Логопедическое занятие по теме Одежда

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА “Одежда”

Обогащаем и активизируем словарный запас ребенка, знакомим его с существительными: кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; с глаголами: носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить; с прилагательными: шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…

Игровое упражнение «Что я загадала?» – она меховая….. (шуба), он непромокаемый …. (плащ), они шерстяные …… (носки) и т.д.

Игра с мячом «Какая? Какое? Какой? Какие?»

платье из шелка – шелковое, пальто из драпа — …

шуба из меха – … сарафан из ситца — …

перчатки их кожи — … свитер из шерсти – ….

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,

платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.

Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.

Игра «Что из чего?». Образование относительных прилагательных.

– У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.

– Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.

– Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.

– Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.

– Сапоги из резины (какие?) – резиновые.

– Пальто из драпа (какое?) – драповое.

– Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

Игра «Один – много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,

– У мамы одно платье, а у Тани много платьев.

– У мамы одна юбка, а у Тани много юбок.

Игра «Два – две»»

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:

– О чём можно сказать два?

– Два платья, два пальто, два плаща…

– О чём можно сказать две?

– Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.

Упражнение “Назови и покажи” (закрепляем названия частей одежды):

рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли;

Упражнение «Скажи ласково»

Шуба – шубка пальто – куртка –

Пиджак – блуза – рубашка –

Футболка – майка – брюки –

Шорты – костюм – юбка –

Платье – носки – колготки –

перчатки – варежки – шарф –

комбинезон – рукав – карман –

Игра «Назови ласково» (для детей старше 5 лет)

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.

Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок – Таниной, причём называет его ласково, например,

– У мамы платье, а у Тани … платьице.

– У мамы кофта, а у Тани … .

– У мамы брюки, а у Тани … .

– У мамы куртка, а у Тани …

«Посчитай от одного до пяти»: (голосом выделяем окончания у существительных)

Одна рубашка, две …, три…, четыре …, пять …;

одно платье, два …, три …, четыре …, пять …;

один шарф, два …, три …, четыре …, пять ….

Упражнения для развития навыков звукового анализа

Упражнение “Назови первый звук в слове”

Упражнение “Какой звук в слове последний?”

Упражнение “В каком слове есть звук О (А, И, У, Т, С и т.д)?)

Подвижные игры

Платье

Это платье для Наташки — Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.

Красные горошки. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

А на платье два кармашка, «Рисуют» на животике два кармашка.

Спрячем в них ладошки. Прикладывают обе ладошки к животику.

Пальчиковая гимнастика для детей средних групп

Я перчатку надеваю

Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной

Я в нее не попадаю. рукой другую, как будто надевают перчатку.

Сосчитайте-ка, ребятки, Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

«Раз, два, три, четыре, пять». Загибают пальчики на обеих руках,

начиная с больших.

Пальчиковая гимнастика для детей старших групп

Гномики-прачки

Жили-были в домике Сжимают и разжимают кулачки.

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибают пальчики, начиная с больших.

Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с больших.

Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга.

Токи — рубашки, Загибают пальчики, начиная с больших.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

Пальчиковая гимнастика для детей подготовительных групп

«Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – На каждое слово соединяем пальцы (указательный,

Вещи будем мы стирать. средний, безымянный, мизинец) с большим пальцем одной руки.

Платье, брюки и носочки, То же с пальцами другой руки.

Юбку, кофточку, платочки,

Шарф и шапку не забудем – То же самое с двумя руками одновременно.

Их стирать мы тоже будем.

Загадки про одежду

Вы внимательны, как прежде,

И загадки про одежду

Сразу отгадаете, потому что знаете:

В чем гулять, а в чем играть,

В чем укладываться спать,

Что зимой надеть, что летом –

В этом нет для вас секрета,

Только время не теряйте –

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежки)

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл. (Колготки, брюки)

По рубашке бежит –

На груди лежит. (Галстук)

Что сейчас наденем смело,

Чтоб горло не болело? (Шарф)

Чтобы ушки не замерзли,

Голова в тепле была,

Натянуть ее нам нужно

До затылка и до лба? (Шапка)

Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка. (Шуба)

Я как зонт – не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое? (Плащ)

Стихотворения для автоматизации в речи звуков

Пижама ( звуки Ж, Л)

Мама мне купила.

А на ней жирафы,

Ежи и крокодилы.

Жирафы шею тянут —

Вот-вот листок достанут.

Будут листики жевать —

Как же мне в пижаме спать?

Брюки (звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ)

Брюки из вельвета

Есть карманы, поясок,

Сверху модный ремешок.

Ой, как Петя извозился —

Два часа в песке трудился!

О вельветовые брюки

Часто вытирал он руки.

Юбка (звуки С, Ш, Ж)

Катя шепчет: — Наряжусь

И в новой юбке покружусь.

Платье (звуки Л, Р)

Платьице у Кати —

Есть на новом платье

Бантики и рюшки.

Ахнут все подружки.

Не бывает лучше.

Брюки — мальчикам нужны,

С ними мальчики дружны,

И зимой, и осенью

Ежедневно носят их.

Для Антошки и Аркашки

Сшили новые рубашки,

Оба рады от души —

Так рубашки хороши.

Мама, бабушка, смотрите:

Подарил мне папа свитер,

Чтоб носить его всегда

И не мерзнуть в холода.

Мамы, папы и ребятки

Носят осенью перчатки, (замените слова «осенью» на «и зимой»)

Чтобы пальчики не стыли,

Ручки тепленькими были.

Куртка — теплая одежда.

В куртках Таня и Олежек

В октябре и ноябре, (можно заменить на «в декабре и январе»

Когда сыро на дворе. «не замерзнешь во дворе»)

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР. Тема : Одежда. Обувь. Головные уборы.

