Задания логопеда по теме Фрукты

Лексическая тема «Сад. Фрукты»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, кожура, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, садовник, дерево, листья, плод, фрукты, урожай, витамины, полив, компот, джем, варенье, сок;
прилагательных: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, зрелый незрелый, червивый, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, шероховатый, красивый, вкусный, сахарный, нежный, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный; глаголов: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Употребление местоимений «мой», «моя», «мое» с существительным (мое яблоко, моя слива)

«Один — много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
Яблоко — яблоки — яблок
груша — груши — груш
слива — сливы — слив
персик — персики — персиков
абрикос — абрикосы — абрикосов
хурма — хурма — много хурмы
вишня — вишни — много вишни (несколько вишен)
апельсин — апельсины — апельсинов
лимон — лимоны — лимонов
фрукт — фрукты — фруктов
сад — сады — садов
косточка — косточки — косточек
дерево — деревья — деревьев
ветка — ветки — веток
пальма — пальмы — пальм
семя (семечко) — семена — много семян
сок — соки — много соков, много сока

«Назови ласково» (детям от 4 лет)

Яблоко — яблочко — яблочки
груша — грушка — грушки
лимон — лимончик — лимончики
апельсин — апельсинчик — апельсинчики
мандарин — мандаринчик — мандаринчики
абрикос — абрикосик — абрикосики
вишня — вишенка — вишенки
банан — бананчик — бананчики
дерево — деревце — деревца
сад — садик — садики
ветка — веточка — веточки

Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)

Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня
. грушами — грушевое — груша
. сливами — сливовое — слива
. персиками — персиковое — персик
. абрикосами — абрикосовое — абрикос;

Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»
(детям от 5 лет)
Сок из яблок — яблочный
. груш — грушевый
. слив — сливовый
. вишни — вишневый
. лимонов — лимонный
. абрикосов — абрикосовый
. апельсинов — апельсиновый
. персиков — персиковый
. фруктов — фруктовый
. мандаринов — мандариновый

Игра «Посчитай» (детям от 5 лет)
Учим согласовывать названия овощей с числительными.

Одно яблоко — два яблока — пять яблок
одна груша — две груши — пять груш
один банан — два банана — пять бананов и т.д.

«Посчитай фрукты» (детям 6—8 лет)
одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок
одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш
один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.

Игра «Угадай» (детям от 5 лет)
Тренируем в узнавании фрукта по его части.
Долька (чего?) мандарина, апельсина.
Косточка (чего?) вишни, сливы, яблока, груши.
Гроздь (чего?) винограда
Кожура (чего?) яблока, груши, апельсина.

Игра «Красивые слова» (детям от 5 лет)
Упражняем в подборе прилагательных.
Яблоко (какое?) (вкусное, сладкое, душистое, нежное, сочное, наливное, Румяное, красное, желтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, твердое, (не) большое, маленькое. )
Яблоки (какие?) (крупные, сушеные, печеные, летние, осенние, зимние, поздние, южные, антоновские. )
Груша (какая?) (сладкая, вкусная, ароматная, душистая, сочная, мягкая, твердая, желтая, зеленая, зелено-коричневая. )

Игра «Отгадай фрукт по описанию»
1. Желтый, кислый, овальный, спелый, душистый, растет на дереве. (Лимон.)
2. Круглое, сочное, сладкое, красное, спелое, твердое, вкусное, румяное. (Яблоко.)
Работа продолжается по подбору эпитетов с другими фруктами.

Игра «Что лишнее?»
Учим выделять общий признак в словах, развиваем умение обобщать.
Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)
Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)
Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)

Игра «Да и нет»
Если ребенок согласен, то он должен сказать «да», если не согласен — «нет».
На огороде растут: картошка, капуста, яблоки, груши, свекла, морковь.
В огороде сажают: морковь, огурцы, яблоки, петрушку, сливы.
В саду растут: груши, малина, кабачки, картофель, булки, яблоки, смородина.

«Скажи наоборот»
Персик большой, а абрикос. маленький;
у яблока семечек много, а у сливы . одна косточка;
апельсин круглый, а банан . длинный;
лимон кислый, а персик . сладкий;
апельсин больше, а мандарин. меньше

Игра «Доскажи словечко»
Развиваем чувство ритма. Хорошо если слово-отгадку ребенок нарисует или слепит.
Важен он, как господин,
Этот сочный. (апельсин).

Кислый — очень кислый он!
В чай к нам просится. (лимон).

Вот, на дереве красивом
Синим цветом манят. (сливы).

Пальчиковая гимнастика

На базар ходили мы

(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы, мизинцы
Много груш там и хурмы, безымянные
Есть лимоны, апельсины, средние
Дыни, сливы, мандарины, указательные
Но купили мы арбуз — большие
Это самый вкусный груз! пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

Фрукты
Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине: Дети делают ладошки «корзинкой».
Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы –
До чего красивы!
Посмотрите на ранет! Сгибают пальчики, начиная с мизинца.
Вкуснее наших фруктов нет! Гладят живот.

Фруктовая ладошка
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас, Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.

Зарядка

Руки поднимаем, яблоки срываем. Дети повторяют движения.
Руки опускаем. В корзину собираем. Дети садятся.
Руки поднимаем и в корзину убираем.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять, Дети повторяют движения.
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

Считалки

Над горою солнце встало,
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось.
Кто увидел — не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец, —
Ведь считалочке конец!

Стихотворения для заучивания и автоматизации поставленных звуков:

Абрикос

Ты на знойном юге рос.

Тебя солнышко ласкало –

Соки сладкие вливало,

Ветерок тебя трепал –

Аромат плодам давал.

Умывали тебя росы,

Проносились мимо грозы.

Вот и вырос абрикос –

Цвет нежнее, чем у роз,

С твёрдой косточкою гладкой,

Ароматный, вкусный, сладкий!

Рыжий, спелый абрикос

Рыжий, спелый абрикос

Нам с собой сюрприз принес,

У него внутри есть кость,

Если взять и расколоть,

То тогда найдем ядро,

Очень вкусно и хитро,

Как шкатулочка чудес –

Кушай с ядрышом и без!

автор: О. Шалимова

Душистая сладкая дыня

Душистая сладкая дыня

Ломтями лежит на столе.

