежинки, сугробы, снеговик, лед, снежная, горка, снежки, коньки.

10. Подведение итога занятия.

Л.: – Над какой темой мы сегодня работали? Чему научились? Какие моменты занятия вам особенно понравились? Почему? Оцените свою работу на занятии: что получилось очень хорошо, а что вызвало затруднение.

Нос, носильщик, носик, носатый.

Конспект логопедического занятия ТЕМА. РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА. : 1 комментарий

Составитель работы: Тугова Л.М., учитель-логопед МКОУ детский дом «Надежда», села Газ-Сале
Работа выполнена в 2012 году

Житель той же местности
Зимний, низовой ветер
Выкопанное в земле жилище
Лесная ягода
Животное
5. Физпауза.
Мы в саду. Покажите, какие там большие деревья?
Дети поднимают руки.
Подул теплый ветерок: Ш-Ш-Ш, зашелестели листья.
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.
Подул холодный ветер: С-С-С, закачались сосны.
Дети покачиваются и машут руками.
Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки. Ни ветки.
Дети расслабляются.
Снова подул ветер.

Конспект логопедического занятия «Родственные слова» для детей подготовительной группы с ОНР

Елизарова Анна Валерьевна
Конспект логопедического занятия «Родственные слова» для детей подготовительной группы с ОНР

Тема: Родственные слова

Цель: Познакомить детей с понятием «родственные слова».

Задачи:

1. Обогащать словарный запас детей.

2. Формировать у детей навыки подбора родственных слов.

3. Развивать навыки словообразования.

4. Развивать слуховую память, зрительное восприятие.

5. Развивать мышление и воображение.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки (чай- чайник- чайная чашка; лес-лесок- лесник- лесная тропинка-лесная малина-лесные орехи; ребята; грибы; дом).

Ход занятия.

1. Организационный момент:

Логопед: – Сядет тот, кто запомнит и правильно повторит цепочку слов:

-цвет- цветник- цветочек;

2. Постановка цели.

Логопед: -Дети, вы заметили, что каждому досталась своя «семейка» слов? В каждой «семейке» слова были похожи между собой. И сегодня мы будем говорить о таких словах- «родственниках». Мы будем учиться сами образовывать слова, похожие друг на друга по смыслу и по звучанию.

3. Изучение нового материала.

Поезд едет тук-тук-тук…

К нам в купе приносят вдруг

Что за жидкость, отвечай!

Проводник принес нам …ЧАЙ

(Выставляется картинка чая на магнитной доске)

Кто на плите сидит, бурчит,

Вздыхает, булькает, хрипит?

Песни громко распевает,

Воду носом разливает?

Кто над чашками начальник?

Отвечайте, дети,. ЧАЙНИК.

(Выставляется картинка чайника на магнитной доске)

Логопед: – ВЫ заметили, какие слова похожи между собой?

Дети: – ЧАЙ и ЧАЙНИК.

Логопед: – А из какой чашки мы пьем чай?

Дети: – Из ЧАЙНОЙ чашки.

(Выставляется картинка чайной чашки на магнитной доске)

Логопед: – Как выдумаете, от какого слова образовались слова «ЧАЙНИК», «ЧАЙНАЯ»?

Дети: – От слова «ЧАЙ».

Логопед: – Правильно. Это родственные слова.

4. Физкультминутка.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю (снег). (Руки поднимать вверх и опускать вниз)

С неба все скользят пушинки-

Кружатся над головой (Покружиться)

Вот веселье для ребят.

Все сильнее (снегопад). (Попрыгать на месте)

Все бегут вперегонки, (Бежать на месте)

Все хотят играть в (снежки). («Кидать» снежки)

Логопед: – А сейчас вы сами попробуете образовывать слова, близкие по смыслу и звучанию.

Белое одеяло землю одевало,

Солнце напекло, одеяло потекло.

А как можно ласково его назвать?

Логопед: – Что мы лепим из снега?

Логопед: – Что тает у нас на ладошке?

Дети называют родственные слова: снег, снежок, снежинка, снеговик.

Они образовались от слова «снег».

5. Закрепление нового материала.

Составление и пересказ рассказа «В лесу».

Логопед: – Я буду начинать предложение, а вы заканчивать, но не любым словом, а словом, образованным от слова ЛЕС.

За деревней тянется небольшой молодой… ЛЕСОК. Летом ребята часто гуляют в этом… ЛЕСОЧКЕ. Дети собирают там …ЛЕСНУЮ малину (какую малину). Однажды по узкой…ЛЕСНОЙ тропинке (какой тропинке) они пошли к дому ….ЛЕСНИКА. Он угостил ребят …ЛЕСНЫМИ орехами.

Логопед последовательно выставляет на магнитную доску картинки, где изображены: лесок, ребята, лесная малина, грибы, лесник, дом лесника, лесные орехи.

Дети отвечают на вопросы:

-Что тянется за деревней?

-Где ребята часто гуляют летом?

-Что дети собирают в лесочке?

-К чьему дому они пришли однажды?

-Чем лесник угостил ребят?

6. Итог занятия.

«Насекомые и пауки». Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе у детей с ОНР (III уровень) Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе у детей с ОНР (III уровень) по лексической теме «Насекомые и.

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет с ОНР Конспект составила: учитель – логопед МАДОУ «Детский сад №278» г. Перми Шайдурова Ирина Владимировна Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР «Осень. Деревья осенью» Цель: Речевое и познавательное развитие детей в рамках работы по лексической теме «Осень. Деревья осенью» Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Фрукты» К -№ Тема : «Фрукты». Задачи: закрепить и уточнить знания детей о фруктах; образовывать прилагательные от существительных; уменьшительно.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Зимние забавы» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Зимние забавы». Коррекционно-образовательные цели:.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Прогулка по осеннему лесу» Лексическая тема: «Осень» Коррекционно-образовательные цели: -Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря,.

Конспект подгруппового логопедического занятия по преодолению ОНР у детей старшей группы «Звук [Н], буква Н» Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с ОНР Фонетическая тема: Звук [Н], буква Н. Лексическая тема: Фрукты.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением ОНР Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности». Цели: 1. Коррекционно—образовательные: – Обобщение представлений о школе и школьных.

Конспект проведения фронтального занятия в подготовительной группе компенсирующего вида «Родственные слова» Цели: Закрепить понятие в родственных словах. Коррекционно – образовательные задачи: • формирование словообразования и словоизменения,.

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Родственные слова» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Родственные слова» Цель: Познакомить детей с образованием родственных.

2. Формировать у детей навыки подбора родственных слов.

Конспект логопедического занятия “Корень слова.Родственные слова”.

Тема: Корень слова. Родственные слова. Цель: Закрепить у детей представления о родственных связях слов.

Коррекционно-образовательные:

учить детей навыку подбора родственных слов;

учить правильно находить общую часть родственных слов;

учить умению дифференцировать слова, имеющие омонимичные корни.

Коррекционно-развивающие:

развивать слуховое восприятие и память;

развивать мелкую моторику;

уточнять и активизировать словарный запас.

Коррекционно-воспитательные:

развивать навык самостоятельности и самоконтроля;

развивать чувство взаимопомощи;

прививать заботу о птицах

Планируемые результаты:

Предметные

Знать о роли корня, как главной части слова; знать о единообразном написании корня в однокоренных словах; знать, что не всегда однокоренные слова являются родственными.

Уметь ; выделять корень в родственных словах; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; уметь понимать смысл слова, заключённый в корне.

Личностные: осуществляется развити е слухового и зрительного восприятия и внимания, развитие мыслительных операций ; синхронизации работы полушарий, что способствует улучшению запоминания, повышению устойчивости внимания, а, следовательно, увеличению эффективности работы головного мозга.

Метапредметные: развитие умения планировать своё поведение (речевое и неречевое), развитие коммуникативных умений, осуществление самонаблюдения, самоконтроля и самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Личностные УУД: формирование положительной мотивации к обучению, осознание цели работы на занятии формирование активной учебной позиции; развитие умения работать в группе, умения оценить работу других учащихся на занятии, воспитание чувства взаимопомощи.

