Театрализованная деятельность дошкольников как средство коррекции речевых нарушений

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей нами была выбрана театрализованная деятельность, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Общее недоразвитие речи у детей рассматриваются, прежде всего, как нарушения средств общения. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную сферу ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. Театрализация педагогического процесса в детском саду привлекательна и тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, студии, салона и т.д.

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия.

Как писал Б.М. Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

  • игры в кукольный, теневой, пальчиковый театры;
  • игры – драматизации;
  • игры – представления (спектакли).

Драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Ролевой диалог является частью непосредственной образовательной деятельности, введением в тему создаёт предпосылку для создания проблемной ситуации и одновременно способствует развитию навыков диалогической речи, как основы коммуникации.

Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:

  1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
  2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
  3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

В логопедических группах нашего учреждения обучаются дети с речевыми проблемами. Для определения начального уровня речевого развития используются следующие методы:

  • метод вопросно – ответных форм (диалог);
  • метод пиктограммы;
  • метод эмпатии;
  • пересказ;
  • поиск рифмы;
  • игровые методы (доскажи словечко и др.).

С помощью них выявляется начальный уровень будущего воспитанника нашего дошкольного учреждения. Как правило, общий уровень развития детей, приходящих в логопедические группы невысок. В работе с воспитанниками большое внимание уделяем театрализовано – игровой деятельности, коррекции их речевых и коммуникативных навыков.

Театрально – игровая деятельность должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих занятия, воспроизводящей и синтезирующей в себе театрально – игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая развитию не только мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений.

В работе используем такие методы для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка:

  • театрализованные игры – этюды;
  • речевые игры и упражнения с широким использованием элементов национальной культуры, фольклора;
  • игры – драматизации;
  • игры в кукольный театр;
  • занятия по сценической речи;
  • метод пантомимы;
  • инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;
  • обогащение зрительного театрального опыта;
  • изготовление кукол, элементов костюмов и атрибутов для игр, спектаклей.

Одним из методов, которые применяем в работе с детьми, являются театрализованные игры. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная, фольклорная или художественная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из которых, в свою очередь, подразделяются на несколько видов).

В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности. Видами драматизации являются игры – имитации образов животных, людей, литературных и фольклорных персонажей: ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, кукольный (бибабо), пальчиковый, театр игрушек, кукол, картинок.

Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи, словарного запаса, грамматического строя и др.) с другой.

Поэтому считаем необходимым, использовать театрализованную деятельность в работе с детьми с ОНР.

Дети с удовольствием участвуют в играх – драматизациях. Стараемся находить индивидуальный подход к детям, учитывая их интересы, желания, умения и навыки.

Основными принципами театральной игры являются:

  • Специфичность данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
  • Комплексность (взаимосвязь театральной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка).
  • Импровизационность (театрализованная игра рассматривается, как творческая деятельность , что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению).
  • Интегративность (целенаправленная работа по развитию театрально-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс).

Подводя итог работы, хочется сказать, что мы учим ребёнка быть коммуникативным, обучаем его грамотно строить свою речь, выражать мысли, думать об окружающих его событиях, явлениях, людях, уметь слушать и слышать людей.

Активно проводим в детском саду работу с родителями: собрания, консультации, семинары, открытые занятия, конкурсы, семейные олимпиады, фольклорные праздники, викторины, спартакиады, КВН. Ежедневно задаем родителям домашнее задание по изучаемым темам для закрепления с детьми пройденного материала. Ведь работа по коррекции речи ребенка невозможна без постоянных упражнений и родители оказывают неоценимую помощь в нашей совместной работе.

В дальнейшем мы продолжим начатую работу по данной тематике т.к. она чрезвычайно актуальна.

Портал педагога

Автор: Шарикова Марина Константиновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Г.о. Балашиха “Детский сад комбинированного вида №54 “Чиполлино”
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Дата публикации: 21.01.2017
Раздел: дошкольное образование

