Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на основе зрительных и жестовых символов

«Эти трудные звуки…» Использование зрительных символов звуков в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Конькова Наталья Васильевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории
МКДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

«Эти трудные звуки…» Использование зрительных символов звуков в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

При обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) важное место отводится работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа, что положительно сказывается на становлении всех компонентов языковой системы.

В своей работе я неоднократно убеждалась в том, что у детей, имеющих тяжёлые нарушение речи, овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сталкивается с целым рядом трудностей. Можно сказать, что эти затруднения связаны с недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, повышенной утомляемостью, которые в разной степени отмечаются у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому в своей коррекционно-обучающей деятельности я использую зрительные символы звуков, разработанных Ткаченко Т.А. Они позволяют сделать процесс обучения творческим и разнообразным, помогают заинтересовать детей при знакомстве со звуками и буквами.

Формирование умственных действий в дошкольном возрасте идёт поэтапно, это говорит о том, что мышление детей преимущественно наглядно-образное. Поэтому в работе учителя-логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучении навыкам звукового анализа. Тем более что дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой, и в зрительной опоре. Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются ребёнком с соответствующими звуками родного языка. Условные обозначения звуков связаны с общепринятой символикой (красные – для гласных звуков, синие и зелёные – для согласных).

Формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, в слогах, в словах, чем согласные. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому используем одноцветные картинки – символы, которые позволяют сформировать яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука. У всех символов согласных звуков цвет должен быть синим (твёрдые согласные) или зеленым (мягкие согласные).

Изучаем звуки постепенно и в определенной последовательности. Начинаем с гласных звуков, далее – изучаем согласные. Ребенок должен научиться выговаривать эти звуки для дальнейшего знакомства с буквами (их зрительными образами, написанием). Буквы, так же как и цифры, для ребенка абстрактный материал, который усваивается очень тяжело. Картинный материал (символы звуков) помогает детям узнать звуки и научиться их различать.

Также, используя эти символы, можно научить ребёнка навыкам чтения. Играя, выкладываем и соединяем сначала зрительные символы звуков в слоги и слова, а затем переходим к буквам. Например, если ребенок познакомился и хорошо запомнил зрительные образы звуков «О», «А», согласного звука «С», то можно выложить картинки с этими символами в таком порядке, что, назвав их, у ребенка получится слово «оса».

При выборе условных обозначений для гласных звуков можно опираться на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие и подбирать аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений. Для этого достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука: звук (у) – губы трубочкой, звук (а) – рот широко открыт…

Таким образом, слуховой и зрительный образы каждого гласного звука создают дополнительную опору восприятию.

Артикуляционные зрительные символы гласных звуков.

(а) – рот широко открыт, обозначаем большим красным кругом;

(и) – губы растянуты в улыбке, обозначаем красным прямоугольником;

(о) – губы округлены колечком, обозначаем красным овалом;

(у) – губы вытягиваем трубочкой, обозначаем маленьким красным кругом;

(ы) – губы в более широкой улыбке, обозначаем красным полукругом;

(э) – губы приоткрыты.

При изучении согласных звуков к зрительной опоре можно добавить и жесты. Жестовый символ в сочетании с зрительным создают точный и устойчивый образ каждого изучаемого звука. Согласные звуки предлагаю в порядке увеличения сложности их восприятия.

Жестовые символы согласных звуков.

Звук (п) – девочка плачет (ладони приложить к глазам);

Звук (в) – ветер воет, деревья качает (махи руками над головой);

Звук (ф) – фонтан шумит (движения руками снизу-вверх и разведение их в стороны аналогично движению водяных струй);

Звук (б) – колокол звенит (движения правой рукой из стороны в сторону, как при ударах в колокол);

Звук (п) – паровозик пыхтит (круговые движения согнутыми в локтях руками);

Звук (д) – барабан гремит (движения кистями рук как при игре на барабане);

Звук (т) – молоточек стучит (резкие махи сомкнутыми указательным и средним пальцами правой руки);

Звук (г) – гусь гогочет (руки назад, изображая взмахи крыльев);

Звук (к) – каблучки стучат (указательные пальцы опустить вниз, попеременные движения кистями рук: вверх-вниз);

Звук (х) – греем замерзшие руки (расположить прямые кисти обеих рук на уровне рта ладонями к лицу);

Звук (с) – качаем насос (сжатые ладони движутся вверх-вниз);

Звук (з) – комарик звенит (большой и указательный пальцы правой руки сжаты, круговые движения рукой);

Звук (ц) – тише, тише, спит малыш (указательный палец к губам);

Звук (ш) – шарик лопнул, воздух выходит (округленные ладони разводим в стороны, а затем прижимаем друг к другу);

Звук (ж) – пчела жужжит (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, круговые движения правой кистью);

Звук (л) – корабль гудит (пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля);

Звук (р) – самолет летит. Мотор гудит (вращательные движения согнутыми в локтях руками перед грудью, затем руки, разведенные в стороны, покачиваются, изображая крылья самолета).

