Семинар-практикум: Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

«Инновационные технологии, их отбор и применение в системе коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в ДОУ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №6

Методические рекомендации по теме

их отбор и применение в системе

с детьми-логопатами в ДОУ»

высшей квалификационной категории

МАДОУ «ЦРР – детский сад №6

г. Шебекино Белгородской области»

В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее значение. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Инновационные образовательные технологии соответствуют приоритетным направлениям науки, которые определяются Государством. Переходом Российского образования на позиции личностно ориентированной педагогики, предполагающей не ограничиваться формированием программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать индивидуальные способности ребёнка, обусловлено стремление педагогов внедрять в свою деятельность инновации.

Появилось множество статей и разработок, посвященных инновационным методам воздействия в логопедии. Авторы по — разному трактуют данное понятие применительно к образовательной сфере. Одни определяют это как метод или прием, другие как описание процесса достижения результата. Любая инновация в логопедической практике не меняет базисную организацию коррекционного воздействия, а лишь локально изменяет методическую составляющую. В данных методических рекомендациях предлагаются наиболее используемые в логопедической практике инновационные технологии.

Методические рекомендации разработаны на базе современных инноваций в логопедии с использованием личного практического опыта.

Методические рекомендации разработаны Гулиной Людмилой Васильевной, учителем-логопедом высшей квалификационной категории МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6 г. Шебекино Белгородской области».

Ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов, учителей-логопедов и многих других людей, в окружении которых ребенок растет и развивается. В настоящее время наблюдается тенденция к постоянному росту числа детей дошкольного возраста с речевыми недостатками, к увеличению сочетанных нарушений речевого и психического развития.

Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях необходимо проводить смену видов деятельности. Все это заставляет специалистов в области патологии речи искать новые подходы к решению проблемы формирования словаря у дошкольников, привлекая в логопедию важнейшие достижения смежных с нею научных дисциплин: психолингвистики, онтолингвистики, когнитивной психологии, нейропсихологии и др.

Введение этих разработок в практическую логопедию позволяет пересмотреть многие устоявшиеся в коррекционной педагогике методы и приемы работы, углубить представления о качественном своеобразии процесса формирования речи у детей с речевыми проблемами и наметить наиболее рациональные пути и способы коррекционно-развивающей работы.

Учёным и педагогам хорошо известно, что если ребёнок плохо говорит, то у него плохо сформирована мелкая моторика. И, наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками строго регламентированы по времени. Поэтому перед логопедом стоит непростая задача – развить артикуляцию, оказать воздействие на мелкую моторику ребёнка, поработать над всеми речевыми компонентами. Технологии, представленные в данной методической разработке, направлены именно на решение этих задач.

Чистая, правильная речь детей перед поступлением в школу – главный критерий в оценке уровня речевого развития дошкольников. Поэтому целью методической разработки является систематизация и использование передового традиционного опыта по развитию мелкой моторики, создание авторских инновационных технологий в решении данного вопроса, а так же сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся хорошо известные специалистам:

• Технология логопедического обследования.

• Технология коррекции звукопроизношения.

•Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

•Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.

• Технология развития интонационной стороны речи.

• Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

• Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

• Технология логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя – логопеда.

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям.

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и приёмы, инструменты, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Инновационные технологии в логопедии:

1. Арт – терапевтические технологии.

2. Современные технологии логопедического и пальцевого массажа.

3. Современные технологии сенсорного воспитания;

4. Телесноориентированные техники.

5. «Су – Джок» – терапия.

7. Информационные технологии.

Выделяют несколько видов арт-терапии, которые с успехом применяются учителями – логопедами в своей практике:

• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

• изотерапия (нетрадиционные техники рисования);

• кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);

• креативная игротерапия (песочная терапия);

«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.

В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – мы можем помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, используемого в детском саду, раскрывается внутренний мир ребенка.

Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Для развития мелкой моторики рук полезно использовать техники изотерапии, куда входят:

• рисование мягкой бумагой;

• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

• рисование на стекле;

• рисование на манке;

• техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ;

• техника отпечатывания ватой;

• техника «оттиск пробками»;

Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат. Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.
Телесноориентированные техники:

Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить) .

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и, конечно же речи.

• биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;

• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

• развивают мозолистое тело,

• улучшают мыслительную деятельность,

• способствуют улучшению памяти и внимания,

• облегчают процесс чтения и письма,

• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.

Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

К основным видам логопедического массажа относятся:

• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

• массаж орехами, каштанами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж травяными мешочками;

• массаж зондами, зондозаменителями;

• массаж приборами Су-Джок терапии.

Логоритмика – это система музыкально – двигательных, речедвигательных и музыкально – речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Песочная терапия – метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.

Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.

Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.

Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.

Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Возможности использования ИТ в логопедии:

• повышение мотивации к логопедическим занятиям;

• организация объективного контроля развития и деятельности детей;

• расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;

• возможность быстрого создания собственного дидактического материала;

• визуализация акустических компонентов речи;

• расширение спектра невебральных заданий;

• обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Список рекомендуемой литературы.

