Конспект занятия по автоматизации звука З
план-конспект занятия по логопедии на тему
В консультацию включен практический материал для автоматизации звука з
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_avtomatizatsii_zvuka_z.docx | 476.62 КБ |
Предварительный просмотр:
З аняти е по автоматизации звука [з]
“В гостях у Зайки”
- Закреплять правильное произношение звука [з] изолированно, в слоге, в словах, в предложениях.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, мышление и память.
- Формировать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: картинки (Зайка, корзинка с яблоками), сюжетная картинка, разрезная картинка.
– Посмотри кто с нами сегодня будет делать зарядку? Выкладывается картинка.
– Конечно это зайка.
1. Артикуляционная гимнастика.
«Почистим нижние зубки»;
2. Характеристика звука [З] по акустическим и артикуляционным признакам.
– Сегодня зайка будет помогать нам правильно говорить его любимый звук [з].
А почему он любимый?
– Зайка принес нам в корзинке яблоки со звуками , давай назовем их.
ЗА ЗО ЗУ ЗЫ АЗ ОЗ УЗ
Выкладываются картинки (корзинка, яблоки)
– На зеленой на лужайке, забияка живет зайка (прыжки)
Любит зайка покрутиться, поклониться,
Ножками потопать, ручками похлопать.
-Зайчику понравилось, как ты с ним танцевал.
Он предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись».
проговаривание т чётко слогов АЗА, АЗО, АЗУ, АЗЫ, ОЗА, ОЗО, ОЗУ, ОЗЫ
– Мяч бросай и слоги повторяй.
4. Автоматизация звука в словах.
Развитие слухового внимания и памяти
Повторите «слова – друзья» тройками:
Зал – замок – завод;
Ваза – база – фаза;
Коза – лоза – пауза;
Заноза – мимоза – берёза;
Глаза – гроза – егоза;
Лиза – виза – подлиза.
5. Развитие слухового внимания.
Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов.
– Хлопай, услышав звук [з].
6. Различение единственного и множественного числа существительных.
Игра «Скажи наоборот» ( с мячом).
Логопед называет один предмет , дети должны назвать много предметов
( коза – козы, ваза – вазы, арбуз – арбузы, замок –замки, забор – заборы,
береза-березы, звезда-звезды, зонт-зонты)
7. Произношение звука [з] в предложении.
– Зайчонок любит чистоговорки.
Сочиним для него чистоговорки со словом коза.
За – за – за на лугу стоит коза
Зу – зу – зу вместе мы пасём козу
Зы – зы – зы колокольчик у козы
За – за – за иди домой коза.
– Посмотри выглянуло солнышко. Выкладывается картинка.
– Ой! Посмотри, кто у нас сидит на лучиках?
-Правильно, это солнечные зайчики.
– А какие они? Золотистые.
Рассади их пожалуйста на те предметы, в которых ты слышишь звук [з].
И проговаривай: этот зайчик сел на березу, . розу, .
– Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то испортил ее замечательное платье. Как ты думаешь, кто это сделал?
– Поможем Золушке собрать платье.
Ребенку предлагается разрезанная картинка.
-С кем мы сегодня встретились? Тебе понравились игры и задания Зайчика?
Какой звук нам сегодня встречался раньше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука – это нудный этап для ребенка, повторить слова с нужным звуком 70 раз за занятие – это не интересно, поэтому я старалась подобрать интересные методы и приемы, чтобы .
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Рь “Смешарики на арене цирка” для ребенка 6 лет.
Конспект занятия по автоматизации звука Л в прямом слоге начало слова (слог ла).
Тема: «Экскурсия в школу» Цель: Автоматизация звука «Л» Задачи:Закрепление правильного произношения звука л в слогах, словах, фразах.Развитие речевого дыхания.Развитие артикуляци.
Тема: «Зимняя рыбалка» Цель: Автоматизация звука «Р» Задачи:Закрепление правильного произношения звука р изолированно, в слогах, словах, фразах.Развитие длительной направленной с.
Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя ре.
Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], подготовительная группа , дети с ФФН«В гости к Каркуше-Говоруше»Цели:1.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [з] “В гостях у Зайки”
Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [з] “В гостях у Зайки” »
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [з]
“В гостях у Зайки”
Яськова М.М. учитель-логопед МАДОУ № 21,г. Бердск
Закреплять правильное произношение звука [з] изолированно, в слоге, в словах, в предложениях.
Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, мышление и память.
Формировать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: картинки (Зайка, корзинка с яблоками), сюжетная картинка, разрезная картинка.
Ход занятия:
Организационный момент
– Посмотри кто с нами сегодня будет делать зарядку? Выкладывается картинка.
– Конечно это зайка.
1. Артикуляционная гимнастика.
«Почистим нижние зубки»;
2. Характеристика звука [З] по акустическим и артикуляционным признакам.
– Сегодня зайка будет помогать нам правильно говорить его любимый звук [з].
А почему он любимый?
– Зайка принес нам в корзинке яблоки со звуками , давай назовем их.
ЗА ЗО ЗУ ЗЫ АЗ ОЗ УЗ
Выкладываются картинки (корзинка, яблоки)
3. Физминутка.
– На зеленой на лужайке, забияка живет зайка (прыжки)
Любит зайка покрутиться, поклониться,
Ножками потопать, ручками похлопать.
-Зайчику понравилось, как ты с ним танцевал.
Он предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись».
проговаривание т чётко слогов АЗА, АЗО, АЗУ, АЗЫ, ОЗА, ОЗО, ОЗУ, ОЗЫ
– Мяч бросай и слоги повторяй.
4. Автоматизация звука в словах.
Развитие слухового внимания и памяти
Повторите «слова – друзья» тройками:
Зал – замок – завод;
Ваза – база – фаза;
Коза – лоза – пауза;
Заноза – мимоза – берёза;
Глаза – гроза – егоза;
Лиза – виза – подлиза.
5. Развитие слухового внимания.
Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов.
– Хлопай, услышав звук [з].
6. Различение единственного и множественного числа существительных.
Игра «Скажи наоборот» ( с мячом).
Логопед называет один предмет , дети должны назвать много предметов
( коза – козы, ваза – вазы, арбуз – арбузы, замок –замки, забор – заборы,
береза-березы, звезда-звезды, зонт-зонты)
7. Произношение звука [з] в предложении.
– Зайчонок любит чистоговорки.
Сочиним для него чистоговорки со словом коза.
За – за – за на лугу стоит коза
Зу – зу – зу вместе мы пасём козу
Зы – зы – зы колокольчик у козы
За – за – за иди домой коза.
– Посмотри выглянуло солнышко. Выкладывается картинка.
– Ой! Посмотри, кто у нас сидит на лучиках?
-Правильно, это солнечные зайчики.
– А какие они? Золотистые.
Рассади их пожалуйста на те предметы, в которых ты слышишь звук [з].
И проговаривай: этот зайчик сел на березу, . розу, .
– Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то испортил ее замечательное платье. Как ты думаешь, кто это сделал?
– Поможем Золушке собрать платье.
Ребенку предлагается разрезанная картинка.
Подведение итога.
-С кем мы сегодня встретились? Тебе понравились игры и задания Зайчика?
Какой звук нам сегодня встречался раньше всего?
Звук [З]
Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей логопедической группе на тему: «Звук З»
- Познакомить детей со звуком «З»;
- Добиваться умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука «З»;
- Добиваться от каждого ребенка правильного, звонкого произношения звука «З» изолированного, в слогах, словах, словосочетаниях;
- Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому и от тихого к громкому;
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- Учить детей звуковому анализу слова «сок» с составлением графической схемы;
- Развивать внимание, память, логическое мышление;
- Развивать мелкую моторику.
Предшествующая работа:
- Дети научились выполнять упражнения для постановки звука « З».
