Конспект фронтального логопедического занятия для детей с нарушением чтения и письма по теме “Звукобуквенный анализ и синтез слов”
Разделы: Логопедия
Цель: Упражнять детей в определении количества и последовательности звуков, букв в словах.
Оборудование: Предметные картинки, карточки с заданиями, ручки, тетради.
1. Организационный момент.
– Я говорю слова. Назовите и уберите первый звук в слове. Какое новое слово получилось?
ШУТКИ | ГРОЗА | СУРОК | СУШКИ | ЭКРАН | КНИГА |
Делается вывод о важности правильной последовательности звуков в слове, чтения и написания букв в словах. (…иначе слово может потерять значение или изменить его).
– Сегодня на занятии мы будем упражняться в определении количества и последовательности звуков, букв в словах.
– Я говорю слова. Чем эти слова отличаются по звучанию?
СОР – СПОР КОМ – КОРМ | ЩЕКА – ЩЕПКА КРЮКИ – КРЮЧКИ | ВЕКИ – ВЕТКИ СТОЙКА – СТРОЙКА |
– Запишите пары слов. Подчеркните букву, которой различается каждая пара.
3. Составь слово.
– Посмотрите на доску. Прочитайте. Что вы прочитали? Составьте слова из данных букв. (Слова предъявляются последовательно.)
О, Н, С | О, М, Х | Т, О, Н, З | Н, И, Т, Б | Г, А, Р, Д |
– Запишите получившиеся слова.
4. Подбор слова к схеме.
– Прочитайте слова, которые вы записали. Посмотрите на доску. Какое слово подходит к данной схеме? Почему?
![]() | (БИНТ) |
– Посмотрите на картинку. Назовите ее. Скажите звуки в слове по порядку. Разгадайте ребус.
– Запишите новые слова в два столбика:
1 – слова, где 4 буквы;
2 – слова, где 5 букв.
– Какое слово вы не записали? Почему?
– Запишите слово ЛОГИКА с новой строки. Начертите схему.
6. Вставь пропущенную букву.
– Возьмите карточки. Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву.
ПО…УШКА | СТ…АНА | ГАЛ…ШИ | КО…ЛЕНОК | БОРО…А |
– Запишите слова. Обведите в кружок буквы, которые вы вставили.
Прочитайте буквы в кружках. Какое слово получилось? (ДРОЗД)
Кто такой дрозд?
– А сейчас представьте, что вы актеры. Я буду читать стихотворение, а вы попробуете с помощью движений и жестов его показать. Это стихотворение о подруге ДРОЗДА. А кто его подруга, вы прочитаете, поставив буквы по размеру, начиная с самой большой.
В понедельник за калитку
Бодро выползла улитка,
Чтоб сказать во вторник: “Да,
Навещу-ка я дрозда. ”
В среду солнце припекало –
Под березой подремала,
Но настал четверг, и вот –
В ручеек спустила плот.
Пятницу переправлялась.
Вновь на берег поднималась,
И уже в субботу, днем,
Встретилась с дружком – дроздом,
Потому что в воскресенье
Был у друга день рожденья.
(Анн Рокар, перевод с французского М.Яснова)
– Я говорю слова. Правильно я сказала? Какой звук я пропустила? Какой этот звук по счету? Скажите слово правильно.
ЗУАСТЫЙ СТОГИЙ | ХЛОДНЫЙ СОНЕЧНЫЙ | ВКУНЫЙ МОРОЗАЯ |
– Запишите слова в столбик.
(При записи слов обращается внимание на орфограммы.)
– Возьмите карточки. Прочитайте слова. Найдите ошибки.
ЗЙЧИК | УЧИЕЛЬ | ПОГОДА | КРОКОИЛ | БОЩР | ВЕТЕР |
– Запишите слова правильно, к подходящему по смыслу слову из предыдущего задания. Подчеркните, исправленные буквы.
ЗУБАСТЫЙ КРОКОДИЛ
СТРОГИЙ УЧИТЕЛЬ
ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР
СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК
ВКУСНЫЙ БОРЩ
МОРОЗНАЯ ПОГОДА
– Что мы сегодня делали на занятии?
