Тренинг для молодых педагогов: Искусство говорить

Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога»

Уважаемые коллеги! К Вашему вниманию статья на тему “Тренинг для молодых педагогов – «Профессиональная адаптация молодого педагога»

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога»»

Тренинг для молодых педагогов

«Профессиональная адаптация молодого педагога»

“Со мной работали десятки молодых педагогов

Я убедился, что как бы человек успешно

не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…”

Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детские сады. Молодые специалисты не спешат устраиваться на такую ответственную работу, а многие из устроившихся не выдерживают и нескольких месяцев, покидают свои места и порой уходят из специальности навсегда. Одной из причин, серьезно осложняющих и без того болезненный процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с детьми, педагогами и родителями. Непонимание своей роли в отношениях с педагогами и родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения, подрывают искреннее желание молодого специалиста посвятить себя воспитанию и обучению маленьких детей и формируют отвержение своего образа как педагога.

В связи с этим актуальны и просто необходимы интерактивные мероприятия с данной категорией начинающих педагогов, направленные на выработку практических навыков общения и взаимодействия с детьми, педагогами и родителями, способствующие также повышению уверенности в себе.

Цель: способствовать снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

1. Создать условия для преодоления трудностей начинающих педагогов в общении и взаимодействии с детьми, педагогами и родителями.

2.Содействовать повышению у педагогов уверенности в себе.

3.Оказать практическую помощь в построении эффективного общения с участниками образовательного процесса.

Практическая значимость работы тренинга «Профессиональная адаптация молодого педагога» заключается в успешном решении проблем удовлетворения потребностей личности в профессиональном (как педагога) самоопределении и становлении, а также формированию ответственности и мобильности.

Методическое обеспечение: презентация Microsoft Power Point с наглядным теоретическим и практическим материалом, ручки на каждого участника, листы бумаги А 4 по числу участников, белая доска, маркер.

План проведения:

Ознакомление с правилами работы группы участников.

Упражнение «Щепки на реке»

Цель: раскрепощение членов группы, вербальное и невербальное общение, установление контактов друг с другом и поиск быстрого решения поставленной задачи.

Описание: участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Участники игры «берега» помогают руками, ласковыми прикосновениями движению Щепки. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…

Теоретическая часть:

Первые годы работы для молодого специалиста – самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе.

Адаптация работника – это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому процесс адаптации можно определить как взаимное приспособление сотрудника к организации, и организации к сотруднику. И возможность долгосрочного сотрудничества зависит от того, насколько успешно пройдет это приспособление.

Профессиональная адаптация – это приспособление работника к выполняемой работе. Она заключается в ознакомлении и активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, приобретении профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.

Раскрытию творческого потенциала молодого педагога может способствовать осознание своей позиции, которую они занимают по отношению к детям. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций.

Первая позиция: Карабас-Барабас.

Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса.

Вторая позиция: Мальвина

Мальвина – благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение ребенка не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного малыша в чулан. Позиция воспитателя – Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания

Третья позиция: Красная шапочка

Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется. Позиция воспитателя – Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий.

Четвёртая позиция: Спящая красавица

Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву). Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе.

Пятая позиция: Наседка

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль. Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.

Шестая позиция: Снежная Королева

Цель Снежной королевы – власть над миром, и в частности над Каем. «Снежная королева» искусно воспитывает подчиненных, дети становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному желанию.

Седьмая позиция: Мери Поппинс

Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С ругой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т.е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель – Мери Поппинс преследует одну – единственную цель – развитие ребенка.

У каждого из присутствующих педагогов своя позиция воспитания, но из услышанного, мы можем сделать вывод: что самая оптимальная позиция для педагога – позиция № 7.

II. Практическая часть:

Упражнение: Продолжи предложение «За этот месяц мне удалось…»;

Цель: способствовать развитию умения анализировать собственную деятельность самоанализа, конструктивно относится к собственным успехам и неудачам.

«В этом месяце я не знаю как….»

«Я боюсь представить себе, что…..»

«Если бы у меня была волшебная палочка…..»

Дискуссия «Я и родители моей группы»

Цель: выявление взаимных претензий со стороны педагога и родителей. (Расположение «подковой»)

Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям? Какие?»; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» (Ассистент записывает претензии родителей к воспитателям на доске).

(Примерные «недостатки» – трудности начинающих педагогов: отсутствие опыта, отсутствие собственных детей, трудно выступать перед родителями на собраниях)

Упражнение: «Радость общения с ребенком»

Цель: умение проводить фрагменты самоанализа, развивать творческие способности, фантазию.

Мне нравится общаться с детьми…

Длительное общение с детьми меня раздражает, потому что…

Проигрывая ситуации, педагогу необходимо сконцентрировать внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.

Мини-лекция «Правила построения эффективного общения».

– Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса /на доске педагог-психолог записывает утверждения и высказывания участников/.

Педагог-психолог подводит итог: Самые универсальные – это: улыбка, имя собеседника, комплимент.

– Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

– Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

– В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Игра «Тренировка интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (Участники разделены на два круга)

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг)

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг).

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

Психотехническое упражнение «Давление».

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).

Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.

Анкета “Обратная связь”

1. Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите):

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что вам не понравилось на занятии? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Ваши мысли после занятия ________________________________________________________________________________

6. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздача памяток.

Памятка для молодых педагогов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»

«Как победить плохое настроение»

«Основы построения беседы с «трудным» родителем»

Тренинг для молодых педагогов «Работа моей мечты»

Содержимое разработки

Тренинг для молодых педагогов

«Работа моей мечты»

Цель: способствовать снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

1. Создать условия для преодоления трудностей начинающих педагогов в общении и взаимодействии с детьми, педагогами и родителями.

2.Содействовать повышению у педагогов уверенности в себе.

3.Оказать практическую помощь в построении эффективного общения с участниками образовательного процесса.

Методическое обеспечение: ручки на каждого участника, листы бумаги А 4 по числу участников, белая доска, маркер.

