Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп

Организация работы учителя-логопеда в МДОУ, не имеющих специализированных групп.
презентация по логопедии по теме

Организация работы логопедического пункта в детском саду. Нормативные документы. Основные задачи. Общие положения.Должностные обязанности учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
prezentaciya_averyanova_t.pptx183.73 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Организация работы учителя – логопеда в МДОУ, не имеющих специализированных групп Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и учителей-дефектологов

Цель создания логопункта Логопедический пункт создается в дошкольном образовательном учреждении в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения произносительной стороны речи и нарушения в развитии устной речи.

Основными задачами логопедического пункта являются: коррекция звукопроизношения воспитанников ДОУ; развитие устной речи дошкольников; пропаганда специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников детского сада.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОМ САДУ, НЕ ИМЕЮЩЕМ В СВОЕЙ СТРУКТУРЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ГРУПП Общие положения Документация Должностная инструкция учителя-логопеда

Положение по организации работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении может быть составлено на основании предложений к созданию «Положения о работе учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп», составленного активом дефектологов г. Москвы под руководством Н.С. Челей, зав. лабораторией дефектологии МИОО, при участии старших логопедов Цыганковой О.П (Зеленоград) и Машковой М В. Утверждено 24 февраля 2000 года

Общие положения Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы —20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в районе, повышать свою квалификацию. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.

Дети, страдающие заиканием, ОНР и ЗПР, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за полное устранение дефекта. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-летнего возраста , остальные дети обследуются в течение года. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20 – 25 детей в течение года.

Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими. Работа по исправлению речи проводится 2-3 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий проводимых в МДОУ. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в “Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи”, составители Г.А. Каше и Т.Е. Филичева).

Документация учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп: положение об организации работы учителя – логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп журнал обследования речи детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение (с 3-х до 7-и лет); список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения; индивидуальные тетради для занятий детей; журнал посещаемости занятий; план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи);

Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий. Календарный /перспективный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедичес­ком кабинете; Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год.

Должностная инструкция учителя-логопеда Общие положения Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию. Учитель-логопед в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка; Уставом дошкольного образовательного учреждения; инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста, настоящей должностной инструкцией;

Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе. Работает по графику, составленному исходя из 20-ч асо- вой рабочей недели, утвержденного руководителем образовательного учреждения, согласованного с профсоюзной организацией. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся: (воспитанников) в период образовательного процесса. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Осуществляет динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ, учителями-логопедами школ, воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

Права Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых занятиях, проводимых с дошкольниками. Повышать свою квалификацию. Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 26.06.2000 №1908. Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней).

Подготовила презентацию Учитель-логопед второй квалификационной категории Аверьянова Катарина Алексеевна МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №46»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: исправление дефектов речи детейЗадачи:Осуществление диагностики речевого развитияОказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дош.

В данном сообщении предлагаются разнообразные виды совместной деятельности всех специалистов дошкольного учреждения общеразвивающего вида с детьми. Многообразие предложенных методов и приемов в работе.

Данную игру можно провести на заседании методического объединения учителей-логопедов. Она способствует повышению теоретического уровня педагогов по вопросу .

Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой.

Презентация к выступлению.

Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы.

Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы.

Содержание коррекционной работы в ДОУ не имеющем на своей базе логопедических групп.

Светлана Воробьева
Содержание коррекционной работы в ДОУ не имеющем на своей базе логопедических групп.

Содержание коррекционной работы в ДОУ

не имеющим на своей базе логопедических групп.

Автор: Учитель – логопед

ГБОУ «Гимназия» №1542

Д/О №3 Воробьева С. Ю.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с различными нарушениями речи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушениями речи в том числе и тяжелых посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Получение детьми образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы дошкольного образования являются:

* Закон Российской Федерации «Об образовании»;

*Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования;

*О создании условий для получения образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

*Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

Содержание коррекционной работы

В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной логопедической работы. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи. Слайд №2

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок – подросток – взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности ДОУ являются:

1. создание команды единомышленников, куда вошли: Слайд №3

• учитель-логопед,

• инструктор по физической культуре,

• Педагог – психолог Слайд №4

2. организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. привлечение родителей к коррекционной работе.

