Семинар-практикум: Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка. Конспект семинара-практикума “Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе”
методическая разработка

Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе»

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka._konspekt_seminara-praktikuma_auktsion_innovatsionnyh_tehnologiy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе»

/форма проведения: аукцион педагогических идей /

Цель: познакомить педагогов с опытом работы коллег по использованию инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе:

  • Арт-терапия в коррекционно-развивающей работе ДОУ
  • Музыкальная терапия как технология развития и коррекции эмоциональной сферы ребенка
  • Сказка как технология познавательно-речевого развития ребенка в логопедической группе
  • Куклотерапия как метод комплексного воздействия на ребенка с целью коррекции личностных проблем и недостатков речевого развития.

Вступительное слово старшего воспитателя

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технология исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя;
  • игровые технологии;
  • коррекционные технологии.

Предлагаю познакомиться с опытом коллег нашего учреждения, которые используют в инновационные методы коррекционно-развивающей работы.

Наше семинар-практикум будет проходить в нетрадиционной форме – в форме аукциона педагогических идей по обмену опытом.

Аукцион – это публичная продажа товара с использованием торгов. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар. Ведущим аукциона будет старший воспитатель, аукционистом – директор, а аукционеры – это вы, уважаемые педагоги.

Правила, которые мы будем соблюдать: аукционеры имеют право ознакомится с предложенной на продажу педагогической технологией, которая достанется тому, кто назовет самую высокую цену. Обратите внимание на купоны, которые лежат на столах. У каждого по 5 купонов. Оценка товара по значимости для каждого педагога. Итак, внимание! Аукцион открыт. Объявляются торги педагогическими идеями».

Лот 1. «Арт-терапия в коррекционно-развивающей работе ДОУ», его представляет педагог-психолог Кочетова И.Б.

Ведущий: «Кто заинтересовался этим лотом. Стартовая цена –1 купон. Вместе с лотом прилагаются практические материалы «Инновационные техники и приемы, используемые в арттерапии».

Лот 2. «Музыкальная терапия как технология развития и коррекции эмоциональной сферы ребенка», его представляет музыкальный руководитель Захарова А.Я.

Ведущий: «Стартовая цена педагогической идеи–1 купон. Вместе с лотом прилагаются практические материалы «Использование музыкальных композиций в работе педагогов».

Лот 3. «Сказка как технология познавательно-речевого развития ребенка в логопедической группе. Материал представляет воспитатель Киселева Н.Б.

Ведущий: «Кто заинтересовался этим лотом. Стартовая цена –1 купон. Вместе с лотом продается прилагаемый список литературы и методическая разработка «Приемы работы над сказкой».

Лот 4. «Куклотерапия как метод комплексного воздействия на ребенка с целью коррекции личностных проблем и недостатков речевого развития». Его представляет учитель-логопед Нужная А.Н.

Ведущий: «Итак, на продажу выставлен лот 4. Стартовая цена –1 купон. Вместе с лотом прилагаются практические материалы «Картотека игр-диалогов по развитию речи».и список используемой литературы».

После выступлений ведущий объявляет: «Лотов сегодня больше нет. Подведем итоги. (подсчет лотов).

Ведущий: Поздравляем участников обладателей покупок с удачной покупками. Аукцион закрыт». Предлагаю вам обсудить наше мероприятие:

  • Какие методы коррекционной хотели бы использовать в своей работе?
  • Какие методы из увиденного применяете на практике?

Заключительное слово: «Вы сегодня познакомились с опытом коллег нашего учреждения, которые используют в инновационные методы коррекционно-развивающей работы. Спасибо коллеги. Надеюсь, что все увиденное и услышанное педагоги Вы будете активно применять в работе с детьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как же бывают необходимы инновации! Как же любят дети любые новинки. Эта информация послужит большой помощью для работы учителя-логопеда, как обычного детского сада, так и логопедического.

Охрана и укрепление здоровья детей – одна из важнейших задач специального (коррекционного образования). В настоящее время выявлено.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что .

Муниципальное казенное дошкольное учреждениеДетский сад №28 «Сар-Герел» Современные методы, инновационные технологии в коррекционно-развивающ.