а) Наказать непослушный язычок
е) «Почистим зубки»
ж) «Загнать мяч в ворота»
- Автоматизировалось произношение звуков И, Э, В, Ф, С.
- Дети овладели навыками звукового анализа
а) гласный + гласный
б) гласный + согласный
в) согласный + гласный
Оборудование:
- Предметные картинки: завод, ваза, коза, зайка, звезда, змея, зонт, замок.
- Набор картинок « Найди пару»;
- Звуковые кассы;
- Зеркала для каждого ребенка.
- Костюм для козы и зайца.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Игра «Летает – не летает»;
собака, сорока, санки, соловей, синица, автобус, стол, аист, ласточка, самокат.
А теперь назовите перечисленные мною летающие предметы, одним словом.
Дети – Птицы.
Воспитатель – А из перечисленных птиц назовите только зимующих?
Дети – Сорока, синица.
Воспитатель – Садитесь, дети, на свои места, и я расскажу вам одну интересную сказку.
II. Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель – Сегодня я расскажу вам историю про Маленького зайчика.
( звучит музыка, вбегает зайчик, садиться).
В холодный зимний день маленький зайчик сел на пенек и стал вспоминать теплое лето.
А вы, дети, внимательно смотрите на Зайчика и делайте вместе с ним.
Он улыбнулся, (упражнение «Улыбка»), открыл ротик и высунул широкий язычек, вспоминая, как его грело солнышко (упражнение «Лопаточка»).
Маленький зайчик не знал, что зимой идет снег; вдруг ему на язычек упала, холодная снежинка зайчик испугался и спрятал язычок (упражнение « Прятки»).
Понравилось Зайчику играть с язычком; то высунет, то спрячет, то высунет, то спрячет. (Держим улыбку. Зубки не сжимаем). (4 раза)
А еще Зайчики вспомнил, что осенью он ел вкусную морковку, а потом чистил зубки. (Упражнение «Почистить зубки» — влево – вправо; влево – вправо(2раза)
Снизу – вверх; снизу – вверх(2 раза).
Вдруг подул ветер (Упражнение «Ветер» С – С – С). Голые веточки на кустиках задрожали. Зайчик испугался. Посмотрел вокруг. А ветерок все дует, шевелит веточки на кустах (С – С – С).
Понял тут Маленький Зайчик, что ему нечего бояться. Это всего – на всего ветерок запутался в ветках. Улыбнулся Зайчик и стал опять летние забавы вспоминать.
III. Знакомство со звуком «З».
Летом Маленький Зайчик познакомился с комариком Комаром – Комаровичем. Комар – Комарович летом около Зайчика летал и громко звенел «З – З – З».
—Как звенел Комар – Комарович?
Дети — «З – З – З».
Воспитатель — Дети! Поймайте камора, поднесите к уху.
Слышите, как звенит Комар – Комарович?
Игра «Далеко – близко».
А теперь отпустите Комара – Комаровича. Пусть он летит.
(З – З – З — тихо). Улетел.
Воспитатель — И Зайчику пора в путь дорогу. А то его мама – зайчиха потеряет.
-Зайчик! Дети знают, что в лесу сейчас снег, холодно, мало корма. Ребята приготовили тебе и всей твоей заячьей семье морковку. Неси ее, скорее в лес и угости всю свою семью. (Зайчик убегает).
IV. Артикуляция звука «З». Работа с зеркалами.
Воспитатель — Дети! Вам хочется научиться звенеть так же хорошо, как Комар – Комарович?
Воспитатель — Посмотрите на схему.
1). При произнесении звука «З»
а). Губы в улыбке, зубы видны;
б). Зубы сближены, но не сомкнуты.
в). Широкий кончик языка упирается в нижние зубы.
г). Передняя часть стенки языка поднимается к верхним бугоркам и образует
д). Боковые края языка плотно прижимаются к боковым зубам.
е). По середине языка идет сильная струя воздуха.
