Развитие связной речи (консультация логопеда)

Развитие связной речи дошкольников логопедической группы

Связная речь – это изложение развернутого типа, которое имеет определенное содержание. Для связной речи характерна логичность и последовательность. Человек точно, образно и грамотно излагает свои мысли.

Это не просто слова в определенной последовательности или предложения. Это мысли, которые располагаются в последовательном порядке и связаны между собой. Они выражаются с помощью точных слов, а предложения выстраиваются в соответствии с правилами русского языка.

  1. Связность монологической и диалогической речи
  2. Характерные речевые недостатки
  3. Стимулирование речевой активности
  4. Задачи логопедических занятий
  5. Методы обучения связному высказыванию
  6. Обучение составлению описательных рассказов
  7. Рассказы, основанные на сюжетных картинках
  8. Типы пересказов
  9. Самостоятельный рассказ

Связность монологической и диалогической речи

Связной может быть как монологическая, так и диалогическая речь. У каждой из них есть особенность.

Диалогическая речь обычно наполнена односложными и неполными ответами. Предложения человека неполные. Он часто использует междометия и восклицания. Его речь яркая и выразительная. Также он активно работает мимикой и жестами. Чтобы речь была диалогической, нужно уметь правильно задавать и формулировать свои вопросы.

Также нужно подавать необходимые реплики, исправлять и дополнять собеседников. Диалог – это еще и умение спорить и рассуждать. Нужно мотивированно отстаивать свою позицию.

Монолог – это речь, которую произносит один человек. Монолог подразумевает развернутое изложение мыслей. Отдельные звенья повествования должны быть взаимосвязанные и четкие. Нужно уметь сосредотачивать свои мысли на главном. Не стоит увлекаться мелкими деталями. При этом важно говорить эмоционально и живо.

Развитие связности речи – это одна из главных задач работы с детьми. Опыт показывает, что без обучения дошкольники обычно редко осваивают такой сложный вид речевой активности, как повествование и описание, контекстная речь. Ведь с точки зрения психологии эта речь более сложна, чем обиходная или разговорная.

Каждого дошкольника нужно учить выражать свои мысли грамотно и содержательно. Ребенок должен уметь говорить последовательно и связно. Более того, речь детей должна быть выразительной и живой.

Связная речь – это продолжение мыслительного процесса. В ней выражена логика мышления детей, его способность мыслить и воспринимать услышанное. Также ребенок учится выражать мысли логически четко и правильно. Если дошкольник способен строить свои высказывания, можно судить о том, каков уровень развития его речи.

Способность рассказывать – это большая помощь в развитии ребенка. Ведь дошкольник приобретает возможность общаться с другими, он перестает быть молчаливым, меньше стесняется. Также это формирует уверенность в его силах.

Речевое развитие дошкольников заключается в том, что нужно целенаправленно развивать не только правильную, но и хорошую устную речь, которая возможна, учитывая особенности, связанные с возрастом и состоянием здоровья.

Основная задача связной речи – это коммуникации. Они осуществляются либо через диалоги, либо через монологи. Это две разных формы, у каждой из которых есть своя особенность, что и определяет применяемые методики их развития.

Формирование обоих видов речи очень важно для развития дошкольника и его речи. Это оказывает важную роль для всей системы формирования речевой активности детей. Связная речь основывается на всех способностях детей в изучении родного языка, его звукового строя и лексического запаса.

Характерные речевые недостатки

У дошкольников, которые входят в состав логопедической группы, есть характерные речевые недостатки:

  1. Они плохо знают обиходные слова или употребляют их не совсем точно. Активная их лексика наполнена глаголами и существительными.
  2. Они неправильно используют окончания падежей, смешивают разные видовые и временные глагольные формы, практически не владеют способами словообразования.
  3. Речь таких детей наполнена простыми предложениями. Они не умеют усложнять. Они используют подчиненные и сочиненные предложения в своей речи.
  4. Наблюдаются недостатки в произношении звуков, нарушена структура слова. Это не дает возможности овладеть синтезом и анализом звукового состава.
  5. Дети не знают многих обиходных слов, поэтому вынуждены заменять их на близкие по значению или звучанию.

Стимулирование речевой активности

Для речевой активности детей предъявляются следующие требования:

  1. Речь должна быть осмысленной. Ребенок должен хорошо понимать, о чем он говорит.
  2. Мысли передаются полностью, нет существительных, которые бы нарушали логику изложения. Отсутствуют также и пропуски.
  3. Речь последовательна.
  4. Словарь используется широко, в речи слышны антонимы и синонимы и другие лексические единицы.
  5. Речь подчиняется ритму, в ней отсутствуют долгие паузы.

Речь должна соответствовать правилам культуры изложения:

  1. Ребенок во время высказываний должен занимать спокойную и правильную позу, уметь обращаться к слушателям.
  2. Его речь должна быть выразительной интонационно.
  3. Она должна быть достаточно громкой.
  4. Произношение должно быть отчетливым.

Во время занятий можно использовать такие приемы, как:

  • оценивание речевой активности;
  • демонстрация наглядных пособий.

Мы стараемся находить такие сочетания разных приемов, которые были бы наиболее эффективными, чтобы повысить самостоятельность и инициативность в речи у дошкольников.

То, какие приемы используются для достижения этих целей, а также сам их выбор постоянно меняется по мере перехода на следующий этап обучения. Ведь на каждом этапе ставятся новые задачи. Также меняется и степень подготовки у самих детей, их активность и способность проявлять самостоятельность.

Главное внимание нужно уделить тому, чтобы определить уровень понимания детьми обогащенной речи.

Могут ли они дифференцировать разные словесные категории: могут ли они отделять прилагательные от существительных, а также глаголы.

