Индивидуальный образовательный маршрут
Войти через uID
Войти через uID
- Главная
- Файлы
- ФГОС
- Методика
- Приёмы
- ИКТ
- Форум
- Вопрос-Ответ
- Анализаторы
- Объявления
- Все статьи
- Мероприятия
- Конкурсы
- Шаблоны презентаций
- Вебинары
- Классруку
- Организация труда
- Оборудование
- Интервью
- Кейсы
- Рассылка
Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута школьника (ИОМ) и следование ему. Читать далее >>>
Скачивайте шаблоны презентаций к 8 Марта
Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты всероссийской проверочной работы, проводимой в учебном году
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Индивидуальный образовательный маршрут рекомендован для музыкальных руководителей для работы с детьми ОВЗ. Определены «проблемные зоны» ребенка и основные пути их решения.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Данная коррекционная программа является индивидуальной. Она предназначена для работы с отстающим обучающимся и направлена на устранение имеющихся пробелов в знаниях. Программа содержит перечень тем по предметам, причины, пути и способы решения проблемы, контроль результативности проведенных занятий.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
В данном плане представлены направления деятельности профилактической работы с несовершеннолетним, состоящим на учете в ПДН, КДН и ЗП МО МВД, перечислены мероприятий, проводимые с привлечением данного учащегося, указаны сроки реализации каждого мероприятия, перечислены ответственные лица, прописан результат работы.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
“Маршрутный лист” – это своеобразный путеводитель, позволяющий ориентироваться в открытой вариативной предметной среде. В данный маршрут заносятся сведения о всех внеурочных занятиях ребёнка не только в школе, но и вне её стен, например, в учреждениях дополнительного образования. Включение графы «Дни недели», с одной стороны, позволяет узнать о занятости учащегося в разные дни, а с другой, своевременно скорректировать учебную нагрузку.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Индивидуальный маршрут успеваемости учащегося – это приложение к журналу по ликвидации пробелов в знаниях. Этот документ выдаётся учащемуся для того, чтобы он мог видеть какие занятия (пропущенные или плохо усвоенные) он посетил и отработал. Кроме того, этот маршрут обязательно должен подписать родитель для того, чтобы знать о “пробелах” в знаниях своего ребенка.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
При подготовки к ЕГЭ учителю необходимо вести мониторинг готовности ученика к итоговой аттестации. Цель мониторинга: целостное прогностическое отслеживание качества образовательной подготовки выпускника и его коррекция.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с общим недоразвитием речи в логопедической группе в детском дошкольном учреждении. В маршруте расписаны основные направления работы на протяжении всего учебного года. Так же расписаны направления работы развития познавательной деятельной деятельности.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута школьника (ИОМ) и следование ему.
Определение понятия
В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ, но общая суть сводится к следующему:
Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).
При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:
- образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
- психическое и физическое состояние ученика;
- личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
- возраст;
- социальный аспект (пожелания родителей).
Для чего нужны индивидуальные маршруты?
Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.
В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:
- естественнонаучное,
- технологическое,
- гуманитарное,
- социально-экономическое
- универсальное.
То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.
Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.
Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?
Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:
- для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
- помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
- для слабоуспевающих — такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
- для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
- для детей, опережающих развитие.
В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.
Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога.
Примерный алгоритм введения ИОМ
Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:
1. Информационный этап
Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.
2. Диагностика и выбор методов
Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).
То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.
3. Определение целей и задач ИОМ
Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, “Ликвидация пробелов по теме “Сложение столбиком”), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).
Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.
4. Составление ИОМ. Теперь важен вопрос: “Как я буду двигаться к выполнению цели?”.
В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.
5. Итоговый этап. После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.
Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы
Вот несколько примеров ИОМ самого разного плана.
1. Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов
Цель: устранение пробелов по теме “Имя существительное”. Смотреть пример >>>
2. Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка
ИОМ ученика 5 класса (ФИО). Смотреть пример >>>
Цель: развитие творческих и аналитических способностей
Такой маршрут удобнее составлять на четверть, полугодие, год. В процессе реализации можно вносить корректировки.
Индивидуальный образовательный маршрут
учебно-методический материал
Под выбором индивидуального образовательного маршрута мы понимаем создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся при обучении.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
halimon_m.n._iom.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Халимон М.Н., педагог-психолог
Индивидуальный образовательный маршрут
Мы ничему не можем научить человека.
Мы можем только помочь ему открыть это в себе.
На сегодняшний день в образовании произошла смена ценностной ориентации учительского труда: от ориентации «знай свой предмет и излагай его ясно» к позиции «знай свой предмет и умей средствами своего предмета помочь ученику в его самоопределении, раскрытии его неповторимой, уникальной индивидуальности». Очевидно, что полноценная творческая деятельность учащегося может быть организована только учителем, который способен понять, принять и правильно реализовать теоретические идеи личностно-ориентированного обучения.
Следовательно, узловым вопросом работы школы является создание условий, необходимых для наиболее полной творческой самореализации личности ученика.
Одной из задач для нас является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности учащегося, в том числе путем удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования. Такая работа может быть организована в нескольких направлениях:
- Изучение ученика (его способностей, интересов и т.д.). Диагностирование включает в себя контроль, проверку знаний, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозировании е дальнейшего развития. Способов диагностирования у нас, у каждого учителя, наработано много: наблюдение за повседневной работой учащихся, проверка выполнения домашнего задания, наблюдение за выполнением домашнего задания в классе, контрольные и самостоятельные работы, творческие работы, тестирование.
- Выбор индивидуального образовательного маршрута.
Под выбором индивидуального образовательного маршрута мы понимаем создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся при обучении.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
- возможностями материально-технической базы школы.
Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).
Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.
ИОМ включает в себя сочетание учебной и внеучебной деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования обучающимися опыта допрофессиональной подготовки.
Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью ИОМ в следующем:
- открытость обязательных результатов обучения;
- возможность выбора учащимися уровня сложности;
- целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности;
- организация дифференцированной помощи со стороны учителя;
- обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью учащихся;
- создание психологического комфорта ученика, учет его индивидуальных особенностей.
Все это создает условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Такая организация позволяет обеспечить развитие сильного ученика и корректировать обучение среднего. Дает возможность основной массе класса получить достаточно прочные знания.
Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Это обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей, обладает более широким значением и характеризуется многоаспектностью и несколькими направлениями реализации:
- содержательным (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут),
- деятельностным (специальные педагогические технологии),
- процессуальным (организационный аспект).
и определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
– целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
– содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
– технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
– диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
– организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
Достигается это путем:
- структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
- сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
- регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);
– результативный (формулируются ожидаемые результаты).
Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:
- усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей;
- создать условия для профилизации обучения, формировать Портфолио учащегося;
- сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы;
- перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся;
Задача школы – сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, современный учитель должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения ученика. Но не все дети являются одаренными. Достаточно большое количество обучающихся в образовательных учреждениях имеют трудности при обучении. Связано это либо со слабым здоровьем детей, либо с низким уровнем мотивации, либо по ряду других причин. Для таких детей ИОМ может стать большим подспорьем для обучения.