План проведения:

Ход тренинга

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мне очень приятно видеть вас сегодня в нашей школе. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность.

Основные правила общения

Не принято обижать, перебивать.

Обращаться друг к другу по имени, на «ты» от первого лица (например: я хочу, думаю, чувствую…).

Уважительно относиться друг к другу.

Если начинается какое-то дело – в нем участвуют все без исключения.

Упражнение «Никто не знает, что я….»( каждый в круге произносит фразу «Никто не знает, что я…» передавая мяч, затем фраза меняется в обратном порядке «Все знают, что я…»

“Со мной работали десятки молодых педагогов

Я убедился, что как бы человек успешно

не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…”

Первые годы работы для молодого специалиста – самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе.

Адаптация работника – это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому процесс адаптации можно определить как взаимное приспособление сотрудника к организации, и организации к сотруднику. И возможность долгосрочного сотрудничества зависит от того, насколько успешно пройдет это приспособление.

Профессиональная адаптация – это приспособление работника к выполняемой работе. Она заключается в ознакомлении и активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, приобретении профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.

Раскрытию творческого потенциала молодого педагога может способствовать осознание своей позиции, которую они занимают по отношению к детям. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций.

Первая позиция: Карабас-Барабас.

Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса.

Вторая позиция: Мальвина

Мальвина – благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение ребенка не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного малыша в чулан. Позиция воспитателя – Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания

Третья позиция: Красная шапочка

Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется. Позиция воспитателя – Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий.

Четвёртая позиция: Спящая красавица

Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву). Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе.

Пятая позиция: Наседка

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль. Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.

Читайте также:  Конспект занятия в старшей группе по автоматизации звука (Л)

Шестая позиция: Снежная Королева

Цель Снежной королевы – власть над миром, и в частности над Каем. «Снежная королева» искусно воспитывает подчиненных, дети становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному желанию.

Седьмая позиция: Мери Поппинс

Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С ругой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т.е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель – Мери Поппинс преследует одну – единственную цель – развитие ребенка.

У каждого из присутствующих педагогов своя позиция воспитания, но из услышанного, мы можем сделать вывод: что самая оптимальная позиция для педагога – позиция № 7.

Упражнение «Мои профессиональные планы».

Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмышлять над тем, чего он ожидает от своей профессиональной жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.

Начать процедуру можно следующим образом:

«Прошлое, настоящее и будущее».

Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами в соответствии со своими ощущениями.

После выполнения задания группе предлагается обсудить представленные рисунки.

Вопросы, которые могут задаваться:

Какого цвета каждый круг?

Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?

Какая между ними связь?

Чем отличаются рисунки участников? и т.д.

Если круги связаны друг с другом, то цели и мечты поэтапно вытекают одна из другой. Если использованы яркие, светлые цвета- это значит мечты и цели в позитивном, оптимистичном ключе.

7). Игра «Подарок» (5мин.)

Напишите, пожалуйста, на бумаге 3 качества, за которые ценят, любят, уважают дети воспитателя. Ведущий собирает записки и выдает каждому, перемешав их.

А сейчас, вручите, пожалуйста, написанные качества тому, кому они больше всего подходят из присутствующих. Спасибо за общую и интересную работу.

8). Релаксация «Старый город» (Приложение 4) (10-15 мин.)

Работа со своим внутренним миром, своими переживаниями, самая главная работа по восстановлению и раскрытию собственных ресурсов организма. Именно такую работу я предлагаю Вам сейчас с помощью приема психосинтеза.

Ведущий раскрывает значение используемых символов, участники самостоятельно анализируют, что получилось у каждого.

9). Упражнение: «Ресурсный мешочек» (3 мин.)

Мне хочется, чтобы вы всегда помнили, что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится.

Подумайте каждый для себя: что это может быть?

Чтобы не забыть, что этот ресурс действительно существует, я приготовила для вас ресурсный мешочек.

Пусть этот талисман напоминает вам о вашем внутреннем человеческом потенциале.

По кругу передается мешочек с мелкими бусинками и ракушками. Каждый по очереди вынимает из мешочка талисман на память.

Итог занятия. (3 мин.)

На фоне музыки выдается «Листок обратной связи».

«Старый город»

Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Расслабьтесь. Почувствуйте, как расслабляются ваши ноги, почувствуйте, как расслабляется ваш живот, почувствуйте, как расслабляются ваши руки, сначала кисти, потом расслабление поднимается вверх, расслабляются плечи, шея, лицо, вся голова. Почувствуйте, как расслабляется все ваше тело. Вдохните глубоко. Выдохните, вдохните еще. Выдохните. Вдох, выдох.

А теперь представьте себе город, любой город, который первый придет к вам в голову. Представьте, какие в нем улицы – широкие или узкие, длинные или короткие. Представьте – какие дома – высокие многоэтажки или маленькие одноэтажные, бревенчатые или каменные. Какого цвета ваши дома. Представьте, какое время года сейчас в городе – весна, зима, лето или осень… Что сейчас утро, вечер, день или ночь. Посмотрите по сторонам – одни вы в городе или вас окружают люди. Сколько их? Что они делают? Как они себя чувствуют? Хочется ли вам заняться теми же делами, что и они? Прислушайтесь, пожалуйста, что вы слышите? Пение птиц, шум ветра, скрип форточки или вокруг вас тишина? Как вы себя чувствуете в вашем городе? Пожалуйста, запомните это чувство.

А теперь давайте прогуляемся по нашему городу, по его улицам. У каждого из вас свой город. У кого-то он большой, широкий, а у кого-то небольшой. Вот мы гуляем по городу и, дойдя до самого его центра, попадаем на городскую площадь. Рассмотрите ее внимательно. Какая она? Какой формы? Какого размера? В центре площади находится фонтан. Давайте подойдем к нему поближе и рассмотрим его. Работает он или нет, большой он или маленький, круглый или квадратный. Постойте около него. Какие чувства он у вас вызывает? Чтобы вы хотели сделать сейчас, стоя около фонтана?