НОД для средней группы по развитию речи.

Под эмоциональной сферой личности ребенка – мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе – страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием программного обеспечения MimioStudio для использования в образовательной деятельности с детьми.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»

Светлана Литвинова
Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение образовательных технологий. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление процессом обучения и гарантированный успех поставленных учебных целей.

Технология (от греч. «techne» – искусство, мастерство, умения и «логос» –наука) – совокупность приёмов и способов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Образовательная технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Ведущими признаками технологии являются:

– совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;

– логика, последовательность компонентов;

– методы, приёмы, действия, операции;

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность – опора на определённую научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

– взаимосвязью его частей

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как психолого-педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего её, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии.

Структура образовательной технологии состоит из трёх частей:

Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в её фундамент.

Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Технологии проектной деятельности

Технологии исследовательской деятельности

Технология портфолио дошкольника и воспитателя

Технология «Триз» и др.

В последнее время часто называют технологиями следующие методы:

• Анималотерапия и т. д.

Музыкотерапия– это контролируемое использование музыки в коррекции психо – эмоциональной сферы ребёнка. Музыка- это лекарство, которое слушают (информация музыкального руководителя «Значение музыки для развития дошкольников»,подборка музыкальных произведений, влияющих на психофизическое состояние детей.)

Анималотерапия – терапия различных отклонений при помощи животных (практическая часть- обмен опытом среди воспитателей по использованию игрушек- животных для развивающей работы с детьми и т. д.)

Куклотерапия – метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики и коррекции проблем у ребёнка (практическая часть- показ инсценировок, подготовленных воспитателями разных возрастных групп).

Терапия песком – использование песка для профилактики различных проблем у детей (практическая часть- показ фрагментов занятий с использованием элементов песочной терапии педагогом- психологом и учителем- логопедом,в роли детей- педагоги МКДОУ).

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром (примеры сказок, которые используются педагогами в работе с дошкольниками)

Игротерапия – это метод коррекции эмоционального состояния и поведенческих расстройств у детей через игру. Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемой (практическая часть- обмен опытом между педагогами и специалистами, показ коротких игровых сюжетов и т. д.).

Описание слайдов презентации:

1 слайд – Понятие технологии, образовательной технологии.

2 слайд – Ведущие признаки технологии.

3 слайд – Основные требования (критерии) педагогической технологии.

4 слайд – Структура образовательной технологии.

5 слайд – Перечень современных образовательных технологий

6 слайд – Современные образовательные технологии, приобретающие форму технологий.

7 слайд – Игровая технология (понятие игротерапии и что в неё включается).

8 слайд – Основные задачи игровой терапии.

9 слайд – Возможности игровой терапии.

10 – 11 слайды – Основные виды и формы игротерапии (виды, по функциям взрослого в игре, по организации деятельности, по структуре используемого материала).

12 – 13 слайды – А. А. Захаров. (Последовательность коррекционных методик. Функции игры в организации терапевтического процесса. Правила, соблюдение которых необходимо в игротерапии. Этапы процесса игровой психотерапии).

14 16 слайды – Директивная и недирективная игротерапия. (Коррекционные задачи, решаемые в недирективной игротерапии. Цель игры. Уровни участия игротерапевта в коррекционном процессе. Основные функции психологов в ненаправленной игротерапии.)

17 слайд. – Структура занятия.

18 слайд – Игровая комната и её оснащение.

21-22 слайды – Список литературы, используемой при подготовке к семинару.

Семинар-практикум: Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

-Уважаемые коллеги, тема сегодняшнего мероприятия «Инновационные технологии

в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста».

К ним относятся: – игротерапия,

– анималотерапия и т. д.

1 .Игротерапия – это метод коррекции эмоционального состояния и поведенческих расстройств у детей через игру. Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемой (практическая часть- обмен опытом между педагогами и специалистами , показ коротких игровых сюжетов и т. д.)

2 . Музыкотерапия- это контролируемое использование музыки в коррекции психо – эмоциональной сферы ребёнка. Музыка- это лекарство, которое слушают (информация музыкального руководителя «Значение музыки для развития дошкольников»,подборка музыкальных произведений, влияющих на психофизическое состояние детей.)