Конспект занятия для работы с детьми подготовительной к школе группы или учеников классов выравнивания. В конспекте отражены задачи, оборудование, ход занятия ( с организационным моментом, физкультминуткой и итогом занятия). Абсолютно готовый конспект для использования в работе. Задачи: 1. Активизировать и закрепить у детей словарь по теме :одежда, обувь, головные уборы. 2. Учить правильно употреблять существительные в родительном падеже. 3. Закрепить в словаре детей правильное употребление слов надеть и одеть. 4. Учить образовывать прилагательные от существительных. 5. Продолжать учить образовывать множественное число существительных. 6. Развивать фонематическое восприятие. 7. Учить согласовывать речь с движением. 8. Развивать внимание, память, логическое мышление. 9. Учить работать детей парами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР. Тема : Одежда. Обувь. Головные уборы. »

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР (подготовительная к школе группа).

Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы.

Активизировать и закрепить у детей словарь по теме: одежда, обувь, головные уборы.

Учить правильно употреблять существительные в родительном падеже .

Закрепить в словаре детей правильное употребление слов надеть и одеть.

Учить образовывать прилагательные от существительных.

Продолжать учить образовывать множественное число существительных.

Развивать фонематическое восприятие.

Учить согласовывать речь с движением.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Учить работать детей парами.

Оборудование: предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов; логопедическое пособие «Звуковые часы», сюжетная картина с изображением семьи; карточки из игры «Четвертый лишний»; конверт с загадками; чемодан.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, где-то в группе воспитатель спрятала какой-то конверт. Нам его нужно найти. А чтобы легче было искать, я буду вам подсказывать.

Дети начинают вместе с логопедом играть в игру «Горячо-холодно» пока не найдут конверт.

Логопед: Молодцы, ребята, вы очень быстро нашли конверт (конверт открывается). А в конверте загадки. Отгадывая их, вы сможете узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии. Посмотрим, какие вы сообразительные и догадливые.

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно отселился. (ВАРЕЖКИ)

Я как зонт не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою.

Ну, так что же я такое? (ПЛАЩ)

Я с полями, с козырьком.

С лентой алой и цветком.

Я защищаю голову

От солнца и холода. (ПАНАМА, КЕПКА, ШАПКА)

Летом свернулся (ШАРФ)

Дети отгадывают загадки.

Логопед: А как, ребята, одним словом можно назвать плащ, шарф, варежки.

Логопед: А как одним словом можно назвать панаму, кепку, шапку.

Дети: Головные уборы.

Логопед: Но в конверте не только загадки, но и небольшое стихотворение, в котором потерялись последние слова в каждой строчке. Помогите мне подобрать нужные слова.

Дети договаривают подходящие по смыслу слова.

Полюбуйтесь-ка на нас: мы сегодня первый раз

В магазин ходили сами и купили туфли маме.

Моднице Иринке – новые……………… ботинки.

Братику Антошке – новые……………….сапожки.

Маленькому Леше – блестящие…………калоши.

Футболисту Вовке – удобные…………..кроссовки.

А милому папочке – домашние…………тапочки.

Догадались, ребята, о чем мы еще сегодня будем говорить на занятии кроме как об одежде и головных уборах.

Дети: Сегодня на занятии мы будем говорить еще и об обуви.

Логопед: Верно, сегодня на занятии мы вспомним все, что мы знаем об одежде, обуви и головных уборах. А вначале вспомните, какие вы знаете виды одежды.

Дети: зимняя, летняя, межсезонная; для улицы и для дома; праздничная; нарядная; рабочая; спортивная; служебная; детская и взрослая; мужская и женская и т.д.

Логопед: А для чего нам нужна одежда?

Дети: Одежда защищает нас от холода и жары. Помогает нам быть красивыми и модными и т.д.

Логопед: Действительно, одежда играет очень важную роль в жизни людей. Но необходимо не просто красиво одеваться, но и правильно. У меня есть одна знакомая рассеянная семья, в которой всегда что-нибудь, да забывают надеть на себя (выставляется картина, на которой нарисована «рассеянная семья»). Посмотрите внимательно на картину. Что забыл надеть каждый член семьи?

Дети: Папа без …..ботинок (туфель).

Бабушка без …….тапок.

Иринка без ………….руковиц.

Логопед: Дети, вы уже заметили, что на ваших столах лежат картинки. Вместе с тем, кто сидит рядом с вами за столом, нужно эти картинки разложить на столе. Теперь рассмотрите внимательно, что на них нарисовано. Какие вещи вам не знакомы? Наверняка, среди них найдутся картинки с названием тех вещей, которые забыли надеть члены семьи.

Дети ищут нужные картинки, выходят к доске, отвечают:

Логопед: А теперь игра на внимание. Права ли я буду, если скажу, что домашняя обувь – та, в которой ходят дома?

Логопед: шлепанцы называются так, потому что ими шлепают непослушных детей.

Дети: нет.(объясняют свой ответ)

Логопед: Полуботинок – это половина ботинка.

Дети: нет. Это просто короткие ботинки.

Логопед : Язычки есть не только у деток, но и у кроссовок.

Логопед: А теперь будьте еще внимательнее. Правильно ли я составила предложения? Дима одевает на себя теплую куртку. Таня надевает Лену в красивое платье.

Дети: нет. Нужно так, Дима надевает на себя теплую куртку. Таня одевает на Лену красивое платье . Потому, что надеваем мы на себя, а одеваем кого-то.

Физкультминутка.

Как у нашей кошки (загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с большого, приседая на каждую строчку).

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

А козленок маленький

У сыночка Вовки – новые кроссовки

Вот так, вот так (Попеременно стучат то ладошками, то кулачками).

Вот так, вот так (делают выпады ногами на пятки, наклоняются).

Логопед: А теперь пришло время поиграть в волшебные часы. Встаньте и подойдите к домику.

Но чтобы попасть на крышу нашего домика, где они находятся необходимо посмотреть, что скрывается в окошках. А в окошках спрятались картинки, одна из которых лишняя.

Читайте также:  Логопедическая работа над восклицательным предложением

Дети играют в игру « Четвертый лишний».

Логопед: Ну вот мы и подобрались к часам. Стрелочками вам необходимо соединить картинки, названия которых начинаются с одинаковых звуков (например, блуза – брюки).