– Почему важно в правильной последовательности читать и писать буквы?
– Что изменится, если мы добавим или заменим какой-либо звук (букву) в слове?
Звуки и буквы. Звуко – буквенный анализ и синтез.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Конспект занятия для 2-3 класссов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gutcenkoeazvukibukvi.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед Гуценко Е.А.
Тема: Звуки и буквы. Звуко – буквенный анализ и синтез.
Цель: Развитие звуко – буквенного анализа и синтеза.
1. Вспомнить правила написания предложений.
2. Вспомнить гласные 1 и 2 ряда.
3. Вспомнить какими бывают предложения по интонации и цели высказывания.
Оборудование: Предметные картинки, карточки с заданиями, ручки, тетради.
Звуки мы….(слышим и произносим). Буквы мы…(видим и пишем).
– Я говорю слова. Назовите и уберите первый звук в слове. Какое новое слово получилось?
ШУТК ГРОЗА СУРОК СУШКИ ЭКРАН КОНИ
Делается вывод о важности правильной последовательности звуков в слове, чтения и написания букв в словах. (…иначе слово может потерять значение или изменить его).
- Основная часть.
- “Найди отличие”. Чем эти слова отличаются по звучанию?
СОР – СПОР КОМ – КОРМ ЩЕКА – ЩЕПКА
КРЮКИ – КРЮЧКИ ВЕКИ – ВЕТКИ СТОЙКА – СТРОЙКА
– Запишите пары слов. Подчеркните букву, которой различается каждая пара.
– Посмотрите на доску. Прочитайте. Что вы прочитали? Составьте слова из данных букв.
О, Н, С О, М, Х Т, О, Н, З Н, И, Т, Б Г, А, Р, Д
– Запишите получившиеся слова.
- Задание «Вставь пропущенную букву».
– Возьмите карточки. Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву.
– Запишите слова. Обведите в кружок буквы, которые вы вставили.
Прочитайте буквы в кружках. Какое слово получилось? (ДРОЗД) Кто такой дрозд?
– А сейчас представьте, что вы актеры. Я буду читать стихотворение, а вы попробуете с помощью движений и жестов его показать. Это стихотворение о подруге ДРОЗДА. А кто его подруга, вы прочитаете, поставив буквы по размеру, начиная с самой большой.
В понедельник за калитку
Бодро выползла улитка,
Чтоб сказать во вторник: “Да,
Навещу-ка я дрозда. ”
В среду солнце припекало –
Под березой подремала,
Но настал четверг, и вот –
В ручеек спустила плот.
Вновь на берег поднималась,
И уже в субботу, днем,
Встретилась с дружком – дроздом,
Потому что в воскресенье
Был у друга день рожденья.
(Анн Рокар, перевод с французского М.Яснова)
– Я говорю слова. Ошиблась ли я где-то? Какой звук я пропустила? Какой этот звук по счету? Скажите слово правильно.
– Запишите слова в столбик.
– Возьмите карточки. Прочитайте слова. Найдите ошибки.
ЗЙЧИК УЧИЕЛЬ ПОГОДА КРОКОИЛ БОЩР ВЕТЕР
– Запишите слова правильно, к подходящему по смыслу слову из предыдущего задания. Подчеркните, исправленные буквы.
СТРОГИЙ УЧИТЕЛЬ ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК ВКУСНЫЙ БОРЩ МОРОЗНАЯ ПОГОДА
– Что мы сегодня делали на занятии?
– Почему важно в правильной последовательности читать и писать буквы?
– Что изменится, если мы добавим или заменим какой-либо звук (букву) в слове?
Все молодцы, занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс: группа обучающихся 2-х классов с заключением «нарушение письма и чтения, .
Материал для работы логопеда с обучающимися первых классов и подготовки к школе. В каждом задании мы узнаём какое животное придёт на праздник Ёлочки. Предпоследний слайд с большим количеством ёлок под.
Материал для использования учителями -логопедами на занятиях по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Данный материал предложен для работы учителя-логопеда с учащимися 2 классов для формирования буквенного анализа и синтеза.
Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза.