ё). Голосовые связки напряжены, сближены, колеблются, в результате чего
2). Посмотрите в зеркало, улыбнитесь и произнесите звук «З». (индивидуальные ответы детей).
V. Характеристики звука.
Воспитатель – дети! Звук «З» можно петь?
Воспитатель – Значит звук «З» согласный, звук «З» произносится глухо или звонко?
—А как я произнесу звук «З» – мягко или твердо?
Воспитатель – значит звук «З» согласный, звонкий, может быть мягким и твердым.
VI. Развитие фонематического слуха.
1). Дидактическая игра «Услышь слог в слоге»
за, ба, ва, га, зы, ку, зо.
2). Дидактическая игра «Будь внимательным».
зал, стол, знамя, лыжи, глаза, зуб, жаба, коза.
VII. Динамическая пауза.
Под высокой сосной – ладонь правой руки вертикально вверх.
Скачет зайка косой – указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные собраны.
Под другой сосной – как в 1 раз.
Скажет зайка другой – как во 2 раз.
Зайчики белые сидят – присели
И ушами шевелят – шевелят ушами
Вот так, вот так
И ушами шевелят.
Зайкам холодно сидеть – встать, пожимается
Надо лапки им погреть – кисти рук.
Вот так, вот так,
Надо лапки им погреть.
Зайкам холодно стоять, — прыжки
Надо зайкам поскакать
Вот так, вот так,
Надо зайкам поскакать.
VIII. Автоматизация звука «З», в слогах, словах и связной речью.
Звучит музыка. Входит коза с корзиной.
Коза – Здравствуйте, дети. Вы узнали меня? Кто я? Да! Я Коза. Хотите дети, я вам расскажу, какая однажды история произошла со мной в лесу летом?
Гуляла я весь день по лугу, а к вечеру пошла домой. «Идет козочка — коза».
Вдруг слышу вдалеке мне кто-то подпевает » за- за- за; за- за- за.»
Удивилась Я! Кто вы думаете, кто мне подпевал?
Коза – Хотите со мной поиграть в игру «Эхо»? Я буду петь, а вы мне подпевайте, как эхо.
Идет козочка – коза. — (За- за- за) 2 раза.
Очень любят все козу. — (Зу- зу- зу) 2 раза.
Растут цветы у козы — (зы – зы – зы ) 2раза
Есть друзья у козы — (зы – зы – зы ) 2 раза
Коза – Молодцы дети, петь вы умеете.
Мне дети из детского сада » Сказка » подарили картинки. Но я не знаю, что на них изображено. Научите меня называть те предметы, которые нарисованы на картинках.
Дидактическая игра » Назови кто?, что это?» зонт, коза, змея, ваза, замок, зайка, завод, звезда.
Коза – Молодцы, дети! Посмотрела я на вас, вы такие умные, красивые, здоровые, оставайтесь такими всегда.
Воспитатель – с Зайчиком вы играли, с Козой играли. Я тоже хочу с вами поиграть.
Дидактическая игра » Найди свою пару».
Цель: Учить образовывать множественное число существительных в именительном падеже.
Например: У меня зонт. А у тебя?
I X. Звуковой анализ и синтез слова » сок» с составлением графической схемы.
Дети садятся за столы.
Воспитатель – Вам понравилось играть?
Хотите еще поиграть?
1). Дидактическая игра » Собери словечко».
2). Сколько всего звуков в слове «сок»?
Назовите первый звук?
Звук «С» гласный или согласный?
Как произносится; звонко или глухо? (проверяем).
В слове «сок» звук «С» произноситься мягко или твердо?
(Так анализируем каждый звук).
3). Выкладывание графической схемы.
X. Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Что вам понравилось на этом занятии?
воспитатель
Азаматова Дильшат Мирхатовна
МАДОУ Детский сад №12
МР Учалинский район РБ
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука з в словах и предложениях»
Татьяна Быкова
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука з в словах и предложениях»
Тема: Автоматизация звука З в словах и предложениях.
