Артикуляционная гимнастика – доступно, интересно, эффективно

Семинар – практикум для воспитателей «Артикуляционная гимнастика в детском саду»

Семинар – практикум для воспитателей «Артикуляционная гимнастика в детском саду»

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Артикуляция также связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы)

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.

Наиболее подвижным речевым органом является язык, который состоит из корня языка, спинки и кончика языка. Кончик языка может за нижние зубы ( как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам ( как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р), подниматься к нёбу (как при звуках ш, ж, щ).

Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние верхние и нижние зубы (с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперёд (ш,ж) и т.д.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные.

При проведении артикуляционной гимнастики нужно учитывать следующие моменты:

— Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения;

— движения должны быть точными;

— плавность и лёгкость движения предполагают движения без толчков, подёргиваний, дрожания органов; движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.

— темп движений вначале должен быть замедленный, можно регулировать при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп должен стать произвольным – быстрым или медленным.

— переключение к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

— дозировка количества повторений упражнения зависит от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей. Если на первых занятиях иногда приходится ограничиваться несколькими повторениями, то в дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20.

— артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии

— проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка- образ. Картинка служит образцом для подражания какому-нибудь предмету или его движениям

— не все дети овладевают двигательными навыками одновременно. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять упражнение.

— артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).

В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические — удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.

К статическим относятся:

— «иголочка» (они служат для формирования артикуляционного уклада)

-«лопатка-иголка» (важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи)

Правильному выполнению артикуляционной гимнастики помогает и развитие пространственного восприятия. Ребёнок, зная названия частей своего тела и легко ориентируясь в них, чётко и правильно выполняет артикуляционные упражнения.

Знания частей тела и лица можно закрепить в играх и упражнениях. Попросите ребёнка показать ( и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.

Можно в быстром темпе называть и показывать части тела и лица, пытаясь «перехитрить» ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать «запрещённую» часть тела или лица.

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, нужно выяснить, как ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую или левую руки.

Так в игре «Весёлые фигуры» детям даются поручения. Например:

— правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой глаза

— левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой – за левое

— левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на пятку и т.д.

Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы:

  1. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляции. ( «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Рыбка», «Часики», «Качели» и т.д.)
  2. Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков ( «Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Почистим зубки», «Накажем непослушный язык»)
  3. Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков и звуков [Р] и [Л] ( «Лошадка», «Ма ляр», «Вкусное варенье», «Болтушки», «Дятел», «Барабанщик», «Грибок», «Иголочка», «Спрячем конфетку» и т.д.)

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.

В 1 младшей группе ещё не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Основная задача – проведение работы по овладению детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха, необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основных качеств голоса (силы, высоты); на уточнение произношения гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т.д.)

Во 2-ой младшей группе знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата:

— губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой.

— нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот.

— язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.

— упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов)

— упражнения для развития подвижности нижней челюсти

— упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»)

— упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка»)

В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать языке широким и узким.

Чаще выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка («Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык»)

Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения : «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк».

В старшей группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся лёгкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.

В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка. Для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков:

И-У, Э-О, И-О, Э-У, И-Э, У-О

Эта работа способствует также развитию у ребёнка фонематического слуха.

Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки, в сказке происходят чудеса, и звуки преображаются. Приведу пример некоторых считалок и сказок.

Считалка: раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.

Два – подуем в дудочки, губки, словно трубочки.

Три – на губки посмотри, улыбаемся на «три».

На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».

Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать.

Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.

Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.

Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь»

Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.

Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.

Сказка «Язычок и Змейка»

Это артикуляционная игра — сказка, которая с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата, как для исправления речевых дефектов, так и для их профилактики.

Жил-был язычок. (Высунуть язык.)

Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)

Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать острый язык и забирать обратно.)

— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.

И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)

А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.)

Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)

Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)

Нарвали корзину грибов. ( Удерживать язык, присосав его к небу.)

И поскакали домой. ( Щелкать языком.)

Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное варенье… клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша пополнили.

Использование картинок-образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение. Рассмотрим картинки-образы, представленные в презентации.

По картинкам-образам можно быстро и легко придумать артикуляционные сказки.

Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов);

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков;

К данному семинару разработана презентация. Презентацию могут использовать как воспитатели, так и родители. В презентации — цели и задачи артикуляционной гимнастики для каждой возрастной группы детского сада, наглядно представлены основные артикуляционные упражнения.

учитель-логопед

Нурмухаметова Лариса Рафиловна

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 1

село Бураево» муниципального района

Бураевский район Республики Башкортостан

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников
статья по логопедии на тему

Даны рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики16.72 КБ

Предварительный просмотр:

« Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии:

М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

  • Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
  • Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. В дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата. Им доступно выполнение простейших артикуляционно – двигательных и мимических упражнений. Например « часики», «качели», « окошко», « улыбка». В начале логопед учит детей выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течении некоторого времени. Это требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов. С этой целью широко используется игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, спички, камушки, бусы… Затем логопед знакомит детей с динамическими упражнениями: «лошадка», «маляр», «вкусное варенье». Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом перед зеркалом. Логопед обращает внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение органов артикуляции. В старшем дошкольном возрасте логопед знакомит детей с такими названиями, как нёбо, альвеолы, уздечка. Детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «грибок», «гармошка», «кучер»….

Существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик.

В этих комплексах органично сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Помимо развития подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки чётких артикуляционных позиций губ и языка, такая структура позволяет решить ряд других задач, а именно:

  • улучшить координацию движений пальцев рук;
  • выработать правильное речевое дыхание;
  • развить интонационную выразительность голоса;
  • научить выражать свои чувства и эмоции;
  • совершенствовать пластику движений.

Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения у детей. .

При работе придерживаемся следующих аспектов:

  • В нашем детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, на НОД логопеда и воспитателей, а также в режимные моменты, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
  • Продолжительность видов деятельности в режимные моменты или так называемые « пятиминутки»:
  • 1 минута – развитие мелкой моторики;
  • 1 минута – развитие дыхания и голоса;
  • 1 минута – развитие мимики;
  • 2 минуты – развитие артикуляции;
  • Артикуляционная гимнастика проводится в группе в течении дня 2-3 раза, сидя перед индивидуальным зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
  • Комплекс упражнений сочетает в себе статические и динамические упражнения.
  • При выполнении новых упражнений обязательно закрепляются старые.
  • Перед артикуляционными упражнениями используются дыхательные, голосовые, мимические.

Комплексы артикуляционной гимнастики, для сохранения интереса и поддержания мотивации ребёнка к НОД соответствуют годовому тематическому планированию. А также используется язычок в форме варежки, которая надевается на ведущую руку взрослого и ребенка; при этом рука и язык выполняют синхронные движения. То есть рука (варежка) помогает движению языка и проведению артикуляционной гимнастики – метод биоэнергопластики.

Практика проведения артикуляционной гимнастики у дошкольников с нарушениями речи в системе здоровьесбережения в образовательном учреждении

Дата публикации: 20.04.2017 2017-04-20

Статья просмотрена: 1338 раз

Библиографическое описание:

Антонова Л. Н. Практика проведения артикуляционной гимнастики у дошкольников с нарушениями речи в системе здоровьесбережения в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 15-18. — URL https://moluch.ru/archive/149/41591/ (дата обращения: 28.02.2020).

В статье представлена практика проведения артикуляционной гимнастики c применением нетрадиционных упражнений, разработанных автором, у старших дошкольников с нарушениями речи в системе здоровьесбережения в образовательном учреждении.

Ключевые слова: практика, артикуляционная гимнастика, дошкольники, нарушения речи, образовательное учреждение

В настоящее время в системе образования происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, что побуждает педагогов и специалистов к поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.

Преодоление нарушений речи, а в частности нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной возникновения трудностей в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

В многочисленных исследованиях отечественных дефектологов подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи, в особенности, формирования произношения звуков (А. Н. Гвоздев, Б. М. Гриншпун, Н. И. Жинкин, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, С. С. Ляпидевский, О. В. Правдина, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичёва, Г. В. Чиркина и др.).

Данные последних лет свидетельствуют, что при поступлении в группу с тяжёлыми нарушениями речи у 60–70 % детей выявляется общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом. У таких детей страдает произношение не только согласных раннего и позднего генеза, но также нарушены и гласные звуки. Своевременное устранение недостатков произношения помогает предотвратить трудности, во-первых, в социальной адаптации ребёнка, поскольку любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и со взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы, во-вторых, в овладении навыками чтения и письма. Перед нами как специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Для этого требуется понимание сути речевого расстройства, осмысленный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. А также необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты, поскольку формирование правильной речи — это часто сложный и трудоёмкий для ребёнка процесс.

В своей практике мы пришли к выводу, что важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. «Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики» признан рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М. Е. Хватцев, М. Ф. Фомичёва и другие) [1, 2].

Под артикуляционной гимнастикой понимают «совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе» [3].

Целью артикуляционной гимнастики является «выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков» [4].

Вся система артикуляционной гимнастики включает в себя два вида упражнений:

  1. Статические подготовительные упражнения («Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Трубочка»).
  2. Динамические подготовительные упражнения («Часики», «Лошадка», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Маляр», «Катушка», «Грибок»).

В нашей практике мы проводим артикуляционную гимнастику в групповой и индивидуальной форме.

Артикуляционная гимнастика, проводимая в групповой форме имеет цель: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и обеспечить их мышечную активность, поэтому в неё включаются упражнения доступные всем детям и для мышц, которые обеспечивают работу языка, нёба, гортани. Такая гимнастика применялась народными целителями, как гимнастика для горла, в частности, Ириной Александровной Васильевой, исходившей из простейшего соображения: горло здорово, когда его ткани хорошо снабжаются кислородом крови. Обеспечивается эта подпитка мышечной активностью, то есть необходимо, чтобы мышцы, благодаря которым работают язык, нёбо, гортань чаще напрягались. Для этого мы включаем такие упражнения, как:

− «Лошадки». Цокать языком громко и быстро 10–20 секунд.