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается театрализованная деятельность. Главной целью театрализованной деятельности является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Кроме того развиваются познавательные способности, произвольная регуляция деятельности, эмоционально – личностная сфера. Развиваются эстетические способности. Возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, у детей появляется мотив быть, как настоящие актеры – интересными, запоминающимися в своей роли, понятными. Они включаются в работу: они с удовольствием занимаются над коррекцией речи с логопедом, над своей ролью с воспитателем, пение и танец отрабатывают с музыкальным руководителем. Однако, неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, слабость мотивации и контроля, трудности при ориентировке в пространстве, недостаточная скоординированность движений, недостаточное развитие познавательной деятельности, нечёткая дифференцированность словаря, нарушения грамматического строя речи, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, недостаточность фон етико- фон ематического восп риятия, н е с ф о р м и р о в а н н о с т ь целенаправленной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, свойственные детям с общим недоразвитием речи (ОНР), в различной степени влияют на их игровую деятельность. Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость; де т я м с п о в ы ш е н н о й в о з буд и м о с т ь ю н е х в ат а е т в н и м а н и я , сосредоточенности. Все эти факторы необходимо учитывать при организации игр для детей с ОНР. (Общее недоразвитие речи — различные сложные
речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)). Игра является основной деятельностью ребёнка дошкольного возраста. Д л я д е т е й с о б щ и м н е д о р а з в и т и е м р е ч и , о б у ч а ю щ и х с я в специализированных группах, игровая деятельность сохраняет своё значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. В систему коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Особая роль уделяется игровым упражнениям на сочетание слова и движения . Это игры со словами и движениями, подвижные музыкальные игры, диалогические игры с жестикуляцией. Театрализованная сюжетно – тематическая форма игр давала возможность детям почувствовать себя уверенно и свободно, способствовала развитию двигательных навыков, речевой моторики, темпа и ритма речи, слухового внимания. Детям становится интересно, когда они сами превращаются в сказочных героев. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются всё лучше и лучше играть роль. Всему этому способствуют театрализованные игры. Театрализованная игра имеет коррекционную направленность и рассматривается как организация совместной игровой и речевой деятельности, в процессе которой ребенок создает образ действием, словом, что дает возможность активно развивать его речь. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок — игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.
Дети вначале являются зрителями: они не могут сразу и в полном объёме овладеть творческим процессом. Одна из ведущих ролей принадлежит педагогу. Речь педагога служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как педагог говорит, действует за персонажей. Стараются чувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Театрализованные игры включают в себя все виды театра, доступные детям (настольный театр, театр на фланелеграфе, би-ба-бо, пальчиковый) и другие виды театров, в которых чётко фиксируются различные ситуации и разыгрываются сценки. Большое значение придаётся оформлению театрализованных игр, обсуждению вместе с детьми атрибутов игры, костюмов. Последние особенно важны для детей с ОНР, у которых слабо развито воображение: они помогают «входить в образ». Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и педагогам. В театрализованных играх используется музыка, которая подчёркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. Движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения и т.д.) – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх. Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Успешность и результативность спектакля зависит от сотрудничества многих специалистов д/с и, конечно же, участия родителей. Ведь подготовка, как в настоящих театрах: костюмы, грим, декорации, бутафорские атрибуты, шумовые фоны, светотехнические эффекты и т.п. А главное – настоящее актерское волнение… В ходе подготовки к спектаклю, мы старались соблюдать несколько основных правил:
 В работе над спектаклем важно не перегружать детей, предоставить возможность всем детям попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.  Работа над спектаклем начинается со знакомства с пьесой. В каждом спектакле обязательно присутствуют музыкальная и хореографическая части. Первое прочтение пьесы должно быть эмоционально насыщенным, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе.  Следующий этап – пробы детей на различные роли и распределение ролей. Чаще взрослые видят ребенка в той или иной роли, но и детям надо дать возможность по своему желанию выбрать роль, чтобы он перевоплотившись в героя, проиграл небольшой этюд.  В спектакле должны принять участие все дети группы без исключения. В результате этого дети ждали каждой репетиции с нетерпением, работали с желанием и радостью. После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми над образом, отдельными эпизодами, картинами, спектаклем в целом. Заключительный этап – генеральная репетиция. Премьера (для детей и педагогов ДОУ) — это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Повторный показ – для родителей актеров, гостей. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. В конце представления детей нужно наградить. Это могут быть цветы, сувениры, диплом юного актера. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Обязательно нужно создать фотогалерею, видеозаписи. Так может начаться одна из интереснейших страниц в судьбе ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Читайте также:  Система работы учителя-логопеда, направленная на коррекцию недостатков в развитии обучающихся с нарушениями в развитии

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. П р и м е н е н и е те ат р а л и з о в а н н о й де я тел ь н о с т и о к а з ы в а е т положительное влияние в коррекции эмоционально-личностной сферы у детей с ОНР. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение — побуждение, обращение — вопрос, обращение — сообщение); овладение «схемой беседы», усвоение способов невербального (неречевого) общения: овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения; развитие связной, диалогической речи. Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность до ш кол ь н и ко в явл яютс я э ффе к ти вн ым ср едство м ко р р е к ц и и коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР и может быть рекомендована в работе не только с детьми, имеющими отклонения, но и с детьми с нормативным развитием. Список рекомендуемой литературы:  Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.  Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М.,1983.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.  Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизации // Театр и образование:сб. научных трудов. М., 1992.  Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту. Красноярск, 1999.  Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985.  Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.  Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990.
 Чурилина Э.Г.Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001  Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1983.  Шилгави В.П. Начнем с игры. М., 1980.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Золотые правила поведения актеров:  Говорить негромко (не кричать);  Ходить спокойно (не бегать);  Помнить для чего мы находимся в зале (не отвлекаться);  Смело показывать свои способности ;  Заботиться друг о друге (не обижать);  Помогать друг другу (не смеяться);  Внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике на тему