Способны ли дети называть слова по вопросу, менять начальные словесные формы.

Задачи логопедических занятий

Педагоги в логопедической группе должны стараться выполнить следующие задачи:

  • развивать каждый речевой компонент;
  • развивать интерес к той деятельности, которая предлагается ребенку;
  • приобщать ребенка к познавательному процессу;
  • развивать разные представления у детей;
  • пополнять запас знаний дошкольников по окружающему миру.

Проектная деятельность позволяет максимально интегрировать несколько приемов в одно занятие. Логопед может проводить логопедические занятия и включать в них маленькие эпизоды деятельности разного вида. Воспитатели же могут интегрировать те или иные типы деятельности в свои занятия.

Интеграция – это то, что позволяет дать возможность ребенку начать думать и фантазировать, что-либо творить и узнавать, сочинять и общаться. Это наполняет лексический запас слов, развивает степень овладения грамматикой.

У дошкольников развиваются познавательные способности. Задания и вопросы от учителя заставляют дошкольников более активно использовать свой речевой опыт. Они начинают применять этот опыт в реальной жизни, а также в нестандартных для себя ситуациях.

Методы обучения связному высказыванию

Эти занятия должны включать в себя также разные методы традиционного и нетрадиционного характера. Главное – это стимулировать речевую активность дошкольников и развивать ее.

Если в занятия включить разные типы деятельности, можно достичь высокого уровня результативности, работая с дошкольниками, у которых обнаруживаются речевые нарушения. В итоге результаты получаются стабильно.

Вот какие приемы по развитию связности в речи можно использовать:

  • беседа с дошкольником с применением ярких иллюстраций, разнообразных интонаций, жестов и мимики.
  • чтение сказок и других произведений литературного искусства.

Воспитатель может задавать ребенку вопросы о том, что было написано в прочитанной сказке. Так можно понять, понял ли ребенок причинно-следственные связи в произведении.

  1. Видит ли он, почему произошло событие?
  2. Замечает ли он, кто виноват в произошедшем?
  3. Может ли ребенок дать оценочную характеристику действиям героев?

То, что ребенок умеет пересказывать рассказ своими словами, свидетельствует о понимании его смысла.

Есть разные темы, которые можно обсуждать: это экскурсии и книги. Также можно поговорить о мультфильмах и кино. Беседы можно проводить и по картинкам. Дошкольника нужно научить слушать собеседников, не перебивать их.

Также нужно учить следить за ходом чужой мысли. Во время разговора взрослый может постепенно увеличивать сложность вопросов. Начинать нужно с более конкретных вопросов.

Постепенно их можно усложнять. Это позволяет незаметно для дошкольника переходить к монологической речи. Вот пример, как можно усложнять беседу с ребенком.

Какие животные изображены здесь?
Лисица, медвежонок и волк.
Что ты можешь рассказать о волке?
Он злой. Серого цвета. Бегает в лесу. А ночью волки воют на луну.
А ты можешь рассказать что-нибудь о медвежонке?
Медведи большие. Они живут в берлогах. У них коричневый цвет.
А что ты можешь рассказать мне о лисице?
Лисичка всегда хитрит. У нее рыжий цвет и красивый хвост.
Ты где-нибудь видел этих животных в жизни?
Да, я видел их в зоопарке.
А какие сказки ты знаешь про этих зверей?

Обучение составлению описательных рассказов

Дошкольник приобретает навыки связной речи, учится говорить долг она одну тему, усваивает признаки разных предметов. Также это помогает ему пополнить запас слов.

Чтобы обогатить словарный запас, нужно учить детей подготавливаться к составлению описательных рассказов, напоминать им какие признаки могут быть у описываемых предметов. Сначала ребенок учится описывать единичный предмет. Затем он учится сравнивать однородные предметы по признакам. Он сравнивает деревья, фрукты, зверей – все, что близко его мышлению.

Рассказы, основанные на сюжетных картинках

Число картинок в сюжетной серии можно увеличивать постепенно. Каждую картинку описывают более подробно. Описание может состоять сначала из одного предложения. Но со временем ребенок должен научиться использовать и несколько.

В результате дошкольник должен понять, что рассказ нужно осуществлять в последовательности, основанной на расположении картинок. Нужно уходить от детского правила: что вспомнил, то и говори.

Составляем рассказ по одной картинке с сюжетом.

При составлении рассказа на основе одной сюжетной картинке, нужно подбирать иллюстрации, которые бы соответствовали следующим требованиям:

  • иллюстрация должна быть яркой и интересной ребенку;
  • сюжет должен быть легко понят детьми в этом возрасте;
  • на картине можно изобразить немного действующих персонажей;
  • не нужно подбирать картинки, на которых много разных деталей, которые не связаны с основным содержанием.

Можно попросить дошкольника подумать, как можно назвать картину. Он должен понять, каков смысл иллюстрации и определиться с тем, как он к этому относится. Предварительно можно подумать над тем, какое содержание беседы, и какие вопросы можно будет задавать воспитаннику.

Вот несколько примеров сюжетных картин:

Когда работа ведется над развитием способности пересказывать, у дошкольника формируется память и внимание. Также это положительно влияет на развитие логического мышления, пополняется активный словарь. Дошкольник усваивает грамматические речевые обороты, перенимает готовые образцы построения речи.

Пересказ также связан с тем, что дети знакомятся с новой информацией, что расширяет их кругозор, совершенствуя в целом способность вести содержательную монологическую речь.

Работая над пересказом текста, сначала нужно очень выразительно и не спеша зачитать его ребенку. Рассказ должен быть интересным, ярким и доступным для понимания. После этого можно спросить, интересный ли для дошкольника был рассказ.

