Звуко буквенный анализ (презентация)

Презентация урока по русскому языку ” Звукобуквенный анализ”
презентация к уроку по русскому языку (1 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
russkiy_yazyk_zvukobukvennyy_analiz.ppt659 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«С малой удачи начинается большой успех».

Звуко –буквенный анализ слова (фонетический) . МЫ ПИШЕМ БУКВЫ, А СЛЫШИМ ЗВУКИ. ГЛАСНЫХ – 6 о а о у э и ы

Буквы , которые обозначают два звука е ё ю я (ётированные) – В начале слова После гласной – После – ь – или – ъ знака

Е Ё Ю я й э й о й у й а

ВСЕГДА МЯГКИЕ ЗВУКИ Й , Ч Мягкость согласного звука обозначается , , , , Щ Й Ч

ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ ЗВУКИ Ц Ж Ш

Парные согласные б п в ф г к д т з с ж ш

НЕ ОБОЗНАЧАЮТ ЗВУКОВ МЯГКИЙ ЗНАК – ь ТВЁРДЫЙ ЗНАК – Ъ

БУКВЫ, КОТОРЫЕ ПОКАЗЫВАЮТ НА МЯГКОСТЬ ВПЕРЕДИ СТОЯЩЕГО СОГЛАСНОГО Я Ё Ю И Е

Н Ю М Я Р Е Д Ё В И , М А , Р Э , Д О , В И , Н У

БУКВЫ, КОТОРЫЕ ПОКАЗЫВАЮТ НА ТВЁРДОСТЬ ВПЕРЕДИ СТОЯЩЕГО СОГЛАСНОГО А О У Ы Э

Б А С О К У М Ы Р Э Б А С О К У М Ы Р Э

Алгоритм фонетического разбора слова 1. Произнеси те слово вслух. 2. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов. 3. Поставьте ударение в слове, укажите ударный слог. 4. Запишите фонетическую транскрипцию слова. 5. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные — безударные, какой буквой обозначены; согласные: парные, непарные звонкие – глухие, твёрдые – мягкие, какой буквой обозначены. 6. Укажите количество звуков и букв.

Образец: морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл. м – м – согл., зв. непарн., тв. парн. о – а – гласн., безударн. р – р – согл., зв. непарн., тв. парн. к – к – согл., глух. парн., тв. парн. о – о – гласн., ударн. в – ф – согл., глух. парн., мягк. парн. ь —————————– 7 букв, 6 звуков

Гном – 1 слог, 4 буквы, 4 звука. г [ г ] – согл., звонк. парн., твёрд. парн. н [ н ] – согл., звонк. непарн., твёрд. парн. о [ о ] – гласн., ударн. м [ м ] – согл., звонк. непарн., твёрд. парн. 4б.,4зв. Луна – 2 слога, 4 буквы, 4 звука. л [ л ] – согл., звонк. непарн., твёрд. парн. у [ у ] – гласн., безударн. н [ н ] – согл., звонк. непарн., твёрд. парн. а [ а ] – гласн., ударн. 4б.,4зв.

Разгадай ребус. Выполни фонетический разбор слова. Ворота – 3 слога, 6 букв, 6 звуков. в [ в ] – согл., звонк. парн., твёрд. парн. о [ а ] – гласн., безударн. р [ р ] –согл., звонк. непарн.,твёрд. парн. о [ о ] – гласн., ударн. т [ т ] – согл., глух. парн.,твёрд. парн. а [ а ] – гласн., безударн. 6б.,6зв.

Разгадай ребус. Выполни фонетический разбор слова. Рыбка – 2 слога, 5 букв, 5 звуков. р [ р ] – согл., звонк. непарн., твёрд. парн. ы [ ы ] – гласн., ударн. б [ п ] –согл., звонк.парн.,твёрд. парн. к [ к ] – согласн., глух. парн.,твёрд. парн. а [ а ] – гласн., безударн. 5б.,5зв.

Разгадай ребус. Выполни фонетический разбор слова. Тыква – 2 слога, 5 букв, 5 звуков. Т [ т ] – согл., глух. парн., твёрд. парн. ы [ ы ] – гласн., ударн. к [ к ] –согл., глух.парн.,твёрд. парн. в [ в ] – согл., звонк. парн., твёрд. парн. а [ а ] – гласн., безударн. 5б.,5зв.

