Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на основе зрительных и жестовых символов

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на основе зрительных и жестовых символов

Я надеюсь, что предложенный материал поможет комплексно подойти к проблеме устранения речевых и неречевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Поэтапное формирование умственных действий говорит о том, что мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное.

Поэтому в коррекционной работе учителя — логопеда по моему мнению весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучении навыкам звукового анализа.

Тем более что дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой и зрительной опоре.

Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются малышами с соответствующими звуками родного языка. Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным.

Представленный опыт – это не система приёмов, заменяющих речь, это лишь ряд предложенных детям жестов и зрительных символов, стимулирующих речевую активность и помогающих сформировать основные умения и навыки в коррекционно-развивающем обучении:

1. Зрительные и жестовые символы в работе учителя-логопеда.

2. Приёмы с использованием зрительных и жестовых символов в работе логопеда.

Формирование фонетически правильной устной речи и восприятие звука в словах у 5-7 летних детей с общим недоразвитием речи – одно из наиболее сложных направлений работы, требующих поиска новых методических путей, способствующих более успешному овладению детьми фонетически правильной речью.

А динамическое восприятие материала – один из принципов в организации коррекционно-развивающего обучения. Поэтому в совместную деятельность включаются задания и упражнения, предусматривающие обработку информации различными анализаторами и комплексами анализаторов.

Словесный язык, или вербальная система коммуникации — основное средство общения в человеческом обществе. Но, однако, столь же древне и общение людей с помощью невербальных средств – жестов.

В толковом словаре русского языка слово жест определяется как движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь. (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1997.)

Поэтапное формирование умственных действий говорит о том, что мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное. Поэтому в коррекционной работе учителя — логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучении навыкам звукового анализа. Тем более что дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой и зрительной опоре. Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются малышами с соответствующими звуками родного языка. Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным.

Условные обозначения звуков можно связать с общепринятой символикой (красные квадратики для гласных звуков, синие и зелёные – для согласных). Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, в слогах, в словах, чем согласные. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому на помощь приходят одноцветные картинки – символы, вызывающие у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука. У всех символов согласных звуков цвет должен быть синим или зеленым. А дополнительный к зрительному образу, жестовый символ подкрепляет и обогащает язык.

При выборе условных обозначений для гласных звуков можно опираться на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие и подбирать аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений.

Для этого достаточно обратить внимание ребенка на положении губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Звук (у) губы трубочкой, звук (а) — рот широко открыт …

Таким образом, слуховой и зрительный образы каждого гласного звука создают дополнительную опору восприятию и расширяют звуковую рецепцию.

А для восприятия согласного звука особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Развивать мелкую моторику руки и пальцев рук можно, не только, работая с раздаточным материалом или в тетради, но и используя разнообразные жесты.

Известно, что двигательные и речевые центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. Работа руки стимулирует, подталкивает развитие речи. За жестом легко идёт слово. Часто ребёнку достаточно вспомнить и выполнить жест и на этом фоне всплывает нужное слово (ответ). (Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактиология. М., 2000.)

С точки зрения физиологии двигательный импульс поступает в двигательный центр коры головного мозга, что вызывает работу и соседнего речевого центра. Дети с тяжёлыми нарушениями речи вербальный ответ опережают предложенным и усвоенным жестом руки.

Конечно, жесты в логопедической работе не способны самостоятельно развивать речь ребёнка, однако как вспомогательное средство имеют большое значение. Развитие двигательных навыков идёт параллельно с развитием ориентации ребёнка в пространстве. Это можно назвать пространственно-двигательным общением, используемым наряду с другими кинетическими средствами коммуникации.

Одной из причин, способствующих созданию жестов, стало то, что часть детей не может научиться различать гласные, согласные звуки, путает понятие звук, слог, слово, предложение, затрудняется в позиции определения звука …

Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) по моему мнению, многократно усиливают фонематические представления старших дошкольников, и развивает психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие.

Жесты создавались и накапливались постепенно, многие из них были придуманы вместе с детьми. Использование жестов, символов не даёт детям возможности отсидеться и не ответить, что бывает возможным при вербальном ответе. А у учителя — логопеда, оценив жестовые ответы детей, есть возможность спросить именно того, кто допустил ошибку и разобрать её.

Бывают моменты, когда необходимо проанализировать точные знания большого количества детей, поэтому мы часто не уверены в самостоятельности их ответов. Ребята порой не торопятся отвечать, стараются угадать или повторяют ответы предыдущего ребёнка. Поэтому кроме устных и практических ответов желательно использовать «жестовые ответы», что помогает оценить знания каждого ребёнка с большим процентом достоверности.

Представленный опыт – это не система приёмов, заменяющих речь, это лишь ряд предложенных детям жестов и зрительных символов, стимулирующих речевую активность и помогающих сформировать основные умения и навыки в коррекционно-развивающем обучении. С символами гласных и согласных звуков дети знакомятся постепенно по мере их изучения.

Зрительные и жестовые символы в работе учителя-логопеда.

1. Дифференциация понятий: предложение – слово – слог – звук.

Предложение I____ ____ ____.

Слово ____ (длинная полоска)

Слог __ (короткая полоска)

Звук (красные квадратики для гласных звуков, синие и зелёные – для согласных).

2. Дифференциация понятий «звук – буква».

Звук – правая рука подносится к губам.

Буква – правая рука поднимается на локте вверх, ладонью вперёд.

3. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Гласный звук – красный квадратик.

Согласный звук – синий или зелёный квадратик.

4. Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

Твёрдый согласный – синий квадратик.

Мягкий согласный – зелёный квадратик.

5. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Звонкий согласный – правая рука с растопыренными пальцами согнута в локте и поднята вверх.

Глухой согласный – правая рука с согнутыми крючком и втянутыми в ладонь пальцами согнута в локте и поднята вверх.

6. Артикуляционные зрительные символы гласных звуков.

(а) — рот широко открыт;
(и) — губы в улыбке;
(о) — губы колечком;
(у) — губы трубочкой;
(ы) — губы в более широкой улыбке;
(э) — губы приоткрыты.

7. Жестовые символы согласных звуков.

Взрослый, а за ним ребенок длительно воспроизводят каждый указанный жест и одновременно многократно повторяют соответствующий звук. Жестовый символ в сочетании с зрительным, создают точный и устойчивый образ каждого изучаемого звука.

Согласные звуки предлагаю в порядке увеличения сложности их восприятия.

Звук (п) — девочка плачет (ладони приложить к глазам);
Звук (в) — ветер воет, деревья качает (махи руками над головой);
Звук (ф) — фонтан шумит (движения руками снизу вверх и разведение их в стороны аналогично движению водяных струй);
Звук (б) — колокол звенит (движения правой рукой из стороны в сторону, как при ударах в колокол);
Звук (п) — паровозик пыхтит (круговые движения согнутыми в локтях руками);
Звук (д) — барабан гремит (движения кистями рук как при игре на барабане);
Звук (т) — молоточек стучит (резкие махи сомкнутыми указательным и средним пальцами правой руки);
Звук (г) — гусь гогочет (руки назад, изображая взмахи крыльев);
Звук (к) — каблучки стучат (указательные пальцы опустить вниз, попеременные движения кистями рук: вверх-вниз);
Звук (х) — греем замерзшие руки (расположить прямые кисти обеих рук на уровне рта ладонями к лицу);
Звук (с) — качаем насос (сжатые ладони движутся вверх-вниз);
Звук (з) — комарик звенит (большой и указательный пальцы правой руки сжаты, круговые движения рукой);
Звук (ц) — тише, тише, спит малыш (указательный палец к губам);
Звук (ш) — шарик лопнул, воздух выходит (округленные ладони разводим в стороны, а затем прижимаем друг к другу);
Звук (ж) — пчела жужжит (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, круговые движения правой кистью);
Звук (л) — корабль гудит ( пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля);
Звук (р) — самолет летит. Мотор гудит (вращательные движения согнутыми в локтях руками перед грудью, затем руки, разведенные в стороны, покачиваются, изображая крылья самолета).

8. Позиция звука в слове.

Звук находится в начале слова – квадратик останавливается на левом краю полоски.

Звук находится в середине слова – квадратик останавливается в середине полоски.

Звук находится в конце слова — квадратик останавливается на правом краю полоски.

9. Приём показа на пальцах: сколько звуков в слове, сколько слогов в слове, сколько слов в предложении, сколько предложений в рассказе.

Приёмы с использованием зрительных и жестовых символов в работе логопеда.

1. Назовите картинки. Поставьте вопрос к каждому слову, обозначающему предмет. Объясните, почему поставили этот вопрос.

Изобразите слова предметы графически. Образец: ____

Предметные картинки: мужчина, женщина, бабушка, девочка, волк, ёжик, ворона, рыба.

2. Рассмотрите картинки. Назовите детей по именам. Составьте предложение из двух слов по картинке и схеме I____ ____.

Поставьте вопрос к каждому слову в предложении.

Картинный материал: Девочка прыгает. Мальчик бегает. Девочка пляшет. Мальчик играет. Девочка читает. Мальчик рисует.

3. Покажите, какой звук слышим и произносим в слове – (з) или (зь) и назвать слог с этим звуком.

Словарный материал: роза, ваза, зима, коза, кизил, Зина, заяц, изюм, зубы, озеро.

4. Определите, какой звук – (к) или (г) или оба звука в слове, и показать жестом.

Карточный материал: галстук, магазин, командир, грузовик, гантели, пограничник, градусник, корзина, гамак, магнитофон, фигуристка.

5. Отгадать загадки и показать жестом, какой звук произносим в слове — отгадке первым.

Ночью ей не спится,
В зеркало глядится.
(Луна)

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.
(Буквы)

Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? …
(Цапля)

6. Образовать детёныша животного, определить, какой звук в слове – (ш) или (ж), показать жестом и назвать слог с этим звуком.

Словарный материал: лошадь – жеребёнок, медведь – медвежонок, мышка – мышонок, ёж – ежонок, лягушка – лягушонок, индюк – индюшонок, жук – жучок.

Таким образом, организация коррекционно-развивающего обучения у детей с ОНР должно носить творческий характер и индивидуализироваться в соответствии с речевым дефектом ребёнка. А опыт работы с детьми 5 – 7-летнего возраста убеждает меня в том, что раннее обучение детей основам родного языка, когда у ребёнка ещё сохранено интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения. Это впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе и позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.

Туркина Наталья Владимировна,
учитель-логопед,
НДОУ «Детский сад № 141» ОАО «РЖД»,
город Пермь

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на основе зрительных и жестовых символов

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.

Статья:

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.

Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Инновационные технологии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

— Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

— Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

— Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения,уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Читайте также:  Методическая разработка по обучению детей с ОНР 5 летнего возраста навыкам звукового анализа

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:

• арт-терапевтические технологии;

• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

• современные технологии сенсорного воспитания;

• телесноориентированные техники;

• информационные технологии.

Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии (арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии, а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии., основными функциями которой являются катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

• кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);

мнемотехника;

• креативная игротерапия (песочная терапия).

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:

Прослушивание музыкальных произведений.

Ритмические движения под музыку.

Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

Улучшению общего состояния детей;

Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

Стимуляции речевой функции;

Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

• улучшение общего состояния детей;

• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

• стимуляции речевой функции;

• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);

• формирование навыков словообразования;

• формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ:

• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;

• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

– это комплекс движений,позволяющих активизировать межполушарное воздействие:

• развивают мозолистое тело,

• улучшают мыслительную деятельность,

• способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Однако становится ясно, что логопедический массаж, как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звуков.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым, страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

• массаж орехами, каштанами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж зондами, зондозаменителями;

• массаж приборами Су-Джок терапии.

• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка;

• совершенствование звуковой стороны речи;

• развитие диалогической и монологической речи;

• эффективность игровой мотивации детской речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

• сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

МНЕМОТЕХНИКА

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает в развитии:

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Задачи,которые решаю на занятиях:

• Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• обогащению словарного запаса;

• развитию связной речи;

• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

• развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком:

— Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

— Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.

— У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.

— Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику,необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Приоритетная задача применения компьютера в работе состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для развития фонематических процессов.

Коррекционная логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста.

Татьяна Старкова
Коррекционная логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста.

«Коррекционная логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста».

Тип проекта – долгосрочный. Практико-ориентированный.

Участники проекта – учитель – логопед, дети логогруппы детского сада, воспитатели логогруппы.

Актуальность: важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата,

– губ, языка, нижней челюсти,

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук.

Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание.

Застегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры.

– развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;

-создание условий для предупреждения и коррекции нарушения звукопроизношения у детей через применение артикуляционной гимнастики.

– вырабатывать у детей четкое выполнение артикуляционной гимнастики (позиции губ,

– развивать мелкую моторику у детей;

– развивать мимико-артикуляционные мышцы;

– вырабатывать правильное речевое дыхание и голоса у детей (речевой вдох и выдох);

– развивать эмоциональную сферу у детей (психогимнастика, пластические этюды).

Гипотеза: качественное и регулярное использование артикуляционной гимнастики педагогами в процессе НОД и родителями в домашних условиях с детьми способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе; позволяет подготовить артикуляционный аппарат детей к овладению нормами звукопроизношения родного языка. Использование метода проектов в логопедической работе с детьми старшего дошк. возраста позволит воспитанникам быстрее и легче “присваивать” знания, навыки, которые ребенок приобретает в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

1. Подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормы звукопроизношения родного, русского языка.

2. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи их детей.

3. Активное участие родителей в образовательном процессе детей.

4. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

Эффективность данных результатов

-положительная динамика речевого развития;

-успешная социальная адаптация в МДОУ и в семье;

выработка устойчивой мотивации к самореализации.

– положительная оценка деятельности МБДОУ;

-готовность и желание помочь;

-активизация педагогического потенциала родителей.

-приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;

– овладение родителями регулярной рефлексией достижений ребенка;

-чувство удовлетворенности от совместного творчества.

–положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;

-заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

-удовлетворенность собственной деятельностью;

-повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей через разнообразные формы и методы работы.

-благоприятные условия для профессионального роста педагогов.

Средства достижения поставленных задач:

– использование арт. гимн. в процессе НОД, на прогулке, в повседневной жизни ребенка;

– информационные листы для родителей;

-разработка приемов для развития арт. моторики;

-анализ методической литературы по данной теме.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

– сбор методической литературы;

– изготовление и приобретение методических пособий;

– консультации для воспитателей по теме проекта.

Мероприятия с детьми:

Ежедневное проведение с детьми артикуляционной гимнастики,

пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики.

Проведения упражнений для губ и щек, языка.

Развитие речевого дыхания и голоса.

Развитие речевого выдоха.

Психогимнастика, пластические этюды.

Проведение дыхательной гимнастики по Стрельниковой.

Автоматизация поставленных звуков и слогов в предложениях,стихах, загадках.

Проведение подгрупповых коррекционных занятий по фонематическому восприятию, формирование лексико-грамматических представлений слоговой структуре слова, звуковой

анализ и синтез,

Мероприятия с родителями:

Выступление на родительском собрании “Что такое и для чего нужна артикуляционная гимнастика”.

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики.

Лекторий для родителей “Ох, уж эти трудные слова” (предупреждение нарушений и развитие правильной слоговой структуры слова)

Помощь ребенку в оформлении книжки-копилки “трудных слов”, постепенное, по мере отработки сложных слов, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними.

Мероприятия с педагогами:

Совместная работа воспитателя с детьми по:

Составлению с детьми рассказов по опорным словам.

Придумыванию конца или начала рассказа, сказки. –

Диалогу на заданную тему.

Рассказыванию по воображению.

Придумыванию сказок по набору игрушек и т. д.

Использование дидактических игр воспитателями. Игры. «Конец слова за тобой», «Назови ласково», «Весёлый счёт», «Один-много», «Что забыл нарисовать художник», и. т. д.

Презентация индивидуальных буклетов «Трудные звуки».

Оформление книжки копилки «трудных слов».

Речевой праздник «АБВГДЕЙ-ка» (совместно с родителями).

Родительское собрание “Подведение итогов по реализации проекта”.

Оформление презентации в программе Power Point. Ознакомление родителей с результатами проекта.

Результаты работы над проектом:

Артикуляционный аппарат у детей подготовлен к овладению нормы звукопроизношения родного, русского языка, наблюдается положительная динамика речевого развития у детей.

У родителей повысился интерес к проблеме развития речи их детей, родители активнее участвуют в образовательном процессе вместе с детьми.

У педагогов повысился уровень профессионального мастерства по вопросам речевого развития и воспитания детей через разнообразные формы и методы работы.

