Специфика работы логопеда в 1 классе

Работа учителя-логопеда в 1-м классе по коррекции звукопроизношения

Тема: Звук и буква М.

Задачи:

  1. Способствовать формированию навыка правильного произношения звука М в словах. Формировать умение соотносить звук М с буквой.
  2. Развитие органов артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв. Развитие зрительного восприятия. Совершенствование пространственной ориентировки. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие связной речи. Активизация словаря.
  3. Воспитание мотивации учения.

1. Организационный момент

2. УПР.

  • Сегодня у нас необычное занятие. Мы с тобой отправимся в морское путешествие.
  • На чем мы поплывем? (На корабле)
    Построим его из пальчиков.
  • Итак, наш корабль поплыл по морю (УПР). Вдруг подул ветер (дыхательные упр) и на море заходили волны (УПР)

4. Артикуляционная гимнастика.

Вдали показался маяк.

  • Ты знаешь: для чего нужен маяк?
  • Он показывает кораблям дорогу условными сигналами.
  • Наш маяк подает такие сигналы.
    “Улыбочка”
    “Бублик”
    “Трубочка”

5. Характеристика звука М

Наш корабль удачно обогнул мель и поплыл дальше, гудя М-М-М.

Какой я звук, отгадай-ка, друг,

Я согласный, звонкий, твердый,

Меня услышишь в словах: МОРЕ, КОМ (М)

А) артикуляция.

  • Что делают губы? (Сжимаются)
  • А ветерок? (Выходит через нос)

Б) характеристика.

  • Скажи, почему М согласный?
  • Мешают ли губы? ПРЕГРАДА, НИТОЧКА.
  • Почему он звонкий? (4 МЕСТА)
  • Твердый или мягкий?

А) Звуки.

  • Если услышишь звук М – хлопни.

Б) Слоги.

  • Если услышишь слог со звуком М, то топни.

В) Слова.

  • Если услышишь слово со звуком М, то закрой глаза.

7. Д/и “Рыбалка”.

  • Наш корабль на простой, а рыболовный. На его борту есть все снасти: удочки, сети. Команду надо кормить.
  • Давай порыбачим.
  • Поймали 4 рыбы – это мойва, камбала, сом.

Отдадим повару рыбу, он на корабле называется кок.

  • Найди рыбу, где М в начале слова.
  • Из этой рыбы кок сварит уху.
  • Пожарит рыбу, где М в середине слова.
  • Назови её.
  • А посолит впрок рыбу, где М в конце слова.
  • Какую рыбу нужно посолить?

8. Соотнесение звука М с графемой.

  • Какой звук есть в названии каждой рыбы?
  • Он обозначается на письме буквой, назови её.

Сделай из спичек букву М.

  • В море живет рыбка. Если ты найдешь на ней буквы М., то я скажу как её зовут.

Это мойва.

  • Давай её назовем ласково. (Мойвочка)

9. Работа над формообразованием.

    К мойве приплыли её подружки, посчитай их.
    1—5 мойв.

10. Выход в связную речь.

Свернуть – рыбки уплыли.

  • Что сделали рыбки?
  • Мойвы уплыли.
  • Куда уплыли мойвы?
  • Мойвы уплыли в море.

Молодец! Ты сегодня хорошо потрудился.

Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Задачи:

  1. Совершенствовать произношение звука изолировано, в слогах, словах.
  2. Продолжать работу по развитию фонематического слуха, силы голоса, активизации словарного запаса.
  3. Воспитывать самоконтроль во время произношения звука.

Средства обучения:

  • картинка корабля,
  • планшет,
  • буквы азбуки.

1. Организационный момент.

– Антон, здравствуй. Ты готов сегодня отправиться в путешествие, чтобы ещё лучше произносить звук [P]? Тогда в путь.

Название страны ты сможешь узнать, если составишь его из букв азбуки
( а р и ф а к – Африка).

Отправимся туда с одним сказочным героем

(Показывается планшет картинка со львом Банифацием).

Вспомни и назови его имя.

Молодец, на чем отправимся?

(Ребёнок проговаривает слово к о р а б л ь) картинка.

Какими словами можно заменить слово п у т е ш е с т в и е?

Слово со звуком [Р] проговори ещё раз.

