Развитие речи на математике у детей с ЗПР

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Содержимое публикации

Развитие речи и математических представлений

детей с ЗПР

Многим детям с ЗПР присущи дефекты звукопроизношения, недо­статки фонематического восприятия. Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта. Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточность произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков, обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению. Недостаточно сформирован фонематический слух — умственное действие по определению количества (сколько звуков в слове ДОМ), по c ледовательности (какой первый звук в слове ДОМ. Какой следующий? Какой последний звук в слове ДОМ), места звуков (звук [м] в слове ДОМ стоит в начале, в сере­дине или в конце слова); отклонения в лексико-грамматическом оформлении.

Отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций (подойди к шкафу, возьми красную машину и принеси ее мне), логико-грамматических конструкций (положи ложку около стакана). Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс восприятия и осмысления его содержания.

В связи с ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире в словаре детей с ЗПР отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям предметов, действий и качеств. Наблюдаются неточности в употреблении слов. Слова-наименования заменяются описанием ситуации или действия (парикмахер — «стригет волосы»). В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение прилагательных вызывает трудности. У детей возникают трудности даже при определении цвета и формы предмета. Отмечается, что у детей с ЗПР имеется низкий уровень ориентировки в пространстве, в восприятии пространства, а следовательно, нарушения в употреблении слов, обозначающих пространственные соотношения (впереди, сзади, между, перед, около, за и т.д.). Вместо них дети используют наречия «там», «здесь», «сюда» и т.п. Процесс словотворчества (способность «создавать» слова, не принятые в родном языке, например— «курные» яйца, я «подбаливаю», «дострак» и т.п.), возникает позднее, чем у детей с нормальным развитием, и может длиться до 7—8 лет.

Особенности лексики детей с ЗПР проявляются в недостаточной
сформированности антонимических и синонимических средств языка.
Дети с ЗПР хорошо подбирают антонимы к знакомым словам, например
большой — маленький, злой — добрый. Большие трудности выявляются
при подборе антонимов к малознакомым, редко употребляемым словам, к
прилагательным, глаголам, наречиям. Дети, как правило, используют в
подборе антонимов исходные слова с частицей «не», например, широкий
— неширокий, толстый — нетолстый и т. п. Отмечается, что при подборе
синонимов дети с ЗПР допускают следующие ошибки: вместо синонимов
используют антонимы, используют слово противоположного значения с
частицей «не», употребляют слова другой части речи, например, горе —
печальный. ,

Основные проблемы проявляются в формировании связной речи: дети не могут пересказать даже маленький текст или знакомую сказку, им не доступно творческое рассказывание. Особую трудность для детей представляет связная монологическая речь, которая характеризуется нарушением логической последовательности, фрагментарностью. Отмечено, что низкий уровень владения монологической речью у детей с ЗПР проявляется в большом количестве личных и указательных местоимений, в частом использовании прямой речи, мимики, жестов. Даже при использовании наглядных опор (картин, иллюстраций) дети затрудняются в определении причинно-следственных связей и отношений, наблюдается чрезмерная детализация ситуации («. и покатился Колобок по лесной дорожке, которая то прямо, то повернет, то снова прямо. то на ней камень лежит, то куст растет. ). Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа и на вопросы педагога он отвечает правильно.

Особенности у дошкольников с ЗПР имеются и в освоении матема­тических представлений: большинство пяти-шестилетних детей меха­нически запоминают и воспроизводят последовательность числительных до 10, не умея свободно ориентироваться в числовом ряду. Дети правильно считают от 1 до 10, но если попросить их посчитать от 3 до 7 или назвать число, которое стоит перед тремя, между 2 и 4, эти задания вызовут у детей значительные трудности или даже отказ от выполнения. Им сложно называть числа в обратном порядке. Многие дошкольники еще не владеют операцией результативного счета, т.е. умением соотнести последнее из называемых числительных со всей совокупностью в целом, а не с последним ее элементом, таким образом, дети не могут ответить на вопрос «сколько». Например, ребенок считает грибы, произнося вслух 1, 2,3. Спрашиваем: «Сколько всего?» Ребенок снова пересчитывает— 1, 2, 3. «Сколько всего?» и так до бесконечности. Умение правильно пересчитывать предметы основано на умении выделять из множества отдельные элементы: практически это находит свое выражение в том, что,
перечисляя числительные в правильной последовательности, ребенок при этом либо берет каждый из пересчитываемых предметов в руки, переставляя его в другое место, либо указывая на каждый из пересчитываемых предметов пальцем. Дошкольники с ЗПР обычно легко осуществляют правильный анализ — правильно пересчитывают
элементы множества, однако не в состоянии легко произвести синтез (соединить пересчет в одно число, в итог счета), ибо не понимают того, что последнее из произнесенных ими слов-числительных (при пересчитывании предметов) относится уже ко всем элементам множе­ства, что именно оно является итоговым числом, определяющим чис­ленность множества.

Почти все дошкольники с ЗПР уже в пятилетнем возрасте понимают, что результат счета не зависит от размера предметов. Но что результат счета не зависит от направления пересчета предметов (слева-направо, справа-налево) и от расстояния между ними, понимают лишь некоторые из них.

Все дошкольники с ЗПР производят пересчет с развернутыми внеш­ними действиями: они считают, передвигая предметы, называя вслух числительные. Способом «прямого усматривания» они пользуются лишь при определении количества предметов в группе не более чем из двух-трех элементов. При предъявлении большей по количеству пред­метов группы они присчитывают их по одному (начиная с трех), дотраги­ваясь до каждого предмета и проговаривая числительные.

Значительные трудности вызывает у детей сравнение двух групп предметов. Определить разность отношения они могут только в тех слу­чаях, когда предметы в этих группах наглядно соотнесены. Например, мы спрашиваем ребенка: «Что больше 2 или 3?» Ребенок не отвечает, но если мы положим перед ним два яблока, а перед собой — три, ребенок ответит, что у него меньше яблок.

Один из самых слабых разделов математической готовности дошкольников с ЗПР — это вычислительные навыки. Лишь немногие пятилетние дети способны выполнить самые простейшие арифметические действия, такие как 1 + 1 , 2-1 , лишь некоторые (уже в шестилетнем возрасте) считают в пределах пяти с использованием наглядного счетного материала (пальцы, палочки, кубики и т.п.), и то с помощью взрослого. Большинство же детей не умеет считать самостоятельно, не знает цифр.

Узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия соз­дают определенные трудности в понимании задачи детьми с ЗПР, они воспринимают задачу фрагментарно. Слабость анализа, синтеза и других мыслительных операций не позволяет связать отдельные фрагменты в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, уже, исходя из этого, выбрать правильный путь решения. При решении простейших арифметических задач эти дети обычно опираются на внешние, несущественные признаки условия: отдельные слова, словосочетания, расстановку чисел, и как следствие выбор неверного арифметического действия, неправильная формулировка ответа, ошибки в наименованиях и т.д.

Вследствие недостаточно развитой предметно-практической деятельности у детей с ЗПР медленно формируются основные математические понятия равенства и неравенства, количества предметов, а также понятия числа, арифметических действий сложения и вычитания. Также наблюдается отставание в практическом усвоении той терминологии, которая встретится им позднее в условиях задач: всего, вместе, стало, осталось, одинаково, поровну и т. п.

Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, соз­дает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах вы­падают из процесса обучения.

Формирование математических представлений у детей с задержкой психического развития посредством развития речи

ЛЮБОВЬ СОЛОМЕИНА
Формирование математических представлений у детей с задержкой психического развития посредством развития речи

«Формирование математических

представлений у детей с задержкой

психического развития

через развитие речи»

Математика уникальна, она обладает общеразвивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию речи, памяти, воображения, эмоций; формируется терпение, настойчивость, творческий потенциал личности

Считается приоритетным для организации коррекционно-педагогической работы, такая направленность как формирование познавательной готовности к школе. Одним из средств такого формирования является развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Как известно, дети с задержкой психического развития характеризуются недостаточной готовностью к обучению в школе. При этом их неготовность может иметь полиморфный характер и проявляться как в когнитивной сфере, так и в эмоционально-волевой сфере.

