Автоматизация звука (Р) – фронтальное занятие в подготовительной группе

Конспект открытого занятия на автоматизацию звука [Р]

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».

  • закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
  • упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
  • закрепить зрительный образ буквы [Р].

  • развивать мимическую мускулатуру детей;
  • развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

  • плоскостные фигурки робота Робика и Коли;
  • рисунок с изображением зонта;
  • карточки с изображением эмоций (робот);
  • звуковые дорожки;
  • таблица с буквами;
  • игра « Горная тропа» (игровое поле кубиком и фишками);
  • мольберт;
  • таблица – домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
  • карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).

1. Организационный момент
Здравствуйте меня зовут Робик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. У меня появился друг Коля вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. На мольберт вывешиваются картинки эмоций с роботом.

А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В нашем языке много разных звуков,и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и тебя в этот удивительный мир звуков.

Пальчиковая гимнастика «Робот»

К нам пришёл сегодня робот.(ритмично сжимать и разжимать кулачки).
Две руки, две ноги, голова на месте(стучат по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках)
В мире звуков поиграть хочет с нами вместе.(ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем
складывают руки в замок, переплетая пальцы).

Сегодня мы повторим звук [ Р]. Как правильно образуется звук [ Р ]:

  • губы находятся в положении следующего гласного;
  • зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  • кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  • посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  • под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;

  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  • голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.

«Двери открываются», «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Пулемётчик».

2. Изолированное произнесение звука «Р».

На моей планете мы роботы очень любим рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).

3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.

«Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].

4. Автоматизация звука в слогах.

Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и Коле починить зонт на случай дождя.

«Почини зонтик». Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].
Рисунок зонтика.

5. Развитие фонематического слуха.

Игра « Поймай звук».

Робик и Коля хочет предложить тебе игру. Поймай звук.
Я буду называть картинки, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку в руки, или хлопни в ладоши.
На столе выкладываются 8-10 картинок.

6. Автоматизация звука «Р» в словах.

«Собери рюкзак для друзей».
С собой им надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р].
Карточки

7. Связная речь. Автоматизация звука в предложении.

«Увиденное в дороге».

Робик и Коля много увидели в дороге. Выбери картинку и составь с ней предложение. На мольберте выставлены картинки.

Физкультминутка «Робот»

Стоит робот на дороге, движения выполняются соответственно тексту
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

8. Автоматизация звука «Р» в словах и чистоговорках.

В путешествии друзьям пришлось подняться на вершину высокой горы. Для этого им пришлось преодолеть «Горную тропу» помоги им справиться с заданием назови все картинки встречающиеся на пути.

Игроки подбрасывают кубик и определяют кто ходит первым. Первый игрок делает столько «шагов», сколько выпало точек на кубике. Попав на соответствующий кружок, он называет картинки над и под кружком и голосом выделяет звук [р] в названии предметов. Если в каждом слове есть звук [р], игрок может сделать ещё один – призовой ход. Если только в одном слове есть звук [р], игрок остаётся на том же кружке, где и был, а ход переходит к другому игроку. Если не в одном слове нет звука [р], он возвращается назад, на старт, и начинает игру заново.

Игра «Горная тропа».

Чистоговорки повторяют вместе два игрока на соответствующих картинках.

Старт
Ра-ра-ра- начинается игра ( на старте).
Ро- ро- ро мы поедем далеко ( картинка автобус и роза).
Ру-ру-ру вижу кенгуру (картинка кенгуру и рубашка).
Ры –ры ры – добрались до осы ( картинка оса, воробей).

Финиш
РА-ра-ра интересная игра ( на финише).

9. Определение место звука в слове.

В путешествии они познакомились с Карлсоном и подружились. Карлсон попросил друзей выполнить задание. Но оно для них оказалось тяжёлым. Помоги им пожалуйста справиться. Ребёнку показывают таблицу дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» – по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам». Затем логопед просить назвать все картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. Назови, что изображено на карточках.

Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).

10. Развитие слухового внимания и памяти.

Вечером перед сном друзья решили учится сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком. Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко». На мольберт вывешивается картинка (подсказка).

Он высокий словно шкаф,
А зовут его . (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого…(верблюда)

Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …(рот).

В сильный холод в январе
Ёжик спит в своей …(норе).

На крылечке у ворот
Замяукал рыжий…..(кот).

11. Домашнее задание: выучить стихотворение « Робот»

Нет руля и нету шин,
Но я – родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою и я хожу
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердолобый,
Но я очень добрый робот.

12. Подведение итогов.

Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Автоматизация звука (Р) – фронтальное занятие в подготовительной группе

Тема . Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»).

Цель: закрепление умений и навыков, полученных на логопедических занятиях.

– Закреплять произношение звука [р].

(Интеграция образовательной области «Познавательное развитие»)

– Совершенствовать умение составлять простые предложения;

– Закреплять формирование навыка в образовании существительных ед.ч. в И.п. во мн.ч., умения делить слова на слоги;

– Закреплять умение согласовывать числительные с существительными;

– Способствовать формированию умения отстаивать свою точку зрения.