2. Работа над звуком.

А) Расслабляющие упражнения.

Корабль вышел в море, когда солнышко просыпалось

(Потянуть руки вверх 2-3 раза.)

Подул морской ветерок

На море появились лёгкие волны

(Те же движения с наклоном вперёд 3-4 раза).

Вдруг, среди волн появилась рыбка

(Упражнения для пальцев рук-ладони вместе, движения ими), она здоровалась со своими подругами.

Вдруг подул легкий ветерок и натянул паруса.

(Подуть с надуванием щек на ленточки)

Б) Характеристика звука [Р], произношение изолированное и в слогах.

Определить в слове р ы б к и где находится звук [Р] и дать его полную характеристику.

Корабль подходил к берегам Африки, мотор работал

(Р-р-р – ребенок произносит звук с различной силой голоса, изображает руками мотор).

У Банифация на берегу было много друзей. Когда они приветствовали друг друга, то рычали.

(Ребенок произносит звук [Р], с упором рук в ладони логопеда).

Банифаций от удовольствия тоже зарычал.

(Ребенок произносит звук [Р] с различной силой голоса, держа руки за головой, поворачиваясь вправо, влево).

Друзья на берегу стали приветствовать его на своем языке.

Ра арАр араРо ор
Ры рыЫр ырыОр роро

(Слоги произносятся с упором в ладони логопеда)

3. Физ. минутка

Друзья обнялись, устроились на тёплом песке, закрыли глаза, подставили свои лица ласковому солнышку, потянулись, открыли глаза и улыбнулись, Банифаций рассказал о своем круизе.

4. Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

А) Услышать в рассказе слова со звуком [Р] и запомнить их.

Банифаций пять дней плыл на корабле. В цирке, где он работал, начались каникулы. И Банифаций решил отправиться в Африку к своей бабушке. Он взял рубашку, шорты, красный шар для бабушки. Отправился на корабль. Командир уже ждал Банифация. Корабль выпустил пар и отправился в далекую Африку. У командира был добрый характер. Он пригласил Банифация на чай. Повар поставил на стол самовар, сахар. Все устроились пить чай.

– А как называют повара на корабле?

Б) Они хотят услышать все слова со звуком [Р]

(Ребёнок называет все слова, которые запомнил, определяя положение звука).

Выложить из букв азбуки слова, где звук вначале, середине, конце слова.

(Например, р у б а ш к а, ш о р т ы, с а мо в а р).

Поставить ударение, разделить слова на слоги, проговорить слоги со звуком [P].

Друзьям очень понравился рассказ, им самим захотелось придумать слова со звуком.

(Ребёнок сам придумывает слова, определяя положение звука [p]).

Вот такая получилась история про Банифация.

Антон, тебе понравилось это путешествие? Что тебе было интересно? Какие слова для тебя были новыми? Получался у тебя звук [Р]? Ты молодец, спасибо.

Специфика логопедической работы

/data/files/k1585734755.pptx (Родительское собрание:Специфика логопедической работы) Родительское собрание с использованием ИКТ.

Ходжава Хатуна Шотаевна

логопед-дефектолог

МАОУ «СОШ № 1»

Корсаковского городского округа

Сахалинской области

Тема: Специфика логопедической работы с детьми младшего школьного возраста.

Время проведения : 4-ая неделя учебного года

План родительского собрания:

Логопедия. Кто такой логопед?

Содержание логопедической работы с детьми младшего школьного возраста.

Диагностика речевого развития. Результаты.

Взаимодействие логопеда и родителей.

Тренинг для родителей: Комплекс артикуляционных упражнений по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звука(ов) «Веселый гномик».

Что это за наука?

Логопедия — это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением различных нарушений (недостатков, дефектов, расстройств) речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих без помощи специалистов.

Какие же конкретно нарушения речи изучает логопедия?

У большинства сложилось неправильно стереотипное мнение, что логопед занимается исправлением произношения звук «Р». На самом деле, исправление звукопроизношения не единственное над чем мы работаем (логопеды). Вот основные нарушения, над которыми трудиться логопед: нарушения звукопроизношения (дислалия и дизартрия); полное отсутствие речи у детей с последующим ее аномальным развитием (алалия); утрата уже имевшейся речи (афазия); расстройства голоса (полная его утрата или неполноценность звучания); расстройства темпа и ритма речи (заикание, ускоренная или замедленная речь); специфические нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил (дисграфия); специфические нарушения чтения, не связанные с плохой его техникой (дислексия).