Разгадай ребус. Выполни фонетический разбор слова. Камыш – 2 слога, 5 букв, 5 звуков. к [ к ] – согл., глух. парн., твёрд. парн. а [ а ] – гласн., безударн. м [ м ] –согл., звонк. непарн., твёрд. парн. ы [ ы ] – гласн., ударн. ш [ ш ] -согл.,глух. парн., твёрд. парн. 5б.,5зв.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная.

Цель:организовать деятельность уч-ся на уроке по закреплению правил фонетического разбора по алгоритму, учить выполнять фонетический анализ; способствовать закреплению знаний об омонимах;развивать свя.

Урок русского языка в 1 классе по программе “Гармония”. Конспект построен в соответствии с требованиями ФГОС.

Цель: – создавать условия для формирования умения производить звукобуквенный анализ слов.

Урок русского языка в технологии критического мышления.

laquo;Фонетический анализ слова, разбор слова по составу&raquo.

презентация к открытому уроку русского языка “Синтаксический анализ предложения”.

Презентация «Звуковой анализ слов»

АННА Брудер
Презентация «Звуковой анализ слов»

«ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Цель: Успешное формирование у детей навыков выполнения звукового анализа.

Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.

Создать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений.

Содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей.

Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения.

Заинтересовать родителей в оказании своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых упражнений.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

В начале обучения грамоте для ознакомления со звуками используются фишки.

1) ребёнок должен познакомиться с понятиями «гласный звук» красный цвет, «согласный твёрдый» синий цвет, «согласный мягкий» зелёный цвет.

2) дети должны знать понятия «начало», «конец», «середина», «первый», «последний», «второй».

3) После того когда ребёнок научится определять первый звук, последний и середину, можно определять звуки по порядку.

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Прикреплённые файлы:
zvukovoi-analiz-slov-zakreplenie-izuchenogo-materiala-kopija-iqqmg_6sote.pptx | 5650,75 Кб

Конспект занятия «Супернубы спешат на помощь. Звуковой анализ слов» «Супернубы спешат на помощь» Задачи: Образовательные Стимулировать детей к умению понимать поставленную задачу, выполнять её.

«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: – образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.

Конспект логопедического занятия «Звукобуквенный анализ и синтез слов» Тема: Звукобуквенный анализ и синтез слов. Цель: совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, синтеза односложных и двусложных слов.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «Лес» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,.

Конспект НОД по развитию речи «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения.

Конспект НОД в старшей группе «Звуковой анализ слова «Роза»» Конспект непосредственно образовательной деятельности №13. Тема: Звуковой анализ слова «Роза» Интеграция образовательных областей: «Речевое.

Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «Дом» Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звуковой анализ слова «Дом». Цель: Познакомить детей с последовательным звуковым.

«Поможем пчёлке собрать медок». Конспект занятия «Гласные звуки. Звуковой анализ» «Поможем пчёлке собрать медок». Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова.

НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слов» НОД по обучению грамоте в старшей группе Программное содержание: – освоение звукового анализа слов; – определять протяженность слов и составлять.

Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии во 2 классе. Тема: Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов.

Презентация “Фонетический разбор в начальных классах”

Материал подобран в помощь учителю начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Презентация “Фонетический разбор в начальных классах”»

Фонетический разбор

в начальной школе

Ф о н е т и к а – это раздел русского языка, который изучает звуки нашей речи.

Фонетический разбор – это звуковой разбор слова.

Чтобы правильно

выполнить

фонетический разбор слова,

надо выучить правила

о гласных и согласных звуках и буквах

Порядок разбора

  • Запиши слово.
  • Обозначь ударение.
  • Поставь точки под гласными буквами.
  • Запиши буквы в столбик.
  • Около каждой буквы в[]скобках запиши их звуки.
  • Дай характеристику каждому звуку.
  • Подведи черту.
  • Подсчитай и запиши сколько в слове букв, сколько звуков.

1. Сначала вспомни о гласных звуках.

с ударными и безударными звуками.

  • Обрати внимание на буквы е, ё, ю, я.
  • Теперь вспомни о согласных звуках.
  • Не забудь об особенностях ь и ъ знаков.