(Интеграция образовательной области «Социально – коммуникативное

Способствовать развитию фонематического восприятия;

– Способствовать развитию артикуляционной моторики;

-Способствовать развитию мыслительных процессов дошкольников (активизировать слуховое, зрительное внимание, память) и мелкой моторики рук;

(Интеграция образовательной области «Познавательное развитие»)

– Совершенствовать координацию речи и движений старших дошкольников;

(Интеграция образовательной области «Физическое развитие»)

– Обогащать музыкальные впечатления детей;

(Интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)»)

– Продолжать развивать интерес к художественной литературе;

(Интеграция образовательной области «Речевой развитие (восприятие художественной литературы и фольклора»)

– Совершенствовать навык правильного речевого дыхания;

(Интеграция образовательной области «Физическое развитие»)

– Закреплять умения согласовывать свои действия с действиями педагога;

(Интеграция образовательной области «Социально – коммуникативное

Коррекционно – воспитательные задачи:

– Воспитывать дружеские отношения между детьми в игре;

– Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

(Интеграция образовательной области «Социально – коммуникативное

– Воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах деятельности;

(Интеграция образовательной области «Физическое развитие»)

Оборудование для детей: указка, коврик «лужок», мяч.

Оборудование для педагога: музыка для релаксации, мультимедийная презентация «Красная Шапочка», мяч.

Приемы и методы работы:

Словесный : художественное слово, беседа.

Наглядный: использование наглядного материалов: презентация.

Игровой: игра «Скажи наоборот»,

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: проявляет интерес к участию в совместных развивающих играх, умеет отвечать на вопросы педагога полным ответом, умеет отстаивать свою точку зрения, умеет составлять простые предложения по схеме, умеет согласовывать свои действия с действиями педагога, согласовывать числительные с существительными, образовывать существительные ед.ч. в И.п. во мн.ч..

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, музыкальная, познавательно-исследовательская.

Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.

Содержание организованной деятельности детей

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня у нас будет не просто занятие, мы отправимся в путешествие. Для этого предлагаю вам немного разогреться (дети стоят возле стульев, звучит спокойная музыка).

Массаж биологически активных зон

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

(Раздвинутые пальцы рук растирают лоб от середины к вискам.)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щёчки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуём мы, чтобы улыбались.

Вы сказки любите? Тогда присаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в путешествие по сказке.

– Раз, два, три! Сказка, в гости к нам иди!

– А по какой сказке мы будем путешествовать вы узнаете из загадки.

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее!

(на компьютере слайды с картинками из сказки «Красная шапочка»).

– Послушайте внимательно и скажите, какой звук я выделила в слове: кр-р-расная [р]. Правильно, ребята, это звук [р].

– Ребята, для того, чтобы правильно и красиво произносить этот звук, язычок должен быть подвижным. Как сделать язычок подвижным? (выполнить артикуляционную гимнастику)

– Предлагаю вам выполнить артикуляционную и гимнастику, рассказать и показать сказку про Красную Шапочку по новому.

Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась и улыбнулась… Упражнение «Улыбка»

Приготовила чашечку, чтобы попить чай… Упражнение «Чашечка»

А чай она пила с вкусным вареньем… Упражнение «Вкусное варенье»

Затем она почистила зубки… Упражнение «Чистим зубки»

После завтрака Красная Шапочка решила заняться делами и покрасила потолок в своей комнате… Упражнение «Маляр»

Поработала Красная Шапочка, теперь можно и отдохнуть. Она стала играть на дудочке… Упражнение «Трубочка»

Читайте также:  Сценарий открытого тематического развлечения 'Как ослик счастье искал'

Красная Шапочка играла так весело, что к ней прискакали лошадки… Упражнение «Лошадка»

Красная Шапочка поскакала на лошадках, но тут пришла мама и предложила сходить в гости к бабушке. Девочка взяла корзинку и побежала. По дороге она собирала грибы… Упражнение «Грибочек»

– Вдруг, Красная Шапочка увидела цветочки на полянке и решила их понюхать. И мы с вами представим цветочную полянку и понюхаем цветочки. Глубокий вдох через нос, а выдох через рот с произношением слов «Ах, как пахнет!». Встаём со стульев и выполняем дыхательную гимнастику. (4-5 раз)

Красная Шапочка хорошо помнила, что где-то в лесу живёт серый Волк. Вспомните, как рычит волк. Произнесите звук [р].

– Какой это звук? (твёрдый, согласный, звонкий) Произнесите звук [р] так, чтобы выдыхаемая воздушная струя была сильная, кончик языка дорожал.

Автоматизация звука [р] в слогах.

Чтобы Красной Шапочке не было страшно, девочка пела слоговые песенки:

– Предлагаю вам, ребята, вместе с Красной Шапочкой спеть песенки, чётко произнося звук [р]. (Слайд)

Дидактическая игра «Красная Шапочка по лесу идёт, белочке грибы наберёт» (дети садятся за столы и выполняют задание)

-По дороге Красная Шапочка встретила белочку. Решила Красная Шапочка угостить её грибами, но грибы у Красной Шапочки попадаются ядовитые – мухоморы, их есть нельзя, а есть съедобные грибы-боровики. (Дети садятся за столы)

На ядовитых грибах-мухоморах написаны слоги ОР, превращай их в мухоморы: шляпки красным карандашом с белыми кружочками, а на боровиках – съедобных грибах – другие слоги – шляпки – коричневым карандашом и нарисуй от него стрелочку к корзинке.

Кинезиологическое упражнение «Здравствуй»

– Предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить гимнастику для пальчиков (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Игра «Посчитай красные круги» (слайд)

Угостила Красная Шапочка белочку и белочка предложила поиграть и игру – посчитать красные кружочки (Дети по цепочке считает круги «один красный круг, два красных круга…»)

– Белочка предлагает поиграть в игру «Четвёртый лишний»

Игра «Четвёртый лишний» (слайд)

Ребята, нужно выбрать лишнюю картину.