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Поэтому развитие речи ребенка любого возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ. Главной целью учителя-логопеда является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов. В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помочь детям, подменив процесс монотонной и неинтересной работы над речью, увлекательной и интересной игрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
vystuplenie.lashina_o.s.docx897.16 КБ

Предварительный просмотр:

Лашина Ольга Сергеевна,

Учитель-логопед Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения,

«Ромодановский детский сад комбинированного вида»,

Ромодановский муниципальный район

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей дошкольного возраста.

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,

когда он живет в мире сказок, творчества,

воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок».

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие» . Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Поэтому развитие речи ребенка любого возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Работая с детьми, с речевыми нарушениями, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них связной монологической и диалогической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них связной монологической и диалогической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Главной целью учителя-логопеда является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помочь детям, подменив процесс монотонной и неинтересной работы над речью, увлекательной и интересной игрой.

Театральная деятельность – это самый яркий, интересный, активный вид детского творчества. Она глубоко лежит в детской природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры – драматизации, инсценировки, кукольные представления. Огромное значение имеет театральная деятельность для развития речи ребенка, ее выразительности. Театрализованная игра раскрепощает ребенка, помогает ему преодолеть застенчивость, так как принимая на себя роль ребенок говорит от имени персонажа или куклы.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

В создании театрального образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский) .

Таким образом, можно выделить з адачи коррекции речи решаемые через театрализованную деятельность детей с нарушением речи

* Совершенствование познавательных процессов.

* Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.

* Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника.

* Воспитание интереса к различным видам творческой деятельности.

* Овладение импровизационными умениями.

* Закрепление, активизация и обогащение словаря.

*Развитие и совершенствование грамматического строя речи.

*Воспитание звуковой культуры речи.

* Формирование умения передачи мимикой, интонацией, жестом, позой, движением основные эмоции.

* Развитие и укрепление взаимодействия детей, воспитание уважения друг к другу.

*Творческие игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию

*Сочинение небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм

Основные направления работы с детьми.

Чистоговорки и скороговорки

Упражнения на воображение

Упражнения на напряжение и расслабление мышц

Упражнения на имитацию движений

Упражнения на активизацию словарного запаса

Упражнения на интонационную выразительность

Упражнения на формирование разговорной речи

Упражнения на отбивание ритма

Упражнения на речевое дыхание

Игры со словами и без слов

Подвижные игры с героями

Инсценирование сказок, потешек, стихов

Показ театрализованных представлений

Методы для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка

*театрализованные игры – этюды;

*речевые игры и упражнения с широким использованием элементов национальной культуры, фольклора;

*игры в кукольный театр;

*занятия по сценической речи;

*инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;

*обогащение зрительного театрального опыта;

изготовление кукол, элементов костюмов и атрибутов для игр, спектаклей.

Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи речевого развития детей. Появился программно-методический комплект, который включает в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей, периодических изданий, учебно-методических пособий, ТСО. Разработана программа театрального кружка.

Созданы картотеки игр и упражнений: «Игры по развитию речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры», картотека мнемотаблиц. Созданы презентации «Виды театров», «Мир театра».

  1. Пальчиковый театр использую как элемент логопедического занятия.

— для инсценирования русских народных сказок.

— для разыгрывания коротких диалогов

Речевой материал, который изучался на занятии, закрепляется через пальчиковый театр. Т.е. прослеживается связь с лексической темой занятия. Идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей.

Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки

2. Конусный театр

Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

Сопровождать движения пальцев речью;

Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
И магнитный и настольный театр, театр картинок можно использовать на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают, запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.

3. Театр Би–ба-бо” хорошо использовать для развития диалоговой речи. Работа пальцев и речи в комплексе с построением предложений дает очень хороший результат, учит ребенка вести монологи и диалоги, решает эстетические и воспитательные проблемы. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.

Проводя элементарные манипуляции с персонажами, ребенок получает
возможность почувствовать динамику, последовательность событий.