Гласные буквы

В русском языке 10 гласных букв

а о у э ы

я ё ю е и

Гласные первого ряда стоят после твёрдых согласных.

Гласные второго ряда – после мягких согласных.

Гласные звуки

а-о-у ы-э-и

звуки гласные мои

их нетрудно перечесть

и запомнить –

звуков 6

В [ . ] при обозначении гласных звуков

других значков быть не может.

Гласные буквы

Обозначают два звука

[ йо ]

[ йэ ]

[ йу ]

[ йа ]

[ йи ]

  • Стоят в начале слова.

2. Стоят в слове после гласной буквы.

3. Стоят в слове после разделительных знаков ь, ъ

Гласные буквы

Когда стоят после согласных , обозначают их мягкость, а звучат обычные гласные звуки

Тренажер “Звукобуквенный анализ и синтез слов”

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла

Куляшева Оксана Игоревна

Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №8» с.Кослан, учитель-логопед

Тренажер «Звукобуквенный анализ и синтез слов» (коррекция нарушений письменной речи)

Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

УМК, авторы образовательной программы

Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

Цель: создание условий для закрепления умений и навыков, полученных в ходе изучения темы «Звукобуквенный анализ и синтез слов» в специальной (коррекционной) школе VIII вида

1.Способствовать повышению эффективности логопедических занятий.

2.Воспитывать интерес к предмету.

Среда, редактор, в котором выполнен продукт

Microsoft Office PowerPoint

Необходимое оборудование и материалы для занятия

Мультимедийный проектор, экран, компьютер, возможна индивидуальная работа с учащимся.

Как реализуется на занятии (время и место, форма использования)

Тренажер используются для повторения и закрепления изученных знаний по теме «Звукобуквенный анализ и синтез слов»

Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке)

Презентация, пояснительная записка.

Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Данный тренажер включает в себя 2 блока:

Пары согласных по глухости – звонкости

Правописание звонких и глухих согласных

Список используемых источников

http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=анимации галчонок трое из простоквашино&pos=2&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg.aucland.ru%2Fmarket-photos%2F347%2F4a24e352f6uSmwbK.jpg

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда: 2-е изд. испр. и дополн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 279 с.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2021 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ПРЕЗЕНТАЦИЯ»

В слове презент а́ ция:
1. 5 слогов (пре-зен-т а́ -ци-я);
2. ударение падает на 3-й слог: презент а́ ция

  • 1-ый вариант

1) Транскрипция слова «презент а́ ция»: [пр❜ьз❜и е нт а́ цыъ].

БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
п[п]согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед сонорными глухие не озвончаются (см. Мусатов В.Н., стр. 73). В современном русском литературном языке предпочтение отдаётся твёрдому произнесению звука [п] перед мягким [р❜].
р[р❜]согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [р] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
е[ь]гласн., безударный ; ниже см. § 46.
з[з❜]согл., мягк. (парн.), звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
е[и е ]гласн., безударный ; ниже см. § 37.
н[н]согл., твёрд. (парн.) , звон. (непарн.), сонорный. Сонорные согласные в отличие от шумных не оглушаются перед глухими (см.: В.Н. Мусатов Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. М., 2012. С. 73). Звук [н] произносится мягко только перед мягкими [т❜], [д❜], [н❜], [ч❜], [ ш ❜].
т[т]согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
а[ а́ ]гласн., ударный ; ниже см. § 15.
ц[ц]согл., тверд. (непарн.) , глух. (непарн.). Звук [ц] — непарный глухой, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. §§ 68, 106.
и[ы]гласн., безударный ; ниже см. § 7.
я[ъ]гласн., безударный ; ниже см. § 53.

11 буква, 11 звук

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 7. Буква и после твердых шипящих [ш], [ж] и после [ц] обозначает звук [ы]. Ср. шил, жир, жил а́ , в ы́ шить, цинк (произносится [шыл, жыр, жыла, в ы́ шыт ❜ , цынк]).

§ 15. Буква а обозначает ударяемый гласный [а] в следующих положениях: а) в начале слова: акт, а́ рка, а́ лый; б) после гласных: за а́ хать, по а́ хать; в) после твердых согласных: там, дам, сам, гам, вам, мак, бак, брак, шаг, ж а́ ба, ш а́ лость, жаль; г) после мягких шипящих [ч] и [щ]: час, коч а́ н, кач а́ ть, пощ а́ да.