− «Ворона». Беззвучно произносить «каааар» и с закрытым ртом. 6 раз.

− «Колечко». Напряжённо скользя кончиком языка по нёбу стараться дотронуться до маленького язычка, заворачивая язычок в колечко, сначала с открытым ртом, затем с закрытым. Повторить 6 раз.

− «Лев». Стараться дотянуться язычком до подбородка. Повторить 6 раз.

− «Зевота». Зевнуть несколько раз с закрытым ртом, как-бы скрывая зевоту от окружающих. Повторить 6 раз.

− «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой. Попробовать вращать губами. Дотянуться губами до носа, затем до подбородка. Повторить 6 раз.

− «Смех». Вызвать искусственный смех: произносить ритмично «ха-ха-ха», положив ладонь на горло, чтобы ощутить насколько напряжены мышцы.

Проведённый анализ заболеваемости детей острыми респираторными заболеваниями показал, что снизился уровень заболеваемости с 6-ти до 3-х человек в месяц (от общего количества – 18 человек). Таким образом, мы убедились, что такого рода артикуляционная гимнастика действительно является оздоровительной.

Артикуляционную гимнастику, проводимую в индивидуальной форме, выполняют сидя, так как в таком положении прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Лучше это делать перед зеркалом. Упражнять следует лишь нарушенные движения и только те, которые нужны для постановки нарушенного звука.

Помимо традиционных упражнений артикуляционной гимнастики, указанных в литературе, мы разработали и используем нетрадиционные: силовые артикуляционные упражнения, упражнения с сопротивлением, так называемую миогимнастику.

При гипотонусе мышц щёк, губ предлагаем выполнять упражнение:

− «Улыбка с сопротивлением». Ребёнок растягивает губы в «оскале», логопед ладошками медленно с силой гладит щёки ребёнка в направлении к кончику носа, пытаясь «сломать улыбку», а ребёнок старается удержать улыбку. Повторений 5–7. Затем ребёнок сам своими ладошками, совершая движения в направлении к кончику носа, пытается «сломать улыбку». Повторений 5–7.

При подготовке к постановке свистящих звуков предлагается, например, выполнить упражнения:

− «Наведи порядок в домике язычка». Логопед прячет свой указательный пальчик, завёрнутый в тонкую тканую салфетку, за нижними резцами во рту у ребёнка, а ребёнок, растягивая губы в «улыбке-оскале» кончиком языка пытается вытолкнуть пальчик логопеда из-за своих нижних резцов. Чем крепче логопед удерживает свой пальчик за зубами ребёнка, тем эффективнее выполнение этого упражнения. Повторений 6–8.

− «Горка с сопротивлением». Ребёнок кончиком языка упирается в свои нижние резцы, растягивая губы в «улыбке-оскале», а логопед своим указательным пальчиком, завёрнутым в тонкую тканую салфетку совершает надавливающие движения на кончик языка ребёнка. Язычок сопротивляется, не уступает своей позиции. Чем сильнее сопротивляется язычок, тем больший эффект достигается при выполнении этого упражнения. Повторений 6–8.

При подготовке к постановке шипящих звуков и [р] предлагается, например, выполнить упражнения:

− «Наведи порядок в домике язычка на полу». Логопед прячет свой указательный пальчик, завёрнутый в тонкую тканую салфетку за верхними резцами во рту у ребёнка, а ребёнок, растягивая губы в «улыбке-оскале» кончиком язычка пытается вытолкнуть пальчик логопеда. Рот ребёнка широко открыт, губы в «оскале». Повторений 6–8

− «Травинка с сопротивлением». Ребёнок кончиком языка упирается в верхние резцы, а логопед указательным пальцем, завёрнутым в тонкую тканую салфетку надавливает на нижнюю поверхность кончика языка. Язычок сопротивляется и не уступает своей позиции. Рот ребёнка широко открыт, губы в «оскале». Повторений 6–8.

− «Задень язычок-струнку». Рот ребёнка широко открыт, губы в «оскале», кончик языка упирается в верхние резцы. Логопед своим пальчиком, завёрнутым в тканую тонкую салфетку задевает за правый край язычка, пытаясь «оторвать» кончик языка от верхних зубов, а язычок с силой удерживается ребёнком. Повторить 6–8 раз. Затем аналогично логопед задевает за левый край язычка, стараясь его «оторвать» от верхних зубов, а язычок опять сопротивляется.

Все упражнения проводятся в игровой форме, что способствует поддержанию интереса у детей к артикуляционной гимнастике.

Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Этого можно достичь, если привлечь родителей к ежедневному выполнению с детьми артикуляционных упражнений дома. Для достижения этой цели мы проводим: консультации с родителями, как групповые, так и индивидуальные; мастер-классы по обучению родителей упражнениям артикуляционной гимнастики.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает:

− улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

− улучшить подвижность артикуляционных органов;

− укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

− научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

− увеличить амплитуду движений;

− подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Результаты применения предлагаемых нами нетрадиционных артикуляционных упражнений приведены в таблице.