В усвоении математических знаний дети с ЗПР испытывают трудности.

• У таких детейснижен познавательный интерес и познавательная деятельность: произвольное внимание, все виды памяти, речь, мышление

• Легко отвлекаются на посторонние раздражители

• Бедность словаря, недопонимание значения слов и выражений могут создавать трудности в понимании условия задач

• Неравномерная работоспособность, повышенная утомляемость

• Незрелость эмоционально – волевой сферы

Дети с ЗПР старшего дошкольного возраста.

• Механически запоминают и воспроизводят последовательность чисел

• При пересчете пропускают предметы или считают их дважды, не называют итог счета

• Цифры не соотносят с количеством предметов

• Не могут сравнивать множества, не понимают вопрос «на сколько больше или меньше»

• Имеются грубые нарушения пространственной ориентировки

Недоразвитие мелкой моторики пальцев рук

Для формирования и развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития предусматривает коррекционно-педагогическое воздействие. Планируемый результат коррекционно-педагогического воздействия -этосформированность таких общеинтеллектуальных умений как ориентировка в задании, планирование, самоконтроль

Эти умения конкретизируется в двух видах познавательной деятельности, наиболее представленных при реализации математических действий детьми дошкольного возраста, – перцептивной и мыслительной деятельности. Таким образом, коррекционно-педагогическая работа предполагает решение ряда задач.

1. Коррекционно-развивающие задачи:

а) формирование перцептивных умений (умения оперировать эталонами цвета, формы, величины, умения ориентироваться в пространстве, времени, производить моделирующее действие и др.);

б) формирование мыслительных умений (умения обобщать, классифицировать, сравнивать, формулировать понятия, устанавливать причинно-следственные связи и др.);

г) формирование способности к волевым усилиям при выполнении заданий, требующих волевых усилий, удерживать цель деятельности, умения следовать указаниям педагога и др.

а) расширение представлений об окружающем;

б) закрепление знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, уточнение, дифференциация, углубление данных знаний и др.

а) формирование положительного отношения к занятиям;

б) формирование позитивного отношения к сверстникам, способности организовывать совместное продуктивное взаимодействия в паре, подгруппе, группе и др.

В основу коррекционно-педагогической работы положен ряд принципов.

1. Использование и интеграция различных видов деятельности детей

2. Поэтапное формирование способов познавательной деятельности

3. Принцип учета уровней актуального и ближайшего развития в процессе организации и управления деятельностью дошкольников

4. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода к формированию познавательной деятельности

5. Принцип алгоритмизации

Предлагаю вашему вниманию рассмотреть 4-ый принцип.

Это принцип индивидуально-дифференцированного подхода к формированию познавательной деятельности в связи с учетом уровня развития познавательной сферы ребенка, системы усвоенных им знаний и умений, его индивидуальных психологических особенностей.

Данный подход предполагает учет уровня речевого развития ребенка и особенностей его речевых нарушений.

Математика уникальна, она обладает общеразвивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию речи.

Детство невозможно представить без речи (считалок, загадок, игр итд). Поэтому знакомство с математикой через развитие речи поможет ребенку быстрее и легче усваивать ее.

Дети с задержкой психического развития имеют нарушения речи различной степени и характера, при этом выявляются не только бедность словаря, но и нарушения звукопроизношения, несформированность грамматической стороны речи. Для детей с низким уровнем речевого развития предусматривается ряд дополнительных зрительных опор, сопровождение вербальных средств речи учителя- дефектолога невербальными, что способствует адекватному пониманию задания детьми.

Развитие речи, через основные разделы по ФЭМП

Методика коррекционной работы по развитию элементарных математических представлений включает такие разделы,как:

1. Действия с группами предметов (Например, выделение признаков предметав ходе совместно-раздельной деятельности: педагог начинает функцию выделения признаков, а дошкольники –завершают:«Этот мяч по цвету. (красный, по форме он… (круглый, по величине… (маленький)».

2. Размер предметов.

Например,обучение сравнению в ходе совместно-раздельной деятельности: педагог начинает функцию сравнения, а дети –завершают: «Этот мяч большой, а этот – … (маленький)», «Зеленый мяч больше, чем… (желтый)», «Эти мячи… (одинаковые по размеру (величине)»

3. Геометрические фигуры.

формироватьориентировку в задании: педагог показывает детям цельный круг (на дальнейших занятиях другие геометрические фигуры, называет его, дети повторяют

Например, «Эту часть я положу сюда, потому что по форме она подходит…». В заключение дошкольники повторяют действие наложения частей разрезной фигуры на трафарет

4. Количество и счет (состав числа в пределах 10).

Обучение соотнесению числительных количественного счета и порядкового счета (один – первый, два – второй, три – третий и т. д.). На данном этапе педагог просит детей произвести сначала количественный счет предметного ряда, затем порядковый,далее просит параллельно называть количественные и порядковые числительные: «Покажите, гриб под номером «один», покажите гриб под номером «первый». Покажите гриб под номером «3», покажите третий по счету гриб и т. п.»

5. пространственные и временные понятия.

Формировать умения выделять расположение разных частей тела относительно друг друга при использовании понятий «снизу», «сверху» «спереди», «сзади» и т. п.

При проведении коррекционно-педагогической работы, необходимо использовать методы и приемы обучения, учитывая особенности детей с ЗПР.

1. На первом этапе основными методами обучения являются наглядныйи речевой образец, которые сопрягаются с таким приемом, как вопросы. (либо показ действия сочетается с вопросами,

2. На следующем этапе превалирует прием упражнения, который дополняется наводящими вопросами, так как возможности самостоятельной деятельности детей с ЗПР пока ограничены. (либо указания и подсказки педагога)

3. На третьем этапе включается словесный прием – объяснение, за которым снова следует наглядный и речевой образец действия, а затем прием упражнения.

4. Последний прием может сопрягаться с вопросами и подсказками. Использование методов и приемов обучения на четвертом этапе аналогично третьему этапу.

5. На пятом этапе детям обеспечивается максимальная самостоятельность дошкольников посредством упражнения. Данный прием сочетается со словесным приемом пояснения, остальные приемы (наводящие вопросы, подсказывание) используются только в случае необходимости. (либо совместная деятельность педагога и ребенка, однако главная роль в этой деятельности принадлежит ребенку, поскольку он выполняет действие умственно, а педагог реализует его в материальном плане)

Развитие речи на математическом материале-очень интересное и полезное занятие для дошкольника

Здесь приведен пример задач.

Посели всех синих рыбок в левый аквариум, а всех зеленых – в правый.

• В каком аквариуме больше рыбок? На сколько? Сделай так, чтобы в аквариумах было поровну рыбок.

Посели в высокий аквариум одну рыбку, а в низкий – много.

Сколько рыбок плывет направо, сколько налево? Каких рыбок больше?

Несформированность мелкой моторики рук-это не точность движений, трудности в усвоении движений, а, следовательно, и в мыслительном, речевом процессе, поэтому возникает неточность в выборе правильного по описанию, по форме, по цвету предмета, неточность в соотнесении предметов по признакам, количеству или определения той или иной последовательности предметов. счёт в пределах 10. «Шнуровка»

Слайд 14Дидактические игры по математике

Слайд 15Что необходимо учитывать при построении НОД

. Учет особенностей детей с ЗПР

2. Соблюдение последовательности от простого – к сложному

3. Проведение по одной и той же теме двух и более занятий

4. Использование простых, одноступенчатых инструкции, задания выполнять поэтапно

5. Грамотное использование наглядности

6. Включение различных анализаторов

7. Использование индивидуального и дифференцированного подхода к детям

8. Доброжелательно и уважительно относиться к каждому ребенку

Для развития элементарных математических представлений у детей с ЗПР предоставлены методики и предложены конспекты коррекционно-развивающих занятий для детей, Это коррекционно-развивающее обучение

«Развитие элементарных математических представлений, автор Морозова И. А., Пушкарева М. А.,

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», авторС. Г. Шевченко, Р. Д. Триггер, И. Н. Волковой, Р. В. Былич, И. А. Кузнецовой, И. К. Беловой, Г. Н. Максимовой

Математическое развитие дошкольников является довольно сложным, комплексным и многоаспектным

Систематическая и целенаправленная коррекционная работа, поэтапная помощь взрослого позволяют детям реализовать их потенциальные возможности и постепенно преодолевать имеющееся отставания к моменту поступления в школу

Слайд 16. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:
matematika-prezentacija-dlja-atesta_vn4vk.pptx | 5701,97 Кб

Использование приемов арт-терапии для социально-эмоционального развития дошкольников с задержкой психического развития Воспитатель ГБДОУ № 18 комбинированного вида Пушкинского р-на СПб Шитова Е. П. Вовсе не обязательно затевать грандиозные проекты, чтобы.