Но вдруг, на другой стороне площади, вы замечаете магазин. Давайте подойдем к нему. Первое, что нас встречает это витрина. Давайте внимательно рассмотрим ее. Что на ней изображено? Какая она? Яркая, красочная, броская или простая, неприметная, такая, которая не бросается в глаза. Рассмотрите внимательно, как называется ваш магазин. А теперь давайте зайдем в магазин.

Возьмите, пожалуйста, дверную ручку и потяните дверь на себя. Легко или трудно открывается дверь в магазин? Заходите. Что же ждет вас внутри. Осмотритесь. Как вам магазин, куда вы пришли? Хорошо вам в нем или нет? Давайте погуляем по нему, посмотрим, что в нем продается. Выберите, пожалуйста, в магазине вещь, которая вам больше всего понравится. Внимательно рассмотрите ее. Чем она вам понравилась?

В магазине начал приглушаться свет и вы почувствовали, что устали. В углу магазина вы увидели кресло, подойдите и присядьте в него. Почувствуйте, как вам стало хорошо, вытяните ноги. Свет в магазине становится тусклым, вас окутывает полумрак. В этом полумраке начинаются слышаться разные звуки. Сначала звуки тихие, ели слышные, но чем дольше вы сидите, тем громче они становятся. Это между собой беседуют вещи в магазине. Прислушайтесь, пожалуйста, о чем они могут беседовать между собой. Вы прислушиваетесь к беседе, которая льется спокойно и тихо, и ваши веки становятся тяжелыми. Вы засыпаете….

Но вдруг вы просыпаетесь. За окном магазина уже темно. Вы встаете из кресла и выходите из магазина. Вот дверь магазина закрылась за вами. Холодный вечерний ветерок обдул вас. Вы открываете глаза и оказываетесь здесь у нас в комнате.

Представление города и все, что есть в нем – это то, как человек видит свою жизнь, как видят его жизнь другие.

Фонтан – это эмоции человека, как он может их проявлять и контролировать

Витрина магазина – это то, как видят человека другие, как он может себя преподнести.

Дверь магазина – это вход во внутренний мир (легко или трудно открывается).

Магазин (внутри) – это внутренний мир человека.

Тренинг для педагогов «Вы все сможете»

Тренинг для педагогов «Вы все сможете».

Цель: профилактика профессионального «выгорания» педагогов.

Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива.

Развитие позитивного отношения к себе, осознание собственной самоценности.

Оказание помощи в осознании личностных ресурсов и внесении возможных корректив в исполнение своих жизненных и деятельностных функций.

Снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабляться.

Способствование отреагированию педагогами негативных эмоций (злость, обида, страх).

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального «выгорания». Это связано с тем, что труд педагога отличается высокой эмоциональной загруженностью: необходимость общаться в течение дня со всеми участниками образовательного процесса (дети, педагоги, родители, администрация), большая ответственность за жизнь, здоровье детей, а также за качество усвоенных ими знаний, умений и навыков, необходимость быть всегда «на высоте» (использовать новые приемы, технологии в работе, быть выдержанным и корректным, приятным во внешности и общении).

Одной из форм эффективной психологической помощи педагогам является тренинговое занятие, которое поможет снизить эмоциональную перегрузку и мышечное напряжение, развить позитивное восприятие себя, актуализировать внутренние ресурсы человека.

План занятия.

Упражнение – приветствие «Добрый день».

Знакомство (имя, настроение, где работаем, можно коротко о себе, что хотите).

Игра «Ветер дует на того, кто…»

Игровое упражнение «Трамвайчик».

Мозговой штурм «Как справиться с эмоциональным выгоранием?» (способы саморегуляции в ситуации стресса).

Теория «Естественные приемы регуляции организма».

Упражнения на снятие напряжения.

Игровое упражнение «Бумажные мячики».

Упражнение «Пишущая машинка».

Притча про стакан.

Ход тренинга:

1. Упражнение – приветствие «Добрый день».

2. Знакомство (имя, настроение, где работаем, можно коротко о себе, что хотите).

3. Игра «Ветер дует на того, кто…»

– у кого карие глаза,

– кто вкусно пообедал,

– кто родился летом,

– кто любит кошек,

– кто родился весной,

– кто родился зимой.

– кто любит сладкое,

– кто проснулся с хорошим настроением,

– кто любит комнатные цветы,

– кто сегодня с радостью шел на работу,

– кто ждет отпуска.

Упр. «Трамвайчик». Отправимся в путешествие в мир общения на трамвайчике. Поставить пустой стул. У кого справа оказался пустой стул, тот пересаживается со словами «А я еду”, следующий пересаживается со словами “А я тоже”,третий со словами ” А я зайцем”, четвертый со словами” А я с… (называют кого-нибудь из круга, и тот быстро перебегает на пустой стул). Далее продолжается так же, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается со словами “А я еду. ” и т.д.

Упражнение “Дождик”

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

.Мозговой штурм «Как справиться с эмоциональным выгоранием?» (способы саморегуляции в ситуации стресса). Участники делятся на две команды и в течении 5 минут обсуждают и записывают способы борьбы со стрессом. Потом по очереди команды проговаривают свои версии, не повторяя друг друга. Психолог дополняет:

Естественные приемы регуляции организма:

-смех, улыбка, юмор;

-размышления о хорошем, приятном;

-различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

-наблюдение за пейзажем за окном;

-рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;

-мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее) ;

-“купание” (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

-вдыхание свежего воздуха;

-высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Конечно, нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками управления своим психоэмоциональным состоянием.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Упражнения на снятие напряжения.

А сейчас я хочу предложить вам несколько упражнений, которые снимут ваше напряжение и которые вы можете использовать в повседневной жизни.

“Дышите глубже”

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох – пауза – выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем!

Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза. Попробуем!

Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят, клин клином вышибают, и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.

Упражнение “Лимон”

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что “выжали” весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Следующая техника “Ластик”

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы “стирать” из памяти конфликтные ситуации.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно “стирать” с листа бумаги представленную ситуацию. “Стирайте” до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и “стирайте” до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Упражнение “Муха”

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение “Растем”

Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10—20 стадий. После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению “Потянулись — сломались”.