Дети постепенно соединяют стрелочками все картинки.

Логопед: Теперь снова сядем за столы . Поиграем в игру «Скажи по – другому»

Шляпа из соломы – соломенная

Шапка из меха – меховая

Шарф из шерсти – шерстяной

Ботинки из кожи – кожаные

Платье из шелка – шелковое

Сарафан из ситца – ситцевый

Сапоги из резины – резиновые

Логопед : И последняя игра «Один – много».

На доску выставляются картинки, среди которых картинка пальто. Логопед называет предметы в единственном числе, а дети должны назвать этот же предмет, но во множественном числе.

Пальто – пальто. При этом логопед акцентирует внимание детей на том, что пальто – это неизменяемое слово.

Логопед : Ребята, а какое сейчас время года?

Логопед : А за осенью придет…

Логопед: Раз скоро наступит зима, значит какая нам вскоре понадобится одежда7

Дети: Зимняя, теплая…

Логопед: Вот и мы с вами давайте всю летнюю одежду (на картинках) спрячем подальше в чемодан до следующего лета, а осеннюю и зимнюю одежду отложим в шкаф. Она нам еще пригодится.

Дети раскладывают картинки.

Логопед: О чем, ребята, мы сегодня с вами говорили на занятии?

Дети: Об одежде, обуви и головных уборах.

Логопед: Верно. Мне очень понравилось, как вы занимались. Поэтому с воспитателями мы подготовили игру. Начинается игра «Одень себя», которую проводит воспитатель.

Методические рекомендации педагогам по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Методические рекомендации педагогам

по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Новый речевой материал, незнакомая информация должны подаваться ребенку в соответствии с его потребностями, намерениями, заинтересованностью. Мастерство педагога заключается в том, чтобы увидеть настроение, желание, состояние каждого воспитанника, понять меру его занятости, считаться с ней. Анализ и учет разных обстоятельств конкретной ситуации даст возможность понять: хочет ли ребенок сейчас заниматься тем, что запланировал взрослый; нужна ли ему именно в это мгновение беседа; не нарушит ли занятость, сосредоточенность стихотворение, разговор; своевременно ли, осуществляемое педагогом, влияние на эмоции и речевую активность. Подавая новый материал, следует обратить внимание на меру успеха-неуспеха ребенка в предыдущей речевой деятельности. Например, если заучивание стихотворения или пересказ его содержания не были удачными, то следующее упоминание о художественном произведении, пусть и о другом или с другой целью не вызовет у ребенка ни восхищения, ни желания делать то, что предлагает воспитатель. Лучше в случае неуспеха или недостаточно успешной речевой деятельности, обратить его внимание на проблемное место, помочь преодолеть трудности путем коррекционной работы, показать реальную перспективу успеха. Незнакомый ребенку речевой материал должен быть изучен педагогом особенно тщательно – это обеспечит успех его усвоения. На все интересное и захватывающее у дошкольника появляется желание «разглядеть его лучше». Элементы новизны стоит сочетать с приобретенным детским опытом, со знакомой информацией, чтобы возникала потребность смелее углубиться в преподнесенный материал, поиграть с ним, применить в повседневной жизни. Для активизации детского любопытства не следует до конца раскрывать детям всю незнакомую информацию. Пусть они самостоятельно или вместе со взрослым исследуют элементы новизны, непохожести-сходства, вариативности. Детям импонирует позиция исследователей, открывателей. Для речевого развития детей важны xapaктep и структура вопросов, задаваемые воспитателем. Доминирование простых вопросов не способствует реализации программных заданий. Необходимы и уместны вопросы проблемно-поисковой направленности, которые побуждают ребенка устанавливать временную последовательность изображения, определять пространственное и эмоционально-действенное взаимовлияние изображенных объектов. Процесс представления нового материала будет эффективнее, если воспитатель сделает его особенным событием (ожидаемым или сюрпризным). Не стоит сразу добавлять к ранее изученному, знакомому детям, чтобы показать ассоциативные связи. Пусть ребенок «ищет и находит». Такой подход максимально сосредоточит внимание дошкольников на доминирующем объекте в данный момент работы, а дополнительные компоненты, ассоциативные связи, перенесение новой информации на смежные виды деятельности будут зависеть от выбора самих детей. Эффективная реализация речевых заданий в любой деятельности, которой интересуются дети, не обязательно осуществляется лишь на организованных занятиях. Например, частичное изготовление дидактического материала и образец его использования, обычно, инициирует или берет на себя воспитатель. Дети доверительно относятся к нему, поэтому заинтересовываются его изготовлением – заглядывают, рассматривают, спрашивают. Это и есть точка отсчета активности ребенка, не обусловленная традиционными рамками. Активно призывать дошкольников к совместной работе, игре не стоит, а тем более отвлекать от свободной самостоятельно выбранной деятельности, лучше всего – заинтересовать их. Скажем, готовятся атрибуты к игре-драматизации по одной из известных детям сказок. Раскрытая книга с яркими иллюстрациями, узнаваемый, хотя и незаконченный, персонаж с характерными признаками, искусственные затруднения взрослого и другие “подсказки” обязательно будут побуждать малышей присоединится к работе. В то же время пересказываются фpaгменты сказки, обсуждаются поступки персонажей, анализируются их внешний вид и внутренний мир, делаются первые попытки разыгрывания диалогов. Все вместе взятое работает на реализацию прогpaммных заданий, которые ставились педaгoгoм на фоне практической деятельности, а именно: пересказ сказки, подготовка к игре-драматизации и т. д. В педагогической работе следует избегать перегрузки ее словесными методами и приемами, которые символизируют и сопровождают авторитарный стиль (пояснением, чтением, рассказыванием, командой, указанием, словесным образцом, повторением, категоричной оценкой и т. д.). В личностно-ориентированном подходе однотипные указания, наставления, особенно для всей группы, не имеют права на существование. Не стоит злоупотреблять и долгими монологами. Создавая условия для коммуникативно-речевого развития ребенка, педагог всячески должен стимулировать его активность, а сам высказываться лаконично, доступно. Педагогический процесс необходимо выстраивать так, чтобы дети не только прислушивались к воспитателю, а и высказывали свои мысли, стремились их доказать, убедительно аргументировать, не боясь ошибиться или ощутить критичный взгляд взрослого, старались убедить, сделать своими единомышленниками и сверстников. В общении с детьми следует придерживаться исключительно партнерского стиля. Взрослый – тот партнер, который в определенных ситуациях больший знаток, он дальновиднее, предусмотрительнее, более ловко действует, замечает важное, раскрывает причинно-следственные связи или словами-штрихами подводит к ним детей. И делает это так естественно, умело, незаметно, что ребенку кажется, будто он сам сделал вывод, сам сделал открытие, удачно соединил, установил связь между разрозненными объектами, предметами, событиями. Уважайте детское незнание и детскую ошибку, на которые дошкольник имеет право. Его личной вины в этом нет. Причины – и возраст, и недостаточность опыта, и речевая среда. Остерегайтесь акцентировать внимание на недостатках речи ребенка, чтобы избежать сокрушительной критики, насмешки сверстников. Наибольшей педагогической ошибкой является прямолинейное открытое исправление: «Скажи правильно, повтори так, как я». Иногда воспитатели используют не меньше обидные для ребенка поощрения других «более грамотных» сверстников озвучить правильный вариант и побуждают подражать ему «Повтори так, как сказал Дима». Оба приема не очень приятны малышу, обидны, унизительны, особенно, когда он не испытывает симпатии к тому Диме. Тактичнее и корректнее действовать так: в беседах с ребенком проговаривать ошибочные, проблемные для него фразы или слова в соответствии с нормами русской орфоэпии уже в ином контексте, в другой конструкции, с другим логическим ударением. Или представить как пример диалога от имени персонажей литературных произведений, персонифицированных игрушек, предметов. То есть важно брать на себя роль не контролера или эксперта, а носителя информации. Подобная действенно-пригласительная форма предъявления требований будет побуждать ребенка к саморегуляции и самокоррекции.