Результаты применения нетрадиционных артикуляционных упражнений

Периоды

До применения нетрадиционных артикуляционных упражнений

После применения нетрадиционных артикуляционных упражнений

«Артикуляционная гимнастика». Педагогический проект

Анна Сенич
«Артикуляционная гимнастика». Педагогический проект

Педагогический проект (познавательно-эмпирический).

«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Автор проекта: учитель-логопед д/с «Огонёк», Сенич Анна Николаевна.

Тема проекта:

«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников”.

Актуальность выбора темы проекта.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь педагогов.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие). Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.

Объект проекта: процесс формирования артикуляционной моторики у дошкольников.

Предмет проекта: комплекс специальных упражнений артикуляционной гимнастики, направленный на развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.

Цель проекта: сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.

Задачи:

1. Расширение и углубление теоретических знаний по разделу звуковая культура речи.

2. Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

3. Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.

4. Изучение, обобщение и внедрение в практику опыта коллег.

5. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.

Гипотеза: Если в системе педагогической работы, направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.

Ожидаемый результат:

1. Использование нетрадиционных и игровых приемов для развития артикуляционной моторики будет способствовать формированию правильного звукопроизношения дошкольников.

2. Повышение квалификации, профессионального и педагогического мастерства педагогов детского сада.

3. Повышение рейтинга МДОУ.

Этапы реализации :

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

Участники проекта: воспитатели детского сада, дошкольники разных возрастных групп, логопед, логопеды детских садов города Надыма.

Сроки реализации проекта: 12 месяцев

Предполагаемый продукт проекта:

• оформление альбомов по артикуляционной гимнастике (комплексов для определенных видов нарушений в звукопроизношении (Л, ЛЬ, Р, РЬ, С, З, Ц, Ш, Ж, Щ);

• организация выставки «Артикуляционная гимнастика»;

• презентация проекта на методическом совете логопедов детских садов города Надыма;

• популяризация на интернет ресурсах методической литературы по теме среди родителей и воспитателей ( http://www.maaam.ru , www.оgonek-nadym.ru ., «одноклассники. ru» – группа «Огонёк»).

• участие в телевизионной программе «Оранжевое утро» (Практикум по артикуляционной гимнастике) (СМ. : E-mail: trc_nadym@mail.ru , nst@nadym.ru №538 от 13.10. 2014)

Стратегия осуществления проекта

1 этап: подготовительный.

Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

Подготовка дидактических пособий и презентаций.

2 этап: основной.

Проведение артикуляционной гимнастики – включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.

I. Работа с воспитателями.

1. Беседа о значимости артикуляционной гимнастики, рекомендации по ее выполнению и проведению.

Цель: сформировать у воспитателей представление о необходимости внедрения артикуляционной гимнастики в педагогический процесс; выработать практические навыки проведения артикуляционной гимнастики у воспитателей с детьми.

2. Использование в работе по подготовке речедвигательного аппарата традиционных и нетрадиционных логопедических методов и средств воздействия: «Веселые истории для артикуляционной гимнастики»; сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка (использование игрушки – бегемотика Жужи); адаптированные сказки («Язычок в зоопарке», «Язычок на прогулке», «Котик»)

Цель: заинтересовать педагогов новыми приемами для осуществления традиционных способов проведения артикуляционной гимнастики; на практике изучить педагогические приемы и провести мастер-класс для воспитателей младших и средних групп

3. Участие в телевизионной передаче «Оранжевое утро» в целях пропаганды логопедических знаний и эффективности проведения артикуляционной гимнастики. (СМ. : E-mail: trc_nadym@mail.ru , nst@nadym.ru №538 от 13.10 2014)

Цель: привлечь внимание общественности к проблемам логопедии и вызвать интерес к проведению артикуляционной гимнастики в целях профилактики речевых нарушений.

4. Внедрение в практику новых технологий – «Артикуляционная гимнастика и компьютер»

Цель: апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по использованию артикуляционной гимнастики в воспитании правильного звукопроизношения. (СМ. : speechteach@yandex.ru )

II. Работа с родителями.

1. Консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного звукопроизношения;

Цель: профилактика речевых нарушений.

2. Выступление на родительских собраниях «Что такое и для чего нужна артикуляционная гимнастика»;

Цель: пропаганда логопедических знаний в целях профилактики речевых нарушений.

3. Создание комплексов упражнений с учетом нарушенного звукопроизношения (индивидуально, вклеивается в тетрадь для домашних заданий) ;

Цель: осуществление личностно-ориентированного подхода для коррекции речевых патологий.

4. Практикумы по освоению навыков проведения артикуляционной гимнастики со своими детьми;

Цель: закрепление умений в использовании практических приемов и средств для проведения артикуляционной гимнастики

5. Создание презентаций (Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» для детей)

Цель: сформировать у родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики.

6. Мастер-классы родителей по презентациям в вечернее время.

Цель: воспитание звуковой культуры речи, чувства гордости и сопричастности в педагогическом процессе.

