Су Джок массажеры в логопедической работе

Упражнения с мячиком су-джок

Автор: Ольга Сахаровская

Су-джок – не простой мячик, его иголочки стимулируют моторные центры речи, а также активизируют иммунную систему.

Внутри мячика находятся пружинные колечки, массаж пальчиков и ногтей путем надавливания и прокатывания специальных точек активирует и гармонизирует работу внутренних органов и систем.

Как это происходит?

В представлении аюрведической медицины все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец).

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

  1. руки развести в стороны;
  2. руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
  3. руки развести в стороны;
  4. опустить руки.

7. Использование шариков для звукового анализа слов Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик – в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

9. Использование шариков для слогового анализа слов Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

  1. Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
  2. Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
  3. Универсальность – Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
  4. Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. Они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983

Применение массажера «МАССАЖНЫЙ ШАРИК» в логопедии и дефектологии

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Действительно, от того насколько хорошо развиты тонкие движения кистей зависит речь и интеллектуальное развитие человека. Все большое признание среди педагогов, логопедов, дефектологов приобретает су-джок терапия («су» – кисть», «джок» – стопа).

Одним из практических инструментов «су-джок» является массажный чудо-шарик с эластичными кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

Как показывает практический опыт применения су-джок терапии, она активизирует развитие речи ребенка, оказывает стимулирующее воздействие на речевые области в коре головного мозга, способствует коррекции произношения (автоматизации звука), развитию лексико-грамматических категорий, совершенствованию навыков пространственной ориентации.

Кроме того, систематический массаж и разнообразные игры с шариками и кольцами су-джок позволяют:

нормализовать мышечный тонус (что особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами, детским церебральным параличом, минимальной мозговой дисфункцией);

– активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга;

– стимулировать речевые области в коре головного мозга;

– повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность;

– развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.

Вот лишь некоторые способы использования массажного шарика и колец в коррекционной работе.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным шариком

1. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая шарик вперёд-назад.

2. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая шприк по ладоням.

3. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа шарик подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите шарик между ладонями, пальцы сцеплены в “замок”, локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Массаж пальцев эластичным кольцом.

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — я, вот и вся моя семья.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!

Кроме того, Вы можете делать малышу массаж и одновременно рассказывать занимательную сказку о «колобке», о «рукавичке» и т.д.

1. Прокатывание шариком по написанной букве.

Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.

2. Использование Су – Джок шаров

для развития памяти и внимания.

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

3. Составление цветовых комбинаций из шариков

разного цвета.

По инструкции ребенок собирает желто-зеленый шарик, красно-синий шарик, красно-желтый шарик и т.д.

Таким образом, в коррекционно – логопедической работе приемы Су – Джок терапии можно использовать в качестве массажа, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

В статье использованы материалы:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009;

2. Ермакова Е.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб. издательство Литера, 2008;

3. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995;

4. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

6. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983

Су-Джок терапия

Использование метода Су-Джок терапии для развития речи

Дошкольный возраст – это то самое время, когда активно начинает развиваться речь. И основными помощниками в этом выступают родители. Ребёнок от родителей слышит и учится произносить первые слова и фразы. Поэтому от того, сколько времени будут уделять родители общению с ребёнком, как правильно они будут с ним говорить, зависит и дальнейшее становление правильной речи.

В 1984 году южнокорейский профессор Пак Чже Ву предложил свою оригинальную методику, которая направлена на оздоровление организма. Она получила название – Су-Джок терапия. В переводе с корейского «Су» – «кисть», а «Джок» – «стопа». На кисти и стопе биологически активные точки находятся в таком же строгом порядке, в каком наши органы располагаются в теле. Этот метод поражает своим многофункциональным воздействием. Его можно использовать при лечении болевых синдромов и расслаблении организма.

Су-Джок – пластмассовый шарик-массажёр с маленькими шипами. Он поделён на две равные части. Внутри этого шарика лежат два колечка. Они сделаны из металлической проволоки, которая хорошо растягивается. Шарик нужен для массажа ладоней, а колечки – для массажа пальцев. Когда мы делаем массаж Су-Джоком, мы ощущаем лёгкое покалывание и расслабление. По методике профессора Пак Чже Ву точки, которые стимулируют речевые зоны, находятся на кончиках наших пальцев. Следовательно, нужно больше стимулировать эту зону, но при этом не забывать массировать и другие точки для поддержания здоровья.

У этого метода много достоинств:

  • высокая эффективность, которую доказали огромным числом положительных отзывов;
  • безопасность и возможность использования в любом возрасте;
  • доступность – использование в домашних условиях, детских садах, специализированных школах.

Используя этот метод в логопедическом саду, мы развиваем у воспитанников фонематический слух и восприятие, мелкую и общую моторику, пространственно-временные представления, звуковой и слоговой анализ слов, корректируем произносительную сторону речи, обогащаем словарь, расширяем словарный запас и закрепляем счётные операции.

В работе логопеда Су-Джок используют при дизартрии, ОНР – I, II, III, IV уровней, у детей с ЗПР, СДВГ и др. При проведении массажа педагоги используют материал в стихотворной форме. Это решает сразу несколько задач – массажный эффект и закрепление речевого материала.

Массаж шариком Су-Джок (ребёнок выполняет действия согласно тексту):
Я в руках катаю мяч:
Туда-сюда, туда-сюда.
Покатаю по ладони
И по тыльной стороне
И сожму его немножко в кулачке.

Читайте также:  Развитие связной речи (консультация логопеда)

Массаж колечками Су-Джок (ребёнок поочерёдно надевает колечко на каждый палец, при этом проговаривает слова):
Вышли пальцы на полянку, чтобы ягоды собрать.
Этот пальчик – гриб нашёл,
Этот пальчик – мухомор,
Этот пальчик – землянику,
Этот пальчик – только шишку.