Надевая изготовленную своими руками маску, дети обыгрывают их в спектаклях и самостоятельной деятельности. Речь ребенка дополняется движениями тела, причем сложными: персонаж прыгает, злится, мурлычет, трется о ногу, изгибает спину…

6. детей “Сценический театр”. Ребенок сам становится персонажем: это требует от него полной концентрации, он двигается, создает образ при помощи мимики, пластики, ритмики и при этом говорит.

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, пополнился словарный запас, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём. Проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх – драматизациях.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первая продуктивная деятельность ребенка – это изобразительная деятельность. В нашем детском саду этому виду деятельности уделяется большое внимание. Однако, для правильного планир.

“Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Е.

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства, и оказывает значительную роль в речевом развитии ребёнка. Театрализованная деятельность .

Консультация для воспитателей “Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития”.

Теарт – зто волшебная страна, в которой ребенок радуется играя, в игре он познает мир. Раскрыть дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, со взрослыми в единое вол.

laquo;Развивающая предметно-пространственная среда как средство привлечения детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности».Вопрос организации предметно-пространственной.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений
материал по логопедии на тему

Педсовет на тему “Театрализованная деятельность”. Данная работа подготовлена логопедом. Коррекция просодической стороны речи в театрализованной деятельности. Техника речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Презентация1.93 МБ
текст к презентации22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие .

«В игре ребенок развивается, познает мир, общается» Основной вид деятельности ребенка – игра . Игра источник его нравственного, умственного развития, условие формирование личности, его речи и общения . Театрализованная деятельность – это игра. Это самый распространенный вид детского творчества.

Одним из этапов в работе над театрализованной деятельностью является работа над просодикой (интонационной выразительностью речи).

С.Л Рубинштейн: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного речевого развития. Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту, в процессе общения со взрослыми .

Значение: Развитие словарного запаса Развитие диалогической и монологической речи Развитие грамматического строя речи, звуковой культуры Развитие четкой дикции, ритма, разнообразной интонации

ТЕХНИКА РЕЧИ 1. Расслабление 2. Дыхание 3. Артикуляция 4. Дикция

Работа с гласными Согласный + гласный Чистоговорки Скороговорки

И Э А О У Ы Б , П; К,Г; Т, Д; В,Ф; Л; Р; М, П; С,З; Ш, Ж; Ч, Щ ПИ ПЭ ПА ПО ПУ ПЫ БИ БЭ БА БО БУ БЫ БИП БЭП БАП БОП БУП БЫП… ПИБИ ПЭБЭ ПАБА ПОБО ПУБУ ПЫБЫ… БИБИБИБИБИП БЭБЭБЭБЭБЭП …

ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ! СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД! Планомерно , систематически и целенаправленно организуя театрализованную деятельность вместе с детьми, мы решим непростые, но жизненно важные задачи.

С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Текст к презентации

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие.

[«В игре ребенок развивается, познает мир, общается»]

Основной вид деятельности ребенка – игра. Игра источник его нравственного, умственного развития, условие формирование личности, его речи и общения.

Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей деятельности (игровой), а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. В силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Исследования в области театрализованной деятельности (Т.Немова, Л.С.Выготский, В.Борзова, А.Борзов) показали, что она является наиболее близкой и понятной для дошкольников. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для становления творческой деятельности.

Одним из этапов в работе над театрализованной деятельностью является работа над выразительностью речи (просодической стороны речи). [Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей – к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.]

Сергей Леонидович Рубинштейн: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам».

Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного речевого развития.

Привычку к выразительной речи можно воспитать только путем привлечения его к выступлению перед аудиторией в этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия.

Основное значение театрализованной деятельности в развитии речи детей:

Развитие словарного запаса (его пополнение и активизация)

Развитие диалогической и монологической речи (развитие связной речи)

Развитие грамматического строя речи, звуковой культуры (развитие речевого дыхания, правильной артикуляции)

Развитие четкой дикции, ритма, разнообразной интонации

В структуре любой программы по театрализованной деятельности есть обязательный раздел – ТЕХНИКА РЕЧИ.

задачи: развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихотворения; тренировать четкое произношение согласных на конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.

1. Расслабление (1-3 минуты на занятии)

! Подготовить тело к работе, к прохождению воздуха.

Почувствовать напряжение и расслабление (разницу).

– «Железный человек» (напряжение – расслабление тела)

– Напряжение – расслабление плеч

– Мышц лица (массирование лба от переносицы к вискам, от носа к уху, от бровей до верхней губы)

** «Рожицы»: поднять правую бровь, опустить; поднять левую бровь, опустить; поднять обе, опустить. Вытянуть лицо: опустить нижнюю челюсть не раскрывая губ, подвигать челюстью вправо, влево. Пораздувать ноздри. В конце: кто смешнее?

2. Дыхание (1-3 упражнения)

! Дыхание – основа речи.