Я в своей работе использую зрительные символы как в НОД (изготовление дидактического материала, презентаций на звуки), так и в индивидуальной работе с детьми (использование карточек схем). С их помощью коррекционно-развивающие обучение у детей с ОНР приобретает творческий характер, индивидуализируется в соответствии с речевым дефектом ребёнка. Детям становится интересно изучать звуки родного языка, что в свою очередь позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения. Это впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе и позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.

Примеры карточек, которые я использую в своей работе:

1. Даём ребёнку картинку, символы звуков, буквы.

2. Появляются символы мягких согласных звуков (зелёного цвета).

Конспект коррекционно-развивающей занятия учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Дикие животные и их детёныши».

Автор: Новак Нина Александровна

Учитель-логопед МБДОУ детский сад №1 г. Вяземский

Конспект коррекционно-развивающей занятия учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Дикие животные и их детёныши».

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Развитие лексико-грамматических категорий по теме «Дикие животные и их детеныши».

Коррекционно-образовательные задачи: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные и их детеныши». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами, согласование прилагательный с существительными), развитие мелкой моторики и ВПФ.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать логическое, образное мышление, общее и речевое внимание, учить отгадывать загадки, совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методы и приемы: закрепления и повторения, словесный, беседа, наглядный, деятельностный.

Оборудование: коврограф «Ларчик», плоскостные изображения диких животных контейнер с карандашами, мяч, «пальчиковый» бассейн, фигуры диких животных.

  1. Организационный момент (установление положительного эмоционального контакта между воспитанниками и педагогами, настрой на совместную работу).

Звучит музыка. Дети входят в группу, педагог встречает их словами приветствия.

Логопед: Здравствуйте ребята! Посмотрите, что я для вас приготовила. Как интересно! Может здесь кто-то спрятался? Давайте посмотрим?!

( Логопед предлагает детям по очереди находить спрятанных животных)

Логопед: Как вы думаете где живут медведь, волк, заяц, рысь?

Логопед: Молодцы! А лесные звери сами добывают себе еду или их кто-то кормит?

Логопед: Если они живут в лесу и сами добывают себе пищу, то какие это животные- домашние или дикие?

Логопед: Молодцы! Так давайте отведем их в лес, каждого к себе домой.

( дети помещают животных на макет «Зимний лес»).

2.1.Дидактическая игра «Кто что ест?»

Цель: развивать логическое, образное мышление, общее и речевое внимание,

Дефектолог: Ребята, где живут дикие животные вы знаете. Давайте теперь посмотрим, чем же они питаются?

(Педагог подводит детей к доске. На магнитной доске размещены изображения диких животных. К концу игры появляется гость – гусь Гоша со словами:

Гусь (логопед): Как у вас тут интересно! Здравствуйте ребята!

( здоровается с каждым ребенком по очереди)

Гусь(логопед ): а я хочу с вами поиграть

Цель: развитие воздушной струи.

Гусь(логопед): Заметает все пути

Не проехать, не пройти,

У метели есть подруга-

Цель: развитие подвижности нижней челюсти.

Цель: укрепление мышц языка, укрепление его подвижности,

Цель: укрепление мышц языка, укрепление его подвижности,

Логопед: су-су-су, су-су-су,

Белку видели в лесу.

( Чистоговорку дети произносят с разной силой голоса (тихо-громче-громко).

Гусь(логопед): Весело было с вами! Но мне пора бежать! До свидания, ребята!

Дефектолог: Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в следующую игру.

( педагоги раздают каждому ребенку задание, которое они самостоятельно выполняют)

Игра с использованием «Палочек Кюизенера»

Цель: развитие координации рук, мелкой моторики, внимания.

А теперь, нам надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть

Поднимайте ручки вверх,

Так шевелят ушками

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Сжимание и разжимание пальцев

Поставить ладони на голову пальцами вверх

Подвигать ладонями вперед-назад

Ходьба на месте на носочках

Плавные движения руками перед собой

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем

Теперь садимся тише, тише

Притихнем словно в норке мыши

Ходил медведь по лесу

И в прятки он играл,

Все так попрятались зверята,

Ну не найти никак!

Руки на поясе, повороты головы влево-вправо

Сесть на корточки

Ходьба в перевалку, руки перед собой согнуты

Логопед: Ребята, а вы любите играть в прятки?