Также можно задать уточняющие вопросы, чтобы понять, запомнил ли содержание рассказа ребенок. Нужно обязательно объяснить, что значат те или иные слова, которые пока ему не понятны. Перед тем, как зачитать рассказ второй раз, нужно попросить ребенка еще разок очень внимательно прослушать все, а затем рассказать своими словами.

Типы пересказов

Существуют и другие типы пересказов:

  1. Выборочный. Ребенок может пересказать только фрагмент услышанного текста.
  2. Краткий. Можно предложить ребенку опустить несущественные детали, которые не исказят суть всего рассказа. При этом нужно коротко передать содержание.
  3. Творческий. Дошкольник может дополнить информацию чем-то своим, проявив при этом немного фантазии. Чаще всего дети с удовольствием придумывают для рассказов альтернативное начало или конец.
  4. Без наглядной опоры.

Оценивая качество детских пересказов, нужно учитывать:

  • насколько полно ребенок передал сюжет;
  • были ли изложены события последовательно, использовал ли ребенок причинно-следственную связь;
  • старался ли ребенок во время пересказа использовать авторские слова или выражения, но при этом говорил ли он своими словами, чтобы понять осмысленность пересказа;
  • правильно ли ребенок строит предложения и употребляет их;
  • отсутствуют ли в его речи длительные паузы из-за сложностей в подборе слов.

Самостоятельный рассказ

Переходя к самостоятельному рассказу, нужно учитывать, что на это способны только дети с хорошей подготовкой. Это, в свою очередь, зависит от систематичности проводимых занятий. Чаще всего это связано с рассказами из личного опыта детей.

Такой рассказ заставляет дошкольника самостоятельно находить нужные слова, правильно выстраивать предложения и определять, в какой последовательности должны происходить события.

Поэтому сначала самостоятельные рассказы должны быть небольшими и связанными с реальными или наглядными ситуациями. Это поможет ребенку оживать словарный запас, поднимет мотивацию к выполнению упражнения и облегчит задачу.

Самостоятельные рассказы можно готовить на следующие темы:

  • день, проведенный в детском саду;
  • впечатления, полученные от посещения какого-либо мероприятия;
  • прогулка в лесу или еще где-нибудь.

Итак, сегодня разработано и опробовано много эффективных методик и способов формирования связной речи у дошкольников в логопедической группе. Все эти методики строятся на постепенном усложнении работы. Дети все больше должны проявлять самостоятельности в составлении предложений.

В результате их уровень сформированности связной речи повышается, что пригождается для усвоения основных программ образования дошкольников в детском саду.

Советы логопеда

Когда логопед отправляет ребёнка к невропатологу. >>

Речь родителей – образец для ребёнка. >>

Учим буквы с помощью манной крупы. >>

Семь развивающих игр с пуговицами. >>

Речь начинается со звукоподражаний. >>

Читаем книги – развиваем речь. >>

Восемь игр для развития грамматического строя речи. >>

Чем полезны игры с песком. >>

Шесть приёмов для развития связной речи. >>

Девять идей для пальчиковой гимнастики. >>

Игры для закрепления поставленного звука. >>

Что нужно знать родителям леворуких детей. >>

Стихотворения про осень для дошкольников . >>

Несколько советов, как помочь ребенку в развитии речи. >>

Памятка для родителей “Правила речевого дыхания”. >>

Памятка для родителей “Подготовка к обучению грамоте детей в возрасте 1-5 лет”. >>

Мимическая гимнастика для детей. >>

Рекомендации для родителей “Логопедические игры и упражнения”. >>

Памятка для родителей по развитию речи детей. >>

Консультация для родителей “Изучаем правила дорожного движения с детьми”. >>

Презентация к логопедическому занятию в старшей группе по лексической теме “Одежда”. >>

Активная гимнастика для развития мелкой моторики. >>

Упражнения для отработки звуков [ш, ж , щ, ч]. >>

Читайте также:  Интегрированное занятие Путешествие в Подземное царство

Для чего нужны занятия с логопедом. >>

Развитие речи детей. Советы логопеда на лето. >>

Советы логопеда родителям первоклассников. >>

Говорите с ребенком правильно! >>

Как подготовить ребенка к школе. >>

Критерии готовности к школьному обучению. >>

Развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи. >>

Игры на развитие речевого дыхания. >>

Консультация учителя-логопеда для родителей детей подготовительной группы “Речевая готовность ребенка”. >>

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания. >>

Методика работы с предложением. >>

Укороченная подъязычная уздечка. Что делать? >>

Мимическая гимнастика для детей. >>

Развитие глагольной лексики. >>

Консультация по развитию мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста. >>

Как подготовить ребенка к школе. >>

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания. >>

Консультация для родителей “С детьми играем – речь развиваем”. >>

Консультация логопеда “Если ребенок не говорит?”. >>

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. >>

Консультации для родителей “Развитие мелкой моторики у детей”. >>

Консультация логопеда для родителей. Тема : “Зима. Зимние забавы”. >>

Консультация для родителей “Развитие фонематического слуха у детей с общим нарушением речи, как часть работы по профилактике дисграфии”. >>

Развитие общей моторики детей с речевыми нарушениями. >>

Консультация для родителей “Развитие внимания у детей дошкольного возраста”. >>

Настольные игры, как средство развития речи. >>

Открытое занятие. Видео. >>

Игры и упражнения для развития связной речи. >>

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста. >>

Роль пальчиковых игр в развитии речи. >>

Автоматизация звуков в речи. >>

Консультация для родителей “Организация и проведение артикуляционной гимнастики”. >>

Памятка для родителей “Учимся слышать звуки и правильно их произносить”. >>

Развитие речи ребенка в 6 лет. >>

Советы логопеда на лето. >>

Фонематический слух – одна из составляющих речевого развития. >>

Формирование грамматического строя речи. >>

Формирование слоговой структуры слова. >>

Если у Вас возникли вопросы или предложения, заполните форму.