Упражнение “Сосулька” (“Мороженое”)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.

Игровое упражнение «Бумажные мячики».

Чтобы у нас не копились отрицательные эмоции, их необходимо отреагировать. В этом нам поможет игра Бумажные мячики. Разделиться на 2 команды. Смять из газет бумажные шарики. Команды располагаются на расстоянии 4 метров друг от друга. Под веселую музыку все начинают перебрасывать свои мячи на другую сторону. Задача каждой команды. чтобы на их стороне не оказалось мячей, когда закончится музыка.

Упражнение «Пишущая машинка».
Цель: мобилизируется внимание, улучшается настроение, повышается активность.
Давайте представим себе, что все мы – большая пишущая машинка. Каждый из нас – буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «м», и снова общий хлопок и т. д. Пробел между словами – всем нужно встать.

Тренер распределяет по кругу буквы по алфавиту.
Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала.

А напечатаем мы фразу: «Здоровье – дороже золота» Уильям Шекспир.

Танец – игра.

Под веселую музыку каждый участник показывает танцевальное движение, а все за ним повторяют в течении минуты, и так по кругу.

ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: “Сколько, по-вашему, весит этот стакан?”

– “50 грамм!”, “100 грамм!”, “125 грамм!” – предполагали студенты.

– Я и сам не знаю, – продолжил профессор, – чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

– Ничего, – ответили студенты.

– Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? – снова спросил профессор.

– У вас заболит рука, – ответил один из студентов.

– Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

– Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, – сказал студент под всеобщий смех аудитории.

– Очень хорошо, – невозмутимо продолжал профессор, – однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

– Нет, – был ответ. – Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

Читайте также:  Применение игровых технологий на логопедических занятиях

– Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? – Спросил профессор.

– Опустить стакан, – последовал ответ из аудитории.

– Вот, – воскликнул профессор, – точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут – это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

Релаксация «Водопад». (Звучит релаксационная музыка, которая поможет педагогам расслабиться).

– Ваши ощущения после тренинга, настроение?

-Что понравилось? Что не понравилось?

– Что было полезным?

– Удалось ли вам расслабиться? Снять напряжение?

Волшебная шкатулка.

Упражнение 12. «Волшебная шкатулка»

Цель: поднятие настроения.

Воспитателям предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

– Тебе сегодня особенно повезет!

– Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

– Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

– Люби себя такой, какая ты есть, – неповторимой!

– Сделай себе подарок, ты его заслуживаешь!

– Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

– Сегодня твой день, успехов тебе!

– Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

– Верь в себя и все получится!

– Сегодня тебя будет преследовать удача!

– Пусть тебя обнимет счастье!

– Смело иди вперед, там тебя ждет только лучшее!

– Живи и радуйся, остальное приложится!

– Пусть в твоей душе воцарится гармония!

– Пусть твои глаза всегда сияют!

– Не удивляйтесь, если сегодня вдруг начну сбываться несбыточные мечты!

– Думайте о хорошем и все будет хорошо!

Пусть сегодня будет все ВЕЛИКОЛЕПНО, а в остальные дни – все ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!

– Берегите себя – купайтесь в счастливых моментах!

– Все будет хорошо, а завтра еще лучше!

Себя надо любить и хвалить. Не поручать же такое ответственное дело чужим людям!

Улыбнись, когда на небе тучи. Улыбнись, когда в душе ненастье. Улыбнись… и сразу станет лучше. Улыбнись, ведь ты же чье-то СЧАСТЬЕ!

Главное – верить. Если веришь, то все обязательно будет хорошо – даже ЛУЧШЕ, чем ты сам можешь устроить!

Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность.

Живи так – чтобы люди, столкнувшись с тобой, УЛЫБНУЛИСЬ, а общаясь с тобой, стали чуточку СЧАСТЛИВЕЙ…

Чтобы жить и радоваться, нужно всего две вещи: во-первых – ЖИТЬ, а во-вторых – РАДОВАТЬСЯ!

Не печальтесь из-за ерунды, ерунда же из-за вас не печалится.

Если дела идут не так, как ты хочешь – дай им пройти мимо! Это… не твои дела!

Даже после небольшой улыбки, в организме обязательно дохнет один маленький микроб. Улыбайтесь чаще!

Никогда не сдавайтесь, и вы дойдете до своей цели!

Будет новый рассвет – будет море побед! И не верь никогда в то, что выхода нет!

Укрепляют организм – радость, юмор, оптимизм!

Разрешаю счастливым событиям выстраиваться в очередь, чтобы со мной случиться!

Тренинг для педагогов ДОУ “Полотно счастья”

Древняя мудрость гласит: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам.

Цель: развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

  • Повышать коммуникативные навыки педагогов;
  • Снять эмоциональное и мышечное напряжение;
  • Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
  • Познакомить с приемом восстановления эмоционального равновесия;
  • Повышать самооценку педагогов;
  • Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех;

Педагог-психолог:

Древняя притча “Счастье”

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

– Что ещё слепить тебе? – спросил Бог.

– Слепи мне счастье, – попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

– Подумайте и скажите, почему Бог положил на ладонь оставшийся кусок глины?

Мы ищем счастье тут и там,
За ним мы бродим по пятам,
Ему твердим мы бесконечно –
С тобою быть хотим навечно!

Мечтая в счастье раствориться,
Мы долго, вглядываясь в лица.
Найти пытаемся ответ –
В чем счастье? Есть оно, иль нет?

Мы пребываем в заблуждении,
Что счастье – чьих-то рук творение,
Что к нам вот-вот придет волшебник,
И осчастливит нас, в сей миг!

Вопрос для обсуждения:

Педагог-психолог:

– Как вы думаете: “Счастье – чьих рук творение?”

Вывод:

А счастье ходит с нами рядом,
С улыбкой говоря: “Смотри!
Меня искать совсем не надо,
Я есть всегда, ведь я внутри!”