(Нужно выбрать картинку, в названии которой нет автоматизируемого звука. Логопед наводит курсор на картинку, «щёлкает» по ней, и если картинка выбрана правильно, она исчезнет.)

– Пока Красная Шапочка шла по лесу, она встречала и бабочек. Предлагаю немного одохнуть.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

– Долго шла по лесу Красная Шапочка и встретила она серого волка. Волк не хочет отпускать Красную Шапочку к бабушке и предлагает поиграть в игру «Один-много» (назвать слова со звуком [р] в мн.ч., разделить слово на слоги, подкидывая мяч.) (игра с мячом)

Слова со звуком [р]: гора-горы, светофор-светофоры, дар, шар, помидор, комар, забор, нора, пара, командир, шахтёр, шофёры, самовар, боксёр, сыр, мотор, пожар, мухомор, санитар, компьютер, ковёр, костёр, простор, разговор, размер, квартира.

Подбери к каждой картинке пару – найди между картинками логическую связь. (Ребёнок называет пару картинок из левого столбика, найдя пару, логопед «щёлкает» по той картинке, к которой подбирал.

– С вашей помощью, ребята, Красная Шапочка легко справилась с заданиями и, наконец-то, пришла к бабушке, которая её очень ждала.

III. Заключительная часть

– Кому мы сегодня помогали?

– Какие задания выполняли?

– Какие задания вам больше всего понравились?

– Ребята, если вам понравилось занятие – похлопайте в ладоши.

Конспект фронтального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях, скороговорках на тему «Как звук [р] нам в садик попал?» ОНР (ІІІ) минимальные проявления дизартрии подготовительная группа
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект занятий по автоматизации звука [Р] в словах, предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_frontalnogo_zanyatiya_pot_avtomatizatsii_zvuka.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях, скороговорках

на тему «Как звук [р] нам в садик попал?»

ОНР (ІІІ) минимальные проявления дизартрии

– закрепление знаний об характеристики звука.

– развитие фонематического слуха и фонематического слуха..

  • закреплять произношение звука изолированного звука [р] , работа над голосом;
  • закреплять произношение звука [р] в слогах, слоговых сочетаниях и словах;
  • развитие навыков языкового анализа и синтеза;
  • развития умения подбирать антонимы;
  • формировать умение согласовать существительное в творительный падеж;
  • формировать умение согласовывать существительное и прилагательное в роде;
  • формирование буквенного анализа и синтеза;
  • знакомство с буквой Р.
  • развитие мелкой моторики и психологической базы речи.

Оборудование: картинки с изображением зверей и птиц: (крокодил, кенгуру, жираф, зебра, тигр, сорока, ворона, страус, воробей, дятел); фруктовые деревья (грушевое, персиковое, гранатовое), виноградная лоза; цветы (раза, ромашка, астра); картинки с изображением Буратино, Крокодил Гена, Дракон, символ звука [р] ; картинки с изображением (радуги, гор, замка).

Имена существительные : крокодил, зебра, кенгуру, ворона, воробей, сорока, экскаватор, экскурсия, гора, роза, астра, грант, персик, виноград, лоза, дерево, Буратино, Крокодил Гена, дракон, страус, радуга, тигр, носорог, охрана, ворота, качество.

Имена прилагательные : добрый, храбрый, трудолюбивый, хороший, дружелюбный, фруктовый, гранатовый, виноградный, грустный, радостный.

Глаголы: собрать, расти, хлопнуть, расступилась, упал, дружить, радоваться.

І. Организационный момент

Логопед: Сегодня мы с вами на занятие превратимся в животных, для этого нужно сказать волшебные слова – раз, два, повернись и в животных превратись.

Логопед : Послушайте меня внимательно, изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит; изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. ( Тр-р-р, тр-р-р. ): изобразите, как мурлычет ласковая кошечка. ( Мур-р-р-р. ) ; изобразите ворону, кричащую из гнезда. ( Кар-р-р, кар-р-р. )

ІІ. Сообщение темы занятия

Вы догадались, какой звук мы будем изучать сегодня?

Логопед: сегодня мы с вами будем путешествовать со звуком [р] и познакомимся с буквой Р.

Присказка: В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил звук [р]. Произнесите этот звук. Что вы могли сказать об этом звуке, глядя на эту таблицу?

1. Произношение изолированного звука. Работа над голосом

Логопед: Одиноко ему стало и загрустил звук [р].

Пролетала мимо сорока и говорит: «Что ты грустишь, иди в детский сад, там все буквы и звуки живут в волшебных Замках, и дети научились их произносить». Обрадовался звук [р] этому известию и отправился в дорогу. А сейчас мы будем помогать звуку [р].

2. Игра «Узнай звук»

Логопед: Приготовите ладони, я буду поизносить слова, когда вы услышите звук [р], хлопните в ладоши один раз . (раз, дом, стол, дерево, роза, тигр, сутки, зима, рыба,…)

3.Произношение звука [р] в слогах, слоговых сочетаниях и словах

Выставляется картинка с изображением гор.

Логопед: Шел, шел звук[р] и пришел к чему?

Логопед: Звуку [р] надо пройти эту гору.

А, как вы могли помочь пройти такое препятствие?

Логопед: Чтобы ему помочь нужно поймать звуки. Я буду бросать звуки ,вы их будите ловить и соединять в слоги. Приготовит руки.

Логопед: Получилось волшебное заклинание:

ра-ру-ры-ро; ро-ры-ру-ра. Повторите его.

Логопед: Расступилась гора, а за ней огромные ворота, а у ворот стоит охрана.

