Театрализация в работе учителя-логопеда

Театрализованные игры в коррекционной работе логопеда

У детей с речевыми нарушениями имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются театрализованные игры.
Театрализованные игры исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.
Виды драматизации:
– игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
– ролевые диалоги на основе текста;
– инсценировки произведений;
– постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
– игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного спектакля. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)

Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности:
1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Развитие артикуляторной моторики включает развитие кинестетического и кинетического орального праксиса. Постановка правильного произношения предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения.
В ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи» в качестве сюрпризного игрового момента используется перчаточная кукла лягушка Квакушка. Ребенок может надеть ее на руку, открыть, закрыть рот лягушки, потрогать язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя). Во время проведения артикуляционной гимнастики лягушка «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Ребенок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает язык, те же действия показывает на языке лягушки.
Учитывая склонность дошкольников к подражанию и игре, была изготовлена дидактическая кукла Кваки, которая используется на фронтальных занятиях и является занимательным персонажем, создает благоприятный эмоциональный фон на занятии. Это мягкая игрушка с раскрывающимся ртом. Голова Кваки сшита таким образом, что с ее тыльной стороны можно вложить руку в язык, сделанный в виде красного мешка (размер языка позволяет это сделать). Манипулируя языком лягушки, демонстрируются артикуляционные движения, уклады. Дети могут ощупывать язык, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей. Дети очень любят такую игру.
Кваки также показывает детям пальчиковую гимнастику или физкультминутку. Когда дети хорошо освоят упражнения, им предлагается самим управлять куклой.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение проводятся игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия.
Комплекс дыхательных упражнений направлен на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания, т.к. у многих детей дыхание ключичное, поверхностное. Дыхательная гимнастика выполняется в игровой форме, используя маски-шапочки, и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включаем речевой материал, который произносится на выдохе. Сначала это гласные и согласные звуки, которые произносятся изолированно. Потом сочетание этих звуков, характеризующие звукоподражания животных, птиц, людей и неживых предметов.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые фонемы от других. Развитие восприятия и дифференциации звуков речи происходит при узнавании и различении неречевых звуков, различение правильно и дефектно произнесенного звука, различение близких по звуковому составу слов, дифференциация слогов, звуков. Для достижения поставленной цели используется любой вид театра в играх: “Подари подарки”, “Собери яблоки”, “Помоги Маше” и др.
Логопедическая работа по формированию ритмической организации высказывания ведется через игры, направленные на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения, например в игре «Барабанщик».

Логопедическая работа по формированию темповой организации высказывания (устранение ускоренного или замедленного темпа речи) осуществляется путем использования инсценировок. Применение кукол-персонажей позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники осуществляют различные действия с фигурками. Для устранения замедленного темпа речи подбираются инсценировки, требующие быстрого произнесения слов.

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится в определенной последовательности:
1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение). В работу включаются следующие задания:
– Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз в играх: «Поезда», «Летят самолеты», «В лесу».
– Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при чтении чистоговорок, загадок и стихов от имени героев сказок: высоким голосом читают Лиса, Белка, Зайка, низким – Медведь, Волк, Тигр. Произнесение слов и фраз в инсценировках: «Три медведя», «Теремок», «Колобок».

Положение о тесном взаимодействии ручной моторики и орального праксиса (Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова) определяет необходимость включения в логопедическую работу упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики включает пальчиковые игры, «театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика).
Пальчиковые упражнения с использованием перчатки зайчики или пальчиковых игрушек превращают их в настоящий маленький театр. Каждый пальчик – это зайчик, имеющий свое имя. Большой пальчик малыша – Коротышка, указательный пальчик – Торопыжка, третьего зайчика зовут Тришка, четвертого (безымянный пальчик) зовут Тишка, а пятого, самого маленького (мизинчик) – Трусишка.

Просыпались зайки
Утром на лужайке
Просыпались зайки.
(Рука с зайцами кладется на стол тыльной стороной вниз.)
– Здравствуй, солнце красное!
(Поднимается большой палец.)
– Здравствуй, небо ясное!
(Поднимается указательный палец. Большой остается поднятым.)
– Здравствуй, ёлка!
(Поднимается средний палец. Большой и указательный остаются поднятыми.)
– Здравствуй, пень!
(Поднимается безымянный палец. Большой, указательный и средний остаются поднятыми.)
– Здравствуй, здравствуй,
Новый день!
(Поднимается мизинец. Все зайчики проснулись.)
(Олеся Емельянова)

Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика (биоэнергопластика), когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук. В результате развиваются естественные произвольные движения, закрепляются тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата.

Упражнения объединяются простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Ценность такой артикуляционной гимнастики состоит в том, что ее можно включать в различные подвижные игры с пением, игры–драматизации, потешки, физминутки.

У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки для изображения птиц, животных) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий. Упражнения начинаются с элементарных заданий, затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста, движения.
Психогимнастика позволяет решать следующие задачи:
– становление координации общих движений;
– развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
– воспитание чувства ритма и темпа;
– формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
– развитие физиологического и речевого дыхания;
– активизация речевых процессов через развитие тонких движений пальцев рук;
– воспитание умения работать сообща.

Развитие двигательных способностей детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическая выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации) происходит при выполнении ритмопластики, пластических этюдов, игр-имитаций. Выполнять эти упражнения удобнее с изображением, которое на небольшой тесёмке надевается на шею ребёнка. Делается это с тем, чтобы руки малыша оставались свободными, и в то же время, он имел возможность наблюдать картинку. Наличие картинки или маски помогает ребёнку легче войти в образ, смелее действовать в рамках поведения наблюдаемого персонажа, выполнять движения от его, а не от собственного лица, что психологически намного легче.
Ритмопластика позволяет улучшить психоэмоциональное состояние ребёнка, снять напряжение, связанное с сидением, активизировать творческие проявления малыша. Например:
«Мороженое»
Цели: развитие умений владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентировка в пространстве; координация движения.
Дети «превращаются в мороженое»: руки подняты вверх, все мышцы напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети постепенно расслабляют мышцы.