Ваше обращение будет рассмотрено в кратчайшие сроки. Результат обращения будет выслан на Вашу электронную почту.

Творческие проекты и работы учащихся

Благодаря долгосрочному проекту в ДОУ “Путешествие в страну красивой и грамотной речи” и созданным всеми участниками педагогического процесса необходимым условиям для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников, воспитанники старшей группы детского сада улучшат свои навыки речи.

Подробнее о проекте:

Педагогический творческий проект в ДОУ “Путешествие в страну красивой и грамотной речи” направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование активной родительской позиции на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей, организацию педагогического сопровождения ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.

Оглавление

Введение
1. Содержание и этапы реализации проекта.
2. Реализация основного этапа.
2.1. Работа с воспитанниками.
2.2. Работа с педагогами.
2.3. Взаимодействие с родителями.
Заключительный этап

Введение

Вопросы развития речи детей дошкольного возраста рассматриваются нашими учёными с различных точек зрения. Так, известный специалист в области детской речи Е.И. Тихеева раскрывает в своих работах основные направления руководства развитием речи детей. Особое внимание уделяет тесной связи речевого развития ребёнка с сенсорным: «…Развитие ощущений и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и речи…» (Основные положения методики развития речи детей).

Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли.

Уникальна по своему содержанию книга «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией О.С. Ушаковой (2001г.), которая посвящена развитию речи и обогащению эмоционального словаря. Традиционные методики развития речи дошкольников представлены А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, основополагающие идеи которых заложены в программах и методических пособиях сегодня (развитие диалогического общения). Разработкой проблемы диалога в современной науке занимается М.М. Бахрин. Учёный раскрывает все формы проявления речевой коммуникации («речевые жанры»).

Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева. Решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.

Результаты исследований данных учёных изменили подходы к содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях. Предпочтение отдаётся образовательной деятельности объединяющей разные виды деятельности (речевую, музыкальную, двигательную, изобразительное творчество) и самостоятельной художественно-речевой деятельности детей.

Изученные научные исследования в области речевого развития дошкольников позволили определить требования к реализации проекта, его эффективность в образовательной деятельности педагогов. Эти требования предусматривают необходимость использования наиболее эффективных путей формирования связной речи детей, комплексного подхода, принципа единого содержания образовательной деятельности для детей дошкольного возраста

Актуальность. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  3. развитие речевого творчества;
  4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

Страничка учителя-логопеда

“В нашей профессии не избежать трудностей, которые способствуют ещё большему развитию и совершенствованию профессиональных навыков. Каждый ребёнок по своему уникален и нет стандарта с помощью, которого ты можешь работать.
Необходимо подобрать к каждому ребёнку свой индивидуальный ключик. Если ты вложишь максимум усилий, частичку своей души,то только тогда у тебя всё получится. Другой вариант с детьми не проходит.”

Часы работы: понедельник – пятница с 7.30-13.30

Рекомендации учителя-логопеда родителям в период самоизоляции

Уважаемые родители!

В этом учебном году была проделана большая работа по преодолению нарушений речевого развития. Весь учебный год велась работа над звукопроизношением, обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания, самоконтроля и мелкой моторики. За учебный год были разучены стихотворения, чистоговорки, прочитаны и пересказаны множество текстов. Была проведена работа на дифференциацию (различение) согласных, имеющих сходство в произношении с целью предотвращения дальнейших ошибок на письме.

В связи с внеплановыми затянувшимися каникулами, родителям детей, которые занимались с логопедом, и сейчас нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за этот период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Потому этот период нужно использовать для закрепления пройденного материала. Особенно это касается детей, которые в этом году идут в школу.

Не стоит забывать и о книгах. Читайте больше. Пусть ребёнок перескажет вам рассказ, подумает и скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.

Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

Дистанционные ежедневные логопедические занятия для детей группы компенсирующей направленности с ОНР

Как заниматься с ребенком летом

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.

В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».

Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)

Надувать воздушные шарики;

Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;

Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;

Дуть на детские флюгера.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

Собирать, перебирать ягоды;

Помогать взрослому полоть грядки;

Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);

Играть с глиной, мокрым песком;

Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

В дождливые дни можно:

Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;

Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

Вышивать (крупным крестиком);

Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

Плести из бисера;

Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)

Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);

Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

Жевать боковыми зубами;

Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);

И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи.

Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)

Назвать слова с определённым слогом, звуком;

Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;

«Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);

«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка. »);

Переделать известную сказку;

Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);

Придумать продолжение сказки;

«Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);

Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …»,«Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) – помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.

«Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам.

«Доскажи словечко» – взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово.

Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход “по делам” или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:

– какими словами, красками можно описать время года;

– назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;

– расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;

– что он может делать(назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т.д.

Игра «Если бы, да кабы….». Ребёнку предлагается закончить предложение:

Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что….

Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….

Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…

Если бы я был мандарином, то я бы…, потому что…;

«Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в болезни, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

Играйте в слова, где изменяется только один звук : почка – дочка – точка – кочка…

«Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)

Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).

Разыграйте знакомую сказку “в лицах” с разной интонацией.

Ориентировка в пространстве

Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры «Прятки» – размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика; спрячь куклу за шкаф. Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под…,машина над …). Можно прятать и искать предметы по очереди со взрослым, но ребенок проговаривает все действия, правильно употребляя предлоги в предложениях (Я спрятал зайку под стул. Ты достала мишку из – под стола).

Закрепление произносительных умений и навыков.

Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных логопедом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая. Периодически повторяйте стихи, заученные с логопедом, демонстрируйте их всем родственникам, знакомым и соседям по даче. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его успехами!