Вот ломтик для маленькой Дины,

А этот достанется мне.

От корочки мякоть отходит,

Янтарного сока полна.

Глаз с дыни и киска не сводит,

Но любит ли дыню она?

Я ей ароматный кусочек

Отрезал и предложил,

Но пробовать Мурка не хочет,

И дольку я в рот положил.

Дынюшка

На припёке в огороде

Чудо дивное природы –

Серо-жёлтая на вид

А над ней – оса кружится,

На неё – пчела садится:

У всего, что здесь жужжит,

А коль так – она созрела.

Значит, ты берись за дело!

Поскорей её снимай,

На кусочки разрезай.

Все вокруг: и стар, и млад –

Поспешат на аромат!

Я от счастья просто млею –

Ем. Но капельку жалею,

Что ужасно тесен рот,

И совсем уж мал живот!

Принесли мне ананас

Помню я, как в первый раз

Принесли мне ананас.

У меня весеннее.

Стали все меня просить

Хоть кусочек откусить.

Он колючий – не хочу.

Вот прошёл всего часок,

И остался лишь кусок.

Я попробовать решила.

Ну, ребята, что тут было.

Стало мне обидно очень,

В День Рожденья, между прочим!

Что такую вкусноту

Расхватали на лету.

Четко поняла тогда,

Что хотя бы иногда,

Маму нужно слушать,

Что велели – кушать.

автор: Н. Губская

Поспевай же, ананас

Ананас растет на грядке –

Это знают все ребятки;

Чтобы нам понравиться,

И мечтает поскорей

Стать полезным для людей.

Поспевай же, ананас, –

Наслаждение для нас!

Лимончик желтые бока

Лимончик желтые бока

На солнышке согрел,

Он теплый и живой в руках

И очень-очень спел!

Его нарежем мы сейчас,

И будет лакомство для нас

На целый вечерок!

Апельсин как солнце светит

Апельсин как солнце светит,

Он на блюдечке лежит!

Он о море и о лете,

Всем ребятам говорит!

Ешьте дети апельсин,

Это солнца витамин!

Он лучист и ароматен,

И на вкус весьма приятен!

Апельсина сок хорош,

Когда жарко, его пьёшь!

Пьёшь и отдыхаешь!

Как меняется слива

платье за платьем

нет, не понравилось:

Вот надоело также и это, –

платье надела синего цвета.

сменить не успела:

пришла наша Катя

да сливу и съела.

Самый главный сладкий плод

В нашем садике растёт.

Он янтарный и душистый,

Крупный, круглый и хрустящий,

Есть с румяненьким бочком,

И с весёлым червячком.

Наша яблоня на диво

Много яблок подарила:

Очень сладких, ароматных,

И на вкус таких приятных.

автор: Т. Лаврова

Яблочко румяное, налитое соком

Конспект занятия «Фрукты» в средней логопедической группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Фрукты» (в средней логопедической группе)

Сахневич Наталья Александровна,

  • активизировать и расширять словарь детей по лексической теме «Фрукты»;
  • формировать умение согласовывать количественные числительные с существительными;
  • учить употреблять конструкцию Творительного падежа во фразовой речи;
  • упражнять в отгадывании загадок-описаний по лексической теме;
  • закреплять умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме;
  • согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе и падеже.
  • развивать общую и мелкую моторику; речевое дыхание; внимание, мышление и память;
  • воспитывать усидчивость, интерес к занятию; доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать в детях доброе отношение, чувство взаимопомощи.

Оборудование: фрукты, корзина, Ёжик, дорожка, карточки с изображением фруктов, карточки с контурным изображением фруктов к игре «Раскрась фрукт», карточка-сюрприз на каждого ребенка.

  1. Организационный момент.

— Сядет тот, кто скажет, сколько фруктов на картинке.

— Скажи полностью …3 чего?

— Где растут фрукты?

— Что из них можно приготовить?

  1. Основная часть.

Появляется ёжик с пустой корзинкой.

Ежик говорит, что хотел в саду набрать фруктов, но ничего не нашел, так как весь урожай уже собрали. Ежик просит помочь ему. Он очень любит разные фрукты, а какие, попробуйте отгадать и найти отгадки на листочках. Положите листочки перед собой.

  • Загадки-описания

— Он маленький, желтый, овальный, сочный, кислый… (лимон)

— Найдите лимон на листочке и обведите его пальчиком.

— Оно большое, круглое, красное, сочное, сладкое… (яблоко)

— Найдите яблоко и обведите его пальчиком.

— Он большой, овальный вытянутый, жёлтый, сладкий …(банан)

— Найдите банан и обведите его пальчиком.

— Она большая, треугольная, сочная, сладкая, (груша)

— Найдите грушу и обведите её пальчиком.

  • Ежик загадал нам такие хорошие загадки, давайте угостим его фруктами. Подойдите ко мне, возьмите по одному фрукту. (употребление конструкций Творительного падежа в предложении)
  • Я угощу ёжика яблоком. (Теперь ты…)
  • Я угощу ёжика …. (грушей, бананом, лимоном, яблоком) (Дети)
  • Угощайся ежик, а мы с ребятами еще фруктов соберем.

По дорожке в сад пойдем,

Много фруктов соберем. (Дети идут друг за другом по дорожке)

  • Пальчиковая гимнастика

Спелых яблок на сок,

Сочных груш на компот,

Апельсинов для варенья,

Сладких слив для угощенья,

Не забудем про бананы,

Принесет для нас их мама.

  • Физкультминутка.

А теперь, все вместе встали,

С ветки яблоки достали,

Положили их в корзинки,

Дружно выпрямили спинки,

Раз, два – повернулась голова,

Три, четыре – руки шире,

Друг на друга посмотрели

И тихонечко присели.

На свое место тот пойдет, кто фрукт ласково назовёт.

Уход с физминутки

  • Назови фрукт ласково

Лимон – лимончик яблоко — яблочко

Банан – бананчик груша – грушка

Апельсин – апельсинчик слива — сливка

  1. Продолжение НОД
  • Работа с картинками «Раскрась фрукт»

— У вас на столах лежат картинки с изображением фруктов. С помощью разноцветных кружочков, раскрасьте их.