В буквальном переводе на русский язык этот термин означает «воспитание речи» («логос» — слово, «пайдео» — воспитываю).

Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

Содержание логопедической работы с детьми младшего школьного возраста.

Основная задача логопеда общеобразовательной школы – своевременное выявление, предупреждение и коррекция недостатков чтения и письма, обусловленных различными нарушениями устной речи.
Система коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с ОНР III уровня в условиях школьного логопункта состоит из 3 этапов .

Цель коррекционной работы – создать условия по восполнению пробелов:

-в развитии звуковой стороны речи (на I этапе);

-в развитии лексического и грамматического строя речи (на II этапе);

-в формировании навыков связной речи (на III этапе).

Диагностика речевого развития. Результаты.

В начале учебного года все учащиеся 1-ых классов проходят логопедическую диагностику. Диагностика длится до 15 сентября. Вторая часть диагностики проводится с 15 мая, исследуется уровень освоения навыков чтения и письма. На первоначальном этапе с помощью учителя я всем родителям выдаю бланки анкет и согласия на проведение диагностики, а также согласие в случае, если в ходе диагностики было принято решение о зачислении учащегося на занятия (групповые или индивидуальные).

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя, отчества ребенка__________________________________________

2. Дата рождения _________________________________________________________

3. Адрес _________________________________________________________________

4. Фамилия, имя отчество родителей:

5. Контактный телефон, по которому с Вами можно связаться:

домашний тел. ____________________________________

мобильный тел. ___________________________________

6. Как протекала беременность матери ( нужное подчеркнуть ):

без патологии, токсикоз

половины беременности, токсикоз

половины беременности, стремительные роды, затяжные роды, нормальные роды.

7. Физическое развитие ребенка:

вес при рождении: _______________________________

рост при рождении: ______________________________

стал сидеть (нужное подчеркнуть): раньше / позже / 6 мес.

стал ходить (нужное подчеркнуть): раньше / позже / 12 мес.

особенности физического развития __________________

8. Речевое развитие ребенка:

стал говорить слова (нужное подчеркнуть): раньше / позже / 1 год

стал говорить предложения (нужное подчеркнуть): раньше / позже / 3 года

проявления заикания (нужное подчеркнуть): да / нет / иногда

особенности развития речи ________________________

Читайте также:  Методическая разработка на тему: Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ОНР

9. Речевое окружение:

есть ли в близком окружении ребенка взрослые с нарушениями звукопроизношения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

есть ли в близком окружении ребенка заикающиеся __________________________

10. Какой детский сад посещал ребенок ( нужное подчеркнуть ):

д/с № ____________________________, логопедическую группу, не посещал д/сад.

11. Занимался раньше ребенок с логопедом: нет / да.

исправлено звукопроизношение – звуки __________________________________________

12. Были ли у ребенка травмы головы, в каком возрасте _____________________________________________________________________________

13. Хронические заболевания __________________________________________________

14. Зрение __________________________________________________________________

Вашему ребенку рекомендовано посещение логопедических занятий .

Ответственность за посещение логопедических занятий возлагается на родителей. Расписание логопедических занятий Вы можете узнать в логопедическом кабинете или у учителя, ведущего основные уроки у Вашего ребенка (классного руководителя).

Если Ваш ребенок не посещает логопедические занятия больше двух недель без уважительной причины, он отчисляется с логопункта и на его место зачисляется другой учащийся, нуждающийся в логопедической помощи.

Если Ваш ребенок зачислен на занятия по коррекции звукопроизношения, знайте, что без Вашей помощи он не сможет преодолеть эти трудности. Всю необходимую информацию и материалы для занятий с ребенком дома Вы можете получить у логопеда.

Время работы логопедического кабинета и расписание логопедических занятий можно уточнить по тел. 8 914 750 71 84

Я согласен (согласна), чтобы мой ребенок посещал логопедические занятия

– да / нет ( подчеркнуть )

Дата :_____________ Подпись родителей: __________

С уважением, логопед-дефектолог МАОУ «СОШ № 1» Ходжава Хатуна Шотаевна.

