Развитие речи на математике у детей с ЗПР

«Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития на занятиях по математике»
материал по математике (старшая группа) на тему

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая. Каждая из них имеет свои особенности.

Так, форма протекания диалогической речи побуждает к неполным односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и.т.д. – основные черты диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить или исправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.

Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования.

Монолог, рассказ, объяснение требует умения сосредоточить свои мысли на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать логику выражения мысли, связность речевого изложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
1_konsultacija_dlja_vospitatelej-rehmp.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи

у детей с задержкой психического развития

на занятиях по математике»

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая. Каждая из них имеет свои особенности.

Так, форма протекания диалогической речи побуждает к неполным односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и.т.д. – основные черты диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить или исправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.

Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования.

Монолог, рассказ, объяснение требует умения сосредоточить свои мысли на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать логику выражения мысли, связность речевого изложения.

Если взрослые, окружающие ребенка начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем и мыслить, и воображать.

С каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для дальнейшего успешного его обучения в школе.

Развитие интеллектуальных способностей происходит на занятиях по РЭМП.

Развитие элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

На занятиях РЭМП для развития связной речи используются:

  1. Стимулирование полных, логических, развернутых ответов на поставленные вопросы.
  2. Заучивание стихотворений о цифрах и геометрических фигурах.

Пример: 1. Это цифра – единица.

Видишь, как она гордится?

А ты знаешь почему?-

Начинает счет всему!

2.Каждый угол в нем

Все четыре стороны

Вам его представить рад,

А зовут его квадрат.

  1. Отгадывание «Задач в стихах» и загадок.

Пример: 1) Я рисую кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху еще окно,

Чтобы не было темно.

В домике у кошки.

2) Жадным быть, разумеется, плохо.

Кого обманула лисица – пройдоха?

Припомните двух неразлучных зверей.

И сказку про них назовите скорей.

(«Два жадных медвежонка»)

  1. Составление задач по картинкам и схемам (прилагаются).

Это дает возможность детям логически мыслить и оформить мысль с помощью речи.

  1. Запоминание и выполнение физминутки, посвященной теме занятия, где речь сопровождается движением.

Пример: 1) «Два хлопка»

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий(Из опыта работы) Актуальность. В данное время внимание многих специалистов из областей педагогики, .

Обследование связной речи детей с задержкой психического развитияДля осуществление коррекционной деятельности на логопедических занятиях, необходимо иметь представление об особенностях связной речи де.

Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития.

Консультация для педагогов на тему: Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития и у детей с сохранным интеллектом.Цель: познакомить педагогов с особенностями .

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года.

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

Развитие мышления младших школьников с задержкой психического развития средствами математики

В настоящее время в России широко распространена система коррекционно-развивающего обучения (КРО) – это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям со стойкими трудностями в обучении. Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, школьников с задержкой психического развития.

Система коррекционно-развивающего обучения строится на принципах развивающего обучения , единства диагностики и коррекции, индивидуализации обучения.

Общепризнанным является положение, что для детей младшего школьного возраста “ведущая деятельность” – учебная, а для дошкольников – игровая. Термин “ведущая деятельность” не означает , что она единственная . Все виды деятельности (игра, учение, общение, труд и др.) после своего проявления могут конкурировать и сосуществовать друг с другом. У детей с ЗПР 1–2 классов игровая деятельность является преобладающей.

Коррекционно-развивающее обучение, осуществляемое на всех уроках, позволяет обеспечить уровень усвоения учебного материала, знаний и умений, соответствующий требованиям образовательного стандарта.

Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности. Занятия включены в Типовой базисный учебный план общеобразовательного учреждения.

Цель – коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

У детей с задержкой психического развития отмечается :

  • низкий уровень познавательной деятельности;
  • незрелость мотивации к учебной деятельности;
  • сниженная работоспособность к приему и переработке информации;
  • ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
  • недостаточная сформированность умственных операций;
  • отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов необходимых для благоприятного становления речи и др.;

Установлено, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности.

У всех школьников с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания : непроизвольного, произвольного, кратковременного и долговременного.

Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития показало, что большие затруднения возникают у них при выполнении заданий, требующих словесно – логического мышления. Наглядно – действенное мышление оказывается нарушенным в значительно меньшей степени.

Недостаточный уровень сформированности мыслительных операций обуславливает трудности понимания учебных заданий младшими школьниками с ЗПР. Успешность понимания, как результата мыслительной деятельности, определяется по определенным параметрам: глубина, отчетливость и полнота с учетом самостоятельности выполнения заданий.

У младших школьников с задержкой психического развития имеются недостатки по каждому из параметров понимания.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.

Психолого-педагогические исследования (Ю.З. Гильбух, Г.М.Капустина, Н.П.Локалова) , а также практика обучения детей с ЗПР свидетельствуют о том, что математика является для них наиболее трудным учебным предметом.

Эти трудности объясняются тем, что дети с задержкой психического развития обладают рядом нарушений предпосылок интеллекта и как следствие испытывают целый ряд затруднений в процессе обучения математике.
Рассмотрим основные нарушения предпосылок интеллекта:

  • недостаточность тонкой моторики рук,
  • нарушения артикуляционной и графомоторной координации (нарушение каллиграфии),
  • зрительно-пространственные нарушения, нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановка их при чтении и написании, трудности ориентации в пределах тетрадного листа,
  • нарушения звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов,
  • трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса,
  • нарушения зрительной, слуховой функций,
  • трудности концентрации и распределение внимания , фрагментальность восприятия,
  • неумение анализировать и обобщать материал,
  • неумение мыслить отвлеченно , абстрактными категориями.

Характерной особенностью детей с ЗПР является слабость мыслительных операций : анализа, синтеза, обобщение, абстрагирования, умозаключения.

Например: недостаточность обобщения проявляется в механическом заучивании правил, формулировок, приемов вычисления без их понимания и применения на практике.

Среди трудностей обладания математических знаний можно выделить следующее:

  • отсутствие устойчивых навыков счета,
  • трудности перехода из конкретного плана в абстрактный,
  • неумение решать задачи.

Анализ психологических причин, лежащих в основе трудностей овладения математического , позволил выделить следующие группы с особыми образовательными потребностями .

Первая группа – трудности при усвоении математики, связанные с несформированностью понятий числового ряда и свойств, смысла счетного действия. Такие дети с трудом определяют место числа в натуральном ряду, затрудняются со счетом в обратном порядке.

Вторая группа – трудности , связанные с несформированностью зрительно-моторных координаций , ассоциативных связей и пространственных представлений. Эти причины лежат в основе таких затруднений учащихся , как зеркальное написание цифр, трудности при переводе из словесной формы в цифровую , затруднения в счете при выполнении счетных операций при переходе через десяток .