Большакова мелкой моторики рук.2. , Крупенчук игры с мячом Кирьянова подходы к организации и содержанию логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении / Логопед в детском саду. 2005, № 1(4).

3. Крупенчук меня говорить правильно. СПб., 2001.
4. Крупенчук игры для детей 4-7 лет
5. Нищева коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
6. Узорова гимнастика.

«Использование инновационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками»

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯКОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Просмотр содержимого документа
««Использование инновационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками»»

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Березка»

р.п. Чишмы муниципального района Чишминский район

Республики Башкортостан

Мастер – класс
«Использование инновационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками»

Подготовили:

учитель – логопед:

Лебедева Е.С.

педагог-психолог:

Шатохина О.В.

Цель мастер-класса: создание информационного пространства для повышения уровня компетентности педагогов об инновационных технологиях в коррекционной работе с дошкольниками.

показать участникам мастер – класса инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками.

организовать профессиональный диалог по вопросам использования инновационных технологий педагогами.

создать условия для профессионального общения, самореализации и творческого потенциала участников мастер – класса.

Мастер – класс адресован:

– воспитателям ДОУ и специалистам.

А) Обмен опытом педагогов и специалистов.

Б) Инновационная игровая технология «Мозартикотерапия».

Материал: раздаточный материал: набор карточек: по 9 штук для каждого со словами: («карась», «орел», «овца», «бегать», «плавать», «летать», «шерсть», «перья», «чешуя»), по листу белой бумаги и по 2 простых карандаша для каждого участника; памятки с кинезиологическими упражнениями; игровой набор мозарттерапии.

Ход мероприятия:

Уважаемые педагоги! Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от педагога умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределённости, уметь налаживать эффективные коммуникации с детьми и родителями и при этом оставаться нравственным.

Задача ФГОС ДО – обеспечить каждого воспитанника качественным современным

образованием, закрепить и повсеместно ввести в практику лучшие образовательные

модели, придать позитивный импульс модернизации образования. И для решения этой задачи, эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Проходя через разные формы методической работы, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научиться делать то, что они еще не умеют.

Одной из современных и эффективных форм методической работы, позволяющей отработать практические навыки по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания, является мастер – класс.

Уважаемые коллеги, тема сегодняшнего мероприятия «Использование инновационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками».

Словесная игра «Я»

Я вопросы хочу вам задать,
Ваше дело — отвечать,
Выше руки поднимайте
И кричите громко: «Я»,
Чтоб услышали друзья.
Вопросы:
Кто у нас хороший, красивый и пригожий?
Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает?
Кто не кричит, не срывается, лишь добрым словом управляется?
Кто с родителями в контакте, обладает чувством такта?
Кто из нас, людей приличных, меньше всех был на больничном?
Кто на празднике задорен, чудно исполняет роли?
Кто начальство обожает, а коллег всех уважает?
А какой пенсионер молодежи даст пример?
Кто со мной будет играть, настроенье улучшать?

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения этих задач, который нас заинтересовал, является метод кинезиологии. Сегодня нам бы хотелось более подробно остановиться на нем

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. И именно эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушариев. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.

Мы предлагаем вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас.

Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».

То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: В гости к лесовичку (лексическая тема Зима)

1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».

То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое.

Существует ряд кинезиологических упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление.

Мы предлагаем Вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений вместе с нами.

1 упражнение – «Кулак – ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия – разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

2 упражнение называется «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем – и опять играть начнем.

3 упражнение – «Кулак – ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь), произнося их вслух или про себя.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

4 упражнениеупражнение «Здравствуй» (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

5 упражнение«Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

Таких простых, но очень действенных упражнений очень много.

Мы подготовили для вас небольшие комплексы, в которых вы найдете некоторые кинезиологические упражнения, они помогут вам в вашей работе и пригодятся для вас самих.

4. Еще одной формой кенизиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно.

Над травой порхает . бантик?
Нет, наверно это фантик
разноцветный от конфет?
Знает кто из вас ответ?
Ой, есть крылышки у чуда!
Прилетело ты откуда?
Тихо бабочка присела,
отдохнула и взлетела.
Так с цветочка на цветок
я порхаю весь денёк. М. Блинникова

Обратите внимание на ваши рисунки. Надеемся, вы лишний раз убедились, что одно из полушарий у вас, все – таки, доминирует, так как вам не удалось добиться полной симметрии в рисунке. Постоянные занятия симметричным рисованием помогут вам. Рисуем обеими руками одновременно симметричные зеркальные рисунки – и у вас работают оба полушария гармонично!

Если Ваш ребенок отказывается писать, читать, заниматься рисованием, лепкой, обожают сидеть с планшетом, компьютером или перед телевизором – это не его вина. Просто когда нет энергии творчества, энергии самореализации, очень сложно что-то требовать от ребенка. Именно для получения этой энергии и нужны кинезиологические упражнения.

– И вот сегодня мы вам предлагаем новую игровую технологию «Мозартика».