Читайте также:  Методика работы над слоговой структурой слова

Консультация для родителей «Развитие детей с задержкой психического развития. Особенности развития детей с ЗПР» «Консультация для родителей “Развитие детей с задержкой психического развития”» Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития Митришкина.

Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей старшей группы с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития Ход занятия. Действия воспитателя Действия детей Рассчитайтесь по порядку Выстраиваются в колонну по одному. Рассчитываются: Первый,.

Методы развития памяти у детей с задержкой психического развития Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Память дошкольников.

Система дидактических игр как средство развития познавательных процессов детей с задержкой психического развития в старшем 1. Теоретические аспекты развития познавательных процессов детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте. Современный.

Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Статья на тему: Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Подготовила воспитатель группы ЗПР Титиёва.

Живой уголок как средство развития коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития Коммуникативная сфера личности представляет собой общение и взаимодействия человека с другими людьми. Общение является ведущим условием.

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр УДК 376.4+372.3/.4+37.0 СТАТЬЯ Сергиной А. С. Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством.

Развитие речи на математике у детей с ЗПР

Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР сейчас есть если не в каждом классе, то уж в каждой общеобразовательной школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников у педагогов остаётся неизменным вопрос: а как их учить? Ведь с обычной программой они не справляются…

Попробую ответить на этот вопрос подробно.

Для начала необходимо развести понятия ЗПР (задержка психического развития) и умственная отсталость – это совершенно разные вещи! Слово «задержка» говорит само за себя: при ней ребёнок лишь задержался в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитии каких-либо психических функций. И отличаются дети с ЗПР от умственно отсталых тем, что при хорошей педагогической, медицинской, психологической (а при необходимости – и других видах) помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все». (По идее, нарушения должны исчезнуть уже к 5 классу, но в последнее время это случается гораздо позже, а часто они остаются и до 9 класса.)

Поэтому главная задача педагога, у которого в классе есть ученик с задержкой, и образовательного учреждения в целом – создать для него такие условия, которые помогут ему наверстать то, что по каким-либо причинам упущено. Какие же нужны условия и что именно для этого нужно делать?

Перво-наперво – найти в литературе либо в сети интернет информацию об особенностях детей с ЗПР и тщательно её изучить. Для чего это нужно? Чтобы знать, что стоит требовать от ребёнка, а что ему будет не под силу. Чтобы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевать трудности (которых у него – вагон и маленькая тележка).

Следующим и самым главным шагом будет составление для этого ученика АОП (адаптированной образовательной программы). Я не буду здесь объяснять, какие разделы должны быть в ней и какую «сетку» использовать: на эту тему есть много методических разработок – во-первых, и в каждой образовательной организации зачастую принята своя форма для неё – во-вторых. Я расскажу, на что обязательно нужно обратить внимание, чтобы программа не стала лишь отпиской «для галочки», а смогла оказать реальную помощь как ребёнку, так и педагогу.

Прежде чем создавать АОП, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить глубину пробелов в знаниях (возможно, возникших очень давно), причины этих пробелов, а также выявить «западающие» психические функции.

Содержание программы для детей с ЗПР практически ничем не отличается от общеобразовательной, поэтому оставлять её гораздо легче, чем на ребёнка с умственной отсталостью. Упор нужно сделать на восполнение упущенного, на создание «базы» для освоения следующих знаний, умений и навыков, т.к. без этого ребёнок просто не сможет двигаться дальше. Возможно, придётся на какое-то время приостановить изучение этим учеником текущих тем, и вернуться с ним к тому, что не было усвоено на более ранних этапах. Например, если он ещё не понял тему «Свойства сложения и вычитания», не стоит пока учить его решать даже простые уравнения – он с ними не справится, т.к. этим знаниям в его голове не на что опереться. Или если ребёнок не разобрался с тем, какие бывают звуки и чем звук отличается от буквы, если у него не развиты фонематические процессы, нет смысла по сорок раз объяснять ему, как делается фонетический разбор слова: ему это пока не осилить. Лучше работайте над фонематическим восприятием, и постепенно дело сдвинется с «мёртвой точки». Естественно, при создании АОП необходимо договориться со всеми специалистами и с администрацией образовательной организации, каким образом вы будете делать соответствующие записи в классном журнале.

Надо сказать, что это – очень серьёзная, кропотливая и длительная работа, но помощь ребёнку с ЗПР заключается именно в этом. И, скажу как специалист ПМПК, бывает очень больно и обидно за ребят, когда это не делается, и они приходят на комиссию повторно с теми же самыми знаниями, что и в первый раз несколько лет назад. Поэтому в адаптированной программе как раз и нужно отразить все подобные нюансы и постараться просчитать время, необходимое для восполнения пробелов в изучении школьных предметов.

Следующий важный момент – в оказании помощи ребёнку должно участвовать много людей: не только учитель, но и «узкие специалисты», учителя-предметники (учитель ИЗО, музыки, физкультуры и т.д.), медицинские работники, родители… (В связи с этим и составляется АОП всеми ими совместно, а не одним учителем и не каждым по отдельности.) Большая роль принадлежит здесь учителю-логопеду, педагогу-психологу, учителю-дефектологу, потому что корень проблем с учёбой очень часто (если не сказать – почти всегда) – в недостаточном развитии психический функций (внимания, памяти, мышления и т.д.) и речевых нарушениях. К примеру, ребёнок может не понимать геометрию потому, что у него не сформированы пространственное восприятие и мышление, а не потому, что плохо её учит. Или не уметь применить выученные наизусть правила потому, что не развиты мыслительные операции. Естественно, тут надо сосредоточиться на работе с «западающими» процессами, а это – дело «узких» специалистов. Правда, если они в школе отсутствуют, то этот вид деятельности тоже ложится на плечи учителя. К сожалению, в таком случае эффективность оказываемой помощи заметно снижается (один в поле – не воин). Поэтому одна из важнейших задач, которая должна стоять перед администрацией образовательной организации, обучающей детей с ЗПР – привлечь на работу логопеда, психолога и, желательно, дефектолога.

Огромное значение имеет и то, что родители ни в коем случае не должны оставаться в стороне. Во-первых, именно они – главные и первые воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит (или должен проводить) большую часть времени, а во-вторых, педагогам просто не успеть без участия родителей «нагнать» с обучающимся то, что было упущено и не усвоено. Кстати, задачи, решение которых берут на себя родители в реализации адаптированной программы, и их ответственность тоже нужно документально закрепить (прописать в программе).

Ещё один из ключевых моментов – в оказании медицинской помощи ребёнку. Как уже говорилось выше, у детей с задержкой психического развития практически всегда отмечается отставание в развитии психических функций. А причиной этого, в свою очередь, является недостаточное или замедленное созревание определённых областей коры головного мозга. Так вот, врач-психиатр и врач-невролог могут назначить медицинские препараты (в таблетках, уколах и пр.), способные стимулировать их развитие и созревание, т.е. такие, после приёма которых ребёнок станет внимательнее, у него улучшатся память, мышление и т.д. Поэтому стоит приложить все силы, чтобы убедить родителей регулярно наблюдаться с ребёнком у этих специалистов.