Игры-имитации постепенно усложняются:
– Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
– Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
– Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
– Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Осенние листочки»).
– Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Три медведя»).
– Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Колобок»).
– Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Курочка Ряба», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Обогащение словаря, совершенствование слоговой структуры слов, работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, совершенствование связных высказываний происходит во время работы над спектаклем. Работа над постановкой спектаклей способствует развитию просодической стороны речи. У детей формируется умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом. Участие детей в постановке спектакля способствует развитию пластики, координации движений.

Применение театрализованных игр всесторонне развивает ребенка:
– формирует знания об окружающем мире;
– активизирует и расширяет у детей словарный запас, совершенствует у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;
– развивает у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
– совершенствует у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;
– развивает эмоционально-волевую сферу ребенка.

Литература:
1. Артемова Л.В. «Театрализованные игры в детском саду». – М., 2006
2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
3. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией кандидата педагогических наук В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1974г.
4. «Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям», «Логопед», № 4, 2005
5. «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада», «Логопед», № 4, 2007
6. «Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы», «Логопед», № 5, 2007

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в театрализованной деятельности

Рубрика: Дошкольное образование

Дата публикации: 29.11.2017

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Антонова, Л. В. Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в театрализованной деятельности / Л. В. Антонова, Э. С. Шарафутдинова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2874/ (дата обращения: 07.01.2021).

Игра — основная деятельность ребенка, которая необходима для развития интеллекта, совершенствование речевых навыков, психических процессов и личности в целом.

У детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно, ограниченный словарный запас, недостаточно сформирован грамматический строй речи, фонематическое восприятие, речевое дыхание. Они не всегда имеют возможность самореализации и испытывают трудности в коммуникации. Им сложно избавиться от застенчивости и приобрести полезные навыки.

Инклюзивное образование предусматривает создание «безбарьерной» среды с целью самореализации детей с ОВЗ. Театрализованная деятельность является творческой основой для обучения и развития детей, т. к. ее основная цель — включение детей с речевыми патологиями в социальную среду через театральное искусство, которое помогает ребенку решить проблемы в общении, избавиться от застенчивости, проявить себя в разговорных жанрах.

Чтобы решить эти задачи и добиться желаемого результата, необходимо взаимодействие воспитателя и учителя — логопеда. Для этого мы разработали один из конспектов театрализованной деятельности для детей 4–5 лет.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе

«Путешествие в сказку»

Шарафутдинова Эльвира Станиславовна, воспитатель;

Антонова Людмила Валентиновна, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 158» г. Чебоксары

Программное содержание

Развивать выразительность речи и движения, речевую инициативу, речевую самостоятельность, коммуникативные навыки, речевой слух.

Закреплять знания о животных с помощью загадок

Формировать умение передавать образы животных и характерные черты героев сказки, используя пантомимические средства выражения.

Развивать память, логическое мышление.

Воспитывать нравственные качества.

Воспитывать умение действовать согласованно с другими участниками. Создать эмоционально-положительное настроение от результата совместной деятельности, развивать эмоции.

Предварительная работа: инсценировка потешек, песенок, чтение сказки «Рукавичка», просмотр мультфильма, рассматривание иллюстраций, игры — этюды на развитие эмоции, выразительности речи, движений, подготовка к драматизации сказки «Рукавичка» разучивание диалога животных, используя пантомимические средства выразительности;

Материалы и оборудование: Игрушка — белочка, клубок ниток, рукавичка, колокольчик, ширма, аудиозапись «В гостях у сказки», маски героев сказки «Рукавичка», проектор для показа слайдов.

Ход

Собрались все дети в круг,

Я — твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

— Я вижу, у нас гостья!

Белочка: Здравствуйте! Куда я попала? (В детский сад). Ой, как здорово! Я хочу с ребятками познакомиться. Вас так много и мне поможет волшебный клубочек всех запомнить.

Читайте также:  Методическая разработка игрового часа для детей и родителей 'Будьте здоровы!'

Игра «Назови имя» — называют имена и передают клубочек.

— Нас белочка связала волшебной нитью. А ещё у Белочки есть волшебный колокольчик, который умеет превращать!

— Колокольчик, позвени, нас в зайчат преврати! А зайчики бывают весёлые, шустрые (Показ детьми веселых зайцев)

На лесной лужайке

Кто-то заек испугал, и они спрятались за кустик и задрожали. Наверное, почуяли волка. (Показ детьми трусливых зайцев)

— Колокольчик, позвени, нас в волка преврати! А волк какой? Большой, сердитый, у него длинные лапы, он никого не боится, добычу ищет. Покажите сердитого волка.

Серый волк — зубами щёлк,

По лесу рыщет, добычу ищет!

— Колокольчик, позвени, нас в лисичек преврати! Лисички какие? Хитрые, увёртливые, быстрые, хвастливые. Покажем, какие мы лисички — хвостиком помахиваем, следы заметаем, вот так.

У лисицы острый нос,

У неё пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы

— Колокольчик, позвени, нас в медведей преврати! Мы медведи — какие мы? Большие, неуклюжие, косолапые, ходим, широко расставив лапы, головой поворачиваем, ищем, чем бы полакомиться!

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит,

Находит в дуплах мёд

И в рот к себе кладёт!

— Вы, молодцы, вот и белочке понравилось ваше превращение! И она приглашает нас дальше — ты катись, катись, клубок, в сказочный лесок! (Звучит аудиозапись «В гостях у сказки»),

— Но чтобы сказка нам открылась, отгадаем загадку:

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежка.)

Ребята, а как можно ещё назвать варежку? (Рукавичка.)

Находим рукавичку с детьми под елочкой.

— Ребята, посмотрите, рукавичка! Да, она непростая. Какие-то голоса из неё раздаются. Давайте посмотрим, кто это там? Если мы отгадаем правильно, то отгадки появятся в сказочном лесу.