5. Инновационная игровая технология «Мозартика» (автор П.Э. Руссавская) –это не просто развивающая игра, это очень простой и эффективный способ достичь через ведущий вид деятельности дошкольников, гармоничного развития личности ребенка.

«Мозартика» помогает ребенку узнать и освоить цвет, величину, форму, счет, анализ и синтез, моделирование. Данная методика последовательно развивает когнитивные процессы: восприятие, ощущение, память, речь, мышление и воображение. Дети с большим удовольствием создают совместные картины и сочиняют сказки и рассказы. Методика является диагностическим инструментарием, пособием для коррекционно-развивающей и психотерапевтической деятельностей. С помощью специально разработанной методологии, игровой процесс, с заложенными методами игротерапии, арт-терапии и психоанализа, позволяет определить эмоциональное состояние ребенка, выявить внутри-личностный конфликт, истинные причины возникающих проблем, получить представление о межличностных взаимоотношениях и вовремя оказать помощь.

Этапы терапии включают в себя ознакомление ребенка с игровым материалом, включение ребенка в игровой процесс, создание сюжета на игровом поле и наблюдение за сюжетом, рассказ ребенка о созданном сюжете и осмысление его по завершении игры, моделирование позитивных образов, проектирование новой жизненной ситуации на

основе созданного игрового сюжета.

Из-за того, что очень часто в наше работе нам приходится сталкиваться с детьми у которых низкий уровень развития вербального интеллекта, бедный словарный запас, слаборазвита рефлексия, им сложно формулировать свои мысли, часто они не могут описать ситуацию и затрудняются рассказать о себе, отказываются рисовать ссылаясь на не умение и не желание, боясь что-то сделать “не так”. Мозартика позволяет создать точный образ, не прибегая к словам, независимо от художественных способностей и интереса к изобразительному искусству. Как говорится, часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно.

Увлекательное пособие представляет собой набор разноцветных игровых полей разного размера, карточек с изображением геометрических фигур, картинок. Состоит из серии игр – «Витраж», «Усадьба», «Город», «Острова в океане», «Пустыня», «Космос».

Игровое пособие по методике «Мозарт-развитие» несложно подготовить педагогам вместе со своими детьми, необходимо только желание, интерес к процессу и… цветной картон, открытки, старые журналы, книги, ножницы.

Практическая значимость использования «Мозартики» заключается в повышении социально-коммуникативных навыков у дошкольников. Игра может быть использована любым педагогом и специалистом в ДОУ.

Предлагаем Вам познакомиться с этим замечательным творческим инструментом и надеемся, что мозартика станет вам помощником в вашей работе. (работа с педагогами)

6. И в конце нашей встречи хотелось бы рассказать вам притчу о морских звёздах, которая по своему смыслу очень близка нам с вами- педагогам.

(Человек шёл по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что- то с песка и бросал в море. Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морских звёзд. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звёзд, берег буквально усеян ими на много километров.

– Зачем ты бросаешь этих морских звёзд в воду?- спросил человек, подходя ближе.

– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнётся отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

– Но это просто глупо! – закричал человек.- Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими! Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал: – Нет, мои попытки изменят очень многое… именно для этой звезды).

Давайте же стремиться помочь как можно большему количеству детей. Ведь это так важно каждому из них.

7. Подведение итога мастер – класса. Упражнение «Прощание»
Инструкция:
Мы (руки к груди) славно (руки в стороны), потрудились (кулак на кулак)
Мы (руки к груди) многое (руки в стороны) узнали (руки к голове),
Чуть-чуть (руки «щепоткой») добрее стали (руки к груди)
И дружно (руки в замок) поиграли (хлопки руками).

8. Рефлексивное упражнение «Звезды»
Если содержание мастер-класса было для вас полезным, поднимите свои звезды вверх, если нет — бросьте на пол.

Удачи вам, уважаемые коллеги в нелёгком, порой не всегда заметном, но таком необходимом труде!

Список использованной литературы

1. Болотова Н.П. Инновационные направления работы в педагогической деятельности. Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации. Материалы Международной конференции. М. 2015.

2. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. А.Л. Сиротюк. — М.: ТЦ Сфера, 2001

3. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2014

Семинар-практикум «Игровые технологии в речевом развитии воспитанников учреждения дошкольного образования»

Семинар-практикум

«Игровые технологии в речевом развитии воспитанников

учреждения дошкольного образования»

Цель: повышать педагогическую компетентность воспитателей дошкольного образования через знакомство с современными технологиями развития речи воспитанников учреждения дошкольного образования.

Задачи:

– расширять знания по использованию современных технологий речевого развития воспитанников учреждения дошкольного образования;

– способствовать внедрению новых технологий в образовательный процесс в учреждении дошкольного образования.

I. Теоретическая часть.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. А ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Понятие «речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Психолого-педагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, которое делает процесс обучения более интересным и занимательным, эффективным.

Понятие «современные игровые технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Рассмотрим некоторые из них.