Читайте также:  Приемы формирования фонематического восприятия

Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.

Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

Уважаемые родители! Помните, что у ребенка, как и у взрослого, может быть разное настроение и самочувствие. Никогда не приступайте к занятиям и играм в плохом настроении! Учитывайте личные особенности своего ребенка, привлекайте родительскую интуицию и желание помочь, чтобы вместе с малышом преодолевать речевые затруднения. Чаще ободряйте ребенка, хвалите и при маленьких успехах, тогда ему будет легче и интересней заниматься. Развивайте речь своего малыша с выдумкой, фантазией, играя, и Вы увидите, что Ваши труды будут вознаграждены будущими школьными успехами вашего ребенка.

Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером… Но:

Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

Солнечного вам лета и приятных впечатлений!

Желаю Вам творчества, терпения и настойчивости!

РЕКОМЕНДАЦИИ, РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ, ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Роль семьи в развитии речи ребенка

Для того, чтобы узнать правильно ли идет речевое развитие вашего ребенка, я предлагаю вам посмотреть информацию о том как должно идти речевое развитие в норме:

  • н а первом году
  • на втором году
  • на третьем году
  • на четвертом году
  • на пятом году
  • на шестом году
  • на седьмом году

Причины речевых нарушений:

Неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное их внимание к его речи

Недостаточная подвижность артикуляторных органов

Нарушение слуховой дифференциации звуков речи

Нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата

Что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна вашему ребенку?

  • Артикуляционная гимнастика

Автоматизируем поставленные звуки.

Трудный звук, ты наш друг:

Для чего необходимо развить мелкую моторику? Как эти упражнения способствуют развитию речи ребенка, развитию его мышления?

Развитие мелкой моторики

Что такое фонематические слух и для чего нужно его развивать?

Для чего необходимо развить речевое дыхание? Как эти упражнения способствуют развитию речи

  • Развитие речевого дыхания

Профилактика речевых нарушений

  • Первичная профилактика
  • Вторичная профилактика

  • Игры, направленные на развитие звукопроизносительной стороны речи и фонематического восприятия

Лексическая тема «Грибы»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: гриб, ножка, шляпка, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, опёнок, маслёнок, опята, мухомор, поганка, дерево, пень, лес, грибник, корзина, нож, сыроежка, грибница;
прилагательных: съедобный, ядовитый, червивый, белый, оранжевый, коричневый, рыжий, полезный, красивый, толстый, тонкий, высокий, низкий; глаголов: искать, находить, срезать, класть, перебирать, варить, жарить; наречий: быстро, медленно, вкусно, вредно, плохо; предлогов: на, под, из-под, из-за, возле, между.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
Упражнение «На¬зови ласково» (детям от 4 лет)
Гриб – грибок
Боровик – боровичок
Сыроежка – сыроежечка
Подосиновик – подосиновичек

Образование множественного числа существительных в Им.п.и Род.
Упражнение “Один – много” на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.
Боровик – боровики – много боровиков
Сыроежка – сыроежки – много сыроежек.
Опенок – опята – много опят. И т. д.

Образование прилагательных от существительных (гриб – грибной).
Игра «Скажи по-другому».
Суп из грибов — грибной суп.
Место, где растет много грибов— грибное место.
Пора, когда вырастает много грибов,— грибная пора.
Начинка из грибов — грибная начинка.
Пирог с грибами — грибной пирог.
Образование сложных слов
под березой – подберезовик
под осиной – подосиновик

Знакомство с многозначностью слов
лисичка-гриб, ласковое название животного

Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными. Для детей 6-7 лет усложняем задание прилагательным (один белый гриб…., два крепких опёнка…)
1 гриб, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 лисичка, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 опенок, 2 . 3 . 4 . 5 . И т.д.

Упражнение «Где спрятался грибок» (отработка предлогов)
Лисички под листочком, боровик за пеньком, опята около бревна…… и т.д.

Упражнение “Скажи наоборот, заканчивая предложение” на подбор антонимов.
Старый гриб большой, а молодой – .
У боровика ножка толстая, а у подосиновика – .
Опята съедобные грибы, а мухоморы – .

ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Самомассаж подушечек пальцев

(на каждую строчку – разминание подушечки одного пальца):
Вылезли на кочке мизинец
мелкие грибочки: безымянный
грузди и горькушки, средний правая рука
рыжики, волнушки. указательный
Даже маленький пенек большой
Удивленья скрыть не мог. большой
Выросли опята, . указательный
Скользкие маслята, средний левая рука
Бледные поганки безымянный
Встали на полянке мизинец

Пальчиковая гимнастика

“Я корзину в лес беру”

Я корзину в лес беру, одна рука – ладонь лежит на столе,

другая рука – кулак стоит на столе
Там грибы я соберу. На каждое слово первых двух строк

меняем положение рук одновременно.
Удивляется мой друг: Показывают удивление,
«Сколько здесь грибов вокруг!» разводят руки в стороны.
Подосиновик, масленок, Поочередно сгибают
Подберезовик, опенок, пальчики на обеих руках,
Боровик, лисичка, груздь – начиная с мизинца правой руки.
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
А мухомор не понесу. Большой палец левой руки
Пусть останется в лесу! отставляют, грозят ему.

Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

Этот гриб – любимец мой,
С ножкой толстой и прямой.
Красной шляпкой он накрылся,
Под осинкой схоронился. (Подосиновик)

Эти славные сестрички не едят цыплят.
Эти дружные сестрички рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки. (Лисички)

Стоит мужичок —
Коричневый колпачок. (Подберезовик)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я . (Подосиновик)

Пока дети — каждый в берете,
Повзрослели — шляпы надели. (Грибы)

Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. (Гриб)

Выучить стихотворение (любое)

Боровик.
По дорожке шли,
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
А. Прокофьев

Народная песенка
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб-боровик.