Презентация в программе Power Point (ознакомление родителей и детей с результатами проекта)

Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.

Благодаря ежедневной коррекционной работе в логопедической группе у ребёнка развиваются: фонематический слух и фонематические представления;

происходит развитие навыков звукового анализа и синтеза (выделение отдельных звуков); обогащается словарный запас;

Умение произносить и читать слова различной звукослоговой структуры.

Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

Успешная коррекционная работа может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательной активности, при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном уровне сформированности пространственных ориентировок.

Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений.

Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, не утомительной и разнообразной.

А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и не традиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.

В. В. Коноваленко. С. В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. Москва «Издательство ГНОМ и Д» 2004г.

В. В. Коноваленко. С. В. Коноваленко Хлоп-топ-2. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. Москва. «Издательство ГНОМ и Д 2004г.»

Т. В. Калинина. Пальчиковые игры и упражнения для детей.Волгоград: Учитель, 2011г.

Т. А. Ткаченко. Лексико-грамматические представления. Москва. 2008г.

Т. А. Ткаченко. Звуковой анализ и синтез. Москва. 2008г.

Т. А. Ткаченко. Слоговая структура слова. Москва. 2008г.

Т. А. Ткаченко. Фонематическое восприятие. Москва. 2008г. Е. М. Косинова.

Грамматическая тетрадь. Творческий Центр. Москва. 2013г.

Логопедическая игра «Сколько малышей?» для детей старшего дошкольного и возраста Фонематическое восприятие – это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность.

Игра «Брэйн ринг». Логопедическая викторина для детей старшего дошкольного возраста Логопедическая викторина для детей старшего дошкольного возраста «Брэйн ринг» Правила игры. В просторном помещении располагаются столики.

Консультация «Коррекционная программа развития мышления детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста» Пояснительная записка. Данная коррекционная программа предназначена для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста. Задачи.

Читайте также:  Комплекс сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки звука (Р)

Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста. Игровые приемы для автоматизации поставленных звуков Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных.

Коррекционная работа с агрессивными детьми Занятие № 1. Цель: Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей. Ритуал приветствия. Разминка (перед.

Коррекционная работа с детьми подготовительной к школе группы методом сказкотерапии. «Сказка о потерянном настроении» «Сказка о потерянном настроении или в поисках доброго характера» (психокоррекционная сказка для детей старшего дошкольного возраста) Трофимова.

Коррекционная работа с детьми с нарушениями зрения. Стенгазета «Осторожно — огонь!» В процессе знакомства дошкольников с социальной действительностью обязательно следует рассказывать им о правилах пожарной безопасности.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в ДОУ «Комплект рабочих материалов для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ОВЗ в ДОУ.» Педагогическое представление на воспитанника.

Логопедическая викторина для детей старшего дошкольного возраста «Зимушка-зима» Цель: формировать готовность детей к обучению в школе на основе лексического материала «Зима». Задачи Коррекционно-образовательные: – расширять.

Оздоровительная и коррекционная работа с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата посредством подвижных игр Оздоровительная и коррекционная работа с детьми имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата через подвижные игры. С самого.

Организация коррекционно-речевой работы в условиях логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС

Разделы: Логопедия

1. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования содержание образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» находят своё отражение как в общеразвивающей программе детского сада, так и в коррекционной деятельности в условиях логопедического пункта.
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи. Срок реализации – 1 год.

1.2. Цель программы:

– обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей и осуществления своевременного и полноценного личностного развития;
– предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

1.3. Основные задачи коррекционного обучения:

– устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры);
– развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
– развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
– уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников;
– формирование грамматического строя речи;
– развитие связной речи старших дошкольников;
– развитие коммуникативности, успешности в общении.

1.4. Принципы формирования программы

1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего
выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского
о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий
одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог
должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт
возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое
взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

1.5. Характеристики особенностей детей с нарушениями в речевом развитии

На коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми диагнозами, утвержденными ПМПк (или психолого-медико-педагогическим консилиумом детского сада) на начало учебного года:

1.6. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ФФН.

Дети умеют:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • владеют интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ОНР.

Дети умеют:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

Планируемые результаты логопедической работы у детей с НВОНР.

Дети умеют:

  • свободно составлять рассказы, пересказы;
  • владеть навыками творческого рассказывания;
  • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
  • владеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
  • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
  • владеть правильным звуко-слоговым оформлением речи

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ФНР.

Дети умеют:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки

2. Содержательный раздел программы

2.1. Учебно-тематическое планирование:

  • подгрупповые занятия, с детьми старшей группы, имеющими ФФН проводятся 2 раза в неделю;
  • с детьми старшей и подготовительной групп, имеющими ОНР (3-4 у,) коррекционная работа проводится на занятиях в микрогруппах 2-3 раза в неделю;
  • с каждым ребёнком, зачисленным в логопункт, индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения проводится 2-3 раза в неделю.

Задачи по формированию звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий, обучение связной речи, подготовка к обучению грамоте решаются в комплексе на каждом занятии с детьми, имеющими ОНР, у детей с ФФН, ФН каждое занятие включает в себя формирование звукопроизношения, подготовку к обучению грамоте.