Третья группа – трудности , связанные с недостаточным развитием мыслительной деятельности и индивидуально – психологическими особенностями личности учащихся.

Представим эту группу трудностей в таблице:

Недостаточность функцииПроявление недостаточности
Обобщенность– трудности при формулировании правила на основе анализа нескольких примеров,
– плохое запоминание схемы рассуждения при решении типовых задач
абстрагирование– трудности при переходе из конкретного плана в абстрактный план действий
Однолинейность мышления– решение задач только одним способом
Сравнение– умение сравнивать не приобретает обобщенного характера: дети умеют сравнивать предметы , математические выражения.
Инертность мышления– образование шаблонов мыслительной деятельности,
– стереотипность действий тормозит переход от прямого способа действия к обратному способу.

Рассмотренные трудности усвоения математических знаний детей с ЗПР свидетельствуют о том, что коррекционно – развивающая работа должна строится со следующими основными положениями:

  • восполнение пробелов дошкольного математического развития путем обогащения чувственного опыта, организация предметно-практической деятельности,
  • пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых и трудных тем,
  • дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний , умений и навыков,
  • развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развития зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций,
  • выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету,
  • формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля,
  • активизация речи детей в единстве с мышлением.

Для учащихся с ЗПР обучение математике целесообразно начинать с расширения практического опыта действий детей с разнообразными предметными множествами.

На основе наблюдений и предметно-практической деятельности у младших школьников постепенно формируется навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполнения заданий.

Доступная организация практической деятельности способствует снижению умственного переутомления.

Для детей с ЗПР целесообразно предлагать материал не большими дозами, постепенно усложнять задания, увеличивать количество тренировочных упражнений. Учитывая особенности памяти учащихся данной категории, на каждом уроке должны присутствовать упражнения для закрепления и повторения ранее изученного материала.

Учащиеся с ЗПР с трудом понимают пространственные отношения (вперед, назад, направо – налево, вверх – вниз и др.)

С этой целью нужно давать работы на клетчатой бумаге. Это работы графического характера: вычерчивание орнамента по образцу, достраивание фигуры, работа с готовым рисунком, штриховка в разных направлениях, письмо элементов цифр, раскрашивание, обведение контуров по точкам.

Особое внимание необходимо уделять решению задач.

Решение задач способствует становлению логического мышления у школьников. Главная цель – научить выяснить в каждой задаче ее математическую сущность, научить каждого ученика анализировать задачу с первых дней добиваться, чтобы учащиеся сами объясняли свое решение, учились рассуждать, делать выводы и умозаключения, что будет способствовать развитию их мышления.

Задания подобраны с целью повышения интереса к математике, с привлечением жизненного опыта детей.

Задания предназначены для 1 и 2 класса и расположены в каждом блоке с увеличением степени сложности.

Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

Всё обучение начинается с наглядных форм мышления.

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно – моторные координации детей, улучшаются процессы памяти и мышления.

Цель: развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания и координации движений.

Продолжить строчку, выявить закономерность и воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор.

1. Задание: Продолжи строчку.

2. Игра “Какой фигуры не стало?”
3. Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение “горячей монетки” в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

Цель: развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания и координации движений.

Выполнение задания по словесной инструкции.

1. Задание. Начерти, начиная от точки, друг за другом, отрезки заданной длины в заданном направлении.

3 клетки – вверх,
2 клетки – вправо,
2 клетки – вниз,
3 клетки – вверх и т.д.

2. Дыхательное упражнение.
3. Пальчиковая гимнастика “Пальчики здороваются”.

Цель: формирование правильных и устойчивых представлений об ориентировке в пространстве.

Развитие пространственной ориентации.

1. Задание. Раскрась вертолеты, которые летят налево в синий цвет, а которые летят направо в красный цвет.
2. Нарисуй слева лесенку ниже правой.
3. Упражнение для профилактики нарушения зрения

Расположение и пересечение.

1. Задание. Поставь точку красного цвета – вне окружности. Синего цвета – на окружности. Зеленого цвета – внутри окружности.
2. Поставь точки там, где круг прикасается к квадрату – синего цвета. Где треугольник к квадрату – красного цвета. Там, где круг прикасается к треугольнику – зеленого цвета.
3. Дыхательное упражнение.

Осевая и центральная симметрия.

Цель: формирование представлений об осевой и центральной симметрии на основе жизненного опыта учащихся.

Умение ориентироваться на листе тетради, альбома.

1. Задание. Художник начал рисовать предметы, но не успел, а ты дорисуй их.
2. Задание. Дорисуй рисунки по образцу.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Упражнение на развитие сенсомоторики.

Нарисовать обеими руками яблоки по образцу.

Цель: формирование умение группировать и упорядочивать предметы на основе определенного качественного признака, сравнивать множества по количеству, путем установления взаимно-однозначного соответствия.

В результате выполнения заданий формируются умения пользоваться и осмысленно воспринимать слова “столько же ”, “по одному”, “ни одного”, “каждый”.

1. Задание. Дорисуй столько палочек, чтобы их стало столько же, сколько квадратов.
2. Сравни множества. Ответь на вопрос: в каком ряду фигур больше, меньше, поровну.

3. Обведи квадраты в группах по четыре.

Цель: формирование у учащихся представления о последовательности натуральных чисел. Способе её образования . Умение выполнять счет в прямом и обратном порядке. Это способствует развитию внимания и памяти.

1. Задание. Считай в обратном порядке от семи до одного.
2. Продолжи ряд чисел.

1,3,5 ______________
3,6,9______________
2,4,6 ______________

3. Покажи пятый по порядку ряд, шестой по порядку столбец.

Цель: продолжить формирование у учащихся представления о последовательности натуральных чисел, способе её образования, усвоить десятичный состав чисел .

Представленные задания направлены на развитие внимания учащихся, на формирование умения сравнивать, обобщать, выделять закономерности, делать выводы.

1. Задание. Запиши числа в порядке возрастания, которые больше 8, но меньше 17.
2. Присчитывай по 2 до 20.
3. Соедини стрелками от меньшего к большему по порядку.
4. Продолжи ряд чисел, не нарушая закономерности до указанного числа.

70,71. 80
30, 29. 20
90,91. 100

Цель: учить устанавливать сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам . Развивать логическое мышление.

1. Задание. Продолжить закономерность. Нарисуй следующую фигуру.

2. Нарисуй недостающую фигуру.

3. Числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. 30. Распредели на группы двумя способами . Укажи признак по которому ты провел это разделение.

Цель: развитие пространственной ориентировки, умение действовать по правилу, закрепить знания геометрических фигур.