При этом рекомендуется:
- При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
- Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.
Замечать даже небольшие успехи и достижения обучающихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
- Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
- Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
- Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
- Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:
- образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
- психическое и физическое состояние ученика;
- личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
- возраст;
- социальный аспект (пожелания родителей).
Для чего нужны индивидуальные маршруты?
Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.
В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:
- естественнонаучное,
- технологическое,
- гуманитарное,
- социально-экономическое
- универсальное.
То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.
Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.
Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?
Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:
- для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
- помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
- для слабоуспевающих — такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
- для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
- для детей, опережающих развитие.
В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.
Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога .
Примерный алгоритм введения ИОМ
Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:
1. Информационный этап
Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.
2. Диагностика и выбор методов
Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).
То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.
3. Определение целей и задач ИОМ
Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, “Ликвидация пробелов по теме “Сложение столбиком”), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).
Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.
4. Составление ИОМ . Теперь важен вопрос: “Как я буду двигаться к выполнению цели?”.
В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.
5. Итоговый этап . После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.
Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы
Вот несколько примеров ИОМ самого разного плана.
1. Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов
ИОМ ученика 2 класса (ФИО)
Цель: устранение пробелов по теме “Имя существительное”.
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося
Индивидуальный маршрут предназанчен для работы с одаренным и мотивированными детьми. Его цель: создание условий для самовыражения и социализации обучающегося, расширение возможности реализации ее интеллектуальных, творческих способностей в конкурсах, олимпиадах различных уровней предметной направленности, успешной сдаче итоговой аттестации.
Еремина Ирина Петровна , 17.12.2019
Содержимое разработки
Индивидуальный образовательный маршрут
ученика МОБУ “СОШ №1”
Петрова Петра
на 2019-2020 год
учитель биологии Еремина Ирина Петровна
Цель: создание условий для самовыражения и социализации обучающегося, расширение возможности реализации ее интеллектуальных, творческих способностей в конкурсах, олимпиадах различных уровней предметной направленности.
Формирование мотивации для успешного обучения в 11 классе
Формирование навыков самостоятельной деятельности в подготовке к школьным предметам.
Развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал.
Развитие умения публичного выступления, ведения дискуссии. Способствовать формированию культуры речи.
Расширение сферы знаний в области биологии.
Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать правильный выбор. Выбор того или иного образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
Особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
Профессионализмом педагогического коллектива ОУ;
Возможностями ОУ удовлетворять потребности обучающихся;
Возможностями материально- технической базы ОУ.
Условия, необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:
– освоение всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения и проверки правильного выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
– осуществления педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
– активное включение обучающихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута.
Такие занятия проводятся как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.
В ходе учебной деятельности по мере необходимости от успешности можно корректировать количество часов, в зависимости от успешности прохождения той или иной темы.
В процессе обучения педагог применяет различные формы учебной деятельности, такие как лекция, дискуссия, консультация
Используемые технологии: отбор образовательных ресурсов, необходимых для выполнения конкретно поставленной задачи; решение учебной задачи с использованием специального программного обеспечения, поиск информации и работа с полученной информацией, представление результатов выполнения учебных задач
Ожидаемые результаты реализации ИОМ:
Изучение выбранной дисциплины в объеме, необходимом для успешного прохождения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, в дальнейшем для поступления в высшее учебное заведение
Овладение навыками самостоятельной работы
Развитие самоконтроля, самооценки, ответственности за правильность выбранного решения.
Эта часть программы составляется тьютером, который проводит диагностику и индивидуальное собеседование с обучающимся. Это « проект самого себя», своих настоящих и будущих возможностей, постановка жизненных целей, который включает:
– особенности личностного развития
-взаимоотношения с классным коллективом
-отношения с родителями.
Мониторинг реализации ИОМ
Психолого-педагогическая поддержка, кураторство
1.Хороший уровень знаний по биологии.
2.Особый интерес проявляю к изучению естественных наук.
3. Умею делать презентации, пользоваться Интернетом, делать доклады, сообщения.
Психолого-педагогической службой выявлены развитые способности и интерес обучающегося к истории, обществознанию.
Задачи тьютора (учителя):
Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося.
Обеспечить участие обучающегося в конкурсах и олимпиадах.
Составить ИУП с учетом интересов обучающегося
Совершенствовать навыки контроля и самоконтроля.
Хочу узнать-научиться -достичь
1.Заниматься исследовательской деятельностью в области естественных наук.
2.Продолжить успешное участие в олимпиадах различного уровня
Для реализации ИОМ выбираются конкретные виды деятельности:
1.Исследовательская работа в рамках НОУ школьников.
2.Участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях
Мои шаги в достижении цели
Подготовка индивидуальных сообщений, творческих работ, исследовательской работы, презентаций.
Участие в олимпиадах различного уровня, научно-практических конференциях.
Дополнительные занятия по биологии на базе университета
Подготовка к ГИА на базе школы
Участие во всероссийской олимпиаде по биологии, школьного уровня
Самообразование (работа с учебной и дополнительной литературой)
Работа в НОУ: выбор темы для исследования
Дополнительные занятия по биологии при университете;
Участие во всероссийской олимпиаде по биологии, муниципального уровня;
Участие в дистанционном этапе региональной олимпиады “Мой выбор медицина”
Подготовка к ЕГЭ (занятия с учителем);
Самообразование (работа с учебной и дополнительной литературой);
Работа над исследованием с руководителем (школьный учитель), консультации
Дополнительные занятия по биологии;
Подготовка к ОГЭ; Пробный ОГЭ по биологии
Самообразование (работа с учебной и дополнительной литературой);
Работа над исследованием с руководителем, консультации;
Участие в городской олимпиаде « Интеллектуалы XXI века» (секция «Медицина»)
Дополнительные занятия по биологии(университетет);
Подготовка к ЕГЭ по биологии (школа);
Участие в олимпиаде «Инфоурок», «Знанио»
Подготовка исследовательской работы к защите на НПК
Самообразование (работа с учебной и дополнительной литературой)
Дополнительные занятия по биологии
Подготовка к ЕГЭ по биологии;
Конференция “Мы молодые исследователи”
Дистанционная научно -инновационная конференция “Окрой в себе ученого”(г.С-Петербург)
Участие городской конференции « Университетские школы»
Дополнительные занятия по биологии. Участие в очном туре региональной олимпиады с международным участием “Мой быбор медицина”
Подготовка к ЕГЭ по биологии
Защита исследовательской работы на НПК « Университетские школы”
Самообразование (работа с учебной и дополнительной литературой)
Дополнительные занятия по биологии
Подготовка к ЕГЭ ;
Участие в школьной конференции «Открытие»
Самообразование (работа с учебной литературой)
Оформление материалов на сайте ОУ
Выступление на научно -инновационная конференция “Окрой в себе ученого”(г.С-Петербург)
Дополнительные занятия по биологии
Подготовка к ЕГЭ, консультации
Сдача ЕГЭ по биологии (13.06.20.)