3 . Анималотерапия – терапия различных отклонений при помощи животных (практическая часть- обмен опытом среди воспитателей по использованию игрушек- животных для развивающей работы с детьми и т. д.)

4 .Куклотерапия – метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики и коррекции проблем у ребёнка (практическая часть- показ инсценировок, подготовленных воспитателями разных возрастных групп).

5 . Терапия песком – использование песка для профилактики различных проблем у детей (практическая часть- показ фрагментов занятий с использованием элементов песочной терапии педагогом- психологом и учителем- логопедом ,в роли детей- педагоги МКДОУ).

6. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром (примеры сказок, которые используются педагогами в работе с дошкольниками)

– А сегодня мы хотели бы более подробно остановиться на арттерапии.

Она делится на: хромотерапию и изотерапию.

а) Хромотерапия – изучает свойства цвета. Цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение является самым важным из всех видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативное влияние на человека, и детей в том числе.

– Предлагаем вам тест на выбор цветовых предпочтений. Выберите по одной фишке с наиболее привлекательным для вас цветом (педагогам предлагается 8 цветов).

– синий цвет – оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает напряжение;

– зелёный цвет – успокаивает, создаёт хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением;

– розовый цвет – тонизирует при подавленном состоянии;

– жёлтый цвет – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия;

– красный цвет – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызывать раздражение;

– фиолетовый цвет – оказывает угнетающее действие, снижает настроение;

– коричневый цвет – вызывает чувство вины;

– чёрный цвет – оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

– Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно – образовательном процессе. Поэтому мы раздаём вам эти памятки (со значением каждого цвета).

б) Изотерапия- метод коррекционного воздействия на ребёнка с использованием разнообразных средств, где дети имеют возможность отразить своё настроение и реализовать свои возможности.

Рисование само по себе несёт множество развивающих функций: совершенствует чувственно- двигательную координацию, образное мышление, выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различного рода эмоций.

Этапы работы с использованием изотерапии:

Выбор материала : используются карандаши, гуашь, уголь, штампики, клей, нити, свечи и т. д.

Процесс творческой работы – создание образов, выражение своих впечатлений.

Анализ работы – педагог просит описать картинку так, как будто картинкой является он сам , с использованием слова «Я».Затем выделяются специфические предметы на картинке для того, чтобы ребёнок их сравнил с чем- нибудь («будь красным кругом») и описал себя. Обращается внимание на цвет, который был использован и просит объяснить, почему был выбран именно он.( Можно вносить изменения).

Детям нравится всё необычное, нетрадиционное, они любят рисовать по-новому. Такое рисование снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивает эмоционально- положительное состояние, вызывает радость.

Так, при рисовании пальчиками или ладошками дети преодолевают чувство неуверенности, боязни, неприятные ощущения ( не каждый ребёнок может сразу решиться обмакнуть палец в краску или раскрасить свою ладошку). Хорошо расслабляет занятие со свечой, когда при наложении цвета появляется придуманный образ (педагоги рассказывают о применении элементов ТРИЗа в своей работе с детьми).

– И вот сегодня мы вам предлагаем психотехнику рисования «Волшебные краски». Её можно использовать в коррекционно – развивающей и профилактической работе, как с детьми, так и с родителями.

Обратите внимание на предметы, находящиеся перед вами и послушайте нас. Мы с вами будем волшебниками, создадим нечто новое – необычные краски. Состав красок несёт символическое значение. Именно с помощью чудесных красок можно рассказать миру о том, что чувствуешь, о чём думаешь, к чему стремишься. Однако мысленно думая о высоком, уносясь в своём воображении в заоблачные дали, необходимо помнить о том мире, в котором мы появились на свет! Помнить о «хлебе насущном», «соли жизни», «умасливании дел» и «склеивании ситуаций». Поэтому, положив в сосуд для смешивания красок муку и перетирая её пальцами, мы будем думать о хлебе, зерне, дающих жизнь, о наших корнях. Добавив соль и перемешивая её с мукой, вспомним про «соль земли». Капая подсолнечное масло, важно думать о том, что дела, связанные с нашим созидательными устремлениями должны идти как «по маслу». Постепенно насыщая тесто водой, будем помнить о том, что из воды возникла жизнь, об «энергии текучести», гибкости, творчества. Добавляя в чудесное тесто клей ПВА, полезно думать о том, как «склеиваются» люди, средства и события, приводя ситуацию нашей жизни к созидательному результату.

