Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия логопеда с другими специалистами системы образования.
консультация по логопедии на тему
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и задания. Интеграция помогает сократить количество занятий, снизить объем учебной нагрузки на каждого ребенка, освободить время для прогулок и свободной деятельности, способствуя укреплению психического и физического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrativnye_formy_raboty_logopedpa.docx | 118.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия логопеда с другими специалистами системы образования .
учитель-логопед: Ковалева Н.В.
Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия логопеда с другими специалистами системы образования.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и задания. Интеграция помогает сократить количество занятий, снизить объем учебной нагрузки на каждого ребенка, освободить время для прогулок и свободной деятельности, способствуя укреплению психического и физического здоровья детей.
Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью материала. При этом занятие сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры.
Детям-логопатам необходима частая смена, чередование действий. Такой ребенок не может долго сосредоточится на одном виде деятельности. Интегрированные занятия более результативны, так как у учащихся отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые реализуются на занятиях, развиваются положительные качества личности.
На интегрированном занятии оказывается возможным решить и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей. Проведение интегрированных занятий требует, серьезной подготовки всего педагогического коллектива. Только в этом случае – в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых – у ребенка развиваются воображение, произвольность, потребность активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие. Залогом успеха работы являются: систематичность, планомерность, согласованность.
По оценке специалистов, интегрированные занятия приносят, несомненно, пользу. У детей расширяется объем умений и навыков, внимание становится более концентрированным. Кроме того, смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей.
Кроме основных образовательных, коррекционных и воспитательных задач на интегрированных занятиях становится возможным в полной мере решать и здоровьесберегающие задачи:
- Предотвращение перегрузки детей путем переключения их на разные виды деятельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка, организация релаксации на занятии.
- Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала детьми, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.
- Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушения зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики.
- Учет стиля общения с детьми: личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку.
Интегрированные занятия в практике логопедической работы возможны двух типов
- Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед – физкультурный работник). Реализует следующие задачи:
- Координация деятельности всех специалистов системы психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, учителей, воспитателей) по созданию оптимальных условий для нормального развития ребенка.
- Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях образовательного учреждения.
- Систематизация имеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками.
- Объединение представителей разных специальностей в решении вопросов создания особой культуры психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса.
- Использование логопедом методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музработника и др.
- Основная задача второго типа интеграции – повышение эффективности логопедического процесса.
Модели интеграции могут быть следующие:
1. Тематическая модель, при которой за основу деятельности взята единая (лексическая) тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы. Целью интеграции является создание единой целенаправленной системы работы, направленной на решение поставленных задач.
2. Проблемная модель, основывается на том, что педагоги выявляют наиболее актуальную для данного периода обучения проблему развития группы детей и совместного разрабатывают систему мероприятий для ее преодоления.
Возможные модели совместной работы разных специалистов.
Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.
Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:
- несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;
- нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;
- речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.
Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:
- Развитие звуковой стороны речи.
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
- Формирование связной речи.
- Формирование полноценных учебных умений и навыков.
Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:
- Развитие и коррекция высших психических функций.
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания. Учитывает разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.
Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.
Логопед – музыкальный работник
При организации комплексной коррекционной работы с ребенком, имеющим общее недоразвитие речи необходимо придерживаться принцип «разносторонности усилий», в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе логопеда и музыкального руководителя. Особенно перспективным в данном вопросе также является интегрированный подход, позволяющий расширить зону воздействия на ребенка с речевой патологией. Наиболее ярко такое взаимодействие отражается в логопедической ритмике.
Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:
- Развитие лицевой и артикуляционной моторики.
- Развитие звуковой стороны речи.
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
- Развитие просодической стороны речи.
- Формирование связной речи.
Работа музыкального руководителя в условиях интеграции может решать следующие задачи:
- Развитие и коррекция темпо-ритмической организации речи.
- Формирование правильного дыхания.
- Развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность.
- Формирование навыка осознанного восприятия пространства.
Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музыцирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.). На интегрированных занятиях музыкального
руководителя и логопеда дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Игра на шумовых инструментах, кроме развития чувства ритма, позволяет развить внимание и память, координацию движений, мелкую моторику.
Так как занятия интегрированные, то их продолжительность, по сравнению с обычными, может быть несколько увеличена, без ущерба для здоровья детей, что также способствует более полному решению многих коррекционно- образовательных задач.