2.2. Задачи, планирование логопедической работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи (старшая группа)

Задачи логопедической работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
  • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Планирование логопедической работы

Основное содержание работыI период обученияII период обученияIII период обучения
Звуки
Подготовка к звуковому анализу и синтезу
Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи

2.3. Задачи, планирование логопедической работы с детьми старшей группы, имеющими ОНР ( 3 уровень)

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:

  • понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
  • произносительной стороны речи;
  • самостоятельной развернутой фразовой речи;
  • подготовка к овладению элементарными навыками

Планирование логопедической работы

2.4 Задачи, планирование логопедической работы с детьми подготовительной группы, имеющими НВОНР

Задачи:

  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
  • подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Логопедическая работа

2.5. Задачи, планирование индивидуальных коррекционно-логопедических занятий с детьми, имеющими общее, фонетико-фонематическое, фонетическое, фонематическое недоразвитие речи

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии –дислалии, ринолалии, дизартрии и др.

Задачи коррекционно-логопедических занятий:

  • формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков;
  • постановка, автоматизация звуков;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • отработка лексико-грамматических категорий.

2.6. Мониторинг образовательного процесса

2.7. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

Участниками коррекционно-образовательного процесса в логопедическом пункте являются ребёнок, родитель, учитель-логопед, педагоги детского сада.
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Организационный раздел программы

3.1. Организация деятельности логопедического пункта

Коррекционно-логопедическая работа в логопункте детского сада строится на основе:

– образовательной программы детского сада;
– Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.;
– Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

В логопедическом пункте одновременно занимается 20 детей, сроком, определяемым логопедическим обследованием. Сроки коррекционной работы и частота занятий в логопункте обусловлены тяжестью и структурой речевого дефекта.

Основной формой организации коррекционно-образовательной работы являются занятия, которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.

Занятия с детьми в логопедическом пункте проводятся в часы, свободные от занятий в режиме дня или посредством чередования логопедических занятий с непосредственно-образовательной деятельностью при организации их по подгруппам (с воспитателями и другими специалистами детского сада).

Форма организации занятий – подгрупповая, в микрогруппах, индивидуальная.

Объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Из детей с речевой патологией комплектуются следующие группы:

– с ОНР (111-4 уровень)-3-4 ребёнка;
– с ФФН илиФНР-3-6 детей.

Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиН 2.4.1.3049 – 13.

В соответствии СанПиН продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;

ФФН и ФН (полиморфная дислалия) – 1 год; ОНР-III-IVур.р. – 1-2 года.

С учётом индивидуальных особенностей некоторых воспитанников, состояния здоровья (дети с ОВЗ) сроки коррекционно-логопедической работы могут быть продлены.

3.2. Документация:

  • в период обследования детей логопед ведёт журнал регистрации обратившихся за логопедической помощью;
  • информационные листы с диагностикой речевого развития детей;
  • речевая карта на каждого ребёнка;
  • журнал посещаемости занятий на логопедическом пункте;
  • журнал учёта движения детей;
  • перспективные планы работы, в которых отмечается последовательность работы, её содержание;
  • общий план методической работы на год (Приложение 1);
  • ежедневные планы работы (в виде карточек, конспектов);
  • индивидуальные планы коррекционной работы (Приложение 2);
  • тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения;
  • расписание занятий групп, индивидуальных занятий, утверждённое руководителем учреждения дошкольного образования;
  • паспорт логопедического кабинета или картотека с перечнем оборудования и пособий;
  • отчёт о проделанной работе за год (Приложение 3).

Выступление «Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда по коррекции и развитию речи старших дошкольников»

Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда по коррекции и развитию речи старших дошкольников

Жильцова Евгения Викторовна,

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Вытегорского муниципального района

«Детский сад «Кораблик» общеразвивающего вида»

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

 фронтальных (подгрупповых) занятий;

 занятий подвижными микрогруппами.

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

В основе планирования занятий с детьми с нарушением речи лежат тематический и концентрический подходы. Содержание занятий оптимизировано, что обеспечивает интегрированный характер.

В нашем детском саду проводятся фронтальные занятия интегрированного типа, где решаются одновременно задачи познавательного, социально-коммуникативного, физического развития с доминирующей областью – речевое развитие.

Например, обобщающее интегрированное занятие по теме «Осень – припасиха». Нетрадиционное место проведения – русская изба. Дети, оказавшись в атмосфере старины, знакомятся с названиями кухонной утвари, которую люди раньше использовали. А также играют в голосовые, эмоциональные, речевые и пальчиковые игры со льдом.

Так, на занятии дети отлично показывают свои знания о природных явлениях осени, овощах, фруктах, ягодах, грибах. Запоминают названия- имена существительные и прилагательные, узнают много новых слов: народные названия осенних месяцев, как крестьяне на Руси делали осенью припасы на зиму: какие блюда готовили из репы, гороха, как хранили капусту, ягоды.

Логопедическое воздействие на фронтальных занятиях осуществляется различными методами: наглядными, словесными и практическими.

К практическим методам можно отнести широко используемые в практике работы методы моделирования и метод проектов.

Так, проводятся занятие-путешествие по теме: «Насекомые» с целью развития познавательного интереса детей к развитию речи с помощью способов наглядного моделирования (мнемотаблиц); интегрированное занятие «Кто лучше всех» по лексической теме: «Домашние животные» с использованием карты-маршрута по словным обозначениям.

В нашем саду активно применяется метод проектов. В каждом проекте решается задача речевого развития дошкольников. Например, в проекте «Чтобы дети помнили о войне» проводится конкурс чтецов стихов, посвященный Дню Победы «В военной шинели» с целью повышения речевой активности детей выразительно читать стихи; творческая выставка «Голубь-символ мира» с рассказами детей о поделках, выполненными совместно с родителями. В проекте «Профессии наших родителей» проводится множество экскурсий на предприятия, где работают родители. Затем дети с родителями составляют рассказы и оформляют фото-альбом с приложением. В проекте «Здоровая семья-здоровая страна» родители являются организаторами образовательного процесса: проводят оздоровительные мероприятия для детей, в том числе, утреннюю артикуляционную гимнастику, логозакаливание после сна.