В ходе диагностики заполняется индивидуальная речевая карта. По окончанию диагностики повторно изучаю все данные, сравниваю с анкетами родителей. На основании данных учащиеся распределяются на индивидуальные и групповые занятия. Для них составляется расписание.

На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, развитию фонематических процессов, коррекции нарушенных функции с учетом возможностей каждого ребенка. Артикуляционные упражнения это не единственное, чем занят ребенок на занятиях. Постановка звука в приоритете, но каждое занятие связано с определенной темой, задания выполнение, которого предусматривает многократное повторение звука в слогах, словах и предложениях.

На групповых занятиях ведется работа по схожим направлениям, но в приоритете профилактика дисграфии:

-развитие представления о форме и величине предметов;

-работа над пространственными предлогами;

-ориентировка в правой и левой сторонах пространства;

-узнавание букв в усложненных условиях.

-развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления;

-формирование изобразительно-графических способностей;

-упрочение звукобуквенных связей.

-развитие графо-моторных навыков;

-овладение графической символизацией.

Результаты диагностики:

Взаимодействие логопеда и родителей.

Одной из главных проблем во взаимодействии логопеда и родителей это отсутствия мотивации. Связано это в первую очередь, из – за непонимания, зачем с ребенком заниматься дома, если с ним работает логопед в школе. Чаще всего именно этот вопрос звучит во время бесед с родителями. И вторая проблема связана, с тем что родители владеют неправильной информацией кто и чем занимается логопед.

В большинстве случаев, родители не принимают должного участия в развитии ребенка, перекладывая всю ответственность на специалистов, учителей и т.д.

Одной из главных задач логопеда в современном обществе становится необходимость донести до родителя всю информацию о необходимости оказывать помощь ребёнку, правильная речь родителя-образец для ребенка, о необходимости выполнять домашние задания логопеда.

Главными формами взаимодействия логопеда и с семьей:

2. Оформление буклетов, уголка для родителей.

3. Консультации, беседы (индивидуальные)

4. Родительские собрания(групповые)

5.Проведение семинаров, тренингов

6.Ведение тетради-совместная деятельность логопеда и родителей

7.Публикаций на сайте школы

Тренинг для родителей: Комплекс артикуляционных упражнений по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звука(ов) «Веселый гномик».

На этом тренинге мы с вами научимся выполнять комплекс артикуляционных упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука. Предлагаю, вам всем взять зеркальце и повторять за мной. Чтоб было веселей, нам будет помогать Веселый гномик.

Цель: развивать артикуляционную моторику.

-укрепление мышц губ, языка, щек;

-повышение подвижности челюстей, языка и мягкого неба;

-развитие координации движения артикуляционных органов;

-закрепление умения удерживать язык и зубы в нужной позиции.

Оборудование: зеркальце, иллюстрации артикуляционных упражнений.

Ход занятия.

Жил-был Веселый Гномик. Его домиком был рот.

Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко (упражнение «Бегемотик»: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот, повторить 3-4 раза) и смотрел, какая погода. Он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе):

— Здравствуй, солнышко яркое! – Посмотрел на землю — трава зеленая растет, (опустить кончик языка к нижней губе). Умылся, почистил зубки (улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх).

Тут Гномик услышал, как засвистел чайник на плите (вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихо «сссс», можно медленно выдыхать со звуком «у».) Налил себе Гномик вкусного чая (упражнение «Чашечка»: улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки, удерживать до счёта «пять»). Попил чай с вкусным вареньем (упражнение «Варенье»: приоткрыть рот и широким краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, повторить с нижней губой). Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал гулять.

И тут он услышал, как за речкой пробежала лошадка (упражнение «Лошадка»: присасывать кончик языка к нёбу и пощёлкать кончиком языка, повторить 10—15 раз). Пошел Веселый Гномик дальше и встретил красивую птицу:

-Доброе утро! – поздоровался он. В ответ услышал «БЛА-БЛА-БЛА». Это был Индюк! (упражнение «Индюк»: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: бла-бла-бла). А совсем рядом гном услышал, как лесной врач Дятел лечит дерево (упражнение «Дятел»: широко улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот и стучать кончиком языка за верхними зубами по бугорку (альвеолам), многократно произнося Д-Д-Д, выполнять 10-20 секунд сначала).