Мир, который мы творим внутри себя, и вокруг себя не может быть чёрно- белым. Он цветной, многократный, искрящийся. Будем помнить об этом, добавляя в чуденое тесто краски.

Такими красками приятно рисовать, выражать себя и свои чувства, оставлять след.

Эта техника помогает ребёнку понять свои мысли и чувства, стремление быть самим собой. В дальнейшем, получившиеся картины используются в качестве декораций или тем для сочинения рассказов и сказок.

( Выполнение работы педагогами).

– И в конце нашей встречи хотелось бы рассказать вам притчу о морских звёздах, которая по своему смыслу очень близка нам с вами- педагогам.

( Человек шёл по берегу, и вдруг увидел мальчика, который поднимал что- то с песка и бросал в море. Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морских звёзд. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звёзд, берег буквально усеян ими на много километров.

– Зачем ты бросаешь этих морских звёзд в воду?- спросил человек, подходя ближе.

– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнётся отлив, то

погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

– Но это просто глупо! – закричал человек.- Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд,

берег просто усеян ими! Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал: – Нет, мои попытки иззменят очень многое… именно для этой звезды.)

– Давайте же стремиться помочь как можно большему количеству детей. Ведь это так важно каждому из них. Удачи вам, уважаемые коллеги в нелёгком, порой не всегда заметном, но таком необходимом труде!

Семинар – практикум: «Инновационные технологии в коррекционно- развивающей работе с детьми дошкольного возраста»

МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 « Ручеёк»

городского округа город Фролово

«Инновационные технологии в коррекционно- развивающей работе с детьми дошкольного возраста».

(взаимодействие специалистов с педагогами МКДОУ)

Педагог- психолог I категории –

Паршина Елена Анатольевна,

Учитель- логопед I категории-

Денисова Наталья Владимировна.

А) Обмен опытом педагогов и специалистов МКДОУ.

Б) Психотехника « Рисование волшебными красками».

3.Подведениие итогов. Притча о морских звёздах.

Материал: игрушки,гуашь, мука, клей ПВА, вода, соль, дощечки, памятки для педагогов и т.д.

-Уважаемые коллеги, тема сегодняшнего мероприятия «Инновационные технологии

в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста».

К ним относятся: – игротерапия,

– анималотерапия и т. д.

1 .Игротерапия – это метод коррекции эмоционального состояния и поведенческих расстройств у детей через игру. Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемой (практическая часть- обмен опытом между педагогами и специалистами , показ коротких игровых сюжетов и т. д.)

2 . Музыкотерапия- это контролируемое использование музыки в коррекции психо – эмоциональной сферы ребёнка. Музыка- это лекарство, которое слушают (информация музыкального руководителя «Значение музыки для развития дошкольников»,подборка музыкальных произведений, влияющих на психофизическое состояние детей.)

3 . Анималотерапия – терапия различных отклонений при помощи животных (практическая часть- обмен опытом среди воспитателей по использованию игрушек- животных для развивающей работы с детьми и т. д.)

4 .Куклотерапия – метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики и коррекции проблем у ребёнка (практическая часть- показ инсценировок, подготовленных воспитателями разных возрастных групп).

5 . Терапия песком – использование песка для профилактики различных проблем у детей (практическая часть- показ фрагментов занятий с использованием элементов песочной терапии педагогом- психологом и учителем- логопедом ,в роли детей- педагоги МКДОУ).

6. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром (примеры сказок, которые используются педагогами в работе с дошкольниками)

– А сегодня мы хотели бы более подробно остановиться на арттерапии.

Она делится на: хромотерапию и изотерапию.

а) Хромотерапия – изучает свойства цвета. Цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение является самым важным из всех видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативное влияние на человека, и детей в том числе.