При отгадывании загадок, дети животных подражают голосом, проводится игра «Изобрази голосом» и «Громко — тихо»

1. Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она (мышка).

— Как мышка тихо пищит, почуяла кошку громко запищала.

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар, и мушка (лягушка).

Много лягушек громко квакают, а теперь — тихо.

3.Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета (заяц).

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой (лиса).

5. На овчарку он похож,

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть (волк).

(голодный волк воет громко, а сытый лежит себе тихо подвывает)

6. Есть у Савки пятачок,

Два клыка и Кренделек,

Без шнурков его ботики,

А костюмчик из щетинки.

Под дубком построил дом,

Ищет носом жёлудь он (кабан).

(кабан громко произносит — тихо).

7. Кто в лесу глухом живет

Летом ест малину, мед,

А зимой сосёт он лапу (медведь)

(медведь ревет громко — тихо)

— Молодцы, хорошо справились с заданием! Правильно отгадали все загадки. Из какой сказки пришли к нам эти герои? (Ответы детей.) Правильно, из украинской народной сказки «Рукавичка». Предлагаю разыграть эту сказку!

—Колокольчик позвени и нас в сказку перенеси

Драматизация детьми сказки.

Мне очень понравилось, какие вы были артисты, молодцы! Как вы думаете, какие звери в сказке злые? Сердитые? Добрые? (ответы детей). Лезли ли звери в рукавичку без спроса?.

Нам пора прощаться с белочкой и возвращаться.

Снова за руки возьмемся,

в круг весёлый соберёмся

Мы не будем огорчаться

Что уже пора прощаться

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду. М.,2010.
  2. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками/ Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой.СПб., 2007
  3. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2008
  4. Щеткин А. В. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2008
  5. Интернет-ресурс http://www.maam.ru

Похожие статьи

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через.

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенкадетский сад № 85 г.Томска (pdf).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое.

Театрализованная деятельность и ребенок младшего.

Пришедший ребенок в детский сад, уже познавший частично окружающий мир, развивается дальше, и важно дальнейшее эффективное развитие, тренировка физических качеств, чувств, ума на каждом этапе развития ребенка.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе.

ребенок, театрализованная деятельность, детский сад, игра, кукольный театр, театр, родной язык, различный вид театра, дошкольный возраст, вид театра.

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через. ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Организация театрализованной деятельности в детском саду.

ребенок, театральный кружок, театрализованная деятельность, творческая инициатива, сторона взрослых, воспитание детей, театральная деятельность, старший дошкольный возраст, детский сад, игра.

ребенок, театрализованная деятельность, игра, детский сад.

театрализованная деятельность, ребенок, сказка, теремок, дошкольный возраст, какая сказка, театрально-игровая деятельность, развитие, упражнение. Похожие статьи.

Театрализованная деятельность как средство развития речи.

ребенок, театрализовано-игровая деятельность, речевая коммуникация, кукольный спектакль, художественная деятельность, театрализованная деятельность, родной язык, развитие ребенка, нарушение речи.

Формирование интонационно-эмоциональной выразительности.

Оплата и скидки. Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Формирование интонационно-эмоциональной выразительности речи у детей 5–6 лет через игры-драматизации в системе коррекционной работы.

Элементы театральной деятельности в работе учителя-логопеда

Разделы: Логопедия

В настоящее время, особое значение в российском образовании придаётся формированию ценностно-ориентационного подхода к развитию детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и интеграции в социуме. В результате такого подхода коррекционная работа в логопедии поднялась на качественно новый уровень. Актуальной остается проблема выявления нарушений и коррекции письменно-речевой деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Общаясь с окружающими, дети с ТНР имеют множество проблем, которые мешают воспринимать правильно окружающий мир. Эти проблемы заключаются:

  1. В отсутствии умения общаться со сверстниками и взрослыми, т.к. их не понимают, избегают, с ними не желают играть, разговаривать, смеются, дразнят.
  2. Развитие чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.
  3. В формировании барьера стыда за свою речь, страха общения с авторитетными и незнакомыми собеседниками, страха речи, который со временем может привести к снижению самооценки.
  4. В отказе от общения, уходу в себя и другим негативным переживаниям, травмирующих психику ребенка.

Как наиболее эффективный метод работы с детьми с ТНР я рассматриваю театральную деятельность. Это распространенный вид детского творчества, он близок и понятен любому ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связан с игрой – ведущим видом деятельности у старших дошкольников и младших школьников. Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления; настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Использовать элементы театральной деятельности начала на уроках с учащимися 1 класса имеющих ТРН. В классе обучалось 12 человек. Основным речевым диагнозом являлось общее недоразвитие речи II –III уровня, обусловленного дизартрией, моторной алалией, тугоухостью, фонетико-фонематическим нарушением речи. Сейчас учащиеся обучаются во 2 классе.

В начале учебного года было проведено обследование речи учащихся по следующим параметрам: звукопроизношение, звуковой анализ и синтез слов, слоговая структура слова, словарь, грамматический строй речи, графомоторные навыки, чтение, связная речь, результаты приведены в сравнительной таблице (См. в конце работы).

Проведя анализ результатов речевого обследования, мною были выбраны следующие элементы театральной деятельности для работы с учащимися:

  • театральная игра;
  • ритмопластика;
  • культура и техника речи;
  • основы театральной культуры;
  • работа над спектаклем.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи:

  • ориентировка в пространстве;
  • развитие речи, построение диалога;
  • развитие отдельных групп мышц;
  • развитие психических процессов;
  • воспитание нравственно-эстетических качеств.

Ритмопластика – комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи:

  • развитие координации движений;
  • развитие мышечной памяти и пластики;
  • развитие воображения;
  • развитие музыкальной реакции и чувства ритма.

Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи:

  • развитие речевого дыхания, артикуляции, дикции, интонации;
  • развитие связной речи, творческой фантазии;
  • учить сочинять небольшие рассказы, сказки, подбирать рифмы;
  • пополнять словарный запас;

Основы театральной культуры – знакомство учащихся с элементарными театральными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства; основы актёрского мастерства; культура зрителя).