Мониторинг и анализ
Мои достижения и результаты
Первое место во Всероссийской олимпиаде по биологии школьного уровня;
Участие во всероссийской олимпиаде по биологии, призёр международной дистанционной олимпиады “Мой выбор медицина”, “Воробьевы горы”, «Знанио», «Мир олимпиад»; призер олимпиады при ОГУ
Диплом конференции «Интеллекталы 21 века» в номинации «За практическую направленность»
Что такое ИОМ, кому из детей он нужен и как его составить?
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Оглавление
Vintage фото создан(а) tirachard – ru.freepik.com
Практикующий психолог и методист Мария Токмянина провела информативный вебинар о том, как составлять индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для детей-дошкольников и учащихся начальных классов. А также зачем вообще составлять образовательные маршруты для ребёнка.
Современное воспитание детей
В последние годы в нашей стране оформились новые ценности воспитания детей. Образование, в том числе дошкольное, стало больше ориентироваться на конкретного ребёнка, его особенности, его интересы и способности.
Современная образовательная система строится таким образом, что любой дошкольник и школьник по максимуму участвуют в образовательном процессе, педагоги ведут диалоги и занимаются с каждым ребёнком вне зависимости от черт характера или его психофизиологических особенностей.
Наконец, в наше время больше не принято оценивать детей по отношению друг к другу. Значительно продуктивнее не сравнивать ребёнка с другими детьми, а сравнивать его с самим же собой в прошлом: какой прогресс конкретный ребёнок смог достичь за определённое время и как он изменился по отношению к самому себе.
Почему дети разные?
Однако почему некоторым детям вообще необходимы индивидуальные образовательные маршруты? В чём проявляется индивидуальность детей?
Прежде всего, отмечает Мария Токмянина, самое очевидное различие между детьми – в уровне и особенностях их физического развития, физической подготовленности, а также в элементарной скорости роста и взросления.
Последнее особенно остро ощущается у дошкольников. Дети могут быть одного возраста, но из-за разной скорости развития один ребёнок может соответствовать уровню “подготовишки”, а другой, например, будет сохранять черты 3-4-летнего малыша.
При этом оба ребёнка могут быть абсолютно здоровы, а скорость их развития – это обычная генетическая особенность, которая с годами сгладится. В этом случае и к ребёнку с задержкой в росте и развитии, и к ребёнку, опережающему своих сверстников, нужен особенный, индивидуальный подход.
Источник фото: Lukas / Pexels
В старших группах детского сада и в начальной школе могут быть другие проблемы: разный объём знаний и умений. Например, в подготовительный класс пришли дети из ранних групп развития с большим объёмом выученных навыков, а также дети, с которыми никто профессионально не занимался.
Помимо прочего, у детей разная скорость обработки и восприятия информации, а также разный уровень усталости. Некоторые дети быстро запоминают информацию и качественно её воспроизводят, но при этом и быстро выдыхаются. У других ребят процесс усваивания информации не такой простой, однако они готовы заниматься усердно в течение длительного времени.
И, конечно, самое главное – в группах присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они, как правило, больше всего нуждаются в индивидуальных образовательных маршрутах.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Почему детям с ограниченными возможностями здоровья нужен индивидуальный образовательный маршрут?
Когда ребёнок чем-то болен, его организм прикладывает максимум усилий на борьбу с дефектом. Соответственно, силы на обучение распределяются по остаточному принципу.
А раз дети тратят меньше сил на обучение, то они и медленнее перерабатывают информацию, что, в свою очередь, ведёт к замедлению темпа психологического развития. Это сказывается на проблемах с коммуникацией, а следовательно, негативно влияет и на характер ребёнка.
Поэтому индивидуальный образовательный маршрут должен учитывать вышеупомянутые особенности и подстраиваться под них так, чтобы не допустить проблем с коммуникацией и негативного влияния на характер.
Во-первых, индивидуальный маршрут для детей с ОВЗ должен исходить из реальных возможностей ребёнка и его работоспособности. Во-вторых, педагог должен особенно прорабатывать волевую сферу, сделать так, чтобы усваиваемый материал был максимально интересен ребёнку, чтобы у него проснулось желание, а позже – и мотивация работать над собой и заниматься обучением.
Индивидуальный образовательный маршрут
Итак, мы поняли, для чего нужен ИОМ. Теперь нужно понять самое главное: что же это такое?
Начнём с того, что в любой образовательной программе (ООП, АОП, АООП) прописано, чему дети должны научиться. Однако каким образом осуществить этот образовательный процесс, решают сами педагоги, в том числе по индивидуальному маршруту.
Другими словами, индивидуальный образовательный маршрут определяет не то, чему ребёнок должен учиться, а как он должен получать эти знания. ИОМ определяет тактику педагогов при обучении ребёнка.
Главная особенность ИОМ заключается в том, что он может составляться только с письменного согласия родителей. Сначала родители письменно соглашаются на разработку ИОМ, потом подписывают готовый документ и затем получают от педагогов информацию о том, как именно проходит образование по ИОМ.
ИОМ может составляться педагогами по собственному усмотрению или на основе других маршрутов – например, по индивидуальной программе реабилитации инвалида, если такая есть.
Girl фото создан(а) freepik – ru.freepik.com
Кому нужен ИОМ?
В основном это дети следующих групп:
- Дети с органическими нарушениями, то есть те, у кого есть нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
- Дети с тяжёлыми соматическими заболеваниями, особенно те, кто часто пропускают занятия, находясь в больнице или на домашнем обучении.
- Дети с ощутимой задержкой психического развития.
- Дети с расстройством аутистического спектра.
- Дети с умственной отсталостью.
- Гиперактивные дети – в том случае, если их активность мешает образовательному процессу.
- Одарённые дети.
Особенности разработки ИОМ
Теперь перейдём к тому, как нужно разрабатывать маршрут для каждого ребёнка. Естественно, нужно опираться на те преимущества, которые имеются у данного ребёнка, и по максимуму подтягивать недостатки.
При составлении ИОМ нужно всегда исходить из исключительных интересов ребёнка. Например, бывают ситуации, когда родители, ещё не осознавая ограниченных возможностей ребёнка, просят, чтобы педагоги начали заниматься с детьми тем, чем дети заниматься на данном этапе не могут. Воспитателям следует проводить разъяснительную беседу с родителями и стараться объяснить, почему дети не могут обучаться так, как этого хотели бы взрослые.
Наконец, в ИОМ нужно прописывать те задания, которые имеют невысокий уровень сложности, то есть те, которые он с лёгкостью выполняет вместе с преподавателем. Также в ИОМ указывается, как с ребёнком должны работать конкретные специалисты.