– Предлагаем вам тест на выбор цветовых предпочтений. Выберите по одной фишке с наиболее привлекательным для вас цветом (педагогам предлагается 8 цветов).

– синий цвет – оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает напряжение;

– зелёный цвет – успокаивает, создаёт хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением;

– розовый цвет – тонизирует при подавленном состоянии;

– жёлтый цвет – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия;

– красный цвет – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызывать раздражение;

– фиолетовый цвет – оказывает угнетающее действие, снижает настроение;

– коричневый цвет – вызывает чувство вины;

– чёрный цвет – оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

– Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно – образовательном процессе. Поэтому мы раздаём вам эти памятки (со значением каждого цвета).

б) Изотерапия- метод коррекционного воздействия на ребёнка с использованием разнообразных средств, где дети имеют возможность отразить своё настроение и реализовать свои возможности.

Рисование само по себе несёт множество развивающих функций: совершенствует чувственно- двигательную координацию, образное мышление, выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различного рода эмоций.

Этапы работы с использованием изотерапии:

Выбор материала : используются карандаши, гуашь, уголь, штампики, клей, нити, свечи и т. д.

Процесс творческой работы – создание образов, выражение своих впечатлений.

Анализ работы – педагог просит описать картинку так, как будто картинкой является он сам , с использованием слова «Я».Затем выделяются специфические предметы на картинке для того, чтобы ребёнок их сравнил с чем- нибудь («будь красным кругом») и описал себя. Обращается внимание на цвет, который был использован и просит объяснить, почему был выбран именно он.( Можно вносить изменения).

Детям нравится всё необычное, нетрадиционное, они любят рисовать по-новому. Такое рисование снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивает эмоционально- положительное состояние, вызывает радость.

Так, при рисовании пальчиками или ладошками дети преодолевают чувство неуверенности, боязни, неприятные ощущения ( не каждый ребёнок может сразу решиться обмакнуть палец в краску или раскрасить свою ладошку). Хорошо расслабляет занятие со свечой, когда при наложении цвета появляется придуманный образ (педагоги рассказывают о применении элементов ТРИЗа в своей работе с детьми).

– И вот сегодня мы вам предлагаем психотехнику рисования «Волшебные краски». Её можно использовать в коррекционно – развивающей и профилактической работе, как с детьми, так и с родителями.

Обратите внимание на предметы, находящиеся перед вами и послушайте нас. Мы с вами будем волшебниками, создадим нечто новое – необычные краски. Состав красок несёт символическое значение. Именно с помощью чудесных красок можно рассказать миру о том, что чувствуешь, о чём думаешь, к чему стремишься. Однако мысленно думая о высоком, уносясь в своём воображении в заоблачные дали, необходимо помнить о том мире, в котором мы появились на свет! Помнить о «хлебе насущном», «соли жизни», «умасливании дел» и «склеивании ситуаций». Поэтому, положив в сосуд для смешивания красок муку и перетирая её пальцами, мы будем думать о хлебе, зерне, дающих жизнь, о наших корнях. Добавив соль и перемешивая её с мукой, вспомним про «соль земли». Капая подсолнечное масло, важно думать о том, что дела, связанные с нашим созидательными устремлениями должны идти как «по маслу». Постепенно насыщая тесто водой, будем помнить о том, что из воды возникла жизнь, об «энергии текучести», гибкости, творчества. Добавляя в чудесное тесто клей ПВА, полезно думать о том, как «склеиваются» люди, средства и события, приводя ситуацию нашей жизни к созидательному результату.

Мир, который мы творим внутри себя, и вокруг себя не может быть чёрно- белым. Он цветной, многократный, искрящийся. Будем помнить об этом, добавляя в чуденое тесто краски.

Такими красками приятно рисовать, выражать себя и свои чувства, оставлять след.

Эта техника помогает ребёнку понять свои мысли и чувства, стремление быть самим собой. В дальнейшем, получившиеся картины используются в качестве декораций или тем для сочинения рассказов и сказок.

( Выполнение работы педагогами).

– И в конце нашей встречи хотелось бы рассказать вам притчу о морских звёздах, которая по своему смыслу очень близка нам с вами- педагогам.