Правильное дыхание. (Плечи не поднимать)

– «Одуванчик» (м.б. воображаемый – сорвать одуванчик и медленно дуть на него, чтобы «пушинки» летели как можно дальше)

– «Комарик» руки широко раскинуты, перед носом каждого комарик «з-з-з» Произносим звук на выдохе на одном дыхании, руки сводятся и в конце дыхания «прихлопаем» комара.

– Вдох носом, выдох длительный ртом + звук [с]

– Дышим как собачки (с высунутым зыком: как маленькие, как большие)

– Возможно использование гимнастики Стрельниковой

! Подготовить артикуляционный аппарат к извлечению звуков

! Артикуляция готовит, дикция применяет.

  1. Работа с гласными
  2. Согласный + гласный
  3. Чистоговорки
  4. Скороговорки

Последовательность гласных: И Э А О У Ы

Последовательность согласных (парами):

Б, П; К,Г; Т, Д; В,Ф; М, П; С,З; Ш, Ж; Ч, Щ; Л; Р

[Возможно добавление движения к каждому звуку. Показ примеров.]

Согласный + гласный: ПИ ПЭ ПА ПО ПУ ПЫ БИ БЭ БА БО БУ БЫ

усложнение: БИП БЭП БАП БОП БУП БЫП

ПИБИ ПЭБЭ ПАБА ПОБО ПУБУ ПЫБЫ

** «Путешествие по… с…». Поедем на машине, нужно накачать колеса берем насос в руки и накачиваем колеса «с-с-с». Машину заводим «ж-ж-ж», поехали «др-р-р». Едем весело напеваем «би-би-бип…». Дорогу преграждает река, садимся в лодку, гребем веслами «ш-ш-ш», вода теплая, журчит «буль-буль-буль». В небе ярко светит солнце мы посылаем ему привет: «У-О-А-Э-И-Ы»

Чистоговорки: можно использовать готовые из книг, можно придумать совместно с детьми.

Скороговорки – это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Дети очень любят скороговорки, поэтому, развивая речь ребенка, их надо применять как можно чаще. Скороговорки можно произносить в разных темпах: медленном, умеренном и очень быстром. Чтобы речь развивалась, надо следить за четкостью произношения каждого звука.

-Везет Сенька Соньку с Санькой на санках.

-Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

-Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж

ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ! СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД! Планомерно, систематически и целенаправленно организуя театрализованную деятельность вместе с детьми, мы решим эти непростые, но жизненно важные задачи.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр.

p.p1 В связи переходом на ФГОС цели и задачи в дошкольном учреждении несколько изменились. Исследования и диагности.

middot; Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции речевых нарушений.· Прив.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:игры в куколь.

Презентация о театрализованной деятельности в саду.

Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопр.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Перед нами стоит задача научить детей говорить правильно, образно, связывать слова в предложениях и предложения в тексте, помочь ребенку развить самостоятельность, внимание, память, воображение, сформировать функцию самоконтроля за звуками, контролировать правильность артикуляции в произношении поставленного звука. В этой работе участвуют все: и логопед, и воспитатель, и родители, и сам ребенок.

В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помочь таким детям, подменив процесс монотонной и неинтересной работы над речью, увлекательной и интересной игрой.

Для ребенка игра – это основной и естественный способ общения.

По сути — театр и есть игра, но игра с речью, которой можно руководить, подчинить ее образовательному и воспитательному процессам, посредством ее решать разнообразные проблемы малышей, в том числе и речевые.

Исполняя роль, ребенок находится в центре внимания сверстников, его не перебивают, дают возможность самореализоваться–отсюда появляется уверенность в себе, повышается самооценка. Он занимается тем, что ему интересно (играет), а отсюда поставленные задачи решаются быстро и эффективно.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Исходя из основной цели, можно выделить следующие задачи:

— развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
— коммуникативная функция, развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;
— обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;
— развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
— развитие эстетических способностей.

Принимая во внимание особенности детей в коррекционных группах, их речевые нарушения, становится очевидным, что приобщение ребенка к театрализованной деятельности должно происходить поэтапно, с постепенным усложнением.

Легче всего ребенку справиться с “театром теней”, проводя элементарные манипуляции с персонажами, он получает возможность почувствовать динамику, последовательность событий.

Далее следует “пальчиковый театр”. Никаких лишних движений – только речь. Это открывает широкий спектр возможностей для работы с артикуляцией, звуками, дыханием. А главное, дети продолжают играть самостоятельно, используя слова и звуки, предложенные воспитателем в сценарии.