Цели: Закреплять правильное произношение звука З в словах и предложениях.
– закрепление навыка произношения звука З в словах и предложениях;
– дифференциация единственного и множественного числа существительных.
– развитие фонематического слуха и восприятия;
– развитие слухового внимания и памяти;
– развитие фонематического представления звукобуквенного анализа и синтеза.
– вызвать интерес к занятиям;
Оборудование: игрушка Заяц, предметные картинки на прямоугольниках-кирпичиках и на треугольниках, мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
– Сегодня на занятия к нам придёт гость, угадай, кто это будет.
Длинноухий трусишка Залез в огород, Увидел морковку, Хвать быстро – и в рот. (Заяц)
– Правильно, это Зайчик, он хочет посмотреть, что интересного будет сегодня на занятии и ещё ему потребуется твоя помощь.
2. Артикуляционная гимнастика.
– Давай покажем Зайчику,что умеет делать наш язычок:
1.«Улыбочка» 2.«Лягушка» 3. «Прятки» 4. «Почистим зубки» 5. Кошка сердится» 6. «Загоним мяч в ворота»
3. Произношение звука З. Характеристика звука.
– Зайчик жалуется, что у него кто-то над ухом летает и поёт. Да это же просто комарик мимо пролетал, давай споём его песенку вместе:
— В каком положении находятся губки, когда мы произносим звук З? – А где у нас язычок? Зубки? – Что с горлышком? — Значит какой звук З?
4. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза.
— Вот и Зайчику звук З нравится, потому что с этого звука начинается его имя. А теперь давай определим место звука в других словах:
-Зоя, звук, базар, запах, узор, воздух, закат, гнездо, газон, золушка.
5. Автоматизация в словах.
-Давай покажем Зайчику, сколько слов мы знаем со звуком З.Повторяй за мной:
Зал – замок – завод
Ваза – база – фаза
Коза – лоза – пауза
Глаза – гроза – егоза
Заноза – мимоза – берёза.
6. Различение единственного и множественного числа существительных. Игра «Скажи наоборот» (с мячом).
-А сейчас немного поиграем: я буду называть один предмет, а ты отвечаешь как будет много предметов:
-И наоборот: Зубы—зуб
7. Развитие слухового внимания. Игра «Построй дом».
-Оказывается, Зайчик к нам пришел не просто так, он просит помочь построить для него дом, потому что наступают холода. Но для дома надо выбрать только те кирпичики, в названии картинок которых слышится звук З. (ведро, жираф, изба, кукуруза, стул, коза, зонт, кубик, шапка, забор.)
8. Произношение звука З в предложениях.
-Наш Зайчик очень любит чистоговорки и скороговорки:
Зу-зу-зу, Зайку моем мы в тазу.
За-за-за, закрывай скорей глаза.
Зэ-зэ-зэ, Зайка нам испек безе.
Заяц в поле зерна ел,
Зуб у зайца заболел.
-Зайчику пора домой, он благодарит тебя за помощь и за интересное занятие.
-Какой звук он помогал произносить?
-Какой это звук?
-Ты сегодня была молодец!
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость — Лунтик» Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ Л] в слогах,.
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте» Тема: Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте. Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных упражнений.
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. («В гостях у жука Жана») Цель: автоматизация звука [Ж] в cлогах, словах. Задачи: коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию и изолированное произношение.
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: – закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах, во фразах и предложениях» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: «Речевое развитие» Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «ц» прямых.
Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: – закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; – автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.
Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 5–6 лет «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: «Космос» Цель: Формирование правильного произношения звука [ш] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: • формировать представления.
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях». Цель занятия:.
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [з] в словах и предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе
«Автоматизация звука [з] в словах и предложениях»
Цель: Закреплять правильное произношение звука [з] в словах и предложениях.
– закрепление навыка произношения звука З в словах и предложениях;
– закреплять умение согласовывать притяжательные местоимения с существительным.
– дифференциация единственного и множественного числа существительных;
– упражнять в правильном употреблении предлога за.