( Человек шёл по берегу, и вдруг увидел мальчика, который поднимал что- то с песка и бросал в море. Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морских звёзд. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звёзд, берег буквально усеян ими на много километров.

– Зачем ты бросаешь этих морских звёзд в воду?- спросил человек, подходя ближе.

– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнётся отлив, то

погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

– Но это просто глупо! – закричал человек.- Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд,

берег просто усеян ими! Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал: – Нет, мои попытки иззменят очень многое… именно для этой звезды.)

– Давайте же стремиться помочь как можно большему количеству детей. Ведь это так важно каждому из них. Удачи вам, уважаемые коллеги в нелёгком, порой не всегда заметном, но таком необходимом труде!

иСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА доу

Применение ИКТ в работе учителя-логопеда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционно-развивающего обучения весьма эффективны. Использование ИКТ формирует сотрудничество между ребенком, педагогами и родителями, активизирует работу с родителями.

Современные технологии все глубже проникают в нашу жизнь и могут быть эффективно использованы для развития детей дошкольного возраста. Информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Одной из инновационных форм, применяемых в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ), является использование информационно-компьютерных технологий (далее ИКТ). Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

ИКТ значительно расширяют возможности педагогов и специалистов при обучении и воспитании дошкольников. С одной стороны, информационно-коммуникационные технологии позволяют педагогам активно использовать различные программные продукты, технические мультимедийные средства, Интернет при разработке интегрированных занятий и проектной деятельности, с другой, как средство интерактивного обучения, ИКТ позволяют стимулировать познавательную активность детей в освоении новых знаний.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Очень важно заинтересовать родителей в совместной работе и сделать их активными участниками педагогического процесса, научить адекватно оценивать и развивать речь своего ребенка. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер и требует поиска новых нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

В настоящее время особый интерес как у педагогов, так и у родителей вызывают инновационные формы общения, построенные по типу телевизионных и развлекательных программ, игр, направленных на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Ежегодное обследование состояния устной речи воспитанников старших и подготовительных групп ДОУ показывает, что примерно 80% детей имеют недостатки речевого развития разного происхождения и характера. В связи с этими и другими проблемами в развитии речи, возникающими в процессе воспитания и обучения дошкольников, выявилась необходимость в организации специальных семинаров-практикумов, игротек для родителей с использованием ИКТ.

Применение ИКТ в работе учителя-логопеда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционно-развивающего обучения весьма эффективны. Использование ИКТ формирует сотрудничество между ребенком, педагогами и родителями, активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушения речи.

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание, так как одновременное воздействие на два органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь большего эффекта [3, c. 46].

Компьютерная презентация – это не статичная наглядность, а особый способ организации детской деятельности, активизирующий все каналы восприятия, стимулирующий детскую активность и любознательность. Визуализация информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, а движение, звук, анимация надолго привлекают и удерживают внимание ребенка [2, с.58].

Компьютер, как средство хранения и воспроизведения огромного количества информации, значительно облегчает педагогам подбор наглядного материала. Фактически «экран» заменяет картины, иллюстрации, рисунки, которые традиционно использовались в практике при знакомстве детей с новым материалом или для закрепления уже знакомого. Яркость и красочность визуальных образов помогает поддержанию интереса детей, способствует лучшему усвоению программных знаний.

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» – так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, приобретаются – «присваиваются» знания и опыт.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования: зрительно-моторная координация, образное мышление, познавательная мотивация, произвольная память и внимание, «знаковая функция сознания», умение строить план действий, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др. При работе с компьютерной мышкой у детей развивается мелкая мускулатура рук и пальцев, координация движений и ориентировка на плоскости, отрабатывается сенсомоторная координация, что имеет особую актуальность для детей с нарушениями речи, так как нарушение оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений и их несформированность считается характерным для детей с нарушением речи.

Таким образом, мультимедийные презентации облегчают процесс восприятия и запоминания информации детьми с помощью ярких образов, а также развивают самостоятельность и навык самоконтроля. В свою очередь использование ИКТ при организации семинаров-практикумов и игротек для родителей: ставят родителей в активную позицию; повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогами; проясняют родительские ожидания и представления.