Применение Су-Джок при автоматизации звука «Р» в слогах/в словах (ребёнок последовательно надевает кольцо на каждый палец, при этом чётко произносит слоги или слова):
Ра – ра – ра Работа
Ро – ро – ро Рот
Ру – ру – ру Рукав
Ры – ры – ры Рыба

Применение Су-Джок при изучении лексико-грамматических конструкций («Один – много», «Скажи ласково», «Антонимы», «Посчитай», «Какой?» и т.д.). Педагог передаёт шарик в руки. Ребёнок называет ответ и отдаёт шарик. Если дан правильный ответ, педагог берёт шарик, если нет, то он не берёт шарик до тех пор, пока ребёнок не даст правильный ответ.

Игра «Один – много»
Игра «Скажи ласково»
Игра «Посчитай»
Игра «Антонимы»
Игра «Какой?»

Цель: уметь образовывать признак от предмета. Педагог называет предмет и передаёт Су-Джок. Ребенок берёт Су-Джок и называет признак. Например, лето – летний, весна – весенний, солнце – солнечный.

Применение Су-Джок для развития внимания и памяти. Педагог даёт инструкцию, а ребёнок выполняет: возьми шарик в правую руку, переложи её в левую руку, а затем подними обе руки вверх.

Применение Су-Джок при звуковом анализе слова (используют красный, синий и зелёный шарики). Педагог произносит слово или показывает изображение предмета. Ребёнок выкладывает схему и объясняет свой выбор. Например, к – зелёный шарик, и – красный шарик, т – синий шарик.

Применение Су-Джок при развитии фонематического слуха:
а) педагог просит ребёнка, когда он услышит звук «А», взять шарик соответствующего цвета и поднять его вверх. Звук «А» – гласный, он обозначается красным цветом, соответственно нужно поднять красный Су-Джок. Если звук согласный, нужно поднять синий шарик. Педагог называет цепочку звуков: Б В О С А О А У Н А А;
б) педагог предлагает ребёнку взять шарик в руки и, когда он услышит слог «ПА», вместе с шариком хлопнуть в ладоши. Педагог называет цепочку из слогов: ПА НА БА ТА ПА НА ТА БА ПА.

Применение Су-Джок при изучении и закреплении предлогов. Педагог сажает любую игрушку (например, медвежонка) и просит ребёнка положить шарик за мишку, перед мишкой, около мишки. После просит проговорить, что он делал с шариком.

Игра « Составь предложение»

Эльвира Назимова, учитель-логопед
МБДОУ Д/с № 101, г. Ульяновск

Логопедическое развлечение «Веселые ладошки»

Логопедическое развлечение «Веселые ладошки» для детей с ОНР в старшей группе прислала Винограденко Ирина Михайловна – учитель-логопед высшей категории ДОУ №18 “Ивушка”, Украина, Луганская область, город Краснодон.

Логопедическое развлечение «Веселые ладошки» может быть проведено в старшей группе детей с общим недоразвитием речи, в качестве зрителей привлекаются родители или дети средней и младшей групп. В процессе проведения решается ряд задач: развитие мелкой моторики, координации движений, речи и музыки; развитие чувства ритма, памяти и внимания. В развлечении использованы нетрадиционные методы и приемы развития мелкой моторики, а также нестандартное оборудование (пластиковые решетки для раковин, губки, шнурки, конфетные обертки, мячики-попрыгунчики, шторные прищепки, прищепки для белья, венки с пристегивающимися на пуговицы цветами из ткани).

Звучит музыка, входят дети, их встречает бабушка c игрушечной кошкой.

-Здравствуйте, мои дорогие внучки и внучата, очень рада вас видеть, проходите, садитесь (дети садятся за столы). Я вам сейчас интересную историю расскажу про мою кошку. Жила кошка в большой, светлой, современной квартире, решила она как-то сделать ремонт.

-А мы покажем, как кошка делала ремонт (на столах решетки для раковин).

Дети выполняют пальчиковую гимнастику с помощью решеток.

Раз, два, три, четыре, (пальчики «шагают» по окошкам решетки)

Провела ремонт в квартире, (пальчики «шагают» по окошкам решетки)

Я пилила, (ребром ладони правой руки «пилят» по ладони левой руки)

Я строгала, (кулаком правой руки производят строгающие движения по ладони левой руки и наоборот)

Кирпичи я ровно клала, (ладонь правой руки накрывает тыльную сторону

левой и наоборот)

Я зову своих друзей, (пальчики «шагают» по окошкам решетки) Приходите поскорей. (пальчики «шагают» по окошкам решетки)

-Не успела кошка это сказать, а гости уже у ворот.

Звучит музыка, логопед поочередно выставляет на стол игрушки, а дети выполняют статические позы, изображающие этих персонажей, из пальцев

Лягушка (рука лежит на столе, большой, средний и безымянный пальцы соединены вместе подушечками, указательный и

Пчелка (рука стоит на локте, указательный палец вытянут вперед, остальные сжаты в кулак).

Жучок (рука свободно над столом, указательный и мизинец вытянуты вверх и немного в стороны, большой палец прижимает к ладони указательный и средний).

Паучок (ладонь правой руки накрывает тыльную сторону левой накрест, пальцы обеих рук расставлены в стороны).

Улитка (на ладонь левой руки кладется правая таким образом: указательный и средний пальцы вытянуты вверх и немного в стороны, большой палец прижимает безымянный и мизинец).

Собачка (ладонь правой руки параллельно столу, большой палец вытянут вверх, указательный согнут, средний и безымянный прижаты друг к другу, мизинец отведен вниз).

Бабушка с кошкой:

-А давайте устроим необычный праздник- праздник ладошек!

Покажите, крошки, мне свои ладошки (дети показывают)

Если вспомним песню.

Звучит музыка, дети ритмично выполняют движения с пением.