Традиционным является проект « Неделя логопедии». Цель: повышение интереса к логопедии у всех участников образовательного процесса.

Неделя содержит ряд мероприятий не только по развитию речи, но и познавательному и социально-коммуникативному развитию:

-Акция от логопеда «Буква-самоделка» (домашнее задание детям и родителям – изготовить любимую букву из любого материала), по итогам организуется выставка готовых работ (букв) для составления слов и игр детьми.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей зрительной группе. Тема Овощи

-Показ занятия логопеда с детьми по обучению грамоте «Путешествие по стране звуков с Каринкой-Говоринкой» для родителей.

-Интерактивная игра воспитателя с детьми «Знатоки азбуки».

-«Веселая игротека» (речевые и словесные игры с детьми).

-Викторина с детьми «Грамотейка»

-Логопедические посиделки с детьми «Профессии»

-«Скороговоркин вечер» для детей

-Выставка книг по развитию речи и логопедической литературы для родителей.

-Выставка с презентацией логопедических пособий из бросового материала для родителей

-Педагогический клуб «Язык профессионала» (образовательный тренинг для воспитателей детского сада)

-Показ логоритмического занятия с детьми для воспитателей детского сада.

Для того, чтобы дети с нарушением речи проявляли музыкально-эстетические чувства – нужно привить им любовь к музыке и научить чувству ритма. Совместно с музыкальным руководителем проводится логоритмика.

Занятия в подвижных микрогруппах и ндивидуальные занятия позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития у детей. На всех этапах занятия: артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика; автоматизация звуков, используются нетрадиционные и природные материалы.

Кроме занятий практикуются логоразвлечения и логодосуги . В рамках работы с родителями и детьми в разделе: «Мои достижения». Например, в качестве итога изучения гласных звуков в старшей группе детей с нарушением речи проводится логопедическое развлечение «В волшебной стране гласных» , на котором ребята с огромным удовольствием читают стихи, отгадывают загадки, показывают забавные сценки, рисуют и наклеивают буквы, выкладывают гласные из палочек, косточек, бобов и разноцветных крышек. Так дети демонстрируют отличное знание гласных букв, и получают угощения.

Решая задачи речевого развития в интеграции образовательной области «физическое развитие» проводится множество новых форм работы.

Логопоход . Цель: всестороннее развитие детей по различным направлениям: речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное развитие.

Дети собираются на прогулочном участке и проводится игра на концентрацию внимания. В основной части похода дети выполняют задания в командах. Разгадывают «заколдованное слово « МЯЧ » по звукам и выполняют упражнения с мячом. Разгадав загадку слова «МЕШОК», соревнуются команды – бег в мешках. Затем проводится игра «Собери слово» из букв, подвижные игры и чаепитие.

Литературная прогулка – это проведение викторины по произведениям С. Маршака с целью развития интереса к художественному литературному чтению во время прогулки детей.

Игры «Узнай отрывок» из стихотворения Маршака; «Продолжи» стихи; «Отгадай загадки» ; « Знаешь ли ты?» и т.д.

Мастер-класс «Осенняя прогулка» с газетами. Цель: развитие эмоционально-познавательно-речевого интереса у детей к занятиям физкультурой с газетой. Кроме задач по физическому развитию, на мероприятии решались задачи речевого развития, например, развивать у детей мелкую моторику, фонематический слух, подвижность артикуляционных органов, отработать артикуляционный уклад для звука [Ш].

В спортивно-интеллектуальной игре «Форт-боярд» организуется станция «Звуковой ручеек». Участвуют 5 пар: дети с родителями. Нужно вместе (парой) пройти по камушкам, на которых изображены буквы. Ребенок называет букву, придумывает слово на эту букву, а родитель – предложение из количества слов, равное кол-ву лет ребёнку. Затем ключ находят в воде под камушками.

Новые формы работы с родителями воспитанников детской образовательной организации .

Главной особенностью взаимодействия является оказание реальной помощи детям, поддержки и оправдание их ожиданий, своевременное и деликатное информирование об индивидуальном развитии и необходимой коррекции их нарушений.

С целью пропаганды значения системы занятий в коррекции и развитии речи детей организуются практические консультации .

Возможность почувствовать роль педагога, учителя-логопеда, родители участвуют в Дне самоуправлении , посвященном дню дошкольного работника. Логопедическое занятие проводит мама воспитанника.

С целью педагогического просвещения родителей воспитанников о роли дыхания в осуществлении речедвигательной деятельности и важности развития речевого и неречевого вдоха-выдоха у детей; знакомства родителей с различными способами развития речевого дыхания у детей (игры и игровые упражнения); побуждения к эстетической фантазии, воображения, вкуса показан мастер-класс по изготовлению логопедического пособия «Музыка ветра». Готовое пособие «Музыка ветра» используется для работы с детьми в организованной образовательной деятельности (групповой и индивидуальной форме) с целью развития речевого дыхания.

Кроме того, «Музыка ветра» способна украсить интерьер в групповом помещении, создаст атмосферу красоты и эстетики.

Мастерская «Алфавит из фетра»: родители (мамы) шьют буквы алфавита из фетра. Ко дню 8 марта, дню матери оформляются фотовыставки с рассказами о маме.

Выполнение домашних заданий в тетрадях позволяет организовать общение с детьми и родителями вне дошкольной организации.

Техники получения обратной связи в рабочих тетрадях:

Какое задание было выполнять легко, какое сложно и не интересно?

Раскрась картинку, выбрав цвет твоего настроения.

Заштрихуй по образцу. Выбери цвет твоего настроения.