Дидактические игры:

  • игры с предметами или игрушками («Ателье», «Чьи детки», «Угадай по описанию», «За покупками в магазин);
  • настольнопечтные («Скоро в школу», «Часть и целое, «Ваши любимые сказки»);
  • словестные игры («Телефон», «Цепочка слов», «Назови слово по звуку»).

Театрализованные игры :

  • игры драматизации, где ребенок исполняет роль в качестве артиста («Колобок», «Красная Шапочка», «Теремок»);
  • режиссёрские игры, где артистами являются игрушки и их заместители, а ребенок организует деятельность как сценарист и режиссер, озвучивает героев и комментирует сюжет (театры: плоскостной, пальчиковый, театр «БИ-БА-БО и т.д).

Пальчиковые игры. Являются прекрасным средством переключения детей с одного вида деятельности на другой. Заключаются пальчиковые игры в проговаривании стихов с одновременным движением.

Игровые приемы при заучивании стихотворений. Декларирую стихотворение дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При заучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.(«Расти коса до пояса», «Кран откройся», «Водичка, водичка»).

Сочинительство. Проходит в форме синквейна, что в переводе с французского обозначает «пять сточек». Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Однако это не просто стихотворение, стихотворение, написанное по определенным правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5 строка – заключение в форме существительного, которое отражает сущность темы(ассоциация).

Сиквейн на примере басни Крылова «Ворона и Лисица»:

Сидела, держала, закаркала.

Или, например, такой:

Крала, говорила, обманула.

Лисица съела сыр.

Сказкотерапия. Сочинение детьми сказок:

  • Салат из сказок (смешивание разных сказок);
  • Что будет если. Сюжет задается воспитателем;
  • Изменение характера персонажей (старая сказка на новый лад);
  • Использование моделей (картинки, геометрические фигуры);
  • Введение в сказку новых атрибутов (волшебные предметы, бытовые приборы);
  • Введение новых героев (как сказочных так и современных);
  • Тематические сказки (цветочные, ягодные, животные и т.д.);

Элементы сказкотерапии многоплановы. Одно из направлений – аналитическое. Суть этого направления сводиться к интерпретации сказок. В основании этого метода содержится идея о том, что из поколения в поколение люди проходили сложные ситуации и выходили их них. Информация об этом зашифрована не только в подтексте сказок но и в сказочных образах. Сказки не только приятно слушать, но и не менее приятно рассказывать. Рассказывание имеет свои особенности. В этом направлении используют следующие формы: групповое рассказывание, рассказывание детям все известной сказки (каждый ребенок по очереди рассказывает маленький кусочек сказки, рассказывание всем известной сказки и придумывание к ней продолжения). Как показывает практика, необходимо начинать с простейших сказок, постепенно переходя к более сложным.

ЛЕГО-технология. Использование ЛЕГО-технологии позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, развитие речи дошкольников, а это одно из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Применение ЛЕГО на занятиях по развитию речи способствует:

  • развитию лексико-грамматических средств речи;
  • формированию грамматической составляющей речи (согласование числительных с существительными; прилагательных с существительным в роде, числе, падеже; использование различных приставок и т.д.);
  • формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также к развитию тактильных ощущений(игра с закрытыми глазами на ощупь);
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначениям гласных, твердых и мягких согласных).
  • формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела.

Здоровьезберегающие технологии. Это система мер, направленных на улучшение здоровья воспитанников. Одним из видов здоровьезберегающих технологий является гимнастика. В работе используются следующие виды гимнастики:

  • дыхательная;
  • пальчиковая;
  • гимнастика после сна;
  • игровой массаж.

Мнемотехника. В переводе с греческого это звучит как искусство запоминать. Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание и увеличивающее объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Особенности технологии: применение не изображение предметов, а использование символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, а обозначения домашних – дом.

Как любая работа, мнемотехника строиться от простого сложному. Начинать работы следует с простейших мнемоквадратов, затем – мнемодорожки, а после – мнемотаблицы.

Отличительные особенности технологии:

-имеет четкое теоритическое и эксперементальное обоснование;

-приемы запоминания индивидуализированы;

широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

-введено понятие «Навык запоминания» и разработана точная система контроля навыка запоминания.

Мнемоквадраты помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащая словарный запас, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная.

Мнемодорожка позволяет понять основную последовательность и связанность текста, помогает удержать его в памяти. Она представляет собой дидактический материал, схему, в которую занесена определенная информация. Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом по развитию связанной речи детей. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явления природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Работа на занятии по мнемотаблице строится из трех этапов:

1.Рассматривание таблица и разбор таблицы, что на ней изображено.

2.Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование ее из абстрактных символов в образы.

3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

  • для обогащения словарного запаса,
  • при обучении составления рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Моделирование. Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой. Таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. после этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовая план-схема, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей.

Речевое развитие детей средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича. она представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр. одной из трех больших групп, которые включает технология «Сказочные лабиринты игры», является группа игр с буквами, звуками, словами и слогами. К ним относятся: «Теремки Воскобовича», «Складушки», «Читайка на шариках – 1,2»; игры-эрудиты «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик», знаковые конструкторы «Шнур-малыш», «Шнур-затейник», «Геоконт», «Конструктор букв».