«Песня веселых ладошек» (на музыку Е.Макшанцевой «Дождик»)

Две ладошки у меня, (поочередные повороты ладошек, от себя, к себе)

Мы с ладошками родня, (хлопки)

Будем с ними мы играть, (сжимание и разжимание кулачков)

Будем пальчики считать, (пальцы обеих рук соединяются подушечками)

Раз, два, три, четыре, пять, (поочередное загибание пальцев)

Вместе весело играть. (хлопки)

Лягушка – попрыгушка очень любит играть с попрыгунчиками. Она их с собой принесла, давайте и мы с ними поиграем.

Дети берут мячи – «попрыгунчики» , левой ладошкой прижимают к столу.

Девочки и мальчики, (ладошка левой руки катает мяч по столу круговыми

движениями; затем перекатывает его к правой)

Очень любят мячики, (то же правой ладошкой)

По дорожкам их катают, (перекатывают мячик то к левой, то правой

Дружно деточки играют. (катают мяч между ладошками)

-Пчелка и паучок предлагают поиграть в «Летающие шарики» .

Логопед и бабушка растягивают веревку, на ней на ниточках висят небольшие пластиковые шарики, нужно назвать слово о том, какие бывают ладошки и щелкнуть по шарику пальцами.

Дети поочередно подходят, щелкают по шарикам, называют слова: ладошки мягкие, ласковые, нежные, маленькие, большие, бархатные, гладкие, теплые, холодные, веселые, чистые, грязные.

-Улитка-художница, принесла свой портрет.

Логопед выставляет портрет, на котором ярко выделена спираль улитки .

-Посмотрите, какая красивая спираль на ее ракушке, давайте мы попробуем выложить спираль улитки с помощью вот таких красивых шнурков.

Дети берут уменьшенные копии портрета и шнурки, звучит музыка, выкладывают шнурок по контуру.

-Собачка и жучок занимаются в музыкальной школе, они играют на необычных музыкальных инструментах и вам предлагают сыграть на волшебных пианино .

Дети берут поролоновые губки с приклеенными на них пуговицами, нажимают на них поочередно пальцами левой и правой рук, как на клавиши пианино, пропевают чистоговорки.

Я с букашками дружу.

-Вы, ребята, молодцы, чудесно играете!

Бабушка с кошкой:

-Кошка – хорошая хозяюшка, ремонт сделала, белье постирала, гостей принимала. Да вот остались у нее кирпичики после ремонта, не успела их сложить, давайте ей поможем.

Подвижная игра: «Кирпичи».

Выставляются две емкости с бутафорскими кирпичами.

Бабушка с кошкой:

-Ребята, будем переносить кирпичики весело, разделимся на две команды, носить по – одному, брать и нести кирпич нужно только двумя пальцами

(звучит музыка, дети играют).

-Белье кошка постирала, но развесить его не успела, будем помогать? Кто это сделает быстрее?

Подвижная игра: «Белье» .

Выбираются два ребенка, логопед и бабушка растягивают веревку, выносят два таза с бельем и прищепки, звучит музыка, дети вешают белье.

-Сейчас модно украшать двери своего дома различными венками, их изготавливают из колосков, травы, веточек сосны или ели, а мы с вами сделаем веночки для украшения кошкиной квартиры из цветов, кто быстрее справится?

Игра: «Веночек».

Логопед и бабушка выносят на 2-х столах венки с пришитыми пуговицами и цветы из ткани с прорезными петлями на них.

-Ребята, кто же самый ловкий? Нужно пристегнуть цветы к венкам.

Звучит музыка, дети пристегивают цветы к основе венков.

-А в это время проплывала по небу веселая тучка .

Бабушка выносит большую картонную тучу.

-Я тучка непростая, волшебная, ой, а где же мои разноцветные дождинки?

Помогите мне, ребята, найдите мои дождинки.

Дети подходят к столу, берут разноцветные веревочки-дождинки со шторными прищепками и прищепляют их к тучке.

-Ой, какой разноцветный дождик начался!

Чтоб не мокнуть под дождем,

В руки зонтики возьмем.

Звучит музыка, дети танцуют танец с зонтами.

-Ой, ребята, а дождик-то и вправду необычный – конфетный! Посмотрите, сколько конфет с неба упало! (на столах лежат цветные кусочки поролона и конфетные обертки).

-Давайте сделаем их красивыми и подарим кошке и ее друзьям.

Дети садятся за столы и заворачивают кусочки поролона в обертки.

Учитель-логопед: (сопровождает действия детей словами)

-А давайте, мои детки,

Дружно сделаем конфетки .

В руки фантики возьмем,

И закрутим крепко ушки,

Вот конфетки для лягушки,

Для собачки и жучка.

Для улитки, паучка,

А для пчелки леденцы,

Вы, ребята, молодцы!

Дети берут конфеты и относят кошке.

Бабушка с кошкой:

Дети стоят возле бабушки.

-Ну что же, ладошки,

Вы, ребята, отдыхайте

И ладошки подставляйте!

Звучит музыка, дети выставляют вперед ладошки, бабушка подходит к каждому ребенку.

Кошка (бабушка) поет:

-Что в ладошку положу,

Никому я не скажу,

Это будет наш секрет

И от кошечки привет!

Кошка (бабушка) кладет в руки детям настоящие конфеты.

Дети благодарят бабушку и кошку.

-Что ж, ребята, до свиданья,

Помашите мне ладошкой на прощанье!

Дети уходят, машут бабушке ладошками.

Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Логопедический досуг ‘Что? Где? Когда?’

Комитет по образованию Администрации Раменского муниципального района

МДОУ “Детский сад комбинированного вида №31”

“Путешествие по сказкам”

развлечение для детей старшей логопедической группы

Выполнила:

Лучкина Л.С. (учитель – логопед)

2013 г.