Игра “Нити счастья”

Сегодня мы с вами будем волшебниками, которые могут всё. Я вам предлагаю соткать полотно своего счастья. Чтобы соткать полотно, нам нужны нитки. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сегодня мы с вами будем превращать их в Нити Счастья. Встаньте в круг по плотнее, так, чтобы чувствовать друг друга. Мы будем передавать нитки друг другу. У кого окажется моток ниток, должен ответить на вопрос: “Что такое счастье?” и передать этот моток человеку стоящему справа от вас. Следующий участник повторяет предыдущий ответ и добавляет свой и т.д. по кругу. Обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного человека к другому, становится мотком Нитей Счастья.

Игра “Полотно счастья”

В моих руках Нити Счастья. В памяти нитей запечатлены все ваши ответы, рассуждения, мысли о счастье. Теперь при помощи этих нитей мы с вами будем ткать Полотно Счастья.

Игра “Имена” (плетем канву)

Передавая Нити Счастья соседу справа, нужно назвать свое имя и на начальную букву своего имени нужно придумать прилагательное, характеризующее вас положительно. (Н-р: Валентина – веселая, Надежда – нежная).

Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Имя для нас всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится. А это тоже счастье!

Приняв моток Нитей счастья, надо обмотать ей свой указательный палец левой руки и передать моток своему соседу. Таким образом, моток нитей движется по кругу, образуя канву нашего Полотна Счастья.

Мы все связаны друг с другом Нитями счастья, и теперь пора приступать к ткачеству полотна. С какими чувствами и эмоциями, мыслями и желаниями, мы будем ткать это полотно, таким оно и получится. Передавать моток вы можете любому участнику, говоря ему комплимент.

Вопросы для обсуждения:

– Понравился ли вам комплимент?

– Приятно ли было вам получать комплимент?

– Что приятнее получать или говорить комплимент?

Игра “Оберег Счастья”

Педагог-психолог: Мы с вами соткали Полотно Счастья. Вот оно в наших руках. Мы с вами настоящие волшебники! Рассмотрите внимательно, наше с вами Полотно счастья. Не торопитесь, не упускайте никаких деталей, ведь в наших руках – чудо. Запомните это чудо рук творенье!

Вопросы для обсуждения:

– Что вы чувствуете, держа его в руках?

– Что оно вам напоминает?

Педагог-психолог: Опустите Полотно Счастья на пол. Освободите свои пальцы от нитей. Постарайтесь не нарушить форму нашего полотна. Давайте разрежем на части наше полотно, и по одной частичке оставим себе на память о нашей встрече. И эти частички полотна Счастья становятся вашими личными оберегами счастья. Завяжите их себе на шею. (Участники вешают одну нить в виде ожерелья на шею)

А короткие нити привязывайте к основной нити друг другу с пожеланиями. Свое пожелание начинайте словами: “Желаю вам:”. (Например: Удачи, Счастья, Добра, Успеха, Радости, Здоровья и т.д). Сохраните этот оберег счастья.

У каждого счастье в чем-то своем. Для кого-то это счастье побывать в зоопарке. Я вам предлагаю отправиться в зоопарк.

Упражнение “Посещение зоопарка”

Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу.

  1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
  2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
  3. Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев “сбегать” вниз по спине).
  4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
  5. Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
  6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
  7. Слышатся сильные прыжки кенгуру (“топать” кончиками пальцев по спине).
  8. Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
  9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
  10. Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
  11. А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
  12. Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера).[1]

Упражнение “Общее дыхание”

Послушайте и понаблюдайте за дыханием партнера впереди и постарайтесь достичь синхронности дыхания с дыханием партнера. (Вся группа начинает дышать на одном ритме).

Педагог-психолог: Мы с вами одно большое животное, которое дышит ровно, глубоко, спокойно. (Нужно дать возможность подышать синхронно). Молодцы!

Вопросы:

  1. Что вы чувствовали, когда делали массаж вам?
  2. Что больше понравилось: делать массаж или когда вам делали массаж?
  3. Понравилась вам наша прогулка в зоопарк?
  4. Кто из вас испытал счастье от нашего сплочения и единения?

Значит это ваше счастье. А для кого-то счастье дарить подарки. Как вы думаете: что приятнее получать или дарить подарок? Конечно же, дарить подарки приятнее. Когда даришь, получаешь двойное счастье: делаешь приятно близкому человеку, и радуешься сам, что смог осчастливить его. И сегодня мы раскрасим и подарим себе мандалу. Что это такое сейчас узнаем?

Раскрашивание “Мандалы”

Материал: у каждого должны быть цветные карандаши. (Для практической работы рекомендуется увеличить размер предложенных вариантов мандал примерно в четверть листа).

Педагог-психолог: Само слово “Мандала” в переводе с санскрита означает: круг, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание.

В Мандале есть тайна, поскольку Мир есть тайна для человека, и постижение ее возможно только через постижение своей внутренней тайны. Рисунок Мандалы – это индивидуальный символ каждого из нас, в котором, проявляется текущее внутреннее состояние, своих стремлений, желаний, своих сил и своего духа. Человек, постигая себя через мандалу, открывает себя, изменяет себя, осознает себя, и таким образом оказывает на себя самого воздействие.

Поэтому во время раскрашивания Мандалы происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения. Возможно, это происходит потому, что форма круга напоминает яйцо – начало жизни. А это имеет психологическую значимость, мы как бы создаем наше священное защищенное место в мире, в котором сконцентрированы все наши силы и энергии.

И именно поэтому Мандала представляет собой уникальный инструмент самопознания и саморазвития, с помощью которого можно разрешать многие вполне насущные проблемы. Начните с себя, и вы увидите, как начнёт меняться ваша жизнь. Мандала действительно работает, и она обязательно приведёт вас к вашей заветной цели. Это с успехом использует Мандала-терапия.