Как учить ребёнка с задержкой в условиях класса? Ответ и прост, и сложен одновременно: применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит? Учителю необходимо уделять для него на уроке отдельное время и особое внимание. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу (например, на карточках). Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр. В общем, это означает для учителя большую предварительную, подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.

Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается их оценивания: какими критериями пользоваться при выставлении отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не отбить желание учиться»? Тут напомню, что обучающиеся с задержкой психического развития вполне могут усваивать общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивайте их в соответствии с той адаптированной программой, которую вы для них создали. Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий.

Первое – опирайтесь на то содержание учебного материала, которое в данный момент осваивает данный ученик, и на его возможности. Например, весь класс уже учится делать морфологический разбор существительного, а этот ребёнок ещё только начал изучать тему «Определение склонения существительного»; естественно, ему вы будете ставить отметки по результатам освоения именно этой темы. Или весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот успел справиться с пятью примерами и одной задачей (конечно, при условии, что он не ерундой занимался половину урока, а тоже работал) – ставите отметку за качество выполнения, а не за количество.

Второе – не требуйте и не ждите от него повышенного уровня знаний: пусть он успеет понять и запомнить хотя бы обязательный минимум или так называемый «средний уровень».

Третье – сравнивайте достижения такого ребёнка с его же успехами некоторое время назад (в прошлый раз в словарном диктанте было 5 ошибок, я тебе поставила «2», а в этот раз – только 4 ошибки и в очень трудных словах – поэтому сегодня могу поставить уже «3»).

Четвёртое – если хочется всё же с помощью отметки «поддержать» ребёнка, делайте это редко, иначе он привыкнет к «халяве» и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особых усилий (а в этом случае положительных результатов ему не достичь!). Короче: не «натягивайте» оценки – смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Научите их получать заслуженные хорошие отметки!

А сейчас ещё несколько советов.

Бывает так, что у ребёнка с ЗПР настолько сильно запущен учебный материал, настолько много пробелов в знаниях, что при всём желании справиться с этим почти невозможно. В таком случае наилучший выход – повторное обучение в этом же классе. Это даст ученику дополнительное время, чтобы наверстать упущенное, и тогда учиться дальше будет намного легче.

Если обучение по программе для детей с ЗПР рекомендовано ПМПК в начальной школе, то по окончании 4 класса ученика необходимо снова обследовать на комиссии. Делается это для того, чтобы отследить динамику развития у ребёнка и рекомендовать для дальнейшей учёбы программу, адекватную его возможностям, и при этом не упустить время. Иногда это бывает общеобразовательная программа (если обучающийся справился с теми трудностями, которые были), иногда – та же программа для детей с задержкой (если проблемы остались в той или иной степени), а временами – программа для детей с умственной отсталостью (если трудности не только не исчезли, но и усугубились).

В том случае, если и в среднем звене ребёнок обучается про программе для детей с ЗПР, нужно снова приехать на ПМПК в 9 классе, чтобы обновить документ, т.к. учащиеся с такими особенностями имеют право сдавать экзамен в форме ГВЭ (а это гораздо проще, чем ОГЭ).

Елена Михайловна Белоусова,

педагог-психолог Красноуфимской психолого-медико-педагогической комиссии

Особенности детей с задержкой психического развития

Как правило, задержка психического развития выявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с необходимостью запоминать много информации, выстраивать логические цепочки и концентрироваться на каком-то одном занятии. Это вызвано в основном медленным созреванием центральной нервной системы, поэтому при своевременной коррекции дети с ЗПР догоняют своих сверстников и могут учиться в обычной школе.

Процесс коррекции – сложный, тонкий и длительный. Его основа – доверительные отношения с ребенком и учет его индивидуальных особенностей. Родители должны хорошо понимать, как чувствует, думает, живет их малыш, чтобы оказать ему необходимую помощь, правильно выстроить распорядок дня, учебы и т. д.

Высшие психические функции и речь

Память

Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен, есть нарушения механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что выученный урок, быстро забывается. Плохая память мешает во время занятия: например, такому ребенку приходится постоянно напоминать условия задачи или правило, он путает слова и т. д.

Им требуется больше попыток, чтобы запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой информации. При ее воспроизведении ребенку с ЗПР также нужно больше времени, так как он долго подбирает нужные слова.

Психологи и неврологи рекомендуют обучить ребенка различным техникам запоминания для развития памяти и мышления.

Восприятие

Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует.

Доказано, что наглядный материал усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении необходимо использовать рисунки, простые схемы, инфографику.

Внимание

При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Учителя часто его ругают за неусидчивость и болтовню на уроке, неспособность выполнить задание до конца.

Чтобы сделать занятия в школе и дома более эффективными и интересными для ребенка, необходимо организовывать их так, чтобы была частая смена видов деятельности. В комнате, где ребенок учит уроки не должно быть никаких внешних раздражителей – компьютера, радио, телевизора.

Мышление

Образное мышление у таких детей нарушено, то есть они не могут представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме, что необходимо, например, на уроках математики. Абстрактное мышление (отвлеченный поиск решения проблемы, способность взглянуть на ситуацию в целом, не обращаясь к опыту, органам чувств) и логическое мышление (умение выстраивать причинно-следственные связи, применяя и анализируя знания, полученные ранее) работают только, если ребенка направляет взрослый – учитель, мама.

Самостоятельно ребенок не может сделать какой-то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т. д.

Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением).

Дети с ЗПР часто поздно начинают хорошо говорить, неправильно произносят многие звуки, у них небольшой словарный запас, им сложно построить длинное предложение. Здесь необходима помощь логопеда-дефектолога.

Эмоционально-волевая сфера

Задержка психического развития особенно сильно влияет на способность ребенка управлять своими действиями, чувствами, энергией, волей. Он буквально находится в плену у собственной слабой эмоционально-волевой сферы:

  • постоянные резкие перепады настроения;
  • внушаемость, быстро попадает под влияние других;
  • частые проявления агрессии, вспышки гнева;
  • повышенная тревожность, страх;
  • низкая самооценка, неуверенность в себе;
  • не желание что-либо сделать;
  • неспособность к самостоятельным действиям;
  • гиперактивность;
  • нередко совершает поступки, находясь в сильном возбуждении, в состоянии аффекта.
Читайте также:  Планшет для логопеда - логопедическое пособие Звуковички

В силу того, что ребенок с ЗПР плохо говорит, с трудом различает эмоции, он не может выразить собственные переживания, например, вовремя сказать, что он устал или расстроен, ему скучно. Также он не в состоянии идентифицировать эмоции у других людей.

Малыш с ЗПР часто ищет себе «наставника», авторитетного ровесника или взрослого, к которому он сильно привязан и которому во всем стремится подражать.

В то же время ЗПР мешает ребенку выстраивать нормальные взаимоотношения со сверстниками. Он неохотно идет на контакт, боится коллектива, поэтому его не принимают в игры и мероприятия. Больше шансов завести друзей у ребенка с ЗПР среди ребят помладше, но в основном он будет искать одиночества. Здесь исключение составляют дети, у которых ЗПР имеет конституциональную этиологию, они, напротив, очень общительны.

Особенности учебной деятельности

При обучении детей с ЗПР необходимо учитывать следующее:

  • они умеют находить решения соответственно с возрастной нормой;
  • они охотно принимают помощь;
  • урок нужно максимально разнообразить с помощью дидактических материалов, дополнительных упражнений и физкульт-минуток;
  • они лучше понимают сказанное, благодаря картинкам и наглядным пособиям и многократному повторению;
  • они могут уловить сюжет, понять и решить задачу, что-то запомнить.

Ребята с ЗПР обычно очень активны в начале обучения. Могут работать вместе с классом, но быстро устают, и их познавательная активность резко снижается. Они начинают вертеться, отвлекаются, поэтому у них возникают серьезные пробелы в знаниях.