“Путешествие по сказкам”

Логопедический пункт посещают дети с различными видами речевых нарушений. У большинства из них есть отклонения в различных компонентах языковой системы: лексические затруднения, характерные грамматические и фонетические ошибки, недостаточна развита связная речь. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Поэтому основными задачами в работе логопеда можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею психических процессов. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и закреплялся при изучении других тем. Например: закрепление названий героев различных сказок и умения дифференцировать звуки. Данное логопедическое развлечение направлено на всестороннее развитие речи у детей и связанных с ней психических процессов. Обучение и закрепление пройденного материала осуществляется в игровой деятельности. Используются игры на ознакомление с окружающим, игры на формирование грамматической и фонематической стороны речи. Также включены задания, направленные на формирование звукопроизношения и игровые задания для развития зрительного и слухового внимания. Данный материал решает проблему коррекционных и общеобразовательных задач, а также сохраняет атмосферу положительной эмоциональности.

Цель: Закрепление пройденного материала.

Задачи:

1. Закрепить навыки произносительной речи;

2. Автоматизировать поставленные звуки;

3. Упражнять в звукобуквенном и слоговом анализе и синтезе;

4. Развитие мелкой моторики рук, укрепление мышц глазного яблока, развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, как профилактики дисграфии;

5. Упражнять в умении правильно подбирать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

6. Развитие логического мышления, через игровую деятельность

Оборудование:

Атрибуты:

  • костюмы: Бабы-Яги – взрослый.
  • Колобок – ребёнок
  • Репка – ребёнок
  • Петушок – ребёнок
  • Медведь – ребёнок
  • Волк – ребёнок
  • Золушка – ребёнок
  • Буратино – ребёнок
  • Нарядно одеты: 1 ребёнок
  • Машенька
  • 2 ребёнок
Читайте также:  Домашние задания логопеда по лексической теме Наше тело

Игры: – конверт с письмом

– «Отгадай, к какой сказке иллюстрация?» (Б. Я)

– «Собери последовательно иллюстрации к сказке» (репка)

– «Назови сказки, где герой – Петушок» (Б. Я. )

– «Собери скорлупу» (петушок)

– «Собери шишки» (медведь)

– «Найди Золушку» (ведущая)

Угощения раздаёт Буратино: конфеты – детям, яблоко молодильное – Бабе Яге

Музыка:

  • Песня «Лукоморье» – начало
  • Шум леса
  • Скрип открывающейся двери
  • Появление Бабы Яги
  • Песенка Колобка
  • Музыка для сбора скорлупы
  • Выход Медведя
  • Музыка для сбора шишек
  • Музыка для игры с туфельками
  • Песня «Буратино»
  • Заключительная плясовая

Развлечение сопровождается красочной презентацией, где изображены все этапы и герои развлечения.

ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ:

(Звучит песня «Лукоморье»)

Логопед:

Здравствуйте, мои дорогие

В гости к нам герои сказок спешат.

Они встречи с вами ждут.

Эта встреча не простая,

Эта встреча как урок.

Говорит старик старухе:

«Испеки мне колобок»

Где – же наш сказочный герой?

Ребёнок:

Кто-то бросил нам письмо.

Может это лучик солнца,

Что ласкает нам лицо.

Может это Воробьишка,

Логопед: А может быть, с героями сказок случилась беда?

Читаем письмо скорее тогда.

Ребята, нам пишет Колобок. Баба Яга заперла сказочных героев и держит в своей избушке, а отпустит лишь тогда, когда дети выполнят задания.

Поможем героям? Тогда нам придется отправиться в лес. И путешествие предстоит нам не простое, а волшебное с превращениями.

Первое превращение: Нам нужно изобразить мрачный, дремучий лес:

Шум деревьев –ш-ш-ш

Завывание ветра –у-у-у

Рычание медведя в чащобе леса –р-р-р

Хрюканье кабана под дубом вековым –хрю-хрю-хрю

Тявканье лисиц – тяв-тяв

Карканье стаи ворон – кар-кар-кар

Крик филина пролетающего над головой – угу-угу-угу

(Шум леса. Скрип избушки – открывающейся двери)

Что за скрип да кудахтанье?

Дети: Это, наверное, избушка бабы Яги.

Логопед: Значит Баба яга где-то близко.

(появляется баба Яга на метле)

Баба Яга: Безобразие! Устроили праздник да ещё без меня! Нехорошо. Думали, не учую? У меня нос – во! Не нос, а пылесос (чихает)

Дети: Будьте здоровы!

Баба Яга: Что, не боитесь меня?

Дети: Нет!

Баба Яга: Правильно! Кто веселится, тот и не боится!

Логопед: Баба Яга, отпусти, пожалуйста, сказочных героев. Ребята ждут с ними встречи.

Баба Яга: Сначала поиграйте со мной в мою любимую игру «Бюро находок» (предметы сказочных героев) или «К какой сказке эти иллюстрации?»

Логопед: Видишь, Баба Яга, ребята всё правильно отгадали.

Много сказок есть на свете.

Сказки эти любят дети.

А вот как они их знают.

Ты, сама сейчас узнаешь.

Баба Яга:

Я не верю, я проверю.

У меня вопросов семь.

Их задам ребятам всем.

На вопросы отвечайте,

Дружно сказки узнавайте, называйте.

В сказочке герой живёт:

Он не ёжик и не кот.

Он от бабушки с окошка

Прыгнул прямо на дорожку,

На язык лисе попал!

Логопед: Видишь, сказочку читали, и героя все узнали!

Баба Яга:

Что же, получите колобка.

Веселитесь с ним пока.

(появляется Колобок – ребёнок)

Колобок:

Вот и Я! Прикатился к вам друзья!

В сказке я своей пою!

Вспомним песенку мою?

Логопед:

Рады встрече, Колобок!

Гостем будь, располагайся.

Дети ждут второй вопрос.

Да и ты в игру включайся!

Баба Яга:

В огороде её сажали,

Чтобы вытянуть её.

В сад позвали всё зверьё!

Выросла она большая!

Как зовут, скажите сами!

(появляется Репка – ребёнок)

Репка:

Я Репка – золотистая,

Я сочная, душистая,

Кушайте меня, ребята!

Игра «Собери сказку»

Ведущая: Спасибо, уважаемая Репка. Присаживайся, гостьей будешь. Слушаем следующую загадку.