Рекомендации по организации и проведению занятий

по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Для повышения эффективности работы в ДОУ по развитию связной речи детей дошкольного возраста предлагаем следующие рекомендации:

1. При планировании работы по развитию речи учитывать принцип тематической взаимосвязи, предусматривающий сочетание занятий по различным видам рассказывания в пределах той или иной тематики в соответствии с программой обучения и воспитания детей;

2. На занятиях и во время режимных моментов расширять представления детей об окружающем мире, развивать лексический и грамматический строй речи, необходимый для оформления связных высказываний в соответствии с нормами родного языка;

3. Занятия проводить с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Учитывая, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, применять игровые приемы и упражнения;

4. Для каждого занятия выбор методов и приёмов, игровой материал осуществлять с учетом целей и задач обучения детей;

5. Для каждого вида обучения рассказыванию использовать конкретную структуру занятий и методические приёмы;

6. При проведении занятий особое внимание уделять организационному и заключительному этапам. На организационном этапе формировать положительную установку детей на участие в занятии; на заключительном этапе, в процессе оценки учебной деятельности детей, формировать мотивацию к следующему занятию.

7. При проведении всех занятий по обучению детей рассказыванию следует уделять большое внимание подготовительной работе:

– подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или представленного на картине сюжета, с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий;

– специальный языковый разбор текста; речевые – лексические и грамматические упражнения, игровые приёмы, активизирующие внимание, зрительное и вербальное восприятие, память и воображение ребёнка;

8. Формировать установку на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закреплять навыки в составлении ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;

9. При составлении рассказов по картине, по серии картин учитывать структуру повествования: завязка (вступление), кульминация (основная часть), развязка (заключение);

10. На занятиях по формированию связной речи детей широко использовать средства наглядности;

11. Обучать детей навыкам планирования высказывания. Для этого использовать следующие приёмы: рассказывание по цепочке, по опорным вопросам, по предваряющему плану-схеме, моделирование сюжета с помощью условной наглядной схемы и другие;

12. На занятиях использовать приёмы повышения мотивации речевой деятельности: игровые приёмы и упражнения, соревновательные элементы, оценку деятельности детей (поощрить старание, отметить положительные моменты и недостатки, внимательность детей при слушании ответа товарища; оценить полноту пересказа, отметить самостоятельность, использование различных интонаций, темпа речи и др.);

13. Активно привлекать родителей к работе по развитию речи детей:

– проводить тематические консультации для родителей по развитию связной речи;

– довести до сведения родителей тематический план работы по развитию речи детей в группе;

– использовать приём «домашнее задание»;

– приглашать родителей на открытые занятия по развитию речи.

Перечисленные рекомендации достаточно просты и доступны для практической работы с детьми дошкольного возраста.

Рекомендации по работе с разными литературными жанрами

,воспитатель-методист КДУУ№ 000

, воспитатель-методист КДУУ№ 000

Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек

Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку “почувствовать” язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и. т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематичесикй слух.

Люли, люли, люленьки,

Сели возле люленьки.

Стали люленьку качать.

Стали малышку усыплять.

Баю, баю, баиньки,

Сели у качалоньки.

Стали галки напевать

И качалоньку качать.

Выучив текст песни, младшие дошкольники смогут ответить на следующие вопросы:

    Кто такие гуленьки? Что они делают возле люленьки малыша? Кто такие галоньки? Что они делают возле люльки малыша?

Залогом успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дошкольники хорошо владеют его содержанием, можно предложить ответить на вопросы. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.

Когда работа с художественным текстом станет для детей привычным делом, можно предложить им найти на картинке любого понравившегося героя потешки: лисичку, воробья, синичку, мишку, зайчика. Картинки для работы воспитатель подбирает сам. Они должны отвечать следующим требованиям:

– быть яркими, красочными,

– максимально реалистично изображать персонажей потешки,

– быть подлинно художественными.