– развитие слухового внимания, памяти, мышления;
– развитие мелкой моторики.
– вызвать интерес к занятиям;
Оборудование: картинки Золушки, замка, козлят, разрезная картинка платья, мнемотаблица.
1. Организационный момент.
Сейчас мы с тобой пойдем в гости к Золушке! Она живет очень далеко, в том замке (показать картинку). И к ней не так уж просто попасть. Нужно будет выполнить много заданий. Я думаю мы с тобой со всем справимся!
А ты знаешь, что Золушке нравится звук [З]? А нравится он ей, потому что с этого звука начинается ее имя. Давай вспомним как правильно произносить звук [З].
– Как расположены губы? (Губы в улыбке.)
– А зубки? (Зубы сближены)
– Что делает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идет сильная, холодная струя.)
– Что с горлышком? (звенит)
Артикуляционная гимнастика:
«Подуй на снежинку»
2. Основная часть.
2.1«Жадина»
Прежде чем мы отправимся в путь, давай потренируемся и выполним задание.
Давай поиграем в жадину, который говорит, что все вещи его.
фазан – мой фазан,
2.2 «Один-много»
Мы с тобой шли шли и на пути нам встретился медвежонок. Он не хочет нас пропускать, да еще и рычит на нас. Медвежонок пропустит только в том случае, если ты поможешь выполнить домашнее задание, которое ему задали в школе.
я буду называть один предмет, а ты отвечаешь как будет много предметов:
2.3 «Прятки» (употребление предлога «за»).
С заданием ты справилась отлично, медвежонок нас пропустил. Продолжаем наш путь дальше. Навстречу нам попалась расстроенная коза. Давай узнаем, что же у нее случилось? Оказывается, она пошла гулять со своими детками (как их называют?) козлятками и все они спрятались кто куда. Помоги козе найти своих козлят.
Козленок спрятался за зонт.
Козленок спрятался за арбузы.
Козленок спрятался за розы.
Козленок спрятался за вазу.
Козленок спрятался за березу.
Козленок спрятался за забор.
Козленок спрятался за грузовик
Молодец, ты помогла козе найти ее козлят. Она тебе очень благодарна!
2.4 Развитие мелкой моторики
Наконец-то мы дошли с тобой до замка Золушки. Она уже заждалась нас. Ей срочно нужна наша помощь. Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то разрезал ее любимое платье. Поможем Золушке зашить платье?
Ребенок собирает картинку разрезанного платья.
2.5 «Чистоговорки»
Платье мы починили, но Золушка все равно не может отправиться на бал, потому что злая мачеха приказала ей выполнить 2 задания. 1. Золушке нужно четко и правильно сказать чистоговорки. Но пока у нее никак не получается. Давай попробуем ее научить.
За – за – за – на лугу стоит коза
Зы – зы – зы – есть козлята у козы
За – за – за – молоко дает коза
Зой – зой – зой – бегут козлята за козой
Зой – зой – зой – зайка идёт вместе с козой
за – за – за – залезает в сад коза
за – за – за – идёт Зоина коза
2. Мнемотаблицы.
Опираясь на картинки со стрелочками, проговорить четко предложения.
1. Мама поставила в вазу розу.
2. Под березой спит заяц.
3. Стрекоза летает над розой.
4. Тетя Соня подарила Зое розовый зонтик.
5. На заборе замок.
6. Незнайка увидел козу.
7. Дала тетя Зоя Зине зонт от зноя
Молодец! Ты справилась со всеми заданиями. Теперь Золушка может отправиться на бал. Золушка благодарит тебя за помощь и дарит тебе подарок (наклейку с принцессой).
Молодец! Ты сегодня очень старалась. С каким звуком мы сегодня играли? Оценка деятельности.