Регулятивные УУД: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу в ходе выполнения задания, формирование умения определять последовательность действий с учётом конечного результата, развитие навыков само- и взаимо контроля при сравнении своей деятельности с данным образцом с целью нахождения неточностей и ошибок и их исправления, формирование умения оценить результаты работы, формирование умения к саморегуляции.

Коммуникативные УУД: формирование умения продуктивно сотрудничать с педагогом и сверстниками в ходе выполнения заданий, формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в групповом обсуждении задания с учётом мнения других детей.

Познавательные УУД: формирование способности принимать и сохранять учебную цель и задачи в ходе занятия, формирование умения использовать знаково-символические средства для выполнения практических заданий; формирование универсальных учебных действий.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Игра « Четвёртый лишний»

Прослушайте ряд слов. Назовите лишнее и объясните, почему оно не подходит к остальным словам:

желток, железный, жёлтый, желтеть;

носильщик, нос, носатый, носовой;

часовщик, часть, час, часики;

циркуль, циркач, цирк, цирковой;

лошадь, жеребенок, лошадиный, лошадка;

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?

Сегодня на занятии мы будем говорить о родственных словах.

3. Игра « Правильно сосчитай»

У каждого ученика фишки. Логопед выразительно читает стихотворение. Затем читает снова уже медленно, а учащиеся откладывают фишку каждый раз, когда услышат родственное слово, стараясь запомнить его. Далее подсчитывается количество фишек у каждого игрока и определяется предположительное число родственных слов.

Мы построили скворечню

Для веселого скворца,

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том.

Мать, отец и скворушка-

Кормит матушка скворчат

Целый день птенцы кричат:

«Мы хотим добавку,

Проверка: – Сколько фишек отложили? (отвечает каждый ученик)

– Какие родственные слова встретились вам в стихотворении?

– Выделите корень в данных словах.

Ребята, что такое скворечник?

Зачем люди вешают скворечники на деревья?

Совсем скоро наступит весна, перелетные птицы будут возвращаться в родные места и люди должны подготовиться к прилету птиц: построить скворечники, чтобы им было где поселиться и завести птенцов.

Проверка: – Сколько фишек отложили? (отвечает каждый ученик)

Конспект логопедического занятия на тему ‘Родственные слова’

Конспект фронтального логопедического занятия, проведённого учителем-логопедом Пушненковой А.В. в группе № ___ СПб ГБСУСО Центра № 29 Пушкинского района

Тема: родственные слова.

Учить детей выделять на слух из текстов стихотворений и рассказов родственные слова.

Закрепить знания детей о родственных словах.

Воспитывать желание детей работать в группах.

Формировать у детей навыки подбора родственных слов

Развивать навыки словообразования

Развивать слуховую память, зрительное восприятие.

Тетрадь, ручка, карточки.

Словарная работа: безводье, водосброс, водокачка, водомерка, наводчик, ходули.

Сообщение темы занятия.

Л.: Здравствуйте ребята! Мы сегодня с вами отправимся в волшебный лес. В этом лесу нас ждут разные интересные испытания, захватывающие приключения, новые друзья, а главное мы узнаем много нового. Вы готовы к путешествию?

Л.: Ребята вы могли бы, показать мне детей, которые утром не хотят вставать; которые капризничают; которые не хотят учиться. А теперь давайте проверим, проснулись вы или нет. Покажите мне указательный палец правой руки (логопед показывает большой палец), а теперь большой палец левой руки (логопед показывает мизинец), покажите мне оба больших пальца (логопед показывает два больших пальца). Молодцы ребята, теперь я вижу что вы проснулись, присаживайтесь.

Л.: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Да – нет». Я буду называть вам пары слов, а вы должны будете определить родственные эти слова или нет.

Р.: корова – телёнок – нет;

Рис – рисунок – нет;

Двор – дворик – да;

Коза – козлёнок – да;

Горевать – горка – нет;

Вода – проводник – нет.

Л.: Молодцы ребята! А теперь я хочу вам предложить поиграть в ещё одну очень интересную игру, она называется «Четвёртый лишний». Я буду называть вам по 4 слова, а вы должны будете определить одно лишнее слово и объяснить, почему вы так думаете.

Р.: горный, пригорок, горюшко, гористый.

Водянистый, водиться, подводник, заводная.

Поле, полевой, напольная, полюшко.

Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать.

Пилка, опилки, копилка, лесопилка.

Оливка, подливка, разливка, заливка.

Сделка, отделка, сиделка, самоделка.

Л.: Ребята, какие же вы молодцы, всё правильно говорите. А можно мне вам дать очень сложное задание?!

Р.: безводье, водосброс, водокачка, водомерка, наводчик.

2 Сообщение темы занятия

Л.: Ребята, вы догадались какая у нас сегодня тема занятия?

Р.: родственные слова.

Л.: а кто мне может рассказать, что такое родственные слова?

Р.: родственные слова – это 1 слова, имеющие общий корень; 2 эти слова сходны по смыслу.

Л.: Я вам уже говорила о том, что лес в который мы отправляемся – волшебный, на деревьях в этом лесу вместо листьев растут слова.(на доску прикрепляются 3 дерева , в листьях которых написаны слова). Ребята, посмотрите внимательно на первое дерево. Прочитайте, пожалуйста, по очереди друг за другом, слова написанные в листочках.

Читайте также:  Привлечение родителей к работе логопеда через систему методических рекомендаций

Р.: Дерево №1:сад, садовый, посадить, посадки, садовник.

Дерево №2: воз, возить, перевозка, повозка, возчик.

Дерево №3: ход, ходить, ходок, ходули, прохожий.

Л.: Как вы думаете, что общего в словах написанных на его листочках?

Р.: У этих слов общий корень.

Л.: Правильно ребята, молодцы! Кстати, наш волшебный лес называется лесом родственных слов. Отправляемся в путешествие! Но для того чтобы получить пропуск в лес вы должны будете к слову лес, подобрать как можно больше ( не меньше 10), родственных слов.

Р.: лесник, лесистый, лесок, лесище, лесовод, лесопилка, лесной, лесничий, лесоруб, перелесок.

Л.: давайте убедимся, что это родственные слова, запишем их по памяти и выделим корень.

Л.: Ребята, вы, наверное, устали, давай немножко отдохнём.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на мысочки стать.»

Л.: Ребята, найдите слово из которого выросли 3 дерева, которые встретились у нас на пути.

Р.: Дерево №1-сад.№2-воз.№3-ход.

Л.: молодцы, вы всё сделали верно! А теперь мы сядем на волшебный ковёр-самолёт и полетим в лес!

Л.: Ребята, вот мы и прилетели, но посмотрите у нас на пути стоит железный дровосек. Он не пропустит нас в лес, если мы не поможем ему выполнить одно задание. Для этого нам придётся разбиться на две команды. Каждая команда получит карточки со словами. Ваша задача распределить слова на 3 группы родственных слов. Каждую группу слов закрасьте одним цветом. Та команда, которая справится с заданием быстрее получит от дровосека волшебную пятёрку. Постарайтесь, пожалуйста.

Р.: (дети получают карточки со словами)горе, сгореть, прогорать, горный, горка, гореть, горюшко, горевать, пригорок, пригорюнился, гористая, горючий.

Л.: ребята, а что такое горе?

Р.: горе – это чувство.

Л.: молодцы ребята, вы помогли дровосеку!

Л.: Ребята, вот мы и в лесу. Посмотрите, дровосек предлагает вам поиграть с орешками, растущими в этом лесу.

Л.: В каждом орешке рисунок, который нужно положить в волшебную ячейку, чтобы получилось много новых слов.(каждый ребёнок получает картинки-пиктограммы и таблицы)

Р.: зуб: -ик;-астый;-очек;-очистка;-ной.

Л.: молодцы, ребята вы и с этим заданием справились. Поможем дровосеку справиться со сложным заданием, вы должны будете записать слова, найти среди данных слов родственные и подчеркнуть их.