повысить эффективность коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта ДОУ

1. Выстраивать механизм взаимодействия между специалистами.

2. Осуществлять тесное взаимодействие с родителями;

3. Своевременно выявлять детей с речевыми нарушениями;

4. Создать пространственно-речевую среду в ДОУ;

5. Корректировать и предупреждать речевые нарушения во всех видах деятельности.

Слайд № 5. В нашем дошкольном учреждении функционирует логопункт, целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 лет до 7 лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими проблемами. Кабинет полностью оборудован для коррекционной работы.

На логопедическом пункте осуществляется профилактическая, коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи, а также страдающими различными формами патологии речи, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся по расписанию, входят в учебный план. Занятия направлены на выявление и устранение дефектов речи у детей, формирование правильного произношения, развитие навыков связной речи.

Слайд №6. Работаем по утверждённой программе «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи», авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина компенсирующей направленности осуществляется мной с использованием дидактического материала таких авторов как: Богомолова, Коноваленко, Смирнова и др.

«Уроки логопедии» В. И. Бутейко, З. А. Репиной

– «Логопедия. 500 занимательных упражнений для развития речи» И. Лопухиной

«Дошкольная логопедическая служба» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина

«Логопедическая энциклопедия» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина

«Технология организации логопедического обследования» О. Е. Грибова

«Логопедия в детском саду» Л. М. Смирнова

Основной формой работы с дошкольниками на логопункте детского сада являются индивидуальные коррекционные занятия. Выбор именно этой формы объясняется следующими моментами:

• у детей одной и той же возрастной группы могут быть различные дефекты речи;

• у детей со схожими по структуре дефектами отмечается различный уровень сформированности когнитивных процессов;

• у каждого ребёнка существует свой темп усвоения материала;

• соматически ослабленные дети достаточно часто пропускают занятия в саду по болезни.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.

Занятия проводятся в дневное время, а один раз в неделю в вечернее, чтобы родители могли на них присутствовать и получить консультацию, совет, рекомендации логопеда.

Занятия по автоматизации звуков в словах, предложениях, стихах и текстах целесообразнее проводить в подгруппах. Слайд №8. Объединяются дети одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, в подгруппы по 2-4 ребёнка.

Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20-35 минут, индивидуальных- 20-25 минут.

Ещё одна применяемая форма – групповые занятия. Такие занятия не входят в коррекционную программу. Но по наблюдениям за речевым развитием детей, мы пришли к выводу, что такие занятия очень полезны в формировании правильного звукопроизношения. На таких занятиях дети выполняют специально подобранные упражнения-игры для развития мелкой моторики, развития речевого дыхания, анализа звукопроизношения. Такая форма занятий экономит время и имеет другие положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация к формированию собственной чистой речи.

Продолжительность логопедической работы (от нескольких месяцев до полутора-двух лет) находится в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, от их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье.

Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи.

Задачи коррекционного обучения:

– воспитание активного произвольного понимания речи;

– практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

– подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

– развитие навыков связной речи

– воспитание воображения, внимания, памяти, мышления.

Работа учителя- логопеда.

– социальная адаптация детей в коллективе;

– развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития, формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;

– осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;

– обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;

– создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;

– взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной позиции по отношению к собственному ребёнку.

Слайд №10. В коррекционную работу включено:

• массаж органов артикуляционного аппарата

• массаж речевых зон

• Звуковая культура речи

• Развитие и обогащение словаря

Коррекция речи

• Развитие связной речи

• Формирование грамматического строя речи

Звуковая культура речи:

– Развитие фонематического слуха

– Развитие умения воспроизводить слова сложной слоговой структуры

– Обучение звукобуквенному анализу слов

– Воспитание чёткого произношения

– Развитие голоса и речевого дыхания

Развитие и обогащение словаря:

– Развитие навыка подбора синонимов и антонимов

– Развитие словаря признаков

– Развитие глагольного словаря

– Обобщение группы слов

– Уточнение названий понятий, предметов и их частей

– Уточнение лексического значения слов

Коррекция речи:

– Развитие общей координации и мелкой моторики руки

Коррекция эмоционально-волевой сферы

– Развитие высших психических функций

Коррекция звукопроизношения

Развитие связной речи:

– Развитие невербальных средств общения

– Развитие речевого общения

– Обучение передавать свои мысли и чувства

– Обучение рассказыванию по серии картин

– Обучение составлению рассказа по картине

Формирование грамматического строя речи:

– Учить образовывать множественное число существительных, родительный падеж множественного числа

– Согласование: прилагательные с существительными; существительные с числительными; предлоги с существительными

– Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Для достижения всех перечисленных задач первым этапом является:

Коррекция звукопроизношения.

Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Слайд №11. Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1. подготовительный этап

2. этап постановки звука

3. этап автоматизации

4. этап дифференциации звуков

5. этап формирования коммуникативных умений и навыков.

1. формирование движений органов артикуляционного аппарата, посредством артикуляционной гимнастики. Подобран комплекс, как общих упражнений, так и на каждую группу звуков. Слайд №12

2. формирование воздушной струи. Для развития речевого дыхания используются игровые упражнения с использованием пособий. Слайд №13

3. Развитие мелкой моторики. Слайд №14. Сюда входит пальчиковый массаж суджоками и массажёрами. Так же это развитие мелкой моторики при помощи пособий сделанных самостоятельно Слайд №15 (пальчиковый театр, различные игры с крупами и прищепками).

3. развитие слухового внимания. Слайд №16.

4. развитие звукового анализа. Слайд №17, 18 (понятие звук – буква, гласный, согласный, мягкий, твёрдый, место звука в слове и т. д.)

5. добиваться правильного произношения звука в связной речи.

6. автоматизация и введение в речь данного звука Слайд №19

Для этого так же используются наглядные пособия, дидактический материал, тексты, картинки для описательного рассказа и т. д.

7. Работа над грамматическим строем речи (Употребление множественного числа существительных, изменение по родам, падежные окончания, словоизменение и словообразование). Слайд №20

На занятиях широко используются тексты, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

Коррекция звукопроизношения проводится по индивидуальному плану и продолжительность каждого из этапов зависит от степени нарушений и индивидуальных особенностей детей.

Проводятся итоговые досуговые занятия, на которых наглядно видно усвоение детьми пройденного материала. Все занятия проходят в игровой форме. Дети получают массу положительных эмоций, усваивают материал и творчески подходят к заданиям. Слайд №21

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.

К коррекционной работе привлекаются родители, они совместно с детьми принимают участие в занятиях и логопедических досугах. Слайд №22

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от совместной деятельности педагог – ребёнок – родители. Только в этой триаде можно добиться высоких результатов.

Вернуть логопедические пункты в образовательные учреждения с официальным финансированием ставки учителя-логопеда

Во многих городах России прошла волна закрытия логопедических пунктов в детских образовательных учреждениях с последующим сокращением учителей-логопедов.
Не секрет, что уровень речевого развития детей с каждым годом снижается. Причин снижения уровня речи несколько: современный гаджетозависимый мир, излишне занятые родители, снижены уровни здоровья, как родителей, так и самих детей. Проблемы актуальные и нарастающие.
Ограниченный фонд оплаты труда в образовательных учреждениях вынуждает администрацию районов давить на руководителей учреждений о сокращении логопунктов.
Финансовое содержание Логопунктов в дошкольных учреждениях существенно отличаются от финансирования специализированных коррекционных логопедических групп.
Логопедические группы посещают дети, имеющие официальный статус детей ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), такие дети имеют льготы на посещение коррекционных групп, на таких детей выделяются деньги на содержание, а также официально в ФОТ учитывается оплата ставки логопеда.
Логопедический пункт, напротив, посещают дети не имеющие тяжелые нарушения речи, т.е. дети, в основном, без статуса ОВЗ. Такие дети посещают детский сад на общих основаниях и полной оплатой за содержание в ДОУ. Ставка логопеда оплачивается из экономии ФОТ учреждения.
Последние 3 года экономия фонда значительно сокращена в связи с сокращением ФОТ учреждения. Финансирования хватает только на оклады основных работников ДОУ.
Администрация Комитета образования настаивает на сокращении логопункта, перекладывая развитие речи детей на плечи родителей. Родители вынуждены искать частных специалистов.
Хорошо, если родители платежеспособные и их дети вырастут с чистой и красивой речью. Но наша социально-демографическая ситуация с каждым годом отягощается и не каждый родитель будет искать платного специалиста. Не устранённые нарушения речи в дошкольном возрасте приведут к сложностям, проблемам в обучении в школе (от нарушения письменной речи и нарушения процессов письма до психологических травм в окружении сверстников).
К чему придет наша нация? Мы вырастим поколение картавых и малоговорящих с множеством психологических комплексов.