Логопедическое занятие направлено на формирование практических навыков сравнения согласных и гласных звуков опираясь на артикуляционные характеристики, умение определять место звука в слове, отличать .
Особенности развития звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников и школьников с нарушениями речи.
Конспект занятия на тему: «Звуковой анализ и синтез слов»
обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных
Содержимое разработки
Конспект занятия на тему: «Звуковой анализ и синтез слов»
образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;
развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;
воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: космическая карта; ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; мяч; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки со словами; учебник «Азбука»; слова с пропущенными буквами; рисунок звезды для гимнастики для глаз; раскраски; цветные карандаши для звукового анализа слова.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
– Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
– Здравствуйте.
II. Эмоциональная настройка.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
III. Беседа о времени года.
– Ребята, какое время года наступило?
– Наступила весна.
– Весна какая?
– Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.
– Какие весенние месяцы вы знаете?
– Март, апрель, май.
– Какой сейчас месяц?
– Сейчас месяц апрель.
IV. Постановка учебной задачи.
– Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?
– Вся страна отмечала день Космонавтики.
– Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета)
– Правильно, ребята, мы полетим на ракете.
– Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
V. Артикуляционная гимнастика.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
VI. Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных»
– Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.
– Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слогов. (Составление предложения – В добрый путь!)
– Прочитайте, что у вас получилось. Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы будем ориентироваться. (Звук запуска ракеты)
VII. Деление слов на слоги.
– На нашем пути три планеты – «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов.
1) Дом, луг, лес, хвост, луг, дождь.
2)Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник.
3) Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном.
– Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З).
– А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная… (дыра)
VII. Звуковой анализ слов.
– Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические карандаши. (Анализ слова дыра)
– Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.
VIII. Физкультминутка.
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
– На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект… (комета)
IX. Составление схем предложений.
– На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: телес.оп, солн.е, созве.дие, Гага.ин, астро.ом.
– Почему слово Гагарин написано с большой буквы?
– Это фамилия.
– Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
– Имена людей, клички животных, названия городов, рек, планет.
– Составьте предложения с этими словами.
– Составьте схему одного предложения.
– Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). А на нашем пути следующее испытание.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)
X. Гимнастика для глаз
– Давайте нарисуем звезду глазами.
– Подберите родственные слова к слову звезда.
– Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.
– Что такое родственные слова?
– Слова родные друг другу, у них общий смысл.
– Как понимаете слово звездопад?
– Какое это слово простое или сложное?
– Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.
– Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К).
XI. Игра «Составь слова из слогов».
– Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, НА, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО.
– Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А).
– Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.
– АЗБУКА.
– Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:
Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
XII. Подведение итогов.
– Вот мы и вернулись домой.
– Чем мы занимались сегодня на занятии?
– Какое задание понравилось больше всего?
– Какое занятие показалось трудным?
– Кто занимался хорошо?
– За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем занятии грамотейцы хотят подарить вам свои фотографии – раскраски. На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.
Конспект логопедического занятия «Звукобуквенный анализ и синтез слов»
Виктория Шиханова
Конспект логопедического занятия «Звукобуквенный анализ и синтез слов»
Тема: Звукобуквенный анализ и синтез слов.
Цель: совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, синтеза односложных и двусложных слов.
• знают характеристику гласных, согласных звуков, их отличия;
• умеют читать слова справа налево;
• умеют читать слова по разгаданным ребусам;
• умеют составлять слова, добавляя гласные звуки к согласным.
• совершенствовать знания о гласных и согласных звуках;
• совершенствовать фонематическое представление;
• совершенствовать умение разгадывать ребусы и читать по отгадкам слова;
• совершенствовать умение читать слова наоборот, получая новое слово.
Оборудование: раздаточный материал, ребусы.
Ход занятия
– Ребята, добрый день.
– Скажите, для того чтобы правильно писать, что нужно уметь? (правильно, писать буквы, четко произносить звуки, проговаривать слова по слогам)
– Сегодня мы с вами будем писать слова из 2,3,4,5 слогов, четко произносить звуки.
– Ребята, какие бывают звуки?
– На какие группы делятся согласные?
– Чем мы обозначаем звуки на письме?