Дети, у которых выявлена задержка психического развития, могут обучаться в обычной школе, если данное нарушение не приобрело запущенную форму или не вызвано тяжелыми органическими поражениями ЦНС. Поэтому при выборе между обычной школой и коррекционной, родителем необходимо руководствоваться мнением психолога, дефектолога и невролога, которые занимаются лечением ребенка. Если они рекомендуют отдать малыша в спецшколу, расстраиваться не нужно: во-первых, ему там будет действительно лучше, во-вторых, коррекция пойдет быстрее, в-третьих, потом можно перевестись в обычную школу, когда психическое развитие нормализуется.

Задержка психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпов психического развития, вследствие которого когнитивные (познавательные) функции (память, восприятие, внимание, мышление) и эмоционально-волевая сфера ребёнка существенно отстают от принятых возрастных норм.

На сегодняшний день ЗПР не является медицинским диагнозом, а употребляется как психолого-педагогическое понятие описательного характера, не указывающее на причины тех или иных нарушений, а лишь обозначающее имеющиеся у ребёнка проблемы развития. Термин применим только для детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 10 лет). В более старшем возрасте при необходимости ребёнку ставится уже конкретный диагноз.

В раннем детском возрасте задержка психического развития чаще всего не бросается в глаза. Диагноз ЗПР ставится, когда ребёнок достигает 4-5-летнего возраста. Как правило, первыми начинают бить тревогу воспитатели средних и старших групп детских садов, они обращают внимание на то, что ребёнку приходится много раз объяснять одно и то же, его трудно заинтересовать, он много отвлекается и т.п. Часто родители не придают особого значения этим сигналам и не показывают ребёнка специалисту, предполагая, что это проходящие возрастные трудности, которые можно просто «перерасти». В таком случае ЗПР становится гораздо заметней при поступлении ребёнка в школу (из-за проблем с успеваемостью). Ребёнок с трудом усваивает учебный материал; ему интереснее играть (но сюжетно-ролевые игры для него слишком сложны); занятия интеллектуальной деятельностью его не привлекают (от неё он быстро устаёт); он имеет очень ограниченный запас общих знаний и т.п.

Помимо трудностей в обучении у многих детей с ЗПР есть проблемы с дисциплиной. И в саду, и в школе им часто делают замечания за плохое поведение. Дело в том, что таким детям трудно привыкнуть к саду, школе, вообще к коллективу, они сильно тоскуют по дому, им сложно понять, что существуют определённые общепринятые правила поведения и нужно научиться соблюдать их.

Как проявляется задержка психического развития?

При ЗПР отстают в развитии:

  • все формы мышления — сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, мыслительная деятельность понижена;
  • память — лучше воспринимается наглядный материал, сложно запомнить информацию на слух. Память детей с ЗПР развита плохо – они с трудом запоминают инструкции, им сложно пересказать текст или повторить задание;
  • восприятие — для переработки информации таким детям нужно намного больше времени, чем их сверстникам. Им тяжело составить представление об окружающем их мире, представить величины (длина, ширина, объём), у них низкий уровень ориентировочно-исследовательской деятельности, пространственное восприятие снижено, они испытывают сложности с формированием целостного образа предмета;
  • эмоционально-волевая сфера — свойственны инфантильность, эмоциональная нестабильность, возбудимость, сложности с организацией своей деятельности;
  • внимание — ребёнку сложно сосредоточиться, сконцентрироваться, дослушать вопрос или задание до конца. Он перебивает, начинает отвечать раньше времени, ему трудно усидеть на месте, он слишком «громкий», импульсивный, нетерпеливый, несобранный. На уроках часто отвлекается, воспринимает информацию частично (фрагментарность внимания).

Ребёнку с ЗПР трудно ориентироваться в пространстве, он не сможет отыскать вещь, если изначально не знает, где она лежит, даже если она находится на самом видном месте. Также таким детям трудно определить какой-либо предмет наощупь, запомнить, как он выглядит, и рассказать о нём по памяти.

При ЗПР у детей часто наблюдаются низкая речевая активность, отставание речевого развития (ЗРР, ЗПРР). Их словарный запас беден, не соответствует возрастным нормам, фонематический слух плохо развит, речь не сформирована, высказывания примитивны и нецеленаправленны, они часто путают, пропускают или заменяют в словах звуки и буквы (парафазия).

Чем ЗПР отличается от ЗРР и ЗПРР?

Задержки речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР) возникают вследствие органических поражений головного мозга, центральной нервной системы. Причинами отставания могут стать: болезни, перенесённые матерью во время беременности, гипоксия плода, патологии родов, хромосомные или генетические заболевания, тяжёлые инфекции, врождённые аномалии ЦНС, патологии сосудов головного мозга, ДЦП, психические заболевания (эпилепсия и т.п.), опухоли головного мозга и проч.

При ЗРР и ЗПРР:

  • нарушения интеллекта вторичны, и своевременная коррекционная работа, направленная на речевое развитие, даёт положительную динамику нормализации интеллекта;
  • отставание не синхронно – речевое развитие отстаёт гораздо больше, чем психическое;
  • при своевременной диагностике и грамотной коррекционной работе со специалистами и дома с родителями ребёнок сможет догнать сверстников уже к старшему дошкольному возрасту.

При ЗПР:

  • изначально именно интеллектуальное развитие не соответствует возрасту, как следствие – проблемы с формированием речи;
  • нет специфических речевых ошибок, уровень речевого развития соответствует уровню развития детей более младшего возраста;
  • развитие речи задерживается настолько же, насколько и общее психическое развитие в целом – сохраняется синхронность;
  • речь может развиться спонтанно, просто позднее, чем у сверстников. Для коррекции вторичных проблем с речью могут потребоваться занятия с логопедом.

ЗПР = умственная отсталость?

Довольно часто детям с ЗПР ставится неверный диагноз – умственная отсталость (УО). Особенно от этого страдают дети, воспитывающиеся в детских домах. Действительно лёгкая степень УО и ЗПР имеют сходную симптоматику, но это разные нарушения, и для того, чтобы дифференцировать их, необходимо длительное всестороннее наблюдение специалиста.

Схожие симптомы

  • эмоционально-волевая незрелость;
  • инфантильность;
  • низкий уровень познавательной активности;
  • скудность представлений об окружающем мире;
  • нарушения восприятия, мышления, памяти и речи;
  • отсутствие таких умений, как анализ, обобщение, сравнение, синтез.

Различия между ЗПР и УО

Умственная отсталость – обобщённое название многих отклонений, при которых есть стойкое и необратимое снижение интеллектуальных способностей. Это комплекс синдромов, вызванных органическими поражениями, патологиями головного мозга (врождёнными или приобретёнными). При УО страдают мыслительные функции, наблюдается общее психическое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность. Интеллект ребёнка с умственной отсталостью не превысит определённого уровня, какая бы тщательная работа с ним не проводилась.

В отличие от УО задержка психического развития обратима, ребёнок развивается в том же направлении, что и обычные дети, но значительно медленнее. Дети с ЗПР обучаемы, поддаются коррекции, адекватны в действиях (например, играя, используют игрушки в соответствии с их назначением). Во время учебных занятий они при помощи учителя способны усвоить принцип выполнения задания и использовать его для решения аналогичных задач. Для детей с ЗПР характерна скачкообразность развития всех форм мыслительной деятельности (например, внимание скачкообразно повышается к 8-9 годам). При ЗПР прогноз более благоприятный и имеется высокая вероятность вывода ребенка в «норму» при условии качественного психолого-педагогического сопровождения и участия семьи. Безусловно, при УО коррекционная работа также необходима, но как правило, динамика более медленная и имеет свой предел.

Очень важно как можно раньше дифференцировать ЗПР от умственной отсталости и вовремя начать коррекционную работу.

Причины ЗПР

  • инфекции, перенесённые матерью во время беременности (токсоплазмоз, грипп, краснуха и проч.);
  • интоксикация беременной (курение, алкоголь, лекарства и т.п.);
  • резус-конфликт матери и ребёнка;
  • внутриутробные инфекции;
  • асфиксия плода;
  • родовые травмы;
  • наследственность;
  • социально-бытовые факторы (условия жизни, воспитания, дефицит внимания (гипоопека), гиперопека, насилие, неблагоприятный психологический климат в семье, педагогическая запущенность).