Постановка и автоматизация звука З
При произнесении звука З губы не напряжены, слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основания нижних резцов, не задевая верхушек зубов. По середине языка образуется желобок, по которому идет струя воздуха образуя свистящий шум. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Воздушная струя должна быть узкая, холодная, легко ощутимая тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. При артикуляции З и З’ добавляется голос, т.е. голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Примерный комплекс упражнений:
1. «Месим тесто».
Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ля-ля-ля. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
3. «Качели».
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.
4. «Язык перешагивает через зубы».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.
5. «Почистим зубы»
Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.
6. «Пирожок».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в пирожок.
Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка губами, надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т. п.; дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук!).
7. «Горка» «Киска сердится».
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
8. «Катушка».
Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык
9. Упражнение в произнесении звука И.
Цель: вырабатывать умение управлять языком.
В игровой форме отрабатывается произнесение звука и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука с.
10. «Загнать мяч в ворота».
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в
11. «Кто дальше загонит мяч».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не х, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
12. «Сдуть снежинку»
Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кон чик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1х1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.
13. «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».
Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.
14. «Заборчик».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
15. «Рупор».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.
16. «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.
17. «Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.
18. Упражнение в произнесении звуков т-с. Перед постановкой звука ц полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков т и с, что способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое и необходимо для правильного произнесении звука ц. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс-тс-тс. При произнесении ощущается один удар воздушной струи (проверять тыльной стороной ладони). Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс.
Открытое занятие по развитию речи «Мы идем весну искать»
Данное занятие знакомит дошкольников с природой весеннего периода времени года, дети знакомятся с признаками ранней весны, такими яркими явлениями русской природы, как прилет птиц, таяние снега, разлив рек и половодье. В занятие включена дыхательная гимнастика, работа с мнемотаблицей и другие интересные задания.
Открытое занятие по развитию речи «Мы идем весну искать».
- закрепить и обобщить знания детей о признаках наступления весны;
- способствовать развитию речи, памяти, расширить словарный запас;
- способствовать воспитанию аккуратности при выполнении работы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю вам отправиться на поиски весны.
Идем по тропинке:
1,2.3,4,5 мы идем весну искать!
Раз – уже набухли почки,
Два – распустятся листочки,
3 – кусты по счету три зеленеют, посмотри.
Тает снег на счет 4,
Речка с каждым часом шире.
5 – на клумбе ровно 5 одуванчиков опять.
Солнце светит на бульваре.
6 – уже весна в разгаре.
7 – уже длиннее день,
Распускается сирень.
За семеркой цифру 8
Мы построиться попросим.
9 – все, конец игре!
10 – лето на дворе!
– Ребята, пока мы шли по тропинке, не встречали ли вы весну?
2. Просмотр м/ф «Весенние мелодии».
– Я вам предлагаю поискать весну в мультфильме.
3. Беседа по теме занятия.
– Какие признаки наступления весны вы увидели в м/ф? А чтобы облегчить вам задачу, карточки помогут их вспомнить.
Прилетели грачи.
Пригревает солнце.
Под лучами солнца тает снег, и образуются проталины.
Бегут ручьи.
На деревьях набухают почки.
Появляются первые цветы.
Всюду звучит капель.
Появляются насекомые.
– Долго боролась весна с зимой. Не хотела зима уходить. Загадывала свои загадки, давала сложные задания. Их много, весне одной не справиться.
– Хотите, чтобы весна победила зиму и осталась с нами?
– Нужно ей помочь. Если все задания выполним, победит весна, а если нет, вернется зима, опять выпадет снег, станет холодно.
– Прислала весна к нам своих помощников – солнечных зайчиков, а от зимы прикатился снежок. Остановились солнечные зайчики на нашем столе, у каждого из них задание.
– Заданий много, какое же выполнить первым?
– В этом нам поможет снежок. Подуем на него, к какому солнечному зайчику он прибежит, то задание и выполним первым.
Задание №1. «Капель».
– Солнечный зайчик принес с собой загадку:
Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой,
Но солнце ее припечет
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)
– Весну можно увидеть в капели. Про сосульки написано много стихотворений, и солнечный зайчик просит выучить одно из них.