Погулял Веселый Гномик, заглянул в гости к друзьям. Пора домой!

10 проблем первоклассника, или зачем логопед в школе?

Дорогие специалисты! Так трудно проводить первые собрание с родителями будущих первоклассников!

Облегчить работу поможет презентация, которая позволит познакомить родителей с содержанием, структурой и спецификой работы логопеда в 1 классе. Самое главное: покажет важность этого периода, опишет, с какими трудностями столкнется первоклассник, и как с ними бороться.

Что должен уметь первоклассник?

– Правильно произносить все звуки.

– Определять наличие заданного звука в слове.

– Четко отвечать на поставленный вопрос полным предложением.

– Строить предложения без ошибок в окончаниях слов, в употреблении предлогов.

– Пересказывать текст, сохраняя содержание.

С чем сталкивается первоклассник?

Основные проблемы первоклассника

– Трудности выражения своих мыслей, неумение задать вопрос.

– Трудности понимания, усвоения учебного материала (трудности понимания прочитанного, написания слов).

– Трудности налаживания контакта с учителями и детьми, неспособность договориться, конфликты.

– Нарушения устной речи.

Наличие у учащихся даже самых слабых нарушений речи ведет к серьезным проблемам в усвоении программы школы.

Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может:
Произнесёт словечко –
И сам тому не рад!
Он скажет: «До свидания!»
А слышится: «До здания!»
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва.
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.

Чем поможет логопед первокласснику?

  • Научит четко говорить.
  • Научит задавать и отвечать на вопросы.
  • Научит вслушиваться в речь.
  • Научит понимать речь окружающих.
  • Научит читать, писать.
  • Предупредит ошибки на письме и при чтении.

Что включают логопедические занятия?

  • Дыхательная гимнастика укрепляет организм, речь становится плавной, ритмичной.
  • Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы лица.
  • Пальчиковая гимнастика стимулирует ЦНС (центральную нервную систему).
  • Логоритмика — отработка навыков четкого правильного звукопроизношения в речи.
  • Самостоятельная двигательная и речевая активность – развитие умения вести диалог, активной позиции.
  • Обучение чтению и письму.
  • Развлечение – повышает качественный уровень речевого развития ребенка.

Дыхательная гимнастика

Не умеющего правильно дышать ребенка можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны. При правильном дыхании во время вдоха – грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему. Мы формируем речевое дыхание, когда воздушная струя идет по язычку. Поэтому дуем на язычок.

Артикуляционная гимнастика

На каждую группу звуков разработан свой комплекс артикуляционной гимнастики.

Посадите ребенка рядом с собой, упражнение выполняйте перед зеркалом. Убедитесь в том, что упражнение вами понято. Попытайтесь его выполнить. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10, главное, чтобы упражнение было выполнено правильно. Выполняйте комплекс гимнастики 1 – 2 раза в день. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3.

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики рук способствует стимуляции речи.

Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Указательный поманит,
Погрозит, укажет путь,
Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Безымянный до утра Выбирает имена:
А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю!

Логоритмика

Логоритмика – согласование движений с речью под музыку. Используются двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. В процессе тренировки темпа и ритма речи необходимо выработать следующие умения:

– двигаться в заданном темпе;
– чередовать движения в различном темпе;
– согласовывать движения с ритмической организацией высказываний и проговариванием в нужном темпе.

Читайте также:  Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы

Обучение чтению и письму

Использование компьютерных программ при закреплении домашних заданий способствует лучшему запоминанию материала. Главное: следите за правильной осанкой при посадке за компьютером, продолжительность работы за компьютером не больше 10 – 15 мин.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение сокружающими, может понятно выразить свои мысли, легко социализируется в обществе.

Конорюкова Инна Владимировна,
учитель-логопед ГБОУ СКОШ VII вида, г. Тверь

Специфика работы логопеда в общеобразовательной школе

Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

Основные задачи логопедической службы

1.Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.

2.Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

3.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправ ленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы

Организация работы логопедической службы

Зачисление детей на логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

На логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке: общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; недостатки произношения – фонетические дефекты речи; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.