7. Пропаганда проведения артикуляционной гимнастики как эффективного средства для правильного формирования звукопроизношения через социальные сети ( http://www.maaam.ru , www.оgonek-nadym.ru ., «одноклассники. ru» – группа «Огонёк»).

III этап: заключительный.

1. Работа с детьми – слайды по сказкам про весёлого Язычка.

Цель: выработка правильных артикуляционных поз, развитие подвижности органов артикуляции.

2. Задания родителям и детям – сочинение своих сказок про весёлого Язычка с использованием любимых артикуляционных упражнений;

Цель: совершенствование навыков связной речи, укрепление сотрудничества с родителями средствами совместного творчества

3. Организация выставки в музее детского сада. Посещение выставки детьми и родителями.

Цель: закрепление полученных навыков.

Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.

5. Презентация проекта на методическом совете логопедов города.

Цель: обобщение опыта работы по проекту и популяризация деятельности детского сада.

Ключевые понятия.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем- и детям, и взрослым- научиться говорить правильно, четко и красиво.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика.

– совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика Из опыта работы могу точно сказать, что артикуляционная гимнастика для наших детей логопатов является основой всех основ. Мы знаем, что.

Артикуляционная гимнастика 1. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить.

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях Предлагаю Вашему вниманию комплекс артикуляционной гимнастики, который можно использовать перед пением на музыкальных занятиях и в индивидуальной.

Артикуляционная гимнастика — это не скучно! С первого взгляда кажется, что гимнастика это скучные упражнения, которые ребенок должен делать каждый день. Но это не так! Десятки известных.

Артикуляционная гимнастика Упражнения для языка: логопедическая зарядка. Логопедическая зарядка на звук[м] Артикуляционная гимнастика: Для челюсти: – сомкнуть.

Фотоотчет «Пальчиковая и артикуляционная гимнастика» Уже с давних времен было известно влияние воздействия руки на мозг человека. Речевая область в головном мозгу расположена рядом с двигательной.

Информационный буклет. Артикуляционная гимнастика. Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделится информационным буклетом для родителей логопедической группы. Он выполнен в программе.

Консультация для педагогов ДОУ «Артикуляционная гимнастика» Консультация для педагогов на тему: «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Учитель-логопед МКДОУ №10 г. Элиста Ванькаева.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика Не подлежит сомнению тот факт, что неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Нарушения звуковой стороны речи отрицательно влияет на формирование и развитие фонематической и лексико-грамматической стороны речи, что.

Артикуляционная гимнастика для детей

Каждый родитель желает своему ребенку красивой и правильной речи. Один из ее признаков — четкое и чистое звукопроизношение.

Для того, чтобы научить ребенка хорошему, качественному произношению, родителям стоит обратить внимание на артикуляционную гимнастику.

В этой статье мы описываем виды артикуляционных упражнений и требования к их проведению. Рассказываем о том, как подобрать для ребенка комплекс артикуляционной гимнастики в зависимости от задач (например, научить произносить звук Р или увеличить подвижность губ и языка) и возраста (от 2 до 7 лет) и поясняем, как сделать занятия увлекательными и интересными.

Что такое артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.

Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.

Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.

Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.

В каких случаях необходима артикуляционная гимнастика

Чтобы помочь малышу быстрее освоить звукопроизношение, родители могут заниматься с ним дома самостоятельно.

При этом важно соблюдать требования к выполнению упражнений, чтобы не навредить речи ребенка. И, конечно, нужно подбирать артикуляционный комплекс соответственно возрасту и возможностям малыша.

Обычно детям в 1, 5 — 2 года рекомендуют посетить логопеда. Специалист уточнит, соответствует ли норме речевое развитие малыша, присутствуют ли нарушения речи. Он может посоветовать комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, по которому родители смогут сами проводить занятия с ребенком.

Логопеды работают и в детском саду. На занятиях они исправляют нарушенное звукопроизношение у ребенка и улучшают артикуляцию. Родителям стоит тренироваться с ребенком дома, закрепляя эффект от занятий со специалистом.

Правила проведения артикуляционной гимнастики

Для того, чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил.

  • Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения виде игры.
  • Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
  • Гимнастику не стоит проводить чаще 2-3 раз в день.
  • Артикуляционный комплекс выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут.
  • В занятии может быть 3-4 уже отработанных упражнения и одно новое.
  • Для самых первых занятий не надо делать более 2-3 упражнений.
  • Не нужно повторять артикуляционное движение более 5 раз за подход.
  • Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка.
  • Взрослому надо стоять/сидеть за ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем маленькое).
  • Сперва упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно.
  • Упражнения в комплексе даются от простого к сложному.
  • Родитель контролирует правильность выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например, подвинуть язык в сторону ложкой или другим безопасным предметом.
  • В артикуляционный комплекс нужно включить и динамические, и статические упражнения.
  • При выполнении статических упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10 счетов.

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ

В четком и правильном произношении огромную роль играют язык и губы. От их подвижности, натренированности и гибкости зависит умение держать органы речевого аппарата в нужном положении, а, значит, и правильно произносить звуки.