Когда дети выберут персонажа, попросить их составить небольшой рассказ (три-четыре предложения) о нем. Необходимо следить затем, чтобы речь ребенка была связной, а описание содержало эпитеты, сравнения, метафоры. Для облегчения работы задать детям наводящие вопросы:

    Какого цвета. С какой птицей, другим зверем можно сравнить. Чем этот зверь, эта птица отличаются от других животных, птиц?

Так воспитатель совместно с младшим дошкольником становятся участниками процесса формирования связной речи, использования образных средств и выражений.

Знакомство с пословицами и поговорками

У младших дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Поэтому для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем можно активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки.

Отчетливо произнести повторяющиеся звуки “Ш”,”Щ”:

Шила в мешке не утаишь.

Ошибся, что ушибся.

Где щи – тут и нас ищи.

Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.

Произнести понравившуюся скороговорку, а затем нарисовать то, о чем в ней говорится:

У осы не усы, не усищи, а усики.

Ехал Грека через реку.

После того, как дети нарисуют предметы, о которых говорится в скороговорке, попросить их прокомментировать свой рисунок. Задать им наводящие вопросы: “Что ты нарисовал? Как один предмет отличается от другого? Каким ты изобразил данный предмет?”.

Знакомство со считалочками. Считалка является малым жанром детского фольклора. И, благодаря особым способам ее рифмовки, частого использования в повседневной игровой деятельности, делают считалки незаменимыми для развития речи. Вот наглядный пример:

Читайте также:  Интеграция в сфере образования

Выучить с детьми текст считалки:

Лиса по лесу ходила,

Громким голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапти плела –

Кто лапти найдет,

Тот водить пойдет.

После того, как дети запомнят считалку, предложить им ответить на вопросы:

    Где ходила лиса? Каким голосом она вопила? Что такое лычки? Что такое лапти? Из какого материала лиса плела лапти?

Предложить детям нарисовать героев считалочки и ответить на вопросы:

    Каким вы решили изобразить главного героя считалочки? Почему? Что вас привлекает в этом герое? Что вам не нравится?

Такие вопросы учат строить собственные описания, рассуждать. Младшим дошкольникам пока трудно рисовать животных, поэтому воспитатель может предложить им заранее заготовленные шаблоны, которые они сначала обводят, а потом раскрашивают.

Игра “Отгадай загадку”

Игра такого типа подойдет детям 3-4 лет. В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, необходимо обращать его внимание на то, что, если отгадка приводится без доказательства, возможен другой ответ.

Красная девица сидит в темнице, коса на улицу

Дети, как правило, быстро находят ответ на вопрос “Что это?”, а вот в доказательствах затрудняются. На вопрос “Почему?” обычно отвечают: “Потому что красная”. “Клубника тоже красная – значит, это тоже правильный ответ?” – воспитатель вносит сомнение в умы детей и обращает их внимание на другие признаки, указанные в загадке. Если дети поймут, что “сидит в темнице” означает “растет в земле”, тогда можно задать вопрос: “А не редис ли это? Ведь тоже в земле растет и тоже красный?”. Для формирования у ребенка правильного ответа необходимо обратить внимание и на то, что “в темнице сидит” именно “она”, поэтому предметы мужского рода сразу отпадают. Ребенок усваивает: даже незначительные на первый взгляд детали играют существенную роль в доказательстве. Затем обратить внимание на то, что “она” растет на грядке. Может быть, автор загадки имел в виду свеклу? Ведь она тоже красная”. Пусть малыши порассуждают. Предложить свою версию: свекла на самом деле не красная, а темно-бурая. Объяснить, что словосочетание “красная девица” имеет еще и другое значение: автор имел в виду прежде всего не цвет, а красоту. Те же самые наводящие вопросы воспитатель может использовать, если ребенок не знает отгадки. Так он будет учиться думать, доказательно излагать свои мысли, строить рассуждения.

Если в художественном тексте встречается незнакомое слово, нужно объяснить его значение. Особое внимание уделяется знакомству с эпитетами, сравнениями, метафорами и другими художественно-выразительными средствами языка. Отвечая на вопросы взрослого, описывая предложенные картинки и собственные рисунки, участвуя в совместной игровой деятельности, ребенок использует средства, с которыми его познакомил взрослый.

Многофункциональное дидактическое пособие по речевому развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Тема: Дидактическое многофункциональное пособие по речевому развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Актуальность

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Как научить ребенка говорить правильно? На помощь придут игры на развитие речи.

Мы предлагаем вашему вниманию речевое пособие «Путешествие зонтика», которое включает в себя серию игр на развитие речи.

Описание: Дидактическое речевое пособие мы предлагаем использовать с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности и в индивидуальной работе. Речевые игры, представленные в данном пособии, проводятся под незаметным руководством взрослого, который не дает задание, а играет вместе с детьми. Яркое красочное поле привлекает внимание детей, содержание картинок помогает сосредоточиться на слове-названии каждого изображенного предмета и подкрепляет интерес к звучанию слова. Активность высказываний не дает утомляться и заставляет детей работать самостоятельно, так как картинки не повторяются. Важно регулярно менять картинки, чтобы у детей не пропадал интерес.

Вместо заключения: эмоционально окрашенные речевые игры пробуждают фантазию, вызывают радость от полученного правильного результата.

В игре ребенок упражняется в умении выделять в словах заданный звук, закрепляются обобщенные понятия, уточняется лексический словарь, развивается связная речь.

Серия игр к речевому пособию «Путешествие зонтика»

Игра «Громко – шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Игровой материал: игровое поле, плоскостная белочка, собака, чистоговорки.

Взрослый обращает внимание детей на белочку, которая вышла погулять на цветочную полянку. Было очень жарко, она открыла зонтик и стала прогуливаться. Вдруг на зонтик села оса.

Педагог читает скороговорку: «са-са-са», на зонтик села оса.

Затем эта рифмовка повторяется громко и-тихо-шепотом (вместе с воспитателем и индивидуально).