В первую очередь на логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление учащихся на логопедический пункт производится из числа обследованных детей в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта общеобразовательного учреждения не более 25 человек.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся во внеурочное время с учётом режима работы ОУ.

Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального занятия – 20 –40 минут.

Ответственность за посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, родители и руководители ОУ.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Специфика работы логопеда в начальной школе. Содержание логопедической работы в 1-4 классах

С каждым годом в нашей стране и во всем мире растет число детей, которые страдают от нарушений речи, чтения, письма. Так, по результатам исследований, дисграфия отмечается примерно у 37% школьников 7-10 лет, а дислексия – у 30%. Чем раньше начать коррекцию таких дефектов, тем больших результатов можно добиться. Поэтому особое значение имеет логопедическая работа в младшей школе. В чем же ее специфика?

В чем заключается деятельность логопеда в начальной школе ?

Школьный логопед корректирует не только устную, но и письменную речь. Специалист обеспечивает логопедическое сопровождение школьников, в рамках которого:

  • обследует поступающих в 1 класс детей для раннего выявления нарушений письма, чтения, устной речи;
  • проводит фронтальные (групповые) обследования;
  • комплектует группы для логопедических занятий;
  • проводит углубленное индивидуальное обследование учеников, у которых выявлены проблемы с речью;
  • заполняет речевые карты по каждому ученику, оформляет документацию;
  • проводит повторные логопедические обследования по результатам обучения за год.

Цели работы логопеда в 1-4 классах

Работа логопеда в начальной школе ведется по графику и включает как индивидуальные, так и групповые занятия. Они направлены на коррекцию нарушений письма, чтения и речи. Для этого решаются следующие задачи:

  • профилактика и раннее выявление нарушений устной и письменной речи, чтения;
  • развитие памяти, внимания, мышления, зрительно-моторного слежения, графомоторных навыков, временных и пространственных представлений;
  • проработка артикуляционной и фонетической стороны речи;
  • развитие языкового синтеза и анализа, фонематического слуха и восприятия;
  • постановка правильного звукопроизношения;
  • формирование навыков различения букв и звуков в письменной речи;
  • закрепление графических образов букв, связей между буквой и звуком;
  • расширение словарного запаса;
  • формирование навыков морфемного анализа, словообразования, словоизменения, правильного грамматического построения словосочетаний и предложений, оформлением письменного и устного высказывания, связной речи;
  • автоматизация навыков чтения: интонации, темпа, выразительности, понимания прочитанного.

Логопедическая работа в 1 классе

Первый этап работы логопеда с детьми в школе включает знакомство с гласными буквами и правилами их написания, упражнения на различение оппозиционных групп звуков в произношении и на слух, различение гласных первого и второго ряда, смягчение согласного посредством гласного второго ряда. Также на занятиях первоклассники учатся:

  • формировать действия по изменению слов;
  • свободно оперировать звуковыми и графическими моделями слов;
  • грамматически правильно и связно строить словосочетания, предложения;
  • активно использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия;
  • понимать значение многозначных слов, антонимов, синонимов, омонимов;
  • использовать обобщающие понятия, классифицировать предметы по разным признакам.

Важную роль в логопедических занятиях с первоклассниками занимают развитие активного словаря, словообразовательная работа. Дети систематизируют свои знания, знакомятся с новыми способами образования слов.

Логопедическая работа в 2-4 классов

Со 2 класса в работе школьного логопеда важное место занимает коррекция речи детей на фонетическом уровне, предупреждение и исправление акустической дисграфии. С детьми проводится фонематический анализ слов, они учатся фонематическому восприятию, различению по звучанию и артикуляции сходных фонем.

Коррекционная работа ведется и на лексическом уровне. Логопед выявляет активный словарный запас детей, учит их слоговому и морфемному анализу, постановке ударений, правильному сочетанию слов в предложении, согласованию различных частей речи в числе и роде, управлению словами. Закрепляются падежные формы, изучаются предлоги, приставки. По-прежнему большое значение придается связности речи.

С детьми начинают вести работу по начальной коррекции нарушений письменной речи, по предупреждению и исправлению оптической дисграфии. У учеников формируют пространственные и временные представления. Дети учатся отличать буквы, имеющие кинетическое сходство.