Логопед: наши лесные друзья тоже любят и уже спрятались. Пойдемте их искать.

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьи?»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных и закрепление предложно-падежных конструкций на, из-за, за, около, в).

Логопед: Чьи ушки за пеньком видны?

Логопед: Правильно. Зайчик мы нашли тебя. Артем, посади зайчика на пень.

( ребенок выполняет задание)

Логопед: Молодец! А чья же мордочка выглядывает из-за деревьев?

Логопед: Молодцы! Лисичка, мы и тебя нашли. Андрей, посади лисичку около березок. Вот чей-то хвост из дупла виднеется?

Логопед: Правильно! Вот и белочку нашли. Злата посади белочку на ветку. Очень хорошо, молодец.

( ребенок выполняет задание)

Логопед: Ой, ребята, чьи же это следы?

Логопед: вы уверенны? А давайте посмотрим, чьи? Артем, посмотри кто в берлоге сидит?

(ребенок выполняет задание)

Логопед: Здорово, мы всех животных нашли.

Дефектолог: Ребята, пока вы играли в прятки, детеныши диких животных потерялись. Поможем их найти?

( Дети присаживаются на свои места. Дефектолог вызывает по очереди каждого ребенка к коврографу и вместе находят дорожку к потерявшемуся детенышу).

Дидактическая игра «Мамы и их детеныши»

Цель: развитие понятий «вверх», «вниз», «влево», «вправо»

(Педагоги предлагают детям вспомнить, о ком они говорили на занятии, в какие игры играли, какая игра показалась им самой интересной)

Дефектолог: вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали?

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Рабочая программа адресована учителям-логопедам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи. Содержит целевой, содержательный и организационный разделы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Рабочая программа учителя-логопеда300 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 322 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА»

Заведующий МБДОУ №322 Зам. зав. по ВМР

К.А. Мухаматгалеева О.А. Ивлева

«___»____________2016 г. «___»_________2016г.

на 2016-2017 учебный год

Учитель – логопед: Борисова Наталья Борисовна

Возрастная группа: старшая

Образовательная область: коррекция нарушений речи

I. Целевой раздел

1.1. Цель и задачи логопедической деятельности

1.2. Характеристика воспитанников группы

1.3. Диагностика речевого развития детей 5-6лет

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание логопедической деятельности

2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы

учителя-логопеда с детьми 5-6 лет

2.3. Формы обучения, содержание и план реализации

мероприятий логопедической деятельности

2.4. Перспективный тематический план занятий по формированию правильного звукопроизношения и фонематического восприятия, овладению навыками звукового анализа и синтеза

2.5. Перспективный тематический план занятий по формированию и совершенствованию грамматического строя и развитию связной речи

III. Организационный раздел

3.1.Материально-техническое и методическое обеспечение программы для осуществления логопедической деятельности

3.2.Организация предметно – пространственной развивающей

I. Целевой раздел

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о

своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Данная форма речевой патологии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Дополнительные трудности в овладении связной речью обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов – восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в усвоении детьми программы детского сада общеразвивающего вида, а в дальнейшем и программы общеобразовательной школы.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными

государственными образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории.

В данное время актуальной является проблема сочетаемости коррекционной, развивающей программы, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание основной и коррекционных программ.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013г.) и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе ООП ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи; Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. и др.; Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Нищевой Н.В.

  • Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [текст]: учебное пособие/ Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2003.
  • Н. В. Нищева «Занимаемся вместе» в 2-х частях, Детство-пресс, 2016 г.
  • Г.А. Волкова. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. – СПб., 2003.
  • В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. – М., 2000.
  • В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Развитие связной речи», 2010.
  • А.Я. Мухина. Речедвигательная ритмика: авторская методика / А.Я. Мухина. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
  • В.П. Глухов. Формирование связной речи для детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [текст]: учебное пособие/ В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2002.
  • Л.М. Граб Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР [текст]: учебное пособие/ Л.М. Граб. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008.
  • Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Развитие речи, подготовка к освоению письма», 2005 г.
  • Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи», Союз, 2009 г.
  • О. Ю. Филимонова «Развитие словаря дошкольника в игре». Детство-Пресс, 2007 г.
  • О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий». Творческий центр 2010 г.
  • Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», АСТ, 2005 г.
  • Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская «Логосказки», Каро, 2009 г.
  • О. Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина «Энциклопедия логопедических игр», Каро, 2011 г.
  • Л. П. Парамонова «Стихи для развития речи», Каро, 2011 г
  • Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
  • Т. Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. «Обучение связной речи детей 5-6 лет».
  • Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. /автор-сост.Л.Е.Кыласова.

Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности, рассчитана на один учебный год.

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

1.1. Цели и задачи логопедической деятельности

Цель данной Программы – диагностика и коррекция нарушений речевого развития путем разностороннего развития ребенка с речевыми расстройствами. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:

1. Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.

2. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляционной моторики.

3. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

4. Формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.

5. Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией).

1. Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и

словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.

2. Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи.

3. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.

4. Формирование синтаксической структуры предложения.

5. Формирование связной речи.

6. Коррекция нарушений фонетической стороны речи.

7. Коррекция нарушений движений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций.

8. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

1.2. Характеристика воспитанников группы

Группу посещают 20 детей с тяжелыми нарушениями речи:

ОНР – II – 15 детей

ОНР – II- III – 2 ребенка

ОНР – III – 1 ребенок

Системное недоразвитие речи – 1 ребенок

Дизартрия – 12 детей

Моторная алалия – 6 детей

Заикание – 1 ребенок.

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития ( ОНР-II ур. ) активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития ( ОНР-III ур. ) в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

1.3. Диагностика речевого развития детей 5-6 лет

Логопедическое обследование проводится 3 раза в год (сентябрь, январь, май). Данные обследования заносятся в речевую карту. По итогам обследования, на психолого-медико-педагогическом консилиуме обсуждаются результаты диагностики и выстраивается индивидуальный образовательный маршрут каждого из воспитанников, посещающих старшую логопедическую группу.

На этапе завершения логопедической работы в старшей группе дети:

  • Понимают обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
  • Фонетически правильно оформляют звуковую сторону речи.
  • Правильно передают слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
  • Пользуются в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеют навыками объединения их в рассказ.
  • Владеют элементарными навыками пересказа.
  • Владеют навыками диалогической речи.
  • Владеют навыками словообразования: продуцируют названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов; уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее.
  • Грамматически правильно оформляют самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовые окончания слов проговаривают четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляют адекватно.
  • Используют в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.).
  • Владеют элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание логопедической деятельности

Программа содержит описание организации и содержания коррекционно-

развивающей работы в старшей группе.

Учебный год длится в старшей логопедической группе с 1 сентября по 31 мая. 1-я половина сентября – обследование речи детей, заполнение речевых карт, оформлениедокументации.

Логопедические занятия проводятся ежедневно с 15 сентября, согласно сетке занятий. Программа рассчитана на три периода обучения:

  • I период – сентябрь, октябрь, ноябрь;
  • II период – декабрь, январь, февраль;
  • III период – март, апрель, май.

Распределение образовательной деятельности, проводимой в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ компенсирующего вида, определённым СанПиН 2.4.1.3049-13. от 15.05.2013г.

В начале учебного года составлено расписание по осуществлению логопедической деятельности:

8.30-9.00 – Методическая работа (работа с педагогами, подбор дидактического материала)

9.00-13.30 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов

14.30-15.25 – Методическая работа (работа с методической литературой, оформление документации, осуществление взаимосвязи в работе специалистов)

15.25-17.25 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов

17.25-18.30 – Работа с родителями

9.00-9.20 – Организованная образовательная деятельность с подгруппой детей (1-я подгруппа)

9.20-9.30 – Образовательная деятельность с детьми в ходе режимных моментов

9.30-9.55 – Организованная образовательная деятельность с подгруппой детей (2-я подгруппа)

9.55-13.00 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов

8.30-9.00 – Методическая работа (работа с педагогами, подбор дидактического материала)

9.00-13.30 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов

14.30-15.25 – Методическая работа (работа с методической литературой, оформление документации, осуществление взаимосвязи в работе специалистов)

15.25-17.25 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов

17.25-18.30 – Работа с родителями

9.00-9.20 – Организованная образовательная деятельность с группой детей

9.20-13.00 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов

9.00-13.00 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов

Количество фронтальных (групповых) занятий в неделю – 1 занятие.

Подгрупповых занятий в неделю – 2 занятия.

Индивидуальных занятий – ежедневно.

2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы

учителя-логопеда с детьми 5-6 лет

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий по

По форме логопедическая деятельность делится на фронтальную (со всей

группой), подгрупповую (3-5 человек) и индивидуальную.

Групповые формы организации (продолжительность до 25мин) проводятся в утренние часы. Основная цель групповой ООД – воспитание навыков коллективной работы. Обучение детей 5-6 лет приоритетно ориентировано на формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи (1 раз в неделю) и подготовку к обучению грамоте (1 раз в неделю). Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению учителя-логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольника.