На какой промежуток времени нужно составлять ИОМ? Обычно маршруты составляются на 1 год, однако если педагог не уверен в способностях и возможностях ребёнка, то можно сначала составить ИОМ на 3 месяца.
Преимущество ИОМ заключается в том, что его можно постоянно корректировать. Вообще, лучше организовать учебно-воспитательную работу в такой последовательности:
диагностика ребёнка и составление ИОМ;
обучение ребёнка по ИОМ;
новая диагностика и коррекция ИОМ и т. д.
Этапы разработки и выполнения ИОМ
Итак, работа с ИОМ состоит из 5 этапов:
Определение необходимости назначения ИОМ.
Наблюдение за детьми.
Мы уже разобрались, кому из детей может понадобиться ИОМ. Теперь перейдём к тому, как нужно наблюдать за такими детьми. Итак, наблюдение делится на 4 составляющих:
наблюдение за ребёнком в организованной среде – например, тестирование на память и утомляемость;
наблюдение, как ребёнок ведёт себя в естественной среде, как он общается и со сверстниками, и со взрослыми;
беседа с ребёнком;
беседа и анкетирование родителей.
Следующий этап – диагностика – заключается в том, что педагог записывает всю необходимую информацию о ребёнке в ИОМ, где среди прочего стоит упомянуть:
биографию ребёнка, характеристику семьи, домашнее воспитание и благополучие, внешний вид ребёнка;
откуда ребёнок пришёл (из другой группы, с домашнего обучения и т. д.);
поведение ребёнка, особенности сна, аппетита;
уровень развития ручной моторики, двигательной сферы, памяти, мышления и мотивации;
особенности речи, грамматический строй речи, словарный запас, особенности произношения слов и предложений.
Кто должен заполнять ИОМ? В большинстве случаев этим занимается основной педагог, но некоторые разделы лучше заполнять узким специалистам (логопеду, психологу и т. д.).
Дальше идёт сама работа по ИОМ и контроль, то есть итоговая диагностика и анализ продуктов детского творчества. По итогам контроля педагог корректирует ИОМ и ставит новые цели.
Источник фото: Gustavo Fring / Pexels
Некоторые частные случаи ИОМ
Наконец, рассмотрим четыре популярные особенности детского развития и составление ИОМ для таких детей.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
При составлении ИОМ для детей с ЗПР нужно учитывать следующие моменты:
Часто ЗПР связана с соматическим состоянием ребёнка, поэтому в ИОМ нужно включать здоровьесберегающие мероприятия, а также посещение комнат дополнительной физподготовки и разгрузки, если таковые имеются.
Дети с ЗПР обычно не проявляют активность в деле получения знаний, поэтому нужно подталкивать их, делать материал более интересным, а акцент – на мотивацию и самоконтроль.
Детям с ЗПР будут полезны логические упражнения, а также игры на сравнение и синтез.
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС)
Дети с РАС – самая неоднородная группа. Вариаций и уровней тяжести расстройства много, и каждый ребёнок с РАС уникален. Поэтому даже если в группе есть несколько детей с РАС, то ИОМ у каждого из них будет свой. Особенности детей с РАС:
Тяжело привыкают ко всему новому, в том числе к новой группе. Поэтому можно начать ИОМ с того, что первое время воспитатель сам будет приходить к ребёнку домой, а затем ребёнок постепенно начнёт посещать занятия.
У детей с РАС слабо развито социальное взаимодействие, поэтому у них нарушено речевое развитие. Таким детям порой сложно находиться в компании с детьми без РАС, у них повышенная сенсорная чувствительность, утомляемость и особая потребность в уединении. Все эти особенности также нужно учитывать.
Часто ребёнку/детям с РАС назначают тьютора.
Дети с РАС значительно лучше воспринимают визуальную информацию, чем звуковую. Воспитателям понадобится целый набор специальных картинок.
Дети с нарушением речи
Как и в предыдущем случае, дети с нарушением речи – крайне неоднородная группа. Проблемы с речью могут быть вызваны особенностями развития мозга, нервной или психологической патологией, проблемой с артикуляционным аппаратом, проблемой со слухом или зрением или даже плохим воспитанием детей в неблагополучных семьях. Таких детей можно разделить на две группы:
Дети не говорят, но хорошо воспринимают информацию. Как правило, с ними работать проще. Бывает, что у них письменная речь формируется быстрее устной.
Другое дело, если сам речевой аппарат у ребёнка развит хорошо, однако ребёнок плохо воспринимает информацию. В этом случае отклонение, как правило, тяжелее.
ИОМ для детей с нарушением речи чаще всего пишет не педагог, а логопед. В основном таким детям назначают дополнительные физические занятия, а также занятия на развитие сенсорных способностей.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Данная группа детей нуждается в особом режиме. У ребят с СДВГ слабо развита воля, они часто отвлекаются во время занятий и плохо контролируют свои эмоции. Поэтому таким детям нужен будет дополнительный отдых, а также тихое и спокойное помещение для занятий. Особенное место в образовательном процессе должно занимать обучение навыкам саморегуляции, отдыха и контроля чувств.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС: что это такое и как с ним работать
Основная цель современного дошкольного образования — развитие и воспитание будущего школьника с помощью всех доступных педагогических ресурсов. Однако программа обучения малышей ориентирована на ребёнка со средними способностями, а значит, для работы с детьми, имеющими отклонения от норм развития или, наоборот, опережающими своих сверстников, необходимо корректировать рекомендованные стратегии образования. Этим объясняется актуальность разработки отдельного плана для развития конкретного ребёнка-дошкольника, который получил название индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) согласно ФГОС.
Содержание Свернуть
Суть понятия ИОМ
Это интересно. Галилео Галилей говорил: «Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе».
Индивидуальным образовательным маршрутом называется программа создания образовательного пространства для конкретного ребёнка, которая составляется с помощью детских психологов, дефектологов, воспитателей и методистов на конкретной образовательной ступени (в детском саду это младшая группа, средняя и старшая). Другими словами, ИОМ предполагает подбор видов деятельности, который позволит решить те или иные трудности в обучении или, наоборот, расширить или углубить знания, степень овладения навыком. Например, при выявлении склонностей к математике, ИОМ может включать дополнительные занятия по предмету, или при сложностях в общении со сверстниками ребёнка можно как можно более часто подключать к групповым играм, начиная с работы в паре и постепенно увеличивая число участников. При этом учитывается не только возраст ребёнка (что характерно для общей образовательной стратегии дошкольного учреждения), но и способности малыша, которые могут опережать или тормозиться в сравнении с общепринятыми стандартами. Таким образом, ИОМ — это компенсация трудностей в обучении с учётом личностного потенциала ребёнка, которая позволяет проявить его интеллектуальные, эмоционально-волевые, деятельностные и нравственно-духовные особенности. Несмотря на то что конкретного «рецепта» составления индивидуальной стратегии нет, принципы, цели и задачи ИОМ оговариваются в таких документах, как
- Закон Российской Федерации “Об образовании”;
- ФГОС ДО.