Педагог добавляет картинку «собаку» и произносит:- «Су-су-су» – собака прогнала осу (текст проговаривается быстро и медленно).

Предложить ребенку закончить фразу самостоятельно: «са-са-са» (там летит оса), су-су-су (я боюсь осу).

Можно использовать разные чистогворки, все зависит от ситуации и набора картинок. Особое внимание уделяется интонации выразительности речи, дети учатся в инсценировках говорить разными голосами, легко могут определить местоположение звука в слове.

Игра «На лесной полянке»

Цель: упражнять в поборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

Игровой материал: игровое поле, плоскостная картинка белка, ветка.

Ход игры.

Мы оказались на лесной полянке, как вы думаете, кого мы можем встретить здесь? (Ответы детей).

Отгадайте загадку: – «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Дети отгадывают).

Появляется белка, она просит: – Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.

При затруднении воспитатель помогает признаками: шубка у тебя; на ушках; хвостик у тебя; ты умеешь, ты очень любишь.

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый прикрепляет ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает.

Воспитатель предлагает детям составить рассказ «про белку».

Можно использовать ежика, петуха, собаку.

для составления творческого рассказа по данной схеме.

Игра «Песенка жука»

Цель: учить находить и называть предметы, в которых есть звук «ж».

Игровой материал: игровое поле, предметные картинки (кукла большая), карточки (лыжи, бусы, неваляшка, свисток, карандаши, корзина, велосипед, подснежник, пирожное, ложка, ласты).

Ход игры.

Педагог показывает детям плоскостную куклу и говорит, что в имени куклы есть песенка жука «ж». Как зовут куклу? (варианты ответов детей Жанна, Женя и др.). Кукла (вставляет имя придуманное детьми) любит предметы и игрушки, в названии которых есть песенка жука.

Педагог раскладывает предметные картинки и просит детей выбрать и дать кукле только те игрушки и предметы, в которых есть звук «ж».

Игра «Длинное-короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.

Игровой материал: игровое поле, плоскостные картинки – белка и девочка, каточки (стул, палатка, самолет, сок, слон, дуб, лось, сом, гвоздь, сыр, лук, плот, клубок, соска, вилка, совок, кровать, слива, ручка, пчела, ковер, цветок).

Ход игры.

Предложить девочке дать карточки, которые обозначают короткое слово, а белочке дать карточки, которые обозначают длинное слово.

Усложнение: предложить девочке дать карточки, которые обозначают один слог, а белочке дать карточки, которая обозначает 2 слога (три и более).

Бесплатно! 12 книг для развития речи

Приветствую вас, дорогие читатели моего блога работающей мамы! В этом посте я выкладываю для вас и ваших деток бесплатно книги для развития речи. Вы их можете скачать бесплатно и наслаждаться занятиями с малышом. Подборку я делала сама, из своих запасов

Книги для развития речи детей

1.Савостьянова Е. В., Батяева С. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких.

Альбом хорошее пособие для занятий с детьми с речевыми нарушениями. В его основе лежит целый комплекс упражнений, который включает дыхательную и артикуляционную гимнастику, способствующую координации речевого аппарата, пальчиковые игры, а также упражнения, направленные на формирование и развитие речи.

Данная книга поможет вам определить, как точно ребенок понимает обращенную к нему речь. Благодаря интересным и легким упражнениям ребенок научиться произносить звуки и слова, говорить фразами и короткими предложениями. Пособие содержит много иллюстрированных заданий, которые расположены последовательно, по принципу от простых к сложным.

2.Закревская О.В. Развивайся, малыш! Предметные картинки по развитию речи.

Книга для развития речи ребенка 1,5 -3 лет. Первая часть книги посвящена занятиям, которые помогают наладить общение со взрослым, развивают подражание, слуховое внимание и восприятие ребенка, дыхание, мелкую моторику. Основной раздел книги — «Развитие речи» — ставит своей целью «разговорить» ребенка и описывает логопедические занятия и специальные приемы логопедического воздействия, учитывающие особенности работы с маленькими неговорящими детьми. Представленный материал поможет создать речевую среду развития, накопить пассивный словарь. Развитие активной речи ребенка достигается путем развития у ребенка речевого подражания, использования ритма и т.д. Книга является практическим пособием. Материал изложен кратко, в популярной и удобной форме, включает в себя описания занятий в виде занимательных игр. Книга будет полезна как логопедам и воспитателям, так и родителям.

4.Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко «Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников».

Пособие содержит материал, направленный на развитие связной речи ребенка с помощью моделей. В качестве модели берется графическая модель — то есть картинка. Посредствам зрительных образов такой способ обучения способствует успешному освоению дошкольниками знаний об объектах и явлениях окружающего мира, учит передавать эти знания с помощью речевых высказываний. Это пособие больше подойдет специалистам, занятых в сфере практической деятельности в системе дошкольного образования. Но вы дома с детьми самостоятельно вполне справитесь по этой книге.

Книга представляет собой сборник из 140 занимательных упражнений для обучения дошкольников и младших школьников различным видам рассказывания. В ходе упражнений педагоги и родители смогут составить с детьми более 780 самостоятельных рассказов описательного, повествовательного, объяснительного и творческого характера.

Он позволяет эффективно совершенствовать связную речь детей, помогая им в общении, обучении, гармоничном развитии. В зависимости от вспомогательного средства, облегчающего и направляющего процесс составления ребенком рассказа, упражнения в книге разделены на 10 блоков. В каждом блоке упражнений автор выделяет 3 уровня сложности. Такой подход заметно повышает результативность занятий, так как позволяет взрослому объективно оценить речевые возможности ребенка и с их учетом подбирать упражнения, постепенно усложняя задания. Издание богато иллюстрировано, снабжено подробными рекомендациями для педагогов и родителей. Рекомендуется родителям для домашнего обучения, воспитателям, логопедам, психологам и другим специалистам для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-7 лет.

9.Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений.