Задачи:

  • познакомить детей с театральной терминологией, основными видами театрального искусства;
  • воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем – знакомство с пьесой, сказкой; работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля, использование авторских пьес, создание своих.

Задачи:

  • учить сочинять этюды по детским произведениям;
  • развитие навыка действовать с воображаемым предметом;
  • учить детей показывать интонацией, голосом, мимикой характер героя;
  • пополнять словарный запас.

Элементы театральной деятельности позволили сделать индивидуальные занятия и уроки более интересными, познавательными, помогли учащимся быстрее адаптироваться к школьной жизни. Примеры логопедических занятий с этими элементами даны в таблице.

Использование элементов театральной деятельности на логопедических занятиях по теме «Зима»

Название игры, вид театральной деятельности, содержание

Задачи, методы, приёмы работы

Игра «Как живёшь?» – театральная игра (фото 1)

Детям предлагается задавать вопросы по лексической теме, соответствующей уроку.

1) Учить учащихся правильно задавать вопросы описательного характера.

2) Способствовать эмоциональному раскрепощению через передачу характера персонажа.

Игра «Повтори как я» – ритмопластика(фото 2)

Выбирается последовательность слов: мак, роза, гвоздика, хризантема.

Прохлапывание или показ ритмического рисунка слов: по подражанию, затем учащиеся предлагают свои варианты слов и действий.

1) Работа над дикцией и артикуляцией.

2) Сохранить ритмический рисунок на протяжении всей последовательности.

3) Развитие чувства ритма.

Пластические этюды «Дед Мороз и Снегурочка идут на ёлку», «Зимние забавы» – основы театральной культуры (актерское мастерство)

Обыгрывание ситуации, взаимоотношение героев между собой.

1)Способствовать творческой активности детей.

2) Создание радостного настроения.

3) Развитие умения взаимодействия с партнерами.

Пальчиковая игра «В деревне» – театральная игра.

Выполнение упражнений для пальцев рук с пропеванием текста.

1) Развитие мелкой моторики

2) Отработка дикции.

3) Развитие чувства ритма.

Беседа «Что мы знаем о театре?» основы театральной культуры

1) Выяснить знания детей о театре.

2) Познакомить детей с понятиями: сцена, зритель, зрительный зал, антракт, театр.

3) Уточнить правила поведения в театре.

Артикуляционная гимнастика – техника речи (фото 3)

«Снеговики радуются снегу и морозу»; «Грустные снеговики весной», «Сосулька», «Горка», «Санки – ледянки», «Ветер»- культура и техника речи Выполнение артикуляционной гимнастики с проговариванием стихов.

1) Подготовка речевого аппарата, разогрев мышц

2) Работа над развитием мышц щёк, губ, языка.

3) Работа над речевым дыханием.

4) Создание эмоционального настроя на работу.

Дыхательные упражнения – культура и техника речи

«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки.. Желательно не надувать щеки.

«Футбол». Ребенок должен дуть на шарик из лёгкого материала, стараясь загнать его в ворота.

«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек (использование ароматизированных саше).

1) Развитие мышечной памяти.

2) Развитие речевого дыхания

3) Вызвать интерес к играм.

4) Развитие творческого воображения, чувства вкуса.

Музыкальная сказка «Тайна потерянного смеха» – работа над спектаклем (фото 4 )

Показ спектакля к Новому году для родителей и с участием родителей.

1) Создание праздничного настроения.

2) Развитие речи.

3) Сотворчество с родителями.

«Чудо – ярмарка»- работа над спектаклем (фото 5)

Речевой праздник по мотивам русского народного фольклора.

1)Создание праздничного настроения.

2) Развитие речи.

3) Обогащение словаря.

В результате использования на занятиях элементов театральной деятельности дети более уверены в общении с окружающими, речь стала эмоциональна, поставленные звуки проще вводятся в речь. При подготовке к новогоднему спектаклю с учащимися были поставлены танцы, а танцы способствуют раскрепощению, развивают чувство ритма, пластику. При автоматизации звуков использую в работе проговаривание речевого материала с разной интонацией, эмоциями. Вокальные упражнения помогают работать над силой голоса, его окраской. Эти приёмы особенно эффективны в работе с учащимися, имеющих нарушения речи обусловленные тугоухостью. Игры-драматизации помогают на уроках произношения, т.к. учащимся легче усваивать сложные речевые конструкции (посторенние сложноподчинённых и сложносочинённых предложений, образование сложных слов), дети вносят новые сюжеты в знакомые сказки. Учащиеся стали сочинять сказки, которые хранятся в альбоме «Сказки, составленные вместе с детьми». Эту работу целесообразно проводить с детьми имеющих лексико-грамматические нарушения и слоговую структуру слов. Очень трудно обогатить словарь детей и ввести его в речь учащихся. Акцентируя внимание учеников на то, что они актёры, и как должен красиво и правильно говорить актёр со сцены, ребята стараются запоминать новые слова, спрашивают значения этих слов, а затем их употребляют в своей речи («Я рад тебе и желаю ярких ответов»-фраза из организационного момента урока «Дружный кружочек»). Повторная диагностика, проведённая в конце учебного года, подтвердила эффективность применения театральной деятельности в логопедической работе. (См. сравнительную таблицу)

Сравнительная таблица по результатам обследования речи у учащихся

Параметры обследования

Первичное обследование
(количество учащихся)

Повторное обследование
(количество учащихся)

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы, недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с нарушениями речи. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста с нарушением речи – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Это яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию. Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, задача учителя-логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. Я считаю, что в этом учителю-логопеду могут помочь средства театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность и сама сказка, по моему мнению, наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно.