А теперь назовите фрукт и его цвет.

— Молодцы, лимон всегда желтый, а груши и яблоки бывают зелеными и красными.

  • А вот так бывает или нет?
  • Яблоко квадратное. Нет.
  • Исправьте меня, скажите правильно.
  • Яблоко круглое.
  • Банан синий.
  • Лимон сладкий.
  • Груша растет на грядке.
  • У банана есть косточки.
  • Из апельсина варят суп.
  • Слива горькая.
  • Яблоко мягкое.
  1. Итог занятия

Ребята, вы много знаете о фруктах.

Ежик благодарит вас за угощенье и оставляет вам сюрприз.

Раздаю листочки и говорю: Листочки ручками не трогайте, они могут улететь.

  • Сдуйте листочек и увидите, что под ним прячется.

В свободное время обведете фрукты по точкам и раскрасите их.

Конспект фронтального занятия для детей с ОНР в подг. группе по лексической теме:«Фрукты. Сад»

Шерстобитова Алёна Николаевна,

МАДОУ Боровский детский сад “Журавушка”

Цель занятия: отработать лексико-грамматические конструкции и активизировать словарный запас на материале лексической темы: «Фрукты. Сад».

Обучающие:

– закрепление знаний детей по лексической теме: «Фрукты.Сад»;

Читайте также:  Конспект урока на тему Дифференциация Ё-Ю в слогах, словах

– формирование навыка правильного словообразования и словоизменения;

– формирование навыка образовывать относительные прилагательные;

– формирование навыка грамматически правильно строить предложения;

– закрепление навыка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– закрепление навыка согласовывать существительные с числительными в роде, числе, падеже;

– развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения.

Коррекционные:

– развитие моторики артикуляционного аппарата;

– развитие общей, ручной и мелкой моторики руки.

Воспитательные:

– воспитание интереса к содержанию занятия через занимательные упражнения и наглядный материал;

– воспитание усидчивости, настойчивости и целеустремленности при выполнении заданий через слово педагога,

– способствовать проявлению положительных эмоций.

Организация среды для проведения образовательной деятельности . Зеркала.

2. Предметные картинки с изображением фруктов для артикуляционной гимнастики.

3. Натуральные фрукты или муляжи.

6. Слайды с изображением грушевого дерева, фруктового кустарника, волшебника, магазина с фруктами.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие во «Фруктовую страну». Но так как наше путешествие сказочное, мы полетим на ковре-самолёте. (Дети подходят к ковру–самолёту и рассматривают его).

Основной этап

Логопед произносит волшебные слова:

Очутиться в новой сказке

Мы хотим, мы хотим

На ковре, на самолёте полетим, полетим.

Во время полета предложить детям закрыть глаза, понюхать воздух и потрогать руками облака.

Логопед. Раз, два, три наш ковер коснись земли.

Вот мы и прилетели в волшебную фруктовую страну, на фруктовую поляну. Впереди стоит грушевое дерево. На нем висят твердые груши.

Логопед. Дети, а как вы думаете, почему груши твердые? (Ответы детей).

Логопед. Мы же в сказочном мире!

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу». (Упражнение для жевательно-артикуляционных мышц).

Идем дальше. На пути встречается фруктовый куст, под которым стоит корзина с различными фруктами. Из-за куста раздается необычный голосок. «Детки, ваши щечки круглые, как яблочки». Надуйте обе щеки.

«Спрячьте сливу за щёку». Надуйте попеременно то правую, то левую щёку.

Вытяните губки вперёд узкой трубочкой и у вас получится «Круглая виноградинка».

Улыбнитесь, приподняв уголки губ вверх. Губы оставьте сомкнутыми и у вас получится «банан».

Гуляя по саду, мы увидели качели. Давайте покачаем наш язычок. Поднимайте язычок вверх и опускайте вниз, высунув его изо рта.

На качелях я качаюсь

Игра «Один – много»

Логопед. Я буду называть один фрукт, а вы много фруктов.

Логопед. Но так, как мы с вами в сказочной стране, здесь есть волшебник, который превращает большие фрукты в маленькие – сказочные.

Было большое яблоко, а стало маленькое яблочко

слива – сливочка (сливка)

Логопед. Поиграем с фруктами в прятки. («Чего не стало?»)

Апельсина, груши, яблока, ананаса, сливы, лимона, мандарина.

Логопед. В этой фруктовой стране, как и в нашей, есть магазины, на витринах которых лежат фрукты. Сосчитаем их.

Одно яблоко, два яблока…пять яблок;

одна груша, две груши…пять груш;

одна слива, две сливы…пять слив;

один абрикос, два абрикоса…пять абрикосов;

один ананас, два ананаса…пять ананасов.

Продолжая путешествовать по удивительной стране, наткнулись на стол с угощением.

«Вкусная игра»

На столе угощение: порожки, конфеты, варенье. Мы пригласили гостей. Гости сели за стол. Расскажите гостям, с чем пирожки, из чего варенье, и какие конфеты лежат в вазочке. Пусть гости сами выберут, что им больше нравится.

Варенье из яблок – яблочное.

Пирог из яблок – яблочный.

Конфета из яблок – яблочная.

Варенье из груш – грушевое.

Пирог из груш – грушевый.

Конфета из груш – грушевая.

Варенье из слив – сливовое.

Пирог из слив – сливовый.

Конфета из слив – сливовая.

Логопед. Наше путешествие продолжается, а что это за мешочек?

Дидактическая игра «Узнай на ощупь».

У меня в руках мешочек, а в нём лежат фрукты. Вы должны просунув руку в мешочек, взять фрукт и не глядя, назвать и описать его.

Логопед. Ребята, а у нас еще задание.

«Подружи словечки» (Составьте предложения по образцу)

Яблоки, в, саду, растут, сочные, красные. (В саду растут сочные красные яблоки.)

Бананы, на, растут, пальме, высокой.

Саду, в, нашем, фруктов, много, растёт.

Лимон, горький, полезный, но, очень, кислый.

Логопед. Дети, посмотрите на небо. Нарисуйте пальцами в воздухе свой любимый фрукт, а я его угадаю.