Баба Яга:

Я, ребята, к вам бегу!

Никак вспомнить он не может–

В каких сказках он живёт?

(дети называют сказки, в которых есть герой Петушок)

(появляется Петушок – ребёнок)

Логопед:

Ах ты, Петя-Петушок,

Детки сказочки все знают.

К себе в гости зазывают.

В сказках кто живёт, ребята,

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу?

(дети называют сказки, в которых есть герой Медведь)

(появляется медведь – ребёнок)

Я мишка косолапый, я по лесу иду

Шишки собираю, песенку пою

Я не пою, я плачу.

Решите мне задачу!

Кто – то на моей кроватке спал?

Всю кашу мою съел,

Сидел на моём стульчике

И стульчик мой сломал!

Ну, кто бы – это мог быть?

Кого мне здесь поколотить?

Дети: Это Машенька!

Медведь: Ну, я её! Вот только догоню!

Не плачь, Мишенька!

Не плачь, маленький,

Будет тебе стульчик новенький

Кроватка мягонькая! Кашка вкусненькая!

Поиграй лучше с ребятами.

Игра «Собери шишки»

Ведущая: Мишутка, оставайся с нами.

Кто у проруби сидит

И себе под нос бубнит:

«Ловись рыбка, большая и маленькая!»

А теперь он к нам идёт

Еле ноги волочит.

(появляется Волк – ребёнок)

Дети, заболел совсем я

Что это за невезенье

Я хвостом не шевелю

Кто обидел? не пойму.

Эх, ты, серый Волк, волчище

Иди к деткам через мост.

Там пришьют тебе твой хвост

Эта сказочка – урок!

И тебе пусть будет впрок.

У тебя печальный случай,

Сказка разуму научит.

Я на мачеху серчала

И горох перебирала,

По ночам при свечах.

А спала у печки я.

Хороша, как солнышко.

(входит золушка – ребёнок, с одной туфелькой в руке)

Ах, какой был чудный бал!

Сам Король там танцевал!

Но потом я убежала

Туфельку вот потеряла (вздыхает)

Логопед: Не грусти, золушка, поиграй с нами

Игра «Найди Золушку» – девочки снимают по одной туфельки, садятся на стул, мальчики отыскивают туфельку каждой девочке

Логопед: Проходи Золушка к ребятам. Мы все рады тебя видеть у нас в гостях.

Вот ещё один вопрос.

У кого же длинный нос?

Вёл с Мальвиною беседу

Носом он клевал варенье

Её испортил настроенье

(под музыку входит Буратиноребёнок, песня «Бу-ра-ти-но»)

К вам пришёл из сказки я

Все узнали вы меня!

Можно с вами мне дружить?

Я хочу вас угостить

Беги к ребятам Буратино, шалунишка

Да гляди, мне не балуй там слишком.

Ребёнок: Баба Яга не сердись. Возьми, пожалуйста, молодильное яблочко.

Баба яга: (съедает яблоко, танцует, молодеет)

Эколого-логопедический досуг «Разноцветная сказка» для детей старшей группы с нарушениями речи

Конспект досуга разработали

учителя-логопеды:

Мараханова Г.Ю.

Ярославцева А.Г.

Детский сад «Марьинский» находится в экологически чистом уголке Подмосковья на территории старинного липового парка имения Фонвизиных. Мы обладаем прекрасной ухоженной территорией в 2 га. Поэтому экологическое направление всегда было нашим приоритетом.

В 2017 году мы стали победителями конкурса на присвоение звания региональной инновационной площадки Московской области РИП-2017 по теме «Формирование развивающей предметно-пространственной среды экологической направленности «Дом природы на ладошке».

Открылись большие возможности для коррекционной работы для детей с ОВЗ.

Хотим предложить конспект эколого-логопедического досуга «Разноцветная сказка» для детей старшего возраста.

Коррекционно-образовательные цели. Обобщить знания детей по теме «Осень».Активизировать словарь, упражняя в подборе слов – признаков к слову «осень». Совершенствование грамматического строя речи (учить образовывать существительные в родительном падеже с предлогом с, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, согласование числительных с существительными)

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: листья клена, яблони, липы, дуба, березы, осины, рябины; корзинка с шишками и каштанами; письмо Лесовичка.

  1. Организационный момент. (Дети входят в экологическую зону леса)

Логопед: «Сегодня мы отправимся в увлекательную экскурсию в лес».

Учитель – логопед читает стихотворение:

« Осень на опушке

По листве тихонько

И зарделись клены,

В пурпуре осинки,

Логопед: «Сегодня мы пригласили вас, чтобы полюбоваться разноцветной сказкой осеннего леса и еще раз восхититься ее разнообразием и необычностью».

Логопед: А какой бывает осень?(Дети подбирают слова – признаки к слову «осень», называя ее золотой, пасмурной, щедрой…)

Логопед: « А теперь давайте прислушаемся к осени.Какие звуки вы слышите?

(Звуки осени: шуршание листьев, ветер, голоса птиц)

Логопед: Какие запахи почувствовали? (прелой листвы, пряной травы, дыма)

Логопед: А вы знаете, что осень имеет свой цвет?Правильно! Цвет осени – это цвет осенних листьев. Давайте рассмотрим листочки

Логопед: Выберите себе листочек, который вам понравился (спросить, почему выбрал именно этот листок)

Дыхательное упражнение

Логопед: Листочек положили на ладошку и напоминаю, что дуть нужно плавно, медленно, воздух вдыхаем носом, выдыхаем ртом не спеша.

Игра «Разноцветные листья»

Логопед: Вы узнали с какого дерева ваш листик?Покажите и назовите (дети показывают и называют деревья)

Логопед: А теперь покажите и назовите с какого дерева упал листик и вспомните какой это листок.

Ребенок. Этот листок упал с клена. Это кленовый листок. И т.д.

Логопед: Молодцы! Хорошо справились.