Если выполнять задание было сложно, нарисуй тучку. Если понравилось – солнышко.

Если выполнять задание было интересно, нарисуй голубую медузу. Если сложно – коричнево-красного осьминога.

Обведи в круг твоё настроение. Выбери из пиктограмм эмоций

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов, форм работы предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Разнообразие форм организации коррекционно-образовательной деятельности способствует повышению у детей познавательно интереса к занятиям по развитию речи, развития самоконтроля собственной речи, желания говорить правильно и красиво.

Список литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования”, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

Опыт работы

Специфика работы учителя-логопеда

при коррекции речевых нарушений у дошкольников

с патологией зрения в специальном детском саду

Зрительные нарушения осложняют формирование речи. Зрительная патология отрицательно сказывается на чувственной стороне речи, обедняет смысловую сторону слова и затрудняет его понимание.

От знания этиологии и клинических проявлений речевой патологии у детей с нарушенным зрением зависит эффективность коррекционных мероприятий,

Цель работы : совершенствовать работу по комплексному воздействию на развитие речи у дошкольников с нарушением зрения.

В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи:

1. Определить влияние зрительной патологии у дошкольников на речевое развитие.

2. Раскрыть особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

3. Разработать систему комплексного воздействия на развитие речи детей с нарушениями зрения.

Решение цели и задач должно способствовать повышению уровня развития речи у дошкольников с нарушениями зрения.

Речевые расстройства встречаются у детей с патологией зрения значительно чаще, чем у хорошо видящих детей.

Нарушение речи впрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия с хорошо видящими детьми, при которых сужается сфера для развития двигательно-моторной активности.

Механизм нарушения речи у детей со зрительной патологией

Общая особенность таких детей – нарушение словесного опосредования. Если ребёнок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются чёткие представления о нём. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесённости слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике.

Овладение фонетической стороной речи совершается на основе подражания. Формирование речедвигательных образов, основное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает, так как ребёнок не может видеть артикуляторные движения окружающих его людей. Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводят к тому, что у детей с нарушенным зрением проблемы со звукопроизношением встречаются в 2 раза чаще, чем у хорошо видящих детей.

Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в речи детей слов без конкретного содержания, что приводит к формальному усвоению знаний и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.

Таким образом, зрительная патология отрицательно влияет на доречевое и речевое развитие ребёнка с нарушениями зрения.

Для выявления речевой патологии у детей в первую очередь проводится диагностическое обследование. Необходимо адаптировать диагностический материал так, что бы недостатки зрительного восприятия не сказывались на качестве обследования, согласно офтальмоэргономических требований.

Диагностический материал был адаптирован согласно офтальмоэргономическим рекомендациям, разработанным Осиповой Л.Б., чтобы недостатки зрительного восприятия не сказывались на качестве обследования ребёнка.

1. Допустимая зрительная нагрузка.

2. Тактильная нагрузка.

3. Физическая нагрузка.

4. Освещённость (общая, рабочей поверхности стола).

5. Наличие подставок для чтения, работы.

6. Количество и содержание зрительных гимнастик.

7. Место ребёнка на занятии.

После комплексного обследования проводится совместный консилиум, в котором участвуют: тифлопедагоги, воспитатели, медицинские работники, узкие специалисты. Обсуждаются итоги диагностического изучения, выносится коллегиальное заключение, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.

Вся логопедическая работа с детьми со зрительной патологией строится на общедидактических и тифлопедагогических принципах построения коррекционной помощи детям с нарушениями зрения, в частности:

– учёт первичных и вторичных дефектов;

– опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы;

– формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности;

– широкое использование средств наглядности;

– комплексный подход к решению задач развития речи.

Поэтому в коррекционной работе по развитию речи предусмотрено развитие зрительных функций.

Вся коррекционная логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения осуществляется на фоне специального лечения, которое носит комплексный характер.

Существует несколько этапов коррекции зрения на аппаратах. Зная, на каком этапе лечения находится ребёнок, проводится предаппаратная подготовка.

Обязательным элементом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика. Комплекс зрительной гимнастики также соответствует лексической теме недели.

Таким образом, спецификой логопедической работы с детьми с нарушениями зрения является неукоснительное соблюдение этапов лечения зрительной патологии и офтальмоэргономических требований.

Успешность речевого развития детей зависит от содержания работы ДОУ как целостного образовательного учреждения. Формирование и активизация инициативной речи дошкольников с нарушениями зрения осуществляется путём комплексного многостороннего воздействия силами логопеда, тифлопедагога, воспитателей, родителей.

Деятельность тифлопедагога направлена на формирование предметных представлений и развитие номинативной функции слова, вербализацию сенсорного опыта, активизацию предметной соотнесённости слова и образа.

Совместно с тифлопедагогом мы определяем необходимую словарную работу, где слово должно подкрепляться образом, чтобы исключить вербализацию знаний.

На логопедических занятиях, следуя рекомендациям тифлопедагога по развитию зрительного восприятия, используются картинки с силуэтным, контурным, зашумлённым изображениями.

Тифлопедагог на индивидуальных занятиях, решая свои коррекционные задачи, опирается на мои рекомендации: следить за поставленными звуками, обогащать словарь детей по данной теме, развивать связную речь при описании сюжетных картин.

Вся работа строится на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и коррекционной программе для специальных детских садов 4 вида под редакцией Л.И. Плаксиной. В программе под редакцией Л.И. Плаксиной предусмотрено раннее ознакомление детей с буквами: элементы печатания и обозначение звуками. Развитие зрительной памяти способствует формированию более устойчивого зрительного образа, поскольку буквы это категория отвлечённая и их понимание детьми со зрительной патологией встречает сложности.