§ 37. После мягких согласных в 1-м предударном слоге, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный, средний между [и] и [э]: [и е ]. Этот гласный на письме обозначается буквой е или я.

Таким образом, на месте букв е и я после мягких согласных в 1-м предударном слоге произносится гласный [и е ]: а) нес и́ , нест и́ , лесн и́ к, несёт, ведёт, плет е́ нь, беж а́ ть, чес а́ ть, чесн о́ к, щен о́ к (произносится [ни е с и́ , ни е с ❜ т и́ , ли е с ❜ н и́ к, ни е с ❜ о́ т, ви е д ❜ о́ т, пли е т е́ н ❜ , би е ж а́ т ❜ , чи е с а́ т ❜ , чи е сн о́ к, щи е н о́ к]), б) мясн и́ к, взял и́ сь, ряб и́ ну, тян и́ , вяз а́ ть, пятёрка, ляг у́ шки (произносится [ми е с ❜ н и́ к, взи е л и́ с ❜ , ри е б и́ ну, ти е н и́ , ви е з а́ т ❜ , пи е т ❜ о́ ркъ, ли е г у́ шки]).

§ 46. Во 2-м и других предударных слогах (кроме 1-го) после мягких согласных употребляется гласный, очень близкий к [и], точнее, средний между [и] и [е], более краткий, чем гласные в других положениях, и потому называемый редуцированным. Ниже при указаниях на произношение он обозначается знаком [ ь ]. На письме этот гласный обозначается буквами я и е, а после мягких шипящих [ч] и [щ] буквами а и е.

Таким образом, на месте букв я и е после мягких согласных произносится гласный [ ь ]: а) мясника (произносится [м ь с ❜ ник а́ ]), пятач о́ к (произносится [п ь тач о́ к]), рябов а́ т (произносится [р ь бав а́ т]), тяжелов а́ т (произносится [т ь жълав а́ т]); б) переведен а́ (произносится [п ь р ь в ь ди е н а́ ]), перенес у́ (произносится [п ь р ь ни е с у́ ]), весел и́ ть (произносится [в ь си е л и́ т ❜ ]), дерев е́ нь (произносится [д ь ри е в е́ н ❜ ]), бегов о́ й (произносится [б ь гав о́ й]), лесника (произносится [л ь сник а́ ]), седов а́ т (произносится [с ь дав а́ т]), челов е́ к (произносится [ч ь лав е́ к]), четырёх (произносится [ч ь тыр ❜ о́ х]), счетов о́ д (произносится [щ ❜ тав о́ т]), щекот а́ ть (произносится [ш ь кат а́ т ❜ ]).

На месте буквы а после [ч] и [щ] произносится гласный [ ь ]: час о́ вой (произносится [ч ь сав о́ й]), очаров а́ ть (произносится [ач ь рав а́ т ❜ ]), частот а́ (произносится [ч ь стат а́ ]), щавел я́ (произносится [щ ь ви е л ❜ а́ ]).

Примечание. В некоторых словах иноязычного происхождения на месте буквы а после [ч] может произноситься звук [а] без редукции: чайхан а́ [ча].

§ 53. На месте буквы я (и буквы а после [ч] и [щ]) в безударных окончаниях произносится гласный [ъ]: ср. к а́ пля, д ы́ ня (произносится [к а́ пл ❜ ъ], [б ы́ н ❜ ъ]); м о́ ря, пол я́ , о́ куня, пл а́ ча — род. п. ед. ч. (произносится [м о́ р ❜ ъ], [п о́ л ❜ ъ], [ о́ кун ❜ ъ], [пл а́ чъ]); п е́ рья, ст у́ лья, с у́ чья – им. п, мн. ч. (произносится [п е́ р ❜ йъ], [ст у́ л ❜ йъ], [с у́ чйъ]), к а́ плям, к а́ плями, к а́ плях (произносится [к а́ пл ❜ ъм], [к а́ пл ❜ ъми], [к а́ пл ❜ ъх]); р о́ щам, р о́ щами, р о́ щах (произносится [р о́ щъм], [р о́ щъми], [р о́ щъх]); и́ мя, вр е́ мя, пл а́ мя, стр е́ мя (произносится [ и́ м ❜ ъ], [вр е́ м ❜ ъ], [пл а́ м ❜ ъ], [стр е́ м ❜ ъ]); в и́ дя, зн а́ я, пл а́ ча (произносится [в и́ д ❜ ъ], [зн а́ йъ], [пл а́ чъ]); зл а́ я, друг а́ я (произносится [зл а́ йъ], [друг а́ йъ]); ст а́ рая, д о́ брая (произносится [ст а́ ръъйъ], [д о́ бръйъ]); бар а́ нья, пт и́ чья, вр а́ жья (произносится [б а́ ран ❜ йъ], [пт и́ чйъ], [вр а́ жйъ]); сег о́ дня (произносится [сив о́ д ❜ н ❜ ъ]).