Виды задержки психического развития

  • ЗПРконституционального происхождения. Характеризуется существенной незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка. Дети с таким типом ЗПР находятся на более раннем этапе развития, чем их сверстники (психический инфантилизм). Они очень привязаны к маме, не самостоятельны, им некомфортно вдали от своих близких, вне дома, трудно освоиться в новой обстановке, в незнакомом коллективе, тяжело приспособиться к непривычным условиям. Такой ребёнок эмоционально нестабилен, он часто бывает взбудоражен, чрезмерно активен. Даже в младшем школьном возрасте (после 7 лет) у него преобладают игровые интересы; учебная мотивация, свойственная детям этого возраста, практически отсутствует. Такой малыш всегда выглядит чуть младше своих ровесников. ЗПР конституционального происхождения может иметь наследственный характер.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Задержка такого типа бывает у детей, которые очень часто болеют, слабы физически, имеют какие-либо хронические заболевания, инфекции, врождённые или приобретённые пороки соматической системы, аллергии, детские неврозы и т.п. Из-за обшей ослабленности организма страдает и психическое развитие таких детей. Они отличаются низким уровнем познавательной активности, быстро утомляются, стеснительны, боязливы, не уверены в себе. К этой же категории ЗПР относятся дети, родители которых излишне опекают их, негативно реагируют на любые проявления самостоятельности, пытаются ограничить их общение с другими детьми (потому что «обидят, ничему хорошему не научат» и т.п.). Мешая нормальному формированию личности, гиперопека родителей способствует замедлению темпов психического развития. Проблема гиперопеки часто встречается как раз в семьях, где ребёнок много и часто болеет или имеет какой-то тяжёлый хронический недуг. Родители переживают за него и из лучших побуждений максимально ограждают его от внешнего мира.
  • ЗПР психогенного происхождения. Причина — неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растёт ребёнок. Нарушение проявляется у детей из неблагополучных или неполных семьей, где воспитанию ребёнка уделяется не достаточно внимания. Появлению этого типа ЗПР способствуют: гипоопека, (безнадзорность, ребёнок предоставлен сам себе), напряжённая психологическая обстановка в семье, авторитарность, деспотичность родителей, агрессия, насилие в семье. В таких условиях у ребёнка развиваются невротические состояния, он даже не пытается что-то делать, т.к. заранее уверен в том, что у него ничего не получится (синдром выученной беспомощности). Дети с ЗПР психогенного происхождения безынициативны, нерешительны, не любознательны.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения – более распространено, чем остальные виды, и тяжелее поддаётся коррекции. Причинами задержки являются негрубые органические поражения нервной системы, которые могут быть вызваны: патологиями беременности, родовыми травмами, асфиксией плода, нейроинфекциями и т.п. Такие дети отличаются скудностью воображения, они неэмоциональны, равнодушны к тому, как другие люди их оценивают. При ЗПР церебрально-органического происхождения поражения нервной системы имеют очаговый характер и не влекут за собой стойких нарушений интеллекта. Это существенно отличает таких детей от детей с умственной отсталостью.

Диагностика ЗПР

Для определения ЗПР необходимо всестороннее комплексное обследование ребёнка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), в которую могут входить: психиатр, педагог-психолог, нейропсихолог, логопед, дефектолог (олигофренопедагог), невролог, педиатр и другие специалисты (при необходимости).

Специалисты проводят дифференциальную диагностику, которая включает в себя:

  • тщательное изучение анамнеза (включая пренатальный и постнатальный период развития). Это поможет выявить первичные причины нарушения, понять их характер;
  • общение непосредственно с ребёнком (знакомство, беседа, тестирование, психологическое обследование), в результате которого делаются выводы о состоянии его психического развития;
  • разговор с родителями, в ходе которого выясняется, в каких условиях живёт и воспитывается ребёнок, какая в семье психологическая обстановка, какие отношения установлены между членами семьи.

После всестороннего изучения анамнеза ребёнка, состава его семьи, социально-бытовых условий его жизни специалисты выявляют первопричины, степень и характер нарушений, составляют педагогический прогноз и план коррекционной работы.

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Родителям детей с задержкой психического развития нужно быть готовыми к тому, что процесс коррекции достаточно непростой и длительный. Таким детям нужна комплексная помощь сразу нескольких специалистов. Если ребёнку необходимо медикаментозное лечение, его обеспечивает невролог. Развитием когнитивных функций занимается дефектолог (олигофренопедагог). Психолог со своей стороны отвечает за развитие эмоционально-волевой сферы. При ЗПР показаны такие виды неразговорной психотерапии, как: песочная, игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия и проч. Для коррекции вторичных нарушений речи понадобится логопед.

Как проходит обучение детей с ЗПР?

В сентябре 2016 года в России был принят образовательный стандарт инклюзивного образования, предписывающий всем детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, обучаться вместе с обычными школьниками. После этого специализированные коррекционные школы были закрыты и появились коррекционные классы в обычных общеобразовательных школах. Они подразделяются на восемь типов – в зависимости от характера отклонений учеников. Большинство таких классов у нас относятся к VII типу (для детей с задержкой психического развития, поддающейся коррекции).

Учитывая, как непросто ребятам с ЗПР даётся учёба, специалисты рекомендуют для них обучение в коррекционных классах.

Занятия в таких классах проводит обычный школьный учитель, ученики получают такой же объём знаний, как и их сверстники из обычных классов, просто занятия проходят в более спокойном темпе. Материал объясняют детям небольшими частями, постепенно. Занятия содержат перерывы на отдых и спортивные игры для того, чтобы избежать переутомления детей.

Преимущества коррекционных классов:

  • небольшое количество учеников (от 5 до 15), что позволяет учителю больше времени уделять каждому ребенку;
  • в обучении используется больше наглядного материала (схемы, картинки, таблицы и т.п.);
  • на занятиях помимо учителя присутствует освобождённый классный руководитель – это педагог, который не обучает детей, а наблюдает за ними и занимается воспитательной работой.

Есть и недостатки в инклюзивной системе образования – раньше с детьми с ЗПР занимались коррекционные педагоги, имеющие необходимые знания и навыки работы с такими детьми. В обычных школах педагоги не имеют такой подготовки. Также в свободное от уроков время, например, на переменах, дети с ЗПР могут столкнуться со сверстниками или с детьми постарше, которые неправильно истолкуют поведение детей из коррекционного класса, могут возникнуть конфликты.

Для ребенка с ЗПР и для его родителей лучше всего, если удастся скорректировать нарушение еще до начала обучения в школе, а для этого важно не пропустить «сигналы», если таковые имеются, регулярно (1-2 раза в год) показываться специалистам: неврологу, детскому психологу, детскому психиатру.

При своевременном обращении ЗПР отлично поддается коррекции, но занятия по коррекции должны быть регулярными, а родителям нужно быть готовыми к тому, что положительный результат будет не сразу.

Конспект интегрированного занятия для детей с ОНР

Конспект интегрированного занятия для детей с ОНР. В занятии участвовали дети средней и старшей групп, учитель-логопед, педагог-психолог.

Цель. Осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и умение использовать их в практической деятельности. Обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки детей. Развитие пространственного восприятия.

1. Коррекционные задачи.

  • Развитие умения правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций.
  • Развитие слухового внимания и восприятия.
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие мимической мускулатуры.
  • Развитие длительного, плавного выдоха.
  • Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков детей.
  • Совершенствование координации движений, равновесия, умения следить за положением своего тела в разнообразных упражнениях.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

2. Образовательные задачи.

  • Продолжать учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а так же выражать собственные чувства.

3. Воспитательные задачи.