Инструкция: Перед вами цветные карандаши можете приступать к творчеству. (Можно включить спокойную музыку). При раскрашивании Мандалы нет ничего правильного или неправильного. Единственно, что требуется от вас, – это уважение к заданной форме, ее нельзя нарушать.

Вывод: Раскрашивая Мандалу, мы решали, какие цвета будем использовать в одних частях рисунка, не беспокоились о том, что мы хотим изобразить и достаточно ли у нас художественных способностей для реализации наших намерений. Работа одновременно увлекла и успокоила. Повседневные заботы и тревожности отошли на задний план. Может быть, кто-то ответил на трудные вопросы.

Завершение тренинга

Секрет счастья (притча)

Я раскрою вам секрет, как сделать свою жизнь счастливой.

Один торговец отправил своего сына узнать Секрет Счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша сорок дней шёл через пустыню и, наконец, подошёл к прекрасному замку, стоявшему на вершине горы. Там и жил мудрец, которого он искал. Однако вместо ожидаемой встречи с мудрым человеком наш герой попал в залу, где всё бурлило: торговцы входили и выходили, в углу разговаривали люди, небольшой оркестр играл сладкие мелодии и стоял стол, уставленный самыми изысканными кушаньями этой местности. Мудрец беседовал с разными людьми, и юноше пришлось около двух часов дожидаться своей очереди.

Мудрец внимательно выслушал объяснения юноши о цели его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему Секрет Счастья. И предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова через два часа.

– Однако я хочу попросить об одном одолжении, – добавил мудрец, протягивая юноше маленькую ложечку, в которую он капнул две капли масла. – Всё время прогулки держи эту ложечку в руке так, чтобы масло не вылилось.

Юноша начал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, не спуская глаз с ложечки. Через два часа он вернулся к мудрецу.

– Ну как, – спросил тот, – ты видел персидские ковры, которые находятся в моей столовой? Ты видел парк, который главный садовник создавал в течение десяти лет? Ты заметил прекрасные пергаменты в моей библиотеке?

Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел. Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему мудрец.

– Ну что ж, возвращайся и ознакомься с чудесами моей Вселенной, – сказал ему мудрец. – Нельзя доверять человеку, если ты не знаком с домом, в котором он живёт.

Успокоенный, юноша взял ложечку и снова пошёл на прогулку по дворцу; на этот раз, обращая внимание на все произведения искусства, развешанные на стенах и потолках дворца. Он увидел сады, окружённые горами, нежнейшие цветы, утончённость, с которой каждое из произведений искусства было помещено именно там, где нужно.

Вернувшись к мудрецу, он подробно описал всё, что видел.

– А где те две капли масла, которые я тебе доверил? – спросил Мудрец.

И юноша, взглянув на ложечку, обнаружил, что всё масло вылилось.

– Вот это и есть тот единственный совет, который я могу тебе дать: Секрет Счастья в том, чтобы смотреть на все чудеса света, при этом, никогда не забывая о двух каплях масла в своей ложечке.

Вывод:

Счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни. Нужно суметь увидеть то, что находится рядом с нами, внутри нас, стараться лепить свое счастье самим. Все зависит от нас самих. Всего вам доброго, счастья вам, любви, успехов!

А свое мнение о нашей встрече вы сможете высказать с помощью анкет.

Анкета “Обратная связь”

  1. Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите): 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  2. Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? ___________________________
  3. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:___________________________________________
  4. Что вам не понравилось на занятии? Почему? _____________________________________
  5. Ваши мысли после занятия _______________________________________________________
  6. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) __________________________

Список литературы

  1. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.сост. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143с.
  2. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт.сост. О.В.Москалюк, Л.В.Погонцева. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 123с.

В помощь начинающему логопеду

Елена Фёдорова
В помощь начинающему логопеду

Успех в коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Педагоги группы – логопед, воспитатели должны работать в тесном сотрудничестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе.Этому способствует:

– совместное изучение содержания программы;

– составление совместного плана работы.

Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед. Если в старшей группе занятия проходят по подгруппам и воспитатель проводит занятие с параллельной группой по разным видам учебной деятельности. То, в подготовительной группе воспитатель присутствует на фронтальном занятии, записывает ход и ошибки детей, результат занятия записывает в свой план. Это обеспечит воспитателю возможность правильно планировать закрепление материала в разных видах деятельности.

Читайте также:  Приемы коррекционной работы по воспитанию у детей звуковой культуры речи

Перед воспитателем логопедическойгруппы стоят следующие задачи:

1. Совершенствование артикуляционной моторики.

2. Закрепление произношения и дифференциация смешиваемых звуков.

3. Активизация отработанной лексики.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в упражнениях, играх на бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

7. Закрепление навыков чтения и письма.

Основными направлениями коррекционной работы является:

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами пальчиковой и дыхательной гимнастики). Артикуляционные упражнения выполняются ежедневно в утренние часы 10-12 мин.

2. Фронтальные занятия по программе МДОУ в соответствии с календарным планом логопедической работы.

3. Коррекционно – развивающая работа вне занятий.

4. Вечерние индивидуальные подгрупповые занятия по заданию логопеда.

Эта работа проводится воспитателем во вторую половину дня (с 15.30 – до 16.00) с 3-6 детьми (Поволеева ст. 262, Филичева, Чиркина. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада»).

В старшей группе длительность индивидуальной работы 10-12 мин., в подготовительной группе 10-15 мин.

Эта работа осуществляется по индивидуальным тетрадям детей.

На выходные дни тетради отдаются родителям, чтобы они повторяли задания дома, а в течение недели по этим тетрадям занимается воспитатель.Содержание данных занятий определено программой:

a) Проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

b) Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

c) Упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;

d) Повторение лексико-грамматических упражнений;

e) Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Кроме того, в группе должна быть тетрадь, в которой отражается взаимосвязь работы воспитателя и логопеда. В эту тетрадь логопед записывает задания для проведения логопедической работы с подгруппой детей и индивидуально. Длительность подгрупповых занятий в старшей группе 15-20 мин., в подготовительной 20-25 мин.