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м ❜ ал]); буква ё (в отличие от о) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м ❜ ол]); буква ю (в отличие от у) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т ❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы: буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игр а́ , изб а́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, нос и́ и нос ы́ .

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).

§ 68. Согласные [ш], [ж], [ц], обозначаемые буквами ш, ж, ц, являются только твердыми и всегда произносятся твердо, например: шил (произносится [шыл]), шёлк (произносится [шолк]), шум; жил (произносится [жыл]), жар, жук; цинк (произносится [цынк]), ц а́ пля (произносится [ц а́ пл ❜ ъ]).

§ 106. Согласные [ж] и [ш] произносятся всегда твердо, в том числе в сочетаниях [жд ❜ ], [жн ❜ ], [жл ❜ ], [шн ❜ ], [шл ❜ ]:

[жд ❜ ]: пр е́ жде, хожд е́ ние, осуждён, награждён;

[жн ❜ ]: худ о́ жник, сап о́ жник, пр е́ жний, бл и́ жний, в а́ жничать;

[жл ❜ ]: в е́ жливый, бережл и́ вый;

[шн ❜ ]: л и́ шний, вн е́ шний, зд е́ шний;

[шл ❜ ]: пром ы́ шленный, к а́ шлять, пришл и́ .

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

Презентация на тему Звуко-буквенный (фонетический) анализ слова

Презентация на тему Звуко-буквенный (фонетический) анализ слова, предмет презентации: Русский язык. Этот материал содержит 19 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

  • Главная
  • Русский язык
  • Звуко-буквенный (фонетический) анализ слова

Слайды и текст этой презентации

«С малой удачи начинается
большой успех».

Звуко –буквенный анализ слова (фонетический)

. МЫ ПИШЕМ БУКВЫ,
А СЛЫШИМ ЗВУКИ.

Буквы, которые обозначают два звука

е ё ю я
(ётированные)
– В начале слова
После гласной
– После –ь- или –ъ знака

ВСЕГДА МЯГКИЕ ЗВУКИ

Мягкость согласного звука обозначается ,
, ,
, Щ Й
Ч

ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ ЗВУКИ

НЕ ОБОЗНАЧАЮТ ЗВУКОВ

МЯГКИЙ ЗНАК – ь
ТВЁРДЫЙ ЗНАК – Ъ

БУКВЫ, КОТОРЫЕ ПОКАЗЫВАЮТ НА МЯГКОСТЬ ВПЕРЕДИ СТОЯЩЕГО СОГЛАСНОГО

БУКВЫ, КОТОРЫЕ ПОКАЗЫВАЮТ НА ТВЁРДОСТЬ ВПЕРЕДИ СТОЯЩЕГО СОГЛАСНОГО

Алгоритм фонетического разбора слова

1. Произнеси те слово вслух.

2. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.

3. Поставьте ударение в слове, укажите ударный слог.

4. Запишите фонетическую транскрипцию слова.

5. Охарактеризуйте звуки слова.
Гласные: ударные — безударные,
какой буквой обозначены;
согласные: парные, непарные звонкие – глухие, твёрдые – мягкие, какой буквой обозначены.

6. Укажите количество звуков и букв.

морковь – 2 слога
м – ( м ) – согл.,тв., звонк.
о – ( а )- гласн., безударн.
р – (р )- согл., звонк.,тв.
к – (к ) – согл., глух.,тв.
о – (о ) – гласн., ударн.
в – (ф* ) – согл., глух., мягк.
ь —————————–
7 букв, 6 звуков

Гном – 1 слог, 4 буквы, 4 звука.
г [г] – согл., звонк., твёрд.
н [н] – согл., звонк., твёрд.
о [о] – гласн., ударн.
м [м] – согл., звонк., твёрд.
4б.,4зв.