– Но прежде разомнем свой язычок , чтобы он стал послушным:
на-на-на к нам пришла весна.
ра-ра-ра пляшет детвора.
ок-ок-ок вот расцвел цветок.
– Как капаю капельки с сосулек? Кап-кап.
– Наше стихотворение так и называется «Кап-кап» Слушаем:
Кап-кап!
С крыши падают слезинки.
Кап-кап!
Тают белые снежинки.
Кап-кап!
Солнышко по крыше скачет.
Кап-кап!
А зима сидит и плачет.
Кап-кап!
(А. Леонтьев, пер. В. Данько)
Проговариваем несколько раз по мнемотаблице.
– А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)
Задание №2. «Песня для солнышка».
– солнечный зайчик спрашивает вас, любите ли вы солнышко?
– Как приятно, когда оно светит, у нас и настроение становится лучше. Давайте подарим солнышку песенку.
Дети исполняют песню «День открылся на заре».
День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.
Чтобы пальмы подросли
И берёзки с ёлками,
Чтоб весною соловьи
На ветвях защёлкали.
Припев (2 раза):
Светит солнышко для всех,
Чтоб звенел весёлый смех,
Детвора не плакала.
Светит солнышко для всех,
Чтоб звенел весёлый смех,
Светит одинаково.
День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.
Чтоб звенел весёлый смех,
Детвора не плакала,
Светит солнышко для всех,
Светит одинаково.
Припев (2 раза)
– А вот и солнышко появились? Только что-то оно не веселое.
– Чего-то у него не хватает. Чего же? У него нет лучиков. Давайте прикрепим к нему лучики. А с каждым лучиком будем называть какое солнышко.
- доброе -лучистое
- ясное — весеннее
- веселое — горячее
- желтое — радостное
– Солнышко улыбнулось нам. Это оно вас благодарит, за то, что вы ему помогли.
Задание №3. «Весенняя сказка».
– Весной разные чудеса случаются и волшебство.
– А где бывает волшебство? В сказках.
– Солнечный зайчик просит нас сочинить свою волшебную сказку. А поможет нам в этом золотое блюдечко, наливное яблочко.
Ой, весна моя, ты весняночка.
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем, светом озари.
В нашу сказку ты войди.
Ты, яблочко волшебное, катись!
Наша сказка раскажись!
– Кто на них изображен?
– Подумайте и назовите главного героя сказки.
– Как можно назвать сказку?
– Скажите, с каких слов начинаются все сказки? Жили-были…
– И нашу сказку мы начнем такими словами.
Короткий рассказ о весне для детей.
Задание №4. «Весенняя картина».
– Хотел солнечный зайчик подарить весне картину, стал рисовать, но только почему-то у него не получается .
– Что он сделал не правильно?
– Что лишнее на его рисунке?
– Давайте превратим эту картину в весеннюю и раскрасим только то, что относится к весне.
– Давайте сделаем с вами пальчиковую гимнастику:
Пальчиковая гимнастика «Цветы».
Наши алые цветы локти прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки.
Распускают лепестки перед лицом, затем раскрывают в виде чаши.
Ветерок чуть дышит, кисти делают движения по часовой и Лепестки колышет. против часовой стрелки.
Наши алые цветки кисти рук наклоняются вправо и влево.
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
Дети раскрашивают картину пастелью.
4. Приход гостя.
Я весна — красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях рощу цветочки,
Прогоняю с речки лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу.
– Мы так ждали тебя, Весна и искали тебя везде! И приготовили для тебя рисунки.
ВЕСНА: Спасибо вам, ребята, за ваши старания. Все задания солнечных зайчиков вы выполнили и помогли мне поскорее прийти. За это награжу я вас подарками.
Дарит апельсины и уходит.
5. Итог открытого занятия.
– Вот и подошла к концу наша прогулка.
– Встретили ли мы весну? Где?
– Что вам особенно понравилось во время нашей прогулки?