Предлагаем семинар-практикум для родителей с использованием ИКТ, тема которого: «Трудный звук – ты наш друг!». Участниками семинара были: учителя-логопеды, родители и дети старшего дошкольного возраста. Основной целью семинара являлось привлечение родителей к активному сотрудничеству, помощь им в уяснении своей роли в процессе речевого развития детей. А также дать знания родителям в области логопедии, используя нетрадиционную форму взаимодействия: семинар-практикум с применением мультимедиа ресурсов.

В ходе семинара родителям было предложено посмотреть видеоролик «Вместе с логопедом», в котором представлены игры и занятия с детьми и некоторые формы взаимодействия с семьей. Только последовательная систематическая работа создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи дошкольников, в связи с этим в теоретической части родителям была представлена презентация «Формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов», раскрывающая нормы речевого развития, причины и основные нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, а также этапы работы по данным компонентам речи.

В практической части с применением мультимедиа ресурсов была проведена артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» и даны рекомендации по ее выполнению в домашних условиях. В процессе гимнастики были отработаны следующие артикуляционные упражнения: «Улыбочка», «Трубочка», «Горка», «Чашечка», «Парус», «Качели», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел», «Комарик».

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребенка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. Поэтому в фонематическую игротеку были включены следующие игры: «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит?», «Угадай звук?», «Поймай звук», «Доскажи словечко». Игротека со звуком «Р» включала игры на закрепление правильного произношения звука: изолированно (предлагалось порычать вместе со львенком; показать, как рычит тигр); в слогах (выполняли упражнение «Пальчики здороваются» и следили глазками за движением мяча, произнося соответствующие слоги); в словах (отгадывали загадки, путешествовали по лабиринту, подбирали слова-предметы); в чистоговорках и стихах (рассказывали стихи по мнемодорожкам).

Хочется отметить, что родители проявляют большой интерес к проведению семинаров-практикумов и игротек с использованием ИКТ. В отзывах о семинарах и игротеках родители отмечают, что такие мероприятия интересны и полезны, а также приносят большую пользу в речевом развитии детей. Многим хочется, чтобы таких семинаров было больше.

Таким образом, использование инновационных технологий в практике работы учителя-логопеда ДОУ – яркая, полезная и увлекательная форма сотрудничества и укрепления положительных взаимоотношений родителей с детьми и педагогами ДОУ в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

  1. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. [Текст] / В.М. Акименко. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2011. – 109 с.
  2. Богомолова, М.В. ИКТ в дошкольном образовании: творческий поиск педагогов. [Текст] / М.В. Богомолова // Современное дошкольное образование (теория и практика). – – № 1 – С. 58-59

Вренева, Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. [Текст] / Е.П.. Вренева // Логопед. – 2010. – № 5 – С. 46-52

«Инновационные технологии, их отбор и применение в системе коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в ДОУ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №6

Методические рекомендации по теме

их отбор и применение в системе

с детьми-логопатами в ДОУ»

высшей квалификационной категории

МАДОУ «ЦРР – детский сад №6

г. Шебекино Белгородской области»

В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее значение. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Инновационные образовательные технологии соответствуют приоритетным направлениям науки, которые определяются Государством. Переходом Российского образования на позиции личностно ориентированной педагогики, предполагающей не ограничиваться формированием программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать индивидуальные способности ребёнка, обусловлено стремление педагогов внедрять в свою деятельность инновации.

Появилось множество статей и разработок, посвященных инновационным методам воздействия в логопедии. Авторы по — разному трактуют данное понятие применительно к образовательной сфере. Одни определяют это как метод или прием, другие как описание процесса достижения результата. Любая инновация в логопедической практике не меняет базисную организацию коррекционного воздействия, а лишь локально изменяет методическую составляющую. В данных методических рекомендациях предлагаются наиболее используемые в логопедической практике инновационные технологии.

Методические рекомендации разработаны на базе современных инноваций в логопедии с использованием личного практического опыта.

Методические рекомендации разработаны Гулиной Людмилой Васильевной, учителем-логопедом высшей квалификационной категории МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6 г. Шебекино Белгородской области».

Ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов, учителей-логопедов и многих других людей, в окружении которых ребенок растет и развивается. В настоящее время наблюдается тенденция к постоянному росту числа детей дошкольного возраста с речевыми недостатками, к увеличению сочетанных нарушений речевого и психического развития.

Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях необходимо проводить смену видов деятельности. Все это заставляет специалистов в области патологии речи искать новые подходы к решению проблемы формирования словаря у дошкольников, привлекая в логопедию важнейшие достижения смежных с нею научных дисциплин: психолингвистики, онтолингвистики, когнитивной психологии, нейропсихологии и др.

Введение этих разработок в практическую логопедию позволяет пересмотреть многие устоявшиеся в коррекционной педагогике методы и приемы работы, углубить представления о качественном своеобразии процесса формирования речи у детей с речевыми проблемами и наметить наиболее рациональные пути и способы коррекционно-развивающей работы.

Учёным и педагогам хорошо известно, что если ребёнок плохо говорит, то у него плохо сформирована мелкая моторика. И, наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками строго регламентированы по времени. Поэтому перед логопедом стоит непростая задача – развить артикуляцию, оказать воздействие на мелкую моторику ребёнка, поработать над всеми речевыми компонентами. Технологии, представленные в данной методической разработке, направлены именно на решение этих задач.

Чистая, правильная речь детей перед поступлением в школу – главный критерий в оценке уровня речевого развития дошкольников. Поэтому целью методической разработки является систематизация и использование передового традиционного опыта по развитию мелкой моторики, создание авторских инновационных технологий в решении данного вопроса, а так же сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся хорошо известные специалистам:

• Технология логопедического обследования.

• Технология коррекции звукопроизношения.

•Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

•Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.

• Технология развития интонационной стороны речи.

• Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

• Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

• Технология логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя – логопеда.

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям.

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и приёмы, инструменты, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Инновационные технологии в логопедии:

1. Арт – терапевтические технологии.

2. Современные технологии логопедического и пальцевого массажа.

3. Современные технологии сенсорного воспитания;

4. Телесноориентированные техники.

5. «Су – Джок» – терапия.

7. Информационные технологии.

Выделяют несколько видов арт-терапии, которые с успехом применяются учителями – логопедами в своей практике:

• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

• изотерапия (нетрадиционные техники рисования);

• кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);

• креативная игротерапия (песочная терапия);

«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.

В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – мы можем помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, используемого в детском саду, раскрывается внутренний мир ребенка.

Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Для развития мелкой моторики рук полезно использовать техники изотерапии, куда входят:

• рисование мягкой бумагой;

• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

• рисование на стекле;

• рисование на манке;

• техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ;

• техника отпечатывания ватой;

• техника «оттиск пробками»;

Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат. Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.
Телесноориентированные техники:

Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить) .

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и, конечно же речи.

• биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;

• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

• развивают мозолистое тело,

• улучшают мыслительную деятельность,

• способствуют улучшению памяти и внимания,

• облегчают процесс чтения и письма,

• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.

Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

К основным видам логопедического массажа относятся:

• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

• массаж орехами, каштанами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж травяными мешочками;

• массаж зондами, зондозаменителями;

• массаж приборами Су-Джок терапии.

Логоритмика – это система музыкально – двигательных, речедвигательных и музыкально – речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Песочная терапия – метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.

Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.

Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.

Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.

Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Возможности использования ИТ в логопедии:

• повышение мотивации к логопедическим занятиям;

• организация объективного контроля развития и деятельности детей;

• расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;

• возможность быстрого создания собственного дидактического материала;

• визуализация акустических компонентов речи;

• расширение спектра невебральных заданий;

• обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Список рекомендуемой литературы.

Большакова мелкой моторики рук.2. , Крупенчук игры с мячом Кирьянова подходы к организации и содержанию логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении / Логопед в детском саду. 2005, № 1(4).

3. Крупенчук меня говорить правильно. СПб., 2001.
4. Крупенчук игры для детей 4-7 лет
5. Нищева коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
6. Узорова гимнастика.

Читайте также:  Логопедическая помощь ребенку-аутисту
Ссылка на основную публикацию