Р.: море, озеро, моряк, река, якорь, лодка, парус, плавать, купаться, морской.

4 Пальчиковая гимнастика

Л.: Ребята, давайте разомнём наши пальчики.

Р.: « Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.»

Л.: Дровосек предлагает поиграть вам в игру «Скажи, кто он, если он такой?»

Образец: храбрый – храбрец.

Р.: смелый – смельчак

Л.: вы молодцы, отлично справились с заданием. А теперь я предлагаю вам разбиться на пары. Каждая пара получит карточку с текстом, из которого нужно будет выписать родственные слова.

№1 Саша Орлов кормит зимой птиц. Он припас корм, сделал кормушку. Хороший у птиц кормовой столик.

№2 Свет вечерней зари угас. Солнце перестало светить. В траве блестят светлячки. Зажглись светлые звёзды.

№3 Наступила тёмная ночь. Мы ночевали у костра. Ночные бабочки летели на огонь.

№4 Был тёплый зимний денёк. Хлопьями падал мягкий снежок. На школьный двор выбежали дети. Они стали играть в снежки. Володя катал снежный ком. В воздухе кружились пушистые снежинки.

Л.: Вот и подошло к концу наше путешествие по волшебному лесу родственных слов. Ребята, скажите мне, пожалуйста, что же такое родственные слова? Приведите примеры родственных слов.

Р.: родственные слова – это 1 слова, имеющие общий корень; 2 эти слова сходны по смыслу. Дом – домовой – домовёнок.

Л.: Молодцы ребята! До свидания.

Р.: до свидания.

№1 Саша Орлов кормит зимой птиц. Он припас корм, сделал кормушку. Хороший у птиц кормовой столик.

№2 Свет вечерней зари угас. Солнце перестало светить. В траве блестят светлячки. Зажглись светлые звёзды.

№3 Наступила тёмная ночь. Мы ночевали у костра. Ночные бабочки летели на огонь.

№4 Был тёплый зимний денёк. Хлопьями падал мягкий снежок. На школьный двор выбежали дети. Они стали играть в снежки. Володя катал снежный ком. В воздухе кружились пушистые снежинки.

№4 Был тёплый зимний денёк. Хлопьями падал мягкий снежок. На школьный двор выбежали дети. Они стали играть в снежки. Володя катал снежный ком. В воздухе кружились пушистые снежинки.

Конспект логопедического занятия. Корень слова. Однокоренные, родственные слова.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ­­­­начальная общеобразовательная школа с. Стерлибашево

Конспект логопедического занятия “Корень слова. Однокоренные, родственные слова”

Жданова Гульнара Валерьевна

МБОУ НОШ с. Стерлибашево

Стерлибашево 2019 год

Логопедическое занятие по теме “Корень слова. Однокоренные, родственные слова»

научить обучающихся правильно определять корень в словах, подбирать родственные слова.

· Образовательные :

o уметь находить и выделять корневую морфему в слове;

o совершенствовать умение выбирать проверочные слова из гнезда родственных слов, опираясь на слоговое деление и ударение в словах;

o уметь подбирать однокоренные родственные слова, объясняя лексическое значение слова;

o упражнять в правописании безударных гласных в корне слова;

o развивать орфографическую зоркость;

· Коррекционные :

o совершенствовать технику постановки ударения в словах, различать ударные и безударные слоги;

o обогащать словарный запас;

o совершенствовать грамматический строй речи;

o развивать высшие психические функции.

  • Воспитательные :

o воспитывать умение слушать друг друга;

o развивать способность к самоанализу и самооценке.

ОБОРУДОВАНИЕ : карточки для индивидуальной работы; тетради, ручки, карандаши, ноутбуки, компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация, изображение дерева, изображение яблок (красное, жёлтое и зелёное).

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Мобилизирующий этап.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, оно транслируется зрителям. Давайте встанем, улыбнёмся и поприветствуем их.

– Откроем тетради и запишем число.

II. Вводный этап в тему.

– Ребята, сейчас мы встанем и прослушаем гимн нашей страны Запомните, государственный гимн нужно всегда слушать стоя. (слайд № 1).

– Как называется страна, где мы с вами живём?

– Россия (слайд №2). Верно!

– ( слайд № 3) А как называется Республика, в которой мы проживаем?

– Башкортостан (слайд №4).

– (слайд №5) Обратите внимание на следующий слайд. Какое село изображено на фото?

– Стерлибашево (слайд №6).

– (слайд № 7) Скажите, как называется то место, где люди родились и выросли?

– Родина (слайд №8). Правильно! Молодцы!

– (слайд №9) А вот какое замечательное стихотворение о Родине написала Зинаида Александрова. Прослушайте, пожалуйста.

Если скажут слово « Родина» ,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, родная улица,
Толстый тополь у ворот.
Вся родня моя любимая,
Родственники здесь и там.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

– Назовите слова, которые близки по значению и имеют общую часть.

Работа у доски и в тетрадях.

(Убрать экран. На доске записаны слова: Родина, родная, родня, родственники.) Запишите в тетрадях.

– Какая общая часть в этих словах? (– род-). Как называется общая часть в словах? (Корень). Как мы её обозначим? (выделение в словах корня)

– Можно сказать, что эти слова имеют общий смысл? От какого слова они образованы?

– Кто мне поможет сформулировать тему нашего занятия?

Основная часть

1. Задача: нахождение общей части (корня) однокоренных слов.

– Правильно, сегодня мы с вами будем определять корень в словах, и подбирать к ним однокоренные слова (слайд №10).

– Ребята, корень – это самая важная и основная часть слова, который несёт самый главный смысл. Как дерево не может расти без корня (на доске рисунок дерева с корнем), так и слов не бывает без корня. Как называются слова с одним корнем? (Однокоренные). Правильно, а если однокоренные слова близки по значению, т.е имеют общий смысл их называют – родственные.

Работа уч-ся с индивидуальными заданиями в ноутбуках.

– Откройте, пожалуйста, свои ноутбуки. Найдите задание № 1. Определите корень в своих словах. Напишите получившиеся слова (индивидуальная работа).

– Проверим ваши ответы. Назовите корень слов. Назовите слова-родственники.

ИК

ИШКО

ИЩЕ

АШНИЙ

ОВОЙ

ОК

ОЧЕК

НОЙ

НИК

НИЦА

ИК

АСТЫЙ

ОЧЕК

ОЧИСТКА

НОЙ

ОК

НОЙ

АСТЫЙ

ИЩИ

ОЧЕК

НЫЙ

ОРОБ

ОПЁК

УШЕК

НИЦА

2 задание. Подчеркните лишнее слово, не подходящее по смыслу к группе родственных слов.

3 задание. Закройте, пожалуйста, ноутбуки. Сейчас мы поработаем у доски по парам.

Наше дерево с наступлением осени сбросило листья (слайд № 11). А листья непростые, на них написаны однокоренные, родственные слова, но среди них оказались лишние. Нужно собрать все однокоренные слова, найти среди них лишнее слово, которое не является родственным. Определите, какие из слов не являются однокоренными. И доказать почему? (работа парами)

Вода, водитель, подводный, водяной.

Рис, рисунок, рисовый, рисовод.

Смех, смешной, смешать, рассмешить.

4. Выделить в родственных словах главное слово, от которого образованы слова данной группы. Работа у доски.

– Ребята, какое время года у нас наступило? ( Зима). Выпал белый (что?) (Снег). Запись на доске и в тетрадях. Кого вы будете лепить из снега? ( Снеговика). А какую бабу лепят из снега? (Снежную). Настанет весна, растает снег и из-под снега покажутся …? (Подснежники). Определите самое главное слово, от которого образованы родственные слова. Назовите корень. (Обращается внимание на чередование в корнях слов согласных г и ж)

СНЕГ, СНЕГОВИК, СНЕЖНУЮ (БАБУ), СНЕГОХОД, ПОДСНЕЖНИК

5. Физминутка (снятие усталости и напряжения)

– Ребята, мы замечательно потрудились, а теперь давайте отдохнём.