Если вы хотите узнать больше о специфике работы логопеда в школе, вы всегда можете пройти разработанные нашими экспертами-практиками программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Тем более, сегодня это требует минимум усилий и времени, ведь современные технологии позволяют учиться дистанционно*.

Специфика работы учителя логопеда в условиях школьного логопункта.

Систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников, может формировать у учащихся все коммункативно-речевые умения.

Содержимое разработки

Специфика работы учителя логопеда в условиях школьного логопункта.

Нарушения письма (дисграфия) у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии, ведь нарушения письма являются одной из самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Нарушения письма оказывает влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо – моторных координации). Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дисграфию от ошибок письма иного характера чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми.

Систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников, может формировать у учащихся все коммуникативно-речевые умения.

Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся. Огромную роль в профилактике нарушений письменной речи играет совместная работа учителя-логопеда и учителя класса.

По мнению многих авторов обусловлена условиями жизни и обучения ребенка. Поэтому возникновение в последние годы тенденцию к увеличению расстройств письменной речи у детей, можно остановить с помощью применения педагогических методов. Педагогика, логопедия, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления речевых ошибок на письме у младших школьников общеобразовательных школ.

В идеале профилактической работы с детьми должны заниматься до их поступления в первый класс, но в ходе сложившейся обстановке в нашей стране на данный момент далеко не все дети имеют возможность посещать детские сады, в связи с их нехваткой. Родители зачастую не обладают соответствующими знаниями, поэтому тяжесть предотвращения дисграфии часто ложится на плечи школьного логопеда.

Благодаря коррекционной работе на школьном логопункте возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов.

Логопедический пункт в общеобразовательном учреждении создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и на ровне с другими учениками овладевать школьными знаниями.

Читайте также:  Применение ИКТ в коррекционном сопровождении образовательного процесса (из опыта работы логопеда)

Основными задачами логопедического пункта являются:

коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных занятий по логопедии среди педагогов, родителей обучающихся.

Логопедический пункт создаётся в общеобразовательных учреждениях находящихся в городской местности, при наличии пяти – десяти классов I ступени начального общего образования и трёх- восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи различной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения- фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушение чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь на логопункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушение в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление на логопункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которые проводятся с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая. Предельная наполняемость логопункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения- не более 20 человек.

Учебная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 академических часов в неделю.

На каждого обучающегося, зачисленного на логопункт, учитель логопед заполняет речевую карту. После устранения нарушения в развитии устной и письменной речи производится выпуск учащегося из логопедического пункта.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия, как правило они проводятся во внеурочное время. Периодичность занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий- 20 минут. Темы занятий и учёт посещаемости ведётся в журнале логопедических занятий.

Для успешного достижения намеченных целей школьный логопед должен ориентироваться в широком круге вопросов, касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций, особенностей поведения в детском коллективе. Он должен быть знаком с программами обучения в начальной школе, которые обязан учитывать при планировании коррекционного процесса. Безусловно при работе на логопункте необходима тесная и систематическая взаимосвязь с родителями и учителями для достижения стойкого конечного результата в логопедической работе с младшими школьниками. Для этого учитель- логопед оказывает консультативную помощь учителям и родителям обучающихся, даёт им рекомендации.

Для логопедического пункта выделяются кабинет площадью, отвечающей санитарно – гигиеническим нормам, а так же обеспечивается специальным оборудованием.

Благодаря коррекционной работе на школьном логопункте возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов. При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии симптоматика речевых нарушений сглаживается и исчезает, что способствует улучшению успеваемости детей.

Выступление на родительском собрании в ШБП

Работа логопеда в школе.

Познакомить родителей с основными направлениями работы учителя-логопеда в школе.

Что делает логопед в школе?

Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед делает в школе?».

Основные направления работы учителя-логопеда в школе – это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.

Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

1. развитие связной речи,

2. коррекция произношения,

3. накопление и совершенствование словаря,

4. развитие физического и речевого слуха,

5. развитие грамматической стороны речи,

6. развитие артикуляционной моторики,

7. обучение навыкам словообразования и словоизменения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

– развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

– формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

– формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

– профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижением учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Логопедическое сопровождение учащихся включает в себя:

Обследование учащихся

1. Подготовка материалов обследования.