  • Выработка умения слушать и правильно выполнять задания.
  • Воспитание умения работать в коллективе сверстников.
  • Средства ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук.
  • Фонограммы мелодий: Rondo veneziano (сборник итальянских мелодий), «Море» (сборник релаксационной музыки, авт. Зиборевич), «Марш» (м. С. Прокофьев), «Летние мотивы» (сборник фонограмм для детей дошкольного возраста, 2009г., комп. № 8).
  • Эфирные масла: апельсин сладкий, пихта, морской бриз; лампы для ароматерапии (3 шт.)
  • Фотографии детей с различными эмоциями.
  • Листы для рисования (по количеству детей), маркеры или фломастеры, мольберты (6 шт.).
  • Су-Джок (по количеству детей); подарки детям (по количеству детей).
Читайте также:  Конспект по автоматизации произношения звука (Р)

Дети входят в зал под музыку, их встречает педагог-психолог.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята. Давайте поздороваемся с гостями.

– Я очень рада всех вас видеть. Скажите, а какое у вас сегодня настроение? Почему? А какое еще бывает настроение?

– Да, настроение может быть разным. Давайте посмотрим фотографии с различными настроениями. Дети подходят к мольбертам, рассматривают фотографии.

2. Введение в тему.

Дети садятся на стульчики. Педагог-психолог:

– Ребята, к нам сегодня пришел волшебный цветок. Давайте мы посмотрим, какое настроение у него.

Педагог-психолог с детьми рассматривает настроения цветка.

Педагог-психолог: Ребята, давайте не будем грустить, злиться, обижаться, а будем только улыбаться.

– Друг другу улыбнитесь, и на зарядку становитесь.

3. Коррекционная гимнастика «Дельфин» (блок I, блок VI).

Дети выходят на ковёр. Учитель-логопед проводит гимнастику.

Из положения, стоя с опущенными руками легким движением поднимать руки в стороны и вверх, слегка поднимаясь на мысочках («вырос цветок») — глубокий вдох носом; при этом слегка надуть животик как шарик. Медленно и нежно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки («распустился цветок») — медленный одновременный выдох ртом как будто через трубочку.

Сценарий: «Наступила осень.

а) Стало холодно.

б) Подул холодный ветер».

а) Сильный вдох носом.

6) Медленный выдох ртом как бы через трубочку. В момент выдоха пальцем прерывать воздушную струю (пальцем быстро двигать то вправо, то влево), чтобы получился звук штормового ветра. Если у ребенка не получается, то щеки можно придерживать другой рукой.

Руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу. Кисти на уровне плеч собраны в кулаки и смотрят вверх.

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки рта. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Кулачки рук раскрываются и закрывются обратно одновременно с открытием и закрытием рта.

Руки согнуты в локтях, ладо ни на уровне плеч, обращены вверх. Одновременно вытянуть вперед губы «трубочкой» и руки. Затем растянуть, губы в улыбке и (синхронно) прямые руки — в стороны,

а) Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Руки на поясе.

б) Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «поцелуя».

а) Хомяк идет по лесу. Вот такой он — сытый, а такой — голодный.

б) Нашел зерно. Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую.

в) Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так!

а) Дети шагают с закрытыми ртами. Надувают обе щеки и разводят руки в стороны, затем втягивают щеки и прижимают руки к животу.

б) Поочередно надувается то одна, то другая щека; перемещать руки в ту сторону, где надутая щека.

в) Рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

«Яблочко по блюдечку покатилось».

Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).

Наклоны головы вперед-назад, как будто голова на качелях качается «кач-кач».

Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают «тик-так». Все эти упражнения выполняются в положении — руки на поясе.

Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают: «прыг-скок».

Синхронное вращение прямых рук вперёд и назад.

Развести руки в стороны, горизонтально полу, согнуть их в локтях и максимально свободно поболтать ими («как будто кощей костями трясет»).

Синхронное, однонаправленное вращение обеих согнутых в локтях рук (кисти опущены вниз) сначала по часовой стрелке, потом — против.

Руки согнуты в локтях, кисти смотрят вверх. Синхронное однонаправленное вращение и повороты рук в кистях.

Поднять прямые руки вверх и со всей силы обрушить их вниз («бах! »), то есть скинуть напряжение.

«Карусели и качели».

Руки на поясе. Вращение туловища по кругу сначала в одну сторону, потом в другую Наклоны туловища вперед-назад, затем — влево-вправо.

4. Развитие ассоциации с запахом.

Педагог-психолог: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по стране Запахов.

– Закройте глаза. Мы отправляемся. Вдохните.

Первый запах. Что напоминает вам этот запах… (Ответы детей).

– Почувствуйте аромат лета, цветов, запахи трав, прохлады ручейка…

Второй запах. Продолжаем наше путешествие. Давайте вздохнем еще один аромат. Что напоминает вам этот запах… (Ответы детей).

– Мы попали в сосновый бор, запах смолы, аромат хвои…

Третий запах. А вот новый запах. Вдохните этот аромат. Что напоминает вам этот запах… (Ответы детей)

– Запах моря, шум волны…

– А вот наши друзья дельфины, дети выходите на ковёр.

5. Коррекционная гимнастика «Дельфин» (блок III, Су-Джоки).

Дети встают в круг, учитель-логопед проводит гимнастику.

На море плещутся волны:

б) большие. Вот такие!

в) По волнам плывут дельфины: мама и папа.

г) Один нырнул, а другой вынырнул, вот так.

д) За ними плывут их дельфинята, вот такие!

е) Один нырнул, а другой вынырнул.

ж) Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. А навстречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая.

з) А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так.

и) Ну-ка показали все ножки-осьминожки.

к) И все вместе танцуют и смеются. Вот так!

а) Одна рука на поясе, другая – на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой.

б) Руки в замке на уровне груди рисуют в воздухе большую волну горизонтально полу.

в) Руки согнуты в локтях; совершают синхронные волнообразные движения вперёд.

г) Руки согнуты в локтях на уровне груди; совершают поочерёдные волнообразные движения вперёд.

д) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперёд.

е) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочерёдные волнообразные движения вперёд.

ж) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти не сильно сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и совершают волнообразные движения; так же затем работают и указательные и средние пальцы обеих рук. Далее большие пальцы каждой руки зажимают согнутые указательный и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперёд.

з) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны.

и) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны.

к) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях.

л) Сжать Су-Джок в правой ладони, удержать с напряжением 5 сек. Разжать ладонь, расслабить руку. Тоже сделать левой рукой (повторить 5 раз каждой рукой).

м) Покатать Су Джок, как колобок между ладонями 10 сек.

н) Взять Су-Джок в правую руку и поколоть подушечки пальцев левой руки. Поменять руки.

Детям предлагается с помощью выразительных движений и мимики передать эмоции, которые возникают во время прослушивания текста. Проводит учитель-логопед.

– А сейчас мы с вами присядем на ковёр. Я вам прочитаю стихотворение, а вы будете показывать, что там происходит.

По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Всё расскажу сейчас.

Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной:
– Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:
– Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.

И каплями – дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутёк.

А маленькое облачко
Над озером плывёт,
И удивлённо облачко
Приоткрывает рот:

– Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
(Н. Екимова)

– Вам понравилось стихотворение?

– Какое первое (второе, третье, последнее) облачко?

– Чему последнее облачко удивилось?

– Давайте нарисуем, какое может быть настроение у облака?

– Давайте покажем, какие у вас получились облака нашим гостям.

(Педагог-психолог спрашивает детей, какое у него облако. Педагог забирает рисунки).

– Ребята, сколько много получилось весёлых облаков.

– А вы помните, какое настроение было у нашего цветочка.

Включить проектор. Обратить внимание детей.

– Посмотрите, он улыбается и дарит вам свою радость в виде этих маленьких подарков.

– Давайте попрощаемся с цветочком и с гостями.

Под музыку дети уходят из зала.

Мелешкина Светлана Ивановна,
учитель-логопед,
д/с компенсирующего вида для детей с ОНР,
г. Москва

Интегрированное занятие в старшей группе для детей с ОНР «В стране Радости»

татьяна белоносова
Интегрированное занятие в старшей группе для детей с ОНР «В стране Радости»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В стране Радости».

Дата проведения: 13.0 5. 2011г.

Занятиеподготовили и провели: Белоносова Т. М. (учитель – логопед);

Ческидова Р. И. (воспитатель).