– Физминутка “ Про наше деревцо”.

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.­­­­­­­­­

Деревцо всё выше, выше, выше.

6. Проверяем безударные гласные.

Сейчас мы поработаем группами. На доске записаны слова. Нужно определить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную в корне слова. И уточнить, какие слова являются проверочными, а какие проверяемые. (Слова на доске)

Сосна, сосновый, сосны.

Старик, старушка, старый.

Включить проектор ( слайд №12 ).

7. Образование родственных слов. Совершенствование грамматического строя речи.

Работа по карточкам. Записать предложения, вставляя вместо картинок слова.

– Чей хвост хотел подарить старик своей старушке на воротник? – Старик хотел подарить старухе на воротник лисий хвост. (слайд №13)

– Как ласково лису называет в сказках волк? (слайд № 14)

Волк лису ласково называет лисичка – сестричка. (слайд № 15)

– Кто детеныш у лисы? (слайд № 16)

Детёныш лисы – лисёнок .

– Кто у лисёнка мама? — Мама лисёнка – лисица . ( слайд № 17)

III. Заключительная часть.

  1. Подведение итога занятия.

– Чему вы научились сегодня на занятии? (определять корень в словах, подбирать однокоренные и родственные слова.

Прочитаем стихотворение. Текст стихотворения на экране.(слайд № 18)

Корень слова – главная,

Дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

Домашнее задание. Выучить стихотворение и выполнить задание.

( К очень красивым, нужным и важным словам: радость –…, …, …; любовь – …, …,…; красота –…, …, …; доброта – …, …, … подобрать однокоренные слова). Вложите, пожалуйста, свои задания в дневники.

Пройдут холода, снег растает, весной наше дерево зацветёт, и появятся на ней плоды. А какие плоды – зависит от вас. Для этого вам нужно оценить свою работу на занятии. Перед вами лежат яблоки. Выберите себе яблоко. Красное яблоко – если считаете, что у вас не было ни одной ошибки. Жёлтое – ошибки были, но я их исправил(а). Зелёное – ошибок было много, но на следующем занятии я буду стараться работать лучше.

– А сейчас я попрошу вас выйти к дереву с яблоками. У нашего дерева очень крепкие корни, я надеюсь, что и у вас будут крепкие знания. Давайте, посмотрим, какие плоды подарит нам дерево. Почему вы выбрали именно эти яблоки, объясните. Ребята, вы очень хорошо поработали! Молодцы!

НЫЙ

Конспект логопедического занятия Родственные слова

Посчитать мягкие знаки, показать на пальцах их количество.

Как мягкий знак рассказывает о своей работе? Вспомним стихотворение:

Хоть средь букв я и молчу,

Быть их мягкими учу.

2.Мотивация к учебной деятельности:

Работа со словом сельдь.(слайд 2)

Определите, что обозначает это слово? Предмет, признак предмета или действие? Докажите. Что необычного заметили в этом слове? (Два раза встречается ь). Где он стоит? Может ли ь стоять в начале слова? Почему? Глядя на картинку, попробуйте ответить на вопросы: кто?, какая?, что делает?

3.Основная часть занятия:

1)Знакомство с понятием родственные слова.

Сельди – рыбы очень дружные. Они живут большими семьями – косяками, поэтому говорят косяк сельдевый. Поставьте вопросы к этим словам. Что они обозначают? Какое из этих слов похоже на название рыбы? Сельдь, сельдевый – родственные слова. Эти слова похожи, как родственники в семье. Вот вы похожи на своих папу, маму, братьев, сестёр? В семье все вас любят и помогают друг другу.

2)Первичное закрепление с проговариванием вслух.

Повторите семейку родственных слов. ( слайд 3)

Пронаблюдайте за их схожестью. По ходу выбираем слово с ь, определяем его место, выясняем что это слово обозначает.

Светлый – свет – светильник

Ход – ходовой – ходьба

Повозка – возить – воз

Голубь – голубиный – голубка

Напольная – пол – половик

Варёный – повар – варить

Какие слова для вас оказались непонятными?

Физминутка с мячом. (Дети встают в круг, получают мяч от учителя, возвращают его обратно с ответом «да» или «нет»)

Можно ли так говорить? Оцените сочетание двух родственных слов.

Варить варенье, делать дело, маслить маслом, угощать гостя, старый старик, петь песни, жарить жаркое, писать письмо, работать работу, начинать сначала, закончить до конца, откусить кусочек, красить краской, глазеть глазами, ходить ходуном, точить точилкой.

3)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Разбить строчку на 3 части, пометить их одной, двумя, волнистой линиями. (Один ученик работает у доски) Повторить семейку родственных слов, слова в столбики, выделяя ь зелёным цветом.

Даль – дальний – удалились.

Больной – болеть – боль.

Пылились – пыль – пыльный.

4.Рефлексия учебной деятельности:

Как – то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был он только словом.

Это слово, словно корень,

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

С ним садовник идёт.

Гулять в саду словесном. (слайд4)

С какими необычными словами мы сегодня познакомились? Найдите их в стихотворении. Найдите их общую часть. Каким словом она названа в стихотворении?(Корень)

Список использованной литературы:

1.Седых Н.А. Коррекция письма и чтения у детей с общим недоразвитием речи. – Х.: Изд. группа «Основа»,2008.

Тема: Родственные слова. Образование гласных второго ряда.(2 занятие)

Цели: 1.Закреплять знания детей о морфологических и лексических особенностях родственных слов, расширять словарный запас;

2.Формировать фонематические представления о гласных второго ряда;

3.Упражнять в установлении грамматической связи слов в предложении, совершенствовать речевое внимание.

Оборудование: «узелок» букв для слова труд, домик гласных, лента букв.

Распутать «узелок» букв, сложить из них слово (труд). Что это слово обозначает? Подобрать к нему родственные слова (труженик, трудяга, трудовой, трудности, трудный, трудолюбивый) Какими признаками обладают родственные слова?

2.Мотивация к учебной деятельности:

Что вы можете сказать об этих буквах: а, о, у, э, ы, и, о? В какой стране они живут? (В стране Грамматика)

Родственные слова похожи между собой и держатся дружной семейкой. Но ведь иногда бывает и так, что совершенно посторонние люди знакомятся, дружат и становятся такими близкими, ближе родственников.

3.Основная часть занятия:

Вот какая история произошла в стране Грамматике.

Жили-были в одном домике буквы, которые обозначали гласные звуки а, о, у, э, ы, и. Они были очень гостеприимными. Пришла как-то к ним буква й. Обрадовались гласные. Буквы ы и и стали в саду стол к чаю накрывать, а остальные пригласили гостью в дом и стали развлекать: показывать свои игрушки и книжки, поиграли. Загадки поотгадывали, а потом предложили петь песни.

Читайте также:  План-конспект НОД: Игра-путешествие - Мы по городу идём

– Да. Я бы с радостью, – сказала й. – Но ведь я обозначаю согласный звук, голос у меня краткий, не могу я петь.

– А давай ты будешь начинать песню, а мы подхватим, – предложили гласные. И решили они попробовать.

Начала песню й, подхватила а. Красивая песня получилась. И вдруг произошло чудо: откуда ни возьмись, оказалась в домике новая буква – я.

Захотели и другие попробовать себя в волшебстве. Подхватила песню й буква о, и получилась из этой чудесной песни буква ё. Из песни й и э появилась буква е. а песенка й и у подарила букву ю. Обрадовались все новым буквам. Ведь новые друзья – это же здорово! И пригласили их жить вместе, на втором этаже домика гласных букв. Ведь они получились из песенок двух звуков, где гласные стоят на втором месте. И название им дали гласные второго ряда.

А теперь давайте запишем, как получились новые буквы.

4.Первичное закрепление с проговариванием вслух:

Игра «Сложи из частей буквы» (гласные второго ряда)

Запись под диктовку слов: ёж, юла, яблоко, енот. Выделение гласных второго ряда зелёным цветом, подбор родственных слов.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Работа по индивидуальным карточкам:

Ягода – ягодная, малина.