II. Практическая часть.

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение мнемотехники в работе с детьми.

Уважаемые коллеги! Я приглашаю Вас принять участие в деловой игре, где мы сможем применить свои знания по использованию мнемотехники в работе с детьми, вспомним педагогические технологии.

Задание № 1 Угадайте название сказки по предложенным мнемотаблицам.

Читайте также:  Формирование лексико-грамматических категорий с использованием темы Грибы, ягоды

Задание № 2 Составить мнемотблицу или мнемосхему по предложенному стихотворению:

Как у бабушки Наташи

Ели вкусную мы кашу,

Каша пшенная,с дымком

С хлебом, с маслом, с молоком

Взяли мы большие ложки

Съели все до самой крошки

У бабушки Наташи!

Задание № 3 Чтение мнемотаблицы. (По предложенной мнемосхеме составить и записать небольшой рассказ-изложение)

Задание № 4. Прочитать по предложенной мнемосхеме загадку.

Задание № 5. Составить синквел по сказке «Цветик-семицветик».

Задание№ 6. На развитиях по развитию связанной речи, использую синквейн, можно придумать рассказ. Давайте попробуем:

Прячется, боится, убегает.

  1. . Рефлексия

Что запомнилось особенно?

Какие игры были наиболее интересны?

Что планируете взять на заметку в своей работе?

Ваши вопросы, пожелания и рекомендации по теме семинара?

Детский сад «Калинка», Волгодонск

ул. Ленина 118, тел. 22-32-82

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ

Начиная с раннего возраста, любой ребёнок с умственными и физическими недостатками может посещать общеобразовательную дошкольную организацию. Ребёнок может получать квалифицированную помощь специалистов в различной форме и объёме, исходя из его индивидуальных особенностей. Инклюзивный подход в дошкольном образовании предусматривает изменение педагогических методов, чтобы образовательная организация могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников, посещающих её.

Одно из правил инклюзивного образования — все педагоги и сотрудники образовательной организации, вовлечённые в процесс обучения, должны быть обучены разным стратегиям и новым педагогическим технологиям. В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Основной проблемой для ДОУ, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи. В рамках введения ФГОС ДО, приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных моделей.

Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособностьи быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Практические методы (упражнения игры и моделирование).

Наглядные методы — формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В своей работе использую инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ.

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе»современной педагогики. Что мы подразумеваем под понятием «инновационные технологии»?

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Использование в логопедической практике инновационных служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в конце XX века. И относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую и служит для создания благоприятного эмоционального фона.

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.

Инновационные технологии, применяемые мной в логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Подробно изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные инновационные методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной и результативной.

Инновационные технологии в логопедической практике это всего лишь дополнение к общепринятым, проверенных временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.)

Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:

  • сделать обучение осознанным;
  • интересным;
  • оптимизировать процесс обучения;

содействовать оздоровлению детей.

Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии;
  2. Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия и т.д.;
  3. Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн,интеллектуальная карта, кластер);
  4. Здоровьесберегающие технологии:

5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии использованием нововведений(сенсомоторное воспитание детей, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности,

6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями( квест –технология-представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи )

Преимущество использования инновационных моделей в логопедической практике (см.слайд) Направления коррекционной работы с использованием инновационных моделей(см.слайд.

ИКТ технологии:

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

— Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

— Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук, развитие и координация психических процессов;

— Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие познавательной активности, развитие потребности к познанию.

Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого я использую сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей по средствам игр В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Особенности этих игр таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

В условиях реализации ФГОС особые требования предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде, а именно: оптимальность, целостность, многофункциональность, трасформируемость, вариативность (в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности ребёнка) , разнообразность игр. учителя-логопеды, проводя каждый год мониторинг и сталкиваемся ежедневно с трудностями усвоения речевого материала, бедного предметного, предикативного и атрибутивного словарного запаса, нарушениями в развитии лексико-грамматического строя речи, несформированностью фонетико-фонематических процессов, отставанием в развитии связной речи, нарушении смысловой и произносительной сторон речи, выраженным аграмматизмом, дефектами звукопроизношения, специфическими нарушениями слоговой структуры слов у детей-логопатов. Поэтому учитывая всё это, я воспитатели группы внедрили в свою работу маркеры игрового пространства.

Технология «Интеллектуальная карта»

уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;

помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Технология «Кластер» аппробирую в своей работе

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность
  • Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  • Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевоеразвитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.
  • Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
  • Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще одной речевой зоной мозга.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су » – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга». Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развитиядвижений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь к нам приходят кинезеологическиеупражнения или как еще называют «гимнастика мозга». Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционнообразовательного процесса в целом.