4.Подбор антонимов. Развитие навыков языкового анализа и синтеза

Логопед: Чтобы охрана пропустила звук [р] через ворота нужно выполнить задание. Я буду называть слова, а вы будете произносить противоположные им по смыслу.

Логопед: Ура! Ворота открылись! За воротами — звери и птицы Если отгадаете их названия, они помогут звуку [р], укажут ему путь.

Логопед : Отгадайте животного в названии, которого первый звук [т’], последний — [р]. Кто это?

Выставляется картинка тигра.

Логопед: Какое животное носит детеныша в кармане?

Логопед: Отгадайте птицу в названии, которой первый слог − со-последний — ка. Кто это?

Логопед раздает детям картинки с изображением букв.

Логопед: Соберите из букв название животного.

Какое слово у вас получилось?

Логопед: Какой слог в этом слове первый?

Дети: В этом слове первый слог – жи-

Логопед: Какой слог в этом слове второй?

Дети: В этом слове второй слог –раф-

Логопед: А сколько всего слогов в этом слове?

Логопед: Давайте, посчитаем, сколько слогов в этом слове, приготовили ладони жи-раф.

Дети : В этом слове два звука.

Логопед раздает карточки с надписью животных каждому ребенку свое слово, « разбитое» на слоги (Крокодил, кенгуру, зебра, носорог, ворона, сорока)

Логопед: С кем подружился звук [р] за воротами?

Дети: Звук [р] подружился с крокодилом, зеброй, носорогом, кенгуру, вороной, сорокой.

Логопед: Животные подсказали дорогу звуку [р], и он пошел дальше. Но дорога была очень длинная, и решил звук [р] отдохнуть. И мы с вами сейчас отдохнем. Встали.

Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

Логопед : Идет звук [р], и вдруг перед ним сад . Как называется сад, где растут фрукты.

Дети: Сад, в котором растут фрукты, называется фруктовым садом.

Логопед : Как называется дерево, на котором растут (груши, персики, гранаты)

Дети: Дерево, на котором растет груша, называется грушевое (персиковое, гранатовое)

Логопед: В этом саду было много цветов. Назовите цветы, в название которых есть звук [р]?

Логопед : Звук [р] любовался в саду какими цветами?

Дети: Звук [р] любовался ромашками, розами, георгинами.

7.Произношение звука [р] в предложениях. Словообразование

Логопед: Какие фруктовые деревья угощали звук [р] плодами.

Дети: Грушевое дерево угостило его грушами, персиковое дерево — персиками, виноградная лоза — виноградом.

Логопед: Поблагодарил звук [р] фруктовые деревья и пошел дальше.

9.Произношение звука [р] в словах и подбор определений

Логопед: Слышит звук [р] чьи-то рыдания.

Логопед прикрепляет на доску картинки с изображением сказочных героев, под каждой картинкой ее название с пропущенным звуком. Ребенок должен узнать какой звук отсутствует.

Логопед: Назовите этих сказочных героев?

Дети: Буратино, Красная шапочка, Крокодил Гена

Логопед: А как вы думаете, что случилось с нашими героями?

Логопед: Они рыдают потому, что Дракон забрал у них один звук. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте угадать, кто это? Там плачут Бу. атино, , К. асная шапочка , К. окодил Гена, Какой звук забрал у них Дракон?

Логопед : А, как вы думаете, для чего понадобилось звук [р] дракону?

Логопед: Чтобы еще больше рычать и быть более сердитым. Скажем ему добрые и ласковые слова, чтобы он вернул им звук [р]. Я буду называть слова, а вы будете называть их ласково?

У дракона не гора, а …

Логопед: У дракона не рот, а

Логопед: Дракон не друг, а …

Логопед: Дракон живет не в гору, а …

Логопед: Каким стал Дракон?

Дети: Хорошим, добрым.

Логопед: Дракон вернул нашим героям звук [р].

Логопед: С кем он подружился?

Дети : Буратино, Крокодил Гена

Логопед: Он стал их .

Логопед: Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу: «Дружба и братство дороже богатства». Как вы понимаете эту пословицу?

Логопед: Эта пословица говорит о том, что никакое богатство не заменит настоящей человеческой дружбы.

Дети несколько раз повторяют пословицу.

11. Буквенный анализ и синтез слова «радуга»

Выставляется слово «радуга», без буквы р.

Логопед: «Куда же мне идти дальше?» — спросил звук [р] у Дракона. «Я покажу тебе волшебную дорогу, — сказал Дракон, — если отгадаешь мою загадку: “Разноцветное коромысло над рекой повисло”».

Логопед: В слове радуга звук пропала буква р. У нашего звука [р] есть своя буква , большая и маленькая. А на, что похожа буква р?

— Звук [р], посмотри — вот это твоя буква.

Букву р писать несложно.

Справа к палке осторожно

Подрисуем мы кружок —

И получится флажок.

Возьмите крупу и напишите букву р, сначала указательным пальцем, а потом мизинцем.

Логопед: По волшебной дороге-радуге друзья ушли в свои сказки, а звук [р] — в садик.

Предлагается детям изобразить букву р с помощью пальчиков и соответствующих поз. Затем подставляется недостающая буква в слове радуга

VІ. Итог занятия

Логопед: Вот и пришел звук [р] в детский сад. Понравилось вам путешествие звука [р]? Чем понравилось путешествие звука [р]? Какие трудности возникали перед звуком [р]? С какими друзьями подружился звук [р]?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интересное индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш в речи.

Этап: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.Тема: «Путешествие в заколдованный лес».Цель: Учить детей правильно произносить звук [ш] на материале слогов, слов, предл.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики.

Автоматизация звука “Л” в слогах, словах и предложениях.