Почему одни дети начинают говорить в 9 месяцев, другие — после двух лет? Как определить, действительно ли ребенок отстает в речи, или он накапливает свой опыт со своими ассоциациями и аналогиями? В книге представлены благополучные и неблагополучные признаки развития речи. Когда и как нужно начинать заниматься с ребенком? Книга написана настолько доступно, понятно и позитивно, что у родителей открывается второе дыхание для занятий со своими детками.

10.Ушакова О.С. — Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации.

В книге рассмотрены проблемы развития речи детей дошкольного возраста младшей и средней групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 3—5 лет.
С помощью дидактических игр и упражнений формируется лексический запас, происходит усвоение грамматических категорий. Материал занятий поможет вызвать у детей интерес к родному языку, будет способствовать развитию воображения и логики, речевой активности. Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

11.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4 — 5 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения.

Это методическое пособие содержит все материалы, необходимые для проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с литературой в средней возрастной группе дошкольного учреждения: программу, методики выявления уровня развития речи, конспекты занятий и методические рекомендации к ним. В книгу включены также тексты рекомендуемых авторами литературных произведений для детей.

12. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет.

Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 5—7 лет. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики.
В пособии дается материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка — фонетики, грамматики, лексики, а также на овладение основами связной монологической речи. В третье издание книги внесены дополнения в соответствии с ФГОС ДО. Книга предназначена работникам ДОО, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

Внимание: Эти книги не для массового распространения, их можно скачать только для личного пользования.

Читайте, занимайтесь с детьми с удовольствием!

Поделитесь ссылкой на книги для развития речи в соц.сетях. Книги пригодятся многим мамам и их деткам! Ссылки ниже:

Литература по развитию речи в детском саду – Развитие речи | Расширенный список литературы

Развитие речи | Расширенный список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Полякова, М.С. Английский язык. Развитие речи / М.С. Полякова. – М.: Вузовская книга, 2008. – 224 c.

2. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. – М.: ЭКСМО, 2017. – 240 c.

3. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. – М.: АСТ, 2016. – 320 c.

4. Матвеева, А.С. Буквы и звуки. Развитие речи. 4-5 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. – М.: АСТ, 2017. – 336 c.

5. Погожих, Г.Н. Все разговорные темы по английскому языку: Три уровня сложности; Русский перевод текстов; Развитие устной речи; Расширение лексикона / Г.Н. Погожих, Н.В. Кравченко. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 384 c.

6. Зиновьева, Л.А. Говорите по-английски! Speak English!: Развитие навыков устной речи / Л.А. Зиновьева. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 239 c.

7. Кравченко, А.П. Говорите по-немецки! Sprechen Sie deutsch! Развитие навыков устной речи / А.П. Кравченко. – Рн/Д: Феникс, 2018. – 118 c.

8. Кравченко, А.П. Говорите по-немецки! Sprechen Sie deutsch! Развитие навыков устной речи / А.П. Кравченко. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 285 c.

9. Матвеева, А.С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. – М.: АСТ, 2016. – 224 c.

10. Матвеева, А.С.Яковлева, Н.Н. Говорю, понимаю, объясняю правильно. Развитие речи 5-6 лет / А.С.ЯковлеваН.Н. Матвеева. – М.: АСТ, 2012. – 256 c.

11. Сиварева, Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т.Л. Сиварева; Художник И. Павлова. – Мн.: Совр. школа, 2010. – 80 c.

12. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е.А. Янушко. – М.: Теревинф, 2016. – 128 c.

13. Слюсарь, К.Н. Логоритмические занятия с элементами ОБЖ для детей 6 лет с общим недоразвитием речи / К.Н. Слюсарь. – М.: Владос, 2015. – 79 c.

14. Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 175 c.

15. Новиковская, О.А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О.А. Новиковская. – М.: АСТ, 2018. – 30 c.

16. Рыжова, Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Рыжова. – СПб.: Речь, 2011. – 160 c.

17. Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. – Рн/Д: Феникс, 2016. – 154 c.

18. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. – М.: Форум, 2017. – 24 c.

19. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 288 c.

20. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. – М.: Эксмо, 2016. – 424 c.

21. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить: Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. – М.: ЭКСМО, 2015. – 192 c.

22. Тарасова, Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Тарасова. – Рн/Д: Феникс, 2015. – 592 c.

23. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. – М.: ЭКСМО, 2018. – 192 c.

24. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради “Раз – словечко, два – словечко” / Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2012. – 72 c.

25. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. – М.: Эксмо, 2013. – 48 c.

26. Кошелева, Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. – М.: Владос, 2015. – 95 c.

27. Коноваленко, С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития / С.В. Коноваленко. – СПб.: Детство Пресс, 2012. – 112 c.

28. Липина, С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. – М.: ЭКСМО, 2017. – 222 c.

29. Пятница, Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. – Рн/Д: Феникс, 2016. – 179 c.

30. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 c.

31. Рудик, О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192 c.

32. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 272 c.

33. Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 c.

34. Носенко, И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие / И.П. Носенко. – М.: ЦПО, 2009. – 96 c.

35. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. – СПб.: Детство Пресс, 2012. – 304 c.

36. Парфенова, Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности / Е.В. Парфенова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 c.

37. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда / С.А. Миронова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 c.

38. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. – М.: ЦПО, 2013. – 144 c.

39. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. – М.: ЦПО, 2013. – 160 c.

40. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. – СПб.: Речь, 2012. – 144 c.

41. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. – СПб.: Речь, 2012. – 144 c.

42. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 176 c.

43. Шишкова, М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Пособие для педагога-дефектолога / М.И. Шишкова. – М.: Владос, 2014. – 88 c.

44. Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. – СПб.: Речь, 2010. – 190 c.

45. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей.Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки и наглядные материалы / Л.Г. Нуриева. – М.: Теревинф, 2012. – 112 c.

46. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки / Л.Г. Нуриева. – М.: Теревинф, 2015. – 106 c.

47. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки / Л.Г. Нуриева. – М.: Теревинф, 2016. – 106 c.

48. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема “Мебель”: Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. – М.: Владос, 2015. – 55 c.

49. Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 155 c.