2. Проведение экспресс – диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди учащихся 1-х классов.

3. Проведение фронтального обследования среди учащихся.

4. Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.

5. Заполнение речевых карт, оформление документации.

6. Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год.

Содержание логопедической работы

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия.

Основные направления работы с детьми:

Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.

Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо – моторных навыков, зрительно – моторного слежения, пространственных, временных представлений.

Отработка артикуляционно – фонетической стороны речи.

Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.

Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь.

Дифференциация звуков и букв в письменной речи.

Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы.

Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.

Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.

Работа над связной устной и письменной речью.

Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1- х классов:

Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении.

Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания.

Дифференциация гласных 1 –го и 2 –го ряда.

Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда.

Формирование действий изменения слов.

Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов.

Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.

Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

Работа над формированием связной речи.

Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.

Статья `Школьный логопед: цели, задачи, особенности.`

Школьный логопед: цели, задачи, особенности.

  • обследует поступающих в 1 класс для раннего выявления нарушений устной речи, которые могут повлиять на освоения письма и чтения;
  • проводит фронтальные (групповые) обследования;
  • комплектует группы для логопедических занятий;
  • проводит углубленное индивидуальное обследование учеников, у которых выявлены проблемы с речью;
  • заполняет речевые карты по каждому ученику, оформляет документацию;
  • проводит повторные логопедические обследования по результатам обучения за год.

Цель работы логопеда в начальной школе.

Работа логопеда в начальной школе ведется по строгому графику и включает как индивидуальные, так и групповые занятия с учащимися. Занятия направлены на коррекцию нарушений письма, чтения и речи.

В ходе этих занятий решаются следующие задачи:

  • профилактика и раннее выявление нарушений устной и письменной речи, чтения;
  • развитие памяти, внимания, мышления, графомоторных навыков, временных и пространственных представлений;
  • работа над фонетической стороной речи;
  • развитие языкового синтеза и анализа, фонематического слуха и восприятия;
  • постановка правильного звукопроизношения;
  • формирование навыков анализа букв и звуков в письменной речи;
  • закрепление графических образов букв, связей между буквой и звуком;
  • работа над лексико-грамматической стороной речи;
  • работа над грамотным оформлением письменного и устного высказывания, связной речи;
  • автоматизация навыков чтения: интонации, темпа, выразительности, понимания прочитанного.

Логопедическая работа в 1 классе

Работа в первом классе строится на доработке устной стороны речи и подготовке ребёнка к успешному овладению письмом и чтением.

На занятиях первоклассники учатся:

  • овладеть навыком словоизменения и словообразования;
  • свободно оперировать звуковыми и графическими моделями слов;
  • грамматически правильно и связно строить словосочетания, предложения;
  • активно использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия;
  • понимать значение многозначных слов, антонимов, синонимов, омонимов;
  • использовать обобщающие понятия, классифицировать предметы по разным признакам.

Логопедическая работа во 2-4 классах.

Со 2 класса в работе школьного логопеда важное место занимает коррекция речи детей на фонетическом уровне, профилактика и коррекция смешанной дисграфии и дизорфографии. С детьми проводится работа над фонематическим анализом, они учатся фонематическому восприятию, различению по звучанию и артикуляции сходных фонем.

Коррекционная работа ведется и на лексическом уровне. Логопед выявляет активный словарный запас детей, отрабатывает слоговой и морфемный анализ, постановку ударений, согласованию различных частей речи в числе и роде. Ведётся работа над падежными формами, изучаются предлоги, приставки. По-прежнему большое значение отрабатывается связности речи.Параллельно с этим у учеников формируют пространственные и временные представления. Дети учатся отличать буквы, имеющие кинетическое сходство.

Каждый ребёнок приходя в школу, где имеется логопед, проходит обследование , пог итогам которого он может быть зачислен на занятия. Сам логопед обязательно ведёт активную работу по взаимодействию с классным руководителем и педагогом- психологом для больших успехов в коррекции устной и письменной речи своих учеников.

Тэги: Логопедия, Школа, начальная школа, дисграфия, логопункт, речь.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Ссылка на основную публикацию