Комплекс для развития мышц губ

  • «Улыбка». Надо растянуть губы в улыбке и удерживать их в таком положении.
  • «Улыбка зайчика». Ребенок может представить, что он зайчик, который грызет морковку передними зубами. Затем пусть «зайчик» улыбнется так, чтобы были видны все зубы. При этом верхняя челюсть стоит на нижней, не перекрывая ее.
  • «Трубочка». Губы вытягиваются вперед трубочкой, как будто это хобот слона или трубочка.
  • «Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед. Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы.
  • «Буря». Надо дуть сильной струей выдыхаемого воздуха через трубочку в стакан с водой. Получится «шторм».
  • «Художник». Удерживая губами карандаш, нужно «нарисовать» круг или квадрат в воздухе.

Комплекс для развития мышц языка

  • «Чашечка». Нужно широко раскрыть рот, как можно дальше высунуть язык и загнуть его по направлению к себе так, чтобы он не коснулся зубов.
  • «Лопата». Полностью расслабленный язык высунуть изо рта и удерживать на нижней губе.
  • «Жало». Напряженный язык резко выдвигается вперед, как жало пчелы.
  • «Футбол». С закрытым ртом надо упираться языком поочередно в правую и левую щеки, в зубы, в нёбо и т.д.
  • «Маятник». Высунуть язык и водить напряженным языком вправо и влево, как маятник часов.
  • «Чистим зубы». С закрытым ртом надо «почистить» верхние и нижние зубы.
  • «Лошадка». Изобразить языком, как цокает копытами лошадь.

Комплекс для развития мышц щек

  • «Сытый хомячок». Набирается полный рот воздуха, надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать попеременно правую и левую щеки.
  • «Голодный хомячок». Нужно втянуть щеки внутрь. На первых порах можно помочь ребенку руками.
  • «Лопнувший шарик». Губы плотно сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки надуть. Затем хлопнуть по ним ладонями.
  • «Буря».
  • Выдувать мыльные пузыри 🙂

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков

Комплекс упражнений для свистящих звуков (с, з, ц)

  1. «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы было видно, как верхние зубы стоят на нижних, как будто это заборчик. Про себя говорить звук «И».
  2. «Бублик». Улыбнуться, как при выполнении упражнения «Заборчик». Затем округлить губы и вытянуть их вперед, как бы произнося звук «О».
  3. «Непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить: «Пя-пя-пя». Прикусывая зубами, говорить: «Тя-тя-тя».
  4. «Блинчик». Улыбнуться и держать широкий язык неподвижно, так, чтобы он касался уголков рта, а верхние зубы были видны.
  5. «Остуди блинчик». Исходное положение — как в упражнении «Блинчик». Нужно дуть на “блинчик”, произнося звук «Ф». Щеки при этом не надувать.
  6. «Чистим нижние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончик языка двигается вправо-влево, «чистя» нижние зубы снаружи и внутри. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  7. «Горка». Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнята горкой, а боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Держать 10 счетов, затем покусать спинку языка и «скатиться» зубами по языку вниз.
  8. «Волшебная палочка». Улыбнувшись, открыть рот. Напряженный язык кончиком упирается в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, кладется спичка или счетная палочка. Сомкнуть зубы и с силой выдохнуть воздух, чтобы получился длинный звук «С».
  9. «Футбол». Нужно заранее приготовить кусок ваты и 2 кубика. Пусть ребенок вытянет губы трубочкой и начнет дуть на ватку сильной струей так, чтобы загнать вату между кубиками. Воздушная струя должна быть сильной, не прерывистой. Не нужно надувать щеки.
  10. «Кто дальше загонит мяч?». Надо улыбнуться, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и сдувать кусочек ваты на противоположный конец стола. При этом можно произносить звук «Ф». Важно, чтобы ребенок во время выполнения задания не надувал щеки и не произносил звук «Х» вместо звука «Ф».

Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)

  • «Варенье». Рот немного приоткрыт. Нижняя челюсть неподвижна. Можно представить, что рот намазан вареньем. Широким краем языка нужно облизать нижнюю губу движениями сверху вниз (но не из стороны в сторону!).
  • «Фокус». Приготовить кусочек ваты. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Боковые края языка при этом прижаты к верхней губе, а по центру языка образован желобок. Нужно сдуть ватку, положенную на кончик носа. Важно следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на зубы, а нижняя челюсть была неподвижной.
  • «Приклей конфетку». Широкий язык лежит на нижней губе. На кончик языка кладется тонкий кусочек мармелада или ириски. Нужно приклеить кусочек к нёбу за верхними резцами.
  • «Чашечка».
  • «Парус». Сделать «Чашечку», завести ее за верхние зубы и подуть в нее, на верхние зубы, как бы остужая чай или раздувая парус корабля.
  • «Грибочек». Нужно улыбнуться, приоткрыв рот и показав зубы. Затем прижать широкий язык полностью к поверхности нёба и широко открыть рот. Следует обратить внимание на то, чтобы губы все время улыбались, а боковые стороны языка не опускались. Натянутая подъязычная связка будет напоминать ножку грибочка.
  • «Маляр». Открыть рот и показать зубы. Кончиком языка водить вперед и назад по нёбу от бугорков у верхних зубов — как будто маляр красит кисточкой.