Индивидуальные формы работы (продолжительность до 15мин) составляют существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня. Они направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков воспитанников, создающих определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в плане индивидуальной работы с ребенком.

Основная цель индивидуальной работы состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. В индивидуальной ООД учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. В индивидуальной деятельности дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

представлены в виде календарно-тематического планирования групповой и индивидуальной формы организации.

В основе планирования ООД с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится учителем-логопедом, часть воспитателем.

Одно из важнейших условий реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Для обеспечения разностороннего развития детей с тяжелыми нарушениями речи в содержание обучения и воспитания введены 36 тематических событий.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в условиях интеграции с воспитателями и педагогами

Елена Корнильева
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в условиях интеграции с воспитателями и педагогами

Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе учителя- логопеда и специалистов детского сада. В нашем ДОУ работают две группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Для того чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса

Практический опыт показывает, что помимо речевой патологии, дошкольникам свойственны также и другие нарушения в развитии психической сферы. Поэтому для успешной коррекции требуется согласованность действий логопеда и других специалистов. С нашими детками помимо воспитателей работают учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культур, медицинская сестра следит за здоровьем наших воспитанников.

Взаимодействие в работе начинается с психолого-педагогического обследования, которое проводится логопедом совместно с психологом ДОУ. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября учителя-логопеды, воспитатели, педагог-психолог и другие специалисты проводят комплексное обследование развития детей и обсуждают результаты диагностики, затем приступают к планированию коррекционной работы.

Коррекционно-развивающая деятельность представляет единую систему. Основное направление- создание единого речевого пространства, стимулирующего речевое развитие ребенка.

• проведение системы занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные);

• принцип понедельного изучения лексических тем

• создание пространственно-речевой среды в детском саду, стимулирующей речевое развитие ребёнка;

• применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность детей-логопатов

За медицинское обследование отвечает медицинский работник, она все знает о состоянии здоровья наших детей.

Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, снятие тревожности, эмоционального напряжения.

Музыкальный руководитель на занятиях ведет работу по развитию мелкой моторики рук, проводит музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве, а также закрепление лексических тем, что благоприятно влияет на формирование речевых функций у детей с патологией.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре.

Инструктор по физкультуре проводит педагогическую диагностику, развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствует моторные навыки, формирует игровые навыки.

Основную работу по формированию речевых навыков проводят учитель-логопед, а воспитатели включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков.

Перед воспитателями компенсирующей группы стоят следующие задачи:

1. Развитие словаря детей.

2. Закрепление и развитие навыков связной речи.

3. Закрепление навыков правильной речи, полученных на логопедических занятиях.

А так же повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных логопедом звуков, отработка грамматических форм, ежедневная работа над выразительностью речи. В случае необходимости, воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Специфика работы воспитателя в группе для детей с нарушениями речи включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Эти занятия воспитатель проводит во второй половине дня. Ежедневно в тетради взаимосвязи пишется задание для логопедической работы с детьми

Задания на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие мимических мышц, развитие фонематических процессов, развитие лексико-грамматических процессов, развитие связной речи, упражнения на развитие внимания, памяти; упражнения на закрепление поставленного звука.

Для повышения интереса и мотивации детей с речевыми нарушениями в работе используем метод проектов. Так совместно с воспитателями, родителями и детьми мы проводим проекты:

«Послушный ветерок» на закрепление речевого дыхания. Совместно с воспитателями и родителями изговили пособия для дыхательной гимнастики, буклеты для родителей. Мною был проведён мастер-класс для педагогов.

Мини-проект «Дружные пальчики» на развитие подвижности и гибкости мышц пальцев и кистей рук. В течении проекта учились правильно держать карандаш, ручку, штриховать, формировали умение работать на листе бумаги, показывали пальчиковый театр, развивали мелкую моторику рук. Пополнили развивающую предметно – пространственную среду играми, родители связали для нас персонажей пальчикового театра, для родителей изготовили памятки.

Провели мини-проект «Веселый язычок» на развитие интереса к артикуляционной гимнастике. С детьми смотрели презентации, придумывали сказку о веселом язычке, рисовали иллюстрации к сказке, с родителями и педагогами было проведёно практическое занятие.

Проект «Все по порядку» был задуман на формирование у детей навыка построения связного и целостного описательного рассказа.

В работе с детьми использовали наглядные опорные схемы для составления описательных рассказов по различным лексическим темам (мнемотаблицы).

При помощи мнемотаблиц учим стихи, поговорки, чистоговорки, составляем описательные рассказы.

Проект «Гласные буквы» провели для закрепления знаний о гласных буквах.