Практический семинар методического объединения

по теме «Внедрение инновационных технологий

у дошкольников с ОВЗ»

24 января 2019 года на базе МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 34 ст. Ленинградской Краснодарского края состоялся муниципальный практический семинар методического объединения учителей-логопедов и дефектологов Ленинградского района по теме «Внедрение инновационных технологий в систему коррекции недостатков развития у дошкольников с ОВЗ».

Открыла семинар заведующий МБДОУ ДСКВ № 34 И.И. Сухорукова. Она рассказала о новинках оборудования, приобретенных для обогащения развивающей предметно-пространственной среды, отметила творческих потенциал учителей-логопедов и дефектолога в поиске и внедрении инновационных технологий.

В подтверждении слов Инны Игоревны, фестиваль педагогических идей открыла учитель-логопед Н.А. Лаптева. Она рассказала об использовании технологии Эбру, как средства развития речи и неречевых процессов дошкольников с ЗПР.

В поисках новых современных, игровых методов организации коррекционного обучения, а также с целью разнообразить творческую и речевую деятельность детей, учитель-логопед Е.И. Алисова обратилась к использованию образовательного модуля «Робототехника» программы « STEM -образование», а именно робота «BEE ВOT».

Применение «Умной пчелы» на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия – это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Использование программируемого робота Bee-Bot позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в коррекционно-развивающую деятельность, активизируют познавательную и речевую активность и усиливают усвоение материала. Е.И. Алисова представила коллегам разработанные ею рекомендации по использованию данного робота для педагогов, а также изготовила авторские наборы для программирования на основе «Кубо – бота», продемонстрировала авторские наборные коврики-поля «Времена года», «Артикуляционная гимнастика», «Автоматизация поставленных звуков», игры «Мой, моя, моё, мои».

Живой интерес вызвал логопедический практикум Е.И. Алисовой по использованию программируемого робота BEE BOT, который она проводила с учителями-логопедами и дефектологами, разделившимися на 2 фокус-группы. 1 группа подбирала карточки для игры «Мой, моя, моё, мои», «построила» поле, выбрала путь и провела «Bee-Botа» по всем картинкам о которых можно сказать «моё». Вторая фокус-группа «собрала» поле «Артикуляционная гимнастика», выбрала профиль звука и собрала для него поле из карточек артикуляционной гимнастики и провела по нему робота.

В ходе практикума участники семинара повысили свою ИКТ-компетентность, старались освоить азы программирования робота, выстроить алгоритм оживления «Пчелки» по заданному маршруту. Таким образом, педагоги убедились, что использование в логопедической практике мини-робота Bee-Bot с детьми с тяжелыми нарушениями речи способствует решению многих задач: повышение мотивации и индивидуализации обучения детей, развитие их творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона, развитие психических процессов, необходимых для интеллектуальной и речевой деятельности.

Учитель-дефектолог Е.А. Дмитренко представила «Мультстудию «Я ТВОРЮ МИР». Учителя-логопеды рассмотрели вопрос развития познавательных способностей у старших дошкольников с ЗПР в процессе создания детских мультфильмов. В ходе своего выступления Елена Алексеевна ознакомила участников семинара с оборудованием мультстудии, продемонстрировала мультфильмы, созданные воспитанниками ( «Легко ли быть мамой?», «Любимое место на земле») , фотографии процесса съемки с детьми, рассказала об особенностях его проведения, а также представила результаты их участия в фестивалях.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия в первом классе - Дифференциация звуков (С) - (Ц)

В результате педагоги убедились, что т ехнология «Мультстудия» и создание совместных мультфильмов помогло детям научиться эффективно общаться, сделало образовательный процесс более увлекательным для детей, способствовало развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества, воспитала у дошкольников желание узнавать новое, а главное, помогла развить познавательные способности у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Живой интерес вызвал мастер-класс учителя-логопеда И.С. Фоменко «Использование ТИКО-моделирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи». В ходе мастер-класса участн ики семинара рассмотрели материал наборов «ТИКО», выбрали вид конструктора, поставили цель, которую можно реализовать с помощью данного материала, предложили путь реализации намеченной цели.

Методический карнавал провела учитель-логопед МБДОУ № 30 О.Н. Баранникова. Она поделилась опытом работы по использованию театрали зованных игр.

Авторские методические пособия представили учителя-логопеды А.А. Архарова (МБДОУ № 34) и Е.Г. Орлова (МБДОУ № 4).

На протяжении всей творческой встречи педагоги были увлечены, активны и с большим интересом участвовали в работе, чувствовали себя свободно и уверенно, что повысило результативность. Представленные методические материалы получили высокую оценку коллег.

Участники семинара отметили педагогическое мастерство и творческий подход к созданию семинара педагогов «Речецветика».

Практический семинар методического объединения

по теме «Внедрение инновационных технологий

у дошкольников с ОВЗ»

24 января 2019 года на базе МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 34 ст. Ленинградской Краснодарского края состоялся муниципальный практический семинар методического объединения учителей-логопедов и дефектологов Ленинградского района по теме «Внедрение инновационных технологий в систему коррекции недостатков развития у дошкольников с ОВЗ».