Комплекс упражнений для сонорных звуков (р, л)

  • «Непослушный язычок».
  • «Пароход». Надо приоткрыть рот и произносить звук «Ы», как будто гудит пароход. Кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта, а спинка языка при этом — подниматься к нёбу.
  • «Индюк». Рот приоткрыт, язык лежит на нижней губе и двигается широким передним краем по верхней губе, как бы поглаживая ее. Делать сперва медленно, затем убыстрять темп , добавив голос (должен получиться звук «бл-бл», как будто говорит индюк). Надо следить, чтобы язык был широким, а его движения были четко вперед-назад
  • «Лошадка».
  • «Качели». Нужно улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык с внутренней стороны за нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Затем поднять широкий язык за верхние зубы и также удерживать. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.
  • «Чистим зубы».
  • «Маляр».
  • «Барабан». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося при этом звук «Д-д-д». Сперва произносить медленно, постепенно наращивая темп. В этом упражнении подвижным должен быть только язык. Он не должен быть подвернут. Звук «Д» четкий и сильный, при произнесении нужно ощущать воздушную струю.
  • «Автомат». Открыть рот, улыбнуться. Напряженным языком постучать в бугорки за верхними зубами, произнося при этом звук «Т-т-т» — сперва медленно, затем быстрее. Губы и нижняя челюсть при этом неподвижны. Кончик языка не подворачивается, а при произнесении ощущается выдыхаемая воздушная струя.

Артикуляционная гимнастика по возрастам

Артикуляционная гимнастика в 2 года

В этом возрасте можно делать самые простые артикуляционные упражнения, не дольше 5-7 минут.

Малышам будет особенно интересно заниматься, если взрослый расскажет забавный стишок про язычок или покажет подходящую картинку, при этом задорно выполняя упражнение.

Можно попробовать такие задания.

  • «Прятки». Надо показать язык (высунуть как можно дальше), затем спрятать. Повторить несколько раз.
  • «Маятник».
  • «Буря».
  • «Варенье».
  • «Заборчик».
  • «Лошадка».
  • «Воздушный шарик».
  • «Сытый хомячок».
  • «Дом». Ротик малыша — это «дом». Взрослый стучит по щеке ребенка («Тук-тук»), малыш открывает рот. Взрослый говорит «Пока-пока», и ротик закрывается.
  • «Воображули». Взрослый и малыш перед зеркалом начинают гримасничать — широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губы, показывать язык и т.д.

Артикуляционная гимнастика в 3-4 года

В этом возрасте комплекс упражнений можно немного усложнить. Но он должен оставаться коротким по времени, и в нем нужно чередовать статические и динамические упражнения.

  • «Змейка». Вытянуть напряженный и узкий язык как можно дальше, как будто змейка выползает из норки.
  • «Блинчик».
  • «Маятник».
  • «Чистим зубы».
  • «Качели».
  • «Сытый хомячок».
  • «Голодный хомячок».
  • «Бегемотик». Надо широко раскрыть рот и держать в таком положении 10-15 счетов.
  • «Улыбка».
  • «Трубочка»

Артикуляционная гимнастика в 5-7 лет

К этому возрасту артикуляционный аппарат ребенка достаточно развит, поэтому упражнения могут занимать большее время, чем раньше. Можно оставить предыдущий комплекс упражнений и дополнить его следующими, усложненными, заданиями.

Рекомендуем:

«Веселая артикуляционная гимнастика» Н.А. Нищевой.

Это пособие считается одним из самых востребованных у логопедов и родителей. Здесь представлены артикуляционные упражнения с подробным описанием действий, наглядное изображение положений губ и языка, а также стихотворения и иллюстрации по теме упражнения. Детям наверняка понравится выполнять артикуляционную гимнастику в компании книжных щенка, слоненка или бегемотика.

«Веселая артикуляционная гимнастика» Веселый бегемотик Веселый щенок

Артикуляционная гимнастика в стихах

Существуют стихотворения для занятий артикуляционной гимнастикой. Они помогают разнообразить артикуляционные комплексы и привлекают внимание ребенка. Например:

К упражнению «Маятник»:

Тик-так, тик-так.
Ходят часики – вот так!
Влево тик, вправо так.
Ходят часики – вот так!

К упражнению «Варенье»:

Нашей Маше очень смело
На губу варенье село.
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.

К упражнению «Чистим зубки»:

Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.

К упражнению «Пароход»:

Вывожу язык вперед.
Закушу его — и вот:
«Ы» — так гудит пароход.

Также стоит найти историю о Язычке, с которым происходят приключения. Например, один из вариантов есть в книге Анищенковой Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов». Малышам будет интересно «помогать» Язычку скакать на лошадке или стучать молоточком по заборчику.

Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек
Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Книжки для родителей с артикуляционной гимнастикой

  • Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для дошкольников: пособие для родителей и педагогов», АСТ.
  • Волошина И.В. «Артикуляционная гимнастика для девочек», Детство-Пресс.
  • Волошина И.В. «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», Детство-Пресс.
  • Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в считалках», Гном.
  • Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика», Детство-Пресс.
  • Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика 2», Детство-Пресс.
  • Романова М. «Угадай, кто жужжит». Мозаика-Синтез.