– Чем отличаются звуки от букв?
– Подпиши под каждой картинкой подпиши количество букв и звуков.
– Прочитай слова. Запиши их парами так, чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой
коса-коза крыса – крыша удочка –уточка
рак-мак сом-дом маска-каска
– Верните гласные буквы А, О, У, И в слова. Запишите получившиеся слова.
КШ___ РБЗ___ КРБК___
КВШН___ ВЛН___ КНГ___
– Составьте из букв слова. Запишите.
ВАОНРО (ворона) ЕЬНД (день)
ЬСПЕНАЛИ (апельсин) ОЫКТР (кроты)
РИКОМАК (комарик) ГИНКА (книга)
ЗЫВЁДЗ (звёзды) ЧЕКЛВОЕ (человек)
ЮПАШНОК (капюшон) СДОАК (доска)
– Прочитай слова справа налево. Запиши их.
икра (арки) нос (сон) город (дорог)
ишак (каши) рад (дар) мираж (жарим)
– Прочитай слова по первым буквам слов – названий картинок (на доске)
– Раскрасьте схемы слов соответствующими цветами
Телефон, ночь, ёлочка, карета, конь, цветочек.
– Какое задание вам больше всего понравилось?
– Какое задание оказалось трудным для вас?
Конспект занятия «Супернубы спешат на помощь. Звуковой анализ слов» «Супернубы спешат на помощь» Задачи: Образовательные Стимулировать детей к умению понимать поставленную задачу, выполнять её.
Конспект занятия «Анализ сказки «Лиса и козел» Анализ сказки «Лиса и козел Цель: научить анализировать литературные тексты- сказку «Лиса и козел» исходя из способов решения проблем героями.
Конспект занятия по формированию слоговой структуры слов в старшей группе «Игрушки» Тема: «ИГРУШКИ». Цель: Формировать слоговую структуру слов. Задачи: Обогащать и расширить словарь детей по теме..
Конспект НОД по развитию речи «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения.
«Книга про котят — подарок для ребят». Конспект открытого занятия с использованием технологии «Синтез искусств» Тема: «Книга про котят в подарок для ребят» Цель: Мотивировать детей к совместному творчеству – изготовлению книги своими руками Задачи:.
Конспект занятия по нравственному воспитанию «Страна вежливых слов» Конспект занятия по нравственному воспитанию «Страна вежливых слов» Цель: учить детей вежливо общаться со взрослыми и детьми, здороваться.
Конспект занятия «Путешествие в Волшебную страну слов» в подготовительной группе. Конспект занятия «Путешествие в Волшебную страну слов» в подготовительной группе. Воспитатель : Преснякова Н. А. Цель: совершенствовать знания,.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В стране родственных слов» Цель: Учить детей образовывать родственные слова, упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственных. Обогащать словарный.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов Русский язык – 2 класс. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов. Цели: формировать умение проверять написание парных.
Логопедическое занятие для детей с нарушением чтения и письма по теме: “Звукобуквенный анализ и синтез слов”
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ
Исмагилова Ирина Александровна
Конспект логопедического занятия для детей с нарушением чтения и письма по теме: “Звукобуквенный анализ и синтез слов”
у пражнять детей в определении количества и последовательности звуков, букв в словах. Коррекционные:
совершенствование умений анализа и синтеза звукового состава слова;
развитие мелкой моторики;
развитие органов артикуляционного аппарата;
развитие внимания, памяти, мышления, речи.
воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.
Оборудование: Предметные картинки, карточки с заданиями, звуковая схема слов, ручки, тетради, индивидуальные зеркала.
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
На уроке и в игре
Смело, чётко говорим,
И красиво все сидим.
– Здравствуйте, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.
II. Артикуляционная гимнастика.
– Ребята, сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. Поставьте зеркала в рабочее положение. Вспомним Сказку о веселом язычке.