Игра «Посчитай»

Логопед: А теперь, дети, давайте посчитаемкусты, пни, листья, деревья, ветки…

Дети: Один кленовый лист, два кленовых …. пять кленовых листьев;

Один ореховый куст…… пять ореховых кустов

Один дубовый пень…… пять дубовых пней

Одно осеннее дерево…. пять осенних деревьев

одна еловая ветка…. пять еловых веток

Подвижная игра «Листья»

Логопед: Давайте представим, что вы превратились в осенние листья.

Дети выполняют упражнение.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в стороны

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают

И нам под ногами шуршат, шелестят Движения руками влево-вправо

Будто опять закружиться хотят. Кружатся на носочках

Игра «Составь узор» Составляем с детьми узоры из разноцветных листьев на асфальте

Игра «Кто быстрей ответит?»

Логопед: Кто является обитателями леса?

Звери: лиса, волк, медведь, олень, лось, белка, куница, кабан, ежик

– Кто укладывается спать на всю зиму?

– Кто меняет на зиму шубку?

– Кто делает запасы на зиму?

– Кто зимует под листвой, в коре деревьев?

Упражнения на развитие артикуляционной моторики «Лесные звери»

Логопед: Молодцы! А теперь давайте изобразим диких животных в осеннем лесу с помощью губ, языка, щек, щек. (Предлагается индивидуальный и подгрупповой показ артикуляционных упражнений)

Упражнения для губ и щек

Фыркающий еж (Вибрировать губами)

Трусливый зайчик (поднять верхнюю губу, обнажить верхние зубы)

Сердитый волк (оттянуть нижнюю губу, обнажить нижние зубы)

Упражнения для языка

Белочка, собирающая грибы большие и маленькие (язык присосать к небу(«Грибок»), открывать и закрывать рот, не отпуская его)

Мишка, облизывающий мед (Язык «Чашечкой», облизать верхнюю губу)

Логопед: Кто еще живет в лесу?

Птицы: сова, филин, кукушка, дрозд, дятел, сорока

Упражнение на развитие слухового внимания «Дятел и птенцы»

с воспроизведением ритмического рисунка

Логопед: В лесу можно часто увидеть лесного доктора – дятла

Логопед: Как он лечит? (Он стучит по дереву, ищет насекомых).

Вы слышали стук дятла в лесу? (дети показывают артикуляционное упражнение «Дятел»)

Давайте поиграем в игру «Дятел и птенцы». Я буду стучать язычком по бугоркам за верхними зубами, как дятел (Д), а вы будете за мной повторять: ДД; ДДДД; ДД Д; Д ДД; ДДД;

Логопед: Отгадайте загадку про еще одного лесного зверька:

На спине иголки

Острые и колкие.

А свернется он в клубок-

Нет ни головы, ни ног

Упражнение«Ежики-шишки»

Логопед: Посмотрите, к нам пришли ёжики и хотели бы с нами поиграть! (Берем ёжики – шишки из корзинки). Давайте мы возьмем по одной шишке в руку.

(Пальчиковая гимнастика с природным материалом)

Мячик-ежик мы возьмем, (берем шишку)

Покатаем и потрём (катаем между ладошек)

Ручкой ежика прижмем.

(Проговариваем 2 -3 раза)

Логопед: Дети, как называются эти плоды и с какого они дерева?

А теперь поиграем с каштанами

Упражнение «Каштаны»

Логопед: Держите каштаны крепко, катайте их вокруг друг друга, старайтесь не уронить.

Дети. Каштаны в ладошке я крепко держу,

Каштаны в ладошке кручу и верчу.

Я ловко катаю каштаны в ладошке,

Они убегают, как мышки от кошки.

Логопед: Вы были очень ловкими и не уронили каштаны.

Логопед: Отдохнули? А теперь в путь (логопед подводит детей к дереву с дуплом). Дети, какое интересное дупло, а в нем что-то лежит? Это письмо от старичка-лесовичка (логопед читает письмо)

Логопед: Старичок-лесовичок написал, что очень любит лес, волнуется и спрашивает, знаете ли вы правила поведения в лесу.

Читайте также:  НОД по теме ‘Знакомство с республикой Татарстан’

Дети: В лесу нельзя:

– громко говорить (кричать)

– включать громко музыку

– рвать с корнем цветы, грибы

– ломать ветки деревьев

– разорять гнезда, муравейники

– оставлять за собой мусор

– разбивать стеклянную посуду

Логопед: Молодцы! Лесовичок будет очень рад.

Логопед: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень? (Ответы детей)

Игра «Если осень не придет?»

  • Никогда бы не было коротких дней.
  • Не смогли надеть осеннюю одежду.
  • Не увидели золотую листву.
  • Не наблюдали за цветными листьями.
  • Не было бы листопада.
  • Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.
  • Не успели бы улететь птицы на юг.
  • Не было бы туманов.
  • Не летали бы серебряные нити паутины.
  • Не смогли бы поесть сладкой рябины.
  • Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
  • Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
  • Не убирали бы богатый урожай в огородах.
  • Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
  • Не лил бы осенний моросящий дождь.

Итог (Оценка работы детей)

Логопед: Куда мы сегодня ходили? О чем мы говорили? Что понравилось больше всего? Логопед оценивает каждого ребенка.

Логопедический досуг ‘Что? Где? Когда?’