Следующий вид театра – “колпачковый театр”. Игрушки можно изготовить вместе с детьми. Это только повышает их ценность в глазах ребенка. В “колпачковом театре” происходит синхронизация речи и движения. Речь окрашивается эмоционально (грустный, веселый, сердитый, обиженный, удивленный).

Следующий этап – это “плоcкостной палочковый театр”. Готовые куклы больших размеров ребенок перемещает над ширмой и при этом двигается сам. Речь связывается с движениями, обогащается интонациями, объединяется в едином сценарии, ребенок контролирует себя, соблюдая очередность в произношении текста.

Для закрепления образовательных тем “Ознакомление с окружающим миром” на занятиях по ручному труду и аппликации, мы создаем плоскостные виды изучаемых предметов: птицы, рыбы, насекомые и т. д. Получается “театр на веревочке”. Разыгрывая театральные постановки с такими персонажами, дети легко запоминают их названия, характерные особенности, среду обитания и т. д. Быстро обогащается словарный запас ребенка, закрепляются и расширяются знания.

При прохождении темы “Животные” эффективен“театр масок”. Надевая изготовленную своими руками маску, дети обыгрывают их в спектаклях и самостоятельной деятельности. Речь ребенка дополняется движениями тела, причем сложными: персонаж прыгает, злится, мурлычет, трется о ногу, изгибает спину…

“Театр Би–ба-бо”хорошо использовать для развития диалоговой речи. Работа пальцев и речи в комплексе с построением предложений дает очень хороший результат, учит ребенка вести монологи и диалоги, решает эстетические и воспитательные проблемы.

И, наконец, самый интересный и самый сложный для детей “сценический театр”. Когда ребенок сам становится персонажем:это требует от него полной концентрации, он двигается, создает образ при помощи мимики, пластики, ритмики и при этом говорит.

Целый комплекс мимических упражнений, где дети старательно тренируют лицевые мышцы, формируется правильное дыхание, четкая дикция, интонации, артикуляция.

Заученные тексты произносятся в нужном месте, соблюдается очередность, совершенствуется монологическая и диалоговая речь. И все это происходит одновременно.

В процессе работы тексты спектаклей корректируются в соответствии с требованиями логопеда: заменяются, вставляются и исключаются слова с учетом возможностей ребенка.

Сложно, но интересно, а желание участвовать в спектакле – это огромный стимулирующий фактор.

Для усиления эмоционального восприятия сценического сюжета используются декорации. Для ребенка легче войти в роль, легче проникнуть в суть происходящего на сцене, почувствовать и воспроизвести характер своего героя, если хорошо подобрано сценическое оформление,

Помещая персонаж среди декораций,ребенок легче входит в образ, фантазирует, раскрываются его творческие способности.

Представить себя режиссером, выразить свое индивидуальное восприятие спектакля ребенку помогает игра “Создай декорацию”.

Малыш еще не достаточно хорошо рисует, а собрать декорацию из заранее подобранных элементов просто и интересно, появляется возможность экспериментировать.

Можно увидеть очень неожиданные решения, потому что фантазия ребенка безгранична, а каждый малыш видит мир в не обремененном стереотипами виде.

Этим мы развиваем творческие способности ребенка, усиливаем эффект восприятия художественного произведения, умение воспринимать и передавать образы. Мы развиваем образную речь, потому — что описав созданную им самим декорацию, ребенок должен использовать расширенный, эмоционально окрашенный набор слов, связать его в единый описательный рассказ. А ведь ему так хочется это сделать! Это то, что мы хотим услышать от малыша, только введенное в статус игры, интересное для него и не утомляющее ребенка.

Театр понятен, доступен, интересен каждому малышу. С его помощью ребенок намного быстрее и, что самое главное, без лишнего напряжения раскрывается и совершенствует свою речь.

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М., ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
  2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.- М., Просвещение, 1991.
  3. ЖогаЛ. Н., Саяпова Н. Г., Епреева Е. Ю., РукосуеваЛ. А.. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада // Логопед. – 2007. — №4. – с. 46-75.
  4. ДороноваТ. Н., Доронова Е. Г. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М. 1997.

Скачать презентацию

Автор: Зотова Елена Ивановна,
воспитатель,
МБДОУ детский сад №7, г. Тверь, Россия

Статья размещена в авторской редакции

Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»

Лариса Самодаева
Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»

Цель: повышение компетентности логопедов в применении театрализованной деятельности в коррекционной работе, развитие фантазии и творческих способностей.

• Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции речевых нарушений.

• Привлечь внимание педагогов к театрализованной игре.

• Выяснить образовательные потребности логопедов в вопросах речевого развития.

• Познакомить педагогов и с разными видами театров.

• Научить педагогов изготавливать некоторые виды театральных пособий.

Участники: учителя – логопеды.

Форма проведения: мастер – класс.