Пение – песня, петух.

Ёж – иголки, ежовые, ёжится.

Каюта – каюсь, каютный.

Задание: прочитать, выяснить все ли слова родственные? Назвать «гостя».

Какие слова для вас оказались непонятными?

6.Включение в систему знаний и повторение:

– Ребята, а какой праздник к нам приближается? Как вы к нему готовитесь? А теперь послушайте предложение.

Юра с Яной поехать за ёлка. (Юра с Яной поехали за ёлкой)

Всё ли здесь правильно? Что бы вы хотели исправить? Сколько слов в этом предложении? Запишем это предложение графически, выделим гласные в словах. Подберите родственные слова к слову ёлка.(ель, еловый, ёлочка, ёлочный) В каком слове есть ь? В каком месте?

А я хочу назвать ещё одно родственное слово – дерево. Правильно ли я предложила? Почему?

Тогда другое – слово – действие ели. А это слово родственное? Почему?

7.Рефлексия учебной деятельности:

Повторите гласные второго ряда. Из песенок каких звуков они получились?

Список использованной литературы:

1.Седых Н.А. Коррекция письма и чтения у детей с общим недоразвитием речи. – Х.: Изд. группа «Основа»,2008.

Стало много новых слов.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в страну родственных слов».

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39

учитель-логопед Петришина Елена Виленовна

Цели: закреплять умение образовывать родственные слова; упражнять в выделении главного и лишнего слова в группе родственных слов; упражнять в выделении родственных слов из текста.

Оборудование: пособие «Родственное дерево»; предметные картинки: подснежник, подосиновик, скворечник; пособие «Ромашка».

Логопед: какое сейчас время года? (Весна). А какое время года было перед весной? (Зима). Давайте немного вспомним о зиме. Давным-давно люди потеряли слово СНЕГ, потеряли его и забыли о нем. А слово попало в землю, и появились слова-ростки: СНЕГУРОЧКА, СНЕЖИНКИ, СНЕГОВИК. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родственники. И назвали люди такие слова РОДСТВЕННЫМИ.

1. Упражнение «Узнай по описанию»

Логопед выставляет на доску «Родственное дерево».

Логопед: Давайте мы с вами назовем родственные слова к слову СНЕГ. Я буду описывать предмет, а вы должны узнать о чем я говорю. Если ответ будет правильным, то на нашем дереве «вырастет» желудь.

– Девочка в красивой шубке и шапочке, любит веселить ребят и приходит зимой с Дедом Морозом. (СНЕГУРОЧКА)

– Его лепят из снега. Вместо носа морковка, на голове ведро. (СНЕГОВИК)

– Падает, кружится; ажурная, холодная. (СНЕЖИНКА)

Логопед прикрепляет желуди на родственное дерево.

Логопед: от какого слова родились эти слова? (от слова СНЕГ)

Логопед: слово СНЕГ – главное слово.

2. Игра «Слова, которые спрятались»

Логопед читает стихотворение «Яблоко».

На пригорке яблонька стояла,

Яблочко на яблоне поспевало.

Солнышко пригрело – яблоко созрело

Ветерок подул – яблоко спугнул…

По тропинке яблоко покатилось.

На варенье яблоко пригодилось.

Получилось яблочное варенье,

А пирог с ним яблочный – просто объеденье!

Логопед: Ребята, давайте найдем слова, которые «спрятались» в этом стихотворении. Эти слова должны быть похожи на слово ЯБЛОКО. Значит слово ЯБЛОКО – главное слово.

На доске выставляется серединка ромашки, на которой наклеена картинка с изображением яблока. Логопед читает стихотворение второй раз и совместно с детьми выделяет родственные слова. К серединке ромашки прикрепляются лепестки с картинками: яблочко, яблоня, яблонька, яблочный пирог, яблочное варенье.

Логопед: теперь с помощью картинок вспомним и самостоятельно назовем слова-родственники к слову ЯБЛОКО.

3. Игра «Слово, которое не подходит»

Баран, бараний, барабан, барашек, баранина.

Логопед: какое слово здесь лишнее? (БАРАБАН). А какое слово главное среди слов: баран, бараний, барашек, баранина? (БАРАН).

Дальше проводится аналогичная работа.

Дом, домик, домашний, домино, домище.

Лес, лесок, лесник, лиса, лесной.

4. Координация речи с движением

Дети, детки, детвора!

В детский сад идти пора!

В детстве любят все играть.

Бегать, прыгать и скакать.

5. Игра «Отгадай загадку»

Логопед: надо отгадать загадки и найти в тексте слова-родственники к слову-отгадке.

Из-под снега в лесочке

Нам проталинку отдай! (ПОДСНЕЖНИК)

Вот осиновая роща,

Под осинкой я расту

В ярком красненьком берете…

Меня заметишь за версту. (ПОДОСИНОВИК)

Прилетят весной скворцы

Для них построим мы дворцы. (СКВОРЕЧНИК)

6. Игра «Лишний гость»

Логопед: ребята, послушайте рассказ тетушки Воды.

Был у меня день рождения. Пригласила я своих родственников. Собрались все. Водичка по камушкам играет, водомерка по водорослям прыгает, вылез даже сам водяной. Водолаз на солнышке греется, водовоз приехал в гости, бурный водопад с водицей беседу завели, а водитель пришел с гармошкой. Посмотрела я на гостей и сразу заметила чужого, не из нашей семьи. Велела я ему прочь уходить. А вы догадались, кто лишний?

Логопед: ребята, какие слова мы сегодня подбирали? (родственные).

А пирог с ним яблочный – просто объеденье!

Конспект логопедического занятия по теме «Однокоренные родственные слова»

КОНСПЕКТ
фронтального логопедического занятия
учителя- логопеда МБОУ ОШИ №1 г. Пензы
Я.В.Бузылевой
для учащихся 3 класса, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленное СНР

Тема:
«Однокоренные родственные слова»

Коррекционно-образовательные:
Усвоить понятие «родственные слова»: учить выделять общую часть слова (корень), в которой заключен лексический смысл всей группы родственных слов; упражнять в подборе родственных слов; в выделении данных слов из ряда других.

Коррекционно-развивающие:
Развивать слуховое внимание, речь учащихся, фонематический слух, мышление.

Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать навыки аккуратного письма в тетради и на доске; прививать любовь к классической музыке.

Плакат «Чудо-дерево».
Карточки с родственными словами (сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили).
Карточки-символы для дифференциации С-З.
Зеркала для индивидуальной работы.
Карточки для индивидуальной работы (с однокоренными родственными словами).
Магнитофон, аудиозапись («Лунная соната» Бетховена).

Организационный момент (1 мин.).
Фонетическая зарядка (6 мин.).
Развитие слухового внимания на материале ранее изученной темы (2мин.).
Изучение новой темы (12 мин.).
Физкультминутка (3 мин.).
Закрепление новой темы: упражнения на дифференциацию родственных – неродственных слов (15 мин.).
Подведение итогов занятия (1 мин.).
(Перед началом занятия записать на доске число, тему занятия, раздать тетради учащихся, зеркала, карточки для индивидуальной работы, карточки-символы).
Ход занятия:
Организационный момент:
-Здравствуйте. Сегодня на занятии у нас присутствуют гости, вы можете развернуться и поприветствовать их. Сядет тот, кто назовет хотя бы один из органов речи, с помощью которого мы осуществляем процесс говорения. («Рот, язык, губы, зубы, небо и т.д.»).

2. Фонетическая зарядка:
Логопед предлагает детям отгадать загадку:
– В лесу темно.
Все спят давно.
А она не спит,
На суку сидит,
Во все глаза глядит. («Сова»).