Согласно “Положению об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп”
(Утвержденного на заседании актива дефектологов
г. Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24 февраля 2000 г.)

Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей. В должностные обязанности учителя-логопеда включается работа с детьми, имеющими речевую патологию. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-лет, остальные дети обследуются в течение года. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, своевременно направляется логопедом в специальные учреждения. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, составляет 20-25 детей в течение года. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет.

Вторая сторона проблемы: сокращенные логопеды повышают число безработных.
Вернём логопункты в образовательные учреждения.

Пояснительная записка. 1. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей

1. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.

2. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы — 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.

3. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

* Положение разработано на основании предложений к созданию «Положения о работе учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп», составленного активом дефектологов г. Москвы под руководством Н.С. Челей, зав. лабораторией дефектологии МИОО, при участии старших логопедов О.П. Цыганковой (Зеленоград) и М.В. Машковой.

Часть 1. Нормативно-правовые документы 17

4. Налогопедические занятия отбираются дети подго­товительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические на­рушения.

5. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5 – 6-лет, остальные дети обследуются в течение года.

6. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.

7. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20-25 детей в течение года.

8. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.

9. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в не­делю, носит индивидуальный или подгрупповой ха­рактер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

10. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий воспитателей.

18_______________ Часть 1. Нормативно-правовые документы

11. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в «Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», составители Г.А.Каше и Т.Е.Филичева).

12. Документация учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп:

— журнал состоянии речи всех детей;

— список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения;

— индивидуальные тетради для занятий детей;

— журнал посещаемости занятий;

— речевая карта на каждого ребенка, взятого на занятия, с указанием даты ввода и окончания занятий;

— план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи).

13. Показателем работы учителя-логопеда вдетском саду является состояние звукопроизношениядетей, выпускаемых в школу.

14. Учитель-логопед в детском саду обязанучаствовать во всех методических мероприятиях, проводимыхв округе, повышать свою квалификацию.

Часть 1. Нормативно-правовые документы 19

15. Аттестация учителя-логопеда на II квалификационную категорию должна проводиться с участием старшего логопеда, курирующего муниципальную территорию.

Поскольку учитель-логопед работает в дошкольном образовательном учреждении, начало и окончание учебного года, время, отведенное на обследование детей, учебная нагрузка (20 астрономических часов в неделю, 4 часа вдень) соответствует установленным нормам для учителей-логопедов коррекционных (логопедических) групп дошкольных образовательных учреждений. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

–>В гостях у логопеда –>

1. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей.

2. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы — 20). График работы может быть составлен как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.

3. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевые нарушения.

4. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.

5. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении проводится у детей 5-6-лет.

6. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа родителей от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед может взять его на занятия, но не несет ответственности за полное устранение нарушения.

7. Количество детей, занимающихся в логопедическом пункте, должно составлять 20-25 детей в течение года.

8. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедической группы и заменяет их другими.

9. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

10. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий воспитателей.

11. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет.

12. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

13. Учитель-логопед в детском саду имеет право участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в округе, повышать свою квалификацию.

Документация и ее ведение

Должностная инструкция учителя-логопеда

1. Общие положения

1. Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем образовательного учреждения.

2. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию.

3. Учитель-логопед в своей работе:

• Конституцией Российской Федерации;

• законами Российской Федерации;

• решениями правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;

• Конвенцией о правах ребенка;

• Уставом образовательного учреждения;

• инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста;

• настоящей должностной инструкцией;

1. Осуществляет работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.).

2. Разрабатывает план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (воспитанников) (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей (лиц, их заменяющих) по работе над звуковой культурой речи).