1. Задание. Игра “Геометрические ковры”.
Составить на альбомном листе коврик, украшенный геометрическим орнаментом.
2. Игра “Магазин ковров” Найти ковер по описанию.
3. Ленивые восьмерки.
Рисуем горизонтальные восьмерки в воздухе по три раза каждой рукой, а затем обеими сразу.
4. Упражненте по сенсомоторики.
Нарисовать в тетради обеими руками одновременно по две горизонтальных восьмерки.

Цель: формирование умений делать умозаключения, выводы из нескольких суждений.

1. Задание. Изобрази отрезками рост каждого мальчика, если Саша и Коля одинакового роста, Коля выше Толи, а Дима выше Саши. Напиши, кто выше всех.
2. Игра “Внимание”. Время запоминания 60 сек.
Запомни 10 геометрических фигур и воспроизведи их в тетради.
3. Графический диктант.

Цель: Развитие логического мышления и формирование умения составлять всевозможные варианты наборов из элементов данного множества.

1. Задание. Составит всевозможные варианты расписания на один день, если должно быть по одному уроку математики, физкультуры, чтения. Запиши в каждой клетке урок первой буквой.

2. Дыхательное упражнение.
3. Упражнение разрезные квадраты. Каждому ребенку выдают по 4 разноцветных квадрата, разрезанных на части, их нужно собрать так, чтобы получился оранжевый, желтый, зеленый, синий квадраты.

  1. Якиманская И.С. Технология личностно – ориентированного образования в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.
  2. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. М.: Просвещение, 1993.
  3. Перминова Л.М. Конструирование учебного плана в современной школе. Методическое пособие – Спб: изд. ИОВ РАО 1997.
  4. Поиски современных подходов к обучению // Професс. 1993. ионал.
  5. Журнал “Начальная школа” № 5 . 1998.
  6. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий. Волгоград . Изд.Учитель. 2007.
  7. Плешаков Е.П. Коррекционно-развивающие задания. Волгоград. Изд. Учитель.2006.
  8. Тарасова О.В. Развитие мышления младших школьников с ЗПР. 2007.

Как развивать речь у ребенка с ЗПР

Чаще всего ЗПР у детей обнаруживается в школе. Учителя замечают нехватку некоторых способностей, что не дает нормально усваивать новые знания и общаться с одногодками и учителями.

Особенности ЗПР и связь с речью

Все это свидетельствует о замедленном темпе развития психики (ЗПР). Заболевание стало довольно часто встречаться, что свидетельствует об актуальности темы развития речи у детей с ЗПР, которая сильно страдает.

Замедленное развитие нельзя путать с некорректной и некачественной работой родителей и дошкольных педагогов. Происходит заметное отставание по таким параметрам:

В школе учителя могут увидеть, как школьники с ЗПР не проявляют интереса к жизни класса, не включаются в процесс урока и не обращают внимания на вопросы учителя. Любые трудности ведут к моментальному прекращению деятельности. Дети быстро заводятся, если им что-то интересно, но также быстро «перегорают». Все это сопровождается плохой успеваемость, но значение оценок не играет для ребенка никакой роли.

Все сравнение делаются с принятыми нормами. Особого внимания заслуживает речь, так как отклонение у детей с ЗПР наиболее очевидно.

Причины возникновения замедленного развития

ЗПР возникает у детей по нескольким причинам, которые делятся на группу биологических и социальных.

К биологическим относятся проблемы при беременности, которые могли повлиять на плод. Особую опасность представляют отравление токсинами, осложнения при токсикозе, инфекции и травмы. У плода может возникнуть гипоксия, при родах – асфиксия и травмы по разным причинам. Опасна недоношенность и генетическая предрасположенность.

На ранних этапах жизни на формирующийся мозг и организм тяжелый эффект оказывают:

  • травмы;
  • инфекции;
  • операции;
  • наркоз и другие поражающие факторы.

Социальные причины включают в себя:

  • отсутствие развивающих игр и контакта с людьми;
  • необоснованные запреты;
  • психологические травмы в раннем детстве и неблагоприятные условия воспитания;
  • гиперопека;
  • безнадзорность;
  • грубость и деспотизм родителей.

Диагностика замедленного развития и роль речи

Заболевание нельзя обнаружить при рождении и, чаще всего, до поступления в детский сад или школу. Родителям трудно заметить отклонения в силу привычки к поведению своего ребенка. Физически и внешне он здоров. Эмоциональное отставание может не вызвать особого волнения, так как считается, что малыш еще всему научиться (говорить, играть с детьми).

Неспособность к усвоению нового отмечают учителя в школе. Но гораздо раньше обнаруживаются нарушения речи, которые зачастую сопровождают ЗПР.

Речь дошкольника в норме достаточно сформирована, также как и багаж знаний, словарный запас, что позволяет свободно общаться на любую понятную ему тему. Предложения развиты, связаны между собой и наполнены основными частями речи: глаголами, местоимениями, прилагательными, числительными и соединительными словами. Они грамотно связываются друг с другом: склонение, спряжение, чередование звуков и словоизменение. Все это усваивается в общении, но не у ребенка с ЗПР.

Непосредственным симптомом дисфункция речи не является, скорее это уже последствие замедленного развития. Дело в том, что речь – это результат мыслительных процессов, которые у больного нарушены, а значит, будут проблемы и с процессом говорения. Качество речи показывает качество знаний и развития.

Проблемы возникают как с импрессивной, так и экспрессивной речью. Сенсорная или импрессивная речь отвечает за восприятие и понимание. При нарушении сенсорной зоны коры головного мозга, где хранятся звуковые образы слов, человек будет их слышать, но не понимать. Таким образом, он становится «глухим» к речи при нормальном слухе.

У экспрессивной речи тоже есть второе название – моторная. Она отвечает за воспроизведение слов. При нарушении человек произносит только неразборчивый набор звуков, но при этом понимает, что ему говорят. При обнаружении проблем необходимо пройти обследование речи.

При ЗПР нарушаются обе формы в равной степени, происходит системное недоразвитие речи, хоть и встречаются случаи, когда один из вариантов преобладает. У детей заметны следующие характеристики речи:

  • неправильное воспроизведение звуков;
  • маленький словарный запас;
  • грамматические ошибки.

Они медленно воспринимают речь на слух, не понимают смысл отдельных слов, а также значение интонаций.

Стоит обратить внимание, если малыш говорит примитивными предложениями. Нехороший сигнал, если нет понимания обобщенных слов, например, мебель, фрукты, транспорт. Неспособность вести монолог и трудности при диалогической речи – это тоже симптом нарушения речи при ЗПР. Если смотреть на произношение, то хуже всего даются шипящие и свистящие, общая работа речевого аппарата вялая.

Может быть так, что дисфункция не сильно заметна, так как способности ребенка покрывают бытовые проблемы, но нарушения понимания речи, логики и грамматики все равно можно заметить.