– Выделите первый звук в слове «сова» (звук «С-с»).
– Дайте характеристику звуку «С» («С» – согласный, потому что воздушная струя при его произнесении встречает преграду на своем пути в виде зубов; «С» – глухой, потому что произносится без голоса»).
– Приготовьте для работы зеркала и ответьте на вопрос: как на звуке «С» расположены органы речи? («Губы находятся в улыбке, зубы видны и слегка сомкнуты, передний край языка лежит за нижними зубами»).
– Посмотрите в зеркало и проверьте – у всех ли так?
– Какую воздушную струю мы ощущает тыльной стороной ладони на звуке «С»? («При произнесении звука «С» мы ощущаем прохладную струю воздуха»).
– Возьмите в руку ручку и напишите в воздухе букву, соответствующую звуку «С». (Пишут).
– Как называется эта буква? («Буква «эс»).
– Прослушайте внимательно вторую загадку:
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю («Зарядку»).
– Выделите первый звук в слове «зарядка» ( «Звук «з»).
– Дайте характеристику данному звуку («Звук «З» – согласный, звонкий»)
– Почему? («В произнесении звука «З» участвует голос»).
– Как расположены органы речи на звуке «З» («Губы – в улыбке; зубы видны, слегка сомкнуты; язык лежит за нижними зубами»).
– Напишите в воздухе соответствующую звуку «З» букву (Пишут)
– Как называется данная буква? («Буква «З»).
– Какую воздушную струю мы ощущаем при произнесении «З»? («Прохладную»).
– Итак, «С» и «З» – согласные, органы речи при их произнесении расположены одинаково, а чем же они отличаются друг от друга? («С» – глухой, «З» – звонкий»).
– Почему? («Если мы положим ладонь на горло, то на звуке «С» ничего не ощутим, услышим лишь шум выходящего воздуха, потому что голос в его произнесении не участвует. А на звуке «З» – ощутим дрожание в горле голосовых связок, так как он произноситься с участием голоса»).»
– Приготовьте карточки-символы.
– Что изображено на них? («Воздушный шар, он сдувается»).
– Какой звук мы слышим? («С-с-с-с»).
Повторить 2-3 раза.
– Что изображено на второй карточке? («Комар»).
– Какой звук он издает? («Звук «З-з-з-з-з»).
Повторить 2-3 раза.
– Игра «Кто внимательнее». Логопед поднимает одну из сигнальных карточек, учащиеся издают соответствующий ей звук и следят за правильным положением органов речи на данных звуках.

3. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
– Поднимите соответствующую карточку, услышав в слове звук «С» или «З»:
1) Сосна, капуста, замок, коляска, ваза, музыка, вокзал, мозаика, заноза, лесник.
2)

4. Изучение новой темы.
– А теперь переходим к теме нашего занятия – родственные слова. Откройте тетради и запишите число. (Пишут. Логопед вывешивает на доску «Чудо-дерево»)
– Отложите тетради и прослушайте стихотворение Е. Измайлова «Как растут слова» (Логопед читает стихотворение и в процессе чтения вывешивает на «Чудо-дерево» соответствующие слова):
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно гулять в саду словесном.
– Что за слова выросли на нашем дереве? (Читает один из учеников).
– Всем понятно значение данных слов? (Ученики уточняют значение слов и по очереди записывают их с проговариванием на доске, остальные учащиеся – в тетрадях:
– сад – это земля на которой растут деревья, цветы, кусты;
– рассада – молодые растения, которые выращивают специально, а затем высаживают в грунт;
– посадки – место, где посажены деревья, другие растения;
– садовод – человек, который разводит сад;
– садовник – работник, который ухаживает за садом: подрезает, поливает его.
– посадили – поместили в землю, грунт, т.е. в специально подготовленную почву)
– Что вы заметили? («У данных слов общая часть- «САД»).
– Слово «сад» – слово-корень; выделите корень дугой .
– Близки ли по значению эти слова? («Да, все они относятся к саду»).
– Сделаем вывод. Какие же слова являются однокоренными родственными? (Слова, имеющие общий корень и объединенные общим смыслом, называются однокоренными родственными словами. (2-3 ребенка повторяют определение с опорой на таблицу))
Вывешивается опорная таблица:

«Однокоренные родственные слова»
имеют

одинаковый корень общий смысл

Запись на доске и в тетрадях учащихся:

Сад, рассада, посадки, садовод, посадили, садовник.
– Вывод делают дети: слова, имеющие один и тот же корень и общий смысл, называются однокоренными родственными.
– Приведите примеры. (Вода – водолаз; лес – лесник)

5. Физкультминутка.
Цель: учить произносить слова в такт движениям; выразительно, в нужный момент менять интонацию и тембр голоса: медведи отличаются размерами и характером:

Три медведя шли домой.

Дети шагают на месте вперевалочку.

Папа был большой-большой.
Поднять полусогнутые руки над головой, потянуться кверху.

Мама с ним – поменьше ростом.

Рука на уровне груди.

А сынок – малютка просто.

Очень маленький он был,

Присев, продолжать покачиваться по-медвежьи.

С колокольчиком ходил.

Встать, руки согнуты слегка в локтях.

Дзынь-дзынь;
Приподнять немного вверх правую руку, имитируя игру с колокольчиком.

6. Закрепление изучаемой темы: упражнения на дифференциацию родственных – не родственных слов.
На доску вывешиваются таблички со словами, не являющимися родственными:
гора – горе – горел
рисовал – рисовый
– Укажите корень в данных словах (гор-, рис-)
-Близки ли по значению эти слова? («Нет, потому что» – поясняют значение слов).
-Будут ли данные слова родственными? («Нет, потому что у них разное значение, хотя и общий корень»).
Б. корова – теленок
свинья – поросенок
– Близки ли по значению эти слова? («Да, т.к. корова – это домашнее животное, а теленок – её детёныш»).
– Значит, данные пары слов являются родственными? («Нет, потому что они имеют разные корни»).
В. Индивидуальная работа по карточкам (у каждого учащегося на парте одна цепочка слов из упражнения Г.)
– Прочтите задание (Выпиши родственные слова, выдели корень, придумай по одному предложению с каждым из выписанных слов)
-Что следует сделать сначала? («Прочитать всю цепочку слов. Понять значение каждого слова. Списать только близкие по смыслу и общим корнем слова. Выделить общий корень. Придумать по одному предложению с каждым из них»).
Учащиеся выполняют задание под музыку (Звучит «Лунная соната» Бетховена).
– Проверьте: близки ли по смыслу выписанные вами слова («Да»).
-Имеют ли они общую часть – корень? («Да»).
-Сколько слов выписал каждый из вас? («2 слова»).
– Сколько предложений вы составили? («Два»).
Г. Игра «Третий лишний» (устно).
– Какое из данных слов не является родственным, т.е. лишнее? Почему?
Вода – водил – подводный (водил)
Рисование – рисовый – разрисовать (рисовый)
Шипеть – шиповник – шипы (шипеть)
Боль – большой – больница (большой)
Горные – горе – гора (горе)
Водитель – водить – водяной (водяной)
Горит – погорельцы – горюет (горюет)

7. Итог занятия.
– Над какой темой сегодня работали? («Родственные слова»).
– Что учились делать? («Выделять родственные слова из ряда других слов, выделять корень»).
– Какие же слова являются родственными? («Родственными называются слова с общим корнем и одинаковым смыслом»).

Похвалить самых активных, внимательных, аккуратных и т.д.

  • WebUrokCom_194a6963a88feb
    Размер файла: 72 kB Загрузок: 1

С колокольчиком ходил.