Логопед. Здесь очень интересно и удивительно. Но нам пора возвращаться в детский сад. Займите места на ковре-самолете. Скорее говорим волшебные слова:

Очутиться снова в группе

Мы хотим, мы хотим

На ковре на самолете

Подведение итогов

Логопед. Вот мы и вернулись домой. Ребята, вам понравилось наше путешествие? А в какой стране мы побывали? Что вам больше всего запомнилось?

Литература

  1. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика: Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста/ М.И. Лынская. – М.: ПАРАДИГМА, 2016.- 28. с.
  2. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет.-СПб.: КОРОНА принт, 2004.-80с
  3. Сидорова У.М. Учим слова и предложения. Речевые игры для детей 6-7 лет: В 5 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: Т.Ц Сфера, 2014.- 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь).
  4. http://logoportal.ru/zanyatie-fruktyi/.html
  5. https://infourok.ru/konsrekt-nod-puteshestvie-na-kovre-samolete-1303658.html
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/01/kartoteka-podvizhnyh-igr-i-palchikovoy-gimnastiki-po-teme-ovoshchi
  7. https://www.maam.ru/detskijsad/artikuljacionye-gimnastiki-po-leksicheskim-temam.html

«Свидетельство о публикации в СМИ» № 0005397

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Тема «Овощи» (1-я неделя). Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления

Е. Агранович

Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.

В сборник включены различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР, у детей дошкольного возраста. В соответствии с предложенным планированием занятий с сентября по май включительно специалисты совместно с родителями смогут эффективно корректировать речевые дефекты у детей.

Дидактический материал пособия ориентирован на «красные даты» календаря, на выполнение типовой Программы обучения и воспитания в детском саду, а также методические рекомендации, используемые в работе с дошкольниками с ОНР.

Для воспитателей логопедических групп ДОУ компенсирующего вида, воспитателей массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи, родителей.

От автора

В данном пособии представлено примерное планирование коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников по годам обучения с сентября по май включительно, а также — различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР в дошкольном возрасте.

Целью предложенного дидактического материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т.д., т.е. в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

В основу данного пособия положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника — игры. Данный материал ориентирован на «красные даты» календаря, выполнение Программы обучения и воспитания в детском саду и методические рекомендации, которые используются в работе с дошкольниками с ОНР. Дидактический материал также может быть использован воспитателями логопедических групп ДОУ компенсирующего вида и воспитателями массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи.

Примерное тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе ДОУ (ОНР, ФФНР)

Сентябрь

1, 2, 3-я недели – обследование ребенка специалистом.

4-я неделя – «Осенняя ярмарка. Сад-огород» (овощи, фрукты, ягоды).

Октябрь

1-я неделя – «Откуда хлеб пришел?»

2-я неделя – «Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы»

3-я неделя – «Дом. Мебель»

4-я неделя – «Лиственные деревья. Грибы»

Ноябрь

1-я неделя – «Домашние животные»

2-я неделя – «Перелетные птицы»

3-я неделя – «Звери наших лесов»

4-я неделя – «Осень» (обобщение).

Декабрь

1-я неделя – «Библиотека»

2-я неделя – «Зимующие птицы»

3-я неделя – «Хвойные деревья»

4-я неделя – «Новый год»

Январь

1-я неделя – зимние каникулы.

2-я неделя – «Зимние забавы»

3-я неделя – «Наш город. Моя улица»

4-я неделя – «Как звери зимуют» (дикие животные зимой).

Февраль

1-я неделя – «Игрушки. Русская народная игрушка»

2-я неделя – «Транспорт. Правила дорожного движения»

3-я неделя – «День защитника Отечества. Военные профессии»

4-я неделя – «Зима» (обобщение).

Март

1-я неделя – «Почта. Профессии»

2-я неделя – «8 Марта. Женские профессии»

3-я неделя – «Животные холодных стран»

4-я неделя – «Животные жарких стран»

Апрель

1-я неделя – «Перелетные птицы»

2-я неделя – «День космонавтики»

3-я неделя – «Школа. Школьные принадлежности»

4-я неделя – «Орудия труда и инструменты. Профессии» (обобщение).

Май

1-я неделя – «День Победы»

2-я неделя – «Сад, парк, луг. Лес — наше богатство»

3-я неделя – « Насекомые»

4-я неделя – «Весна (обобщение). Времена года»

Примерное планирование работы в старшей логопедической группе ДОУ (ОНР)

Сентябрь

1, 2, 3-я недели – обследование ребенка специалистом

4-я неделя — «Детский сад»

Октябрь

1-я неделя – «Овощи»

2-я неделя – «Фрукты»

3-я неделя – «Сад-огород. Ягоды»

4-я неделя – «Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Ноябрь

1-я неделя – «Домашние птицы»

2-я неделя – «Перелетные птицы»

3-я неделя – «Игрушки»

4-я неделя – «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья»

Декабрь

1-я неделя – «Зимующие птицы»

2-я неделя – «Зимние забавы»

3-я неделя – «Хвойные деревья»

4-я неделя – «Новый год»

Январь

1-я неделя – зимние каникулы.

2-я неделя – «Зимняя одежда, обувь, головные уборы.

3-я неделя – «Домашние животные»

4-я неделя – «Дикие животные наших лесов»

Февраль

1-я неделя – «Наша пища. Труд повара. Посуда»

2-я неделя – «Транспорт»

3-я неделя – «День защитника Отечества»

4-я неделя – «Зима» (обобщение).

Март

1-я неделя – «Ранняя весна»

2-я неделя – «Мамин праздник. Женские профессии»

3-я неделя – «Моя семья»

4-я неделя – «Перелетные птицы»

Апрель

1-я неделя – «Наш город. Дом»

2-я неделя – «Мебель»

3-я неделя – «Рыбы»

4-я неделя – «Комнатные растения»

Май

1-я неделя – «День Победы»

2-я неделя – «Весна. Растения луга и сада»

3-я неделя – «Насекомые»

4-я неделя – «Весна. Изменения в природе. Труд людей весной

СТАРШАЯ ГРУППА

Сентябрь

Тема «Детский сад»

(4-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

объяснить ребенку, для чего он ходит в детский сад;

совместно с воспитателями ознакомить с детским садом — его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом логопеда, физкультурным и музыкальным залами, при этом объяснить назначение каждой комнаты, а также познакомить с сотрудниками детского сада: логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой;

рассказать ребенку о правилах поведения в детском саду;

выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым.