Открыла семинар заведующий МБДОУ ДСКВ № 34 И.И. Сухорукова. Она рассказала о новинках оборудования, приобретенных для обогащения развивающей предметно-пространственной среды, отметила творческих потенциал учителей-логопедов и дефектолога в поиске и внедрении инновационных технологий.

В подтверждении слов Инны Игоревны, фестиваль педагогических идей открыла учитель-логопед Н.А. Лаптева. Она рассказала об использовании технологии Эбру, как средства развития речи и неречевых процессов дошкольников с ЗПР.

В поисках новых современных, игровых методов организации коррекционного обучения, а также с целью разнообразить творческую и речевую деятельность детей, учитель-логопед Е.И. Алисова обратилась к использованию образовательного модуля «Робототехника» программы « STEM -образование», а именно робота «BEE ВOT».

Применение «Умной пчелы» на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия – это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Использование программируемого робота Bee-Bot позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в коррекционно-развивающую деятельность, активизируют познавательную и речевую активность и усиливают усвоение материала. Е.И. Алисова представила коллегам разработанные ею рекомендации по использованию данного робота для педагогов, а также изготовила авторские наборы для программирования на основе «Кубо – бота», продемонстрировала авторские наборные коврики-поля «Времена года», «Артикуляционная гимнастика», «Автоматизация поставленных звуков», игры «Мой, моя, моё, мои».

Живой интерес вызвал логопедический практикум Е.И. Алисовой по использованию программируемого робота BEE BOT, который она проводила с учителями-логопедами и дефектологами, разделившимися на 2 фокус-группы. 1 группа подбирала карточки для игры «Мой, моя, моё, мои», «построила» поле, выбрала путь и провела «Bee-Botа» по всем картинкам о которых можно сказать «моё». Вторая фокус-группа «собрала» поле «Артикуляционная гимнастика», выбрала профиль звука и собрала для него поле из карточек артикуляционной гимнастики и провела по нему робота.

В ходе практикума участники семинара повысили свою ИКТ-компетентность, старались освоить азы программирования робота, выстроить алгоритм оживления «Пчелки» по заданному маршруту. Таким образом, педагоги убедились, что использование в логопедической практике мини-робота Bee-Bot с детьми с тяжелыми нарушениями речи способствует решению многих задач: повышение мотивации и индивидуализации обучения детей, развитие их творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона, развитие психических процессов, необходимых для интеллектуальной и речевой деятельности.

Учитель-дефектолог Е.А. Дмитренко представила «Мультстудию «Я ТВОРЮ МИР». Учителя-логопеды рассмотрели вопрос развития познавательных способностей у старших дошкольников с ЗПР в процессе создания детских мультфильмов. В ходе своего выступления Елена Алексеевна ознакомила участников семинара с оборудованием мультстудии, продемонстрировала мультфильмы, созданные воспитанниками ( «Легко ли быть мамой?», «Любимое место на земле») , фотографии процесса съемки с детьми, рассказала об особенностях его проведения, а также представила результаты их участия в фестивалях.

В результате педагоги убедились, что т ехнология «Мультстудия» и создание совместных мультфильмов помогло детям научиться эффективно общаться, сделало образовательный процесс более увлекательным для детей, способствовало развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества, воспитала у дошкольников желание узнавать новое, а главное, помогла развить познавательные способности у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Живой интерес вызвал мастер-класс учителя-логопеда И.С. Фоменко «Использование ТИКО-моделирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи». В ходе мастер-класса участн ики семинара рассмотрели материал наборов «ТИКО», выбрали вид конструктора, поставили цель, которую можно реализовать с помощью данного материала, предложили путь реализации намеченной цели.

Методический карнавал провела учитель-логопед МБДОУ № 30 О.Н. Баранникова. Она поделилась опытом работы по использованию театрали зованных игр.

Авторские методические пособия представили учителя-логопеды А.А. Архарова (МБДОУ № 34) и Е.Г. Орлова (МБДОУ № 4).

На протяжении всей творческой встречи педагоги были увлечены, активны и с большим интересом участвовали в работе, чувствовали себя свободно и уверенно, что повысило результативность. Представленные методические материалы получили высокую оценку коллег.

Участники семинара отметили педагогическое мастерство и творческий подход к созданию семинара педагогов «Речецветика».

Формы работы с родителями по развитию произношения звуков у старших дошкольников

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым.Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения, причем нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с другими проблемами различного характера.

Формы работы с родителями.

Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу моей работы с родителями. Непрерывную связь с родителями в нашей группе я осуществляю с помощью коллективной , индивидуальной, наглядной форм работы.

Групповые родительские собранияв группе я провожу 3 раза: в начале, в серединеи конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям яуделяю особое внимание, тщательно готовлюсь к их проведению, анализирую каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.Мы обсуждаем, анализируем учебные достижения коллектива группы, совместно с родителями (в начале года, по итогам года). Я знакомлю родителей с содержанием воспитания и обучения в детском саду (с разделом работы по воспитанию звуковой культуры речи), требованиями, которые предъявляются к воспитанникам, согласовываю эти требования с семьей.На первом групповом родительском собрании родителям я разъясняю, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада. Собрание стараюсь назначать во время, удобное для родителей.