Конспект логопедического занятия Родственные слова

Подготовила и провела учитель-логопед
Кузьмина Татьяна Вячеславовна МДОУ №26
«Колосок» г. Мичуринск Тамбовской области

  1. Воспитывать сочувствие и доброе отношение к окружающим и природе.
  2. Развивать образное и логическое мышление.
  3. Закреплять полученные графические навыки.
  4. Развивать монологическую и диалогическую речь.
  5. Активизировать словарь по теме: «Семья»
  6. Познакомить с понятием «родственные слова»
  7. Учить выделять в слове корень. Различать сходные по написанию, но разные по смыслу корни слов.
  8. Показать, как образуются новые слова.
  9. Закреплять навык слогового чтения слов.
Читайте также:  Психология усвоения чтения

Оборудование: таблицы на тему «Сад, лес, вода», перфокарты на тему «Лес, сад», муляжи грибов, корзинки; костюмы лесовичка, садовника, воды; различные картинки по теме, таблицы, ведерки и картонные рыбки, удочка

I. Дети стоят около логопеда, который предлагает отгадать ребус ЯЯЯЯЯЯЯ (7я)

Семья. Уточняется лексическое значение слова «семья». Затем логопед делает вывод, что семья – это близкие родственники, живущие вместе.

Дети составляют короткие описательные рассказы про свою семью.

Логопед спрашивает о других родственниках (бабушка, дедушка, тетя, дядя )

Лог. – «У всех людей есть семья. А у кого еще есть? (у птиц, рыб, животных). Докажите это.

Дети читают стихи, выученные на прошедших занятиях (см. приложение)

Логопед соглашается с детьми. Объясняет, что семья бывает не только у людей, животных. Птиц, но и у слов. И дети сегодня в этом убедятся.

В это время появляется плачущий медвежонок, он приговаривает:

«Бедный я, несчастный я,

Где же, где моя семья».

Дети задают ему вопросы. (Почему ты плачешь? Что случилось?)

Медвежонок отвечает, что он потерялся, не может найти свою семью.

Логопед предлагает детям помочь. (А тот все приговаривает)

Звучит музыка. Гайдн «Детская симфония».

Дети отправляются на поиски.

II. Перед нами САД. Детей встречает садовник, который поливает цветы. Они интересуются, не встречал ли тот родственников медвежонка. Садовник отвечает, что у него другие родственники, что он не простой, а волшебный садовник, т. к. выращивает в саду слова.

Дети интересуются, разве бывает такое?

Садовник: «Бывает, хотите расскажу?» Рассказывает сказку ( см. приложение), которая сопровождается показом картинок. Дети читают слова, объясняя лексическое значение слов: садовник, садик, садовод, посадки, садовый. Делается вывод, что все слова выросли из слова САД. Это слова – родственники. Сад это корень.

Садовник: «Так же, как и у цветов, у деревьев и кустов, корень есть всегда у слов».

Он дарит детям волшебный цветок, который поможет идти дальше. Дети рассматривают его, образуя от корня «цвет» новые слова (цветы, цветок, цветник, цветной). Благодарят и двигаются дальше под музыку Шостаковича («Вальс шутка»).

Дети идут осторожно по камешкам, чтобы не замочить ноги. Их встречает тетушка-вода, которая загадывает про себя загадку. Вода рассказывает детям о том, что с ней произошло (см. приложение). Просит детей отгадать, кто был лишний. Дети смотрят на таблицу и определяют, что лишнее слово «водитель». Логопед обращает внимание на то, что в воде много рыбы, какая она красивая. Вода предлагает в каждой семье найти чужака: море, моряк, мороз, морской

Рыба, рыбка, рыбак, рычать

Под музыку дети ловят рыбу на удочку, собирают в ведерки, а лишнее убирают. Затем нужно собрать слова по частям: вод + ян +ой, вод + ичк + ка

Логопед напоминает детям о цели путешествия, предлагает двигаться дальше, используя 3 лесенки. Используя картинки: лист, дом, кот, нужно определить корень слов на каждой лесенке и прочитать полученные слова (коты, котик, котята, дома, домик, домовой, листы, листок, листать).

Под «Марш» Шостаковича дети входят в лес. Их встречает лесовичок. На вопрос детей о родственниках медвежонка, он предлагает поискать под елью. Там дети находят только грибы. Составляют из букв слованазвания грибов. Лесовичок читает детям стихотворение (см. приложение).

Дети находят словародственники

Лесовичок просит детей помочь ему собрать грибы. Под музыку проводится игра с закрытыми глазами. После игры, пройдя несколько шагов, дети замечают вывеску «медведь, медведица медвежонок», а рядом медведицу, которая ищет сына. Дети возвращают медвежонка, взамен получают бочонок с медом.

Лесовичок просит детей навести порядок в лесу, просит заполнить гнезда словами:

Город – городок – городской – города, гора – горный – горочка – гористый – горка

Рис – рисовый – рисинка – рисовод, рисовать – рисование-рисунок-рисуночек

Каждый ребенок вставляет слово в нужное гнездо.

Логопед: «Нам пора возвращаться, мы помогли медвежонку найти семью, а также узнали, что у слов есть родственники, а главное в слове – корень. (Под музыку дети возвращаются назад). Как вы это запомнили, мы сейчас проверим».

Дети выполняют задание на перфокартах. На яблоне слова с корнем – сад, на елке – с корнем лес. Логопед прощается с детьми, благодарит за путешествие.

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера»

Дети называют членов «семьи»

грач – грачиха – грачата

«Га – га – га», – гогочет гусь:

«Я семьей своей горжусь,

На гусят и на гусыню

Я гляжу, не нагляжусь».

гусь – гусыня – гусята

Много лет назад появилось на свете слово «воз». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустила, потом другой, третий. Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать корнем . И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове (рассказ сопровождается показом таблицы).

Рассказ тетушки – воды.

Был у меня день рождения. Пригласила я своих родственников. Собрались все. Водичка по камушкам играет, водомерка по водорослям прыгает, вылез даже сам водяной. Водолаз на солнышке греется, водовоз приехал в гости, бурный водопад с водицей беседу завели, а водитель пришел с гармошкой. Посмотрела я на гостей и сразу заметила чужого, не из нашей семьи. Велела я ему уходить прочь. А вы догадались, кто лишний?

Грибная пора наступила в лесу

Грибы я в корзинке из леса несу

Вот гриб – боровик, вот другие грибочки

Мы варим и жарим и солим их в бочке

(Данное занятие было проведено в качестве открытого для ГМО в логопедической группе в 3 периоде обучения. Оно может быть интересным для групп общего типа)

Дети выполняют задание на перфокартах. На яблоне слова с корнем – сад, на елке – с корнем лес. Логопед прощается с детьми, благодарит за путешествие.

Конспект логопедического занятия “Ударение”.

Конспект логопедического занятия на тему:

«Родственные слова»

Тема : родственные слова.

Цель : знакомство с родственными словами.

1.Учить детей выделять на слух из текстов стихотворений и рассказов родственные слова. Формировать у детей навыки подбора родственных слов

2. Развивать слуховую память, зрительное восприятие.

3.Воспитывать желание детей работать в группах.

Оборудование:

Тетрадь, ручка, карточки.

Словарная работа: безводье, водосброс, водокачка, водомерка, наводчик, ходули.

Ход занятия:

1 Орг.момент.

Л.: Здравствуйте ребята! Мы сегодня с вами отправимся в волшебный лес. В этом лесу нас ждут разные интересные испытания, захватывающие приключения, новые друзья, а главное мы узнаем много нового. Вы готовы к путешествию?

Л.: Ребята вы могли бы, показать мне детей, которые утром не хотят вставать; которые капризничают; которые не хотят учиться. А теперь давайте проверим, проснулись вы или нет. Покажите мне указательный палец правой руки (логопед показывает большой палец), а теперь большой палец левой руки (логопед показывает мизинец), покажите мне оба больших пальца (логопед показывает два больших пальца). Молодцы ребята, теперь я вижу что вы проснулись, присаживайтесь.

Л.: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Да – нет». Я буду называть вам пары слов, а вы должны будете определить родственные эти слова или нет.

Р.: корова – телёнок – нет;

Рис – рисунок – нет;

Двор – дворик – да;

Коза – козлёнок – да;

Горевать – горка – нет;

Вода – проводник – нет.

Л.: Молодцы ребята! А теперь я хочу вам предложить поиграть в ещё одну очень интересную игру, она называется «Четвёртый лишний». Я буду называть вам по 4 слова, а вы должны будете определить одно лишнее слово и объяснить, почему вы так думаете.