Цели и задачи
Главная цель ИОМ — создание подходящих условий в учреждении, занимающимся дошкольным образованием, для успешной самореализации в среде сверстников и окружающих взрослых отдельно взятого ребёнка, его социального и личностного роста, то есть для роста авторитета и увеличения багажа знаний, умений и навыков.
Задачи личной образовательной стратегии следующие:
- формирование предметной среды для социального развития малыша (то есть обеспечение необходимой материально-технической базы для занятий, например, если ребёнок увлечён игрой в шахматы, то в игровой комнате, вместе со «стандартными» игрушками может быть шахматная доска специально для него);
- организация единой системы взаимодействия всех звеньев администрации, а также сотрудничество с родителями, направленное на социально-личностный рост ребёнка;
- совершенствование диалога с ребёнком на основе взаимоуважения и доверия;
- создание всех условий для воспитания позитивного отношения малыша к себе и окружающим людям, а также для развития коммуникативной компетентности ребёнка;
- формирование у малыша позитивного отношения к своей личности, а также воспитание осознания прав и свобод, касающихся актуальных для этого возраста понятий (выбор друзей, игрушек, право на личные вещи, а главное — право на собственное мнение).
Вышеперечисленные задачи обуславливают факторы, определяющие ИОМ:
- заказ государства;
- запросы и потребности взрослых членов семьи, в частности, родителей;
- личностными способностями и уровнем потенциала конкретного ребёнка;
- материальной и технической оснащённостью, а также педагогическими кадрами учреждения дошкольного образования.
Данные факторы важны на всех уровнях взаимодействия: государство определяет общую стратегию и направленность развития образования (например, воспитание патриотизма, духовности), обеспечивает детские сады необходимыми материалами, родители выдвигают требования к уровню подготовленности детей, малыши реализуют и расширяют свои возможности, а замыкается круг опять-таки государством — оно «получает» личности, которые становятся достойными гражданами своей страны, заботящимися о её процветании.
Все эти аспекты создания ИОМ практически повторяют общую стратегию дошкольного образования, но с той разницей, что теперь индивидуализация, то есть ориентация на воспитание неповторимой личности, осуществляется не только в специально отведённые часы для тех или иных занятий или в отдельных видах деятельности, а проходит «красной нитью» через весь образовательный процесс.
Для кого и зачем создаётся
Индивидуальная стратегия образования создаётся для детей
- отстающих в усвоении программы дошкольного учреждения;
- с психическими отклонениями, для детей с инвалидностью;
- с опережающим умственным развитием.
В целом же ИОМ разрабатывается для
- тренировки моторики (и мелкой, и крупной);
- формирования навыков гигиенического, нравственно-культурного, коммуникативного и социального свойства;
- деятельностной реализации потенциала ребёнка, затрагивающей манипулятивную (раскладывание лото, карточек и пр.), сенсорно-перцептивную (определение геометрических фигур по форме, фактуры материала по тактильным ощущениям и т.д.), предметно-практическую (применение детского набора для песочницы не только по назначению, но и для ухода за комнатными растениями) и игровую области развития;
- развития речевых способностей (выполняя различные задания, малыш должен комментировать свои действия);
- формирования правильных представлений о мире, окружающем нас;
- понимания сути понятий пространства и времени.
Как правило, ИОМ составляется на учебный год, но в некоторых случаях (например, если малыш не справился с проблемой или если дело касается одарённого ребёнка) стратегия может использоваться весь период обучения, корректировать нужно только методы и приёмы работы: так, чтобы они соответствовали возрасту ребёнка.
Кто составляет и ведёт
Разработкой ИОМ занимается воспитатель, но — что имеет особое значение — делает он это ТОЛЬКО совместно с методистом и психологом, а также с учётом рекомендаций и комментариев
- родителей малыша;
- логопеда.
Заполняют карточку воспитатель, психолог (некоторые аспекты социально-коммуникативного развития) и логопед (ряд пунктов в речевом развитии). Разграничение аспектов наблюдения и работы проходит индивидуально, что связано с квалификацией работников дошкольного учреждения. Особенно это касается детских садов, где воспитатель также выполняет и функции логопеда. То есть на практике создаётся папка с ИОМ, включающая психолого-педагогическую диагностику малыша, план реализации стратегии, перечень ожидаемых результатов, а также таблица или характеристика с подробностями выполнения каждой поставленной цели. С периодичностью, установленной администрацией учреждения (исходя из целей конкретного ИОМ), родители знакомятся с ходом выполнения поставленных задач, после чего высказывают свои пожелания, задают вопросы касательно конкретной области образования. В перспективе предполагается, что каждый малыш, выпускающийся из детского сада, будет предъявлять своё «досье» учителю начальных классов, который, продолжая начатую линию индивидуализации образования, будет формулировать следующие цели, задачи ИОМ и заниматься их реализацией уже на этапе обучения ребёнка в школе.
Что включает
Основное направление | Цели и задачи | Методы и средства |
Сенсорное воспитание | Ц.: развитие осязательных, мышечных навыков через действия восприятия и мышления. З.: развивать мелкую моторику; мышление, зрительное восприятие | М.: упражнения, игра. С.: настольно-печатные игры, лото, домино, пазлы, мозаика, шнуровка, втулки, поручения в уголке природы, исследовательская деятельность (с бумагой, природным материалом), пластилин, глина, песок. |
Экологическое воспитание | Ц.: расширение представлений об окружающей природе. З.: *учить устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и действиями человека в природе, *расширять представления о растениях и животных родного края, России, планеты Земля, *формировать экологическую культуру, необходимость охраны природных ресурсов. | М.: упражнения, игра, опыты, вопрос, беседа, поисковая деятельность. С.: дидактические игры, лото, домино, пазлы, поручения в уголке природы, исследовательская деятельность (с водой, льдом, природным материалом — уголь, камень, смола, песок, щебень). |
Развитие основных видов движений | Ц.: развитие общей моторики, координации. З.: *развивать физические качества -быстроту, ловкость, проявление выносливости и силы, *совершенствовать равновесие. *воспитывать организованность. | М.: упражнения, массаж, физкультминутки, игра. С. – спортивные снаряды: гимнастические скамейки, кегли, гимнастические палки, мячи, скакалки, кольцебросы и т.д. |
Нравственное воспитание | Ц.: приобщение к общепринятым нормам и правилам поведения. З.: учить умению управлять своим поведением | М.: упражнения, игра. С.: чтение художественной литературы, драматизация художественных произведений, иллюстрации, слайды. |
Речевое развитие | Ц.: развитие речи. З.: *расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, *учить использовать в речи синонимы, антонимы, *совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу, *формировать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, *совершенствовать фонематический слух, определять место звука в слове. *учить согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными, *учить образовывать однокоренные слова, *воспитывать культуру речевого общения, *упражнять в составлении предложений, *учить делить слова на слоги. | М.: дидактические упражнения, игра, беседа. С.: настольно-печатные игры, дидактические игры, тесты, разрезная азбука, игры — схемы, кассы, предметные картинки. |
Социально-коммуникативное развитие | Ц.: обогащение сознания детей новым содержанием — осмысление понятий — время, знак, символ. З.: * закреплять навыки использования вежливых слов. * воспитывать культуру поведения за столом, в общении со сверстниками и взрослыми, в общественных местах. * воспитывать оптимистические качества. * формирование навыков самообслуживания. * закрепление знаний о ПДД | М.: упражнения, игра, вопрос. С.: настольно-печатные игры, дидактические игры, тесты, игры — схемы, предметные картинки, учебно-методический материал по ПДД. |
Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС
Разработка индивидуальной стратегии происходит поэтапно.