Цели:

  • Систематизировать представление детей об окружающем мире (сезонных явлениях, об одежде, обуви, головных уборах, животном мире и особенностях обитания диких и домашних животных);
  • Расширить предметный словарь детей по изученным лексическим темам;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Доставить удовольствие детям.
  • Реализуется комплексно-тематический подход и интеграция работы специалистов;
  • Используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР);
  • Осуществляется плавный интегративный переход из одного вида детской деятельности в другой;
  • Проблемная ситуация решается разными способами;
  • Упражнения образовательной кинезиологии способствуют усиленной работе мозга и формированию ведущей руки (профилактика левшеств).
  • Изучение лексических тем «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Дикие и домашние животные», «Зима».
  • Чтение художественных произведений Е.И. Чарушин «Волчишко и др», «Про Томку», М.М. Пришвин «Ежик», В.Бианки «Первая охота», сказки «Три поросенка» С.В. Михалкова, «Заяц и еж», «Волк и лиса» бр. Гримм, «Медведь и солнце» Н.Сладкова.
  • Рассматривание иллюстраций художников И.Э Грабаря, И.И. Шишкина в альбоме Н.В. Нищевой «Четыре времени года».
  • Систематическое проведение упражнений по образовательной кинезиологии.
  • Систематическое проведение социоигр «Человек к человеку», «Четыре стихии», рус. нар. игр «Улиточка», «Маланья».

Материалы и пособия:

  • контуры зимних деревьев, вырезанные из картона¸ фанеры, пенопласта;
  • мягкие модули ( «сугробы»)
  • картинки с изображением теплых вещей: «шуба», «валенки»
  • разрезные картинки (на каждого ребенка), целая картинка разрезана на 5 частей
  • шапочка «сороки», маски «белых медведей»(5 шт);
  • картинки-схемы артикуляционных упражнений;
  • клубок с нитками;
  • детская рукавичка;
  • кусочки ваты;
  • голубой фонарь (голубая электрическая гирлянда);
  • ноутбук;
  • экран;
  • проектор;
  • презентация к занятию с «озвучкой».

Часть группового помещения оформлено как «зимний лес».

Логопед с детьми в другой половине группового помещения, где находится проектор и экран.

1. Мотивационно-ориентированный этап

Логопед загадывает загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

Правильно, это зима! Ребята, а вы заметили, что и к нам в город пришла зима?

слайд 1 «Зима в городе» (звуки шума города)

Как изменился город? (Он стал белым: на крышах и на деревьях лежит снег, на земле — белые сугробы)

А как изменилась одежда людей? (Люди надели шапки, пальто, шубы, теплые штаны, сапоги, валенки, шарфы)

Почему люди так одеты? (Потому что на улице холодно, и люди, чтобы не замерзнуть, одеваются тепло)

Люди не мерзнут в теплой одежде, а животные зимой? (они мерзнут).

Все животные мерзнут? (домашние животные не мерзнут).

Как домашние животные спасаются от стужи? (домашние животные живут под защитой человека, в теплых специальных помещениях).

Кто помнит, как называются эти помещения? (коровы живут в коровнике, лошади – в конюшне, свиньи – в свинарнике, овцы – в овчарне и т.д.)

Слайд 2 «Дикие животные зимой»

А что делают дикие животные для того, чтобы не мерзнуть? (они «меняют» летние шубы на зимние).

Логопед: Где обитают дикие животные? (в лесу)

Давайте, вспомним, как называются жилища у лесных зверей? (волк – в логове, лиса – в норе, медведь спит в берлоге, белка – в дупле и т.д.).

Логопед: Ребята, представьте себе зимний лес! Как вы думаете, красиво зимой в лесу?

Вы хотели бы попасть в такой лес и посмотреть, что там происходит зимой? Не страшно?

Тогда закройте глаза и вместе произнесем волшебные слова:

«Раз, два, три — повернись, в лесу зимнем окажись!»

(выключается свет, зажигается голубая подсветка – гирлянда. Дети переходит в зону «зимнего леса»).

Слайд 3 «Зимний лес» (звуки зимнего леса: звук дятла + нежная мелодия)

Логопед: Попробуйте рассказать о том, что происходит сейчас на зимней лесной полянке! (Все покрыто белым снегом. Не слышно никаких звуков, кроме стука дятла. Солнце искрится в снежинках. Зверей не видно, только цепочка следов говорит нам о том, что здесь пробежал заяц, а за ним кралась лиса).

Логопед: Здесь, действительно, красиво, но как холодно! Давайте, погреемся! (дети разводят руки в стороны, а затем обнимают себя, скрещивая руки на груди, чередуя руки: то правая сверху, то левая; а теперь погреем уши и нос, они тоже замерзли – упражнение «ухо-нос»)

Теперь можно идти дальше.

(Под мелодию со слайда)

Зайка скачет по кусточкам, скачут на обеих ногах, сделав «ушки»

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам, прыгают, сложив руки перед грудью

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка-косолапый, идут вперевалку

У него кривые лапы.

Смелый зайка не боится, бегут по кругу, виляя «хвостом»

Не поймать его лисице.

Логопед: Ох, как мы устали!

Где ж такое место есть, чтоб могли бы мы присесть?

Но все же, кажется, нашли — ведь не зря, же в лес пошли!

(дети садятся на мягкие модули, оформленные под «сугробы»)

Свет зажигается, но не весь.

Слайд 4 Сороки (звук стрекотанья Сороки)

Логопед: Вижу я: летит Сорока,

по прозванью — Белобока.

Закричала-затрещала:

Сорока (ребенок):

«Три сороки — тараторки тараторили на горке»

Логопед: Давайте поиграем с сорокой? Повторим ее скороговорку сначала шепотом, потом нормальным голосом, а потом громко! «Перетрещим» сороку! Хотите? (да)

Дети:

Три сороки-тараторки тараторили на горке!

Логопед: Ой-ой, хватит вам трещать!

Сорока! Начинай вещать!

Расскажи-ка лучше о лесных новостях.

Сорока:

Старый филин прочел в толстой книжке,

Что на Севере живут белые мишки!

От мороза они дрожат

И зимой, говорят, не спят!

А чтобы не замерзнуть, делают гимнастику!

Вот такую! Я покажу!