Р.: горный, пригорок, горюшко, гористый.

Водянистый, водиться, подводник, заводная.

Поле, полевой, напольная, полюшко.

Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать.

Пилка, опилки, копилка, лесопилка.

Оливка, подливка, разливка, заливка.

Сделка, отделка, сиделка, самоделка.

Л.: Ребята, какие же вы молодцы, всё правильно говорите. А можно мне вам дать очень сложное задание?!

Р.: безводье, водосброс, водокачка, водомерка, наводчик.

2. Сообщение темы занятия

Л.: Ребята, вы догадались, какая у нас сегодня тема занятия?

Р.: родственные слова.

Л.: а кто мне может рассказать, что такое родственные слова?

Р.: родственные слова – это 1 слова, имеющие общий корень; 2 эти слова сходны по смыслу.

Л.: Я вам уже говорила о том, что лес в который мы отправляемся – волшебный, на деревьях в этом лесу вместо листьев растут слова.(на доску прикрепляются 3 дерева , в листьях которых написаны слова). Ребята, посмотрите внимательно на первое дерево. Прочитайте, пожалуйста, по очереди друг за другом, слова, написанные в листочках.

Р.: Дерево №1:сад, садовый, посадить, посадки, садовник.

Дерево №2: воз, возить, перевозка, повозка, возчик.

Дерево №3: ход, ходить, ходок, ходули, прохожий.

Л.: Как вы думаете, что общего в словах, написанных на его листочках?

Р.: У этих слов общий корень.

Л.: Правильно ребята, молодцы! Кстати, наш волшебный лес называется лесом родственных слов. Отправляемся в путешествие! Но для того чтобы получить пропуск в лес вы должны будете к слову лес, подобрать как можно больше (не меньше 10), родственных слов.

Р.: лесник, лесистый, лесок, лесище, лесовод, лесопилка, лесной, лесничий, лесоруб, перелесок.

Л.: давайте убедимся, что это родственные слова, запишем их по памяти и выделим корень.

3. Физкультминутка

Л.: Ребята, вы, наверное, устали, давай немножко отдохнём.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на мысочки стать»

Л.: Ребята, найдите слово из которого выросли 3 дерева, которые встретились у нас на пути.

Р.: Дерево №1-сад.№2-воз.№3-ход.

Л.: молодцы, вы всё сделали верно! А теперь мы сядем на волшебный ковёр-самолёт и полетим в лес!

Л.: Ребята, вот мы и прилетели, но посмотрите у нас на пути стоит железный дровосек. Он не пропустит нас в лес, если мы не поможем ему выполнить одно задание. Для этого нам придётся разбиться на две команды. Каждая команда получит карточки со словами. Ваша задача распределить слова на 3 группы родственных слов. Каждую группу слов закрасьте одним цветом. Та команда, которая справится с заданием быстрее,получит от дровосека волшебную пятёрку. Постарайтесь, пожалуйста.

Р.: (дети получают карточки со словами)горе, сгореть, прогорать, горный, горка, гореть, горюшко, горевать, пригорок, пригорюнился, гористая, горючий.

Л.: ребята, а что такое горе?

Р.: горе – это чувство.

Л.: молодцы ребята, вы помогли дровосеку!

Л.: Ребята, вот мы и в лесу. Посмотрите, дровосек предлагает вам поиграть с орешками, растущими в этом лесу.

Л.: В каждом орешке рисунок, который нужно положить в волшебную ячейку, чтобы получилось много новых слов.(каждый ребёнок получает картинки-пиктограммы и таблицы)

Р.: зуб: -ик;-астый;-очек;-очистка;-ной.

Л.: молодцы, ребята вы и с этим заданием справились. Поможем дровосеку справиться со сложным заданием, вы должны будете записать слова, найти среди данных слов родственные и подчеркнуть их.

Р.: море, озеро, моряк, река, якорь, лодка, парус, плавать, купаться, морской.

4. Пальчиковая гимнастика

Л.: Ребята, давайте разомнём наши пальчики.

Р.: « Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.»

Л.: Дровосек предлагает поиграть вам в игру «Скажи, кто он, если он такой?»

Образец: храбрый – храбрец.

Р.: смелый – смельчак

Л.: вы молодцы, отлично справились с заданием. А теперь я предлагаю вам разбиться на пары. Каждая пара получит карточку с текстом, из которого нужно будет выписать родственные слова.

№1. Саша Орлов кормит зимой птиц. Он припас корм, сделал кормушку. Хороший у птиц кормовой столик.

№2. Свет вечерней зари угас. Солнце перестало светить. В траве блестят светлячки. Зажглись светлые звёзды.

№3.Наступила тёмная ночь. Мы ночевали у костра. Ночные бабочки летели на огонь.

№4.Был тёплый зимний денёк. Хлопьями падал мягкий снежок. На школьный двор выбежали дети. Они стали играть в снежки. Володя катал снежный ком. В воздухе кружились пушистые снежинки.

5. Итог занятия

Л.: Вот и подошло к концу наше путешествие по волшебному лесу родственных слов. Ребята, скажите мне, пожалуйста, что же такое родственные слова? Приведите примеры родственных слов.

Р.: родственные слова – это слова, имеющие общий корень; эти слова сходны по смыслу. Дом – домовой – домовёнок. Молодцы ребята! До свидания.

Л.: молодцы, вы всё сделали верно! А теперь мы сядем на волшебный ковёр-самолёт и полетим в лес!

Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме «Родственные слова»

Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме

Познакомить учащихся c родственными словами. Развитие грамматического строя. Обогащение и активизация словаря. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления.

Оборудование: проектор, мультимедийный экран, рабочие тетради, ручки с синей пастой, простые карандаши.

Логопед предлагает учащимся послушать слова и сказать, что в них общего.

ЛЕС, ЛЕСНИК, ЛЕСОК, ЛЕСНОЙ.

Определение темы занятия.(слайд 1)

Работа с текстами.(слайд 2)

Логопед читает текст рассказа:

Родник родит речку, а река льётся через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, корит народ. Вы глядите, как это складно выходит: РОДНИК, РОДИНА, НАРОД. Все эти слова как бы родня.

Теперь текст прочитайте сами, соблюдая ударение в словах.

Словарная работа: РОДНИК, РОДИНА, РОДНЯ.

Это родственные слова.

Логопед читает стихотворение:

Как растут слова.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло

Стало много новых слов.

Вот ещё посадки рядом,

С ним садовник идёт, очень интересно

Гулять в саду словесном.

Объяснение слов: РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, САДОВНИК.(слайд 3 ) Картинки по теме.

Из какого слова выросли слова: РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, САДОВНИК? Из слова САД, это КОРЕНЬ.

Чудо – дерево (слайд 4)

На слайде изображение чудо-дерева. Слово САД на корню дерева.

Назовите слова, которые выросли из слова САД.

Ученики называют слова и они появляются на чудо – дереве.. Все эти слова произошли от одного корня и называются ОДНОКОРЕННЫМИ, РОДСТВЕННЫМИ.

Запишите родственные слова в тетрадь, выделите корень.

Образец записи: сад – рассада, посадки, садовод, садовник.

Закрепление материала. Работа с однокоренными словами, не являющимися родственными. Логопед записывает на доске пары слов:

РИС – РИСУНОК ГОРА – ГОРЕВАТЬ ВОДИТЕЛЬ – ВОДА

Логопед предлагает ученикам найти общую часть этих слов. Затем записать пары слов, выделить общую часть – корень слова.

Сравнить пары слов по смыслу. Сказать будут ли эти слова родственными? Почему? (Эти слова не могут быть родственными, у них разный смысл).

Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился.

Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная.

Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод.

(слайд 6) Проверьте.

Итог занятия. Чему научились на занятии? Какие возникли трудности?

(слайд 7) Молодцы!

Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился.

Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная.

Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод.

Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился.

Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная.

Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод.

Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился.

Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная.

Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод.

Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился.

Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная.

Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод.

Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Оценка работы каждой команды.

Ссылка на основную публикацию