- Стадия наблюдения. Целями этого этапа является выявление детей, испытывающих трудности, в результате наблюдатель заполняет таблицу.
ФИ ребёнка | Характер трудностей | |||||
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Психомоторные | Регулятивные | Комплексные |
- Стадия диагностики. Этот этап осуществляется вместе с детским психологом. С ребёнком выполняются тесты, позволяющие выявить причины возникновения тех или иных трудностей. Результатом работы становится таблица.
ФИ | Выявленные трудности | Причины | Результат (как проявляются) |
- Стадия конструирования. Целью этого этапа является собственно разработка ИОМ на основе выявленных сложностей и поводов их возникновения. Результат — готовая схема маршрута.
- Стадия реализации. С помощью разных методов происходит выполнение ИОМ. Среди универсальных способов достижения поставленной цели, например, при трудностях в социализации ребёнка, можно выделить такие:
Методы | Цели |
Беседы, игры, обсуждение прочитанных книг, проблемных вопросов (например, в средней группе — что такое хорошо, а что такое плохо). | Знакомство с различными проявлениями эмоций, которые формируют нравственные оценки (например, злость на волка, съевшего Красную Шапочку помогает сформировать отрицательное отношение к подлым поступкам) |
Игры, тренинги для развития сферы поведения. | Развитие навыков общения, снятие напряжения, снижение агрессивности в поведении, негатива и т.д. |
Арт-терапия (изонить, сказкотерапия, куклотерапия) | Творческая реализация, воспитание эстетического вкуса |
Приёмы психогимнастики для релаксации | Расслабление мышц, эмоционально-позитивный настрой и т.д. |
- Стадия диагностики. Оценка результатов работы по ИОМ. Главный критерий — осталась проблема или её удалось устранить. В случае если прогресса нет, разрабатывается новый ИОМ, если же намечается прогресс, то можно продолжить или доработать уже существующий.
Примеры
Индивидуальные маршруты, как уже отмечалось, не имеют установленной схемы оформления, могут быть в виде таблицы или в виде текста — всё зависит от той трудности, на решение которой разработка направлена. Рассмотрим два варианта составления.
Пример №1
Трудности: невнимательна и рассеяна, испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.
Испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.
Месяц Неделя | Режимные моменты | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Январь 3 неделя | Работа с мультимедийной презентацией «Сосчитай контур» | Игра «Танграмм» | ||
4 неделя | Прогулка «Нарисуй на снегу геометрический замок» | Расскажи друзьям о своём рисунке | ||
Февраль 1 неделя | Дидактическая игра «Что изменилось?» | Памятка «Игры на развитие логического мышления» | ||
2 неделя | Дежурство в уголке природы Полив растений ориентируясь на описание цветка. | Мультимедийная игра «Ассоциации» | ||
3 неделя | Работа с перфокартами «Состав числа» | Научи товарища Работать с карточкой. | Игра в гости к нам. | |
4 неделя | Во время утреннего приёма выполнение заданий на раздаточных листах | Мультимедийная презентация «Весёлый счёт» | Проверь работу товарища. |
Результаты действия маршрута: Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. Ребёнок справляется с заданиями математического характера, логическими задачами.
Пример №2
Возраст ребёнка: 4 лет 2 месяца
Проблема: слабые вычислительные навыки
Цель индивидуального маршрута: развитие и закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка
Задача: развивать внимание, память, логическое мышление.
Периодичность занятий:2 раза в неделю
Длительность: 20 минут
Упражнения на занятиях:
- «Цифры заблудились» Расставить цифры по порядку Учить называть цифры по порядку
2.»Что изменилось? Какой цифры не стало?» Назвать последующую и предыдущую цифру натурального ряда Провести игру «Назови соседа»
3.«Весёлый паровозик» Прицепить, присоединить вагончики с цифрами к паровозику. Решать примеры путём прибавления цифры 1.
- Поставь машины в гараж Решение примеров путём присчитывания единицы Учить называть следующую и предыдущую цифру
- «Почтальон» Разнести письма — примеры по домам (решение примеров путём прибавления и вычитания цифр 1 и 2) Провести игру «Принеси письмо бабушке, брату»
- «Десантники» Каждого «десантника»- цифру приземлить на свой пример. Игры дома на счёт предметов, которые окружают ребёнка.
- Помоги Незнайке решить примеры Решение примеров первого десятка с использованием перфокарт Решать примеры с использованием сказочных героев: Хрюши, Степашки, Чебурашки и т. д
- Поможем ёжику собрать грибы. Закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка. Решение примеров в домашних условиях.
Структура индивидуального занятия:
- Организационный момент: минутка радости.
- Сюрпризный момент: приход сказочного персонажа.
- Основная работа: помоги, угадай, подскажи
— работа у магнитной доски;
— упражнения с раздаточным материалом;
— работа в тетради.
Итог занятия: минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.
В результате планомерной и систематической работы с ребёнком, имеющим слабые вычислительные навыки, к концу годичного цикла занятий:закрепятся вычислительные навыки; повысится познавательный интерес к математике; активизируется мыслительная деятельность ребёнка, он свободно будет выполнять вычислительные упражнения в пределах первого десятка. Эти достижения помогут в дальнейшем преодолеть проблемы по математическому развитию дошкольника.
Наталья Сертакова
Индивидуальный маршрут образования — это эффективный способ найти подход к каждому ребёнку, заинтересовать его процессом обучения или решить задачи социализации, трудностей коммуникации. С помощью ИОМ можно также выстроить работу с одарёнными детьми. В последующем образовании малыш будет более организованным, но, главное, он получит возможность выбора той деятельности, в которой он чувствует себя максимально компетентным.
О необходимости развития эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста
Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все их поведение. В ожидании приятного события (праздника, дня рождения и пр.) или после него они становятся плаксивыми, раздражительными, капризными, отказываются от еды игрушек, долго не могут заснуть. В группе раннего возраста по-прежнему можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают другие. Отрицательные эмоции чаще всего вызывают:
• нарушение режима дня;
• неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания спать, умывания;
• недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым;
• отсутствие условий для самостоятельной игры;
• возникновение «экзальтированной» привязанности к какому-либо члену семьи;
• отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания.