Читайте также:  Задания логопеда по теме Фрукты

Элементы театра можно использовать на всех видах логопедических занятий, и в ходе режимных моментов. Главной целью использования театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Каждое индивидуальное логопедическое занятие я начинаю с артикуляционной гимнастики, которая воплощается в театральной форме: «Покажи, как волк скалит зубы», «Как облизывается кошечка», «Как кошка локает молоко» “как дышит собачка, высунув широкий язычок”) Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. и т.д.

Для достижения лучших результатов в работе, применяю нетрадиционные формы её проведения: бионергопластика (сопряженные действия пальцев и языка, кистей рук и языка – упражнения объединяю простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром). Для развития мелкой моторики, связной речи, координации речи и движения, использую пальчиковый театр.

Большое внимание на логопедических занятиях отводится упражнениям на развитие дыхания, формированию длительного выдоха, целенаправленной воздушной струи. Здесь не обходится без театрализованной игры: «Ты добрый ветерок, который спасет колобка от медведя», «Ты ураган, который разрушит дом».

В ходе вводного логопедического занятия «Знакомство с органами речи» в качестве сюрпризного игрового момента использую перчаточную куклу лягушку Квакушку. Ребенок может надеть ее на руку, открыть, закрыть рот лягушки, потрогать язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя). Во время проведения артикуляционной гимнастики лягушка «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Ребенок это делает вместе с учителем-логопедом, двигает, выгибает язык, те же действия показывает на языке лягушки .

Лягушку-квакушку также можно использовать на фронтальных занятиях и является занимательным персонажем, создает благоприятный эмоциональный фон на занятии. Голова лягушки сшита таким образом, что с ее тыльной стороны можно вложить руку в язык, сделанный в виде красного мешка (размер языка позволяет это сделать). Манипулируя языком лягушки, демонстрируются артикуляционные движения, уклады. Дети могут ощупывать язык, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей. Дети очень любят такую игру.

Квакушка также показывает детям пальчиковую гимнастику или физкультминутку. Когда дети хорошо освоят упражнения, им предлагается самим управлять куклой.

Целенаправленное, систематическое использование театрализованных игр в работе логопеда по коррекции речи, помогает в более короткие сроки закрепить, автоматизировать все речевые навыки, полученные детьми на занятиях. Ребенок становится более раскрепощенный, эмоциональный, уверенный в себе, что поможет наилучшим образом подготовить его к школе, что и является конечной целью логопеда.

И, напоследок, хочется сказать, что мы – не боги, и дети наши очень индивидуальны. Но, может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и народными любимцами и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет, пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.

Театрализованные игры являются одним из важных элементов работы с детьми, с нарушениями речи. Они способствуют творческому развитию личности ребёнка, навыков общения, формированию его вкуса, интеллекта, речи, действенно – практической деятельности и социальной адаптации детей. Проведение театрализованных игр позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи.

Платонова Елена Ивановна
Учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №2 «Колосок»
посёлок Урмары Чувашской Республики

Мастер-класс для педагогов и родителей на тему «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР»

Мастер-класс логопеда для педагогов и родителей на тему «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР».

План проведения мастер класса

  1. Представление технологии.
  2. Совместное моделирование.
  3. Проведение имитационного занятия (игры).
  4. Рефлексия.

Сейчас Вашему вниманию будет представлен мастер-класс по теме « Формирование предпосылок обучения грамоте старших дошкольников с ОНР учителем-логопедом Буровой О.Н.

Представление технологии.

Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько он к ней подготовлен.

Хорошо развитая речь детей является одним из показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, обобщает и объединяет их результаты. По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обуче­нию в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразви­тием речи, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте.

Основой в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучению их звуковому анализу слова, то есть определению порядка следования звуков в слове.

Исходя из методик авторов обучаем детей способам овладения умственными действиями звукового анализа, позиционного чтения, а также соблюдаем этапность формирования способа чтения (по Д. Б. Эльконину).

На первом этапе мы знакомим детей с понятиями «слово», «звук», учим выделять отдельные звуки, подбирать слова с определенным звуком, называть позицию звука в слове и т. д. Обучение такого рода включает детей в инте­ресную деятельность.

Мы знакомим детей с гласными и согласными звуками. Они узнают о том, что согласные бывают твердыми и мягкими, учатся их дифференцировать, овладевают действием звукового анализа.

Помимо задач, направленных на развитие речи на занятиях по обу­чению грамоте, нами предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза. Благодаря специфики детского возраста, все это легче усваивается в рамках сложения сказки, путешествия, приключения, игры.

В формировании предпосылок обучении детей грамоте нами используются разнообразные приемы работы над предложением, которые соответствуют основному правилу — от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки.

Затем задания мы усложняем, детям предлагаем составить предложение по набору слов или по опорным словам. Детям с более высоким уровнем развития речи мы предлагаем задания на восстановление деформированного тек­ста предложения.

Знакомство с буквой, означающей изучаемый звук, начинаем обычно с того, на что похожа та или иная буква.

Следующий вид, используемый нами в работе с детьми — это печа­тание букв в тетрадях, затем слогов. На наших занятиях используются сразу не­сколько анализаторов — зрительный, слуховой, речедвигательный, а также мы разрабатываем кисти руки, тем самым формируем двигательный навык при пе­чатании букв. И чем больше анализаторов задействуем в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее его усваивают наши воспитанники.

На последнем 3 этапе работы с детьми по обучению грамоте воссоздаем звуковые формы слога и слова на основе их графического изображения. Здесь мы закрепляем с детьми отработанный на предыдущем этапе способ чтения. На этом этапе дети постепенно знакомятся с сог­ласными буквами, овладевают вначале слоговым, потом плавным чтением в пределах всего алфавита. Важным являлся и тот факт, что дети усваивают принцип чтения.

Важны словарные диктанты. Дети пишут под диктовку слова, меньше Будут пропускать гласные звуки. Надо научить их потихоньку протягивать эти слова, чтобы дети правильно писали. Чуть позже дать детям диктанты, состоящие из коротких предложений, а затем обратить внимание детей, на то, что слова «маленькие» и слова пишутся отдельно, что в конце предложения ставится точка, а первое слово следующего предложения пишется с боль­шой буквы.