На занятиях, используя элементы логоритмики, музыкальный работник может решить такие специальные (логопедические) задачи:
- Развитие пассивного словаря, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.
- Формирование чувства темпа.
- Развитие мышечного ощущения направления движения.
- Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.
- Развитие ощущения ритмического стиля – чувства акцента, чередующихся ударений.
- Формирование навыка осознанного восприятия пространства.
- Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.
- Развитие ориентации в ритмических структурах, соизмерение и различение по их длительности.
- Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.
Таким образом, на интегрированных занятиях логопеда и музыкального руководителя осуществляется развитие и коррекция речевой функциональной системы, слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии.
Логопед – физкультурный работник
Занятия по физкультуре – одни из любимых занятий детей. В связи с этим они, как правило, проходят на высоком эмоциональном подъеме, а это способствует более эффективному достижению образовательных задач.
Работа физкультурного работника в рамках интеграции может заключаться в следующем:
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие пространственных ориентировок.
- Координации и ритмизации движений.
- Снятие мышечного напряжения.
Работа логопеда в рамках интеграции ставит перед собой такие задачи:
- Учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию.
- Развивать понимание и использование предложно-падежных конструкций (перепрыгнуть через, спрятаться за, бросить из-за…).
- Развивать семантическую сторону речи: расширение синонимических и антонимических рядов на материале прилагательных, глаголов, наречий (бежать – семенить – нестись…; высоко – низко, далеко – близко, широкий – узкий и др.)
Наиболее тесно логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В логопедических группах взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей.
Работа воспитателя в рамках интеграции может заключаться в следующем:
- Обогащение знаний и представлений об окружающем мире.
- Формирование и развитие словарного запаса.
- Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи.
- Формирование познавательного интереса, любознательности.
- Развитие связной речи.
- Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти.
- Формирование учебных знаний, умений и навыков.
Работа логопеда в рамках интеграции решает следующие задачи:
- Развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателей.
- развитие грамматических категорий посредством решения математических задач;
- развитие связной речи на материале занятий по изодеятельности путем составления рассказов о выполненной (предстоящей) работе;
В качестве интегративных занятий могут проводиться занятия по ИЗО, математике, развитию речи и окружающему миру. Самым удобным для интеграции являются занятия по развитию речи, т.к. здесь задачи логопеда и воспитателя перекликаются наиболее полно.
Родители дошкольников могут стать полноправными участниками интегрированных занятий, участвуя в их подготовке и художественном оформлении, подключаясь к работе на разных этапах занятия.
Актуальность коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста
Ламуева Людмила Николаевна
Актуальность коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими. Согласно ФГ Т коррекция речевого развития одно из стандартов нового поколения.
Практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушение его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении организован логопедический пункт.
Цель деятельности логопедического пункта: раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
– осуществление диагностики речевого развития детей
– определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально личностных особенностей детей;
– организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
– распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.
– Коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности);
– оказание консультативной помощи педагогам и родителям;
– организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;
– организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии с требованиями к его оснащению;
– сбор информации о деятельности логопедического пункта и её анализ.
Принципы логопедической работы
Под принципами логопедической работы подразумеваются исходные положения, определяющие совместную работу логопеда и ребенка при коррекции речи.
Мы используем специальные логопедические принципы
-этиологические принципы, которые являются причинами появления различных нарушений. Это внутренние, внешние, биологические и социально-психологические факторы.
При различных нарушениях речи предполагается работать в сотрудничестве с медицинскими работниками. Это может быть медикаментозное, психотерапевтическое и другое воздействие. Например: неправильный прикус предрасполагает к различным нарушениям произношения и здесь дополнительно нужна помощь ортодонта; если ребенок растет в неблагоприятных условиях, у него существует недостаток в общении, т. е. затронут социальный фактор, в результате этого могут возникнуть различные виды речевого нарушения – от дислалии до заикания. Этиология подразделяет учет не только причины речевых нарушений, но и их механизмов, поэтому при одних и тех же симптомах возможны различные механизмы нарушений. Например: нарушения звукопроизношения могут возникать вследствие неправильной артикуляции или недоразвитости слуха. Работа по устранению недостатков речи должна вестись с учетом ведущего нарушения.