С детьми мы и лепили из буквы теста, из пластилина, выкладывали из различных круп, выпекали и расписывали буквы, для малышей показали драматизацию «Сказка о красном замке и королевстве гласных звуков».

Подготовили и провели проект «Моя азбука» на развитие способности восприятия образного графического изображения буквы. В течении проекта играли в развивающие игры и упражнений для усвоения образа букв. Ребята с родителями изготовили книжки- малышки «Моя азбука», где иллюстрировали страничку с каждой буквой по мере ее изучения, делали коллаж для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове).

Воспитатели изготовили буквы из бросового материала, оформили выставку –презентацию «Веселая азбука».

Коррекционно-развивающая работа воспитателя с детьми осуществляется на протяжении всего дня.

С целью активизации словаря на прогулке воспитатели используют речевые народные игры, скороговорки, чисто говорки, считалочки.

В процессе изучения лексической темы дети играют в сюжетные игры, при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.

В конце года проводится итоговое занятие – как показатель результативности образовательного процесса.

Взаимодействие между специалистами осуществляется и в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-образовательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

Тесное взаимодействие учителя- логопеда и специалистов позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-логопедической работы по устранению речевых недостатков у детей.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на основе зрительных и жестовых символов

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности снижена чувственная сторона речи детей с нарушением зрения, которая сказывается на речевом развитии в разных направлениях: овладение словарем, понимание смысловой стороны речи и функционального назначения слова. Поэтому логопедическая помощь способствует восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности детей, формированию черт личности.

…Любой дефект психофизического развития в основном проявляется в нарушении связи и отношений между ребенком и окружающей средой…

Речь детей с нарушением зрения является средством общения и выполняет следующие функции: коммуникативную, регулирующую, познавательную. Одним из фундаментальных исследований по проблеме речевых нарушений у слепых и слабовидящих детей является работа Л.С. Волковой, в которой выявлены системные нарушения и показаны факторы, обуславливающие их проявления. Развитие речи у детей с амблиопией и косоглазием имеет свои особенности. Многие предметы и явления окружающего мира воспринимаются только с помощью зрения, а значительное снижение его у слабовидящих детей затрудняет овладение образными выражениями, нарушает эмоциональную окрашенность речи. Поэтому, именно содержание речи и главный ее носитель – словарный запас – должны привлекать особое внимание в работе учителя-логопеда, начиная с младшего дошкольного возраста.

Планирование логопедической работы строится с учетом данных обследования состояния речи детей в сентябре месяце, где выявляются различные уровни сформированности импрессивной и экспрессивной речи. Результаты логопедического обследования констатируют тот факт, что нарушение зрительного восприятия ведет к расстройству речи как целостной функциональной системы и совместное нарушение ее ведущих компонентов (фонетического, лексического, грамматического). Поэтому у большинства детей в младшем дошкольном возрасте в речевой карте стоит логопедическое заключение – Общее недоразвитие речи I уровня (ОНР).

Логопедическая работа строится с учетом ведущих дидактических и специфических принципов – учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы, сохранные компоненты речевой деятельности, учет новизны объема, нарастающей сложности вербального материала. Для реализации задач «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной, специалистами ДОУ разработана поэтапность изучения лексических тем, создана комплексная «Программа взаимодействия участников образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром».

При выборе раздаточного материала учитываем его величину и интенсивность окраски, наличие контура, объемность. Игры и упражнения по формированию лексики и грамматического строя используем традиционные. Словесные игры не требуют особой адаптации, но к настольным и дидактическим играм, картинному материалу и игрушкам предъявляются особые офтальмологические требования. В младшей группе не предусмотрены фронтальные занятия, только индивидуальные и подгрупповые. Если ребенок выполняет практические действия за столом, то место посадки определяем в зависимости от окклюзии. При предъявлении демонстрационного материала строго учитываем расстояние от объекта и индивидуальные зрительные возможности ребенка. Обязательное условие – это выполнение с детьми упражнений, направленных на снятие зрительного утомления (офтальмопаузы), работа на зрительных тренажерах.

В формировании речи детей значительная роль принадлежит участию родителей. Практика показывает, если родители уделяют своему ребенку хотя бы 10 минут в день (закрепление новых слов и понятий, обобщение, согласование, развитие связной речи и т.д.), то это качественно помогает всему процессу обучения и воспитания. Родителям предлагаются игры и упражнения, направленные на развитие лексико-грамматических категорий речи, стихи и потешки с учетом лексических тем. Важно, чтобы ребенка окружала грамотная речь, так как в словарной работе необходимы такие качества речи, как точность, правильность, связность, выразительность.