1. В. В. Коноваленко. Коррекционная работа воспитателя в

подготовительной логопедической группе. М.

«Гном -Пресс», 1999.

2. Л. С. Маркова Организация коррекционно-разаивающего обучения

дошкольников с задержкой развития.

Практическое пособие. – М. : Аркти, 2002.

3. Дефектология №3, 2002 Научно-методический журнал.

стат. Медведевой Т. В., стр. 84.

4. Т. В. Волосовец Организация педагогического процесса в дошкольном

С. Н. Сазонова образовательном учреждении компенсирующего вида.

М. : Гуманит. изд. центр. Владос, 2004.- 232с.

5. С. Н. Сазонова Развитие речи дошкольников с ОНР. Учебное пособие

для студентов высш. педагог. учебных заведений. -М. :

Издательский центр «Академия», 2003.- 144с.

6. Т. Б. Филичева Дети с ОНР. (коррекционная работа в специальных

Т. Б. Туманова учреждениях. Изд-во «Гном и Д», 2000)

7. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М. : МГЗПИ, 1991- 188с.

8. Р. И. Лалаева Нарушение речи и их коррекция в образовании детей с

Н. В. Серебрякова ЗПР. М. Владос, 2003.

9. З. Е. Агранович Сборник домашних заданий. Помощь логопедам и

родителям. С-П. «Детство-Пресс», 2002.

10. М. А. Повалаева Справочник логопеду. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002.

Знакомство с логопедом: что ожидать от первого занятия?

Знакомство с логопедом играет решающую роль в налаживании общения и становится первой ступенью плодотворного сотрудничества. Именно «сотрудничества», ведь результат зависит от усилий нескольких сторон: логопеда, родителей и самого ребенка.

К сожалению, большинство современных детей имеют те или иные отклонения в развитии речи. Даже если все звуки выговариваются четко и правильно, возникают другие трудности: дислексия, дисграфия, ограниченный словарный запас, неумение правильно строить предложения. Когда малыш приходит в школу, скрытые проблемы дают о себе знать. Чтение лучшей литературы и «осознанное родительство» не заменят своевременной консультации у квалифицированного логопеда. Специалист не только выявит отклонения в речи, но и покажет родителям направление, в котором необходимо развивать ребенка. С некоторыми трудностями можно справиться, занимаясь дома самостоятельно.

Малышу исполнилось два года, а он молчит? Настоятельно рекомендуем обратиться к специалисту. Да, Эйнштейн тоже не разговаривал до трех лет, а потом стал гением. Но зачем рисковать и надеяться на чудо, если можно прояснить ситуацию у логопеда? До двухлетнего возраста логопедические занятия не проводятся. Гораздо эффективнее будет читать малышу книжки, посещать групповые занятия по раннему развитию, играть в пальчиковые игры, побольше общаться и поменьше показывать мультики… даже «развивающие». Логопеды, специализирующиеся на раннем возрасте, рекомендуют приводить малыша на первую консультацию не раньше 2-х лет. Специалист подскажет, как сделать процесс развития речи более эффективным, направит, если это необходимо, на консультацию к другим специалистам. Проблема с произношением звуков у детей старше 5 лет – четкий сигнал для посещения логопеда. Чаще всего именно в этот период родители начинают беспокоиться и обращаются за помощью. Сигналом, что с ребёнком нужно как можно быстрее идти к логопеду является появление в речи малыша так называемых «искажённых» звуков, то есть таких звуков, которых нет в родном языке. Например, горловой [Р]. Если же ребёнок заменяет или пропускает звуки, то это может быть вариантом возрастной нормы.

В каком же возрасте ребёнок должен чётко произносить те или иные звуки?

* До 4 лет должно полностью исчезнуть смягчение звуков, а слова, в которых есть [ЛЬ] и йотированные гласные, должны звучать в соответствии с нормами родного языка, появляются звуки [С], [Сь], [З] и [Зь].

* До 5 лет должны полностью сформироваться звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

* До 6 лет формируются звуки [Р], [Рь], [Л].

Как проходит первое занятие с логопедом?

Многие родители слышали сказки о том, как волшебник-логопед на первой же встрече «поставил» малышу все звуки. Хорошо, если ваш случай будет таким же счастливым. Однако не стоит делать поспешные выводы, не увидев изменений за 1-2 занятия. Ведь то, насколько быстро можно будет увидеть результат от логопедических занятий, зависит от ряда факторов, и в первую очередь – от механизма нарушения звукопроизношения (дислалия это или дизартрия). При дислалии звук может быть поставлен на первом же занятии, а вот при дизартрии коррекция звукопроизношения может занять не один год. Дело в том, что при дизартрии нарушен мышечный тонус артикуляционного аппарата и для его восстановления потребуется подключение логопедического массажа, кроме того, меняется тактика проведения артикуляционной гимнастики, усложняется этап постановки звуков, удлиняется и качественно меняется этап автоматизации звуков.

На первой встрече логопед ставит перед собой несколько задач: расположить ребенка к себе; провести диагностику и выявить проблемы; познакомить малыша со строением речевого аппарата; обучить начальным логопедическим упражнениям и играм, наметить примерный план предстоящей коррекционной работы.

Каждый логопед имеет собственный арсенал инструментов и методик, по которым работает с детьми. К «пациенту» требуется индивидуальный подход. Одного мотивирует похвала, другой сделает все за наклейку, третий нуждается в дисциплине, четвёртого мотивирует увлекательная игра. На первом занятии желательно присутствие родителей чтобы они сами видели, как ребёнок выполняет задания, на что логопед обращает особенное внимание.

Из-за физиологических особенностей ребенок не может удерживать внимание больше 15 минут, поэтому квалифицированный специалист не забывает о смене видов деятельности во время занятия. Артикуляционная гимнастика проводится в форме игры: так ее легче запомнить и интересней делать даже дома. Использование наглядных материалов, логопедических сказок, конструкторов, игр и песенок помогает удерживать внимание. Не расстраивайтесь, если увидите, что малыш устал. Он не просто игрался, а работал. Некоторые начинают зевать во время артикуляционной гимнастики и это тоже нормально.