– Жил-был Веселый язычок (Выполнение детьми упражнения «Лопатка»). Поздоровайтесь с ним (Дети выполняют упражнение для губ «Трубочка»). Язычок очень любил свой домик. Двери домика то открывались (Открывают широко рот) – то закрывались (Закрывают рот). Он часто красил двери (Выполняют упражнение «Сладкое варенье»), потолки (Выполняют упражнение «Маляр»). Когда было тепло, язычок грелся на крылечке и качался на качелях (Выполняют упражнение «Качели»). Подует ветер, Язычку холодно, он превращается в иголочку (Дети выполняют упражнение «Иголочка»).
– Чтобы красиво говорить, нужно уметь и правильно дышать, давайте выполним упражнения. Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счёт «два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.
III . Постановка цели.
– Я говорю слова. Назовите и уберите первый звук в слове. Какое новое слово получилось?
Кролики шутки гроза сурок сушки экран
Делается вывод о важности правильной последовательности звуков в слове, чтения и написания букв в словах. (…иначе слово может потерять значение или изменить его).
– Сегодня на занятии мы будем упражняться в определении количества и последовательности звуков, букв в словах.
IV . Пальчиковая гимнастика.
– Ребята, мы также будем работать в тетрадях, и чт обы наш подчерк был красивым, сделаем самомассаж рук.
«Ручки греем» – упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки – ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
«Точилка» – сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили
Острый кончик получили.
V . Определение количества и последовательности звуков, букв в словах.
– Я говорю слова. Чем эти слова отличаются по звучанию? Определите количество звуков в каждом слове.
СОР – СПОР
КОМ – КОРМ
ЩЕКА – ЩЕПКА
КРЮКИ – КРЮЧКИ
ВЕКИ – ВЕТКИ
СТОЙКА – СТРОЙКА
– Запишите пары слов. Подчеркните букву, которой различается каждая пара.
2. Составь слово.
– Посмотрите на доску. Прочитайте. Что вы прочитали? Составьте слова из данных букв. (Слова предъявляются последовательно.)
– Запишите получившиеся слова.
3. Подбор слова к схеме.
– Прочитайте слова, которые вы записали. Посмотрите на доску. Какое слово подходит к данной схеме? Почему?
4. Вставь пропущенную букву.
– Возьмите карточки. Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву.
– Запишите слова. Обведите в кружок буквы, которые вы вставили.
Прочитайте буквы в кружках. Какое слово получилось? (ДРОЗД)
Кто такой дрозд?
– А сейчас представьте, что вы актеры. Я буду читать стихотворение, а вы попробуете с помощью движений и жестов его показать. Это стихотворение о подруге ДРОЗДА. А кто его подруга, вы прочитаете, поставив буквы по размеру, начиная с самой большой.
В понедельник за калитку
Бодро выползла улитка,
Чтоб сказать во вторник: “Да,
Навещу-ка я дрозда. ”
В среду солнце припекало –
Под березой подремала,
Но настал четверг, и вот –
В ручеек спустила плот.
Пятницу переправлялась.
Вновь на берег поднималась,
И уже в субботу, днем,
Встретилась с дружком – дроздом,
Потому что в воскресенье
Был у друга день рожденья.
(Анн Рокар, перевод с французского М.Яснова)
– Я говорю слова. Правильно я сказала? Какой звук я пропустила? Какой этот звук по счету? Скажите слово правильно.
– Запишите слова в столбик.
(При записи слов обращается внимание на орфограммы.)
VI . Итог занятия.
– Что мы сегодня делали на занятии?
– Почему важно в правильной последовательности читать и писать буквы?
– Что изменится, если мы добавим или заменим какой-либо звук (букву) в слове?
Звукобуквенный анализ и синтез слов – конспект занятия
Логопедическое занятие в 1-ом классе.
Тема: Звуко- буквенный анализ и синтез слов.
Цели:
1.совершенствование фонематических процессов;
2. развитие сукцессивных процессов;
3. развитие артикуляторной моторики, развитие умения быстро переключаться с одной артикуляторной позиции на другую;
4. развитие умения анализировать (синтезировать) звуко – буквенный состав слова;
5. воспитание слухового внимания; памяти; восприятия;
6. воспитание и коррекция правильного звукопроизношения;
7.активизация словарного запаса обучающихся, обогащение словарного запаса;
8. формирование речемыcлительной деятельности (начатки учебного высказывания)
9. совершенствование зрительного восприятия;
10. профилактика дислексии, дисграфии ( слоги жи – ши, большая буква в именах);
11. развитие мелкой моторики;
12. формирование положительного отношения к занятиям, учебной деятельности;
13. воспитание стремления относиться ко всем дружелюбно, миролюбиво.