Общие действия при нарушении речи при ЗПР

При коррекционной работе важно учитывать не только подходы к исправлению речи, но и комплексное развитие ребенка. ЗПР по социальным причинам возникает из-за постоянного давления какого-либо фактора. Поэтому необходимо его убрать, будь то ссоры родителей, невнимание или строгость. Ребенок должен расти в спокойствии.

Далее необходимо создать условия, в которых он будет познавать что-то новое. Это потребует внимание и время родителей, но позволит постепенно поднять эмоциональный и интеллектуальный уровень.

Уделяется внимание особенностям речи детей при ЗПР и развиваются отдельные параметры. Например, память. Если способности ребенка позволяют, то нужно заучивать короткие стихи. Это способствует пониманию связности повествования, что хорошо скажется на сенсорной речи.

Если есть проблемы с пониманием смысла слов, то делается упор на объяснении. Прежде чем требовать от ребенка использовать новое незнакомое слово, нужно на практике показать, что оно значит или как действует.

При проблемах с произношением требуется цикл логопедических упражнений.

Чтобы помочь малышу начать говорить, надо создать специальную среду. У него должен быть стимул говорить. Для этого надо дать как можно больше материала и содержания, чтобы было о чем поговорить.

Как обучать детей с ЗПР

Считается, что лучше, когда дети с проблемами обучаются в специальных коррекционных заведениях, или в отдельных классах в обычных школах. Но сейчас идет внедрение метода интегрированного обучения, то есть дети с ЗПР обучаются вместе, взаемодействуя со сверстниками. У каждого из методов есть свои положительные и негативные стороны.

Специальные центрыОбычные школы
Положительные факторы
Индивидуальный подход к ребенкуЕсть возможность свободно общаться с другими детьми
Специально обученные специалистыРебенок ориентируется и видит результаты других
Отсутствие негативного социального опыта и давленияМного нового – идет активная познавательная деятельность
Грамотная программа работы с детьми с ЗПРОбычные школы есть везде
Негативные стороны
Зачастую, такие заведения не дешевыеПрограмма не подстроена под индивидуальные особенности
Коррекционные центры есть не во всех городах;Учитель не ориентирован на то, чтобы отдельно работать с «отстающим»
Нет учебного контакта с детьми, освоившими речьРебенок не защищен от давления со стороны детей

При работе над связной речью у детей с задержкой психического развития учителю любого заведения придется уделять дополнительное время на повторение материала, используя наглядные учебные пособия и карточки. Но при сильных формах задержки, достигнутый результат будет временным, из-за чего индивидуальный подход остается в приоритете.

При обучении материал преподноситься очень дозировано, маленькими порциями. Только, когда один этап усвоен, начинается усложнение. Для запоминания необходима практика. Поэтому часто используют переключения с одного вида деятельности на смежный, где можно повторить или использовать пройденное.

Из-за быстрого утомления занятия чередуются с перерывами через каждые полчаса. Материал для урока выбирается таким образом, чтобы вызвать интерес и эмоциональным подъем. Для этого нужны игры. Тон педагога должен быть располагающим и мягким. Необходимо хвалить малыша за успехи, чтобы вызвать положительный отклик.

Как развивать звукопроизношение и понимание речи

Формирование речи у детей с ЗПР — это длинный процесс. Чтобы исправить и поощрить развитие фонематического слуха и звукопроизношения требуется не только ряд упражнений, но и подготовка к ним.

Делается артикуляционная разминка, рекомендуется еще и дыхательная гимнастика, упражнения по мелкой моторике рук (например, пальчиковая гимнастика). Такие игры можно сопровождать сказками, картинками, стихами, музыкой.

После зарядки идет основной блок упражнений. Для развития понимания речи используются упражнения с карточками. Есть несколько вариантов. Например, ребенок может поднимать карточку, на которой изображен звук, который был произнесен. Или показать слово, в котором есть указанный звук. Можно предложить выбрать картинки, которые начинаются с одной буквы.

Полезно упражнение-игра, в которой участники по очереди говорят слова, но так, чтобы первая буква слова совпадала с последней буквой слова предыдущего участника.

Для коррекции речи обязательно посещения логопеда, который научит правильно проговаривать звуки, а не только их определять.

Как развивать грамматику и лексику

Чтобы научиться лексике и грамматике, ребенку надо освоить закономерности языка, фразовую речь, что делается в процессе общения, так что прибегать к правилам и формулам нет необходимости, по крайней мере, пока ребенок мал и этого не требует школьная программа. Обычно начинать стоит во 2 классе.

Научить правильно употреблять окончания, согласовывать глаголы, можно в общении, постепенно создавая грамматические алгоритмы. Упор идет на обогащение словарного запаса. Для этого ребенку можно предложить сказать название предмета на картине, а потом придумать с ним историю. Педагог оказывает в этом помощь, чтобы получилась интересная и эмоциональная игра.

Сочинение историй поможет и с формированием логичных предложений и фраз. Для развития связной речи полезна инсценировка сказок, игры с пословицами и загадками.

В любом возрасте, как школьников, так и дошкольников необходимо учить читать. Объемы учебных текстов не должны быть большими, удобно размещать их на карточке. Чем ниже навык чтения, тем меньше текста на карточке, вплоть до отдельных слогов.

Прочитанное рекомендуется пересказывать с помощью картинок, плана, по вопросам или без подсказок. Более сложный обратный вариант – предложить картинку или план, по которому составляется история.

Выводы

Не стоит игнорировать ранние признаки того, что у ребенка присутствуют трудности с пониманием речи или воспроизведением. Обращается внимание не только на корректность звуков, но и на логику повествования, скорость и соответствие уровня речи к стандартам в определенном возрасте.

Дефекты легче исправить тогда, когда они не запущены. Делается это как с помощью специалистов, так и дома, ведь процесс обучения и коррекции – это игра и живое общении. При наличии терпения и желания, работать с ребенком может каждый взрослый.

Работу нужно основывать на играх и регулярном повторении даже самых незначительных деталей. Процесс познания и обучения не должен заканчиваться, ведь он многоэтапный. Всегда будут те области, где можно совершенствоваться или усложнить задание. Во время занятий ребенок должен чувствовать себя комфортно, материал – вызывать у него интерес, но никак не негативные эмоции.

Формирование математических представлений у детей с задержкой психического развития посредством развития речи

ЛЮБОВЬ СОЛОМЕИНА
Формирование математических представлений у детей с задержкой психического развития посредством развития речи

«Формирование математических

представлений у детей с задержкой

психического развития

через развитие речи»

Математика уникальна, она обладает общеразвивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию речи, памяти, воображения, эмоций; формируется терпение, настойчивость, творческий потенциал личности

Считается приоритетным для организации коррекционно-педагогической работы, такая направленность как формирование познавательной готовности к школе. Одним из средств такого формирования является развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Как известно, дети с задержкой психического развития характеризуются недостаточной готовностью к обучению в школе. При этом их неготовность может иметь полиморфный характер и проявляться как в когнитивной сфере, так и в эмоционально-волевой сфере.