Таким образом, своевременная логопедическая помощь способствует не только формированию импрессивной и экспрессивной речи младших дошкольников с нарушениями зрения, но и восполняет сенсорную недостаточность, активизирует познавательную деятельность, формирует черты личности.

Литература

  1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – с. 244-268
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [текст] / Под ред. Л. И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 173 с.

Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи о логопедии, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.

Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале “Дошкольник.рф”. Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754). Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru

Мы соцсетях – вступайте в группы – будем рады видеть Вас в наших рядах!

Применение интерактивных технологий в практической деятельности учителя – логопеда
Логопедия
Автор: Ардамина Римма Сергеевна
27.02.2020 15:11

Применение интерактивных технологий в практической деятельности учителя – логопеда

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Под информационными технологиями подразумевают все технологии, которые предназначены для получения, передачи, преобразования, кодирования, анализа информации.

К интерактивным технологиям относятся:

  1. проектные технологии
  2. здоровьесберегающие технологии
  3. компьютерные технологии
  4. игровые воспитательные технологии
  5. детский дизайн и др.
Подробнее.
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ш в подготовительной к школе группе «Поможем Шурику и Соне»
Логопедия
Автор: Пивоварова Евгения Олеговна
27.02.2020 12:25

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ш в подготовительной к школе группе «Поможем Шурику и Соне»

учитель-логопед МБДОУ детский сад «Буратино» п. Горин Солнечного района Хабаровского края Пивоварова Евгения Олеговна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» поселка Горин Солнечного муниципального района Хабаровского края

Цель занятия: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков С-Ш в слогах, словах, и предложениях.

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

  • Уточнение артикуляции и звучания звуков «С» и «Ш».
  • Закрепление навыка правильного произношения звуков «С» и «Ш».
  • Учить дифференцировать звуки «С» и «Ш» изолировано, на материале слогов, слов предложений.
  • Продолжать формирование навыков слогового анализа.
Подробнее.
КОНСПЕКТ ООД в подготовительной логопедической группе. Тема: «Человек»

КОНСПЕКТ ООД в подготовительной логопедической группе. Тема: «Человек»

Цель – заучивание стихотворения Мирясовой В.И. «Язычок»

Задачи:

1. Образовательные:

  • уточнение и расширение знаний о собственном теле
  • обогащение словаря по теме
  • закреплять умение образовывать существительные множественного числа
  • закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  • продолжать формировать образ буквы

2. Развивающие: развивать слуховое внимание, логическое мышление, память, умение высказывать собственное мнение, развитие общей, артикуляционной, пальчиковой моторики, развитие силы голоса;

3. Воспитательные: воспитывать внимательное, заботливое отношение к собственному телу, помогать осознавать ценность своего здоровья.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация», «Развитие речи».

Логопедия
Автор: Хоменкова Юлия Васильевна
25.02.2020 22:21
Подробнее.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Составила: учитель -логопед высшей кватегории категории Екимова Лариса Владимировна МДОУ ЦРР «Д/с №156» город Магнитогорск

Цели занятия:

  1. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы».
  2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов.
  5. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
  6. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжение всего занятия.

Предварительная работа: рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение в природе на прогулке, изготовление шаблонов птиц, чтение стихов о птицах.

Логопедия
Автор: Екимова Лариса Владимировна
14.02.2020 01:13
Подробнее.
Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.

Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.

Хамидова Фарида Феритсовна МБДОУ «Детский сад №82 комбинированного вида» Кировского района г. Казани воспитатель

С первых дней жизни ребёнок требует социализации и любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи взрослого. Социализация происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Ребёнок овладевает речью, получает новые знания и умения, у него формируются собственные убеждения и ценности. [3].

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, не позволяющие вести им полноценную жизнь. Этих детей часто называют «дети с проблемами в обучении». Дошкольное образовательное учреждение является одной из первых ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.

Логопедия
Автор: Хамидова Фарида Феритсовна
11.02.2020 07:21
Подробнее.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р], тема «Транспорт»

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р], тема «Транспорт»

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
  • Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
  • Образование существительных, обозначающие названия профессий, видов транспорта;
  • Закреплять артикуляционные упражнения;
  • Закреплять артикуляцию звука Р и его характеристику;
  • Уметь определять место звука Р в словах (в начале, в середине, в конце);
  • Знать графический образ буквы Р;
Логопедия
Автор: Зайкова Елена Александровна
10.02.2020 21:37
Подробнее.
Мастер- класс на тему: «Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе с дошкольниками»

Мастер – класс на тему: «Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе с дошкольниками»

Чем больше уверенности в движении
детской руки, тем ярче речь ребёнка,
чем больше мастерства в детской руке,
тем ребёнок умнее.