Задание 2.Рассмотреть, какие игры и игрушки есть в детском саду.

Задание 3. Выучить стихотворение:

Мы приходим в детский сад — там игрушки стоят.

Паровоз, пароход дожидаются ребят.

Задание 4. Построить детский сад из строительного материала (кубиков).

Октябрь

Тема «Овощи» (1-я неделя)

Задание 1.Родителям рекомендуется:

рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;

обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет. );

совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.

Задание 2.Рассмотреть картинки с изображением овощей.

Задание 3.Отгадать загадки, выучить по выбору:

· Красная девица сидит в темнице, а коса – на улице. (Морковь)

· Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка)

· Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

· Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)

· Голова на ножке, в голове – горошки. (Горох)

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Звук (Р), Путешествие на сказочный остров

· Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)

· Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня ищи. (Капуста)

· Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Задание 4,Дидактическая игра «Большой – маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец – огурчик, помидор – помидорчик.

Задание 5. Дидактическая игра «Один – много» (образование множественного числа имен существительных): огурец – огурцы, помидор – помидоры.

Задание 6.Дидактическая игра «Подскажи словечко».

· Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

· Летом в огороде – свежие, зеленые, А зимою в бочке – желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас. (Огурцы)

Задание 7. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?

Что из него готовят?

Задание 8.Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными).

Морковь (какая?) – оранжевая, помидор (какой?) – .

Огурец (какой?) – овальный, репка (какая?) – .

Задание 9.Соединить линией овощи с соответствующей геометрической фигурой.

Задание 10.Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».

Мы капусту рубим, Мы морковку трем, Мы капусту солим, Мы капусту жмем.Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз. Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки/

Задание 11.Прослушать стихотворение.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат —

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке? (В. Коркин)

Задание 12.Прослушать стихотворение.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

Вопрос. Из чего хозяйка варила суп?

Задание 13.Вырезать картинки с изображением овощей и вклеить их в альбом.

Тема «Фрукты»

(2-я неделя)

Задание 1.Родителям рекомендуется:

рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;

обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.

Задание 2.Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.

Задание3. Отгадать загадки.

· Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)

· На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)

Задание 4.Дидактическая игра «Один – много» (образование множественного числа существительных): яблоко – яблоки, груша – . слива – . персик – . банан – .

Задание5. Дидактическая игра «Большой – маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко – яблочко, лимон – . банан – . апельсин – .

Задание 6.Подобрать родственные слова: яблоко – яблочко, яблоня, яблочный; вишня – вишенка, вишневый; смородина – смородинка, смородиновый; лимон – лимончик, лимонный.

Задание 7. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное.

Задание 8.Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану:

Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?

Что из него готовят?

Задание 9.Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один – одна – одно, два – две), одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона . пять лимонов; одна слива, две сливы . пять слив.

Задание 10.Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных): сок из яблока – яблочный; варенье из яблок – яблочное; сок из груши – . ; варенье из груши – . ; сок из апельсина – . варенье из апельсина – .

Задание 11.Дидактическая игра «Что где растет»: яблоко – на яблоне, слива – на . груша – на .

Задание 12.Отгадать описательную загадку.

· Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)

Задание 13.Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используются натуральные фрукты).

Задание 14.Вырезать картинки с изображением фруктов и вклеить их в альбом.

Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы на тему: Фрукты

Организационный момент
Воспитатель вносит в группу корзинку, прикрытую платочком
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла к вам с угощением, только вы сами угадайте, что это за угощение

Игра «Узнай на вкус»
Дети: банан, груша, яблоко, апельсин и т.д.
Воспитатель: Правильно, ребята, а как все это можно назвать одним словом?
Дети: Фрукты
Воспитатель: Правильно, это фрукты, а какие они фрукты?

Игра «Какой, какая, какое»
(дети называют прилагательные, относящиеся к тому или иному фрукту. Например: Банан сладкий, вкусный, желтый, легкий, спелый)
Воспитатель: Скажите, а где растут фрукты?
Дети: В саду, на дереве, на пальме
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру

Игра «Чего много?»
(Дети проговаривают полным предложением. Например: В саду растет много… яблок, на пальме много бананов и т.д.)
Воспитатель: Здорово! Скажите, а полезны ли фрукты?
Дети: Да!
Воспитатель: из фруктов можно приготовить много разных блюд и напитков, давайте побудем немного поварятами

Игра «Готовим из фруктов»
(дети проговаривают полным предложением. Например: я приготовлю варенье из груш, компот из слив и т.д.)
Воспитатель: Молодцы! Вижу, что мамочке вы помогаете готовить, а ваши мамы готовят варенье из различных фруктов?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте мы вспомним какое варенье готовит мама

Игра «Фруктовое варенье»
(детям по очереди предлагается называть фрукт и получившееся из него варенье. Например: Варенье из слив – сливовое варенье, варенье из персиков – персиковое варенье и т.д.)
Воспитатель: Хорошо, а умеете ли вы отличать фрукты от овощей
Дети: да (нет)
Воспитатель: А чем отличаются фрукты и вощи?
Дети: Фрукты растут в саду, на дереве или пальме, а овощи растут на грядках
Воспитатель: давайте поиграем в игру, где нужно собрать овощи в одну корзинку, а фрукты в другую

Игра – эстафета «Собирайка»
(Дети делятся на 2 команды. Посередине группы стоит стол, на котором лежат модели фруктов и овощей. Каждой команде дается корзинка. Одна команда собирает овощи, другая команда собирает фрукты)
Воспитатель: Для того, чтобы найти фрукты, нужно быть очень внимательным, посмотрите на картинки правильно ли собраны фрукты? Найдите лишнее

Игра «Четвертый лишний»
(детям предлагаются картинки, из которых необходимо выбрать лишний продукт, не относящийся к фруктам)

Воспитатель: Ребята, а вы любите есть фрукты?
Дети: Да
Воспитатель: А как их можно назвать ласково?