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»для детей под.

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе по автоматизации звука [Р] «Путешествие в цирк»

Любовь Шурыгина
Конспект фронтального занятия в подготовительной группе по автоматизации звука [Р] «Путешествие в цирк»

Цель: автоматизация звука [ р] в словах и предложениях.

Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах и предложениях.

Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику.

Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух, навыки звукового и слогового анализа и синтеза.

Пополнить словарь словами-названиями цирковых профессий: клоун, дрессировщик, акробат, силач, фокусник, жонглёр и др.

Совершенствовать лексико-грамматические категории: образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Развивать логическое мышление посредством разгадывания загадок.

Оборудование: пуговицы, компьютер, презентация по теме занятия, схема и картинки для характеристики звука, картинки с изображением артистов цирка, крупное изображение жонглёра, нарисованные мячи с буквами, разрезная картинка с изображением клоуна,

Ход занятия:

I. Организационный момент

Я хочу начать наше занятие с пожелания. Вот послушайте.

Говорите всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорите,

И, конечно, не спешите!

Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?

Сядет тот, чье имя начинается на согласный, твердый,звонкий. А сейчас тот, чье имя начинается на гласный звук.

II. Прослушивание образца правильной речи

Послушайте стихотворение-загадку и попытайтесь отгадать, о чём идёт речь.

Это сказочный сверкающий шатёр.

Это кольцами играющий жонглёр,

Это пестрые летящие мячи,

Это гнущие подковы силачи.

Это лошади, танцующие вальс.

Это клоун, рассмешить сумевший нас,

Это смелые под куполом прыжки,

Это громкие и звонкие хлопки.

Задание к тексту:

1. О чем говорится в тексте?

2. Послушайте стихотворение ещё раз и положите перед собой столько пуговиц, сколько слов со звуком [р] услышите.

III Объявление темы занятия

Наверно вы уже поняли, над произношением какого звука мы сегодня будем работать на занятии?

Вы были когда-нибудь в цирке или видели цирковое представление по телевизору?

Сегодня на занятии мы отправимся в цирк. Посмотрим цирковое представление, вспомним названия цирковых артистов, но при этом постоянно будем следить за правильным и чётким произношением звука [р].

В цирке зрители испытывают много эмоций. Они смеются, удивляются, иногда грустят и даже сердятся, но чаще всего зрители радуются.

В цирк мы поедем на машине.

Гараж двери открывает и машинка выезжает

Улыбается машинка,у неё помыта спинка

Это сытая машина -баки полные бензина.

Посмотрите-ка машина похудела без бензина.

У машины есть труба-очень длинная она.

Вот широкая дорога-здесь машин проедет много.

Это узкая дорожка-здесь машин совсем немножко.

Мотор как сердце у машинки, гудит-поедешь без заминки.

Все колеса закрутились по дорожке покатились

Каменистый путь не прост,не жалей -ка ты колес

Начал дождь в окно стучать-время дворники включать.

В горку только поднялись-и скорей помчались вниз.

Мостик выгнулся дугой-проезжаем над рекой.

Пусть машинка отдохнет-нас лошадка повезет.

На дороге грязь и каша-не буксуй машинка наша.

На дороге вновь преграда-подталкнуть машинку надо.

Не заводится мотор-почини его шофер.

Нужно нам капот открыть -и машинку починить.

Щетки тут взялись за дело и машинка заблестела.

Кисточкой машинку красим-будет всех она прекрасней.

Поработаем насосом-подкачаем все колеса.

Радостно мотор шумит -к цирку путь теперь лежит.

IV. Автоматизация звука [р] изолировано.

Логопед:Как шумит наш мотор?

V. Автоматизация звука [р] в словах.

Развитие словаря и фонематического слуха.

Вот мы и в цирке

Я хочу предложить вам вспомнить, а может быть и познакомиться с цирковыми профессиями. Рассмотрите картинки с изображением артистов цирка. Отгадайте, о каком артисте идёт речь.

– Подковы гнут, как калачи цирковые (силачи).

– Мячи искусно ловит актёр – этот циркач зовётся (жонглёр).

– Фокусы покажет, чудо сотворит цирковой волшебник – это (фокусник)

– Трюки показать нам рад, кто же это (акробат)

– Так его комичен вид – даже плаксу рассмешит!

Нос огромный нарисован, ну, конечно, это (клоун)

Назовите цирковых артистов ещё раз.

А теперь выберите из этих картинок только те, в названии которых есть звук [р].

Развитие фонематического слуха

Представление продолжается и на арену цирка приглашается следующий артист. Сложите разрезную картинку и узнаете кто сейчас будет выступать.

На арену цирка вышел клоун Том со своим другом клоуном Тимом. Том в синем костюме, а Тим -в зеленом. Нужно определить чьи это картинки. Если звук р твердый -отдаем картинку Тому, а если звук р мягкий-отдаем картинку Тиму.

Слоговой анализ слов

Следующий на арену выходит жонглер.

Мы с вами, как настоящие жонглёры, будем бросать друг другу мяч, и произносить слова на заданый слог.

Ра- ракушка, ро-рот,ру-рука,ры-рыбаи т. д.

Развитие звуко-буквенного анализа

– Жонглировать мячами очень трудно. Давайте поможем жонглёру. Он будет подбрасывать мячи, а мы будем составлять схемы слов со звуком [р] из магнитов.

Работа с компьютерной презентацией

– А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный лев. Он будут прыгать с тумбы на тумбу. Если звук [р] слышится в начале слова, хищник должен прыгать на первую тумбу, если в середине – на тумбу посередине, а если в конце слова – на третью тумбу.