В лесу
Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну, а спелой ягоды там не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится – спать пора.
Н.Саконская

Маслёнки
Несмышленыши-маслёнки
Запелёнуты в пелёнки,
А маслёнки-старички
Носят все воротнички.

Белый гриб (Боровик)
Поддаваться не привык:
Целый день в лесу бродили
Все его не находили.
Наконец, нас пожалел он
И шагнул навстречу смело.
Ай да гриб, богатырь!
Вот ведь как раздался вширь,
С белоснежной крепкой ножкой
Еле-еле влез в лукошко!

Желтые Лисички
Елку стерегут,
Желтые Лисички
Нас к себе зовут.
Соберем их быстро
Мы без суеты,
Только вот скажите:
Где у вас хвосты?
Каждая лисичка
Быть должна с хвостом,
А иначе имя
Это ни при чем!

* * *
С красной шляпкой в белых точках
Здесь красуются грибочки.
Словно все сошли с картинки –
Так и просятся в корзинку,
Тут набрать их можно гору.
Да ведь это Мухоморы!
Очень гриб собой хорош,
Только нас не проведешь,
Потому что он, по слухам,
Вреден всем, не только мухам!

Рекомендации родителям по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Надежда Пахомова
Рекомендации родителям по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Уважаемы родители!

На этой неделе образовательный процесс в нашей группе состоится по теме «Лес. Грибы. Ягоды.».

На этой неделе наши занятия объединяются общей темой.

Цель проведения тематической недели: Ознакомление детей с грибами, ягодами (как выглядят, каковы их свойства и чем отличаются, уточнение условий необходимых для роста и развития грибов, ягод, польза и значение в жизни человека и животных, обогащение словарного запаса.

Для закрепления материала родителям рекомендуется:

– Рассмотрите с ребёнком иллюстрации и картинки леса, грибов и ягод.

– Побеседуйте о том, что в лесу растут ягоды и грибы. Ягоды растут на кустах или на веточках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве.

– Повторить обобщающие слова «грибы», «ягоды».

– Вспомните вместе с ребёнком о том, какие грибы и ягоды мы называем несъедобными.

Побеседуйте с ребёнком о том, какие блюда можно приготовить из грибов и ягод.

1. Предложите ребёнку рассказать о грибе по картинке – схеме

2. Предложите ребёнку рассказать о лесной ягоде по картинке – схеме.

3. Поиграйте в игру с мячом «Весёлый повар». (Вы называете блюдо, приготовленное из ягод, и бросаете ребёнку мяч; ребёнок называет то же блюдо, употребив прилагательное, и возвращает вам мяч)

Варенье из малины. – Малиновое варенье.

Варенье из земляники. – Земляничное варенье.

Варенье из черники. – Черничное варенье.

Варенье из брусники. – Брусничное варенье.

Компот из земляники. – Земляничный компот.

Компот из черники. – Черничный компот.

Компот из брусники. – Брусничный компот.

Повидло из земляники. – Земляничное повидло.

Повидло из брусники. – Брусничное повидло.

Повидло из ежевики. – Ежевичное повидло.

Пюре из клюквы. – Клюквенное пюре.

4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных): один мухомор — много мухоморов, одна малина — много., одна брусника — много., один подберёзовик — много …

5. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): гриб — грибок, грибочек; ягода —, мухомор -, подберёзовик – …

6. Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две) одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек; один мухомор, два мухомора. пять мухоморов; одна земляника, две земляники. пять земляник.

7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (объяснить, почему предмет лишний).

Белый гриб, волнушка, клюква, опята.

Черника, ежевика, мухомор, малина.

Подберёзовик, поганка, опята, подосиновик.

Малина, ежевика, клюква, волчья ягода.

8. Дидактическая игра «Есть – нет».

Мухомор – нет мухомора

Информационно-творческий проект «Лес, грибы, ягоды» Паспорт проекта: Вид проекта: Информационно – творческий, краткосрочный. Сроки реализации: 1 неделя. Участники проекта: дети старшей.

Календарное планирование тематической недели «Грибы. Ягоды» Цели: Формировать и расширять у детей словарь по теме. 24 сентября понедельник Утро: прием детей, игры, общение, утренняя зарядка, подготовка.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В лес по грибы и ягоды» Цель: Развитие познавательных интересов. Задачи: Закрепить знания детей об осеннем лесе, уточнить названия основных деревьев, грибов.

Конспект занятия по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста «Лес. Грибы и ягоды» “Лес. Грибы и ягоды”. Цель:продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и ягод и месте их произрастания; Задачи: Образовательные:.

Занятие по природоведению «Лес. Деревья. Грибы. Ягоды» Лес. Деревья. «И всюду звук, и всюду свет, И всем мирам одно начало, И ничего на свете нет, Чтобы природой не дышало…» Алексей Толстой.

Логопедические задания по лексической теме «Ягоды» 1. Что это? Назови одним словом: малина, клубника, черника, брусника 2. Отгадай загадки: Эту ягодку найдете ее в саду, а на болоте. Круглая,.

Развлечение «В лес по ягоды» по лексической теме «Лесные и садовые ягоды» Развлечение «В лес, по ягоды» Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием ягод, их свойствах и особенностях. Закрепить правила поведения.

Рекомендации родителям по теме «Зимующие птицы» Тема: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ (рекомендации родителям) 1. Гуляя вместе с ребёнком в лесу или в парке, понаблюдайте за птицами, покажите зимующих.

Рекомендации родителям по теме «Моя семья. Женские профессии» Лексическая тема «Моя семья, Женские профессии.» 1. Провести беседу: о семье, кто живет в семье, о том, что в первый месяц весны, Восьмого.