Луна – 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
л [л] – согл., звонк., твёрд.
у [у] – гласн., безударн.
н [н] – согл., звонк., твёрд.
а [а] – гласн., ударн.
4б.,4зв.

Разгадай ребус. Выполни фонетический разбор слова.

Ворота – 3 слога, 6 букв, 6 звуков.
в [в] – согл., звонк., твёрд.
о [а] – гласн., безударн.
р [р] –согл., звонк.,твёрд.
о [о] – гласн., ударн.
т [т] – согл., глух.,твёрд.
а [а] – гласн., безударн.

Разгадай ребус. Выполни фонетический разбор слова.

Рыбка – 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
р [р] – согл., звонк., твёрд.
ы[ы] – гласн., ударн.
б [п] –согл., звонк.,твёрд.
к [к] – согласн., глух.,твёрд.
а [а] – гласн., безударн.

Разгадай ребус. Выполни фонетический разбор слова.

Тыква – 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
Т [т] – согл., глух. парн., твёрд. парн.
ы [ы] – гласн., ударн.
к [к] –согл., глух.парн.,твёрд. парн.
в [в] – согл., звонк. парн., твёрд. парн.
а [а] – гласн., безударн.

Разгадай ребус. Выполни фонетический разбор слова.

Камыш – 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
к [к] – согл., глух. парн., твёрд. парн.
а [а] – гласн., безударн.
м [м] –согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
ы [ы] – гласн., ударн.
ш [ш] -согл.,глух. парн., твёрд. парн.

Фонетический разбор слова с примерами

Фонетический разбор слова — определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация, то есть подробный анализ слова, с точки зрения его правильного произношения. Для проведения анализа необходимо знать типы звуков, и как составляется транскрипция.

  1. Особенности звуко-буквенного анализа
  2. Как научиться делать разбор слов
  3. Порядок фонетического разбора
  4. Образец фонетического разбора

Особенности звуко-буквенного анализа

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа.

Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля1. При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Будьте внимательны! Фонетический разбор различен для слов с одинаковым написанием и различным ударением: доро́га и дорога́ — различные слова, имеют разные значения, сне́га и снега́ — одно и то же слово, но записано в единственном и множественном числе.

Часто вместо буквы ё пишут букву е: елочный, трехкомнатная. В фонетическом разборе есть разница между буквами. Для получения правильного разбора слова должны быть записаны через букву ё: ёлочный, трёхкомнатная.

Как научиться делать разбор слов

При записи звукового состава слова следует учитывать, что буквы «е», «ё», «ю», «я» могут обозначать два звука в следующих позициях в слове:

1. в начале слова:

е́дкий [й’ э т к’и й’]

ёмкий [й’ о м к’ и й’]

ю́ный [й’ у н ы й’]

я́сли [й’ а с’ л’ и]

2. после других гласных звуков:

  • поезди́ть [п а й’ э з’ д’ и т’]
  • поём [п а й’ о м]
  • каю́та [к а й’ у т а] мая́к [м а й’ а к]

3. после разделительных «ь» и «ъ»:

  • жулье́н [ж у л’ й э’ н]
  • въе́хать [в й ‘э х а т’]
  • курьёз [к у р’ й’ о с]
  • отъём [а т й’ о м]
  • рья́ный [р’ й’ а н ы й’]
  • изъя́н [и з’ й’ а н]
  • вью́нок [в’ й’ у н о к]
  • предъюбиле́йный [п р’ и д й’ у б’ и л’ э й’ н ы й’]

Как видим, в таких словах всегда больше звуков, чем букв.

После согласных звуков буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают их мягкость:

  • сел [с’ э л]
  • нёс [н’ о с]
  • люк [л’ у к]
  • пять [п’ а т’]

Записывая звучание слова, следует учитывать, что в русском языке происходит фонетический процесс оглушения звонких согласных, находящихся перед глухим согласным и в конце слова, и, наоборот, озвончения глухих согласных перед звонким согласным, кроме «л», «м», «н», «р», «в», «й»

  • ло́жка [ло ш к а],
  • ви́тязь [в’ и т’a с’],
  • сма́зка [с м а с к а],
  • дробь [д р о п’],
  • сдви́нуть [з д в’ и н у т’];
  • все [ф с’ э],
  • пруд [п р у т],
  • вокза́л [в а г з а л].