Эмоции во многом определяют поведение ребенка раннего возраста. Он действует, не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивами поведения, которые поэтому импульсивны (А. Н. Леонтьев).
В то же время в возрасте 1–3 лет происходят заметные изменения в эмоциональной сфере. Во-первых, эмоции и чувства освобождаются от ситуативности и могут быть связаны с теми объектами, которые не видят перед собой в данный момент. Во-вторых, значительно обогащается содержание переживаний, поскольку для ребенка расширяются границы окружающего мира, появляются новые виды деятельности, увеличивается круг общения. В-третьих, переживания ребенка перестают быть подражательными, у него все ярче проявляются собственные чувства к окружающему.
Эмоции детей раннего возраста тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью. Ребенок переживает степень освоения действия, достигнутый результат. Таким образом, происходит дальнейшая социализация эмоций.
В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве. К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки, радуется красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает все яркое и блестящее, но он учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.
На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность.
Зарождаются новые нравственные чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. В то же время при систематическом побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстника чувство симпатии, которое проявляется через сострадание, сочувствие.
Под влиянием воздействий на малыша положительной и отрицательной оценки взрослого возникает чувство стыда, которое является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства.
В дошкольном возрасте происходит развитие эмоциональной сферы личности, т.к. у ребёнка расширяется круг потребностей, интересов, он включается в более разнообразные виды деятельности. Дошкольник отличается повышенной эмоциональностью. Он не только объект, по отношению к которому взрослые проявляют определённые эмоции и чувства, но субъект, т.к. испытывает определённые переживания при восприятии окружающего мира, по отношению к событиям в собственной жизни.
Особенности эмоционального развития дошкольников:
1.Непосредственность и импульсивность эмоциональных проявлений (ребёнок моментально реагирует на удовлетворение потребностей или внешние воздействия плачем, смехом, удивлением и т.д.). Дошкольнику трудно сдерживать свои эмоции, управлять ими. Эмоции и чувства часто являются доминирующим мотивом, определяющим поведение ребёнка.
2. Чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными.
3. Расширяется сфера чувств. Формируются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические.
4. Расширяется диапазон средств выражения чувств (невербальные и вербальные средства выражения чувств).
Эмоции и чувства в дошкольном возрасте оказывают существенное влияние на формирование личности ребёнка. Чем больше ребёнок испытывает положительных эмоциональных переживаний, ощущает эмоциональный комфорт, тем более полноценная формируется личность. Эмоциональное благополучие способствует выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. На эмоциональное благополучие ребёнка влияет множество факторов:
· удовлетворённость его потребностей, желаний, интересов;
· отношение со стороны взрослых и сверстников;
· успешность в разных видах деятельность, оценка достижений.
Эмоциональное самочувствие ребёнка – это фон, который окрашивает все жизненные события ребёнка. Желательно, чтобы преобладал положительный эмоциональный фон. Дети дошкольного возраста не только эмоционально восприимчивы, отзывчивы, но и подвержены «эмоциональному заражению». Дошкольники в течение дня переживают целую гамму чувств, они неустойчивы, быстро сменяют друг друга. Дети не могут постоянно находиться в эмоциональном напряжении (тревожность, страх), им нужна эмоциональная разрядка, поэтому взрослые должны показывать, как можно выразить свои чувства и не обижать других.
Развитие чувств осуществляется в игре, учебной, трудовой деятельности, повседневном общении. Но особенно в процессе организации развлечений, праздников.
Чувства, возникающие в познавательной деятельности, называются интеллектуальными (чувство любознательности, удивления, открытий, радости достижений, чувство юмора и т.д.). Развитие эстетических чувств связано с развитием художественных видов деятельности – изобразительной, конструктивной, музыкальной. Это чувство прекрасного и безобразного, красивого и некрасивого, восхищения, восторга, гармонии, порядка и т.д.
Развитие моральных (нравственных) чувств связано с характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и со сверстниками. У детей с 4-5 лет формируется чувство долга, чувства гордости и стыда. Наиболее ярко эти чувства проявляются к 6-7 годам. Нарушение правил дошкольником, его недостойные поступки вызывают чувство вины, неловкости, смущения, беспокойства.
В дошкольном возрасте продолжают развиваться гуманные чувства: симпатия к другим людям, сочувствие, отзывчивость, забота о других. Вместе с тем, следует отметить, что сочувствие, сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, сопереживание товарищу заметно снижается.
I |
Постепенно у дошкольника развивается способность к эмоциональной децентрации – способности ребенка мысленно отойти от своего текущего эмоционального состояния, и он начинает искренне сопереживать товарищу: радоваться его успехам, огорчаться его неудачам. Эмоциональная децентрация – важное новообразование в эмоциональной сфере ребенка дошкольного возраста.
Благодаря способности к эмоциональной децентрации у дошкольника появляется чувство дружбы. Дружба обусловлена в первую очередь совместной игрой. У старших дошкольников дружба приобретает более интимный характер, ее основаниями могут быть взаимные склонности, симпатии, интересы.
В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия: ребенок овладевает целеполаганием (побуждением), планированием действий, контролем.
Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание – умение ставить цель деятельности. Элементарное целеполагание наблюдается уже у младенца (тянется к заинтересовавшей его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения). Однако цели задаются извне (предметом).
Примерно в 2 года в связи с развитием самостоятельности возникает стремление к цели, но она достигается только с помощью взрослых.
У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановке целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. В младшем дошкольном возрасте цели связаны с личными интересами и сиюминутными желаниями. Старшие дошкольники уже ставят цели, важные как для них, так и для других людей.
Планирование – это средство раскрытия цели применительно к данным обстоятельствам, средство формирования намерения достичь цели, средство осуществления саморегуляции с помощью второй сигнальной системы, т.е. речи. Речь связывает во времени текущие события с прошлым и будущим, помогает ребенку овладеть своей деятельностью и поведением.
Планируя, ребенок создает в речевой форме модель, программу своих действий, когда намечает их цель, условия, средства, способы и последовательность. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослого.
Как правило, направляя собственные действия, ребенок младшего и среднего дошкольного возраста говорит вслух. Старший дошкольник выполняет уже сравнительно сложные речевые инструкции взрослых, не прибегает к громкой речи, а составляет план и руководит своими действиями про себя. Однако в затруднительных случаях, требующих, например, сдерживать сильные желания, нередко руководит собой вслух.
Первые предпосылки контроля за своим поведением возникают у преддошкольника и вызваны стремлением к самостоятельности. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.
Этапы развития самоконтроля: 1) освоение способов самопроверки; 2) развитие потребности проверять и корректировать свою работу.
Дошкольникам сложно еще обнаруживать собственные ошибки, соотносить выполняемые действия с образцом, несмотря на то, что понимают требования взрослого. К самопроверке чаще прибегают лишь по требованию взрослого. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.