Чтение имеет большое значение для ав­томатизации поставленных звуков. Читая, дети «видят» звук, который им нужно произнести правильно, и автоматизация проходит значительно бы­стрее. На занятиях следует проводить предупредительную работу по подготов­ке детей к диктантам. Слова, которые включаются в диктант, сначала раз­обрать устно, а затем записать их на доске. Эти же слова включаются в дик­тант.

Таким образом, систематическая работа по программе обучения детей грамоте, поможет детям и родителям избежать трудности обучения в школе и проблемы дисграфии и дислексии в процессе работы будут снижены.

Совместное моделирование

– А как Вы думаете, нужно ли обучение грамоте в детском саду? Родители делятся своими мнениями, идет совместное обсуждение

– Уважаемые родители, я продемонстрирую Вам некоторые приемы работы по формированию предпосылок обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Проведение имитационной игры

– Сегодня мы с Вами будем на месте детей.

– А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю Вам встать на позицию ребенка и вспомнить азы грамоты.

– Ребята, давайте возьмемся за руки постараемся найти в этой таблице «спрятанные» слова. (слова: ива, сосна, тополь, клён, липа, черёмуха). .

Игра «Спрятанные слова»

– А что вы знаете про слово? (слово имеет значение).

– Здесь зашифровано слово. Отгадайте это слово.

– Что это за слово? (дерево)

– Посмотрите, у нас есть волшебный экран и вот одно из названий деревьев мы записываем туда. (Слово липа в системный оператор).

– Сколько слогов в слове «липа»? (2)

– Как вы догадались? (Правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

– Назовите гласные звуки в слове «липа». (и, а).

– А как можно проверить? (отхлопать).

– А какие вы еще знаете звуки? (согласные. Они бывают твердые и мягкие. Глухие и звонкие.)

– А как вы их различаете? (гласные можно пропеть и протянуть).

– Ребята, давайте встанем и поиграем в игру «Мир звуков» (гласные и согласные звуки). На согласные звуки участники приседают, а на гласные стоят и машут руками.

– Какие внимательные у нас дети, молодцы.

– А сейчас обратите внимание на это слово. Постарайтесь дать звуковой анализ слова липа.

Весь разбор заполняется в системный оператор.

– Вы хорошо справились с заданием.

Слова записаны на доске. Участники читают их самостоятельно.

– Свяжите эти слова по смыслу.

Дети составляют предложения.

– Что вы сейчас придумали? (предложение).

– А что такое предложение? (предложение — это слова, которые связаны между собой по смыслу).

– Сколько в вашем предложении слов? (4).

– Назовите первое, второе, маленькое слово.

– Давайте постараемся, сделаем схему этого предложения.

Заполняем системный оператор.

– Ребята, а какие звуки можно услышать в лесу или парке? Давайте их изобразим. Фонетическая ритмика (звуки С-СЬ; З; Ш; Р-РЬ; Ж).

– Посмотрите, что это? Да, это ребусы попробуем разгадать.

Слова: щель, щавель, качели.

– Молодцы, посмотрите, какая красивая елочка.

– Давайте с вами сочиним небольшую сказку про ель. Я начну, а вы мне помогайте.

Росла в лесу елочка. Было у нее три подружки. Кто они?

Догадайтесь сами: это лиственные деревья, в названиях которых три слога.

БЕРЕЗА ОСИНА РЯБИНА

– Мы с вами сочинили предложения, которые связаны между собой по смыслу. Что у нас получилось? (текст)

По ходу работы заполняем системный оператор.

– Давайте посмотрим на наш волшебный экран. Вот раньше, когда люди не могли писать и читать, как они общались? (рисовали)

В прошлое системного оператора помещаем картинку дерева (липа).

– А из чего состоит рисунок? (из символов)

– А на чем рисовали раньше? (на стенах, в пещерах, на папирусе, на дощечках)

– Сейчас чаще всего что мы используем? (электронный вид) – Это и будет будущее системного оператора.

– А из чего состоит электронный вид? (набор букв)

– Набираем эти буквы при помощи чего? (компьютера)

Вот и заполнили все окошки нашего системного оператора, мы вспомнили ступени овладения грамотой.

Рефлексия

– Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы работали. Легко ли вам было сегодня вспомнить раннее изученное? Что у вас вызвало наибольшее затруднение? Что вы сегодня узнали нового, чему научились?

– Очень хорошо! А теперь можем расслабиться и встать на позицию взрослого. Так привычнее… С позиции родителей ответьте, что вам понравилось, а может быть вы с чем то и не согласны?

– Мне приятно было видеть живой интерес в ваших глазах. Надеюсь, что наша встреча поможет Вам в подготовке ваших детей к школе.

Бурова Оксана Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад №24,
г. Орел

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп «Обучение грамоте детей с ОНР»

Инна Фомина
Мастер-класс для воспитателей логопедических групп «Обучение грамоте детей с ОНР»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский – сад № 88 «Улыбка»

Управление администрации города Белгорода.

Мастер – класс

для воспитателей логопедических групп

Тема: «Обучение грамоте дошкольников с ОНР»

Учитель – логопед: Фомина И. Г

Цель: систематизирование и углубление знаний воспитателей

по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста».

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделяется большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка стоит на первом месте, поэтому задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.

Количество детей с нарушениями речи к сожалению возрастает. В каждой группе есть дети с нарушением речи. На речь ребёнка влияет его окружение социальная среда в которой он растёт и развивается.

Читайте также:  Звукобуквенный анализ и синтез слов - конспект занятия

В наших логопедических группах на данный момент дети с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. У таких детей нарушено произношение, слоговая структура, фонематический слух, выраженное отставание в формировании словарного запаса, связная речь.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его органы артикуляции должны четко выполнять движения, переходить от одного положения к другому. Всему этому учит артикуляционная гимнастика.

Все упражнения проводятся четко, фиксируя движения).