-закреплять знания об артистах цирка (клоун, жонглер, дрессировщик, гимнаст, акробат, фокусник);

– продолжать учить правильно воспроизводить слоговой рисунок слов;

-закреплять прямой и обратный счет;

-продолжать закреплять знания о геометрических фигурах;

-закреплять знания о цветах, ягодах, насекомых;

-продолжать учить подбирать контрастное цветосочетание в соответствии с содержанием и характером образа;

– продолжать помогать детям овладевать эффективными приемами снятия стресса.

Коррекционно –развивающие: развивать словарный запас детей; развивать связную речь; развивать мимическую мускулатуру, развивать общую и мелкую моторику, развивать процессы внимания, памяти, представлений, воображения, процессы анализа и синтеза.

Коррекционно –воспитательные: повышать мотивацию детей к занятию, воспитывать навык речевого самоконтроля

– для педагогов: музыкальный центр, аудиокассеты, игрушки (паучок, клоун, гимнаст,цифры, предметные картинки к игре «что лишнее?» «Заколдованные слова», «кто больше?» коврик, сюжетные картинки по теме «Цирк», конверт с письмом.

-для детей: колокольчики(10 шт., воздушные шарики(10 шт. ,фигурки клоунов из соленого теста(10 шт.)

-лепка из соленого теста.

Ход занятия.

-Ребята! Встаньте в круг. Я рада вас видеть. Давайте создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу.Скажите друг другу добрые слова: хороший, добрый, нежный, счастливый, внимательный…

Молодцы ребята! А наши пальчики хотят позвать друзей!

«Динь – динь, динь – динь колокольчик поскорей!

Созывай моих друзей!

Динь -динь, динь – динь!

-Молодцы! Посмотрите, сколько к нам пришло гостей.

-Поздоровайтесь с ними,пропевая: Доброе утро! Здравствуйте! Привет!

-Посмотрите, какие радостные лица стали у наших гостей. Им очень понравилось наше приветствие.

2. Введение в тему занятия.

Спускается с потолка паучок.

-Ой, ребята. Посмотрите, кто это? (паучок). Да это не простой паучок это – почтальон. Он принес письмо. Давайте посмотрим, кто его написал.

«Дорогие ребята! Я знаю, что вы любите чудеса. Сегодня я хочу пригласить вас в чудесную волшебную страну, которая называется Страна Радости. Ваш друг клоун Весельчак».

-Ребята! Клоун ждет нас в Стране Радости. А вы хотите отправиться в гости к клоуну? (Да)

-Тогда отправляемся в путь.

3. Антистрессовая гимнастика «Паровозик».

-Вставайте друг за другом. Положите руки на плечи друг друга.

Он вагоны повез.

Совсем как настоящий.

У-у-у-у! (Дети выполняют звуковибрационное упражнение со звуком у, поколачивая по груди кулачками).

4. Развитие речи.

Вот мы и оказались в Стране Радости. Посмотрите, как здесь интересно и красиво!

Звучит музыка. Появляется клоун.

-Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть. Меня зовут клоун Весельчак.

-А вы знаете, кто такие клоуны? (артисты цирка)

-А что они умеют делать в цирке? (устраивают веселые представления, веселят зрителей)

-Посмотрите на картинки. А кто еще работает в цирке? Чем они занимаются (Акробаты, гимнасты, фокусники, дрессировщики). Акробат – цирковой гимнаст; гимнаст – артист цирка, выступающий с гимнастическими упражнениями; фокусник – артист, показывающий фокусы; жонглер – цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов; дрессировщик – артист, который дрессирует животных.

-Ребята! А вы хотите превратиться в клоунов (Да)

Весельчак: – Крекс, фекс, пекс

Влево, вправо повернитесь

И в клоунов превратитесь!

Клоун улыбается. Клоун загрустил. Клоун ест вкусную конфету. А теперь – кислый лимон.

-Молодцы! Вам стало еще веселее?

-Ребята! Радуются люди не только в цирке, но и когда играют в веселые игры. Давайте поиграем в игру «Заколдованные слова».

-Я буду называть заколдованные слова, а вы их должны расколдовать,назвав правильно:

Кадым-дым, ванданна- ванна, димакаван – диван, петухтух – петух, дымаданя- дыня, подунихи – духи, баванан – банан, мадуб – дуб, новыты – ноты, тавата – вата. (по картинкам)

-А мы знаем еще одну интересную игру «Мы по кругу идем…»

-Мы по кругу идем и с собою берем (блестящее, твердое, соленое, холодное.). Дети идут по кругу, называют слова. Кто первый назвал, выходит из круга.

Весельчак: «Я тоже знаю интересную игру «Я радуюсь, когда…

-Я радуюсь, когда тепло… (светит солнце, мама рядом, играю с друзьями) Дети передают шарик друг другу и договаривают предложение.

Весельчак: «У меня всегда веселое настроение. А я знаю одного мальчика – он всегда грустный. Зовут его Рындя.

-Мы тоже знаем его сейчас мы тебе о нем расскажем.

Рындя нес мешок гороха,

Дети «идут» вперевалочку, имитируя ношу за плечами.

Да легла поклажа плохо:

Поднимают и опускают то правое, то левое плечо.

Ветер дунул. Рындя – грох!

Подпрыгивают, тяжело приземляясь на обе ноги.

И рассыпался горох! Ох!

Разводят руки в стороны, наклоняясь вперед.

6. Формирование элементарных экологических представлений.

Весельчак: «Посмотрите, мой друг фокусник заколдовал все картинки. Помогите мне правильно назвать слова. (Игра «Кто больше?»)

Дети садятся на ковер,выбирают карточку с обобщающей темой: цветы, ягоды, насекомые. Называют слова по данной теме. Кто больше назовет слов.

7. Формирование элементарных математических представлений.

Весельчак: «А теперь отравимся в гости к моему другу гимнасту Пете. Чтобы попасть к нему, надо пройти по цепочке. Давайте составим цепочку из цифр правильно и посчитаем (прямой и обратный счет).

Дети выкладывают цифры по порядку, считают, проходят по цепочке.

Появляется гимнаст Петя.

Весельчак: «Привет Петя! О чем задумался?

Петя: «Привет, Весельчак! Я делаю гимнастику для ума.

Весельчак: «Может, мы тебе поможем?

Петя: «Помогите, пожалуйста.). Дети садятся на стульчики.

(игра «Что лишнее?» с геометрическими фигурами)

Петя: «Ребята! Хотите быть сильными? (Да) Для этого надо каждый день выполнять гимнастику

-А мы, Петя, каждый день делаем гимнастику!

-Ребята! Давайте выполним гимнастику для пальчиков!

8. Пальчиковая гимнастика.

На арене цирка – вышка,

А на вышке – две мартышки.

И они взлетают ловко,

Вверх под купол-

Очень ловкие ребята!

9. Изобразительная деятельность.

Воспитатель: «А еще наши ребята очень любят лепить и раскрашивать. Мы вам сейчас покажем.

Дети садятся за столы и раскрашивают фигурки клоунов из соленого теста.

10. Итог занятия.

-Ребята, где мы сегодня были? Стране Радости)

-Чем мы занимались? В какие игры играли?

Весельчак: «Молодцы, ребята! Благодарю вас за то, что вы много знаете и умеете. Спасибо вам! Я хочу подарить вам воздушные шарики.

Воспитатель: – Ребята! Нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, Весельчак!

Отправляемся в путь! Встаньте друг за другом.

Паровоз кричит ду-ду,

А вагоны стучат,а вагоны говорят:

Вот мы и оказались в детском саду. Спасибо за занятие!

Неделя по развитию речи «Учимся говорить красиво» НОД “Весенние цветы” Консультация для педагогов “Игры, которые учат разговаривать красиво” Пальчиковая игра “Поросёнок” “Праздник красивой.

Неделя дорожной безопасности в нашем саду В детском саду “Дюймовочка” в городе Удомля,Тверской области,проводилась неделя дорожной безопасности для детей. За эту неделю воспитанники.

Ссылка на основную публикацию