Развитие произвольности предполагает формирование направленности ребенка на собственные внешние или внутренние действия, т.е. способности управлять собой. Главными характеристиками произвольности являются осознанность (сознательность) и опосредованность. В возрасте около 2 лет все поведение ребенка становится опосредованным, т.е. управляемым сначала речью взрослого, а потом собственной. Слово может вызывать или тормозить реакции ребенка. Это дает ему возможность выполнять сложные указания и требования взрослого.
Он фиксирует свое действие в слове, а значит, осознает его. Осознание собственных действий позволяет ребенку управлять своим поведением, преодолевать импульсивность.
Особенности эмоциональной сферы ребенка в раннем детстве
В процессе познания окружающей действительности и самого себя, в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок испытывает различные эмоции и чувства, которые во многом обусловливают его поведение, придавая ему эмоциональную окраску и выразительность. В эмоциональном развитии детей раннего возраста важную роль играет усложнение деятельности, особенности функционирования нервной системы и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, сверстниками (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Факторы развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста
Эмоциональная сфера ребенка характеризуется рядом возрастных особенностей (рис. 7.3). На этом возрастном этапе его эмоциональные реакции достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. Дети действуют не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших эмоций. Доминирующее в раннем возрасте восприятие эмоционально окрашено, что обусловливает возможность эмоционального реагирования детей только на непосредственно воспринимаемые стимулы.
Эмоциональное развитие в раннем возрасте сопровождается формированием механизмов эмоциональной синтонии и эмоциональной децентрации. К началу раннего возраста синтония оформляется как заражение соответствующим эмоциональным состоянием в непосредственном взаимодействии. Постепенно эмоциональная синтония теряет свое значение. В основе эмоциональной децентрации лежит позиционное эмоциональное переключение, осуществляемое изначально в непроизвольной форме. Раннее детство характеризуется развитием эмпатийного реагирования на объекты и ситуации. К объектам эмпатии, в дополнение к близким родственникам, ребенок относит и сверстников.
В два года ребенок может эмоционально откликнуться на переживания своего сверстника, но в основе данного проявления эмпатии лежит отождествление себя с другим, собственных чувств с чувствами ближнего. Только к трем годам появляются признаки эмоциональной децентрации (выделение себя единицей социума), и это позволяет ребенку дифференцировать свои переживания как существующие отдельно от окружающего мира. Несмотря на это, основным механизмом эмпатии при переходе от раннего к дошкольному возрасту остается идентификация.
Рис. 7.3. Возрастные особенности эмоциональной сферы ребенка в раннем детстве
Эмоции ребенка неустойчивы и кратковременны, он не может их контролировать и сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Яркие эмоциональные переживания возникают в связи с непосредственными желаниями ребенка, с результатами его деятельности. Эмоции отражают уровень удовлетворения возрастающих потребностей детей (познавательных, двигательных, коммуникативных и др.). Переживание неудовольствия детьми может проявляться в виде эмоций страха, гнева, печали, отвращения, а переживание удовольствия – как переживание радости, восторга, нежности, умиления и т.д. Интенсивные эмоциональные реакции проявляются на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Причиной эмоциональных вспышек (крика или плача) могут стать неуспешные действия с предметами, отсутствие внимания близких взрослых к ребенку, ревность к брагу или к сестре и т.п. Такие эмоциональные состояния быстро проходят: ребенка раннего возраста легко отвлечь, поскольку его нервные процессы не отличаются стойкостью и силой. У детей не развита способность к эмоциональной саморегуляции: ребенок в начале раннего детства не способен скрывать свои чувства и контролировать их, выдавать одни эмоции за другие, что типично для поведения детей в старшем возрасте.
Ребенок спонтанен и импульсивен, а также неустойчив и лабилен в выражении своих эмоциональных состояний. Выраженная неустойчивость эмоциональных состояний и переживаний является результатом слабости психических процессов как регуляторной, так и отражательной природы. В раннем возрасте слабо выражена способность адекватно воспринимать эмоции других людей. Дети довольно долго плохо дифференцируют не только оттенки чувств, выражаемых через лицевую экспрессию и с помощью интонаций голоса, но не всегда точно определяют знак эмоции. Ведущим признаком является сила экспрессии, на которую ориентируется ребенок в два года и позднее.
На протяжении раннего детства происходит постепенное закономерное изменение эмоциональной сферы ребенка, ее усложнение и обогащение (табл. 7.1). Развитие эмоциональной сферы тесно связано с развитием других психических процессов, в частности, с речью, которая способствует осознанию ребенком своих чувств и эмоциональных проявлений и создает предпосылки для управления ими. Однако в раннем возрасте слово еще не может вызвать у ребенка какого-либо эмоционального переживания, так как словесный сигнал еще не имеет соответствующего оценочного значения. Оно приобретается в случае дополнительного подкрепления слова определенным эмоциональным отношением взрослого (мимикой, жестами, интонацией, действиями).
Закономерности изменений эмоциональной сферы ребенка в раннем возрасте
Предпосылки и условия изменений
Расширение эмоциональных модальностей (базовые – социальные)
Повышение уровня взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе обогащения эмоционального опыта
Опознание эмоций по выражению лица
Необходимость расширения средств коммуникации и сопровождения игровой деятельности при условии дифференцированности восприятия эмоциональных состояний
Расширение и усложнение знаний об эмоциях
Необходимый уровень когнитивного развития и объем эмоционального опыта
Формирование структуры представлений об эмоциях
Образование системы знаний об эмоциональном явлении: причины, содержание, способы выражения и последствия определенного вида эмоциональной реакции
Вербальное обозначение эмоций
Формирование “словаря эмоций”, обозначающего сущность и название эмоциональных проявлений
К концу раннего возраста начинают развиваются высшие чувства. Ребенок становится способен переживать элементарные эстетические чувства. Дети начинают отличать некрасивое, дисгармоничное от красивого, гармоничного. В конце раннего возраста при приближении кризиса трех лет могут появляться: неадекватное длительное реагирование ребенка на безобидное замечание; явления смешанной агрессивности, когда ребенок в ответ на негативное воздействие взрослого усиливает враждебность к третьему лицу; эмоциональный негативизм и пассивный уход от общения.
Практический пример
Денис К., 3 года. В этом году пошел в садик. Около месяца назад произошли изменения в поведении не в лучшую сторону: если взрослые что-то не разрешают, мальчик начинает кричать, бросать машинки (или что под руку попалось), плюется, топает ногой, показывает кулачком. Реакции на запрет всегда бурные и зачастую агрессивные. До этого был послушный и спокойный ласковый ребенок.
В целом в раннем возрасте эмоциональные реакции характеризуются кратковременностью, неустойчивостью, лабильностью, интенсивностью, неконтролируемостью. На протяжении раннего детства происходит обогащение эмоционального опыта, социализация эмоций, развитие высших чувств, закладываются предпосылки для эмоциональной саморегуляции.