Игра «Назови ласково»
(воспитатель показывает детям картинки фруктов, дети по очереди называют их ласково. Например: яблоко – яблочко, банан – бананчик и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте подготовим наш язычек для проговариания скороговорки

Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Заборчик»

Воспитатель: проговорим скороговорку «В том саду живет садовник, он за сливами следит»
(Дети проговаривают)
Воспитатель: Хорошо мы сегодня поработали, а теперь угостим друг друга фрутами

Тренинг «Угощайся»
(каждый ребенок предлагает другому ребенку угоститься фруктом. Например: Маша, угощайся яблочком или Витя, эта груша для тебя.)
Дети говорят друг другу спасибо!

Задания логопеда по теме Фрукты

У многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи:

  • дети с трудом могут подобрать нужное слово,
  • неправильно употребляют предлоги,
  • неправильно изменяют окончания слов,
  • не согласуют слова между собой,
  • с трудом могут составить распространенные предложения и т.п.

А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.

Из опыта работы могу сказать, что упражнять детей в употреблении грамматических форм лучше всего на материале лексических тем.

Советы учителя-логопеда по формированию словаря и лексико-грамматического строя речи у детей по лексической теме «ОВОЩИ»

Упражнения для детей 4-5 лет

1. Рассмотрите с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Объяснить, что это все можно назвать одним словом «овощи», помочь запомнить обобщающее понятие «овощи».

2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.

3. По возможности показать и рассказать, где растут овощи.

4. Рассказать, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).

5. Упражнение «Назови цвет, форму» на согласование существительных с прилагательным.

Морковь (какая?) — оранжевая, овальная.

6. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.

1 помидор, 2 помидора, 3 . 4 . 5 помидоров.

1 огурец, 2 . 3 . 4 . 5 .

1 репа, 2 . 3 . 4 . 5 .

1 кабачок, 2 . 3 . 4 . 5 .

7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

8. Упражнение «Один-много» на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один помидор — много помидоров.

Одна морковь — много моркови.

9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

10. Упражнение «Измени по образцу» на употребление глаголов настоящего времени во множественном числе.

11. Упражнения для пальчиков «Засолка капусты» на развитие мелкой моторики.

Мы капусту рубим,

(резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)

Мы морковку трем,

(пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим

(движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем.

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)

12. Развитие слухового внимания. Послушать стихотворение и ответить на вопрос:

«Из чего хозяйка варила суп?»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковь, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковь, горох

Петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Что растет на нашей грядке?

13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

•Красная девица сидит в темницы, а коса на улице (морковь)

•Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.

К земле прирос крепко. Что это?

•Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

14. Развитие слуховой памяти.

Выучить стихотворение (любое).

Росточком была, все воду пила.

Словно сахар захрустела.

Лето прожила, много листьев сберегла,

А раздеться не смогла.

В огороде много гряд,

Тут и репа, и салат.

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас накормит круглый год.

Для детей 5-7 лет

1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Уточнить, как это все можно назвать одним словом.

2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.

3. Расспросить ребенка, где растут овощи.

4. Уточнить у ребенка, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).

5. Рассказать ребенку о труде людей осенью по сбору урожая овощей.

6. Упражнение «Назови цвет, форму» (Учим ребёнка согласовывать существительное с прилагательным).

Морковь (какая?) — оранжевая, овальная.

7. Упражнение «Посчитай» (Учим ребёнка согласовывать числительное с существительным).

1 помидор, 2 помидора, 3 . 4 . 5 помидоров.

1 огурец, 2 . 3 . 4 . 5 .

1 репа, 2 . 3 . 4 . 5 .

1 кабачок, 2 . 3 . 4 . 5… И так далее.

8. Упражнение «Назови ласково» (Учим ребёнка образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

9. Упражнение «Один-много» (Учим ребёнка употреблять существительные в родительном падеже множественного числа).

Один помидор — много помидоров. Одна морковь — много моркови. И так далее

10. «Как назвать много» (Учим употреблять существительного в множественном числе)

Репа — репы. И так далее.

11. Упражнение «Измени по образцу» (Учим употреблять глагол настоящего времени во множественном числе).

12. Упражнение «Измени по образцу» (Учим ребёнка изменять глаголы прошедшего времени по числам).

Что делал? — Что делала? — Что делали?

Сажал — Сажала — Сажали

13. Упражнение «Какой сок?» (Учим ребёнка образовывать относительные прилагательные).

Сок из огурца — огуречный.

Сок из моркови — морковный.

Сок из лука — луковый.

14. Упражнение «Какие овощи?» (Учим ребёнка образовывать отглагольные прилагательные).

Если вощи сварить, то они будут какие? — Вареные.

А если овощи пожарить, тогда они будут какие? — Жаренные.

Если овощи потушить, то они будут .

Если морковь парить, то морковь будет .

Если огурцы посолить, то они будут .

Если помидоры мариновать, то они станут .

Если капусту квасить, то капуста будет .

15. Развитие связной устной речи.

А) Составление предложений из слов.

Помидор, лежать, куст, под.

Картошка, расти, огород, в.

Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение «Закончи предложение»).

Мама почистила картошку, чтобы.

Мама помыла овощи, чтобы.

Мама купила свеклу, чтобы.

Читайте также:  Речевая карта для школьного логопункта

В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.

Морковь оранжевая, а огурец — зеленый.

Лук горький, а репа — .

16. Познакомить детей с многозначными словами.

Объяснить, что слово «лук» имеет два значения.

17. Развитие логического мышления.

•Я длинный, зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой?

•Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи.

•Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый,

А рубашка зелена, весь день на солнышке она.

18. Развитие слухового внимания.

Послушать стихотворение и ответить на вопрос: «Из чего хозяйка варила суп?»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковь, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковь, горох

Петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Что растет на нашей грядке?

19.Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков.

У Лариски две редиски,

У Алешки — две картошки,

У Сережки-сорванца — два зеленых огурца.

А у Вовки — две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибать пальчики из кулака, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

20.Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение.

В огороде помидор

Взгромоздился на забор.

Будто сам он — огородник!

Стыд тебе и позор!

Возмутилась тетя репа:

— Это глупо и нелепо!

Стыд тебе и позор!

Крикнул дядя огурец:

Стыд тебе и позор!