Конспект занятия «Дары леса — грибы, ягоды» Сентябрь 4 неделя тема: «Дары леса: грибы, ягоды» 1-ый день Понедельник 25.09.17 Временной отрезок Непосредственно образовательная деятельность.

Комплексное занятие для детей подготовительной группы по лексической теме «Грибы. Путешествие в осенний лес»

Презентация к уроку

Цель: Развитие у детей навыков совместной деятельности и коррекция эмоциональных реакций через взаимодействие в решении познавательно-речевых задач.

Образовательные задачи:

  • Обобщение и ситематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных растениях и животных.
  • Активизация и актуализация словаря по теме “Грибы”.
  • Формирование понятия “слово”.
  • Диагностика тонкой моторики руки, произвольности и зрительно моторной координации.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Совершенствовать речь как средство общения.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие слухового внимания.
  • Автоматизация произношения свистящих звуков.
  • Развивать чувство эмпатии, умения сопереживать другим;
  • Развивать пространственное воображение.
  • Совершенствование координации речи с движением.

Воспитательные задачи:

  • Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
  • Способствовать проявлению положительных эмоций.
  • Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия;
  • Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание).

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:

  • Способствовать проявлению инициативности и самостоятельности в процессе занятия у Рамиля, Оли, Егора, Ангелины;
  • Способствовать проявлению положительных эмоций у Аташа, Влада, Сони.
  • Автоматизировать звукопроизношение свистящих звуков в словах.

Планируемый результат:

  • В ходе игровой, коммуникативной, двигательной деятельности ребенок:
  • Проявляет интерес к познавательной, исследовательской деятельности.
  • Проявляет активность, творчество в выполнении различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи.
  • Инициативен в общении со сверстниками и взрослым.
  • Способен эмоционально сопереживать героям сюжета.
  • Способен планировать и согласовывать свои действия;
  • Применяет навыки словообразования и построения точного, грамматически правильного высказывания;
  • Применяет приобретённые навыки правильного произношения

Оборудование:

    Мультимедийное – компьютер (презентация по данной теме); музыкальный центр
  • Наглядное – бланки с методикой Н.И. Гуткиной “Домик”, подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши; прозрачные квадраты из методики Воскобовича

Музыкальное – диск с музыкой “Осенние звуки”

Ход занятия

Приветсвие, организационный момент

Цель: создание эмоционального положительного фона

Психолог. Здравствуйте, ребята! Мы очень рады вас видеть! Предлагаем поприветсвовать друг друга следующим образом. Мы будем вас спрашивать “Как живешь?” а вы будете отвечать дружным хором: “Вот так!” и жестом показывать нужные действия.

  • Как живешь?———– Показать оттопыренный большой палец
  • Вдаль глядишь? ——- Приложить ребро ладони ко лбу
  • Как бежишь? ——– Согнуть руки в локтях, выполнять ими жвижения вперед –назад.
  • А плывешь?—— Вытянуть руки вперед, затем развести их в стороны
  • Ждешь обед?—— Подпереть подбородок кулачком
  • Машешь вслед? —— Выполнить кистью ведущей руки двидения влево, вправо
  • Ночью спишь?—– Лечь щекой на сложенные вместе ладошки
  • А шалишь?—- Надуть щечки и хлопнуть по ним ладошками.

I. Путешествие в осенний лес

Цель: обобщение представлений о растительности леса; координация речи с движением.

Дети и логопед стоят по кругу. Логопед говорит: “Пошли мы на прогулку в осенний лес”. Все берутся за руки и ведут хоровод, а логопед продолжает: “Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку”. (движения по тексту). Пришли в лес, что растет в лесу (деревья, кустарники, грибы, ягоды). Что такое берёза, липа? (это деревья). А какие деревья вы еще знаете? (дети рассматривают картинки и называют)

II. Ознакомление с понятием “слово”.

Цель: активизация и актуализация словаря по теме “Грибы”; формирование понятия “слово”; совершенствование умения обобщать; обобщение представлений о животных леса.

Мы сейчас с вами произносили звуки, а если звуки собрать вместе, то что получится (слова) Каждое слово что то обозначает, но если звуки собирать не по правилам, то может получится каша из звуков. А что такое плим? (не знаем) и я не знаю. Я это только что придумала. Плим – это не слово, оно ничего не обозначает.

Деревья, кусты, грибы – это все слова. Слово – это то, что имеет обозначение.

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что только видит глаз –
Над нами и под нами
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
А.Шибаев

Ребята, помните что мы с вами куда отправились? (на прогулку в осенний лес) Мы говорили о деревьях растущих в лесу. А кто живет в лесу? Дети называют животных. Какое из этих животных колючее?). А что собирает ежик в лесу осенью? Посмотрите, а какие картинки появились на доске?(логопед выставляет предметные картинки грибов). Правильно – это грибы. В лесу растёт очень много грибов. Какие грибы вы знаете? Какие грибы вы видите на доске? (дети называют или повторяют за логопедом: подосиновик, подберёзовик, поганка, опята. ). Вот видите, сколько мы много слов новых назвали. Давайте поможем нашему ежику собрать запасы на зиму.

Цель: развитие общей моторики; развитие слухового внимания.

Дети стоят в кругу, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, – перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки.” Собирают ягодки” – кончики пальцев соединяются, “срывают ягоды”.

По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадётся волк –
Превратится ёж в клубок.

Ежик благодарит вас за помощь, мы с вами помогли сделать запасы на предстоящую долгую, холодную зиму.

Далее идем по осеннему лесу, и услышали кто –то кричит “Ау!”. Это значит нас зовут на помощь

III. Игра “Эхо”

Цель: развитие речевого дыхания

Дети повторяют за ведущим

Мы в лес пойдем, грибов найдем
И громко позовем: “Ау- ау – ау!”