3. Должностные обязанности

1. Обследует и определяет структуру и степень выраженности речевых нарушений различного генеза у обучающихся (воспитанников) в возрасте от 5 до 7 лет.

2. Комплектует группы для занятий с учетом речевых нарушений обучающихся (воспитанников).

3. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.

4. Работает в тесном контакте с воспитателями, другими специалистами образовательного учреждения, посещает занятия педагогов и специалистов дошкольного отделения.

5. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.

6. Ведет необходимую документацию.

7. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

8. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках ФГОС.

9. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям ФГОС.

10. Реализует образовательные программы, которые выбирает по своему усмотрению.

11. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе России «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

12. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

13. Работает по графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, утвержденному руководителем образовательного учреждения, согласованному с профсоюзной организацией.

14. Осуществляет связь с родителями.

15. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) в период образовательного процесса.

16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

1. Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством России.

2. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых занятиях, проводимых с дошкольниками.

3. Повышать свою квалификацию.

4. Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

5. Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней).

1. Учитель-логопед несет ответственность за организацию пропедевтической и коррекционной работы в образовательном учреждении.

2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, за нарушение должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений органов управления образованием, распоряжений и приказов руководителя образовательного учреждения несет дисциплинарное наказание вплоть до увольнения с должности.

3. За нарушение инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.

Организация работы учителя – логопеда в МБДОУ ОВ ДС 333, не имеющих специализированных групп. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемНаталья Половникова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Организация работы учителя – логопеда в МБДОУ ОВ ДС 333, не имеющих специализированных групп.” — Транскрипт:

1 Организация работы учителя – логопеда в МБДОУ ОВ ДС 333, не имеющих специализированных групп

2 Что такое логопункт ? Логопедический пункт (сокращенно “логопункт”) – это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Логопедический пункт (сокращенно “логопункт”) – это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.

3 Цель создания логопункта Логопедический пункт создается в дошкольном образовательном учреждении в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения произносительной стороны речи и нарушения в развитии устной речи. Логопедический пункт создается в дошкольном образовательном учреждении в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения произносительной стороны речи и нарушения в развитии устной речи.

4 Основными задачами логопедического пункта являются: коррекция звукопроизношения воспитанников ДОУ; коррекция звукопроизношения воспитанников ДОУ; развитие устной речи дошкольников; развитие устной речи дошкольников; пропаганда специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников детского сада. пропаганда специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников детского сада.

5 Сроки логопедической работы Находятся в прямой зависимости от степени выраженности речевых нарушений у детей, их индивидуально – личностных особенностей. Они могут варьироваться от нескольких месяцев при ФНР до 1 года при ФФНР. Находятся в прямой зависимости от степени выраженности речевых нарушений у детей, их индивидуально – личностных особенностей. Они могут варьироваться от нескольких месяцев при ФНР до 1 года при ФФНР.

6 ФНР И ФФНР Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов произношения фонем. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов произношения фонем. Фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. За 2013 – 2014 учебный год всего было обследовано 114 детей с 3-7 лет,выявлено с нарушением речи 73. ФНР – 18, ФФНР – 34, ОНР – 21. За 2013 – 2014 учебный год всего было обследовано 114 детей с 3-7 лет,выявлено с нарушением речи 73. ФНР – 18, ФФНР – 34, ОНР – 21.

7 Отчет о проделанной работе логопункта за год Начало года – 25 детей Начало года – 25 детей Конец года – 30 детей Конец года – 30 детей Количество детей выпущенных из логопункта Количество детей выпущенных из логопункта С хорошей речью – 12 детей С хорошей речью – 12 детей Со значительным улучшением – 7 детей Со значительным улучшением – 7 детей Без улучшений – Без улучшений – На данный момент на логункте остаются 11 детей, из которых 9 человек – ФФНР, 2 человека – ФНР. На данный момент на логункте остаются 11 детей, из которых 9 человек – ФФНР, 2 человека – ФНР.

8 Формы организации педагогического процесса Занятия с ребенком проводятся Занятия с ребенком проводятся 2-3 раза в неделю по 15 – 20 минут. Форма организации обучения подгрупповая и индивидуальная. 2-3 раза в неделю по 15 – 20 минут. Форма организации обучения подгрупповая и индивидуальная. Обследование детей проводится раз в год. Обследование детей проводится раз в год.