50. Дмитриева, В.Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В.Г. Дмитриева. – М.: АСТ, 2012. – 256 c.

51. Ханина, О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О.Г. Ханина. – Рн/Д: Феникс, 2012. – 48 c.

52. Трясорукова, Т.П. Развитие речи: 3-4 года / Т.П. Трясорукова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 128 c.

53. Трясорукова, Т.П. Развитие речи: 4-5 лет. / Т.П. Трясорукова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 315 c.

54. Жукова, Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. – М.: ЭКСМО, 2015. – 240 c.

55. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. – М.: ЭКСМО, 2016. – 320 c.

56. Коротяева, Е.В. Развитие речи: тетрадь -тренажер / Е.В. Коротяева. – Рн/Д: Феникс, 2016. – 176 c.

57. Трясорукова, Т.П. Развитие речи:2-3 года дп / Т.П. Трясорукова. – Рн/Д: Феникс, 2019. – 224 c.

58. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 c.

59. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 c.

60. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи от 3 до 4 лет / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 48 c.

61. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 48 c.

62. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 128 c.

63. Зикеев, А.Г. Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1. Развитие речи. Грамматика: Учебник / А.Г. Зикеев. – М.: Владос, 2013. – 143 c.

64. Зикеев, А.Г. Русский язык. 3 кл. В ч. Ч. 2. Развитие речи. Грамматика: Учебник / А.Г. Зикеев. – М.: Владос, 2013. – 143 c.

65. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 624 c.

66. Грибова, О.Е. Становление текстовой компетенции у подростков с общим недоразвитием речи / О.Е. Грибова. – М.: Ленанд, 2014. – 320 c.

67. Сущевская, С.А. Тексты с дырками и хвостами. Развитие речи 5-8 лет / С.А. Сущевская. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 c.

68. Косинова, Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет / Е.М. Косинова. – М.: ЭКСМО, 2012. – 112 c.

69. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. – М.: Владос, 2016. – 119 c.

Характеристика учебно-методических пособий по развитию речи дошкольников.

В каждом детском саду имеются наглядно-методические пособия общего назначения, которые хранятся в педагогическом кабинете и используются всеми педагогами. Среди методических пособий выделяются печатные и рукописные. В библиотеке, составленной из пособий и другой литературы, должна быть выделена рубрика «Методика развития речи». Методист ведет систематический каталог книг, журнальных статей: желательно, чтобы в нем также были разделы, посвященные инструктивно-директивным материалам, основным задачам развития речи, организационным вопросам, проблемам развития речи в раннем возрасте и др.

Из фондов библиотечной литературы методист организует витрину новинок и периодические тематические выставки. Хорошо, если демонстрируемая литература сопровождается краткими аннотациями, рекомендациями отдельным воспитателям по ее изучению и использованию. Рукописные методические пособия отражают передовой опыт данного детского сада и других дошкольных учреждений (конспекты, доклады, перечни занятий, сценарии и др.). Эти материалы необходимо своевременно обновлять, изымать устаревшее, правильно оформлять: следить, чтобы на каждом были указаны автор или источник, дата создания. Для учета можно рекомендовать педагогам делать отметку об использовании пособия (на вкладыше или обложке). Такие отметки будут свидетельствовать о его нужности, актуальности.

Данный материал также систематизируется по разделам методики развития речи, по возрастным группам и кварталам учебного года. Кроме того, в педагогическом кабинете хранится часть наглядных пособий для работы с детьми (натуральные, изобразительные) — так называемый дидактический материал. В ряде случаев методист сосредоточивает в кабинете некоторые виды пособий, предназначенных для отдельных занятии и педагогических мероприятий в разных возрастных группах (серии картин, альбомы, крупные иллюстрации и фотографии, игровые персонажи и др.). Иногда он создает образцы наглядного материала и рекомендует воспитателям использовать их при подборе аналогичных пособий для своих групп. Особенно полезно это делать в базовых детских садах, часто демонстрирующих свой опыт или принимающих на практику учащихся педучилищ. Такие образцы наглядных пособий можно систематизировать примерно следующим образом: а) типичные игрушки для рассматривания и описания, в том числе механические и электронные; 1—2 набора для рассказов-инсценировок; б) 1—2 комплекта натуральных предметов, в том числе раздаточных (почтовые или школьные принадлежности и т. п.); в) образцы детских поделок и рисунков для занятий по обучению рассказыванию; г) материал для краеведческой работы с детьми подготовительных к школе групп (фотографии, на которых запечатлены труд людей из ближайшего окружения, достопримечательности данного микрорайона, образцы продукции предприятий, записи рассказов взрослых, рекомендации по использованию музея, организованного в ближайшей школе, организации тематических прогулок в детском саду и дома и пр.). Самостоятельную группу составляют технические средства обучения и соответствующие аудиовизуальные пособия: экранные — диафильмы, слайды и др.; звуковые — магнитные, граммофонные записи, радиопередачи, магнитофильмы; экранно-звуковые (озвученные) диафильмы, звуковые кинофильмы, телепередачи. Подробная характеристика и перечни данных пособий, а также приемы и методы их применения даются в «Инструктивно-методическом письме об использовании технических средств обучения в учебно-воспитательной работе дошкольных учреждений». Наглядные и аудиовизуальные пособия также должны быть систематизированы (на них заводится картотека).

Внимания методиста требуют такие вопросы: пропаганда имеющихся технических средств (стенд, уголок ТОО, выставка, информационные объявления, смотры-конкурсы и др.), формы учета пособий и выдачи их воспитателям (каталоги, списки, индивидуальные формуляры педагогов и др.), изучение спроса и самостоятельного использования их педагогами в работе с детьми. Помимо пособий, хранящихся в педкабинете, каждая возрастная группа имеет свой учебно-наглядный материал. Методист контролирует его подбор и применение, особенно пособий, предназначенных для самостоятельного использования детьми (об этом говорилось выше в соответствующих темах), а также рабочего оборудования для занятий (наборное полотно, настольная ширма и др.).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Ссылка на основную публикацию