Участники практикума (воспитатели) входят в зал. На столе лежат карточки с изображением предметов. Каждый участник берёт карточку называет что на ней изображено и называет первый звук в слове.

Участники (воспитатели) садятся за столы.

1. «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук».

Предлагаю всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки

«У бабушки с дедушкой» (с демонстрацией презентации и показом артикуляционных движений).

«Толстые внуки приехали в гости.

С ними – худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись—в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние губы.

Блюдца поставим—положат блины нам.

Блинчик жуем с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик—не в щеки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем спасибо и губы оближем.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки,

И на опушке мы видим грибочки»

2. Знание органов артикуляции.

Логопед задает вопросы.

– Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык).

– Какие языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, корень).

– Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость).

– Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются.

3. Знание упражнений пальчиковой гимнастики.

Участникам предлагается показать по одному упражнению гимнастики с речевым сопровождением. (Показывают воспитатели)

Су – Джок терапия (выполняют вместе с логопедом) Показ логопеда.

4. «Развитие фонематического слуха и восприятия».

– Назовите слова на заданные звуки. Произношу звуки, (гласные, согласные). Участники поочередно называют слово, начинающееся с заданного звука. (А: автобус, апельсин,Р: рота, роман,М: моль, март и т. д.)

– Придумайте рифму к слову. Перевернутые предметные картинки лежат на столах у каждого. Участник переворачивает картинку, называет предмет. Остальные участники находят рифму к заданному слову. (Кошка-мошка, картина-корзина, жучок-паучок и т. д.)

– Подберите слово к схеме.

(На магнитной доске выставляются варианты схем слов из трех звуков.Обозначение: гласные звуки -красные, твердые звуки -синие, мягкие звуки-зеленые квадраты).Надо подобрать к ним как можно больше слов: «сад, тис, лес, дом, луг, мох, мех, рис, пес, чай» и т. д.

Каждый участник подходит к столу логопеда и берёт карточку, называет что на ней изображено и прекрепляет к схеме слова на доске.

– Подберите слово с наибольшим количеством букв.

Раздаются листы бумаги и фломастеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв.

– Определите место звука в слове. «Звуковая рыбка»

Логопед дает задание: определить местонахождения звука Л в словах на звуковой рыбке.Переставить пуговицу в соответствии с нахождение звука: в начале слова – голова рыбы, в середине слова – туловище рыбы, в конце слова – хвост рыбы. (Лапа, кулак, лыжи, колба, полка, молоко, волосы, осел, лопата, футбол).

5. Составь предложение на тему «Осень». Выложи схему.

Один участник придумывает предложение. Проговаривает его. Выкладывает на доске схему предложения. Остальные участники тоже выкладывают схему этого предложения каждый у себя за столом.

Составляем 3 -4 предложения.

6. Формирование правильного произношения и дикции.

Логопед предлагает выбрать карточки со скороговорками.

Первую скороговорку надо произнести быстро, вторую — быстро, с интонацией.

Участники делятся на две команды, выбирают карточку. Выполняют задание.

Карточка №1. «Гризли продавал гриву льва за гривну».

«Корабли лавировали, лавировали. Да не вылавировали». (Сердито).

Карточка №2. «На дворе трава, на траве дрова».

«Саша шустро сушит сушки». (Удивленно).

Логопед объявляет об окончании семинара-практикума. Всех благодарит и раздает памятки для воспитателей:

«Игры и задания к занятию по звуковой культуре речи»

(на произношение, закрепление и различение звуков)

Мастер-класс «Веселое обучение, учимся танцуя» Видео Коррекция развития общей моторикиОдно из подразделений нашего холдинга создано для оказания помощи детям с нарушением зрения. Ежедневно.

Обучение грамоте детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи Современные требования к эффективности обучения грамоте становятся выше из года в год. Ребёнок, переступивший порог школы, должен соответствовать.

Мастер-класс «Обучение детей старшего дошкольного возраста работе с детским развивающим конструктором «Велькрошка» Мастер-класс «Обучение детей старшего дошкольного возраста работе с детским развивающим конструктором «Велькрошка» (Данный мастер-класс.

Мастер-класс («Музыкальная открытка» практическая часть) «Обучение детскому русскому народному танцу детей с ОНР» Музыкальная открытка Забавушка: -Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, молодцы русские! Здравствуйте, девицы красные! Соизвольте люди.

Мастер-класс «Обучение детей дошкольного возраста игре на шумовых инструментах» Цель: Обучение участников мастер-класса использованию шумовых музыкальных инструментов в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи:.

Мастер-класс «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста» Цель: повышение теоретического и практического уровня педагогов в вопросах обучения грамоте Разработала: Диттер Анна Александровна, воспитатель.

Мастер-класс «Обучение игре в шахматы» Автор: Е. А. Вялова, воспитатель I-ой категории 2015 Цель: Познакомить педагогов с приёмами, способствующими формированию навыков игры в.

Мастер класс: Обучение конструированию старших дошкольников по чертежам и планам в процессе конструктивных игр Актуальность этой темы вытекает из задач Ф. Г. О. С. Они определяют у детей старшего возраста развитие самостоятельной творческой деятельности,.

Мастер-класс «Обучение родителей изготовлению дидактических настольно-печатных игр совместно с детьми» Цель: Обучить родителей изготовлению дидактических игр совместно с детьми с помощью технических средств Программное содержание: 1. Познакомить.

Семинар-практикум для родителей «Обучение грамоте детей 5–6 лет в игре» Семинар – практикум для родителей: «Обучение грамоте детей 5 – 6 лет через игру». Уважаемые родители! Анализируя ваши анкеты: «Как обучать.

Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Школа предъявляет к своим первоклассникам очень высокие требования. Без сформированности определенных навыков и умений ребенку очень трудно будет войти в ритм школьной жизни и не отстать от одноклассников. В понятие речевая готовность ребенка к школе входит:

– сформированность звуковой стороны языка т. е. четкое произношение всех звуков речи;

– полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки;

– готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу звукового состава речи;

– сформированность грамматического строя языка и умение пользоваться развернутой фразовой речью.