В усвоении математических знаний дети с ЗПР испытывают трудности.

• У таких детей снижен познавательный интерес и познавательная деятельность: произвольное внимание, все виды памяти, речь, мышление

• Легко отвлекаются на посторонние раздражители

• Бедность словаря, недопонимание значения слов и выражений могут создавать трудности в понимании условия задач

• Неравномерная работоспособность, повышенная утомляемость

• Незрелость эмоционально – волевой сферы

Дети с ЗПР старшего дошкольного возраста.

• Механически запоминают и воспроизводят последовательность чисел

• При пересчете пропускают предметы или считают их дважды, не называют итог счета

• Цифры не соотносят с количеством предметов

• Не могут сравнивать множества, не понимают вопрос «на сколько больше или меньше»

• Имеются грубые нарушения пространственной ориентировки

Недоразвитие мелкой моторики пальцев рук

Для формирования и развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития предусматривает коррекционно-педагогическое воздействие. Планируемый результат коррекционно-педагогического воздействия –этосформированность таких общеинтеллектуальных умений как ориентировка в задании, планирование, самоконтроль

Эти умения конкретизируется в двух видах познавательной деятельности, наиболее представленных при реализации математических действий детьми дошкольного возраста, – перцептивной и мыслительной деятельности. Таким образом, коррекционно-педагогическая работа предполагает решение ряда задач.

1. Коррекционно-развивающие задачи:

а) формирование перцептивных умений (умения оперировать эталонами цвета, формы, величины, умения ориентироваться в пространстве, времени, производить моделирующее действие и др.);

б) формирование мыслительных умений (умения обобщать, классифицировать, сравнивать, формулировать понятия, устанавливать причинно-следственные связи и др.);

г) формирование способности к волевым усилиям при выполнении заданий, требующих волевых усилий, удерживать цель деятельности, умения следовать указаниям педагога и др.

2. Коррекционно-образовательные задачи:

а) расширение представлений об окружающем;

б) закрепление знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, уточнение, дифференциация, углубление данных знаний и др.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

а) формирование положительного отношения к занятиям;

б) формирование позитивного отношения к сверстникам, способности организовывать совместное продуктивное взаимодействия в паре, подгруппе, группе и др.

В основу коррекционно-педагогической работы положен ряд принципов.

1. Использование и интеграция различных видов деятельности детей

2. Поэтапное формирование способов познавательной деятельности

3. Принцип учета уровней актуального и ближайшего развития в процессе организации и управления деятельностью дошкольников

4. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода к формированию познавательной деятельности

5. Принцип алгоритмизации

Предлагаю вашему вниманию рассмотреть 4-ый принцип.

Это принцип индивидуально-дифференцированного подхода к формированию познавательной деятельности в связи с учетом уровня развития познавательной сферы ребенка, системы усвоенных им знаний и умений, его индивидуальных психологических особенностей.

Данный подход предполагает учет уровня речевого развития ребенка и особенностей его речевых нарушений.

Математика уникальна, она обладает общеразвивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию речи.

Детство невозможно представить без речи (считалок, загадок, игр итд). Поэтому знакомство с математикой через развитие речи поможет ребенку быстрее и легче усваивать ее.

Дети с задержкой психического развития имеют нарушения речи различной степени и характера, при этом выявляются не только бедность словаря, но и нарушения звукопроизношения, несформированность грамматической стороны речи. Для детей с низким уровнем речевого развития предусматривается ряд дополнительных зрительных опор, сопровождение вербальных средств речи учителя- дефектолога невербальными, что способствует адекватному пониманию задания детьми.

Развитие речи, через основные разделы по ФЭМП

Методика коррекционной работы по развитию элементарных математических представлений включает такие разделы, как:

1. Действия с группами предметов (Например, выделение признаков предмета в ходе совместно-раздельной деятельности: педагог начинает функцию выделения признаков, а дошкольники – завершают:«Этот мяч по цвету. (красный, по форме он… (круглый, по величине… (маленький)».

2. Размер предметов.

Например, обучение сравнению в ходе совместно-раздельной деятельности: педагог начинает функцию сравнения, а дети – завершают: «Этот мяч большой, а этот – … (маленький)», «Зеленый мяч больше, чем… (желтый)», «Эти мячи… (одинаковые по размеру (величине)»

3. Геометрические фигуры.

формировать ориентировку в задании: педагог показывает детям цельный круг (на дальнейших занятиях другие геометрические фигуры, называет его, дети повторяют

Например, «Эту часть я положу сюда, потому что по форме она подходит…». В заключение дошкольники повторяют действие наложения частей разрезной фигуры на трафарет

4. Количество и счет (состав числа в пределах 10).

Обучение соотнесению числительных количественного счета и порядкового счета (один – первый, два – второй, три – третий и т. д.). На данном этапе педагог просит детей произвести сначала количественный счет предметного ряда, затем порядковый, далее просит параллельно называть количественные и порядковые числительные: «Покажите, гриб под номером «один», покажите гриб под номером «первый». Покажите гриб под номером «3», покажите третий по счету гриб и т. п.»

5. пространственные и временные понятия.

Формировать умения выделять расположение разных частей тела относительно друг друга при использовании понятий «снизу», «сверху» «спереди», «сзади» и т. п.

При проведении коррекционно-педагогической работы, необходимо использовать методы и приемы обучения, учитывая особенности детей с ЗПР.

1. На первом этапе основными методами обучения являются наглядныйи речевой образец, которые сопрягаются с таким приемом, как вопросы. (либо показ действия сочетается с вопросами,

2. На следующем этапе превалирует прием упражнения, который дополняется наводящими вопросами, так как возможности самостоятельной деятельности детей с ЗПР пока ограничены. (либо указания и подсказки педагога)

3. На третьем этапе включается словесный прием – объяснение, за которым снова следует наглядный и речевой образец действия, а затем прием упражнения.

4. Последний прием может сопрягаться с вопросами и подсказками. Использование методов и приемов обучения на четвертом этапе аналогично третьему этапу.

5. На пятом этапе детям обеспечивается максимальная самостоятельность дошкольников посредством упражнения. Данный прием сочетается со словесным приемом пояснения, остальные приемы (наводящие вопросы, подсказывание) используются только в случае необходимости. (либо совместная деятельность педагога и ребенка, однако главная роль в этой деятельности принадлежит ребенку, поскольку он выполняет действие умственно, а педагог реализует его в материальном плане)

Развитие речи на математическом материале-очень интересное и полезное занятие для дошкольника

Здесь приведен пример задач.

Посели всех синих рыбок в левый аквариум, а всех зеленых – в правый.