беседа, продуктивная деятельность логопедов, диалог, театрализованная игра, анализ результатов.

Ход мастер – класса:

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть Вас на мастер-классе.

2. Основная часть

Работая длительное время с детьми с ОНР в группе компенсирующей направленности понимаешь, что зачастую традиционные приемы и методы обучения не позволяют достигнуть поставленных целей и задач.

Поставленные звуки очень долго и трудно вводятся в обиходную речь. Очень сложно работать над интонационной выразительностью речи. Эмоциональность, мимика у многих детей развита недостаточно. Дети скованны, зажаты, закрыты для общения. Связная речь формируется с запозданием.

Мне хотелось бы видеть не только чистое произношение звуков наших детей, но чтобы дети в совершенстве владели всеми компонентами речи. Чтобы речь была выразительна, эмоциональна, чтобы ребёнок мог свободно и легко общаться со сверстниками и взрослыми.

Этому способствует, театрализованная деятельность.

Как вы думаете, что наши дети любят делать в детском саду? (Ответы).

Совершенно верно вы подметили, что наши дети много играют. Ни для кого не секрет, что игра является ведущим видом деятельности в детском саду.

Театрализованная деятельность воспринимается детьми как игра, поэтому детей легко вовлечь в неё.

Ребёнок полностью раскрепощается, перестаёт стесняться, а под умелым ненавязчивым воздействием взрослого становится податливым как пластилин.

Создавая ту или иную игровую ситуацию, можно закрепить поставленные звуки, отработать те или иные грамматические упражнения, пополнить словарь детей новыми словами, активизировать развитие связной речи. Ребёнок даже не заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это игра.

Основные направления работы в театрально – игровой деятельности: Слайд 3

1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Учитывая особенности детей с нарушениями речи, мы понимаем, как им тяжело даётся каждый шаг на пути к успеху. Поэтому, конечно же, не очень целесообразно вовлекать их сразу в постановки спектаклей, сказок. Этим мы только можем достигнуть обратного эффекта. Ребёнок, столкнувшись с непосильной для него задачей, может наоборот замкнуться. Поэтому важно соблюдать поэтапность в работе с детьми, имеющим нарушения речи.

2.1. Первый этап – подготовительный Слайд 4

Здесь мы показываем и учим средствам выразительности, с помощью которых дети могут показать свои эмоции, а также позволяют более раскрепощенно общаться друг с другом. Этот этап хорош ещё тем, что, несмотря на то, что речевые возможности детей на недостаточном уровне, дети могут общаться друг с другом, используя весь арсенал выразительных средств (мимика, жесты).

Я использую в своей работе:

– задания для развития речевой интонационной выразительности;

– Предлагаю участникам мастер-класса задания, направленные на развитие мимики, эмоций, пантомимики.

1. Театр «Мимическая гимнастика»

МИМИЧЕСКАЯ ИГРА «Передавалки»

МИМИЧЕСКАЯ ИГРА «Угадай, что изображаю»

2. Театр «Эмоций”

Эмоции – это когда мы смотрим на лицо человека и понимаем, какое у него настроение. Для вас это задание должно быть лёгким. Сейчас только нужно вспомнить наших знакомых гномов. Какую эмоцию вы видите на лице каждого гнома?

Изображения гномов: грустного, весёлого, злого, удивлённого, испуганного.

Называют эмоцию, а затем рассказывают стихотворения, передавая эмоции голосом, мимикой.

3. Игра-пантомима «Жадный пес»

Логопед читает текст, дети имитируют движения по тексту:

4. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

а) Скажите так, чтобы Вам поверили, что приехал цирк.

б) Произнесите фразу «Ах ты, зимушка – зима, все дороги замела» (укоризненно, ласково).

в) Передайте повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию.

Рано – рано выпал снег.

– Это снег? Не может быть!

На дворе? Не может быть!

На траве? Не может быть!

В декабре? Не может быть!

Неужели это снег?

Не поверил человек.

2.2. Второй этап – использование театрализованных игр на логопедических занятиях и в свободной деятельности Слайд 5

На этом этапе мы ставим перед собой задачи:

• Развивать дыхание, динамику, темп, интонацию речи.

• Совершенствовать артикуляционный аппарат.

• Развивать пальчиковую моторику.

• Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса.

• Формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную, выразительную речь.

Рифмовки – трудноговорки/скороговорки на развитие дикции

Будет бык, копыта будут. Бык тупогуб, не дуй-ка губ.

Дом у дуба, у дуба Люба нам глядеть на Любу любо.

Добавить слово по рифме

Съел Сережа на обед, целых пять больших (сосисок, блинов, котлет).