9 Содержание НОД – Нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры; – Нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры; – Нормализация артикуляционной моторики; – Нормализация артикуляционной моторики; – Нормализация голоса; – Нормализация голоса; – Речевого дыхания; – Речевого дыхания; – Развитие мелкой моторики; – Развитие мелкой моторики; – Уточнение произношения; – Уточнение произношения; – Постановка звуков; – Постановка звуков; – Автоматизация уточненных и поставленных звуков; – Автоматизация уточненных и поставленных звуков; – Дифференциация звукопроизношения; – Дифференциация звукопроизношения; – Развитие фонематических процессов; – Развитие фонематических процессов; – Совершенствование грамматического строя речи. – Совершенствование грамматического строя речи.

10 Логопедическая служба ДОУ Диагностика Диагностика Коррекция Коррекция Профилактическая работа Профилактическая работа ДЕТИ Родители Воспитатели

11 Консультативно – методическая работа с персоналом ДОУ и родителями – уведомление родителей о состоянии речи детей нуждающихся в логопедической помощи. – уведомление родителей о состоянии речи детей нуждающихся в логопедической помощи. – Проведение родительского собрания и индивидуальных бесед. – Проведение родительского собрания и индивидуальных бесед. – Выпуск газеты «Звукарик» – Выпуск газеты «Звукарик» -Оформление информационных стендов, по вопросам речевого развития. -Оформление информационных стендов, по вопросам речевого развития. Проведение «логопедической пятиминутки» в группах. Проведение «логопедической пятиминутки» в группах. Письменные рекомендации по проведению речевых упражнений с детьми. Письменные рекомендации по проведению речевых упражнений с детьми. Проведение индивидуальных консультаций Проведение индивидуальных консультаций Оформление информационных уголков по вопросам речевого развития. Оформление информационных уголков по вопросам речевого развития.

12 Общие положения Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы 20). График работы составлен в 1-ю половину дня. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы 20). График работы составлен в 1-ю половину дня. В должностные обязанности учителя- логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию. В должностные обязанности учителя- логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

13 Показателем работы учителя- логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу. Показателем работы учителя- логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в районе, повышать свою квалификацию. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в районе, повышать свою квалификацию. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.

14 Дети, страдающие заиканием, ОНР и ЗПР, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за полное устранение дефекта. Дети, страдающие заиканием, ОНР и ЗПР, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за полное устранение дефекта. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять детей в течение года. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять детей в течение года.

15 Документация учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп: положение об организации работы учителя – логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп положение об организации работы учителя – логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп журнал обследования речи детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение (с 3-х до 7-и лет); журнал обследования речи детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение (с 3-х до 7-и лет); список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения; список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения; индивидуальные тетради для занятий детей; индивидуальные тетради для занятий детей; журнал посещаемости занятий; журнал посещаемости занятий; план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи); план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи);

16 Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий. Календарный /перспективный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Календарный /перспективный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедичес­ком кабинете; Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедичес­ком кабинете;

17 Должностная инструкция учителя-логопеда Общие положения Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию. Учитель-логопед в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка; Уставом дошкольного образовательного учреждения; инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста, настоящей должностной инструкцией; Учитель-логопед в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка; Уставом дошкольного образовательного учреждения; инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста, настоящей должностной инструкцией;

18 Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе. Работает по графику, составленному исходя из 20-часо- вой рабочей недели, утвержденного руководителем образовательного учреждения, согласованного с профсоюзной организацией. Работает по графику, составленному исходя из 20-часо- вой рабочей недели, утвержденного руководителем образовательного учреждения, согласованного с профсоюзной организацией. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся: (воспитанников) в период образовательного процесса. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся: (воспитанников) в период образовательного процесса. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

19 Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

20 Права Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых занятиях, проводимых с дошкольниками. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых занятиях, проводимых с дошкольниками. Повышать свою квалификацию. Повышать свою квалификацию. Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней). Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней).

21 Подготовила презентацию Учитель-логопед Петрушина Татьяна Аркадьевна

Читайте также:  Конспект интегрированного занятия на логопункте
Ссылка на основную публикацию