По окончании встречи логопед дает рекомендации родителям. Здесь, как и в школе, уместно домашнее задание на закрепление материала, ведь именно так закрепляются умения и получается успешный результат.

Записать ребёнка на занятия с логопедом можно по телефону: +7(495)999-03-17

Логопедия для чайников

Артикуляционная гимнастика

Перед началом артикуляционной гимнастики желательно провести самомассаж лица.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
• Улучить кровоснабжение артикуляторных органов,
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек
• Научить ребенка удерживать определенную артикулятрную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить спастичность (напряженность) органов артикуляции.

Артикуляционную гимнастику лучше выполнять сидя перед зеркалом, чтобы визуально контролировать выполнение упражнений. Здесь мы приводим комплекс универсальных упражнений для губ и языка, которые выполняются при нарушении основных групп звуков. Гимнастика в структуре логопедического занятия не должна занимать много времени. На этапе подготовки к постановке звуков – это может быть и половина занятия. В случаях, когда у ребенка дизартрия или ринолалия, обязательно проводите логопедический массаж и дыхательные упражнения.

1. “Улыбка” (“заборчик”)

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижниу зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

2. «Трубочка» («хоботок»)

Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2

3. «Домик открывается»(«бегемотик)

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно за зубами или на на нижней губе.4. «Любопытный язычок»
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу – убрать. Рот остается все время открытым. Упражнение сделать 8-10 раз

4. «Язык здоровается с подбородком»

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз к подбородку. Проделать упражнение 5-10 раз

5. «Язык здоровается с верхней губой»

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укороченной уздечке во время выполнения этого упражнения следует проглаживать язычок шпателем по направлению от уздечки к кончику по нижней стороне языка)
В дальнейшем можно чередовать упражнения 5-6: «качели».

6. «Обезьянка»

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд

7. «Бульдог»

Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены. Удерживать 5 секунд

8. «Хомяк»

Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.

9. «Кружок»

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны , плавно очерчивая кончиком языка круг («бульдог» -правая щека – «обезьянка «– левая щека и т. д., потом в обратную сторону). Выполнять по 5-6 кругов в каждую сторону.

10. «Накажем непослушный язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..» . Легче всего пошлепать кончик, потом шлепайте серединку языка. Медленно двигайте язык вперед – назад. Упражнение хорошо снимает излишнее напряжение языка.

11. «Чистим зубы снаружи»

Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим и нижние зубы. Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз

12. «Покусаем язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. Можно усложнить упражнение одновременно покусывая язык и продвигая его вперед-назад. Это упражнение хорошо снимает излишнее напряжение языка.

13. «Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

14. «Дуем на лопаточку»

Вывести язык в положение «Лопаточка» и подуть в небольшую бутылочку, на вертушку или кусочек ваты. Модно «порисовать» зондом для постановки свистящих звуков желобок по центру языка. Упражнение хорошо готовит язык к постановке свистящих звуков. Его следует выполнять после того, как получилась «лопаточка»

15. «Горка» («мостик»)

16. «Ветерок дует с горки»

Поставить язычок в положение «горка» , а потом спокойно иплавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Если, не меняя положение языка, прикрыть рот, оставив между зубами небольшую щелку и подуть, то у ребенка может получиться звук С. (не показывайте образец!)

17. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, показать зубы, прикрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Двигая язычком из стороны в сторону, следите, чтобы он находился у десен. Упражнение полезно при межзубном сигматизме. При этом полезно использовать вестибулярную пластинку с заслонкой

18. «Катушка»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе. Рекомендуют при подготовке языка к постановке свистящих звуков.

19. «Жуем блинчик»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Выдвинуть язычок в положение «катушка» и покусать свернутый язык. Выполнять 10-15 раз. Полезно для подготовки языка к постановке С.

20. «Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки. Если «чашка» не получается, то надо продолжать делать упражнение 10 «Накажем непослушный язычок». Во время выполнения этого упражнения рекомендуется помогать ребенку поднимать язык при помощи шпателя или пальца. Удерживать в положении «чашечка» в течение 5-10 секунд. Рекомендуется в период подготовки языка к постановке шипящих и соноров

21. «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была неподвижна. Упражнение помогает в подготовке к постановке шипящих и соноров.

22. «Ступеньки»

(чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» внутри рта за зубами. В каждой позе держим язык по 3-5 секунд.

23. «Фокус»

Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты. Во время дутья он улетит точно вверх. Упражнение отлично помогает научиться говорить шипящие и соноры.

24. «Не разбей чашечку»

Придать языку форму «чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «чашечки» Удерживать в каждой фазе язык по 3-5 секунд.

25. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Кончик языка двигается у верхних альвеол. Упражнение хорошо вырабатывает подъем языка вверх для шипящих и соноров

26. «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо

27. «Барабанщик»

Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять : «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. Потом добавить движение ватной палочкой, шариковым зондом или пальчиком поперек языка – получим звук, отдаленно напоминающий Р

28. «Лошадка»

Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

29. «Грибок»

Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка». Упражнение направлено на растягивание подъязычной уздечки.

30. «Гармошка»

Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку.

31. «Кучер»

Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится характерный звук «тпру». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Язык будет вибрировать вместе с губами. Наденьте маску. Ребенок здорово плюется во время выполнения этого, подготовительного к звуку Р, упражнения.

32. «Иголочка»

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10

33. «Маятник»

Язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из стороны в сторону с большой амплитудой. Проделать 10-15 раз. Нижняя челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы

34. «Индюк» («болтушка»)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…»

35. «Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3- секунд. Так поочередно меняем положение языка 5-6 раз «качаем язычок» . Упражнение полезно делать при работе над шипящими и свистящими звуками

36. «Пароход»

Улыбнуться, поставить язык между зубами, закусить его и петь: « ЫЫЫЫ». Получится звук, очень похожий на Л. Не показывайте образец! Это упражнение является базовым для постановки звука Л.

Ссылка на основную публикацию