Наличие у будущих школьников даже незначительных отклонений в речевом развитии ведет к значительным проблемам в усвоении программы общеобразовательной школы.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка. Готовность к обучению грамоте – это осознание ребенком звукового строя языка, переключение внимания от значения слова к его звуковому составу, т. е. к умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определенной последовательности.

Звуковой анализ, как и синтез, вызывает значительные трудности у детей с нарушениями речи. Слово представляет собой определенную пространственно-временную последовательность звуков, поэтому проблемы неизбежны, если при овладении материалом по математике дети не усвоили понятие ряд. Часто при логопедическом обследовании обнаруживается, что дети не умеют определять левую и правую стороны своего тела, не ориентируются в пространстве, не способны расположить предметы в соответствии с заданием, так как не понимают значений слов слева, справа, перед, за, над, между, в начале, в середине, в конце, не могут найти предмет в ряду.

Звуковой анализ развивается тем успешнее, чем лучше дети владеют пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.

Развитие фонематического восприятия, то есть умения слышать и различать звуки, происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи. Уточним: четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении, то есть правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить.

Поскольку у детей с общим недоразвитием речи нарушены фонематическое восприятие и звукопроизношение, при обучении грамоте эти дети испытывают значительные затруднения. Поэтому обучение звуковому анализу детей с речевыми проблемами имеет свои особенности.

Необходимыми предпосылками для обучения дошкольника грамоте являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если обучение грамоте ведется без учета этих факторов, то при чтении и письме у детей чаще всего возникают специфические ошибки чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие, определение места звука в слове.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные можно петь голосом, при их произнесении воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Гласных звуков шесть: А, О, У, И, Ы, Э. На схемах мы обозначаем их красным цветом.

Согласные звуки нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зеленым цветом. Согласные звуки также бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации).

Звуковой анализ слова выполняется с помощью карточек (фишек) красного, синего и зеленого цвета. Выкладываем, например, звуковую схему слова мак. В слове мак три звука. Первый звук [м] – согласный, твердый. Обозначается синим квадратом (кружком) Второй звук [а] – гласный, обозначается красным цветом. Самый последний звук – [к]. Он согласный, твердый. Обозначается синим цветом.

Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Для анализа предлагаются только те слова, произношение которых не расходится с их написанием, и с теми звуками, которые ребенок произносит правильно.

Последовательность составления звукослоговой схемы слова следующая:

а) слово отхлопывается по слогам – определяется их количество;

б) выделяются гласные звуки;

в) определяется количество и последовательность звуков в каждом слоге, общее количество звуков и их последовательность;

г) схема выкладывается или зарисовывается.

Буквы являются графическим символом звуков и имеют свое название. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, то есть дети, видя букву, произносят не звук, а название буквы: бэ, мэ, не, пе, лэ. В итоге получается «дэомэ» вместо дом. Ребенок с трудом вникает в правила озвучивания букв и буквосочетаний, и это создает дополнительные трудности в коррекционном процессе. В методике обучения грамоте, предусмотрено называние букв их звуковым значением. Например [б], [п], [г], [д]. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

В результате одновременного изучения с первых же дней и звуков, и букв, обучения звуковому, затем слоговому анализу и синтезу на основе написания и чтения анализируемых слогов и слов в сознании ребенка образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и соответствующей буквой. Это становится хорошим подспорьем ребенку в автоматизации и дифференциации звуков. Читая слова с автоматизируемыми звуками, ребенок, как правило, не допускает искажений этих звуков.

Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Он должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детейс правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения. Коррекционная работа ведется систематически и поэтапно, с учетом специфики имеющихся у детей речевых нарушений.

Я хочу предложить вам игры и упражнения.

Дидактическая игра «Поймай звук».

– Из ряда звуков выделите звук [п] и хлопните (поймайте) в ладоши: а, о, п, н, к, и, п.

– Из ряда слогов выделите звук [у] и топните ногой: на, ту, ки, ну, до.

– Повторить за мной только те слова, которые начинаются со звука [а]: Оля, Аля, Ася, Ося, Инна, Анна, остров, астра, аптека, оптика, асы, осы, утка, атака, урна, арка.

Дидактическая игра «Найди первый звук».

(Вы тянете первый звук, а остальные звуки – нет. Потом ребенок повторяет так же и находит первый длинный звук)

А-а-азбука, у-у-уши, а-a-aист, у-у-усики …

Дидактическая игра «Найди последний звук».

(Вы тянете последний звук, а остальные звуки – нет. Потом ребенок повторяет так же и находит последний длинный звук)

Окно-о-о, цветы-ы-ы, папа-а-а, вода-а-а …

Звуковой анализ слов: ау, уа

Сначала ребенок протяжно произносит слово. Потом вы спрашиваете:

Какой звук первый? (А)

Какой звук второй? (У)

Сколько всего звуков в слове? (Два звука)

Дидактическая игра «Сложи звуки»

Представьте, что я кидаю вам на каждую ладошку по звуку (А, В). Поймали? А теперь сложите звуки вместе с ладошками (хлопком). Что получилось? Ав. Кто так звуки подает? Собака.

А,В = АВ; А,У = АУ; И,А = ИА

Дидактическая игра «Телеграф»

Предложите ребенку отхлопать слова, произнесенные по частям.

Ма-ма, па-па, ня-ня, дя-дя, тё-тя …

Дидактическая игра «Конец слова за тобой»

Предложите ребенку добавить «та» к вашему слогу (хлопком по вашей ладошке). Послушайте вместе, что получится.

Основная ваша задача – максимально интенсивно закреплять поставленные звуки и вводить их в речь. Не торопите своего ребенка в развитии, но и не тормозите. Не ставьте перед ним непосильных задач, но и не занижайте его возможности. Обязательно проявляйте интерес к занятиям, помогайте преодолеть трудности, объясните ему необходимость регулярных занятий. Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время – залог его успехов в будущем.

Ссылка на основную публикацию