Чтобы научить ребенка правильно и четко произносить звуки, очень полезнос ним заниматься артикуляционной гимнастикой.

Для того, чтобы занятия дали максимальный эффект, нужно соблюдать ряд вышеуказанных правил и требований при выполнении упражнений.

Важно подобрать артикуляционный комплекс, учитывающий возраст ребенка и задачи, которые необходимо решить (укрепить мышцы языка или научить произносить шипящие звуки и т.д.).

Огромное значение имеет интерес малыша к занятиям и ощущение успеха.

Выполняя советы и упражнения, которые мы привели в этой статье, ребенок обязательно научится выговаривать звуки четко и правильно.

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика

Одним из наиболее сложных видов логопедической работы является развитие и коррекция речевых возможностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Малый опыт игровой деятельности, неполноценные знания об окружающем мире, недостаточно сформированный уровень физических способностей не позволяют детям данного возраста заниматься каким-либо делом долго и качественно. Логопед вынужден тратить большую часть занятия на коррекцию поведения, а не речевых расстройств, в результате чего ребёнок не осваивает и половины намеченной коррекционно-педагогической программы. Приведём пример ситуации: Мама 4 летнего плохо говорящего ребёнка: «Все специалисты говорят, что надо заниматься с логопедом, но как только мы приходим на занятия, ребёнок отказывается от выполнения артикуляционных упражнений у зеркала, не может сидеть с ровной спиной, отвлекается, капризничает, начинает баловаться, а то и вовсе демонстрирует негативизм и т. д. Если ему делают логопедический массаж, то он начинает плакать, сжимать зубы, драться, прятаться. С карточками и картинками он хочет играть только по своему, а не по инструкции специалиста». С подобной ситуацией родители и педагоги встречаются не редко. Как же сделать, чтоб подобные занятия были в радость ребёнку, доступны и понятны? А начинать развитие артикуляционных умений необходимо с бытовых навыков гигиены и приёма пищи, используя непроизвольные движения языка, челюсти и губ в виде игр. Приведём примеры некоторых игр:

Ребёнку даём мягкий кусок хлеба или печенье и просим его быстро покусать зубами, а затем губами.

Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

На тарелки лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплёвывает обратно – тьфу.

Ребёнок прикладывает ладошку к губам, пытается её поцеловать и помахать ею. Для изменения игровой ситуации можно Целовать зеркало, игрушку и т. д. для того, чтобы губы лучше складывались и тянулись трубочкой, взрослый надавливает слегка на уголки рта и выдвигает губы вперёд.

Ребёнок набирает в рот воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды в раковину. Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую.

Ребёнок открывает рот. Взрослый сладкую палоску4 засовывает в рот и на внутренней стороне щёк рисует ею линии, кружочки и т. д.

«Полоскание горла, рта»

Ребёнок набирает в рот воды, полощет горло, рот, затем выплёвывает воду.

Чистим зубной щёткой зубы, язык, щёки»

Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, манной кашей, сгущённым молоком или другим продуктом, который не противопоказан ребёнку. Ребёнок берёт тарелку двумя руками и начинает облизывать широким языком, приговаривая: «Аах».

Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара, леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки, восклицая: «Ааа, аам, аах как вкусно!»

Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка, проговаривая ааа. Выполнять нужно быстро и чётко.

Намазываем ребёнку губы вареньем и просим оьлизать их языком по кругу. Либо намазываем только верхнюю или нижнюю губу и просим слизать варенье. Если это упражнение не доступны ребёнку, то просим его просто высунуть язычок наружу, просовывая его между губ и тем самым, слизать варенье.

Взрослый намазывает ребёнку губы вареньем в четырёх направлениях (вверх, вниз, правый, левый угол рта). Ребёнок слизывает варенье по часовой стрелке.

Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребёнок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюни т. д., т. е. активизировать подвижные органы артикуляции.

Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх.

Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.

Просим ребёнка высунуть широкий язык. Дотрагиваемся до середины языка ложечкой или палочкой и делаем небольшое углубление в языке на несколько секунд, как будто чашечку, говорим: «Сейчас я налью тебе чаю, ш-ш-ш». Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.

Также делаем небольшое углубление в языке и начинаем палочкой, смазанной в варенье рисовать маленькие кружочки, как будто закручиваем раковину улитки.

Дам тебе пирога.

Просим ребёнка высунуть широкий язычок. Кладём сладкую палочку по желобку языка (средняя часть языка) от середины до кончика делаем ей небольшой нажим так, чтобы боковые края языка слегка загибались вверх. Затем плавно проводим сладкой палочкой по средней линии языка и вынимаем её изо рта.

Занимаясь ежедневно по 10 минут, можно не только сформировать произвольные основные статические и динамические артикуляционные движения, но и повысить интерес к логопедическим занятиям.

Читайте также:  Речевые трудности у учащихся средней и старшей школы
Ссылка на основную публикацию