В словах с буквосочетанием «зж» слышится длинный мягкий звук [ж’]

  • брюзжа́ть [б р’ у ж’ а т’]
  • мозжечо́к [м а ж’ и ч’ о к]

В конце глаголов буквосочетания ‑тся и ‑ться звучат как [ца]:

  • бои́тся [б а и ц а];
  • стели́ться [с’ т’ и л и ц а].

В словах, в которых есть «ь», который обозначает мягкость предыдущего согласного звука или является морфологическим знаком, указывающим на принадлежность слова к женскому роду, букв насчитываем больше, а звуков меньше:

  • знать [з н а т’] — 5 букв, 4 звука;
  • речь [р ‘э ч’] — 4 буквы, 3 звука.

Мягкие согласные звуки могут смягчать предыдущий согласный звук:

  • све́чка [с’ в’ э ч’ к а]
  • гво́зди [г во з’ д’ и]
  • жизнь [ж ы з’ н’]
  • зо́нтик [з о н’ т’ и к].

Порядок фонетического разбора

Порядок фонетического разбора слова по школьной традиции:

1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

  • характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без­ударный;
  • характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдыйилимягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер­дости-мягкости, звонкости-глухости.

5. Укажите количество звуков и букв.

Образец фонетического разбора

Пример 1. (базовый уровень)

Чернеют — чер-нé-ют
ч [ч’] — согласный, мягкий, глухой
е [и] — гласный, безударный
р [р] — согласный, твердый, звонкий
н [н′] — согласный, мягкий, звонкий
е [э] — гласный, ударный
ю [й’] — согласный, мягкий, звонкий
— [у] — гласный, безударный
т [т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков

Пример 2.

ёлочный [й’ о л а ч’ н ы й’]

ё‑ло-чный — 3 слога. Первый слог ударный.

  • буква «ё» — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
  • [о] — гласный ударный;
  • буква «л» — [л] — согласный звонкий непарный, твердый парный;
  • буква «о» — [а] — гласный безударный;
  • буква «ч» — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный;
  • буква «н»— [н] — согласный звонкий непарный, твердый парный;
  • буква «ы» — [ы] — гласный безударный;
  • буква «й» — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.

В слове «ёлочный» 7 букв, 8 звуков.

Пример 3.

шестнадцатью [шыснац:ат’й’у]

ше-стна́д‑цать‑ю — 4 слога. Второй слог ударный.

  • ш – [ш] – согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо), шипящий
  • е – [ы] – гласный, безударный
  • с – [с] – согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
  • т – не образует звука в данном слове
  • н – [н] – согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
  • а – [а] – гласный, ударный
  • д – не образует звука в данном слове
  • ц – [ц:] – согласный, глухой непарный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо)
  • а – [а] – гласный, безударный
  • т – [т’] – согласный, глухой парный, мягкий (парный)
  • ь – не обозначает звука
  • ю – [й’] – согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
  • [у] – гласный, безударный.

В слове 12 букв и 10 звуков.

Пример 4.

разъезжаться — [разй’иж:ац:а]

разъ-ез-жа́ть-ся или разъ-е-зжа́-ться – 4 слога. Ударение на третий слог.

  • р – [р] – согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
  • а – [а] – гласный, безударный
  • з – [з] – согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
  • ъ – не обозначает звука
  • е – [й’] – согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
  • [и] – гласный, безударный
  • з – [ж:] – согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо)
  • ж – не образует звука в данном слове
  • а – [а] – гласный, ударный
  • т – [ц:] – согласный, глухой непарный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо)
  • ь – не обозначает звука
  • с – не образует звука в данном слове
  • я – [а] – гласный, безударный.

В слове 12 букв и 9 звуков.

Читайте также: Артикуляционная классификация гласных звуков в русском языке.

Читайте также:  Рабочая программа 'Коррекционно-развивающая работа с детьми в подготовительной группе с ТНР'
Ссылка на основную публикацию