Ребёнок называет картинку, определяет место звука в слове а лев на экране перепрыгивает на нужную тумбу.

Развитие навыков словообразования

Послушайте стихотворение и отгадайте, кто сейчас будет выступать на арене цирка.

Он сделал важное лицо,

Потом платком накрыл кольцо,

Потом взмахнул платком

И вот цыплёнок на столе!

Потом в ладони бил фонтан,

Потом он воду лил в карман,

Потом в кармане у него

Не оказалось ничего!

Он будет показывать нам фокусы, а мы будем ему помогать. Будем предметы превращать в маленькие и в огромные.

Рот – ротик -ротище

Топор – топорик -топорище

VIII. Автоматизация звука [р] в предложениях.

А сейчас я объявляю парад –алле чистоговорок. Я приглашаю на арену всех артистов. Каждый из вас покажет своё умение правильно и чётко произносить звук [р] в чистоговорках.

X. Итог занятия

Вот и закончилось цирковое представление. Пора возвращаться домой.

Радостно мотор шумит -к дому путь теперь лежит.

Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?

Вам понравилось представление?

Что было особенно трудно на занятии?

Что было интересно на занятии?

Выступление каких артистов вам понравилось больше всего?

XI. Домашнее задание

Раскрасить картинку в соответствии с заданием: участки картинки под цифрой 2 – синим цветом, 4 – жёлтым, а 6 – красным. В названии какого цвета есть звук [р]?

XII. Оценка работы детей на занятии

Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях. Путешествие в цирк» Цель: формирование знаний о звуке [Р], подготовка к обучению грамоте. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: – формировать представления.

Конспект фронтального занятия по произношению и автоматизации звука [Р] План конспект фронтального занятия по произношению Тема: Звук р. Цель: Автоматизация звука р в слогах и словах. Задачи: 1. Автоматизация.

Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звука [Ш] в словах «Веселое путешествие». Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Веселое путешествие”. Таран Ольга Владимировна.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С’] «Путешествие по волнам» Конспект индивидуального занятия автоматизация звука «Сь» Путешествие «По волнам» Цель: закрепить четкое произношение звука [с’] в слогах,.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] в словах «Путешествие в рычащий зоопарк» для детей с ОНР Белова Ольга Николаевна Учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Цирк! Цирк! Цирк!» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 23 «Улыбка» города Дубны Московской области Интегрированное занятие.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] «Путешествие на планету Шелезяка» ТЕМА: «Путешествие на планету ШЕЛЕЗЯКА» ЦЕЛЬ: 1. Автоматизировать звук [р] во фразе. 2. Закрепить употребление предлога «под». 3. Продолжить.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в цирк» Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в цирк». Воспитатель МКДОУ Первотроицкий детский сад Лаптева Вера Викторовна.

Конспект открытого занятия по автоматизации звука [Л] «Путешествие с Лунтиком» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Сказка» Конспект открытого занятия по автоматизации звука.

Конспект открытого фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие за сокровищами» Конспект открытого фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами» подготовила учитель-логопед.

Конспекты логопедических занятий.

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе на тему “Автоматизация звука Р”.

Зибер О.Н., учитель-логопед.

Цель: Закрепление звука Р в слогах, словах, предложениях.

  1. Коррекционно-образовательные:


    • закреплять навык пользования правильным звуком;
    • вырабатывать навык контроля над собственной речью;
    • формировать и расширять словарный запас;
    • учить грамматически правильно оформлять предложения;
    • формировать навык словообразования и словоизменения;
    • формировать навык употребления Р.п. ед. числа;
    • привлекать внимание к родовой принадлежности предметов.


  1. коррекционно-развивающие:


    • развивать мелкую и артикуляционную моторику;
    • развивать слуховое внимание, память, наблюдательность;
    • развивать фонематический слух и восприятие;
    • развивать память, мыслительную деятельность.


  1. Коррекционно-воспитательные:


    • воспитывать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
    • воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;
    • воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

  • наборное полотно;
  • набор картинок для введения в тему (рак, ручка, ракета, рыба, ведро, арбуз, горох);
  • карточка-лабиринт;
  • картинки для работы на наборном полотне (тетрадь, рак, кормушка, кружки, барабан, кран, повар, расческа);
  • карточка с картинками для упражнения “Половинки”;
  • карточка с картинками для игры “Мой, моя, моё”: румяна, рукав, ручка, рубашка, руки, ружье, рубанок, рубин, ручей;
  • 2 сюжетные картинки для игры “Слова разбежались”.

Логопед: Вспомним главное правило:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Повторение темы прошлого занятия.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, какой звук изучали на прошлом занятии.

Сообщение темы занятия.

Логопед показывает и называет ряд картинок, а ребенок должен услышать и назвать, какой звук повторяется во всех словах (рак, ручка, ракета, рыба, ведро, арбуз, горох)

Сегодня мы будем выполнять различные задания и следить за правильным произношениям звука Р.

  • Упражнения по развитию произношения и автоматизации звука Р.

    1. Автоматизация звука в словах, словосочетаниях, предложениях:

    • проговаривание названий картинок, выставленных на наборном полотне (картинки: барабан, кран, повар, кружки, рак, кормушка, тетрадь, расческа). Логопед предлагает ребенку назвать картинки, стоящие на наборном полотне. Звук Р в словах произносится утрированно.
    • определение места звука в названиях картинок (на наборном полотне). Логопед просит ребенка указать картинку, в названии которой звук Р стоит в конце слова (в начале, в середине) и произнести само слово.
    • автоматизация звука в словах.