Я надел большую шляпу, чтоб похожим стать на (Бармалея, папу, Боярского).

Развивать пальчиковую моторику.

– Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть.

Это упражнения на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии. (Для этих игр потребуются бусы разной расцветки, длинные.)

«Бусы и шкатулочка»

Логоритмика с логопедами

(речевая игра с движениями и элементами театрализации)

Работая с детьми с ОВЗ мы знаем, что часто очень сложно удержать внимание детей, многие дети очень быстро истощаются, теряют интерес к процессу обучения, несмотря на многочисленные приемы, которые мы используем на занятиях (смены видов деятельности, подвижные речевые игры, физминутки) всё равно дети устают и не усваивают предлагаемый материал. А нам надо достигнуть определенные цели, научить, дать знания, умения. Поэтому в занятия можно включать театрализованные игры, которые очень разнообразны.

2.3. Третий этап – инсценировки, драматизации Слайд 6

• Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.

• К этому этапу можно приступать тогда, когда большинство детей научилось владеть выразительными средствами языка, понимают, как можно использовать полученный ранее опыт.

• Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;

• Способствует самопознанию и самовыражению личности;

• Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и развитию речи, как игра-драматизация.

В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретают речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение.

Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

Поэтому использование в работе театрализованных игр способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической, диалогической речи детей, что становится основной предпосылкой успешного обучения в школе.

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик»

Цель: побуждать к активному участию в инсценировке.

Мы должны, отгадав загадки, узнать, какие костюмы спрятаны в сундуке, а по костюмам догадаться название сказки, которую мы, как настоящие артисты, сможем сыграть.

Театра загадок

2.4. Виды театров, используемые в работе. Слайд 7

Пальчиковый театр

• Способствует развитию речи, внимания, памяти;

• формирует пространственные представления;

• развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

• повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

• Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Театр картинок или магнитный театр

• Развивают творческие способности;

• Содействуют эстетическому воспитанию;

• Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

• Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Конусный театр

• Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

• Сопровождать движения пальцев речью;

• Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

• И магнитный и настольный театр, театр картинок использую на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают, запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.

Театр на перчатке

• Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;

• Помогает справиться с переживаниями, страхами;

• Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети

Театр кукол Би-ба- бо.

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!

Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги.

Театрализованная деятельность Слайд 8

• Развивает двигательную активность;

• Расширяет знания об окружающем мире;

• Позитивно влияет на эстетическое чувство;

• Влияет на речевую активность ребенка;

• Закладываются основы нравственного воспитания;

• Является основой для развития творческих способностей;

• Прививает устойчивый интерес к литературе;

• Способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми.

2.5. Практическая деятельность (изготовление слона). Слайд 9

Логопеды выполняют задание, используя схему)

Слон трубит на всю округу –

У него благая весть,

И трубу ему не надо,

Потому что хобот есть!

3. Заключительная часть. Подведение итогов

Уважаемые коллеги, вот и подошла к концу наша встреча.

Несколько слов напоследок:

Театральная деятельность формирует выразительность речи ребёнка, интеллектуальность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Вы принимали активное участие в играх, упражнениях, активно участвовали в совместном творчестве, высказывали свою точку зрения.

А на прощание я попрошу вас оставить свои впечатления от нашей встречи в творческой форме, используя фломастеры и стикеры (Под музыку).

3.1. Рефлексия «Маска» Слайд 10

– Всем участникам и гостям нашего мастер-класса:

“Я хорошего желаю настроения,

И свечения волшебного в глазах!

Пусть счастливым будет каждое мгновение,

Каждый день пусть будет в чудесах!

Использование биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В. А. Сухомлинский.

Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников Суть логоритмики и ее польза для детей имеющих речевые нарушения. [/b] Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие.

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей Сл. 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Метод массажа в коррекции речевых нарушений Метод массажа в коррекции речевых нарушений. Логопедический массаж, как один из методов коррекционно – педагогического воздействия при ряде.

Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений «Массаж ложками» Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений. Массаж ложками. Еще одним из из нетрадиционных приемов коррекции речевых нарушений является.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Слайд 1. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал о том, что «ум ребенка находится.

Театрализованная деятельность как средство коррекции детей с ЗПР Каждый родитель желает видеть своего ребёнка здоровым, успешным, довольным… Но что делать, если ребёнок – особенный? Если с самого раннего.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР Выступление на тему: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР» Слайд 2 Федеральные государственные.

Театрализованная деятельность как средство развития речевых и творческих способностей детей Никулина Д. В., воспитатель МБДОУ №31 «Колокольчик» В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и речевых навыков детей ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей.

Читайте также:  Дидактические игры для развития звукового восприятия
Ссылка на основную публикацию