Принцип систематичности учитывает структуры различных дефектов, определяет ведущее нарушение и соотносит первичные и вторичные дефекты. Речь это сложный психический процесс, поэтому даже при нарушении отдельных ее звеньев, как правило, нарушается вся речевая деятельность в целом. Это и определяет системный подход при устранении речевых расстройств.
Принцип дифференцированного подхода осуществляется с учетом этиологии нарушения, симптоматики, структуры речевых дефектов, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В процесс логопедической работы важно учитывать уровень развития речи, особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности.
Принцип поэтапности представляет собой сложный процесс логопедического воздействия, т. е. исправление недостатков происходит в несколько этапов. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления. Происходит постепенный переход от одного этапа к следующему – от более простого к более сложному.
Онтогенетический принцип, т. е мы должны учитывать развитие речи в онтогенезе, от простого к сложному. Исправлять звуки в речи ребенка нужно в той же последовательности, в какой они появились в процессе его развития.
Принцип естественного речевого общения предполагает различные ситуации, в которых оказывается ребенок. Окружение ребенка должно быть информировано о виде дефекта, о задачах, методах работы и тесно взаимодействовать с логопедом.
Согласно положению о логопедическом пункте для коррекции речи на логопункт зачисляются дети в возрасте от 5-7 лет с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) и фонетико- фонематическом недоразвитием речи (ФФНР) а также ОНР. По данным начального логопедического обследования 80% детей имеют нарушения всех компонентов речи.
Деятельность логопункта предлагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.
Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.
Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из двух детей со сложными по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап автоматизации его в слогах, словах, фразах, предложениях. Продолжительность постановки звука зависит от сложности нарушения.
По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т. е. логопедом и воспитателем отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.
Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от рациональной организации логопедической работы, грамотного оформления и ведения документации.
С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителем – логопедом оформляются следующие документы:
1. Карта логопедического обследования детей – в ней обязательно отражаются сведения о ребенке, результаты обследования;
2. Перспективный план фронтальной работы по развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи у детей старшей и подготовительной групп;
3. Индивидуальные тетради детей;
4. Журнал посещения ребенком логопедических занятий;
5. Диагностическая карта обследования речи детей подготовительной группы;
6. Паспорт кабинета;
7. Портфолио педагога.
Развитие речи, закрепление поставленных звуков предполагает активное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей. Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь взрослых, которая должна быть значимой, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Начиная работу с родителями, я объясняю им, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым, оно должно быть систематизированным. Если родители не выполняют данных мной рекомендаций, то нарушается целостность педагогического процесса, вследствие чего страдает ребенок. При взаимодействии с родителями мы пытаемся объединить усилия для успешного речевого развития каждого воспитанника подгруппы, сформировать у них желание помогать своему ребенку общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша.
Из всего вышесказанного, видно, что углубленная коррекционная логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с использованием игровых методов и приемов, при содействии родителей и воспитателей очень актуальна и позволяет повысить уровень речевого развития детей и качество подготовки их к школе.
И хочу закончить словами Е. И. Тихеевой:
«Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества».
Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.
Проблема нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным.
Интеграция различных видов деятельности на логопедических занятиях
Интеграция – объединение в целое каких либо частей.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях создаются модели коррекционно-развивающей деятельности, которые представляют собой целостную систему.
Цель этой системы состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.
Содержание коррекционно-развивающего обучения в логопедической работе строится с учетом ведущих линий речевой деятельности – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития:
- Кукло- и сказкотерапия
- Психогимнастика
- Кинезотерапия (лечение движением)
- Гимнастика (в том числе артикуляционная, пальчиковая и дыхательная)
- Логопедическая ритмика
- Точечный и сегментарный массаж
- Релаксация
- Физио-, фито-, ионо- и аромотерапия и т.д.
Таким образом, все специалисты дошкольного образовательного учреждения задействуются в осуществлении процесса коррекции и развития детей.
Понятие “интеграция” появилось в Российской педагогике в 80-х г.г. прошлого столетия, это изначальное единство предметности и межпредметности. Естественно, что процесс интеграции охватил и коррекционную педагогику.
Интегрированный курс – это та же учебная дисциплина, но составленная из содержательных фрагментов разных предметов, а также дополнительного содержания, ранее не входившего в коррекционно-образовательный процесс.