(показывает детям карточки)

«Улыбочка — трубочка» «Блинчик» «Чашечка»

«Вкусное варенье» «Качели» «Дятел»

Логопед: Бедные мишки! Им так холодно! Некому о них позаботиться! А как вы понимаете, что значит быть добрым и заботливым? (ответы детей)

Если человек заботится только о себе, сможет ли он быть по- настоящему счастливым? Почему? (ответы детей)

Что произойдет, если ваши родители будут заботиться только о себе? (ответы детей)

Трудно быть заботливым? Почему? (ответы детей)

А можно быть заботливым хозяином? (ответы детей)

А можно быть заботливым по отношению … к своим вещам? (ответы детей)

Вы знаете, как нужно заботиться о своей одежде? (ответы детей)

А как мы можем позаботиться о замерзающих мишках? (варианты ответов детей).

Логопед: Правильно! Надо взять теплые вещи и доставить их белым медведям!

Чтобы быстрее это сделать, нам надо объединиться в команды.

Объединение в команды:

На ковре в стороне лежат разрезные картинки на каждого ребенка. В собранном состоянии их две. Дети по картинкам объединяются в две команды, составив из карточек предметы:

  1. команда — шуба,
  2. команда — валенки

Каждая команда договаривается, где они сядут и начинают обсуждения. Вопрос к командам одинаковый: как надо заботиться о данном предмете одежды. Ребята договариваются, кто будет отвечать после обсуждения.

После ответов команды получают целую картинку предмета одежды.

Логопед: Да, вас можно назвать заботливыми, потому что вы умеете заботиться о вещах, и о бедных белых мишках!

Но как же мы попадем на Север?

Залетает Сорока (ребенок)

Сорока: (говорит быстро)

А я вам принесла волшебный клубочек. Мне моя бабушка сказала, что его надо размотать, но при этом, что-то говорить, а там что-то случится волшебное, но я не дослушала и полетела, поэтому не знаю, что будет дальше!

Логопед: Какая же ты невнимательная! Но мне кажется, я знаю, как нам помочь!

Чтобы преодолеть холодные снега, нам надо подобрать слова-родственники к слову «снег».

Мы будем передавать друг другу этот волшебный клубок, при этом разматывая его, и будем называть слово-родственник, а чтобы наша волшебная нить распускалась быстрее, надо всем встать в круг (все дети встают в круг).

(Снежок, снежный, снежинка, снегирь, Снегурочка, снеговик, заснеженный, подснежник, снегоход, снегопад).

Логопед: Но вот, клубок распустился: а в нем… волшебная рукавичка!

Я вижу, у вас замерзли руки! Я буду давать каждому из вас рукавичку, и вы согреете свои руки. Поиграем в игру «Скажи все наоборот».

В шапке тепло — в панамке … (холодно)

Осенью теплее — зимой… (холоднее)

Ворона большая — воробей… (маленький)

Сосна справа — береза… (слева)

На деревьях ветки длинные — на кустах… (короткие)

Лисичка идет — зайчик … (прыгает)

Зимой елка пушистая — а береза… (голая)

Днем в лесу светло — ночью… (темно)

Река широкая — ручей… (узкий)

Логопед: А вьюга разыгралась не на шутку!

(Выключается свет, опять голубая подсветка)

Физминутка: упражнение на дыхание: предлагает детям кусочки ваты, дети стараются дуть так, чтобы, «снежинки» не опускались на пол)

Логопед:

Снегопад в лесу прошел –

Все кругом бело.

Словно пухом из перины,

Стало все вокруг бело!

Поиграем со словом «белый»? (поиграем)

У меня варежки белые.

Света, а у тебя какая куртка? — …белая

А у Ильи какие сапоги? — …белые

(вопросы детям: дуб какой? — белый, снег какой? — белый, ветки какие? — белые, дорога какая? — белая, река какая? — белая, озеро какое? — белое, елки какие? — белые, поле какое? — белое).

Слайд 5 Север (звуки пурги)

Логопед: Вот мы и на Севере! Какие сугробы! Нам нужно их преодолеть! (дети идут по кругу: упражнение «Перекрестные марширование»)

Пока дети шагают, педагог надевает шапочки-маски на «белых медведей» (5 детей)

Слайд 6 «Белые медведи»

Логопед: Наконец-то мы и дошли до наших друзей, белых медведей! Покажите, какие вы грустные! (дети — «медведи» показывают своим лицом грусть).

Ребята, а вы улыбнитесь нашим новым друзьям (все дети улыбаются), отдайте ваши подарки (картинки) и выскажите ваши пожелания! (будьте здоровы, не болейте, живите долго, мы вам всегда поможем, берегите себя, закаляйтесь, чтобы не болеть).

Логопед: А теперь можно и поиграть всем вместе, чтобы согреться!

Игра «Дети-медведи»

(Дети договариваются с «белыми медведями», кто с кем будет в паре, затем «белые медведи» встают во внутренний круг, «дети» — во внешний. Под музыку «Как на тоненький ледок…» оба круга двигаются в разных направлениях. Музыка прекращается, напарники должны найти друг друга и выполнить указание: «Дети-медведи встали спиной!», затем указания меняются: «Встали правая рука к правой руке… левое плечо к левому плечу… правая нога к правой ноге… лоб ко лбу» и т.д.)

Логопед: Вам весело было играть с друзьями? Но, к сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. Может нам вместе сфотографироваться на память? ( «фотографирует»).

А теперь нам надо прощаться с новыми друзьями! В детском саду напечатаем фотографии и пришлем нашим новым друзьям — белым медведям.

«Раз, два, три повернись — в своей группе окажись!»

Гаснет свет. Звучит музыка. Дети переходят в учебную зону.

Слайд 7 «Детский сад»

В группе включается свет.

2. Рефлексивно-оценочный этап

Логопед: Ребята! Где мы сейчас с вами были?

Что можно сказать о нашем поступке?

А как понять поговорку: «Доброе дело — что дождь в засуху»?

Вам приятно было делать хорошее дело?

А теперь начнем изготавливать фотографии, мы ведь обещали выслать их на Север нашим друзьям!

Переход к рисованию или лепке белого медведя (по желанию детей).

Ссылка на основную публикацию