• В каком аквариуме больше рыбок? На сколько? Сделай так, чтобы в аквариумах было поровну рыбок.

Посели в высокий аквариум одну рыбку, а в низкий – много.

Сколько рыбок плывет направо, сколько налево? Каких рыбок больше?

Несформированность мелкой моторики рук-это не точность движений, трудности в усвоении движений, а, следовательно, и в мыслительном, речевом процессе, поэтому возникает неточность в выборе правильного по описанию, по форме, по цвету предмета, неточность в соотнесении предметов по признакам, количеству или определения той или иной последовательности предметов. счёт в пределах 10. «Шнуровка»

Слайд 14Дидактические игры по математике

Слайд 15Что необходимо учитывать при построении НОД

. Учет особенностей детей с ЗПР

2. Соблюдение последовательности от простого – к сложному

3. Проведение по одной и той же теме двух и более занятий

4. Использование простых, одноступенчатых инструкции, задания выполнять поэтапно

5. Грамотное использование наглядности

6. Включение различных анализаторов

7. Использование индивидуального и дифференцированного подхода к детям

8. Доброжелательно и уважительно относиться к каждому ребенку

Для развития элементарных математических представлений у детей с ЗПР предоставлены методики и предложены конспекты коррекционно-развивающих занятий для детей, Это коррекционно-развивающее обучение

«Развитие элементарных математических представлений, автор Морозова И. А., Пушкарева М. А.,

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», авторС. Г. Шевченко, Р. Д. Триггер, И. Н. Волковой, Р. В. Былич, И. А. Кузнецовой, И. К. Беловой, Г. Н. Максимовой

Математическое развитие дошкольников является довольно сложным, комплексным и многоаспектным

Систематическая и целенаправленная коррекционная работа, поэтапная помощь взрослого позволяют детям реализовать их потенциальные возможности и постепенно преодолевать имеющееся отставания к моменту поступления в школу

Структура работы с детьми с ЗПР по развитию речи (из опыта работы)

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 05.02.2018

Статья просмотрена: 935 раз

Библиографическое описание:

Дмитриева Н. А., Петрова Т. И. Структура работы с детьми с ЗПР по развитию речи (из опыта работы) [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 65-69. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13725/ (дата обращения: 28.02.2020).

Сложность работы с детьми, имеющими диагноз ЗПР, заключается в том, что уровень образования является нецензовым, то есть, даже имея на руках программу, учитель-дефектолог постоянно находится в ситуации отбора программного содержания, форм и методов, которые оптимально подходили бы уровню возможностей отдельного ребенка или группы.

Одним из основных критериев оценки важности и необходимости программного содержания является уровень его актуальности для ребенка. Ни одно знание, умение или навык не остается в виде полезного багажа ребенка, если он не востребован. Повышение жизненной компетентности — вот основная цель, которая декларирована в стандарте компенсирующего образования Российской Федерации и в данной статье хотелось бы рассмотреть и структурировать раздел по развитию речи именно в данном ракурсе.

Первым и наиболее важным разделом работы традиционно остается

1. Развитие устной речи.

1.1. Практически все дети с ЗПР имеют нарушение речевого аппарата (ринолалия, гипертонус или гипотонус мышц, парез, нарушение саливации, нарушения строения зубного ряда, укороченную уздечку и т. д.). Поэтому постоянно требуется специально организованная работа по развитию артикуляционной моторики.

Каждый учитель-дефектолог, логопед имеет в своей копилке много материалов для такой работы, но важно не упускать ее из вида, не связывать ее лишь с начальным этапом обучения, так как нарушение звукопроизношения серьезным образом влияет на все стороны развития устной и письменной речи.

1.2. Развитие пассивного иактивного словаря является одним из наиболее разработанных направлений развития речи, поэтому, не описывая его подробно, выделяем его как одно из приоритетных.

1.3. Одним из сложных направлений развития речи можно выделить развитие фразовой речи у детей с ЗПР. Мы выделили четыре направления в данном подразделе программы:

формирование мотивации к использованию фразовой речи. Цель учителя-дефектолога — создать такие условия, при которой фразовая речь будет присутствовать в собственной речи ребенка в любой ситуации — и в учебной, по требованию учителя дать ответ «полной фразой», и в спонтанно разговорной. Для этого, особенно на первоначальных этапах, важно стараться понимать и поощрять собственную речевую активность, разрешать допускать обычные для разговорной речи лингвистические снижения — незаконченность фразы, повторы, использование несловесных элементов речи, которые несут дополнительную или самостоятельную смысловую нагрузку, собственный арсенал речи (индивидуальные «словечки»), т.д. Постоянные «одергивания» и исправления могут повлечь за собой отказ от собственной активности.

развитие разговорной речи (монологической и диалогической) начинается с умения хотя бы односложно отвечать на вопросы учителя, который побуждает ребенка к тому, чтобы он вербально обозначал свои потребности, эмоции, предпочтения и т. д. Затем учитель выступает организатором разговора на знакомые для детей темы, когда собеседники отвечают на вопросы друг друга, когда собственная речь каждого должна учитывать содержание предыдущих высказываний. Конечная цель работы — достичь такого уровня развития, чтобы ребенок мог не только поддержать диалог, но и сам стать инициатором этого диалога, понимать интонации собеседника и сам использовать различные средства выразительности речи, перейти к монологической речи, удерживая обозначенную микротему, дать информацию о тех или иных событиях.

развитие целенаправленной монологической речи. Условно можно выделить два подраздела — рассказ на заданную тему и рассказ по картинке.

В работе по обучению рассказу на заданную тему, можно выстроить этапы в следующую последовательность:

‒ научение повторять, затем самостоятельно формулировать 2–4 предложения, с опорой на дополнительные вопросы, с использованием предложенных слов;

‒ с опорой на план или вопросы ребенок может предложить небольшой рассказ, пусть даже бедный по содержанию. Дополнительными вопросами учитель уточняет детали, помогает выделить структурные единицы рассказа — начало, основную часть и конец повествования;

‒ конечная цель — научить ребенка самостоятельно рассказать. При этом в описании должна присутствовать приемлемая достаточность и развернутость в описании события и его признака.

В работе по обучению детей рассказупо картинке можно выделить следующие этапы:

‒ умение ответить на вопрос учителя о том, какие предметы изображены на картинке (на переднем плане) и их признаки.

‒ умение называть действия предметов, изображенных на картинке;

‒ умение перечислить изображенных персонажей и ответить на вопрос учителя о том, какие события изображены на картинки и по каким признакам ученик их узнал;

‒ умение построить самостоятельный рассказ, пусть даже бессюжетный или с сюжетом, навеянным случайными впечатлениями. По вопросам учителя, с его помощью ребенок выделяет причинно-следственные связи, а также эмоциональные и оценочные компоненты рассказа;

‒ Конечная цель работы — научить ребенка предложить такой рассказ, в котором присутствует последовательность изложения, логические связи, связи между участниками событий, дается эмоциональная и моральная интерпретация. Может быть предложено название картины, выдержаны основные структурные единицы — начало, середина и окончание рассказа, лексический материал достаточно разнообразен.