    Упражнение “Половинки” (договаривание слов)

    Логопед загадывает слово и называет его половинку (начало). Ребенок должен добавить недостающую часть слова и проговорить его целиком. Образец: го. — ры , горы;

    Перед ребенком находится карточка с картинками, которые помогают ребенку справиться с заданием.


      • Составление предложений со словами кран, повар, расческа с использованием глагольной лексики. Ребенку предлагаются три картинки. Ответ требуется дать полным предложением.

    Образец. Кран что делает? Кран поднимает грузы.

    Тихо, тихо, как во сне,

    Падает на землю снег. (Медленно приседают)

    С неба всё скользят пушинки –

    Серебристые снежинки (Встают)

    Кружатся над головою

    Каруселью снеговою. (Кружатся)

  • Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны

    1. Образование Р. п. существительных;

    Игра “Чего не стало?”

    В ходе игры ребенку предлагается закрывать и открывать глазки. Таким образом, параллельно проводится гимнастика для глаз, не требуя отдельного времени.

    На наборном полотне выставлены картинки: барабан, кран, повар, кружки, рак, кормушка, тетрадь, расческа. Логопед убирает сначала одну картинку, а потом усложняет задание, убирая две картинки. Ребенок должен ответить, кого или чего не стало, полным предложением (“Не стало тетради и рака”)

    Родовая принадлежность существительных;

    Закрепление навыка правильного использования в речи слов “мои”,

    Упражнение “Мой, моя, моё”

    На столе – карточка с картинками: румяна, рукав, ручка, рубашка, руки, ружье, рубанок, рубин, ручей. Логопед просит показать и назвать предмет, про который можно сказать “мой” (“моя”, “моё”). Если ребенок затрудняется, следует дать образец речи: “мой рубанок. ” Предшествующая словарная работа со словами “рубин”, “рубанок”.

  • Составление предложения из данных слов.
  • Игра “Слова разбежались”

    Логопед выставляет на наборном полотне две сюжетные картинки. Ребенку предлагается рассмотреть их. Затем он должен прослушать слова и составить предложения из данных слов с опорой на картинки: кормушка, дети, мастерить дерево, на, вешать корм, в, кормушка, насыпать воробей, угощение, рад дети, птицах, заботиться, о Со словом “ мастерить” проводилась предшествующая словарная работа.


      Итог занятия и оценка работы ребенка.

    Какой звук мы повторяли? (требуется полный ответ)

    Какие слова тебе запомнились?

    Какая игра тебе понравилась?

    В какой ещё игре мы встречали сегодня слово “кормушка”?

    А ты вешаешь зимой кормушки птицам?

    Следить постоянно за произношением звука Р в спонтанной речи и при чтении.

    Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы. Тема: Звук и буква Р.

    Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы.

    Интеграция: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация

    Тема: Звук и буква Р.

    Цель: Автоматизация звука [Р], знакомство с буквой Р.

    Коррекционно-образовательная задача:

    1. Закрепление навыка произношения звука [Р ]
    2. Выделение звука [Р] из слогов, слов.
    3. Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленного звука

    Просмотр содержимого документа
    «открытое занятие 2015»

    Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы. Тема: Звук и буква Р.

    Подготовила: учитель-логопед Никонюк Светлана Анатольевна.

    Цель: Автоматизация звука [Р] , знакомство с буквой Р.

    Закрепление навыка произношения звука [Р ]

    Выделение звука [Р] из слогов, слов.

    Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленного звука

    Развитие фонематического восприятия

    Развитие навыков слогового и фонематического анализа и синтеза

    Развитие психических процессов: память, мышление, воображение.

    Развитие слухового восприятия и внимания

    Развитие мелкой моторики рук, тактильного гнозиса

    Формирование графомоторных навыков

    Формирование самостоятельности, доброжелательности

    Развитие навыков сотрудничества

    Формирование эмоционально-положительного настроя на работу.

    Материалы и оборудование:

    Предметные картинки (Буратино, Петрушка, Чебурашка и крокодил Гена, радуга, ракета, карандаш, барабан, рубашка, арбузы, гитара, муравей, радио, баранка, сорока, коробка, рубанок), звуковые линейки на каждого ребёнка, фишки – символы звуков, ноутбук, флешкарта, видеоролик ” Кенгуру”// Овчинникова Т.С., Макаренко И.В., Федорович Л.А

    Интеграция: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация.

    Каждый день всегда, везде –

    На занятиях, в игре –

    Громко, четко говорим,

    Никогда мы не спешим,

    Что учили на занятиях!

    Говорим всегда красиво, ясно и неторопливо!

    Логопед берет книгу :

    Л. – Ребята, я хочу вам прочитать новую сказку. (читает)

    В некотором царстве, в сказочном государстве жили были Бу-атино, Пет-ушка, Чебу-ашка, к-окодил Гена. ..

    – Р., в этой сказке случилась беда , может вы догадались какая? ( Пропал звук Р)

    ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Р

    – А у нас есть буква, которая обозначает этот звук на письме. Это буква Р. На что похожа буква Р?

    Буква Р большой топор, им рубил дрова Егор.

    Как запомнить букву Р?
    Каждый может, например,
    Руку на бочок поставить
    И друг другу Р представить.

    – Изобразите букву Р при помощи пальчиков.