Использование таблицы Сивцова для проверки у детей остроты зрения предполагает знание детьми печатных букв и их обозначения звуками в речи, таким образом, готовим детей к восприятию этой таблицы, что облегчает врачу проверку остроты зрения.

В результате проводимой работы удаётся устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления у дошкольников и устно-речевую базу для овладения элементами грамоты.

Оборудование кабинета и адаптация пособий к группам зрительной нагрузки является неотъемлемой частью комплексного воздействия на развитие речи у детей с нарушениями зрения.

Весь используемый в работе дидактический материал адаптирован к зрительным возможностям детей с нарушениями зрения.

Реализуя систему по комплексному воздействию на развитие речи дошкольников с нарушениями зрения, отмечается хорошая положительная динамика в коррекции речи у детей.

Комплексное воздействие логопеда, тифлопедагога на детей с нарушенным зрением является необходимым для успешного речевого развития детей.

Занятия тифлопедагога создают основу для логопедических занятий, обогащая сенсорный опыт детей, подготавливая их к восприятию предметов и их изображений, развивая познавательные процессы. Логопед корригирует и обогащает словарный запас, полученный на занятиях тифлопедагога, специальными методами формирует речевые умения и навыки, заботится о сохранении зрительного здоровья детей.

Получается неразрывная цепочка педагогических воздействий, результатом которых является и правильная речь, и улучшение зрительных диагнозов, и развитие психических познавательных процессов. Результаты опыта работы могут найти применение в педагогической практике, в методической помощи логопедам, тифлопедагогам, воспитателям, родителям.

Данный сайт, размещённый по адресу http://luchlogoped.43-ozr.edusite.ru/ является персональным сайтом

учителя-логопеда Сизиковой Э.Ю., введён в действие 20.12.2009г.

Настоящий ресурс может содержать материалы 3+

План работы районного методического объединения учителей-логопедов и педагогов-психологов на 2019-2020 учебный год

План работы районного методического объединения учителей-логопедов и педагогов-психологов на 2019-2020 учебный год

Цель работы методического объединения:

1. Совершенствовать проведение коррекционной работы в ДОУ

2. Содействие профессиональному росту и самореализации педагогических работников, повышение профессиональной компетентности в рамках реализации направлений Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Задачи:

1. Продолжить работу по повышению профессиональной компетенции педагогических работников для обеспечения эффективности и качества дошкольного образования.

2. Содействовать повышению профессионального мастерства учителей-логопедов ДОУ при проведении мастер-классов и других активных форм презентации опыта работы.

3. Оказание методической и практической помощи педагогам.

4. Формирование творческого потенциала личности педагога через активное участие в работе методического объединения района, мероприятиях различного уровня.

Заседание РМО № 1

Место проведения: МБДОУ «Солнышко»

Дата проведения: 2 октября 2019 года

Форма проведения: мастер-класс

Тема: «Осенний лого-марафон»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в организации коррекционно-развивающей работы

Направление: коррекционно-развивающая работа с детьми

Возраст: старший дошкольный

Адресность: учителя-логопеды, педагоги -психологи, логопед-дефектолог.

Ответственный: Сабирзянова И.Р.

1. Проведение мастер-класса (система взаимодействия узких специалистов в решении коррекционно-развивающих задач, с использованием современных педагогических технологий).

2. Влияние эмоционального состояния на речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста (Педагог-психолог).

3. Организация, проблемы, перспективы развития коррекционной деятельности учителей- логопедов и педагогов-психологов.

Заседание РМО № 2

Место проведения: МБДОУ «Милэшкэй»

Дата проведения: декабрь

Форма проведения: творческая мастерская

Адресность: учителя-логопеды, педагоги -психологи

Ответственный: Хайруллова Р.А.

Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с речевой патологией».

Презентация опыта работы «Взаимодействие педагога-психолога и логопеда-дефектолога в процессе коррекционно- развивающей деятельности»

Цель: знакомство с простыми и эффективными формами приобщения детей к диалогу.

1. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с ОНР.

2. Особенности работы с детьми ЗПР, ТНР и с детьми с аутистическим спектром .

3. Формирование межличностных взаимоотношений со сверстниками у детей с ОНР дошкольного возраста Овладение простыми и эффективными формами общения.

4. Обмен опытом, итоги работы МО.

Заседание РМО № 3

Место проведения: МБДОУ «Аленушка»

Дата проведения: февраль 2020 год

Форма проведения: открытое занятие

Адресность: учителя-логопеды, педагоги-психологи ,логопед-дефектолог.

Ответственность: Волкова Л.А.

Тема: « Интегрированная работа учителя-логопеда с педагогом –психологом в ДОУ»

Цель:Оптимизация и совершенствование новых форм совместной работы в коррекции речи детей и осуществление максимально эффективной педагогической поддержки воспитанников.

1. Просмотр педагогического коррекционно-развивающего мероприятия с детьми .

2. Игровой подход в формировании коммуникативных умений и навыков у дошкольников .

Заседание МО № 4

Место проведения: МБДОУ «Йолдызкай»

Дата проведения: апрель 2020 год

Форма проведения: творческая мастерская

Возраст: средний и старший дошкольный возраст

Адресность: учителя-логопеды ,педагоги-психологи, логопед-дефектолог

Ответственный: Сафина Л.А.

Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русского народного творчества в различных видах детской деятельности»

1. Представление опыта работы коллегам по представленному направлению.

2. Развитие речи детей посредством приобщения к народному фольклору.

3. Обмен опытом, итоги работы МО.

4. Итоги работы РМО за2019-2020 учебный год и составление плана работы на новый учебный год .

Ссылка на основную публикацию