Интегрированные курсы должны легко вписываться в предметную систему обучения и должны не нарушать традиционного характера деятельности учителя-логопеда, который реализует коррекционную работу и включает несколько интегрированных курсов, что не только расширяет его предметную область, но и сближает её с другими дисциплинами.
Интеграция на современном этапе соединяет в себе понятие комплексности, предметности в организации коррекционно-развивающего обучения, это процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного.
При планировании педагог как бы мысленно должен просчитать интеграционные механизмы, соединить их и создать количественную модель занятия, которую можно не только изменять, но и экспериментировать с ней, добавляя интеграционные механизмы или убирая их, в зависимости от того, на какой из уровней он хотел бы вывести своё занятие на данном этапе коррекционной работы.
Определившись с дидактическим типом занятия и сформировав его желаемую количественную модель, учитель-логопед переходит к содержательному наполнению, дополняя количество качеством.
Деятельность – действия человека, направленные на удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Учитель-логопед выполняет коррекционно-развивающую деятельность с опорой на личностно-ориентированную модель. Дошкольниками реализуются следующие виды деятельности:
- Игровая (художественно-творческая)
- Речевая (речедвигательная, речеслуховая, речемыслительная)
- Учебная (познавательная, мыслительная, исследовательская, аналитическая)
- Трудовая (продуктивная, предметно-практическая)
Каждый вид деятельности имеет свои особенности и своё влияние на развитие способностей ребёнка, его физических и умственных сил, волевых и нравственных качеств.
Можно также выделить самостоятельную и совместную деятельность.
Все виды деятельности в процессе занятий взаимосвязаны.
Речевая деятельность – это полиморфная категория, один из важнейших видов деятельности, ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информации, средство самопознания, саморазвития.
Речевая деятельность проникает во все другие виды деятельности.
Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру эффективно реализуются и познавательная, и продуктивная деятельность. Игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающей действительности. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов, формирование личности ребёнка и его поведения.
Продуктивная деятельность – целесообразная деятельность человека, в непроизвольной форме способствует психологической комфортности (ребёнок видит и радуется своим результатам), разгружает речевые фобии, преодолевает речевой негативизм. В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются восприятие и осознание речи, которая приобретает практическую направленность, возникающие проблемные ситуации способствуют повышению речевой активности.
Познавательная деятельность позволяет получать знания, находить способы приобретения этих знаний и применять их на практике – в конечном итоге даёт возможность коррегировать речевые и мыслительные процессы.
Смена видов деятельности способствует активизации детей, концентрирует внимание, переключаемость, повышает мобильность психики, работоспособность, снимает усталость, предупреждает утомляемость.
Предлагаемые планы-конспекты занятий позволяют проследить интеграцию видов деятельности на логопедических занятиях.
Тема: “Игрушки”. Средняя группа для детей с ОНР. | |
Цели занятия:
| |
План занятия: | Виды деятельности: |
Введение в тему. Рассматривание игрушек. Для проведения упражнений используем ёлочные игрушки. “Пальчиковый бассейн”. Найти пальчиками и определить игрушки из Киндер-сюрпризов. Назвать свою игрушку, вспомнить и прочитать соответствующее стихотворение из цикла “Игрушки” Игра “Расставь Матрёшек по росту”. “Узнай игрушку по звуку и расскажи” Гремит погремушка, звенит колокольчик, стучит барабан, пищит резиновая игрушка и т.д. Рассмотреть любимые игрушки, рассказать из какого материала они изготовлены. Итог занятия. | Речедвигательная Познавательная |
Тема: “Временные представления”. Старшая группа для детей с ОНР. | |
Цели занятия: Обучение составлению предложений с опорой на модельное изображение. Развитие умения определять временную последовательность. Формирование простейших классификаций на основе нескольких признаков. | |
План занятия: | Виды деятельности: |
Введение в тему. Загадка о днях недели. Что за птицы пролетают?
Назвать дни недели, объяснить, почему так называют. Ответить на вопросы:
Игра “День за днём”. Дети называют дни недели по порядку, передавая по кругу игрушку – часы. Кто ошибся, выбывает из игры, победителю – приз. Что лишнее? Скажи и объясни.
Составить предложения с использованием моделей:
Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия учителя-логопеда с другими специалистами Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью материала. При этом занятие сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры. Просмотр содержимого документа |