грамматическое и синтаксическое оформление речи одна из наиболее сложных для детей с ЗПР задача, которая, как правило, решается только с большой долей приближения. Но при этом можно отметить, что систематическая и планомерная работа позволяет существенным образом улучшить организацию речи ребенка.

Традиционная работа в части словоизменения (по всем частям речи) ведется по направлениям, которые хорошо описаны и разработаны в методической литературе:

‒ организация работы по развитию способностей «чувствовать» категорию рода, по накапливанию речевого опыта и использования данной категории в речи (сначала усваивается род имен существительных, затем согласование связанных с ним прилагательных, числительных и глаголов в прошедшем времени);

‒ организация работы по согласованию слов по числам, когда ребенок использует существительное и связанные с ними глаголы, прилагательные и числительные;

‒ организация специальной речевой практики по согласованию существительных и прилагательных по падежам

2. Ознакомление схудожественной литературой.

Этот раздел работы по развитию речи является одним из самых непростых. Как ни странно, этот раздел в отношении детей с ЗПР остается одним из самых недостаточно разработанных, требует специальной методической работы, подбора текстов и стихотворений для конструирования программного содержания.

Изучив методические рекомендации, обобщив весь накопленный опыт работы, нами была сформирована следующая рабочая цель работы по данному разделу программы — развитие читательской самостоятельности. Под читательской самостоятельностью мы понимаем возможность ребенка с ЗПР воспринимать сюжет литературного произведения, отслеживать поступки главных героев, причины и следствия тех событий, которые описаны в тексте произведения, давать им морально-этическую оценку, актуализировать собственный жизненный опыт и «наращивать» его за счет данного художественного произведения.

Данный навык формируется поэтапно, каждый ребенок проходит этот путь по-разному, достигает разных результатов, но можно схематично выделить следующие этапы:

‒ Восприятие «потешек» и «детских песенок», которые являются речевым сопровождением повседневных бытовых действий, хорошо отражены в народной культуре пестование малышей, (дети эмоционально реагируют, запоминают слова потешек и песенок, улавливают ритм, могут повторить с помощью учителя — дефектолога, затем самостоятельно);

‒ Восприятие текстов — рассказов из жизни самого ребенка (или хорошо знакомого персонажа), отражающих события, непосредственным участником которых был сам ребенок. Такие тексты сочиняет сам учитель и рассказывает от своего лица (контекстуальная речь).

‒ Восприятие учебных текстов (лексически и грамматически адаптированных)

‒ Восприятие адаптированных текстов произведений детской художественной литературы.

‒ Восприятие произведений детской художественной литературы

‒ Восприятие литературных произведений, использующихся для решения образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Безусловно, в силу своего интеллектуального дефекта, дети зачастую целостно не воспринимает литературное произведение. Прочитанное зачастую воспринимается лишь в контексте своего личного опыта, вследствие чего возникают неадекватные тексту представления и оценки, поэтому важно использовать дополнительные методические средства, выстраивать логику излагаемых событий, происходящих с героем, с помощью драматизации (настольный театр, пальчиковый театр и т. д.), с помощью иллюстраций, пиктографических планов и других «подсобных» средств.

3. Развитие мышления через развитие речи.

Так как мышление, особенно логическое, является для ребенка с ЗПР наиболее уязвимой, трудно корректируемой высшей психической функцией, а слово и речь являются средством мышления (связь речи с процессом мышления очевидна, этот феномен широко описан в психолого-педагогической литературе), то хотелось бы обозначить хотя бы основные направления и формы корреционно-развивающей работы, проводимой в рамках занятий по развитию речи.

Во-первых, это работа по словообразованию, особенно по словообразованию II рода, когда ребенок научается улавливать связь между родственными, однокоренными словами, правильно понять смысл ранее незнакомого слова, если оно очень близко по звучанию со знакомым однокоренным. В речи ребенка с ЗПР достаточно долго остаются ошибки детского словотворчества (снеговая баба, сливочный компот), свойственные детям 4–6 лет, но важно все равно поддерживать наших воспитанников, мотивировать их к употреблению в речи слов, образованных от одного корня.

Особое внимание следует уделять пониманию сложных слов. Как показывает опыт, при наличии специально организованной речевой практики, дети с ЗПР постепенно учатся рассуждать и понимать смысл сложных слов, даже пытаются дать объяснение их происхождения, хотя часто ошибочно (например, «гололедица — это когда скользко, можно удариться головой об лед», «Третьяковская галерея называется так потому, что в здании три этажа» и т. д.) При эмоциональной поддержке со стороны взрослого, данная работа дает положительный результат в развитии и речи и мышления.

На занятиях по всем видам деятельности нами постоянно применяются упражнения в подборе слов, обозначающих противоположные значения (антонимов), или тождественные понятия (синонимы), речевые конструкции, отражающие пространственные отношения (использование предлогов), обороты, указывающие на наличие причинно-следственных связей между предметами и явлениями (так как…, потому, что…, несмотря на…, из-за того, что и т. д.)

Таким образом, мы попытались схематично отразить структуру той огромной работы, которую проводим с детьми, имеющими ЗПР, в рамках предмета развитие речи, а также еще раз подчеркнуть огромный коррекционный потенциал этой работы.

  1. Лалаева Р. И. «Нарушение процесса овладения чтением у школьников», М., Просвещение,1983г
  2. Шиф Ж. И. «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы», М., Просвещение,1965г
  3. Ефимова Л. Н., Садовникова И. Н., «Формирование связной речи у детей-олигофренов», М., Просвещение, 1970г.

Похожие статьи

Развитие образности речи дошкольников средствами.

Работа над выразительностью речи позволяет решать все задачи речевого развития ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, художественная литература, произведение, устное народное творчество, слово, предполагаемый результат.

Структура работы по развитию речи в классах для детей.

1.3. Одним из сложных направлений развития речи можно выделить развитие фразовой речи у детей с выраженной умственной отсталостью. Мы выделили четыре направления в данном подразделе программы

Основные подходы к проблеме чтения художественной.

развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса [9, с.10]. Э. П. Короткова [7, с.128] видит возможность наиболее полной реализации.

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня

общее недоразвитие речи, III, художественный текст, литературное развитие, литературное произведение, художественное произведение, поэтическое слово, художественное восприятие, ребенок.

Развитие понимания текста художественного произведения.

10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). /

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, художественная литература, произведение, представление, форма работы, выразительное чтение, детская художественная литература.