Нарушения звукопроизношения – наиболее типичный речевой недостаток у большинства будущих первоклассников. Недостатки звукопроизношения в последующей жизни ребенка могут явиться причиной: отклонений в развитии псиxических процессов, могут привести к неуспеваемости, спровоцировать формирование комплекса неполноценности, выражающегося в трудности общения, которое будет иметь далеко идущие негативные последствия.

Логопедия
Автор: Комарова Марина Владимировна, Поддубная Мария Александровна
09.02.2020 02:08
Подробнее.
«Сенсорная комната – один из инструментов в работе логопеда с детьми с ОВЗ».

«Сенсорная комната – один из инструментов в работе логопеда с детьми с ОВЗ».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей», 660031, г. Красноярск, ул. Глинки, 15 А, структурное подразделение «Полянка», тел. 262-84-64

Сведения об авторе: Мокина Юлия Михайловна, учитель – логопед МБДОУ № 41, первая квалификационная категория. Красноярск- 2019

В нашем детском саду в практике логопедической работы, оборудование «сенсорной комнаты» используется недавно.

Внедрение его в логопедическую работу связано, прежде всего, с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей в логопедических группах со сложными, сочетанными го дефектами развития, которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы, низкий уровень внимания и памяти.

Логопедия
Автор: Мокина Юлия Михайловна
08.02.2020 11:03
Подробнее.
Методическая разработка по использованию камушков Марбл учителем-логопедом в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.

Методическая разработка по использованию камушков Марбл учителем-логопедом в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.

Зотеева Елена Юрьевна учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 407» г.о. Самара

Слайд 2. Марионилла Максимовна Кольцова (1915 г., Самара – 2006 г.), физиолог, член-корреспондент Российской академии образования, доктор медицинских наук, профессор.

Марионила Максимовна пришла к заключению, что “морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук”. Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М. Кольцовой, “мощным средством повышения работоспособности головного мозга”.

Слайд 3. Дети с ОНР имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико- и артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи) встречается неполноценность динамического праксиса, слухо- и оптико-моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Логопедия
Автор: Зотеева Елена Юрьевна
06.02.2020 23:22
Подробнее.
Конспект открытого занятия. Тема: «Приключения колобка».

Конспект открытого занятия. Тема: «Приключения колобка».

Автоматизация гласных звуков «А», «О», «У», «И» у детей младшего дошкольного возраста с ОНР – 1 уровня.

Прочтение детям русской народной сказки «Колобок».

Просмотр представления кукольного театра по сказке «Колобок».

Цель занятия: Закрепление умения чётко произносить гласные звуки А, О, У, И.

Задачи:

  1. Закреплять знания, умения и навыки по произношению гласных звуков, приобретённые на предыдущих занятиях.
  2. Развивать артикуляционную моторику.
  3. Корректировать общую и мелкую моторику.
  4. Воспитывать у детей чувство сопереживания, желания оказать помощь другому.
  5. Прививать социально-бытовые навыки.

Оборудование:

Кукольный театр «Колобок»; игрушки: медведь, заяц; картинки на артикуляцию звуков; игрушка- «шнуровка»; «вертушка»; мешочки с подарками.

1. Организационный момент.

Ребята, утром, когда люди встречаются, они говорят: «здравствуйте». Давайте и мы поздороваемся.

Дети:

-А вы уже готовы к занятию?

Дети:

Логопедия
Автор: Канаева Елена Григорьевна
29.01.2020 23:10
Подробнее.
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]»

Разработала учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 119»

Кузина Анна Викторовна

г. Нижний Новгород 2019-2020 уч. г..

Цель занятия – сформировать у детей полный артикуляционно-акустический образ гласных звуков [а, у, и, ы, о], установить связь звуков и соответствующих букв.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

– формировать у детей умение различать гласные звуки.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей звуко-слоговой анализ слов (формировать навык фонематического анализа и синтеза)
  • формировать умение определять позиции звуков в словах
  • развивать фонематические процессы

– закреплять понятие «гласный звук».

Коррекционно-воспитательная:

– воспитывать у детей работать в коллективе, слушать и слушать друг друга.

Оборудование: опорные символы и схемы, наборы для составления схем, разрезная азбука, пособие «Звуковой поезд», зеркала на каждого ребенка, тетради, карандаши.

Вид занятия: фронтальное или подгрупповое

Использованная литература: Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 104 с.

Логопедия
Автор: Кузина Анна Викторовна
28.01.2020 20:52
Первая Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 72

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 7 (128) выйдет
1 марта 2020

Читайте также:  Конспект занятия на тему Транспорт + Презентация
Ссылка на основную публикацию