И скатился чин по чину

К огороднику в корзину! (Я. Бжехва)Считалочка

Как-то вечером на грядке

Репа, свёкла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали вкруг.

Рассчитались четко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять!

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать!

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ФРУКТЫ»

Для детей 4-5 лет

1. Рассмотрите с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Объясните, что это все можно назвать одним словом «фрукты».

2. Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

3. По возможности покажите и расскажите, где растут фрукты (в саду, на дереве).

4. Расскажите, что можно приготовить из фруктов.

5. Упражнение на согласование существительных с прилагательным. «Назови цвет, форму» Слива (какая?) — синяя, овальная.

Абрикос (какой?) — … И т.д.

6. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.

1 лимон, 2 лимона, 3 . 4 . 5 лимонов.

1 слива, 2 . 3 . 4 . 5 .

1 абрикос, 2 . 3 . 4 . 5 .

1 груша, 2 . 3 . 4 . 5 .

7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

8. Упражнение «Один-много» на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один апельсин — много апельсинов.

Одна груша — много груш.

9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

10. Упражнение «Закончи предложение» на употребление падежных форм существительного.

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного… (яблока). Мы съели все… (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной… (груши). Мы съели все… (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной… (сливы). Мы съели все… (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной… (вишни). Мы съели все… (вишни).

11. Упражнение «Назови варенье» (учимся образовывать относительные прилагательные).

Варенье сварили из яблок, оно будет называться .

Варенье сварили из груш, оно будет называться .

Варенье сварили из персиков, оно будет называться .

Варенье сварили из вишни, оно будет называться .

Варенье сварили из слив, оно будет называться .

12. Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху» на развитие тактильно-вкусовых ощущений.

Предложите ребенку узнать фрукты на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами.

13. Упражнение «Что где растет?» на образование однокоренных слов.

Яблоки растут на яблоне.

Груши растут на .

Сливы растут на .

14. Развитие связной устной речи.

Учимся составлять сложносочиненные предложения с союзом «а» по образцу.

Лимон кислый, а яблоко сладкое.

Лимон овальный, а яблоко круглое

. Лимон желтый, а яблоко зеленое.

(И так на примере всех фруктов.)

15. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

•Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко.

•На сучках висят шары,

Посинели от жары.

16. Развитие мелкой моторки.

Ориентация на листе бумаги.

На правой половинке листа нарисовать 3-4 маленьких фрукта, а на левой половинке листа нарисовать 3-4 больших фрукта.

Ответить на вопрос: «Что ты нарисовал(а)?» (Я нарисовал(а) яблоко и яблочко)

Если ребенок затрудняется сам нарисовать фрукты, то можно предложить ему обвести шаблоны фруктов, заготовленные Вами заранее из плотного картона. Можно использовать трафареты, которые продаются в магазинах или раскрасками

17. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот.

(левую ладонь держать «ковшиком»,

указательным пальцем правой руки «мешать» компот)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(левую ладонь держать «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешать» компот)

Галина Ломага. Конспект логопедического занятия. Тема: «Знакомство с домиком Язычка». Лексическая тема : «Фрукты». (старшая группа)

Г.В.Ломага Учитель-логопед высшей категории МБДОУ №19, руководитель городского методического объединения воспитателей ДОУ компенсирующего вида; г. Южно-Сахалинск; закончила в 1998г. Южно-Сахалинский государственный педагогический институт;
Занятия по преодолению речевых нарушений строятся по определенной системе, учитывающей характер и степень выраженности дефекта с обязательным учетом индивидуальных особенностей учащегося.
Основная задача работы – это формирование мыслительных операций над словом как единицей речи, развитие внимательного отношения к процессу «говорения».
Можно выделить два основных направления работы: развитие и совершенствование устной речи (произношения, лексики, грамматики) и коррекция нарушений письменной речи.
Во многом эта работа носит пропедевтический, предупреждающий, характер. К примеру, до начала изучения в рамках программы по родному языку частей речи, мы пытаемся научиться различать их, что называется, в потоке речи, т.е. на практическом уровне.

Скачать полный конспект

Я хочу представить конспект логопедического занятия.
Цель: познакомить детей с артикуляционными упражнениями; рассказать о звуках речи; продолжать знакомить детей с пальчиковыми упражнениями и массажными приемами; продолжать работу над просодическими компонентами речи; уточнить лексико-грамматические представления по теме «Фрукты»;учить детей образовывать слова с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным и увеличительно-пренебрежительным значением по теме «Фрукты»; вспомнить обобщающие понятия; начать знакомить детей со слоговой структурой слова; развивать слуховое внимание, мышление, память слуховую и зрительную, обоняние.
Оборудование: речевые палочки, зеркала (по количеству детей), карточки с символами артикуляционных упражнений, картинки фруктов (большие и маленькие), игрушечная кастрюля, фрукты, карточки с эмоциями (большие и маленькие), аромалампа с маслом апельсина или лимона, карточки с цифрами, кукла, чаша для фруктов, доска, карточки для выработки интонации.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
(Стоя).
Приветствие:
Логопед: Слушайте внимательней и повторяйте за мной.
Доброе утро! Птицы и звери!
Добрые люди, вставайте с постели,
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!

-Улыбнитесь мне и друг-другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково.

2.Объявление темы и цели занятия.
Л.: -Сегодня мы с вами познакомимся с домиком Язычка и еще поговорим вот о чем. А о чем- отгадайте . Сядет тот, кто отгадает загадки:
*Этот желтый плод растет
Там, где лето круглый год.
Он- как краешек луны.
Все вы знать его должны! БАНАН

*В саду растет, вкусна, как мед;
Сорви и скушай,
А зовется…ГРУШЕЙ.

*Лишь на юге созревает,
На бахче под небом чистым,
А потом нас угощает
Сладким ломтиком душистым. ДЫНЯ

*Круглое, румяное
С дерева упало,
Детям в рот попало. ЯБЛОКО

*Варенье солнечно, как юг,
На пирожки с повидлом- спрос.
В сушеном виде он –урюк,
А в натуральном- АБРИКОС.

– Как, все ,что вы назвали, называется одним словом? (Фрукты)
-Вот сегодня поговорим и о них. (Садятся)

3.Лексико-грамматическое упражнение «КОМПОТ».