Консультации я строю так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультациистараюсь делатьпредельно чёткими, содержащими только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе по звуковой культуре речи:

– “Развитие мелкой моторики” ;

– “Развитие внимания и мышления” ;

– “Речевые игры дома”;

– “Как научить ребёнка читать” ;

– “Как учить звуко- буквенному анализу” .

Иногда я включаю ту или иную консультациюв повестку дня родительского собрания.

К некоторым консультациямя организую выставку пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики” : бусы, пуговицы,, мозаика, конструкторы, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, кубики. Убеждаю родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать, как родители распорядились этой информацией, я могу из материалов мини – музея “Наши руки – не для скуки”. На выставке демонстрируются поделки, которые были сделаны детьми и родителями дома .

Нетрадиционна форма работы с родителями, которую я успешно использую –открытые занятия. Цели открытых занятий:

  • показать способы работы с воспитанниками, которые нужно знать родителям при оказании помощи детям в формировании навыков правильного звукопроизношения, развитию мелодика – интонационной и темпо – ритмической сторон речи;
  • привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам;
  • показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка.

Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению. Конечно, я с родителями заранее обговариваю тему занятия и задания, которые они хотят увидеть.

Создалабиблиотеку игр и упражнений. В основном это материалы, объединённые разными лексическими темами, которые включают в себя задания на развитие звуковой культуры речи. В библиотеке есть много пособий, используемых на занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Для развития коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала я организуюречевые праздники. Речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей.Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка: “В гостях у Буквоежки”, “В стране Звукарии”, “33 сестрички” и др.

Немалую роль в совместной, комплексной работе воспитателя и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает чёткое содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощианкетированияя узнаю состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для меня является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию воспитателя,логопеда, психолога”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями. Особенно, на мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года.Оно помогает более успешному взаимодействию с ними.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. От того, как протекают первые встречи с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Поэтому на беседу я приглашаю маму и папу вместе. Для темы беседыя не беру большой объём материала. Ограничиваюсь узким кругом вопросов. Например:

  • в какие речевые игры вы играете дома или на улице с ребёнком;
  • как ваш ребёнок реагирует на дефекты своей речи (если они есть);
  • часто ли вы читаете с ребёнком и обсуждаете прочитанное и др.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Я заранее заготавливаю “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.

Домашняя библиотечка. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная мной библиотечка авторских пособий. Например, Смирнова Л.Н. “Обучение дошкольников 5-7 лет чтению”, Цуканова С.П., Бетц Л.Л. “Учим ребёнка говорить и читать (1, 2, 3 период)”, Шумаева Д.Г. “Как хорошо уметь читать!”, Баскакина И.В., Лынская М.И. “Свистелочка. Логопедические игры”, “Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры”.

Наглядная формаработы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. О значении средств наглядности точно гласит народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Я внедряю в практику разнообразные формы наглядности по ЗКР: папки, мнемотаблицы, информационные стенды, демонстрационные карточки, инструктивные таблицы, и др. Никто не проходит мимо них, родителям это интересно и не требует особых усилий и напряжения после тяжёлого рабочего дня.Я ежедневно обновляю информационный стенд для родителей: “Чем мы занимались”, “Повторите вместе с нами”. Также размещаю литературные, словесно-дидактические игры, проведение которых доступно любому взрослому человеку, например: “Придумай рифму”, “Скажи наоборот” и т.п.Папки-передвижкименяю 2-4 раза в год. В них размещаю материал с практическими советами и рекомендациями, который я тщательно отбираю в зависимости от запросов родителей и необходимости. Информационные материалы регулярно обновляю исходя изтемы занятий, т.е. наглядная информациядинамична.

Речевой уголок .В нашем речевом уголке для родителей я оформила рубрику “Поиграем дома!”, которая знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данной рубрики, я учитываю большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома я рекомендую “игры на кухне”, “игры на диване”, “игры в ванной”.

Можно проводить игры:

  • “Что помоем в тазике?”. Названия каких предметов можно “помыть” в тазике?
  • “В стране Фантазии”. Лёжа на диване с закрытыми глазами представить лес (полянку, зоопарк и т.д.) и назвать предметы на заданный звук.
  • “Давай искать на кухне слова”. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?
  • “Угощаю”. Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем Вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они получают устно. Для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные от меня рекомендации и следовать им, я предлагаю определённый алгоритм действий и вооружаю памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы я хотела бы отметить обучение родителейпрактическим приёмам работы. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе воспитателя и логопеда. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту “изюминку”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связан с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического процесс, чем друг с другом. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Поэтому наша совместная, трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения,приносит положительный результат и динамику в развитии звуковой культуре речи наших ребят.

Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели, логопеды, психологи и родители действуют согласованно.

Ссылка на основную публикацию