Организационный момент.
1).Логопед: -Первым сядет тот, у кого в имени есть звук [А].
Л.:- Хорошо, Саша, ты почему сел?
Саша: – В моём имени есть звук[А].
Л.: -Сколько раз звучит звук [А] в твоём имени, Саша?
Л.: -Сколько звуков в имени Максима?
Дети: – Один звук [А].
Л.: – Аня, в твоём имени сколько раз мы слышим звук [А]?
Аня: -В моём имени звук [А] слышим дважды.
Л.: – Маша, неужели в твоём имени 2 звука [А]?
Маша: -Да, в моём имени 2 звука [А].
2).Л.: – Дети, вы вновь пришли на логопедическое занятие. Зачем дети ходят на логопедические занятия?
Д. : – Чтобы хорошо и правильно говорить.
– Чтобы без ошибок писать.
– Чтобы хорошо читать, рассказывать.
3).Л.: -С чего мы начинаем логопедическое занятие?
Д.: – Мы начинаем логопедическое занятие с артикуляционной гимнастики.
Л.: -Артикуляционная гимнастика. (Дети с логопедом проговаривают: а о у э ы и. Первый раз с обычной силой голоса).
Л.: -Второй раз громче. (Дети самостоятельно проговаривают, усилив голос).
4). Л.: -Поиграем в игру «Слушай внимательно, повтори обязательно». Слушайте так внимательно, чтобы повторить слоговую строчку, сказанную 1 раз. Отвечает тот, на кого посмотрю.
то – до / до – то за – са / са – за
бы – пы / бы – бы шу – шу / жу – шу
5). Л.: -Объявляю число: 17 ноября. Повторите число. (Дети все вместе проговаривают число).
-Сколько дней в ноябре уже прошло?
Д.: – Прошло 16 дней.
Л.: -Повторите название месяца, чётко проговаривая звуки.
Л.: -Ноябрь – это месяц какого времени года?
Д.: -Ноябрь – это месяц осени.
Л.: -Какой по счёту этот месяц осени?
Л.: – Перерисуйте число в тетради.
– Помним: число объявлено, точка поставлена. (Дети контролируют постановку точки в записи.)
Л.: -Представим, что вместо буквы Н буква Р.
– Как зазвучит слово?
Л.: – Слово понятно?
Л.: – Представим, что в слове «ноябрь» нет буквы Б. Как звучит слово?
Л.: -Слово звучит красиво и понятно?
Д.: -Нет, некрасиво и непонятно.
Л.: – Можем ли мы просто так заменять или убирать буквы, звуки в словах?
Д.: -Не можем, потому что слово становится непонятным, звучит некрасиво.
Основная часть.
1). Л.: – Пока мы не виделись, я съездила в гости в Долину муми – троллей. Они встречали меня приветливо, любезно. – Вы верите мне?
Д.: – Нет, не верим.
Л.: – Я привезла вам фотографию, на которой я и мои друзья муми. (Логопед показывает фотографию)
Л.: – Теперь верите?
Л.: – Сейчас вы узнаете, как зовут моих друзей.
– Внимательно слушайте слова, запоминайте 1-й звук каждого слова, мысленно складывая их. (Логопед, произнося слово, несколько выделяет 1-й звук).
БОБРЫ ОСЫ НОСОРОГ АРАРАТ
Д.: – Одного муми –тролля зовут Бона.
Л.: – Правильно, с ридикюлем, маленькой сумочкой, – Бона.(Логопед помещает на доску изображение мумии – тролля с ридикюлем и записывает имя Бона письменными буквами).
– Люди большие, муми- тролли большие, и первая буква любого имени большая.
– Перерисуйте буквы этого имени в тетради.
– Среди слов: бобры, осы, носорог, Арарат можно выделить 1 лишнее слово, какое?