    – Какой звук обозначает эта буква? (Р)

    Раз. два , повернись и в животных превратись! Прорычите звук Р как сердитый тигр. А теперь изобразите, как ласковая кошечка мурлычет. (Мурррр). А как дятел по дереву стучит? (ТРРРРР) А как ворона каркает?( Каррррр)

    ФОНЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Р

    – Что вы можете сказать об этом звуке – он какой гласный или согласный? Почему вы так решили?(Язык поднят вверх чашечкой, боковые края языка прижаты к зубам, сильная струя воздуха вызывает вибрацию языка.” В каком домике живет этот звук?(Синем)

    – Давайте определим бывает ли звук Р мягким и твердым. (Слова-картинки разделить на две группы) Как мы это обозначим на карточке? ( Зеленым треугольником)

    – А на каком этаже синего домика мы поселим букву Р (На втором, т.к звук звонкий – горло “поет”)

    Из книги выпадает конверт.

    – Ой, ребята, здесь письмо!

    Нам, ребята, помогите!

    Звуки в имя нам верните!

    Дружно пирамиду собирайте,

    Все задания выполняйте!

    ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С БУКВОЙ Р

    1. Вот вам первое задание, чтоб поставить основание :

    Слоги с буквой Р читайте

    ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА Р В СЛОГАХ. СЛОВАХ

    2. Ставьте новое кольцо , вот задание еще.

    Игра: ” Доскажи словечко в чистоговорки.”

    РА! РА! РА!РА! РА! РА! – начинается (игра)

    РО! РО! РО!РО! РО! РО! – у Мальвины друг (Пьеро)

    РО! РО! РО!РО! РО! РО! – потерял павлин … (перо)

    РЫ! РЫ! РЫ!РЫ! РЫ! РЫ! – надуваем мы … (шары)

    РУ! РУ! РУ!РУ! РУ! РУ! – скачет с сумкой … (кенгуру)

    ЛОГОРИТМИКА. РАСПЕВКА “КЕНГУРУ”

    – Точно, точно кенгуру! Песню спойте вы ему!

    ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА Р В СТИХАХ, СКОРОГОВОРКАХ

    3. А теперь скороговарка про Романа и Егорку.

    Знает Рома и Егор

    Несмотря на красоту

    Не годится он в еду.

    – Для зеленого кольца – нужен танец без конца.

    5. Вы задорные ребятки, отгадайте-ка загадки!

    Шалуна и хвастунишку

    Знают все без исключений.

    Он любитель приключений.

    Но в беде не унывает.

    И синьора Карабаса

    Обхитрить сумел не раз он.

    Артемон, Пьеро, Мальвина

    Неразлучны с . (Буратино)

    В ярко-красном колпаке,

    Он с бубенчиком в руке

    А зовут её . ( Петрушка)

    Этот милый, странный душка
    Безымянною игрушкой
    Был когда – то в магазине,
    Ты меня, малыш, послушай,
    У него большие уши,
    Он коричневого цвета,
    Его любят все на свете,
    Знает каждая дворняжка
    Друга Гены – . (ЧЕБУРАШКУ)

    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

    6. Найди лишнее словечко и ставь новое колечко. ИГРА: “Четвертый лишний”.

    СЫР, КАПУСТА, ПОМИДОР, САМОВАР

    УТКА, КОМАР, РОТ, ЗУБР

    ШАР, РУЧКА. КОНФЕРА, РУБАШКА

    РЫБА, РОЗА, РОМАШКА, СЛОН

    ТЕТРАДЬ, МОРОЖЕННОЕ, ПЕТУХ, ГРУША

    СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

    7.– Пирамида почти готова. Давайте расскажем, кто собирает пирамиду?

    Я собираю пирамиду.

    Ты собираешь пирамиду.

    Он (она, оно) собирает пирамиду.

    Мы собираем пирамиду.

    Вы собираете пирамиду.

    Они собирают пирамиду.

    Буратино потянулся,
    Раз – нагнулся,
    Два – нагнулся,
    Три – нагнулся.
    Руки в стороны развел,
    Ключик видно не нашел.
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать.

    – Ребята, послушайте загадку и скажите на что похожа наша пирамида?

    Разноцветные ворота
    На лугу построил кто-то.
    Постарался мастер тот,
    Взял он красок для ворот
    Не одну, не две, не три –
    Целых семь, ты посмотри.
    Как ворота эти звать? (Радуга)

    ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВА РАДУГА.

    Игра: “Раскидай слово на звуки.” Сколько звуков в слове РАДУГА? Сколько слогов в слове РАДУГА? Сколько гласных в слове РАДУГА. Сколько согласных в слове РАДУГА?

    – Ребята. выложите слова РАДУГА из букв разрезной азбуки.

    – Выполним схему слова РАДУГА.

    – А теперь , чтобы звук Р навсегда вернулся к жителям сказочного города, назовите слова со звуком Р. Не забудьте и жителей сказочного города!

    Вот ребята, например, вам слова со звуком «Р»:

    Вар, ворота, пароход, порох, город, парта, рот,

    Рыба, дерево, узоры, репа, редька, вёдра, круг,

    Торт, народ, дорога, друг…

    Ну-ка, дайте свой пример разных слов со звуком «Р».

    – Давайте завершим пирамиду верхушкой и подведем итог нашего занятия.

    – С каким звуком мы сегодня познакомились?

    – Что вы запомнили об этом звуке?

    -Жители сказочного города благодарят вас за помощь, и Буратино дарит вам медали за хорошую работу. А мы соберем для них радужную дорогу в виде буквы Р. по которой Буратино, Петрушка, Чебурашка и Крокодил Гена вернутся в свой город. ( Дети при помощи скрепок собирают букву Р из прямоугольника и изображения радуги )

    Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукорпоизношения. – М.: Гном, 2001.

    Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 2001.

    Ссылка на основную публикацию