Упражнение повторяется 3-4 раза. “Ау” произносится громко, тише, тихо, шепотом.

IV. Появление Ворона Метра и Малыша Гео

Цель: развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

Ребята, послушайте, нам отзываются! Давайте посмотрим, кто же это?Появляется Малыш Гео. Он знакомиться с детьми. Малыш Гео отправился в лес за грибами, и никак не мог выйти из него. Ему на помощь пришел Ворон и его помощники- Нетающие льдинки озера Айс. Озеро Айс находится в лесу. Но Гео никак не мог понять чем льдинки могут помочь ему в пути. Он покрутил их в руках и вернул Ворону. А Ворон рассказал сказку об удивительном квадрате, который как по волшебству превращается то в Домик, то в Лодочку, то в Самолетик. Но в лесу есть и опасности – это Незримка Всюсь. Вреда не причиняет, но мешает изо всех сил; а незримка, потому что его не видно.Ворон раскидал крылом Нетающие льдинки, а потом из пластинок сложил домик. И появился домик, в котором было все: и огонь, и еда и теплая постель. Малыш уснул, но всю ночь Всюсь мешал ему. Утром домик растаял, на траве остались лежать нетающие льдинки. Теперь давайте, мы с вами тоже сложим такой же домик. Берите льдинки и начнем.

Малыш Гео продолжил свое путешествие по лесу и вдруг увидел домик Лесника. Давайте нарисуем домик Лесника, а Лесник выведет Гео из леса.

V . Диагностика зрительного моторного восприятия

(умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, особенности развития произвольного внимания, пространственного ориентирования, сенсомоторной координации и тонкой моторткт руки. ) Методика Н.И. Гуткиной “Домик”

Оцениваемые УУД: регулятивные УУД – умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свое действие по результату.

Детям предлагается рисунок и дается инструкция: “Нарисуйте, точно такую же картинку рядом на этом листе (справа от рисунка). Не торопитесь, будьте внимательны, постарайтесь, что бы ваш рисунок был точно такой же, как на образце.

По ходу выполнения задания необходимо фиксировать:

  • какой рукой рисует ребенок ;
  • как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком – образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него рисует по памяти;
  • быстро или медленно проводит линии;
  • отвлекается во время работы;
  • высказывания и вопросы во время рисования;
  • сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить , проверить все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, и это должно быть зарегистрировано.

Обработка и анализ результатов:

Обоаботка эксперементального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими:

Отсутсвие какой –либо детали рисунка (4 балла) . На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.

Увелечение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь)

Неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки из которых состоит левая (правая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если же часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к к олечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисованна правильно, то дым оценивантся в баллом. Неверное воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием линии домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую- либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30 0 отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).

Отклонение прямых линий более чем на 30 0 от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30 0 ) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30 0 от горизонтальной линии.

Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В этом случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается как “0” баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при итерпритации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого (методика рассчитана на детей в возрасте 5-10лет). Так, дети 5 лет почти не получают оценку “0” из- за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или “лохматые” линии могут свидетельствовать о состояния тревожности. Однако, чтобы делать вывод о наличии у ребенка тревожности, необходимо подтвердить это специальными методами по определению тревожности.

Если при копировании рисунка ребенком имеются значительные нарушения или серъезные дефекты изображения, которые не могут быть объяснены просто неразвитостью графических навыков ребенка.

VI. Подвижная игра “Гриб- дерево- ягодка”.

Цель: развитие общей моторики; развитие слухового внимания.

Лесник и Малыш Гео прощаются с детьми и уходят.

Ребята, а теперь давайте с вами отдохнем и поиграем в игру.

Дети бегают под музыку врассыпную по комнате, помахивая руками, как крыльями. Когда ведущий говорит: “Гриб!” – дети приседают; “Дерево!” – замирают, подняв руки вверх; “Ягодка!” – встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх.

VII. Релаксация “Дубы и березы”.

Цель: снятие психомышечного напряжения; развитие речевого дыхания

Мы сегодня с вами путешествовали по лесу, а хотите сами превратиться в деревья и стать “ волшебным лесом” Психолог говорит: “Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: “Ы – ы – ы”.

А сейчас превратитесь в березы. Березу раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом: “Ы – ы – ы” ”.

Логопед говорит: “ А теперь возвращаемся в детский сад.”. Все берутся за руки и ведут хоровод, а логопед продолжает: “Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку . Шли, шли и в сад пришли!

VIII. Рефлексивный (подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания ).

Обсуждение прошедшего занятия. Дети делятся делятся впечатлениями от проведенных игр и упражнений.

Ритуал прощания “Эстафета дружбы”

Цель: создание после занятия атмосферы любви, заботы, внимания к каждому ребенку.

Взятся за руки и передавать, как эстафету, рукопажатие. Начинает психлог: “Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет”.

Список литературы.

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  2. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/ под редакцией В.В Воскобовича, Л.С. Вакуленко.- М.: ТЦ Сфера, 2015
  3. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2014
  4. Е.Г. Молчанова, М.А.. Кретова Речевое развитие детей 5-7 лет в логопункте.- М.: ТЦ Сфера, 2014
  5. Л.А.Мартыненко, Л.Д.Постоева Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет. Программа психолого- логопедических занятий.- СПб.: Речь : М.: Сфера,2010
  6. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина,Т.В. Туманова, А.В. Лагутина. Коррекция нарушений речи. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- 4 изд.- М.: Просвещение, 2014
  7. Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: Модели комплексных занятий.- Волгоград:Учитель, 2013
Ссылка на основную публикацию