Технологии обучения пересказу старших дошкольников

связная речь, монологическая речь, дошкольный период, речевое развитие, свободное общение, речевое развитие ребенка, развитие, ребенок, речь. Художественноречевая деятельность детей в детском саду.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного.

При знакомстве с художественным произведением четко показана связь речевого и эстетического развития дошкольника, язык усваивается в своей эстетической функции [2, c.211]. Детская художественная литература должна использоваться как средство развития.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи развития связной речи: Диалогическая речь.

Этапы работы по формированию связной речи детей. Развитие движений с помощью музыки.

Смысловое содержание речи передается словами, но эмоциональность, субъективную значимость высказываний отражает.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале.

Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным.

Особенности развития речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР): советы родителям

Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый нарушением развития психических функций (внимания, мышления, памяти). Его ставят детям, как правило, в возрасте 2-3 лет. Однако если вовремя «спохватиться», то ситуацию можно исправить. Не стоит ждать, пока все наладится само — запущенная ЗПР к 6-7 годам грозит определением ребенка в коррекционный класс.

ЗПР означает пограничное состояние между нормальным развитием психики ребенка и отставанием. Дети при таком диагнозе не имеют умственной отсталости, недоразвития речи или физиологии. Проявления этого диагноза выражаются в нарушении психических функций, снижении способности к обучению и социальной адаптации.

Признаки ЗПР у ребенка

Как родителям определить, есть ли у их сокровища задержка психического развития? Одним из основных ее проявлений является трудность, с которой дается процесс обучения.

  • Четким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может заставить себя чем-то заниматься, прилагая усилия. Некоторые родители списывают это на детский возраст, неусидчивость, однако проблема может крыться в другом.
  • Внимание у таких детей неустойчиво. Ребята часто отвлекаются на двигательную или речевую активность, не могут выполнить поставленную задачу. В настоящее время таких детей, которым необходимо во время занятий вскочить, побегать или покричать, выделяют в отдельную группу, наделяя диагнозом СДВГ. Однако это все та же задержка развития психики.
  • Очень часто ЗПР сопровождается задержкой речевого развития. Это связано в первую очередь с темпами возрастного освоения речи. Может быть ограничен словарный запас, заметна трудность в построении фраз или присутствовать более глубокие формы ЗРР.
  • Память «работает» иначе. Таким детям легче удается запомнить наглядные предметы или изображения, чем вербальное сообщение. При этом воспроизведение информации по памяти дается с трудом, выучить даже простой детский стишок становится непосильной задачей.
  • Мышление также страдает. Ребенок не может сам сделать выводы на основе какой-либо информации, логика и абстрактное мышление практически «не работают» без помощи родителей или преподавателя. Сопоставление формы, цвета, размеров предметов самостоятельно не дается.

Причины задержки психического развития

Многие родители, узнав о диагнозе, искренне недоумевают — ребенок идеально развивался все эти годы, у педиатра не было никаких нареканий.
Все дело в том, что именно физиология при этом находится в полном порядке. «Тормозит» психика, что и приводит вот к такому своеобразному отставанию. По этой же причине задержку психического развития чаще ставят перед поступлением в школу — именно в это время от ребенка ждут уже не игр, а учебы.

К физиологическим причинам ЗПР относят:

  • Тяжело протекающие беременность и роды.
  • Соматические проблемы — частые болезни, травмы, вследствие чего ребенок становится физически ослабленным.
  • Поражения нервной системы — минимальная мозговая дисфункция.

Социальными причинами являются:

  • Педагогическая запущенность.
  • Стрессовая ситуация.
  • Неблагоприятная обстановка в семье.

Мамам и папам трудно признать, что у их дочери или сына что-то не в порядке. Часто они закрывают глаза на проблемы, считая, что ребенок еще «слишком мал», «просто активный» или «развивается в своем темпе». Несомненно, на свою скорость развития имеет право каждый, однако очень важно вовремя отследить проблему, чтобы справиться с ней.

На что обратить внимание:

  • Ребенок нелюдим, мало общается со сверстниками и взрослыми. Дети не принимают его в свои игры.
  • Эмоциональная неустойчивость. Ребенок может беспричинно радоваться или, наоборот, находиться в тревоге или беспокойстве.
  • Трудности с концентрированием внимания. Во время занятий таким детям трудно сосредоточиться, следовать указаниям учителя.
  • Учеба дается с большим трудом.
  • Развитие речи не соответствует возрастным нормам.

Родители должны знать, что сложности с обучением в начальной школе практически всегда связаны именно с отставанием в психическом развитии. Не стоит ругать учителя и — тем более — ребенка. Обратитесь к логопеду-дефектологу!

Можно ли помочь ребенку с ЗПР

Тот факт, что ЗПР означает лишь пограничное состояние между нормой и необходимостью коррекции и ни в коем случае не подразумевает умственной отсталости говорит о том, что справиться с задержкой развития вполне можно. При усердной работе и объединенных усилиях специалистов, самого ребенка и родителей можно добиться того, что учеба выправится, а сам ученик вполне догонит своих товарищей.

Первым делом необходимо пройти обследование. Помимо педиатра, следует посетить нейропсихолога, который сможет разобраться в проблеме и назначить коррекционные мероприятия.

Коррекция ЗПР подразумевает принятие комплексных мер. Медикаментозное лечение сочетается с работой логопеда-дефектолога и нейропсихолога. Не стоит уповать только лишь на лекарственные препараты. Сами по себе они не смогут исправить ситуацию. Прописанные в данной ситуации ноотропы, витамины и средства, улучшающие мозговое кровообращение, лишь стимулируют активность работы мозга, но необходимы и занятия по психологической коррекции.

Данные мероприятия направлены на улучшение эмоциональной и познавательной сферы. Ведь ребенку необходимо развивать память, внимание, строить логические связи.
Родители должны помнить, что ЗПР можно и нужно исправить. Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе.

Если у ребенка ЗПР — советы родителям

  • Не отрицайте очевидного. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем проще будет помочь.
  • Оказывайте поддержку. Не следует чрезмерно опекать ребенка, но и давать ему полную самостоятельность тоже не стоит. Пока он просто не может сладить с учебой, но все можно исправить. Направляйте, корректируйте его действия, но не берите все на себя.
  • Если врач прописал лекарства, значит это необходимо. Однако это не означает, что с ребенком не нужно заниматься. Именно занятия с психологом, нейропсихологом и при необходимости логопедом-дефектологом помогут справиться с проблемой.
  • Подберите хороших специалистов. Проще будет найти необходимых педагогов в одном центре. Ребенку необходимы занятия по развитию речи, мелкой моторики, логики. Педагог-психолог будет работать с коммуникативными навыками.
  • Создайте дома развивающую среду. Обязательно выполняйте задания педагогов.

Лечение ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия во второй младшей логопедической группе
Ссылка на основную публикацию