Дети на базар ходили,
Много фруктов там купили.
Папа их потом спросил:
«Кто какой компот сварил?»

Л. – В этой кастрюле лежат фрукты .Вы будете подходить по очереди к столу , с закрытыми глазами вынимать фрукты и угадывать какой фрукт вы взяли. А потом скажите ,какой компот можно сварить из вашего фрукта.(Отвечают полным ответом : « Я сварил грушевый компот».)
– А теперь давайте сварим компот из 2-х фруктов (Показывает эти фрукты логопед) (Грушево – яблочный).

Игра с пальчиками(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; При этом ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы, Мизинцы
Много груш там и хурмы, Безымянные
Есть лимоны, апельсины, Средние
Дыни, сливы, мандарины, Указательные
Но купили мы арбуз- Большие
Это самый вкусный груз! Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.

5. Артикуляционная гимнастика.

(Повторить названия органов артикуляции, назвать и показать их с помощью речевой палочки (с зеркалом, без зеркала по демонстрации логопеда и без нее -на выбор).

Л.: -Сегодня мы пойдем в гости к Язычку. Он живет в домике. Этот домик-ротик. В нем живут звуки. Скажите ,сколько этажей в домике?
Первый этаж-это нижние зубы. Покажите их речевой палочкой и потрогайте своим язычком. На первом этаже живут гласные звуки: А О У Ы Э И.Назовите их еще раз.
Там же живет семейка свистящих звуков С З Сь Зь Ц –повторите их.
Второй этаж- это верхние зубы- покажите их палочкой. Здесь тоже живет много звуков. Некоторые из них любят шипеть и называются шипящими: Ш Ж Ч Щ.Еще есть звуки, которые любят петь звонкие песни –сонорные звуки-Л Ль Р Рь. Звуки Л Р с твердым характером; Ль Рь – с мягким. Назовем их. На втором этаже еще живут и другие звуки, но с ними мы познакомимся на других занятиях. Вот какой он домик звуков. А хозяин этого домика…Язычок.
Немного позже я вам расскажу Сказку Об Язычке. А пока …поиграем.

6.Динамическая пауза.
Игра на внимание «Апельсин, яблоко, банан».
Л.:- Когда называю фрукты делаем такие движения :АПЕЛЬСИН –большой палец соединяется в кольцо с указательным; ЯБЛОКО- кулак; БАНАН – ладонь руки раскрыта.
(Можно путать детей- говорить слива, а показывать банан).

7. Лексико –грамматическое упражнение по теме «Фрукты».

Упражнения «Фрукты для куклы».
Л.: К нам пришла в гости кукла Лена. Давайте угостим ее фруктами. Для этого их нужно назвать ласково.(Логопед показывает детям картинки, а те по очереди называют их ласково и складывают в чашу (муляжи фруктов).)
Полный ответ: «Я угощу куклу яблочком» и т.д.

Игра «Что спрятала кукла?»
Л.: – Посмотрите на картинки. Кукла хочет проверить, какие вы внимательные. Вы закройте глазки, кукла уберет одну картинку. А вы скажите какую картинку она спрятала.

Игра «Посчитай».
Л.: -Помогите кукле посчитать фрукты.(Логопед над картинкой с фруктом ставит картинку с цифрой от 1-5 и просит составить ответ по образцу (Пять груш)).

Игра «Продолжайте».
Л.: -Кукла решила сравнить фрукты между собой. Помогите ей. Закончите предложения.
Яблоко большое, а ананас…БОЛЬШЕ.
Апельсин кислый, а лимон КИСЛЕЕ.
Груша сочная, а мандарин СОЧНЕЕ.

Л.: – Жил-был Язычок. проснулся он рано утром. Открыл ОКОШКО. Посмотрел НАЛЕВО, НАПРАВО, ВНИЗ- нет ли луж, ВВЕРХ- есть ли солнышко. Закрыл ОКОШКО -жарко стало: ААА…Открыл снова -холодно стало: ДДД…Побежал язычок в ванную. Открыл дверь- заскрипела дверь ИИИ… «Надо дверь смазать»,-подумал Язычок. Открыл воду .Полилась сначала горячая вода ШШШ. Язычок отдернул руки «Ой!» Включил холодную воду. Горячая вода соединилась с холодной и водичка стала теплой ССС…Наконец он начал чистить зубы. Сначала верхние, затем нижние (ЧИСТИМ ЗУБЫ).Почистил зубы ,закрыл скрипучую дверь ИИИ…И побежал на кухню печь блины. Начал тесто месить ПЯ-ПЯ-ПЯ(губами), ТЯ-ТЯ-ТЯ (зубами).Посмотрим готово ли тесто?(ватной палочкой проверить «покалывая» язычок).Нет, не готово. Снова месим тесто и проверяем. Готово!
Испек Язычок БЛИНЫ. Съел их с ВКУСНЫМ ВАРЕНЬЕМ., запил молоком из ЧАШЕЧКИ.Посмотрел на ЧАСЫ.И решил пойти погулять.Во дворе стояла КАЧЕЛЯ. Покачался он на ней и отправился дальше.Что случилось дальше вы узнаете на следующем занятии.

9.Физминутка «Мы делили апельсин»
(Встать со стульчиков. Выполнять соответствующие движения)
Мы делили апельсин
Много нас, а он один

10. Работа над просодикой и дыханием.

Упражнение «Назови фрукт ласково»
Познакомить детей с картинками-символами разных эмоций :Весельчаком, Грустинкой, Злючкой, Малышом- удивлением. Затем предложить детям произнести фрукты на картинках с соответствующей интонацией.

Упражнение на развитие дыхания и обоняния.
Л.: -Ребята, вдохните через нос воздух с закрытыми глазами и скажите каким фруктом пахнет в нашей комнате? (Апельсин или лимон- использование аромолампы с соответсвтующими эфирными маслами)

Упражнение «Песенки гласных звуков» (на развитие речевого выдоха)
Проводится с использованием карточек. Логопед, читая стихотворение, поочередно демонстрирует детям карточки и изображением гласных звуков и их «песенок».Дети должны воспроизвести соответсвующую песенку.

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Ссылка на основную публикацию