Л.: -Можно ли остальные слова объединить в группу?
Д.: – Можно, потому что они живые.
Л.: – Аня, пожалуйста, расскажи красиво чистоговорку про гору Арарат.
А.:- На горе Арарат растёт крупный виноград.
Л.: – Что такое Арарат?
Д.: – Арарат – это гора.
Л.: – Какое слово в ряду слов стояло первым?
Л.: – Я предлагаю каждому чётко рассказать чистоговорку про бобров.( Дети рассказывают чистоговорку: «Все бобры добры для своих бобрят»).
Л.:- Чтобы узнать имя этого муми- тролля (логопед показывает картинку и прикрепляет на доску), надо сложить первые звуки следующих слов:
КОРОВА ОСЛИК КРЕМЛЬ ОВЦЫ
Д.:- Этого муми- тролля зовут Коко.
Л.: – Правильно, это Коко. ( Логопед записывает слово на доске)
– Подойдите, пожалуйста, к моему столу, и каждый выберет среди карточек ту, на которой написано «Коко».
– Все ли буквы в имени одинакового роста?
Д.: -Нет, первая буква большая.
Л.: – Да, потому что люди большие, муми- тролли большие, и(подключает детей для совместного проговаривания) первая буква в каждом имени большая.
_ Обратите внимание, какого цвета первая буква в имени.
Л.: – Почему первая буква в имени выделена красным цветом?
Д.: – Потому что она большая.
Л.: – Пожалуйста, подчеркните в обоих именах букву, которая пишется по такому правилу: первая буква каждого имени – большая.
Л.: – Давайте вспомним, какое слово называло правительственное здание.
2). Л.: – Бона и Коко любят считать. Игра «Найди местечко» ( с цифровым рядом),
– Сосчитайте, на каком месте стоит звук [Ы] в слове бобры.
Д.: – Звук [Ы] стоит на 5 месте.
Л.: – На каком месте стоит звук[Р] в слове корова?
Д.: – Звук [Р] стоит на 3 месте.
Л.: – Сколько всего звуков в слове осы?
Д.: – В слове осы 3 звука.
Л.: – сколько звуков в слове овцы?
Д.: – В слове овцы 4 звука.
3). Л.: – Очень любят мумии – тролли складывать звуки в слова. Логопед называет звуки, дети складывают слова:[Т’ИГР], [Л’ЭФ], [ГУС’], [УТКА], [ЗАЙ’АЦ]
4). Л.: – А вот ещё игра «Подари словечко».
– Я называю слово и называю звук, который надо добавить в начало слова, чтобы получилось новое слово. Встаньте на ножки, раскройте и протяните ладошку; я буду на ладошку «класть» слово, а своё слово вы «кладёте» на мою ладонь.
Логопед касается раскрытой ладони ребёнка: – Рот -[К]
Ребёнок касается раскрытой ладони логопеда, говорит:
Л.: – лён – [к] – утки – [ш]-
Л.: – После добавления буквы у вас получалось новое слово или оно оставалось прежним?
Д.: – Получалось новое слово.
Л.: – Сколько звуков вы добавляли к моему слову?
Д.:- Мы добавляли 1 звук.
5). Л.:- Подарим троллям грамматические бусы. Я называю слова, вы обводите по трафарету кружок и записываете в эту бусинку слог «жи» или «ши» из слов, которые я скажу.
(Логопед записывает на доске слоги жи, ши.)
Л.: – Обратите внимание: звучание не совпадает с написанием: КУВШИН, ЖИРАФ, МЫШИ, ЛЫЖИ
(в тетрадях: ши жи ши жи)
Итог.
Л.:- Какие игры муми- троллей вам понравились?
– Что мы делали в упражнении: Рот – Крот?
Д.: – Мы добавляли в начало слова букву,
Л.: – Когда поднимали цифры, какое выполняли задание?
Д.: – Мы считали, на каком месте стоят звуки.
Л.: – Почему в именах мумии – троллей первая буква большая?
Д.: – Потому что в именах первая буква всегда большая.
Л.:- Последняя секунда нашего занятия – секунда вежливости. Я говорю: «Спасибо, дети, за внимание!»